Болезни Военный билет Призыв

Питирим сорокин вклад в социологию кратко. Жизнь и работа в США. Проблема социокультурной динамики - центральная тема в творчестве П.А. Сорокина

Питирим Сорокин (1889-1968) создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Он выделял в социологии четыре раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука).

Элементом общества выступает взаимодействие индивидов. Оно подразделяется на шаблонное и нешаблонное, одностороннее и двустороннее, антагонистическое и неантагонистическое. Общество - это процесс и результат социального взаимодействия (взаимодействия многих индивидов). Его результатом является их приспособление к среде обитания. В процессе такого приспособления возникает социальный порядок общества, основной тенденцией развития которого является социальное равенство.

Развитие человеческого общества происходит путем эволюции и революции. Социальная эволюция представляет собой постепенное и прогрессивное развитие, основанное на знании общества, реформах, кооперации людей, стремлении к социальному равенству. Социальная революция - быстрое, глубокое прогрессивное или регрессивное развитие общества, основанное на насилии одного класса над другим. Оно меняет характер социального равенства.

Опираясь на опыт личного участия в двух российских революциях 1917 г., П.Сорокин выделяет их основные причины: подавление основных потребностей большинства населения существующим общественным строем, неэффективность этого общественного строя, слабость сил охраны общественного правопорядка. Социальная революция проходит стадии революционного взрыва, когда базовые потребности находят выход и разрушают страну, и контрреволюции, когда эти потребности обуздывайте.

Питирим Сорокин разработал теорию социальной стратификации, разделения общества на множество социальных слоев (страт) в зависимости от богатства, власти, образования и т. п.

Ему принадлежит также приоритет в открытии теории социальной мобильности, перемещения из одного социального слоя в другой.

Сорокину принадлежит и теория цивилизационных ступеней развития человечества как духовно-культурных образований. Цивилизация у П. Сорокина - это историческая общность людей, объединенных каким-то типом мировоззрения (идеалы, ценности, методы познания). Развитие человечества демонстрирует три фазы такого цивилизационного развития, в которых меняется цивилизационно-мировоззренческая основа объединения людей. Идеациональная цивилизация основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом является стремление к спасению человеческой души. Сенситивная цивилизация возникает на основе материалистического мировоззрения и является отрицанием идеациональной цивилизации. Ее идеалом является богатство и комфорт. Она характерна для индустриальной стадии развития человечества. Идеалистическая цивилизация возникает на основе конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения, беря от своих составляющих все положительное. Она характерна для последней стадии индустриализма.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — один из виднейших классиков социологии, оказавший большое влияние на се развитие в XX в. Иногда П. Сорокина называют не русским социологом, а американским. Действительно, хронологически «русский» период его деятельности жестко ограничен 1922 г. — годом его высылки из России. При этом становление социологических взглядов Сорокина, а также его политической позиции происходило именно на родине, в условиях войн, революций, борьбы политических партий и научных школ. В основном труде «русского» периода — двухтомной «Системе социологии» (1920) — он формулирует основные принципы теории социальной стратификации и социальной мобильности (данные термины он и ввел в научный оборот), структурирует теоретическую социологию, выделяя в ней социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику.

Основой социологического анализа Сорокин считает социальное поведение, социальное взаимодействие индивидов, кᴏᴛᴏᴩое он рассматривает как родовую модель и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы он подразделяет на организованные и неорганизованные, особое внимание уделяя анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация будет неизменной характеристикой любого организованного общества и существует в недемократическом обществе и в обществе с «процветающей демократией».

Сорокин говорит о наличии в обществе социальной мобильности двух типов — вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, ϲʙᴏеобразный «лифт» для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по ϲʙᴏим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д.; кроме того, самим фактом их совместной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему ϲʙᴏйственно неравенство, но ϶ᴛᴏ неравенство должно быть разумным.

Общество должно стремиться к такому состоянию, при кᴏᴛᴏᴩом человек может развивать ϲʙᴏи способности, и помочь обществу в ϶ᴛᴏм могут наука и чутье масс, а не революции. В работе «Социология революции» (1925) Сорокин называет революцию «великой трагедией» и определяет ее как «машину смерти, нарочито уничтожающую с обеих сторон самые здоровые и трудоспособные, самые выдающиеся, одаренные, волевые и умственно квалифицированные элементы населения». Революция сопровождается насилием и жестокостью, сокращением ϲʙᴏбоды, а не ее приращением. Стоит заметить, что она деформирует социальную структуру общества, ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса. Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Отметим, что каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно «тестироваться» в малом социальном масштабе.

Отметим, что теоретическое наследие Сорокина и его вклад в развитие отечественной и мировой социологии трудно переоценить, настолько он богат глубоко осмысленным, теоретически и методологически подкрепленным знанием социальной реальности и тенденций будущего развития общества.

Социология П. Сорокина

Питирим Сорокин (1889-1968) создал социологическую теорию, кᴏᴛᴏᴩую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Стоит заметить, что он выделял в социологии четыре раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука)

Элементом общества выступает взаимодействие индивидов. Стоит заметить, что оно подразделяется на шаблонное и нешаблонное, одностороннее и двустороннее, антагонистическое и неантагонистическое. Общество — ϶ᴛᴏ процесс и результат социального взаимодействия (взаимодействия многих индивидов) Его результатом будет их приспособление к среде обитания. В процессе такого приспособления возникает социальный порядок общества, основной тенденцией развития кᴏᴛᴏᴩого будет социальное равенство.

Развитие человеческого общества происходит путем эволюции и революции. Социальная эволюция представляет собой постепенное и прогрессивное развитие, основанное на знании общества, реформах, кооперации людей, стремлении к социальному равенству. Социальная революция - быстрое, глубокое прогрессивное или регрессивное развитие общества, основанное на насилии одного класса над другим. Стоит заметить, что оно меняет характер социального равенства.

Опираясь на опыт личного участия в двух российских революциях 1917 г., П.Сорокин выделяет их основные причины: подавление основных потребностей большинства населения существующим общественным строем, неэффективность ϶ᴛᴏго общественного строя, слабость сил охраны общественного правопорядка. Социальная революция проходит стадии революционного взрыва , когда базовые потребности находят выход и разрушают страну, и контрреволюции , когда данные потребности обуздывайте.

Питирим Сорокин разработал теорию социальной стратификации , разделения общества на множество социальных слоев (страт) в зависимости от богатства, власти, образования и т. п.

Ему принадлежит также приоритет в открытии теории социальной мобильности, перемещения из одного социального слоя в другой.

Сорокину принадлежит и теория цивилизационных ступеней развития человечества как духовно-культурных образований. Цивилизация у П. Сорокина — ϶ᴛᴏ историческая общность людей, объединенных каким-то типом мировоззрения (идеалы, ценности, методы познания) Развитие человечества демонстрирует три фазы такого цивилизационного развития, в кᴏᴛᴏᴩых меняется цивилизационно-мировоззренческая основа объединения людей. Идеациональная цивилизация основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом будет стремление к спасению человеческой души. Сенситивная цивилизация возникает на базе материалистического мировоззрения и будет отрицанием идеациональной цивилизации. Ее идеалом будет богатство и комфорт. Стоит заметить, что она характерна для индустриальной стадии развития человечества. Идеалистическая цивилизация возникает на базе конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения, беря от ϲʙᴏих составляющих все положительное. Стоит заметить, что она характерна для последней стадии индустриализма.

