Болезни Военный билет Призыв

Почему человечество никогда не отправится к далеким звездам: проблемы покорения вселенной, романтика и реальность. Вопрос ученому: что мешает межзвездным полетам

Как только на город опускается тьма, мы поднимаем головы вверх и смотрим на звёзды. Они ведь есть, хоть и где-то далеко. Такие призрачные и настолько реальные одновременно. Смогут ли люди когда-то отправятся к этим сгусткам энергии или навсегда останутся прикованными к поверхности родной планеты?

Чего мы добились в покорении Вселенной?

На сегодняшний день у человека весьма сомнительные достижения в плане освоения космоса:

  • Не было ни одной пилотируемой мисси к другой планете;
  • Нога человека ступила только на спутник Земли и никуда более;
  • На ближайшее время нет даже запланированных программ по покорению нашей звёздной системы;
  • Подавляющее большинство космических стартов связано с запуском грузов на околоземную орбиту;
  • В окружающем пространстве действует не более десятка исследовательских зондов, посылающих информацию на Землю.

Выходит, что где-то полвека назад человечество думало покорять Луну, но уже на том этапе ретировалось к границам собственной орбиты. Мы запустили международную станцию и периодически доставляем туда космонавтов и всё им необходимое.

Ещё о спутниках можно упомянуть - да здравствует надёжный интернет и навигация. И метеорология ещё, куда без неё. Но ведь всё это лишь игрушки - мы лишь вплотную подобрались к самому космическому пространству, но так и не решились сделать хоть ещё один шаг вперёд.

Почему сворачиваются исследовательские миссии

Как ни странно, космические программы, это очень дорогое удовольствие :

  1. Почти никакой финансовой отдачи космические агентства не получают;
  2. Большинство ракет и кораблей строятся для всего одного использования;
  3. Учитывая необходимый уровень качества и надёжности - производство одной ракеты обходится в десятки миллионов долларов;
  4. Сами путешествия в космосе - прямая угроза для жизни космонавтов, что добавляет дополнительные риски;
  5. Полученная теоретическая информация далеко не всегда имеет практическое применение на Земле.

Короче говоря - готовить космонавтов слишком долго и дорого, а ещё каждый из них может погибнуть в любой момент. Корабль неудачно стартовал, и вся команда сгорела в огромном огненном шаре - перспектива вполне реальная, такое уже случалось.

Да и сами корабли, вместе с ракетоносителями, не только дорого стоят, но ещё и отправляются на свалку истории уже после первого пуска. Представьте, что вы летите на частном самолёте. Каждый раз на новом, ведь после посадки воздушное судно самоуничтожается или это происходит при самой посадке, а вы вынуждены приземляться в спасательной капсуле. Долго сможете полетать, в таких условиях, когда постоянно необходимо покупать не самые дешёвые в мире самолёты?

Непреодолимый барьер

Но это всё лирика, ведь основной ограничитель заключается в другом ‒ до ближайшей звезды несколько световых лет. Чтобы было понятно - свет движется с максимальной скоростью, которая только существует во Вселенной. И даже у него уйдёт несколько лет на преодоление этого маршрута.

Сегодня лишь «Вояджер» является единственным рукотворным предметом, покинувшем пределы Солнечной системы. На это у него ушло порядка 40 лет и это лишь выход за пределы системы, на достижение другой уйдут десятки тысяч лет, при нынешних скоростях. К сожалению, человек смертен и попросту не может ждать столько времени. Цивилизации на Земле существуют примерно столько же, сколько придётся лететь .

Можно заявить, что проблема заключается лишь в текущем уровне развития. И это действительно так, но понимание пришло много десятков лет назад, и за это время не было сделано ничего для разрешения сложившейся ситуации. Да, имеются огромные межзвёздные пространства, но не существует никакого технического решения для их преодоления. И в обозримом будущем, откровенно говоря, они и не появятся.

Физики активно эксплуатируют теорию «кротовых дыр», о том, что отдалённые точки в пространстве могут соприкасаться при определённых условиях. Только на практике ни одной такой кротовой дыры мы так и не обнаружили, да и вероятность подобного «подарка» именно в нашей звёздной системе - не особо велика.

Первые шаги в вопросах колонизации

Теоретически, для достижения любой цели необходимо хоть что-то делать, а не сидеть на месте. Первыми шагами в освоении космоса может быть покорение Марса - планета вполне пригодна для существования, в условиях закрытых ферм и при наличии скафандров. Во всяком случае, до масштабного изменения климата, создания атмосферы и прочих проектов, которые на данный момент кажутся нереальными.

Для начала необходимо создать хоть какой-то форпост в космосе. Можно сказать, что уже сейчас существует станция на орбите, где постоянно обитают астронавты. Но опять-таки, это слишком близко к поверхности Земли. Речь идёт о Луне, а в идеале - о Марсе. Именно с покорения этой планеты может начаться экспансия человечества в другие миры. При условии, что колоссальные пустоты в межзвёздном пространстве будут хоть как-то преодолены.

Прогресс и романтика

Всего несколько столетий назад человек считал, что на облаках расположен рай. За такой незначительный промежуток времени представление об окружающей действительности значительно изменилось и учёные создали множество механизмов, которые наши предки даже представить себе не могли.

Возможно, это ожидает и наших потомков - удивление тем фактом, почему мы сами так поздно додумались до тех или иных технологий.

Свет звёзд: этот образ используется как в романтической литературе, так и в фантастике. Неизменно одно заявление - мы видим отражение, частицу прошлого и свет умерших миров. В этом есть доля правды, если учесть, что от далёких звёзд свет может идти десятки тысяч лет. Но разве это способно остановить стремление человечества к покорению окружающего пространства?

