Болезни Военный билет Призыв

От чего умерла царица тамара. Царица Тамара и «золотой век» Грузии. Будет ли раскрыта тайна захоронения? Жизнь святой благоверной царицы Тамары

2013 год объявлен Святейшим Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II , ибо, по мнению большинства историков, прошло 800 лет с того момента, как эта удивительная святая правительница Иверии отошла ко Господу. Портал представляет жизнеописание святой царицы Тамары, подготовленное по чрезвычайно интересным грузинским летописям.

В Грузии народ питает исключительную любовь к двум святым женам — и благоверной царице Тамаре . За столетия, прошедшие с её кончины, эта любовь нисколько не ослабевает, да и не может ослабнуть, ибо святая Тамара не только возвысила Грузию во времена своего земного царствования, но и по смерти лишь умножила молитвы о страждущей родине, которая на долгие столетия оказалась ввергнутой в нестерпимый ужас исламского ига. Само правление благоверной царицы стало настоящим чудом и подарком для Грузии, так как именно в этой хрупкой, необыкновенно красивой женщине, грузины обрели лучшего своего правителя, справедливого и милосердного, не по-женски мудрого, но по-ангельски рассудительного. А главное, именно в ней обрели вечного, до самого Страшного Суда неусыпного молитвенника и предстателя у Престола Божия.

До нашего времени дошло два крупных сочинения, в которых современниками святой царицы описывается её жизнь и царствование. Первое из них — «Жизнь царицы цариц Тамар» — написано, по мнению наиболее авторитетных грузинских исследователей, приближённым царицы Басили Эзосмодзгвари . В этом сочинении внимание уделено в первую очередь нравственному облику святой, что собственно и должно в наибольшей мере отвечать житийному жанру. Другое произведение — «История и восхваление венценосцев» — написано человеком более светским по духу, чем автор «Жизни царицы цариц», но также очевидцем большинства описываемых им событий . Оно изобилует подробнейшими географическими сведениями, описаниями битв и государственных советов. Вкупе оба этих произведения с достаточной подробностью воссоздают быт рассматриваемой эпохи. Все прочие сведения о жизни святой Тамары содержатся в отдельных сохранившихся указах и документах наподобие дарственных грамот. К счастью, оба сочинения были переведены на русский язык ещё в первой половине XX века, так что мы можем опираться на первоисточники, подробную информацию о которых можно прочесть в соответствующих статьях .

Жизнь святой благоверной царицы Тамары

Детство и юность

Святая царица Тамара (1166-1213) происходила из рода Багратидов, который по сложившейся грузинской традиции принято возводить к потомкам царя Давида. Автор «Истории и восхваления венценосцев» в самом начале своего повествования пишет о том, что будет «вещать “похвалу похвал” той, которая произошла от семени Соломона» , ибо она «вполне соответствовала своим предкам — Давидидам, Хосровидам и Панкратидам» .

Отцом святой Тамары был «царь царей» Георгий, внук знаменитого святого Давида Строителя . Он много боролся с магометанами. При нём границы Грузии были ещё больше расширены, так что «ему приносили дары и братались с ним цари греческие, алеманские в Иерусалиме, римские, индийские и китайские; султаны же хварасанскне, вавилонские, шамские, египетские и иконийские служили ему» . Бурдухан, мать святой Тамары, была красива и умна. От таких родителей и произошла та, которой надлежало стать украшением Грузии, да и всего Средиземноморья.

В 1178 году Георгий, собрав представителей семи своих царств , с согласия патриархов и всех епископов, вельмож, военачальников и полководцев, объявил Тамару царицей.

Два замужества и утверждение на престоле

С самого начала своего царствования Тамара проявила недюжинный ум, озаботившись прежде всего избранием наиболее достойных лиц на должности везиров и военачальников. За это время Тамара обеспечила епископов пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей. По сообщению летописца, «в ее царствование земледельцы сделались азнаурами , азнауры — вельможами, последние же стали властителями» .

Своими приближёнными она сделала Антония Глонистависдзе из Гареджи и двух сыновей амирспасалара Мхаргрдзели: Захарию и Иванэ. Хотя по вере они были армянами, но весьма почитали православие, так что один из них — Иванэ — впоследствии «постиг кривизну веры армян, перекрестился и стал истинным христианином» . В дальнейшем все эти люди проявят себя с лучших сторон.

Впрочем, не все оценили цепкий ум юной царицы. Некоторые из высших должностных лиц сговорились возвыситься ещё больше и не пропустить новых приближённых выше по карьерной лестнице. Министр финансов Кутлу-Арслан открыто предложил создать некое подобие парламента, которое занималось бы делами управления, а власть Тамары сводилась бы при этом лишь к формальному утверждению всех принятых ими законов. Царица задержала министра, за него вступились военные, но путем переговоров ситуацию удалось наладить .

В 1185 году по единогласному решению Патриарха, епископов и придворных, было принято решение найти юной Тамаре мужа. Для этого на Русь, «ввиду принадлежности русских племен к христианству и православию» послали купца Зоровавеля. Приехав на Русь и познакомившись с Георгием, сыном святого мученика Андрея Боголюбского, «юношей доблестным, совершенным по телосложению и приятным для созерцания» , Занкан привез его в Грузию. Все одобрили выбор жениха, но Тамара, не по возрасту рассудительная, заявила: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Дайте мне переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его» . Но придворные настояли на своем, вынудили у нее согласие и устроили свадьбу.

Немного спустя опасения Тамары оправдались: наш соотечественник, увы, проявил себя пьяницей, совершавшим «много неприличных дел» . Два с половиной года святая терпела пороки мужа, обращалась к нему через достойных монахов, затем сама лицом к лицу принялась обличать его. Но Георгий рассвирепел еще больше и стал совершать более губительные проступки. Тогда Тамара, «проливая слезы, отправила его в изгнание, снабдив несметным богатством и драгоценностями» . В 1187 году Георгий поселился в Константинополе.

Благодаря природной красоте, уму и обаянию святая стала желанной невестой для множества царей и князей со всего света. Старший сын византийского императора Мануила чуть было не сошёл из-за неё с ума. Несколько султанов готовы были изменить исламу, только бы добиться её руки. Но Тамара оставалась непреклонной, т.к. по врождённой тяге к чистоте вообще желала оставаться безбрачной.

Однако придворные тревожились из-за отсутствия наследника, и только ради него святая согласилась выйти замуж в 1188 году за воспитанника своей тётки Русудан осетинского царевича Давида. Этот брак оказался удачным. В Давиде святая Тамара нашла прекрасного мужа и бесстрашного военачальника. Современники говорили о его способностях, что «этот Давид в течение одного года превзошел всех во всем, что исходит из рук человека» . Вскоре Тамара родила наследника, которому дала имя деда Георгия, а затем и дочь, которую назвала именем тётки — Русудан.

Узнав о браке святой Тамары, русский князь задумал побороться за утерянный престол. Он отбыл из Константинополя и явился в страну Эзинкан. Там к нему присоединились многочисленные предатели. Собрав большую армию, они пошли войной на Тамару, но были разбиты в ночном сражении при реке Куре. Святая явила милосердие и никого из предателей не казнила, даже бывшего мужа отпустив на свободу .

Георгий дважды после этого пытался вернуть себе грузинский престол, но всякий раз был разбит преданными Тамаре вассалами.

