Болезни Военный билет Призыв

Первые уроки чтения для дошколят. Учимся читать. Первые игры для обучения чтению. Витражи — от «А» до «Я»

Многим современным родителям приходиться заниматься обучением своих детей чтению еще в дошкольном возрасте. Ведь во многих лицеях и школах к первоклассникам предъявляются достаточно серьезные требования: ребенок уже должен уметь читать, писать и размышлять логически. Безусловно, эти навыки позволяют легче освоиться во время обучения и быстрей влиться в учебный процесс.

С чего начать?

На самом деле подготовка к чтению начинается еще в самом раннем возрасте. Прежде всего, стоит начать не с самого чтения, а общего познавательного развития ребенка. Такому развитию очень способствуют простые задачки на логику, мелкая моторика и совершенствование речи.

Несколько примеров игр для детей 4 лет

  • Продолжи слово. Учимся придумывать слова, развивать фантазию и речь.

Бросая ребенку в руки мяч, произнесите начало какого-нибудь слова. К примеру, слог «Ма». А ребенок, возвращая вам мячик должен его продолжить и сказать «Ша» или «Шина». Обязательно произносите потом слово целиком: Маша или машина. Затем немного усложните и задайте определенную тему для загаданных слов. К примеру, фрукты, транспорт или имена.

  • Звуковая загадка. Учимся развивать память и слуховое внимание.

Подготовьте несколько детских музыкальных инструментов или игрушек: дудочка, погремушка, колокольчик и т.д. Продемонстрируйте по очереди все звуки, чтобы ребенок их запомнил. Затем попросите его отвернуться и угадать, какой предмет сейчас издает звук. Постепенно усложняйте игру и чередуйте несколько звуков по очереди. Такая игра тренирует слуховое внимание, которое так необходимо при обучении чтению.

  • Подарок для игрушки . Учимся определять первую букву в слове и развивать воображение.

Устройте праздник любимой игрушке вашего ребенка. Пусть у нее сегодня будет День Рожденье. Предложите ребенку подобрать подарок для игрушки, и нарисовать его. Главное условие игры, чтобы первый звук в названии подарка был тот же, что и первый звук в названии игрушки. Например, подарки для куклы начинаются только на букву к: краски, ксилофон, кубики. А для мишки – мяч, мед, машина. Чем больше вариантов назовет ребенок, тем лучше.

Хорошим пособием в такой игре станут картинки или карточки с различными изображенными предметами. Предложите малышу подобрать подарок и выбрать один из изображенных на картинке.

Такая игра помогает развивать способность к звуковому анализу слов, необходимому при чтении.

  • Дорисуй-ка. Учимся дополнять фигуры, развивать внимание и мелкую моторику. Для рисования существует множество вариантов игр.

Рисование по образцу учит ребенка концентрироваться при работе со знаками, а так же способствует лучшему запоминанию букв и правильному воспроизведению слов при чтении.

Учим буквы

Неотъемлемой стадией на пути к чтению, является изучение букв. И чем интересней и увлекательней будет этот процесс, тем быстрей ребенок все выучит. Чтобы процесс запоминания букв шел легко и продуктивно, существует несколько простых правил педагогики.

  • Ребенку проще будет запомнить букву, если он ее сначала нарисует или сам слепит из пластилина. Так же отличным вариантом будет сложение букв из палочек, пуговок, камешков и т.д.
  • Важно при этом не перегружать детскую память и не стараться запомнить более двух букв в день.
  • Учить буквы, правильно произнося их звук. Например, букву М произносить не звуком «эм», а именно коротким «м». Иначе, ребенок будет путаться при чтении и неправильно произносить слоги.
  • Не стоит начинать обучение прописным буквам, пока ребенок еще освоил не все печатные.
  • Чтобы ребенку легче было запоминать буквы, пусть сам придумает, на что похожа каждая из них. Например, сравнить их с различными предметами.

Учимся читать по слогам

В настоящее время существует множество учебной литературы для обучения дошкольников. И каждый родитель подбирает наиболее подходящий и интересной вариант букваря или азбуки для детей, которые только учатся читать. В них используются различные методики для чтения по слогам. Где-то рассматривается вариант протягивания звуков, а где-то переходы от буквы к букве в виде красочных картинок.

На самом деле, при чтении мы уже не задумываемся и не отдаем себе отчет, что все слоги получаются у нас сами собой, потому что произносятся автоматически. Именно запоминание помогает нам читать быстро и без запинок. Поэтому к обучению детей нужно тоже подходить с такой же целью. Каждый слог нужно проговаривать по нескольку раз, искать в словах и картинках.

Читаем слова

Когда ребенок хорошо освоит и запомнит сочетание слогов, начинается чтение слов. В этот момент важно научить ребенка понимать смысл прочитанного. Этому так же способствуют различные задачки и игры с картинками.

Вставь букву

Эта игра очень эффективна при начальном обучении чтения слов. Для нее потребуются три картинки к словам из трех букв. К примеру: лук, дом и кот. Подпишите под картинками первую и последнюю букву, а на месте гласной оставьте пробел. Предложите ребенку отгадать пропущенную букву в слове. Выполняя это задание, он будет размышлять, и подбирать по очереди буквы. Таким образом, в этой игре ребенок учится осмысленному чтению, понимает смысло различительное значение букв, развивает фонематический слух.

