Болезни Военный билет Призыв

Откуда взялись осетины. О происхождении осетин. Памятники архитектуры осетин

Встречали ли вы когда — нибудь представителей осетинской национальности? Если да, что первое вам бросилось в глаза? Строгий и серьёзный взгляд, проникающий прямо к вам в душу, а может необычайная пропорциональность их телосложения?

И первое, что вам пришло в голову: «Откуда он такой взялся?». Однако цепляют своей красотой не только осетины, но и осетинки. Любой, кто увидит представительницу данной национальности долго не сможет отвести от неё взгляд.

А вы когда — нибудь задумывались, откуда в них эта притягательная сила красоты? Может дело не только во внешности, а ещё и в манерах. Давайте разбираться!

Происхождение осетин

Всем известно, что осетины являются потомками алан. Аланы ― племена кочевников скифо -сарматского происхождения, часть из которых в конце IV века осела у предгорья Кавказа. Но после двух татаро — монгольских набегов выжили лишь те, кто поднялся высоко в ущелья гор.

Они и сохранили этнос, а также традиции осетинского народа. Однако ещё в IV веке историк из Рима Аммиан Марцеллин писал, что «многие аланы имеют высокий рост и красивы… А сдержанно — грозный взгляд их глаз пугает.

Более того, представители этих племён очень подвижны из — за легкости вооружения…».

Значит ли это, что привлекательная внешность досталась им от предков? Как мне кажется, ответ очевиден.

Однако, что-то в них есть ещё, такое таинственное и загадочное, что сразу располагает к ним. Может ли это быть связано с силой характера или с наличием у них той натянутой, но не рвущейся нити, которая связывает их с традициями и обычаями их предков?

Менталитет осетин

В действительности, осетины являются именно той национальностью, которая до сих пор сохраняет приверженность и почтительность к своей культуре. Они почитают старших, отличаются гостеприимством и широкой душой.

Те, кто знакомы с осетинами, часто описывают их как очень внимательных и заботливых людей, проявляющих абсолютное уважение к другим.

Но особенно восхищаются их национальными праздниками, на которых обязательно присутствуют осетинские пироги. А их зажигательные и страстные танцы просто сводят с ума.

Также каждого осетина с детства обязательно учат борьбе, чтобы он смог защитить себя и своих близких.

Теперь скажите, как можно не восхищаться представителями данной национальности, особенно, когда источником их красоты является не только внешность, но и их богатый внутренний мир?!

Почему осетины пренебрегают своими братьями - ягнобцами?
07.12.16 21:35

Как известно осетинский язык относится к иранской языковой группе. Однако ближайшие к месту жительства нынешних осетин иранские народы курды, персы и талыши осетинский язык фактически не понимают. Поскольку по лингвистической классификации осетинский язык относится к северо-восточной подгруппе иранских языков, а персидский, курдский и талышский к северо-западной подгруппе.

Однако в мире живет еще один народ, правда небольшой, чей язык также относится к северо-восточной подгруппе иранских языков и взаимопониманием с осетинским. Это небольшая народность называется ягнобцы. Они живут в долине реки Ягноб в горном Таджикистане, хотя в советские времена часть ягнобцев переселили в равнинные районы Таджикистана.

Т.е. у осетинского народа есть родные братья в Центральной Азии!
Казалось бы, осетинские национальные деятели должны были всячески поддерживать контакты с ягнобцами Таджикистана, направлять туда делегации, писать трактаты об осетинско-ягнобском братстве и общих корнях культуры и т.д. и тому подобное.

Однако ничего такого не наблюдается и в помине. Несчастные ягнобцы абсолютно заброшены своими братьями-осетинами. Ну, а осетинские националисты, которые ищут осетинские корни по всей Европе вплоть до того что находя осетинские корни в названии британской столицы Лондона, больше «озабочены» претензиями на исконно грузинские земли. Причем не только сепаратистского Цхинвальского региона, но и тех районов Грузии, где еще имеются поселения осетин – юга Шида Картли (так называемая осетинскими националистами «Триалетская Осетия»), и Трусовского ущелья муниципалитета Степанцминда.

О том, что осетинский народ имеет практически родных братьев, которые живут на том же постсоветском пространстве, ни в Цхинвали и во Владикавказе предпочитают не говорить. Хотя ягнобцы, будучи гражданами Таджикистана, бывают на заработках в той же самой Москве, где живет или приезжает с той или иной целью масса осетинских бизнесменов и представителей осетинской верхушки.

