Болезни Военный билет Призыв

Плотина Гувера в США — рукотворное чудо Аризоны. Арочно-гравитационная плотина гувера на реке колорадо в сша

Плотина находится на границе Аризоны и Невады в Черном Каньоне на реке Колорадо, и была названа в честь президента Герберта Гувера Франклином Д. Рузвельтом в 1935 году. 30 сентября 2011 года была 76-я годовщина названия плотины. Бетонная арочно-гравитационная конструкция высотой 221 метр сооружалась пять лет, с 1931-го по 1936-й год. В этой подборке — фотографии, показывающие процесс строительства.

(Всего 54 фото)

1. Ночной снимок плотины Гувера, 1983 год. (AP Photo/Steve McPeak)

2. Место, где вскоре начнутся работы по одному из самых грандиозных строительных проектов в истории США, 19 сентября 1930 года. Около 11 км от Лас-Вегаса, Невада. Когда строительство завершится, плотина будет снабжать электроэнергией шесть штатов. Ее стоимость оценивалась до начала строительства около 165 000 000 долларов. (AP Photo)

3. На этом месте будет находиться водохранилище площадью в 227 квадратных миль. Инженер-мелиоратор Элмер Л. Чепмэн показывает на холмы, которые будут затоплены после завершения строительства. Невада, 24 августа 1932 года. Гора с плоской вершиной, которая находится в центре кадра, превратится в остров, возвышающийся над водой всего на 14 метров. (AP Photo)

4. на этом аэрофотоснимке, сделанном компанией Fairchild, можно видеть место строительства будущей дамбы, 4 марта 1931 года. Самая низкая стоимость контракта была предложена Six Companies Inc. из Сан-Франциско, Калифорния. Сумма составляла 48 890 995,50 долларов. (AP Photo/Fairfield Aerial Surveys)

5. Люди на церемонии открытия строительства в Неваде, 17 сентября 1930 года. Министр Рэй Лайман Вилбур сделал объявление о переименовании плотины из Boulder Dam в Hoover Dam. (AP Photo)

6. Министр Рэй Лайман Вилбур забивает серебряный костыль в шпалу на железнодорожных путях, соединивших Лас-Вегас и место строительства, 19 сентября 1930 года. Это стало сигналом к официальному началу работ на 165-миллиардном проекте. Слева направо: конгрессмен Вильям Итон из Колорадо, сенатор Кей Питтимэн из Невады, министр Вилбур и сенатор Сэмюэл Шортридж. (AP Photo)

7. В Боулдер Сити, городе строителей, открывается почтовое отделение. Сотрудники Бюро мелиорации собрались на открытие, чтобы поздравить почтальона Дж. Л. Финни, 15 апреля 1931 года. Слева напарво: В.Р. Армстронг, руководитель United Pacific, Р.Ф. Уолтер, главный инженер Бюро мелиорации, плотник из Six Company Inc, Почтальон Финни, доктор Элвуд Мид, специальный уполномоченный комиссии по мелиорации и П.В. Дент, помощник доктора Мида. (AP Photo)

8. Главная улица Боулдер Сити, Невада, 24 августа 1932 года. Город был построен для рабочих, участвующих в строительстве плотины и его стоимость составила 2 млн. долл. (AP Photo)

9. Вид сверху на место строительства плотины Гувера. Участок находится непосредственно над электростанцией, и является частью шоссе Невада-Аризона, которое пройдет по верху плотины. 24 августа 1932 года. Кроме того, в ходе строительства будет создано самое большое рукотворное озеро в мире. (AP Photo)

10. Снимок, показывающий гористую местность на берегах реки Колорадо. Воды в русле нет, потому что ее перенаправили на время строительства в подземные туннели, 12 января 1923 года. Именно здесь будет воздвигнута плотина Гувера. Вода выходит из подземных туннелей в нижней части снимка. (AP Photo)

11. Стальной контейнер емкостью 8 кубометров заливает первую партию раствора в фундамент плотины Гувера на дне Черного каньона, Невада, 9 июня 1933 года. Опалубка имеет три стенки, а четвертая образуется прилегающей скалой каньона. (AP Photo)

12. Внутри одного из каньонов, по которым будет отводиться река Колорадо. Невада, 18 апреля 1932 года. Проект на ранней стадии строительства. (AP Photo)

13. Установка, названная Большим буром, была разработана для ускорения работы над туннелями. Она смонтирована в кузове 10-тонного грузовика, и от 24 до 30 отбойных молотков, установленных на ней, могут работать одновременно

14. Место строительства плотины Гувера на границе Аризоны и Невады. Облицовка бетоном стен водослива. Ведро с двумя кубометрами раствора поднимается на кран. Июнь 1933 года. (Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C.)

15. Вид снизу вверх по течению на Черный Каньон показывает место строительства плотины Гувера. Невада, дата неизвестна. В нижней части снимка видны десятки грузовиков, доставляющих материалы для раствора. (AP Photo)

16. Плотина была построена из прямоугольных колонн сечением от 20 (на внешней части) до 8 (на внутренней) квадратных метров. Дамба состоит из установленных друг на друга 215 бетонных блоков. Смежные колонны соединены друг с другом системой вертикальных перемычек на радиальных соединениях и горизонтильными перемычками на периферических соединениях (представьте себе гигантский конструктор " Lego"). В один блок за 72 часа наливалось не более полутора метров раствора. После того, как он застывал, в промежутки между колоннами заливался более жидкий раствор, чтобы создать монолитную структуру. (Department of the Interior, Bureau of Reclamation)

17. На этом снимке Бюро мелиорации видна наполовину законченная дамба. Работы ведутся днем и ночью, и строительство опережает график на несколько месяцев. У основания дамбы видно строительство фундамента для электростанций. Темная линия по центру дамбы – пустота, специально оставленная, чтобы облегчить застывание раствора. (AP Photo)

18. Строительство продолжается. С помощью грузовиков перевозится 50 тонн земли в минуту, чтобы отвести воды реки Колорадо от места строительства плотины к подземным туннелям. 15 ноября 1932 года. (AP Photo)

19. Вид сверху вниз по течению. Со дна каньона поднимаются многочисленные бетонные конструкции, которые станут основанием плотины. Невада, 12 августа 1933 года. В день в формы заливается 6000 кубометров раствора. (AP Photo)

20. Вид на одну из башен водоспуска плотины Гувера, 9 августа 1934 года. Башни, по две с каждой стороны, будут подниматься на 120 метров. (AP Photo)

21. Строительство плотины Гувера в Неваде, недалеко от Лас-Вегаса, продолжается, 9 января 1932 года. (AP Photo)

23. Ворота весом в три миллиона фунтов над туннелем номер 4 готовы к закрытию, 1 февраля 1935 года. Закрытие ворот в подземных туннелях приведет к возвращению реки Колорадо в русло и наполнению огромного водохранилища. Снимок был сделан незадолго до закрытия ворот. (AP Photo)

24. Фотография каньона показывает временный подвесной мост и отверстия туннелей для отвода воды от места строительства, 12 марта 1932 года. (AP Photo)

25. Аэроснимок плотины Гувера, 16 июля 1935 года. Дорога, проезд по которой скоро будет открыт, обеспечит быстрый путь сообщения между Лас-Вегасом, Невада, и Кингмэном, Аризона. На другой стороне дамбы видны башни водоспуска. (AP Photo)

26. Редкий вид на внешнюю стену плотины, май 1935 года. (Bureau of Reclamation, United States)

27. Трое рабочих красят металлические конструкции на стене водослива плотины Гувера. Фотография сделана между 1936 и 1946 годами. (United States, Bureau of Reclamation, Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C.)

