Болезни Военный билет Призыв

Определить место человека в системе животных. Отличия человека от других представителей животных

Появление в процессе эмбрионального развития человека хорды, жаберных щелей в полости глотки, дорсальной полой нервной трубки, двусторонней симметрии в строении тела - определяет принадлежность человека к типу Хордовых (Chordata). Развитие позвоночного столба, сердца на брюшной стороне тела, наличие двух пар конечностей - к подтипу Позвоночных (Vertebrata). Теплокровность, развитие млечных желез, наличие волос на поверхности тела свидетельствует о принадлежности человека к классу Млекопитающих (Mammalia). Развитие детеныша внутри тела матери и питание плода через плаценту определяют принадлежность человека к подклассу Плацентарных (Eutheria). Множество более частных признаков четко определяют положение человека в системе отряда Приматов (Primates).

Итак, с биологической точки зрения, человек - один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов, подотряду узконосых.

Место человека разумного в современной классификации представляется следующим образом:

1. Подвид Homo sapiens sapiens

2. Вид Homo sapiens

4. Триба Homini

5. Подсемейство Homininae

6. Семейство Hominidae

7. Надсемейство Hominoidea

8. Секция Catarrhini

9. Подотряд Harlorhini (Antropoidea)

10.Отряд Primates

Сравнительно-анатомические доказательства. О животном происхождении человека свидетельствует наличие у него рудиментарных органов и атавизмов.

Рудименты – это органы, которые в процессе эволюции утратили свое первоначальное значение. Всего 90 рудиментов имеется в организме человека:

1. копчиковые позвонки (остаток хвостового отдела);

2. слабо развитой волосяной покров на теле;

3. подкожная мышца;

4. мышцы, поднимающие волосы;

5. мышцы, двигающие ушные раковины;

7. надбровные дуги в черепе;

8. зубы мудрости;

9. аппендикс – слепая кишка;

10. в углу глаза – третье веко;

11. в кровеносной системе – срединная крестцовая артерия.

Атавизмы – являются доказательством животного происхождения. Это отклонения от нормы.

Атавизмы – появление признаков, свойственных далеким предкам. Это признаки, которые закладывались в эмбриональном развитии, но не исчезли, а остались на всю жизнь в генотипе человека:

o несколько пар сосков – многососковость;

o волосяной покров – полимастия по всему телу;

o шейная фистула – в результате незаращивания жаберной щели;

o сильное проявление клыков;

o хорошо развитый бугорок в уголке уха.



o Атавизмы, нарушающие нормальную жизнедеятельность:

o отверстие в межжелудочковой перегородке сердца;

o отверстие между предсердиями – боталлов проток.

К сравнительно-анатомическим доказательствам относятся: одинаковое строение опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, выделительной и других систем органов у человека и обезьян. Эмбриологические доказательства животного происхождения человека.

Эмбриология - наука, изучающая зародышевое развитие организмов.

На ранних этапах развития у зародыша человека имеются признаки низших позвоночных:

ü хрящевой скелет – хорда;

ü жаберные дуги;

ü симметричное отхождение сосудов от сердца;

ü гладкая поверхность мозга.

Позже появляются черты, характерные для млекопитающих:

Ø густой волосяной покров на теле плода;

Ø несколько пар сосков;

Ø левосторонняя дуга аорты;

Ø постоянная температура тела;

Ø полость тела разделена диафрагмой: на грудной и брюшной отделы;

Ø зрелые эритроциты;

Ø зубы имеют две смены (молочные и постоянные) и делятся на 3 группы;

Ø в скелете человека нет ни одной кости, которой не было бы у млекопитающих;

Ø во внутреннем ухе есть 3 слуховые косточки;

o 6-месячный человеческий плод покрыт волосяным покровом. Сходства человека и человекообразных обезьян

o Одинаковое выражение чувств радости, гнева, печали.

o Обезьяны нежно ласкают детенышей.

o Обезьяны заботятся о детях, но и наказывают их за непослушание.

o У обезьян хорошо развита память.

o Обезьяны способны использовать предметы природы как простейшие орудия.

o Обезьяны имеют конкретное мышление.

o Обезьяны могут ходить на задних конечностях, опираясь на руки.

o На пальцах у обезьян, как у человека, ногти, а не когти.

o У обезьян 4 резца и 8 коренных зубов - как у человека.

o У человека и обезьян общие болезни (грипп, СПИД, оспа, холера, брюшной тиф).



o У человека и человекообразных обезьян сходное строение всех систем органов.

o Биохимические доказательства близости человека и обезьян:

o степень гибридизации ДНК человека и шимпанзе равна 90-98 %, человека и гиббона - 76 %, человека и макаки - 66 %;

o Цитологические доказательства близости человека и обезьян:

o у человека 46 хромосом, у шимпанзе и мартышек по 48, у гиббонов - 44;

o в хромосомах 5-й пары хромосом шимпанзе и человека имеется инвертированный перицентрическии участок

Все перечисленные факты свидетельствуют о том, что человек и человекообразные обезьяны произошли от общего предка и позволяют определить место человека в системе органического мира Человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, виду человек разумный.

Сходство между человеком и обезьянами является доказательством их родственности, общности происхождения, а отличия - следствием разных направлений эволюции обезьян и предков человека, особенно влияния трудовой (орудийной) деятельности человека. Труд-ведущий фактор в процессе превращения обезьяны в человека.

Наиболее характерной особенностью человека, отличающей его от антропоморфных обезьян, является исключительно сильное развитие большого мозга. По массе тела человек занимает примерно среднее место между гориллой и шимпанзе. Данные о величине мозга у человека и других приматов приведены в табл. 11 и на рис. 13.9.

Большой мозг человека отличается от большого мозга антропоморфных обезьян не только большой массой, но и другими важными особенностями: более развита лобная доля и теменные, увеличена численность мелких борозд. Значительная часть коры у человека связана с речью: «двигательный центр» речи, «слуховой центр». Отмечается большее богатство межнейронных контактов. У человека возникли новые качества - звуковой и письменный язык, абстрактное мышление. Многие анатомические особенности человека связаны с прямохождением и трудовой деятельностью, что потребовало перестройки многих органов. Позвоночный столб человека имеет характерные изгибы в сагиттальной плоскости (лордозы и кифозы), грудная клетка имеет уплощенную форму, таз расширен, так как он принимает на себя давление внутренних органов (рис. 13.10).

Для человека характерно значительное укрепление связи позвоночного столба с тазом, более массивные нижние конечности: бедренная кость - самая мощная в скелете, она может выдержать нагрузку до 1650 кг. Сильно развиты и мышцы нижних конечностей: ягодичные, которые обеспечивают отведение и разгибание бедра, большая седалищная (препятствует стремлению туловища опрокинуться вперед), икроножная мышца и пяточное сухожилие (рис. 13.11). Стопа - орган опоры, обладает высоким сводом в отличие от плоской стопы обезьян.

Первый палец у человека менее подвижен. У обезьян верхние конечности приспособлены к подвешиванию тела в вытянутом состоянии и к передвижению по деревьям путем «брахиации». Первые пальцы кисти и стопы короткие (рис. 13.12), они играют роль крюка при подвешивании на ветке. При передвижении по земле длинные передние конечности выполняют роль дополнительной опоры. У человека верхние конечности, не выполняющие функцию опоры, укорочены, менее массивны (рис. 13.13). Для быстрых свободных движений чрезмерно большие конечности кистей рук были бы невыгодны.

У человека увеличена подвижность кисти, что дает возможность большей свободы движений и обеспечивает их разнообразие. Значительно лучше развит первый палец, мускулатура его более дифференцирована.

Для человека характерно доминирующее развитие мозгового отдела черепа, отсутствие сагиттального и затылочного гребней, к которым у обезьян прикрепляются жевательные мышцы, более слабое развитие надглазничного рельефа (надбровные дуги). Лицевой отдел черепа в отличие от обезьян менее развит (рис. 13.14), что связано с уменьшением массивности жевательного аппарата, масса нижней челюсти в процентах по отношению к массе черепа у гориллы составляет около 45 %, а у человека лишь 15 %.

Зубы имеют относительно небольшие размеры, типичным признаком человека является отсутствие конической формы клыков и меньшая их величина. Характерно развитие подбородочного выступа, чего не наблюдается ни у одной из обезьян, у древних предков человека этот выступ отсутствует. Образование подбородка связывают с редукцией альвеолярной части, выпрямлением зубов и особенностями роста костей лицевого черепа. У человека редуцирован волосяной покров. Указанные черты свидетельствуют о коренном отличии человека от животных, в том числе и от обезьян.

Все современные приматы не являются предками человека, они отделились от общего ствола предковых форм еще в третичном периоде. В понимании природы человека наблюдаются две тенденции; с одной стороны, недопонимание качественной специфики человека и сведение его особенностей только к количественным (вульгарное биологизаторство), с другой - противоположное нигилистическое отношение к биологической основе человека, противопоставление его другим живым организмам, отрыв его от животного мира и от природы, частью которой он является. Диалектический материализм даст основу для научного определения сущности человека, имеющего двойственную природу: биологическую и социальную

79.Палеонтологические данные о происхождении приматов и человека. Парапитеки, дриопитеки, австралопитеки, архантропы, палеоантропы, неоантропы. Ученые утверждают, что современный человек произошел не от современных человекообразных обезьян, для которых характерна узкая специализация (приспособление к строго определенному образу жизни в тропических лесах), а от вымерших несколько миллионов лет тому назад высокоорганизованных животных - дриопитеков. Процесс эволюции человека очень длительный, основные его этапы представлены в схеме.

Основные этапы антропогенеза (эволюция предков человека)

По данным палеонтологических находок (ископаемых остатков), около 30 млн. лет назад на Земле появились древние приматы парапитеки, жившие на открытых пространствах и на деревьях. Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. Парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви дриопитеков. Последние в своем развитии разделились на три линии: одна из них привела к современной горилле, другая - к шимпанзе, а третья - к австралопитеку, а от него - к человеку. Родство дриопитека с человеком установлено на основе изучения строения его челюсти и зубов, обнаруженных в 1856 г. во Франции.

Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных животных в древнейших людей было появление прямохождения. В связи с изменением климата и изреживанием лесов наступил переход от древесного к наземному образу жизни; чтобы лучше обозревать местность, где у предков человека было много врагов, им приходилось вставать на задние конечности. В дальнейшем естественный отбор развил и закрепил прямохождение, и, как следствие этого, руки освободились от функций опоры и передвижения.Так возникли австралопитеки - род, к которому относятся гоминиды (семейство людей) .

Австралопитеки

Австралопитеки - высокоразвитые двуногие приматы, использовавшие предметы естественного происхождения в качестве орудий (следовательно, австралопитеков еще нельзя считать людьми). Костные остатки австралопитеков впервые обнаружены в 1924 г. в Южной Африке. Они были ростом с шимпанзе и массой около 50 кг, объем мозга достигал 500 см 3 - по этому признаку австралопитек стоит ближе к человеку, чем любая из ископаемых и современных обезьян.

Строение тазовых костей и положение головы было сходно с таковыми человека, что свидетельствует о выпрямленном положении тела. Они жили около 9 млн. лет тому назад в открытых степях и питались растительной и животной пищей. Орудиями их труда были камни, кости, палки, челюсти без следов искусственной обработки.

Человек умелый

Не обладая узкой специализацией общего строения, австралопитеки дали начало более прогрессивной форме, получившей название Homo habilis - человек умелый. Костные остатки его были обнаружены в 1959 г. в Танзании. Возраст их определен примерно в 2 млн. лет. Рост этого существа достигал 150 см. объем головного мозга был на 100 см 3 больше, чем у австралопитеков, зубы человеческого типа, фаланги пальцев как у человека, сплющены.

Хотя в нем сочетались признаки, как обезьян, так и человека, переход этого существа к изготовлению галечных орудий (хорошо выделанных каменных) свидетельствует о появлении у него трудовой деятельности. Они могли ловить животных, бросать камни и совершать другие действия. Кучи костей, находящиеся вместе с ископаемыми остатками человека умелого, свидетельству ют о том, что мясо стало постоянной частью их диеты. Эти гоминиды пользовались грубыми каменными орудиями труда.

Человек прямоходящий

Homo erectus - человек прямоходящий. вид, от которого, как полагают, произошел современный человек. Его возраст 1,5 млн. лет. Его челюсти, зубы и надбровные дуги все еще оставались массивными, но объем головного мозга у некоторых индивидуумов был таким же, как у современного человека.

Некоторые кости Homo erectus найдены в пещерах, что позволяет предполагать о его постоянном жилище. Кроме костей животных и довольно хорошо выделанных каменных орудий, в некоторых пещерах обнаружены кучи древесного угля и обгоревшие кости, так что, по-видимому, в это время австралопитеки уже научились добывать огонь.

Эта стадия эволюции гоминид совпадает с заселением выходцами из Африки других более холодных областей. Выдержать холодные зимы, не выработав сложных видов поведения или технических навыков, было бы невозможно. Ученые предполагают, что дочеловеческий мозг Homo erectus был способен находить социальные и технические решения (огонь, одежда, запас нищи и совместное проживание в пещерах) проблем, связанных с необходимостью выжить в зимнюю стужу.

Таким образом, все ископаемые гоминиды, особенно австралопитеки, рассматриваются как предшественники человека.

Эволюция физических особенностей первых людей, включая современного человека, охватывает три этапа: древнейшие люди, или архантропы ; древние люди, или палеоантропы ; современные люди, или неоантропы .

Архантропы

Первый представитель архантропов - питекантроп (японский человек) - обезьяночеловек, прямоходящий. Его кости обнаружены на о. Ява (Индонезия) в 1891 г. Первоначально его возраст определяли равным 1 млн. лет, но, согласно более точной современной оценке, ему немногим больше 400 тыс. лет. Рост питекантропа составлял около 170 см, объем черепной коробки - 900 см 3 .

Несколько позже существовал синантроп (китайский человек). Многочисленные его остатки найдены в периоде 1927 по 1963 гг. в пещере близ Пекина. Это существо использовало огонь и изготовляло каменные орудия. К этой группе древнейших людей относят еще и гейдельбергского человека.

Палеоантропы

Палеоантропы - неандертальцы появились на смену архантропам. 250-100 тыс. лет тому назад они были широко расселены на территории Европы. Африки. Передней и Южной Азии. Неандертальцы изготовляли разнообразные каменные орудия: ручные рубила, скребла, остроконечники; пользовались огнем, грубой одеждой. Объем их мозга выросло 1400 см 3 .

Особенности строения нижней челюсти показывают, что у них была зачаточная речь. Они жили группами по 50-100 особей и во время наступления ледников использовали пещеры, выгоняя из них диких зверей.

Каково место человека в системе органического мира? На этот вопрос, казалось бы, давно дан ответ, который все чаще оспаривают и подвергают пересмотру.

Место человека в системе органического мира

Кратко можно сказать, что место человека строго определено в классификации органического мира. Он - представитель царства животные. В таблице представлены его ключевые ранги в иерархии биологического мира:

Есть несколько групп доказательств того, что человек - животное и от них произошел.

Животное происхождение человека

В пользу этого говорят:

    Сравнительно-анатомические доказательства: похожее строение клеток, расположение органов, рудименты и атавизмы у человека.

    Эмбриологическое доказательство: внутри утробы на начальном этапе развития младенец похож на детенышей некоторых животных. Это называется закон Бэра, и, если кратко, он постулирует: чем младше зародыш, тем меньше у него видовых особенностей.

    Физиологическое сходство (дыхание, питание и т. п.) человека и животного.

    Схожий хромосомный аппарат.

Есть физиологические особенности человеческого вида, которые свидетельствую, что место человека в системе органического мира среди животных:

    Прямохождение, сводчатость стопы, развитая мускулатура нижних конечностей.

    Строение позвоночника с 4 изгибами.

    Подвижные кисти рук.

    Объем мозга и, соответственно, высокая организация поведения.

    Бинокулярное зрение.

    Плодовитость ограничена: одна самка в норме вынашивает один плод.

Все эти видовые и физиологические особенности вывели человека на новую ступень эволюции.

Антропогенез и становление человечества

Антропогенез (часть эволюции, что привела к возникновению человека) начался от гоминидов. Человеческое общество получило право так называться и перестало быть стадом около 50 тысяч лет назад, когда неоантропы (кроманьонцы) образовали новый вид Homo sapiens.

Последующее развитие людей стали определять социальные, экономические и религиозные законы. Прогресс начал идти вопреки биологической природе. Чтобы быть членом общества нельзя вести себя как зверь и подчиняться инстинктам. Место и особенности человека в системе органического мира оказались таковы, что само право называться биологическим видом поставлено под сомнение.

Что выделяет человека из органического мира

Есть целый ряд высокоразвитых организмов (например, слоны или дельфины), что же выделяет на их фоне человека? Высокая социальная составляющая жизни людей: их созидательная функция, знания, труд, сознание, речь. Все это выносит место человека в системе органического мира за обычные рамки, доступные другим животным.

Принципиальные отличия человека от органического мира

Место человека в системе органического мира и его биосоциальная природа иногда противоречат друг другу. Человек не ведет себя как животное в нескольких случаях:

  1. Ему свойственно абстрактное мышление.
  2. Планирование семьи, а не бесконтрольное размножение, согласно инстинкту.
  3. Сознание (не просто высокоразвитый мозг, как у дельфинов, например, не только во всех смыслах слова большой мозг).
  4. Речь.
  5. Человек - это часть общества. Люди сосуществуют в искусственно созданной ими среде обитания.

Эти пять пунктов отражают социальную природу человека.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление - это присущая только человеку способность. Благодаря ему, место человека в системе современного органического мира уникально. После ряда повторений определенных действий и их последствий многие животные (особенно, приматы) демонстрируют образное мышление. Они способны запомнить образ, особенно, если голодны, а представить надо пищу. Но следующая ступень, абстрактное мышление, им не доступно. Представить и запомнить, сделать вывод и выделить обобщающий признак того, чего не существует, что нельзя потрогать или понюхать, они не способны.

Накопление опыта, абстрактные выводы, умение находить выходы из различных ситуаций, анализировать и, исходя из этого, принимать решение и предпринимать действия, рассуждать, обобщать понятия - привилегия людей.

В данной статье нет цели подробно разбирать понятие абстрактное мышление, но стоит привести пример того, какая пропасть отделяет от людей одних из ближайших родственников - обезьян шимпанзе. Они принадлежат к семейству гоминиды. Характерный эксперимент над ними проводился в лаборатории им. И.П. Павлова в Колтушах под Санкт-Петербургом.

Шимпанзе Рафаэль должен был, чтобы полакомиться, потушить горящий перед едой огонь на выступе полки. Он довольно быстро научился использовать для этой цели чашку и воду, которую ему предлагали в баке и других емкостях. Потом на озере на двух плотах, связанных шаткой переправой, поставили на одном еду (как всегда за огнем), а на другом чашку и бак с водой. Шимпанзе из раза в раз предпочитал совершить сложную переправу, чтобы зачерпнуть в баке, но игнорировал целое озеро воды. Стало ясно, что он не может обобщить это понятие. Вода для него привязана к образу бака. Ради справедливости к Рафаэлю стоит добавить, что, когда воду из бака убрали, в конце концов, пусть и случайно, он зачерпнул воду из озера и, потушив огонь, получил лакомство.

Созидание

Место человека в системе органического мира уже вся планета. Люди не живут строго в пределах места рождения, а подстраивают выбранное место жизни под свои нужды. И не всегда это максимально комфортная среда обитания. Но люди ее преобразуют. Это -простейшее созидание, отвечающее за покрытие насущных нужд, но которые возникли в результате осознанного выбора жизни в неподходящей среде. Люди в прямом смысле идут против биологического отбора. Не ищут максимально легкие ареалы обитания, а приспосабливают очень неподходящие.

Есть созидание творческое. Желание оставить след в истории, повлиять на окружающий мир, а не просто прокормиться.

Речь

Еще один признак абстрактного мышления человека - речь. Даже сама ее возможность. Когда неким естественным явлениям присваивается конкретное (и, кстати, абстрактное) понятие - слово и его смысловое значение. Оно не связано напрямую с тем, как и что воспринимают органы чувств в конкретный отрезок времени здесь и сейчас. Образ, который каждый человек формирует о предметах, конечно, несет в себе информацию-воспоминания о весе, температуре и прочих ассоциациях. Но с помощью слов описывают и несуществующие объекты, те, что руками не потрогать. Любимые примеры ученых - любовь или математические термины. Как описать понятие семь?

Человек - просто высокоразвитое животное

Этот проблемный вопрос. Рассмотрены доказательства животной природы и происхождения человека. Как утверждает биология, место человека в системе органического мира. Есть антропологические факторы, которые до некоторой степени объясняют, как физиологические особенности в результате могли повлиять на становление высокоразвитого индивида и человеческого общества. Но есть длинный ряд социальных факторов, которые ставят человека на другую ступень. Можно ли говорить об отдельном пятом царстве органического мира? Или продолжать выдвигать теории на тему: откуда пошел наш род? Душа - это отдельная от тела материя или это физиологические процессы, которые имитируют сознание, но остаются химией?

Чтобы примирить противоположности принято говорить о биосоциальной природе человека.

Школьная программа пока не отошла от строгой ориентированности на эволюцию. Учителя биологии и зоологии не всегда грамотно подчеркивают, что Дарвин лишь выдвинул теорию. Она популярна, но не обоснована неопровержимыми доказательствами. Наоборот, остается еще много вопросов, белых пятен и аргументов против.

Хотя основные постулаты этой теории - обязательная часть школьной программы, и необходимо их знать, чтобы быть образованным человеком с широким кругозором. Но что говорит против теории происхождения видов, кроме того, что социальная природа человека ярко выражена, а мышление уникально?

Теория происхождения видов Дарвина: главные аргументы против

Как сам Дарвин и его современники утверждали: идея эволюции носилась в те времена в воздухе. Гений самого знаменитого натуралиста, автора “Происхождения видов” в том, что он сформулировал, как из малого через миллиарды лет проистекает большое. Выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный к постоянным изменениям окружающей среды. Это и есть краткая формулировка естественного отбора.

Противники дарвинизма обращаются к понятию несократимая сложность. Многие организмы не могли в процессе эволюции постепенно формировать (вследствие мутаций) преимущества, которыми они обладают на данном этапе развития и благодаря которым выжили в определенной среде обитания, иначе говоря, прошли естественный отбор.

Другой главный аргумент против теории эволюции - это информационная сложность хромосом и, как следствие, молекулы ДНК. Столь упорядоченная и длинная цепь не могла быть получена случайно даже за миллиарды миллиардов лет. К тому же при огромном возрасте Земли и обнаруженных ископаемых, датируемых самыми разными периодами, не обнаружено достаточное количество недостающих звеньев, переходных форм жизни, которые теория эволюции предполагает в большом объеме между всеми видами.

Вопрос происхождения самым тесным образом связан с местом человека в системе органического мира и его роли. Возможно, именно социальная составляющая жизни людей определяющая. Она налагает на человечество ответственность за всю биосферу. Роль, место человека в системе органического мира даны ему не зря - чтобы оберегать и разумно распоряжаться планетой, независимо от того, являются ли люди частью экосистемы, или просто похожи на другие биологические организмы, но имеют высшее происхождение и цель существования.

Согласно эволюционному уче­нию, проблема антропогенеза рассматривается как частный фи­логенетический вопрос в общей картине биологической эволюции - направленного исторического развития живой природы, включающего изменения генетического состава популяций, формирование адаптации, образование и вымирание видов, пре­образование биогеоценозов и биосферы в целом. Эти изменения происходят сотни миллионов лет, с момента возникновения жизни. Их результат - разнообразие форм жизни, которые являются продуктом и объектом эволюции, представляющим со­бой основу изучения эволюции любого масштаба.

Движущей силой биологической эволюции является дости­жение соответствия развивающейся живой системы условиям ее существования, что сопряжено с преимущественным распространением одних и гибелью других дискретных биологических систем.

Подтвердить родственные связи человека и животных и в пер­вую очередь высокую степень родства человека с человекообраз­ными обезьянами можно с помощью прямых и косвенных дока­зательств.

Прямые доказательства - это костные останки ископаемого человека, ближайших его предков и родственных им форм. На­учная интерпретация ископаемых материалов основана на сравне­нии их анатомических особенностей с существующими формами с учетом экологических влияний.

Косвенные доказательства наиболее многочисленные. К ним относятся сравнительно-анатомические, физиологические, био­химические, генетические и другие группы факторов, а также данные сравнительной эмбриологии, учение о рудиментарных органах и атавизмах.

Сравнительно-анатомические данные свидетельствуют о род­стве животных организмов и человека по общему плану строения и аналогии органов и тканей. Можно про­следить общие черты и в зародышевом развитии всех организмов. Еще в XIX в. К. Бэр сформулировал закон «зародышевого сходства», который гласит: чем более ранние стадии эмбриогенеза исследуются, тем больше сходства обнаруживается между организ­мами - представителями различных видов позвоночных. Э. Геккель, А.О. Ковалевский, А.Н. Северцев обрати­ли внимание, что изучение развития эмбрионов дает возможность понять преобразование организмов и отдельных органов в процессе филогенеза - их исторического развития.

В пользу родства человека с животными свидетельствуют встречающиеся у него атавизмыи рудиментарные образования.

К рудиментарным органам человека, которые у далеких его предков имели функциональное значение, но постепенно утра­тили его в процессе эволюции, относятся остатки общего волося­ного покрова, полимастия (наличие добавочных сосков), хво­стовые позвонки, мышцы, двигающие ушную раковину, и муску­латура, поднимающая основания волосяных фолликулов, остатки мигательной перепонки и др.

О явлениях атавизма говорят не только при сильном разви­тии рудиментарных органов, но и при сохранении на всю жизнь какого-нибудь из образований, формирующихся и активно вы­полняющих функции в один из периодов эмбрионального раз­вития. Примером может служить шейная фистула, оставшаяся на месте жаберной щели, не прошедшей обратного развития, или общая волосатость. Известно, что тело плода человека во второй половине внутриутробного развития покрыто зародыше­выми волосками, или лануго. К моменту рождения эти волоски обычно исчезают. Но бывает, что лануго, сильно разрастаясь, остается на всю жизнь. Такой атавизм - гипертрихоз, наблюдался у крестьянина Кост­ромской губернии Андриана Евтихеева и его сына Федора. Сравнительно-анатомические факты наиболее ярко показы­вают близость организмов и пути их прогрессивного развития.

Органы человека имеют аналоги у животных - более прими­тивные у низших и достигающие очень сложного строения у высших организмов. Так, органы пищеварения хордовых раз­вивались от примитивной трубки кишечнополостных до целой системы желез и сложных устройств пищеварительного тракта человека. Осевой скелет (у примитивных форм - хрящевая хор­да) и трубчатая нервная система присущи всем хордовым, начиная от ланцетника и кончая человеком. Наиболее высокого раз­вития нервная система достигает у млекопитающих, у которых эволюционные преобразования привели к возникновению наибольшей дифференциации коры головного мозга человека.

Вид человек разумный (Homo Sapiens) относится к надцарству эукариот, царству животных, классу млекопитающих, отряду приматов. Целый ряд черт говорит о принадлежности человека к царству животных:

Только человеку присуще прямохождение (особенности строения позвоночника, широкий таз, плоская грудная клетка, дугообразный свод стопы). Сводчатая стопа смягчает толчки, пружинит при ходьбе, беге, прыжках, так как нагрузка в связи с прямохождением идет только на нижние конечности и в большей степени на стопу. У обезьян тип стопы хватательный.
Строение руки (кости пальцев подвижны, большой палец противопоставлен остальным). У обезьян же передние конечности имеют крючкообразные кисти со слаборазвитым большим пальцем. Поэтому только человеческая рука способна к тонким видам работы и высокоточным движениям.
Череп высокий и округленный, мозговая часть преобладает над лицевой. Нет сплошных надбровных дуг, лоб высокий, челюсти слабые, с маленькими клыками. Это связано с увеличением объема мозга, который примерно в 2,5 раза больше по объему, чем у человекообразных обезьян и в 3,5 раза по площади поверхности коры больших полушарий. У человека сильно развиты теменные, височные и лобные доли мозга, в которых расположены важнейшие центры психики и речи.
Развитая вторая сигнальная система. Это речь и письмо.
Организация жизни не только по биологическим, но и по социальным законам. Люди мыслят отвлеченно с помощью понятий. Человек создал сферу человеческого разума: технику, науку, искусство, религию, расширил информационные контакты (книги, радио, телевидение, спутниковую связь, компьютерные сети и прочее), то есть . Человеческий разум позволяет творить истинные чудеса, на которые ни одно живое существо на Земле не способно. Однако наряду с достижениями есть и потери. В тоже время, человек стал менее восприимчив, чем другие животные к естественным раздражителям. Рецепторы человека менее чувствительны. Уменьшение подвижности привело к гиподинамии, гипертонии, ожирению, снижению . Кроме того, достижения человечества разрушительно действуют на жизнь других организмов. – деяния рук человека, его «разума».

Место человека в системе живых организмов

Любое из живых существ, обитающих на нашей планете, может быть отнесено к тому или иному таксону. Этим термином именуют значимые для биологической систематики группы организмов. Таксоны высшего ранга, несводимые в более крупные объединения, - это надцарства. Их всего два. Одно включает прокариот, представляющих собой клетки без ядра, а другое - эукариот, клетки которых имеют ядро. К первому из этих надцарств относятся только бактерии, а ко второму все остальные организмы. За надцарствами следуют царства живой природы (например, царство животных, царство растений, царство грибов и др.), а на самой нижней ступени иерархии таксонов находятся виды, или подвиды, неделимые уже далее ни на какие подгруппы. Между видами и царствами существует несколько промежуточных уровней - роды, семейства, отряды, классы, типы, и, таким образом, каждое животное или растение является одновременно членом множества таксонов разного ранга. Это в полной мере относится и к человеку.

Место человека в системе живых организмов может быть представлено в следующем виде:

Надцарство - эукариоты (Eukaryota )

Царство - животные (Animalia )

Подцарство - многоклеточные (Metazoa )

Тип - хордовые (Chordata )

Подтип - позвоночные (Vertebrata )

Класс - млекопитающие (Mammalia )

Подкласс - живородящие (Theria )

Инфракласс - плацентарные (Eutheria )

Отряд - приматы (Primates )

Подотряд - обезьяны (Anthropoidea )

Инфраотряд (секция) - узконосые (Catarrhini )

Надсемейство - гоминоиды (Hominoidea )

Семейство - гоминиды (Hominidae )

Род - человек (Homo )

Вид - разумный (sapiens )

Таким образом, сколь бы разительно ни отличались люди по своему внешнему облику и особенно по поведению от прочих обитателей Земли, с точки зрения биологической систематики вид человек разумный (Homo sapiens ), к которому принадлежит всё современное человечество, представляет собой всего лишь один из таксонов внутри отряда приматов (Primates ), равноценный другим таксонам низшего (видового) уровня. Для обозначения таких таксонов биологи традиционно используют латинские наименования, составленные из двух частей. Первая часть имени, пишущаяся всегда с большой буквы, указывает при этом на родовую принадлежность (например, в названии нашего вида первое слово обозначает его принадлежность к роду Homo ), а вторая определяет собственно вид. В тех случаях, когда, как это часто бывает, в составе вида выделяются ещё и подвиды, они обозначаются трёхчастными названиями. Так, например, некоторые антропологи, считающие, что люди современного физического типа и неандертальцы должны рассматриваться как подвиды одного вида Homo sapiens , обозначают эти подвиды, соответственно, Homo sapiens sapiens и Homo sapiens neanderthalensis . Если строго следовать правилам биологической номенклатуры, то к названию таксона нужно добавлять ещё имя выделившего его исследователя и год когда это было сделано, например, Homo sapiens Linnaeus, 1758 . Но на практике в большинстве случаев обходятся без таких подробностей, и лишь в справочной литературе (каталоги, определители) все формальные требования обязательно соблюдаются.

Приматы - один из восемнадцати отрядов, выделяемых обычно в составе класса млекопитающих, если не считать его вымерших членов. Название отряда, данное ему в 1758 г. основоположником биологической систематики Карлом Линнеем, происходит от латинского слова primas , означающего «один из первых». Этим названием Линней хотел подчеркнуть особое положение группы, включающей человека, среди прочих организмов. Из ныне существующих животных в состав отряда приматов входят обезьяны, лемуры и долгопяты (рис. 1), и каждая из этих групп, которым может придаваться статус подотрядов, включает множество подразделений более низкого ранга: семейств, родов и видов. Когда перечисленных уровней классификации оказывается недостаточно, их количество увеличивается с помощью приставок над- и под- (например, надсемейство, подсемейство, подрод и т. д.). Кроме того, между подотрядом и надсемейством иногда выделяют ещё уровень инфраотрядов или секций, а между подсемейством и родом уровень триб. Следует иметь в виду, что общепринятый подход к определению состава отряда приматов пока не выработан и нередко к их числу, помимо названных выше животных, относят ещё и тупайю (иногда же этого зверька причисляют не к приматам, а к насекомоядным). Нет и единства во мнениях относительно количества и соотношения основных систематических единиц внутри отряда. Часто его делят не на три подотряда, а на два, причём в последнем случае это могут быть либо полуобезьяны (лемуры, лори, долгопяты) и собственно обезьяны, либо стрепсирины (лемуры, лори) и гаплорины (долгопяты, обезьяны). Множество вариантов классификации существует и для более низких таксономических уровней.

Рис. 1. Приматы: обезьяна (А), лемур (Б), долгопят (В), тупайя (Г)

Хотя возможные варианты систематики приматов весьма многообразны, как и предлагаемые разными исследователями реконструкции их филогенеза, т. е. происхождения и генеалогических взаимоотношений разных групп, нас здесь будет интересовать лишь то, что имеет прямое отношение к эволюционной истории линии, ведущей к человеку. Таким образом, основные «шаги» эволюции, рассматриваемые в последующих главах, - это появление самого отряда приматов, выделение в его составе подотряда высших приматов или, иначе говоря, обезьян (Anthropoidea ), дифференциация их на секции широконосых (Platyrrhini ) и узконосых (Catarrhini ), а последних на надсемейства церкопитекоидов (Cercopithecoidea ) и гоминоидов, т. е. человекообразных (Hominoidea ) и, наконец, происхождение семейства гоминид (Hominidae ), рода человек (Homo ) и вида человек разумный (Homo sapiens ) (см. рис. 2).

Рис. 2. Геохронологическая шкала кайнозойской эры. Звёздочками отмечено предположительное время основных событий в эволюционной истории приматов

Из книги Общая экология автора Чернова Нина Михайловна

3.4. Основные пути приспособления живых организмов к условиям среды Во всем разнообразии приспособлений живых организмов к неблагоприятным условиям среды можно выделить три основных пути.Активный путь – это усиление сопротивляемости, развитие регуляторных процессов,

Из книги Тесты по биологии. 7 класс автора Бенуж Елена

ТЕСТЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПО КУРСУ «МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ» Систематика 1. Выберите правильную последовательность систематических категорий.A. Вид, семейство, род, отряд, класс, тип, подтип, царствоБ. Вид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство,

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Из книги Химический язык насекомых автора Балаян Валерий Михайлович

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

Из книги Удивительная палеонтология [История земли и жизни на ней] автора Еськов Кирилл Юрьевич

Из книги Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень автора Сивоглазов Владислав Иванович

Из книги Антропология и концепции биологии автора

Азбука общения живых организмов Многообразен мир животных, и каждый существующий вид в своей жизни пользуется довольно сложной и своеобразной сигнализацией. Среди различных способов передачи информации в животном мире значительная роль отводится запахам. Животные и

Из книги Поведение: эволюционный подход автора Курчанов Николай Анатольевич

Из книги автора

СЛОВАРЬ НАЗВАНИЙ ЖИВЫХ И ИСКОПАЕМЫХ ОРГАНИЗМОВ Значком (†) отмечены вымершие группы.АВСТРАЛИ?ЙСКИЕ СТРАУ?СЫ, казуарообр?зные (Casuariformes) - отряд нелетающих бескилевых птиц, ограниченный Австралийской зоогеографической областью. Миоцен - ныне.АВСТРАЛОПИТ?К (Australopithecus)

Из книги автора

18. Положение человека в системе животного мира Вспомните!Назовите общие признаки представителей типа Хордовые; класса Млекопитающие.Данные сравнительной эмбриологии и анатомии человека и других животных позволяют чётко определить, что по критериям зоологической

Из книги автора

29. Роль живых организмов в биосфере Вспомните!Какое вещество В. И. Вернадский называл живым; косным?Что называют круговоротом веществ в природе?Роль живого вещества в биосфере. Основное внимание в учении о биосфере В. И. Вернадский уделял роли живого вещества. Учёный

Из книги автора

2.1. Органические соединения в составе живых организмов Органические соединения характерны только для живых организмов. Можно сказать, что жизнь на Земле построена на основе углерода, который обладает рядом уникальных свойств. Основное значение для выполнения роли

Из книги автора

Глава 7. Место человека в системе живой природы Положение человека в системе живой природы отражает его долгий путь эволюции. Это положение мы начнем рассматривать с характеристики класса млекопитающих, к которому принадлежит

Из книги автора

Систематика надсемейства Anthropoidea и место в нем человека Система понгид и гоминид представлена ниже (табл. 7.2). Семейство Hominidae было введено в систематику в 1863 г. Т. Гексли, а деление его на подсемейства предложено в 1939 г. американскими палеонтологами У. Грегори и М.

Из книги автора

2.6. Место человека в системе живой природы Человек, естественно, имеет свою «прописку» в филогенетическом древе живой природы, где он относится к отряду приматов (Primates) класса млекопитающих (Mammalia). Чтобы понять систематическое положение человека, необходимо представлять