Фантасты дали нам образ - гигантские корабли, движущиеся в межзвёздном пространстве на протяжении десятилетий и даже столетий. Пассажиры, спящие в условиях анабиоза. Для них это путешествие происходит не только в пространстве, но и во времени. Возможно, когда-то будет реализовано нечто подобное. Но скорее всего, учитывая уровень технологий и низкую заинтересованность - космос останется непокорённым.

Мы родились слишком рано, чтобы осваивать звёзды. За будущие поколения говорить сложно, но на своем веку мы вряд ли увидим значимых открытий в этой области. Разве что, если вдруг произойдёт контакт с внеземной цивилизацией.

Видео: что будет, если все население Земли поднимется?

В данном ролике Лев Прокопьев расскажет, что может произойти, если все люди на планеты одновременно покинут Землю:

Космическая ракета, доставившая в ночь с 13 на 14 сентября 1959 г. вымпел Советского Союза на Луну, прош­ла свой путь за 1,5 суток. Приблизительно столько же времени понадобилось американской космической ракете, произведшей в июле 1964 г. перед падением на поверх­ность Луны фотографирование лунных ландшафтов с близких расстояний. При будущих полетах человека на Луну фактор времени не будет играть большой роли. Длительность этого космического путешествия будет меньше длительности многих путешествий по земным маршрутам.

Но уже при планировании полетов на планеты вопрос длительности путешествия становится важным. Чтобы до­стичь Венеры с наименьшей затратой горючего, необходимо около 150 суток, а для достижения Марса около 260 суток. Разумеется, когда будут использованы более эффективные средства тяги, чем те, которые применяются в космических ракетах наших придерживаться маршрута с наименьшей затратой энер­гии отпадет, время путешествия на планеты можно будет значительно сократить. В принципе, жителю Земли будет возможно значительную часть своего месячного отпуска проводить на одной из соседних планет.

Совершенно иначе выглядит проблема полетов к дру­гим звездам и другим галактикам. Здесь расстояния столь огромны, что фактор времени приобретает решающее значение.

Скорость космической ракеты на различных участках пути ограничивается предельным ускорением, которое способны длительное время переносить пассажиры. Кромеe того, скорость ракеты не может достичь скорости света.

Если ракета будет двигаться с постоянным ускорени­ем 10 м/с 2 , то пассажиры будут чувствовать себя пре­восходно. Состояния невесомости не будет, люди будут стоять на дне кабины ракеты точно так же, как они это делали в различных помещениях при обычной жизни на Земле, и будут испытывать совершенно те же физиче­ские ощущения, в том числе и ощущение того же веса отдельных частей своего тела и веса других предметов. Это объясняется тем, что ускорение силы тяжести на Земле также равно 10 м/с 2 (точнее, 9,81 м/с 2).

Но для уменьшения длительности полета нужна воз­можно большая скорость и, следовательно, возможно большее ускорение. По-видимому, здоровые люди могут длительное, время удовлетворительно переносить посто­янное ускорение в 20 м/с 2 . При таком ускорении ракеты вес пассажира, измеренный в кабине при помощи пру­жинных весов, был бы вдвое больше того, который он имел на Земле. Иначе говоря, пассажир чувствовал бы себя так же, как и на поверхности такой планеты, на которой ускорение силы тяжести и, значит сила тяже­сти, вдвое больше, чем на Земле. Дополнительная нагрузка к обычному весу будет при этом равномерно рас­пределяться по всему организму человека, ее будет зна­чительно легче переносить, чем груз, равный весу челове­ка, взваленный на его плечи. Итак, будем исходить из возможного постоянного ускорения 20 м/с 2 .

При таком ускорении на огромных расстояниях ско­рость может достичь очень больших величин. А при больших скоростях классические законы механики, зако­ны Ньютона, становятся неверными. Необходимо исполь­зовать законы, даваемые теорией относительности Эйн­штейна, которые верны для любых скоростей, и малых и больших.

Для выполнения расчетов нам удобнее принять, что во все время движения постоянным остается отношение силы тяги ракеты к ее массе и это отношение равно

Если бы при космических полетах к звездам и галак­тикам действовала классическая механика, то во все вре­мя движения ускорение а было бы постоянным и было бы справедливо равенство

Однако классическая механика неверна, теория относительности дает следующую форму для мгновенного ускорения:

где υ -скорость космической ракеты в данный момент, а с -скорость света. При очень малых значениях скоро­сти υ в сравнении со скоростью света формулы (60) и (61) практически дают одно и то же, но когда υ/с не очень мало, формула (60) уже неверна.

Если бы движение происходило по законам класси­ческой механики, ускорение было бы постоянным и рав­ным b. Тогда скорость υ и пройденный путь S через вре­мя t после начала движения определялись бы известными из школьного курса физики формулами

Но, как мы видим, согласно формуле (58) по мере роста скорости ускорение будет уменьшаться. Вследствие это­го формулы для скорости и пройденного пути в момент t, даваемые релятивистской механикой, т. е. механикой, основанной на теории относительности, другие и имеют следующий вид:

В классической механике предполагалось, что ско­рость тела может становиться сколь угодно большой. Это следует и из формулы (62), в которой по мере увеличе­ния времени tможет неограниченно возрастать и ско­рость υ. Одной из важнейших основ релятивистской ме­ханики является закон невозможности в природе скоро­cти, большей скорости света. Если в формуле (64) неогра­ниченно увеличивать время t, то скорость υ станет расти неограничено: она будет приближаться к скорости света, но никогда не превзойдет ее.

