Болезни Военный билет Призыв

Особенности композиции рассказа бежин луг. Анализ произведения и отзыв: "Бежин луг" Тургенева. Какие пословицы подходят к рассказу «Бежин луг»

К плеяде замечательных русских писателей 19 века, получивших мировое признание и любовь читателей ещё при жизни, относится Иван Сергеевич Тургенев. В своих произведениях он поэтически описывал картины русской природы, красоту человеческих чувств. Творчество Ивана Сергеевича - это сложный мир человеческой психологии. С рассказом «Бежин луг» в русскую литературу было впервые введено изображение детского мира и детской психологии. С появлением этого рассказа произошло расширение темы мира русских крестьян.

История создания

Крестьянские дети рисуются писателем с нежностью и любовью, он отмечает их богатый духовный мир, умение чувствовать природу и её красоту. Писатель пробуждал у читателей любовь и уважение к крестьянским детям, заставлял думать об их дальнейших судьбах. Сам рассказ - это часть большого цикла под общим названием «Записки охотника». Примечателен цикл тем, что впервые в русской литературе на сцену выведены типы русских крестьян, описанные с такой симпатией и подробностями, что современники Тургенева сочли, что появилось новое сословие, которое достойно литературного описания.

В 1843 г. И.С. Тургенев познакомился с известным критиком В.Г. Белинским, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». В 1845 г. Иван Сергеевич решил полностью посвятить себя литературе. Лето он проводил в деревне, отдавая всё свободное время охоте и общению с крестьянами и их детьми. Впервые планы создания произведения озвучиваются в августе сентябре 1850 г. Тогда на черновике рукописи появились записи, содержащие планы написания рассказа. В начале 1851 г. рассказ был написан в Петербурге и в феврале был опубликован в журнале «Современник».

Анализ произведения

Сюжет

Рассказ ведётся от лица автора, любителя поохотиться. Однажды в июле, во время охоты за тетеревами он заблудился и, идя на огонь горевшего костра, вышел на огромный луг, который местные жители называли Бежиным. Возле костра сидели пятеро крестьянских мальчиков. Попросившись у них на ночлег, охотник лёг у костра, наблюдая за мальчиками.

В дальнейшем повествовании автор описывает пятерых героев: Ваню, Костю, Илью, Павлушу и Фёдора, их внешность, характеры и рассказы каждого из них. Тургенев всегда был неравнодушен к духовным и эмоционально одарённым людям, искренним и честным. Именно таких людей описывает он в своих произведениях. Большинство из них живёт тяжело, при этом они придерживаются высоких моральных принципов, очень требовательны к себе и окружающим.

Герои и характеристики

С глубокой симпатией описывает автор пятерых мальчиков, у каждого из которых свой характер, внешность, свои особенности. Вот как описывает писатель одного из пятерых мальчиков, Павлушу. Мальчик не очень красивый, лицо у него неправильное, но автор замечает в его голосе и взгляде сильный характер. Внешний вид его говорит о крайней бедности семьи, так как вся его одежда состояла из простой рубашки и залатанных портков. Именно ему доверено следить за похлёбкой в котелке. Он рассуждает со знанием дела о рыбе, плеснувшей в воде и о звезде, покатившейся с неба.

По его поступкам и речи видно, что он наиболее смелый из всех ребят. Этот мальчик вызывает наибольшие симпатии не только у автора, но и у читателя. С одной хворостиной, не испугавшись, ночью, он один поскакал на волка. Павлуша прекрасно знает всех зверей и птиц. Он смел и не боится примет. Когда он рассказывает, что ему показалось, как его звал водяной, трусоватый Илюша говорит, что это дурная примета. Но Павел отвечает ему, что в приметы он не верит, а верит в судьбу, от которой никуда не убежишь. В конце рассказа автор сообщает читателю, что Павлуша погиб, упав с лошади.

Далее идёт Федя, мальчик четырнадцати лет «с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». Он старше всех среди ребят. Ведёт он себя важно, по праву старшего. Говорит покровительственно, как бы опасаясь уронить своё достоинство.

Третий мальчик, Илюша, был совсем другой. Тоже простой крестьянский паренёк. На вид ему не более двенадцати лет. Его незначительное вытянутое, горбоносое лицо имело постоянное выражение тупой, болезненной заботливости. Губы были сжаты и не шевелились, а брови были сдвинуты, как будто он всё время щурился от огня. Мальчик опрятный. Как описывает его внешность Тургенев, «верёвка тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку». Ему всего 12 лет, но он уже работает с братом на бумажной фабрике. Можно сделать вывод, что мальчик он трудолюбивый и ответственный. Илюша, как заметил автор, хорошо знал все народные поверья, которые напрочь отрицал Павлик.