Биография Питирима Александровича Сорокина, автора ряда известных социологических теорий, вместила в себя все драматические события первой половины двадцатого века. Он являлся непосредственным свидетелем многих резких поворотов истории, постигших Россию в ту эпоху. Один из самых выдающихся социологов мира пережил при царском режиме, две революции, гражданскую войну и изгнание из страны. К сожалению, важность научных трудов Питирима Сорокина не была оценена по достоинству ни в России, ни в Соединённых Штатах Америки, которые стали его второй родиной. Исключительно эрудированный социолог написал десятки книг и сотни статей, впоследствии переведённых на сорок восемь языков. По мнению многих современных экспертов, его теории, раскрывающие проблемы и противоречия человеческого общества, остаются актуальными и в наши дни.

Семья

Будущий учёный и политический деятель родился в 1889 году в Биография Питирима Сорокина началась в небольшом селе под названием Турья. Его отец, мастер по украшению икон, занимался реставрационными работами в храмах. Мать скончалась в результате болезни в возрасте тридцати четырёх лет. Это трагедия стала первым детским воспоминанием Сорокина. Отец обучал Питирима и его старшего брата Василия тонкостям своей профессии. Глава семейства не женился во второй раз и пытался справиться с горем от утраты любимого человека при помощи водки. После того как отец допился до белой горячки, сыновья ушли из дома и стали странствующими ремесленниками.

Юность

Краткая биография Питирима Сорокина изложена в его книге под названием "Дальняя дорога". В своих мемуарах автор вспоминает молодые годы и подробно описывает событие, ставшее поворотной точкой в его нелёгкой судьбе. Почти случайно попав на приёмные экзамены в специальное заведение по подготовке учителей для церковно-приходских школ, он прошёл испытания и был зачислен. Несмотря на то что проживание на крошечную стипендию являлось сложной задачей, через два года Сорокин успешно завершил образование. За отличные результаты ему предоставили возможность продолжить обучение за казённый счёт.

Студенческие годы

В 1904 году Сорокин приступил к занятиям в школе по подготовке педагогических кадров в В тот период в Российской империи бушевали политические волнения. Брожение умов во все времена было типично для студенческой среды. Будущий социолог присоединился к революционной группе, придерживавшейся народнической идеологии. Этот период биографии Питирима Сорокина сыграл значительную роль в формировании его мировоззрения и системы ценностей.

Страстный характер не позволил ему оставаться в стороне от опасной нелегальной деятельности кружка революционеров. В результате студент был арестован полицией по подозрению в политической неблагонадёжности. Несколько месяцев он провёл в тюрьме. Благодаря либеральному отношению охранников революционеры, находясь в заключении, практически свободно общались друг с другом и с внешним миром. По воспоминаниям Сорокина, время, проведённое в тюрьме, дало возможность ознакомиться с классическими трудами философов-социалистов.

Освободившись из заключения, будущий знаменитый социолог принял решение прекратить участие в революционной борьбе и посвятить себя науке. После пары лет скитаний по стране ему удалось поступить на юридический факультет государственного университета в Санкт-Петербурге. В биографии Питирима Сорокина начался новый этап, открывающий молодому дарованию путь к академическим вершинам.

Научная деятельность

Будучи студентом университета, он проявлял потрясающую работоспособность. За короткое время Сорокин написал и опубликовал большое количество рецензий и рефератов. Он активно сотрудничал с рядом специализированных научных журналов, посвящённых вопросам психологии и социологии. Главным достижением этого периода биографии Питирима Сорокина стала книга под названием "Преступление и кара, подвиг и награда". Она получила очень высокие оценки в академических кругах.

Несмотря на напряжённую научную работу, Сорокин вернулся к политической деятельности и вновь привлек к себе внимание полиции. Для того чтобы избежать неприятностей со стороны блюстителей закона, он был вынужден, использовав фальшивый паспорт, уехать в Западную Европу и оставаться там в течение нескольких месяцев. После возвращения в Россию учёный написал памфлет, критикующий монархическое государственное устройство. Это привело к новому аресту. Сорокину удалось освободиться из тюрьмы только благодаря заступничеству своего наставника Максима Ковалевского, который являлся депутатом Думы.

Годы Первой мировой войны

После окончания университета талантливый русский учёный читал лекции по социологии и готовился к получению звания профессора. В период мировой войны он продолжал публиковать в большом количестве свои литературные труды, среди которых была даже одна фантастическая повесть. Защите диссертации помешала начавшаяся революция.

В драматическом 1917 году Сорокин женился на Елене Баратынской, потомственной дворянке из Крыма. Они познакомились на одном из литературных вечеров. Паре было суждено разделить все радости и горести и оставаться вместе до конца жизни.

Революция и Гражданская война

В краткой биографии Питирима Александровича Сорокина невозможно упомянуть все события, свидетелем и непосредственным участником которых он стал в бурные годы крушения Российской империи. Учёный оказывал содействие работе Временного правительства и даже исполнял обязанности секретаря министра-председателя Александра Керенского. Сорокин раньше других увидел серьёзную угрозу в партии большевиков и требовал применения жёстких мер для укрепления порядка и стабилизации ситуации в стране.

После Октябрьской революции он вступил в борьбу с советской властью и принял участие в попытке её свержения в Архангельской губернии. Сорокин был арестован большевиками и приговорён к расстрелу. Однако в обмен на публичное обещание отказаться от политической деятельности ему не только сохранили жизнь, но и вернули свободу. Сорокин возобновил научную и преподавательскую работу в университете. После окончания Гражданской войны он получил звание профессора и успешно защитил докторскую диссертацию по социологии.

Изгнание

В 1922 году начались массовые аресты представителей интеллигенции по подозрению в инакомыслии и нелояльном отношении к большевистскому правительству. В числе задержанных московской Чрезвычайной комиссией оказался и Сорокин. Арестованным предложили простой выбор: быть расстрелянными или навсегда покинуть советскую страну. Доктор социологических наук и его супруга уехали в Германию, а затем в Соединённые Штаты Америки. С собой они увезли только два чемодана, в которых находилось самое важное - рукописные основные труды. Биография Питирима Сорокина с начала академической карьеры и до момента изгнания из родной страны стала называться русским периодом его творчества. Знаменитый учёный был навечно депортирован, но избежал физической расправы и смог продолжить свою деятельность в далёкой Америке.

Жизнь и работа в США

В 1923 году Сорокин приехал в Соединённые Штаты для чтения лекций о революционных событиях в России. Он получил предложения о сотрудничестве от университетов Миннесоты, Висконсина и Иллинойса. Сорокину понадобилось менее года для того, чтобы свободно овладеть английским языком. В Америке он написал и опубликовал книгу под названием "Страницы русского дневника", которая представляет собой личные воспоминания учёного о бурном революционном времени.

Работы Питирима Сорокина, созданные в эмиграции, внесли значительный вклад в мировую социологию. Всего за несколько лет жизни в США он написал массу научных трудов, в которых изложил свои теории устройства человеческого общества. Сорокин стал заметной фигурой в американских академических кругах и получил предложение возглавить факультет социологии во всемирно известном Гарвардском университете. Это может показаться невероятным, но по свидетельству современников, он продолжал поддерживать отношения с друзьями, оставшимися в России, даже в период сталинских репрессий. После многолетней плодотворной работы в Гарварде Сорокин вышел в отставку и посвятил остаток жизни занятию садоводством. Он скончался в 1968 году в своём доме в штате Массачусетс.

Идеи и книги

Особое внимание читателей привлекла работа Питирима Сорокина "Социология революции", опубликованная им вскоре после переезда в Америку. В этой книге он подчёркивает неэффективность насильственной смены государственного строя, поскольку на практике такие действия всегда приводят к сокращению личной свободы и страданиям миллионов людей. По мнению автора, революции обесценивают человеческую жизнь и порождают всеобщую жестокость. В качестве альтернативы Сорокин предлагает мирные конституционные реформы, преследующие не утопические, а реальные цели. Идеи одного из величайших социологов в истории не устарели и в наше время.