Картинка со словом

Самая распространенная игра со словами. Часто продаются готовые варианты в виде лото. Ее легко сделать самостоятельно, подготовив заранее картинки и подписав на них печатными буквами слова. Нужно разрезать картинку со словом пополам, чтобы ребенок смог сам подобрать две половинки одной картинки.

Закончи слово

Для этой игры потребуется несколько картинок от раскрасок или открыток. К картинкам на скрепку прикрепляются начальные слоги слов, обозначающих изображенные предметы. А окончания слов нужно положить перед ребенком, чтобы он сам выбрал из них подходящие.

Еще несколько секретов и полезных советов о том, как быстро и правильно научить ребенка читать, смотрите видео


При обучении ребенка чтению очень важно давать задания в легкой, игровой форме, чтобы поддерживать интерес. Главное при этом, не переусердствовать с нагрузкой и подбирать пособия по возрасту и по способностям малыша. Всегда проявляйте терпение и усердие, тогда ваш ребенок обязательно будет хорошо подготовлен к школе и быстро научится читать.

Не стоит надеяться, что вашего ребенка всему научит школа. Как первым шагам учит малыша мама, так и азам чтения основу закладывать следует с первых лет жизни. Нельзя приступать к изучению буквенной азбуки на «голом» месте – прививайте тягу к литературе малышу заранее, до того, как он пойдет в первый класс.

Начните с развития речи

Прежде чем научиться читать, ребенок должен научиться разговаривать. И правильность речевого развития напрямую зависит от их окружения. Чем интеллигентнее родители, чем больше внимания они уделяют подрастающему поколению, тем легче ребенку развиваться.


Начиная первые общения с взрослыми посредством гуканья, постепенно малыш пробует имитировать речевые звуки, которые слышит ежедневно. И если сначала это всего лишь отдельные слоги, то уже лет с 2-х нормального развития ребенок может оперировать простыми предложениями.

Дальше – больше, малыш переходит к словоформам. И чем активнее будут родители общаться с ребенком, тем более разговорчивым он будет (в хорошем смысле). Основным подспорьем в развитии речи малыша станет чтение, т.е. книги, которые будут читать вслух взрослые своим детям.

Развивайте интерес малыша к чтению

Естественно, маленький ребенок самостоятельно читать не может. Но приучать его к общению с литературой можно уже с первых лет жизни. Именно детские книги формируют правильное речевое развитие малыша. Чем чаще ребенок будет видеть книгу в руках родителей, тем больше доверия у него возникает к ней, и тем быстрее со временем появляется желание научиться самостоятельному чтению.


Следует превратить чтение в своеобразный ритуал – сказки, потешки, колыбельные лучше всего воспринимаются перед сном. Чем четче и правильнее будет произношение взрослого во время чтения, с эмоциональной окрашенностью, тем более запоминающимися будут услышанные ребенком фразы.

И тем яснее у малыша будут возникать зрительные образы. А это в дальнейшем поможет в обучении чтению. Ведь чем лучше ребенок мыслит образами, тем быстрее и легче он учится.

О пользе семейного чтения


И в дальнейшем даже журналы и книги, стоящие на полках (а не в руках у родителей), будут ассоциироваться с положительными эмоциями и притягивать к себе внимание ребенка. Иными словами, чтение малышу книг прививает любовь к литературе на всю жизнь, давая толчок к быстрейшему обучению самостоятельному чтению.

К тому же чтение для детей способствует их духовному единению с родителями, доставляя всем радость. И у ребенка формируется ощущение семейного комфорта, которое он ассоциирует с книгами. В семье, где присутствует культ книги, у детей быстрее развивается тяга к чтению.

Читайте вместе с детьми

Лучший способ, позволяющий подготовить ребенка к самостоятельному чтению, читать книгу, сидя с малышом рядом. Он должен видеть страницы книги, на которых прописан текст. Это позволит сначала визуально привыкнуть к буквам, вовлекающим в мир таинства.


Первые детские книги не зря богаты красочными иллюстрациями. С их помощью можно воспринимать услышанное образами, прорисованными на картинках. И когда ребенок пойдет в первый класс и начнет буквы складывать в слова, знакомые фразы уже будут восприниматься именно образно, что позволит быстрее и легче научиться читать.

Постарайтесь во время чтения сказки или потешки водить пальчиком ребенка по буквам, чтобы малыш видел, какое именно слово вы читаете. Зрительная память в дальнейшем поможет правильному обучению.

Как правильно обучать ребенка чтению?

Чем раньше ребенок будет готов к восприятию, тем лучше – пойдя в 1-ый класс, он должен освоить азы чтения. Даже если малыш ходит в детский сад, где с ним занимаются по специальной методике, родителям также следует выделять время для совместного занятия.

Как же правильно подойти к самому процессу, чтобы обучение давалось легко? Учить детей насильно нельзя – все должно происходить в игровой форме. При выборе методики следует учитывать и возраст, с которого началось обучение.


Но в любом случае не стоит учить именно буквы – начинать следует с фонетического звучания. Ребенку легче будет ассоциировать написанный символ с тем звуком, который он привык воспринимать на слух.

Обучение дается легче, если каждый пройденный урок будет повторяться многократно. С момента изучения звуков и до чтения по слогам следите за четким произношением речи малыша.

Этапы обучения


Затем приходит очередь глухих звуков;

Шипящие оставьте напоследок.