28. Последние стадии строительства плотины Гувера. Высота составляет 500 футов из 730 проектных над дном каньона. 28 августа 1934 года. (AP Photo)

29. На высоте более 200 метров над рекой Колорадо рабочие завершают строительство плотины Гувера, 12 августа 1935 года. (AP Photo)

30. Генератор мощностью 3500 лошадиных сил в Боулдер Сити, Невада, 10 сентября 1936 года. Через месяц генераторы мощностью в 115 000 лошадиных сил будут давать электроэнергию городам в южной части Калифорнии, на расстоянии 400 км. (AP Photo)

31. Люди на церемонии запуска электростанции на плотине Гувера. Нажатием кнопки в Вашингтоне президент Рузвельт запустил первую турбину мощностью в 3500 лошадиных сил 11 сентября 1936 года. (AP Photo)

32. Дамба Гувера, фотография из серии "Национальные парки и памятники" фотографа Энсела Адамса содержащей фотографии 1933-1942 годов. (U.S. National Archives and Records Administration)

33. Снимок плотины с воздуха. (AP Photo)

34. Президент Рузвельт на плотине Гувера, 30 сентября 1935 года в день ее переименования. . (AP Photo)

35. Президент Рузвельт на плотине Гувера, 30 сентября 1935 года. Также на фото ответственный за проект представитель Бюро мелиорации Уокер Янг (слева) и военный советник президента (справа)

36. Снимок плотины Гувера с воздуха, 13 марта 1936 года. Выше плотины по течению видна часть водохранилища Мид. За секунду плотина пропускает десятки тысяч литров воды. Выше плотины видны башни водоспуска. (AP Photo)

37. Распределительное оборудование у дамбы Гувер на фоне ночного неба в пустыне, 27 апреля 1937 года. Электроэнергия от пятнадцати генераторов мощностью 115000 лошадиных сил и двух генераторов мощностью 55000 лошадиных сил поступает сюда, а затем по основной линии электропередач направляется в Лос-Анджелес. (AP Photo/Department of the Interior)

38. Огромные башни водоспуска у плотины Гувера, 14 апреля 1938 года. Вода, приводящая в движение генераторы в нижней части 221-метровой дамбы, подается к турбинам через эти башни. На берегах водохранилища была учреждена зона отдыха. (AP Photo)

39. Машинный зал электростанции на плотине Гувера. На 7 февраля 1939 года эти генераторы в 82 500 кВ-А были самыми мощными в мире. Генераторы производили 130 000 000 киловатт-часов энергии в месяц. Бюро мелиорации, построившее плотину, получило 3 297 289 долларов за два года. Тогда происзодилось около трети возможного количества энергии. (AP Photo)

40. Самолеты авиационного отряда шерифа патрулируют над озером Мид и плотиной Гувера, 13 июля 1948 года. Отряд патрулирует площадь в 8000 квадратных миль, один из самых пустынных районов страны и разыскивает потерявшихся путешественников, приходит на помощь водителям, чьи машины вышли из строя и проводит спасательные операции, если в пустыне падает самолет. (AP Photo)

42. Танцовщицы балета Rhythmettes из лас-Вегаса на плотине Гувера, 8 июня 1957 года. Девушки бывали с концертами во многих городах за шесть лет со дня создания балета. (AP Photo/V)

43. Величественное строение дамбы Гувера, 11 мая 1953, один из триумфов инженерной мысли века. Водохранилище Мид, крупнейшее рукотворное озеро в мире, стало излюбленным местом рыбаков и лодочников. (AP Photo)

44. На этом фото, предоставленном Union Pacific Railroad, видна одна из крупнейших гидроэлектростанций мира, плотина Гувера, 26 февраля 1957 года. Озеро Мид, находящееся выше дамбы является прекрасным местом для рыбалки, катания на лодке и других водных развлечений в течение всего летнего сезона. (AP Photo/Union Pacific Railroad)

45. Смельчак Стив МакПик над дамбой Гувера во время протеста против политики администрации президента Рейгана, 8 декабря 1982 года. (AP Photo/Frank Walters)

46. Стив МакПик с охранниками плотины Гувера за несколько часов до того, как его убедили спутиться с канатов над рекой Колорадо, 9 декабря 1982 года. МакПик провел три дня и две ночи на канатах, выражая таким образом протест против политики администрации президента Рейгана. (AP Photo/Scott Henry)

47. Плотина Гувера – бетонная арочно-гравитационная дамба в Черном Каньоне на реке Колорадо, на границе Невады и Аризоны. Она была сооружена за период с 1931 по 1936 год во время Великой Депрессии. В строительстве участвовали тысячи рабочих и более сотни погибли в результате несчастных случаев. Плотина названа в честь президента Герберта Гувера.

50. Миллионы литров воды льются через шлюз дамбы Гувера, 26 февраля 2004 года. В этот день проводились испытания прочности труб в шлюзе. (AP Photo/Joe Cavaretta)53. Воздушный снимок дамбы Гувера и строящегося моста, 12 июня 2009 года, Аризона. (Photo by Ethan Miller/Getty Images)

54. Мост Майка О"Каллахен-Пэт Тиллмана рядом с плотиной Гувера, 26 октября 2010 года. Мост длиной более 600 метров находится на высоте 280 метров над рекой Колорадо. Проект стоимостью в 240 млн. долларов должен создать дополнительную переправу через Колорадо на шоссе Невада-Аризона. Строительство началось в 2003 году, и проезд по мосту был открыт 19 октября 2010 года. (Photo by Ethan Miller/Getty Images)

Плотина Гувера представляет собой и гидроэлектростанцию в США. Сооружена она в низовье реки Колорадо. Высота плотины составляет 221 м. Она находится в Чёрном каньоне, около штатов Невада и Аризона. Названа была в честь 31-го президента страны - который сыграл в её строительстве важную роль. Возведение дамбы происходило в 1931-1936 гг.

Дамба Гувера находится под управлением подразделения МВД США Бюро мелиорации. Она является одной из самых известных достопримечательностей Лас-Вегаса.

Предыстория

До момента возведения плотины Колорадо (река) нередко демонстрировала свой бурный нрав. В период таяния снегов в горах она очень часто затопляла угодья фермеров, которые находились ниже по течению. Проектировщики считали, что строительство плотин поможет сгладить колебания уровня реки. Кроме того, ожидалось, что данное водохранилище подтолкнет развитие и станет источником водоснабжения многих районов Южной Калифорнии.