Вероятно Кокойты, Тибилов и другие сепаратистские лидеры из Цхинвали, бывая в Москве у «начальства» сталкивались с дворниками и строителями - ягнобцами даже не подозревая, что это представители действительно братского народа, с ними можно заговорить по-осетински и те, пусть плохо – но поймут. Тем более что вроде бы у цхинвальских сепаратистов целое «независимое государство» – но устанавливая «дипломатические связи» с далеким и не имеющим ничего общего с осетинами Науру оно вообще не интересуются близким народом.

В чем же дело? Почему осетинские националисты так чураются своих родных братьев, которые тоже живут в горах и внешне и по культуре очень похожи на осетин?

Дело в том, что ягнобцы в свете южноосетинского сепаратизма и претензий осетин на якобы то, что они являются «коренным народом» на Кавказе и буквально в центре Грузии очень «неудобный» сородич. Ведь между ягнобцами и осетинами многие тысячи километров. Но между ними не живет никаких народов, которые были бы по языку им хотя бы отдаленно родственными. А это означает одно, что-либо ягнобцы пришлый народ в Таджикистане, либо осетины пришли на Кавказ откуда-то из Центральной Азии.

При этом никаких свидетельство о том, что ягнобцы пришлые на тех землях, на которых они живут – нет. Это коренное население горного Таджикистана, их язык близок к языку тоже древних жителей этой местности – согдийцев.

Отсюда вывод пришлым народом на Кавказе являются осетины. Их приютили на своих землях грузины и вайнахские народности, прежде всего предки ингушей. Никто веками не запрещал осетинам жить на Кавказе, а в Грузии они пользовались всяческой защитой и покровительством со стороны грузинских царей.

Никаких фактов дискриминации или неравноправного отношения к осетинам в Грузии не было. Они могли селиться по всей территории Грузии, и показателем этого является то, что осетинские села разбросаны на огромной территории центральной и восточной Грузии.

Осетинские села есть и в Кахетии, в том числе и на востоке этого грузинского региона в Лагодехском районе почти, что на границе с Азербайджаном и в Западной Грузии в Раче и в Верхней Имерети и на юге Грузии – в Боржомском ущелье, Триалетских горах и в Тетрицкаройском районе. Однако нигде осетины не составляют сплошного непрерывного «массива» населения. Их села находятся, как правило, рассеяно либо группами среди основной массы грузинского населения.

Это является доказательством пришлости осетинского этноса на территории Грузии и абсолютной необоснованности претензий осетинских националистов на свое этническое государство под названием «Южная Осетия».

Если же осетинские исследователи древности хотят найти свои «корни», то им бы следовало повнимательнее присмотреться к забытым из-за непомерными геополитическими амбициями братьям - ягнобцам. Тем более что места расселения ягнобцев являются едва ли не самими бедными районами и без того небогатого Таджикистана. Даже тысячная доля той намеренной помощи, которая вкладывалась правительством России в сепаратистскую Южную Осетию и разворовывалась местной криминальной верхушкой, могла бы помочь действительно родственному осетинам народу.

Осетины с давних пор – народ, который живет по разные стороны Кавказского хребта, что наложило заметный отпечаток на его прошлое и настоящее. Горы стали труднопреодолимой преградой, разделившей этнос на две части.

Очень долго сообщение между южными и северными районами осуществлялось исключительно по горным тропам. Только в 1984 году была, наконец, проведена магистраль, соединившая Южную и , и до нынешних дней эта дорога остается единственной.

История осетинского народа

Предками осетин являются воинственные кочевники – ираноязычные племена , о которых говорят письменные источники еще I века. Именно тогда эти многочисленные и могущественные скифо-сарматские племена осваивали Предкавказье и оказывали серьезное влияние на весь регион.

В VI веке количество аланов значительно уменьшилось – большая часть племен ушла, как и многие другие народы мира, приняв участие в Великом переселении тех лет, инициированном нашествием воинственных гуннов. Оставшиеся образовали собственное государство, слившись с местными племенами.

Под именем «ясы» аланы упоминаются в русской Никоновской летописи – князь Ярослав совершил в 1029 году на них удачный для русской дружины поход. Монголы, захватившие в XIII веке плодородное Предкавказье, вынудили алан отступить в , туда, где сейчас и находится современная Осетия. Здесь они вели типичную для жизнь, перенимали кое-какие обычаи соседей, но и бережно сохраняли свои.

Про этот этнос ничего не было слышно долгое время, пока в XVIII веке Северная, а в следующем столетии и не стали частью российского государства. При присоединении южных территорий царская администрация отвергла притязания грузинских князей на крепостное владение осетинским населением. Выгода от присоединения была обоюдной. Малоземельный народ получил доступ на плодородную равнину, а Россия – контроль над важными перевалами .

