Болезни Военный билет Призыв

Почему мы откладываем дела, или Как съесть слона? Как съесть слона. Практические советы

в продолжение темы про пушистые хвосты. Поработав со списком своих незавершенных дел, вы явно обнаружите в них те, которые никак не укладываются в период получаса-часа. Они требуют значительно больше времени и включают многоэтапные действия. Они настолько объемны, что мы порой не знаем, с какой стороны к ним подступиться. Этакие слоны. А так как они еще и не особо срочные, то взаимодействие с ними откладывается и откладывается.
Как правило, это дела, которые на самом деле важные. Да, они не горят по срокам, но они могут качественно изменить нашу жизнь. Они могут вывести ее на новый уровень. Они требуют от нас преодоления и усилий. И поэтому все время хочется выделить для них побольше времени, чтобы заняться ими с толком, чувством, расстановкой. Мы к ним как бы внутреннее готовимся. Набираемся сил.
Да, мы готовимся есть слона вместо того, чтобы уже начать его есть. А если точнее, мы готовимся жить, вместо того, чтобы уже жить.
Мне это тоже очень знакомо. И сейчас передо мной стоит несколько таких слонов. И я уже вторую неделю «держу их в морозилке» вместо того, что начать «разделывать тушу». И это вторая неделя, когда внешний мир со своими делами управляет мной, а не я управляю внешним миром исходя из своих целей. Грустно? Немножко да. Что мной движет, когда я так делаю? Мое стремление к основательности. Порой излишнее. У вас это может быть что-то иное, что-то свое.
К чему я этим делюсь? К тому, что слоны возникают у каждого из нас. Точнее у каждого, кто хочет от жизни большего. Потому, что мы стремимся плыть против течения. И порой течение оказывается сильнее, и мы разрешаем уносить ему нас в сторону. Как в моем примере. Главное, вовремя спохватиться и начать грести в нужном направлении. К своим целям. А если мы хотим большего, то наши цели, как правило, амбициозны. Амбициозны для нас самих на этом этапе жизни. Мы как бы делаем себе вызов. Вызов, а я смогу осилить вот этого слона или нет?
Так вот, вернусь к большим делам (слонам). Их можно осилить, если поглощать их по кусочкам. Разбить большой проект на ряд крупных кусков. А потом каждый крупный кусок разделить еще на несколько мелких. А каждый мелкий на несколько маленьких задач. Получится схемка в виде дерева. И каждые мелкие задачи — это конкретные дела или действия, которые можно сделать методом быстрого отстрела. И там по маленьким кусочкам, вы сами не заметите, как большой слон начинает уменьшаться в размерах.
Главное, начните с того, что найдите каждый день немного времени для продумывания плана «разделки туши», а потом для выполнения задач по слону. Присвойте этой задаче статус приоритетной и выполняйте ее как можно раньше остальных дел. Тогда появится ощущение, что вы живете, исходя из своих интересов.

Почему мы откладываем дела? Кто-то сразу может сказать: потому что нет времени. Но это, как мы все прекрасно понимаем, лукавство. Мы уже обсуждали, что в принципе время есть всегда, просто нужно его найти и посвятить важным для вас вещам.

Классическая теория тайм-менеджмента выделяет 3 основные причины прокрастинации (от англ. procrastination - откладывание, отсрочка; промедление):

1) дело слишком большое и сложное или кажется таковым (так называемый «слон» ). Страшно браться;
2) дело небольшое, но неприятное (так называемая «лягушка»). Неприятно браться;
3) дело требует принятия какого-то решения, но мы не хотим его принимать. Боимся ответственности. («синдром апельсинов» - об этом позднее)

Если обобщить эти причины, получается, что мы откладываем дела, потому что ИЗБЕГАЕМ НЕПРИЯТНЫХ ЭМОЦИЙ И ОЩУЩЕНИЙ

Можно выделить еще несколько частных случаев:
- у дела нет конкретной даты выполнения или она где-то в будущем, поэтому тянем резину, считая, что еще успеем когда-нибудь потом;
- ждем подходящего момента (иногда, кстати помогает, но не стоит злоупотреблять);
- отсутствие четких приоритетов, заполняем день не самыми важными делами, в результате на какое-то дело так и не находится времени.