Одним из основных препятствий для осуществления данного проекта оказались сомнения представителей штатов, находившихся в бассейне Колорадо. Река, а точнее ее водные ресурсы, должны были справедливо распределяться между потребителями. Были мысли, что Калифорния, со всем её влиянием и финансами, предъявит права на основную часть водных запасов данного водохранилища.

Из-за этого была создана комиссия, которая включила по одному представителю из каждого заинтересованного штата, а также представителя из федерального правительства. Итогом ее деятельности стала подписанная Конвенция реки Колорадо. В ней были закреплены способы распределения водных ресурсов. Это и открыло путь к возведению плотины.

Постройка гидротехнического сооружения такого масштаба требовала привлечения существенных средств из бюджета государства. Законопроект о финансировании получил одобрение Белого дома и Сената США не сразу. В 1928 года Калвином Кулиджем был подписан билль, дающий добро на осуществление данного проекта. Первые же ассигнования на постройку были выделены лишь спустя 2 года. Президентом тогда уже был Герберт Гувер.

План предусматривал строительство плотины в Боулдере (каньон реки Колорадо). И хотя окончательно было решено возводить ее в Чёрном каньоне, данный проект стал называться Боулдер Каньон Проджект.

Строительство

На строительство плотин подряд был поручен нескольким компаниям. Среди них: Six Companies, Inc., Morrison-Knudsen Company; Utah Construction Company; Pacific Bridge Company; Henry J. Kaiser & W.A. Bechtel Company; MacDonald & Kahn Ltd., J. F. Shea Company.

Рабочие

В строительстве принимали участие тысячи рабочих (в 1934 году максимальное количество составило 5251 человек). Согласно условиям контракта, на работу не допускался наём китайских работников, а общее число чернокожих наемников не превышало 30 человек, при этом заняты они были на самых малооплачиваемых работах. Предполагалось, что рядом с плотиной для строителей будет возведён небольшой городок, однако график был переработан в пользу увеличения числа рабочих мест и ускорения процесса (для снижения безработицы, которая стала итогом Великой депрессии). Из-за этого к моменту приезда первых наемников город был еще не готов, и строители дамбы первое лето провели в лагерях.

Опасные условия работы и задержка сдачи жилья повлекли за собой забастовку, которая состоялась в 1931 году. При этом рабочие были разогнаны с применением силы (полицейские использовали дубинки и оружие). Однако темпы строительства городка было решено ускорить, и весной следующего года люди переселились в уже постоянные жилища. На период строительства в Боулдер-Сити были запрещены азартные игры, проституция, а также продажа алкогольных напитков. Последний запрет здесь оставался вплоть до 1969 года. Игорный же бизнес тут не разрешен и по сегодняшний день, что делает Боулдер-Сити единственным городом в штате Невада, в котором действует подобный запрет.

Условия работы

Плотина Гувера, фото которой представлены в данной статье, строилась в тяжелейших условиях. Какая-то часть работ проходила в тоннелях, там рабочие страдали от угарного газа, которого здесь было в избытке (некоторые строители вследствие этого погибли или стали инвалидами). Работодатель тогда заявил, что смерти стали последствием перенесенной пневмонии, и ответственности он не несёт. При этом строительство данной плотины стало первой стройкой, на которой работникам были выданы защитные каски.

За время возведения дамбы (плотины) погибло в общей сложности 96 человек. Самым первым из них оказался топограф Дж. Тирни, который утонул в конце 1922 года в Колорадо, выбирая наилучшее места для строительства. По иронии судьбы, последней жертвой дамбы оказался Патрик Тирни, его сын, который умер спустя 30 лет, упав с водосбросной башни.

Предварительные работы

Строительство дамбы плотины было намечено на границе между Аризоной и Невадой в узком каньоне. Для отвода воды в сторону от точки строительства были созданы 4 тоннеля. Стоит отметить, что их общая длина составила 4,9 км. В 1931 году началось строительство самих тоннелей. Их отделка была создана из бетона, толщина которого составила 0,9 м, за счет чего полезный диаметр водоводов достиг 15,2 м.

Тоннели после завершения строительства были частично перекрыты «пробками» из бетона и местами используются для сброса излишков воды. Тот факт, что водосброс происходит не через тело самой плотины, а через тоннели, которые расположены в скалах, придаёт стабильности всей конструкции.

Возведение дамб-кессонов

Для предотвращения вероятного затопления, а также изоляции места строительства было сооружено 2 дамбы-кессона. Верхняя дамба начала возводиться в 1932 году, хотя на тот момент отводящие тоннели были не достроены.

Для обеспечения безопасности работ до начала сооружения были проведены различные мероприятия по очищению стен каньона от скал и свободно лежащих камней: они сначала подрывались динамитом, а потом скидывались вниз.

Строительство бетонной дамбы

В основание плотины первый бетон был залит в 1933 году. Для его производства были вскрыты ближайшие месторождения нерудных материалов. Кроме того, специально для этого были выстроены бетонные заводы.

Поскольку работы такого масштаба никогда ранее не производились (здесь стоит отметить, что никакие плотины мира не могли сравниться с размахом этого строительства), несколько технических решений, используемых в процессе, носили поистине уникальный характер. Например, одной из проблем оказалось охлаждение бетона. За счет этого вместо сплошного монолита дамба Гувера строилась как серия связанных между собой колонн в виде трапеций. Это давало возможность излишнему теплу, которое выделялось при застывании смеси, рассеяться.

Инженеры поняли, что если плотина Гувера будет возведена как монолит, то для охлаждения бетона до необходимой температуры потребовалось бы 125 лет. За счет этого могли появиться трещины, а в дальнейшем это повлекло бы за собой разрушение дамбы. Кроме того, каждая форма для ускорения охлаждения слоёв бетона содержала в себе охлаждающую систему из металлических дюймовых труб, куда поступала охлажденная речная вода. Нужно сказать, что отвердевание бетона и сегодня не завершено.

Электростанция

Создание котлована для гидроэлектростанции было проведено вместе с рытьём котлована, который предназначался для основания плотины. Необходимые земляные работы были завершены в 1933 году, в том же году был залит первый бетон в помещение электростанции.

Первое электричество генераторами станции было выработано в 1936 году. Спустя 25 лет в ходе модернизации этой станции запущены были другие дополнительные генераторы. В нынешний момент электричество здесь вырабатывают семнадцать генераторов, максимальная мощность которых 2074 МВт.

Роль электростанции сегодня

Электростанция играет очень важную роль для поддержания баланса энергопотребления в западной части США. От энергопотребления зависит корректировка нагрузки на каждый из генераторов, что регулируется распределительной станцией, расположенной в Финиксе. Интересно, что до 1991 года применялась система с управлением в ручном режиме; в дальнейшем была проведена компьютеризация данной системы.

Архитектура

Изначальный проект предполагал очень простое архитектурное решение здания гидроэлектростанции и дамбы. Предполагалось, что у дамбы внешняя сторона будет обычной стеной, обрамлённой сверху балюстрадой, созданной в неоготическом стиле. В то время как здание электростанции вообще не должно было отличаться от простого фабричного цеха.

