Болезни Военный билет Призыв

Памятники летописания. Литература и летописание

  ЛЕТОПИСАНИЕ (от др.-рус. лето - год) - исторический жанр древнерусской литературы XI-XVII вв., представляющий собой погодную запись событий.

Текст летописей разделен на статьи, соответствующие одному году. Пополнявшиеся на протяжении столетий все новыми и новыми известиями, летописи являются важнейшими источниками научных знаний о Древней Руси.

Чаще всего составителем или переписчиком летописи был ученый монах. По повелению князя, епископа или настоятеля монастыря он проводил за написанием летописи долгие годы. Рассказ об истории своей земли было принято начинать с глубокой древности, постепенно переходя к событиям последних лет. Поэтому летописец опирался на труды своих предшественников.

Если в распоряжении составителя летописи оказывался не один, а сразу несколько летописных текстов, то он «сводил» (соединял) их, выбирая из каждого текста то, что считал нужным включить в собственный труд. Часто при сведении и переписывании летописные тексты сильно изменялись - сокращались или расширялись, пополнялись новыми материалами. Но при этом летописец старался как можно точнее передать текст прсдшественников. Сочинение или грубое искажение летописных известий считалось тяжким грехом.

Летописец считал историю проявлением воли Бога, наказывающего или милующего людей за их дела. Свою задачу летописец видел в том, чтобы донести до потомков деяния Бога. При описании событий своего времени летописец руководствовался собственными записями, воспоминаниями или свидетельствами участников событий, рассказами осведомленных людей, иногда он мог воспользоваться документами, хранившимися в княжеском или епископском архиве. Итогом этой большой работы становился летописный свод. Спустя какое-то время этот свод продолжался другими летописцами или использовался при составлении нового свода.

Летопись несла память о прошлом, была учебником мудрости. На страницах летописей обосновывались права династий и государств.

Создание летописи было не только трудным, но и дорогим делом. До появления в XIV в. бумаги летописи писали на пергамене - специально выделанной тонкой коже. Известны две летописи (Радзивилловская и Лицевой свод), в которых текст сопровождается красочными миниатюрами.

Первые летописные своды на Руси начали создавать не позже 1-й пол. XI в., однако до нас дошли только своды 2-й пол. того же столетия. Центром раннего летописания был Киев - столица Древнерусского государства, но краткие летописи велись и в других городах. Первой летописью, разбитой на годовые статьи, стал свод, составленный в 70-е гг. XI в. в стенах Киево-Печерского монастыря. Его составителем, как полагают исследователи, был игумен этой обители Никон Великий (?-1088). Труд Никона Великого лег в основу другого летописного свода, возникшего в том же монастыре в 90-е гг. XI в. В научной литературе этот свод получил условное название Начального (фрагменты Начального свода сохранились в составе Новгородской первой летописи). Неизвестный составитель Начального свода не только пополнил свод Никона известиями за последние годы, но и расширил его за счет привлечения летописных записей из других русских городов, а также материалами в числе которых были, предположительно, произведения византийских хронистов. Третьим по счету и самым значительным памятником раннего летописания стала «Повесть временных лет» , созданная в 10-е гг. XII в.

  После распада Древнерусского государства летописание продолжилось во многих русских княжествах. Летописные памятники русских земель эпохи раздробленности отличаются по литературной манере, кругу интересов, приемам работы. Многословное летописание Южной Руси совсем не похоже па лаконичное и деловитое новгородское. А летописи Северо-Востока отличаются своей склонностью к велеречивому философствованию. Местные летописцы стали замыкаться в границах отдельных княжеств и смотрели на все события через призму политических интересов своего князя или города. Получили распространение княжеские летописи, повествующие о жизни и подвигах того или иного правителя. Летописными памятниками этого времени являются Ипатьевская, Новгородская первая и Лаврентьевская летописи.