Итак, раз причина откладывания дел кроется в избегании неприятных эмоций, напрашивается вывод, чтобы делать дела нужно минимизировать неприятные эмоции с ними связанные. В сегодняшнем посте разберемся, как можно наконец-то взяться за большие и сложные дела. Про лягушки и апельсины будем говорить немного позднее.

Поскольку для больших дел принято использовать метафору «слон», то выполнение дела называют поеданием слона. Следуя выбранной метафоре, очевидно, что съесть слона можно только частями, причем достаточно маленькими, чтобы съесть в один присест. Что вытекает из этой метафоры? Дробите свое большое дело на такие кусочки, чтобы поедание одно куска не вызывала у вас ни дискомфорта, ни отрицательных эмоций.

Например, вам предстоит написать большой документ (статью, отчет, диссертацию). Какой маленький кусочек слона можно сделать сходу? Завести в Word документ, сделать красивый титульный лист, набросать структуру документа, вставить уже готовые куски или собранные материалы (если есть), пронумеровать несколько страниц и вот уже начало положено! Главное, что с каждым съеденным кусочком вам все легче и легче двигаться дальше!

С лона можно есть от хобота до хвоста, например, если вы начинаете писать статью с чистого листа и пишите ее от начала и до конца. Но есть еще и метод «швейцарского сыра», когда поедание ведется в произвольном порядке, начиная с самых доступных и легких кусочков, прогрызая дырки в сыре до тех пор, пока ничего кроме дырок не останется. Например, вы уже хорошо знаете, что писать в каком-то разделе документа, вот с него и начинайте.

Давайте теперь переключимся на домашние дела. Например, вам нужно разобрать шкаф. Типичный такой хозяйственный слон. Каждый раз, подходя к шкафу, вы испытываете дискомфорт и угрызения совести. С каждым разом слон разрастается в вашей голове. Попробуем применить метод швейцарского сыра. Выпираем самую доступную полку в шкафу, достаем из нее все содержимое и наводим порядок. Складываем аккуратно нужное, удаляем ненужное, заодно решаем, кому отдать/продать/подарить, заводим пакеты для таких вещей. С большой вероятностью после того, как с одной полкой вы расправились, захочется двигаться дальше. Но можно и остановиться, следующей полкой заняться на следующий день.

Интересно, что часто дела становятся слонами не потому, что они такие уж большие и сложные, а как раз потому, что мы их долго откладываем . Каждый раз, когда мы вспомнили о деле и так его и не сделали, слон ПОДРАСТАЕТ. В результате он может вырасти до поистине гигантских размеров в нашей голове, жуть берет от одной мысли о нем, а если все такие за него взяться, оказывается, что нужно всего пара-тройка часов. Но сколько часов украл этот слон за счет негативных эмоций? Таким образом, откладывание дел очень невыгодно с точки зрения энергетического баланса, а именно эмоциональной энергии. Мысли о несделанных делах отнимают у нас много энергии, создавая лишний негативный фон. В то время как сделанные дела наоборот прибавляют энергии и вносят позитив.

Чтобы перестать откладывать большое дело, разбиваем его на маленькие кусочки (бифштексы) и приступаем к поеданию желательно незамедлительно. Спросите себя, что можно сделать прямо сейчас, чтобы продвинуться в выполнении важного дела? Может быть, сделать какой-то звонок, или, как уже описывалось, завести документ, или, если предстоит навести порядок в компьютере, взять случайную папку и начать разбирать ее. Главное в этот момент не думать о том, какой слон большой .

Кстати, зачастую получается, что на горестные мысли о «несъеденных слонах» у нас уходит в итоге больше времени, чем, собственно, на само «поедание слона». Парадокс!