Многими современниками предложенный проект критиковался за свою чрезмерную простоту, которая, по их мнению, не соответствовала эпохальному характеру, который носила плотина Гувера. В результате для переделки проекта пригласили лос-анджелесского архитектора Гордона Кауфмана. Ему удалось переработать проект, выполнив экстерьер этих сооружений в стиле арт-деко. В результате верхняя часть плотины была украшена башенками, которые «вырастали» прямо из дамбы. Кроме того, он разместил часы на водосбросных башнях. Одни из них демонстрируют Горное время, а вторые — тихоокеанское Североамериканское время.

Название плотины

Изначально плотина Гувера должна была возводиться в каньоне Боулдер, следовательно, в официальных документах она называлась «плотина Боулдер». При этом на официальном открытии данного строительства Рэй Вилбур, секретарь МВД США объявил, что данное сооружение получит название в честь президента США Гувера. Таким заявлением Вилбур продолжил традицию присвоения имён президентов крупнейшим плотинам США. Конгресс США утвердил это официальное название в 1931 году.

Спустя год Гувер проиграл выборы Франклину Делано Рузвельту, кандидату от демократов. После того как Рузвельт вступил в должность, администрация США предложила изменить название дамбы на «плотина Боулдер». По этому поводу официального решения не было принято, но из всех туристических путеводителей и официальных документов тех лет имя Гувера пропало.

Через 2 года после гибели Рузвельта, Джек Андерсон, калифорнийский конгрессмен, представил проект о возвращении строению имени Гувера. Соответствующий законопроект подписал президент, и с того момента плотина носит имя «плотина Гувера».

Транспортное значение

По плотине до 2010 года проходило шоссе 93, которое пролегало в меридиональном направлении и связывало мексиканскую границу со Часть шоссе, которая прилегала к плотине, объёму пропускаемого транспорта и магистрали не соответствовала. Дорога имеет в каждом направлении только по одной полосе, а её спускающийся к плотине серпантин включает несколько узких и крутых поворотов, мест с очень плохим обзором. Кроме того, дорога подвержена частым оползням.

Нужно отметить, что после террористической атаки 2001 года было ограничено движение транспорта через эту плотину. Некоторые типы автомобилей перед проездом подвергаются обязательному досмотру для исключения провоза взрывчатки, остальные осматриваются только периодически.

В 2010 году около плотины Гувера открылся мост Майка О’Каллагана. Он существенно увеличил пропускную способность данного шоссе.

Влияние на природу

Формирование водохранилища Мид и строительство данной плотины оказало ощутимое влияние на реку Колорадо, ее водный режим, а в особенности на её экосистему. Таким пагубным влиянием отличаются многие большие плотины. За 6 лет возведения плотины и заполнения водохранилища вода дельты практически не достигала.

Постройка прекратила частые наводнения, которыми отличался каньон реки Колорадо. Но это поставило под прямую угрозу сразу ряд видов растений и животных, которые уже приспособились к регулярному затоплению. Возведение плотины ниже по течению сократило популяцию рыб. В нынешний момент 4 вида рыб находятся под угрозой полного исчезновения.

Даже сегодня на местности около водохранилища Мид можно увидеть след от верхнего уровня воды, который был достигнут в 1983 году. Это произошло из-за необычно большого количества осадков, которое выпало как результат эффекта Эль-Ниньо на западе США.

Образ этой плотины использовался в различных произведениях искусства. К примеру, дамба была упомянута в книге «Одноэтажная Америка» Ильфа и Петрова, в кинофильмах «Универсальный солдат» и «Трансформеры», а также в мультипликационном фильме «Бивис и Баттхед».

До возведения плотины река Колорадо нередко показывала свой бурный нрав, зачастую во время таяния снегов в Скалистых горах затопляя фермерские угодья, лежащие ниже по течению. Проектировщики плотины планировали, что её возведение поможет сгладить колебания уровня реки. Помимо этого, ожидалось, что водохранилище даст толчок развитию орошаемого земледелия, а также станет источником водоснабжения Лос-Анджелеса и других районов Южной Калифорнии.

В то же время одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, лежащих в бассейне реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с её влиянием, финансовыми ресурсами и недостатком воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.

(ca. 1928)* — Engineers and politicians view dam site at Black Canyon.

В итоге в 1922 году была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного - от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). Результатом деятельности этой комиссии стала подписанная 24 ноября 1922 года Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название «Компромисс Гувера», открыло путь к осуществлению строительства плотины.

Постройка такого масштабного гидротехнического сооружения требовала привлечения значительных средств из государственного бюджета. Законопроект о выделении финансирования не сразу получил одобрение Сената США и Белого дома. Лишь 21 декабря 1928 года президент Калвин Кулидж подписал билль, одобряющий осуществление проекта. Первоначальные ассигнования же на постройку плотины были выделены только в июле 1930 года, когда президентом был уже Герберт Гувер.

Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер (англ. Boulder Canyon ). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Чёрном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project


Строительство плотины было намечено в узком каньоне на границе между Невадой и Аризоной. Для отвода воды реки Колорадо в сторону от места строительства были пробурены четыре тоннелядиаметром 17,1 м в каменных стенах Чёрного каньона. Общая длина тоннелей составила 4,9 км. Строительство тоннелей началось в мае 1931. Обделка тоннелей была выполнена из бетона толщиной 0,9 м, в итоге полезный диаметр водоводов составил 15,2 м. После окончания строительства тоннели частично были перекрыты бетонными «пробками», а частично - применяются для подачи воды ктурбинам и сброса излишков воды . Тот факт, что водосброс осуществляется не через тело плотины (как на построенной позднее по тому же принципу, что и дамба Гувера, Саяно-Шушенской ГЭС), а посредством тоннелей, расположенных в окружающих скалах, придаёт стабильности плотине .

Для изоляции места строительства и предотвращения возможного затопления водами реки было сооружено две дамбы-кессона. Возведение верхней дамбы было начато в сентябре 1932 года несмотря на то, что отводящие тоннели на тот момент не были достроены.

С целью обеспечения безопасности работ перед началом сооружения плотины были проведены мероприятия по очистке стен каньона от свободно лежащих камней и скал: они подрывались динамитом и сбрасывались вниз.

(1931)* — The first blast of the dam construction. Cameras are rolling as the blast goes off.

Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., совместным предприятием компаний Morrison-Knudsen Company (Бойсе, штат Айдахо); Utah Construction Company (Огден, штат Юта); Pacific Bridge Company (Портленд, штат Орегон); Henry J. Kaiser & W. A. Bechtel Company (Окленд, штат Калифорния); MacDonald & Kahn Ltd. (Лос-Анджелес) и J. F. Shea Company (Портленд, штат Орегон) .