  • Каждый выученный звук повторяйте перед тем, как приступите к изучению следующего. «Повторение – мать учения» - эта фраза должна стать путеводной нитью всего процесса обучения.
  • Параллельно с изучением звуков приступайте к формированию слогов (и самым первым может стать «ма», что ребенку будет близко и душевно). Прочитывайте вместе с малышом слог, как бы пропевая его. У ребенка должно возникнуть ощущение, что согласный звук как бы стремится к гласному. Это поможет произносить звуки в паре.
  • Не стремитесь сразу же выученные слоги формировать в слова. Пусть сначала ребенок поймет сам принцип соединения гласных и согласных звуков в пары. Закрепляйте знание на несложных слогах, постепенно переходя к труднопроизносимым.
  • Научив ребенка составлять слоги, где первым идет согласный звук, приступайте к более сложной структуре, где впереди гласная («ом», «аб» и т.д.).
  • Освоившись с отдельными слогами, переводите детей к чтению простых слов. Начните с тех, что состоят из 2-х слогов, далее – 3-х слоговые. Но первые слова, которые будет читать ребенок, должны быть ему знакомы и ассоциироваться с понятными образами.

Правильное произношение – залог быстрого обучения

Знаете, как научить ребенка читать быстро? Пусть он каждый изучаемый звук, слог пропевает, но делает это четко. Когда перейдете к произношению слов, поначалу слоги следует петь по-отдельности, с каждым последующим разом сокращая между ними промежутки. И в конечном итоге все слово нужно петь на одном дыхании.


Но чтобы чтение у детей не ассоциировалось только с пением, закрепление материала должно проходить уже в нормальном произношении, с четким выговором звуков. При этом, когда вы перейдете к чтению предложений, учите ребенка делать правильные паузы перед знаками препинания.

Когда лучше начинать обучение?

Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически подготовлен ребенок к обучению. Но однозначно следует сказать, что учеба не должна начинаться непосредственно перед школой, когда дети собираются в 1-й класс.

Детей можно начинать учить и в возрасте 3 лет, если сам ребенок изъявляет к этому желание. Но насильно усаживать их за книги не стоит – это может отбить желание к последующему обучению.

Самый оптимальный восприимчивый возраст, когда следует подготавливать в 1-й класс, - 5 лет. И параллельно с чтением следует учить детей писанию (пока только печатными буквами), что поможет им закрепить навыки чтения.

Как понять, что ребенок готов?

Чтобы понять, как учить ребенка чтению, следует первоначально определиться, готов ли малыш к такому обучению. Для этого первоначально протестируйте степень развития ребенка.


Обучение по методу Никитиных

Классики отечественного воспитания супруги Никитины полностью отошли от традиционных принципов обучения, взамен выдвинув свои. Они считают, что на занятиях детям следует предоставить полную свободу творчества. Только тогда у них появится интерес к обучению.

Не стоит ограничивать самостоятельность детей – всю работу они должны выполнять сами. Третье правило – сочетание умственных занятий с физическими упражнениями (т.е. обучение в игровой форме).

Вовлекайте ребенка в совместную деятельность – например, можно подготовить вместе пособия для занятий. И тогда малыш легче и быстрее будет воспринимать материал. Но главный стимул для успешного обучения – похвала даже за самую незначительную победу. И никогда нельзя акцентировать внимание на промахах.


Вот основные принципы, по которым Никитины обучали своих детей (и применить их можно как на детях 3-х лет, так и 5, и 7):

  • Нельзя навязывать ребенку определенную программу обучения – он сам выбирает, в форме какой игры ему интереснее .
  • Не стоит объяснять малышу ход игры. Облеките учебу в сказку, где каждому участнику отведены свои роли.
  • На первых этапах игры-учебы взрослые – активные участники. В дальнейшем, когда ребенок освоится, продолжать занятия он уже сможет самостоятельно.
  • Перед обучающимся малышом всегда нужно ненавязчиво ставить задачи, которые на каждом новом этапе будут усложняться.
  • Не смейте подсказывать ребенку – учите его думать самостоятельно.
  • Если ребенку сложно справиться с новым заданием, не заставляйте его – отступите на шаг назад и повторите пройденное.
  • Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, или наступил предел его возможностей (временный), прекратите на время обучение. Вернетесь к учебе, когда малыш попросит. А он это сделает обязательно, т.к. все дети любят играть.

Николай Зайцев – новатор обучения

Традиционное обучение по принципу «фонемно-вербальному» закрепощает свободу речи обучаемого ребенка и формирует у него комплексы, затормаживая развитие – так считает педагог Николай Зайцев.

Он разработал свою уникальную методику, больше похожую на игру, чем на урок. Дети свободно перемещаются по классу (комнате). При этом они могут прыгать, бегать и т.п. Осваивать учебный материал можно в любом положении – в движении или сидя, лежа. И начинать это следует раньше – примерно лет с 3-х.


Все пособия размещены на стенах, досках, шкафах, столах. Обычно это набор кубиков из картона. Они разных размеров и различной окраски. На одних гранях изображены одиночные буквы, на других – слоги (как простые, так и сложные), на третьих – согласные с мягким или твердым знаком.

Предварительно кубики могут быть в форме заготовок, которые учитель склеивает вместе с детьми. При этом внутрь следует положить специальные наполнители:

  • в кубики с глухими звуками лучше заложить палочки (деревянные и пластмассовые);
  • для звонких звуков подойдут бутылочные крышечки из металла;
  • внутри кубиков с гласными звуками спрячутся колокольчики.