К поеданию слонов как нельзя лучше подходит пословица «аппетит приходит во время еды». Стоит только начать большое дело, как энтузиазм и воодушевление начинают расти с каждым съеденным кусочком.

Подытожим. Хотите съесть слона? 7 элементов трапезы:
1) Думаем о том, сколько несъеденный слон отнимает у нас энергии;
2) Представляем в деталях, что мы получим в результате поедания слона, включая тот заряд позитива от законченного дела;
3) Не думаем о том, насколько большой слон (реальные размеры мы уже не можем оценить, за время откладывания слон разросся у нас в голове);
4) Режем на мелкие кусочки (делим дело на выполнимые за один присест небольшие задачи);
5) Едим с наиболее приятных и вкусных кусочков (думаем о швейцарском сыре);
6) К поеданию приступаем немедленно;
7) Помним о том, что каждый последующий кусок будет поглощаться с бОльшим аппетитом (в отличие от обычной еды).

Расскажите о своих слонах. Что именно в вашем «хит-параде» долго откладываемых дел? Не пора ли подкрепиться? :-)


Прокрастинация - этот сложный с виду термин на самом деле обозначает стремление откладывать все дела «на потом». «Начну писать проект с понедельника», «позвоню клиентам после обеда», «не могу начать писать курсовую, опять все останется на последнюю неделю», «начну писать статью, чтобы закончить ее за 10 минут до дедлайна», - такой подход к выполнению намеченного знаком практически всем.

Как бороться с прокрастинацией, как перестать откладывать жизнь на потом, не отвлекаясь на мелочи, крадущие драгоценное время?

Основные компоненты прокрастинации

Если вы вместо того, чтобы начать заниматься статьей или важным проектом, путешествуете по страницам социальных сетей или внезапно решили пообщаться с друзьями, или вдруг подумали, что перед написанием эссе неплохо бы было досмотреть сериал, - не отчаивайтесь, вы не одиноки и тоже принадлежите к сообществу прокрастинаторов.

Этому феномену посвящено немало исследований психологов и нейробиологов, под симптомы прокрастинации подведен научный фундамент, и даже существует формула, ее описывающая.

Компоненты прокрастинации:

  • Низкий уровень ожиданий . Вы откладываете выполнение дела, в успехе которого не уверены. Не начинаете использование диеты, потому что сомневаетесь в ее эффективности; не пишете книгу, потому что не думаете, что она будет интересна читателям; не идете записываться на курсы массажистов, потому что уверены, что не найдете работу по этой специальности, и т. д.
  • Откладываемая задача не содержит для вас никакую ценность . Мы избегаем выполнения неприятных для нас дел, особенно если наготове есть альтернативные варианты времяпрепровождения.

    Какая разница, когда будет наведен порядок на рабочем столе (вымыты окна, разобраны документы, заполнена налоговая декларация), днем раньше или днем позже? А пока можно разложить пасьянс (полистать журналы, пропустить по бокалу пива, поиграть в «Танки»).

  • Импульсивность того, кто планирует свое время . Такие люди, горячо отдаваясь одной стороне своей жизни, напрочь выпускают из виду другие проблемы, требующие внимания.

    Не забронировал номер в гостинице заранее, потому что сначала занимался более срочными делами, а потом просто забыл; не подал вовремя документы на повышение квалификации, потому что сначала сдавал проект, а потом навалились семейные проблемы, - многие люди, спонтанно строящие свою жизнь, могут привести достаточно таких примеров.

  • Промедление, отсрочки . Установка примерно такая: чем больше времени до наступления события, тем меньше шагов предпринимается по его реализации. Почти наверняка вам приходилось в спешке заканчивать то, что можно было бы сделать не спеша, причем о сроке сдачи проекта (курсовой, отчета, статьи, книги) вы знали задолго до крайней черты (дедлайна).

    И как неприятно осознавать, что можно было бы сделать работу лучше, ярче, качественней. Этот компонент сильней всего проявляется у импульсивных людей.