Питирим Александрович Сорокин (1889–1968 гг.) – юрист, философ, социолог. Родился в селе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии. Питиримом назван в честь св. Питирима, празднование которого приходится на январь, месяц рождения П. А. Сорокина.

Отец Сорокина занимался церковно-реставрационными работами. Питирим работал постоянно с отцом в храмах. Вскоре с братом Василием они стали самостоятельно продолжать свою трудовую деятельность, переходя из храма в храм. П. А. Сорокин закончил церковно-учительскую школу. Имея страстное желание учиться, с большими трудностями добрался до Санкт-Петербурга, поступил в психоневрологический институт, через год перевелся на юридический факультет университета. Окончив университет, Сорокин остался работать на кафедре уголовного права. Вскоре сдал магистерские экзамены и получил звание приват-доцента Петроградского университета. Как социолог П. А. Сорокин начал свою деятельность в Петрограде. Ему было немногим более 30 лет, когда он основал социологический факультет в Петроградском университете.

В 1920 году вышла его двухтомная работа “Система социологии”, вызвавшая дискуссии в ученых кругах. П. А. Сорокин “произвел революцию в теории социологии, подчинив ее ценностям как главной побудительной движущей силе в обществе”, показав что “социология является по преимуществу теорией ценностей”. Сорокин первый ученый-философ, давший социологический анализ революции в России, стал родоначальником “социологии революции”.

В социологии П. А. Сорокин выделил три раздела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Он сформировал понятия и теорию социальной стратификации и социальной мобильности.

Сорокин создал концепцию всемирно-исторического развития человеческой культуры, исследовал социодинамику культуры.

В 1922 году П. А. Сорокин вынужден уехать из России. Мечте вернуться когда-нибудь на родину не суждено было осуществиться. Сорокин умер в Америке в возрасте 79 лет. В своем дневнике он писал: “Чтобы не приключилось в будущем, я твердо знаю, что извлек три урока... Жизнь, даже если она трудна, самое прекрасное, чудесное и восхитительное сокровище мира. Следовать долгу столь прекрасно, что жизнь становится счастливой, душа же обретает непоколебимую силу отстаивать идеалы, – вот мой второй урок. А третий – насилие, ненависть и несправедливость никогда не смогут сотворить ни умственного, ни нравственного и ни даже материального царствия на земле”.1

В 1930 году П. А. Сорокин возглавляет социологический факультет во всемирно известном Гарвардском университете, пишет работы по философии культуры. Он считает, что человечество осваивает и дальше развивает социальный и духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, создавая в каждую конкретную эпоху духовную культуру, “культуру души”.

Уровень культуры общества, определяется конкретной системой социокультурных отношений, воздействуя на духовный потенциал личности.

Понятие культуры многозначно. Обладая интегративным свойством, культура может характеризовать качественное состояние общества на каждом этапе его развития, особенности цивилизации. Культура включает основные тенденции и отличительные черты духовного развития разных стран и народов. Культура отражает существенные стороны образа жизни общества, социальных общностей, уровень развития различных сфер общественной жизни (культура производства, труда, общения, быта и т. д.). Культура также отражает уровень социального и духовного развития личности.

Для социологического познания культуры важное методологическое значение имеют, во-первых, анализ культуры как подсистемы общества, “пронизывающей” материальное и духовное производство, экономические, политические, нравственные и эстетические отношения. Во-вторых, рассматривается социальная обусловленность культуры, как результат потребностей людей, их интеллектуальные, эстетические, практические интересы. В-третьих, социологический анализ культуры предполагает ее характеристику как систему норм, ценностей, способов жизнедеятельности как индивидов, так и различных общностей.

Основы социологической теории культуры заложил М. Вебер. Он рассматривал культуру как результат нравственно ориентированной деятельности, как важнейший фактор общественного развития.

Не менее весомый вклад в развитие социологии культуры внес виднейший социолог XX века П. А. Сорокин. Проблемам культуры он посвятил ряд работ: “Социокультурная и культурная динамика”, “Общество, культура и личность”, “Кризис нашего века”, “Человек, цивилизация, общество” и др. В процессе исследования механизма социокультурной динамики Сорокин делает выводы о закономерностях развития культуры, замедления и ускорения темпов социокультурных изменений.

П. А. Сорокин отмечает, что всякая великая культура есть не просто сумма явлений, а представляет единство, все составные части которого пронизаны основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность. Главную ценность или основополагающий принцип культуры отражает настрой общественного сознания; науки, эстетического сознания, философии, религии, этики, права, а также основных форм социальной, экономической, политической организации нравов, обычаев, образы жизни и мышления (менталитет). Составные части интегративной культуры взаимосвязаны, передают состояние духовной культуры общества, в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются трансформации.

В качестве примера П. А. Сорокин рассматривает средневековье. Средневековая культура в палитре своих ценностей передавала фундаментальный принцип христианства, идеи богословия.

Архитектура и скульптура средних веков были “Библией в камне”. Литература была пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала библейские темы в линии и цвете. Музыка носила религиозный характер. Наука дополняла христианскую религию. Этика и право представляли разработку заповедей христианства. Политическая организация была теократической и базировалась на Боге и религии. Даже экономическая система контролировалась религией, налагались запреты на многие формы экономических отношений. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, в то же время бытовало безразличное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям. Такую унифицированную культуру, основанную на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальной ценности, Сорокин называет идеациональной культурой.

Упадок идеациональной культуры приходится на XIII-XIV века. Складывается новая культура которая выделяет объективную реальность как единство бесконечного многообразия. Эту культурную систему Сорокин называет идеалистической. С XVI века возникла, по исследованию Сорокина, современная форма культуры эмпирической, светской, “соответствующей этому миру”. Сорокин называет ее – чувственной культурой. Она основывается на принципе: объективная действительность и смысл ее – сенсорны.

Таким образом, основной принцип средневековой культуры делал ее потусторонней и религиозной. Основной принцип идеалистической культуры был частично сверхсенсорный и религиозный, частично светский. Основной принцип современной чувственной культуры – светский, “соответствующий этому миру”. Сорокин делает вывод, что все типы культуры: идеациональный, идеалистический и чувственный – проявляют себя в истории духовной культуры каждого народа, причем замена одной формы культуры на другую не ведет к гибели общества. Он рассматривает смену форм культуры на примерах смены греко-римской и средневековой культуры. Рано или поздно каждой форме культуры суждено исчерпать свой созидательный потенциал.

П. А. Сорокин рассматривает культурные явления в качестве “различных частей одного и того же неделимого социокультурного мира”, любое общество можно описать только через призму присущей ему “системы значения нормы-ценностей”. Эта система проявляется как культурное качество. Скрытые в индивидах и обществах качества обнаруживаются во всех достижениях человеческой цивилизации. Исходя из теории созданной им интергралистской социологии культуры, Сорокин признавал культурный фактор наиболее важным и определяющим, утверждая доминирующую роль культуры в развитии человечества. Культурный фактор, является показателем состояния науки, философии, религии, этики, права, политики, экономики. Исторически развивающимся критерием прогресса культуры Сорокин считает многообразный по своим формам гуманизм.

Сорокин пишет большую работу “Социальная и культурная динамика” – беспрецедентный по объему и эмпирическому охвату социологический труд. В 1960 году он публикует работу “Взаимное сближение соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу”, написанную в атмосфере довольно напряженных советско-американских отношений, когда каждая из сторон “не сомневались”, в абсолютной правильности своего пути развития. Сорокин писал, что западные лидеры уверяют, что будущее принадлежит капиталистическому типу общества и культуры. Лидеры коммунистических наций ожидают победы коммунистов. Ученый не соглашается с обоими предсказаниями и считает, если человечество избежит новых мировых войн и преодолеет критические моменты в своем развитии, то господствующим типом возникающего общества и культуры будет не капиталистический и не коммунистический, а специфический интегральный тип.