В строительстве участвовали многие тысячи рабочих (максимальное количество - 5251 человек - в июле 1934 года). Согласно условиям контракта на строительство, не допускался наём на работу выходцев из Китая, а количество чернокожих работников в ходе строительства не превышало тридцати человек, занятых на самых низкооплачиваемых работах . Планировалось, что для строителей рядом с плотиной будет возведён целый городок - Боулдер-Сити, однако график строительства был скорректирован в пользу ускорения и увеличения количества рабочих мест (это было сделано для снижения массовой безработицы, ставшей результатом Великой депрессии). В связи с этим в момент появления первых рабочих, город был ещё не готов, и первое лето строители дамбы провели во временных лагерях. Задержка со сдачей жилья и опасные условия работы повлекли за собой забастовку, состоявшуюся 8 августа 1931 года. Выступление рабочих было разогнано оружием и дубинками, но темпы строительства Боулдер-Сити были увеличены, и к весне 1932 года рабочие переселились в постоянные жилища. В Боулдер-Сити на время строительства были запрещены проституция,азартные игры и продажа спиртных напитков. Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся до 1969 года, а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор (это единственный такой город в штатеНевада).

(ca. 1931)^^ — Workmen supported by lines from the top as they did high scaling on canyon walls during construction of the dam.
(1932)* — View from above the Colorado River looking upstream towards the site of Hoover Dam which is at the bend in the river. On the right we can see the lower portals of the Arizona water diversion tunnels.
(ca. 1932)**# — Blasting away the sides of the canyon.

Строительство плотины велось в тяжёлых условиях. Часть работ проводилась в тоннелях, где рабочие страдали от избытка угарного газа (некоторые работники стали инвалидами или даже погибли вследствие этого). Работодатель же объявил, что данные заболевания - последствия обычной пневмонии, и он не несёт ответственность за это. В то же время строительство плотины Гувера стало первой стройкой, строителями которой использовались защитные каски.

Всего за время строительства погибло 96 человек. Первым человеком, погибшим на строительстве дамбы, был топограф Дж. Тирни, утонувший в Колорадо в декабре 1922 года в процессе выбора наилучшего места для стройки

(ca. 1933)^#^ — Government officials and politicians take a ride in one of the 30 ft. diameter pipe sections.

Первый бетон был залит в основание плотины 6 июня 1933 года. Для производства бетона были вскрыты местные месторождения нерудных материалов, выстроены специальные бетонные заводы .

Так как работы подобного масштаба ранее никогда не производились, ряд технических решений, применённых в процессе строительства, носил уникальный характер. Одной из проблем, с которой довелось столкнуться инженерам, стало охлаждение бетона. Вместо сплошного монолита, плотина строилась как серия взаимно связанных колонн в форме трапеций - это позволяло рассеяться излишнему теплу, выделявшемуся при застывании бетонной смеси. Инженеры подсчитали, что если бы плотина была сооружена как монолит, для полного охлаждения бетона до окружающей температуры понадобилось бы 125 лет. Это могло бы привести к появлению трещин и разрушению дамбы . Помимо этого, для ускорения процесса охлаждения слоёв бетона каждая форма, в которую осуществлялась заливка, содержала охлаждающую систему из дюймовых металлических труб, в которые поступала речная вода. Процесс отвердевания бетона, из которого построена плотина, не завершён по сей день.

Всего в бетон, потребовавшийся для сооружения тела плотины, замесили 600 тыс. тонн портландцемента и 3,44 млн м³ заполнителя. Плотина Гувера на момент завершения её строительства стала самым массивным искусственным сооружением на земле, превышающим массу кладки Пирамид Гизы - израсходованного бетона хватило бы для постройки 20-ти сантиметровой по толщине бетонной дороги шириной 5 метров от Сан-Франциско до Нью-Йорка, то есть пересекающей все США от Тихого до Атлантического океана

Workmen stand in completed spillway tunnel lining at Boulder Dam.* The spillway tunnel is 50 feet in diameter and 2,200 feet in length. Click to view a detail diagram showing Boulder Dam’s piping and penstock configuration.
(1934)* — Five workmen peer at the inside one of the four diversion tunnels. Behind them on the right is another tunnel.

Плотина первоначально должна была строиться в каньоне Боулдер, поэтому, несмотря на то, что по факту стройка началась в Чёрном каньоне, первоначально в официальных документах наименовалась «плотина Боулдер». Но уже на официальной церемонии открытия строительства секретарь Министерства внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся традицию присвоения крупнейшим плотинам США имён президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа). Конгресс США 14 февраля 1931 года утвердил официальное название «плотина Гувера».

В 1932 году Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии Франклину Делано Рузвельту. Сразу после вступления в должность нового президента администрация США инициировала переименование дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу принято не было, однако изо всех официальных документов, туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.

В 1947 году, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина носит своё современное имя.

(ca. 1933)^^ — Construction was a 24/7 operation. In this view we can see the base of the dam face on the far side of a pool of water, construction equipment and night lights.
(ca. 1933)* — Hoover Dam initial construction phase. Note the width and depth of the dam as it goes up.
(ca. 1933)* — View of the on-site cement plant at Hoover Dam.
Wooden forms seen above the dam.*

(1934)^ — Hoover Dam takes shape from the concrete columns in which it was poured.
(ca. 1934)* — Upstream face and top of Boulder Dam.

Before and After

(1930)* (1934)^
(1934)^^ — Looking down at the construction of one of the Nevada intake towers. These towers permit and control flow of water into tunnels and then to power turbines.
(1934)#* — A raised view of the Hoover dam while it was under construction. Most of the concrete has already been poured, and work seems to be concentrated on the top and at the base of the dam.
(ca. 1934)* — The cement forms for the two power plants can clearly be seen.
(ca. 1934)* — A closer look at the cement forms for the two power plants. Construction workers can be seen throughout.
(ca. 1935)* — View of the giant turbine runner before its installation at Hoover Dam power plant. The fin-like pieces of metal between the two circular flanges are the vanes.
(ca. 1936)* — View of the upper generator room at Hoover Dam, on the Nevada side, where there are eight generators. (The Arizona side has nine.)
(1935)* — Hoover Dam close to completion. Water can already be seen at the base of the dam.
(1935)^ — The upstream face of Hoover Dam slowly disappears as Lake Mead fills.
(1935)**# — View of the graceful intake towers whose gates control the release of the reservoir water.
(ca. 1935)* — View of the intakes as the water level nears the top of Hoover Dam. Cars are parked along the roadway over the dam. The Arizona Spillway can be seen on the other side of the canyon.
(1935)^#* — View of Hoover Dam as seen from above the Arizona Spillway side looking toward the intake towers as the water continues to rise.
(n.d.)**# – Detailed drawing of the dam and power plant from U.S. Department of Interior.
(1934)* — View of the diversion tunnel, showing the entrance of one of the 16 tunnels which lead to the turbines. The water will then turn turbine generators to create the electricity.
(ca. 1934)* — The needle valves of the power plant under construction. The valves are 13 feet in diameter and will dicharge the water back into the Colorado River once the water does its work by turning the turbine generators.
(1936)* — Hoover Dam during the final stages of testing. Three of the 13 foot diameter penstocks are fully opened.
(1936)** — Another view of the final testing showing water flowing out of all six of the penstocks on one side of the dam.

А сейчас она выглядит вот так.

