Болезни Военный билет Призыв

Основные симптомы кризиса 3 х лет. Негативизм - причины, симптомы, лечение. Пульс — что это такое

Негативизм является достаточно частым состоянием каждого человека. В данном случае больной отторгает, не принимает мир, постоянно имеет негативный настрой жизни. Негативизм может быть чертой характера или ситуативной реакцией. Психиатры часто связывают негативизм с , шизофренией. Некоторые считают, что человек меняет свое отношение к жизни, когда переживает возрастной кризис. Он может наблюдаться в подростковом возрасте, а также у деток 3 лет. Как портит жизнь негативизм? Чем он вызван? Насколько опасно такое состояние?

Описание

Зигмунд Фрейд считал, что негативизм – это своеобразная психологическая защита. Некоторые связывают понятие негативизма и нонконформизма, когда человек полностью противостоит миру, не принимает его таким, каким он есть, отказывается признать установленные порядки, традиции, ценности, законы. Противоположным и не очень приятным состоянием является конформизм, когда человек подстраивается под всех остальных.

Психологи два типа поведения связывают с детским возрастом. А вот зрелый человек уже становится независимым. Взрослым считается человек тогда, когда начинает использовать свою свободу в весьма полезных целях – любит и заботиться о ком-то, совершает достойные поступки.

Негативизм – это своеобразное восприятие жизни, она кажется серой, страшной, все события трагические, мрачные. С этим состоянием нужно своевременно бороться, иначе оно негативно отразиться на образе жизни.

Причины негативизма

У каждого человека эта черта характера формируется из-за разных внешних и внутренних факторов. Чаще всего – это сбои в гормональном фоне, наследственность. Также могут повлиять такие моменты:

  • Физическая беспомощность.
  • Нет умений, сил, чтобы преодолеть трудности.
  • Самоутверждение.
  • Месть и неприязнь.

Симптомы

Узнать о тяжелом состоянии человека не сложно, его сразу же видно:

  • Появление мыслей о том, что мир несовершенен.
  • Склонен к постоянным переживаниям.
  • Не любит людей с позитивным мышлением.
  • Вместо того, чтобы решить проблему, больной проживает ее.
  • Только негативная информация мотивирует больного.
  • Человек делает акцент только на негативе.

Психологам удалось установить факторы, из-за которых появилось негативное мышление:

  • Появление чувства вины.
  • , неприятностей.
  • Страх потерять все, что есть.
  • Нет личной жизни.

Когда общаешься с человеком, имеющим негативное мышление, нужно быть предельно осторожным, ни в коем случае не говорить прямо о его патологии. Все может закончиться непредсказуемой реакцией. Каждый человек должен сам понять, в каком он состоянии.

Виды негативного восприятия

Активная форма

Люди специально делают все назло. Больше всего негативизм беспокоит деток 3 лет. Чаще всего наблюдается речевой негативизм. Малыши отказываются выполнять любую просьбу. У взрослого патология возникает во время . Когда больного просят повернуться, он специально отворачивается в другую сторону. Здесь важно отличить негативное отношение к жизни от упрямства.

Пассивная форма

Больной полностью игнорирует просьбы и требования. Эта форма сопровождает кататоническую шизофрению. В данном случае, когда человек хочет повернуться, у него возникает сопротивление, повышается мышечный тонус.

Дополнительно выделяют глубинный, коммуникативный, поведенческий негативизм. В случае поведенческого негативизма человек делает все наперекор. Поверхностный, коммуникативный выражается в виде непринятия окружающего мира, а также конкретного дела. При глубинном негативизме человек внешне позитивен, улыбается, радуется жизни, а внутри у него «буря негативных эмоций», которые рано или поздно могут вырваться наружу.

Особенности детского негативизма

Впервые ребенок сталкивается с негативным мышлением в 3 года. В этот период он осознает, что независимым от мамы – все может сам. Именно в этом возрасте дети сильно капризничают, не принимают родительскую помощь. Если своевременно не принять меры, негативизм будет наблюдаться и у дошкольников.

У некоторых школьников негативизм сопровождается , при котором дети отказываются общаться. Что делать? Обращать внимание, как развивается ребенок, исключить серьезные проблемы с соматическим, психическим развитием. В трехлетний кризис речевой негативизм – это частое проявление. Иногда такое состояние характерно и для деток 7 лет.