Самым поразительным выводом теории относительно­сти является утверждение, что ход времени в двух дви­жущихся одна относительно другой системах различен. Именно, если в начальный момент, когда космическая ракета покоилась на поверхности Земли, ход времени для ее пассажиров и ход времени для жителей Земли был одинаков, то после того как ракета станет двигаться, ход времени в ней замедлится. Малому промежутку времени t 2 - t 1 на Земле будет соответствовать малый промежуток времени в ракете τ 2 - τ 1 равный

Формула (63) ведет к удивительным выводам. Если космонавты, покинув Землю, будут совершать полеты на больших скоростях, а затем возвратятся на Землю, то окажется, что от разлуки и до встречи времени у них прошло существенно меньше, чем у жителей Земли. Один из близнецов, путешествовавший в космосе, после возвращения окажется моложе близнеца, остававшегося на Земле. Более того, отец, оставивший на Земле малолет­него сына и совершивший космическое путешествие на больших скоростях, может после возвращения на Землю, оставаясь сам еще сравнительно молодым человеком, за­стать сына дряхлым стариком.

В 1895 г. Г. Уэллс написал роман «Машина времени». Из всех фантастических романов писателя этот роман казался самым фантастическим. Однако, как мы видим, путешествие во времени все-таки оказывается возмож­ным. Машиной времени должна служить космическая ракета, развивающая большие скорости в пространстве. Но путешествовать во времени можно только в направле­нии будущего. Путешественник во времени Уэллса мог достичь страны будущего, где жили «элои» и «морлоки», но он не смог бы после этого возвратиться назад, как и не смог бы посетить страну прошлого.

Если движение происходит с постоянным, как мы приняли отношением b силы тяги ракеты к ее массе, то из соотношения (66) можно получить связь между вре­менем t,прошедшим на Земле, и временем τ, прошедшим у космонавтов,

где Агsh есть особая функция, обратная так называемо­му гиперболическому синусу. Таблицы этой функции приводятся во многих математических справочниках. Ка­ким бы не было t по формуле (67) τ получается всегда меньше t причем чем больше t тем существеннее раз­личие между τ и t. Этот эффект иногда называют реля­тивистским расширением времени.

Различие хода времени в движущихся одна относительно другой системах не только предсказано теорией относительности, но и подтверждено в наши дни экспериментами. Например, доказано, что у мюонов (так называются быстро распадающиеся элементарные частицы с массой, равной 207 массам электрона, и единичным положительным или отрицательным зарядом), движущихся медленно, среднее время, протекающее до распада, равно 2,22 10-6 с, а у мюонов космических лучей, движущихся с очень большой скоростью, время распада больше, в
точном соответствии с формулой (67).

В таблице для различных расстояний вычислено вре­мя, необходимое для прохождения их ракетой, у кото­рой отношение силы тяги к массе все время постоянно и равно 20 м/с 2 . Во втором столбце приведено время, которое давала бы классическая механика по формуле (63). На самом деле движение ракеты не будет происхо­дить по законам классической механики, так как дости­гаемые скорости очень большие. По формуле (62) они к тому же получаются во много раз больше скорости света, и мы приводим этот столбец только для того, чтобы по­казать, насколько ошибочны результаты, классической механики в подобных случаях. В третьем столбце вычис­лено время, которое пройдет на Земле до момента дости­жения ракетой указанного расстояния. При b = 20 м/с 2 ракета уже на расстоянии 1/2 пс разовьет скорость, очень близкую к скорости света, и потому на расстояниях во много парсек время, требуемое для полета ракеты, прак­тически равно времени нужному для прохождения света, следовательно, начиная с пятой строки данные в третьем столбце численно равны количеству световых лет в указанном расстоянии.

Но иной промежуток времени будет проходить у пас­сажиров ракеты. Особенно разительно различие для боль­ших расстояний. Так как на больших расстояниях ракета успеет развить скорость очень близкую к скорости света, релятивистское расширение времени будет особен­но велико.

Пользуясь данными таблицы, представим себе путе­шествие к ближайшей нашему Солнцу звезде - а Цен­тавра. На самом деле это тройная звезда. Главный компонент - звезда спектрального класса G4 с абсолютной величиной + 4 m ,7 - двойник нашего Солнца: почти те же спектр, цвет, светимость, масса. Второй компонент имеет спектральный класс К1 (оранжевая звезда), а аб­солютную звездную величину 6 m ,1, светимость ее вдвое меньше, чем у Солнца. Третий компонент носит назва­ние Проксима, т. е. «ближайшая» Центавра. Он чуть ближе к нам, чем два других компонента этой тройной системы, и из наблюдаемых пока звезд является самым близким соседом Солнца. Светимость его очень мала: в 10000 раз меньше, чем у Солнца (М= 15 m ,7). Спектраль­ный класс - М, значит, это красная звездочка, красный карлик.

Эта тройная система, состоящая из желтой, оранже­вой и красной звезд, находится на расстоянии 1,32 пс. Во время путешествия к ней нужно сначала полпути, т. е. 0,66 пс, двигаться с ускорением. На это расстояние ракета потратит, как можно подсчитать при помощи фор­мулы (65), 2,58 земных года, а при помощи формулы (67) мы узнаем, что в ракете протечет 1,13 года. Затем нужно будет, используя ту же силу тяги ракеты, двигаться с замедлением. Тогда к моменту достижения тройной звез­ды а Центавра ракета остановится.

Характер движения на второй половине пути до а Центавра будет как бы симметричным отражением дви­жения на его первой половине. В любых двух точках, одинаково удаленных от середины пути, скорость ока­жется одинаковой. Поэтому и время, затраченное на вто­рую половину пути, будет как на Земле, так и в ракете, то же самое, что и для первой половины пути.