Кубики должны отличаться по размерам (как одинарные, так и двойные). Для мягких складов - маленькие, для твердых – большие. Определенную роль играют здесь и цветовые решения – каждому складу соответствует свой оттенок.

Помимо кубиков в качестве пособий применяют и таблицы, где собраны все известные склады. Это позволяет ребенку видеть весь объем, который предстоит изучить. И это намного облегчает работу педагога.


Еще один момент, который позволяет достаточно легко освоить чтение – это письмо. Оно должно идти параллельно. Прежде чем озвучить изучаемые звуки (не буквы), ребенок сам должен научиться их переводить в знаки. Делать это можно различными способами: водить по листу бумаги карандашом, по таблице – указкой либо выкладывая кубики.

Различные методики обучения

В среде педагогов постоянно идут споры о том, как правильно научить ребенка читать, какую при этом использовать методику. А их существует достаточно много, и у каждой есть как свои поклонники, так и противники.

Например, девизом Масару Ибуки в воспитании является известная большинству фраза «После 3-х лет уже поздно». Японский педагог основывает свою методику на убеждении, что самые восприимчивые к обучению дети в возрасте до 3-х лет, на периоде формирования клеток мозга.

Сродни и методика Павла Тюленева, который создал свою систему «Мир». Основная ее идея – успеть раскрыть потенциал ребенка. Педагог считает, что начинать следует с первых минут рождения. По его мнению, дети могут научиться читать и писать раньше, чем начнут ходить.


Но какие бы ни были разработаны методики обучения ребенка (по Монтессори, Фребелю, Лупан и т.п.), все педагоги сходятся в одном – обучение должно принимать форму игры и основываться на любви к детям. Зная, как научить ребёнка быстро читать, у вас всё получится.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад №19

«Программа обучения чтению дошкольников в игровой форме»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога дополнительного образования Казалиевой Д.Н.

«АБВГДейка».

Программа предназначена для детей от 4 до 7 лет.

Срок освоения программы – 3 года.

Санкт-Петербург 2015г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ГЛАВА I. Содержание программы по обучению чтению

ГЛАВА II. Структура и основные направления реализации программы

ГЛАВА III. Календарно-тематическое планирование занятий по обучению чтению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.

Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка

Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Программа обучения детей грамоте в игровой форме» И. А. Быкова с учетом возраста дошкольников, «Обучение грамоте детей 5-7 лет» М.Д. Маханева, «Обучение чтению грамоте детей 6-7 лет»О.М. Рыбникова, «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Е.В. Колесникова, «Развитие звуко- буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е.В. Колесникова, «Я начинаю читать» Е.В Колесникова, «Букварь» электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы А.Ф. Малышевский. А также учитываются положения общеразвивающей программы МДОУ № 19

Целью данной Программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:

· Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.

· Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.

· Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

· Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.

· Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:

1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников; использование интерактивной доски

3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Программа предназначена для детей 4 – 7 лет.

Срок реализации данной программы рассчитан на три года обучения.

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

ГЛАВА II. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Структурная организация совместной деятельности по реализации программы

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочной историей, благодаря использованию которой дети в доступной форме изучают звуки и буквы русского языка. Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. Можно разбить одну сказку на несколько частей. Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей:15 минут для детей4-5лет, 25 минут 5- 6 лет, 30минут для детей 6 - 7 лет.

Каждое занятие начинается с вопроса, какой звук и буква были пройдены на прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука, стихотворение про букву.Заканчивается каждое занятие повторением: с каким звуком мы познакомились,повторение характеристики звука, стихотворения про букву.Работа со звуком и буквой, прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия - знакомство со Звоном и Буковкой: развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.

Последовательность элементов занятия:

1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

2. Выполнение упражнений для губ или язычка,это элементы артикуляционной гимнастики. Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков.

4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.

5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.

7. Используемые приемы закрепления образа буквы:

- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;

Выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;

Выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.

Построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;

Игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.

Педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.

8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.

Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению.

Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.

Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний.

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения;

Консультации для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:

1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

3. Важна не длительность занятий, а их частота.

4. Будьте последовательными в обучении чтению.

5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).

8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

ГЛАВА III КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

Учебно-тематический план первого года обучения.

Сроки

Тема

Задачи

Количество часов

Октябрь

Что такое азбука? Для чего она нужна?

Диагностика

Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников

Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный звук.Закрепить знание о гласных звуках, познакомить с их характерными признаками.Научить выкладывать буквы из палочек.

Какие звуки мы знаем?

«Знакомство: Звон»

Встреча, Звона и Буковки

Звук А

Звук У

Звук О

Закрепление А, У, О

Ноябрь

Звук Ы

Воспитывать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых моментов.

Формирование у детей стойких представлений о звуке. Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

Подготовка к восприятию звуков русского языка; формирование мотивации к занятиям

Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный, согласный звук.Закрепить знание о гласных звуках.

Формировать представление о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие.

Звук Э

Звук И

Закрепление Ы, Э, И,

Звуки М - Мь

Звуки Н - Нь

Звуки Б - Бь

Звуки П- Пь

Декабрь

Закрепление Б- Бь, П - Пь

Развивать фонематический слух. Развивать навык языкового анализа слов с новыми звуками.развивать зрительное и слуховое внимание.развивать общую и мелкую артикулляционную моторику. Воспитывать внимание детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей. Закрепить знание о согласных звуках.