Монголо-татарское нашествие 30-х гг. XIII в. нанесло сильный удар и по летописанию Руси. Во многих городах летописание прервалось вовсе. Центрами летописной работы в этот период оставались Галицко-Волынская земля, Новгород, Ростов.

В XIV в. возникло самостоятельное летописание в Москве. В этом столетии московские князья превратились в самых могущественных правителей на северо-востоке Руси. Под их рукой началось собирание русских земель и борьба с ордынским владычеством. Вместе с возрождением идеи единого государства постепенно начала возрождаться и идея общерусского летописания. Одним из первых общерусских летописных сводов периода образования Русского государства стал московский свод 1408 г., инициатива создания которого принадлежала митрополиту Киприану. Создатель свода 1408 г. привлек летописные материалы многих русских городов - Твери и Новгорода Великого, Нижнего Новгорода и Рязани, Смоленска и, конечно, самой Москвы. Свод 1408 г. сохранялся в Троицкой летописи нач. XV в., которая погибла в московском пожаре 1812 г. Объединительные идеи проявились и в последующих московских сводах XV в. В них обосновывалась идея, согласно которой московские князья являются законными государями и наследниками всех земель, которые составляли прежде Киевскую Русь. Постепенно московское летописание становилось все более торжественным и официальным. В XVI в. в Москве были созданы грандиозные по объему летописные своды (Никоновская летопись, Лицевой свод и др.). В них Московское государство изображалось не только преемником Киeвской Руси, но и наследником великих царств прошлого, единственным оплотом православной веры. Над созданием летописных сводов в Москве трудились целые артели книжников, редакторов, писцов и художников. Вместе с тем летописцы этого времени постепенно утрачивали религиозный трепет перед правдой факта. Порой при редактировании смысл летописных сообщений менялся на противоположный (особенно это касалось рассказов о событиях последнего времени). Пережив расцвет в сер. XVI в., московское летописание уже во 2-й пол. столетия пошло на спад. К этому времени прервались или измельчали и местные летописные традиции. Составление летописей продолжалось и в XVII в., но к XVIII в. этот жанр исторической книжности постепенно уходил в прошлое.

Как и положено, псковичи совершают перед боем молитву, обращаются друг к другу с призывом: «Братьа мужи псковичи, не посоромим отець своих и дедов! Кто стар, то отець, а кто млад, то брат! Се же, братьа, предлежит нам живот и смерть, потягнем за святую Троицу и за святыа церкви, за свое отечество». Моление и обращение с боевым призывом - это этикетные ситуации, и далее в традиционных выражениях автор начинает описание сражения и его результатов: «И бысть бо сеча велика плесковичам с немцы... Овех побиша, а инии прочь побегоша посрамлени. И сташа плесковичи на костех...» «Стояние на костех» (образное выражение, означающее торжество победы и «обряжение» поля битвы, погребение убитых) - тоже общее место, этикетная ситуация, так обычно завершаются описания сражений в воинских повестях. В псковской летописи эта этикетная ситуация завершается лаконичной зарисовкой, позволяющей легко представить происходящее: «А инии псковичи безсонием издурели, и старыа и молодые, и тако блудячи по лесу много их погибло, а иные после рати вышли». (ПЗЛ, С. 98). Приведем еще один пример конкретной детали, включенной в этикетное описание битвы. В 1369 г. псковичи ходили в немецкую землю и взяли один из немецких городов, «и пожгоша, а много полона взяша, а немец ових избиша, а инии, в погребех запечатавшеся, подхоша зноем, аки свиниа погореша, а псковичи приехаша с множеством полона». (ПЗЛ, С.105).