Государственные свершения

Правление стало временем процветания не только для Грузии, но и для окрестных народов. По словам летописца, «она восседала как судья меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны или пытался набросить ярмо насилия друг на друга» . При этом сама она никогда не расслаблялась от действия времени и не выказывала неприлежания к управлению. И именно во время её царствования Грузия добилась такой славы и могущества, какими уже не обладала ни до, ни после того.

Перечисление одних только взятых ею городов может составить целую книгу. И потому мы подробно остановимся лишь на двух блестящих победах, одержанных ею над теми, кто хотел по ненависти к христианству стереть Грузию с лица земли.

Халиф Абу-Бакр, ненавидевший христианство, «открыл древние сокровищницы» , чтобы собрать огромное войско из Индии, Самарканда и Дербента и двинуться на Грузию. Собранных им войск было так много, что, по слову летописца, у них «не было возможности уместиться в одной какой-нибудь стране» . Узнав о готовящемся вторжении, святая Тамара повелела распространить указ, чтобы немедленно собралось войско, чтобы во всех церквях и монастырях совершались всенощные бдения и литии, а царедворцы послали бы «побольше денег и все потребное для нищих» . За десять дней удалось собрать немалую армию. Святая обратилась к воинам: «Братья мои, не бойтесь оттого, что их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог» . После чего препоручила их Богу, а сама сняла обувь и босой пришла в храм Богоматери в Метехи, где, пав перед святой иконой, не переставала молиться со слезами.

Грузины первыми напали на неприятеля. Увидев исламские силы между Гандзой и Шамхором, они сошли с коней, поклонились Богу и помолились перед святым Крестом со слезами, а затем ударили по врагам и победили. Количество пленных было так велико, что их продавали за деревянную меру муки.

«Возгордилось ли сердце Тамар?», — спрашивает её жизнеописатель и сам тут же отвечает: «Напротив, еще более скромной делалась она перед Богом» .

В 1202 году против святой Тамары выступил Румский султан Рукн-ад-Дин , который притворно заключил с ней ряд мирных договоров, а сам в это время набирал войско по всей Эйкумене: по Месопотамии и Калонеро, по Галатии, Гангре, Анкирии, Исаврии, Каппадокии, Великой Армении, Вифинии и на границах Пафлагонии.

Рукн-ад-Дин, увидев собранное им войско, отправил к Тамаре посла: «Я, Рукн-ад-Дин, султан всего поднебесья, совосседающий с Богом, уведомляю тебя, царицу Грузии, Тамару. Я иду, чтобы вам никогда более не дерзнуть браться за меч. А жить дам только тому, кто исповедует веру пророка Мухаммеда, отвергнет твою веру и своей рукой станет ломать крест. Жди расправы от меня за ту беду, какую навлекла на мусульман» . Тамара, возложив всё упование на Бога, призвала придворных и стала совещаться с ними «не как баба и не с пренебрежением велений разума» . В немного дней удалось собрать воинов, которые сперва направились в храм Пресвятой Богородицы в Вардзии. Царица препоручила Богородице мужа и всё его войско, а султану написала письмо: «Доверившая себя Всемогущему Богу Вседержителю и вечно молящаяся Деве Марии и с верою уповающая на честный Крест, прочла я твое, Бога гневающее, послание, Нукардин. Всякий, лживо клянущийся именем Господа, Богом будет стерт с лица земли. Я посылаю христолюбивое воинство, чтобы сокрушить твою гордыню и заносчивость» . Воины поклонились Животворящему Кресту и вышли в поход, а царица предалась посту и молитве.

Когда грузинские войска прибыли в Басиани, то увидели, что у султана не выставлены караульные. Они напали первыми, турки бросили свой лагерь и кинулись в укрепления. Грузины окружили их и так устрашили, что побежденные сами связывали своих соплеменников. Горожане разукрасили Тбилиси к приезду царя и царицы, и те въехали в город со знаменем Рукн-ад-Дина. Царские сокровищницы наполнились золотом и золотой утварью.

Интересно, что стараниями царицы Тамары была утверждена целая Трапезундская империя, появившаяся в 1204 году после . Как известно, святая Тамара много покровительствовала . Однажды к ней прибыло множество монахов с Черной горы, Кипра и других мест. Святая выдала им большое количество золота. Когда византийский император Алексий Ангел увидел его, то отобрал его у монахов. Царица послала на имя преподобных отцов золото в ещё большем количестве. Одновременно разгневавшись на греческого царя, она отправила войско из Западной Грузии в греческие владения, так что грузины отняли у греков Лазику, Трапезунд, Лимон, Самисон, Синоп, Керасунд, Китиору, Амастриду, Араклию и все земли Пафлагонии и Понта. Над всеми этими землями она поставила своего дальнего родственника Алексия Комнина, который и стал императором Трапезундской империи.

Расцвет грузинской культуры

Сразу после своего избрания святая Тамара выразила волю, чтобы был созван церковный собор. Она призвала из Иерусалима Николая Гулаберисдзе, который, по скромности своей, в свое время бежал от сана картлийского католикоса. Когда он прибыл в Картли, она собрала всех священноучителей, монахов и пустынников своего царства и людей, знатоков закона Божьего, стремясь к тому, чтобы злые семена, проросшие в почве православия, были изничтожены в ее царстве. Собрав всех на Собор в одном помещении и усадив их на престолы, царица села поодаль и сказала: «О, святые отцы, исследуйте хорошо все и утвердите прямое и изгоните кривое. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности. Вы словом, а я делом, вы учением, а я поучением, вы наставлением, а я установлением подадим все друг другу руку помощи, чтобы сохранить Божьи законы непоруганными» .

Царица сделала все для того, чтобы в ее царствование чин церковной службы выполнялся сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей.

Святая Тамара много заботилась о благоустроении Божиих храмов. В самом дворце непрерывно служились бдения и молитвословия, приносилась Бескровная Жертва. В Картли в этот период были построены церкви Икорта, Кватахеви, в Тбилиси — Лурджи Монастери. До нас дошли лишь развалины некогда великолепного Гегутского дворца. Уникальным памятником XII века является высеченный в скале монастырский комплекс в Джавахети. Это город-крепость, который состоит из нескольких сот пещер. Поблизости от Вардзии расположен также высеченный в скале Ваханский монастырь. О высоком уровне инженерного искусства свидетельствуют Беслетский, Рконский мосты и мост Дандало.

Также она посылала своих доверенных по всему свету, прося их: «Объезжайте, начиная от Александрии, всю Ливию и Синайскую гору» . Печалилась о нуждах церквей, монастырей и христианских народов тех стран, посылала потиры, дискосы, покровы для святынь и неисчислимое золото для монахов и нищих То же делалось ею и в областях Эллады и Святой Горы, также в Македонии и Болгарии, в областях Фракии и в монастырях Константинополя, в Исаврии и во всех окрестностях Черной горы и Кипра.

Вообще само время царствования святой Тамары стало «Золотым веком» грузинской культуры. Даже если не упоминать мало известные русскому читателю имена Чахрухадзе и Шавтели, написавших «Тамариани» и «Абдул-Мессию», у всех на слуху самое известное грузинское поэтическое произведение «Витязь в тигровой шкуре». Интересно, что его автор, гениальный Шотэ Руставели, по одной из версий был безнадёжно влюблён в свою госпожу и вывел её светлый образ в личности одной из героинь своей великой поэмы.