После этого ракета двинется обратно к Земле, снова сначала ускоряя движение, а затем, после прохождения половины пути, замедляя его. К моменту возвращения на Землю у пассажиров в ракете пройдет 1,13 · 4 ≈ 4,5 го­да. Но они убедятся в том, что, на Земле к моменту их прибытия прошло уже 2,58 · 4 ≈ 10 лет.

Для посещения звезды, находящейся на расстоянии 20 пс, например а Треугольника, и возвращения обрат­но, ракете нужна пройти с попеременным ускорением и замедлением движения четыре отрезка, длиною 10 пс каждый. Согласно таблице выше к моменту возвращения у пассажиров ракеты пройдет 2,33 · 4 ≈ 9 лет. Но призем­ляясь, пассажиры ракеты не узнают страны, которую ос­тавили: так велики будут перемены. Они не застанут никого из людей, кого знали - на Земле к моменту при­бытия пройдет 32,9· 4≈ 130 лет и успеют смениться несколько поколений.

Полет к туманности Андромеды, NGC 224, находящей­ся на расстоянии 460 кпс, и возвращение будут проте­кать совсем не так, как это описано в интересной книге И. А. Ефремова «Туманность Андромеды». Путешествие займет у космонавтов около 30 лет, а возвратятся они фактически в другой мир,- на Землю, на которой от на­чала полета прошло около 30 млн. лет.

Огромная экономия времени, протекающего в раке­те, в сравнении со временем, протекающим на Земле, достигается благодаря тому, что подавляющую часть

расстояния ракета движется со скоростью, очень близ­кой к скорости света. В таком случае, как показывает формула (66), промежуток времени τ 2 - τ 1 может быть очень мал в сравнении с промежутком времени t 2 - t 1 .

Вообще таблица показывает, что если обеспечить в течение всего времени постоянное отношение силы тяги ракеты к ее массе, равное 20 м/с 2 , то человеку доступно посещение любых областей обозреваемой нами Вселенной. Даже для достижения отдаленнейших скоплений галак­тик, расположенных на расстоянии 1000 Мпс, потребует­ся только 11 лет «ракетного» времени. Разумеется, воп­рос о возвращении на Землю для таких космических странников окажется лишенным смысла. Разве лишь будет интересно узнать, что произошло с Землей и Сол­нечной системой. Разумнее будет искать годный для оби­тания мир на новых местах.

Все предыдущие расчеты выполнялись в предположе­нии, что можно обеспечить в течение всего, рассматривае­мого времени постоянное отношение силы тяги ракеты к ее массе, равное 20 м/с 2 . Посмотрим теперь, можно ли этого практически добиться? Что покажет энергетический расчет? Легко убедиться, что применяемые в наше время двигатели космических ракет, сжигающие химическое топливо, совершенно непригодны для путешествий к звездам и галактикам.

Важнейшую роль играет скорость ω, с которой обра­зующиеся при сгорании газы вылетают из сопла ракеты. Чем больше эта скорость, тем большее ускорение в противоположном направлении будет иметь ракета. Скорость вылетания газов тем больше, чем выше, температура сго­рания. Температура же ограничивается способностью ма­териала, из которого сделано сопло ракеты, противосто­ять высокой температуре, не плавиться. По-видимому, пределом в этом отношении являются 4000 К. При такой температуре сгорания от некоторых видов топлив можно получить скорость вылета ω около 4 км/с.

В астронавтике известна формула

связывающая m 0 - массу ракеты с топливом, m- мас­су ракеты после сгорания топлива, ω - скорость вылета газов из сопла и υ -скорость, которую приобретет ракета после того как сгорит топливо. Формула эта верна только в рамках классической механики, когда и скорость вылетающих газов и скорость, достигаемая ракетой, очень малы в сравнении со скоростью света. Оба эти условия в данном расчете соблюдаются.

Мы видим, что величина достигаемой ракетой скоро­сти тем больше, чем больше отношение массы ракеты с топливом к ее массе без топлива. Но как велико может быть это отношение? Предположим маловероятное, что удалось построить такую ракету, в которой 0,999999 мас­сы составляет горючее, так что вес после израсходования горючего составит только одну миллионную веса ракеты на старте. Тогда правая часть равенства (68) будет равна 13,8 и, следовательно, если скорость вылета газов равна 4 км/с, ракета сможет достичь скорости 55,2 км/с. Пока не достигнуты очень большие скорости и можно пользо­ваться классической, механикой, постоянное отношение силы тяги к массе ракеты 20 м/с 2 равно ускорению раке­ты. Скорость 55,2 км/с будет достигнута через 2760 с, когда пройденный путь окажется равным 76 000 км. После этого расстояния топливо будет исчерпано, устрой­ство ракеты перестанет действовать.

Таким образом, употребляемый в настоящее время в космонавтике способ сообщения ракете тяги при помощи сгорания химического топлива не может быть применен для полета к звездам и галактикам. Он годен только в пределах Солнечной системы.

Формула (68) показывает, что основная задача состоит в нахождении такого метода создания реактивной тяги, при котором вылетающие частицы имели бы гораздо большую скорость, чем у современных ракет. Нужно, чтобы эта скорость была сравнима со скоростью света или даже равна ей. Идея такой ракеты предложена дав­но. Роль вылетающих из ракеты в определенном направ­лении частиц должны играть частицы света - фотоны, а ракета будет двигаться в противоположном направле­нии. Источником излучения могут быть ядерные реакции и другие процессы, при которых происходит выделение электромагнитной энергии. Трудности связаны с необходимостью получить мощный поток фотонов при сравни­тельно небольшом весе устройства, чтобы употреблявшая­ся в наших расчетах величина b была достаточной. Кро­ме того, нужно оградить устройство от разрушающего действия высоких температур. Пока такой источник энергии не создан. Но он, по-видимому, будет создан.