Согласно логике Сорокина, в общественной жизни происходит два процесса – упадок капиталистической системы и неспособность коммунистической системы удовлетворить жизненные потребности людей. Коммунистическую идеологию и экономическую систему он рассматривает как одну из разновидностей тоталитарных режимов. Основой конвергенции Сорокин считает близость систем ценностей, права, образования, искусства, науки, культуры – именно то, что конвергенция приводит к образованию смешанного социокультурного типа, который при западных условиях может перерасти в “блистательный интегральный порядок в обеих державах, так же как и во всей человеческой вселенной”. Мировоззрение ученого было пронизано интегральным синтезом его философских выводов. Сорокин формирует принципы социологии культуры: 1) социальная аналитика; 2) социальная механика; 3) социальная генетика. На этих выводах основан его большой труд “Общество, культура и личность”. Сорокин считает, что социальное поведение определяют психофизические механизмы, интегральным фактором всей социальной жизни является коллективный рефлекс. “Все возрастающее подавление основных инстинктов населения; их базовый характер и бессилие групп, стоящих на страже порядка, – таковы три элемента адекватного описания условий революционного взрыва”. П. А. Сорокин приходит к выводу, что в основе революционных движений в обществе, лежат базовые инстинкты – пищеварительные, сексуальные, инстинкты собственности, самовыражения, самосохранения и другие.

В “Системе социологии” П. А. Сорокин рассматривает взаимодействие в качестве модели социального явления. Его элементами он считал действия индивидов и проводников общения. Действия состоят из внешних раздражителей и внутренней реализации психологической жизни. Проводники – символы передачи реакций между субъектами (язык, письменность, музыка, искусство т. п.). Взаимодействие может выступать как антагонистическое или солидаристическое, одностороннее или двустороннее. В работе “Социальная мобильность” П. А. Сорокин исследует вопросы стратификации и мобильности. Ученый признает, что социальная мобильность является нормальным состоянием общества. Она подразумевает не только социальные перемещения индивидов, групп, но и культурных ценностей, то есть всего того, что создано в процессе человеческой деятельности. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенных на одном уровне общественной стратификации. Под вертикальной мобильностью Сорокин подразумевает перемещение индивида из одного пласта в другой, выводит два типа вертикальной мобильности: восходящей и нисходящей. Основным препятствием для социальной мобильности, по Сорокину, является наличие “сит”, которые как бы просеивают индивидов, предоставляя возможность одним перемещаться вверх, тормозя передвижение других. Это “сито” и есть механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов; оно, как правило, совпадает с основными каналами вертикальной мобильности, с изменениями культурных ценностей. На основе богатого эмпирического материала Сорокин делает вывод, что “в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их расположение осуществляется не по воле случая, а носят характер необходимости и строго контролируется разнообразными институтами”. Социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества.

Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей. Сорокин приходит к выводу, что нестратифицированное общество с подлинным проведением принципа равенства его членства есть миф, никогда не реализованный на практике.

Все люди, считает Сорокин, вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, чувство жажды и т. п.) и сознательных (нормы, культурные ценности). Только общество, (а не толпа) способно понять значение культурных ценностей, поэтому любое общество можно описать только через систему присущих ему духовных ценностей; то есть через определенный уровень культуры.

Культурные ценности обнаруживаются во все периоды человеческой цивилизации, включая дискретные периоды культурной истории (войны, революции). Социоэмпирические исследования культурных качеств позволяют, считает Сорокин, выявить длительные периоды истории, в которые проявляются идентичные культурные образцы – виды деятельности, мысли, творчества, верования и т. п. Культурная жизнь общества является продуктом логико-значимых культурных систем.

Логико-значимые культурно-ценностные системы формируются под воздействием двойственной природы человека – существа мыслящего и существа чувствующего. Социально значимую человеческую активность Сорокин определяет посредством четырех категорий. Это ценности, происходящие в результате когнитивной деятельности (истина), эстетического удовлетворения (красота), социальной адаптации и морали (добро) и категории, объединяющей эти ценности в единое социальное целое (польза).

Любой индивид вписывается в систему культурных ценностей, культура становится интегральной, когда общество добивается успеха, гармонизируя энергию людей, отданную на службу истине, красоте и добру.

П. А. Сорокин писал, если мы представим себе общество, в котором каждый его член обладает жизненным стандартом миллионера, но главные духовные ценности там не едины, предельно расшатаны, несовместимы и соответствующая им система социальных отношений не кристаллизована, то такое общество будет, более турбулентным и дезорганизованным, чем другие общества, в которых только основные физиологические потребности скудно удовлетворены, но социокультурный фундамент крепок и члены общества верят в одни и те же ценности и живут для них.

Мысль П. А. Сорокина удивительно созвучна с стихом Евангелия от Матфея: “И ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши нежели богатому войти в Царство Божие” (Евангелие от Матфея 19:24).

П. А. Сорокин рассматривал реальный мир как единство социального и культурного, причем единство диалектическое, в котором все-таки определяющая роль отводится культурным ценностям.

Культуру бытия Сорокин видит как Абсолют в состоянии покоя, в котором преобладают духовные, благочестивые и религиозные отношения к природе – смиренное, уважительное, осмысление самого себя как органической части бесконечного бытия, где потребности удовлетворяются на путях внутреннего самоограничения и аскетизма. В духовной культуре П. А. Сорокин особо выделяет этику христианского милосердия.

Введение………………………………………………………………………3

1. Биография П. А. Сорокина………………………………………………..5

1.1 Жизнь и творчество П. А. Сорокина в России…………………………5

1.2 Жизнь и творчество П. А. Сорокина в Америке……………………….9

2. Основные теории П. А. Сорокина………………………………………11

2.1 «Основные и руководящие принципы» социологии…………………11

2.2 Теоретическая и практическая социология. Неопозитивистская социология…………………………………………………………………………12

2.3 Теория социальной стратификации и социальной мобильности…………15

2.4 Циклическая теория…………………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………….22

Литература…………………………………………………………………..25

Введение

Питирим Александрович именуется в энциклопедической литературе либо как русскоамериканский социолог и культуролог, либо как пишет И. А. Голосенко – американский социолог русского происхождения. Кроме того, П. А. Сорокина, юриста по образованию, можно назвать и русскоамериканским правоведом, ибо достаточно много внимания он уделял рассмотрению философии права, акцентируя внимание на моральных и психологических аспектах – правовой боли, правовом чувстве, моральноправовом критерии.

Первую часть своей жизни Сорокин провел в России, затем был выслан из страны и жил в США. Социологическое учение П. Сорокина исходило в целом из одних и тех же принципов, поэтому выделение в нем русского и американского периодов весьма условно.

В основе идеалистической концепции Сорокина – идея о приоритете сверхорганической системы ценностей, значений, «чистых культурных систем», носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс, по Сорокину, есть цикличная флуктуация типов культуры, каждая из которых – специфическая целостность и имеет в основе несколько главных посылок (представления о природе реальности, методах ее познания). Сорокин выделяет три основных типа культуры: чувственный – в нем преобладает непосредственно чувственное восприятие действительности; идеационный, в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический – здесь господствует интуитивный вид познания.

Каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальные преобразования и смены которых происходят в результате войн, революций, кризисов. Кризис современной «чувственной» культуры Сорокин связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в будущей победе религиозной «идеалистической» культуры .

Сорокин критиковал господствующую в США эмпирическую тенденцию и развивал учение об «интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты широко понятной культуры. Социальная действительность рассматривалась Сорокиным в духе социального реализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности, несводимой к материальной реальности и наделенной системой значений. Характеризуемая бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление, социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции. Все эти способы познания должны быть использованы при систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания Сорокин считал интуицию высокоодаренной личности, при помощи которой были, по его мнению, совершены все великие открытия.