Исходя из этих компонентов получено настоящее уравнение, описывающее прокрастинацию:

Как бороться с прокрастинацией, используя эту формулу? Все просто:

  • увеличить веру в успех (долю ожидания),
  • повысить ценность события (сделать награду приятной),
  • уменьшить импульсивность при выполнении,
  • снизить количество времени, затраченного на промедление и отсрочки.
Все эти составляющие вполне возможно сделать такими, чтобы можно было повысить мотивацию для выполнения любой задачи и, в конце концов, побороть прокрастинацию.

Повышение оптимизма

Вот несколько рецептов, как победить прокрастинацию, повышая веру в успешное решение поставленной задачи. Для того чтобы не сомневаться в успехе, можно выполнять такие техники:
  • «Спираль успеха» . Поставьте перед собой несколько вполне достижимых целей, желательно по освоению чего-то нового, и последовательно и настойчиво достигайте их.

    Успех в новом деле мотивирует на успех в решении большинства жизненных задач. Подсознание настроится на успех и проблема, как избавиться от прокрастинации, приблизится к своему разрешению.

  • «Мысленное сравнение» . Сопоставьте две картины: того, к чему вы стремитесь, и картину того, что есть на данный момент. Стимулом станет понимание того, что ситуацию нужно срочно менять.
  • «Заместительная победа» . Здесь требуется заразиться оптимизмом от тех, кто уже узнал секрет того, как перестать откладывать жизнь на потом. Нужно присоединиться к позитивным сообществам, объединениям, читать книги и слушать лекции тех, кто познал вкус успеха.
Эти техники помогут поверить в победу и приблизить ее. Их можно применять вместе или выбрать ту, что вам по душе.

Повышение ценности задачи

Как победить прокрастинацию, если задача, которую нужно выполнить, не важна для вас? Придется эту ценность сконструировать искусственно. Для этого предлагаются такие техники:
  • «Поток». Выполняя скучную задачу, усложните ее, чтобы найти толику интереса для себя. Например, нарезая овощи для консервирования, придайте им замысловатую форму. Придумывая странные игры и задачи, вы войдете в своеобразное состояние потока.
  • «Поиск значения». Найдите связь между выполняемой задачей и любимым делом, построив логическую цепочку. Например: посещение курсов повышения квалификации поможет получить категорию, это приведет к повышению зарплаты. Лишние доходы позволят выделить больше средств для хобби – коллекционирования того, что вам нравится собирать.
  • Занимайтесь неинтересным делом в период боевой готовности организма. Используйте для этого продуктивный период, связанный со своими биоритмами.
  • Нормализуйте свой рацион, отказавшись от мучной пищи в пользу овощей и фруктов.
  • Делайте простейшие упражнения, занимайтесь спортом.
  • Постарайтесь навести порядок в своей рабочей зоне. Даже если вы убежденный сторонник регулируемого хаоса, беспорядок подсознательно влияет на наше настроение.

Импульсивность под контролем

Как не откладывать дела на потом увлекающемуся импульсивному человеку? Здесь тоже существует несколько решений проблемы. Если ваша воля недостаточно сильна, чтобы не поддаваться отвлекающим факторам, нужно просто заблокировать их.

Чаще всего эти факторы – телевизор и интернет, главные враги последовательной работы. Придется их просто отключить, не поднимается рука сделать это самим – попросите об этом одолжении близких. Можно назначить себе ощутимое наказание за невыполнение той или иной задачи и рассказать об этом кому – нибудь, кто сможет проконтролировать ее выполнение.

Ешьте слона по частям

Как перестать откладывать дела на потом, помогая себе правильной постановкой целей? Есть очень простая стратегия – нужно разделить одну большую цель на несколько маленьких. То есть, большого слона съесть непросто, но если это делать каждый день понемногу, то задача очень даже выполнима.