Чтобы совершить полет до ближайшего соседа, трой­ной звезды а Центавра, и вернуться обратно, можно пред­ложить следующий план. Фотонная ракета движется с ускорением b = 20 м/с 2 , пока ее масса не станет равной половине первоначальной. При этом согласно формулам (69) и (70) будет пройдено расстояние 0,073 пс и разви­та скорость 180000 км/с. После этого двигатель выклю­чается и ракета движется по инерции. Когда в свободном движении будет пройдено около 1,17 пс и до цели останется 0,073 пс, двигатель снова включается, но уже на торможение. Ракета остановится около а Центавра, из­расходовав еще половину той массы, которая у нее име­лась при начале торможения. В той же последователь­ности должен быть проделан обратный путь. Двигатель будет включаться всего четыре раза, каждый раз расхо­дуя половину имеющейся массы, так что отношение m 0 /m к моменту прибытия на Землю должно составить 16. Расчет показывает, что от момента вылета до момен­та возвращения в ракете протечет около 9,5 лет, а на Земле 16,5 лет.

Можно, конечно, совершать подобные полеты и к бо­лее далеким звездам, увеличивая участок пути с выклю­ченным двигателем. Но тогда с увеличением расстояния будет существенно увеличиваться время, протекающее в ракете.

При полётах на расстояния свыше 5 пс чрезвычайно важно развивать, насколько возможно, высокие скорости, близкие к скорости света; тогда не только уменьшается требуемое для совершения полета время, протекающее на Земле, но, что особенно важно, в очень сильной степе­ни уменьшается время, протекающее в ракете. А чтобы развить, насколько возможно, высокие скорости, двига­тель должен быть постоянно включенным.

Из формулы (69) следует, что, доведя отношение m 0 /m до 200, можно с постоянно включенным, поставлен­ным только на ускорение двигателем достичь звезды Ка­пеллы, удаленной приблизительно на 14 пс.

Но если бы мы хотели, не включая двигателя, разго­няясь полпути и полпути замедляя полет, долететь до Капеллы, повернуть обратно и возвратиться на Землю, то пришлось бы затратить столько энергии, что отношение m 0 /m потребовалось бы довести до 10 8 , что, конечно, не­мыслимо даже для техники будущего.

Точно так же весьма мало вероятна возможность про­стого достижения (без возвращения) человеком других галактик. При путешествии с постоянно включенным двигателем, чтобы покрыть расстояние до Магеллановых Облаков, нужно, чтобы m 0 /m было равно 6 10 5 .

Рассуждения и подсчеты, проведенные в этой публикации, привели нас к следующим выводам: 1) соотношение двух факторов - длительности жизни и способности перено­сить ускорение, у человека таково, что он в принципе мог бы совершить путешествие до любых, даже самых отдаленных из наблюдаемых тел Вселенной; 2) техниче­ские, энергетические ограничения резко сужают возмож­ности человека. Даже использование в будущем фотон­ной ракеты с очень большим отношением начальной и конечной масс позволит совершать полеты с возращени­ем только до нескольких самых близких звезд. Расстоя­ния в несколько десятков парсек могут быть доступны при отношениях m 0 /m порядка нескольких сотен. Однако это могут быть лишь полеты без возвращения; 3) достижение других галактик никогда не будет доступно человеку.

Москва. 2 сентября. сайт - Министерство обороны РФ не поддержало предложение Центра подготовки космонавтов присвоить звание Героя России офицеру-космонавту Максиму Сураеву, сообщил "Интерфаксу-АВН" вернувшийся в июне с Международной космической станции (МКС) Олег Котов. По его словам, Центр подготовки космонавтов дважды направлял в Минобороны представление на присвоение звания Героя России М.Сураеву, который провел на МКС почти полгода. "Оба раза приходили отказы. Мотивировка: недостаточно оснований", - сказал Котов.

"Высшие чины Минобороны не считают целесообразным и необходимым чем-то награждать (космонавтов - ИФ), может быть, у них изменилось отношение к этому (выполнению космических полетов - ИФ)", - предположил Котов. За последние 20 лет в России сложилась традиция награждения Золотой Звездой офицеров-космонавтов за первый орбитальный полет. Из 31 офицера-космонавта, впервые побывавшего в космосе с 1992 г., такого звания удостоились 30 человек. Единственным российским космонавтом, до последнего времени не удостоившимся этого звания, оставался Борис Моруков, который совершил полет на МКС на американском шаттле "Атлантис" в 2000 году.

В четверг "Роскосмос" направил в Минобороны РФ документы на награждение офицера-космонавта Максима Сураева званием Героя России. Представитель "Роскосмоса" сказал, что Российское космическое агентство пока не намерено комментировать сложившуюся вокруг награждения Сураева "Золотой Звездой" ситуацию, так как "не хочет выносить сор из избы". В Центре подготовки космонавтов пока также не комментируют данную ситуацию.

"Дважды направлялись документы в Министерство обороны РФ для награждения и присвоения звания Героя России летчику-космонавту Максиму Викторовичу Сураеву. В настоящее время обращение по этому поводу направлено непосредственно в администрацию президента РФ", - говорится в сообщении, опубликованном в четверг на сайте Роскосмоса. В космическом агентстве подтвердили, что Министерство обороны дважды отказывало в присвоении звания Героя России космонавту Максиму Сураеву.