Плотина Гувера, дамба Гувера, дамба Хувера (англ. Hoover Dam, также известна как Boulder Dam) — уникальное гидротехническое сооружение в США, бетонная арочно-гравитационная плотина высотой 221 м и гидроэлектростанция, сооружённая в нижнем течении реки Колорадо. Расположена в Чёрном каньоне, на границе штатов Аризона и Невада, в 48 км к юго-востоку от Лас-Вегаса; образует озеро (водохранилище) Мид. Названа в честь Герберта Гувера, 31-го президента США, сыгравшего важную роль в её строительстве. Строительство дамбы началось в 1931 году и закончилось в 1936 году, на два года раньше запланированного срока.

Ночной снимок плотины Гувера, 1983 год. (AP Photo/Steve McPeak)

Место, где вскоре начнутся работы по одному из самых грандиозных строительных проектов в истории США, 19 сентября 1930 года. Около 11 км от Лас-Вегаса, Невада. Когда строительство завершится, плотина будет снабжать электроэнергией шесть штатов. Ее стоимость оценивалась до начала строительства около 165 000 000 долларов. (AP Photo)

На этом месте будет находиться водохранилище площадью в 227 квадратных миль. Инженер-мелиоратор Элмер Л. Чепмэн показывает на холмы, которые будут затоплены после завершения строительства. Невада, 24 августа 1932 года. Гора с плоской вершиной, которая находится в центре кадра, превратится в остров, возвышающийся над водой всего на 14 метров. (AP Photo)

На этом аэрофотоснимке, сделанном компанией Fairchild, можно видеть место строительства будущей дамбы, 4 марта 1931 года. Самая низкая стоимость контракта была предложена Six Companies Inc. из Сан-Франциско, Калифорния. Сумма составляла 48 890 995,50 долларов. (AP Photo/Fairfield Aerial Surveys)

Люди на церемонии открытия строительства в Неваде, 17 сентября 1930 года. Министр Рэй Лайман Вилбур сделал объявление о переименовании плотины из Boulder Dam в Hoover Dam. (AP Photo)

Министр Рэй Лайман Вилбур забивает серебряный костыль в шпалу на железнодорожных путях, соединивших Лас-Вегас и место строительства, 19 сентября 1930 года. Это стало сигналом к официальному началу работ на 165-миллиардном проекте. Слева направо: конгрессмен Вильям Итон из Колорадо, сенатор Кей Питтимэн из Невады, министр Вилбур и сенатор Сэмюэл Шортридж. (AP Photo)

В Боулдер Сити, городе строителей, открывается почтовое отделение. Сотрудники Бюро мелиорации собрались на открытие, чтобы поздравить почтальона Дж. Л. Финни, 15 апреля 1931 года. Слева напарво: В.Р. Армстронг, руководитель United Pacific, Р.Ф. Уолтер, главный инженер Бюро мелиорации, плотник из Six Company Inc, Почтальон Финни, доктор Элвуд Мид, специальный уполномоченный комиссии по мелиорации и П.В. Дент, помощник доктора Мида. (AP Photo)

Главная улица Боулдер Сити, Невада, 24 августа 1932 года. Город был построен для рабочих, участвующих в строительстве плотины и его стоимость составила 2 млн. долл. (AP Photo)

Вид сверху на место строительства плотины Гувера. Участок находится непосредственно над электростанцией, и является частью шоссе Невада-Аризона, которое пройдет по верху плотины. 24 августа 1932 года. Кроме того, в ходе строительства будет создано самое большое рукотворное озеро в мире. (AP Photo)

Снимок, показывающий гористую местность на берегах реки Колорадо. Воды в русле нет, потому что ее перенаправили на время строительства в подземные туннели, 12 января 1923 года. Именно здесь будет воздвигнута плотина Гувера. Вода выходит из подземных туннелей в нижней части снимка. (AP Photo)

Стальной контейнер емкостью 8 кубометров заливает первую партию раствора в фундамент плотины Гувера на дне Черного каньона, Невада, 9 июня 1933 года. Опалубка имеет три стенки, а четвертая образуется прилегающей скалой каньона. (AP Photo)

Внутри одного из каньонов, по которым будет отводиться река Колорадо. Невада, 18 апреля 1932 года. Проект на ранней стадии строительства. (AP Photo)

Установка, названная Большим буром, была разработана для ускорения работы над туннелями. Она смонтирована в кузове 10-тонного грузовика, и от 24 до 30 отбойных молотков, установленных на ней, могут работать одновременно

Место строительства плотины Гувера на границе Аризоны и Невады. Облицовка бетоном стен водослива. Ведро с двумя кубометрами раствора поднимается на кран. Июнь 1933 года. (Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C.)

Вид снизу вверх по течению на Черный Каньон показывает место строительства плотины Гувера. Невада, дата неизвестна. В нижней части снимка видны десятки грузовиков, доставляющих материалы для раствора. (AP Photo)

Плотина была построена из прямоугольных колонн сечением от 20 (на внешней части) до 8 (на внутренней) квадратных метров. Дамба состоит из установленных друг на друга 215 бетонных блоков. Смежные колонны соединены друг с другом системой вертикальных перемычек на радиальных соединениях и горизонтильными перемычками на периферических соединениях (представьте себе гигантский конструктор " Lego"). В один блок за 72 часа наливалось не более полутора метров раствора. После того, как он застывал, в промежутки между колоннами заливался более жидкий раствор, чтобы создать монолитную структуру. (Department of the Interior, Bureau of Reclamation)

На этом снимке Бюро мелиорации видна наполовину законченная дамба. Работы ведутся днем и ночью, и строительство опережает график на несколько месяцев. У основания дамбы видно строительство фундамента для электростанций. Темная линия по центру дамбы - пустота, специально оставленная, чтобы облегчить застывание раствора. (AP Photo)

Строительство продолжается. С помощью грузовиков перевозится 50 тонн земли в минуту, чтобы отвести воды реки Колорадо от места строительства плотины к подземным туннелям. 15 ноября 1932 года. (AP Photo)

Вид сверху вниз по течению. Со дна каньона поднимаются многочисленные бетонные конструкции, которые станут основанием плотины. Невада, 12 августа 1933 года. В день в формы заливается 6000 кубометров раствора. (AP Photo)

Вид на одну из башен водоспуска плотины Гувера, 9 августа 1934 года. Башни, по две с каждой стороны, будут подниматься на 120 метров. (AP Photo)

Строительство плотины Гувера в Неваде, недалеко от Лас-Вегаса, продолжается, 9 января 1932 года. (AP Photo)

Ворота весом в три миллиона фунтов над туннелем номер 4 готовы к закрытию, 1 февраля 1935 года. Закрытие ворот в подземных туннелях приведет к возвращению реки Колорадо в русло и наполнению огромного водохранилища. Снимок был сделан незадолго до закрытия ворот. (AP Photo)

Фотография каньона показывает временный подвесной мост и отверстия туннелей для отвода воды от места строительства, 12 марта 1932 года. (AP Photo)

Аэроснимок плотины Гувера, 16 июля 1935 года. Дорога, проезд по которой скоро будет открыт, обеспечит быстрый путь сообщения между Лас-Вегасом, Невада, и Кингмэном, Аризона. На другой стороне дамбы видны башни водоспуска. (AP Photo)

Редкий вид на внешнюю стену плотины, май 1935 года. (Bureau of Reclamation, United States)

Трое рабочих красят металлические конструкции на стене водослива плотины Гувера. Фотография сделана между 1936 и 1946 годами. (United States, Bureau of Reclamation, Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C.)