В западной социологии высоко ценятся как концепция социокультурной динамики Сорокина, так и его эмпирические исследования социальной мобильности и социальной стратификации. Значителен и его авторитет как критика чрезмерного увлечения количественными методами и другими формальными процедурами в социологии в ущерб содержательному анализу.

1. Биография П. А. Сорокина

1.1 Жизнь и творчество П. А. Сорокина в России

Будущий русский и американский социолог родился в селе Турья Яренского уезда Вологодской области (ныне Жешарт, Коми) 21 января 1889 г. Отец его был ремесленником, занимался церковнореставрационными работами (сына он назвал в честь местного епископа, признанного в тех местах святым), а мать - крестьянкой из зырян, как раньше называли народ коми. В 11летнем возрасте мальчик полностью осиротел.

В столицу империи 15 летний окающий неуч, лишь за год до того овладевший грамотой, прибыл с образованием специфическим - «незаконченным низшим» и «революционным высшим». Иными словами, из церковноучительской школы, находившейся в селе с замечательным названием Хреново, будущего социолога исключили в связи с арестом - ясное дело, не за уголовщину, а за самую что ни на есть «политику».

Трудно было ожидать, что в канун первой русской революции молодой человек займется в Петербурге чемто иным. Так оно и было: марксистские кружки, труды Бакунина и Ницше, баррикады, три месяца в тюрьме, партия эсеров, правое крыло которой он со временем возглавил… Впрочем, об образовании своем незавершенном молодой социалистреволюционер тоже не забывал: он окончил вечернюю школу, уже в 20летнем возрасте сдал экзамены за гимназический курс, а в 1909м поступил в Психоневрологический институт на факультет социологии, созданный знаменитым Бехтеревым. Но, не проучившись и года, перевелся на юридический факультет университета. Причина такой резкой смены интересов была не мировоззренческая, а сугубо утилитарная: Питириму Сорокину грозил призыв в армию, а его институт права на отсрочку от военной службы не давал - в отличие от столичного университета. Вот и пришлось будущему социологу самым вульгарным образом, как бы сейчас сказали, «косить».

Уже на третьем курсе проявивший немалые способности студент Сорокин опубликовал научную монографию. Правда, то, что написано это сочинение было всетаки студентом, выдает слишком уж неакадемическое название - «Преступление и кара, подвиг и награда». Во всем остальном это был настоящий научный труд, выражавший оригинальную философскую систему автора .

То, что самородок с крайнего Севера - талант, если не сказать сильнее, выяснилось сравнительно быстро. Защитив в 1914м диплом, Питирим Сорокин усилиями факультетской профессуры был оставлен при кафедре и спустя два года сдал устный экзамен на степень магистра уголовного права. Если следить за датами, то легко сообразить, что последовало за этим: на дворе стоял 1917й год.

Короче, защитил свою магистерскую диссертацию Сорокин только в 1922 году. А за это время он успел поучаствовать в двух революциях. После победы Февральской он избирался в Учредительное собрание, работал секретарем у самого председателя Временного правительства А. Ф. Керенского, был главным редактором газеты «Воля народа». А после победы Октябрьской - идейно боролся с новыми победителями, буквально «уходил в леса» и неоднократно арестовывался. Один раз его даже приговорили к расстрелу, но - пронесло, а иначе не видать бы социологии одного из своих отцовоснователей!

В общем, лихие были времена - и Питирим Сорокин им вполне соответствовал, упрямо не вписываясь в образ кабинетного ученого в черной шапочке и пенсне в золотой оправе. Пенсне он, кстати, носил - не снимая его даже на допросах в ЧК, что одно могло потянуть на высшую меру: интеллигент, контра, одним словом!

И вот с таким отнюдь не академическим багажом философ Сорокин снова возвратился в университет - защищать свою диссертацию, отложенную в связи с «уходом в революцию». Только на сей раз в качестве диссертации будущий магистр права представил, как ни странно, книгу, к юриспруденции имевшую отношение весьма опосредованное, - двухтомник «Системы социологии». С тех пор этот, как и многие последующие труды Сорокина (всего им написано более трех десятков книг, переведенных на 17 языков), стал классикой сравнительно молодой научной дисциплины - социологии.

После Февральской революции она получила официальное признание и в России, и даже большевики поначалу сохраняли по отношению к будущей «буржуазной лженауке» известную терпимость. Может быть, им импонировало то, что новая гуманитарная наука, в отличие от «реакционноидеалистичных» старых, была подчеркнуто и даже агрессивно материалистична. Социологи начала прошлого века предлагали не забивать голову высшими абстракциями типа «души», «идеалов», «истины», «культуры», «системы ценностей», а подходить к изучению общества и личности, грубо говоря, со счетной линейкой и прочим инструментарием ученыхестественников. Общество и личность предлагалось опрашивать, обмеривать и обсчитывать, холодно и объективно, не задаваясь лукавыми вопросами «почему?», а отвечая только на предельно конкретный, основанный на результатах эксперимента вопрос «как?».

Конечно, в таком подходе к явлениям социальным был свой очевидный перекос. Очевидный нам сегодня - но в первой половине XX века именно Питирим Сорокин одним из первых понял внутреннюю ущербность механистического подхода к человеку. Однако он твердо осознал и другое: без надежных методов точных наук социологу тоже далеко не уйти. Поэтому и начал искать компромисс - создавать своего рода альтернативную социологию - не позитивистскую, а «культурологическую», «ценностную», «историографическую».

В начале 1920х годов, бывший эсер, а ныне новоиспеченный советский профессор Питирим Сорокин вполне легально руководил сначала межфакультетской кафедрой, а затем и соответствующим отделением Петроградского университета. К этому времени он окончательно отошел от активной политической деятельности, порвал с эсерами, но продолжал время от времени полемизировать с большевиками - в основном по философским вопросам. Что у него тогда уже не было иллюзий относительно того, куда новая власть ведет Россию (не говоря уже о том, кто эту власть возглавляет), доказывает небольшая статья Питирима Сорокина, опубликованная уже в эмиграции, - совсем не философская, а скорее публицистическая: политический некролог на смерть вождя мирового пролетариата.

Между тем еще в 1921 году в Петроградском доме литераторов прошла конференция, посвященная социальной философии Достоевского. Выступал весь цвет тогдашней российской гуманитарной науки – Бердяев, Карсавин и… Сорокин. Последний, разумеется, говорил о социологии в романах Достоевского, но постоянно приводил цитаты из «Братьев Карамазовых» (легенду о Великом Инквизиторе) и «Бесов», звучавшие необыкновенно актуально на фоне того, что происходило в стране: «Там, где пытаются найти спасение в голом насилии, где нет любви и свободы, религии и нравственности, там ничего, кроме крови, убийств и преступлений получиться не может… Без любви, без нравственного совершенствования людей не спасет и перемена общественного строя, изменение законов и учреждений».

Что до упомянутого некролога по вождю, то в Советской России опубликовать такое, даже просто написать - означало просто подписать себе смертный приговор. Во второй раз его точно бы не отменили! Но к тому времени социолога Сорокина вместе с теми же Бердяевым, Карсавиным и прочими отечественными интеллектуалами уже вытолкали из России - всех их увез на чужбину печальной памяти «философский пароход». На борту его на долгие годы покинула Россию и сама свободная мысль, не связанная догмой и политической конъюнктурой (хотя реально сам Сорокин покинул родину в вагоне поезда - но это так, для исторической точности).

