Болезни Военный билет Призыв

Олимпиада по истории 9 кл

Всероссийская олимпиада школьников по истории.Школьный этап.

2015-2016 учебный год

9 класс

Задание 1.

1.1. Дайте краткое обоснование ряда, назвав каждого из представленных исторических деятелей .

1. А. Б. _________________________ _________________________

В.
Г.

_______________________ ________________________

Обоснование ряда: _____________________________________________________________

Задание 2

Задание 3. Название общины в Древней Руси

Ответ:

Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избранным населением представителям

Ответ:

Государственная политика, направленная на поддержку развития отечественной промышленности и торговли

Ответ:

Процесс создания тяжелой промышленности в государстве

Ответ:

Расширение сферы влияния

Ответ:

Задание 4. Заполните пробелы в тексте именами князей и княгинь .

«В 882 г. князь _____________(1), выйдя из Новгорода, подчинил большую часть восточнославянских племён. (1) сделал столицей Руси главный город полян Киев. Этот мудрый князь успешно воевал с Византийской империей.

(1) унаследовал престол князь ______________(2). Дважды он совершал крупные походы на Византию; первый из них был неудачен, но второй закончился победой. (2) был убит во время сбора полюдья древлянами. Князь последних, по имени ____________(3) вознамерился жениться на супруге (2) княгине ______________(4). Однако (4) хитростью наказала (3) за убийство мужа.

Сыну последнего, _____________(5) довелось сломить мощь одного из врагов Руси – Хазарского каганата и активно побороться с Византией за влияние в Дунайской Болгарии…»

Задание 5.

А) аграрная революция, б) коллективизация, в) мануфактура, г) промышленный переворот, д) ремесленная мастерская, е) фабрика.

«В своем развитии промышленное производство прошло несколько этапов. Господствующей формой производства в средние века была _____________(1). В стенах этого предприятия постепенно начинают производить изделия не на заказ, а на продажу. В новое время появляются предприятия, на которых сохраняется ручной труд, но возникает уже разделение труда между работниками. Эти предприятия получили название ____________(2). В 1830-х годах в России начинается _______________(3). Это событие привело к появлению первых __________(4). Однако в сельском хозяйстве продолжали существовать феодальные пережитки. К концу XIX в. Еще не была завершена ____________(5). Это усилило противоречие между относительно развитой капиталистической промышленностью и отсталым полуфеодальным сельским хозяйством.»

Ответ:

Задание 6.

А) Напишите имя полководца, вторжение войск которого обозначено на схеме;

Б) Напишите название войны, укажите год(-ы);

В) Напишите имя императора, во время правления которого произошло данное событие;

Ответ:

7. Перед Вами изображения храмов Руси. Ваша задача дать название каждого из них, указать город и век постройки. Свой ответ оформите в виде таблицы .

А.
Б.

В. Г.

Название

собора

Город

Век постройки

Задание 8.

«Поутру увидел на улице кучки народа... Народ со всех концов спешит на Сенатскую площадь... Я побежал на площадь. Народ запрудил всю площадь и волновался, как бурное море. В волнах этого моря виднелся небольшой островок, - это было ваше каре... Я видел царя, окружённого своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам, слышал, как беснующаяся толпа кричала ему в ответ: "Не пойдём, умрём вместе с ними!" Видел, как понеслась на вас кавалерия... с каким диким остервенением толпы народа отразили второй натиск поленьями дров, и я, грешный человек, метнул одно полено в бок артиллеристу... видел я и тебя, как ты при третьей атаке стал против солдат, готовых дать залп, от которого вся эта кавалерия, обскакивающая каре, легла бы лоском, - как ты скомандовал: "Оставь!"... Видел, как смертельно раненный Милорадович, шатаясь в седле, поскакал прочь от непокорных солдат, и наконец услышал роковой выстрел из пушки. Второй выстрел повалил множество из передовых. Народ прыснул во все стороны. Третий выстрел был направлен на открытое каре...»

А) Напишите название указанного в отрывке события;

Б) В каком году и где оно произошло?;

В) Укажите имя императора, во время правления которого произошло данное событие;

Г) Напишите итоги события.

Ответы:

Задание 10. Верно или неверно? Номера верных суждений занесите в левый столбик, неверных – в правый .

1. В начале правления Петра I столица России была на несколько лет перенесена в Азов

2. Учрежденные коллегии были размещены Петром I в Санкт-Петербурге

3. В правление Анны Леопольдовны столица Российской империи была перенесена в Москву

4. Первый императорский дворец был построен в Санкт-Петербурге лишь в правление Екатерины II

5. Коронация российских императоров, включая Петра Великого, проходила в Москве

6. Император Павел I распустил Сенат

7. Количество министерств, созданных Александром I , значительно превышало число коллегий, учреждённых Петром Великим

8. Государственный Совет в Российской империи был создан в правление Александра I

Творческое задание (эссе или развернутый ответ, 25 баллов)

Исторические эссе

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Примерные темы эссе

1. «Святослав предстает нам не только в образе грозного воителя, но и мудрого правителя Руси».

Ф. Разумовский

2. «Андрей Боголюбский создал Владимиро-Суздальскую Русь, из которой потом вышла Русь Московская».

Б.А. Рыбаков

3. «Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками. В Орде привыкли думать, что когда приедет московский князь, будет много "злата и сребра" и у великого хана-царя, и у его хана, и у всех именитых мурз Золотой Орды... »

В.О. Ключевский

4. «Дмитрий Донской на Куликовом полек сплотил Русь … У Москвы более не было реальных конкурентов в объединении Руси».

С.В.Бушуев

5. «Личность Ивана Третьего многогоранна… Он был и талантливым государем, и опытным стратегом на войне».

Н.С. Борисов

6. «Рожденный с пылкой душою, редким умом, особенною силою воли, он имел бы все качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нем дары природы, но рано лишенный отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротой державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастье своими пороками…»

Н.М. Карамзин про Ивана Грозного

7. «Смута… создала казачье сословие».

Р.Г. Скрынников

8. «Пётр создал мощную армию и флот. Благодаря этому Россия перестала пребывать в постоянной военной опасности, получив возможность развиваться мирно…»

Н.А. Шефов

9. «А.В. Суворов – вот главное имя побед на суше времён Екатерины Второй»

О.Михайлов

10. «Александр Первый на протяжении всего своего правления оставался убеждённым сторонником самодержавия»

Е.Тарле

Примерные темы развернутых ответов

1. Почему столицей Российской империи стал Санкт-Петербург?

2. Почему России удалось победить в войне с наполеоновской Францией?

3. Почему промышленный переворот в России начался только в 1830-х – 1840-х гг.?

4. Почему в XVIII в. культурное развитие России начинает идти двумя направлениями – дворянским и народным?

темы _________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итого 100 баллов

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий В заданиях 1 3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу. 1. В каком году произошло описанное ниже событие? «И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом. < > 1) 945 г. 3) 962 г. 2) 957 г. 4) 969 г. 2. О каком князе пишет В.О. Ключевский? «Князь был суровый и своенравный хозяин, который во всём поступал посвоему, а не по старине и обычаю. Прогнав из Ростовской земли больших отцовых бояр, он окружил себя такой дворней, которая в благодарность за его барские милости отвратительно его убила и разграбила его дворец». 1) Юрий Долгорукий 3) Андрей Боголюбский 2) Даниил Галицкий 4) Всеволод Большое Гнездо 3. Кто являлся первым главой Посольского приказа? 1) А.Л. Ордин-Нащокин 3) А.С. Матвеев 2) И.М. Висковатый 4) Л.К. Нарышкин По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего за задания 3 балла.