Сроки для выполнения маленьких задач заметно короче, и это помогает начать работу над задачей, что очень часто – самое трудное. «Дорога в тысячу ли начинается с первого шага» - говорит китайская пословица в подтверждение вышесказанному. Выполнив первую маленькую задачу, можно считать, что и большая цель приблизилась. Дальше очередь второго и последующих этапов.

Решая проблему, как перестать , нужно определить, какой из компонентов прокрастинации в вашем случае нуждается в коррекции и воспользоваться полезными рекомендациями.

Инструкция очень серьезная

«Съесть слона» – так называется технология успешного решения очень крупных задач, таких, как, например, выучить китайский язык.
В том, чтобы одному съесть слона целиком (предварительно его хорошенько прожарив) и выучить китайский язык – есть очень много общего. И то и другое, что называется, за раз не сделаешь.
Именно по этой причине появилась технология выполнения очень сложных (растянутых по времени на много дней и даже месяцев) задач под название «Съесть слона».

Уровень сложности: Легко

1 шаг

ПРЕДСТАВИТЬ, если вам предстоит выполнить очень сложную задачу, что эта задача – тот самый большой слон, которого уже поджарили и вам предстоит его съесть.
Представили? А теперь нужно ответить на вопрос – можно ли его слопать за раз?
Нет, как нельзя выучить китайский язык за одну ночь. Но за N раз вполне реально.

2 шаг

ОТРЕЗАТЬ ОТ ЖАРЕНОГО СЛОНА малюсенький КУСОЧЕК. Размер этого кусочка должен быть как раз такого размера, чтобы вы смогли с ним справиться за тот отрезок времени, что у вас есть.
Именно так, я изучаю английский язык – я не могу выучить все правила постановки неопределенных и определенных артиклей за раз, но я могу в день запланировать рассмотрение или самого простого случая применения артиклей, или же какого-то одного сложного дополнения к этому простому случаю.

3 шаг

В ПЕРЕРЫВАХ МЕЖДУ ТРАПЕЗОЙ НУЖНО ОТДЫХАТЬ.
Речь не идет о том, что, отведав кусочек «слонятины», нужно погрузиться в гамак и переваривать пищу целые сутки. Просто нужно сделать перерыв в виде смены занятий. Но твердо знать, что на следующий день (или через день – как запланируете) трапеза должна быть продолжена.
Чтобы съесть слона нужно запланировать очень много времени.

4 шаг

В СЛЕДУЮЩИЙ ПРИСЕСТ СЛОПАТЬ ВТОРОЙ МАЛЮСЕНЬКИЙ КУСОЧЕК.
Вы увидите, что, оказывается, съесть слона – не так уж и сложно, просто по кусочку за один раз.
Дело в том, что очень часто человек пытается решить большую задачу сразу – надрывает свое здоровье, и в конце концов понимает – задачу (типа, выучить китайский язык) решить невозможно.

5 шаг

В третий раз приступаем к третьему кусочку и за себя радуемся – осталось уже меньше.

6 шаг

В N-1 раз понимаем, что нам остался всего один кусочек, но не стоит его лопать сразу. Оставьте его на завтра.
ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ:
Уже после публикации инструкции я попытался найти в инете – кто первым опубликовал эту простую, но полезную технику. Не нашел, но техника очень старая.
В чем главные преимущества этой техники:
1. В том, что когда встречаешь большую задачу, перевод ее в задачу “Съесть слона” делает задачу реально достижимой. Ну и сама техника – лопать по кусочку – правильная (не нарушается закон убывающей отдачи".
2. Ну и, быть может то, что больше всего всем нравится – это легко запоминающаяся ассоциация.
Подвожу итог как автор этой инструкации: до меня всего лишь публиковали методику, я, как мне кажется, раскрыл ее “физический смысл” – использование знаний закона убывающей отдачи – то есть дал объяснение, почему “лекарство реально поможет больному”.

  • Итак, последний кусочек откушали – можно смело приступать к новой слоновой задаче. Успехов!

Как правильно мечтать

· Не ограничивайте себя: мечта может быть сколь угодно глобальной, удивительной или неожиданной — она ведь только ваша.

