Болезни Военный билет Призыв

Первое государство основанное крестоносцами на востоке. Крестовые походы. Государства крестоносцев

Государства крестоносцев на Востоке. В 1096 г. четыре больших рыцарских ополчения отправились из Европы в Палестину. Их призывал к этому Папа римский. Он просил рыцарей вернуть из рук мусульман Гроб Господень, который, как известно, находится в Иерусалиме. Сам город был в это время захвачен турками-сельджуками.

Три долгих года продолжался поход. Ценой нескольких битв и сражений, многих жизней, жертв, лишений Иерусалим был отвоеван. Вслед за этим крестоносцы подчинили себе еще ряд городов, крепостей, территорий. В результате в руках рыцарей-паломников оказалось все сиро-палестинское побережье, а на северо-востоке их земли простирались далеко за Евфрат. Там крестоносцы создали свои государства: графства Эдесское и Триполийское, Антиохийское княжество и Иерусалимское королевство. На границах христианских владений было возведено множество мощных замков, в том числе знаменитый Крак. Их стены и башни грозно высились среди скал и песков. Дозорные день и ночь пристально всматривались в горизонт: не покажется ли вдали отряд врагов-мусульман.

Откуда нам известна история государств, созданных крестоносцами. Об истории христианских государств на Востоке, мы можем узнать из разных источников. До нашего времени дошли их законы, из которых наиболее интересны так называемые "Иерусалимские ассизы". История этих государств описана современниками, как христианами, так и мусульманами. Особенно много сведений можно почерпнуть из летописей архиепископа города Тира, Гийома, рассказавшего о том, как обстояли дела в Святой Земле до середины 80-х годов XII в., и иерусалимского казначея Бернарда, подробно описавшего более поздние события.

Духовно-рыцарские ордены. Чтобы защищать свои новые владения и расширять их, христиане создали специальные организации - духовно-рыцарские ордены. Два из них стали главными: орден тамплиеров (или храмовников) и орден госпитальеров. Ордены состояли из людей, которые одновременно были и воинами-рыцарями, и монахами. Они всегда были готовы прервать молитву и взяться за меч, чтобы отразить опасность со стороны иноверцев. Во главе ордена стоял великий магистр, которому беспрекословно подчинялись все остальные. Орденские рыцари были многочисленны, прекрасно вооружены, обучены, подчинялись строжайшей дисциплине. Это сделало ордены тамплиеров и госпитальеров главной военной силой христиан на Востоке.

Раздоры христианских князей на Востоке. Все христианские княжества Сирии и Палестины на словах подчинялись Иерусалимскому королю. Однако на деле он не имел преимуществ перед князьями. Если планы христианских князей расходились, они начинали междоусобную войну. А в качестве союзников призывали на помощь соседних мусульман.

Поединок христианского рыцаря
с мусульманским воином

В таких условиях по-настоящему укрепиться в Сирии и Палестине было трудно. Поэтому в 40-х гг. XII в. успехам крестоносцев пришел конец. Эмир Имад ад-Дин Зенги, который правил в городе Мосуле (на территории современного северного Ирака), сумел распространить свою власть на несколько сельджукских княжеств в Месопотамии и Сирии, а потом начал наступление на христианские земли. В декабре 1144 г. он захватил и разрушил столицу Эдесского графства. И хотя сельджукам не удалось совсем выбить христиан из Сирии и Палестины, падение Эдессы стало грозным сигналом для крестоносцев. Оно ясно показало, что мусульмане начали объединяться для борьбы с ними и что самим крестоносцам пора прекратить раздоры, соединить силы, чтобы вместе отстоять свои владения и святыни.

Но урок впрок не пошел. Соперничество князей приобретало все больший и больший размах.

Читайте также другие темы части VIII "Ближний и Дальний Восток: сражения и завоевания" раздела "Западная Европа и Восток в средние века":

  • 36. Ключ к Иерусалиму: борьба крестоносцев за Антиохию
    • Захват сельджуками Иерусалима. Римский папа Урбан II готовит крестовый поход
    • Поход крестоносцев до Антиохии. Осада и захват Антиохии крестоносцами
    • Осада Антиохии Кербогой. Бегство рыцарей. Находка святого копья
  • 37. Битва при Хаттине и крушение Иерусалимского королевства
    • Духовно-рыцарские ордены. Государства крестоносцев