2 В заданиях 4 6 выберите несколько верных ответов из предложенных. Ответы внесите в таблицу. 4. Укажите имена государственных и религиозных деятелей, составлявших окружение первого русского царя. 1) А. Курбский 4) Протопоп Сильвестр 2) А. Адашев 5) Ф. Шакловитый 3) Митрополит Алексий 6) Б. Морозов 5. В каких древнерусских городах в XI в. были построены соборы Святой Софии? 1) Переяславль-Русский 4) Чернигов 2) Полоцк 5) Киев 3) Владимир-на-Клязьме 6) Новгород 6. Какие из указанных ниже договоров были заключены между Русским государством и Речью Посполитой? 1) Деулинское перемирие 4) Ясский мир 2) Столбовский мир 5) Поляновский мир 3) Ям-Запольский мир 6) Фридрихсгамский мир балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный). Всего за задания 6 баллов. 7. Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ Неревский, Загородский, Людин, Славенский, Плотницкий Резана, куна, векша, ногата, гривна Названия новгородских концов (административных единиц) Денежные единицы в Древней Руси. 2 балла за каждый верный ответ. Всего за задание 4 балла. 2

3 8. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию П.А. Зубов, А.Д. Меншиков, Г.Г. Орлов, Г.А. Потемкин, А.Д. Ланской Зернь, скань, филигрань, чернь, фреска Фавориты Екатерины II. Лишний А.Д. Меншиков Виды ювелирной техники. Лишнее фреска. 2 балла за каждый верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.) Всего за задание 4 балла. 9. Расположите известных художников в хронологическом порядке их жизни и деятельности. А) В. Ван Гог Б) А.П. Антропов В) Д. Веласкес Г) А.А. Дейнека Д) А. Дюрер Е) П.А. Федотов Д В Б Е А Г 5 баллов за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки. Всего за задание 5 баллов. 10. Расположите названия государственных органов Российского государства в порядке их появления: А) Верховный тайный совет Б) Коммерц-коллегия В) Стрелецкий приказ Г) Министерство государственных имуществ Российской империи Д) Приказ тайных дел Е) Министерство внутренних дел Российской империи В Д Б А Е Г 5 баллов за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность 3

4 восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки. Всего за задание 5 баллов. 11. Установите соответствие между именами правителей Русского государства и законодательными актами, принятыми в период их правления. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. ПРАВИТЕЛИ А) Алексей Михайлович Б) Павел I В) Пётр I Г) Александр II Д) Александр I Е) Иван IV Грозный Ж) Николай I ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ 1) Положение о губернских и уездных земских учреждениях 2) Указ о вольных хлебопашцах 3) Табель о рангах всех чинов 4) Уложение о службе 5) Указ об обязанных крестьянах 6) Указ о трёхдневной барщине 7) Белозерская уставная грамота 8) Соборное уложение А Б В Г Д Е Ж По 1 баллу за каждое верное соотнесение. Всего за задание 7 баллов. 12. Установите соответствие между названиями мирных договоров и годами, в которые они были подписаны. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. СОБЫТИЯ А) Кючук-Кайнарджийский мирный договор Б) Адрианопольский мирный договор В) Ясский мирный договор Г) Бухарестский мирный договор ГОДЫ 1))))) 1774 А Б В Г По 1 баллу за каждое верное соотнесение. Всего за задание 4 балла. 4

5 13. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу. Алексей Михайлович скончался 30 января (1) г. Земский собор «назвал» московским государем 14-летнего (2 имя и отчество). При нём прежнюю силу при дворе приобрели (3 фамилия боярского рода), потеснённые было роднёй царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Самой важной реформой, проведённой при (2), стала отмена (4 название явления). (2) скончался 27 апреля (5) года. Наследниками были его 16-летний брат (6 имя) и 10-летний единокровный брат (7 имя). При поддержке Н.К. Нарышкиной царём объявили (7). Однако царевна (8 имя), сестра покойного царя, всячески пыталась посадить на престол своего родного младшего брата, а управление государством взять в свои руки. Ей это удалось после майских событий (5) года, отраженных в знаменитой опере М.П. Мусоргского, которые вошли в историю под названием (9 название). В ходе этих событий стрельцы с пушками и знаменами двинулись к Кремлю, где обвинили Нарышкиных в гибели царевича (6) и убили близкого к Алексею Михайловичу человека, воспитателя Натальи Кирилловны и царевича (7) боярина (10 фамилия). В конце концов (6) и (7) вместе были венчаны на царство, однако главным царём считался старший брат. (7), его мать и родня отправились в почётную ссылку в подмосковное село (11 название села). Царевна (8) же стала (12 название должности) правительницей государства при малолетних братьях. Первым человеком при царевне-правительнице стал князь (13 фамилия), по словам Куракина, «амур» и «галант» царевны. Он являлся главой (14 название приказа) приказа, но фактически и внутренние дела вершились по его совету. По его инициативе в 1687 г. в Москве было открыто первое высшее учебное заведение (15 название). Во внешней политике самыми крупными событиями стали заключение в (16) г. «Вечного мира» с Речью Посполитой и два (17 название) похода в 1687 и 1689 гг. 5

6 Всероссийская олимпиада школьников по истории уч. г (Артамона) Матвеева 2 Фёдора Алексеевича 11 Преображенское 3 Милославские 12 регентом 4 местничества 13 (Василий) Голицын Посольского 6 Иван 15 Славяно-греко-латинская академия 7 Пётр Софья 17 Крымских 9 Хованщина 17 верных вставок 15 баллов; 16 верных вставок 14 баллов; 15 верных вставок 13 баллов; 14 верных вставок 12 баллов; 13 верных вставок 11 баллов; 12 верных вставок 10 баллов; 11 верных вставок 9 баллов; 10 верных вставок 8 баллов; 9 верных вставок 7 баллов; 8 верных вставок 6 баллов; 7 верных вставок 5 баллов; 6 верных вставок 4 балла; 5 верных вставок 3 балла; 3 4 верные вставки 2 балла; 1 2 верные вставки 1 балл. Всего за задание 15 баллов. 6

7 14. Внимательно рассмотрите схему и выполните задания, помещённые ниже Столица какого княжества обозначена цифрой 6? К началу правления какого князя границы этого княжества приобрели такой вид? Московское княжество. Иван III. По 1 баллу за каждый элемент ответа. Всего 2 балла. 7

8 14.2. Напишите цифру, которой обозначен город, где последними посадниками были представители рода Борецких. 1 (1 балл) Запишите название ханства, которое в начале XVI века захватило территории государства, обозначенное на схеме цифрой 11. Крымское ханство (1 балл) Напишите цифры, которыми обозначены земли, присоединённые к Русскому государству: А) в 1510 г., Б) в 1514 г., В) 1521 г. Укажите столицы этих земель. А) 2 Псков; Б) 7 Смоленск; В) 9 Рязань (Переяславль-Рязанский). По 1 баллу за каждую пару. Всего 3 балла Верны ли представленные ниже утверждения («да» «нет»)? Ответы внесите в таблицу. А) После присоединения княжества, обозначенного на схеме цифрой 4, сын Василия II стал титуловаться «Государем всея Руси». Б) Государство, обозначенное на схеме цифрой 3, выплачивало Русскому государству так называемую Юрьевскую дань. В) Земли, обозначенные на схеме цифрой 8, называются Низовскими княжествами. Г) Последним правителем государства, обозначенного на схеме цифрой 11, был хан Ахмат. Д) Земли, обозначенные на схеме цифрами 7 и 10, были отторгнуты от Русского государства в начале XVI в. Е) Земли, обозначенные на схеме цифрой 10, были присоединены к Русскому государству в результате войны с княжеством Литовским. Ж) Первым правителем государства, обозначенного на схеме цифрой 5, был хан Золотой Орды, к которому Василий II и Юрий Звенигородский ездили в 1431 г. за ярлыком. А Б В Г Д Е Ж да да нет нет нет да да По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 7 баллов. Всего за задание 14 баллов. 8