В псковских летописях ХIV в. вырабатываются свои устойчивые выражения и свои правила описания военных сцен. Враги, как правило, наступают «загордевшеся», «в силе тяжце, без Бога», «с многим замышлением», бегут с поля битвы «посрамлени», «с многим студом и срамом», «не успеша ничто же». Само сражение описывается в самом общем виде (одной из особенностей древнерусской литературы является отсутствие частностей и деталей в описании кровавых сражений) - «ових избиша, а инии устремишася на бег», «иссекоша», «а иных изымавше, во Псков приведоша» и т.д. Следует отметить и такую особенность псковских летописей, как любовь к афористической речи, в которой наблюдаются элементы рифмовки («мужи псковичи мечи иссечи», бились « пять дней и пять ночей, не слазячи с коней» и др.)

Основной пласт летописного текста за ХIII-ХIV вв. составляют погодные записи, которым свойственна простота изложения, краткость, точность и конкретность. В псковских летописях этого времени нет фольклорных преданий и легенд, почти нет и самостоятельных литературных произведений, включенных в состав летописи, можно назвать лишь несколько завершенных в художественном отношении рассказов - описание моровой язвы в 1352 г. и сражений с ливонцами в 1341-1343, 1348 гг. Тесно связана с псковским летописанием и Повесть о Довмонте, она начинает псковскую летопись, являясь своеобразным вступлением к изложению истории Пскова.

Псковские летописи на протяжении ХV-ХVI вв. сохраняют основные черты старшего псковского летописания, но появляются и новые тенденции. В ХV в. летописные записи становятся все более подробными, охватывая события военной, гражданской и церковной жизни Пскова и приобретая постепенно общерусский характер. Расширяется тематика псковских летописей, интерес начинают вызывать события, которые не имеют прямого отношения к Пскову: борьба в Орде, взаимоотношения между русскими князьями, удельные смуты в Русской земле, события в Литве и Новгороде, причем в оценках событий псковские летописи нередко расходятся с новгородскими и московскими летописями. О расширении кругозора псковских летописцев свидетельствует и тот факт, что они обращаются к другим летописным источникам, перерабатывают их и дополняют описание псковской истории известиями из новгородских и общерусских летописей. И сами псковские летописи уже в первой половине ХV в. вливаются в общерусское летописание, они стали одним из источников общерусского свода ХV в., на основе которого развивалось все последующее русское летописание.

В ХV в. выделяются три ветви псковского летописания, различные по своим идейно-политическим тенденциям - Псковские Первая, Вторая и Третья летописи, этим временем датируются первые дошедшие до нас летописные своды, то есть законченные летописные произведения, имеющие определенные идеологические тенденции и соединяющие в своем тексте несколько источников.

Псковская Первая летопись имеет несколько редакций ХV-ХVII вв. Самая ранняя - свод 1469 г. Он открывается повестью о Довмонте, затем следует краткое хронографическое введение, в котором сжато излагаются события мировой истории от сотворения мира до начала Русской земли, потом кратко повествуется о первых русских князьях, крещении Ольги, Владимира и Руси, после чего начинается более подробное описание событий псковской и русской истории. Заканчивается свод рассказом о событиях 1464-1469 гг., связанных с борьбой Пскова за самостоятельную епископию.

В конце ХV-ХVI вв. текст свода 1469 г. был продолжен и дополнен. Среди сводов этого времени выделяется свод 1547 г. Псковской Первой летописи. В своде 1547 г. сочетаются уважение к великому князю московскому и безусловное приятие его власти с обличением московских наместников и тех порядков, которые они установили в Пскове после 1510 г., когда Псков потерял свою самостоятельность и подчинился власти великого князя московского. Особенно отчетливо эти настроения проявляются в Повести о Псковском взятии (статья 1510 г.), в статьях 1528 и 1541 гг., а также в заключительной статье 1547 г., в которой повествуется о приезде Ивана Грозного в Псков и затем о венчании его на царство. В состав свода 1547 г. включаются литературные и литературно-публицистические произведения того времени, здесь читается «Послание» игумена Памфила, «Послание» Симона митрополита. Составление свода 1547 г. некоторые ученые связывали с Елеазаровским монастырем и именем старца Филофея, автора многих посланий, в которых он развивал теорию Москва-Третий Рим.