четыре типично феод, государства, образованные на захваченных крестоносцами землях; графство Эдесское (Сев. Месопотамия; 1098 г.; Балдуин Фландрский), где утвердилось нормандское рыцарство княжество Антиохийское (Сев. Сирия; 1098 г.; Боэмунд Тарентский); Иерусалимское королевство (Юж. Сирия и Палестина; 1099 г.) и к северу от него - графство Триполи (зависело от Антиохии). Главным было Иерусалимское королевство во главе с герцогом Готфридом Бульонским , который считался (хотя и номинально) верховным вождем всех крестоносцев. В 1100 г. Балдуин Эдесский унаследовал Иерусалим на правах иерусалимского короля Балдуина I (1100-1118). Глава Иерусалимского королевства считался первым среди сеньоров. В вассальной зависимости от него находились три остальных государя, но фактически они были самостоятельными. Вся территория делилась на рыцарские феоды, владельцы которых несли воен. службу у сюзерена. В отличие от Зап. Европы король мог ее требовать в течение всего года, но «Иерусалимские ассизы» ограничивали королев, власть (см. Ассизы). Особое место в г.к. занимала церковь. В Иерусалимском королевстве был утвержден пост патриарха, создано пять архиепископств, девять епископств, множество монастырей. Собственностью католич. церкви стали земельные владения мусульманского духовенства, и частично греч. церкви. Католич. иерархи составили влиятельную часть феодалов на Востоке. Они не платили налогов, получали огромные доходы от десятины и поступлений от паломников. Был введен институт папских легатов в Святой земле; в нач. XII в. учреждены духовно-рыцарские ордены тамплиеров и госпитальеров, а в конце XII в. - Тевтонский орден. Эти полувоенные-полумонашеские объединения создавались рыцарями с целью обороны и расширения владений крестоносцев и подчинялись непосредственно папе.

Большое влияние в г.к. имели купцы из Венеции, Генуи, Пизы и Марселя, особенно в Иерусалимском королевстве. Они фактически контролировали всю внешнюю торговлю между Востоком и Зап. Европой, но не укрепляли экономич. связей между г.к., что подрывало полит, централизацию. Постоянная вражда между собой, полит, и экономич. нестабильность, все усиливающиеся набеги сельджуков привели к ослаблению и гибели г.к.: графство Эдесское прекратило существование в 1144 г.; в 1187 г. пал Иерусалим; в 1268 г. Египет захватил Антиохию, а в 1289 г. - Триполи. В 1191 г. крестоносцы вернули себе порт Акру и контролировали узкую прибрежную полосу от Тира до Яффы, но с переходом в 1291 г. Акры к сельджукам они полностью утратили свое влияние на Востоке.

Лит.: Заборов М.Л. Папство и крестовые походы. М., 1960; Заборов М.Л. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Государства крестоносцев

общее название нескольких феодальных государств, образованных крестоносцами в XII - XIII веках в Малой Азии и Палестине. В конечном итоге эти земли были отвоеваны мусульманами.

По окончании 1-го крестового похода на территории Леванта были основаны четыре христианских государства.

* Графство Эдесское, первое государство крестоносцев на Востоке. Было основано в 1098 году.

* Княжество Антиохии

* Графство Триполи

* Иерусалимское королевство, просуществовало вплоть до падения Акры в 1291 году. В подчинении у королевства находилось несколько вассальных сеньорий, в том числе четыре наиболее крупные:

o Княжество Галилеи

o Графство Яффы и Аскалона

o Трансиордания-сеньория Крака,Монреаля и Сент-Авраама

o Сеньория Сидона

Кроме того дворянский род Лузиньянов некоторое время управлял Киликийским царством.

Во время 3-го крестового похода король Ричард Львиное Сердце завоевал Кипр. Так было основано Кипрское королевство, которым до 1489 года управляли потомки смещенных королей Иерусалима.

Во время 4-го крестового похода Византийская империя была частично завоевана крестоносцами, которые основали на ее территории четыре государства.

* Латинская империя

* Королевство Фессалоники

* Герцогство Афинское

* Княжество Ахейское

Кроме того на островах Эгейского моря венецианцы основали герцогство Архипелага (или герцогство Наксос).

Эти государства столкнулись с атаками греческих государств - преемников Византии. Фессалоники и Латинская империя были отвоеваны греками в 1261. Наследники крестоносцев продолжали править в Афинах и на Пелопонессе, пока эти земли не были захвачены Османской империей в XV веке.

Средиземное море

Духовно-рыцарский орден госпитальеров обосновался в 1310 году на острое Родос, и нескольких других островах Эгейского архипелага, в 1522 был изгнан турками-османами на Мальту.