9 15. Перед Вами фотографии архитектурных памятников. Расставьте их в хронологической последовательности в соответствии со временем сооружения и заполните таблицу. 1) 2) 3) 4) 9

10 Порядковый номер иллюстрации (1 балл за верную хронологию) Всероссийская олимпиада школьников по истории уч. г. Правитель, при котором был построен памятник (1 балл за каждый верный элемент ответа) 2 Василий III События, которым посвящён памятник (1 балл за каждый верный элемент ответа) рождение сына Ивана IV Город, где установлен памятник (1 балл за каждый верный элемент ответа) Москва (или Коломенское) 1 Иван IV Грозный взятие Казани Москва 4 Николай I победа над Наполеоном Санкт-Петербург 3 Александр II тысячелетие Великий России Новгород Всего за задание 13 баллов. 16. Внимательно изучите представленный ниже отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему. «Милостивый Государь Иван Иванович. Полученным от Вашего Превосходительства черновым доношением Правительствующему Сенату к великой моей радости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие подлинно в действо произвести намерились к приращению наук, следовательно к истинной пользе и славе отечества. При сем случае довольно я ведаю, сколь много природное Ваше несравненное дарование служить может, и многих книг чтение способствовать. Однако и тех совет Вашему Превосходительству не бесполезен будет, которые сверх того не токмо видали, но и в них несколько лет обучались, так что их учреждения, узаконения, обряды и обыкновения в уме их ясно и живо, как на картине, представляются. Того ради ежели по примеру иностранных учредить намеряетесь, что весма справедливо, то желал бы я видеть план, Вами сочиненной. Но ежели ради краткости времени, или ради других каких причин того не удостоюсь, то уповая на отеческую Вашего Превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении кратко вообще. 1) Главное мое основание, сообщенное Вашему Превосходительству, весьма помнить должно, чтобы план служил во все будущие роды. Того ради, несмотря на то, что у нас ныне нет довольства людей ученых, положить в плане профессоров и жалованных студентов довольное число. Сначала можно проняться теми, сколько найдутся. Со временем комплект наберется. Осталную с порожних мест сумму полезнее употребить на собрание Библиотеки, нежели 10

11 зделав ныне скудной и уской план по скудости ученых, после как размножатся оной снова переделывать и просить о прибавке суммы. 2) Профессоров меньше двенатцати быть не может, в трех факультетах. В Юридическом три. < > В Медицинском 3 же. < > В Философском шесть. < > 3) необходимо должна быть Гимназия, без которой как пашня без семян. О ея учреждении хотел бы я кратко здесь предложить, но времени краткость возбраняет. Не в указ Вашему Превосходительству советую не торопиться, чтобы после не переделывать. Ежели дней полдесятка обождать можно, то я целой полной план предложить могу. Непременно с глубоким высокопочитанием пребываю Вашего Превосходительства» Назовите автора письма Назовите адресата письма Охарактеризуйте взаимоотношения между автором и адресатом Датируйте письмо как можно более точно, используя данный текст. Ответ аргументируйте Какому событию посвящено данное письмо? На каких принципах должно быть организовано это учреждение, по мнению автора? Назовите четыре принципа М.В. Ломоносов (2 балла) И.И. Шувалов (2 балла) С одной стороны, можно отметить, что автор относится к адресату с искренним уважением («При сем случае довольно я ведаю, сколь много природное Ваше несравненное дарование служить может, и многих книг чтение способствовать») (2 балла), однако эти же слова можно истолковать как проявление хорошего тона или лести (2 балла). С другой стороны, автор в социальной иерархии находится ниже, чем адресат, о чём свидетельствуют его обращения к адресату («Ваше превосходительство») и выражения, подобные «Непременно с глубоким высокопочитанием пребываю Вашего Превосходительства», «уповая на отеческую Вашего Превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении» (2 балла). Всего 6 баллов год, так как М.В. Ломоносов пишет о том, что процесс создания Московского университета уже запущен («Полученным от Вашего Превосходительства черновым доношением Правительствующему Сенату к великой моей радости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие подлинно в действо произвести намерились к приращению наук»). (2 балла за указание года (за указание 1755 года также 2 балла, так как по тексту документа невозможно установить датировку с точностью до года). 11

12 1 балл, если участник укажет середину 1750-х гг. или первую половину 1750-х гг. 3 балла за верный аргумент. Всего 5 баллов Учреждение Московского университета (2 балла) Университет необходимо учреждать, используя западноевропейские образцы. Для успешного функционирования университета необходимо заранее выделить деньги на зарплату преподавательскому составу, чтобы в будущем не возникло проблем с необходимостью требования дополнительного финансирования. Средства, выделяемые на содержание «мёртвых душ», на первых порах необходимо тратить на формирование библиотечного фонда. Необходимо создать в университете 3 факультета: юридический, медицинский и философский. Для подготовки юношей к поступлению в университет необходимо создать при нём гимназию. По 2 балла за каждый названный принцип. Всего 8 баллов. Всего за задание 25 баллов. 17. Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы: 1) ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает); 2) можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание); 3) располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме; 4) владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения. При написании работы постарайтесь исходить из того, что жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями: 1) обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник); 2) грамотность использования исторических фактов и терминов; 3) чёткость и доказательность основных положений работы; 4) знание различных точек зрения по избранному вопросу; 5) наличие обоснованных выводов, соответствующих поставленным участником задачам. 12

13 1. «Князь Андрей Боголюбский был суровый и своенравный хозяин, который во всем поступал по-своему, а не по старине и обычаю В его лице великоросс впервые выступил на историческую сцену, и это выступление нельзя признать удачным». (В.О. Ключевский) 2. «Но даже если утвердится признание социально-политического устройства России второй половины XVI в. наиболее оптимальным для развития страны то все равно исследователи встанут перед решением вопроса: обязательны ли для достижения такого итога были все те кровавые жертвы, которыми ознаменовалось правление Ивана IV» (Б.Н. Флоря) 3. «Многим памятна эффектная, но, к сожалению, весьма легковесная фраза В.О. Ключевского о том, что при Анне Иоанновне "немцы посыпались в Россию точно сор из дырявого мешка". Между тем немцы "посыпались" в Россию задолго до анненского царствования, и их количество никогда не было устрашающе для национального существования русского народа». (Е.В. Анисимов) 4. «Декабристы были последними военными заговорщиками Но они сделались первыми идейными революционерами». (П.Н. Милюков) 5. «По итогам правления Александра III страна казалась успокоенной и окончательно замиренной. Революционное движение ушло в глубокое подполье. Либеральная оппозиция затихла. Деревня разорялась и пролетаризировалась почти без волнений и бунтов. Отдельные стачки рабочих с появлением рабочего законодательства уже не выглядели устрашающими». (В.А. Твардовская) До 5 баллов по каждому критерию. Всего за задание 25 баллов. Максимум за работу 130 баллов. 13


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим

Фамилия, имя Школа, класс 5 Задание 1 Тебе надо выполнить разбор по составу слова, выделенного в предложении. Лето припасиха, а зима прибериха. Не выполняя задание, определи последовательность своих действий

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ в 2016/2017 учебном году. ЗАДАНИЯ. 8 КЛАСС. Время на выполнение заданий 60 минут. Общая сумма баллов 100 Задание 1. (2 балла за каждое правильно

Всероссийская олимпиада школьников Муниципальный этап Задания для ученика История 8 класс Время написания 90 минут Количество заданий 10 Максимальное количество баллов 100 Уважаемые участники олимпиады!