Звуки Д-Дь

Звуки Т - Ть

Закрепление Д-Дь, Т- Ть

Звук Г

Звук К

Закрепление Г, К

Звуки В - Вь

Январь

Звуки Ф - Фь

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный звук.Закрепить знание о согласных звуках, познакомить с их характерными признаками. Закрепить умение выкладывать буквы из палочек. Воспитывать внимание детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов.

Закрепление В- Вь, Ф - Фь

Звук Х

Звуки Л - Ль

Звуки С- Сь

Звуки З - Зь

Закрепление С – Сь, З- Зь

Звук Ц

Февраль

Закрепление гласные А, О, У, Ы, Э

Способствовать развитию слухового внимания.закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие.закреплять умение называть первый звук в слове.развивать уммение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание наглядно – образное и логическое мышление. Закрепить знание о согласных звуках.

Познакомить с термином «слово», с многообразием слов. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Познакомить с простейшим моделированием – изображением слова в виде прямоугольника.

Стимулировать зрительно- поисковую активность посредством рисования коротких, отрывистых линий.

Формировать навык самоконтроля и самооценки. Деление слов на слоги, нахождение различий на двух похожих рисунках.

Закрепление согласные МЬ, ПЬ, БЬ, Н

Закрепление согласные Г, К, С, Ц

Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисованием коротких отрывистых линий

Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие)

Знакомство с многообразием слов, звучанием звонко, громко, тихо

Знакомство с многообразием слов

Март

Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко»

Продолжать знакомить с разнообразием слов(слова звучат по – разному и похоже), знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).

Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не только близкие по звучани, но и подходящие по смыслу.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах.

Развивать внимание и зрительную функции детей посредством нахождениянесоответствия в рисунке.

Формировать интерес в речевой дяельности, самостоятельность, инициативу в решении позновательных задач.

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек

Звуки С – Сь, З-Зь, твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках

Звук Ц, рисование огурцов

Звук Ш, «Песенка ветра», рисоввание шариков

Звук Ж, «Песенка жука»

Звуки Ш – Ж, моделирование рисование дорожек

Звук Щ, моделирование рисование щеток

Апрель

Звук Ч, моделирование рисование предметов

Способствовать развитию слухового внимания.закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие,закреплять умение называть первый звук в слове.Развивать внимание наглядно – образное и логическое мышление.

Закрепить знание о согласных звуках,способствовать интанационному выделению твердых и мягких согласных звуков, продолжать знакомить с линейностью слов.

Познакомить с термином «слово», с многообразием слов. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Стимулировать зрительно- поисковую активность посредством рисования коротких, отрывистых линий.

Формировать интерес к речевой деятельностти, самостоятельности, инициативу в решении познавательных задач.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Звуки «Ч – Щ», моделирование нахождение различий

Звуки «Р – Рь», закрашивание предметов

Звуки «Л – Ль», моделирование, рисование неваляшки

Звуки «М – Мь», рисование мишки

Звуки «Б – Бь» моделирование, рисование бус

Звуки « К – Кь», закрашивание предметов

Учебно-тематический план второго года обучения.

Сроки

Тема

Задачи

Количество часов

Октябрь

Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.

Диагностика.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Стимулировать зрительно- поисковую активность посредством рисования коротких, отрывистых линий.

Формировать интерес к речевой деятельностти, самостоятельности, инициативу в решении познавательных задач.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Диагностика. Повторениие гласных звуков.

Диагностика. Повторение согласных звуков.

Повторение. Характеристика твердых и мягких согласных звуков.

Повторение.Сравнение слов по звучанию, протяженность слов (длинные и короткие)

Повторение. Сравнение звучания слов(громко, тихо)

Повторение. Деление слов на слоги

Ноябрь

Звук и буква А

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух. Познакомить с гласным звуком и его условным обозначением – красный квадрат.закрепить зание гласных звуков, их характерные признаки.

Познакомить с понятием «буква», указать отличительные признаки понятий «звук» и «буква».

Выработать умение определять место звука в словах. Выработать умение внимательно слушать текст, выделяя в нем слова в которых есть изучаемый звук.Научить выкладывать новую букву из палочек.

Звук и буква У

Сочетание АУ,УА

Закрепление пройденного материала

Звук и буква О

Звук и буква Ы

Звук и буква Э

Закрепление пройденного материала

Декабрь

Звук и буква Л.Чтение слогов.

Деление слов на слоги, ударный слог и ударный гласный в слове.

Чтение слогов, чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графич. изображение предложений.

Фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов.Научить «рисовать» в воздухе букву.научить детей читать слоги с новой буквой.

Звук и буква М

Звук и буква Н

Звук и буква Р

Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков).

Закрепление пройденного материала

Знакомство с предложением: Мама мыла раму.

Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы.

Январь

Буква Я.

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух. буква в начале слова, соотношение первого звука в слове с буквой. Произношение согласных звуков, фонетический разбор, чтение слогов, слов, предложений.

Место буквы в словах, сравнительное чтение слогов, произношение согласных звуков, Звуко-буквенный анализ. Закреплять понятие, что согласные звуки бывают твердые и мягкие, твердые обозначаются синим цветом, мягкие- зеленым. Научить выкладывать букву из палочек, природного материала, «рисовать» в воздухе. Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Повторение пройденного материала. Согласные звуки и буквы М, Л, Н, Р,

Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов, фонетический разбор слова, чтение предложения.