Смерть и посмертное почитание

В 1206 году умер муж святой Тамары Давид Сослан, человек, «исполненный всякого добра, божеского и человеческого, прекрасный на вид, в сражениях и на войне храбрый и мужественный, щедрый, смиренный и превознесенный в добродетелях» .

Святая сделала своим соправителем сына Георгия Лашу, а сама, по неизбежному закону мироздания, стала готовиться к смерти. Сначала она позаботилась о государственных делах и управилась с ними, затем управилась с делами церковными и монастырскими. Тогда-то у нее открылась неизвестная болезнь. Всё человеческое искусство оказалось тщетным. Повсюду о её здравии служились литии и беспрерывные всенощные бдения, и можно было видеть, «как одинаково лили слезы и богатые, и нищие» . Люди взывали к Богу: «Только бы одна она осталась живой, а нас всех истреби!»

Мудрая Тамара созвала к себе всех именитых людей царства: «Братья мои и дети! Вот и я призываюсь Страшным Судьей. В своем сердце я хранила любовь к вам. Молю всех вас творить добрые дела и поминать меня. Оставляю вам наследниками дома моего детей моих, Георгия и Русудан, примите их взамен меня». После чего обратилась к Богу: «Христос, Боже мой Единый, Тебе препоручаю это царство, которое Тобою мне было вверено, и этот народ, искупленный Твоей честной Кровью, и этих моих детей, которых Ты мне даровал, и затем душу свою» .

Прах святой Тамары на несколько дней положили в соборе в Мцхете, а затем погребли в Гелати в родовой усыпальнице Багратионов . Однако, где на самом деле покоятся её мощи, никому неизвестно. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти , она завещала похоронить себя тайно, чтобы могила осталась сокрытой от мира. Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамара, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она похоронена в Гелатском монастыре. Другое утверждает, что она погребена в Крестовом монастыре Иерусалима, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Лаша исполнил заветное желание своей матери .

Нравственные качества святой царицы

Имя святой Тамары разнеслось повсюду, как «имя ангела четырех стран света, с востока на запад, с севера на юг» .

Люди любили её без оглядки и сами звери повиновались ей. Некогда султан прислал ей в подарок львенка; он вырос во дворце и так привязался ко святой, что когда его — уже огромного, свирепого видом льва, — выводили на прогулку, он клал морду ей на колени и ластился словно лев преподобного Герасима. Когда же его уводили, обильно плакал, заливая землю слезами .

Святая Тамара приложила все старания, чтобы «ее человеческая природа осталась простой, по роду ее внутреннего склада, без соединения со страстями» . Она оказалась мудрее Соломона, ибо возлюбила Бога и стала чуждаться всех соблазнов мира. На удивление всех, она «проводила всю ночь в стоянии на ногах, бодрствовании, молитве, поклонах и слезных мольбах ко Господу, равно как в рукоделии, чтобы помогать нищим» . Обладала началом всех благ — была проникнута страхом пред Всевышним и служила Богу верно. Исполняемые в ее дворце молебны и бдения, по слову летописца, «превзошли молитвы Феодосия Великого и даже пустынников» .

Святая провела дни своей жизни в радости за то, что сама каждый день радовала всех нищих и немощных. Над неимущими она поставила верных смотрителей. Десятую часть всего государственного дохода — внешнего и внутреннего — она отдавала нищим и следила, чтобы не пропало даже одного зернышка ячменя.

Во всей Грузии нельзя было встретить ни одного человека, с ее ведома подвергшегося насилию. За 31 год своего правления по ее распоряжению никто не был наказан даже плетью .

Невозможно описать ее любовь к священникам и монахам. Перед нею постоянно находились люди, следовавшие правилам праведной жизни.

Святая Тамара стала одним из самых близких всему православному миру святых. Недаром так много женщин не только в Грузии, но и России носят ее имя. Радея о возлюбленной её сердцу Грузии, и при жизни она не забывала о Византии и православных славянских странах, посылая помощь томящимся в заточении христианам, устраивая великолепные монастыри и храмы. Тем более теперь, по смерти, она стала предстательницей о всех нас. Её мудрость в управлении страной имела поистине Божественное основание и потому весьма полезна к изучению всеми нами.

Наконец, явленная в её жизни любовь к Богу, упование на Его святую волю и Промысл — пример всем нам, чающим жизни будущего века, чего молитвами святой благоверной царицы Тамары да удостоит нас Всемилостивый Господь, так щедро наградивший Свою рабу!

Среди грузин, говорящих по-русски, принято называть святую Тамару царицей Тамар.

См. русский перевод: Жизнь царицы цариц Тамар / Пер. и введ. В.Д. Дондуа. Исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили. - Тб.: Мецниереба, 1985.

Жизнь царицы цариц Тамар. С. 6–8.

См. русский перевод: История и восхваление венценосцев / Пер. и введ. К.С. Кекелидзе. - Тб.: АН ГрузССР, 1954.

«Я же ныне передал Истории и Василографии, что значит “Повествование о царях”, только то, что или сам видел, или слышал от мудрых и разумных людей».

История и восхваление венценосцев. С. 5–12.; Жизнь царицы цариц Тамар. С. 6–24.

Точные годы жизни святой царицы Тамары до сих пор обсуждаются среди историков. См. Бердзнишвили М. М . Об авторе и времени написания «Жизни царицы цариц Тамар» // Жизнь царицы цариц Тамар. С. 18.

Есть исторические имена, которые неизменно вызывают интерес к судьбе их носителя. Таким, несомненно, является имя царицы Тамары, о которой сложено множество песен, легенд и сказаний. В произведении М.Ю. Лермонтова она предстает собой кавказской красавицей, которая убивала каждого влюбленного в нее юношу, проведшего с ней ночь. Возможно, это просто выдуманная легенда, но в действительной жизни царицы Тамары было очень много таинственного и необычного. И самой первой тайной является дата ее рождения. А последней – время и место ее захоронения.
Тамара происходила из знаменитого рода Багратионов. Отцом будущей правительницы Грузии был царь Георгий III, а ее мать была дочерью осетинского царя - Бурдухан. Воспитанием Тамары занималась тетя девочки – Русудан. На долю царя Георгия III пришлись небывалые по своей разрушительности войны и постоянные смуты. В связи с этим, он принял очень сложное и мудрое решение – короновал свою дочь на царство еще при своей жизни. Сделал он это с единственной целью - избавить страну от распрей родственников, которые могли ввергнуть государство в хаос, стараясь занять освободившийся престол, после его смерти.
Картина художника Алексея Вепхадзе.

Во время коронования, Тамаре исполнилось всего 14 лет. Сразу после смерти отца, молодая царица столкнулась с противодействием высшей грузинской знати. И не смотря на юный возраст, она мудро шла на уступки. Ей пришлось отослать из двора многих своих верных людей, включая единственного родственника из ветви Багратиона и любимого человека – царевича Давида Сослани. Следующим ударом для правительницы стало решение, той же знати, выдать ее замуж. Ее руки просили султан алеппский, русский князь Юрий, византийские царевичи и даже персидский шах.Шота Руставели преподносит поэму царице Тамаре. Картина венгерского художника Михая Зичи.

Грузинская знать остановила свой выбор на русском князе. Князь Юрий после смерти батюшки, князя Андрея Боголюбского, уехал из России и вместе с дружиной жил в Византии. Правительница Тамара была против, предложенного жениха, считала его «темной лошадкой», от которого неизвестно чего можно было ожидать. Вскоре Юрий прибыл в Грузию. Знать считала, что Юрий, в благодарность за престол, будет выполнять все их требования. Но русский князь не оправдал их надежд.