· Составляйте списки мечт: заносите в них все, что придет вам в голову. Делайте это с удовольствием и постоянно пополняйте список новыми пунктами.

· Сформулируйте цель как можно подробнее. Неправильный вариант: «Хочу играть на пианино». Лучше так: «Сначала я хочу научиться разбирать и играть вальсы Шопена, а затем — джаз».

Мечта или цель?

Для того чтобы размытые мечтания превратились в четкие цели, важно понять разницу между ними. Пока мы не действуем, мечта так и останется фантазией и будет вызывать лишь чувство неудовлетворенной потребности. Психологи называют это состояние фрустрацией и считают его весьма травмирующим и затрудняющим личностное развитие! А если ваши потребности регулярно остаются неудовлетворенными — в итоге возникает тревога, неуверенность в себе.

Но мечта превращается в цель только тогда, когда мы понимаем, что для этого нужно. По мере продвижения вы сами будете замечать свои достижения — и это вселит в вас чувство гордости, повысит уверенность в себе — и поможет достигать все новых целей.

Вы вряд ли бы отправились в путешествие, не зная, где хотите оказаться в итоге. Так же и с целями: в первую очередь придется понять, чего вам на самом деле хочется и как этого добиться. Поняв, чего вы хотите достичь, вы поймете, какие усилия для этого понадобятся. Фактически постановка целей работает как компас, указывающий вам направление: этот процесс помогает вам размышлять о будущем, лучше понять, какой вы хотели бы видеть свою жизнь, разобраться с мотивацией. А начинать придется с самых маленьких шагов.

Лучше всего умеют «есть слона по кусочкам» бизнесмены и спортсмены: ежедневно они делают самые маленькие шаги и получают маленькие результаты, которые в итоге и приводят их к желаемому.

Вот один из профессиональных секретов бизнесменов — метод «Умных целей». Оцените вашу цель по следующим критериям, и это поможет вам правильно поставить задачу.

1. Цель должна быть конкретной, то есть вы должны понимать, чего вы хотите достичь.

2. Цель должна быть измеримой: поймите, сколько страниц в день вы хотите писать, сколько минут или часов в неделю уделять занятиям или упражнениям.

3. Цель должна быть достижимой — вряд ли вы всерьез рассчитываете получить Нобелевскую премию?

4. Цель должна быть актуальной: пусть каждая маленькая задача будет связана с основным замыслом, а не уводит вас в сторону.

5. И, наконец, цель должна иметь временные рамки: вы должны четко понимать, сколько времени вы готовы выделить на ее достижение. На- пример, если это займет более 20 лет, готовы ли вы ждать?

Что такое прокрастинация?


Этим красивым словом психологи называют постоянное, вошедшее в привычку откладывание дел или решений «на потом», тягостный и мучительный процесс, когда вы убеждаете себя, что вот-вот начнете, но это никак не происходит. Многим такое состояние знакомо еще со студенческих времен: мы твердо знали, что читать учебник необходимо не накануне сессии, а в течение семестра, но… В итоге мы приступаем к делу тогда, когда сроки уже вот-вот пройдут, или затягиваем с выбором до тех пор, пока и выбирать-то будет нечего. В результате — стресс, чувство вины и неуверенности в своих силах.

И это никак не связано с ленью: опытный прокрастинатор успевает сделать сотню других дел: разобрать архив фотографией или до блеска убрать квартиру — кроме того самого, главного дела, от которого он отлынивает и которое уже

Вы никак не приступите к делу, потому что…

· Вы не уверены в своих силах, боитесь провала, вам страшно не оправдать ожиданий. Чьих? Скорее всего, своих собственных.

· Ваше задание выглядит слишком глобальным: оценивая его «целиком», вы ощущаете страх и просто не представляете, как к нему подступиться.

· Чувствуете вину и стыд за то, что вы такая неорганизованная и ленивая личность: у других-то всегда все получается вовремя и хорошо, а вы наверняка все сделаете ужасно, всех подведете и вам больше ничего не доверят.