Последние стадии строительства плотины Гувера. Высота составляет 500 футов из 730 проектных над дном каньона. 28 августа 1934 года. (AP Photo)

На высоте более 200 метров над рекой Колорадо рабочие завершают строительство плотины Гувера, 12 августа 1935 года. (AP Photo)

Генератор мощностью 3500 лошадиных сил в Боулдер Сити, Невада, 10 сентября 1936 года. Через месяц генераторы мощностью в 115 000 лошадиных сил будут давать электроэнергию городам в южной части Калифорнии, на расстоянии 400 км. (AP Photo)

Люди на церемонии запуска электростанции на плотине Гувера. Нажатием кнопки в Вашингтоне президент Рузвельт запустил первую турбину мощностью в 3500 лошадиных сил 11 сентября 1936 года. (AP Photo)

Дамба Гувера, фотография из серии "Национальные парки и памятники" фотографа Энсела Адамса содержащей фотографии 1933-1942 годов. (U.S. National Archives and Records Administration)

Снимок плотины с воздуха. (AP Photo)

Президент Рузвельт на плотине Гувера, 30 сентября 1935 года в день ее переименования. . (AP Photo)

Президент Рузвельт на плотине Гувера, 30 сентября 1935 года. Также на фото ответственный за проект представитель Бюро мелиорации Уокер Янг (слева) и военный советник президента (справа)

Снимок плотины Гувера с воздуха, 13 марта 1936 года. Выше плотины по течению видна часть водохранилища Мид. За секунду плотина пропускает десятки тысяч литров воды. Выше плотины видны башни водоспуска. (AP Photo)

Распределительное оборудование у дамбы Гувер на фоне ночного неба в пустыне, 27 апреля 1937 года. Электроэнергия от пятнадцати генераторов мощностью 115000 лошадиных сил и двух генераторов мощностью 55000 лошадиных сил поступает сюда, а затем по основной линии электропередач направляется в Лос-Анджелес. (AP Photo/Department of the Interior)

Огромные башни водоспуска у плотины Гувера, 14 апреля 1938 года. Вода, приводящая в движение генераторы в нижней части 221-метровой дамбы, подается к турбинам через эти башни. На берегах водохранилища была учреждена зона отдыха. (AP Photo)

Машинный зал электростанции на плотине Гувера. На 7 февраля 1939 года эти генераторы в 82 500 кВ-А были самыми мощными в мире. Генераторы производили 130 000 000 киловатт-часов энергии в месяц. Бюро мелиорации, построившее плотину, получило 3 297 289 долларов за два года. Тогда происзодилось около трети возможного количества энергии. (AP Photo)

Самолеты авиационного отряда шерифа патрулируют над озером Мид и плотиной Гувера, 13 июля 1948 года. Отряд патрулирует площадь в 8000 квадратных миль, один из самых пустынных районов страны и разыскивает потерявшихся путешественников, приходит на помощь водителям, чьи машины вышли из строя и проводит спасательные операции, если в пустыне падает самолет. (AP Photo)

Танцовщицы балета Rhythmettes из лас-Вегаса на плотине Гувера, 8 июня 1957 года. Девушки бывали с концертами во многих городах за шесть лет со дня создания балета. (AP Photo/V)

Величественное строение дамбы Гувера, 11 мая 1953, один из триумфов инженерной мысли века. Водохранилище Мид, крупнейшее рукотворное озеро в мире, стало излюбленным местом рыбаков и лодочников. (AP Photo)

На этом фото, предоставленном Union Pacific Railroad, видна одна из крупнейших гидроэлектростанций мира, плотина Гувера, 26 февраля 1957 года. Озеро Мид, находящееся выше дамбы является прекрасным местом для рыбалки, катания на лодке и других водных развлечений в течение всего летнего сезона. (AP Photo/Union Pacific Railroad)

Смельчак Стив МакПик над дамбой Гувера во время протеста против политики администрации президента Рейгана, 8 декабря 1982 года. (AP Photo/Frank Walters)

Стив МакПик с охранниками плотины Гувера за несколько часов до того, как его убедили спутиться с канатов над рекой Колорадо, 9 декабря 1982 года. МакПик провел три дня и две ночи на канатах, выражая таким образом протест против политики администрации президента Рейгана. (AP Photo/Scott Henry)

Плотина Гувера - бетонная арочно-гравитационная дамба в Черном Каньоне на реке Колорадо, на границе Невады и Аризоны. Она была сооружена за период с 1931 по 1936 год во время Великой Депрессии. В строительстве участвовали тысячи рабочих и более сотни погибли в результате несчастных случаев. Плотина названа в честь президента Герберта Гувера.

Белая полоса на берегах озера Мид показывает уровень воды, каким он был до падения 24 сентября 2004 года. (Photo by David McNew/Getty Images)

Башни водоспуска и канал водослива со стороны Аризоны (слева), 30 июля 2007 года. (Photo by Ethan Miller/Getty Images)

Миллионы литров воды льются через шлюз дамбы Гувера, 26 февраля 2004 года. В этот день проводились испытания прочности труб в шлюзе. (AP Photo/Joe Cavaretta)

Воздушный снимок дамбы Гувера и строящегося моста, 12 июня 2009 года, Аризона. (Photo by Ethan Miller/Getty Images)

Мост Майка О"Каллахен-Пэт Тиллмана рядом с плотиной Гувера, 26 октября 2010 года. Мост длиной более 600 метров находится на высоте 280 метров над рекой Колорадо. Проект стоимостью в 240 млн. долларов должен создать дополнительную переправу через Колорадо на шоссе Невада-Аризона. Строительство началось в 2003 году, и проезд по мосту был открыт 19 октября 2010 года. (Photo by Ethan Miller/Getty Images)

January 5th, 2015 , 10:58 am

Начинаю писать отчёт о путешествии в Супай. Собственно отчёт начнётся в следующем посте, а сейчас я расскажу о плотине Гувера.

Плотина Гувера (Hoover Dam) – это одна из наиболее известных и одна из наиболее крупных плотин в США. Она находится на реке Колорадо на границе штатов Невада и Аризона.


Река Колорадо всегда отличалась норовистым характером. В результате наводнений гибли люди и наносился большой хозяйственный ущерб. Нередко река меняла русло. В начале ХХ века возникла идея построить гидротехнические сооружения на реке Колорадо, чтобы уменьшить риск наводнений и использовать воды реки в сельском хозяйстве. С развитием электроэнергетики возникла также идея строительства гидроэлектростанции. Изыскания показали, что наиболее подходящим местом для строительства плотины является Чёрный каньон.

Однако для строительства необходимо было согласие семи штатов, через которые протекает река Колорадо и её притоки. Некоторые штаты опасались, что перераспределение водных ресурсов будет не в их пользу. В 1922 году была создана комиссия, в которую входили представители семи штатов. В работе комиссии принимал участие Герберт Гувер, в то время министр торговли. В результате работы комиссии было принято соглашение об использовании водных ресурсов реки Колорадо, что открыло дорогу строительству плотины.