Современники описывали князя Юрия, как очень непорядочного человека с отвратительным характером, поэтому выбор его грузинской верхушкой, в качестве мужа царицы Тамары, был неудачным. Сама молодая царица не хотела выходить замуж за предложенного жениха, но ее мнение никого не интересовало…

Их брак не продлился долго. Юрий показал себя с самой плохой стороны: дебоширил, пил и устраивал пьяные разгулы. Царица вскоре потребовала развода. Но Юрий не смог уйти из семьи по-доброму. Собрав войско, совершил поход на Грузию, с целью забрать у бывшей жены трон, но был с позором изгнан. Тамара, несмотря на первое неудачное замужество, вышла замуж за друга детства – царевича Давида. Они любили и бережно относились к друг другу, прожили вместе долгие годы и считались очень хорошими правителями. Тамара была истинной царицей, обладая всеми необходимыми качествами для управления Грузией. Благодаря своему мужу – царевичу Давиду и верному военноначальнику Захарию грузинские войска одерживали многочисленные победы. Такой тандем оказался самым удачным.В истории, эпоха правления царицы Тамары была достаточно сложной. Над многими странами тогда сгущались кровавые тучи. В степях Монголии Темучин (Чингизхан) приступил к созданию будущей империи. На Западе с огнем и мечом входили в города крестоносцы, втянув в разборки почти всю Европу. На Севере русские князья всеми силами защищали свои границы от нападения степняков.
Царица сумела обеспечить политическое господство своего государства в регионе Малой Азии. Она расширила и обезопасила границы Грузии, разгромив всех врагов. Ослабление позиций Византии позволило Грузии выйти к побережью Черного моря, где находилось много поселений с грузинскими племенами. Грузинские войска заняли причерноморские города. Созданную Трипизонскую империю возглавил ставленник Грузии. В 1206 году умер муж царицы – Давид Сослан. Царица решила передать часть полномочий по управлению государством своему сыну - Георгию-Лашу. В 2010 году грузинское войско совершило удачный поход вглубь территории Ирана, вернувшись с огромной добычей и продемонстрировав свою военную мощь.Внутри государства правительница также решала множество вопросов. Царица своим указом отменила смертную казнь. Стоит отметить, что она заботилась не только о духовности своего народа, но и всячески принимала участие в поддержке и развитии культуры Грузии. Она часто общалась с художниками, писателями и поэтами. Особое расположение она выказывала писателю Шота Руставели, который и посвятил ей свою поэму «Витязь в тигровой шкуре». До сих пор в Грузии в устной форме рассказывают множество легенд о любви поэта к прекрасной царице. А вот отвечала ли взаимностью царица Тамара поэту Шота – не известно.И действительно, между строк его поэмы «Витязь в тигровой шкуре» читается безоглядная любовь. Тамара явно благоволила к поэту и назначила его государственным казначеем. Но исследователи говорят, что никакой романтической связи между царицей и поэтом не было. Вообще, сведения о биографии Руставели скудные и противоречивые. Существует несколько версий последних лет его жизни, начиная от монашеского пострига и заканчивая браком с красавицей-грузинкой.
Грузинская царица исповедовала православную веру и распространила эту религию по всей стране. За заслуги перед верой, царицу причислили к лику святых и теперь перед ее образом в храмах молятся за исцеление от всех болезней.Царица была участницей всех значимых событий в Грузии, общалась со всеми слоями общества, не гнушалась беседовать с бедными и помогать им. Жила она очень скромно и ее уважали за мудрость, красоту, доброту и смирение. Жители страны называли ее царем, а не царицей и это была дань уважения к ней. Есть свидетельства, что о ней, как о мудрой правительнице, отзывался Иван Грозный.
Военные трофеи, привозимые с захваченных территорий, обогатили Грузию. Мудрая царица вкладывала эти богатства в строительство монастырей, школ, мостов, крепостей и кораблей. Царица Тамара прилагала максимальные усилия для повышения качества образования в государстве. Она считала, что только с образованным народом Грузия выйдет на высокий мировой уровень. Даже сегодня потрясает перечень обязательных дисциплин в школах при правлении царицы Тамары: арифметика, философия, история, богословие, еврейский и греческий языки, стихосложение, астрология, умение вести беседу.Из исторических источников известно, что султан Нукардин, обратился к царице Тамаре с требованием принять ислам, а затем выйти за него замуж. Возмущенная царица ответила турецкому султану дерзким письмом. Оскорбленный Нукардин собрал армию и вышел в поход на Грузию. Царица сама возглавила свое войско и разбила армию султана. Есть предание, что побежденный несостоявшийся «жених» поклялся, добраться до нее после смерти, раз не удалось получить при жизни…
Царица Тамара. Фреска из монастыря Вардзиа. Примерно XIII-XIV вв. | Фото: storyfiles.blogspot.com.

Последние годы жизни царица Тамара провела в пещерном монастыре. Она молилась в маленькой келье.

Тамар умерла 18 января 1212 года от тяжелой болезни. Ее похоронили в фамильном склепе в Гелати. Через несколько веков склеп вскрыли, но останков царицы там не обнаружили. В Ватикане утверждают, что захоронена она в Палестине, но это никакими свидетельствами не подтверждено. Странно, что место ее погребения неизвестно, ведь царей принято хоронить с большой почестью, но никак не тайно, тем более что речь идет о такой великой правительнице. Ведь ее могила могла бы стать местом поклонения святой и паломничества.
Копия фрески из Эрмитажа
Копия фрески из Эрмитажа

Возможно, это произошло из-за угрозы Нукардина, и царица боялась, что ее могила будет разорена. Говорят, что перед смертью она дала указание своим телохранителям и те в точности его выполнили. Телохранителей было семеро и изготовлено ровно семь гробов, только в одном из них было тело царицы, а остальные – пустые. Каждый из телохранителей сам захоронил один из гробов, а место знал только тот, кто опускал гроб в могилу. Выполнив последнее указание царицы, телохранители покончили с собой, чтобы сохранить в тайне место захоронения царицы Тамары.На фреске в монастыре Вардзиа.

После смерти царицы, для Грузии завершилось золотое время. Государство потеряло политический вес в своем регионе. Враги, которые так боялись царицу-воительницу, ринулись на незащищенное государство: монголо-татары, турки…

До сих пор память о царице Тамаре бережно хранится каждым жителем Грузии.
Восемь веков исследователи ищут место захоронения грузинской царицы. Были изучены все предполагаемы места: склоны горы Казбек, царское кладбище в Мцхете, пещеры в Карском ущелье и многие другие места. Постепенно поисковики, устав от многочисленных неудач, отказались от поиска.

Легендарная история, приписывающая Тамаре все замечательные храмы и крепости Грузии, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею. Среди них - роскошный Вардзийский дворец, вырытый в обрывистой скале близ Ахалцихе, вмещающий в себе до 360 покоев. Иногда историки что-то неуверенно говорят о фамильном склепе Давида Сослани, но будь этот склеп местом захоронения Тамары, он с самого начала стал бы местом паломничества. Любивший ее народ явно не знал никогда, куда идти на поклон покойной. Вместо царственных останков - одно сияние имени… И все же сохранилось два более или менее связных предания о Тамариной могиле.
Собор Богоматери в Кутаиси, более известный в народе как «Баграти» (в честь Баграта III, первого «собирателя грузинских земель»), старше Тамары на сто с лишним лет. Когда царица приезжала сюда помолиться, он уже был знаменит и славен. Недавно в нём было обнаружено богатое захоронение знатной женщины, предположительно- царицы Тамары. Может она там была захоронена?