· Вы хотите все сделать идеально — ведь еще в детстве вам говорили что-то вроде: «Если делаешь — делай хорошо». Поэтому вам страшно начинать: вдруг не получится достичь этого (между прочим, мифического) идеала?

· Вас не воодушевляет это занятие, вы не чувствуете интереса, вовлеченности. Ответьте себе на вопрос: зачем вы это делаете? Нужно ли это лично вам? Приближает ли это к мечте?

· Вы сопротивляетесь, выражаете недовольство сложившейся ситуацией и вашим положением. Это похоже на забастовку вашей психики, и это важный сигнал о том, что, возможно, пора что-то менять.

· Ваша тревога не дает вам сосредоточиться на занятии и проявляется на физиологическом уровне: дыхание становится прерывистым, сердцебиение ускоряется, ладони потеют.

· У вас проблемы с мотивацией: возможно, награда или результат расположены слишком далеко от «точки старта».

· Вам легче действовать, когда кто-то вас контролирует или поддерживает, а самостоятельная работа дается вам тяжело.

План действий


Любые насильственные способы борьбы с собой ведут в тупик. Если вы будете заставлять себя или стыдить за лень и бездействие, все останется как есть. Это психологический капкан: чем дольше вы откладываете, тем сильнее чувствуете вину, а вина, в свою очередь, мешает вам действовать. Что же делать?

1. Скажите себе: «Я взрослый человек, я сама несу ответственность за свою жизнь и распоряжаюсь своим временем. Сейчас я не хочу принимать никаких решений, не хочу начинать новых дел. Когда я буду готова — я это сделаю».

2. Расслабьтесь. Идеальных людей, таких, которые всегда выбирают лучший вариант, всегда делают все «на отлично», просто не существует, все имеют право на ошибку

3. Убедитесь, что у вас достаточно времени и пространства для того, чтобы заняться тем, чем хочется, что вас не будут ежеминутно отвлекать и беспокоить. Договоритесь с близкими, что для вас это важно, и попросите помочь вам сосредоточиться.

4. Найдите «доброго критика», который оценит ваши достижения — но исключительно их положительные моменты. Это может быть муж, или подруга, или даже ребенок: сейчас вам нужны похвала и моральная поддержка.

5. Поймите, что, если вы до бесконечности откладываете принятие решения или выбор из нескольких вариантов, вы просто остаетесь ни с чем. Зато, выбирая что-то, вы в любом случае оказываетесь в плюсе — даже если ваш выбор не самый идеальный. И, кстати, почти любое принятое решение можно потом изменить.

6. Уговаривая себя приступить к делу, отвлекитесь от мыслей о его глобальности. Начните с самого малого и самого простого: напишите первую строчку, заточите карандаш, достаньте ножницы, найдите нужную главу в учебнике.

7. Делайте то, что вы делаете, ради удовольствия, а не ради мифических будущих успехов. Например, пятиминутные упражнения на растяжку придадут вашему телу приятный мышечный тонус, а не превратят вас в героиню обложки глянцевого журнала.

8. Позвольте себе с самого начала пользоваться качественными, а не «ученическими» материалами, инструментами, оборудованием. Купите красивую спортивную форму, новые краски, найдите профессиональные курсы. Вы этого заслуживаете!

9. Найдите стимулы, которые станут вашим положительным подкреплением. Обещайте себе награду за каждый пройденный этап — и обязательно выполняйте обещания.

10. Чередуйте работу и расслабление. Это может быть схема «15 минут работы — 15 минут отдыха» или «полезный» час и «бесполезные» полчаса — их-то и проведите в радостном безделье или за чашкой чая.

11. Определите свои приоритеты и поймите, что сейчас для вас по‑настоящему важно. Составьте список и ранжируйте пункты по степени важности, а затем действуйте!

12. Каждую большую задачу разбивайте на много маленьких и двигайтесь небольшими шагами.