Болезни Военный билет Призыв

Основные фонетические единицы речи. Фонетика. Основные единицы фонетики. Воспользуйтесь формой поиска

План занятий № 3

    Дисциплина: «Русский язык и культура речи»

    Тема занятия: Тема 1.1. Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения. Фонетические средства речевой выразительности.

    Вид занятия: урок

    Цели занятия.

4.1. Образовательная: формирование знаний о фонетических единицах, особенностях русского ударения и средствах речевой выразительности

4.2. Воспитательная: способствовать воспитанию деловых качеств студентов.

4.3. Развивающая: развитие познавательного интереса к русскому языку и культуре речи, познавательных способностей – речи, памяти и внимания, развитие навыков работы по усвоению учебного материала, используя учебные пособия

    Междисциплинарные связи.

5.1.Обеспечивающие все дисциплины

5.2.Обеспечиваемые: русский язык

    Методическое обеспечение занятия.

6.1. Наглядные пособия

6.2. Раздаточный материал:

6.3. Технические средства

6.4. Используемая литература:

Уч. 1. – Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Введенская Л.А., Черкасова М.Н. - Изд. 15-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 380, с. - (Среднее профессиональное образование).

Уч. 2. – Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - 3-е изд. / Н.В. Кузнецова. - М. : ФОРУМ - ИНФРА-М, 2009. - 368 с. - (Профессиональное образование).

Уч. 3. – Самсонов, Н.Б. Русский язык и культура речи [Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н.Б. Самсонов. - М.: Оникс, 2010. - 304 с.

8. Ход занятия

8.1.Структура занятия

Время

Элементы

занятия

Использо-

вание НП, ТСО

8.2. Содержание занятия.

№ эле-мента

Элементы занятия

Организация студентов к занятию.

Мотивация познавательной деятельности студентов:

Сообщение темы занятия;

Определение целей и задач занятия;

Краткая информация о последовательности работы студентов на занятии и др.

Проверка домашнего задания, установление уровня знаний, умений, навыков студентов. Формы и методы контроля. Фронтальный опрос по следующим вопросам:

    Что Вы понимаете под понятием «культура речи»?

    Назовите аспекты «культуры речи».

    Каковы основные требования к речи?

    Что изучает культура речи?

    Каковы критерии хорошей речи? Приведите свои примеры для иллюстрации каждого критерия.

    Расскажите, почему важно уметь говорить правильно и уместно.

    Как можно выработать у себя навыки хорошей речи?

Урок изучения нового материала. Формы и методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, анализ), частично-поисковый метод (выбор студентами примеров, цитат, перенос признаков предметов на новое - принцип сопоставления, аналогии), репродуктивный и проблемный методы обучения; интерактивная лекция, сообщения студентов, самостоятельная работа студентов с карточками и таблицей, аналитическая беседа. Методические приемы: беседа, анализ, работа в группах, сообщения студентов.

Объяснение нового материала. Интерактивная лекция преподавателя с применением информационных технологий (презентация), по ходу которой студенты выполняют задание: составить конспект (заполнить таблицу).

Организационный момент. Вступительное слово преподавателя.

План занятия:

Вопрос 2. Русское ударение и его основные признаки.

Вопрос 1. Фонетические единицы языка (фонемы).

Гласные и согласные звуки

Фонетика – учение о звуковой стороне языка. Это наука, изучающая звуки и их закономерные чередования, особенности ударения, интонации, членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки.

Фонетика имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишенными самостоятельного значения, например, союз а – это слово, имеющее противительное значение, но [а] этого значения не имеет.

Фонема – кратчайшая линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления слов и морфем.

Фонетика (rp. phonetike) изучает звуки речи, а г р а ф и к а (гр. graphikos - нарисованный) изучает их изображение на письме, т.е. буквы.

Различайте термины «звук» и «буква», звуки мы произносим и слышим, а буквы - пишем.

Звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.

Гласные - это звуки, которые образуются в органах речи под давлением выдыхаемого воздуха, не встречающего в полости рта на своем пути препятствий. Поэтому в образовании гласных звуков участвует только голос.

Согласные - это звуки, которые состоят или из одного шума, образуемого различными преградами в полости рта на пути выдыхаемого из легких воздуха, или из шума и голоса. В первом случае образуются глухие согласные, во втором - звонкие. Еще выделяются и сонорные согласные л, м, н, р, в образовании которых голос преобладает над шумом, они как бы звонче звонких.

Большинство глухих и звонких согласных образуют пары, однако некоторые согласные являются только глухими, другие - только звонкими. В приводимой ниже таблице знак ["] над согласной справа показывает мягкость ее произношения; латинская буква [j] обозначает среднеязычный звонкий согласный, черточка над согласной указывает на долгий звук, например [ш"].

Звуки Парные Непарные

Звонкие бб" в в" г г" д д" ж ж" з з" л л" м м" н н" р р" j

Глухие п п" ф ф" к к" т т" ш ш" с с" х ц ч"

Различаются также твердые согласные и мягкие согласные. Большинство твердых и мягких согласных образуют пары, однако некоторые согласные являются только твердыми, другие - только мягкими, как это показано в приводимой ниже таблице.

Звуки Парные Непарные

Твердые б в д з л м н п р с т ф г к х ж ш ц

Мягкие б" в" д" з" л" м" н" п" р" с" т" ф" г" к" х" ж" ш" ч

При характеристике звуков речи следует указывать эти их особенности. Это следует иметь в виду при фонетическом анализе слов. В этом случае заданное слово следует записать в транскрипции. Например, сделаем фонетический разбор слова «графика» - [графикъ].

Охарактеризуем звуки в этом слове. Сначала назовем гласные. Гласный а - ударный, гласный и - безударный, гласный а - [ъ] безударный (звуки обозначены соответствующими буквами). Согласные: г - шумный, звонкий, парный, твердый; р - сонорный, твердый; ф - шумный; глухой, парный, мягкий; к - шумный, глухой, парный, твердый. Согласные звуки в этом слове также обозначены соответствующими буквами. В слове семь звуков и семь букв.

При фонетическом разборе слов нужно учитывать особенности русской графической системы, так как одна и та же буква может обозначать разные звуки. Например, буква в - звучит по-разному в словах звук и зов во втором слове она обозначает глухой согласный [ф].

Следует учитывать двойное значение букв е, ё, ю, я. В начале слова, после гласных, после разделительных твердого и мягкого знаков они обозначают два звука: й + э, й + о, й+ у, й + а (яма, юла, моя, семья, съезд). После согласных эти буквы обозначают один звук (э, о, у, а) и мягкость предшествующего согласного (мял, мел, пел, люблю).

Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х обозначает как твердые, так и мягкие согласные. Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь, а твердость - буквами э, о, у, а, ы, например: мера - мэр, перо - пэр, пюре - пурга.

Слог

С л о г - это один гласный звук или сочетание согласного с гласным, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. Слог, заканчивающийся гласным звуком, называется открытым, например: го-ло-ва, стра-то-сфе-ра. Слог, заканчивающийся согласным звуком, называется закрытым, например: кой-ка, гор-дый, пал-ка.

Правила переноса слов:

1.Слова переносятся по слогам, например: сто-ро-на, без-вод-ный.

2.При переносе нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.

Правильно: про-пуск, сдви-нуть.

Неправильно: пропу-ск, сд-винутъ.

3. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

Правильно: ге-рой, пу-стяк, пус-тяк.

Неправильно: гер-ой, пуст-як.

4. Если после приставки стоит буква ы, то нельзя переносить часть слова, начинающуюся с нее.

Правильно: ра-зыгратъ, разыг-рать, по-дыскать, подыс-кать.

Неправильно: раз-ыграть, под-ыскатъ.

1. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

Правильно: разъ-езд, мень-ше.

Неправильно: раз-ъезд, мен-ьше.

2. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

Правильно: рай-он, строй-ка, стай-ка.

Неправильно: ра-йон, стро-йка, ста-йка.

7. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

Правильно: ана-то-мия.

Неправильно: а-натомия, анатоми-я.

Поэтому некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, обувь, улей, якорь.

При стечении согласных возможны варианты переноса, например: се-стра, сес-тра, сест-ра.

Предпочтительны такие переносы, при которых не разбиваются значимые части слова (морфемы), например: под-битъ (а не по-дбить), вы-зватъ (а не выз-вать), пере-бросить (а не переб-росить).

Звуковые законы в русском языке

Звуковой закон в области гласных звуков состоит в их р е д у к ц и и - ослаблении гласных звуков в безударном положении. Так, в слове голова в первом предударном слоге на месте буквы о произносится звук [а] (квадратные скобки указывают на звук, а не на букву), а во втором предударном слоге на месте буквы о произносится краткий звук, средний между [ы] и [а]: его условно обозначают знаком [ъ]. Получается такая фонетическая передача [гълава].

После мягких согласных на месте букв е и я в первом предударном слоге произносится звук, близкий к [и], например: весна [в"исна], пятно [п"итно]; в остальных предударных сло¬гах и в заударных слогах произносится звук, напоминающий очень краткий [и], который условно обозначают знаком [ь], например: великан [в"ьликан], пятачок [п"ьтачок].

Звуковые законы в области согласных звуков проявляются прежде всего в оглушении звонких согласных и в озвончении глухих. Только перед гласными звуками (сильная позиция) согласные звуки не изменяют своего звучания: день [д"эн"], тон [тон]. В слабых позициях (позиция в абсолютном конце слова, позиция звонкого шумного согласного перед глухим шумным и глухого шумного перед звонким шумным) наблюдаются позиционные мены.

1.В абсолютном конце слова звонкие согласные меняются на глухие: гриб - гри[п], творог - творо[к], обед - обе{т], гараж - гара[ш], заказ - зака[с].

2.Звонкие согласные перед глухими меняются на глухие: лодка - ло[тк]а, ложка - ло[шк]а, овца - о[фц]а, сказка - ска[ск]а, зубки - зу[пк]и, выставка - выста[фк]а. Таким образом, согласные, парные по глухости-звонкости, в слабой позиции звучат одинаково.

Позиционные изменения согласных связаны и со смягчением твердых согласных перед мягкими. Звуки [з], [с], [т], [н] перед некоторыми мягкими согласными и перед [ч"], [ш"] смягчаются в корнях слов: [з"]десь, [с"]тепь, пе[н]-сия, пте[н"]чик, ба[н"]щик; на стыке приставки и корня: бе[з"]детный, во[з"]деть, и[з"]делие, ра[с"]сечь.

Иногда перед мягкими согласными могут смягчаться некоторые согласные и в корнях слов, и на стыке приставки и корня: [д]ве, и[з]мять.

Звуковой системе русского языка свойственно упрощение сочетаний согласных и сокращение групп одинаковых соглас¬ных. В сочетаниях букв здн, стн, нтск, стск, стл, рдц, ндш не произносятся д, т: по[зн]о, нена[сн]ый, гига[нск]ий, слави[сск]ий, сча[сл]ивый, се[рц]е, ла [нш]афт. Не произносится согласная в в сочетании вств: чу[ств]о, здра[ств]уй - и л в сочетании лнц: со[нц]е.

При стечении трех одинаковых согласных они сокращаются до двух: рас+ссоритъ - ра[сс]орить, Одесс+ский - Оде[сс]кий.

Действующие в современном языке звуковые законы иногда приводят к полному уподоблению некоторых согласных звуков следующим за ними согласным. Знание звуковых законов русского языка необходимо для того, чтобы освоить нормы литературного произношения, которому придается особое значение при оценке культуры речи.

Вопрос 2. Русское ударение и его основные признаки

Наука о литературном произношении и ударении называется о р ф о э п и е й (гр. orthos - прямой, правильный и ероs - речь). Важнейшая особенность этой науки - ее мягкий, уступчивый характер: она не только указывает правила литературного произношения, но и устанавливает допустимые границы их нарушения (в зависимости от условий общения). Для речи ораторов, докладчиков, выступающих перед большой аудиторией, существуют одни правила, для дружеской беседы - другие.

Ударение

Особенности русского ударения

Слово может состоять из одного или нескольких слогов, один слог в слове – ударный, остальные – безударные.

Различают словесное и фразовое (логическое) ударение (принадлежит к интонации, являясь его частью).

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. С помощью ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.

Русское словесное ударение является свободным, то есть не закрепленным за определенным по местоположению слогом: дети, сидеть, гвоздика, генерал и т.д.

Русское ударение отличается разноместностью: в различных формах слова или в словах одного корня оно может быть на разных слогах, разных морфемах: мех - меха – меховой.

В то же время во многих случаях ударение в формах слова не меняет своего места (одноместно): кровать, кроватью – кровати.

Все знаменательные слова имеют ударение. Служебные слова (предлоги, союзы, частицы) обычно ударения не имеют. В потоке речи служебные слова сливаются со знаменательными словами, к которым они относятся, образуя с ним фонетическое слово: на вокзале, при дороге. Безударные примыкающие служебные слова называются проклитиками, если они стоят перед ударным словом (на вокзале) и энклитиками, если они стоят за ним (далеко ли).

Обычно слова русского языка имеют одно ударение. Однако большой ряд двух и трехсложных слов, достаточно длинных, имеют 2 или 3 ударения. Последнее из них основное и полновесное, остальные – дополнительные (побочное ударение): железнодорожный, машиностроение, аэрофотосъёмка.

Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из слов несет более сильное ударение. Такое выделение одного из слов речевого такта называется тактовым ударением. Один из тактов фразы также выделяется более сильным ударением, которое называется фразовым ударением. Обычно тактовое ударение бывает на последнем слове речевого такта, а фразовое ударение выделяет последний такт фразы. Например: Елизавета Ивановна / сидела в своей комнате, еще в бальном своем наряде, / погруженная в глубокие размышления.

Функция тактового и фразового ударения заключается в фонетическом объединении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов во фразу.

Выделение в речевом такте более сильным ударением какого – либо слова для подчеркивания его особого значения называется логическим (фразовым) ударением. Любое слово в речи может нести логическое ударение.

Ударение - это выделение одного из слогов в слове усилением голоса. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударение – это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Словесное ударение – это выделение слога в слове.

Ударение в русском языке характеризуется следующими основными признаками:

1. Ударный слог произносится с большей силой; ударение характеризуется большей громкостью ударного слога.

2. Ударный слог выделяется большей длительностью.

3. Ударный слог в отличие от безударного характеризуется значительной напряженностью произносительного аппарата, а также усилением выдоха.

В русском языке ударение разноместное, т.е. может стоять на любом слоге (первом, втором, третьем и т.д.), например: комната, дорога, молотьба. Русское ударение подвижное: может переходить с одного слога на другой при изменении формы слова, например: голова - голову (вин. пад.), город - города (мн. ч.).

В сложных словах, кроме основного, может быть еще второстепенное, или побочное, ударение, например: радиопередача, вагоностроительный.

Ударение может играть смыслоразличительную роль, например: духи (парфюмерное изделие) - духи (мн. ч. от слова «дух»).

Поскольку русское ударение разноместное и подвижное и в силу этого его постановка не может регулироваться едиными для всех слов правилами, постановка ударения в словах и формах слов также регулируется правилами орфоэпии. «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова описывает произношение и ударение более чем 60 тысяч слов, причем из-за подвижности русского ударения в словарную статью часто включены все формы этого слова. Так, например, слово звонить в формах настоящего времени имеет ударение на окончании: звони́шь, звони́т. Некоторые слова имеют вариативные ударения во всех своих формах, например тво́рог и творо́г. Другие слова могут иметь вариативные ударения в некоторых из своих форм, например: ткала́ и тка́ла, косу́ и ко́су.

Различия в произношении могут быть вызваны сменой орфоэпической нормы. Так, в лингвистике принято разграничивать «старшую» и «младшую» орфоэпическую норму: новое произношение постепенно вытесняет старое, но на каком-то этапе они сосуществуют, правда преимущественно в речи разных людей. Именно с сосуществованием «старшей» и «младшей» нормы связана вариативность позиционного смягчения согласных.

Вариативность произношения может быть связана не только с динамическим процессом смены произносительных норм, но и с социально значимыми факторами. Так, произношение может разграничивать литературное и профессиональное употребление слова (ко́мпас и компа́с), нейтральный стиль и разговорную речь (тысяча [ты́с"ич"а] и [ты́щ"а]), нейтральный и высокий стиль (поэт [паэ́т] и [поэ́т]).

Ударение – это произношение одного из слогов в слове (вернее, гласного в нем) с большей силой и длительностью. Другие отличительные признаки русского ударения – его разноместность и подвижность.

Разноместность русского ударения заключается в том, что оно может падать на любой слог в слове, в противоположность языкам с фиксированным местом ударения (например, французскому или польскому): де́рево, доро́га, молоко́.

Подвижность ударения заключается в том, что в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание: но́ги – ноги́.

В сложных словах (т. е. словах с несколькими корнями) может быть несколько ударений: прибо́росамолётострое́ние, однако многие сложные слова не имеют побочного ударения: пароход [парахо́т].

Ударение в русском языке может выполнять следующие функции:

1) организующую – группа слогов с единым ударением составляет фонетическое слово, границы которого не всегда совпадают с границами слова лексического и могут объединять самостоятельные слова вместе со служебными: в поля [фпал"а́], он-то [о́нта];

2) смыслоразличительную – ударение может различать

а) разные слова, что связано с разноместностью русского ударения: му́ка – мука́, за́мок – замо́к,

б) формы одного слова, что связано с разноместностью и подвижностью русского ударения: зе́мли – земли́.

Вопрос 3. Фонетические средства речевой выразительности.

Применение разнообразных приемов звуковой организации речи для усиления ее выразительности называется звукописью. Она состоит в особом подборе слов, которые своим звучанием способствуют образной передаче мысли. Звукопись возможна лишь в художественной речи, и прежде всего в поэзии.

Для того чтобы звучание речи стало заметным, необходимо отчетливое выделение слов при чтении и усиление выразительных созвучий. Это требует особой интонации, возможной лишь в поэзии и лирической прозе. Здесь слова выпуклы, весомы, они произносятся замедленно; эмоциональная речь богата паузами. А в стихах благодаря ритму, рифме слова озвучены больше, чем в простом разговоре.

Мастера художественного слова используют разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи. Важнейший из них - звуковая инструментовка, которая состоит в подборе слов близкого звучания. Например, у Пушкина: Пирует Петр. И горд, и ясен, // И славы полон взор его. // И царский пир его прекрасен («Полтава»). В богатстве звуковых повторов гласных [о, а] и согласных [п, р, т] отражается широта размаха воспеваемого победного торжества; перекличка звуков усиливает первое словосочетание - Пирует Петр.

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают два типа звуковой инструментовки: аллитерацию и ассонанс. Аллитерацией называется повторение согласных: Еще в полях белеет снег, // А воды уж весной шумят - // Бегут и будят сонный брег, // Бегут и блещут и гласят (Тютч.). С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение звуков, стоящих в начале слова и в предударном положении. Разве можно не заметить аллитерацию, например, в начале стихотворения С. Есенина «С добрым утром!»? Задремали звезды золотые, // Задрожало зеркало затона... Мы замечаем звуковое подобие не только рядом стоящих слов, но и разделенных другими словами текста. Например, повторение [р] и [з-с] в четверостишии С. Есенина:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Поэтическая речь может быть инструментована повторением сразу нескольких звуков. И чем больше их вовлекается в такую перекличку, чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит нам звучание текста. Такова звуковая инструментовка замечательных пушкинских строк: Взгляни: под отдаленным сводом // Гуляет вольная луна; Взлелеяны, в восточной неге, // На северном, печальном снеге // Вы не оставили следов [о ножках]; Ей рано нравились романы; Чья благосклонная рука // Потреплет лавры старика!

Другой тип инструментовки представляет ассонанс - повторение гласных: Пора, пора! Рога трубят... (А. Пушкин) В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные значительно изменяются. И еще надо учитывать, что звук [а] может обо¬значаться буквой о в безударном положении, звук [о] - бук¬вой ё. Так, в отрывке из «Полтавы» Пушкина ассонансы на [а] и на [о] создают лишь выделенные нами гласные:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звёзды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух...

Более короткие и редуцированные звуки, переданные этими же буквами - о и а, не актуальны для звукописи, они мало заметны. Но если гласные не подвержены изменениям в безударном положении, они участвуют в создании ассонанса. Например, Некрасов ассонансом на [у] передает «музыку» железной дороги: Все хорошо под сиянием лунным, // Всюду родимую Русь узнаю... // Быстро лечу я по рельсам чугунным. // Думаю думу свою...

Русских поэтов увлекала не только «сладкогласная» музыка речи, но и иные звучания. Большие художники не отказывались от использования с целью звукозаписи любых созвучий, находя для них применение в поэзии. Вспомните «неэстетичные» шипящие в некрасовских стихах: От ликующих, праздно болтающих, // Обагряющих руки в крови... Они эмоционально оправданы, как и у Лермонтова, когда он писал: Быть может, за стеной Кавказа // Сокроюсь от твоих пашей, // От их всевидящего глаза, // От их всеслышащих ушей.

Закрепление изученного материала. Проблемный, частично-поисковый методы обучения.

1.Что является объектом изучения фонетики?

2.С какими разделами языка тесно связана фонетика? Приведите примеры.

3.Какие принципы лежат в основе деления звуков на гласные и согласные?

4.Какие фонетические законы в области согласных звуков вам известны? Охарактеризуйте их.

5. Назовите приёмы усиления фонетической выразительности речи.

6. Дайте определения терминам аллитерация, ассонанс. Приведите примеры.

7. С какой целью используются аллитерация и ассонанс в поэтической речи?

8. Укажите различия между анафорой и эпифорой.

Упражнения

1. Выделите слова, в составе которых есть й:

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

2. В каких словах две буквы обозначают один звук?

Аллея, подъехать, ненастный, острый, сомнения, бесшовный, воинский, медный, происшествие, семья, содержится, взять, извозчик, обезжиренный.

3. Укажите в тексте согласные звуки, не имеющие пары по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости.

И наконец я счастлив буду,

Спокойно мир оставлю сей-

И в благодарности моей

Твою пощёчину забуду.

(П.)

4. Определите сильные и слабые позиции гласных.

Варенье, городской, доброта, заземлять, затворить, примерять, примирять.

5. Прочитайте отрывок из лекции А.Е Ферсмана «Камень в культуре будущего». Найдите в тексте повторы и объясните, с какой целью автор их использует.

Разве сами драгоценные камни не являются эмблемою твёрдости, постоянства и вечности? Разве есть что-либо твёрже алмаза, что может сравниться с прочностью и нерушимостью этой формы углерода?

Разве корунд в многочисленных своих видоизменениях, топаз и гранат не являются основными шлифующими материалами, и с ними сравнимы лишь новые искусственные продукты человеческого гения? Разве кварц, циркон, алмаз и корунд не являются одними из самых устойчивых химических группировок природы и разве огнестойкость и неизменяемость многих из них при высоких температурах не превышают далеко огнестойкость подавляющего большинства других тел?

6. А. Блок

Май жестокий с белыми ночами!

Вечный стук в ворота: выходи!

Голубая дымка за плечами,

Неизвестность, гибель впереди!

Обратите внимание на повторение звуков в начале и в конце слов. Такой приём называется смешением анафоры и эпифоры. - С какой целью автор использует такой приём в данном стихотворении?

7. Прочитайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева. Назовите повторяющиеся одинаковые или сходные согласные.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

Как называется такой приём? Найдите примеры данного приёма в других стихотворениях поэта.

Задание на дом:

Задание для самостоятельной работы:

Преподаватель: Матвеева М.В.

Практическое занятие № 10

Фонетика. Графика. Система звуков русского языка

1. Фонетика. Графика. Орфография.

2. Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка.

3. Классификация гласных звуков.

4. Классификация согласных звуков.

Методические материалы

Язык существует в двух материальных формах – устной и письменной. В устной форме существования языковые значения передаются при помощи звуковых единиц (звуков), а в письменной форме – при помощи графических единиц (букв).

Мельчайшей единицей речевого потока является звук . Звуки составляют определённые комбинации друг с другом, образуют звуковую речь, с помощью которой мы и передаём информацию друг другу.

Звуки речи существуют не изолированно. Они образуют между собой определённые связи и образуют систему. Кроме звуков в эту систему входят и другие элементы, но основной единицей звуковой системы является звук.

Под термином фонетика (phone – звук, голос, тон) понимается звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, а их фонетические чередования, различные виды ударения и др. вопросы, касающиеся звукового оформления речи.

Фонетика также – наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их изменения в речевом потоке, их роль и функционирование языка как средства общения людей.

Знание звуковых законов необходимо при изучении письменной формы языка, которая описывается графикой и орфографией .

Для русского правописания основным является фонемный принцип написания, а не фонетический, т.е. орфографические правила иногда действуют вопреки произношению, с учётом фонематического, традиционного и дифференцирующего принципа. Это делает взаимоотношения фонетики и орфографии очень сложными.

Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка

Минимальной фонетической единицей, далее не делимой при чувственном восприятии, является звук . П звук представляет собой набор физиологических и акустических признаков, которые делятся на дифференциальные и недифференциальные, постоянные и непостоянные.

Звуку как кратчайшей материальной единице соответствует абстрактное языковое понятие фонемы , которая является центральным понятием фонологии.

Фонология оперирует понятиями позиция фонемы (сильная и слабая), фонетический закон и фонетический процесс (аккомодация, ассимиляция, оглушение в конце слова, редукция).

В результате действия фонетических процессов происходит внешнее преобразование одной и той же фонемы. Это и есть фонетические изменения или фонетическая мена звуков. При фонетических изменениях происходят фонетические чередования , которые следует отграничивать от исторических чередований.


Фонетические чередования одной и той же фонемы создают особую фонологическую единицу – фонемный ряд .

Звуки в процессе речи употребляются не изолированно, а в тесной связи с другими звуками, образуя вместе с ними различные по объёму, по признакам и назначению звуковые комплексы или сегменты .

Следующим по уровню после звука таким комплексом является слог – особая звуковая единица, образуемая или одним звуком, или сочетанием нескольких звуков. Слог является минимальной произносительной единицей. Даже при самом медленном темпе речи мы может говорить только слогами, а не по звукам. На этом и построено обучение чтению.

Слоги выступают составными элементами более сложной фонетической единицы – фонетического слова . Фонетическое слово – это несколько слогов, объединённых одним словесным ударением.

Фонетические слова, комбинируясь, образуют речевые такты , из которых складываются наиболее крупные звуковые элементы – фонетические фразы . Фраза представляет собой законченное по смыслу высказывание. Это единица синтаксическая и равна простому предложению. Речевой такт – это часть фразы, которая произносится одним дыхательным толчком. Это интонационно законченная единица. Она отделена от следующего такта паузой. Состоит, как правило, из 3 слов и менее. Речевой такт представляет собой определённую «группировку» членов предложения.

Например: Он не понимал, / почему Женя смеётся//.

Все звуковые элементы – звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фонетические фразы – являются предметом исследования фонетики, которая изучает их устройство, образование, признаки, назначение и функцию в речевом потоке.

Предметом фонетики выступает также словесное, фразовое, тактовое, логическое ударение и интонация как особые свойства звуковой речи, понимаемые в качестве своеобразных звуковых элементов.

Все фонетические элементы принято делить на: 1) линейные или сегментные единицы языка; 2) нелинейные или суперсегментные единицы языка.

К линейным относятся материальные звуковые единицы: звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фонетические фразы. Сущность их состоит в их материальности, и в том, что в речевом потоке они последовательно располагаются друг за другом. Два сегмента невозможно произнести в одно и то же время.

Нелинейными (суперсегментными) фонетическими элементами являются все виды ударения и интонация. Их признаки: - нематериальность; -несамостоятельность. Являясь свойством линейных элементов, суперсегментные элементы накладываются на линейные отрезки и существуют вместе с ними.

ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ.

ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, - являются знаками . Ведь помимо смысловой стороны – обозначаемого (значения ), все они имеют и материальную сторону, доступную органам чувств - обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь. Так, слово мечта имеет материальное выражение – это сочетание пяти звуков, служащее для выражения значения «нечто, созданное воображением, мысленно представляемое». Предметом фонетики является матеральная (звуковая) сторона языка.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Всефонетические единицы языка - фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки – связаны между собой количественными отношениями.

Фраза самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.

Синтагма объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра I вечером. Увидимся I завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения

Речевой такт часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Фонетическое слово - часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова: . Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками . В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитиками называют безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают: , энклитиками - безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают:, . В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по ´ воду [по´въду].

Слог - часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым (см. раздел «Слогоделение. Типы слогов»).

Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.

Наша речь не является непрерывным потоком звучания. Она членится на отрезки, выделяемые разного рода паузами. Ведь для понимания смысла сказанного важна не только последовательность грамматически связанных между собой слов, но и то, на какие произносительные единицы они разбиваются этими паузами.

Основной произносительной единицей речи, с помощью которой оформляется высказывание, является фраза. Фраза – это наиболее крупная единица членения звукового потока, отрезок речи, объединённый особой, законченной интонацией различного характера (вопросительной, повествовательной и т.п.) и отделённый от других фраз достаточно длинными паузами . Границы фраз в транскрипции обозначаются так: ║. Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию, и её конец обычно совпадает с концом предложения. Однако не следует отождествлять предложение и фразу, т.к. они являются единицами разных уровней языка: предложение – единица смысловая, грамматическая, а фраза – фонетическая. Одно предложение может соответствовать и одной, и нескольким фразам. Например, высказывание И опять было молчание, и через приоткрытую дверь в сени прохладно пахло со двора свежей травой, напитавшейся росой. (А.Платонов) членится паузами на две фразы.

Фраза может делиться на более мелкие произносительные единицы, отделённые друг от друга менее заметными паузами, – речевые такты. Речевой такт – отрезок звучащей речи, произносимый как непрерывный ряд звуков, имеющий незаконченную интонацию и ограниченный менее длинными, чем фраза, паузами . Речевой такт произносится обычно на одном выдохе. Границы такта всегда проходят между словами. В транскрипции речевой такт обозначается так: │. Членение речевого потока на такты обусловлено смыслом высказывания. В зависимости от значения, которое говорящий вкладывает в своё высказывание, возможны варианты членения речевого потока. Так, например, фраза На утёс одинокий орёл прилетел получит различные значения, если разделить её на такты по-разному: На утёс одинокий орёл прилетел или На утёс одинокий орёл прилетел . Если же для понимания смысла высказывания выделять его части не нужно, то фраза на речевые такты может не делиться.