Сураев стартовал к МКС 30 сентября 2009 г. на корабле "Союз ТМА-16" вместе с космическим туристом из Канады Ги Лалиберте и астронавтом НАСА Джеффри Уильямсом. Россиянин и американец провели на орбите 169 суток. Во время экспедиции они приняли два американских шаттла и два российских грузовых корабля "Прогресс М". В ходе полета Сураев выполнил выход в открытый космос. Он вернулся на Землю 18 марта 2010 года.

Сураев стал первым российским космическим блогером. В своей странице на сайте Роскосмоса он рассказывал о жизни и работе экипажей на МКС, выращивании пшеницы и выведении бабочек в невесомости, сне в спальном мешке, космических продуктах и о том, зачем на борту станции корабельный колокол.

Отметим, что, согласно российскому законодательству, звание Героя России – это не только почет, но и социальные льготы. В частности, они касаются оплаты ЖКХ, освобождают от уплаты налогов и пошлин. Отдельным пунктом идут льготы по медицинскому, санаторно-курортному обслуживанию, протезно-ортопедическому и лекарственному обеспечению. Касаются льготные блага и проезда на транспорте, в частности, предоставляется бесплатный личный проезд два раза в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в двухместных купе спальных вагонов скорых и пассажирских поездов, водным транспортом в каютах 1 класса (на местах 1 категории) экспрессных и пассажирских линий, воздушным или междугородным автомобильным транспортом. Наконец, что немаловажно, Герои России получают ежемесячную выплату в размере более 35 тыс. рублей. Законом также предусмотрены и различные льготы для членов семей Героев России.

Дегероизация космонавтики, к сожалению, происходит не только на уровне присвоения званий. В частности, в марте 2010 г. начальник Центра подготовки космонавтов Сергей Крикалев констатировал, что желающих стать космонавтом в современной России меньше, чем хотелось бы. "Сейчас в российских отрядах космонавтов порядка 40 человек. Планируется новый набор космонавтов, но желающих меньше, чем хотелось бы", - сообщил он 3 марта на пресс-конференции в ЦПК. Крикалев отметил, что интерес к космонавтике в обществе за последние 20 лет серьезно упал.

То, что космонавт – это больше не профессия мечты, как было у детей в советском прошлом, зафиксировали и опросы общественного мнения. Да, космос по-прежнему манит, но загадками, а не желанием славы и научных достижений. В 2008 г. специалисты Фонда общественного мнения выяснили, что готовы были бы стать космонавтами лишь 18% респондентов всероссийского опроса. Более того, количестве тех, кто хотел бы стать космическим туристом, значительно меньше тех, кого вообще не интересуют полеты к звездам (29% хотели бы, 62% - нет).

Дайте космонавту и герою Космонавта и Героя April 5th, 2016

Александр Мисуркин - уникальный космонавт. Он провел 167 суток на орбите, из них 20 часов в открытом космосе, и в числе экипажа "Союза" впервые пролетел по "короткой схеме" от Байконура до МКС за 6 часов. Но его уникальность не в этом, а в том, что даже спустя два года после полета он не имеет звания "летчик-космонавт". Он летчик - налет более тысячи часов. Он космонавт. Но не летчик-космонавт. И не Герой, хотя после первого полета сейчас все космонавты получают Золотую Звезду. Про него просто... забыли.

О почти детективной истории того как Звезда обошла героя рассказано на сайте "Новостей космонавтики". Ситуация складывается странная: вроде бы все заинтересованные участники присуждения награды в курсе о ситуации, и никто не против. Александр не бил морды командиру взвода Звездного десанта, не дебоширил на ночных улицах Звездного городка, и не купался в фонтанах на День космонавтики. Однако, все представления к награде неотвратимо терялись в недрах многоступенчатой бюрократической машины. Поначалу какие-то объективные причины для проволочек были: по данным ГИБДД их экипаж на орбите превысил первую космическую и был оштрафован.

Примерно через полгода, то есть весной 2014 г., кадровики ЦПК и РКК «Энергия» наконец подготовили единое представление экипажа к наградам: Сашу Мисуркина - к званию Героя Российской Федерации, Павла Виноградова - к ордену «За заслуги перед Отечеством» III степени - и согласно принятому порядку отправили на согласование в администрацию Московской области.

К концу лета это представление вернулось в отдел кадров «Энергии» по той причине, что у П. В. Виноградова обнаружился неоплаченный штраф за превышение скорости в июне 2013г. (Павел в это время был в космосе и летел со скоростью почти 8км/с. Неужели ГИБДД стало размещать радары на орбите?) Дело затягивалось. Чтобы не задерживать награждение Мисуркина, кадровики по просьбе Павла Владимировича сделали отдельные представления на каждого из них, и документы Мисуркина снова были отосланы в администрацию области. Виноградову же, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, пришлось оплатить штраф и написать «оправдательное» письмо на имя губернатора области А. Ю. Воробьёва с обещанием исправиться и никогда больше «не нарушать».

Но впоследствии никаких вразумительных объяснений наградного игнора не поступало. Скорее всего ситуацию усугубила реформа Роскосмоса : создание ОРКК, перерождение Федерального космического агентства в госкорпорацию. И сейчас, нужная бумага лежит на чьем-нибудь столе под грудой новых документов или прежний владелец кабинета не успел подписать, а прошедший ему на смену чиновник не стал разбираться в старых бумагах. В общем, всякое бывает. И в текущей ситуации мы можем либо негодовать от равнодушия бюрократии, либо что-то предпринять.