Было это в сентябре 1922 года. Питириму Сорокину тогда шел, как принято говорить, возраст Христа. Следующие без малого полвека он проведет в основном за письменным столом и университетской кафедрой - как и подобает философу: будет писать, читать, думать. Хотя своих драм и конфликтных ситуаций хватало и во второй - истинной науке так же не чуждо все человеческое .

1.2 Жизнь и творчество П. А. Сорокина в Америке

Первые полтора года в эмиграции Сорокин работал в Праге, а затем был приглашен читать лекции в Америку - научная слава летела впереди него.

Университеты Иллинойса, Висконсина, Миннесоты были только подготовкой к главному в его научной карьере - приглашению занять пост руководителя специально «под Сорокина» созданной кафедры социологии в престижнейшем Гарварде. А затем и соответствующего факультета, который русский ученый бессменно возглавлял с момента его основания в 1931 году по 1942й.

К тому времени, впрочем, он уже был гражданином США, хотя в душе истинным американцем так и не стал. Называя себя «консервативным христианским анархистом» и «волкомодиночкой», профессор Гарвардского университета, президент Американской социологической ассоциации Питирим Сорокин с трудом вписывался в мир американской гуманитарной науки, тяготевшей как раз к позитивизму и как черт ладана боявшейся всяких там «духовных ценностей» и «культурных символов». А именно на них строил свое здание социологии ученый из России, главный труд жизни которого, вышедший в четырех томах в 19371941 годах, назывался «Социальная и культурная динамика». Именно так - в неразрывной связке .

Чтобы представить, насколько непросто складывались отношения Сорокина с американским социологическим истеблишментом, достаточно привести название другой его знаменитой книги - «Причуды и заблуждения современной социологии и связанных с ней наук» (1956). В ней он весьма ядовито проходится по американскому «сциентизму» и «эмпиризму», иными словами, взгляду на общественные науки как на частные приложения естественных.

Сорокин, кстати, считал себя человеком верующим, но ни к одной из существующих религиозных конфессий примкнуть не пожелал, всю жизнь искал какогото «своего» бога.

Свою собственную оригинальную - и надо сказать, весьма непростую для восприятия неспециалистом - теорию он сам назвал «интегральной системой философии, социологии, психологии, этики и личностных ценностей». Тут вроде каждый элемент сам по себе понятен - а вот их совокупность…

Впрочем, среди научных достижений Сорокина было и немало вполне прикладных разработок, позже взятых на вооружение и американской и мировой социологией. Сейчас даже неспециалисту знакомы такие термины, как «социальная стратификация» (расслоение общества) и «социальная мобильность», - а ведь одним из первых, кто разработал эти теории, был Питирим Сорокин.

Тем не менее его главные социологические откровения для большинства американских коллег, привыкших «считать», а не «витать в абстракциях», представлялись чемто слишком отвлеченным и аморфным. А после того как по инициативе одного из гуру американской социологии Толкотта Парсонса (сферой научных интересов которого как раз были математические, формализованные методы в социологии) факультет социологии в Гарварде упразднили, а на его месте был создан факультет социальных отношений, Сорокина туда уже не пригласили.

31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всех постов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал активную научнопреподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями. Умер Питирим Сорокин 10 февраля 1968 года в Уинчестере, США .

2. Основные теории П. А. Сорокина

2.1 «Основные и руководящие принципы» социологии

В «Системе социологии» П. Сорокин подробно разъясняет научные принципы, принципы социологии на которых основан этот труд. Он считает, что (1) социология как наука должна строиться по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же; (2) социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле Истина должна быть отъединена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм; (3) социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению; (4) поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П.Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социальнофилософского трактата; (5) разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какомунибудь началу. Ибо, как утверждал еще М.М.Ковалевский, монизм в социологии – это попытка решать бесконечно сложные задачи общественных явлений по методу уравнения с одним неизвестным. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.

Таковы «основные и руководящие принципы» социологии Сорокина. Опора на реальный опыт и научные данные – это исходные позиции социологического позитивизма, обоснованные О. Контом, Э. Дюркгеймом и другими представителями этого направления. П.А. Сорокин всегда отстаивал их и развивал в новых исторических условиях XX в. на новом уровне научных знаний .

2.2 Теоретическая и практическая социология.

Неопозитивистская социология.

П.А. Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитика изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы. Предмет социальной механики (или социальной физиологии) – процессы взаимодействия людей, иными словами, – поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов. «Задача генетической социологии дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей». Понятно, что развитие социального явления определяется его строением (структурой) и взаимодействием с другими явлениями, так что социальная генетика как бы содержит в себе социальную аналитику и социальную механику.

Практическая социология характеризуется П. А. Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Практическая социология проявляется в сущности как социальная политика, направляет и обосновывает ее.

«Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям». В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде». Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия, проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп являются:

1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих;

2) взаимодействие сходных и несходных лиц;

3) взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное.

Всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли будет ли ею семья или класс, или государство, или религиозная секта, или партия всё это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственноэмоциональных и волевых».

Объектами изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются, прежде всего, социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Вот этито взаимодействия людей и объявляются им непосредственным предметом изучения социологии. Речь идет о «психикорефлекторном» взаимодействии индивидов, проявляющемся внешне в их поведении и деятельности.

В этом заключается существенное отличие неопозитивистской социологии Сорокина от классического позитивизма Конта. Если позитивистская социология Конта направлена прежде всего на изучение общества как целостного социального организма, то предметом непосредственного изучения неопозитивистской социологии Сорокина выступает взаимодействие двух или более лиц, образующих так называемые малые группы. Из такого рода элементарных взаимодействий складываются, как он считал, разного рода социальные процессы .

Взаимодействие двух индивидов характеризуется Сорокиным как простейшее социальное явление. Оно имеет место тогда, «когда изменение психических переживаний или внешних актов (действ) одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого». Такие взаимодействия называются Сорокиным «социальными клеточками», из которых образуются все остальные, более или менее сложные общественные явления.

Анализу простейших социальных взаимодействий и посвящен по сути весь первый том «Системы социологии» П. Сорокина. Во втором ее томе исследуются «сложные социальные агрегаты», разного рода социальные группы, их строение и взаимодействия.

П. Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп – односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какомулибо признаку, например языку, территории, полу, возрасту, или же по многим признакам. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные, часто социально неоднородные группы.

2.3 Теория социальной стратификации и социальной мобильности.

Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли свое отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности П.А. Сорокина. Согласно этой теории все общество делится на различные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация – это естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.

Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность – это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего слоя общества в более высокий или же обратно – из высшего слоя в низший.

Объективной основой существования вертикальной мобильности выступает, в частности, экономическое неравенство людей, «которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения».

При этом люди, принадлежащие к высшему слою в какомто одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений.

Как считал Сорокин, социальная мобильность – такое же естественное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на основе которой она существует. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной мобильности, в процессе которых люди перемещаются вверх или вниз по социальной лестнице. Он обосновал такое понятие, как «социальное пространство», суть которого раскрывается через понятия «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «социальная дистанция» и др.

Большое значение П. А. Сорокин придавал вопросам социального равенства. В 1917 г. в Петрограде вышла его книга «Проблема социального равенства». К этой проблеме он постоянно обращался в своих последующих работах. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней – это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по его заслугам», т.е. «по степени его личного социальнополезного труда». Однако этим экономическим содержанием проблема социального равенства не исчерпывается. Важно, писал Сорокин, чтобы стало реальностью равенство всех перед Законом, равенство для занятия публичных должностей, право на равные политические блага – избирательное право, свобода слова, печати, союзов, совести и т.д. Исключительное значение имеет «более или менее равномерное распределение знаний и образований», без чего, по его мнению, вообще невозможна эгалитарная, т.е. основанная на социальном равенстве, система общества.