Речевой такт состоит из фонетических слов. Фонетическое слово – это комплекс звуков, объединённый одним ударением . Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам. Обычно в одно фонетическое слово объединяются самостоятельная и служебная часть речи, если одна из них (чаще служебная) не имеет отдельного ударения. Так, фраза Не выйти ли нас с вами на свежий воздух? включает 9 лексических слов (отдельных частей речи), но только 5 фонетических: не выйти ли; нам; с вами; на свежий; воздух .

Безударное слово, примыкающее к имеющему ударение спереди, называется проклитикой , а примыкающее сзади – энклитикой (не выйти ли : не – проклитика, ли – энклитика).

При транскрибировании фонетическое слово, состоящее из нескольких лексических, обозначается так: [с ва́ м`и].

Фонетическое слово состоит из слогов (одного или нескольких). Слог – это звук или группа звуков, произносимых одним выдыхательным толчком . Количество слогов в слове зависит от количества гласных звуков в нём. Например: ко-ро-ва, си-дя-щи-е, есть . Слог является наименьшей произносительной единицей, т.к. насколько бы медленно и отчётливо мы ни проговаривали слово, отдельных звуков мы не произносим: они образуют как бы своеобразные «слияния», из которых и складываются слова (не [к]-[р]-[о]-[ш]-[к`]-[и], а [кро́]-[шк`и]). Но строятся слоги из звуков.

При транскрибировании границы между слогами обозначаются так: [ку/ла́к]

Звук речи – это минимальная, нечленимая далее незначимая единица речевого потока. Звуки образуются при помощи воздушной струи, проходящей через органы речи.

Звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фразы – это те фонетические единицы, из которых строится речь. Звуки являются своеобразным «строительным материалом» для слогов, слоги объединяются в фонетические слова, те, в свою очередь, в речевые такты и фразы. Такое объединение мелких единиц в более крупные возможно благодаря особым фонетическим средствам – ударению и интонации.

Ударение – это фонетическое выделение одного из слогов в слове. Если слово многосложное, один из слогов в нём – ударный. От безударных он отличается большей длительностью и силой звучания: бежа́́ть, до́́мики . (Чтобы ученикам начальных классов было легче ощутить эту особенность ударного слога, практикующие учителя обычно предлагают ребёнку произнести слово с вопросительной или восклицательной интонацией: попуга́й? кру́глый! и т.п.).

Ударение часто выполняет смыслоразличительную функцию: по́́́́́́́лки – полки́́, дорого́́й – доро́́гой, све́́чи – свечи́ . Ударение в русском языке имеет две основные особенности: во-первых, оно является разноместным, т.е. не прикреплённым постоянно к какому-нибудь определённому слогу (например, последнему – как во французском языке, или предпоследнему – как в польском) или к определённой морфеме (корню, окончанию и т.п.). В разных словах ударными могут быть разные слоги разных морфем: вы́цвести, цве́т, цвето́к, цвела ́. Во-вторых, ударение является подвижным, т.е. при изменении форм слова может меняться и место ударения: поня́ть, по́нял, поняла ́.

Очень важным средством русской речи является интонация, характеризующаяся изменением тона, темпа речи, интенсивности, длительности звуков . С помощью интонации можно выделить наиболее важные смысловые нюансы высказывания (Завтра я возьму новую сумку . Завтра я возьму новую сумку. Завтра я возьму новую сумку ), различить предложения разных типов (Лена была в театре. Лена была в театре? Лена была в театре! ), передать разнообразные эмоционально-экспрессивные оттенки речи (именно интонацией говорящий может выразить чувства удивления, печали, радости, торжественности и т.д.).

Итак, ударение и интонация – это те фонетические средства, которые служат для различения смысла высказывания.

Вопросы и задания

1. На какие фонетические единицы членится наша речь?

2. Дайте характеристику фонетической фразы.

3. Что такое речевой такт? От чего зависит количество речевых тактов в высказывании?

4. Что такое фонетическое слово? Почему фонетическое слово может включать в себя несколько лексических? Что такое проклитика и энклитика?

5. Определите количество фонетических слов. Назовите проклитики и энклитики.

Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

(М.Лермонтов)

6. Дайте определение слога.

7. Что такое звук речи?

8. Какие фонетические средства служат для различения смысла слов и высказываний?

9. Что называется ударением? Каковы особенности русского ударения?

10. Разделите слова на слоги. Выделите ударные слоги: гусеница, злоба, корысть, крапива, кремень, маляр, ненависть, приданое, столяр, цыган, щавель, красивее, хозяева, ворота, статуя, договор, завидно, ломоть, позвонишь .

11. Поставьте ударение в словах. В случае затруднений обращайтесь к словарю: средства, ободрить, камбала, намерение, ходатайство, избаловать, газированный, баржа, украинский, верба, христианин, облегчить, балованный, феномен, новорожденный, арахис, обеспечение, досуг, цепочка, ракушка, апостроф, каучук, фольга, жалюзи, арбуз, каталог, симметрия, кашлянуть, фарфор, танцовщица . В каких словах ударение является подвижным?

12. Какие функции выполняет интонация?

13. Разбейте текст на фразы, речевые такты. Определите количество фонетических слов. Расставьте в них ударения.

Вокруг террасы густо разрослась повитель. (Тётя Паша называла это растение «граммофончики»). Внизу густо стлались тёмно-зелёные сердцевидные листья; вверх вились длинные тонкие побеги. И вверху, и внизу во все стороны торчали большие продолговатые бутоны, заострённые на концах. За ночь бутоны раскрывались – цветы и вправду были похожи на граммофонную трубу, большие, тёмно-сине-лиловые, бархатистые, какие-то необыкновенно милые и весёлые. Казалось – смотрят прямо на тебя и видят. В глубине каждого граммофончика пряталось несколько крохотных белых бусинок – тычинки…

Но поднималось солнце, и граммофончики съёживались, края их жалко скручивались, цветок становился похож на грязную тряпочку. Тогда можно было сорвать его и надувать, как пузырь, потом хлопнуть; горьковатый вкус оставался во рту. А на следующее утро кругом террасы всё опять было покрыто новыми, широко раскрытыми, бархатно-сине-лиловыми граммофончиками.

(В.Панова)

14. Объясните, с каким фонетическим явлением связано различное прочтение известной фразы «Казнить нельзя помиловать» . Придумайте свои примеры фраз, которые можно было бы разделить на такты по-разному.

К основным единицам звукового строя языка относятся: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза, ударение, интонация .

Звук – это мельчайшая единица звучащей речи, предел акустического членения речи. Звуки производятся посредством работы артикуляционного аппарата человека и воспринимаются им на слух. Каждый язык характеризуется особой фонетической системой, несмотря на то, что речевой аппарат носителя любого языка способен произвести любой звук и что в основе звукового строя существующих языков лежат одни и те же звуки.

Слог образуется сочетанием нескольких звуков. Слоговым называется звук, который выступает как более звучный по сравнению с другими в составе слога. Слоговыми являются гласные как звуки наибольшей звучности, не слоговыми – согласные как звуки меньшей звучности, которые организуются в слоге вокруг гласных. Слог бывает открытым, если оканчивается на гласный, и закрытым, если оканчивается на согласный. Слог – это часть фонетического слова, произносимая одним выдыхательным толчком воздуха и характеризуемая усилением звучности.

Фонетическое слово – это совокупность слогов, объединённых одним ударением.

Не все слоги в слове произносятся одинаково. Выделение слога в слове называется ударением . Ударение в слове называется словесным. Ударение в слове в разных языках характеризуется по следующим основаниям: силовое (сила или интенсивность артикуляции), количественное (время или долгота произношения), музыкальное (движение тона, его повышение или понижение). Выделение слога определяется комбинацией этих характеристик. Ударение в разных языках может быть фиксированным (падать только на определённый слог в слове: франц. и латин. языки – на последний слог) или нефиксированным (английский, русский), а также подвижным (русский язык – зуб – зуба, лес – леса) или неподвижным (франц., лат., англ. и др. языки). В русском языке не несут ударения: предлоги (на, под и др.), служебные слова (междом., частицы, союзы и др.) и некот. др. Поэтому понятие ударного слова связано с понятиями «проклитики» и «энклитики» . Проклитика – безударное слово, примыкающее к началу последующего полнознаменательного слова, несущего ударение: в столе [ф-стал’э ], на земле [нъ-з’имл‘э ]. Энклитика – это безударное слово, примыкающее к концу предыдущего полнозначного слова: лечь на спину [л’эч‘ нá-сп’ину].

Речевой такт – это совокупность фонетических слов, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между речевыми тактами более короткие, чем между фразами.

Фраза – самая крупная фонетическая единица звучащей речи. Фраза – это совокупность речевых тактов, это законченное по смыслу высказывание, объединённое особой интонацией и отделённое от других, таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением. Фраза анализируется с т.з. её интонации, количества и места пауз в середине этой фразы, количества речевых тактов и т.д. Произвольность членения фразы на речевые такты приводит к искажению передаваемой мысли или её полному разрушению. Паузы между фразами длиннее, чем между речевыми тактами.

Каждая фраза оформлена интонационно. Интонация представляет собой совокупность средств организации звучащей речи, отражающих её смысловую и эмоционально-волевую стороны. Интонация проявляется в мелодике – последовательных изменениях высоту тона (повышение/понижение), ритме речи (сильные/слабые, долгие/краткие слоги), темпе речи (ускорение/замедление в протекании речи) внутрифразовых паузах и общем тембре высказывания («мрачный», «весёлый» и т.д.). С помощью интонации происходит не только оформление фразы, но и выражение чувств и мыслей людей. Интонация также помогает членить текст на интонационно-смысловые отрезки – синтагмы. Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок. Голос может быть нейтральным, расслабленным, напряжённым и т.д. Количественно-динамические характеристики интонации включают увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных участков фразы.