Я предлагаю подписать онлайн-письмо новому главе Роскосмоса . Не знаю будет ли какой эффект, иногда петиции работают, иногда нет. Мы можем по крайней мере попытаться, заодно выразив свое уважение космонавту, не дожидаясь официальных церемоний.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption В настоящем космосе трудно выглядеть так же хорошо, как это получилось у Сандры Буллок в кино

Многие мечтают о полете на орбиту, на Луну, а то и дальше. Но те, кто на самом деле отправляется в космос, сталкиваются с рядом опасностей для здоровья.

По словам врача из культового сериала "Звездный путь" Леонарда Маккоя (он же Костоправ, он же Костлявый), "космос - это болезни и опасности в обертке тьмы и безмолвия". И он во многом прав. Путешествие в космосе может сделать вас слабым, усталым, больным и, с определенной долей вероятности, страдающим от депрессии.

"Мы не приспособлены к существованию в безвоздушном пространстве, наша эволюция не включала в себя подобное", - говорит Кевин Фонг, основатель Центра изучения медицины в экстремальных условиях, в космосе и на больших высотах Университетского колледжа в Лондоне и автор книги "Предел. Жизнь, смерть и возможности человеческого тела".

Представим, что вам посчастливилось-таки полететь в космос. И вот вы лежите в кресле и считаете секунды до старта. Чего вам стоит ждать от своего тела? Как оно поведет себя в ближайшие минуты, часы, дни и месяцы? Мы спросили об этом ученых, инженеров и астронавтов, которые по опыту знают, что происходит с человеком в условиях, когда наш организм находится в совершенно искусственной, чуждой для него ситуации. Как с этим справляться?

10 секунд после старта. Возможная потеря сознания

Космический аппарат отделяется от пускового комплекса, и ускорение возрастает до 4G. Вы чувствуете себя в четыре раза тяжелее своего нормального веса. Вас вдавливает в кресло, очень трудно даже шевельнуть рукой.

"Из-за перегрузки кровь смещается в ноги, и, чтобы оставаться в сознании, нам нужно обеспечивать кровоснабжение мозга", - так мне объяснял Джон Скотт, старший научный сотрудник лаборатории изучения возможностей человека, когда я посетил центрифугу компании QinetiQ в Фарнборо на юге Англии.

Из-за того, что кровь отливает от головы, у военных летчиков даже при относительно низких перегрузках случается серая пелена перед глазами. Правда, в современных пилотируемых космических аппаратах, например, в российском "Союзе", поза космонавта выбрана таким образом (с приподнятыми ногами), чтобы направить кровь от ног к груди и дальше к голове.

10 минут после старта. Тошнота

"В первую очередь космонавты жалуются на тошноту и рвоту", - говорит Фонг. Отсутствие гравитации влияет на наше внутреннее ухо, которое отвечает за чувство равновесия, координацию и ориентацию в пространстве. "А еще это [отсутствие гравитации] снижает способность отслеживать движущиеся объекты", - добавляет он.

У некоторых астронавтов кроме небольших изменений зрения были обнаружены отек зрительного нерва, изменения на сетчатке, деформация глазного яблока Уильям Джеффс,

НАСА

Даже если не обращать внимания на шарики рвоты, летающие в невесомости по капсуле, "космическая болезнь" может вызвать слабость и неспособность выполнять поставленные задачи.

Один такой случай чуть не сорвал лунную программу "Аполлон". Во время полета "Аполлон-9" (это было первое испытание лунного посадочного модуля на орбите) Расти Швайкарт поначалу был не в состоянии выполнить некоторые из поставленных задач, и продолжительность выхода в открытый космос пришлось сократить.

Ануше Ансари, ставшая первым космическим туристом среди женщин, тоже говорила, что ей пришлось столкнуться с тошнотой, рвотой и потерей ориентации.

Два дня после старта. Опухшее лицо

Недавно я брал интервью у канадского астронавта Криса Хэдфилда. По его словам, на орбите у него постоянно был заложен нос. В космосе мы будто постоянно стоим на голове; жидкость скапливается в верхней части тела. Результат - отек лица. Похоже на отек ног во время долгого авиаперелета.

Они перевозбуждены из-за пребывания в космосе, посменно работают, да еще должны привыкать ко сну в спальном мешке, пристегнутыми ремнями к стене

"Наше тело гонит жидкость вверх, - объясняет Фонг. - Когда мы оказываемся в невесомости, системы организма продолжают работать, и поскольку они не встречают сопротивления в виде гравитации, ткани головы отекают".

Но то, что вы будете выглядеть толще, чем обычно - это еще не беда. Недавние исследования также показывают, что космический полет может повлиять на зрение. Исследователи из Университета Техаса обследовали астронавтов с помощью МРТ-сканеров, и две трети из обследованных имели отклонения от нормы.

"Причины этого мы пока не выяснили, - признает представитель НАСА Уильям Джеффс. - У некоторых астронавтов кроме небольших изменений зрения были обнаружены отек зрительного нерва, изменения сетчатки, деформация глазного яблока. Возможно, из-за повышения внутричерепного давления".

Неделя после старта. Снижение массы мышц и костей

Когда отсутствует сила тяжести, наше тело начинает деградировать.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Прежде чем решиться сделать первый шаг на Марсе, позаботьтесь о своих костях и мышцах!

"Многим системам нашего организма для правильного функционирования нужна сила тяжести, - объясняет Фонг. - В некоторых экспериментах крысы за семь-десять дней полета теряли до трети мышечной массы – а это очень много!" Деградирует и сердечная мышца.

