Болезни Военный билет Призыв

Описание города в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Уездный город N (Гоголь) Рассказ о городе н ревизор

28. Тема: ОБРАЗ ГОРОДА И ТЕМА ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»

Цели урока:

· образовательные: проанализировать, каким виделся уездный город России первой половины 19 века, его обитатели и чиновники, определить роль уездного города в истории России , соотнести жизненную основу пьесы "Ревизор" и ее обобщающий смысл в изображении чиновников;

· развивающие: отработать навык анализа драматического произведения, развивать умение подбирать цитаты, развивать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать умение самостоятельно работать с историческим материалом и литературным текстом;

· воспитательные: воспитывать вдумчивого зрителя, читателя, формировать устойчивую нравственную позицию, формировать эстетическое восприятие средствами литературы.

Тип урока: урок анализа художественного произведения.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы и приемы: частично-поисковый (слово учителя, эвристическая беседа с последующим выводом, работа по тексту – подбор цитат, иллюстрирующих утверждения, словарная работа).

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация «Уездный город в комедии «Ревизор»

В «Ревизоре» я решился собрать в кучу всё дурное в России, какое я тогда знал…

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя. Введение темы и целей урока

DIV_ADBLOCK353">

Итак, в путь!

3. Лексическое значение словосочетания «уездный город»

Гоголевский город N является уездным. Для начала давайте выясним, что же такое «уездный город»

(Уезд - низшая административная, судебная и финансовая единица в Российской Империи, а также в РСФСР в первые годы после Октябрьской революции. В результате административной реформы в 1927 уезды были преобразованы в районы. Включал город и присоединённые к нему волости. Управлялся княжеским наместником, а с начала XVII века - воеводой , выполнявшим военные, административные и судебные функции).

4. Географическое положение

Мы выяснили, что такое уездный город, в который нам предстоит путешествие. Теперь нам нужно определить, где же этот город расположен. Россия такая большая, куда же именно мы должны отправиться?

(Городок находится далеко от столицы, в глубине России. Хлестаков едет из Петербурга в Саратовскую губернию через Пензу, второй месяц как из Питера).

У города нет названия. Почему?

(Безымянный город в каком-то воображаемом, символическом центре государства. Местоположение “везде – нигде”. “Да отсюда, хоть 3 года скачи… ни до какого государства не доскачешь”, - говорит Городничий. Город условный, безликий. Но социальная модель городской жизни дана подробно).

5. Гостиница и трактир

Вот мы приехали в город. Где мы остановимся? Правильно, в гостинице. Давайте посмотрим, как выгладит городская гостиница.

(Номер под лестницей, клопы и обед из двух блюд).

6. Улицы города

https://pandia.ru/text/77/494/images/image005_16.gif" width="689" height="269">

Итак, первое учреждение – это

БОГОУГОДНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (Больница) ,

DIV_ADBLOCK354">

– Землянику, используя высказывания самого Земляники.

Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений. Он, говоря современным языком, отвечает за больницы, приюты. Средства воруются, сам признаётся: «Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несёт такая капуста, что береги только нос». Больные у него «все как мухи выздоравливают». В больницах грязно. «Сделайте так, чтоб всё было прилично: колпаки бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов», «такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдёшь». Доктор Гибнер «по-русски ни слова не знает, но «лечит» людей. Земляника признается: «Лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Землянике дается указание надеть чистые колпаки на больных, «над каждою кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке.. всякую болезнь, когда кто заболел, которого дня или числа».

Хорошо. Важное государственное учреждение – это

ПРИСУТСТВЕННЫЕ МЕСТА (Суд).

Давайте отправимся туда.

– Кто управляет судом? (Аммос Федорович Тяпкин-Ляпкин). Охарактеризуем его.

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин – судья. Его городничий называет умным человеком, потому что тот прочитал пять или шесть книг. Замечания городничего о присутственных местах: «У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусёнками, которые так и шныряют под ногами». «У вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь, и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник... От него (заседателя) такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода». Признание Аммоса Фёдоровича «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками» говорит о том, что взятка – это норма для чиновников города, только каждый берёт то, что ему нужно. Судья ничего не понимает в своей работе: «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда». Земляника доносит на Ляпкина-Тяпкина: «Судья… ездит только за зайцами…» От заседателя «такой запах, как будто он сейчас вышел из винокуренного завода».