Однако самое долговечное государство крестоносцам удалось создать не в Палестине, а в Восточной Европе. В 1217 году Папа Римский Гонорий III объявил поход против язычников-пруссов, а в 1225 году польский князь Конрад Мазовецкий сам пригласил рыцарей Тевтонского ордена для того что бы они помогли ему в борьбе с неспокойными соседями. В течение XIII века орден захватил не только земли пруссов, но и часть земель недавних союзников-поляков. На этой территории было создано теократическое католическое государство со столицей сначала в Мариенбурге (ныне Мальборк в Польше), позднее - в Кенигсберге (ныне - Калининград в России).

В XV веке начался упадок ордена. В 1410 году он потерпел поражение от объединенного польско-литовского войска (в состав которого входили и русские дружины из входивших в состав Великого княжества Литовского западно-русских земель). Наконец после еще нескольких поражений, 8 апреля 1525 года, последний гроссмейстер тевтонского ордена подписал акт о ликвидации орденского государства и создании на его территории светского Прусского герцогства, находившегося в ленной зависимости от Польши.

Отличное определение

Неполное определение ↓

На Востоке возникло четыре крестоносных государства: графство Эдесское, во главе которого стал брат Готфрида Бульонского Балдуин, княжество Антиохийское, захваченное Боэмундом, графство Триполи, доставшееся Раймонду Тулузскому, и королевство Иерусалимское, от которого три первых княжества находились формально в вассальной зависимости. Во главе Иерусалимского королевства встал Готфрид Бульонский.

На завоёванной крестоносцами территории продолжали господствовать феодальные порядки. Вся территория Иерусалимского королевства была разбита на феоды, за которые рыцари-крестоносцы несли военную службу. Каждый такой феод представлял собой поместье или несколько поместий, разбитых на мелкие участки земли, обрабатывавшиеся крепостными крестьянами.

Местных крестьян (арабов и сирийцев) завоеватели оставили в крепостном состоянии, а свободных насильственно превратили в крепостных Крестьяне платили за свои наделы владельцу поместья феодальную ренту, доходившую в общей сложности до 50% урожая.

Таким образом, в государствах крестоносцев продолжал существовать типичный феодальный способ производства, что нашло отражение в «Иерусалимских ассизах» - записи феодальных обычаев, согласно которым управлялись государства крестоносцев. Энгельс писал, что Иерусалимское королевство «оставило после себя в «Иерусалимских ассизах» наиболее классическое выражение феодального порядка».

Хозяйство во владениях крестоносцев в значительной части оставалось натуральным, цветущие города на побережье являлись по существу пунктами транзитной торговли и не выступали в качестве объединявших местную территорию центров.

Особо привилегированное положение в этих городах занимали колонии многочисленных генуэзских, венецианских и французских купцов, зависевших только от своих правителей в Генуе, Венеции и Марселе и пользовавшихся полной самостоятельностью по отношению к властям крестоносных государств.

Экономической децентрализации соответствовала и децентрализация политическая. Хотя все феодалы считались вассалами короля, но сам король был лишь первым среди равных, так как его действия ограничивались палатой баронов, т. е. собранием наиболее крупных феодалов королевства. Без согласия этой верхней палаты король не мог провести ни одного мало-мальски важного мероприятия.

Ассизы точно перечисляли все случаи, когда король имел право требовать выполнения военной службы от своих вассалов. Кроме того, в каждой крупной баронии, на которые делилось Иерусалимское королевство, существовали свои палаты баронов, а в крупнейших городах имелись особые палаты горожан.

Такие же порядки были установлены и в других государствах крестоносцев. Политической их децентрализации способствовали также притязания церкви на политическое господство и её борьба со светской властью, а также самостоятельность, которой пользовались на территории крестоносных государств духовнорыцарские ордены.

Обычных военных сил рыцарей-крестоносцев для защиты завоёванной территории было недостаточно, хотя служба рыцарей не была ограничена каким-либо сроком (в отличие от западноевропейских стран, где рыцарь, получивший феод от сеньора, был обязан нести в его пользу военную службу всего 40 дней в году). Кроме того, рыцарство стремилось объединить свои усилия в подчинении и грабеже новых территорий.

Поэтому уже в начале XII в. крестоносцы начали создавать постоянные военные организации, известные под именем духовнорыцарских орденов: Орден тамплиеров (храмовников) 1, Орден иоаннитов, или госпитальеров, и Тевтонский, или Немецкий, орден, осуществивший позднее кровавое завоевание Прибалтики.

Члены духовно-рыцарских орденов считались одновременно монахами и рыцарями. Они давали монашеские обеты и зависели непосредственно от римского папы. Являясь мощным орудием папской теократии, ордены не подчинялись власти тех государств, в которых были расположены их владения. Их главной задачей была вооружённая борьба со всеми «неверными».