Демонстрационный вариант диагностических работ по исследованию уровня индивидуальных учебных достижений (стартовая диагностика) обучающихся 8-х классов по учебному предмету «история» Инструкция по выполнению

7 класс 1. Задача 1 Князя, с которым связано первое упоминание Москвы, по отчеству звали: 1 Владимирович 2 Игоревич 3 Святославич 4 Ярославич 2. Задача 2 Как звали жену главного героя «Слова о полку Игореве»?

Тест по истории России 8 класс 1 вариант 1. Период дворцовых переворотов охватывает время после смерти Петра I до 1) Петра II 2) Петра III 3) Екатерины I 4) Екатерины II 2. Главная особенность внутренней

Демонстрационный вариант История 7 класс 2014/2015 учебный год Часть А Задания 1 10. Выберите единственный верный ответ. 1.1. Продуктом бортничества является 1) лён 2) мёд 3) пенька 4) пушнина 2.1. Святые

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 10 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 10 класс Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий В заданиях 1 3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.

История. 8 класс. Вариант Демонстрационный вариант 2 Район Город (населённый пункт) Школа Класс Фамилия Имя Отчество Стартовая диагностическая работа по ИСТОРИИ 2013 год 8 класс Демонстрационный вариант

Демонстрационный вариант История 7 класс 2014/2015 учебный год Часть А Задания 1 10. Выберите единственный верный ответ. 1.1. Десятинная церковь была заложена в Киеве 1) Святославом 2) Владимиром Мономахом

Демонстрационный вариант для проведения промежуточной аттестации по Истории в 7 классе 2016-2017гг Назначение итоговой контрольной работы контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных

Россия накануне преобразований Преподаватель Киященко А.А. Алексей Михайлович Мария Милославская Наталья Нарышкина Первая встреча Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной Сватовство Алексея Михайловича

Пояснительная записка к диагностическим и тренировочным работам в формате ГИА (ЕГЭ): Данная работа составлена в формате ГИА (ЕГЭ) в соответствии с демонстрационной версией, опубликованной на сайте ФИПИ

ПРОЕКТ ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ИСТОРИЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ИСТОРИЯ 11 КЛАСС ОБРАЗЕЦ 11 КЛАСС Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы При ознакомлении с образцом проверочной

Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» 2015-2016 учебный год МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ ОТБОРОЧНОГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПОВ ОЛИМПИАДЫ, ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПЕРВЫЙ (ОТБОРОЧНЫЙ) ЭТАП

ПРОЕКТ ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ИСТОРИЯ, 11 КЛАСС Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ИСТОРИЯ 11 КЛАСС Вариант 12 Инструкция по выполнению работы Проверочная работа включает в себя 12 заданий. На выполнение работы по истории отводится 1 час 30 минут (90

ПРАВЛЕНИЕ СОФЬИ АЛЕКСЕЕВНЫ 1682-1689 ГГ. Алексей Михайлович Мария Милославская Наталья Нарышкина Федор Софья Иван Петр I Фёдор Алексеевич, умер, не оставив наследника, 15-летний Иван Алексеевич, как следующий

История России. Часть 1. Л.В.Селезнева Время тестирования 25 мин Количество вопросов 30 Количество вопросов на 5 26 Количество вопросов на 4 21 Количество вопросов на 3 15 1. центральную власть укрепляло

Демонстрационный вариант итоговой контрольной работа по истории для обучающихся 7 класса Пояснительная записка Промежуточная аттестация по истории в 7 классе проводится в форме тестовой работы. Назначение

Образовательная система «Школа 2100» Интеллектуально-личностный марафон «Твои возможности 2015» Школьный тур 5 6 классы Задание 1. Применяем умение понимать позицию другого, выраженную в неявном виде,

История. 6 класс. Демонстрационный вариант 1 Итоговая диагностическая работа по ИСТОРИИ 6 класс Демонстрационный вариант Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по истории отводится 45 минут.

Тесты по истории России (конец XVI конец XVIII века). 7-й класс Контроль важнейшая сфера практической деятельности педагога, позволяющая оценить эффективность работы. Тестовый контроль может оценить уровень

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся по истории 7 класс п/п 1 Проверяемые элементы содержания Складывание сословной монархии Проверяемые виды деятельности Часть

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО ИСТОРИИ 2016 2017 учебный год 8 КЛАСС Задание 1. Проанализируйте отрывок из сочинения В.О. Ключевского и дайте ответы на поставленные вопросы (8 баллов). «После царя-самозванца

1 1. ПЕРВЫЙ ТУР 10-11 класс Материалы для проверки Задание 1. Таблица 1. Характеристики князей Номер цитаты Князь 1 Изяслав Ярославич (принимается Изяслав) 2 Владимир Святославович (принимаются

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ИСТОРИЯ 11 КЛАСС Вариант 5 Инструкция по выполнению работы Проверочная работа включает в себя 12 заданий. На выполнение работы по истории отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Название параграфа 1. Мир и Россия в начале эпохи Великих географически х открытий 2. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в2. Понятия и термины персоналии События и даты Каравелла тип

Тест для 7-ых классов по истории «Эпоха Петра I. Северная война» Вариант 1 А1.В 1682-1696 гг. существовало двоевластие Петра I и а) Ивана Алексеевича в) царицы Натальи Кирилловны б) царевны Софьи Алексеевны

История. 9 класс. Вариант 1 metod 2 Тренировочная работа 4 по ИСТОРИИ 2 мая 2012 года 9 класс metod Вариант 1 Район Город (населенный пункт) Школа Класс Фамилия Имя Отчество Инструкция по выполнению работы

Начало объединения русских земель. МАТЕРИАЛЫ для сайта. История России. 6 классы. Тема: «На пути к единому государству (XIV XVI в.)» Учитель: Морарь Н.П. ТЕМА Знать Уметь Знать: причины образования единых

Задания B1 по истории 1. Расположите имена исторических деятелей в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной А) Елена Глинская Б) Елизавета

Демонстрационный вариант итоговой работы по ИСТОРИИ 6 класс Инструкция по выполнению работы На выполнение итоговой работы по истории даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 20

Древность и Средневековье 1. Установите соответствие между событиями и годами, когда они произошли: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. СОБЫТИЯ ГОДЫ А) битва

1. В эпоху становления Русского централизованного государства возникла новая форма землевладения:


А) соседская община;
Б) хутор и отруб;
В) поместье;
Г) вотчина.


Задание 2. Крепостное право в России окончательно было оформлено:


А) Судебником Ивана III;
Б) Судебником Ивана IV;
В) первым Земским собором;
Г) Соборным уложением 1649 г.


Задание 3. Идею социального переворота, исходящего от крестьянской общины, исповедовали:


А) декабристы;
Б) масоны;
В) славянофилы;
Г) последователи А.И. Герцена.


Задание 4. По какому принципу образованы ряды? Дайте правильный ответ.


1. Новгород, Псков, Флоренция, Пиза в средние века.
2. Ограничение власти наместников, ограничение местничества, создание стрелецкого войска, отмена кормлений.
3. Соха, двор, дым, душа.
4. «Продамет», «Продуголь», «Гвоздь», «Продвагоны»


Задание 5. Что является лишним в ряду?


А) Категории зависимого крестьянства в Древнерусском государстве:
холоп, тысяцкий, закуп, рядович.
Б) Техника ювелирного искусства Древней Руси:
скань, зернь, финифть, фреска.
В) Должностные лица Новгородской республики:
тысяцкий, посадник, колчанский староста, фендрик.
Г) Вооружение стрелецкого войска:
бердыш, пищаль, арбалет.


Задание 6. Определите и выпишите пропущенное слово/слова или словосочетание.


1. «Гости» - это категория...
2. «Степенная книга» содержит изложение истории Руси от Владимира I до...
3. В «Сказании о князьях Владимирских» обосновалось происхождение правящей династии (Рюриковичей) от...
4. Ямская повинность – это обязанность тяглого населения предоставлять для государственных нужд...
5. Мануфактура основана на... технике, а фабрика – на... технике.
6. Городская реформа 1870 г. заменила сословные органы самоуправления...
7. Конституционный суд Российской Федерации осуществляет контроль за соответствием...


Задание 7. Расположите в хронологической последовательности:


А) Указ о вольных хлебопашцах
Б) Указ о единонаследии
В) Указ об учреждении Сената
Г) Указ об обмене выкупных платежей с крестьян.


Задание 8. Соотнесите описание российских флагов, времени их появления и названия:


1. Бело-сине-красный флаг с двуглавым орлом в середине
2. Бело- сине-красный флаг
3. Синие полосы крестом на белом фоне
4. На желтом поле коричневый орел
5. Коричнево-желто-белый

А) Императорский дворцовый штандарт
Б) Национальный и торгового флота
В) Государственных гербовых цветов 1858-1917 гг.
Г) Андреевский военно-морской
Д) Флаг царя Московского 1693 г.


Задание 9. Из предложенного списка событий и имен составьте таблицу, расположив события в хронологической последовательности:


Сражение Война Русский полководец Противник

Петр I. Русско-турецкая война. Сражение у Кунерсдорфа. Гассан-паша. Северная война. Семилетняя война.
П.С. Салтыков. Сражение на р. Рымник. Фридрих II. Карл XII. Бой у мыса Гангут. А.В. Суворов.


Задание 10. Определите, о ком идет речь:


Происходил из рода мелкопоместных дворян Курляндии, позднее стал герцогом и кавалером всех российских орденов. Он обладал красивой внешностью, но был фаворитом самой некрасивой императрицы. Одни современники обращали внимание его блестящие светские манеры, скромность и приветливость, другие писали о нем, что он груб и высокомерен…Он не входил ни в один орган государственного управления, не имел склонности заниматься государственными делами вообще. Его подлинной страстью были лошади и охота. Тем не менее его считают исчадием зла. Правда, А.С. Пушкин писал, что этот человек «имел несчастье родиться немцем», на него свалили весь ужас…царствования, которое впрочем, было совсем в духе времени»


Задание 11. Дайте ответы на следующие вопросы:


1. До назначения М.И. Кутузова в армии не было официальной должности главнокомандующего. Кто выполнял его обязанности?
2. В русской армии долгое время были так называемые иррегулярные (т.е. непостоянные) части. Одни из них особенно прославились в войне 1812г., а в 1814 г. они удивили Париж.
3. Драгуны, уланы, кавалергарды, кирасиры – что объединяет эти группы войск?


Задание 12. Внимательно прочитайте отрывок из «Записок» Л. Фабрициуса, голландца, находившегося на военной службе в России с 1660 по 1678 г., и ответьте на вопросы.


«…Через несколько недель все скопище появилось под Астраханью. Стенька сразу послал трубача и одного слугу генерала Львова потребовать сдачи города. Правитель города велел отрубить головы обоим. Это вызвало большое ожесточение среди астраханских каналий, они сразу начали роптать и открыто говорить, что власти бояр скоро наступит конец и тогда уже они смогут отмстить за невинно пролитую кровь.
Тем временем Стенька приблизился к городским валам. Отсюда изменившие нам стрельцы и солдаты стали кричать, что если даже их братья, их отцы или дети надумают обороняться они не пощадят своих собственных родителей, жен и детей, а всех порубят в куски; пусть они откроют ворота и выйдут навстречу своему отцу-избавителю Стеньке и с радостью его примут, бояр же, всех больших и малых начальных людей схватят и порубят в куски. Тогда их отец и спаситель Стенька примет их как друзей и братьев.

А) О каком событии идет речь?
Б) Чем закончилось это событие?
В) Когда происходило это событие?
Г) Кто был в тот момент правителем города (должность и фамилия)?
Д) К какому лагерю принадлежал автор записок?
Е) Изложите аргументы, извлеченные из текста, в пользу вашего последнего утверждения.

Ответы к олимпиаде:

Задание – ответ

Задание 1 – В

Задание 2 – Г

Задание 3 – Г

Задание 4
1. Республиканские формы правления
2. Реформы Избранной рады
3. Единицы податного обложения
4. Промышленные синдикаты в России в начале XX века

Задание 5 - А) тысяцкий Б) фреска В) фендрик Г) арбалет

Задание 6
1. торговых людей, купечества;
2. Ивана IV Грозного;
3. римского императора Августа;
4. подводы, лошадей, возчиков;
5. ручной ремесленной / машинной;
6. бессословной городской думой и городской управой;
7. законов и иных нормативных актов Конституции РФ.

Задание 7 – В Б А Г

Задание 8 – 1 - Д, 2 - Б, 3 - Г, 4 - А, 5 - В.

Задание 9

Задание 10 - Эрнст Бирон

Задание 11
1. Командующий 1-й армией М.Б. Барклай-де-Толли.
2. Это казачьи части.
3. Все они относятся к кавалерийским войскам.

Задание 12
А) Речь идет о штурме Астрахани войсками Степана Разина.
Б) Это событие закончилось взятием Астрахани сторонниками Разина.
В) Это событие происходило 22 июня 1670 г.
Г) Правителем города в то время был воевода И.С. Прозоровский.
Д) Автор записок принадлежал к правительственному лагерю.
Е) О том, что автор принадлежал к правительственному лагерю, свидетельствуют негативные отзывы о разинцах: «канальи», «изменившие нам стрельцы и солдаты».


школьный этап олимпиады по истории
для учащихся 9-х классов

2016 г.

Митина Т.М.-учитель истории

    Как назывался появившийся в царствование Екатерины II вид наказания крестьян, предполагавший лишение свободы со строгим режимом содержания и привлечения к тяжелому физическому труду?
    1) каторгой;
    2) гнетом;
    3) тяглом;
    4) рекрутчиной.

    Одним из последствий политической раздробленности русских земель было:
    1)развитие хозяйства и культуры отдельных земель;
    2)развитие мануфактурного производства;
    3)усиление обороноспособности русских земель;
    4)развитие помещичьего землевладения.

    В эпоху становления русского централизованного государства возникла новая форма землевладения:
    А) соседская община;
    Б) хутор и отруб;
    В) поместье;
    Г) вотчина.

    Крепостное право в России окончательно было оформлено:
    А) Судебником Ивана III;
    Б) Судебником Ивана IV;
    В) первым Земским собором;
    Г) Соборным уложением 1649.

    Первая печатная газета, которая стала выходить в России с начала XVIII в., называлась
    1) «Куранты»;
    2) «Ведомости»;
    3) «Домострой»;
    4) «Апостол»

    Что из названного относится к царствованию Петра I ?
    1) создание духовной коллегии – Синода;
    2) возникновение церковного раскола;
    3) начало борьбы иосифлян и нестяжателей;
    4) выдвижение постулата «Москва – Третий Рим».

    «Советами всея земли» называли
    1) Земские соборы;
    2) церковные соборы;
    3) заседания Боярской думы;
    4) вечевые сходы.

    В результате военной реформы XVI в. в России появились
    1) рекруты;
    2) стрельцы;
    3) драгуны;
    4) гвардейцы.

    Дочь Петра I Елизавета оказалась на российском престоле
    1) по завещанию Петра I;
    2) по требованию участников крестьянского восстания;
    3) по приглашению Верховного тайного совета;
    4) в результате дворцового переворота

    В России капиталистические мануфактуры возникли на основе:
    А) цехов;
    Б) казенных мануфактур;
    В) вотчинных мануфактур;
    Г) мелкотоварного производства

    Кроме реформы 1861 г. были проведены и другие реформы. Какие?
    А) судебная и земская реформа;
    Б) военная, городская реформы;
    В) реформы в области просвещения, цензуры, финансов;
    Г) все перечисленные реформы.

    Впервые свободу слова, печати и уличных шествий граждане России обрели:
    А) в ходе реформ 60-х гг. Х1Х в.;
    Б) 17 октября 1905 г.;
    В) вскоре после совершения Февральской революции 1917 г.;
    Г) после провозглашения России республикой.

    На подавлении революции 1905 г. силой настаивал:
    1.Николай II 4. П.Д. Святополк-Мирский;
    2.С.Ю. Витте 5. А.Г. Булыгин;
    3.П.А. Столыпин.

    С целью отвлечь наступавшие силы противника от Франции русское командование срочно разработало план наступления войск Юго-Западного фронта, которым командовал:
    1).А.А. Брусилов 4) А.И. Деникин;
    2).М.В. Алексеев 5) П.Н. Краснов;
    3).Л.Г. Корнилов.

    Какое из названных событий произошло раньше всех других?
    1)
    капитуляция немецких войск под Сталинградом;
    2) освобождение Крыма советскими войсками;
    3) Смоленское сражение;
    4) Ялтинская конференция.

    По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ. [6 баллов ]
    1. 1700, 1704, 1708, 1709, 1714, 1721;
    2. 1803, 1842, 1848, 1861, 1863, 1881г.г.;
    3. 5 декабря 1941 г., 19 ноября 1942 г., 23 июня 1944 г.

    По какому принципу образованы ряды?

1. М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион, А.П. Тормасов;

2. Самодержавие, православие, народность;

3. И.Н. Зарубин-Чика; Салават Юлаев; И.Н. Белобородов

4. «Иоланта», «Пиковая дама», «Евгений Онегин».

    Что или кто является лишним в ряду? Дайте краткое обоснование.
    События XV столетия:
    А) стояние на реке Угре, Б) путешествие Афанасия Никитина в Персию и Индию, Г) Грюнвальдская битва, Д) вхождение Рязани и Пскова в состав Московского княжества

    Определите и впишите пропущенное слово/слова или словосочетание
    1 .Фраза «Мертвые срама не имут» принадлежит
    ______________________________
    2. Победа на льду Чудского озера связана с именем ______________________________
    3. Марфа Посадница возглавляла оппозицию московскому князю__________________
    в городе__________________________________________________________________
    4. Первой печатной книгой на Руси с указанием года издания был ––––––––––––––––--
    5. От обязательной службы российское дворянство было освобождено по _________
    ______________________(название документа) императором____________________
    6. Понятие «политика просвещенного абсолютизма» можно отнести к периоду правления_______________________________________________________________

    Соотнесите определения и термины.
    1. Стеклообразное покрытие, наноси-
    мое на металлический предмет; запол- зернь
    няет промежутки между металличе-
    скими ленточками, припаянными реб-
    ром на поверхность металла.
    2. Узор из мелких золотых, серебряных.
    или медных шариков, которые припа- миниатюра
    иваются на ювелирное изделие.
    3. Ажурный узор из скрученной золо-
    той или серебряной тонкой проволоки. мозаика
    4. Узор из цветных камней или смаль-
    ты, составляющий целые картины скань
    5. Живописные картины, написанные перегородчатая
    по сырой штукатурке эмаль
    6. Небольшая картинка в древнерус-
    ской рукописной книге фреска

    «Да» или «Нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».
    1) При Иване Калите Москва фактически становится резиденцией митрополита
    2) «Медный бунт» в Москве произошел в 1662 году
    3) Манифест о вольности дворянства был издан в период правления Петра III
    4) Автором картины «Витязь на распутье» является В. Суриков
    5) Брестский мир был подписан в 1920 году
    6) Государственный Комитет Обороны возглавлял И.В. Сталин.

    Ответьте на вопросы:
    1. Россия- страна крестьянская, и долгое время ее население состояло больше чем на 90% из крестьян. А кого называли черносошными крестьянами?
    2. Многие великие князья и государи, чеканя монету, ставили на ней свое имя. На монете Ярослава Мудрого изображен Георгий Победоносец. Почему?
    3. Какое отношение имеет знаменитый барон Мюнхгаузен к России?
    4. Династия русских царей с XVII в.
    5. Императрица, дочь Петра I.
    6. Какой город в эпоху Екатерины II современники называли «дворянской республикой»?
    7. Близкий соратник Петра I, происходивший из низшего сословия, «счастья баловень безродный, полудержавный властелин».

    А.В.Суворов написал известную книгу «Наука побеждать», в которой изложил свой взгляд на военное искусство. Ряд крылатых выражений из этой книги мы используем в нашей речи и сегодня.
    Закончите приведенные ниже изречения:
    1. «Стреляй редко, да …»
    2. «Каждый воин должен…»
    3. «За ученого…»
    4. «Научись повиноваться, прежде чем…»
    5. «Дело мастера…»
    6. «Пуля – дура, а…»
    7. «Где пройдет олень, там…»
    8. «Тяжело в учении, да…»
    9. «Воюют не числом, а…»

    Расположите в хронологической последовательности правления великих князей и государей Московских и Всея Руси. Запишите последовательно соответствующие буквы:
    а) Борис Годунов; б) Василий III; в) Иоанн Великий;
    г) Василий Темный; д) Иоанн Грозный; е) Федор Иоаннович.

    Расставьте в хронологической последовательности следующие факты, связанные с Отечественной войной 1812 г.
    а) пожар Москвы б) арьергардные бои у Витебска в) Бородинское сражение
    г) Дрисский лагерь д) Тарутинский маневр е) Смоленское сражение
    ж) сражение на реке Березина з) сражение под Малоярославцем

    Расположите в хронологической последовательности события гражданской войны. Запишите последовательно соответствующие буквы:
    а) иностранная интервенция; б) борьба с буржуазно-помещичьей Польшей;
    в) борьба с Колчаком; г) борьба с Деникиным;
    д) борьба с Врангелем; е) установление советской власти на Дальнем Востоке.

    Расположите в хронологической последовательности . Запишите последовательно соответствующие буквы:
    А.
    Создание Верховного тайного совета. Б. Смерть царевича Алексея. В. Упразднение патриаршества. Г. Согласие Анны Иоанновны подписать Кондиции. Д. Смерть Петра II. Е. Переход России к летосчислению от Рождества Христова

    Рассмотрите иллюстрации. О каком событии рассказывает каждая из них? Укажите год, когда это событие произошло.
    1. 2.

    1._________________________________________________________________________
    2._________________________________________________________________________

    Историк пишет: В начале XVIII в. дворянство обладало всеми признаками государственного крепостного состояния»: 1) они были обязаны нести государственную службу с 15 лет и с самого низшего ранга; 2) получить образование; 3) подготовить к службе своих детей; 4) управлять своими крестьянами; 5) нести наравне с «подлыми людьми» телесные наказания; 6) платить прямые государственные налоги.
    Что в этом перечне обязанностей приведено ошибочно? Укажите соответствующий пункт.

    Ученику случайно попал в руки отрывок из документа:
    «Приказ… а в нем сидит диак, да подъячих с 10 человек… В тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя… А устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того чтоб его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том не ведали».
    Смысл прочитанного он понял не до конца. Помогите ему, ответив на вопросы. [По 2 балла за каждый правильный ответ: 10 баллов]

    1. Как назывался приказ, о котором говорится в документе? 2. Назовите имя и 3. – даты правления царя, при котором он был создан. 4. Кто такой диак? 5. Чем необычен диак, упомянутый в документе?

    С какими событиями XVII в. связаны следующие слова?
    1. «Готовы мы единодушно все пострадать, а новой веры, и учения, и книг отнюдь все не приемлем».
    2. «Буде добром нам тех бояр не отдашь, а мы у тебя учнем имать сами по своему обычаю».
    3. «Вот тебе, изменник, за соль!»
    4. «С Дону выдачи нет!»
    5. «Силою не стану принуждать, а кто захочет быть со мною – будет вольный казак».
    6. «Чтоб мы вовеки все едины были!»
    Варианты ответов: А. Соляной бунт; Б. бегство крестьян от помещиков; В. воссоединение Украины с Россией; Г. раскол; Д. крестьянская война под предводительством С.Т. Разина; Е. Медный бунт.

    Соедините названия и функции коллегий:.
    Адмиралтейская контроль за доходами
    и расходами
    Военная дворянские поместья
    Иностранных дел флот
    армия
    Камер-коллегия внешняя торговля
    Штатс-контор-коллегия внешняя политика
    Ревизион-коллегия лёгкая промышленность
    Мануфактур-коллегия сбор налогов
    Берг–коллегия суд
    Юстиц коллегия финансы
    Коммерц-коллегия горное дело

    О каких периодах истории России XVIII в. говорится в этих отрывках?
    1. «Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении» (В.О.Ключевский )
    2. «Россия пришла в себя. На высших местах управления явились русские люди, и когда на место второстепенное назначили иностранца, то императрица спрашивала: разве нет русского?» (С.М.Соловьев)
    3. «Развратная государыня развратила и свое государство. Она уничтожила звание рабства… и закрепостила вольную Малороссию и польские провинции. Она уничтожила пытку, а Тайная канцелярия процветала под ее патриархальным правлением; она любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешел в темницу, где и находился до самой смерти» (А.С.Пушкин)
    Варианты ответов: правление Екатерины
    II ; Анны Иоанновны; Елизаветы Петровны.

Ключи

Максимальная сумма 138 баллов


п/п

Ответ


п/п

Ответ


п/п

Ответ


п/п

Ответ

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Сумма – 16 баллов


п/п

Правильный ответ

Оценка

1. Основные даты Северной войны. 2 Даты принятия указов, связанных с изменением положения крестьян. 3. Наступательные операции Красной Армии в период Великой Отечественной войны.

По 1 баллу за полный правильный ответ. Сумма – 3 балла.

1.-командующие тремя русскими армиями в начале Отечественной войны 1812; 2.-теория официальной народности; 3.-сподвижники Е. Пугачева; 4.-Оперы П.И. Чайковского

По 1 баллу за полный правильный ответ. Сумма – 4 балла.

Д, событие произошло в XVI веке.

1-князю Святославу, 2-Александра Невского, 3-Новгороде, 4-Апостол, 5-Петром III, 6-Ектерины II

По 1 баллу за полный правильный ответ. Сумма – 6 баллов

1-перегородчатая эмаль, 2-зернь, 3-скань, 4-мозаика, 5-фреска, 6-миниатюра

По 1 баллу за полный правильный ответ. Сумма – 6 баллов.

да, да, да, нет, нет, да.

1- Государственных крестьян, несших тягло; 2- Георгий – имя, данное при крещении князя; 3- Он служил во времена Елизаветы Петровны в Кирасирском полку; 4- Романовы; 5- Елизавета; 6- Москву; 7- Меншиков

Сумма 7 баллов.

1. метко, 2. знать свой маневр, 3. двух неученых дают, 4. приказывать, 5. боится, 6. штык – молодец, 7. и русский солдат пройдет, 8. легко в бою, 9. умением

Сумма 9 баллов

г, в, б, д, е, а.

По 1 баллу за правильный ответ. Сумма – 6 баллов

г, б, е, в, а, д, з, ж

По 1 баллу за правильный ответ. Сумма – 8 баллов

а, в, г, д, б, е.

По 1 баллу за правильный ответ. Сумма – 6 баллов

Е, Б, В, А, Д, Г

По 1 баллу за правильный ответ. Сумма – 6 баллов

1) Восстание декабристов, 1825; 2) Стрелецкая казнь, 1698

Сумма –6 баллов. За отсутствие указания даты события снимается 1 балл.

6) Платить государственные налоги.

1. Приказ Тайных дел, или Тайный приказ. 2. Алексей Михайлович, 3. 1645 – 1676. 4. Начальник и письмоводитель канцелярии; 5. дьяк Тайного приказа руководил не канцелярией, а приказом.

По 2 балла за каждый правильный ответ. Сумма – 10 баллов.

1-Г, 2-Е, 3-А, 4-Б, 5-Д, 6-В

Сумма 6 баллов

Адмиралтейская- флот, Военная- армия, Иностранных дел- внешняя политика, Камер-коллегия- контроль за доходами, сбор налогов, Штатс-контор-коллегия- контроль за расходами, Ревизион-коллегия- финансы, Мануфактур-коллегия- лёгкая промышленность, Берг–коллегия- горное дело, Юстиц коллегия- суд, Коммерц-коллегия- внешняя торговля.

Сумма – 10 баллов

1-правление Анны Иоанновны, 2-правление Елизаветы Петровны, 3-правление Екатерины II.

Районная (городская) олимпиада по истории (9-11 классы)

Во II-м туре – на районной (городской) олимпиаде школьников по истории – принимают участие 3 группы учащихся: 9-х, 10-х и 11-х классов. Независимо от класса им предлагается выполнить две группы однотипных заданий:

I-я группа – тестовые задания, разные по сложности, но близкие к тестовым заданиям ЕГЭ (части А и В) по истории.

II -я группа – проблемные задания.

В конце каждого задания в скобках указано количество баллов, которое участник олимпиады может заработать при абсолютно правильном ответе.

Мы рекомендуем перед олимпиадой провести беседу с ее участниками для того, чтобы познакомиться, объяснить систему проведения олимпиады и оценки работ, создать рабочую обстановку, способствующую раскрытию потенциала личности ученика.

Продолжительность выполнения олимпиадных заданий – не более 2 часов .

Победителем считается ученик, набравший наибольшее количество баллов в своей возрастной подгруппе.

* * *

При направлении работы победителя II тура олимпиады в ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» просьба приложить следующие материалы:

1. Список членов жюри.

2. Количество участников олимпиады по каждой возрастной категории.

3. Отзыв о победителе олимпиады учителя-предметника или классного руководителя .

I группа заданий

а) Игорь; б) Владимир; в) Ярослав; г) Мстислав.

д) возведение храма святой Софии в Новгороде.

1) Рюрик и Игорь

а) «Повесть временных лет»

б) Отец и сын

3) Нестор и Сильвестр

в) Одна и та же личность

4) Ольгерд и Гедимин

г) Куликовская битва

5) Тимур и Тамерлан

д) Братья

е) Литовские князья

(6 баллов)

4. Совместно с каким иконописцем расписывал соборы Андрей Рублев?

а) Даниил Черный;

б) Симон Ушаков;

в) Яков Гаврилов;

г) Дионисий;

д) Сидор Поспеев.

а) …не любишь меня».

б) …от меча и погибнет».

в) …порядка в ней нет».

г) …свою покинул».

д) …завтра возьмут вашу».

е) …мы умрем за него».