Когда вы находитесь на орбите, например, на Международной космической станции, это не такая уж большая проблема. Но представим себе, что вы задумали полет на Марс. Вы приземляетесь в 200 миллионах километров от дома, а ваш экипаж не может ходить…

С самого начала космической эры ученые ломали голову над тем, как помочь космонавтам поддерживать физическую форму. Каждый член экипажа МКС посвящает час в день кардиотренировке и еще час - силовым упражнениям. Несмотря на это, когда они возвращаются на Землю после полугодовой вахты на орбите, ходить им трудно.

Отсутствие силы тяжести влияет и на кости. Они растворяются - почти буквально. "На некоторых несущих участках наблюдались потери в 1-2% в месяц, - говорит Фонг. - Это очень значительные потери костной ткани и огромное количество кальция, который попадает в кровь".

Для будущих исследователей, готовых впервые ступить на поверхность Марса, это может оказаться серьезным препятствием. Обидно будет, если такой важный для человечества шаг закончится банальным переломом ноги.

Две недели после старта. Бессонница

"Бессонница - одна из наиболее распространенных проблем, - говорит Фонг. - Циркадные ритмы космонавтов, их цикл светового дня - все идет наперекосяк". На орбите, где Солнце встает каждые 90 минут, космонавтам с трудом удается приспособиться к отсутствию естественной ночи.

Кроме того, они перевозбуждены из-за пребывания в космосе, посменно работают, да еще должны привыкать ко сну в спальном мешке, пристегнутыми ремнями к стене.

Для борьбы с недосыпанием на МКС оборудованы отдельные спальные отсеки, которые можно затемнить, имитируя ночь. Испытания проходит новая система светодиодного освещения, призванная уменьшить неестественную резкость света на борту станции.

Год после старта. Болезни

Все больше свидетельств того, что космический полет оказывает вредное воздействие на иммунную систему. Исследователи НАСА обнаружили, что белые кровяные клетки дрозофил на орбите менее эффективны при поглощении чужеродных микроорганизмов и борьбе с инфекцией, чем у генетически идентичных мух, оставшихся на Земле.

В дальнем космосе, например, на пути к Луне или Марсу, возможность получить летальную дозу радиации становится все более реальной

Это исследование подтверждается другими работами. Другие насекомые, мыши и саламандры в космосе становятся более уязвимы для болезней. Вероятнее всего, дело опять в отсутствии гравитации.

Еще больше оснований для тревоги дает воздействие космической радиации. Космонавты часто сообщают, что "видят" яркие вспышки света. Причина - в космических лучах, проходящих через их мозг. И это при том, что МКС вращается по достаточно низкой орбите, и атмосфера Земли отчасти защищает обитателей станции от жесткого космического излучения. Но в дальнем космосе, например, на пути к Луне или Марсу, возможность получить летальную дозу радиации становится все более реальной. Это может сделать продолжительные полеты слишком опасными.

Впрочем, наблюдения за астронавтами программы "Аполлон", которые проводили по несколько дней в дальнем космосе на борту слабо защищенной капсулы, не выявили повышенной вероятности заболевания раком.

Два года после старта. Депрессия

Вы пережили взлет, преодолели тошноту, научились спать в космосе и делаете зарядку, чтобы по прибытии на Марс уверенно шагнуть на его поверхность. Вы в отличной физический форме. Но как вы себя чувствуете психологически?

В июне 2010 года Европейское космическое агентство и российский Институт медико-биологических проблем послали шесть человек в "полет на Марс" продолжительностью 520 дней. Имитация полета происходила на окраине Москвы в макете космического корабля. Исследовался стресс, связанный с длительным перелетом, и проблемы, вызванные изоляцией.

Как разрешить психологические проблемы людей, запертых в тесной автоматизированной консервной банке, пьющих переработанную мочу и наблюдающих за иллюминаторами бесконечное безвоздушное пространство?

Путешествие на Марс прошло прекрасно. Это было захватывающее приключение, и у экипажа была масса дел. Хорошо прошла также "прогулка по Марсу". Самой трудной оказалась финальная часть полета - возвращение на Землю. Ежедневные дела стали обременительными, члены экипажа легко раздражались. Дни тянулись медленно. В общем, участников одолела скука.

Как разрешить психологические проблемы людей, запертых в тесной автоматизированной консервной банке, пьющих переработанную мочу и наблюдающих за иллюминаторами бесконечное безвоздушное пространство? Специалисты космических агентств продолжают работать над этой задачей.

"Психологическое здоровье наших астронавтов всегда занимало нас не меньше, чем их физическое состояние, - говорит Джеффс. - Постоянные поведенческие тренинги, исследование и совершенствование технологий коммуникации - все это призвано помочь предотвратить любые потенциальные проблемы".

Для этого в первую очередь нужно набирать в экипажи правильных людей. Нервный срыв у космонавта - это худшее, что может случиться.

Долгие годы эволюции приспособили нас к жизни в условиях стабильной земной гравитации. Атмосфера дает нам защиту и обеспечивает возможность дышать. Наверное, какой-то вариант искусственной гравитации отчасти решит проблему, однако космос в любом случае представляет серьезную угрозу здоровью человека.

В следующем году НАСА планирует начать на МКС годичный эксперимент для более подробного изучения последствий длительного космического полета для астронавтов. А пока всякий, кто решится покинуть сравнительно безопасную орбиту нашей планеты и отправиться к другим мирам, должен помнить: на Земле пока нет врача, подобного культовому персонажу из "Звездного пути". Нет и технологий, которые тот использовал во время своей службы в Звездном Флоте.

Об авторе. Ричард Холлингам - журналист и ведущий подкаста "Исследователи космоса". Он редактирует журнал Space:UK для Британского космического агентства, выступает комментатором запусков для Европейского космического агентства и ведет научные программы на радио Би-би-си.

Оригинал статьи на английском языке можно прочитать на сайте .