Псковская Третья летопись представляет собою свод 1567 г., продолженный затем до середины ХVII в. Псковская Третья летопись восходит к общему с Псковской Первой летописью протографу (то есть они имеют общий источник и тексты их совпадают в целом ряде известий и рассказов), но передает его текст в сокращенном виде. Расходятся летописи и в оценке многих событий. Свод 15б7 г. резко враждебен власти великого князя московского, здесь опускаются известия о наместниках великого князя, умалчивается о тех событиях, которые свидетельствовали бы о подчиненности Пскова Москве (статьи 1490, 1500, 1501, 1511, 1517 гг. и др.). Описывая события 1510 г., составитель свода 1567 г. обвиняет великого князя в том, что он «старину порушил, забыв отца его и дедов его слова и жалованья до пскович и кресного целованиа». Описав и жестко оценив нововведения московского князя (отчины отнял, 300 псковских семей выселил, «выпроводил» из Старого Застенья, центральной части города, псковичей и поселил здесь приехавших из Москвы и т.д.), летописец иронизирует над благостными словами Василия III: «А все писал Пскову мяхко: «Аз деи, князь великий Василей Иванович, вас, отчину свою, хочю жаловать по старине, а хочю побывать у святой Троици, управы вам хочю учинити». Установление нового порядка рассматривается в Псковской Третьей летописи как начало антихристова царства. Используя цитату из Апокалипсиса, летописец предрекает: «пять бо царей минуло, а шестый есть, но не у бе пришел; шестое бо царство именует в Руси Скивскаго острова, си бо именует шестый, и седьмы по том еще, а осмый антихрист». Итак, нынешнее царство на Руси - шестое, начало восьмого царства, царства Антихриста, Василий III - предтеча Антихриста. Описывая настоящее, летописец смотрит в будущее с горечью, афористически предрекая:

«Сему убо царству рашширятися и злодейству умножитися». Обобщая все, что произошло в Псковской земле, летописец горько замечает: «Прииде на ны зима». Осуждает летописец Василия III и за то, что он заставил постричься в монахини свою жену Соломонию и женился на Елене, будущей матери Ивана IV Грозного (статья 1523 г.). Негативно отношение автора Псковской Третьей летописи и к царю Ивану Грозному. В связи с женитьбой Ивана IV и венчанием его на царство летописец в статье 1547 г. вновь вспоминает Апокалипсис и говорит о приближении царства Антихриста. Предполагают, что свод 1567 г. создавался в Псково-Печерском монастыре и был составлен если не самим игуменом Корнилием (время игуменства 1529-1570 г.), то под его непосредственным руководством.

Летописание - древнейший оригинальный жанр древнерусской письменности, объединивший в себе типы исторического и литературного познания и отражения действительности. Летописи одновременно представляют собой исторический источник (погодные хроники) и художественное произведение (синтетический литературный жанр, вобравший в себе большое количество более мелких жанров, отражающих мировоззрение и своеобразие стилистической манеры их авторов). Этот жанр был единственным мирским, т.е. не церковным, жанром древнерусской литературы в ранний период ее существования. Летописи создавались во всех русских землях и княжествах на протяжении XI - XVIII веков; они составили огромный по объему корпус сводов. Наиболее известные древнерусские летописные своды: 1) Лаврентьевская летопись, сохранившаяся в единственном пергаменном списке 1377 года, представляющая собой Владимиро-Суздальский, северный свод, описывающий события до 1305 года, опубликована в I томе ПСРЛ [ПСРЛ - Полное собрание русских летописей; издание начало осуществляться в 1841 году Императорской Археографической Комиссией и было продолжено в советское время, в общей сложности вышло 42 тома; сейчас Институт русского языка РАН приступил к факсимильному воспроизведению первых томов ПСРЛ]; 2) Ипатьевская летопись, сохранившаяся в 7 списках, самый ранний из которых датируется 20-ми годами XV века, представляющая собой южнорусский свод, отразивший главным образом события Киевской и Галицко-Волынской земель и исторический период до 1292 года, опубликована во II томе ПСРЛ; 3) Новгородские летописи; древнейшая из них - Новгородская I летопись, в основе которой лежала местный свод, создававшийся при дворе епископа: сохранилась в двух редакциях: первая читается в списке первой трети XIV века, вторая - в двух списках, наиболее ранний из которых датируется 40-ми годами XV века; новгородское летописание являлось, в соответствии с гипотезой А.А. Шахматова, основой для формирования общерусского летописания (Начальный свод); 4) Радзивиловская летопись - первый лицевой (иллюстрированный) список конца XV века, содержащий свыше 600 цветных миниатюр, северный свод, включающий Летописец Переяславля Суздальского, текст опубликован в 38 томе ПСРЛ.