Костя выглядел не более, чем на 10 лет, маленькое веснушчатое личико было заострено, как у белочки, огромные чёрные глаза выделялись на нём. Одет он был тоже бедно, худенький, маленького росточка. Говорил тоненьким голоском. Внимание автора привлекает его печальный, задумчивый взгляд. Мальчик он немого трусливый, но, тем не менее, выходит с мальчиками каждую ночь пасти коней, сидеть у ночного костра и слушать страшные истории.

Самый незаметный мальчик из всех пятерых - это десятилетний Ваня, лежавший возле костра, «смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из под нее свою русую кудрявую голову». Он - самый младший из всех, писатель не даёт ему портретной характеристики. Но все его действия, любование ночным небом, восхищение звёздами, которые он сравнивает с пчёлками, характеризуют его как любознательного, чуткого и очень душевного человечка.

Все крестьянские дети, о которых говорится в рассказе, очень близки с природой, они буквально живут в единении с ней. С самого раннего детства они уже знают, что такое труд, самостоятельно познают окружающий мир. Этому способствует работа дома и в поле, и во время выездов в «ночное». Поэтому с такой любовью и трепетным вниманием описывает их Тургенев. Именно такие дети - наше будущее.

Рассказ писателя не принадлежит только времени его создания, к 19 веку. Этот рассказ глубоко современен и своевременен во все времена. Сегодня, как никогда, требуется возврат к природе, к пониманию того, что надо её беречь и жить с ней в единении, как любимой матерью, но не мачехой. Воспитывать наших детей на труде и уважении к нему, на уважении к трудящемуся человеку. Тогда и окружающий нас мир изменится, станет чище и прекрасней.

1) История создания сборника И.С. Тургенева «Записки охотника».

В 1845 году И.С. Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности. За два года до этого Иван Сергеевич знакомится с известным критиком В.Г. Белинским, который и явился идейным вдохновителем будущего сборника «Записки охотника». Летние месяцы И.С. Тургенев проводил в деревне, где всё свободное время отдавал охоте. Охотники в силу особой странствующей сущности своей профессии отличались от простых крепостных: они были более открытыми, чуткими к красотам природы, сохранили вольный и независимый ум. Встречаясь с разными охотниками из народа, слушая их рассказы, Тургенев постепенно погружался в стихию народной жизни, у писателя начинал формироваться замысел будущего литературного произведения. Так, в 1847 году в журнале «Современник» был опубликован первый рассказ И.С. Тургенева «Хорь и Капиныч», положивший начало сборнику, названному писателем «Записки охотника». Уже при жизни Ивана Сергеевича сборник был очень популярен.

2) Особенности жанра произведения И.С. Тургенева «Бежин луг». Произведение И.С. Тургенева «Бежим луг» является рассказом. Рассказ - небольшое по объему эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека.

3) Характеристика героев рассказа «Бежин луг». Характер героя раскрывается Тургеневым через описания внешности, через отношение к тем историям, которые рассказывают мальчики.

Образ Павлуши. Павлуша - один из пяти мальчиков, с которыми познакомился рассказчик у костра, который жгли ребята. Весь облик мальчика говорит о бедственном положении его семьи: вся его одежда «состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов». Внешне нескладный: «волосы...всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее», Павлуша привлекает своим умным и прямым взглядом, а также силой, звучавшей в голосе. Именно Павлуше доверено наблюдать за варившимся на костре котелком. Значит, это дело привычно для мальчика. Со знанием говорит герой и о рыбе, блеснувшей на реке, и о покатившейся звезде: «...Вишь плеснула, - прибавил он, повернув лицо в направлении реки, - должно быть, щука... А вон звёздочка покатилась». Павел ведет себя по сравнению с другими ребятами наиболее смело. Когда после рассказа Илюши о лесной нечисти все вздрогнули, услышав чей-то шипящий свист, Павел крикнул: «Эх вы, вороны!., чего всполохнулись?» - и перевел сразу разговор на бытовую тему, сказав о том, что картошка сварилась. Хорошо разбирается герой в повадках лесных зверей и птиц: то он слышит крик цапли, то объясняет, что белый голубок отбился от дома и теперь ищет места для ночлега. Вернувшись с реки, Павел говорит о том, что ему показалось, будто его звал водяной. Всего боявшийся Илюша отмечает, что это плохая примета. Но Павел не боится примет, так как верит в судьбу и считает, что «своей судьбы не минуешь». В финале рассказа читатель узнает о трагической гибели мальчика, но не в воде: «он убился, упав с лошади». Именно Павлуша вызывает наибольшие симпатии рассказчика, так как, не испугавшись, «с криком бросился вслед за собаками». В этот момент он был особенно хорош: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночйо, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка...»