Крестоносцы, завоевав территорию восточного побережья Средиземного моря, не внесли и не были способны внести что-нибудь новое в хозяйственную жизнь захваченных земель, ибо производительные силы на Востоке в это время находились на более высокой ступени развития, чем на Западе.

На захваченных землях крестоносцы (местное население называло их франками, поскольку наибольшее количество участников первого было из Франции) вели себя, как обыкновенные грабители и хищники.

«Всякий, кто хорошо понимает дела франков,- писал о крестоносцах арабский летописец XII столетия Усама ибн Мункыз в своей «Книге назидания», - ...увидит во франках только животных, обладающих достоинством доблести в сражениях, и ничем больше, так же как и животные обладают доблестью и храбростью при нападениях».

Народам завоёванных стран не принесли ничего, кроме бесчисленных бедствий и разорения. Крепостные крестьяне, в число которых входили и арабы-мусульмане, и сирийские христиане, подвергались самой жестокой эксплуатации со стороны крестоносцев.

Эксплуатация являлась тем более жестокой, чем больше были развиты в крестоносных государствах товарно-денежные отношения. К феодальному гнёту присоединялся и гнёт чужеземцев.

Местное население ненавидело завоевателей. «Все сельские местности, - писал летописец-крестоносец, - в нашей стране были населены неверными и сарацинами; злее их не было врагов у нашего народа, и они были тем хуже, что находились в нашей стране, а нет более вредоносной чумы, чем враг, находящийся в доме.

Они не только убивали наших, когда те неосторожно ходили по дорогам, и продавали их в рабство врагам, но также и отказывались от сельских работ, чтобы низвергнуть наших с помощью голода. Они лучше готовы были сами голодать, чем оказать какую-нибудь услугу нашим, которых они считали врагами.

И не только вне городов были небезопасны дороги; также и в домах, расположенных за городскими укреплениями, едва можно было найти безопасное и спокойное место...». Таким образом, ожесточённая классовая борьба, осложнённая тем, что крестьяне выступали против феодалов-чужеземцев, была характернейшей чертой внутреннего строя государств крестоносцев.

Эти феодально раздробленные государства в условиях всё обострявшейся борьбы местного населения против чужеземных захватчиков не могли быть прочными.

а завоеванной крестоносцами территории продолжали господствовать феодальные порядки. Вся территория Иерусалимского королевства была разбита на феоды, за которые рыцари-крестоносцынесли военную службу. Каждый такой феод представлял собой поместье или несколько поместий, разбитых на мелкие участки земли, обрабатывавшиеся крепостными крестьянами. Местных крестьян (арабов и сирийцев) завоеватели оставили в крепостном состоянии, а свободных насильственно превратили в крепостных. Крестьяне платили за свои наделы владельцу поместья феодальную ренту, доходившую в общей сложности до 50% урожая. Таким образом, в государствах крестоносцев продолжал существовать типичный феодальный способ производства, что нашло отражение в "Иерусалимских ассизах" - записи феодальных обычаев, согласно которым управлялись государства крестоносцев.

Хозяйство во владениях крестоносцев в значительной части оставалось натуральным, цветущие города на побережье являлись по существу пунктами транзитной торговли и не выступали в качестве объединявших местную территорию центров. Особо привилегированное положение в этих городах занимали колонии многочисленных генуэзских, венецианских и французских купцов, зависевших только от своих правителей в Генуе, Венеции и Марселе и пользовавшихся полной самостоятельностью по отношению к властям крестоносных государств. Экономической децентрализации соответствовала и децентрализация политическая. Хотя все феодалы считались вассалами короля, но сам король был лишь первым среди равных, так как его действия ограничивались палатой баронов, т. е. собранием наиболее крупных феодалов королевства. Без согласия этой верхней палаты король не мог провести ни одного мало-мальски важного мероприятия. Ассизы точно перечисляли все случаи, когда король имел право требовать выполнения военной службы от своих вассалов. Кроме того, в каждой крупной баронии, на которые делилось Иерусалимское королевство, существовали свои палаты баронов, а в крупнейших городах имелись особые палаты горожан. Такие же порядки были установлены и в других государствах крестоносцев. Политической их децентрализации способствовали также притязания церкви на политическое господство и ее борьба со светской властью, а также самостоятельность, которой пользовались на территории крестоносных государств духовно-рыцарские ордены. Обычных военных сил рыцарей-крестоносцев для защиты завоеванной территории было недостаточно, хотя служба рыцарей не была ограничена каким-либо сроком (в отличие от западноевропейских стран, где рыцарь, получивший феод от сеньора, был обязан нести в его пользу военную службу всего 40 дней в году). Кроме того, рыцарство стремилось объединить свои усилия в подчинении и грабеже новых территорий. Поэтому уже в начале XII века крестоносцы начали создавать постоянные военные организации, известные под именем духовно-рыцарских орденов. Орден тамплиеров . Орден иоаннитов, или госпитальеров, и Тевтонский, или Немецкий орден, осуществивший позднее завоевание Прибалтики. Члены духовно-рыцарских орденов считались одновременно монахами и рыцарями. Они давали монашеские обеты и зависели непосредственно от римского папы. Являясь мощным орудием папской теократии, ордены не подчинялись власти тех государств, в которых были расположены их владения. Их главной задачей была вооруженная борьба со всеми "неверными".