Одной из задач государства является обеспечение населения образованием. Отправляемся в

УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЯ (Уездное училище).

https://pandia.ru/text/77/494/images/image009_4.gif" alt="Подпись: Слайд 8" align="left" width="80" height="32 src=">Кто заведует почтой города N? () Как он выполняет свои обязанности.

– почтмейстер. Он «совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении: посылки задерживаются…». Почтмейстер даже и не скрывает, что он письма вскрывает и читает, не видит в этом преступления. Он делает это «из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. Иное письмо с наслаждением прочтёшь…» Интересные письма он себе оставляет. Это не только приятное времяпровождение, это и исполнение указаний городничего, который советует читать письма. «Послушайте, Иван Кузьмич, нельзя ли вам для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нём какого-нибудь донесения или просто переписки…».

Какое еще государственное учреждение города N мы не охарактеризовали. Правильно, это

ПОЛИЦЕЙСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

В каждом уездном городе было полицейское управление. Оно должно было обеспечивать порядок в городе. А чем занималась полиция города N?

Полиция. Мы узнаём, что полицейский Прохоров мертвецки пьян, спит на участке. В афише пьесы даны фамилии трёх полицейских: Держиморда, Свистунов, Пуговицын. Уже сами фамилии говорят, как они наводят порядок в городе. Городничий даёт распоряжение насчёт Пуговицына: «Квартальный Пуговицын…он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту». Насчёт Держиморды замечает частному приставу: «Да сказать Держиморде, чтобы он не слишком давал воли кулакам своим; он для порядка всем ставит фонари под глазами: и правому и виноватому». Далее Держиморда стоит у дверей «ревизора» Хлестакова и не впускает к нему горожан. Полицейские городка в полном подчинении у городничего и, думается, действуют не по законам государства, а по прихоти главного чиновника города.

В подчинении городничего и полиции находятся и солдаты. Как они выглядят? «Не выпускать солдат безо всего: это дрянная гарниза наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет». Итак, мы будто побывали во многих уголках города N и познакомились с чиновниками этого города – людьми, которые ответственны за благоустройство города, четкость работы всех организаций.

Все эти учреждения подчинялись главе города, как говорили в XIX веке, городничему. Сквозник-Дмухановский – личность интересная. Но о нем мы поговорим на следующем уроке.

https://pandia.ru/text/77/494/images/image012_4.gif" alt="Подпись: Слайд 11" align="left" width="85" height="33 src=">– Какие еще стороны российской действительности представлены в комедии? (Помещики, купцы, мещане).

Даже купцам несладко живётся, что уж говорить о бедном люде. Купечество и гражданство « Обижательство терпим совсем понапрасну …». Купцы жалуются на городничего, хотя вместе с ним воруют городскую казну. «Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай» «мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платья супружнице его и дочке».

«Мужу-то моему приказал забрить лоб в солдаты... По закону нельзя: он женатый». Унтер-офицерша «Высек» «два дни сидеть не могла»

Как живётся в уездном городе людям?

9. Свидетельства современников (сообщение ученика)

Если вы внимательно читали комедию, то, вероятно, заметили, что и Хлестаков, и Городничий в характеристике города использовали один и тот же эпитет. Какой? (скверный). Что означает? Подберите синонимы (безобразный, отвратительный, противный, мерзкий …).

Разве может существовать город с такими вопиющими безобразиями?

Может быть, прав Вигель в письме к Загоскину: «Автор выдумал какую-то Россию и в ней какой-то город, в который свалил все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находить…»

Современник Никитенко приводит в «Дневнике» сведения о жизни уездных городов. Например, он рассказывает о городе Острогожске, где на улицах попадалось больше собак, чем людей и который «буквально утопал в грязи. Его немощёные улицы становились непроходимыми: среди них, как в месиве, барахтались пешеходы и вязли возы с волами».