Другой проблемой было финансирование строительства. Закон о строительстве плотины в каньоне Боулдер, предусматривающий финансирование, был принят в 1928 году. Разработкой проекта руководил Джон Сэвидж, позднее сконструировавший ещё несколько известных плотин. Было принято решение о строительстве арочно-гравитационной бетонной плотины, имеющей в плане форму дуги, выпуклой вверх по течению реки. Толщина плотины у основания должна была составлять около двухсот метров, а на вершине – четырнадцать метров. По плотине предусматривалось автомобильное движение.

Средства на сооружение плотины были выделены летом 1930 году президентом Гувером, а работы начались весной 1931 года. Строительством руководил Фрэнк Кроу, имевший большой опыт в сооружении плотин. Проектом предполагалось первоначально построить город для строителей – Боулдер-Сити. Однако во время Великой депрессии было важно обеспечить работой как можно болшее количество людей, поэтому строительство плотины начали на полгода раньше запланированного, разместив рабочих во временных лагерях. Лишь в конце 1931 года стали заселяться дома, построенные в Боулдер-Сити. Следует заметить, что всё это происходит в очень жарком климате Невады.

Скульптура верхолаза, сооружена в 1995г. Прототипом послужил Джо Кайн, ветеран строительства.
При сооружении плотины Гувера впервые стали применять защитные каски в строительстве.

Для того, чтобы отвести воду реки и освободить стройплощадку, были сооружены две временные плотины, а в скалах каньона прорубили четыре тоннеля, два со стороны Невады и два со стороны Аризоны. В июне 1933 года начались бетонные работы. В Неваде, недалеко от строительной площадки, были построены два завода, изготовляющие бетон. При строительстве применялись разнообразные новаторские решения. Конструкция плотины была не монолитной, а состояла из множества колонн, между которыми были проложены трубы. По трубам подавалась вода для охлаждения бетона. После застывания колонн промежутки между ними были заполнены раствором. Такое решение позволяло избежать растрескивания бетона при застывании.

На момент постройки плотина Гувера являлась самым большим сооружением в мире, созданным человеком. Её высота составляет 221 метр, а масса - более 6.6 миллионов тонн. Номинальная мощность электростанции 2080 мегаватт, в среднем электростанция вырабатывает 4.2 млрд. квт-ч электроэнергии в год.

Архитектурное решение зданий плотины было выполнено Гордоном Кауфманом в стиле ар-деко. На двух башнях установлены часы, одни из них показывают время в Неваде, другие – в Аризоне.

Аризона и Невада относятся к разным часовым поясам. Но на большей части штата Аризона стрелки часов не переводят на летнее время, поэтому летом время совпадает. Зимой есть разница в один час.

Строительство плотины было завершено раньше, чем было предусмотрено планами. Торжественная церемония открытия состоялась 30 сентября 1935 года, к тому моменту президентом США стал Франлин Рузвельт.

По официальным данным на строительстве плотины в 1931-1935 годах погибло 96 человек. Некоторые источники указывыают цифру 112 человек, включая погибших во время изысканий и подготовительных работ. Считается, что ещё 42 человека погибли от отравления угарным газом во время прокладки тоннелей (официально – умерли от пневмонии).
В народе ходят леденящие душу легенды про рабочих, упавших в жидкий бетон, трупы которых так и не были найдены. Однако этого не могло произойти. Плотина была построена из взаимосвязанных блоков в полтора метра высотой, шириной в семь метров и длинной от семи до восемнадцати метров. Бетон доставлялся в блок в ковшах объёмом в шесть кубических метров. Пять-шесть рабочих разравнивали и утрамбовывали бетон, убеждаясь, что в нём не осталось воздушных полостей. Каждый раз после выгрузки ковша уровень бетона в блоке возрастал на пять - пятнадцать сантиметров, в зависимости от горизонтальных размеров блока. В таком тонком слое бетона утонуть невозможно, да и к тому же несчастный случай не остался бы незамеченным при наличии нескольких человек на объекте. Так что не надо придумывать всякие ужасы, тем более, что трудностей при строительстве было и так предостаточно. Работы велись в очень тяжёлых и опасных условиях, в очень жарком климате.

Плотина сооружалась во времена правления президента Герберта Гувера, однако это были годы Великой депрессии, и президент был крайне непопулярен. Поэтому лишь в 1947 году плотина была названа его именем, а до этого носила название «плотина Боулдер».

Постройка гигантской плотины, наряду с другими гидротехническими сооружениями, обеспечила орошение полей Южной Калифорнии и устранила угрозу разрушительных наводнений. Электроэнергия дала мощный импульс развитию Юго-Запада США, в том числе и Лас-Вегасу, который в начале 30х годов был совсем маленьким городком. В 80-90х годах была проведена реконструкция электростанции, и она продолжает оставаться одной из крупнейших в США. Около четверти производимой электроэнергии потребляет Невада, пятую часть - Аризона, остальное – Калифорния.

С 1937 года плотину посещают туристические группы. В наше время плотину посещают более миллиона человек в год.

По плотине Гувера проходило шоссе номер 93, соединяющее Неваду и Аризону. В 2003 году началось строительство объездного моста через реку Колорадо, а в 2010 году по нему открылось движение.

Сейчас на плотину посетители могут заехать со стороны Невады, пройдя контроль на въезде, по плотине можно перехать на другой берег и подняться, но далее дорога закрыта, то есть на главное шоссе в Аризоне выехать нельзя. На мост посетители также могут войти пешком, но нельзя пройти на другой берег. Это отличная обзорная площадка с видом на электростанцию, плотину и водохранилище.

фото yevgeniy_lysyy

Водозаборные башни

Водозаборные башни и озеро Мед - водохранилище, созданное плотиной.

Озеро Мед - самое больше по объёму водохранилище в США.

Водосброс

Часы на водозаборной башне.

"Республика" - монумент Оскара Хансена.

На полу сделано изображение, показывающее положение звёзд в день торжественного открытия 30 сентября 1935 года.

Наклонная опора линии электропередачи и центр для посетителей.

Вход в центр для посетителей платный. Там показывают фильм про историю строительства плотины. Можно взять экскурсию по плотине или по электростанции. Я взял вторую и спустился вниз на лифте.

Турбинный водовод.

Генераторы в машинном зале.

На электростанции установлено 17 турбогенераторов - девять на стороне Аризоны и восемь на стороне Невады. (почему-то здесь видно только семь). В1986-1993 годах была произведена модернизация электростанции и турбогенераторы были заменены.

Ротор генератора.

Пульты управления.

Затем лифт поднимает посетителей обратно наверх, можно выйти на обзорную площадку, откуда вид на плотину несколько иной.

Объездной мост через реку Колорадо. Мост возвышается на 260 метров над уровнем реки Колорадо, это второй по высоте мост в США и самый высокий бетонный арочный мост в мире. Длина моста составляет 579м, а центральный пролёт - 320м.

Река Колорадо, объездной мост и здание электростанции.

Здание электростанции.

Наклонные опоры линий электропередачи.

Cхема электростанции.

фото