Болезни Военный билет Призыв

Олимпиадные задания по русскому языку 7 8. в выражении смысла высказывания

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2014/2015 учебный год

(7 класс)

Дорогой друг! Желаем успеха!

Ответы к заданиям впишите или подчеркните.

1. Расставьте ударение в словах:

Ворожея.торги, дозвонишься, древко, гравировать, облегчить, форзац, танцовщица, кремень, тигровый, диспансер. - 11 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

№2Что объединяет все эти фразеологизмы? Объясните их значения. Придумайте с ними предложения. В какой ситуации вы их употребляете в своей жизни? Заваривать кашу, расхлёбывать кашу, кашу маслом не испортишь, с (кем-то) каши не сваришь, мало каши ел, каша в голове, (сапоги) каши просят. 7 баллов

№3. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нем содержится?

Вдруг лебедей метнулась пара.

Не знаю, чья была вина,

Закат замлел над дымкой пара,

Аллея как поток вина.

Брюсов. -3 балла

№4.Определите количество звуков в выделенных словах. Докажите свое решение.

Слова умеют плакать и смеяться,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Я.Козловский. -4 балла

№5.Какое слово является лишним в подборке слов? Докажите свое решение лингвистически: зеленеть, зеленеют, зелень, зеленый; б) кекс, парикмахерская, брудершафт.- 3 балла

№6.Какое слово в каждом ряду состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

А) разгадка, высветленный, преступление

В)приходит, осмотришь, вырубка С)выходной, уборка, впереди -3 балла

№7. В каком слове в приставке пишется гласная И?

    пр..мудрый

    пр..строить

    пр..града

    преступление -1 балл

№8.Почему в словах вратарь, звонарь, пахарь суффикс - АРЬ выделяется, а в слове секретарь нет? -3 балла

9.Прочитайте текст и выполните задание. - 4 балла

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (З)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.

(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5)Итак, честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6)И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести... Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь я требует крови...».

(7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее - завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.

(14)А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмысленная гибель...

(16)Да. непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести!

(18)3а год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя. которое оставлю моим детям». (19)Вот и всё. что остаётся детям: честь и имя. (20)Всё остальное им не нужно, все остальное - неважно.

(21)Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.(По Д. Шеварову)

Задание: Какой(-ис) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 7-17?

1)описание и повествование;

2)рассуждение и повествование;

3)описание и рассуждение;

4)повествование.

Ответы к заданиям:

Русский язык,7 класс

    №1. ВорожеЯ, торгИ, дозвонИшься, дрЕвко, гравировАть, облегчИть, апострОф, фОрзац, завсегдАтай, танцОвщица, кремЕнь, щавЕль, тигрОвый, диспансЕр

    Все эти фразеологизмы объединяет одно и то же слово «каша». Оцениваем предложения с их использованием. Учитываем, когда дети употребляют эти выражения. Заваривать кашу – затеять хлопотливое дело; расхлёбывать кашу – распутать трудное дело; кашу маслом не испортишь – клади, всё лучше будет; с (кем-то) каши не сваришь – не договоришься, не сделаешь дела; мало каши ел – молод, неопытен, недостаточно силён; каша в голове – нечто беспорядочное, путаница; (сапоги) каши просят – износились до дыр.

    Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нем содержится? (5 простых предложений).

Вдруг лебедей метнулась пара.

Не знаю, чья была вина.

Закат замлел над дымкой пара,

Аллея как поток вина.

В. Брюсов.

4.Определите количество звуков в выделенных словах. Докажите свое решение.

Слова умеют (6 ЗВУКОВ)плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце (5 ЗВУКОВ), кровью (6 ЗВУКОВ) обливаться,

И равнодушно холодом дышать (5 ЗВУКОВ).

Я. Козловский

5. . Какое слово является лишним в подборке слов? Докажите свое решение лингвистически:

1)раз-гад-к-а;

2)вы-руб-к-а;

3)вы-ход-н-ой

2)пристроить

8. Почему в словах вратарь, звонарь, пахарь суффикс – АРЬ выделяется, а в слове секретарь нет? (Есть однокоренные слова: врата, пахать; а в словах секретариат, секретарский –арь входит в состав корня).

2) рассуждение- повествование

В 7 классе задания для школьного этапа по русскому языку достаточно сложные: нужно объяснить значения слов, записать числительные словами, найти грамматическую основу, определить количество звуков, правильно записать слова.

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

7 КЛАСС

1 этап

№1. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нём содержится?

Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю чья была вина…
Закат замлел над дымкой пара
Алея как поток вина.
В. Брюсов.

№2. Какое лингвистическое явление использовано в рифме стихотворения (смотри текст задания №1)? Раскройте содержание этого термина?

№3. Перепишите первую строку текста задания №1. Какие звуки передаёт буква Е в словах первой строки текста?

№4. Запишите словами следующие сочетания и сложные слова. Назовите два самых длинных слова: на 385-й день, 86-копеечный, 56-процентный, 42-градусный, 30-тонка, 250-летие.

№5. Объясните лексическое значение выделенных слов в тексте. Являются ли эти значения прямыми или переносными. Докажите своё решение.

Но свежее пахнет зеленями

Молодой озябший чернозем,

И струится чище над полями

Звездный свет в молчании ночном.

№6. Докажите, что фраза (Не) (за) чем вот здесь прятаться имеет несколько вариантов орфографического и пунктуационного решения, а значит, и неодинакового понимания.

2 этап

№1. Определите количество звуков в выделенных словах. Докажите свое решение.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце , кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать .

Я. Козловский.

№2. Какое слово является самым длинным? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно правильно (слитно, через дефис, раздельно) написать перечисленные слова. В каких случаях нельзя правильно выбрать написание? Почему?

(Шерсте)заготовительная контора, (вечно)синее небо Флоренции, вера в (высоко)даровитого художника, (желтовато)пышные волосы, (густо)исписанные стихами листы, (все)побеждающая сила, (мало)осведомленный читатель, (вызывающе)развязный тон, (микроскопически)малая величина.

№3. Какое слово является лишним в подборке слов? Докажите своё решение лингвистически:

а) зеленеть, зеленеют, зелень, зеленый; б) кекс, парикмахерская, брудершафт.

№4. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нём содержится?

Я вольный ветер, я вечно вею…
Волную волны, ласкаю ивы…
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею ивы.
К. Бальмонт

№5. Объясните значения фразеологизмов. Употребите их в предложении. В какой ситуации вы их употребляете?

Бабушка надвое сказала, собака на сене, филькина грамота.

№6. Почему в словах вратарь, звонарь, пахарь суффикс – АРЬ выделяется, а в слове секретарь нет?

3 этап

№1. Расставьте ударение в словах: ворожея, торги, дозвонишься, древко, гравировать, облегчить, апостроф, форзац, завсегдатай, танцовщица, кремень, щавель, тигровый, диспансер.

№2. Как правильно писать слово (с,сс(ж,жж)е(н,нн)ый ? Обоснуйте свой ответ.

№3. Какие значения, не зафиксированные толковыми словарями, имеют в современной речи слова: зелёные, кинуть, мышка, стучать, тормозить, париться, забить.

Постарайтесь сформулировать словарное определение этих значений.

№4. Перед вами предложение на непонятном языке, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Можно ли сделать морфемный и морфологический разборы всех слов, его составляющих? Докажите. Какие грамматические категории невозможно определить, не зная значения слов? Возможны ли варианты?

Флюка грибно затрушела горизаясь мысню бжела.

№5. Что объединяет все эти фразеологизмы? Объясните их значения. Придумайте с ними предложения. В какой ситуации вы их употребляете в своей жизни? Заваривать кашу, расхлёбывать кашу, кашу маслом не испортишь, с (кем-то) каши не сваришь, мало каши ел, каша в голове, (сапоги) каши просят.

№6. Разберите по составу слова и подтвердите ваш разбор словообразовательными цепочками: сногсшибательно, осточертеть, сутолока, понадобилось, добродетельный.

№7. В балладе «Василий Шибанов» А.К. Толстой передаёт речь князя Курбского так, чтобы она как можно больше напоминала эпоху Ивана Грозного:

«Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,

В небытную ересь прельщенный?

Внимай же! Придет возмездия час,

Писанием нам предреченный,

И аз, иже кровь в непрестанных боях

За тя, аки воду, лиях и лиях,

С тобой пред судьёю предстану».

(Так Курбский писал к Иоанну).

Что же именно Курбский писал к Иоанну? Напишите «подстрочный перевод» письма Курбского с русского на русский.

№8. В международном детском лагере встретились мальчики Ян, Ованес, Джон, Джек, Вано, Жан, Хуан, Иоганн, Хосе, Иван. Определите, кто из какой страны приехал. Найдите лишнее имя. Обоснуйте свой ответ.

4 этап

№1. Слова-близнецы встречаются часто. Например, глаголы «осудить» и «обсудить», существительные «судьба» и «рок». Но почему их так называют – «слова-близнецы»? Чем же они всё-таки отличаются? Обоснуйте свой ответ примерами.

№2. Части пословиц потеряли друг друга. Соберите их вместе, используя обе части:

  • Коня узнают по зубам… Конь играет удилами… Хороший – умом… Что хорошему человеку помеха… Человека – по речам… Болтун – языком… Плохой человек славится озорством… То дурному – утеха…
  • Горькое сладким – трудно… Бранить лучше в глаза… Из слушанного – знания… Сладкое горьким сделать легко… Хвалить – за глаза… Из капель получается море…

№3. Сейчас многие слова уже позабыты, и это мешает нам иногда правильно понимать, что писатель хотел сказать. К таким, в частности, можно отнести и выделенные слова в отрывке из повести М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская». Объясните, что означают эти слова в тексте.

Итак, все его путешествия ограничивались поездками с толпою таких же негодяев , как он, в Петровский, в Сокольники и Марьину рощу. Можете вообразить, что они не брали с собой тетрадей и книг, чтобы не казаться педантами . Приятели его… были всё молодые люди, которые встречались с ним в обществе, ибо в то время студенты были почти единственными кавалерами московских красавиц, вздыхавших невольно по эполетам и аксельбантам , не догадываясь, что в наш век эти блестящие вывески утратили своё прежнее значение.

№4. Прочитайте текст, преобразуйте его в диалог, уместный в описанной ситуации. Используйте, где это нужно, и прямую речь. Добейтесь того, чтобы не было повторов. Объясните, почему для разных людей самым ценным ориентиром оказалось разное.

Путешественник оказался в незнакомом городе и спрашивает у прохожих, как пройти к музею. Один человек посоветовал ему найти купола, дойти до церкви, потом повернуть направо, там будет музей. Но другой человек решил, что так идти не совсем удобно. Он предложил дойти до мечети, а от нее повернуть налево, таким образом можно сократить путь. Путешественник прошел обеими дорогами и выяснил, что затраченное время оказалось одинаковым. Ему было непонятно, почему эти люди спорили. Об этом он записал в своем дневнике.

№5. Как называются люди, живущие в Петербурге, Одессе, Томске, Харькове, Пскове, Курске, Ярославле?

№6. Укажите, чем отличаются выделенные омонимичные слова (да – да; как – как). Спишите предложения, расставив знаки препинания и выделив грамматические основы.

Мороз не велик, да стоять не велит. Два друга – мороз да вьюга. Как вольго дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!.. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток.

№7. Вот начало русской народной сказки «Морозко»:

Живало-бывало, - Жил дед да с другой женой. У деда была дочка, у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернёшься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – ещё до свету… Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Ветер хоть шумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется.

А вот как начинается немецкая сказка (в буквальном переводе):

У одной вдовы было две дочери, одна из которых была прекрасна и прилежна, а другая некрасива и ленива. Но она любила больше некрасивую и ленивую, так как та была ее родной дочерью, а другая должна была выполнять всю работу и быть в доме золушкой.

Сопоставьте фрагменты из сказок: чем они похожи и чем отличаются? Какая вам больше нравится? Почему? Вспомните названия сказок со схожим сюжетом. Кто их авторы?

№8. Перепишите следующие слова в таком порядке:

  • Слова, где есть разделительный Ь
  • Слова, где только мягкие согласные звуки
  • Слова, где звуков столько же, сколько и букв

Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье -
Не пример для подражанья.
Б. Заходер.

Материалы для подготовки к олимпиадам

Основное общее образование

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9)

Олимпиада по русскому языку для 7 класса

Оксана Анатольевна Лисовская,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №82 г. Ульяновска

Название учебно-методического комплекса: УМК по русскому языку В. В. Бабайцевой для 7 класса

Цели и задачи : Проверить знания учащихся по пройденному материалу, воспитывать интерес к литературе, развивать память.

Оборудование и материалы: раздаточный материал

Использованные источники художественные произведения, учебник русского языка, книги Розенталя, словари.

1. В документах Кунгурской приказной избы конца XVII века есть такие записи:

1) «Велено мне твоей, великого государя, казне деньги и мягкую рухлядь счесть» (1680 г.)
2) «Расспросные и пыточные речи о взятии денег с него, Гришки, и ковша, и жемчуга, и иной серебряной рухляди, и кружева» (1696 г.)

Какое значение имело раньше слово рухлядь? Каково современное значение этого слова? Какова роль прилагательных при слове рухлядь?

2. Торгуясь с Собакевичем за мертвые души, Чичиков говорит: «...Ни, ни, ни, даже четверти угла не дам, копейки не прибавлю». О какой сумме идет речь?

3. Расставьте ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, средства, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.

4. «Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.
Коня узнают по зубам... хороший умом... вторая натура... Конь играет удилами... Плохой человек славится озорством... Что хорошему человеку помеха... ... человека по речам. ...болтун языком. … то дурному утеха... Привычка.

5. Может ли в состав подлежащего входить имя существительное в родительном падеже? Если да, подберите примеры.

6. Мама говорит дочери: «Одень пальто, сегодня холодно». Права ли мама? Аргументируйте ответ.

7. Каким частям речи свойственны окончания:

А) -ый, -ого, -ому, -ый (-ого), -ым, -ом;

Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;

В) -ем, -ете, -ут?

8. Какой морфемой являются выделенные части слов: всемирный, полубольной, ежедневно?

9. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

10. Звук [Э] или [О]: атлет, житье-бытье, бытие, иноплеменный, современный, недоуменный, хребет, решетчатый?

Ответы
  1. Устаревшее значение слова «рухлядь» - домашняя утварь, пожитки. Мягкая рухлядь - меха; серебряная рухлядь - изделия из серебра. Современное значение слова - ненужные домашние вещи, старье.
  2. «Угол» - это 25-рублевая купюра. «Четверть угла» - 6 рублей 25 копеек.
  3. Алфавит, партер, средства, шофëр, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон и оксиморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.
  4. Коня узнают по зубам, человека - по речам. Конь играет удилами, болтун - языком. Плохой человек славится озорством, хороший - умом. Привычка - вторая натура. Что хорошему человеку помеха, то дурному - утеха.
  5. Да, если оно сочетается с количественным числительным или существительным, обозначающим какую-либо меру: стакан чаю, два товарища.
  6. Правильнее сказать «надень пальто». Приставка о- выражает идею окружения чем-либо или облечения во что-либо (ср.: одеяло (не одежда!). Одежду на себя надевают. Переходные глаголы одеть и надеть различаются управлением по смыслу: первый предполагает в качестве косвенного дополнения (во что) примерно те же предметы, что второй - в качестве прямого дополнения.
  7. А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе.
  8. В русском языке существуют корневые морфемы, выступающие в роли приставки (префикса). Называются они префиксоидами («оид» по-гречески «похожий»). Например, все- (всемирный, всенародный, всевозможный), полу- (полушарие, полугодие, полубольной), еже- (ежедневно, ежечасно, ежегодный) и др.
  9. 5, 4, 6
  10. Атлет, житьë-бытьë, бытие, иноплеменный, современный, недоумëнный, хребет, решетчатый и решëтчатый.

1. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружьё, роскошь, восхищение, еще.

2. Расставьте ударения в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

3. Подберите к словам Грусть , Темнота, доброта, вежливость антонимы.

4. Замените синонимами устаревшие слова.

Очи, чело, ланиты, уста, перст.

5. Анаграмма – перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман – норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин.

6. Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.

Редкий – …….. редкостный; 2) Лень – …. ленивец; 3)Цена – …. бесценность.

7. В каждой группе вычеркните “четвертый лишний” фразеологизм.

1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.

3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

8. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Стих, печь, жаркое.

9. Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения

10.

Воспоминания ст…рожила, не сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, а(к, кк)уратная надпись, библ…отечные книги, об(а, о)ятельная улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…единиться в группу, ус…ная речь, гиган…ские шаги, ув…дающие цветы.

Ответы и критерии оценивания

1. Результат, бассейн, телеграмма, роскошь. (4 балла)

2. ТОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча.(10 баллов)

3. Грусть – радость , Темнота – свет, доброта – злость, вежливость Грубость. (4 балла)

4.Очи – глаза, чело – лоб, ланиты – щёки, уста – губы, перст – палец. (5 баллов)

5. Адрес. Волос. Майка. Сосна. Спаниель. (За каждое слово – 1 балл. Всего – 5 баллов)

6. Редкий – редкость – редкостный (суффиксальный); 2) Лень – ленивый – ленивец

(суффиксальный); 3)Цена – ценный (суффиксальный) – бесценный (приставочный) –

Бесценность (суффиксальный). (3 балла)

7. 1. Кот наплакал.

2. Вилами по воде писано.

3. Черепашьим шагом. (3 балла)

8. Выучить стих, ветер стих, русская печь, печь пироги, жаркое лето, приготовить жаркое. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 6 баллов)

10. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Воспоминания старожила, не спеши отвечать, закаляйся с детства, аккуратная надпись, библиотечные книги, обаятельная улыбка, чувствуешь радость, участвуешь в олимпиаде, запевать в хоре, объединиться в группу, устная речь, гигантские шаги, увядающие цветы.

(По 0,5 баллов за орфограмму. Всего – 7 баллов)

Итого: 50 баллов

50- 45 баллов – 1 место

44 – 35 баллов – 2 место

34 – 25 баллов – 3 место

Задания к олимпиаде по русскому языку

1.Определите количество букв и звуков в словах.

Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.

2.Расставьте ударение в словах:

Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.

3.Графически обозначьте морфемный состав выделенных слов.

Нос Посинел от холода. Посиневшие Синее . Синь Небес и зелень деревьев радуют глаз.

4.Объясните значение слов.

Бал – балл; искусный – искусственный.

5.Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?

Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

6.Замените фразеологизмы синонимами.

Держать в ежовых рукавицах

Брать себя в руки

С гулькин нос

Поднять на смех

Рукой подать

Вставлять палки в колёса

Бить баклуши

7.Какой частью речи являются выделенные слова в предложении:

Как он Смел ! Как он Смел ? Больной ребёнок. Больной Выздоровел.

8.Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.

Цены на фрукты постоянно растут вверх.

Входя в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

Я человек горячий, увлекающий всем.

9. Продолжите пословицы и поговорки: А) Не спеши языком ….; б) Назвался груздем …; в) Дарёному коню …; г) Что написано пером …; д) В чужом глазу сучок видим …

10.Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

Я н…когда (не)встречал такого (не)разговорчивого человека, (не)умеющего найти общий язык (не)понимающего своего собеседника и (не)желающего понять его.

Мы (не)заметили приближающейся бури стремительно несущейся с севера и нагоняющ…й ужас на всех.

Ветер стих и листья, только что шептавш…ся о чём(то) замерли.

Ответы и критерии оценивания

(к олимпиаде по русскому языку для 7 класса)

1.Неуютно – 7 букв, 8 звуков, неприязнь – 9 букв, 9 звуков, пожелание – 9 букв, 10 звуков, взволнованный – 13 букв, 12 звуков, отъехать – 8 букв, 7 звуков, январь – 6 букв, 5 звуков. (За каждое слово по 0,5 баллов. Всего 3 балла)

2.ДефИс, звонИшь, договОр, тОрты, процЕнт, каталОг, прИбыл, положИл, чЕрпать, срЕдства, дОсуха, втрИдорога. (За каждое слово по 0,5 баллов. Всего 6 баллов)

3.Нос Посинел от холода. Посиневшие тучи ползли по небу. Её глаза теперь казались еще Синее . Синь Небес и зелень деревьев радуют глаз. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 4 б.)

4.Бал – большой танцевальный вечер, балл – единица оценки, отметка; искусный – умелый, искусственный –не природный, не настоящий.. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 4 балла)

5.Трасса – дорога, дискуссия – спор, авеню – улица, шеф – начальник, маэстро – крупный музыкант, живописец, фиаско – неуспех, полная неудача (6 баллов)

6.Держать в ежовых рукавицах – обходиться с кем-нибудь строго, сурово

Брать себя в руки – сдержать себя от проявления волнения, гнева, начать спокойно делать что-нибудь.

С гулькин нос – очень мало

Поднять на смех – осмеять

Рукой подать – очень близко

Вставлять палки в колёса – препятствовать

Бить баклуши – ничего не делать (За каждый фразеологизм по 1 баллу. (Всего 7 баллов)

7.Как он Смел (краткое прилагательное) ! Как он Смел (глагол) ? Больной (прилагательное) ребёнок. Больной (существительное) Выздоровел. (4 балла)

8.Из каждой поездки мы привозим бабушке сувениры.

Цены на фрукты постоянно растут.

Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

Я человек горячий, увлекающийся всем (или увлекаюсь всем).(4 балла)

9.а) Не спеши языком, а спеши делом; б) Назвался груздем – полезай в кузов; в) Дарёному коню в зубы не смотрят; г) Что написано пером, того не вырубишь топором; д) В чужом глазу сучок видим, в своём бревна не замечаем. (5 баллов)

10.Я никогда не встречал такого неразговорчивого человека, не умеющего найти общий язык, не понимающего своего собеседника и не желающего понять его.

Мы не заметили приближающейся бури, стремительно несущейся с севера и нагоняющей ужас на всех.

Ветер стих, и листья, только что шептавшиеся о чём-то, замерли. (За орфограммы – 5 баллов, по 0,5 за каждую. За пунктограммы – 2 балла, по 0,5 за каждую)

Итого: 50 баллов

50- 45 баллов – 1 место

44 – 35 баллов – 2 место

34 – 25 баллов – 3 место

Задания к олимпиаде по русскому языку

1.Расставьте ударения в следующих словах.

Поняла, договор, языковое явление, приняла, обеспечение, дефис.

2.Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, лозунг, миссия, финал, имитация, пролог .

3. В каком из предложений слово Пробежала Употреблено как метафора?

1) Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестренку.

2) Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё.

3) Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.

4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Грамм, дело, мандарин, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.

5.Выделите корень в словах.

Кликать, восклицать; корить, безукоризненный; сверхмощный, коротковолновый.

6.Какой частью речи являются выделенные слова? Как называется это явление?

В полях, не кошенных Косой ,

Все утро дождик шел Косой .

Дочь грома – капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо Земли боясь взглянуть.

Скользнув с небесного Стекла ,

В ладонь цветка она Стекла . (Л. Кондырев.)

7.Замените одним словом следующие фразеологизмы. С одним из синонимов составьте предложение.

Зарубить на носу, мозолить глаза, точить лясы, клевать носом.

8.К каким частям речи относятся слова?

Пять, пятеро, пятый, пятерка, пятак, впятером, в-пятых.

9. Укажите, какие ошибки допущены в построении причастных оборотов. Внесите необходимые исправления.

10.Вставьте пропущенные буквы. С каждым словом составьте словосочетание. Укажите вид связи в составленных словосочетаниях.

В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц, Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

Ид…алы, прогр…сивный, мирово…рение, гиган…ский, коло…сальный, совреме…ик, пр…в…легированный, чу…твовать, эш…лоны, пр…образовать.

Ответы и критерии оценивания

(к олимпиаде по русскому языку для 8 класса)

1.ПонялА, договОр, языковОе явление, принялА, обеспЕчение, дефИс.(3 балла)

2.Актуальный - важный; Антракт - перерыв; Лозунг - призыв; Миссия - представительство, роль; Финал- завершение, конец; Эпилог – заключительная часть; имитация - подражание, подделка; Пролог - вступительная часть. (8 баллов)

3. Во 2-м и 3-м предложениях слово Пробежала употреблено как метафора. (2 балла)

4.Грамм - граммов; Дело – дел; Мандарин - мандаринов; Носки - носков; Помидор - помидоров; Рельсы - рельсов; Чулки - чулок; Яблоки - яблок.(4 балла)

5.Кликать, восклицать; корить, безукоризненный; сверхмощный, коротковолновый. (3 балла)

6.В полях, не кошенных Косой (существительное),

Все утро дождик шел Косой (прилагательное).

Дочь грома – капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо Земли боясь взглянуть.

Скользнув с небесного Стекла (существительное),

В ладонь цветка она Стекла (глагол). (Л. Кондырев.)

Языковое явление – омонимы. (6 баллов)

7.Зарубить на носу - запомнить; Мозолить глаза - надоедать; Точить лясы - разговаривать; Клевать носом - дремать. (4 балла)

8.Пять - количественное числительное; Пятеро - собирательное числительное; пятый - порядковое числительное; Пятерка - существительное; Пятак - существительное; Впятером - наречие; В-пятых - наречие. (7 баллов)

9. В поросших буйной растительностью лугах водилось множество птиц,

Жителям пострадавшего от наводнения села была оказана своевременная помощь.

Издалека были видны плывущие по воде бревна.(3 балла)

10. Идеалы, прогрессивный, мировоззрение, гигантский, колоссальный, современник, привилегированный, чувствовать, эшелоны, преобразовать.(10 баллов: за орфограмму по 0,5 и за словосочетание по 1 баллу)

Итого: 50 баллов

50- 45 баллов – 1 место

44 – 35 баллов – 2 место

34 – 25 баллов – 3 место