В уездных городах Рязанской губернии процветали взяточничество и самоуправство. Начальство умело ловко пустить пыль в глаза вышестоящим чиновникам. Так же, как поступал гоголевский городничий. В городе немедленно создавалась видимость строительства: пустыри «обносились красивыми заборами с обозначением номеров будто бы строящихся домов, которых некому и не на что было строить… Получалось, например, известие, что вот тогда-то, по такому-то тракту должна проехать высокая особа. Там мост едва держался. Чинить его сгонялись целые села. Мост воздвигался на славу. Особа проезжала и хвалила, а мост, вслед за оказанной ему честью, немедленно проваливался».

Казанский полицмейстер Поль истязал людей совершенно невинных. Этой участи подвергались не только простолюдины, но даже и мелкие чиновники.

Ревизор, приехавший в Пензу неожиданно вечером, велел себя везти на набережную. «На какую набережную?»- спросил извозчик. «Как на какую? Разве у вас их много? Ведь одна только и есть, »- ответил ревизор. «Да никакой нет!» - воскликнул извозчик. Оказалось, что на бумаге набережная строилась уже два года и что на неё истрачено несколько десятков тысяч рублей, а её и не начинали.

10. Обобщение

С какой целью вывел Гоголь в комедии такой скверный городишко?

Город, в котором мы живем и родились, мы называем родным. Именно с этим местом мы связываем надежды на будущее, поэтому хотим, чтобы наш город был красивым, чистым, уютным.

Но говоря о своей любви к городу мы должны замечать не только красоту и чистоту. Часто говорят и об отрицательных явлениях. А для чего? (Изображая подобное, хотят, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону).

Только замечая достоинства и недостатки своего города, мы можем сделать так, чтобы он был лучше. Именно поэтому известные писатели поднимали проблемы, связанные с жизнью небольших городов, разбросанных по всей необъятной нашей родине, исследовали нравы, царящие в этих городках, рассматривали людей, живущих там.

Говорят, что комедия Гоголя «Ревизор» бессмертна. Можно ли согласиться с подобным утверждением? Разве не встречаем мы в современной России явления, подобные тем, которые описал Гоголь? Разве не участвуете вы в экологических десантах, очищая родной город от мусора? Разве исчезли все люди, халатно относящиеся к своим обязанностям? А сами вы всегда выполняете полученные задания?

11. Заключительное слово.

Но на город уже спустились сумерки. Куда пойти в провинции в такую пору?

Последуем примеру Хлестакова, согласившегося на предложение верного Осипа уехать отсюда поскорее, попрощаемся с городком и его обитателями, возьмем курьерскую тройку, выправим подорожную …

Эй, вы, залетные! – крикнет ямщик и в одну минуту оставит позади и мостовую, и шлагбаум, и скверный городишко, столь похожий на любой уездный город N.

12. Домашнее задание

Охарактеризовать Городничего по плану:

1) Внешний вид («Замечания для господ актеров»)

3) История городничего (факты биографии)

4) Отношение к службе

5) Встреча с «ревизором»

7) Речевая характеристика

Жители города N (По пьесе Н. Гоголя «Ревизор»)

«В „Ревизоре", - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости... и за одним разом посмеяться над всеми».

В центре внимания писателя находится вымышленный провинциальный город N., откуда, по словам городничего, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Действие в комедии происходит в 30-х годах XIX века. Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными чертами тогдашнего чиновничества. И эти отрицательные явления общественной жизни можно было наблюдать во всей стране. Поэтому уездный город N., которого нет на карте, и есть обобщенный образ России.

Состав населения этого города такой же, как и во всем тогдашнем Российском государстве. Здесь и чиновники, и дворяне, и купцы, и простые горожане.

Среди чиновничества, составляющего основную группу персонажей «Ревизора», нет ни одного положительного лица. При этом в пьесе речь идет не об отдельных недостатках единичных представителей чиновничества. Гоголь изображает их порочными в целом. Характеризуя все чиновно-бюрократическое сословие, автор не прошел мимо главной его черты - склонности к чинопочитанию. На вопрос Хлестакова: «Что вы, господа, стоите?», городничий, который сам умеет унизить человека, подобострастно отвечает: «Чин такой, что еще можно постоять». Вообще все чиновники разговаривают с Хлестаковым «вытянувшись». Когда Хлестаков запугал чиновников своей мнимой значительностью, они «трясутся от страха», а городничий, лишившись дара речи, с трудом выговаривает: «А ва-ва-ва...ва... Ва-ва-ва…шество».

Самодурство городничего безгранично. Он присваивает деньги, предназначенные на строительство церкви. Подражая ему в казнокрадстве и деспотизме, попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет; еси выздоровеет, то и так выздоровеет», и вместо полаающегося овсяного супа дает больным одну капусту. Судья, уверенный, что в его бумагах «сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда», превратил судебное заведение в собственную вотчину.

Очень интересна речевая характеристика городских чиновников. Речь попечителя богоугодных заведений льстива, витиевата и напыщенно-бюрократична: «Не смею беспокоить своим присутствием, отнимать времени, определенного на священные обязанности...» Лексикон, интонации судьи определяются претензиями самодовольного невежды на интеллектуальность. «Нет, я вам скажу, вы не того...» Речь смотрителя училищ отражает его крайнюю робость и страх: «Оробел, ваше бла…преос…сият…» Фразеология почтмейстера - яркое свидетельство его глупости: «Да что я? Как вы, Антон Антонович?». Он скуден в мыслях и в словах, часто путается и недоговаривает фразы.

Отрицательно рисует Гоголь и дворянство города N. Так, например, Бобчинский и Добчинский - бездельники, сплетники и лгуны. Оттеняя полную безликость помещиков, Гоголь дает им одинаковые имена (Петр), отчества (Иванович) и сходные фамилии (Бобчинский - Добчинский). Лексика помещиков крайне бедна и примитивна. Они обильно пользуются вводными (или похожими на них) словами («да-с», «ентого», «изволите видеть») и соединяют фразы при помощи сочинительных союзов («А не заставши Коробкина... а не заставши Растаковского»). На вопрос Хлестакова: «Не ушиблись ли вы?», Бобчинский отвечает косноязычно: «Ничего, ничего-с, без всякого-с помешательства».

Дворянство представлено также в образах жены и дочери городничего. Анна Андреевна очень жеманна и манерна. Ей кажется, что она больше похожа на светкую даму, когда говорит: «Ах, какой пассаж!» С важным видом она произносит: «Если не ошибаюсь, вы делаете декларацию насчет моей дочери» и тут же выражается очень просторечно: «Вбежала, как угорелая кошка». Сущность ее характера великолепно определил сам городничий, назвав «трещоткой».

Гоголь зло смеется над своими героями, выставляя их порой совершеннейшими дураками. Так, наример, судья, явно враждуя с элементарной логикой, видит причину свойственного заседателю алкогольного запаха в том, что «в детстве его мамка маленько ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою». На вопрос городничего, что он думает о приезде ревизора, почтмейстер заявляет: «...война с турками будет… Это француз гадит». Попечитель богоугодных заведений похваляется: «С тех пор, как я принял начальство, может быть, вам покажется даже невероятным, - все, как мухи, выздоравливают». Мы понимаем глубину иронии автора, вспомнив известную поговорку - «мрут как мухи».

Мы видим в пьесе и купечество. Купцы, привыкшие давать взятки, являются к Хлестакову «с кузовом вина и сахарными головами». Так же, как и чиновники города N., купцы всегда готовы пойти на обман. Они боятся гнева городничего и его немилости, поэтому стараются ему всегда угождать.

При изображении второстепенных лиц, вроде Держиморды и Гибнера, Гоголь пользуется лишь социально-типическими чертами, поглощающими индивидуальные. Держиморда до крайности груб, деспотичен.

А вот зачем Гоголь рисует унтер-офицерскую жену? В качестве жертвы полицейского произвола? Конечно, но не только. Иначе она бы не была, как и другие жители города, выставлена на всеобщее осмеяние. Она хлопочет не о восстановлении справедливости или о защите своего человеческого достоинства. Подобно своему обидчику, который, как известно, «человек умный и не любит пропускать того, что плывет в руки», она тоже пытается извлечь выгоду из нанесенного ей оскорбления. «А за ошибку-то повели ему заплатить штрафт. Мне от своего счастья неча отказываться», - говорит она Хлестакову. Так, несправедливо высеченная за сценой унтер-офицерша нравственно сечет, то есть унижает себя, на глазах у зрителей, подтверждая справедливость, казалось бы, абсурдных слов городничего: «Она сама себя высекла».

Гоголь отказался ввести в пьесу положительного героя, так как это смягчило бы сатирическое изображение рисуемой им социальной среды, ослабило бы обобщающий смысл его комедии. Единственное честное и благородное лицо, действующее на всем протяжении комедии, - авторский смех. В понимании Гоголя общественная комедия, в отличие от развлекательной, господствовавшей тогда на русской сцене, должна была возбуждать в зрителе негодование против «уклонения общества от прямой дороги». В «Ревизоре» автор, по его собственному признанию, решился собрать «в одну кучу все дурное в России». Именно поэтому среди жителей города N. нет ни одного приличного человека. Перед нами корыстные и жадные чиновники, бесчестные купцы, грубые и невежественные обыватели.

Внутреннее безобразие весьма часто и
очень искусно прикрывается внешним
благообразием.
М. Горький

Образ города в поэме складывается из описания улиц, домов, интерьеров гостиниц, трактиров и описания нравов, характеров, образа жизни персонажей литературного сочинения.

О городе многие узнали из разговоров о нем, путем сравнения его с другими городами, а самое главное - по населяющим его людям.

Поэма (ее композиция) выстроена таким образом, что начинается она с приезда в город N нового лица, некоего Чичикова. Название города умышленно не уточняется. Это дает писателю возможность более глубокого развития идеи типичности всех губернских городов России того времени.

Жизнь в таких городах течет по заранее заведенному графику. Каждый день начинается с визитов к чиновникам: «поутру ранее даже того времени, которое назначено в городе N для визитов...». Вечера тоже проходили по уже сложившимся традициям. Впрочем, как замечает Гоголь: «В переулках и закоулках, неразлучных с этим временем во всех городах, где много солдат, извозчиков, работников и особенного рода существ в виде дам в красных шляпах и башмаках без чулок, которые как летучие мыши, шныряют по перекресткам».

Что касается разговоров в переулках, то это были «...те слова, которые вдруг обдадут, как варом, какого-нибудь замечтавшегося двадцатилетнего юношу». Как заведено в губернских городах, гостиницы в городе N были с тараканами, кирпичные дома все выкрашены в серый, трактиры напоминали «русские избы в несколько большем размере». Как ни странно, в трактирах на полочках стояли образа, за которыми лежали фарфоровые вызолоченные яички. Однако в порядке вещей и то, что «зеркало показывает вместо двух четыре глаза, а вместо лица какую-то лепешку». Первое понимание, представление о городе мы получаем именно из впечатлений о нем самого Чичикова.

He остался безразличным и город к Чичикову. Как известно, слухи и сплетни очень быстро распространяются. К тому же жители таких городков любят подолгу обсуждать какие-нибудь новости, ведь в уездном городке они случаются так редко: «словом, пошли толки, толки, и весь город говорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичикова, и все что ни есть поднялось, как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!». К тому же «ко всему этому присоединились многие объяснения и поправки по мере того, как слухи проникали наконец в самые глухие переулки».

Что же еще не упомянуто об основных характеристиках подобного уездного города?

Отношение жителей этого города к москвичам и петербуржцам. Из вопросов жителей о столицах видно, что они имеют о них маленькое представление. Складывается впечатление, что в понимании жителей города N Петербург и Москва - «сказочные» города.

Весьма немаловажным фактом в понимании, представлении города является описание его чиновников. Этот небольшой уездный город вместил в себя все «виды» чиновников. Здесь собрались и лживые добродетели, и любители пошутить, и расточители казны, и грубияны. Ho всех их объединяет одно общее качество. Все они выполняют одну «важную» функцию городского аппарата власти. Они носят название чиновников. Это их основная обязанность. Для такого рода высокопоставленных людей того времени образ жизни определялся игрою в карты, наживой и широким кругом знакомств. Предполагаемые их действия в области своих чиновничьих обязанностей - служба во благо государства -были для их умов чем-то далеким и неосмысленным.

Удивительное мастерство автора проявляется в поэме «Мертвые души». Автору превосходно удается выразить лживую жизнь городков N несколькими предложениями, метко подчеркивающими тот факт, что зачастую развалившийся аппарат городской системы и заурядная жизнь этого города прикрываются преподносимым его обитателями образом маленького, уютного и очаровательного уездного городка.

) и «Ревизоре » Гоголя , в рассказах и пьесах Чехова , в повести Тургенева «Ася », в произведениях Достоевского , в «Двенадцати стульях » Ильфа и Петрова , «Город Эн» Леонида Добычина и во многих других произведениях. Аналогичную роль в художественных произведениях иногда играет название города «Энск » («Два капитана » В. Каверина и др.).

Образы города N в литературе

Официальная часть города N, пишет Шевырёв, представлена губернатором, пренежным человеком, вышивающим по тюлю, прокурором, серьезным и молчаливым, почтмейстером, остряком и философом, председателем палаты - рассудительным, любезным и добродушным человеком, полицмейстером - отцом и благодетелем, а также другими чиновниками, разделяющимися на толстых и тоненьких. Неофициальная часть состоит, «во-первых, из просвещенных людей, читающих „Московские ведомости“, Карамзина и проч., далее тюрюков, байбаков и дам, которые своих мужьев называют ласковыми именами „кубышки“, „толстунчика“, „пузанчика“, „чернушки“, „кики“ и „жужу“. Из сих последних особенно отличились две: дама просто приятная и дама приятная во всех отношениях» .

В городе есть сад, в котором деревья «не выше тростника», однако в газетах сказано было по случаю иллюминации, что он «состоит из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день». В городе разъезжают особенные экипажи, из которых замечательны дребезжалки и колесосвистки. «Нрав города предобрый, гостеприимный и самый простодушный, - пишет Шевырёв, - беседы у него носят печать какой-то особенной короткости, все семейственно, все запанибрата и так, между собою. В карты ли город играет, у него на всякую масть и на всякую карту есть свои особенные поговорки и выражения. Между собою ли разговаривает, у него ко всякому имени своё присловьице, которым никто и не обижается». Критик отмечает, что если читатель хочет получить понятие об особенном языке этого города, то читателю следует прислушаться «к знаменитому рассказу почтмейстера, первого оратора городского, о капитане Копейкине» .

Официальные дела в таком городе представлены как происходящие в семейном быту: «взятки, какой-то домашний, исстари принятый обычай, которому никто и не изумляется… При всем том, что этот город не есть ни один из наших известных городов губернских и создан насмешливою, игривою фантазиею поэта, - при всем том город так жив и естествен, что мы понимаем, как только в нем, а не в каком ином городе, Чичиков мог привести в исполнение часть своего необыкновенного отважного замысла» .

Исследователь В. Л. Алексеева пишет, что в России, увидевшей образ Петербурга глазами Пушкина , и образ города N глазами Гоголя, становится невозможным воспринимать образ города без учёта восприятия поэтов и писателей .

Исследователь Н. А. Белова отмечает, что концепт «провинциальный город» в творчестве Гоголя, Салтыкова-Щедрина (Вятка , «История одного города»), Одоевского , Лермонтова («Тамбовская казначейша»), Грибоедова , (Саратов , упоминаемый как место ссылки Софьи в «Горе от ума») обретает в текстах иронические коннотации. Наиболее разработан концепт «провинциальный/уездный город» в прозе Гоголя. «Семиотика провинциального города, - пишет исследователь - наделяется следующими чертами: отсутствием движения времени, которое будто остановилось, дикостью нравов и анекдотичностью событий, сознанием ущербности, уязвимости уездной жизни… Концепт „уездный город“ у Н. В. Гоголя выполняет очень важную функцию, концентрируя в себе не только миражность русской жизни, но и мир земной, забывший о своем предназначении - быть отражением Града Небесного» .

В период Великой Отечественной войны военные корреспонденты часто упоминали в фронтовых репортажах топонимы типа «посёлок Энский». В условиях военной цензуры это выглядело очень естественно, поскольку реальные воинские части и соединения только таким образом и упоминались: «Энский гвардейский авиаполк» или «Краснознамённая Энская танковая дивизия». Раскрытие подлинных номеров воинских частей, соединений и объединений не допускалось ни при каких обстоятельствах и приравнивалось к разглашению государственной тайны со всеми вытекающими последствиями. Так было до самого конца советской эпохи. Упоминание же реальных топонимов разрешалось после визирования текста военным цензором. По всей видимости, некоторый процент фронтовых «Энсков» появился не по причине цензурных ограничений, а по тем же самым причинам, что он присутствовал в классической русской литературе. Если фронтовой корреспондент создавал собирательный образ, но при этом хотел, чтобы читатель воспринимал его героя как реального живого (или павшего в бою) современника, то переместить место действия рассказа в очередной «Энск» было удобным литературным приёмом. Топоним «посёлок Энский» стал, по сути, гиперонимом для всех городов и населённых пунктов, где прошла война.

В песне «Баллада о солдате» («Полем вдоль берега крутого…») из кинофильма «В трудный час» (1961) на слова Михаила Матусовского (музыка В. Соловьёва-Седова) есть строфа:

Словно прирос к плечу солдата

Автомат.

Всюду врагов своих заклятых

Бил солдат.

Бил солдат их под Смоленском,

Бил солдат в посёлке Энском.

Глаз не смыкая,

Пуль не считая,

Бил врагов солдат.

Город N в новейшей истории

Этот город странен, этот город непрост. Жизнь бьет здесь ключом. Здесь все непривычно, здесь все вверх ногами, Этот город - сумасшедший дом! Все лица знакомы, но каждый Играет чужую роль Для того, чтоб хоть что-то в этом понять, Нужно знать тайный пароль…

«Город N» Науменко причудливо отражает бытие современного общества во всех сплетениях людей и поступков. Впечатления от песни напоминают впечатления от просмотра «Фавориты луны » Отара Иоселиани [ ] .

В «Городе N» происходит действие песни группы «Несчастный случай » «Я офигеваю, мама!», вошедшей в альбом «Кранты ». Из слов песни можно понять, что через Город N протекает река, там имеется как минимум промышленный сектор (химкомбинат), гостиница, площадь. В песне высмеиваются пороки современного общества - алкоголизм, экологические проблемы, ветхость жилья, коррупция и другие:

Павел Тимофеев говорит, что песня «Я офигеваю, мама!» стоит особняком в альбоме, несёт протест, как и положено настоящей ро́ковой песне.

Город Энск на карте

В России нет городов с названием Энск, зато так в обиходе именуются некоторые города. Среди них Новосибирск , Новокуйбышевск , Невинномысск , Новомосковск .

Зачастую английская аббревиатура «NSK» произносится как «Энск». Эта аббревиатура используется для указания на Норильск (код аэропорта города Норильска - NSK) и Новосибирск (в сети Интернет многие сайты, связанные с Новосибирском, имеют в названии «nsk», также существует домен второго уровня «nsk.ru» для сайтов компаний, расположенных в Новосибирске).

См. также

Примечания

  1. Гоголь Н. В. Мёртвые души .

События, описанные в поэме, проходят в городе без названия. Н.В.Гоголь удивительно зашифровал его двумя буквами неизвестности: NN. Прообраз города NN в поэме «Мертвые души» волновал ученых. Они искали сходство с реальными местами в России, разгадывали записи великого классика, но точных данных так и не нашли.

Характеристики расположения города NN

О месте расположения города посещения Чичиковым сказано немного: «город был не в глуши, а напротив, недалеко от обеих столиц». То есть где-то рядом с Москвой и Петербургом. В первых строчках поэмы о Москве идет неназойливое упоминание. Мужики, рассматривающие бричку гостя, размышляют, доедет ли колесо до Москвы. Можно предположить, что она где-то в пределах возможного путешествия. Второй город, который называют мужики, Казань. Если до столицы колесо еще могло бы добраться, то до Казани – нет. Бричка проехала много верст по окрестностям города NN, дефект выявился в момент решения Павла Ивановича уезжать. Литературоведы предполагают, что прообразом может быть Тверь. По расположению она находится близко к столице и далеко до второго указанного города. Еще одно доказательство – река Волга. Она возникает в мыслях Чичикова, когда он размышляет о судьбах крестьян, которые ему удалось приобрести. Река протекает посередине города и делит его на 2 части. Волга протекала по Твери, это, конечно, только отдаленный признак сходства. Городов, расположенных по берегам рек, на Руси множество.

Другие сходства с Тверью

Кроме реки ученые находят сходство по занятиям крестьян. Чичиков у Коробочки видит огромное количество живности, среди них индейки. Эта птица чаще встречалась в южных и центральных районах страны. Тоже можно сказать и о растениях. Яблони и фруктовые деревья, арбузы сложно представить в холодных регионах. Город NN расположен среди хлебных полей. У Плюшкина гниет зерно, клади и амбары засыпаны мукой. «Мертвые души» имели при жизни разные специальности: кузнецы, ткачи, каретники, плотники, сапожники.

Лингвисты изучили речь персонажей. Часть диалектов помогла им идентифицировать местность. В Тверской области бытовали слова города NN: бурак, курник, мыкальник, лагун, прягло.

Говоры русского народа близки между собой, поэтому признать выводы ученых точными сложно. Эти же слова бытовали и в других уголках Руси.

Описание города NN

В городе, куда въехал Павел Иванович, было много зданий. Здесь гостиница, собор, богадельня.

Чичиков посещает дом губернатора, встречается с чиновниками в присутственных местах. При въезде читатель видит караульную будку. В городе есть церковь Николы. Такое описание можно дать любому провинциальному городку. Все привычные здания:

  • гостиница с обилием тараканов;
  • кирпичные серые дома;
  • трактиры в виде русских изб большого размера.

Чичиков рассматривает убранство гостиницы. Он не удивляется, что на полочках стоят - «вызолоченные фарфоровые яйца», зеркало потеряло свое качество (показывает не 2, а 4 глаза). Гостиница – двухэтажная: на первом стоят лавки и комоды, а второй выкрашен желтой краской. Гость идет гулять и не поражается убогости и мрачности городских пейзажей. Широкие улицы и разбросанные хаотично дома. Больше всего в NN питейных заведений – это основное место отдыха горожан и увлечение жителей. В газетах Чичиков прочитал о городском саде. В нем можно было отдохнуть в тени деревьев. На самом деле сада не было, здесь росли жалкие прутики, навевавшие грусть. Пресса в городе, как и везде по России врала, а чиновники воровали.

Типичность города

NN мало примечателен. Точнее, в нем нет каких-то особых строений, необычных зданий или памятников. Автор хотел, чтобы в его образе можно было легко увидеть любой город России. Жизнь течет размеренно и спокойно. Как будто кто-то свыше запустил его ритм и не дает отвлекаться. Нет событий, меняющих ход жизни. Даже похороны проходят как привычное дело, без траура, митингов и взрывов эмоций. Каждый день начинается с привычных мероприятий: визиты к чиновникам. Также размерено идет день к вечеру. Автор не выделяет жителей по описанию:

  • извозчики;
  • солдаты;
  • работники;
  • дамы в красных шляпах.

Практически все жители не имеют имен. Здесь, как и по всем губерниям, важен чин, а не человек.

В городе быстро распространяются слухи. Сплетничать любят не только женщины, но и мужчины. Сплетни разлетаются с мгновенной скоростью, обрастая новыми сведениями. Никто не удивляется рассказам, наоборот, они вносят свои поправки, не смущаясь лжи и наговора на незнакомого или мало знакомого человека.

Великий классик сумел под образом одного населенного пункта показать российские города. Можно искать намеки на один город, но в этом нет смысла. Цель автора была другой. Но понятно, что интересно, кто стал прообразом места, посещенного Чичиковым. Большинство ученых склоняется к Твери, но размышлять и искать новые данные может каждый читатель.