Есть еще и европейское предание: в начале XIII века некий рыцарь Де-Буа писал с Востока архиепископу Безансонскому во Францию: «Теперь послушайте новости, удивительные и важные. Узнал я по слухам, а потом установил истинность этого дела через достойных доверия послов, что из Иберии христиане, именуемые георгенами (грузинами), бесчисленной конницей и пехотой, воодушевленные Божьим содействием, весьма сильно вооруженные, выступили против неверных язычников и быстрым натиском уже взяли триста крепостей и девять больших городов, из коих сильными завладели, а слабые обратили в пепел.

Из указанных городов один, расположенный на Евфрате, считается самым знаменитым и богатым из всех языческих городов (подразумевается Эрзерум). Владетелем того города был сын вавилонского султана… Вышеупомянутые идут, чтобы освободить землю священного Иерусалима и покорить весь языческий мир. Царю их знатному шестнадцать лет, он подобен Александру мужеством и добродетелью, но не верой (автор имеет в виду, что Александр Македонский был язычником, а грузинский царь, в данном случае Лаша, Георгий, - христианин.). Этот юноша везет с собой кости своей матери, могущественной царицы Тамары, которая при жизни дала обет побывать в Иерусалиме и просила сына своего: если она умрет, не побывав там, отвезти ее кости ко Гробу Господню. И он, помня о просьбе матери… решил перевезти ее останки, захотят того или не захотят язычники». Но верится в это мало. Вполне могли так запутывать следы захоронения.
Врубель, Демон и Тамара -

"Как пери спящая мила,
Она в гробу своем лежала,
Билей и чище покрывала,
Был томный цвет ее чела."
Памятник царице Тамаре в Боржоми.
Центр Ахалцихе. Царица Тамара.

И всё-таки надежда не умирает. Вначале 60-х годов прошлого столетия произошел случай, который дал надежду найти место последнего упокоения знаменитой грузинской царицы. Рассказывают, что рядом с селением Казбеги на Военно-грузинской дороге произошла крупная авария. На крутом повороте, водитель не смог удержать машину, и она вместе с пассажирами рухнула в ущелье. В спасательной операции принимали участие ребята из горноспасательного отряда. Им пришлось, используя альпинистское снаряжение, спускаться в ущелье. Под одним из карнизов, спасатели увидели вход в пещеру, закрытый ржавой металлической решеткой. Попытка приблизиться к ней не удалась. Ребята решили вернуться на это место позже. Но через год, все участники той спасательной операции погибли в горах. До сих пор эта пещера не обследована, а значит, не использован шанс совершить историческую находку огромного значения.

О том, что была такая царица Тамара, знают все. Редко кто в школе не читал романтическое стихотворение Лермонтова о том, как в «глубокой теснине Дарьяла, где роется Терек во мгле», в старинной башне жила царица Тамара, которая заманивала путников на ложе любви, а наутро приказывала их убить. В знаменитой книге Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» сошедшему с ума отцу Федору, сидящему на скале возле Военной Грузинской дороги, в видении также является легендарная царица Тамара, предлагающая зайти в гости, чтобы перекинуться в картишки. Эти, казалось бы, весьма далекие от истины упоминания о Тамаре свидетельствуют не о недостатке уважения к памяти великой женщины, а скорее, об огромной популярности жившей восемь веков назад правительницы.

О том, что была такая царица Тамара, знают все. Редко кто в школе не читал романтическое стихотворение Лермонтова о том, как в «глубокой теснине Дарьяла, где роется Терек во мгле», в старинной башне жила царица Тамара, которая заманивала путников на ложе любви, а наутро приказывала их убить. В знаменитой книге Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» сошедшему с ума отцу Федору, сидящему на скале возле Военной Грузинской дороги, в видении также является легендарная царица Тамара, предлагающая зайти в гости, чтобы перекинуться в картишки. Эти, казалось бы, весьма далекие от истины упоминания о Тамаре свидетельствуют не о недостатке уважения к памяти великой женщины, а скорее, об огромной популярности жившей восемь веков назад правительницы.

Рожденная превзойти великих мужчин


Конечно же реальная царица Тамара (1166—1213) никогда путников с нехорошими целями не заманивала и в картишки по-соседски не перекидывалась. Некогда было ей такими несерьезными делами заниматься.

Правнучка великого правителя Давида Строителя, она превзошла славу прадеда: с именем Тамары связывают золотой век Грузии и период ее наибольшего государственного могущества.

Кстати, права Тамары на престол были несколько сомнительными. Ее отец Георгий III силой отобрал власть у законного наследника - своего рано осиротевшего племянника Дмитрия. А когда тот при поддержке части грузинских вельмож решил вернуть себе утраченное, Георгий жестоко подавил восстание. Царевича Дмитрия то ли казнили, то ли ослепили, поддержавший его род Орбели был почти истреблен. Случилось это в 1177 году, когда Тамаре было всего одиннадцать лет или даже меньше. Ведь точная дата ее рождения неизвестна, слишком давно это было, и слишком много трагических событий видела земля Грузии за прошедшие столетия.

Большая часть свидетельств той эпохи канула в Лету, зато история жизни Тамары обросла легендами и версиями. Есть даже такая, что на самом деле царевич Дмитрий спасся от казни и жил потом под именем Шота Руставели. Будто бы он любил свою двоюродную сестру Тамару, которой и посвятил поэму «Витязь в тигровой шкуре». За восемь веков можно много придумать, смешивая слухи и факты.

А реальная жизнь царицы была весьма непростой, и вспоминать в Грузии созданный ею золотой век любят. Тем более что Грузия времен царицы Тамары была государством с территорией много большей, чем современная, во многом благодаря… счастливому браку правительницы.

Взошла на трон - замуж!


Георгий III, женатый на осетинской царевне Бурдухан, не имел сыновей - только двух дочерей, старшей из которых и была Тамара.

В честь рождения девочки отец приказал построить храм Рождества Богородицы. Ей дали прекрасное образование - согласно официальной версии занималась воспитанием царевны ее тетя Русудан. В самом юном возрасте отец сделал царевну своей соправительницей, справедливо полагая, что так будет надежнее. Недовольных жестким правлением царя и тем, что он захватил трон племянника, хватало и после подавления мятежа. Так что через год после подавления восстания, в 1178-м, Тамара взошла на трон.

Историки относят к 1180 году фреску в монастыре Вардзия, на которой рядом с Георгием - Тамара. Это ее единственное из сохранившихся прижизненных изображений.

В 1184 году Георгий умер - еще совсем нестарым человеком. Но грузинские цари в те времена редко отличались кавказским долголетием, слишком сложна и опасна была их жизнь. Это в полной мере ощутила и Тамара, когда осталась одна на троне.

Судя по всему, в первые годы правления, даже после повторного венчания на царство, ей приходилось подчиняться грузинским вельможам, явно не желавшим отдать власть в руки юной девушки. Молодой царице назначали советников, от нее удалили верных людей, в конце концов даже вынудили выйти замуж за совершенно незнакомого человека.

Тамара сопротивлялась, как могла, но вынуждена была уступить - грузинские феодалы решили, что изгнанный из русских земель сын владимирского князя Андрея Боголюбского Юрий будет подходящим женихом. Во-первых, он был христианином, во-вторых, не имел в Грузии родственников и сторонников, значит, станет подчиняться тем, кто его возвысил. Напрасно Тамара просила подождать с браком, чтобы присмотреться к будущему мужу. Свадьба состоялась уже в 1185 году.

Когда муж равнодушен к жене


Юрий явно не желал мириться с ролью принца-консорта. Проведя два успешных военных похода, он показал себя умелым полководцем и приобрел симпатии некоторых вельмож, виртуозно используя разногласия в грузинской верхушке. Русский князь постепенно становился влиятельным, и его претензии на реальную власть становились все очевиднее.

Да и мужем он оказался, мягко говоря, не идеальным. В личной жизни Юрий проявил себя как человек грубый, неуживчивый (видно, не зря его с Руси выставили) и вовсе не считал себя счастливейшим из смертных, обладая прекраснейшей женщиной Грузии. Красота Тамары, которую воспевали поэты, оставляла мужа равнодушным.

Другая юная женщина в такой ситуации могла бы пасть духом - трон практически отобрали, за него теперь дерутся разные группировки влиятельных и жестоких мужиков, собственный муж с тобой не считается и не любит, в стране беспорядки… Но умница-красавица Тамара, обладавшая к тому же редким обаянием, умела и ждать, и действовать.

Она постепенно собирала своих сторонников, оттесняла и ссорила противников, завоевывала симпатии подданных - и к 1187 году оказалась настоящей правительницей своей страны. Юрий был отправлен в Константинополь, в утешение ему дали приличное состояние. Причиной для развода назвали пьяные бесчинства Юрия и его гомосексуальные наклонности. Был ли князь подвержен этому греху или такой повод показался удобным, неизвестно. Но детей в этом браке не было, что наводит на размышления.

Царице удалось навести порядок в стране - где-то жесткими мерами, где-то щедрыми дарами, но в Грузии воцарился мир. Юная прекрасная царица сумела, как сейчас модно говорить, сплотить нацию. И наконец, она обрела любовь.

Они нашли друг друга и любовь


В этой истории опять загадка - как они нашли друг друга? Осетинский царевич Давид Сослан вроде бы воспитывался вместе с Тамарой с детства у той же тетушки Русудан.

То есть был другом детства царицы и даже родственником династии Багратионов. Другие же историки утверждают, что Тамара и Давид были еле знакомы. И просто после развода с Юрием нужно было срочно искать нового мужа: трону требовались наследники.

Но нет никакой разницы, как именно прошло первое знакомство, главное, что Тамара и Давид искренне полюбили друг друга. Не случись этого, возможно, не было бы и никакого золотого века.

Они поженились в 1188 году в Дидубийской церкви Рождества Богородицы, той самой, которую отец Тамары построил в честь ее рождения.

История не сохранила для нас портрет Давида Сослана. Его описывали как человека образованного, красавца богатырского телосложения, отважного воина и мудрого полководца, любящего мужа и отца. Если даже в этих описаниях есть преувеличение, то небольшое.

Вряд ли Тамара смогла бы полюбить человека, не обладавшего несомненными достоинствами. Тем более что военные победы Давида принесли ему заслуженную славу. Это он в 1191 году разбил войско вернувшегося из Константинополя Юрия, желавшего вернуть себе трон и жену. Когда некоторые историки пишут о том, что мятежников усмирила сама Тамара, верится с трудом. Как раз в 1191 году она родила сына Георгия, будущего грузинского царя Георгия IV. Затем Давид Сослан разбил правителя Азербайджана Абу Бекра, потом - румского султана Рукн-ад-Дина.

Ему много пришлось воевать, а она молилась за него и строила монастыри и храмы. В это время в Грузии вообще много строили - крепости, дворцы, дороги и мосты. Недаром Тамара была правнучкой Давида Строителя.

Расширение государства приносило новые доходы, которые вкладывались в то, чтобы Грузия стала процветающей страной. Удачно проведенная военная реформа привела к тому, что страна могла выставить шестидесятитысячное, хорошо подготовленное войско.

Административная реформа позволила улучшить управление страной и уменьшить злоупотребления власть имущих.

Народ любил свою царицу и уже при жизни слагал о ней легенды.

Идеальная пара правителей


Их семейная жизнь восхищала современников: сохраняя величие правителей, Тамара и Давид при этом трогательно были привязаны друг к другу и к своим детям - царевичу Георгию и царевне Русудан.

В одной легенде говорится, что, когда один большой вельможа пришел с докладом к Давиду, тот катал на спине сына, изображая лошадку. Увидев удивленный взгляд, Давид спросил: «У Вас ведь тоже есть дети?» И, получив утвердительный ответ, сказал: «Тогда продолжаем». Так он выслушал пришедшего, не прерывая игры с сыном.

Двор царицы поражал даже не роскошью, а тем, что в нем царили поэты и философы. Любимым занятием Тамары и Давида были беседы с образованными людьми и поэтические турниры. Есть исследования, в которых утверждается, что сам Давид Сослан писал и издавал книги, что он послал в Грецию сорок молодых людей для обучения. Тамара платила стипендии шестидесяти студентам, учившимся в Афонской школе. В грузинских школах того времени, которых при Тамаре открылось немало, преподавали древние языки, стихосложение, историю, философию, арифметику, астрологию, богословие и ораторское искусство.

В легендах чувства живут вечно


Великолепная история этого счастливого брака омрачена только одним - он оказался недолгим. В 1207 году Давид умер, возможно, был убит. Есть версия, что его устранила грузинская знать, опасаясь усиления влияния талантливого полководца. Во всяком случае сразу после его смерти Тамара сделала шестнадцатилетнего сына своим соправителем, явно воспользовавшись опытом своего отца.

После этого она прожила совсем мало, по некоторым источникам, даже умерла в тот же год. Ее смерть и погребение окружены тайной. Официально Тамара скончалась в 1213 году от болезни в замке Агарани, кстати, какой именно замок тогда так назывался, установить не удалось.

Где могила Тамары, тоже неизвестно. Ее тело было перенесено в Мцсхету, потом в Гелати, в фамильный склеп Багратионов. Но археологические раскопки не нашли следов ее захоронения.

Есть документы Ватикана, что, согласно завещанию царицы, ее прах перевезли в Крестовый монастырь в Иерусалиме. Существует легенда, что там окончил свою жизнь и принявший монашество великий поэт Шота Руставели, всю жизнь любивший царицу. Есть и мнение, что Тамару тайно похоронили рядом с мужем, в родовой часовне в Осетии, но это, скорее всего, тоже легенда.

Причисленная грузинской церковью к лику святых царица Тамара до сих пор живет в легендах. Считается, что она вовсе не умерла, а где-то спит в золотом покое и проснется, когда народу потребуется ее помощь.

14 мая Грузия отмечает день поминовения Тамары - этот день называется Тамароба. Открытый в 1892 году астероид назвали именем Святой Тамары, в Грузии стоят посвященные царице памятники, в 2010 году открылся аэропорт ее имени. О любви Тамары и Давида написано много.

А недавно на сцены вышла опера «Тамара и Давид Сослан». И вряд ли на этом закончится их история…

Текст: Алиса Бецкая


Изображение царицы Тамары кисти современной российской художницы Надежды Антипиной.