Крестоносцы, завоевав территорию восточного побережья Средиземного моря, не внесли и не были способны внести что-нибудь новое в хозяйственную жизнь захваченных земель, ибо производительные силы на Востоке в это время находились на более высокой ступени развития, чем на Западе. На захваченных землях крестоносцы (местное население называло их франками, поскольку наибольшее количество участников первого крестового похода было из Франции) вели себя, как обыкновенные грабители и хищники. "Всякий, кто хорошо понимает дела франков, - писал о крестоносцах арабский летописец XII столетия Усама ибн Мункыз в своей "Книге назидания", - ...увидит во франках только животных, обладающих достоинством доблести в сражениях, и ничем больше, так же, как и животные обладают доблестью и храбростью при нападениях".

Народам завоеванных стран Крестовые походы не принесли ничего, кроме бесчисленных бедствий и разорения. Крепостные крестьяне, в число которых входили и арабы-мусульмане, и сирийские христиане, подвергались самой жестокой эксплуатации со стороны крестоносцев. Эксплуатация являлась тем более жестокой, чем больше были развиты в крестоносных государствах товарно-денежные отношения. К феодальному гнету присоединялся и гнет чужеземцев.

Местное население ненавидело завоевателей. "Все сельские местности, - писал летописец-крестоносец, - в нашей стране были населены неверными и сарацинами; злее их не было врагов у нашего народа, и они были тем хуже, что находились в нашей стране, а нет более вредоносной чумы, чем враг, находящийся в доме. Они не только убивали наших, когда те неосторожно ходили по дорогам, и продавали их в рабство врагам, но также и отказывались от сельских работ, чтобы низвергнуть наших с помощью голода. Они лучше готовы были сами голодать, чем оказать какую-нибудь услугу нашим, которых они считали врагами. И не только вне городов были небезопасны дороги; также и в домах, расположенных за городскими укреплениями, едва можно было найти безопасное и спокойное место..." Таким образом, ожесточенная классовая борьба, осложненная тем, что крестьяне выступали против феодалов-чужеземцев, была характерной чертой внутреннего строя государств крестоносцев. Эти феодально-раздробленные государства в условиях все обострявшейся борьбы местного населения против чужеземных захватчиков не могли быть прочными. В 1144 году крестоносцы были вынуждены оставить Эдессу, захваченную мосульским эмиром. Потеря Эдесского графства сразу и резко ухудшила положение владений крестоносцев на Востоке. Католическая церковь вновь выступила с проповедью Крестового похода. Под руководством французского короля Людовика VII и немецкого императора Конрада III был начат Второй Крестовый поход в Переднюю Азию (1147-1149 гг.). Однако этот поход закончился для крестоносцев полнейшей неудачей. Такой же неудачей закончился и происходивший одновременно Крестовый поход в земли полабских славян, куда направилась часть немецких феодалов.