Древнейшая русская летопись, ставшая основой всех последующих сводов, которая непременно переписывалась в их начале, - “Повесть временных лет”. Полное название этого важнейшего русского исторического и литературного памятника раскрывает его главные идеи: “Откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля пошла есть”. Составителем первой окончательной редакции древней русской летописи был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. “Повесть временных лет”, являясь зеркалом политического мировоззрения летописца, отразила процесс формирования Русской государственности, события, связанные с крещением Руси, эпоху расцвета Киевского государства и начало феодальной раздробленности. Летопись стала одним из первых древнерусских литературных памятников, в рамках которого начали свое существование и развитие такие жанры, как историческое предание, историческое сказание и историческая повесть, которым суждено было иметь в древнерусской литературе свою долгую историю.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ “СКАЗАНИЯ О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ”

Древнерусский литературный цикл, посвященный событиям, связанным с гибелью русских князей, сыновей князя Владимира Святославича, Бориса и Глеба от руки их старшего брата Святополка, состоит из трех произведений, относящихся к разным литературным жанрам: 1)Летописной повести 1015 года “Об убиении Борисове” в составе “Повести временных лет”; 2) Анонимного памятника с названием: “Сказание, страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба”; 3)“Чтения о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба”, написанного Нестором, составителем “Повести временных лет” и автором “Жития преп. Феодосия Печерского”.

Наибольший интерес в литературном отношении представляет “Анонимное Сказание о Борисе и Глебе”. Это первое оригинальное русское произведение, написанное в традициях агиографии. Его автор, ориентируясь на жанр византийского мартирия, отразил в своем тексте представления о характерном типе древнерусской святости, легшие в основу новой жанровой разновидности древнерусской агиографии - княжеского жития. Впервые героями житийного произведения здесь становятся не монахи или церковные деятели, а князья-миряне, добровольно принесшие себя в жертву во имя политической идеи подчинения воле старшего брата. Таким образом, Борис и Глеб стали первыми жертвами в борьбе “против ненавистной розни века сего”, а Летописная повесть об их гибели в составе “Повести временных лет” - первой в ряду последующих многочисленных повестей о княжеских преступлениях, заполнивших многие страницы русских летописей.

Летописи - не чисто художественные произведения, т.к. художественность проявляется в них только в некоторых частях. Говоря о жанре летописи, стоит помнить, что это - сборники разнородного, в том числе и нелитературного материала - документов, ежегодных записей и т.д.