Внимание! Детское негативное мышление может быть первым признаком психической патологии, личностной травмы. Если негативизм затягивается в дошкольном возрасте, необходимо срочно обращаться к специалисту. Именно в этом время могут возникать разные конфликтные ситуации дома, в школе.

Подростковый вид негативизма протекает более ярко в 16 лет. Когда ребенок взрослеет, симптоматика исчезает. Если подросток сильно взбунтовался, нужно проконсультироваться с психологом.

Современные психотерапевты говорят о смещении возраста у подростков. Встречаются случаи, когда молодые люди в возрасте 22 года начинают пессимистично относиться к жизни. Иногда негативизм дает впервые о себе знать в пожилом возрасте или в случае постоянных неудач. Некоторые обретают негативное мышление при параличе, .

Как избавиться от проблемы?

Чтобы научиться позитивно мыслить нужно устранить причину того, что мучает изнутри. Если не получается самостоятельно, необходимо проконсультироваться с психотерапевтом. Он проведет чистку ваших мыслей, поможет научиться воспринимать ситуацию вовсе по-другому.

Запомните, негатив портит жизнь, он уничтожает все хорошее в человеке. Не стоит себя загонять в угол, решите свою проблему. Не можете справиться самостоятельно? Не стесняйтесь обратиться за помощью. Превратитесь в оптимиста, вот тогда жизнь наладиться, вам станет намного легче. Наконец-то вы начнете замечать яркие краски, а не серые будни. Научитесь быть счастливым!

Негативизм (от лат. negatio – отрицание) как качество личности – склонность негативно мыслить на базе предрассудков, отрицательной предубежденности, видения в людях только недостатков; проявлять негативные установки подсознания, недоброжелательный настрой.

Человек – существо программируемое. В нашем «программном обеспечении» еще с детства задействованы десятки негативных установок. Эти подарки из «детской» заставляют нас видеть в окружающем мире «случайные черты»: недостатки, неудачи, печали, угрозы и опасности. Мир стал для нас большой «бякой». Когда взрослые нам говорили разную чушь, а сами думали иначе, мы записывали в подсознание именно это «иначе». Самые популярные фразы взрослых:

«Не крутись!», «Не бегай!», «Не прыгай!», «Не стой!» создали у нас негативную установку «Не делай». Поэтому во взрослой жизни нам характерны робость, неуверенность в себе, безынициативность, несамостоятельность, зависимость от чужого мнения и тревожность. Когда нам говорили: «Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!», «Мне такая девочка не нужна. Отдам тебя милиционеру или цыганам», у нас записалась установка «Не живи!» Детское программирование аукнулось для нас чувством вины, страхами, ощущениями одиночества, нарушением сна и отчуждением от родителей. «Запомни, дитятко, — уверяли нас родители, — Все вокруг обманщики, надейся только на себя! Никому нельзя верить, кроме мамы и папы». В итоге в подсознании поселилась установка «Не верь!», а вместе с ней трудности в общении, подозрительность, страхи, ощущение одиночества и тревоги. «Горе ты моё, уйди с глаз долой, встань в угол!» – говорили родители. Мы шли в угол и уносили с собой озлобленность, агрессивность, скрытность, недоверие, чувство вины, низкую самооценку, враждебное отношение к окружающим, отчуждение и конфликты с родителями.

Усвоенные на бессознательном уровне, негативные установки отравляют нам жизнь: нехватка денег, застой в карьере, не ладится личная жизнь. Раз возникнув, установка не исчезает и проявляется через наше поведение, чувства и эмоции. Противоядием негативной установки может стать только контрустановка. Но сначала надо найти свои негативные установки. Знаете загадку: «Сто одежек и все без застежек?» Негативных установок может быть еще больше: вы снимаете верхний лист, а под ним еще много его собратьев. Выявить негативные установки можно только посредством ухода в себя и наблюдением за собой. Шаг за шагом и добираетесь до кочерыжки. Обнаружить негативные установки можно следующими способами: визуализацией и анализом своего окружения.

Визуализация. Определите те сферы жизни, которые вызывают у вас беспокойство (например: здоровье, деньги, взаимоотношения) и выберите что-нибудь одно, чтобы не заблудиться в подсознании. К примеру, вы выбрали здоровье. Скажите себе: «Я абсолютно здоров» и начните записывать все мысли, которые возникают на этот счет или опровергают это утверждение. Например: в армию заберут, сердце бьется, как мышиный хвост, печень увеличена, я сам в свое здоровье не верю, у меня много наследственных заболеваний и т.д. Пишите, пишите, пока не исчерпаются все сомнения. Далее представьте себе другую ситуацию про деньги или отношения и опять пишите.

Проанализируйте свое окружение. Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты. Эта истина целиком относится и к нашему окружению. Покажи свое окружение, и я скажу кто ты. В своем окружении мы отражаемся, как в зеркале. Напишите, какие сложились убеждения и верования у них по тем или иным проблемам. Вероятно, что у вас аналогичные с ними установки.

Для негативных установок свойственны жесткие и безапелляционные языковые конструкции. Например: «нельзя, надо, должен, все, всегда, никогда» и т.п. Выявив и осознав негативные установки, переходим к следующему шагу. Отталкиваясь от негативной установки, составим новую мысль, которая смогла бы заменить эту установку. Мысль должна быть позитивной и на уровне способностей «Я могу». Например, мы выявили следующие негативные установки по деньгам: деньги можно заработать только тяжким трудом; чтобы заниматься бизнесом, надо уметь ходить по трупам; деньги портят человека; в этом мире все уже поделено; деньги честным трудом заработать невозможно; стыдно брать с людей большие деньги; деньги приносят несчастье; деньги всегда проходят мимо меня; деньги – это грязь; жить нужно по средствам; стыдно быть богатым, когда вокруг так много бедных людей; богатые все воры; нищим родился, нищим и помрешь; деньги лучше не тратить, а сохранять на черный день; мне достаточно минимума; жизнь – это чередование черных и белых полос, после белой полосы обязательно будет черная; я бедный, но гордый.

Итак, меняем негативную установку «Деньги можно заработать только тяжким трудом». Это, бесспорно, заблуждение. Миллионеры не пашут, как лошадь. Они уделяют своей работе много времени и при этом получают удовольствие. Если вы занимаетесь любимым делом, работа приносит радость. На работу надо идти с радостью, а возвращаться с удовольствием. Если вас утомляет и раздражает работа, надо ее менять. Есть такая шутка: «Если водка мешает работе, брось работу». Любимая работа не утомляет. Деньги – это результат вашего любовного союза с работой. Поэтому наша позитивная установка будет выглядеть так: «Я — денежный магнит. Я наслаждаюсь самим процессом труда и получаю за это хорошие деньги».

Или другой пример: «Деньги лучше не тратить, а сохранять на черный день». О чем человек думает, то с ним и происходит. Думаешь о черном дне, он неизбежно наступит. У порядочного человека все должно быть в порядке. Копить деньги, конечно, необходимо, но на какие-то конкретные цели (машина, квартира, дом, отпуск). Новую позитивную установку мы формулируем примерно так: «В моей жизни все прекрасно. Я живу в ожидании всего самого лучшего и допускаю в свою жизнь только деньги, здоровье и процветание». Для более быстрого закрепления в подсознании новых установок запишите их на mp3-плеер, проговаривая по 10 раз каждую установку. Для записи воспользуйтесь компьютером или цифровым диктофоном. Далее перепишите эти записи на mp3-плеер и включайте записи во время поездок или во время занятий домашними делами каждый день. Прослушав запись новых установок несколько раз в день, вы будете проходить защитный блок подсознания и быстро заменять свои негативные установки позитивными.

Отличную технику работы с негативными установками предложил Джо Витале. Техника называется Хо’опонопоно. Хо’опонопоноозначает «сделать правильно» или «исправить ошибку». Согласно верованиям древних гавайцев, ошибки возникают из-за мыслей, которые вызывают в памяти болезненные воспоминания. Хо’опонопоно предлагает метод освобождения от энергии этих болезненных мыслей или ошибок, которые приводят к дисбалансу в организме и болезням. Суть техники заключается в том, что нужно обратить внимание на любую проблему (например, на ту негативную установку, которую Вы выписали на бумаге) и далее проговаривать про себя такие фразы: 1) « Мне очень жаль » (Тут имеется в виду, что Вам жаль, что Вы создали эту проблему, и Вы полностью принимаете ответственность на себя за возникшую проблему). 2) «Пожалуйста, прости» (Вы просите прощения за созданную проблему или препятствие). 3) «Спасибо» (Вы благодарите свое подсознание за освобождение от проблемы). 4) « Я люблю тебя» (Вы направляете любовь на бывшую проблему, которая уже теряет силу и перестает быть проблемой). Не смотря на простоту техники и странность этих фраз, они действительно работают. Смысл этих действий заключается в очищении своего внутреннего пространства. Результаты своей работы с негативными установками вы вскоре увидите и удивитесь: «Как я мог в такое верить?»

Человек обязан контролировать «болтовню ума», исключая из своего мыслеоборота удручающие мысли и заменяя их оптимистичными, позитивными конструкциями. Пришла дурная мыслишка, нужно немедленно заменить ее позитивной мыслью. Ум не может держать в голове сразу две мысли. Принцип противоположного мышления прост, но необычайно эффективен.

Негативизм имеет множество проявлений. Например, поведенческий негативизм связан с установкой делать всё наоборот, наперекор, поперек, назло, в пику кому-то. О чем его не попроси, обязательно получишь отказ. Коммуникативный негативизм проявляется в общении: человек постоянно пререкается, возражает, обвиняет, оправдывается и ругается. В жизни негативизм склонен замечать проблемы, а не возможности, недостатки, а не достоинства, ошибки, а не удачи. Ему присуща «сознание мухи», которая, направляясь к меду, вдруг замечает какое-то безобразие внизу. Надо разобраться, что это там за испражнения. Она направляется туда, обживается, заводит «детей» и проводит всю жизнь на помойке, так и не добравшись до меда.

Негативизму «все возрасты покорны», но более он характерен для детей в период возрастных кризисов, подростков и для пожилых (старых) людей. Помимо этого он обостряется в периоды личных неудач. Причинами негативизма могут быть и генетические обстоятельства, и гормональный фон. Относительно причин психологического свойства: это, прежде всего – отсутствие знаний, как управлять проблемой. Не малую роль играет стремление к самоутверждению, недостаток внимания, привлечение внимания, проявление неприязни и месть.

Существенное место в формировании негативизма занимают предрассудки. Предрассудок – это негативная установка антипатии к другим людям или предвзятом мнении о какой-либо группе и об ее отдельных представителях. Предрассудок буквально - мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления. Это «тараканы» в нашей голове. Бессмысленно открещиваться от своих предрассудков. Живя в обществе, любой человек неизбежно становится такси для предрассудков, как бездомная собака для блох. Единственным свободным от предрассудков человеком был У.Филдс. Он сам открыто об этом заявил: «Я свободен от предрассудков. Я ненавижу всех в равной степени». Предрассудки попали в наше подсознание «воздушно-капельным» путем из маминых и бабушкиных поучений, из нравоучений учителей, из атмосферы нашего окружения.

В классической книге «Природа предрассудка» американский психолог Гордон Оллпорт приводит такой диалог: «Г-н Х: Вся проблема с евреями состоит в том, что они заботятся только о членах своей группы. Г-н Y:Однако, как следует из доклада Фонда местных добровольных пожертвований, они жертвуют больше (пропорционально их численности) на нужды местного самоуправления, чем не евреи. Г-н Х: Это только доказывает, что им важно купить себе популярность и окончательно влезть во все дела христиан. Они ни о чем другом не думают, кроме как о деньгах! Вот почему среди банкиров так много евреев. Г-н Y: Но вот в недавнем исследовании сказано, что процент евреев в банковском бизнесе незначителен - он гораздо меньше, чем процент не евреев! Г-н Х: О чем я вам и говорю: они не желают заняться респектабельным бизнесом, если они чем-то и занимаются, то лишь тем, что делают себе деньги в кинобизнесе или заправляют ночными клубами». «Данный диалог гораздо лучше иллюстрирует коварную природу предрассудка, чем это сделали бы горы доказательств, - комментирует приведенный отрывок другой известный американский психолог Эллиот Арансон в книге «Общественное животное»: «Что, в сущности, заявляет г-н Х? «Не морочьте мне голову фактами, мне и так все ясно!» Он даже не пытается оспорить данные, о которых ему сообщает г-н Y, а занят тем, что либо успешно искажает факты так, чтобы заставить их служить поддержкой его ненависти к евреям, либо отбрасывает их, нимало не смущаясь, и переходит к атаке на новом «поле». Глубоко предубежденный человек имеет стойкий иммунитет к той информации, которая расходится с его лелеемыми стереотипами…» Яркий пример того, как стереотипы становятся предрассудками.

Само слово «предрассудки» говорит, что чужие суждения проникают к нам в голову, минуя разум. Мы принимаем их на веру без проверки. Любопытно, что двести лет назад наши предки вместо слова «предрассудок» употребляли «предрассуждение». И тогда люди понимали, что некие суждения проникают в голову перед рассуждениями. А.Пушкин в «Цыганах» пишет: «Что бросил я? Измен волненье, Предрассуждений приговор, Толпы безумное гоненье Или блистательный позор». Или в «Евгении Онегине»: «…Уничтожать предрассужденья, Которых не было и нет У девочки в тринадцать лет!»

Почему предрассудки беспрепятственно минуют фильтры нашего сознания? Предрассудок по своей сути – это дурное, некорректное обобщение, стандарт отношений к явлениям, предметам и живым существам. Предрассудки рождаются на руинах отживших истин. Разум большинства людей ленив и инертен, находится в полусонном состоянии. Зачем тратить мозговую энергию на уточнение своих представлений? Раз народная мудрость гласит, значит, примем к сведению на веру. Не царское это дело с каждой мелочью разбираться. Например, чтобы не сглазить удачу надо постучать по дереву. По христианским традициям надо перекреститься, а не стучать по дереву подобно язычникам. Они считали, что в деревьях обитают нечистые духи, и нужно постучать, чтобы прогнать их.

Кроме того, люди всегда сравнивали свое племя, нацию с другими. Естественно, в свою пользу. Нравы иноземцев, их внешний вид высмеивались и обобщались. Весь мир не объездишь. Поэтому простому человеку приходилось принимать многие утверждения на веру. Запах негров многократно описан в американской литературе прежних времен. Вспомните, например, Фолкнера. Знакомый таксист из Торонто утверждал, что запах негра — сладкий и гниловатый, не противнее, чем у иного белого, но специфический. В свою очередь, запах белых отнюдь не ласкает обоняния черных. В Сенегале считают, что белый человек, наряду с обезьянами, собаками и кошками, пахнет мочой. Мать внушает ребенку: “Не пойдешь мыться — будешь пахнуть мочой, как белый”. Предрассудки обеспечивают представителям одной нации возможность понимать друг друга и чувствовать свою общность: «Посмотришь на русского человека острым глазком…Посмотрит он на тебя острым глазком….И все понятно. И не надо никаких слов. Вот чего нельзя с иностранцем”.

Помимо умственной лени и национального снобизма причиной предрассудков служит страх. Почему, едва почувствовав зарождение новой жизни, будущая мама начинает искренне верить массе предрассудков? Потому что давит страх неизвестности предстоящих девяти месяцев. Поневоле поверишь, что «Нельзя никому рассказывать о беременности. Только папе малыша!», «Токсикоз будет обязательно!», «Подожди, начнутся причуды! Ты будешь есть мел», « Нельзя никому говорить предполагаемую дату родов и вести календарь беременности», «Беременной нельзя покупать заранее вещи для малыша, нельзя вязать и заниматься рукоделием, нельзя красить волосы и ногти, стричь волосы».

Причиной предрассудков может быть и простое невежество. В кинокартине «Белое солнце пустыни» товарищ Сухов, организовав из гарема Абдуллы первое общежитие освобожденных женщин Востока, написал на куске кумача революционный лозунг: «Долой предрассудки! Женщина, она тоже - человек». Тем не менее, этот человек долгие годы считался нечистым созданием, пользующимся поддержкой темных сил. Этот предрассудок был связан с тем, что сегодня принято называть «критическими днями». В представлениях наших предков не мог человек без помощи дьявола безнаказанно кровоточить и не умирать от потери крови. Поэтому до сих пор женщинам в критические дни запрещено посещать церковь.

В структуру социального предрассудка входят эмоции и чувства (что человек чувствует), стереотип, то есть обобщенный образ или картинка мира в голове человека (что человек знает) и реальные действия человека по отношению к группе или представителю группы (что человек делает). А что человек чувствует? Ненависть, отвращение и чувство брезгливости. Знания его сводятся к безосновательным враждебным представлениям о социальной группе. Для него характерно негативное поведение, направленное на членов социальной группы из-за членства в ней. В противостоянии с предрассудками результативны контакты между группами, осознание и признание предрассудков.

Петр Ковалев

Прежде вполне послушный малыш внезапно начинает устраивать «сцены», топать ножками в попытках добиться желаемого. Иногда интенсивность кризисного периода столь высока, что родители тянутся за валерьянкой, чтобы успокоить расшатанные нервы.

Между тем, психологи убеждены, что кризис трех лет – обязательный этап в жизни каждого ребёнка, когда тот отделяется от взрослого и осознаёт себя в качестве самостоятельной единицы. Поэтому пугаться и, тем более, препятствовать взрослению не стоит, а вот помочь малышу пережить этот период с максимальной пользой следует обязательно.

Что такое кризис трёхлетнего возраста?

Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении.

Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

7 главных признаков явления

Психология характеризует кризис 3 лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребёнок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.

Это проявление нужно отличать от элементарного детского непослушания, которое случается в любом возрасте. Поведение непослушного ребёнка обусловлено его желаниями, которые не совпадают с родительскими требованиями.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
  2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
  3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

В возрасте от 2 до 3 лет дети склонны проявлять признаки упрямства и внутреннего напряжения. Возможно, ваш ребенок начал упрямиться и выказывать недовольство, когда ему было еще 15 месяцев, так что ситуацию нельзя назвать новой. Но после 2 лет это поведение достигает новых высот, принимая другие формы. Годовалая девочка противоречит родителям. В возрасте 2,5 года она уже начинает противоречить сама себе! Она с трудом принимает решение, а затем все-таки поступает по-другому. Она ведет себя так, как будто ею слишком много командуют, хотя на самом деле ее никто не трогает - наоборот, она пытается командовать всеми. Девочка настаивает на том, чтобы все делать по-своему и в точности так, как она делала это раньше. Ее приводит в бешенство, если кто-то вмешивается в ее действия или перекладывает ее вещи.

Создается впечатление, что для ребенка в возрасте от 2 до 3 лет вполне естественно принимать решения самостоятельно и противиться нажиму со стороны взрослых. Попытка сражаться сразу на двух фронтах без достаточного жизненного опыта ставит его в довольно сложное положение. По этой причине с ребенком такого возраста нелегко поладить.

Задача родителей заключается в том, чтобы воздерживаться от излишнего вмешательства и по возможности предоставить ребенку свободу действий. Если малышу хочется активно участвовать в процессе своего одевания и раздевания, путь он это делает. Начните купание пораньше, чтобы дать ему время поплескаться в воде и вымыть ванну. За обедом позвольте ребенку есть самостоятельно и не подгоняйте его. Если он не хочет есть, разрешите выйти из-за стола.

Когда подходит время укладываться спать, идти на прогулку или возвращаться домой, направляйте его поведение, беседуя о чем-нибудь приятном. Результат должен достигаться без лишних споров. Вы должны пресекать его попытки установить тиранию в доме и в то же время не кипятиться по пустякам.

Двухлетние дети ведут себя лучше всего, когда родители устанавливают для них достаточно жесткие, постоянные и разумные границы дозволенного. Ваша задача - тщательно определить эти границы. Противоборство с двухлетним ребенком отнимает очень много сил, поэтому приберегите их для действительно важных дел, связанных, например, с вопросами безопасности ребенка. Заставить малыша сесть в специальное детское кресло во время езды на автомобиле значительно важнее, чем уговорить его надеть варежки в прохладную погоду (в конце концов, вы можете положить эти варежки к себе в карман и надеть их на ребенка, когда у него действительно замерзнут руки).

Вспышки раздражительности у детей

Они бывают время от времени почти у каждого двухлетнего ребенка. Даже у вполне здоровых детей они случаются довольно часто. Обычно такие приступы ярости начинаются примерно в годовалом возрасте и достигают своего пика в 2-3 года. Причиной для них могут стать разочарование, усталость, голод, злость и страх.

Темпераментные дети, склонные к упрямству и чувствительные к переменам, подвержены им в большей степени. Иногда родители замечают, как зарождается истерика, и упреждают ее, отвлекая внимание ребенка. В других случаях истерика начинается внезапно. Единственное, что остается делать родителям, - это переждать, пока буря утихнет.

Во время истерики лучше находиться рядом с ребенком, чтобы он не чувствовал своего одиночества. В то же время не следует сердиться на него, угрожать наказанием, уговаривать успокоиться или усиленно пытаться исправить ситуацию. Любая подобная реакция может привести к тому, что такие эпизоды будут возникать чаще и продолжаться гораздо дольше.

Когда же истерика миновала, следует переключиться на какую-нибудь приятную деятельность и оставить этот эпизод в прошлом. Сказанные между делом одобрительные слова: «Ты молодец, быстро успокоился» - помогут повысить самооценку ребенка и научат его быстрее приходить в себя в следующий раз.

Не забудьте похвалить и себя за то, что остались спокойны и сохранили самообладание. Это не так-то просто сделать, когда у двухлетнего малыша истерика.

Детское нытье

Детеныши многих видов млекопитающих зачастую скулят, чтобы привлечь к себе внимание и подать сигнал, что они голодны (вспомните, например, щенков). Это естественное явление, хотя порой оно может порядком действовать на нервы. В случае с новорожденным у вас нет другого выбора, кроме как попытаться угадать, что означает плач ребенка. Однако, когда малыш уже немного научился говорить, целесообразно настоять, чтобы он изъяснялся словами. Чаще всего достаточно твердо и без лишних эмоций сказать ему: «Скажи словами, я твое нытье не понимаю». Иногда, правда, это приходится повторять на протяжении нескольких месяцев, пока ребенок полностью не осознает смысл сказанного. Помните, что если вы поддадитесь на нытье (а соблазн сделать это бывает очень велик), то в дальнейшем вам будет значительно труднее искоренить эту привычку.

Предпочтение ребенком одного из родителей

Иногда ребенок в возрасте 2,5-3 лет вполне ладит с каждым из родителей поодиночке, но когда на сцене появляются сразу оба, он становится неуправляемым. Отчасти это может объясняться ревностью, но в этом возрасте, когда ребенок особенно восприимчив к любым попыткам навязывания ему чужой воли и не прочь покомандовать сам, он чувствует, что не в силах справиться с двумя важными для него людьми сразу.

Чаще всего в этом возрасте нелюбимым оказывается отец. Порой ему даже кажется, что ребенок ненавидит его. Не следует относиться к такой реакции малыша слишком серьезно или обижаться и отворачиваться от него. Лучше, если отец будет общаться с ребенком наедине как во время игры,так и при выполнении таких повседневных процедур, как кормление или купание. Таким путем он может показать себя веселым, любящим и интересным человеком, а не возмутителем спокойствия. Даже если ребенок поначалу противится, когда отец заступает на смену, тот должен доброжелательно, но твердо настоять на своем. Таким же твердым, но доброжелательным должно быть и отношение матери, когда она оставляет ребенка наедине с отцом.

Такая посменная работа дает возможность каждому из родителей и пообщаться с ребенком наедине, и уделить время себе. Однако не менее важно, когда вся семья собирается вместе, даже если двухлетний малыш болезненно реагирует на это. Для ребенка (особенно если это первенец) очень важно понять, что родители любят друг друга, хотят быть рядом друг с другом и не собираются потакать ему во всем.

4 2 489 0

Понятие негативизма очень широкое. Чаще всего о нем говорят в рамках темы детей и подростков. Но этот симптом проявляется при всевозрастных проблемах: кризисах, депрессиях, психических расстройствах. Им часто страдают алкоголики и наркоманы. Что такое детский негативизм? Это когда даришь ребенку игрушку, улыбаешься, а он ее тут же ломает и сыплет градом проклятий. З. Фрейд еще определял негативизм как примитивную психологическую защиту. Поскольку симптом имеет взаимосвязь с возрастом, кажется, что невозможно с этим что-то поделать. Но детский негативизм преодолевается до того, как пошли первые его проявления.

Причины детского негативизма

Негативизм может сформироваться как черта характера из-за генетической предрасположенности и гормонального фона.

Автор трех научных работ по детской психологии Т.П. Клейникова считает главной причиной попустительство взрослых в вопросах воспитания. Тогда непонятно, почему даже в семьях верующих и военных встречается эта психологическая проблема. Ребенок протестует против двух вещей: жизненных обстоятельств и негативного отношения к нему разных людей.

Также подросток может испытывать чувство беспомощности и необходимость самоутверждения. Ему может казаться, что его недостаточно любят. Таким поведением пытается привлечь к себе больше внимания.

Признаки симптома

Подростковый негативизм может проявляться по-разному. У детей он более четкий. Для точного определения нужно, чтобы ребенок раскрылся и позволил «заглянуть внутрь себя». Но чаще приходится ориентироваться на внешний фактор:

  • Частые высказывания о несовершенстве мира.
  • Негативисту хочется очернить все вокруг и сравнять внешнее с внутренним мраком.
  • Чрезмерная чувствительность. Склонность к переживаниям, жалобам вместо поиска решения проблемы.
  • Неприятие позитивных людей. Счастливые люди становятся бельмом в глазу.
  • Негативист считает, что все должны быть несчастны.
  • Неблагодарность. Благодарность порождается от избытка любви. Скрытое осознание своей низменности и неприятие себя не помогут полюбить кого-то или что-то.
  • Концентрация на плохом. Все события видятся в темных тонах.

В каком возрасте ребенок перестает слушаться

Психологи говорят о первом проявлении в возрасте трех лет. Детский психолог и телеведущая Наталья Барложецкая считает, что первые признаки возможны и в два года. Первый возрастной кризис получил название «я сам». Ребенок отказывается от помощи, капризничает, а часто еще и мстит. Так проявляется стремление доказать свою взрослость.

Следующее обострение происходит в возрасте семи лет. Особых отличительных черт не имеет. Проявления речевого негативизма – отказа от общения – редкость. Подростковый негативизм начинается с 15 лет. Гормоны бурлят, мир съехал с катушек, жизнь – дрянь, все вокруг – подлецы – частая жизненная позиция подросткового негативиста.

В это время с подростком случаются две вещи: снижается уровень интеллектуальной и трудовой деятельности, часто меняется настроение.

Гуру советской психологии Л. С. Выготский отмечал, что девочки-подростки больше склонны к пассивному негативизму.

Максимум, что они сделают – нагрубят. Мальчики от природы более агрессивны. Следствие – постоянные драки. Специалисты отмечают смещение возрастных кризисов. Из-за этого негативизм может проявляться в 20-22 года. Также он возможен и в зрелом возрасте после личного провала. Но главными считаются трехгодовалый и подростковый периоды.

Когда негативизм опасен

Когда поведение переходит адекватные границы. Например, подросток не научился себя вести в обществе. Установка о вседозволенности закрепилась в сознании. Сначала его отвергнут сверстники. Во взрослом мире с ним не будут считаться. Это приведет к замкнутости и уходу в себя. Возможны нарушения закона, чтобы дать выход своей подсознательной агрессии.

Как помочь негативисту

Наталья Барложецкая дает такие советы родителям:

  • Четкие границы поведения. Нужно расставить все «можно» и все «нельзя» по ситуациям. Их баланс очень важен. Когда слишком много запретов, последует бунт.
  • Последовательность. Требования должны быть обязательными для всех: детей и взрослых. Несправедливость обостряет негативизм ребенка.
  • Режим дня. Его важность состоит в воспитании чувства порядка и безопасности. Когда знаешь, что будет дальше, чувствуешь себя комфортнее.
  • Поощрение. За обилием обязанностей нельзя забывать о правах ребенка. Поощрять позитивное отношение и подавать личный пример – ключ к успеху.
  • Фишка. Маленьким трюком может стать ведение дневника. Психолог Луиза Сандарараджан из Рочестерского психиатрического центра экспериментально доказала, что ведение дневника успокаивает и лечит. А создатель метода экспрессивного письма Джеймс Паннебейкер утверждает, что такое времяпровождение даже укрепляет иммунитет, улучшает сон и нормализует кровяное давление.

Коррекция детского негативизма

Для детей лучше использовать метод игры. Наиболее часто в центрах психологической помощи детям используют три метода: сказкотерапию, арт-терапию и песочную терапию.

В подростковом возрасте советуют использовать когнитивно-поведенческую терапию. Это набор тренингов, который помогает устранить причину агрессии, страха и других негативных эмоций.

Правила для родителей

Чтобы легко пережить возрастной негативизм, родители должны правильно воспитывать ребенка:

  • Безусловная любовь. Ребенок должен чувствовать, что его любят не за заслуги, а просто так.
  • Поступки. Осуждать нужно не самого ребенка, а его поступки. При этом – всегда доступно объяснять, почему так делать нельзя.
  • Пример. Дети лучше воспринимают «живую» информацию. Личный пример будет самым эффективным способом здорового поведения.
  • Добро побеждает зло. Это правило ребенок должен усвоить в детстве. Когда он злиться, нужно обнять его, успокоить, перевернуть ситуацию.
  • Нет давлению. Подавлять ребенка ни в коем случае нельзя. Подавленная агрессия уходит глубже и только крепнет со временем.