Сегодня в Православном календаре день памяти благоверной Тамары, царицы Грузии.

Тамара - знаменитая грузинская царица (1184 - 1213), с именем которой связан один из лучших периодов истории Грузии. Она происходила из династии Багратидов и была единственной дочерью Георгия III и красавицы Бурдухан, сравниваемой летописцем с Пенелопой.

Воспитала её высокообразованная тётка Русудань. Современные царице поэты восхваляли её ум и красоту. Её называли не царицей, а царём, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, ликом лучезарной, прославляли её кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту.

О её совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времён; её хотели видеть все, её руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский.

Всё царствование Тамары окружено таинственным ореолом; достоверные исторические сведения осложнились легендарными сказаниями со дня вступления её на престол. Отец короновал её на царство (1179 год) ещё при своей жизни, но лишь по смерти его (1184 год) она стала править государством. Девизом своего правления Тамара провозгласила милость и правду: «Я - отец сирых и судия вдов», - говорила Тамара. В её царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания.

Избегая осложнений внутри царства, царица вела ряд войн с соседними государствами.

Первый её супруг, русский князь Георгий (Юрий, по мнению Карамзина - сын Андрея Боголюбского) совершил военные экспедиции на север Армении, в Ширван (нынешний Азербайджан) и Эрзрум. Когда брак Тамары с Георгием был расторгнут - по словам грузинского летописца вследствие творившихся князем бесчинств, - то бывший супруг Тамары стал её врагом и с большим войском двинулся из Константинополя в Грузию для возвращения потерянного престола. Несмотря на то, что к нему примкнули некоторые областные правители, русский князь был разбит и исчез после того без вести.

Тамара, вступив в новый брак с осетинским владетелем Давидом Сослани, с которым она росла в детстве, через десять лет после вступления на престол открывает наступательную политику.


Грузинское царство к концу правления Тамары.

Доставив Грузии преобладающее политическое значение во всей Малой Азии, смирив внутренних и внешних врагов, расширив пределы царства, Тамара позаботилась о духовном развитии своей страны. При её дворе собирается плеяда славных писателей, доведших грузинский литературный язык до полного совершенства. Её век ознаменован поэтической деятельностью Шавтели и Чахруха, посвятивших «богоподобной царице» восторженные оды. При ней создаётся светская романтическая словесность в прозе, представителями которой являются Хонели, автор «Амиран Дареджани», и Саргис Тмогвели, переводчик персидской повести о Висе и Рамине. Наконец, в её царствование прославился поэт Шота Руставели, чья великолепная поэма «Витязь в тигровой шкуре» вся проникнута любовью к царице Тамаре. Её черты мы находим разом у двух прекрасных героинь: царевен Тинатины и Нестан - Дареджан, а любовь к ней поэта высказывают одновременно и Тариэл и Автандил.

Легендарная история, приписывающая Тамаре сооружение всех замечательных храмов и крепостей Грузии, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею, и среди них - роскошный Вардзийский дворец, вмещающий в себя до 360 покоев.

Христианство и гражданственность среди кавказских горцев распространялись благодаря энергии и заботам Тамары. Её имя с одинаковым благоговением передаётся в поэтических сказаниях различных народностей Кавказа. Церковь причислила её к лику святых. Грузины горцы превратили Тамару в богиню - целительницу всех недугов. В Сванетии Тамара из воинственной жены стала предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты.

Народ верит, что Тамара не умерла, она спит в золотой колыбели: когда дойдёт до неё голос людской скорби, она проснётся и вновь воцарится. Это поверье поддерживается отсутствием точных указаний о месте её могилы.

Из книги Елена Грушко, Юрий Медведев. Словарь имен. Н.Новгород: Русский купец, Братья славяне, 1996 г. Страницы 603 - 606.

Коснусь ещё одного момента.

Многим любителям поэзии со школьной скамьи памятны строки Лермонтова:

В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на чёрной скале.

В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.

Так вот, "коварная как демон" Тамара, убивавшая своих любовников, а трупы приказывавшая скидывать в Терек, к исторической царице Тамаре никакого отношения не имеет!

В неизвестные времена в России прижился миф о том, что у Тамары были любовники, и она их убивала и бросала тела в Терек. Этот миф создал ореол славы вокруг Дарьяльского ущелья и "замка Тамары". Однако, это миф, и весьма поздний. Откуда он взялся - непонятно. Первые грузинские историческо-мифологические сюжеты стали известны в России из мемуаров Жака Шардена (-1713), однако Шарден никаких любовников Тамары не знает. Пушкин этой темы не упоминает. У Лермонтова в поэме "Тамара и демон" упоминается явно другая Тамара, причем эта другая Тамара, согласно Лермонтову, жила не над Тереком, а в Арагвском ущелье. И только в стихе "Тамара"(1841) Лермонтов прямым текстом описывает историю с Тамарой и любовниками. Откуда он взял этот сюжет - непонятно. Есть мнение, что это модификация истории о Тамаре Имеретинской, которая была женой картлийского царя Луарсаба I и была известна плохим характером. Растиражировал этот миф Маяковский, причем прямо ссылаясь на Лермонтова. Он дважды упоминает этот сюжет в поэме "Владикавказ-Тифлис" и в поэме "Тамара и Демон" (1924).

Подборка изображений царицы Тамары:

1. На фреске в монастыре Вардзиа.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. Памятник царице Тамаре.

9.

10. Картина Есадзе. 1913 год.

11.

7. Копия фрески из Эрмитажа (фото моё).

8.

9.

10.

11. Картина художника Алексея Вепхадзе.

Мало о ком слагали столько легенд и сказаний в грузинской истории, как о царице Тамаре. Она живет в народной памяти, лучшие поэты воспевали в одах ее мудрость, благочестие и красоту. Живописуя стройный стан, темные очи, величественный взгляд и приятность речей. Ей посвятил свою бессмертную поэму «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели.

Биография Царицы Тамары

Время ее царствования по праву считается веком процветания Грузии. Тамара была дочерью царя Георгия III Багратиона и Бурдухан дочери осетинского царя Худана.

Из летописей известно, что когда Георгий III — внук Давида IV Строителя начал царствовать, первый ребенок — девочка родился через несколько лет. Это была Тамара.

В 1184 г., когда умер ее отец, Тамаре было 18 лет. Важную роль в воспитании и обучении будущей царицы сыграла ее тетка, сестра отца царица Русудан. Она была невесткой верховного султана сельджукского рода Санджара, но когда овдовела, то вернулась в Грузию, где играла значительную роль в политике государства.

Среди духовенства, сановников и вельмож не существовало единодушия по вопросу воцарения Тамары. Женщина во главе государства? Царь Георгий это предвидел и еще при его жизни в 1179 г., Тамара была коронована в Гелатском монастыре как соправительница отца. Ей было всего 12 лет. Именно с этого времени она была в курсе государственных дел, забот и проблем.

Ситуация с престолонаследием была непростой. Она сложилась как следствие спорных решений Давида IV Строителя. Георгий III был младшим сыном Деметре I. На момент его вступления на престол сын старшего брата Георгия — Давида V — царевич Деметре был еще несовершеннолетним.

В 1177 г. Деметре поднял восстание, чтобы овладеть престолом. К нему примкнули военные отряды из некоторых регионов Грузии. Армия восставших насчитывала около 30 тысяч воинов, но в их рядах единодушия не было, и Георгий III расправился с мятежниками. Царевич Деметре, как и многие его ближайшие сторонники, был казнен.