Во второй половине XII века опасность Иерусалимскому королевству начала грозить уже не только с севера и северо-востока, но и с юга. После падения династии Фатимидов в Египте (1171 г.), когда египетским султаном сделался даровитый полководец Салах-ад-дин, или Саладин, Египет, мусульманские территории Сирии, а также Хиджаз составили одно государство - султанат, ставший самым сильным из мусульманских стран Восточного Средиземноморья не только в экономическом, но и в политическом отношении. Иерусалимское королевство попало, таким образом, в тиски и с юга, и с востока. Саладин объявил крестоносцам "священную войну" и нанес им страшное поражение при Тивериаде. Затем Саладин в течение нескольких недель захватил Сидон, Бейрут, Аскалон, Яффу и, наконец, Иерусалим (1187 г.). В противоположность крестоносцам Саладин не устроил резни в побежденном городе и за выкуп выпустил из него христиан. В качестве выкупа Саладин взял по 10 золотых динаров за мужчину, по 5 золотых динаров за женщину и по 1 золотому динару за ребенка. Те лица, которые не внесли выкупа, были обращены Саладином в рабство. Таким образом, не прошло и ста лет с тех пор, как крестоносцы захватили Иерусалим, а он уже был ими потерян. Это свидетельствовало прежде всего о той ненависти, которую крестоносцы внушили к себе на Востоке. Захват Иерусалима Саладином послужил толчком к организации Третьего Крестового похода (1189-1192 гг.), который, несмотря на то, что в нем участвовали три западноевропейских государя (король Англии Ричард I Львиное Сердце, король Франции Филипп II Август и германский император Фридрих I Барбаросса), не дал других результатов, кроме того, что во время этого похода Ричард Львиное Сердце захватил в свои руки остров Кипр и, совместно с Филиппом II, - крепость Акру с ее округой. Фридрих I Барбаросса, который вел свое войско отдельно, утонул при переправе через одну из речек Малой Азии. Иерусалим остался в руках у мусульман, а крестоносные владения свелись к княжеству Антиохийскому, объединившемуся с графством Триполи в одно государство, городам Акре, Тиру и некоторым другим, а также к Кипрскому королевству.

Итак, завоевания крестоносцев на Ближнем Востоке оказались чрезвычайно непрочными и недолговечными. Децентрализованные крестоносные государства, раздираемые внутренними противоречиями, не смогли противостоять объединившимся под властью Саладина Египту и Сирии и сохранить в своих руках захваченные территории. Большую роль в ослаблении крестоносных государств, несомненно играла Византия, занимавшая по отношению к крестоносцам в основном враждебную позицию, неоднократно вступавшая в союз с сельджуками и упорно стремившаяся отнять у крестоносцев те территории, которыми когда-то она владела.

Крестовые походы - это военно-колонизаторские походы (1096 - 1270) до стран Ближнего Востока (Сирии, Палестины, Египта), которые осуществлялись под религиозными лозунгами борьбы христиан против "неверных" (мусульман) и освобождения "гроба Господня" и "святой земли" Палестины. Организатором походов была католическая церковь, заинтересована в колонизации новых земель, укреплении позиций папства в Европе. В то же время важным было также то, что с конца X века. в Европе происходил экономический подъем и она вела с мусульманским миром борьбу за торговые пути Средиземноморья, поскольку контроль за Палестиной значительно упростило бы торговлю европейских купцов.

В крестовых походах принимали участие крупные европейские феодалы, мелкие рыцари, купечество, крестьяне. Феодалы пытались захватить новые территории и добычу. Купеческая верхушка (преимущественно Венеции и Генуи), что понесла убытки после завоевания Ближнего Востока сельджуками, рассчитывала восстановить непосредственные торговые связи с восточным побережьем Средиземного моря, захватив Сирию и Палестину, а также вытеснить Византию с торгового рынка с Ближним Востоком. Крестьяне надеялись найти новые земли для поселения, а также добычу.

Важным был также международный фактор: на границах Византии появились турки-сельджуки, которые в 1071 г. разгромили византийскую армию при Манцикерті и захватили Антиохию, Нікею и Иерусалим, прервав паломнические пути. Византийский император Алексей Комнин в 1095 г. обратился за помощью к западным странам.

в Конце XI века. духовенство начало агитировать за походы на Восток. 1095 г. на церковном соборе в г. Клермоне Папа Урбан II призвал до 1-го крестового похода (1096-1099). Первыми весной 1096. по Рейна и Дуная двинулись к Константинополю крестьяне из Северной и Средней Франции и Западной Германии. Они прошли через Венгрию и Болгарию, совершив многочисленные погромы местного населения, и византийский император поспешил переправить их через Боспор в Малую Азию. Крестьянские отряды, плохо организованные и вооруженные, добравшись до Малой Азии, были разгромлены и почти уничтожены сельджуками под Нікеєю. Летом того же года тем же путем шли феодалы прежде всего с Юга Франции, Нормандии, Лотарингии, Фландрии и Юга Италии.

Ополчение рыцарей после объединения 1097 г. в Константинополе получило Нікею, Эдессу, Кілінію и Антиохию. 1099 г. значительно поредевших войско крестоносцев достигло Иерусалима и после ожесточенного штурма овладело городом. Крестоносцы уничтожили почти всех горожан. Мусульман, которые прятались в мечетях, убивали на месте. Ужасающие расправы сменялись религиозными церемониями, после чего резня и грабежи возобновлялись.