Кто является главным героем рассказа? (крестьянские мальчики из соседних деревень, которые стерегли табун)

Как рассказчик попал на Бежин Луг? (он заблудился)

Охарактеризуйте каждого из пяти мальчиков (Федю, Павлушу, Илюшу, Костю, Ваню) по следующему плану (внимательно работайте с текстом художественного произведения):

Возраст;
- внешность, особенности одежды;
- отношение к другим мальчикам;
- рассказываемая история;
- поведение во время какого-либо неожиданного шороха.
- Кто из мальчиков вызывает наибольшие симпатии рассказчика? Почему? (Павлуша, так как наиболее смелый.)
- Кто из мальчиков лучше всех разбирается в народных поверьях? На основании чего вы сделали такой вывод? (Илюша, так как именно он рассказывает наибольшее количество различных историй.)
- Кто из мальчиков ведет себя наиболее покровительственно? Почему? (Федя, так как он старший - ему около четырнадцати лет - и из богатой семьи, поэтому выехал в поле не по нужде, а для забавы.)

4) Образ рассказчика в рассказе.
Рассказчик в тургеневском рассказе - сторонний наблюдатель, охотник, заблудившись, случайно оказавшийся на Бежином Лугу. Образ рассказчика в «Записках охотника» очень нужный и активный, выступает в нескольких обликах. То как охотник, сталкивающийся с интересными лицами, когда вовсе не важна его принадлежность к привилегированному сословию. То он случайный зритель или невольный свидетель встречи, разговора («Свидание», «Контора»). То чувствуется сословная дистанция: он - барин, встречающийся с господами, вспоминает о прежних встречах с лицами, проливающих свет на происходящее («Ермолай и мельничиха»). То рассказчик как бы совершенно растворяется в повествовании («Певцы»). Но он всегда симпатичен, благороден, стоит ближе к крестьянам-праведникам, чем к господам. Он даже берёт сторону угнетённых: уговорил Бирюка помиловать крестьянина, брезгливо относится к Пеночкину и ему подобным. Это, несомненно,- просвещённый «друг человечества» в духе сороковых годов, проповедующий социальное равенство, видящий пороки крепостнической системы, угнетающей униженных и оскорбленных.

5) Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Страстно любивший природу, Тургенев широко пользовался в «Записках охотника» описаниями природы. Тургенев относился к природе, как к стихийной силе, живущей самостоятельной жизнью. Пейзажи Тургенева поразительно конкретны и вместе с тем овеяны переживаниями рассказчика и действующих лиц, они динамичны и тесно связаны с действием. Пейзаж в тургеневском рассказе не только фон, но и через описание природы раскрываются чувства, переживания героев произведения.

Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. Здесь И.С. Тургеневым используются эпитеты: «заря... разливается кротким румянцем», «солнце - не огнистое, не раскаленное», «лиловый... туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце... мирно всплывает», «облака... почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают... как дым», «как бережно несомая свечка, ... вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, гак же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние... над потемневшей землей», и «печать какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи. Смена пейзажа передаёт изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются тёмные и чёрные цвета: «тёмным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота». Природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонёк, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». Вместе с рассказчиком читатель ощущает страх и волнение. Пейзаж в тургеневском рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика.

Как начинает писатель свое произведение? (с описания природы)

О каком времени года идет речь в рассказе? (июль)

Найдите в тексте эпитеты к слову солнце, («не огнистое, не раскаленное... не тускло-багровое... но светлое и приветно-лучезарное»)

Подберите к слову солнце синонимы, используемые писателем в тексте рассказа, («могучее светило», «алое сияние» и др.)

Как постепенно меняется цветовая гамма произведения? Как читатель понимает, что рассказчик заблудился? (Постепенно на смену светлым цветовым эпитетам приходят: «темным и круглым бугром», «места, ...потонувшие во мгле», «над страшной бездной» и др.)

Урок литературы 7 класс

Тема урока: «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг».

Цели урока: продолжить анализ содержательной и художественной канвы рассказа для целостного видения образной картины художественного мира произведения;

побудить обучающихся к кропотливой работе с художественным текстом,

развивать наблюдательность и лингвистическое чутьё к слову;

активизировать мыслительную деятельность учащихся в условиях урока.

Задача: на основе вдумчивого чтения, пересказа текста и озвученных ответов учащихся сформулировать проблему умение видеть и слышать окружающий мир; помочь учащимся лучше ориентироваться в сложном тексте литературного произведения; задуматься над умением понимать природу, разбираться в тайнах окружающего мира; разбудить в обучающихся желание работать со словом, понимать красоту звучащего слова.

Форма проведения: «Следствие ведут знатоки».

Подготовительная работа.

На перемене раздать группе «Искатели» карточки с лингвистическими терминами.

Подготовить слайдовую презентацию.

Картины по теме «Русалка» и музыку.

Задания группам.

I. Вступительное слово учителя.

Наш сегодняшний урок мы вновь посвящаем рассказу «Бежин луг» удивительного русского писателя XIX века И.С.Тургенева (1818-1883гг).

СЛАЙД 1.

Рассказывая о жизни крепостных детей, о красоте русской природы, писатель знакомит нас с героем-повествователем, охотником. СЛАЙД 2.

Наше путешествие с этим интересным человеком уже началось, и сегодня мы вместе с ним отправимся на речку Сн е жеть, СЛАЙД 2-1 которая и сегодня течёт Брянской области России, левый приток Десны. Название происходит от белопесчаных, словно заснеженных, берегов этой реки .

Здесь бывал И.С.Тургенев. Здесь побываем и мы:

СЛАЙД 3

посидим у ночного костра, послушаем предания, легенды, попробуем ответить на вопрос, верят ли крестьянские дети в свои «былички», если да, то почему; вместе с героями рассказа последим за пейзажем, увидим утреннее пробуждение природы.

И всё это будет нам подвластно, потому что мы знатоки рассказа «Бежин луг».

Итак, следствие ведут знатоки. СЛАЙД 4

Но прежде проверим, хорошо ли уложен наш багаж, не забыли ли мы то, что нам просто необходимо.

II. Актуализация знаний обучающихся. ………………………………………….
1. На перемене группа «Искатели» получила карточки, содержащие литературоведческий термин и его определение. Нашли ли искатели свои пары? «Искатели», вам слово!

1) художественное изображение природы (П ейзаж)

2) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека (Р ассказ)

3) необычный порядок слов (И нверсия)

4) Р оль пейзажа в произведении:

  1. обозначение места действия;
  2. создание определённого настроения;
  3. способ выражения авторской позиции
  1. перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы (О лицетворение)

6)разговор двух или нескольких действующих лиц в литературном произведении (Д иалог)

7) вид звукописи: повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления её выразительности (А ллитерация).

2. Прошу остаться тех, у кого цветные буквы. А вам, уважаемые друзья, я предлагаю составить из этих букв ключевое слово и отгадать пароль, который позволит нам начать наше путешествие.

ПРИРОДА (прикрепить его на доску).

А, как вы думаете, почему я загадала именно это слово?

Пожалуй, с описания летнего утра мы и начнём.

3. Наизусть отрывки из рассказа.

МУЗЫКА П.И. Чайковский «Времена года. Июль.»

Пожалуйста, кто учил первый отрывок? СЛАЙДЫ 5-7

Второй? СЛАЙДЫ 8-10

Третий? СЛАЙДЫ 11-13

И что же случилось в такой замечательный день с нашим вожатым?

(Наизусть четвёртый отрывок – Гриша Харламов) СЛАЙД 14

Как подействовало на вас словесное описание пейзажа? Какова здесь его функция?

Осталось вспомнить имена героев рассказа. Обратимся к таблице, которую мы заполняли на прошлом уроке.

СЛАЙД

Имя

героя

Возраст

Портрет

Поступки /действия

Федя

Стройный, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, узенькими плечиками, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами, полурассянной улыбкой.

Принадлежал по всем приметам к богатой семье: на нём пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку; не голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

Выехал в поле не по нужде, а для забавы.

Павлуша

Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная - с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.

Малый был неказистый.

Одежда состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.

Он понравился повествователю: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.

Ильюша

Лицо довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. На нём новые лапти и онучи, толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку.

Он словно всё щурился от огня. Обеими руками то и дело надвигал себе на уши шапочку.

Костя

Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно различить; большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.

Маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

Возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным взором. Глаза его, казалось, хотели что-то высказать, для чего на его языке не было слов.

Ваня

Русая кудрявая голова.

Свежее личико, большие тихие глаза.

Лежал на земле, смирёхонько прикорнув под угловатую рогожку, и только изредка выставлял из-под неё голову.

Гляньте на Божьи звёздочки, - что пчёлки роятся!

Итак, герои произведения – деревенские ребята, старшему из которых - Феде - 14 лет, младшему – Ване – 7 лет, двум мальчикам – Павлуше и Ильюше - по 12 лет и Косте -10. Какие это дети?

Любознательные, смекалистые, знающие природу, в чём-то невежды, внешне бедные, но богатые душой.

III. Работа по теме урока.

СЛАЙД

  1. Слово учителя. СЛАЙЖД 14

Тихая росистая летняя ночь, неподалёку река, (Слайд 15) горит костёр, (слайд 16) чуть поодаль щиплют траву кони (СЛАЙд 17). Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая интересные истории. Со вре мен ные ис сле до ва те ли на зы ва ют их бы лич ка ми – это рас ска зы о фак ти че ских со бы ти ях, уча ст ни ком или сви де те лем ко то рых был рас сказ чик. В рас ска зе 11 бы ли чек. Мы остановимся на нескольких из них. После прослушивания «быличек» мы будем выполнять задания. Будьте внимательны. В тетрадях у вас есть таблица, которую по ходу урока мы будем заполнять. Пожалуйста, ребята.

Задание группе «Творцы» (Синявин Кирилл, Никитина Настя)

(Карточка с заданием. НОУТБУК

Используя подготовленные иллюстрации и музыку, создайте слайдовую презентацию на тему «История про русалку». При показе прокомментируйте своё творчество.)

  1. Пе ре сказ.

«Илю ша о до мо вом» - Руслан.

История о белом барашке - Женя.

«Кос тя о ру сал ке» - Артём .

3. Слово группе «Творцы». Презентация «История о русалке».

  1. А теперь давайте обратимся к слову Тургенева.

Чтение по ролям стр. 331 (Кучер Саша и Саша Гуммер) - о сол неч ном за тмении.

Как известно, одной из характеристик героев является их речь. Исследовать речь одного из них мы попросим сейчас н аших учёных - лингвистов (Попова Ольга и Катя Деркач).

(Карточка

Как характеризует Павлушу его речь? Проведите эксперимент: замените в последней на стр. 331 реплике Павлуши просторечные слова литературными. Сравните оба варианта. Какой лучше? Почему?)

(Вариант Тургенева. Картина получилась правдоподобнее, ближе, естественнее )

Нам предстоит провести собственное расследование.

5. Работа в группах.

Я приглашаю на рабочее место группу экспертов . (Селюкова Вика, Вика Келлер, Анжела Мамонова) . Приступайте к своей работе.

(Карточка с заданием.

1. Изучите предложенную литературу и дайте своё заключение-ответ на вопрос: «Почему ребята верят в домового, лешего, русалку?»

2. Как вы можете объяснить историю Павлуши о предвиденье небесном (стр. 331)?)

Группа журналистов (Зайцева Алёна, Полосина Алёна, Баталина Юлия).

Мы приветствуем наших журналистов. Они тоже рвутся в бой и готовы провести своё расследование. Пожалуйста, приступайте к работе.

(Карточка с заданием.

Расследуйте, какое мнение о домовом, лешем «живёт» в современном обществе. Проведите анкетирование наших гостей, подведите итоги, сделайте заключение, ответив на вопрос «Удивлены ли вы тому, что крестьянские дети 19 века верили в домового, лешего, русалок?»)

Группа «Лирики»

(Карточка с заданием.

Подготовить выразительное чтение стихотворений.

М. ЛЕРМОНТОВ. А. Пушкин. О домовом

РУСАЛКА

Русалка плыла по волне голубой,
Озаряема полной луной;
И хотела она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
И шумя, и крутясь, колебала река
Отражённые в ней облака;
И пела русалка - и звук её слов
Долетал до крутых берегов.

Все остальные ребята заполняют в тетрадях таблицу.

Имя героя

Возраст

(лет)

«Былички» ребят

о ком?

реакция слушателей

Федя

Павлуша

О предвиденье небесном (стр. 331)

О Тришке (стр 331-332)

О душе утопленника (стр 333)

Ильюша

О домовом

9стр. 325-236)

Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли… Уж как же мы напужались о ту пору!

Костя

О русалке

(стр. 326-327)

О белом барашке на могиле утопленника.

(Стр. 328-329)

История о бабе Ульяне.(стр. 330-331)

О Тришке

(стр. 331-332)

О лешем (стр. 333-334)

Да как же это может этакая лесная нечисть хрестиянскую душу спортить…

Защекотать она его хотела… Это ихнее дело, этих русалок-то.

Мальчики переглянулись, вздрогнули…

С нами крестная сила!

Внимательно слушают.

Принимают участие, верят.

Ваня

Верят ли мальчики тому, о чём рассказывают?

Как эти рас ска зы ха рак те ри зу ют са мих маль чи ков?

(Маль чи ки суе вер ны, бо ят ся не по нят но го, но та ин ст вен ное при тя ги ва ет их, жи вой ум и бо га тое во об ра же ние ста ра ют ся всё объ яс нить. Они эмо цио наль ные рас сказ чи ки, ве рят в свои рас ска зы. Па вел от но сит ся иро нич но.)

Тогда почему они верят?

Слово Экспертам, лирикам. СЛАЙД 23

Что скажут наши журналисты?

Можно ли не поверить во все эти чудеса, если взрослые творческие личности верили и верят в это безоговорочно?!.

III. Каков же финал рассказа? - О чём он говорит?

Не всё так глад ко, бла го по луч но в жиз ни. Горь ко ав то ру. Но жизнь про дол жа ет ся, и мы возвращаемся к ключевому слову нашего урока. Природа.

И.С.Тургенев был необыкновенным мастером пейзажа. СЛАЙД 31. Посмотрите, что по этому повод сказал известный писатель 19 века, «батенька-художник» Л.Н.Толстой: СЛАЙД 31.1«Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, - это природа. Две-три черты, и пахнет».

Я приглашаю вас быть сегодня читателями-творцами, читателями-соавторами. Откройте свои души, дайте волю своим мыслям и чувствам.

IV. Создание эмоционального настроя.
1. Обратимся к картине утреннего пробуждения природы.

Чтение описания утра учителем. (На фоне музыки Э.Грига «Утро» из Первой сюиты к драме «Пер Гюнт»).СЛАЙД33.

Я думаю, описание утра не оставило вас равнодушными. Кому-то стало немного грустно, а кто-то ощутил радость, кто-то вообще растерялся от избытка чувств…

Вы слышали и музыку норвежского композитора Эдварда Грига. Это «Утро» из Первой сюиты к драме Ибсена Генрика «Пер Гюнт» . Это одно из самых красивых изображений восхода солнца в музыке. Можете ли вы сказать о впечатлениях композитора от утреннего пробуждения природы?

Это мастерство композитора. А в чём же мастерство И.С.Тургенева? Почему же «его картины всегда верны, вы всегда узнаёте в них… родную русскую природу…»? Чтобы ответить на этот вопрос, я приглашаю вас прочитать описание утра (стр. 336-337), вдуматься, вслушаться, пропустить через себя. А результаты работы оформить в таблице.

Таким образом, мы убедились в том, что И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух, обоняние, зрение. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы видите деревья, траву, небо, но и…? ..

(Слышим пение птиц, чувствуем запахи, нам жарко или прохладно.)

V. Домашнее задание: оформить таблицу, последнее задание на стр. 339 – сочинение-размышление «Человек и природа».


В цикле «Записки охотника» автор только один раз попытался дать художественное изображение крестьянских детей, окутав их всеми поэтическими прелестями летней русской ночи. Речь идет о рассказе "Бежин луг", краткое содержание и анализ которого мы предлагаем вашему вниманию.

Стеречь всю ночь табун лошадей - большой праздник для деревенских мальчиков. Вот на такую группу ночных сторожей-детей и набрел автор. Дело было ночью. Они сидели вокруг горящего костра. Над ними висело темное чистое небо. Кругом тишина, прерываемая лишь внезапным всплеском большой рыбы в ближайшей реке, или прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Тихонько потрескивали огоньки костра.

Среди этого ночного безмолвия, слабо освещаемые мерцающими звездами на ясном небе, сидят эти мальчики и тихо беседуют меж собой на самые для них захватывающие темы. Здесь, в тиши, на лоне природы, они чувствуют себя свободно и независимо, и могут, не боясь окриков старших, поведать друг другу, что у них у каждого таится в душе, что давно и непрерывно стучится в их детские умы. События, нарушившие деревенское однообразие, толки и беседы взрослых по поводу этих явлений, своеобразно отлагались в детских душах. И вот теперь автор подслушал их ночной разговор, обвеянный страхом суеверий и таинственностью самих фактов, которые проносятся в воображении мальчиков из рассказа "Бежин луг".

Краткое содержание их беседы следующее. Прежде всего речь заходит о домовом, которого, по словам Илюши, видеть нельзя, а слышать можно, и он рассказывал о том, как они с товарищами напугались, слыша, как домовой по плотине ходил, а доски под ним так и гнутся, слышал даже, как он кашлянул и, по догадке рассказчика, от сырости, вероятно. Призадумались мальчики и помолчали. А Павлуша услышал: «Вишь, плеснула - должно быть, щука... А вон звездочка покатилась». Домового сменила русалка, которая повстречалась плотнику Гавриле в лесу: с тех пор он все и молчит. Об этом эпизоде рассказывает уже другой мальчик, Костя. И на предположение одного мальчика, что Гаврила, герой этого рассказа, понравился, видно, ей, Илюша уверенно отрицает это: «Защекотать она его хотела».

После этого все смолкли и вздрогнули, когда в отдалении вдруг раздался звенящий, протяжный звук. Вдруг собаки с судорожным лаем кинулись прочь от огня. Мальчишки перепугались. Павлуша бросился во тьму на лошади и скоро вернулся. «Ничего, - сказал он. - Я думал, волк», - прибавил он равнодушным голосом. В это мгновенье он был очень хорош. Некрасивое лицо мальчика горело твердой решительностью и смелой удалью. Как перетрусили бы на их месте городские барские дети, а он, Павлуша, без хворостинки даже в руке, ночью, нимало не колеблясь, один поскакал на волка.

Ну, теперь можно и о лешем вспомнить по поводу раздавшегося крика цапли за рекой. Илюша возражает Косте, что это не леший кричит, потому он немой, он только в ладони хлопает да трещит. А тут вдруг из-под рогожи выставил свое свежее личико Ваня и детским голосом обратил всех внимание на «Божьи звездочки, что пчелки роятся». Помолчали, залюбовались небом, и опять принялись за страшные вести, как Акулина с тех пор и рехнулась, как в воде побывала, где ее, красавицу, водяной испортил. Автор видел эту самую Акулину, страшно худую, покрытую лохмотьями, с черным лицом, помутившимся взором и оскаленными зубами, словно дикий зверь. Случившееся с нею будило пытливую фантазию суеверных мужиков. И вот здесь, у костра, эти крестьянские дети, словно эхо, вторят мнениям и толкам взрослых.

Уж раз речь зашла о водяном, то дети кстати вспомнили о другой его жертве, мальчике Васе, любимце матери, которая с тех пор и помешалась, как Вася ее утоп. А тут и Павлуша вернулся с реки и поведал неладную весть, что он слышал Васин голос из реки, звавший его, Павлушу. «Ах ты, Господи! Ах ты. Господи!» - проговорили мальчики, крестясь. И на предложение Феди, что эго водяной звал Павлушу, последний решительно заявляет: «Ну, пущай! Своей судьбы не минуешь». Слова его глубиной своей и правдой произвели на мальчиков глубокое впечатление.

И последняя заманчивая правда, которую они узнают от того же Павлуши - это та, что есть земля, где зимы не бывает, что она далеко, далеко за теплыми морями. И с этой мыслью мальчики улеглись у костра и вскоре уснули. Но недолги летние ночи. Вот уже и восток заблестел и заря осветила горизонт, и скоро все зашевелилось, проснулось, зашумело, заговорило. Скоро промчался, погоняемый знакомыми мальчиками, отдохнувший табун. Так заканчивается рассказ "Бежин луг", краткое содержание которого вы только что прочитали.

Рассказ «Бежин луг» художественно передает наивную прелесть детской психологии, питающейся народными поверьями, живым чувством природы, не чуждой присущего мужику здравомыслия. Нужно было обладать даром проникновения в тайны народной души, чтобы увидеть, как она проявляется в детях. Нужна была проникновенность, чтобы по глядеть на природу глазами этих крестьянских наблюдателей, для которых вся природа полна живых, творческих сил, вмешивающихся постоянно в жизнь людей, и чаще всего на пагубу последних всюду пугливое сердце чует леших, русалок, домовых. Весь этот невычитанный романтизм живет в душе этих юных детей природы и народа, и почувствовать слияние этого духа, постигнуть и художественно воспроизвести эту народную романтику значило дать родной литературе одно из лучших откровений.

Комплексный анализ рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»

«Бежин луг» вошёл в сборник «Записки охотника». Но мне кажется, что этот рассказ отличается от других, и не столько главными героями или сюжетом, сколько настроением. Строчки дышат спокойствием и красотой, атмосфера народных сказаний захватывает, почти околдовывает читателя…

Как и большинство тургеневских рассказов, «Бежин луг» начинается пейзажем. Всё в картине этого «прекрасного июльского дня» создаёт ощущение гармонии природы: и «приветно лучезарное» солнце, и «золотисто-серые, с нежными белыми краями» облака, и постоянно «лёгкого, бледно-лилового» цвета небо. Но вот наступает ночь, и лирический герой — охотник — оказывается в совершенно незнакомых ему местах. Его охватывает «неприятная, неподвижная сырость», над головой носятся летучие мыши… но, несмотря на это, в рассказе нет тревоги: в монологе охотника нет страха или паники («Вот как только я выйду на тот угол… тут сейчас и будет дорога»). Однако появляется новое настроение, ночное ожидание необычного и загадочного, природа олицетворяется:

«с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак…», белые камни «сползлись… будто для тайного совещания». Ночью мир изменяется, герой видит, казалось бы, реальные предметы по-иному, и это отражается в эпитетах: «стальные отблески воды», «синеющая воздушная пустота».

Но в середине этой ночи, «под самой кручью холма», светятся два костра, зажженные людьми. Кажется, что эти огоньки контрастируют с царящей вокруг темнотой, как и само появление людей здесь, на Бежином лугу… Но так ли это?

У костров сидели крестьянские ребята из соседней деревни, пригнавшие лошадей в ночное. «Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня». Лирический герой знакомит читателя с каждым из них: и с сыном богатого крестьянина Федей, и с мечтательным Костей, и с тихим, молчаливым Ваней. Но особенно охотник обращает внимание на Павлушу и Илью, не только в момент встречи, но и после. Почему?

На первый взгляд, их характеры противоположны: Павел прям, активен, смел (это он первым бросается к табуну, когда волки подбираются слишком близко), а Илья - болезненен, задумчив, он лучший рассказчик среди этих ребят, «знаток народных преданий».

Охотник притворяется спящим, и ребята возобновляют прерванный приходом барина разговор. Разговор о русалках, утопленниках и домовых… А рядом «мрак борется со светом»: то исчезает, то появляется пламя костра, то приходят, то уходят тени — и настроение волшебства, таинственности усиливается.

Рассказ Кости о русалке прерывается «протяжным, звенящим, почти стенящим звуком». Природа оживает: «казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким острым хохотом…». И в реакции ребят на эту ночную перекличку отражаются их характеры. Илья шепчет молитву, веря, что это разговор лесной нечисти, но крик Павла «Эх вы, вороны… чего всполохнулись» отгоняет страхи ребят. Позже, когда залают собаки, Павел бросится в лес за ними, вызывая восхищение рассказчика: «он был очень хорош в это мгновение… «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него».

Разговор заходит о самом загадочном — о Тришке, «таком удивительном человеке, что и взять его нельзя будет, и ничего сделать ему нельзя будет». Но если Илья «с жаром» рассказывает о его чудесной силе, Павел более прозаичен: его описание паники в деревне вызывает у ребят смех. Непонятно, действительно ли он верит в рассказы Ильи: на рассказ о страшном голосе из «бучила» он спокойно «замечает», что это может быть душа утопленного лесника; несмотря на то, что слышит зов водяного, набирает воды из реки. Он негласный лидер мальчишечьей компании: у него Костя спрашивает совета («ты, может быть, знаешь…»); когда рассказчик уходит, он «один… приподнялся до половины и пристально посмотрел» на охотника. Смерть Павла, о которой говорится в коротком эпилоге, ещё раз подчёркивает ту «смелую удаль», которую почувствовал в нём лирический герой:

«он не утонул: он убился, упав с лошади…».

Рассказы ребят удивительно гармонично вписываются в окружающий ночной пейзаж. И сами они кажутся частью Бежина луга, где словно действительно бродят утопленники, а в речке живут водяные и русалки. Та ночь, в которой заблудился охотник-барин, для Павла привычна: он уходит к реке один, легко находя дорогу.

Мне кажется, Бежин луг — это олицетворение, символ красоты души русского крестьянина, его поэтичности, которая отражается в характере Кости, и его силы, «твёрдой решимости», которыми пронизан образ Павла.

Ефремова Татьяна, 10 класс, 2002