Буква Ю. Чтение слогов слов. Составление предложений

Закрепление пройденного материала

Буква Е.Чтение слогов слов. Составление предложений

Буква Ё. Чтение слогов слов.

Звук и буква И. Чтение слогов слов. Составление предложений.

Февраль

Закрепление: твёрдые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух.

Фонетический разбор слов.

Графическое изображение мягких и твёрдых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов. Чтение слов и фонетический разбор слов, соотнесение схем слов, составление слов из слогов. Научить «рисовать» в воздухе букву, научить детей читать слоги с новой буквой. Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

Звуки Г и Гь, К и Кь

Буквы Г, К

Звуки Д и Дь, Т и Ть

Буквы Д, Т

Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В и Ф.

Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С

Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П

Март

Звуки Х и Хь, и буква Х

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух. Работа с предложением чтение рассказа и поиск слов. . Научить выкладывать букву из палочек, природного материала, «рисовать» в воздухе.

Закрепление пройденного материала.

Звуки и буквы Ж и Ш

Звуки и буквы Ч и Щ

Звук и буква Ц

Звук и буква Й

Мягкий знак Ь

Твёрдый знак Ъ

Апрель

Повторение пройденного материала.

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух, деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение. Предложение: составить по картинке. Научить «рисовать» в воздухе букву, развивать навык языкового анализа слов.Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы

Закрепление пройденного материала. Алфавит, чтение стихотворений

Ребусы, загадки, чтение стих-й.

Мониторинг.

Мониторинг.

Викторина

Учебно-тематический план третьего года обучения.

Сроки

Тема

Задачи

Количество часов

Отябрь

Новые встречи со старыми друзьями. Звон и буковка.

Повторение. Деление слов на слоги.

Диагностика. Повторение пройденного материала. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух, деление слов на слоги. Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

Диагностика. Повторениие гласных звуков. Ударные и безударные.

Диагностика. Повторение согласных звуков. Характеристика твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

Повторение. Количество звуков и букв.

Чтение слогов и слов.

Закрепление пройденного материала.

Звук Н - Нь и буква Н

Звук М - Мь и буква М

Ноябрь

Звуки j и буква Й

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

Звуки j и буква Е

Звуки j и буква Ё

Закрепление пройденного материала

Звуки j и буква Ю

Звуки j и буква Я

Закрепление пройденного материала

Звук и буква Ц

Декабрь

Звук и буква Ч

Развивать фонематические процессы. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Развивать зрительное и слуховое внимание. Познакомить детей со звуком j. Закрепить понятие «гласный звук», «согласный звук». Познакомить с йодированными буквами, научить выкладывать их из палочек, природных материалов, «рисовать» в воздухе. Закрепить навык чтения слогов и слов с новой буквой.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

Звук и буква Щ

Закрепление пройденного материала

Звуки Л - Ль и букваЛ

Звуки Р - Рь и буква Р

Закрепление пройденного материала

Итоговая игровая деятельность по всем пройденным звукам и буквам.

Викторина

Январь

Звуки и буквы. Закрепление. «Буквы рассыпались»

Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Расширять знания и представления об окружающем мире. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи. Дополнительная работа с букварем. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Звуки и буквы. Закрепление. «Буквы потерялись»

Слова и слоги. Закрепление.

Предложение.

Зима.

Новый год.

В мире книг.

Домашние животные.

Февраль

Дикие животные.

Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Расширять знания и представления об окружающем мире. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи. Дополнительная работа с букварем. Развивать самоконтроль за речью детей.

Сказки.

Транспорт.

Профессии.

Природные явления.

Лес.

Насекомые

Март

Весна.

Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Дополнительная работа с букварем. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

Птицы.

Цветы.

Овощи.

Фрукты.

Закрепление пройденного материала.

«Скоро лето»

Апрель

«Скоро в школу»

Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Расширять знания и представления об окружающем мире. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи. Дополнительная работа с букварем. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям. Развивать самоконтроль за речью детей.

«День города»

Ребусы.

Кроссворды.

Закрепление пройденного материала.

«Брейн- ринг» по закреплению всех пройденных звуков и букв.

Диагностика.

Диагностика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация программы «Обучение чтению дошкольников в игровой форме» способствует развитию у воспитанников дошкольных учреждений фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению представлений о всех буквах алфавита; сознательному овладению навыками аналитического чтения.

Кроме осуществления основной задачи – обучения чтению дошкольников, занятия по данной программе способствуют активизации высших психических функции дошкольников: расширению объема внимания и восприятия; развитию памяти и логического мышления.

Список дополнительных игр для совместной деятельности.

1.Обучение грамотному вступлению в речевой контакт. Игра «Расскажи о себе».

2.Построение вопросов. Обращения. Игра «Отгадай предмет по его частям».

3.Что такое алфавит? Игра «Знакомство с буквами».

4.Учимся сообщать о впечатлениях. Импровизация «Рассказ по очереди».

5.Споем гласные буквы. Игра «Усложни предложение».

6.Рассказывание на тему из личного опыта» Как договориться о совместной игре?» Повторение гласных букв.

7.На какую букву начинается слово «Гласные буквы». Конкурс на внимание.

9. Игра «Услышь знакомую букву». Повторение гласных букв.