После вхождения в состав России история Осетии и история российского государства стали общими. В 20-х годах прошлого века состоялось событие с колоссальными в будущем последствиями: произошло официальное разделение на южную и северную зоны для более удобного администрирования. Северная территория стала отдельной республикой, южная стала частью .

В Великой Отечественной войне обе Осетии понесли большие потери – практически всех мужчин призвали в армию, больше половины из них пали в боях. В списке осетин Героев Советского Союза десятки фамилий, и по числу представителей народа на одного героя именно потомки воинственных аланов находятся на первом месте!

Как аланы стали осетинами

Осетинами аланы стали не по собственному желанию – так их назвали соседи, грузины, под этим именем их узнали и в России. Грузинские слова «овси» и «ети», сложенные вместе, образовали «Осети». Стоит пояснить, что под овси грузины подразумевали асов, являющихся частью аланов.

Какую религию исповедуют

Православные и мусульманские общины сосуществуют здесь длительное время, принимая совместное участие в обрядах, основанных на древних верованиях предков. Более того, согласно опросу, проведенному в 2012 году службой «Среда», около 30% населения причислило себя к воспринимающим исключительно . Еще одна особенность – осетины (около 12-15% по данным местных властей) проживают в основном в Северной зоне.

Доминирующую роль в формировании древних верований сыграли сарматы и скифы. После переселения в горные районы религиозные традиции дополнились элементами местных верований. Эта система включает верховного бога Хуыцау, в подчинении которого находятся божества – покровители природных стихий. Религиозная система толерантна, способна воспринимать новые духовные идеи, поэтому осетины христиане и мусульмане не стали для нее чужеродным явлением.

Православие пришло в местные горы из Византии уже в V веке через православную , а в X веке христианство признали официальной религией страны. Ислам зародился в стране в золотоордынский период, когда часть аланов, служивших ханам, приняли ислам. Вторжение Тимура привело к утрате позиций христианства, но после присоединения к России они постепенно восстановились.

Культура, традиции и обычаи

Многие культурные традиции осетин уходят корнями в скифско-аланское прошлое. Долгая изоляция в горах, наступившая после нашествия орд монголов и Тимура, стала причиной сохранения культурных норм практически в первозданном виде, хотя соседние народы и оказали влияние на обряды, и общую культуру. Именно поэтому ученые историки и филологи проявляют неподдельный интерес к языку этого народа и той части его культуры, которая связана с аланским периодом.

Знаменитые осетины

В «Герое нашего времени» Лермонтов про осетин выразился словами одного из персонажей: «...глупый, жалкий народ». Хотя ничто не говорит о том, что он думал также, люди до сих пор за это на него обижаются. Хотя они уверены, что в наше время мнение Лермонтова изменилось бы кардинально. Этот народ подарил мировому сообществу немало выдающихся людей, и один из них Коста Хетагуров, литератор, основатель осетинской литературы, писавший и на русском.

На весь мир известны дирижер Валерий Гергиев, прославленный борец Андиев Сослан. Во Владикавказе появился на свет и долго жил Евгений Вахтангов, знаменитый театральный деятель, именем которого назван московский театр. – родина Валерия Газзаева, известного футбольного тренера, одного из самых титулованных в России. Пятнадцать двоюродных братьев Шотаевых и их сестра участвовали в баталиях Великой Отечественной войны. Только четверо израненных Шотаевых вернулись домой.

Наполовину своим осетины считают Сталина, поскольку по некоторым источникам отец руководителя компартии был осетином. Перечень знаменитых представителей осетинского народа можно продолжать еще долго. Просто удивительно, сколько известных деятелей культуры, спортсменов, воинов, политиков дал этот небольшой народ — численность осетин всего 700 тысяч человек в мире, причем в родных местах проживает только около полумиллиона.

Это самобытный народ, хорошо помнящий свою историю. Его традиции и обычаи имеют глубокие корни, уходящие далеко в прошлые века. Культура чрезвычайно интересна и заслуживает не только внимания, но и развития. Его лучшие представители, это гордость всего Кавказа и всей России, пример для молодежи – труд и талант позволяют достичь любых высот!

Во второй половине XVIII века путешествующие по Северному Кавказу европейские ученые впервые столкнулись с осетинами. Кто они? Откуда пришли? Эти вопросы ставили в тупик ученых мужей, плохо знавших историю Кавказа и его этнографическую родословную.
Потомками древних половцев назвал осетин остзейский немец, путешественник и естествоиспытатель Иоганн Гюльденштедт. Немецкие ученые Август Гакстгаузен, Карл Кох и Карл Ган выдвинули теорию германского происхождения осетинского народа. Французский археолог Дюбуа де Монпере предположил, что осетины относятся к финно-угорским племенам.
Согласно точке зрения доктора права Вольдемара Пфаффа, осетины – это результат смешения семитов с арийцами. Исходным моментом для такого вывода послужило обнаруженное Пфаффом внешнее сходство горцев с евреями. Кроме того, ученый акцентировал внимание и на некоторых общих чертах жизненного уклада двух народов. Например, есть такие параллели: сын остается при отце и во всем ему подчиняется; брат обязан жениться на жене умершего брата (так называемый «левират»); при законной жене разрешается иметь еще и «незаконных». Однако пройдет немного времени, и сравнительная этнология докажет, что подобные явления сплошь и рядом встречались у многих других народов.
Наряду с этими предположениями немецким востоковедом Юлиусом Клапротом в начале XIX века была выдвинута теория аланского происхождения осетин. Вслед за ним российский исследователь, этнограф Андрей Шёгрен на обширном языковом материале доказал справедливость этой точки зрения. А в конце XIX столетия выдающийся кавказовед и славист Всеволод Миллер окончательно убедил научную общественность в алано-иранских корнях осетинского народа.
Долгая родословная
Богатейшая история осетинской нации насчитывает по крайней мере 30 веков. Сегодня у нас достаточно информации, чтобы погрузиться в изучение родословной этого народа, которая обнаруживает четкую преемственность: скифы – сарматы – аланы – осетины.
Скифы, заявившие о себе победоносными походами в Малую Азию, созданием грандиозных курганов и искусством изготовления золотых украшений, расселились в районах степного Крыма и областях Северного Причерноморья, между нижними течениями Дуная и Дона, еще в VIII веке до н.э.
В IV столетии до н.э. скифский царь Атей, завершив объединение племенных союзов, создал мощную державу. Однако в III веке до н.э. скифы подверглись нападению родственных сарматских племен и были частично рассеяны, однако значительная их группа была ассимилирована сарматами.
В III веке н.э. в скифо-сарматское царство вторглись готы, а через столетие пришли гунны, которые вовлекли местные племена в Великое переселение народов. Но слабеющее скифо-сарматское сообщество не растворилось в этом бурном потоке. Из него выделились энергичные аланы, часть которых вместе с гуннскими всадниками отправилась на Запад и дошла вплоть до Испании. Другая часть переместилась к предгорьям Кавказа, где соединившись с местными этносами, положила начало будущему раннефеодальному государству Алания. В IX веке из Византии в пределы Алании проникло христианство. Его до сих пор исповедуют большинство жителей Северной и Южной Осетии.
В 1220-х гг. в Аланию вторглись орды Чингисхана, разгромившие малочисленное аланское войско и к концу 1230-х захватившие плодородные равнины предгорий Кавказа. Уцелевшие аланы вынуждены были уйти в горы. Лишенные былого могущества аланы на долгие пять столетий пропадают с исторической сцены, чтобы возродиться в новом свете под именем осетин.

Существует только один правильный жизненный путь - путь духовности, самопознания и изучения мира, и осетины, которые несут в языке и культуре древнее знание, должны напомнить об этом человечеству, чтобы избежать губительных последствий

В четверг в Центре Льва Гумилева в Москве происходили настоящие чудеса - пламя свечи разгоралось под звуки осетинских молитв, а стол ломился от осетинских пирогов, причем не обычных, а обрядовых - с сыром. Культуролог Тамерлан Козаев в разговоре с корреспондентом Sputnik скромно назвал себя не краеведом, а «искателем опыта», который «присматривается к людям», чтобы понять мироустройство. Встречу, посвященную осетинским обрядам, он начал с «ободряющего» утверждения: «Легче вас убить, чем все рассказать». И это на самом деле так. К счастью для всех, убивать никого не пришлось - наоборот, гостям Центра не только позволили прикоснуться к древнему знанию, но и досыта накормили пирогами. В последнее время осетинских краеведов все чаще приглашают на подобные встречи в Москве.

Центр Льва Гумилева попросил специалистов показать осетинскую ритуальную систему, однако, признались культурологи, неподготовленный человек сходу ритуалы не поймет. Наблюдая за подобными обрядами, осетины впитывают это знание с самого детства. Культуролог надеется, что гости «получили представление» и отказались «от ошибочных представлений», это и было целью встречи.

Долг осетин - спасти мир

«Перед осетинами в настоящее время стоит непростая задача!», - воскликнул Козаев. По его глубокому убеждению, народ несет в своем языке и культуре истинное знание о мире, которое неминуемо забудется, если об этих истинах не напоминать. Русские, уверен культуролог, также были носителями этого знания, но христианская религия «заставила забыть». Осетию же христианство коснулось в меньшей степени - и древнее знание живо.

Козаев подчеркнул, что подобные обряды позволяют соприкоснуться с иными сферами. Традиции эти уходят в прошлое, когда предки-кочевники жили на земле Асов. За пределы Осетии знания о сакральном не распространялись, и только теперь завеса начинает приподниматься. «Научный мир несет ложь, и наш долг помешать распространению лжи. Людям навязывается совершенно иное мировоззрение, не соответствующее реальному положению вещей», - рассказал он. «Человечество продолжает развиваться по пути технического прогресса, и это неплохо, но не надо превращаться в биороботов.

Существует только один правильный путь - путь духовности, самопознания и изучения мира, - рассказал культуролог. - Осетинская религия дает ответы на самые важные вопросы: откуда мы пришли и куда идем, а в ритуалах закодирована информация о мироустройстве». Развитие человечества пошло по неправильному пути, когда началась подмена ценностей. Изначально было сотворение, но потом, в ходе эволюции, было создание. Теперь создание выше сотворенного. Материальное благо выше духовного. Это и есть та подмена, которая может иметь губительные последствия для всего человечества. Пирамида обрушается. А осетины могут повлиять на ход истории, распространяя древнее знание.

Язычники?

При этом осетин нельзя назвать язычниками - этот термин культуролог Тамерлан Козаев считает оскорбительным. «Мы никому не поклоняемся, мы молимся в пространство. Идолов никогда не было в Осетии. Верим в творца, ангелов и духов - почитаем их как почитают мать и отца. Даже научное знание отстает от наших религиозных истин. Современный научный мир постепенно уничтожает реальный мир, знания о котором сохранились в нашем языке и обрядах», - воодушевленно произнес он.

Основой мировоззрения осетин стали нартские сказания. По этим преданиям, предки людей пришли на Землю из космоса и считали себя здесь гостями. Мир, в котором мы живем, иллюзорный, а реальный мир не доступен невооруженному глазу. Древнее знание гласит, что человечество произошло от огня и воды - эти две стихии соприкасаются в алкоголе, который обычно на столе во время молитвы. Осетины молятся исключительно на осетинском языке - только так можно установить контакт с высшими силами. Примечательно, что во время молитвы в Центре пламя «подавало знаки», начиная полыхать с большей силой.

О чем говорят пироги

Действительно, осетинские обряды, как и обряды других народов, наполнены символами, которые несут смысловую нагрузку и дают подсказки об устройстве мироздания - тут ничего не происходит просто так. Отличие от других религий заключается в том, что здесь обыденность, а именно поедание пирогов, переплетается с сакральным, молитвой, и получается, что «каждодневность» осетин наполнена духовностью. К слову, в осетинском языке слова «молитва» и «застолье» совпадают - все молитвы всегда происходили за столом, и каждое действие строго регламентировано, пояснил собравшимся Козаев.

«Первый пирог символизирует творца, который даровал жизнь - самый ценный дар. Также творец создал ангелов, которые хранят человека от неправедных дел - это второй пирог. Третий пирог - символ тела и духа. Духом обладает не только человек, но и все неодушевленные предметы», - рассказал культуролог. Но не все пироги предназначены для ритуалов.

Осетинские пироги в настоящее время превратились в бренд, и это блюдо широко распространилось за пределами Осетии. Большинство «московских» осетинских пирогов нельзя поставить на ритуальный стол, и в их продаже культуролог не видит ничего плохого. Другое дело - ритуальные осетинские пироги с сыром: «Через эти пироги происходит соединение с высшими силами через теплоту женских рук». Продавать их нельзя, заключил специалист.

Уастырджи и православие

В этот вечер в Центре собрались не только москвичи, интересующиеся наследием Алании, но и представители осетинской диаспоры. По завершении обряда разгорелись жаркие дискуссии - некоторые моменты показались гостям спорными. Москвичей удивило, в частности, утверждение, что большинство жителей Осетии не считают себя православными. Бурное обсуждение также вызвала фигура Уастырджи, одного из героев Нартского эпоса. Кроме того, многие отмечали сходство осетинских верований с индуизмом и сравнивали обряды двух религий. Но стоило раздать присутствующим осетинские пироги, и оживленные споры сразу прекратились.