На захваченных землях крестоносцы создали Иерусалимское королевство, включавшее Палестину и южную часть Сирии. Королем был провозглашен герцога Готфрида Бульонского. От Иерусалимского королевства номинально зависели три вассальных государства: графство Триполи, княжество Антиохия и графство Эдесса, но на самом деле они были вполне независимы. На их границах началось строительство оборонительных крепостей. Мощные рыцарские замки и постоянная готовность с оружием в руках встретить врага давали возможность длительное время сохранять крестоносцам свои государства на Востоке. В королевстве и в княжествах крестоносцы воспроизвели феодальную систему, что царила на Западе: вся территория была разделена на рыцарские феоды. Некоторые крестьяне, пришедшие с рыцарями, получили рыцарское звание и рыцарские феоды.

Западноевропейские феодалы, стремясь получить новые владения, вынуждены были объединяться. В начале ХП века. крестоносцы создали военные организации - духовно-рыцарские ордена иоаннитов, тамплиеров и Тевтонский орден.

В 1144 г. мосульський эмир завоевал Эдессу, что послужило поводом ко 2-го крестового похода (1147-1149) под предводительством германского императора Конрада III Штауфен и французского короля Людовика VII. Византийский император пообещал помочь продовольствием и проводниками. Однако Конрад, вопреки советам двигаться побережьем Малой Азии, повел немецкие войска вглубь Анатолии и был полностью разгромлен мусульманами. После поражения он отошел к Никее, ожидая французских союзников. В марте 1148 г. остатки немецких войск а французами после многочисленных кровопролитных столкновений с мусульманами прибыли в Антиохию, где оба монархи приняли ошибочное решение захватить штурмом сирийский город Дамаск. Пятидесятитысячное войско крестоносцев начало осаду Дамаска, однако вскоре интересы Конрада и Людовика VII разошлись в вопросе о том, кому будет принадлежать захваченный город. Конфликт привел к тому, что крестоносцы допустили ряд тактических ошибок и после длительной осады вынуждены были отступить.

После получения 1187 г. египетским султаном Салах-аддіном (Саладином) Иерусалима состоялся 8-й крестовый поход (1189-1192), возглавленный французским королем Филиппом П Августом, императором Германии Фридрихом И Барбароссой и английским королем Ричардом И Львиным Сердцем. Следствием похода было завоевание крепости Акры и острова Кипр, где было основано Кипрское королевство. По соглашению с Саладином купцы и паломники из Европы получили право свободно посещать Иерусалим в течение трех лет.

В 1212 г. состоялся так называемый детский крестовый поход, в котором приняли участие юные французы и немцы. Поход закончился трагически: часть детей погибла во время шторма, а другая, достичь Александрии, была захвачена в плен и продана сарацинами в рабство.

Во время 4-го крестового похода (1202-1204) крестоносцы захватили Константинополь и основали на части территории Византийской государства Латинскую империю. Сначала планировалось осуществить военную операцию против Египта. Венеция согласилась предоставить флот за половину военной добычи. Однако в Венеции собралось втрое меньше крестоносцев, чем планировалось, у которых не хватало денег для того, чтобы оплатить расходы венецианцев. Дож Энрико Дондоло предложил захватить богатый торговый город Задрал на побережье Адриатического моря, которое было конкурентом Венеции. Несмотря на запрет папы Иннокентия III распахивать христианские города, крестоносцы захватили Задар в ноябре 1202 г. Венецианцы дальнейшем спровоцировали крестоносцев на поход в Византию. Повод был найден: византийский царевич Алексей выступил против своего дяди-императора и пообещал Папе Римскому за помощь подчинение греческой церкви Риму, а крестоносцам - щедрое вознаграждение.

В июле 1203 г. флот крестоносцев подошел к стенам Константинополя. Переговоры с императором провалились и началась осада города. Византийские войска не смогли разбить крестоносцев в открытом поле и среди жителей города начались беспорядки. Император бежал из города и власть на короткое время перешла к Алексею, который отказался выплачивать обещанную крестоносцам вознаграждение, ссылаясь на то, что императорская казна опустела. В январе 1204 г. в Константинополе произошел государственный переворот: Алексея задушили и власть перешла к враждебно настроенного к крестоносцев Алексея Дуки. 9 апреля 1204 г. крестоносцы штурмовали Константинополь и вскоре город был захвачен и подвергнуто варварскому опустошению.

На месте Византийской империи крестоносцы основали Латинскую империю. Императором был избран один из вождей похода Бодуэна Фландрского, который, однако, не имел почти никакой власти. После ударов, которые нанесли крестоносцы, Византийская империя уже никогда больше не поднялась.