10.Учимся вежливому обращении с взрослыми, сверстниками.

11.Согласные буквы. Как они произносятся? Игра «Исключи гласные».

12.Какими звуками обозначаются буквы. Игра «Звук первый – звук последний».

13.Понятие звук, буква, слово. Задание «Назови звук».

14.Гласные и согласные звуки. Игра «Сравни слова».

15.Видовые обобщения и их признаки (это игрушки – ими играют).

16.Место звука в слове (первый, последний, в середине).

17.Интуитивное чтение. Игра «Накорми зверей».

18.Учимся грамоте по сказке «Гуси-лебеди».

19.Графичесий диктант с использованием кратковременной памяти.

20.Игра-задание «Найди слово с заданным звуком».

21.Трудные свистящие звуки.

22. Волшебство слияния букв в слоги.

23.Тренинг воображения «Какая бывает собака?».

24.Трудные шипящие звуки.

25.Игра «Угадай, кто мой друг?» Гласные, согласные звуки.

26.Обучение чтению по слогам. Игра-задание «Договори слово».

27.Упражнение «Тренинг звуковой памяти».

28.Звуковой анализ слова. Интуитивное чтение «Паспорт для животного».

29.Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

30.Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

31.Тренировочные задания «Игра в рифмы».

32.Учимся звуковому анализу слова.

33.Грамоте учиться всегда пригодится!

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Белоусова Л. Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

3. Голубина Т. Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.

4. Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д», 2000.

5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: «Гном и Д». 2000.

6. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.

7. Колесникова Е. В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995.

8. Савичев В. Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.

9. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владеем, 1997.

10. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.

11. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

12. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.

13.Жукова Н.С. Букварь. М.: «Эксмо», 2014


Любая мама дошкольника, даже если ему еще нет и года, уже приглядывается к различным методикам обучения чтению. Действительно, некоторые из них позволяют добиться результата в совсем юном возрасте. Чем хороши ранние методики, а так же какие в них есть минусы, читайте в нашей статье.

Звуковой (фонетический) метод

Это система обучения чтению, по которой учили нас в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе ее - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам.

Плюсы метода

  • Этот метод обычно используется для обучения чтению в школах, поэтому ребенку не придется "переучиваться".
  • Родители очень хорошо понимают этот принцип обучения, так как сами так учились.
  • Метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.
  • Логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи.
  • Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице. Малыш с удоволь­ствием поиграет в словесные игры и дома, и на даче, и в поезде, и в долгой очереди в поликли­нике.
Минусы метода
  • Это метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти - шести лет. Поскольку обучение чтению таким способом - довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, начинать заниматься по этому методу слишком рано - просто бессмысленно.
  • Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.

Метод обучения по кубикам Зайцева

Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Обучение чтению по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры в кубики.

Плюсы метода

  • Ребенок в игровой форме сразу запоми­нает склад, сочетание букв. Он не запинается и быстро осваивает чте­ние и логику построения слов.
  • На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний или ЖЫ. Поэтому ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напи­шет неправильно «жыраф» или «шына»).
  • Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чте­нию хоть с годовалого возраста. Но даже пя­тилетним начинать не поздно. Система не привя­зана к определенному возрасту.
  • Если ребенок не успевает за темпом современ­ных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью». Сам автор утвержда­ет, что, например, четырехлетка начнет читать уже через несколько занятий.
  • Занятия не занимают много времени, они проводятся как бы между делом.
  • Кубики Зайцева воздействуют на многие орга­ны чувств. Они развивают музы­кальный слух, чувство ритма, музыкальную память, мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта. Благодаря разноцветным кубикам у детей развивается пространственное и цветовое восприятие
Минусы метода
  • Дети, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разо­браться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).
  • Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова. Ребенок может допускать ошибки при звуковом разборе.
  • На кубиках нет сочетания ЖЫ или ШЫ, но зато есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т. д.). Значит, ребенок привыкает к этому соче­танию как к возможному в языке. Между тем, в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кро­ме «сэр», «мэр», «пэр», «удэ», «пленэр»).
  • Пособия Зай­цева достаточно дорого стоят. Или же родители сами должны сделать кубики из кусочков дерева и картонных заготовок, а это целых 52 кубика. При этом они недолговечны, малыш легко может их помять или погрызть.

Обучение по карточкам Домана

Этот метод учит детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.

Плюсы методики

  • Возможность обучать чтению почти с рождения. Все обучение будет для него игрой, возможностью пооб­щаться с мамой, узнать что-то новое и интересное.
  • У малыша будет развиваться феноменальная па­мять. Он без труда будет запоминать и анализиро­вать огромное количество информации.
Минусы методики
  • Трудо­емкость процесса. Родителям придется напечатать огромное количество карточек со словами, а потом найти время, чтобы еще показывать их ребенку.
  • Дети, обучавшиеся по этой методике, потом испытывают трудности со школьной программой. У них чаще возникают про­блемы с грамотностью и разбором слова.
  • Часто малыши, которые без проблем читали слова на домашних плакатах, не могли прочесть слово, если оно было написано по-другому.

Методика Марии Монтессори

По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми), а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.

Плюсы методики

  • В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.
  • Дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги.
  • Ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя.
  • Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику.
  • Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).
Минусы методики
  • Занятия трудновыполнимы в домашних условиях, так как требует колоссальных затрат времени для подготовки занятий и дорогостоящих материалов.
  • Громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды.
  • Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.
  • Мама в этой системе играет роль наблюдателя, а не учителя.