2.4 Циклическая теория

Особенности взглядов Питирима Сорокина на периодизацию общества состоят в том, что он концентрирует свое внимание главным образом на эволюции духовной жизни, в значительной степени оставляя в стороне процессы материального производства. Сорокин был одним из первых американских социологов, привлекших внимание к проблеме аксиологии – учения о ценностях. Понятие «ценность» выступает как одно из важнейших в его социологии. С помощью этого понятия объясняется поведение индивидов и социальных групп, их взаимодействия по самым разным направлениям. Большое значение придается общечеловеческим ценностям, на основе которых возможно сотрудничество народов. При этом его понятие о ценностях тесно связано с представлением о трех высших типах цивилизаций («суперкультур»): идеациональной, сенситивной и идеалистической. Это не «локальные цивилизации», как у Шпенглера и Тойнби, а скорее определенный тип мировоззрения, присущий не какомуто отдельному человеку, классу или социальной группе, а господствующий в данный период в сознании огромных масс людей, общества в целом. Мировоззрение же есть не что иное, как определенная система ценностей.

Какие типы мировоззрения выделяет Сорокин?

1. Религиозное мировоззрение, связанное с идеационалъной суперсистемой. Оно, по Сорокину, характеризует такой тип развития человеческой истории, когда господствующее положение среди всех других форм идеологии занимает религия. Судя по привлекаемому эмпирическому материалу, Сорокин анализирует этот тип суперкультуры прежде всего на базе средневековья. В этот период католическая церковь действительно обладала монополией на идеологию. Влияние этой идеологии на все другие формы общественного сознания и духовной жизни – науку, философию, искусство, мораль – ни в какое сравнение не идет с тем воздействием, которое сама она испытывала с их стороны. Следует отметить, что Сорокин не пытается выяснить причины, лежащие в основе такого положения вещей (не касаясь вопросов ни феодальной собственности, ни церковного землевладения), и факторы, ведущие к его изменению. Он просто констатирует факты и приходит к выводу о том, что могущество церкви в эпоху средневековья обусловливается господством религиозного сознания.

2. Сенситивная суперкультура, напротив, связана с доминантой материалистического мироощущения. Поэтому она во многом является прямой противоположностью идеациональной суперкультуре. Эта эпоха наступает тогда, когда религиозное мировоззрение полностью сдает свои позиции, уступая мировоззрению материалистическому. Такое положение вещей, считает Сорокин, неизбежно ведет к изменению всего уклада общественной жизни. Различия идеациональной и сенситивной суперкультур – это прежде всего различия идеалов. Люди идеациональной суперкультуры весь свой интерес сосредоточивают на ценностях вечных, непреходящих (и прежде всего – на религии). Представители же сенситивной суперкультуры все свое внимание устремляют на ценности, носящие временный, преходящий характер, материальный интерес у них всегда преобладает над идеальным, религиозным. Сенситивная суперкультура, утверждает Сорокин, превалировала в античной цивилизации с III до I века до н. э. А в современном западном обществе она наступила лишь в XVI веке и в настоящее время клонится к своему окончательному (или очередному?) закату.

3. Еще одна фаза развития общества – идеалистическая суперсистема. Ее господство не связано с какимто новым видом мировоззрения (которых может быть лишь два – либо религиозное, либо материалистическое). Оно являет собою переход от одного к другому. Это смешанная культура, и направление ее развития зависит от направления перехода – от сенситивной суперкультуры к идеациональной или наоборот. В настоящее время, утверждает Сорокин, человечество вновь стоит на пороге появления новой идеациональной суперкультуры, ибо господству сенситивной суперсистемы подходит конец .

Питирим Сорокин выделяет следующие свойства «культурных суперсистем»:

Реальность;

Индивидуальность;

Общая и специальная зависимость их главных частей друг от друга и общего, а также общего от частей;

Индивидуальность или «самость» даже при изменении частей;

Изменчивость структуры;

Внутреннее, самоуправляющее изменение и самоопределение судьбы;

Избирательность;

Ограниченную изменчивость.

Каждая суперсистема, несмотря на широкий характер, есть конечный феномен и как таковой имеет границы своей способности к изменениям. Как только эти границы преодолеваются, она теряет индивидуальность и разлагается.

Каждой мировоззренческой суперсистеме соответствует определённый тип культуры. Существует, по мнению Сорокина, два основных и два промежуточных типа. В культуре происходит чередование основных типов, ориентированных на мироощущение человека: идеационального и чувственного; и промежуточных: идеалистического и эклектичного. В идеациональной культуре мироощущение направлено на сверхчувственное и сверхразумное постижение Абсолюта, основано на господствующих идеях. Анализируя этот тип культуры на примере европейского средневековья, Питирима Сорокин писал: “Архитектура и скульптура средних веков были “Библией в камне”. Литература также насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы и линии в цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер… Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Политическая организация в её духовных и светских сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз выражала всё ту же фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией… Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчёркивали своё единство с Богом, как единственную и высшую цель, а также своё отрицательное или безразличное отношение к чувственному миру, его богатствам, радостям и ценностям.”

Для чувственного типа культуры характерна сенсорность: внимание переносится на чувственно осязаемые предметы, эмпирический опыт, светскость и соответствие земному миру. Именно признание того, что объективная реальность и смысл её сенсорны “провозглашается нашей современной культурой во всех её основных компонентах: в искусстве и науке, философии и псевдорелигии, этике и праве; в социальной, экономической и политической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей”. Идеалистический тип культуры характеризуется тем, что значение идей и чувственно осязаемых предметов становится равноправным, происходит как бы гармоничное слияние двух типов мировоззрения в единое целое (примером в европейской культуре могут послужить эпоха античности и Возрождения).

И, наконец, эклектичный тип культуры предполагает противостояние чувственных и идеациональных элементов мироощущения. В идеациональной культуре искусство тяготеет к условности, символичности, создается в соответствии с определенными канонами и чаще всего обезличено. В чувственной культуре стиль искусства становится натуралистическим. Гармоничное сочетание двух видов мироощущения лежит в основе достижений искусства греческой классики и Возрождения, когда способы воплощения художественных образов были частично символичными, частично реалистическими .

В идеациональной культуре восприятие и познание мира в основном осуществляется через откровение, интуицию, мистический опыт. Рациональное познание отвергается, человек не доверяет своему разуму, больше думает о конце мира, чем о естественном порядке вещей и возможности преобразования действительности. Люди культуры идеационального типа не стремятся к естественнонаучному познанию, наоборот, их внимание сосредоточено на мистическом опыте, приоткрывающем тайну существования иного мира. Ярким примером такого мировосприятия и типа культуры предстаёт европейское средневековье IX XII вв., где господствующее место в сознании занимала религия. Для чувственной (сенсорной) культуры характерно восприятие мира как данного в чувственном опыте, посредством слуха, зрения, осязания и обоняния. Идеалом человека сенсорной культуры является личное счастье. Этот культурный тип реализован Европой в эпоху Нового времени, когда возникает наука, познающая мир опытным путём. Причём опыт выступает единственным критерием истины, рациональное познание абсолютизируется. С этого времени начинают быстро развиваться техническое и естественнонаучное знание, возникает индуктивная философия. Между двумя описанными основными культурными типами, по мнению Сорокина, может быть реализован либо идеалистический, либо эклектичный тип культуры. В них оба основных вида мировосприятия представлены либо в гармоничном единстве (идеалистический тип), либо во фрагментарном, эклектическом нагромождении и противостоянии друг другу.

Вообще идея такого циклического развития вполне в духе общих воззрений П. А. Сорокина на направленность социального развития как на некий нелинейный прогресс. Из всех кривых, иллюстрирующих процессы развития, он предпочитает синусоиду. Моделью такого движения мог бы также послужить маятник: две крайние фазы его колебания отражают нахождение общества в идеациональной и сенситивном состояниях, нижняя же точка – в идеалистическом.

Заключение

Питирим Сорокин (1889 – 1968), это имя самого выдающегося ученого, которого Россия дали мировой социологии. По универсальности охвата социологической проблематики, значению теоретического и методического вклада в мировую социологию, Сорокина можно сравнить разве что с Вебером. Именно этот мыслитель, родившийся в России, а умерший в США, прославил нашу социологию.

После эмиграции из России в 1922 г. Сорокин занял видное положение в западной социологии. Обосновавшись в США, он сделал там блестящую научную и педагогическую карьеру: преподаватель социологии, президент Американской социологической ассоциации, профессор и декан социологического факультета Гарвардского университета. Теоретическую деятельность Сорокина отличает необычайная продуктивность – он создал сотни работ, посвященных разнообразным проблемам.

Главная особенность творчества Сорокина – глобализм, попытка осмысления социологических аспектов широко понимаемой им культуры. Его книга – «Социальная и культурная динамика» (1937 г.) – беспрецедентный научный труд, по объему превзошедший «Капитал» Маркса. Другая книга – «Социальная мобильность» признана мировой классикой. Сорокин констатировал кризисное состояние современной культуры, проанализировал различные его причины и формы. В качестве путей выхода из кризиса ученый предлагал нравственно – религиозное возрождение человечества на основе «альтруистической любви» как главной и абсолютной ценности.

Сорокин является создателем наиболее основательной и детально разработанной теории стратификации. Краткое изложение этой теории содержится в сборнике его работ «Человек, цивилизация, общество», переведенном на русский язык. Сорокин рассматривает окружающий мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главные оси координат: ось Х – для измерения горизонтальной мобильности; ось Y – для измерения вертикальной мобильности. Иначе говоря, получилось некое подобие классического эвклидова пространства.

Сорокин рассматривает стратификацию как способ изменения статуса той или иной социальной группы в различных сферах жизнедеятельности общества. Он предлагает производить стратификационные изменения в трех социальных пространствах – экономическом, политическом и профессиональном. Социальная стратификация в целом описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги. Ее основа – неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.

Экономическая стратификация, т.е. экономическое расслоение, означает неодинаковость экономических статусов, иначе говоря, наличие экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровней жизни, в существование богатых и бедных. Для экономической стратификации показательны два явления, которые Сорокин называет флуктуациями: вопервых, обогащение и обеднение той или иной социальной группы либо общества в целом; вовторых, уменьшение и увеличение высоты экономической пирамиды. Оперируя огромным статистическим материалом, он доказывает, что нет семьи, деревни, города, области или страны, которые бы год от года становились только богаче или только беднее. В истории не существует никакой устойчивой тенденции такого рода. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения. Так было и в Древнем Египте, и так есть в современном ему американском обществе. Бесцельные колебания (флуктуации) совершаются циклически. Теория флуктуаций опровергает идею прогресса человечества .

П. А. Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного разрешения социальных противоречий и предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития. В своем труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, пошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп».

К началу 60х годов П. Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира. Его учениками были многие выдающиеся американские социологи, он сделал огромный вклад в теоретическую социологию. Сорокин развивал учение об «интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты культуры. Социальную действительность он рассматривал как сверхиндивидуальную социокультурную реальность, не сводимую к материальной реальности и наделенную системой: ценностей – норм – символов. Культура как система символов, мотиваторов, образцов действий, задает индивидам предельно общую ориентацию, освобождая от внутренних противоречий. Различаются системы социокультурных феноменов многих уровней. Самые высокие системы из них (суперсистемы) базируются на самых фундаментальных предпосылках реальности – мировоззрениях. Из суперсистем Сорокин выделял «чувственную суперсистему» (реальность воспринимается чувствами), «умозрительную» (реальность познается при помощи интуиции), «идеалистическую» (комбинация двух первых). В разные периоды истории эти суперсистемы находятся на разных фазах развития. В то же время в любой период истории наряду с суперсистемами культуры в обществе сосуществуют 5 основных культурных систем более низкого уровня: язык, этика, религия, искусство, наука.

Литература

1. Афанасьев В. В. Историческая социология Данилевского, Шпенглера и Сорокина. // СОЦИС. – 2005. – №5. – с. 129 – 137.

2. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: учебник для вузов / Под редакцией проф. В. И. Добренькова – М.: Гардарика, 1999 – 432 с.

3. Гаков В. Питирим Сорокин: один из основателей социологии. // Знаниесила – 2004. – № 9. – с. 110 – 114.

4. Добреньков В. И. , Кравченко А. И. Социология. Учебник – М.: Инфра, 2003 – 624 с.

5. Кравченко А. И Социология. Учебник – М.: Т.К. Велби, издательство Проспект, 2004. – 536 с.

6. Ольсевич Ю. Социология П. Сорокина и экономическая трансформация // Вопросы экономики – 1999. – № 11. – с. 63 – 71.

7. Современная западная социология: Словарь – М.: – Политиздат, 1990. – 432 с.

8. Социология: учебник для вузов / Под редакцией проф. В. Н. Лавриненко – 3е издание, переработка и дополнение – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005 – 448 с.

9. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2е издание, переработка и дополнение – М.: Прометей, Юрайт, 1999 – 511 с.

Питирим Сорокин, это имя самого выдающегося ученого, которого Россия дали мировой социологии.

Родился Сорокин в селе Турья Яренского уезда Вологодской области 21 января 1889 г. Отец его был ремесленником, а мать - крестьянкой из зырян. В 11летнем возрасте мальчик полностью осиротел. В столицу империи 15летний он прибыл с «незаконченным низшим» образованием. Сорокин окончил вечернюю школу, уже в 20летнем возрасте сдал экзамены за гимназический курс, а в 1909м поступил в Психоневрологический институт на факультет социологии. Не проучившись и года, перевелся на юридический факультет университета, чтобы «закосить» от армии. Защитил свою магистерскую диссертацию Сорокин только в 1922 году. А за это время он успел поучаствовать в двух революциях. После победы Февральской он работал секретарем у председателя Временного правительства А. Ф. Керенского, был главным редактором газеты «Воля народа». В начале 1920х годов Питирим Сорокин руководил сначала межфакультетской кафедрой, а затем и соответствующим отделением Петроградского университета.

В сентябре 1922 года Сорокин был выслан из страны. Первые полтора года в эмиграции Сорокин работал в Праге, а затем был приглашен читать лекции в Америку. Обосновавшись в США, он сделал там блестящую научную и педагогическую карьеру: преподаватель социологии, президент Американской социологической ассоциации, профессор и декан социологического факультета Гарвардского университета. 31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всех постов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал выступать с лекциями, работал над книгами и статьями. Умер Питирим Сорокин 10 февраля 1968 года в Уинчестере, США.

По мнению Сорокина, социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению. П.А. Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитика изучает строение социального явления и его основные формы. Предмет социальной механики – процессы взаимодействия людей. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов. Практическая социология характеризуется П. А. Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.

Сорокин является разработчиком теории социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно которой все общество делится на различные слои – страты. К основным формам социальной стратификации относится экономическая, политическая и профессиональная. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне. Вертикальная мобильность – это переход из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке.

Исторический процесс, по Сорокину, есть цикличная флуктуация (бесцельные колебания) типов культуры (суперсистем). Сорокин выделяет три основных типа культуры: чувственный – в нем преобладает непосредственно чувственное восприятие действительности; идеационный, в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический – здесь господствует интуитивный вид познания. В то же время сосуществуют 5 основных культурных систем более низкого уровня: язык, этика, религия, искусство, наука.

П. Сорокин был «социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира. Его учениками были многие выдающиеся американские социологи, он сделал огромный вклад в теоретическую социологию.