На Балканском полуострове образовались четыре важнейшие "английские" государства: Латинская империя - со столицей в Константинополе, Фессалонікійське королевство, Ахейське княжество (в Пелопоннесе) и Афінсько-Фіванське герцогство. Каждое из них делилось на несколько графств и сеньйорій. Большие территориальные владения приобрела Венеция. Латинская империя существовала до 1261 г., когда никейский император Михаил VIII Палеолог восстановил Византию и изгнал западных правителей. Ахейське княжество прекратило существование в 1432 г., а Афинское герцогство захватили османы в 1456 г.

5-й крестовый поход (1217-1221) сначала был направлен против Сирии, но затем крестоносцы двинулись против Египта, султан которого владел Палестиной. Однако внутренние раздоры и неумелое командование впоследствии привело к военным неудачам, которые заставили крестоносцев уйти из Египта.

1228 г. начался 6-й крестовый поход (1228-1229), который папа Григорий IX запретил, потому что его возглавлял император Фридрих II, который вел борьбу с папством и был отлучен от церкви. Действуя более дипломатическим путем, чем оружием, используя борьбу между дамасским эмиром и египетским султаном за Сирию, Фридрих П добился того, что египетский султан отдал ему Иерусалим и ряд других городов в Палестине. Но среди крестоносцев вспыхнули бесконечные распри и вооруженные конфликты, поэтому мусульмане снова завладели Иерусалимом и на этот раз окончательно.

7-й крестовый поход (1248-1254), во главе которого стоял французский король Людовик IX, был направлен против Египта.

15 тыс. рыцарей одержали в 1249 г. Дамиетту и впоследствии нанесли поражение египетским войскам близ Аль-Маясура. Однако враг захватил французские корабли и в лагере крестоносцев начались голод и болезни. Вскоре сарацины окружили французов и король, который попал в плен, вынужден был подписать десятилетнее перемирие с султаном и вернуть Дамиетту.

Людовик IX возглавлял и 8-й - последний - крестовый поход (1270). Участвовать в нем было мало желающих, поэтому королеве приходилось нанимать рыцарей за деньги. Крестоносцы двинулись против тунисского султана. В Тунисе началась эпидемия чумы, от которой часть крестоносцев погибла, в том числе и сам Людовик IX. Те, кто остались в живых, вернулись обратно.

Папы призвали христианских государей до новых крестовых походов, собирали на это средства, однако ни один поход больше не состоялся.

Без поддержки Запада колонии крестоносцев на Востоке удерживаться своими силами не могли. Египетские султаны отвоевывали у них один город за другим.

Крестоносцы закрепились только в Кипрском королевстве. Главный порт Кипра - Фа магу ста - некоторое время был очень важным торговым пунктом восточной части Средиземного моря. Король Кипра имел титул короля Иерусалимского. В XV ст. остров был присоединен к владениям Венеции.

Прекращение крестовых походов стало результатом социально-экономических и политических изменений, произошедших в Западной Европе в XII-XIII вв. Развитие товарно-денежных отношений, бурный рост городов, переход в связи с этим денежной ренты создали для значительной части господствующего класса новые источники доходов в самой Европе. Купечество потеряло интерес к походам после установления прямых торговых отношений с мусульманскими странами.

Крестовые походы оказали значительное влияние на экономическое и культурное развитие феодальной Европы положили конец торговому господству византийцев и арабов в восточной части Средиземного моря. В результате походов Западная Европа ознакомилась с техникой и культурой Востока, позаимствовала новые сельскохозяйственные культуры - гречиху, рис, кунжут, абрикосы, арбузы, лимоны, фисташки, специи, начала употреблять тростниковый сахар. Текстильная промышленность Запада во многом зависела от товаров, которые привозились с Востока: шелка, хлопка, природных красителей и др.

Были заимствованы некоторые предметы вооружения, например арбалет, а также труба и барабан. В Европе распространились и некоторые восточные обычаи: мытье рук перед едой, ношение бороды, купание в горячих банях, обычай носить гербы на щитах. Крестовые походы оказали немалое влияние и на образ жизни и потребности господствующего класса. Рыцари, побывавшие на Востоке, уже не довольствовались грубым домотканым одеждой, неуютными замками. В них усилилось влечение к красивой одежды, дорогого оружия, изысканных блюд и др.

в то же Время если крестовые походы оказали определенное влияние на культуру Западной Европы, познакомив европейцев с более высокой культурой Востока, то восточным странам они нанесли лишь немало бед.

В XII-XIII вв. состоялись крестовые походы - захватнические войны немецких феодалов против славян и народов Прибалтики.

Крестовыми походами назывались также походы феодалов и папства против еретиков в XIII-XV вв. (Альбигойские войны, Гуситские войны, восстание Дольчіно).