Методика Ольги Соболевой

Этот метод построен на "двуполушарной" работе головного мозга. Изучая новую букву, ребенок познает ее через узнаваемый образ или персонажа. Главная цель метода – не столько научить читать, сколько научить любить читать. Все занятия построены в форме игры, поэтому обучение чтению проходит незаметно и увлекательно. В методике есть 3 потока информации: для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Механическое запоминание сведено к минимуму, так как применяется ассоциативная методика запоминания.

Плюсы методики

  • В результате такого способа чтения у детей уменьшается количество ошибок, а речь становится более свободной и красочной, расширяется словарный запас, активизируется интерес к творчеству, исчезает страх перед необходимостью письменного изложения мысли.
  • Правила, законы, упражнения выполняются, словно шутя и непроизвольно. Ребёнок учится концентрироваться и расслабляться, так как это полезно для усвоения новой информации.
  • Методика очень хорошо развивает воображение, фантазию, учит логически мыслить, развивает память и внимание.
  • Можно начинать учить почти с рождения.
  • Подходит для детей с различными каналами восприятия информации.
Минусы
Нет привычной системы, для родителей, которым нужно, чтобы все было четко и последовательно. Больше подходит для “творческих” детей.

) - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. В современную жизнь повсеместно внедряются компьютерные обучающие программы. Нами разработан хорошо иллюстрированный онлайн вариант Букваря для детей. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин.

Обратимся к истории. Первым русский Букварь напечатал первопечатник Иван Федоров во Львове в 1574 году. Букварь содержал алфавит, раздел обучения буквослагательному методу, правила грамматики, орфографию, материал для чтения. Первое московское пособие для обучения грамоте – Букварь Василия Бурцова. Издан Московским печатным двором в 1634 году. Этот букварь отличался особым изяществом и простотой. Книга имела небольшой удобный формат. В отличие от Ивана Федорова Бурцов красным цветом выделял буквы, слоги и названия разделов букваря. В букваре использовались красивые шрифты и графическое оформление, построение каждой страницы четкое, хорошо продуманное. Составлен букварь по образцу федоровских азбук. Дополнительно, рекомендуем НОВЫЙ БУКВАРЬ (работает на всех типах компьютеров, адаптирован к мобильным устройствам).


Новый видео - букварь на youtube. Уважаемые родители и педагоги! Представляем вам новинку - уникальный ВИДЕО-БУКВАРЬ. Что это такое? Это увлекательные видео-уроки, которые позволят вашему ребенку в игровой форме изучить буквы, научиться читать слоги и простые слова. Большое внимание в видео-букваре уделяется развитию фонематического слуха. Последовательность прохождения букв полностью совпадает с подачей материала в букваре Н.С.Жуковой. Ваш ребенок запомнит все буквы и легко научится читать простые слова и предложения.


Буквы. Игры с буквами. Упражнения для повторения и запоминания букв. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки в словах и подбирать слова на заданную букву. Упражнения и игры для повторения и запоминания букв имеют разный уровень сложности. Некоторые дети не могут с первого раза выполнить все задания. Задание, вызвавшее затруднение, можно пропустить и вернуться к...


Слоги. Уроки по чтению слогов. На страницах нашего сайта вы найдете большое количество материалов для обучения детей чтению слогов и послоговому чтению слов. К сожалению, в большинстве азбук и букварей, которые продаются в магазинах, отсутствуют методические указания по способам обучения чтению слогов. Первые страницы таких изданий знакомят детей с буквами, а затем даются упражнения для чтения слогов и послогового чтения слов. Часто упражнения на чтение слогов и послоговое чтение не имеют никаких пояснений. Но как ребенку прочитать слог? В нашем Букваре имеется видео с методическими указаниями по составлению и чтению слогов. В уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку...


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих упражнениях раздела "Обучение чтению" большое внимание уделялось звуковому анализу слов и слогов, развитию фонематического слуха. Задания подраздела "Учимся читать слова" построены на шести типах разных методик: привязка слова к зрительному образу; привязка зрительного образа к слову; соотнесение отдельных слов с группами зрительных образов, объединенных вместе по смыслу; изучение понятий часть и целое; поиск спрятанных слов в таблице букв; замена буквы в слове с целью изменения смысла слова.


Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным? Какую игру по чтению придумать, чтобы ребенок сам был заинтересован учиться читать. Предлагаем вам изготовить для него специальную игру для обучения чтению. Смастерить книжку - игрушку для чтения совсем несложно. Вам понадобится блокнот на пружине, либо обычный альбом для рисования. Страницы блокнота (альбома) при помощи...


Обучение чтению дошкольников Учимся читать онлайн вместе с занимательными играми из раздела "Обучение чтению дошкольников" нашего сайта. Здесь вы найдете 120 игр обучающих чтению онлайн, разбитых для удобства на 20 уроков. Игры онлайн для обучения чтению представлены в порядке возрастания их сложности: сначала игры с буквами, потом игры со слогами, после этого игры со словами и игры с предложениями. Также в уроки по обучению чтению включены упражнения, направленные на развитие необходимых для обучения чтению умений: фонематического слуха, пространственного мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия. Все обучение проводится в увлекательной игровой форме.

Самое популярное в разделе чтение


Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные...


Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. ...


Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом...


Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и...


Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не...


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих...


Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?...


Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают...