Болезни Военный билет Призыв

Осенние стихи. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало… Уж небо осенью дышало поэт

Помните стихотворение А.С. Пушкина?

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Точнее и не скажешь.
Скучный, унылый, холодный ноябрь.
В субботу плотное серое небо не раз прорывали снежные вихри, стало холодно, снег не тяал. Казалось, что солнце не скоро порадует природу своим светом. Однако воскресное утро выдалось не только холодным, но и ясным. А мои знакомые позвали меня прогуляться по заливным лугам близ Желнино, Дзержинска и Решетихи.

Мы бросили машину и пошли по совершенно убитой джипами дороге. Если бы не морозы последних дней, то пройти тут было бы проблематично. Сейчас же грязь замерзла в камень, так что мы довольно шустро продвигались в сторону лугов.

В этих краях много речек, озер и, конечно, рыбаков.
1.

Но не так все просто. Оказалось, что небольшую плотину местного разлива смыло водой. Тоненькое бревнышко для переправы не внушало мне вообще никакого доверия. Тем более часть его была покрыта льдом. Я пищала, бурчала и вообще отказывалась идти вперед. Но это такой отказ, когда ты уже знаешь, что все равно придется перейти эту чертову речку по этому чертову бревнышку. Дабы я не сильно трусила, мои сотоварищи накидали рядом еще небольших бревнышек. Выхода у меня не было.

Ледяные колокольца рядом с местом переправы.
2.

И вот впереди луга. Какое же скучное зрелище предстало пред моими глазами: помятая осока, посыпанная кое-где снегом; обожженная морозом листва под ногами; голые деревья и цвет грязной соломы повсюду. Только голубое небо вносило некоторое разнообразие в картину.
3.

4.

5.

Найти что-то интересное при таком антураже непросто.
А впрочем, смотрите сами.
6.

7.

Черные тюльпаны.))
На самом деле - это ирисы, как мне сказали.
8.

9.

Шиповник.
10.

11.

Мы быстро свернули с дороги в самые дебри, продирались через траву, продирались сквозь кусты, перелезали через поваленные деревья, переходили бобровую плотину, шли вдоль каких-то водоемов.
12.

Дубовые листья.
13.

14.

Грибы какие-то нашли. Рвать не стали, но пару снимков сделали.
15.

16.

А этот мой любимый снимок из воскресной серии.
17.

Сердечко вам от меня и от бревна тоже.)))
18.

В какой-то момент я стала мечтать о том, чтобы просто выйти на нормальную укатанную дорогу, что мы все-таки и сделали, и вышли к затону. На другом берегу видно Хабарское - местный горнолыжный комплекс. И церковь Михаила Архангела рядом с ним.
19.

А в воде ледяными колокольчиками звенят веточки и травинки.
20.

21.

22.

23.

Быстро спустились сумерки.
24.

Вдалеке видна усадьба Приклонских-Рукавишниковых в , где я была в марте этого года.
25.

26.

27.

На Оке еще не закончилась навигация.
Неожиданно в сумерках показалась баржа, идущая по Оке. Мы дождались, когда ее будет видно получше.
28.

29.

Как всегда немного не рассчитали время на обратную дорогу. Этому отчасти поспособствовал рыбак, сбивший нас с толку и отправивший к другой переправе. Переправы не оказалось, пришлось возвращаться к плотине. Зато полчаса было потеряно. Подходили уже в полной темноте. И обратный переход был еще экстремальнее дневного, т.к. толком не видно было, куда нужно идти. Но с ним я справилась почему-то легче.

До машины мы шли молча, говорить уже не хотелось, хотелось быстрее прийти и выпить горячего чая.

Когда пришли, я достала бутылку с водой, чтобы помыть руки. Бутылка затрещала. Воды в ней не было: вся замерзла. А ведь горячей наливала. Остатки льда вытряхнула на землю и села в машину пить чай с конфетками.
Вот такое славное ноябрьское воскресенье выдалось у меня вчера.

PS: Сегодня мне сказали, что в общей сложности прошли около 15 км. Надо же, всего 15. А усталости было на все 25.))

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Отрывок из поэмы Евгений Онегин.)

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Поэтический этюд «Уж небо осенью дышало» - это короткий эпизод из поэмы «Евгений Онегин», ставший полноценным стихотворением. Сам роман проходят в старших классах школы. А с зарисовкой, относящейся к пейзажной лирике знакомят значительно раньше.

Отрывок посвящен наступлению осени. Даже в поэме, посвященной сложностям человеческих отношений, поэт не мог пройти мимо красоты и осени. Никакое другое не представлено так широко, многогранно и ярко в пушкинском творчестве.

Период – самый радостный, гармоничный и плодотворный для творчества. Знаменитая Болдинская осень подарила немало строк, вошедших в золотой фонд отечественной и мировой поэзии. Там и тогда был рожден «Евгений Онегин».

Многие люди, глядя на улетающих журавлей, золотые ковры листвы, вспоминают стихи А.С. Пушкина. Он, как истинный художник в поэзии, умел отрывистыми, легкими, но яркими и насыщенными мазками рисовать стихотворные пейзажи. Читатель вместе с рассказчиком видит багровеющее небо, грозные тучи, готовые излиться дождем, стаи улетающих птиц, печально опадающую листву.

Стихотворение динамично: процессы, происходящие в природе, показаны в движении. Динамику создают глаголы, которые появляются в каждой строчке повествования. Отрывку и поэме в целом присущ лаконизм выражений, что создает ритмичность чтения текста.

Природа в стихотворении живая, это главное действующее лицо. Небо – не просто фон, это целая система. Где разворачиваются различные события и процессы. Автор ласково называет небесное светило «солнышком», словно это родное для него живое существо. Ноябрь также одушевлен. Он «стоит у двора», как нежеланный, но неизбежный гость. В этой строчке чувствуется смирение, принятие погоды.

Самого рассказчика здесь нельзя считать лирическим героем, его образ уходит на второй план. Создать трехмерную картину мира Пушкину помогают тропы. Здесь все средства художественной выразительности взаимосвязаны, подчинены отражению авторского мироощущения.

Эпитеты: «таинственная сень», «скучная пора», «печальный шум», «крикливый караван гусей». Удивительно, что подобрано такое слово к перелетным птицам. Не вереница, стая или клин. Общепринято «караван» – это вьючные животные, перевозящие грузы. Но здесь, оно уместно. Читающий сразу представляет больших, откормленных за лето гусей, медленно движущихся по небесным просторам, как верблюды по пустыне.

Александр Сергеевич употребляет несколько архаизмов, добавляющих торжественности слогу. Что напоминает о стихах Державина. Например, старинное слово «сень». Отрывок, как и вся поэма «Евгений Онегин» написан четырехстопным ямбом, по 14 строк в строфе. В основу катрена положен сонет. Этюд вошел в четвертую главу романа.

Слог Александра Сергеевича прозрачен, как теряющий густоту листвы лес. Личное отношение, участие сквозит в каждой строчке. Это не деревья печально расстаются с листвой, а поэту жаль уходящей красоты. Автор называет ноябрь скучной порой. Но это, скорее отражение мыслей читателя, сам А.С. Пушкин не раз признавался в любви к позднему межсезонью, о чем напоминают его произведения. Он жалеет лишь о том, что становится короче день, проходит торжество осени. А впереди долгая, холодная зима.

Природа осени благотворно действовала на А.С. Пушкина, давала ему силы жить и работать, создавала плодородную почву для творчества. Отрывок из знаменитой поэмы – отличный образец пейзажа в стихах. Именно поэтому он обрел собственную, самостоятельную жизнь. Может существовать как полноценное произведение. Стихотворение оставляет приятные эмоции. После прочтения возникает желание отправиться на прогулку в осенний парк.

Класс: 2

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи урока:

  • формировать основы читательской деятельности: умение работать с поэтическим текстом, учить видеть и понимать красоту природы, выражать своё отношение к природе;
  • развивать навыки выразительной речи, умение определять понятия: сравнение, рифма, логическое ударение, пауза;
  • обогащать читательский опыт (расширение читательских знаний о поэзии А.С.Пушкина).

Оборудование:

  • учебник Ефросинина Л.А.,2 класс, 1 часть;
  • тетрадь “Литературное чтение”, детские рисунки об осени, презентация, музыкальные отрывки.

Презентация к уроку.

1. Организационный момент.

– Какой урок сейчас?

– Проверьте свою готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

Выставка детских рисунков.

– Каким было ваше домашнее задание?

– Какие картины осени вы изобразили?

– Какое настроение хотели передать?

– Каких краски в ваших работах преобладают? Почему?

3. Актуализация знаний. Беседа.

Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.

В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Особенно ярко красота осени видна в лесу.

– Случалось ли вам бывать осенью в лесу?

– Бродить в тишине по лесным тропинкам?

– Какие чувства вы испытываете, когда идете по дорожке в осеннем лесу?

Учитель: В такой час чувствуешь, особенную связь с природой, с Родиной, понимаешь, что ты частица этой земли и тебе принадлежит земля.

На исходе октябрь. Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса. Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы.

4. Постановка учебной проблемы.

В течение нескольких уроков мы будем вести разговор об осени. Познакомимся с произведениями русских писателей и поэтов. Будем учиться выразительному чтению, развивать память, учиться красиво говорить. Проникнемся пониманием того, что к природе надо относиться бережно, научимся видеть и ценить красоту природы.

5. Введение нового знания.

1) А начать изучение темы хочется словами поэта.

Прочитайте эти строки. Как вы думаете, кто их автор?

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной.

Верно – это слова А.С.Пушкина. Любимое время года поэта – осень.

2) Александр Сергеевич Пушкин! (Презентация А.С. Пушкин)

Когда впервые каждый из нас услышал это имя?

Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки?

Или, лежа в кроватке, слушая дивные сказки, которые читала мама?

Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь.

Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта.

Еще при жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии.

И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает.

Благословен и день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.
Г.Гоц

6. Физкультминутка

Представьте себе, что мы находимся в осеннем лесу и идём по дорожкам. Каким вы увидели осенний лес?

Вот мы остановились и
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В сторону руки,
Плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.

7. Слушание стихотворения.

1) А сейчас послушаем, как А.С. Пушкин описывает осень в своем стихотворении (чтение стихотворения учителем под музыку):

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

(Эмоциональная пауза. Музыка)

2) Беседа.

– Какие картины представили при слушании?

3) Моделирование обложки.

4) Словарная работа.

– Объясните слова:

Караван –

– Какие слова вам еще непонятны?

Обнажалась –

Блистало –

5) Работа над стихотворением. Учебник стр.106.

– Прочитайте стихотворение.

– О каком периоде осени говорит поэт? (Найдите слова в тексте.)

– “Уж небо осенью дышало …”

– Как понимаете эти слова?

– В каком значении употреблено слово “дышало?” (Ответы учащихся)

“Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась”

Приходилось ли вам наблюдать за перелётом птиц осенью?

Как они летят?

Почему Пушкин употребляет слово “тянулись”?

8. Работа над выразительностью.

1) Постановка логического ударения, темпа чтения, расстановка пауз.

2) Какие чувства передает поэт? (Чувство сожаления, печали, уныния об ушедшем лете.)

3) Выразительное чтение стихотворения.

9. Рефлексия.

В осеннее ненастье семь погод во дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, и сверху льёт, и снизу метёт.

– Какой поре осени посвящена эта пословица?

В народе осень связана со временем сбора урожая.

Главным действующим лицом и в жизни крестьянина становится хлеб.

"Рыбе – вода, ягоде – трава, а ржаной хлеб – всему голова", – говорилось в народе.

Сколько хлеба соберут – так жизнь и сложится. Настроение, и благополучие, и здоровье зависели от сбора урожая. "Рыбе – вода, ягоде – трава, а ржаной хлеб – всему голова", – говорилось в народе.

Но осень – это не только "хлебный итог", осень – это еще и "очей очарованье" (А.С.Пушкин). Осень – это красота: разноцветные листья, горы румяных яблок, прозрачный ароматный утренний воздух.

Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба.

И хочется закончить наш урок словами:

У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.

10. Домашнее задание.

  • Выучить стихотворение наизусть.
  • Выполнить задание в тетради.

Текст стиха Пушкина «Уж небо осенью дышало» входит в 4 главу романа «Евгений Онегин» и включен в программу по литературе для школьников 2 класса. Стихотворение написано в 30-е годы, период плодотворной деятельности поэта, вошедшим в историю его творчества как «болдинская осень». Осенняя природа удивительно благотворно действовала на Пушкина, его душевное состояние, давала огромный прилив творческих сил и вдохновения.

Пейзажная зарисовка погружает в позднюю осень. Деревня в преддверии зимы, когда у двора уже ноябрь, деревья сбросили листву, крестьяне закончили полевые летние работы, а девушки, напевая, уселись за прялки.В каждой строке стихотворения лаконично и просто, но в то же время очень емко поэт создает образ любимого времени года. Для этого подобраны особые, пушкинские слова, каждое из которых рождает свои ассоциации. Короткое, архаичное слово «сень», означающее у поэта облетевшую листву деревьев, несет свою образность: с оголенными ветвями лес не лишился таинственности, природа лишь замерла перед переходом в другое время года. Легкий шум, осенние звуки и прозрачный прохладный воздух, которым вволю надышалось осеннее небо, становящиеся короче дни, караван гусей, летящих с криками в южные края – эти описания природы передают и душевное состояние человека. Несмотря на то, что увядшая природа уже погрузилась в долгий сон, интонация стиха наполнена ожиданием радостного обновления. А состояние настороженности, легкий шум деревьев под напором холодного ноябрьского ветра, застывшие и обезлюдевшие поля – все предвещает скорый приход зимы – другого не менее любимого поэтом времени года.

Класс: 2

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи урока:

  • формировать основы читательской деятельности: умение работать с поэтическим текстом, учить видеть и понимать красоту природы, выражать своё отношение к природе;
  • развивать навыки выразительной речи, умение определять понятия: сравнение, рифма, логическое ударение, пауза;
  • обогащать читательский опыт (расширение читательских знаний о поэзии А.С.Пушкина).

Оборудование:

  • учебник Ефросинина Л.А.,2 класс, 1 часть;
  • тетрадь “Литературное чтение”, детские рисунки об осени, презентация, музыкальные отрывки.

Презентация к уроку.

1. Организационный момент.

– Какой урок сейчас?

– Проверьте свою готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

Выставка детских рисунков.

– Каким было ваше домашнее задание?

– Какие картины осени вы изобразили?

– Какое настроение хотели передать?

– Каких краски в ваших работах преобладают? Почему?

3. Актуализация знаний. Беседа.

Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.

В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Особенно ярко красота осени видна в лесу.

– Случалось ли вам бывать осенью в лесу?

– Бродить в тишине по лесным тропинкам?

– Какие чувства вы испытываете, когда идете по дорожке в осеннем лесу?

Учитель: В такой час чувствуешь, особенную связь с природой, с Родиной, понимаешь, что ты частица этой земли и тебе принадлежит земля.

На исходе октябрь. Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса. Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы.

4. Постановка учебной проблемы.

В течение нескольких уроков мы будем вести разговор об осени. Познакомимся с произведениями русских писателей и поэтов. Будем учиться выразительному чтению, развивать память, учиться красиво говорить. Проникнемся пониманием того, что к природе надо относиться бережно, научимся видеть и ценить красоту природы.

5. Введение нового знания.

1) А начать изучение темы хочется словами поэта.

Прочитайте эти строки. Как вы думаете, кто их автор?

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной.

Верно – это слова А.С.Пушкина. Любимое время года поэта – осень.

2) Александр Сергеевич Пушкин! (Презентация А.С. Пушкин)

Когда впервые каждый из нас услышал это имя?

Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки?

Или, лежа в кроватке, слушая дивные сказки, которые читала мама?

Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь.

Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта.

Еще при жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии.

И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает.

Благословен и день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.
Г.Гоц

6. Физкультминутка

Представьте себе, что мы находимся в осеннем лесу и идём по дорожкам. Каким вы увидели осенний лес?

Вот мы остановились и
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В сторону руки,
Плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.

7. Слушание стихотворения.

1) А сейчас послушаем, как А.С. Пушкин описывает осень в своем стихотворении (чтение стихотворения учителем под музыку):

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

(Эмоциональная пауза. Музыка)

2) Беседа.

– Какие картины представили при слушании?

3) Моделирование обложки.

4) Словарная работа.

– Объясните слова:

Караван –

– Какие слова вам еще непонятны?

Обнажалась –

Блистало –

5) Работа над стихотворением. Учебник стр.106.

– Прочитайте стихотворение.

– О каком периоде осени говорит поэт? (Найдите слова в тексте.)

– “Уж небо осенью дышало …”

– Как понимаете эти слова?

– В каком значении употреблено слово “дышало?” (Ответы учащихся)

“Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась”

Приходилось ли вам наблюдать за перелётом птиц осенью?

Как они летят?

Почему Пушкин употребляет слово “тянулись”?

8. Работа над выразительностью.

1) Постановка логического ударения, темпа чтения, расстановка пауз.

2) Какие чувства передает поэт? (Чувство сожаления, печали, уныния об ушедшем лете.)

3) Выразительное чтение стихотворения.

9. Рефлексия.

В осеннее ненастье семь погод во дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, и сверху льёт, и снизу метёт.

– Какой поре осени посвящена эта пословица?

В народе осень связана со временем сбора урожая.

Главным действующим лицом и в жизни крестьянина становится хлеб.

"Рыбе – вода, ягоде – трава, а ржаной хлеб – всему голова", – говорилось в народе.

Сколько хлеба соберут – так жизнь и сложится. Настроение, и благополучие, и здоровье зависели от сбора урожая. "Рыбе – вода, ягоде – трава, а ржаной хлеб – всему голова", – говорилось в народе.

Но осень – это не только "хлебный итог", осень – это еще и "очей очарованье" (А.С.Пушкин). Осень – это красота: разноцветные листья, горы румяных яблок, прозрачный ароматный утренний воздух.

Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба.

И хочется закончить наш урок словами:

У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.

10. Домашнее задание.

  • Выучить стихотворение наизусть.
  • Выполнить задание в тетради.