После подавления восстания Георгий окружил себя преданными людьми, но тем не менее на момент воцарения Тамары обстановка внутри страны, как и внешнеполитическая ситуация, была неспокойной. Целостности и независимости объединенного царства угрожали турецкие султаны и эмиры, ведущие захватнические войны на Ближнем Востоке и прилегающих территориях.

Существовала и потенциальная угроза со стороны королей Запада. Именно поэтому так важны были объединение земель и поиск надежных союзников. Тбилисский царский двор располагал хорошо вооруженным войском, и это создавало условия для построения отношений феодальной зависимости с менее сильными и не столь крупными княжествами и царствами.

Не менее важна была и поддержка Церкви. Устранение ересей и прекращение церковных неурядиц царица Тамара считала делом государственным. Она вернула картлийского католикоса, который, сложив с себя сан, бежал в Иерусалим и созвала Собор для устроения дел Церкви, искоренения злоупотреблений и смещения с должностей нерадивых пастырей.

На Собор прибыли епископы, богословы, пустынники и монахи. И вот, когда Собор подходил к концу и некоторый порядок был установлен, а в делах духовных достигнуто определенное согласие, пришла делегация спалсаларов (военачальники) и эриставов и потребовала найти для царицы супруга.

О замужествах царицы Тамары

Выбрать партию из представителей знатных родов не представлялось возможным, так как это вызвало бы распри при дворе и во всем царстве. Через купцов прознали, что есть хорошая партия из венценосцев в русских землях. Вскоре к Тамаре прибыл жених.

Князь Юрий, сын суздальского князя Андрея Боголюбского рано осиротел, родной дядя отнял у него престол и изгнал из страны, пришлось Юрию бежать к кипчакам. Поскольку был он родовитый, доблестный и с виду приятный решено было сделать его мужем царицы Тамары.

Бытописатели упоминают, что Тамара просила повременить, говоря, что надо бы посмотреть, что это за человек, и какого он нрава, но советники, обеспокоенные отсутствием у царицы детей и будущим царского дома, торопили со свадьбой. А вскоре после того как завершились пышные свадебные торжества, Юрий стал проявлять свои «скифские» нравы. Характер супруга становился все более буйным, а поступки просто бесчеловечными. В беспробудном пьянстве он снисходил до самых низменных грехов.

Тамара терпела и прощала супруга два года, но ни ее уговоры, ни увещевания монахов не дали результатов, и она была вынуждена требовать расторжения брака. Юрия отослали в Константинополь, однако, вскоре собрал войско и двинулся на Грузию возвращать себе трон. Занял Кутаиси и был коронован своими приверженцами, но его войско было полностью разгромлено. О его судьбе, после битвы, достоверных сведений не сохранилось.

Брак Тамары с князем Юрием остался бездетным, и, уступив настояниям приближенных, она в 1188 г. обвенчалась с Давидом Сосланом — царевичем из династии осетинских Багратионов. В середине XI столетия сын Деметре, Давид, нашел убежище в Осетии и стал родоначальником осетинских Багратионов.

На сей раз никакие неожиданности в характере супруга царицу не подстерегали: Давид воспитывался во дворце тетки Тамары — царицы Русудан, а Тамара знала его с детства. Он стал доблестным полководцем, не раз отправлялся сражаться и одерживал громкие победы над неприятелем.

Современники считали, что этот брак был счастливым, усматривая доказательством тому многочисленные военные победы и рассредоточение внутренних и внешних врагов. Единственное, что печалило царицу, было отсутствие детей. Но и эта печаль, спустя три года, сменилась радостью: в 1191 г. Тамара родила сына, которого в честь деда назвали Георгием. А, спустя год, на свет появилась и дочь — ей дали имя Русудан.

За что полюбили царицу Тамару?

Присоединяя новые земли, укрепляя царство и противостоя внешней угрозе, Тамара продолжала дело своего отца Георгия III и прадеда Давида IV Строителя. Когда в 1195 г. на Грузию двинулись полчища под предводительством атабека Азербайджана Абу Бакра (1191-1210) из династии Ильдегизидов, царица повелела собирать свои войска, в монастырях неустанно молиться, а нищим щедро раздавать милостыню.

Летописец передает нам слова царицы, с которыми она обратилась к храбрым витязям перед решающей битвой. Благословив воинов, Тамара посетила храм Богородицы в Мцхете и пала ниц перед иконой, слезно молясь о ниспослании победы.

В битве при Шамхоре 1 июня 1195 г. войско разгромило противника и с военными трофеями, многими пленными и гружеными богатой добычей верблюдами двинулось к столице. Царица торжественно выехала навстречу.

В дар ей принесли добычу: драгоценные камни, жемчуга, оружие и доспехи, шлемы, кольчуги, искусно сделанные и богато украшенные, златотканые одежды и сосуды с благовониями. Были среди трофеев и захваченные вражеские знамена. Главный трофей — знамя халифа — Тамара, следуя семейной традиции, принесла в дар Хахульской иконе Божией Матери в Гелатском монастыре.

Когда позволяли государственные заботы, царица любила выезжать с придворными и домочадцами на охоту. Охотились на берегах Иори и на берегах Куры. Для отдыха раскидывали шатры и проводили время, услаждая слух музыкой, песнями и стихами. Еще одна славная победа была одержана грузинской армией под предводительством Давида Сослана в битве при Басиани 27 июля 1202 г. над войсками султана Рукнаддина.

Царская сокровищница вновь пополнилась изделиями из золота, драгоценными каменьями, жемчугами, парчой и изысканными тканями. У летописца можно найти упоминание о том, что теперь при царском дворе не в чести стала утварь из серебра, а использовались блюда, кубки и прочие предметы из хрусталя, украшенного драгоценными камнями, и из золота.

Многие из этих ценных предметов Тамара жертвовала для украшения церквей и обителей. Следуя традициям своих предков, царица освободила церкви от податей и оброков. Она основывала храмы и монастыри не только в Грузии, но также и в Иерусалиме, и в Палестине, много помогала Церкви в Константинополе, заботилась о сиротах, вдовах, больных и немощных.

Самым известным объектом, связанным с именем царицы Тамары, является город-монастырь Вардзия .

Скончалась она около 2013 года от болезни в крепости Агары (ныне Коджорская крепость) в горах, неподалеку от Тбилиси, где была летняя царская резиденция. Место ее захоронения неизвестно.

Популярность царицы Тамары была чрезвычайно велика как при ее жизни, так и впоследствии. Ей приписывали все хорошее, даже то, к чему она не имела прямого отношения.

Горечь поражения придется познать ее детям, когда внутренние распри обострятся, а на страну нападут беспощадные монголы.

Образ царицы запечатлен во фресках Гелатского монастыря, Вардзии и Бетании .

Царица Тамара была канонизирована Грузинской и Русской православными церквами за свои деяния по христианизации северокавказских горцев, богоугодные деяния и истинно христианскую жизнь.

В Сванетии в народной традиции ее почитают как целительницу и молятся ей об избавлении от недугов. День ее памяти отмечается дважды: 14 мая и в третий воскресный день после Пасхи, посвященный женам-мироносицам. В 1892 г. в честь царицы был назван открытый австрийским ученым астероид.

Про Св. Нино − еще одну легендарную личность.