Болезни Военный билет Призыв

Определяется ли характер человека генетикой? Влияние генетической наследственности на поведение

Какие черты характера передаются по наследству, влияют ли гены на интеллект и склонность к вредным привычкам, как ДНК формирует вкусовые предпочтения и зачем в XX веке проводили принудительную стерилизацию «неполноценных лиц»?

«Бумага» поговорила с молекулярным генетиком Анной Козловой.

Анна Козлова

Молекулярный генетик, автор научно-популярных курсов о генетике для детей

Как появилась генетика поведения и зачем в XX веке стерилизовали людей с низким IQ

Считается, что генетику поведения - по крайней мере, в значении, близком к современному, - придумал в XIX веке англичанин сэр Фрэнсис Гальтон - недоучившийся врач, изобретатель, рыцарь и двоюродный брат Чарльза Дарвина.

Гальтон был настоящим полиматом (универсальным человеком - прим. «Бумаги» ) - он много путешествовал, занимался климатологией, метеорологией, биостатистикой, психологией и открыл первую в мире антропометрическую лабораторию. Но, кроме того, именно он под впечатлением от дарвиновского «Происхождения видов» выдвинул гипотезу, что не только у животных, но и у человека всевозможные признаки - от роста до умственных способностей - отчетливо передаются по наследству.

Одной из самых важных работ Гальтона стала книга «Наследственный гений», в которой он проанализировал генеалогию британского высшего класса, английских судей, знаменитых полководцев (начиная с Александра Македонского), ученых (упомянув всю ветвь Дарвинов, но исключив себя), отличившихся выпускников Кембриджа и, например, рестлеров Северной Англии. В итоге он пришел к выводу, что дети из выдающихся семей гораздо чаще добиваются успеха в жизни, чем дети из рядовых семей.

Продолжая исследовать индивидуальные особенности человека и их развитие, ученый сформулировал основные принципы новой науки - евгеники (учение о селекции человечества с учетом искоренения «дефектов» в генофонде людей и улучшения врожденных качеств будущих поколений - прим. «Бумаги» ). Ассоциация генетики [поведения] и евгеники Гальтона с более поздними формами евгенических теорий, которые, например, лежали в основе нацистской идеологии, позже дискредитировала науки (и раннюю евгенику, и генетику - прим. «Бумаги» ) на долгие годы.

Тем не менее именно после Гальтона мы перешли от идеи, что не наследуется ничего (на протяжении столетий психологи и педагоги предполагали, что формирование личности полностью определяется средой и воспитанием), к идее, что наследуется всё, что способности и характер человека полностью предопределены и их можно точно предсказать. Результатом этого было, например, то, что на государственном уровне утверждались программы принудительной стерилизации «неполноценных лиц»: так, в Северной Каролине [с 1929 по 1974 годы] ее по умолчанию проводили всем людям с IQ ниже 70 - а мы же понимаем теперь, что результаты IQ-теста в действительности не показывают ничего, кроме умения проходить IQ-тесты.

Начиная с этого момента и на протяжении большей части XX века, генетика поведения - это, в основном, пример по-настоящему плохой науки. Псевдонаучные аргументы, безосновательно связывающие гены и поведение, использовались в разное время для того, чтобы обосновать антисемитизм, несуществующее интеллектуальное превосходство одних рас над другими, воображаемые гендерные различия в проявлении сексуальности и родительском поведении и так далее.

Зачем генетики исследуют близнецов и всё ли в поведении человека зависит от генов

Сейчас для нас очевидно, насколько генеалогическое исследование Фрэнсиса Гальтона неубедительно в качестве «доказательств роли наследственности», но он и сам прекрасно видел ограничения собственного метода. И признавая, что не может отделить врожденные способности от влияния среды, он предложил инновационный подход: изучение однояйцевых близнецов, выросших в разных и одинаковых условиях, и детей из приемных семей, особенно при межрасовом усыновлении.

Близнецовый метод был невероятно полезным на ранних этапах развития генетики, потому что очень наглядно продемонстрировал значение наследственных факторов в те времена, в которые даже структура ДНК еще не была известна. Сходства и различия между разлученными близнецами, а также между родными и приемными детьми внутри одной семьи, позволили предположить, какие черты являются генетически предопределенными, а какие поддаются перевоспитанию. Но с точки зрения современной науки этот метод, конечно, не может считаться достаточно точным.

Во-первых, биологи XIX века исходили из не вполне корректного предположения, что монозиготные близнецы генетически идентичны на 100 % (сейчас, благодаря методам высокопроизводительного секвенирования, мы можем найти даже самые незначительные из этих различий). Во-вторых, результаты исследования монозиготных близнецов нельзя автоматически распространять на всю исследуемую популяцию.

Для того чтобы делать достоверные выводы о большом количестве людей сразу, необходимо либо обследовать каждого, либо собрать выборку достаточного размера и достаточно случайную - чтобы она адекватно отображала сходства и различия внутри большей группы. Но идентичных близнецов, конечно, невозможно назвать «случайным образцом» или «средним человеком» и с точки зрения статистики нельзя считать их репрезентативной выборкой.

Современные близнецовые исследования подтвердили , что все свойства человека действительно [в разной степени] зависят от генотипа. Одновременно они показали, что для некоторых свойств это влияние более выражено: например, для роста. Для некоторых - умеренно: например, определенные черты характера, такие как аддиктивное поведение. А в некоторых случаях суммарный эффект тысяч генов определяет не больше 10 % вариации признака - в первую очередь это касается мультифакторных наследственных заболеваний, таких как шизофрения, и сложных поведенческих черт вроде школьной успеваемости или нарушений внимания.

В итоге мы знаем, что человек - это сложная система, которая не сводится к простой сумме генов. Воспитание, климат и экология, культурная специфика среды - всё это, в конечном итоге, оказывает влияние на нашу личность и характер.

Как наследственность определяет пищевые предпочтения и можно ли «тренировать» гены

От генов зависят абсолютно все свойства и качества любого живого существа, не только человека. То, что у большинства из нас при рождении есть две руки, две ноги и нет хвоста; то, чем мы будем болеть; как быстро мы выучим второй язык; сможем ли сесть на шпагат; будем ли страдать от похмелья, ненавидеть брокколи или различать по запаху розу и ландыш - всё зависит от того, что записано у нас в ДНК.

Одно из самых важных базовых понятий в генетике - это так называемая норма реакции, то есть диапазон, в котором признак меняется под влиянием обстоятельств. Скажем, цвет нашей кожи определяется количеством пигмента меланина и меняется под действием ультрафиолетового излучения. Генетически обусловлены именно пределы этих изменений, а то, насколько бледными или смуглыми мы будем в каждый конкретный момент - [определяет] именно влияние внешней среды.

Если говорить, например, о нашей реакции на алкоголь, то она обусловлена и наследственной эффективностью специальных ферментов (именно из-за различной эффективности метаболизм этанола у европейцев в среднем лучше, чем у азиатов) и тем, как часто мы пьем, - таким образом, никак не меняя саму последовательность ДНК, мы можем до определенного уровня «тренировать» работу генов.

Чем сложнее какой-либо признак, тем причудливее взаимодействуют между собой хромосомы и обстоятельства. Так, за нашу способность распознавать сладкий вкус отвечают всего три гена, а за восприятие горького вкуса - примерно полсотни. Это объясняют тем, что, в отличие от остальных вкусов, горький имеет важную предупреждающую функцию и позволяет быстро определять потенциально ядовитые или просто несъедобные штуки.

В результате, в зависимости от индивидуальных генетических особенностей, чувствительность людей к горькому вкусу может очень сильно отличаться: например, одно и то же синтетическое вещество под названием фенилтиокарбамид кажется 70 % людей невыносимо горьким, а остальным 30 % - безвкусным. И именно отличия в работе этих генов заставляют нас считать вкусными или отвратительными те же брокколи, брюссельскую капусту, кинзу, зеленый чай, оливки, редис, кофе и многое другое.

Как гены влияют на личность человека и существуют ли «ген агрессии» или «ген гомосексуальности»

Чтобы говорить о влиянии генов на личность, нужно отталкиваться от еще одной важной базовой идеи генетики - того, что существуют моногенные и полигенные признаки. Проще всего объяснить [разницу между этими признаками] на примере наследственных заболеваний. Скажем, одна-единственная мутация в гене, кодирующем белок гемоглобин, приводит к развитию серповидноклеточной анемии - в организме больного человека синтезируется аномальный гемоглобин, эритроциты приобретают из-за этого серповидную форму, хуже переносят кислород и чаще закупоривают капилляры. Сейчас ученым известно больше 6000 моногенных заболеваний: от неприятной, но вполне совместимой с жизнью цветовой слепоты - до большого количества состояний, которые могут привести к смерти в младенчестве или даже еще до рождения (например, синдром Экарди, при котором полностью или частично отсутствуют некоторые структуры мозга и нарушается развитие сетчатки).

При этом есть еще одна большая группа заболеваний, с которыми всё не так просто. Они называются мультифакторными или полигенными и зависят от взаимодействия очень большого количества разных генов в сочетании с факторами окружающей среды и образом жизни. Это, например, сахарный диабет, астма, заболевания сердечно-сосудистой системы, бесплодие, аутоиммунные заболевания, злокачественные опухоли, психические расстройства. Роль генетических факторов в развитии этих состояний не вызывает никаких сомнений, но в целом прогнозировать возникновение и особенности течения полигенных заболеваний совсем не просто.

Характер, психика и интеллект человека - это полигенные признаки. Развитие методов молекулярной биологии в целом и нейрогенетики в частности заставило ученых для начала отказаться от предположения, что существует какой-либо один «ген агрессии», или «ген гомосексуальности», или «ген гениальности». А потом все признали, что человеческое поведение обусловлено огромным количеством вариаций в огромном количестве генов, не говоря уже об уровне выработки нейромедиаторов и других факторах нейро-гормональной регуляции.

Известно, например, что наследственность играет довольно важную роль, когда мы оцениваем разницу интеллекта на индивидуальном уровне, но даже очень заметные различия между группами людей могут вообще не иметь под собой никакой генетической основы. Строго говоря, полноценное питание или, наоборот, нехватка сна в среднем гораздо сильнее влияет на когнитивные способности, чем геномные вариации.

Если говорить о заболеваниях, то при серьезных нарушениях - таких как эпилепсия, пороки развития мозга или выраженная умственная недостаточность - примерно в 60 % случаев удается определить случайные мутации. Но чем мягче состояние, тем меньше шанс выявить какие-то специфические особенности генома. Расстройства аутического спектра, например, можно связать с конкретными вариациями генов только в 10–15 % случаев, а мягкие формы умственной недостаточности - в 5 %.

В конечном счете мы можем лишь прогнозировать некоторые особенности психики, но даже самый точный генетический анализ не поможет точно предугадать поведение или характер в целом. Генетика поведения всегда будет научным анализом вероятности, а не гарантированным предсказанием будущего.

Есть противопоказания, проконсультируйтесь с врачом.

Влияют ли гены на поведение человека? А как же! Бывает, заботливая мамочка воспитывает ребенка, контролирует каждый его шаг, заставляет учиться в школе, всеми силами пытается вырастить из него доброго и честного человека, но… В подростковом возрасте он грубит матери и прогуливает уроки. В юности пьет, курит, ворует и дерется. Что скажут о таком ребенке бабушки на лавочках у подъезда?

«Да уж, против генов не попрешь , – горестно вздохнут они, разведя руками, – отец сидит, и этот когда-нибудь сядет ».

Бывают и обратные примеры. Некоторые родители пускают ребенка на самотек, не занимаясь его воспитанием или образованием. Но он учится, работает над собой, приспосабливается к обществу. Затем оканчивает институт, находит работу, заводит семью, воспитывает детей. В общем, живет полной социальной жизнью.

Ни в коем случае вышеприведенные примеры не означают, что воспитывать ребенка не нужно. Родители играют немаловажную роль в становлении человека, как личности. Но влияние на социальное поведение генов бесспорно. И противостоять ему бывает весьма трудно.

Что передается с генами?

По генам передается не все, но очень и очень многое. Это внешность человека, его интеллект, уровень тревожности, отношение к людям, самооценка. Конечно, далеко не все приходит к человеку от родителей с генами. Недостаточно получить хороший интеллект, его нужно еще и развивать. Приложив некоторые усилия, можно снизить уровень тревожности и повысить самооценку. Используя различные методики воспитания, можно изменить даже отношение человека к людям.

И все-таки, влияние генов остается большим. Вспомните начальную школу. Некоторые из ваших одноклассников схватывали все на лету, а другие не могли решить даже простейшую задачу по математике, несмотря на многочасовые усилия. Один человек, попадая в сложную ситуацию, ломается, а другой выходит из нее победителем и становится лишь сильнее. То же самое касается отношения к другим людям. Человеку можно привить определенную модель поведения, но в критических условиях он все равно проявит свои врожденные качества.

В настоящее время считается доказанным, что с генами передается склонность к:

  • алкоголизму;
  • асоциальному поведению;
  • нарушению закона;
  • суициду;
  • психическим расстройствам.

Если отец алкоголик, то сына тоже может постичь эта же участь. Причем, даже в том случае, если его воспитали в чужой семье, и примера пьющих родителей перед глазами не было. С генами передается склонность к нарушению закона и асоциальному поведению. Ученые даже установили влияние генов на определенные виды преступлений. У отца-вора сын тоже может иметь склонность к воровству, но не к убийствам или мошенничеству.

Степень влияния генов на поведение человека

Установленная связь генов и поведения человека не говорит о том, что будущее каждого из нас предопределено. Если отец сидит в тюрьме, это вовсе не значит, что сын непременно пойдет по его стопам и тоже окажется на нарах. Вполне вероятно, что этого не случится. Но сын вора с более высокой степенью вероятности окажется в тюрьме, чем сын учителя, врача или предпринимателя.

Вместе с тем, в наследовании поведения родителей имеют значения и другие, не связанные с генетикой факторы. Это:

  • бытовые условия;
  • модель социального поведения в семье;
  • уровень финансового благополучия;
  • отношения родителей друг к другу;
  • отношение родителей к посторонним людям.

В семье мальчик подражает отцу, а девочка – матери. Дети считают, что поведение в их семье – это норма. Поэтому сын алкоголика вполне может начать заглядывать в бутылку не потому, что у него «плохие гены», а лишь по той причине, что пример пьющего отца и его собутыльников ежедневно находится перед его глазами.

Гены и темперамент человека

С генами передается не только алкоголизм, склонность к суициду или преступлениям. Во многом люди ведут себя так, как им предначертано природой. Особенно это касается детей и подростков, у которых еще не сформировался характер. Наверняка вы слышали о том, что каждый человек имеет свой темперамент. Он передается только по наследству и во многом определяет поведение человека и его место в обществе.

Темперамент определяют две вещи:

1. Эмоциональная устойчивость.
2. Открытость или замкнутость.

Отсюда и четыре типа темперамента, которые формируются благодаря четырем комбинациям из двух этих факторов:

1. Холерик – это открытый, общительный, эмоционально неустойчивый человек.
2. Сангвиник – открытый человек, обладающий высокой эмоциональной устойчивостью.
3. Флегматик – человек эмоционально устойчивый, но закрытый, замкнутый в себе.
4. Меланхолик – эмоционально неустойчивый и замкнутый в себе человек.

Чистых темпераментов не бывает, они всегда смешиваются. Но изменить этот набор характеристик человек не может. Получив определенный тип темперамента с генами, он проносит его через всю жизнь, и частичку его передает своим детям.

Как противостоять генам?

В настоящее время ученые еще не научились вмешиваться в генотип человека. Среди людей бытует мнение, что «плохие гены» можно исправить, изменив свое поведение. Многие считают, что если преступник адаптируется в обществе, то он не передаст своему ребенку по наследству склонность к асоциальному поведению. Это не так. Гены, будь они «плохими» или «хорошими», будут передаваться дальше, к детям, внукам и правнукам, вне зависимости от изменений в поведении их носителя.

Но с генами стоит бороться только в случае асоциального поведения человека. В иных случаях это нецелесообразно и даже вредно. Хотя многие люди пытаются противостоять своей наследственности, в итоге это приводит лишь к разочарованию. Чаще всего такое случается, когда человек пытается сменить профессию. Причем, он выбирает деятельность, для которой не подходит ни его темперамент, ни унаследованные от родителей таланты, ни модель поведения.

Вывод

Поведение человека определяется не только жизненным опытом, но и наследственностью. Влияние генов можно уменьшить, искусственно скорректировав поведение человека. Но это возможно лишь в детстве и целесообразно только при асоциальном поведении ребенка. В остальных случаях бороться со своей наследственностью не нужно. Учитывая, что изменить заложенное природой человек не может, противостояние собственным генам приведет лишь к дискомфорту, неудачам в работе и личной жизни, постоянным стрессам и депрессиям.

Источник:

Статья защищена законом об авторских и смежных правах.!

Похожие статьи:

  • Рубрики

    • (30)
    • (379)
      • (101)
    • (382)
      • (198)
    • (189)
      • (35)
    • (1369)
      • (191)
      • (243)
      • (135)
      • (134)

Насколько генетика определяет личность человека? Велика ли роль воспитания и образа жизни в становлении характера или в любых условиях его черты заложены генетически? Эти вопросы интересовали и ученых, и обычных людей. Изучить влияние генов не так-то просто, но к некоторым однозначным выводам специалисты все-таки пришли. Интересно, в какой степени ваш генотип определяет вашу личность? Мы подобрали несколько интересных фактов, которые объясняют генетические и приобретенные различия людей.

«Весь в отца»: влияние генов на характер человека

То, что гены во многом определяют внешность человека уже никто не сомневается. На кого похож, на маму или на папу? — это самый популярный вопрос, который слышат родители. Так почему же характер не может наследоваться так же, как и цвет глаз или строение тела? Оказывается, может.

Однако, влияние генов на характер не прямое, т. е. нет гена доброты или гена жадности. Но они определяют чувствительность к гормонам, а те уже «рулят» нашими эмоциями. Так, ген DRD4 определяет чувствительность нейронов к дофамину (гормон радости, предвкушения, азарта). Вариантов (аллелей) этого гена много, их даже разделили на группы: 2R, 3R, 4R ... 11R. У кого-то чувствительность к дофамину будет низкая, такой человек может всю жизнь прожить на одном месте, для него сменить привычное окружение — стресс. У кого-то — наоборот — чувствительность к дофамину будет высокая. Носитель такого типа гена DRD4 будет постоянно искать приключений и перемен.

Гены, определяющие чувствительность к окситоцину, ответственны за эмпатию, чувство родства, привязанность. А те, что определяют чувствительность к тестостерону «решают» насколько вы агрессивны. Кроме гормональной настройки, гены еще и влияют на синтез ферментов, а те, в свою очередь, участвуют во многих процессах в организме. Например, доказано влияние генов на окисление альдегида. Да, того самого, который образуется после употребления алкоголя и влияет на степень опьянения. Поэтому кого-то «вырубает» после одной стопки, а кто-то может пить литрами.

Как же передается набор генов, можно ли повлиять на его формирование? Генотип человека определяется в момент зачатия. Яйцеклетка и сперматозоид — носители парных хромосом, которые, сливаясь, обмениваются своими частями случайным образом. В результате получается уникальный набор генов. Поэтому у родителей могут быть абсолютно разные дети и внешне, и по характеру. Но все равно они наследуют те или иные черты, просто с разной степенью вероятности. И, да, повлиять на эту вероятность ученые пока не могут.

Основные мифы о генетике: на что гены не влияют

Получается, если влияние генов так велико, то от нас ничего не зависит? Это не я лентяй, это у меня генетика такая — уже можно так говорить? Нет, на самом деле гены лишь устанавливают некоторые рамки, но не диктуют каждый наш шаг. А на некоторые аспекты и вовсе не влияют. Ниже несколько примеров, когда гены ни при чем:

    Волевые решения. Гены могут определить склонность к курению или алкоголизму, но не они мешают вам бросить. Каждый человек может отказаться от вредных привычек, просто не каждый хочет.

    Продолжительность жизни. Ученые оценили влияние генов на этот фактор в 7%. Остальные 93% зависят целиком от образа жизни.

    Развитие онкозаболеваний . Предрасположенность к тем или иным видам ракам может передаваться по наследству, это факт. Но далеко не ко всем видам рака. Генетическую причину развития доказали только у 10% обнаруженных опухолей.

    Спортивные достижения. Тип фигуры гены определят, но кубики пресса они за вас не накачают. Даже если в вашей семье три поколения спортсменов, это не значит, что ваши показатели в спорте — без регулярных занятий — будут выше, чем у сверстников.

    Любовь к порядку. А также пунктуальность, ответственность, вежливость и многие другие черты личности, которые целиком зависят от среды обитания и воспитания. Пример родителей для детей очень важен, и никакие гены не научат складывать вещи и здороваться с бабушками у подъезда. Только мама и папа.

Исследование влияния генов на характер и черты личности начались относительно недавно. И хотя ученые отводят генетическому фактору большую роль, они не устают повторять, что от самого человека зависит многое. И генетическая предрасположенность — это только предрасположенность.

Помимо внешних признаков, у индивидов существуют отличия друг от друга по физическим особенностям и умственным способностям, психическим и духовным свойствам, в характере. От его свойств зависит мировоззрение человека, его окружение, вид деятельности, а иногда и внешний облик. Зная, что такое характер, можно глубже понять сущность личности.

Что такое характер в психологии?

На человеческий характер влияют не только психоэмоциональные факторы, но и особенности работы нервной системы, среда обитания и круг общения. Темперамент человека представляет собой совокупность индивидуальных , которые определяют специфику ее поведения, образа жизни и взаимодействия с окружающими.

С точки зрения психологии характер объединяет в себе специфические черты психического и человека, которые являются постоянными и устойчивыми. В большинстве случаев он формируется на протяжении всего жизненного пути и может подвергаться некоторым изменениям в зависимости от образа жизни и окружающей обстановки.

Типы характера человека

Выделяют следующие типы характера:

  1. Холерик – часто неуравновешенный, увлеченный, с резкой переменой настроения, быстро эмоционально истощающийся.
  2. Сангвиник – подвижный, продуктивный, с головой погружается в интересную работу, теряет интерес к скучному делу, быстро реагирует на изменение обстановки и легко мирится с неудачами.
  3. Меланхолик – часто переживающий, ранимый, впечатлительный, не сильно зависит от внешних факторов.
  4. Флегматик – невозмутимый, скрывающий эмоции, с устойчивым настроением, уравновешенный, спокойный, с высокой производительностью.

От чего зависит характер человека?


Сильные стороны характера человека

Преимуществом могут быть положительные качества характера человека:

  • честность;
  • трудолюбие и добросовестность;
  • стрессоустойчивость;
  • самостоятельность;
  • дисциплинированность и исполнительность;
  • коммуникабельность, находчивость и самоуверенность;
  • пунктуальность.

При помощи рассматриваемых качеств человек способен добиваться поставленных целей, взаимодействовать с окружающими, быть надежным товарищем, спутником жизни или партнером. Развитие подобных свойств может способствовать расширению кругозора, карьерному росту и появлению новых знакомств.

Может ли человек изменить свой характер?

Вопрос о том, можно ли изменить характер человека, всегда является актуальным, но точного ответа на него не существует. Есть ряд мнений касательно того, как раскрывается характер личности, каждое из которых имеет право на существование. Кто-то говорит, что основа темперамента заложена в генах или формируется в первые годы жизни, а все последующие изменения лишь немного изменяют нравственные черты или добавляют к ним незначительные коррективы.

Другое мнение - что на протяжении всего жизненного пути индивид способен менять характерные качества в зависимости от обстановки, которая его окружает, новых интересов и знакомств. Например, могут произойти следующие изменения:

  • человек может стать более эмоциональным или, наоборот, сдержанным;
  • стать с возрастом осторожным, рассудительным или безрассудным;
  • ответственным или беспечным;
  • компанейским или малообщительным.

В современном мире у человека есть множество разнообразных вариантов для самореализации и изменения некоторых черт своего характера. Попытаться сделать это можно путем смены деятельности, выбора окружения, изменения мировоззрения и взглядов на жизнь. Важно, чтобы подобные действия были направлены на развитие положительных и достойных черт характера.


Поняв, что же такое характер, можно попробовать разобраться в тонкостях его определения. Интересным моментом является возможность определения особенностей темперамента по очертаниям лица:

  • лицо квадратной формы может говорить о некопромиссности и независимости;
  • люди с круглым лицом часто умны и практичны, но эмоциональны;
  • овал – один из признаков глубокого интеллекта и трудолюбия;
  • треугольная форма лица зачастую сопровождает творческих, креативных людей.

Иногда особенности характера могут удивлять окружающих тем, что бывают очень противоречивыми. Так, сильные, отважные люди бывают замкнутыми, а весельчаки и балагуры - самыми верными друзьями и надежными спутниками по жизни. Могут быть и диаметрально противоположные ситуации, ведь матушка природа не зря одарила каждого человека индивидуальностью.

Часто говорят - у человека сложный, доверчивый, покладистый или ужасный характер. Разнообразие эмоций связано с особенностями психотипа человека, его душевным состоянием, наследственными факторами или воспитанием. Знание о том, что такое характер, позволяет понять индивидуальные особенности личности. Но важно помнить, что не только характер может быть определяющим для оценки человека.


Ольга Орлова : Известный американский биолог Ричард Докинз называл человеческий организм машиной для выживания генов. И правда: как много зависит от того, какие именно гены в нас сохраняются. Но могут ли гены повлиять на поведение человека? Об этом мы решили спросить у доктора биологических наук Светланы Боринской. Здравствуйте, Светлана. Спасибо, что пришли в нашу программу.

Светлана Боринская : Добрый день. Рада с вами побеседовать.

Светлана Боринская . Родилась в городе Коломна в 1957 году. В 1980 году окончила биологический факультет МГУ имени Ломоносова. С 1991 года работает в Институте общей генетики имени Вавилова Российской академии наук. В 1999 году защитила кандидатскую диссертацию. В 2014 году получила степень доктора биологических наук, защитив диссертацию по теме "Популяционно-генетическая адаптация человека к природным и антропогенным факторам среды" Область научных интересов - генетическая и социокультурная эволюция человека, генетика поведения и генсредовые взаимодействия. Автор более 50 научных публикаций и более 100 научно-популярных статей.


О.О. : Светлана, мы привыкли за последние уже несколько десятилетий, что периодически генетики нам сообщают, что то или иное заболевание имеет генетическую предрасположенность и люди могут унаследовать какие-то болезни. И с большей или меньшей вероятностью ученые уже как-то научились это определять. Но когда речь идет о поведении людей, то тут у неспециалистов как-то наступает путаница в головах: какие-то поведенческие плохие черты могут ли вообще наследоваться?

С.Б. : Изучать генетику поведения гораздо сложнее, чем генетику простых наследственных заболеваний, которые определяются одним геном. С такими заболеваниями: испорчен ген - будет болезнь, работает ген нормально - этой болезни не будет. А с поведением там множество генов. Очень редко бывает, что работа какого-то одного гена сильно влияет на поведение.

Была открыта, конечно, мутация в голландской семье - ген моноаминоксидазы. И он не работал у некоторых мужчин в этой семье из-за мутации. У женщин у всех все работало нормально из-за особенностей наследования этого гена. И вот эти мужчины были неадекватны в своем поведении.

О.О. : Это что значит?

С.Б. : Они были агрессивны. Один избил сестру. Другой пытался поджечь дом. Такая немотивированная агрессия была. Этот ген даже стали называть "геном агрессивности". Но на самом деле такая мутация была только в этой семье. Нигде в мире среди людей не была найдена. Когда у мышей выключили этот ген, мыши стали немотивированно агрессивны. Но среди большинства людей этот ген работает. У одних медленнее, у других - быстрее.

О.О. : Хорошо. Но что же это означает? То, что называется криминальным поведением. Это что, связано с генетикой?

С.Б. : Генетики давно ищут гены, которые влияют на такое поведение, изучая преступников, жестоких убийц, и пытаются найти, есть ли там генетические отличия.

О.О. : И получается?

С.Б. : И время от времени появляются статьи, в которых написано "нашли такое или другое отличие". Но дело в том, что все эти отличия влияют на поведение, во-первых, не строго детерминированно, что из-за этого человек станет преступником. А, во-вторых, то, что эти гены делают - они влияют на поведение, делая более вероятным, на 5%. Вот эти 5% в нашей личной жизни - ничто. Это 5% в среднем температуры по больнице. Но это влияние множества генов слабое. И эти эффекты суммируются. При этом поведение, в отличие от нарушения обмена веществ, которое, хочешь - не хочешь, все равно оно есть. А поведение можно корректировать воспитанием.

О.О. : И мы пытаемся воспитанием скорректировать, грубо говоря, генетический брак, так?

С.Б. : Совершенно верно. Но здесь даже вопрос не в том, что это брак. Лет 5-10 назад были такие представления, что есть плохие гены, которые влияют на то, что человек будет себя плохо вести, а есть какие-то хорошие гены. Сейчас представление изменилось. Сейчас говорят, что есть варианты генов более пластичные, поддающиеся влиянию среды, а другие более стабильные. На носителей этих стабильных вариантов среда не очень влияет. Что это значит?

Тот ген, связанный с агрессией. У людей есть вариант этого гена, работающий быстро. То есть там синтезируется определенный фермент. И в мозгах он быстро делает свою работу. А есть и у кого более медленный. Но при этом, если дети воспитывались в плохих условиях, этот вариант гена делает поведение плохим. А если в хороших, он, наоборот, делает его более хорошим. Если бы всех детей, после того как их родились, выращивали бы в ящиках одинакового размера, у них у всех был бы одинаковый рост, хотя генетически они различны. Как в Китае, когда делали маленькие ножки.

О.О. : Размер ноги регулировали.

С.Б. : Генетические задатки здесь не были реализованы, потому что среда бы их зажала и не пускала. А в хорошей среде они бы все реализовались. Рост был бы разный. То же самое касается и поведения. Показано, что влияние генов на поведение больше в благополучных семьях. В неблагополучных, в бедных, тяжелых социоэкономических условиях среда так зажимает, что гены не могут развернуться и проявиться.

О.О. : Те самые пластичные гены, которые наиболее подвержены воздействию. А следует ли из ваших слов то, что хорошие гены - это гены стабильные, а опасные гены - это пластичные? То есть если ген работает стабильно, это хорошо?

С.Б. : Это зависит от того, в какой среде вырастет ребенок. Носитель таких стабильных вариантов генов несколько защищен в неблагоприятных условиях. То есть если тяжелая обстановка, то он из-за нее не очень сильно снизит свои показатели. Но в благоприятных он недоберет. А носители вариантов, которые подвергаются влиянию среды, то есть отвечают на влияние среды… В плохих условиях будет плохой результат, в хороших он превысит стабильный вариант.

О.О. : Хорошо. Если мы говорим на уровне судьбы одного человека, здесь это как-то понятно. Вы объяснили ситуацию, как можно на генетические какие-то мутации воздействовать в смысле поведения. Но как объяснить какие-то общие вещи, которые возникают в поведении у народа? У нас не так давно в студии сидел Олег Балановский, рассказывая про исследования генетиков и генетический портрет русского народа. И, естественно, я его спрашивала, каков же он. Выяснилось, что, во-первых, он двойной, во-вторых, мы вполне себе ближе к европейцам, чем мы можем себе представить.

Тогда вопрос: почему, например, в России столько пьют? Если мы генетически вполне близки с европейцами, то есть у нас никакой такой генетической склонности к алкоголизму, которая проявляется на уровне одной судьбы, вы объясняли, что вероятность велика. А если говорить про целый народ, тут-то как быть?

С.Б. : В том, что касается обмена алкоголя в организме, русские совершенно не отличаются от европейских. Одно время говорили, что у них какой-то специальный азиатский ген. Такого гена нет. Гены национальность не определяют. Национальность - явление культурное. Так же как и потребление алкоголя. Никаких генов, которые заставляли бы русских пить, нет. Не выявлены. Сколько бы ни изучали, я думаю, специальные гены для этого и не найдут. В дореволюционной России уровень потребления алкоголя был 4 л на человека в год. И уже били тревогу, что это очень много. В постсоветское время это было 15 л на человека в год в пересчете на чистый алкоголь, считая женщин, стариков, детей, всех. Но это не от генов. Это от того, что доступен алкоголь. И во всех европейских странах они тоже проходили через пики потребления алкоголя. Правительству приходилось принимать ограничивающие меры.

Гены влияют на склонность к потреблению алкоголя. Это те гены, которые регулируют работу мозгу. Действительно, есть варианты, которые делают вероятность злоупотребления чуть-чуть более высокой. Опять же, зависит от условий. И есть гены, которые влияют на превращение этилового спирта, алкоголя, в токсичное вещество - ацетальдегид.

О.О. : То есть это как расщепляется у нас алкоголь и как выводится.

С.Б. : Да. Это обезвреживание, окисление поступившего в организм этанола. Этим занимается определенный фермент, работает в печени интенсивно и превращает этанол в токсичное вещество ацетальдегид, который потом еще обезвреживается и выводится. Просто такова наша биохимия.

Есть люди, у которых накопление вот этого токсина ускорено. У них он накапливается в десятки раз быстрее, чем у остальных. Среди русских таких 10% людей, каждый десятый. Они пьют в среднем на 20% алкоголя меньше. При этом мы посмотрели отдельно группы мужчин с высшим образованием и без высшего образования. У мужчин с высшим образованием снижение потребления почти в 2 раза. Мужчины с высшим образованием, у которых быстро образуется токсин, которые чувствуют себя неприятно после выпивки - они сильно снижают потребление алкоголя. А без высшего образования это снижение совсем небольшое.

О.О. : Несмотря на то, что этому человеку очень тяжело пить, он все равно пьет почти столько же, как тот, у которого алкоголь выводится легко.

С.Б. : Да, у которого голова после этого не так болит. Проявление генов зависит от среды, в которой человек живет. У людей с высшим образованием выше продолжительность жизни. Например, в России во время бума продажи алкоголя в начале 1990-х после распада Советского Союза продолжительность жизни упала у мужчин со средним и ниже среднего образования. Вообще у всех граждан. Я говорю о мужчинах, потому что они больше потребляют алкоголя, чем женщины. На них эффекты более заметны. У людей с высшим образованием продолжительность жизни не снизилась. Есть очень интересное исследование, в котором смотрели продолжительность жизни и состояние здоровья у людей, выросших в разных социоэкономических условиях и у людей с разным образованием. Так вот, оказалось, что различие по благополучию в детстве, хорошие условия по сравнению с плохими, дают прибавку в полтора года жизни, а высшее образование, даже если человек родился в плохих условиях, в бедной семье, неблагополучной, но получил высшее образование, прибавка 5 лет.

О.О. : То есть если мы хотим жить дольше, нужно учиться лучше. Это правильный вывод?

С.Б. : Нужно обладать знаниями, для того чтобы ориентироваться в современном мире. И в том числе это знания, касающиеся собственного здоровья. То есть человек лучше понимает, как ему сохранить свое здоровье и здоровье своих детей.

О.О. : Вы рассказали о так называемых не плохих, но пластичных генах. Мы это усвоили, что не надо их называть плохими. Они пластичные. Но если говорить о так называемых хороших генах, о хорошей наследственности, скажите, можно ли счастье унаследовать генетически?

С.Б. : Не то чтобы прямо у человека есть такой ген, и он в любых условиях будет счастлив. Но показано, что есть варианты генов, которые влияют на то, считает ли человек себя счастливым или нет.

О.О. : Независимо от того, как он живет на самом деле?

С.Б. : Зависимо. Я проверяла. Мы исследовали ответы на вопросы, насколько человек счастлив, и варианты генов разные. Есть ген, который в благоприятных условиях, видимо, его варианты не отличаются. Мы не видим у носителей разных вариантов этого гена каких-то различий по уровню счастья. А в плохих условиях один вариант сразу снижается, доля ответов "счастлив или нет" у носителей меняется. А другой остается, как раз стабильный - нестабильный.

О.О. : Несмотря на то, что их жизнь тяжелее и неприятнее, они все равно какой-то определенный уровень счастья в крови носят?

С.Б. : Да, они все равно чаще чувствуют себя счастливыми, чем носители другого варианта. Влияют на ощущение счастья гены, окружающая обстановка и умение с ней справляться, так называемые коупинг-стратегии, сейчас есть такой модный термин. Это умение справляться с ситуациями.

О.О. : А вот интересно. Я помню, что где-то лет, мне кажется, 8-9 лет назад был международный проект. Измеряли уровень счастья в Африке. Это были социологические опросы, это были не генетические исследования. Так вот, по социологическим опросам, люди чувствовали себя счастливыми совершенно независимо от тех условий, в которых они жили, и в беднейших странах люди вполне себя ощущали нормально, и даже весело и хорошо.

Так вот, я хотела спросить: если сравнивать это с результатами генетических исследований, тех генов, которые влияют на ощущение счастья, как-то можно выявить связь с национальностями? То есть, скажем, люди, склонные, у которых гены счастья встречаются чаще, они живут, например, в этой географической точке или в другой?

С.Б. : Такие попытки исследований были сделаны. И даже были сделаны выводы, что представители одной нации счастливее, чем другие, потому что у них такие гены, или наоборот - это абсолютно некорректно заявлять. Потому что, во-первых, одни и те же варианты генов, сейчас уйдем в сложности, в разных условиях могут проявляться по-разному. То, как они проявляются в Китае, может отличаться от того, как они проявляются в Дании. Если они даже у представителей одной национальности, но с разным уровнем образования по-разному проявляются, то тем более они могут проявляться по-разному в разных странах, вплоть до того, что особенности питания могут влиять.

Во-вторых, это вопрос уже не генетический, люди реагируют не собственно на сам уровень своей жизни, что 100 лет назад или 1000 лет назад жили совсем по-другому, они тоже были счастливы; люди реагируют на тот разрыв со своим уровнем жизни, который они видят у соседей.

О.О. : Есть такое известное явление, когда человек, будучи мультимиллионером, становится просто миллионером, он воспринимает это как просто падение, катастрофу, дауншифтинг и так далее. Как ему тут гены могут помочь в такой ситуации? Он лучше справляется, если у него есть хороший набор генов счастья?

С.Б. : Я думаю, что ему надо обращаться к философам, а не к генам. Но гены тоже влияют. Влияют гены, которые контролируют передачу нервных импульсов. У нас в мозгах есть такая "зона рая", и туда поступают сигналы, когда человек делает что-то эволюционно хорошее - ест, двигается, дозированная физическая нагрузка.

О.О. : Эволюционно хорошее - это то, что полезно для выживания его вида.

С.Б. : Ест, физическая нагрузка, занимается сексом (тоже для выживания вида нужно). А у человека и у высших приматов, например, социальное одобрение. Похвалили - эта зона срабатывает. И у некоторых людей по генетическим причинам, то, что там рецепторы имеют такие особенности, сигналы через эту зону проходят хуже. То есть требуются более сильные какие-то стимулы. И этим людям бывает труднее почувствовать себя счастливыми. Именно по генетическим причинам.

Но это не то, что стопроцентно, такой ген - не будешь счастливым. Опять-таки, снижается на 5% преследование популяции. Гены и поведение - такая сложная область, где очень многое влияет на результат.

О.О. : Вообще как интересно. Мы воспринимаем, когда у чего-то есть генетические основы, что это непреодолимо, что это такой рок судьбы в античном понимании. А получается, что по итогам исследований, о которых вы рассказываете, все ровно наоборот. Как раз гены - это первый вызов для человека, генетическая наследственность или предрасположенность. А все-таки социально-экономические факторы и его собственное участие значат намного больше. Я правильно понимаю вас?

С.Б. : Да. Совершенно верно. Нет гена, который определяет, что человек станет преступником или миллионером. Есть гены, которые влияют на особенности поведения и делают более вероятным то или иное поведение. Я бы сказала, что болезни и такое неблагоприятное социальное поведение, которое может быть связано с генами - это такие признаки, для которых мы пока что еще не научились подбирать нужные условия.

Есть заболевание фенилкетонурия, у детей уже в роддоме проводят диагностику, чтобы выявить. Оно не очень частое, один на несколько тысяч. Если выявили, то дают специальную диету, и ребенок вырастает практически здоровым. Если не дают эту диету, возникает слабоумие и другие осложнения.

О.О. : Как сделать так, чтобы эти гены нужным образом нам всем подкрутить? Родился ребенок, определяем его генетический портрет, смотрим, какой у него набор. И родители смотрят расшифровку анализов, и врач говорит: смотрите, вот у вашего ребенка вероятность такого-то заболевания такая-то, вероятность к такому-то поведению такая-то. И родители понимают, что музыке его будем учить стопроцентно, хотя хотели, чтобы он был хоккеистом, белок ему даем или наоборот не даем, и так далее. Долго нам до этой картинки еще жить?

С.Б. : Я думаю, что такой картинки никогда не будет. Потому что слишком много уровней проявления гена. Если мы будем все-все знать о генах, то рецепт, который даст врач-генетик этим родителям, будет такой. У человека 20000 генов. По первому гену предсказание, что, если ребенок будет расти в бедной семье, плохо образованной, будет такой результат. Если в богатой семье, но без образования, будет такой результат. Если в благополучной с образованием, без образования, если рядом с ним будет то или другое, и вот такая погода.

О.О. : То есть это будет такой набор комбинаций, которые родители все равно не смогут выполнить, потому что…

С.Б. : Они не смогут это выбрать…

О.О. : То есть что же правильно нужно подкрутить, сколько же тут нужно в поведении и в условиях менять.

С.Б. : Имеет смысл, и сейчас это делают, выявлять мутации, ведущие к тяжелым заболеваниям.

О.О. : То есть мы видим с каждым годом: генетики все больше и больше помогают нам избежать каких-то опасностей. То, что раньше называлось "предначертано судьбой". Теперь они показывают, что не столько-то судьбой, не столько-то предначертано. И можно что-то сделать.

А если поговорить еще о возможностях фантастических или реальных. Не так давно состоялось выступление в Совете Федерации генерального директора научно-исследовательского центра "Курчатовский институт" Михаила Ковальчука. Он рассказал сенаторам о том, что сейчас в Западной Европе и в США появилась технологическая генетическая возможность вывести особого служебного человека. Служебный человек, у которого ограничено сознание, у него есть только определенные свойства поведения и так далее.

С.Б. : Такие генетические исследования мне неизвестны. Предполагаю, что не только мне они неизвестны.

О.О. : Публикации какие-то встречали на эту тему?

С.Б. : Нет, таких публикаций не было. Но способы ограничить сознание человека широко известны. И телеканалы как раз такие способы используют. Если людям все время подавать странную информацию, им станет трудно ориентироваться в этом мире.

О.О. : Вы хотите сказать, что то, что люди слышат с телеэкранов, гораздо больше воздействует на их сознание, чем то, что могут сделать, или не могут все-таки сделать ученые? Что это такое - вывести служебного человека? Он приводит пример из фильма "Мертвый сезон" и говорит, что тогда это было фантастикой, а сейчас это уже реальность. Но вам неизвестны такие исследования, чтобы где-то над этим работали? Может быть, они засекречены?

С.Б. : Генетики такими исследованиями не занимаются. А засекретить то, что не существует, довольно сложно. Но средства массовой информации этими технологиями владеют.

О.О. : Мы беседовали с вами где-то лет, наверное, 5 или 6 назад. И вы тогда рассказывали об очень интересном исследовании, связанном с геном авантюризма. О том, что у разных народов так называемый ген авантюризма, склонность к каким-то авантюрным приключениям, путешествиям, что он проявляется у разных народов, встречается с большей или меньшей частотой. А вот вам лично хотелось бы быть обладателем какого-нибудь специального гена? О чем, вы например, жалеете: "эх, был бы у меня такой ген!".

С.Б. : Я веду междисциплинарные исследования в разных направлениях. Они очень интересные. Но мне катастрофически не хватает времени, чтобы это все сделать. Я бы хотела, чтобы у меня был такой ген, чтобы я все успевала. Пока еще не открыт.

О.О. : Скажите, можете ли вы привести какой-то исторический пример человека, у которого была наихудшая генетическая наследственность и который ее бы успешно преодолел? Можно ли нам дать какую-то ролевую модель к тому рассказу, который мы с вами вели?

С.Б. : Я бы назвала Милтона Эриксона. Это американский врач-психиатр и психотерапевт. Он разработал так называемый эриксоновский гипноз, совершенно гениальный метод. От рождения он не различал цвета, он видел только пурпурный хорошо. А в остальном у него с цветами было не очень четко. И со слухом были проблемы. Да еще в подростковом возрасте он перенес полиомиелит, и из-за этого были проблемы с движением.

Но это не помешало стать ему всемирно известным человеком. Я считаю, что просто гений.

О.О. : Спасибо большое. У нас в программе была доктор биологических наук Светлана Боринская.