Русское Предвозрождение было отмечено расцветом летописания на Руси Лихачев Д. С., Макогоненко Г. П., Бегунов Ю. К. История русской литературы в четырех томах. Том первый. Древнерусская литература. Литература XVIII века, 1980.. Это было время идеологической подготовки к созданию единого Русского государства. Москва стала главным литературным центром страны именно в это время, ещё до того, как она стала во главе всей Руси. Более того, Д.С. Лихачёв пишет, что работа московских летописцев в это время - важнейшее государственное дело, т.к. Москва должна была обосновывать свою политику по собиранию русских земель. Она нуждалась в возрождении летописной идеи единства княжеского рода и Руси. Разные областные летописные тексты, попадая в Москву, входят в состав московских летописей, которые становятся общерусскими Лихачёв Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л.; Изд. АН СССР, 1947.С.289-293..

Одной из них была Троицкая летопись, написанная по инициативе митрополита Киприана, но была закончена уже после его смерти (1407г.) - в 1409 году. Как считают некоторые исследователи, её автором был Епифаний Премудрый. Она хранилась в Троице-Сергиевом монастыре, откуда и получила своё название. В начале летописи помещена Повесть временных лет, взятая из Лаврентьевской летописи. Троицкая летопись излагает события до 1408 года и заканчивается описанием нашествия Едигея. Задача сбора летописей облегчалась статусом митрополита Киприана, которому, в церковном отношении, подчинялась и Русь, и Литва. Это позволило ему привлечь материалы не только новгородской, рязанской, тверской, смоленской, нижегородской (Лаврентьевской), но и литовских летописей. В свод попали и сведения из предшествующей московской летописи, которая называлась “Летописец Великий русский”.Лихачёв Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. С. 296.Именно история Москвы занимает большую часть летописи. В летописи, находились: повести о побоищах на реках Пьяне и Воже, краткая редакция повести о Куликовской битве, краткая редакция повести о нашествии Тохтамыша, сообщение о смерти Дмитрия Донского и повесть о нашествии Едигея Приселков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. Издательство АН СССР. М.;Л.;1950..

Предполагаемый текст другого летописного свода, который был составлен митрополитом Фотием около 1418 года - текст общерусских известий реально дошедших до нас Новгородской четвертой и Софийской первой летописей. Сводчик 1418 г. много потрудился над предшествующим сводом и привлек для своей работы немало новых материалов, в большинстве случаев не летописного характера (сказания, повести, послания, грамоты), которые должны были придать новому своду характер не только исторического обзора прошлых судеб Русской земли, но и назидательного чтения. Новой чертой свода Фотия было использование в нем народных преданий о русских богатырях (Алеше Поповиче, Добрыне). Составитель свода стремится сгладить слишком ярко выраженные московские пристрастия предшествующего свода, быть более объективным по отношению ко всем землям Руси, в том числе и соперничающим с Московским княжеством Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, Ю. К. Бегунов. История русской литературы в четырех томах. Том первый. Древнерусская литература. Литература XVIII века, 1980..

Изучая летописание 2-й пол.XIV-1-й пол. XV вв. для нас важно то, как разные летописи, возникая примерно в одно и то же время, освещают одни и те же события Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV-XV вв. ”Наука”, Л.,1976. С.3.. В XV веке достигло расцвета новгородское летописание, которое в это время тоже стало общерусским, хотя имело антимосковскую направленность. Стремление к общерусскому летописанию было во многих городах, что свидетельствовало о внутренней потребности Руси к объединению.

>>Книжные памятники. Летописи

Потребность в книгах обусловила появление нового ремесла - книжного дела. Им занимались переводчики, переписчики, художники, переплётчики, мастера, изготовлявшие пергамент. Переписывание и изготовление книг было сосредоточено при монастырях.


Пергамент
- обработанная кожа молодых животных, используемая для письма до изобретения бумаги.

Занимались этим монахи и светские люди. Кроме Киева, центрами переписывания книг были Чернигов, Владимир-Волынский, Галич, Переяслав и другие города.

Труд переписчиков книг ценился очень высоко. Ведь, кроме знания грамоты, они должны были вла¬деть мастерством красивого письма. Каждую букву с огромной тщательностью наносили на пергамент, каж- -дое слово требовало особой старательности. Древние книги украшали миниатюрами. Их было немного, но они характеризовались насыщенной цветовой гаммой и мастерством выполнения. Начало книги или раздела было выделено заставкой. В период Киевской Руси заставки выполнялись в богатом, праздничном стиле с чёткими линиями, для которых не жалели золотой краски. Инициал всегда был большим. Его часто превращали в сложный рисунок с изображением зверей, растений, разных чудовищ. Эту букву выделяли красной краской, к которой иногда добавляли золото.

Книги переплетали в оправы, которые делали из деревянных досок, обтянутых кожей. Дорогие опра¬вы, изготовляемые для князей и церковнослужителей, обтягивали бархатом и украшали драгоценными камнями, золотом и серебром. Такая книга была произведением искусства и стоила невероятно дорого. Похвастаться большой библиотекой в те времена могли только очень богатые люди.

Миниатюра
- цветной рисунок в рукописных книгах.
Заставка - композиция, состоящая из орнамента в начале книги или раздела.
Инициал - первая буква текста.

Несколько рукописей сохранились до нашего времени и ныне представляют огромную ценность, являясь свидетельством высокого уровня развития книжного дела на Руси. Самыми древними сохранившимися книгами считаются знаменитое «Остромирово Евангелие», написанное в Киеве в 1056-1057 гг., и «Изборник Святослава» 1073 г.


Какие же книги были распространены в то время?
Подавляющее большинство составляли религиозно- церковные книги, использовавшиеся во время богослужений. Это были Евангелия и Псалтыри, тексты проповедей, жизнеописания святых и мучеников.

Кроме церковных деятелей, литературные произве¬дения сочиняли высокообразованные князья. Таким является «Поучение детям» Владимира Мономаха. В нём он кратко рассказал о своей жизни и изложил свои политические взгляды, в частности о деятельнос¬ти правителя в интересах людей и государства.

Евангелист Лука.
Миниатюра из Мстиславового Евангелия. XI в.

Летописи
Самобытным явлением в литературе являются летописи. Древнейшие летописи не сохранились. Одна¬ко их записи были использованы при составлении «Повести временных лет» - летописного свода, соз¬данного во втором десятилетии XII в. монахом Печерского монастыря Нестором.

Описывая историю своего народа, Нестор использовал византийские хроники, западноевропейские хронографы, более древние русские летописи, тексты договоров древнерусских князей с Византией. Но все эти документы не объясняли, откуда происходят славяне и как была образована Киевская Русь. Поэтому Нестор, как и другие средневековые летописцы, обратился к Библии и начал свою повесть с рассказа о всемирном потопе. Он вывел родословную славян от одного из сыновей Ноя. Далее летописец пересказал легенду об основании Киева. Он повествует обо всех последующих князьях Киевской Руси и доводит свой рассказ до Владимира Мономаха, при княжении которого и была написана повесть. Главные действующие лица летописи - князья. Нестор прославил их прошлые героические победы и успехи в созидании государства, но неодобрительно относился к княжеским распрям, свидетелем которых он был. Автор летописи призывал князей к единству, отмечая, что все они принадлежат к одному славному роду.


Нестор Летописец. Фрагмент памятника в Киеве. Скульптор М. Антокольский

На уроках украинской литературы вы изучали материал о летописях, летописцах, в частности и о Несторе. Составьте небольшой рассказ об этом историческом лице.

Г. Якутович. Иллюстрация к «Повести временных лет»

Чти такое историческая память народа? Определите роль «Повести временных лет» в сохранении исторической памяти украинскою народа.

«Повесть временных лет», как и другие древнерусские летописи, - это важный исторический источник не только для изучения прошлого восточных славян, но и их соседей - венгров, поляков, литовцев, наро¬дов Северного Кавказа и др.

Продолжением «Повести...» являются Киевская и Галицко-Волынская летописи, описывающие события XII и XIII веков.

Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. - К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.
Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации