Болезни Военный билет Призыв

Отчет об участие в экологической экспедиции. Отчет об экспедиции опубликован! Учащиеся должны знать

“Горный Алтай-2006”

Экспедиция проекта «» РОФПНиОП «Фонда биологических исследований» (Биологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва) была проведена на побережье Телецкого озера с 17 июля по 1 августа 2006 г.

Начальник экспедиции – преподаватель биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, канд. биол. наук К.В.Неверов.

В составе экспедиции находились 33 школьника, 2 практиканта, 4 вожатых отрядов и 11 инструкторов, включая начальника экспедиции.

Целью экспедиции являлось ознакомление интересующихся школьников с уникальной природой Горного Алтая и Телецкого озера. Данная экологическая экспедиция была проведена в рамках Всероссийских проектов летнего образовательного отдыха детей «Молодежные образовательные экспедиции » и « Мир увлеченных » , осуществляемых “Фондом биологических исследований” в течение 10 лет. Проект является частью программы гармоничного развития личности подростков, направленной на формирование экологического (в широком смысле) мышления через тесный контакт с миром живой природы. Эта программа в конечном виде призвана содействовать воспитанию в детях чувства ответственности, как за себя, так и за окружающий мир.

В ходе проведения экологической экспедиции “Горный Алтай-2006” были решены следующие конкретные задачи:

Задачи экспедиции

Развертывание полевого лагеря на побережье Телецкого озера в районе кордона Беле. Обеспечение необходимых условий для проживания, бытовых удобств, организация снабжения дровами и питьевой водой. Организация энергоснабжения (электрогенератор, солнечные батареи).

Организация полевых лабораторий (микробиологической, ботанико-зоологической, энтомологической) и водолазной станции в месте размещения лагеря.

Обучение школьников основам лесного, горного и водного туризма, а также основам техники безопасности во время выходов в тайгу.

Проведение теоретических и практических занятий с детскими группами по соответствующим направлениям, предусмотренным программой экспедиции.

Организация ознакомительных однодневных походов по Белинской террасе и на горный солонец; проведение практических занятий по геоботанике и энтомологии во время походов.

Проведение длительных (одно- и двухдневных) походов на побережье Кыгинского залива (кордон Чири) и в высокогорную зону (озеро Чири).

Обучение участников экспедиции основам подводного плавания с аквалангом как инструмента познания подводного мира Телецкого озера.

Проведение в детских группах психологических тренингов сплочения и психокоррекционной работы.

Лагерь экологической экспедиции был расположен в районе кордона Беле в южной части Телецкого озера. Первоначально лагерь располагался на верхней (Белинской) террасе (3 дня), затем – на побережье озера в районе причала кордона Беле. Вопросы размещения лагеря, организации быта участников, а также соблюдения санитарно-экологических норм решались во взаимодействии со старшим госинспектором И.Е. Анисимовым.

Теоретические и практические занятия проводились в группах (отрядах) детей по 8 человек. Каждому отряду придавался сопровождающий (вожатый) из числа взрослых участников экспедиции. Проводились и спаренные занятия для двух отрядов (например, геоботаника и энтомология), обычно сопряженные с длительными выходами (на полдня и более) за территорию лагеря. В программе экспедиции были как биологические курсы (ботаника, микробиология, энтомология), так и вспомогательные (туризм, подводное плавание и др.). Каждое занятие имело свою тему и, как правило, практическую часть.

Геоботаника и ландшафтоведение.

Гидробиология. Водная фауна и флора бассейна Телецкого озера.

Полевая микробиология.

Энтомология.

Основы туристической подготовки .

Медицинская подготовка.

Фото- и видеосъемка.

Подводное плавание.

Досуговые и культурные мероприятия.


Заключение.

Детская экологическая экспедиция “Горный Алтай-2006” прошла в целом успешно. Удалось решить практически все поставленные руководством ФБИ задачи. Для оптимизации проведения экспедиции следовало бы с первых дней пребывания расположить лагерь у береговоой зоны. Это связано с наличием в программе «водных» дисциплин (подводное плавание, водный туризм, гидробиология).

Часть курсов не удалось провести на 100% как из-за организационных трудностей (потеря времени на перемещения лагеря), так и из-за сложных погодных условий (частые дневные дожди, волнение на озере). По мнению штаба экспедиции, более удобным местом для проведения экспедиции было бы побережье Кыгинского залива (кордон Чири). Во время похода туда нами был обследован участок побережья в районе кордона Чири, очень удобный для стоянки и способный вместить экспедицию численностью 40-50 человек.

В целом правление «Фонда биологических исследований» положительно оценивает итоги экологической экспедиции «Горный Алтай-2006» и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество с руководством Алтайского Государственного заповедника в области детского экологического образования и охраны дикой природы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ"

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНДАЛАКШСКИЙ РАЙОН

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Юный исследователь»

естественнонаучной направленности

Срок реализации - краткосрочная

Возраст - 12 -18 лет

Составитель:

Немцева Марина Викторовна

педагог дополнительного

образования

г. Кандалакша, 2019 г.

Пояснительная записка

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности детского объединения «Юный исследователь»

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

устава МАУДО «Детская эколого-биологическая станция».

Направленность общеобразовательной программы естественнонаучная, она опирается на знания полученные в быту или в природе.

Уровень программы базовый

Вид программы - по уровню усвоения дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная программа, направленная на удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в области естествознания.

Важным звеном современного образования в большей степени являются экологическое образование и воспитание. Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Эти цели нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества.

Экологические знания школьников, остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности

Задача экологической экспедиции сформировать определенный объем знаний по экологии, способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмысления взаимодействия общества с природой, осознанию значимости своей практической помощи природе. Формирование таких качеств особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность - один из методов проблемного обучения.

Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем края. Ученическое исследование по экологии сочетает в себе: использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм.

Экологическая экспедиция способствует формированию знаний обучающихся по общим, региональным и локальным проблемам, углубляет и закрепляет знания по общетеоретическим, гуманитарным и естественнонаучным предметам.

Актуальность программы - реализует потребности общества в решении проблем выживания, охраны природной среды, а также ориентирует на создание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации.

Педагогическая целесообразность - программа формирует определённую эколого-этическую позицию, ответственность за свою жизнь, осмысленное отношение ко всему живому, развивает творческую деятельность и креативное мышление.

Сущностью программы является проведение с подростками экологических практикумов, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.

Цель и задачи программы.

Цель: практическое обучение участников основным методам полевых исследований, формирование экологически компетентной личности подрастающего поколения и популяризация экологических знаний.

Задачи:

Обучающие:

формировать навыки и умения учебно-исследовательской деятельности;

формировать навыки безопасного и грамотного поведения в природе;

овладевать методами научного познания для объяснения природных явлений;

применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде;

формировать важнейшие логические операции мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы живой природы;

овладевать ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными);

изучить разнообразие растений и животных в естественной среде обитания;

освоить методы натуралистической работы, методы полевых исследований, постановки экспериментов;

знакомство с эколого-фаунистическими комплексами животных района;

изучение основных особенностей региональной флоры, изучение эколого-фитоценотической приуроченности важнейших видов;

ознакомить обучающихся с населением животных основных типов биотопов, биологическими чертами главнейших видов и их ролью в природе и хозяйственной жизни человека;

изучить структуру и динамику важнейших фитоценозов в районе кордона Лувеньга, их экологическую приуроченность;

познакомить с правилами поведения в природе и мерами охраны растений и животных, применительно к местным условиям.

Развивающие:

развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

развивать конструктивное мышление и сообразительность;

развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся в процессе изучения объектов живой природы;

Развивать коммуникативные навыки работы в коллективе в полевых условиях.

Воспитательные:

Воспитывать нравственнее и духовное здоровье;

Воспитывать активную гражданскую позицию, используя активные формы отдыха, привлекательность экологического туризма и участие в общественно-полезной деятельности.

Учебная программа в лагере сочетается с полноценным отдыхом, что позволяет не только расширить экологический кругозор, приобрести определенные навыки в проведении научных исследований и решении практических природоохранных задач, а также создает условия для воспитания любви и уважения к природе.

Досуговая программа лагеря включает в себя викторины, беседы, игры, мастер-классы, лесные и спортивные эстафеты, экскурсии.

Место проведения экспедиции.

Кордон Лувеньга Кандалакшского государственного природного заповедника н

Условия реализации.

Экспедиция организуется на основе заключения договора с Кандалакшским государственным природным заповедником.

Возраст учащихся:

Программа рассчитана на обучающихся Детской эколого-биологической станции. Программа ориентирована на подростков от 12 до 18 лет.

Прогнозируемые результаты

личностные :

сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную этическую сферы деятельности человека;

способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию, работе в коллективе;

обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской

экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

метапредметные :

повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций в ходе работы с различными источниками информации;

способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения задач;

сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать

видовое разнообразие животных и растений района проведения экспедиции;

виды животных и растений, занесенных в Красную книгу;

русские и латинские названия видов растений и животных района практики;

основные методы полевых флористических и геоботанических исследований;

основные жизненные формы и экологические группы животных и растений района проведения экспедиции;

основные вопросы рационального использования и охраны животных и растений

основные характеристики жизнедеятельности, внешнего строения животных, их

онтогенетических и сезонных изменений, способы размножения и расселения, зависимость от условий обитания.

уметь :

приобрести навыки :

основных методов полевых исследований;

коллекционирования, определения и описания животных и растений;

владения техникой сбора, приемами фиксации зоологических объектов, изготовления

владения методами морфологического описания и определения растений

животных по определителям

Формы фиксации результатов.

Наблюдения педагога, опрос устный и письменный, игра-викторина, тестирование на выявление уровня знаний, анкетирование, защиту проектов, опрос в игровой форме, отслеживание мастерства выступления на конференциях, при проведении экскурсий, участия в конкурсах и олимпиадах, семинарах и научно-практических конференциях.

Форма подведения итогов реализации программы.

Оформление полевого дневника;

Оформление списка видов, обнаруженных группой в ходе экспедиции;

Оформление геоботанических описаний;

Составление отчетов о проделанной работе и их результатах.

Собранный и оформленный гербарный материал.

Узнавание видов в естественных фитоценозах.

Устный зачет по теоретическим вопросам;

Устный доклад по теме самостоятельной работы на заключительной конференции.

Тематический план.

Тема

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

I .Общие методики работы в природе.

1. Основные методы полевых исследований.

опрос, знакомство с методиками

2. Правила поведения в природе.

II . Лес - основной компонент окружающей среды.

1. Роль зелёных растений в природе и жизни человека.

конкурс рисунков «Лес наше богатство»

2. Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой.

3. Типы леса. Элементы леса.

практ.работа

4. Определение растительных элементов леса.

практ.работа

5.Экскурсии в лес. Знакомство с особенностями местного леса.

экскурсия

III. Ботаника.

1. Морфология и определение растений, изучение флоры.

практ.работа

2.Экология растений.

3. Экскурсия составление флористического списка участка леса.

IV. Зоология.

1. Видовой состав и численность беспозвоночных животных.

практ.работа

2. Видовой состав, численность и экология позвоночных животных.

практ.работа

V. Экологический мониторинг.

1. Мониторинг наземных экосистем.

практ.работа

2.Методы биоиндикации.

практ.работа

VI . Общественно полезная работа.

Очистка участка леса от антропогенного мусора.

практ.работа

Подведение итогов работы.

конференция

Итого:

I .Общие методики работы в природе (2ч).

Основные методы полевых исследований. Правила оформления дневника наблюдения. Техника безопасности. Правила поведения в природе и на территории заповедника.

II . Лес - основной компонент окружающей среды (12ч).

Роль зелёных растений в природе и жизни человека.Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой. Типы леса. Элементы леса. Определение растительных элементов леса. Экскурсия в лес. Знакомство с особенностями местного леса. Экскурсия в горелый лес, знакомство с растениями пирофитами.

III . Ботаника.

Морфология и определение растений, изучение флоры. Экология растений. Экскурсия составление флористического списка участка леса.

Проведение фенологических наблюдений за растениями. Изучение фитоценозов. Охраняемые растения.Ядовитые растения. Съедобные растения. Учёт урожайности дикорастущих ягод. Работа с определителями. Сбор гербария. Рекогносцировочное обследование.

IV . Зоология.

Видовой состав и численность беспозвоночных животных. Животные, занесённыё в «Красную книгу Мурманской области». Опасные животные Заполярья. Определение животных по следам жизнедеятельности.

Учёт птиц в искусственных гнездовьях. Наблюдения за муравьями и учёт муравейников. Работа по заданию заповедника. Участие в исследовательских программах. Птицы леса.

V . Экологический мониторинг.

Мониторинг наземных экосистем. Методы биоиндикации. Лишайники как индикаторы состояния окружающей среды. Методы лихеноиндикационных исследований. Участие в исследовательских программах

VI . Общественно полезная работа по сохранению и улучшению природного окружения лагеря. Подведение итогов работы .

Очистка участка леса от антропогенного мусора. Оформление отчётов для заповедника. Проведение конференции.

Апробация программы.

Программа реализуется с 2006 года во время проведения летней экологической экспедиции на кордоне заповедника. После проведения экспедиции обучающиеся сдают отчёты о проделанной работе в Кандалакшский Государственный природный заповедник и выполняют учебно-исследовательские работы.

Методическое обеспечение.

Методические пособия по полевой практике. Определители. Справочная литература. Дидактические пособия.

Материально-техническое обеспечение.

Гербарный пресс (1шт);

Гербарная папка (1шт);

Бинокулярная лупа (5шт);

Шпагат и колышки для маркировки пробных площадей геоботанического описания;

Рулетка 15м для (1шт);

Лопата штыковая (1 шт).

Бинокли (4 шт)

Сачки (1 шт).

Пинцеты,

Линейки штангенциркули,

Термометр (1 шт).

Упаковочные материалы: мешочки, картонные коробки, пакеты бумажные, полиэтиленовые

Оценка знаний обучающихся.

Проведение «тестовой олимпиады». Умение узнавать природные объекты. Умение оформлять и обрабатывать результаты наблюдений. Участие в учебно-исследовательских конференциях.

Список литературы

Для педагога

Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2010.-203 с.

Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. - М.: Школьная Пресса, 2012, - 112 с.

Мансурова С.Е.., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: Школьный практикум.- М.: ВЛАДОС, 2010.-112с

Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. М.: АРКТИ,2010.-64с.

Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. Санкт-Петербург: 2012.

Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория // Волгоград: Учитель, 2010.-142 с.

Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,1992.

БоеваА.И.,Переславцев А.А. « Влияние удобрений на почвенную микрофлору.» Научные труды. Воронежского сельскохозяйственного института-2010.

Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,2007. - 240с

Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. - М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 112с.

Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.:Просвещение, 2010. 239с.

Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова - Чебоксары. 2009. - 106с.

Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. В. Н. Кардашенко. М.: Медицина, 2013. 264 с.

Для учащихся и родителей:

Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. Серия «Природоохранная пропаганда», № 22, 2010 г.

Детская энциклопедия. Я познаю мир. - М.: АСТ, 2010 г.

Чернова Н.М. Основы экологии. Учебник для 9-11 класса ОУ. - М.: Просвещение, 2012 г.

Горлов А.А. Жить в согласии с природой. - М., 2013

Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. - М.: 2010

Приложение

Памятки.

Правила техники безопасности и поведения в лесу и на других объектах для учащихся во время прохождения экологической экспедиции.

Всем учащимся на экскурсиях в лесу и других объектах необходимо соблюдать требования о нормах поведения в лесах.

В лесу разрешается работать группами по 3—5 человек. Нельзя отставать от группы в свободное время с целью прогулок или сбора грибов и ягод.

Не делать остановок и не производить работ вблизи сухостойных деревьев, могущих упасть.

Не подходить и не прикасаться к вышкам линий электропередач, к провисшим и оборванным проводам, не влезать на деревянные вышки и сооружения.

Во время грозы не укрываться под высокими деревьями.

При выполнении самостоятельных заданий выполнять лишь работы, указанные руководителем.

Не переходить речек вброд.

Соблюдать в лесу правила пожарной безопасности.

Недопустимо разорять птичьи гнёзда и муравейники.

Бережно относится к растениям: не ломать молодые растения, не рвать цветов целыми охапками, не собирать редкие охраняемые растения для гербария, не засорять лес и другие места прохождения практики мусором.

Всем учащимся соблюдать правила техники безопасности при пользовании лесозаготовительными и землекопными инструментами.

Памятка.

Требования к проведению наблюдений .

Во время проведения наблюдений необходимо соблюдать следующие требования:

Работать строго по плану.

Быть аккуратным при сборе материалов и оформлении, вести чёткие и исчерпывающие записи на полевых бланках и в дневнике.

Растения собирать только в сухую погоду.

Не собирать для гербария редкие и охраняемые виды растений.

Во время экскурсий соблюдать технику безопасности, правила противопожарной охраны леса и полную дисциплину.

Памятка.

Перечень отчётных материалов.

По окончании летней полевой практики учащиеся сдают следующие отчётные материалы:

Дневник заполненный.

Гербарий, правильно оформленный и смонтированный, содержащий определённое количество видов различных лесных, луговых, болотных и других растений.

Отчёт самостоятельной работы по заданию.

План проведения экскурсии по указанному руководителем маршруту.

В конце отчёта должны быть указаны виды растений, которые подлежат охране в районе наблюдений, а также виды - имеющие лекарственное и хозяйственное значение

В рамках проекта экологического просвещения «Знай и люби свой край» Балтийской экологической экспедиции и ГБОУ СОШ №167 Центрального района Санкт-Петербурга была организована и проведена с 10 по 24 июля 2018 года школьная учебно-исследовательская экологическая экспедиция по маршруту №8 на территории Кавказского Государственного Биосферного заповедника.

На протяжении учебного года организаторами экспедиции была проделана большая подготовительная работа, включавшая в себя теоретическую и практическую подготовки.

Теоретическая подготовка участников осуществлялась в соответствии с программой экологического просвещения ГБОУ школы № 167 и экологического кружка при приходе церкви св. Иоанна Предтечи (Чесменской) на базе Балтийской экологической экспедиции. Во время кружковой работы рассматривались история создания заповедника, биоразнообразие его экосистем, экологические проблемы заповедника и пути их решения.

Практическая подготовка осуществляется турклубом «Восхождение» по программе проведения туристических маршрутов соответствующей сложности. Ребята участвовали в нескольких подготовительных туристических походах по Ленинградской области, осваивали технику пешеходного туризма.

Важным в проведении экспедиции стало получение задания от Постоянной Природоохранительной комиссии РГО, включающего в себя следующие виды работ на территории КГБЗ:

  1. Изучение вопроса о соблюдении главного принципа российского

заповедного дела – сохранения природы в полной неприкосновенности на территории заповедника;

  1. Выяснение существования внешних угроз для сохранения целостности

заповедника, в т.ч. в виде изъятия части территории из его состава;

  1. Оценивание изменения в природе, обусловленные изменением климата, в тои числе изменение положения границ высотных поясов: лесного, субальпийского, альпийского;
    1. Оценивание влияния массового туризма на состояние заповедных экосистем на туристских маршрутах, экологических тропах, вокруг разрешённых стоянок;
    2. Разработка рекомендаций по организации «экологического» туризма, вместо существующего «массового», в определённой степени не совместимого со статусом заповедника.

    По собранным во время проведения экспедиции фото- и видеоматериалам, маршрутным записям, ведется следующая работа:

    • готовится отчет в Постоянную Природоохранительную комиссии РГО;
    • составляется отчет для городского и Всероссийского конкурса школьных туристических маршрутов;
    • Разрабатывается вариант «Экологической тропы» по маршруту №8 КГБЗ, учитывающий особенности ландшафтов этих мест.

    Собранные во время экспедиции учебно-исследовательские материалы будут использоваться как основа выполнения соответствующих работ для подготовки к участию во Всероссийской Олимпиаде Школьников по экологии.

    В заключение хотелось бы сказать о большом количестве удивительно положительных эмоций, которые были у каждого участника экспедиции, о восхитительной красоте мест, в которых пришлось побывать, об атмосфере поддержки и взаимопомощи, царившей в экспедиции. Ребята действительно УЗНАЛИ И ПОЛЮБИЛИ до толе незнаемый ими край России, захотели побывать в будущем здесь и в других, не менее потрясающих, местах нашей большой Родины.

Летом 2017 года Детской Экологической станцией совместно с ООО "Газпром добыча Ямбург" организована и проведена экологическая экспедиция "Исследование животного мира Ямбургского НГКМ и бассейна реки Пойловояха". Кроме педагогов и обучающихся МБУДО ДЭС в экспедиции приняли участие специалист ООО "Газпром добыча Ямбург" Романов А.В. (фотограф, участник более 70 международных фотовыставок) и научный сотрудник НИЦ по изучению биоразнообразия Тюменской области "Зоологический музей ТюмГУ" Шарафутдинов И.Г.

По результатам экспедиции в Детской Экологической станции и офисе ООО "Газпром добыча Ямбург" в г. Новый Уренгой и п. Ямбург были организованы фотовыставки, так же по материалам экспедиции обучающимися Детской Экологической станции проведены исследовательские работы, которые были представлены на различных научных площадках г. Москва и Санкт-Петербурга, а так же на конгрессе научно-исследовательского центра школьников "Нордхессен СФН" при Кассельском университете (Германия).

В течении года была проделана серьезная работа по обобщению результатов экспедиции. В сентябре 2018 года участником экспедиции педагогом МБУДО ДЭС Костенко А.В. (кандидат биологических наук, орнитолог, автор более 30 научных публикаций) совместно с ООО "Газпром добыча Ямбург" был подготовлен и издан отчет о результатах экспедиции. В отчете представлены результаты исследовательских изысканий, приведена информация о численности и территориальном распределении птиц и млекопитающих, включая редкие краснокнижные виды, проанализировано техногенное воздействие на природные сообщества, а так же представлен ретроспективный анализ полученных результатов (сравнение с исследованиями, проведенными в пос. Ямбург в 1989 г.).

Отчет предназначен для специалистов в области орнитологии, экологии, топливно-энергетического комплекса страны, студентов, магистрантов и аспирантов, изучающих основы устойчивого развития различных отраслей промышленного производства, старших школьников, изучающих основы экологии и биологии и всем, кто интересуется природой Крайнего Севера. В ближайшее время пройдет презентация научной работы. Опубликованный отчет будет направлен во все общеобразовательные школы города для использования педагогами и обучающимися.

Отчет о молодёжной геоэкологической экспедиции в рамках проекта «Экологический патруль Зеленой волны» в верховья реки Кадада

13 – 15 июля 2018 проведена экспедиция в Неверкинский район Пензенской области верховья реки Кадада под руководством к.г.н., доцента кафедры «География» ПГУ Артемовой С.Н.. В экспедиции приняли участие школьники, студенты, учителя, члены Русского географического общества – активные участники движения «Зелёная волна».

Цель экспедиции – провести полевые исследования для оценки экологического состояния ландшафтов в верховьях реки Кадада.

Основная задача – выявление нарушений природных процессов в верховьях реки Кадада, причин уменьшения водности и ухудшения экологического состояния реки Сура и ее притоков. В рамках экспедиции решались социальные задачи – формирования экологической культуры и патриотизма молодежи Пензенской области, привлечение внимания общественности к экологическому состоянию своего края, а также образовательные задачи – изучить природу своего края, познакомиться с методами и получить навыки ландшафтно-экологических исследований.

Район исследований включал водосборную площадь реки Илим-Кадада, базовый лагерь располагался в пойме реки близ с. Бикмурзино Неверкинского района.

В ходе экспедиции были проведены исследования в ключевых точках, которые включали описание геологических обнажений, описание рельефа и рельефообразующих процессов, гидрологические исследования реки, описание почв и растительности, а также визуальные наблюдения и оценка экологического состояния геосистемы. Для географической привязки ключевых точек использовалось навигационное оборудова-нии (GPS-навигатор Garmin) и геопорталы Google в мобильных устройствах. По результатам экспедиции все участники оформили полевые дневники. В камеральных условиях результаты полевых исследований были обработаны. При составлении отчетов и подготовке материала к публикации использовались географические данные о Пензенской области с географической привязкой.

В результате комплексных геоэкологических исследований выявлены особенности природного устройства осевой части Приволжской возвышенности (возышенность Сурская Шишка) и геоэкологических процессов. Описание обнажений в правобережье Илим-Кадада, в овраге Тут-Шеи у истока на склоне возвышенности, позволили сделать вывод о том, что мощный слой опок и опоковидных песчаников палеогена в виде бронирующего слоя удерживает возвышенность от разрушения, обеспечивая высоты более 300 м над уровнем моря. Однако, медленные поднятия осевой части Приволжской возвышенности приводят к нарушению сплошности бронирующих слоев и, как следствие, усиление глубинной эрозии. Рост оврагов, обнажения мест разгрузки подземных вод (родники), «каменные реки», углубление русла рек – характерные явления для данного района.

Правый берег реки Илим-Кадада крутой высотой более 50 м, подмывается рекой. Правобережье занято преимущественно широколиственным лесом на серых лесных щебнистых почвах. Здесь бронирующий слой сохранился больше всего. Однако, в понижениях развивается эрозия, есть реки, овраги. На склонах оврагов и балок увеличивается мощность четвертичных суглинков и развиваются более плодородные почвы, поэтому здесь распаханные земли. Распашка способствует усиленной эрозии почв. Изучение экологического состояния растительности лесов позволило сделать вывод о том, что все леса нарушены неоднократными рубками, имеют небольшое видовое разнообразие. Наибольшая сохранность лесов в урочище Шура-Сиран (памятник природы), где произрастают редкие для нашей области растения. В верхней части склона встречаются болота и заболоченные земли. Что обусловлено процессами суффозии, характерными для плакоров всей зоны лесостепи.

Пойма реки имеет ассиметричное строение, имеет сложное строение в результате длительного меандрирования. Об интенсивности русловых процессов свидетельствуют русловые валы, притеррасное заболачивание, речной аллювий. В русле реки на глубине несколько десятком см. обнаружена голубая глина предположительно древнечетвертичного возраста. Река протекает в неглубоком русле, средняя скорость течения 0,083 м/с.

Левобережье реки пологое, сложено мощным слоем четвертичных отложений (делювиальные суглинки). Сильно изрезано реками и густой овражно-балочной сетью. Луговые степи под плодородными черноземами почти повсеместно распаханы. Лишь в балках можно встретить луговую растительность с сильно обедненным видовым составом. На крутых склонах водоразделов сохранились небольшие участки нагорных лесов. Особенности геологического строение левого склона речной долины способствуют развитию процесса засоления почв. Обнаружено несколько солонцов и даже солончаков, где растительность почти отсутствует или угнетена. Неоднократная распашка таких участков приводила к нарушению экосистемы и уничтожению голофитной растительности, а затем и к потере урожая сельскохозяйственных культур.

Таким образом, результаты полевых исследований подтвердили необходимость оптимизации природопользования на территории Пензенской области. Территориальная организация хозяйства должна учитывать особенности природного устройства и протекающих природных процессов.