Болезни Военный билет Призыв

Описание степи в повести «Тарас Бульба. Обычаи запорожской сечи

Интегрированный урок русской литературы и истории в 7Б классе.

Тема: Героизм и самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цели: 1. Познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»; дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя.

2. Помочь ученикам выявить основную идею повести Гоголя; её патриотический пафос; совершенствовать навыки анализа текста, навыки монологической речи, выразительного чтения, навыки выборочного пересказа.

3. Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование:


  • тексты повести Гоголя «Тарас Бульба»;

  • иллюстрации учащихся к прочитанной повести;

  • методические рекомендации к уроку;

  • карта «Российское государство в 17 – начале 18 века;

  • иллюстрации «Запорожские казаки», «Богдан Хмельницкий»; репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; плакаты с датами;

  • слова для словарной работы.

План-конспект урока


  1. Приветствие.
- Добрый день, ребята! Сегодня на уроке литературы мы продолжим изучение повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

  1. Постановка темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы поговорим о героизме, самоотверженности, о верности боевому товариществу и подвигам во имя родной земли в повести Н. В. Гоголя. Откройте тетради, запишите число и тему урока. (запись в тетрадях)

Вы прочитали повесть, но это лишь начало знакомства с произведением и его знаменитым героем. Гоголь писал об эпохе, которую отделяло от него несколько веков. Почему писатель обратился к столь давним временам? Действительно ли происходили события, описанные Гоголем? Кто такие запорожские казаки? Давайте обратимся сначала к древней истории нашей страны.


  1. Историческая справка.
1). Выступление учителя истории Нурмихаметовой И. И.

Повесть «Тарас Бульба» - результат серьёзного увлечения Н. В. Гоголя историей. Он использовал в своей повести реальные исторические события. Обратимся к древней истории нашей страны.

Монгольское нашествие в середине 13 века, о котором мы говорили в прошлом году, привело к окончательному распаду старой Киевской Руси. Земли на востоке (будущая Великороссия) оказались под игом ордынских ханов; позднее здесь вокруг Москвы возникло новое русское государство. Земли на западе оказались под властью литовских князей, а частично вошли в состав Польского королевства. В 1569 году в результате Люблинской унии (союза) Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую. При этом южные земли Литовского княжества перешли в состав Польши. Это была будущая Украина. Древнерусские земли, оставшиеся в составе литовского княжества, - это теперешняя Белоруссия.

С тех пор положение восточнославянского населения на этих землях сильно изменилось. Государственным языком Речи Посполитой был польский, религией – католицизм. Но большая часть населения Белоруссии и Украины оставалась православной. Со временем польские дворяне (шляхтичи) обзавелись на Украине земельными владениями, а украинские крестьяне стали их крепостными.

В 1596 году в городе Брест-Литовском была заключена уния православной и католической церкви, согласно которой православное население Речи Посполитой должно было признать верховную власть папы римского. Однако значительная часть украинского населения не признала унию, начались преследования. Таким образом, украинцы находились и под крепостным, и под религиозным, и под национальным гнётом. Всё это приводило к частым восстаниям, главной силой которых были украинские казаки.

Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили по южным границам московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь. Называлась она так потому, что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).

Здесь возникло вольное казачье братство. В Сечи жилось вольготно. Запорожские казаки занимались охотой, рыбной ловлей, а больше всего любили отправляться военными походами на соседей – крымцев, турок, а то и поляков. Казаки сами выбирали и сами снимали своих начальников – кошевых и куренных атаманов. По сути, эта вольница была казачьей республикой. Казаки не признавали распоряжений польского короля, самостоятельно совершали походы, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Запорожцы и возглавили дело борьбы украинцев с Речью Посполитой.

В 1648 году гетман украинского казачества Богдан Михайлович Хмельницкий поднял казаков на восстание, они выступили из Запорожской Сечи, в первых же сражениях разгромили польскую армию гетмана Потоцкого. Понимая, что казакам одним не справиться, Хмельницкий обратился за помощью к России. В 1654 году Переяславская Рада (Совет) провозгласила переход Украины в подданство русского царя и принесла ему присягу на верность. Произошло воссоединение Украины с Россией.

Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – это не фантазия автора, потому что в то время украинцы называли себя «русскими», также называли свой язык и веру. Именно украинские земли были ядром Киевской Руси, и предания об этом сохранились в исторической памяти всех восточнославянских народов.

В наши дни отношения между государствами испортились, украинцы забыли свою многовековую дружбу с русскими и переориентировали внешнюю политику.

2). Вывод:

Почему же Н. В. Гоголь использовал в своей повести реальные исторические события?

- (Он хотел показать истинных героев той исторической эпохи, бесстрашных защитников своей родины и своей веры. Но приукрашивать их он не стал и не скрыл их зачастую свирепые дела).


  1. Работа по тексту повести.
1). Рассказ о Тарасе Бульбе по первой главе.

Какие же они, гоголевские герои? Постараемся разобраться в этом. Вы должны были подготовить выборочный пересказ о Тарасе Бульбе по 1 главе (выступают 2 ученика)

2). Беседа по вопросам.

Первая глава заканчивается тем, что Бульба вместе с сыновьями отправляется в Запорожскую Сечь. Расскажите о том, каковы обычаи и законы Сечи, характер запорожцев? Что такое запорожская вольница?

- (Сечь состояла из 60 с лишком куреней, которые очень походили на отдельные, независимые республики, а ещё больше походили на школу и бурсу детей, живущих на всём готовом. Никто ничем не заводился и не держал у себя. Всё было на руках у куренного атамана, который за это обыкновенно носил название батька. У него были на руках деньги, платья, весь харч, каша и даже топливо; ему отдавали деньги под сохран. Нередко происходила ссора у куреней с куренями. В таком случае дело тот же час доходило до драки.

В Сечи были свои законы: 1) воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение; 2) в предместье Сечи не смела показываться ни одна женщина; 3) в Сечи жестоко наказывали за воровство, долги и за убийство (с.246).

Какие черты в запорожцах привлекают и отталкивают?

- (полож.: патриотизм, мужество, храбрость, отважность, любовь к Родине, преданность товарищам, единство казаков, их вера, широта натуры;

отрицат.: страшная жестокость, излишнее пьянство, неуважительное отношение к женщине, предательство Андрия, безудержность натуры)

В чём смысл подробного описания общественного устройства Сечи?

- (Гоголь стремится показать всё, что связано с Сечью. Он подробно говорит об устройстве Сечи, о занятиях казаков, знакомит нас с обычаями и законами. Казаки Запорожской Сечи предстают как единое целое. Но Гоголь не идеализирует казаков и не скрывает их зачастую свирепые дела.)

- (с. 262, 258, 243, 242, 229)

3). Анализ эпизода «Слово Бульбы о товариществе».


  1. Словарная работа: сирые – осиротевшие;
гнушаться – пренебрегать,

Стесняться;

мышиная натура – подлая, мелкая.


  1. Выразительное чтение эпизода учащимися.

  2. Беседа по вопросам.

Почему «породниться родством по душе, не по крови, может один только человек»?

- (Тарас Бульба говорит о способности человека к жертвенной любви, способности отдать жизнь за другого человека.)

Почему Бульба обращается к казакам с этой речью перед сражением?

- (Во-первых, он хотел избавить товарищей от уныния, а во-вторых, хотел, чтобы они достойно встретили мученическую смерть. Недаром именно в смерти, по словам Тараса, сказывается величие русской души: «Пусть же знают они всё, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому из них не доведётся так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»)

Каково влияние речи Тараса на запорожцев?

- (Речь Тараса производит на запорожцев сильнейшее впечатление: в них заговорило всё лучшее, «что бывает на сердце у человека». Героизмом в бою с поляками, самоотверженностью, готовностью прийти на помощь товарищу запорожцы подтвердили слова, которые произнёс Тарас о товариществе.)

Каковы последние слова погибающих казаков?

- (Мосий Шило: «Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»

Степан Гуска: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!»

Бовдюг: «Не жаль расставаться со светом. Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!»

Балабан: «Пусть же цветёт вечно Русская земля!»

Павел Кукубенко: «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут ещё лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!»)

Почему так схожи последние слова казаков?

- (Их предсмертные слова похожи, потому что запорожцы составляют единое целое, сражаются и умирают не за себя, а за веру, за Родину, за товарищей. Поэтому в их предсмертных речах о себе нет ни слова. В этом казаки схожи с героями русского эпоса.)

Что общего между Тарасом Бульбой и героями русских былин?

- (……..)

Так же, как любому былинному герою, и Тарасу Бульбе хотелось бы посвятить былину. И наши некоторые ученики постарались это сделать.


  1. Чтение учащимися былин собственного сочинения. (читают 2 человека)

  1. Подведение итогов урока.
- Почему же Н. В. Гоголь обратился к историческому прошлому своей Родины?

- (Н. В. Гоголь был патриотом своей Родины, он описывает столь давние исторические события с целью показать героизм, мужество, верность товариществу и подвигам своего народа.

Эпоха, описанная Гоголем в повести, выдвигала соответствующих героев – сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, презирающих тепло и уют, скучавших в тихом семейном кругу, привыкших к вольной казацкой жизни, к жестоким сражениям, битвам. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме. На товариществе и братстве держится мир Запорожской Сечи. Товарищество и братство – то, за что Гоголь любит своих героев.)


  1. Выставление оценок. Задания на дом.
1). 1 ряд – Подготовить рассказ о жизни и гибели Тараса Бульбы по плану «Характеристика героя литературного произведения».

2 ряд – Подготовить рассказ о подвиге и гибели Остапа.

3 ряд – Подготовить рассказ о предательстве Андрия.

2). Подготовить выразительное чтение эпизодов повести: описание степи, пляска запорожцев, пир запорожцев, финал повести.

В «Тарасе Бульбе» главной силой исторических событий выступает прежде всего народ, а не отдельные герои. Это для писателя было вопросом принципиальной важности. Гоголь на первый план выдвигает образ героического народа, поднимающегося на борьбу за свободу, равенство и независимость. Вот что было дорого писателю, вот источник появления людей высоких моральных качеств, воспитанных в духе товарищества и братства. Целая галерея сильных и смелых людей проходит перед читателем. Это и Шило, и Кукубенко, завещавший перед смертью: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы» , и бесстрашный Остап, и Степан Гуска, в последнюю минуту жизни обращающийся к товарищам с пламенными словами: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля» . Больше всего места в повести уделено Тарасу Бульбе, который безраздельно предан служению товариществу, Запорожской Сечи, отчизне. Его сила в том, что он воплощает стремления всего народа, что он идет на битву не во имя какого бы то ни было своекорыстия, а только для того, чтобы не пропала даром козацкая сила. Он не может даже допустить мысли, «чтобы человек сгинул, как собака, без доброго дела, чтобы ни отчизне, ни всему христианству не было от него никакой пользы…» . Повесть Гоголя во многом связана с традициями романтизма. Но главные герои отнюдь не возвышаются над толпой, как это было принято в романтических произведениях. Тарас, Остап, запорожцы не выделяются в повести как личности. В этом-то и заключается их величие и сила. А. Гуковский справедливо заметил, что почти о каждом запорожце можно было бы рассказать то, что рассказывается в повести о подвигах Тараса, его, мужестве и героизме. тве и героизме. Об Остапе просто написано больше, чем о Кукубенко, например, - больше, но не иначе. Разница здесь количественная, а не качественная. Но особое место в образной системе повести занимает Андрий. Он выбивается из своей простой и естественной среды. На него сильнее воздействует иная среда - польское панство. Поддавшись этой среде, Андрий приобретает черты, резко отделяющие его от других запорожцев. Они поистине свободны во всем, а он стал рабом страсти, игрушкой изнеженной польской красавицы, ради которой он предает товарищей и родину. По традиции он-то и мог бы быть полноправным романтическим героем, который презирает «толпу» , нарушает нравственные законы своей среды, отвергает кровные узы родства. Ведь даже в свой смертный час он шепчет не имя отчизны или матери, а имя прекрасной полячки. Но Гоголь последовательно ведет Андрия к гибели - не просто физической, а нравственной, и гибель его - не укор среде, как бывало, например, в ранних поэмах Лермонтова, а закономерное следствие предательства самого Андрия. Эмоционально-приподнятое повествование в «Тарасе Бульбе» ведется с использованием особенностей интонации и образов украинского фольклора. Духом народного словесно-художественного творчества проникнуты авторские отступления, лирические обращения к героям, оценка событий и характеров. Авторское начало в повести сливается с мироощущением самих запорожцев, с их переживаниями, их ценностными ориентирами. Эпическому характеру повествования соответствует стилистика «Тараса Бульбы» - широкие, развернутые поэтические сравнения, придающие рассказу о событиях и героях эмоциональность и патетическую приподнятость.

Цена этого автомобиля в начале 70-х составляла всего 3500 рублей. Его по праву считали наиболее демократичным и самым народным средством передвижения во всем СССР. И при этом ЗАЗ-968А был мечтой для каждой советской семьи. Несмотря на свой возраст, автомобиль является бессменным героем анекдотов. Давайте познакомимся с историей этого народного авто, узнаем о его техническом оснащении и характеристиках. Обзор ЗАЗа - далее в нашей статье.

Легенда, о которой слышали все

СССР входил в 1960-е, а на Запорожском заводе «Коммунар» в производство запустили забавный по внешнему виду небольшой автомобиль - ЗАЗ-965. Внешность отечественной разработки напоминала культовый тогда Чуть позже машину подвергнут огромному количество изменений, среди которых - установка нового кузова. Инженеры увеличат его размеры - это будет двухдверный седан. Также существенным доработкам подвергнется и двигатель. Впрочем, и это авто через некоторое время уйдет в анналы истории.

В 1980-м автомобильной общественности СССР был представлен ЗАЗ-968а, который практически без изменений собирался на конвейерах Запорожского завода вплоть до 1994 года.

Интересно, что эта комичность проявляется уже в названии модели. Так, индекс 968 наводит на ассоциацию с «Порше-968». Буква намекает на то, что конструкция является родственником мощных баварских машин, созданных в тюнинговом отделении Motosport. Самыми первыми такой индекс стали использовать именно в Запорожье. До сих пор неясно, почему западные автопроизводители не подали в суд на СССР за нарушение авторских прав.

Но как бы там ни было, ЗАЗ-968а «Запорожец» был наиболее доступным автомобилем для любого советского гражданина. Естественно, рассчитывать на какой-то комфорт в процессе эксплуатации этой машинки совершенно не приходилась. Но для утилитарных задач автомобиль более чем подходил - едет, и это хорошо. Такие простые задачи машинка выполняла не хуже, а может быть даже и лучше, чем прочие отечественные модели.

По уровню проходимости запорожское авто могло сравниться только с монстрами-внедорожниками. За счет заднемоторной компоновки ЗАЗ-968а не хуже УАЗов преодолевал болота и сугробы зимой.

Сейчас на дорогах эти машины еще кое-где встречаются. Но свою задачу они уже не выполняют, и их эксплуатируют только в качестве хобби (например, часто покупают под проект). Те, кто не настолько любит автотематику, чтобы тюнинговать «Запорожец», с удовольствием продают свои ЗАЗы. Сейчас купить такую машинку может любой. Продают ее по цене хороших кроссовок или недорого смартфона - до 200 долларов.

Таким образом, даже небогатые студенты могут получить беспрецедентные возможности - например, имея «Запорожец», можно легко разбогатеть. Автомобильные блогеры установили на ЗАЗ-968а двигатель от BMW-520 e34, сняли про это серию роликов и неплохо заработали. Ну и вдвойне приятней, когда такой «Запорожец» рвет на дороге в клочья какую-то современную мощную иномарку.

Немного истории

Глядя на то, с какой интенсивностью развивается автомобильная промышленность в мире, в СССР решили, что необходимо полностью переработать ЗАЗ-965, или «Горбатый». Сняв эту модель с производства, команда инженеров-конструкторов принялась за активную работу по созданию более современного автомобиля. И вот в 71-м году с конвейеров сходит появится на пару лет позже - в 74-м году.

Придерживаясь стратегии общедоступности, конструкторы решили не уделять слишком много внимания уровню комфорта. Поэтому новая машинка имела всего-навсего базовый комплект электрических приборов, заднее расположение двигателя, а также примитивный салон.

Последняя модернизация с машиной случилась в 79 году - это ЗАЗ-968М. Здесь появилась новая передняя часть, новые задние габаритные огни, другая приборная панель.

Внешний вид

По сравнению с прошлой модификацией ЗАЗ-968а выглядел более новым и современным. Размеры стали пропорциональными. Кузов машины несущий, цельнометаллический. Отделка его стала более приемлемой. На задних крыльях дизайнеры расположили интересные по форме воздухозаборники. Также можно выделить задние арки - они сделаны низко опущенными.

"Запорожец" - это все-таки седан малого класса, рассчитанный на четырех пассажиров. Но ни о каком комфорте речи не идет. Интересен тот факт, что инженеры применили в конструкции универсальные замки - открыть их можно было чем угодно.

А вот окрашивался автомобиль очень качественно. Красили в единый цвет. Сейчас многие считают это одним из главных преимуществ модели. Краска не обдиралась и не облезала даже через десятки лет жесткой эксплуатации. Также можно выделить высокую стойкость кузова к воздействию коррозии. Эти автомобили никто не обрабатывал, и они дошли до наших дней без дыр. На многих ЗАЗ-968а днище целое и ни разу не ремонтировалось.

Двери были штампованными и состояли из двух частей. Они были оснащены ручным механизмом опускания/подъема стекол и поворотным стеклом-форточкой с защелкой изнутри.

Интерьер

Внутри автомобиль ЗАЗ-968а (фото салона есть в нашей статье) удивляет своей скромностью, если не сказать больше. Здесь минимум приборов, небольшое зеркало, печка независимого типа, достаточно сжатое пространство. Отделка салона сделана однотонными материалами без какого-либо намека на минимальный уют. Но при этом можно выделить неплохие кресла.

Из опций, которые можно было встретить в салоне, выделяют обивку потолка, козырьки от солнца, бардачок. Печка, хоть и была автономной, но, судя по отзывам владельцев, работала она неважно. Ездить в «Запорожце» русской зимой было просто нереально.

Багажник по своему объему напоминает хороший «бардачок». В него не поместится даже большой сабвуфер. Но из положения можно легко выйти - просто снимают переднее пассажирское кресло или устанавливают багажник на крышу.

ЗАЗ-968а: технические характеристики

Модель выпускалась с 1974 по 1980 годы. Длина кузова составляла 3730 мм, ширина - 1570 мм, высота - 1400 мм. Величина дорожного просвета - 190 мм. Снаряженная масса - 840 кг. Далее мы отдельно расскажем про мотор и коробку.

Двигатель

Силовой агрегат в этом авто расположен сзади; в процессе ремонта и обслуживания он доступен полностью. Это четырехтактный карбюраторный мотор МеЗМ 968 объемом 1,2 л. Мощность его 40 л. с. При работе этот агрегат издавал жуткие звуки, но при исправной выпускной системе голос мотора был вполне сносный. Ресурс силовых агрегатов не отличался длительностью - в среднем он составлял около 40-50 тыс. км. Однако это связывали с тем, что владельцы использовали любые масла и даже отработку. При этом мотор не терял своих характеристик и выдавал всю мощность. Также на таком «питании» не наблюдалось серьезных поломок.

МеЗМ-968 отличался верхним расположением клапанов и воздушной системой охлаждения. Нужно сказать, что с охлаждением у машины всегда были большие проблемы. Цилиндры чугунные, V-образные - их можно было легко снять, и они отличались ребристой поверхностью. А вот ГБЦ были алюминиевыми. Коленчатый вал изготовлен чугуна и отличался хорошей балансировкой с маховиком и центрифугой. ГРМ был шестеренчатого типа с верхним расположением клапанов. Механизм имел балансир, штанги, распредвал, а также коромысла.

Двигатель разгонял автомобиль до 100 км/ч за вечные 38 секунд. Средний расход топлива никогда не был выше, чем 7,8 л/100 км. И здесь следует учесть, что машину эксплуатировали исключительно на плохих дорогах.

Трансмиссия

Инженеры использовали вместе с этим силовым агрегатом четырехступенчатую механическую КПП. Отличалась она тем, что имела три хода и была объединена вместе с дифференциалом. Конструкция ее не менялась со времен 965-й модели. Поначалу коробка работала вполне исправно. Но в процессе эксплуатации тяги разбалтывались, и переключение теряло свою четкость. На автомобилях, доживших до наших дней, КПП воет, передачи сами вылетают. На некоторых моделях отсутствует задняя передача. Быстро изнашивается сцепление, хотя система имела гидравлический привод.

Подвеска

Подвеска использовалась рычажно-торсионного типа. Система представляла две трубы, соединенные при помощи кронштейнов. Также в системе использовались гидравлические амортизаторы с пружинами. Задняя подвеска оснащалась стальным двойным рычагом. К нему крепился пол автомобиля. Все те машины, что есть в продаже сегодня, имеют уже изрядно разбитые рулевые тяги и подшипники в ступицах. Ездить на таких авто может быть просто опасно.

Тормозная система

Тормоза на эти автомобили устанавливали барабанные (на переднюю и заднюю ось). Особенность их была в плавающем типе колодок. Зазор между колодками регулировался при помощи специального регулятора.

Естественно, эта конструкция не соответствует современным требованиям. Но для машины с такими характеристиками этого достаточно. Главный тормозной цилиндр ЗАЗ-968а иногда подтекал, и постоянно приходилось его ремонтировать. Со временем ухудшается сцепление колодок с барабаном. Тормоза требуют постоянного обслуживания (впрочем, как и все детали подвески).

Заключение

Итак, мы выяснили историю происхождения и технические характеристики ЗАЗ-968а. До наших дней сохранилось очень мало таких экземпляров. Но, несмотря на раритетность, машина всегда есть в продаже. Ценник редко когда превышает 200 долларов. Конечно, после покупки придется изрядно потратиться на ремонт. Но ЗАЗ-968 - это один из самых бюджетных автомобилей, которые можно взять под проект.

Запорожская Сечь имела свою территорию, которая называлась Кош. По бескрайней степи были разбросаны курени, которыми руководили выборные кошевые атаманы. Их выбирали на Большом Совете и числа запорожских казаков.

Прийти и поселиться в Сечи мог любой неженатый мужик, который проходил испытание на воинском экзамене. Экзаменовали опытные казаки. Много было беглых крепостных крестьян. Принятый в Сечь, должен был произнести клятву «Верую в Христа и святую Троицу» и перекреститься. В Сечи строились церкви, в которые казаки ходили на молебны, но казаки не постились.



Запорожская Сечь

Законы были малочисленными, но жестокими.

  • За воровство назначалось публичное наказание.
  • За неуплату долга должника привязывали к пушке и держали до тех пор, пока кто-нибудь не выкупал казака, выплатив его долг.
  • За убийство убийцу заживо закапывали в землю вместе с убитым.

Какую черту характера помогли выработать войны?

Постоянные войны и суровые походные условия выработали у казаков привычку к спартанскому образу жизни, развили такие прекрасные чувства как братство, стойкость, взаимовыручка. Обычаи и обряды передавались от отца к сыну, который свято блюл эти обряды и обычаи.


Общественный строй Запорожской Сечи


Боевые искусства казаков Запорожской Сечии

Казаки всеми силами сопротивлялись веяниям западных стан, особенно панский Польши и вели патриархальный, отсталый уклад жизни. От сталось запорожских казаков очень ярко проявлялась в отношении к женщинам, которые были абсолютно бесправными членами Запорожской Сечи. Благополучие и жизнь женщины полностью зависели от воли и желания отца, мужа, свекра.

По праву оценивая подвиги запорожцев, их современники поражались беспечности и разгульному образу жизни казаков. Ратные подвиги казаков поражали своей жестокостью. И, тем не менее Н.В. Гоголь, описывая вольницу Запорожской Сечи, ее непритязательный быт, признавал, что строгие обычаи и законы закаляли и воспитывали казаков, превращая их в бесстрашных, выносливых и умелых защитников своего народа и веры. На своем оружие казаки писали «Победить или погибнуть!»


Совет

Наиболее красочно и достоверно описал запорожцев Гоголь в своей повести «Тарас Бульба». Поэтому стоит ее прочесть.

Казаками называли людей, которые селились в степи и не подчинялись законам государства. Такой зоной свободного казачества стала Запорожская Сечь. В 15-17 веках казачество вело освободительные войны с польскими и турецкими захватчиками, которые стремились завоевать для своих государств новые территории, а пленных казаков, женщин продавали в рабство на турецких рабовладельческих рынках.

Чем занимались казаки вне войны

Традиционным занятием казаков являлось землепашество. Возделывались поля с пшеницей, кукурузой овсом. Особенно в рядах казаков было развито коневодство. Ведь конь был боевым другом казака во время военных походов. Развивалось садоводство и виноградарство. Казаки были искусными резчиками по дереву и прекрасными оружейниками.


Вывод:

До сегодняшнего дня казачество для Украины и России является символом свободы и национального достоинства. В самые тяжелые времена украинцы верили в свою мечту: возрождение казацкой республики. Свободолюбивое украинское казачество превратилось в ярых сторонников, так возненавиденного прошлом Запада. Никогда не указывайте украинцам, что их пыталась поработить панская Польша. Сегодня дружба между поляками и украинцами переживает свой расцвет. В обществе, где находятся украинцы, никогда не затрагивайте их национальных чувств.


Запорожская Сечь со своими традициями

В 1980 году широкой публике была представлена последняя модель из семейства "Запорожцев", компактный ЗАЗ-968М. Автомобиль выпускался в течение 14 лет, последняя машина сошла с конвейера осенью 1994 года.

ЗАЗ-968М, технические характеристики

Отличие модели 968М от своего предшественника заключалось во внешнем оформлении. Исчезли выступающие воздухозаборники на задних крыльях, на их месте появились вентиляционные прорези. Аналогичные продольные отверстия на крышке моторного отделения пропускали поток воздуха к работающему двигателю. Круглые задние фонари уступили место более современным прямоугольным комбинированным, включающим в себя стоп-сигнал, стояночный свет и поворотники.

Передок также стал более изящным, фары получили ободки из черной матовой резины, сигналы поворота разместились на некотором расстоянии от главной оптики, а между ними протянулась черная декоративная полоска. Достаточно примитивные бамперы предыдущей модели заменили на комбинированные.

Габаритно-весовые параметры ЗАЗ-968М:

  • чистый вес автомобиля - 840 кг;
  • масса с полной загрузкой - 1160 кг;
  • длина машины - 3730 мм;
  • высота - 1400 мм;
  • ширина - 1570 мм;
  • дорожный просвет, или клиренс - 190 мм;
  • колея передняя - 1220 мм;
  • задняя колея - 1200 мм.

Двигатель ЗАЗ-968М

Мощность силового агрегата "Запорожца" последней модели составляет 40 л.с. при объеме цилиндров в 1197 куб./см, что вполне отвечает потребностям компактной машины малого класса. В ходе производства модели ЗАЗ-968М на автомобиль поочередно устанавливались три мотора: МеМЗ-968Э, МеМЗ-968БЭ и МеМЗ-968ГЭ. Базовым двигателем является МеМЗ-968Э мощностью 41 л.с., который в итоге и стал серийным агрегатом на конвейерной сборке.

Мотор марки 968ГЭ отличается тягой в 45 л.с. и двухкамерным карбюратором 2101-20. Еще более мощный двигатель МеМЗ-968БЭ мощностью 50 л.с. с минимизированными камерами сгорания и повышенной степенью сжатия считался перспективным силовым агрегатом, но его тяга была излишней для маленького "Запорожца", и мотор оставили для других разработок.

Двигатель "ЗАЗ-968М" характеристики имеет следующие:

  • марка мотора - МеМЗ 968/968Н;
  • производство - Мелитопольский моторный завод;
  • тип - бензиновый;
  • количество цилиндров - 4;
  • расположение - V-образное;
  • диаметр цилиндра - 76 мм;
  • ход поршня, мм - 66 ;
  • степень компрессии - 7,2;
  • топливный расход - 8 л в смешанном режиме;
  • питание - карбюратор К-125;
  • охлаждение - принудительное воздушное.

Отопление

Моторы с воздушным охлаждением не оснащаются устройствами для отбора тепла, поэтому автомобиль ЗАЗ-968М нуждается в автономном отопителе. Такой отопительный агрегат установлен на панели, разделяющей салон и багажник. Печка представляет собой теплообменник сложной конструкции, работающий на бензине, со своей карбюраторной системой, жиклерами и поплавковой камерой. Запуск отопителя осуществляется с помощью свечи накаливания, а горячий воздух подается в салон посредством электромотора с двойной крыльчаткой.

Интерьер

Внутреннее пространство модели "ЗАЗ-968М" выглядит просторным, несмотря на скромные габариты автомобиля. Водителю и пассажирам удается разместиться с относительным комфортом. Спинки передних сидений слегка откинуты назад, что позволяет занять полулежачую позу. Такому расположению способствуют и глубокие ниши в ногах, уходящие далеко вперед под багажник. Эргономические данные сидений и салона ЗАЗ-968М намного превосходят аналогичные параметры многих легковых автомобилей.

Рулевое управление не имеет гидроусилителя, поскольку поворотный механизм рассчитан на среднестатистическую силу вращения, и его сопротивляемость незначительна.

Ходовая часть

Передняя подвеска автомобиля полностью независимая, рычажная с шаровыми опорами и стабилизатором поперечной устойчивости, который включается только в момент особо интенсивной раскачки. Стальные пружины, совмещенные с гидравлическими амортизаторами, принимают на себя все нагрузки при движении машины.

Задняя подвеска независимая, активная. Вращение от двигателя передается на колеса посредством редуктора, от которого отходят две полуоси с механизмами ШРУС на внешних концах. Конструкция задней подвески - рычажно-маятниковая, оснащенная балкой-балансиром. Усиленные спирали с амортизаторами играют роль гасителей колебаний.

Вся задняя часть машины достаточно тяжелая, в первую очередь за счет двигателя, коробки передач и редуктора. Благодаря заднемоторной компоновке ЗАЗ-968М обладает высокой проходимостью. Автомобиль легко преодолевает снежные заносы и размытые дороги при условии, что в багажнике нет груза, и передние колеса вращаются свободно.

Тормозная система

Автомобиль оснащается стандартными колесами R16, в которых поддерживается рабочее давление 1,8 атмосферы. Тормоза на всех колесах барабанного типа, с автоматической регулировкой зазоров. Схема подачи тормозной жидкости двухконтурная, диагонального действия. Переднее левое колесо сообщается с задним правым, а левое заднее - с передним правым.