Болезни Военный билет Призыв

Основная мысль анчар. Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина. Анализ стихотворения анчар

Идею стихотворения «Анчар» Пушкину подсказал Сэмюэль Кольридж в своей трагедии «Раскаяние». Пушкин назвал вдохновителя этого проризведения, выписав несколько строк по-английски на своем автографе. Эта фраза в переводе звучит так:

Есть древо яда, пронизывающее отравой все сокровенное,

Оно плачет лишь ядовитыми слезами.

Кольридж

Эти строки должны были послужить эпиграфом к стихотворению.

В первоначальном пушкинском варианте стихотворение называлось «Анчар, древо яда».

Написанное в ноябре 1928 года, Пушкин долго не мог опубликовать, по причине жесткости цензуры. По этому поводу он написал несколько писем Бенкендорфу. Из письма, написанного зимой 1832 года в Петербурге, мы узнаем, что в 1827 году государю императору угодно было объявить поэту, что у него, кроме его величества, никакого цензора не будет.

Обращаясь к Бенкендорфу, Пушкин писал: «…Подвергаясь один особой, от Вас единственно зависящей цензуре - я, вопреки права, данного государем, изо всех писателей буду подвержен самой стеснительной цензуре, ибо весьма простым образом - сия цензура будет смотреть на меня с предубеждением и находить везде тайные применения, allusions (намеки) и затруднительности - а обвинения в применениях и подразумениях не имеют ни границ, ни оправданий, если под словом дерево будут разуметь конституцию, а под словом стрела самодержавие».

Стихотворение было опубликовано в 1832 году в «Северных цветах» в первоначальном варианте. В последующих изданиях оно получило укороченное название «Анчар», и в последних строках вместо слова «царь» появилось слово «князь».

А Царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы,
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

В таком же усеченном виде это стихотворение печаталось и после разгрома Царского самодержавия, во время социализма. Получается, что соцруководители тоже побаивались влияния этого стихотворения на умы человеческие.

Основная тема в этом стихотворении - не требованиев свержении самодержавия. Тридцатилетний Пушкин, изучивший немало исторических материалов в архивах, в отличие от Пушкина восемнадцати-двадцатилетнего, пылкого и страстного юноши, прекрасно понимал, что безвластие страшнее самодержавия. Он уже не ставил своей целью ни свержение, ни тем более, террор в отношении к царю.

Основная тема этого стихотворения заключается в ответственности власть предержащих перед своими рабами, которые доверяют своему правителю. И чем выше ранг властителя, тем выше эта ответственность.

Меняя слово царь, на слово князь, прислужники властителей, тем самым снимали ответственность с Царей. Получалось, что Царю, или Генсеку (который тоже, по сути, царствовал в стране), можно все. В это стихотворение Пушкин вложил идею тлетворности безграничной власти.

Но человек слаб и грешен. Получив безграничную власть, (так и тянет написать – дорвавшись до власти), не торопится расставаться с нею. А свои поступки он оправдывает фразой «во благо государства».

«Во благо государства» был послан раб, доверявший своему повелителю, на верную гибель к анчару. Во благо государства были разосланы ядовитые стрелы «к соседям в чуждые пределы».

Как часто повелители благом государства прикрывали собственные амбиции, жадность. Используя столь символичный образ, Пушкин напоминал царю об ответственности перед народом и государством. Но, как заметил французский писатель Проспер Мериме, «Это стихотворение имело несчастье быть принятым цензурой за революционный дифирамб».

Одной из ярких и бесценных жемчужин в творчестве гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина является стихотворение «Анчар», которое он создал в 1828 году. В 1832 году оно было опубликовано в литературном альманахе «Северные цветы». В период написания данного произведения поэт уже несколько лет живет в Москве после длительной четырехлетней кишиневской ссылки и находится под негласным наблюдением царской цензуры. Наученный горьким опытом Пушкин остерегается открыто выступать против царского самодержавия, и использует в данном произведении тонко завуалированную аллегорию, сделав центральным персонажем своей псевдо средневековой баллады с уклоном восточной притчи, ядовитое дерево упас-анчар, произрастающее на острове Ява, расположенном в далеком Индийском океане.

Главная тема стихотворения

Сюжетом для стихотворения послужили прочитанные Пушкиным в русской периодике того времени заметки врача из Голландии одной Вест-Индийской торговой компании об удивительном зловещем дереве упас-анчар, которое выделяет ядовитый сок, добываемый местными жителями с большим риском для собственной жизни и используемый ими в качестве пропитки для стрел и другого метательного оружия. Также некоторыми исследователями творчества Пушкина выдвигается идея, что данное произведение было создано Пушкиным как противопоставление поэме известного поэта того времени Павла Катенина «Сожаление» (в нем присутствовал образ некого «древа жизни», символизировавшего царское милосердие).

Композиционно стихотворение «Анчар» состоит из двух противопоставляемых структурных частей, основанных на принципах антитезы. В первых пяти строфах, представляющих собой зачин произведения и относящихся к первой части, автор дает нам описание легендарного дерева анчар, произрастающего в бесплодной пустыне и имеющего ядовитую смолу. Гениальный поэт создает образ дерева, воплощения абсолютного зла, который отличается яркостью и выразительностью: «к нему и птица не летит, и тигр не йдет», а все что к нему приближается, пропитывается смрадом смерти и разложения. Следующие три строфы, являющиеся основным развитием сюжета и относящиеся ко второй части, показывают нам образ неумолимого и жестокого владыки, который посылает раба «одним лишь властным взглядом» за ядовитой смолой, прекрасно зная, что тот обречен на мучительную смерть. Последняя строфа рассказывает для чего владыке нужен яд, чтобы пропитать им стрелы и принести смерть и разрушение соседним государствам.

Главной темой данного произведения является изображение образа мирового зла, рассматриваемого как с философской, так и с социальной позиции. Образ всемирного зла, который воплощен в ядовитом дереве анчар, по мнению Пушкина, является наравне с вопросом жизни и смерти, одной из главных проблем человечества на протяжении всего его существования. Также в стихотворении «Анчар» затронуты такие важные для поэта темы, волнующие его на протяжение всей его деятельности как поэта и гражданина своей Родины, как свобода и тирания. Только в данном случае эти темы раскрыты в общефилософском смысле, характерном для позднего этапа его творчества.

Структурный анализ стихотворения

По жанровой направленности данное произведение является лирико-эпическим сюжетным стихотворением, написанное любимым стихотворным размером поэта четырехстопным ямбом с применением специального пропуска ударения на особо ритмически сильном месте (так называемый пиррихий, специальный прием стихосложения) для того, чтобы усилить драматизм происходящих событий.

Для образного раскрытия идейного содержания в произведении автором использованы яркие эпитеты (пустыня чахлая и скупая, песок горючий, черный вихрь), метафоры (природа напоила, вихрь набежит), антитеза (раб - владыка). Особенную торжественность и величавость произведению придает использование автором древнеславянских архаизмов (древо, хладное чело, вихорь, послушливый). Большое количество в первой части таких согласных букв как «п» и «ч» на звуковом уровне создает мрачное и гнетущее впечатление, которым автор и хотел подчеркнуть унылую и печальную атмосферу, царящую в «пустыне чахлой и скупой».

В стихотворении «Анчар» на суд читателей Пушкин представляет систему, в которой безраздельная власть принадлежит одному человеку (владыке или князю, как в более ранних версиях) и он может делать со своими подчиненными все, что ему угодно, являясь подобно Богу вершителем их судьбы, хозяином жизни или смерти. Такая власть и является настоящим источником зла, губящим подобному ядовитому дереву анчар все вокруг.

Ключевые слова: Анчар, лингвистический анализ текста, Пушкин, черновики.

А.С. Пушкин “Анчар”

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит -- один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит

И тигр нейдет -- лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом:

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

Принес -- и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседам в чуждые пределы.

При анализе любого стихотворения необходимо использовать не только литературоведческий, но и лингвистический анализ для более глубокого понимания смысла произведения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году. После возвращения из ссылки А.С. Пушкин пишет несколько произведений, связанных с проблемой свободы и тирании в стране. Но за поэтом пристально следят, поэтому за основу произведения он берет легенду о смертоносном ядовитом дереве. Незадолго до этого П. Катенин написал поэму «Сожаление», в которой был нарисован образ «дерева жизни», символизировавший «царство милосердия». Исследователи творчества Пушкина выдвигают версию о том, что поэт создал свое стихотворение о «дереве смерти» как антитезу катенинскому древу.

При анализе данного стихотворения был применен принцип уровневого подхода к тексту, учтен принцип историзма.

Стихотворение «Анчар» условно можно разделить на две части. В первой дается описание ядовитого дерева, во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. Это деление подсказывает сбив ритма в строке «Но человека человек», а также изменение звукового образного ряда. В первой части поэт использует аллитерацию, подчеркивающую мрачно-монотонный колорит (глухие согласные, шипящие), во второй - усиливается употребление сонорных звуков, которые подчеркивают развитие действия. Говоря об орфографических нормах, стоит отметить употребление старославянских слов с неполногласием («хладными, древо»). Именно А.С. Пушкин выработал стилистическую норму языка и разграничил употребление слов с полногласием и неполногласием. В данном стихотворении поэт использует славянизмы для создания колорита эпохи и торжественной приподнятости, т.к. Пушкин «рассказывает легенду».

Лексика была подобрана тоже с учетом стилистики легенды: чахлый, жаждущий, ветви, каплет, ввечеру, тлетворный, владыка,- она придает торжественность повествованию. Для понимания смысла произведения необходимо прокомментировать некоторые слова: Анчар- тропическое южноазиатское ядовитое дерево; Лыко- кора молодой липы и других лиственных деревьев. Таким образом, анализ лексики помогает постичь проведенную автором аллегорию восточной легенды с судьбой России и понять истинный смысл стихотворения: гибельность для страны неограниченной власти. лингвистический стихотворение пушкин анчар

Стихотворение богато художественно-изобразительными средствами: эпитетами (чахлая и скупая пустыня; черный вихорь; властный взгляд), метафорами (зелень мертвая ветвей, древо смерти), которые создают в сознании читателя яркие образы губительности дерева. Автор использует единственное сравнение «как грозный часовой», подчеркивающее одиночество и важную миссию дерева. Также А.С. Пушкин использует прием градации «и птица не летит, и тигр нейдет», но человек «послушно в путь потек» для усиления изображения власти владыки. В основе всего произведения лежит антитеза жизни и смерти, а также «непобедимого владыки» и « бедного раба». Поэт создает явную проекцию кому из них суждено жить, кому умирать. Легенда как жанр подразумевает яркую образность, поэтому Пушкин дополняет картину олицетворением «природа в день гнева породила» дерево.

На морфологическом уровне явных повторов нет, но стоит обратить внимание на значение глагола «течь». В стихотворении «стекает дождь в песок горючий», и человек «послушно в путь потек», проводится явная параллель. Употребление глагола «течь» по отношению к человеку говорит о лишении его воли, действии по необходимости свыше. Александр Сергеевич тем самым говорит о невозможности сопротивления власти, как и природе.

Синтаксические конструкции простые. В основе лежит параллелизм, основанный на контрасте: вихорь набежит - мчится прочь, яд растопясь от зною-застывает ввечеру, человек в путь потек - и к утру возвратился. Данный параллелизм изображает отторжение всего живого к дереву.

В стихотворении «Анчар» А.С. Пушкин проявляет свою позицию главным образом в выборе темы произведения; через исход сюжета и образы читатель понимает авторское отношение к власти.

Лучше понять авторский замысел помогает обращение к черновым рукописям. Черновые варианты «Анчара» сохранились, поэтому мы можем выявить места, в которых поэт испытывал затруднения. Например, строка о рабе: «И тот послушно в путь потек» в черновиках имела варианты «И тот бездумно в путь потек», «И тот за ядом в путь потек», «И смелый…». Оставление слова «послушно» означает желание автора показать невозможность отказа, смирение со своей участью. А вместо строки «И к утру возвратился с ядом» было: « И возвратился с ядом», «И возвратился безопасно», «и возвратился с ним послушно». Эти варианты строки говорят о первоначальном намерении автора возвратиться в целости. Этим меняется вся концепция стихотворения - в нем не остается ни идей о свободе и гуманности, ни о самодержавии, губительном для общества. Именно не оставленное слово «безопасно» подтверждает главную символику произведения: Анчар - воплощение неутолимой судьбы, владыка- человек, повелевающий самой судьбой и смертью, а раб является лишь орудием для достижения целей государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что лингвистический анализ текста позволяет глубже понять и отдельные детали, и общий смысл произведения. Анализ стихотворения «Анчар» показал, что все образы усиливают осознание гибели для общества неограниченной власти, но, в то же время, невозможность на данном этапе этому противостоять.

Библиографический список

1. Пушкин А.С. Анчар - http://roslit.com/book/Anchar_Pushkin

Перед тем как перейти непосредственно к анализу стихотворения "Анчар", которое было написано в 1828 году, скажем, что его автор - невероятно одаренный и искусный мастер литературы - Александр Сергеевич Пушкин. Конечно, это все знают, но не лишним будет помнить о том, что его творчество изобилует шедеврами, ставшими ценнейшим достоянием культуры, и "Анчар" лишнее тому подтверждение. Прежде всего рассмотрим, какие события предшествовали написания "Анчара".

Анализ стихотворения "Анчар"

В те годы, когда за написание очередного произведения (мы говорим о стихотворении "Анчар") сел Александр Пушкин, он жил в Москве. До этого поэт отбывал долгую четырехлетнюю ссылку в Кишиневе, что стало на самом деле заменой каторжным работам в Сибири, и теперь по просьбе императора Николая Первого Пушкин жил здесь. То что наказание было смягчено, стало возможным благодаря просьбам Карамзина, а отправили поэта в ссылку за неосторожные с точки зрения императора Александра Первого эпиграммы.

Мы не зря рассматриваем эти события, это поможет сделать анализ стихотворения "Анчар" более точно. Вернувшись из изгнания, Пушкин был полон впечатлений и новых идей. Теперь поэт своими основными мотивами выбрал свободу выбора, тему верхушки власти и описывал борьбу с судьбой.

Основные образы и композиция

Поговорим немного о сюжете - егомотивы Пушкин взял из старых легенд, где повествуется об удивительном и страшном дереве, которое полно яда, а место его нахождение остров Ява. Какой смысл автор вложил в этот образ? Это ядовитое и смертоносное растение является символом злого рока, который в совокупности с тлетворным духом превращают самодержавие царской России в губительное оружие. Эта мысль очень важна при анализе стихотворения "Анчар".

Композиция "Анчара" построена с использованием антитезы, что подразумевает в данном случае явное противопоставление структурных частей. Первая часть содержит подробности описания полного яда дерева: его родила природа бесплодных "жаждущих степей", и посередине пустыни оно похоже на "грозного часового". Здесь Пушкин целенаправленно усиливает впечатление читателя, сгущая краски, и мы видим, что каждая новая строфа повторяет описание ядовитого дерева, а точнее его смертоносной силы.

Уделив внимание звуковому анализу этой части произведения "Анчар", можно найти большое количество звучания букв "п" и "ч". Таким образом фонематический уровень передает мрачные краски и нотки гнетущего настроения поэта, а также мы ярко представляем себе "пустыню чахлую и скупую".

Перейдем к рассмотрению второй части, делая анализ стихотворения "Анчар". Перед читателями предстает образ безжалостный и неумолимый - именно таким выглядит владыка, который посылает на погибель одного из своих преданных рабов, выразив волю властным взглядом. Здесь видно противопоставление этого образа другому - ядовитому дереву, причем тут чувствуется отождествление. Интересно, что когда правитель отправляет раба на погибель, поэт считает это ужаснее, чем само по себе дерево яда, которое воплотило в себе понятие смерти.

В данной статье был представлен анализ стихотворения "Анчар" Пушкина. Мы надеемся, что он оказался для вас полезным и информативным. Больше материалов вы можете найти в разделе Блог нашего сайта.

Жанр традиционно определяется как лирическое стихотворение, но событийный сюжет позво­ляет назвать его балладой.

В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существо­вании на острове Ява ядовитого дерева анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево от­равляет окрестный воздух, а сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.

В своем стихотворении Пушкин создает очень яркий и выразительный образ смертельно ядови­того дерева, символизирующий абсолютное зло:

К нему и птица не летит,

И тигр не йдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

К этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. Тот выполнил поручение, заплатив за это жизнью.

В «Анчаре» поднимается темагибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. Все живое из­бегает прикосновения к анчару, он - «один во всей вселенной». Царь нарушает закон природы.

Композиция. Стихотворение делится на две части. В первой дается описание ядовитого дерева. Во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества - гу­бительности для всего живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчеркивает его всевластие, безжалостность, во втором - покорность. При этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.

Идейный смысл этого стихотворения - губительность неограниченной власти для общества.