8) «Наш князь младенец, но…

з) …все ваше будет».

(8 баллов)

7. Дата + место = событие:

1) 1552 + Казань =

2) 1584 + Иртыш =

б) Разгром войск Лжедмитрия I

3) 1591 + Углич =

4) 1605 + Добрыничи =

г) Воцарение Романовых

5) 1611 + Нижний Новгород =

д) Гибель Ермака

6) 1613 + Москва =

(6 баллов)

а) Таллин; б) Рига; в) Ревель; г) Либава; д) Вильно; е) Дерпт.

… – – – – – .

1) Андрей Нартов

2) Степан Крашенинников

3) Иван Ползунов

4) Григорий Шелихов

5) Джакомо Кваренги

д) исследование Камчатки

6) Феофан Прокопович

7) Варфоломей Растрелли

(7 баллов)

а) военные поселения;

б) временщик;

д) ужесточение цензуры;

4) 24 ноября 1866 г.

(6 баллов)

Оборона Севастополя началась 13 сентября _____ года после поражения русской армии под командованием на реке ______. Немногочисленный гарнизон (31,5 тыс. чел.) оказался перед лицом вражеской 67-тысячной армии и огромного флота. К англо-франко-турецким союзникам присоединились войска _____________ королевства. Оборону города возглавил вице-адмирал ______, а его ближайшим помощником стал вице-адмирал ________. Военный инженер _____________ разработал превосходный план по строительству укреплений. В севастопольском госпитале под началом хирурга ­­­­­­­­­___________ работал отряд медсестер. На 5-ом бастионе сражался молодой офицер _____________. Севастополь мужественно защищали не только моряки и солдаты, но и жители. Лишь 8 сентября _______ года русские солдаты и матросы оставили город.

(9 баллов)

а) выставки картин русского авангарда ; б) показы первых русских кинокартин;

EN-US">II группа заданий

10-11 классы

I группа заданий

1. При каком князе появилась древнейшая часть Русской Правды?

а) Игорь; б) Владимир; в) Ярослав; г) Мстислав; д) Всеволод.

2. Какое из перечисленных событий произошло позже всех других?

а) возведение храма святой Софии в Киеве;

б) строительство церкви Покрова на Нерли;

в) основание Киево-Печерского монастыря;

г) строительство Десятинной церкви в Киеве;

д) возведение храма святой Софии в Новгороде;

е) открытие в Киеве женского Андреевского монастыря.

3. Соотнесите имена исторических деятелей с тем, что их объединяло:

1) Рюрик и Игорь

а) «Повесть временных лет»

2) Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый

б) Отец и сын

3) Нестор и Сильвестр

в) Одна и та же личность

4) Ольгерд и Гедимин

г) Куликовская битва

5) Тимур и Тамерлан

д) Братья

6) Дмитрий Боброк и Владимир Храбрый.

е) Литовские князья

7) Иван Калита и Дмитрий Донской

ж) Дед и внук

(7 баллов)

4. Совместно с какими иконописцами расписывал соборы Андрей Рублев?

а) Даниил Черный;

б) Симон Ушаков;

в) Яков Гаврилов;

г) Дионисий;

д) Феофан Грек;

е) Сидор Поспеев;

ж) Прохор с Городца.

5. Соотнесите начало высказывания с его окончанием:

1) «Земля наша велика и обильна, а…

а) …не любишь меня».

2) «Как ты хочешь взять меня женою, когда…

б) …от меча и погибнет».

3) «Уж горько мне: отца моего ты убил, землю полонил, а теперь…

в) …порядка в ней нет».

4) «Когда нас всех не будет, тогда…

г) …свою покинул».

5) «Кто к нам с мечом придет…

д) …завтра возьмут вашу».

6) «Ты, князь, чужой земли ищешь, а…

е) …мы умрем за него».

7) «Ныне они взяли нашу землю…

ж) …сам крестил и назвал дочерью».

8) «Наш князь младенец, но…

з) …все ваше будет»

9) «Если бы я не был царем в России, то…

и) …я не вижу побежденных русских».

10) «Я вижу убитых русских, но…

к) …по недосмотру начальства».

11) «История движется тихо, …

л)… желал бы быть адмиралом в Англии».

12) «Все великое в России происходит…

м) …надо ее подталкивать».

(12 баллов)

6. Укажите термин, выпадающий из данного ряда:

а) смерды; б) закупы; в) холопы; г) рядовичи; д) дьяки; е) изгои.

7. Дата + место = событие:

1) 1552 + Казань =

а) Формирование II ополчения

2) 1584 + Иртыш =

б) Разгром войск Лжедмитрия I

3) 1591 + Углич =

в) Взятие города войсками Ивана IV

4) 1605 + Добрыничи =

г) Воцарение Романовых

5) 1611 + Нижний Новгород =

д) Гибель Ермака

6) 1613 + Москва =

е) Загадочная смерть царевича Дмитрия

(6 баллов)

8. Укажите пропущенное название в отрывке из Манифеста Петра I о присоединении Эстляндии к России: «Мы вынуждены направить свои вооруженные силы в Эстляндию, дабы укрепиться в морских гаванях и тем самым защитить себя от всяких вторжений. В особенности мы сочли необходимым овладеть городом…»:

а) Таллин; б) Рига; в) Ревель; г) Либава; д) Вильно; е) Дерпт; ж) Выборг; з) Нарва.

9. Впишите пропущенную фамилию:

… – – – – – .

10. Соотнесите имя исторического деятеля с его заслугой:

1) Андрей Нартов

а) строительство Зимнего дворца, Екатерининского дворца в Царском Селе, Смольного монастыря

2) Степан Крашенинников

б) изобретение парового двигателя

3) Иван Ползунов

в) основание первых русских поселений на Аляске, образование Российско-Американской компании

4) Григорий Шелихов

г) изобретение новых токарных и винторезных станков

5) Джакомо Кваренги

д) исследование Камчатки

6) Феофан Прокопович

е) строительство Эрмитажного театра, Александровского дворца в Царском Селе, Смольного института

7) Варфоломей Растрелли

ж) основание русской драматургии

(7 баллов)

11. Какие из перечисленных ниже событий, явлений, понятий были связаны с понятием «аракчеевщина»?

а) военные поселения;

б) временщик;

в) учреждение Государственного совета;

г) вольноотпущенные крестьяне;

д) ужесточение цензуры;

е) учреждение Государственной думы;

ж) руководство III отделением В. канцелярии.

12. Укажите недостающую фамилию:

писал: «История нашей литературы – это мартиролог, или реестр каторги. Рылеев повешен Николаем. Пушкин убит на дуэли тридцати восьми лет. … предательски убит в Тегеране. Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет, на Кавказе».

13. Соотнесите даты и события:

а) принятие Указа о судебной реформе

б) утверждение «Городового положения»

в) издание Положения о государственных крестьянах

г) подписание Манифеста об отмене крепостного права

д) принятие Устава о воинской повинности

е) издание рескрипта виленскому генерал-губернатору

(6 баллов)

14. Заполните пропуски в тексте:

Оборона Севастополя началась 13 сентября _____ года после поражения русской армии под командованием на реке ______. Немногочисленный гарнизон (31,5 тыс. чел.) оказался перед лицом вражеской 67-тысячной армии и огромного флота. К англо-франко-турецким союзникам присоединились войска _____________ королевства. Оборону города возглавил вице-адмирал ______, а его ближайшим помощником стал вице-адмирал ________. Военный инженер _____________ разработал превосходный план по строительству укреплений. В севастопольском госпитале под началом хирурга ­­­­­­­­­___________ работал отряд медсестер. На 5-ом бастионе сражался молодой офицер _____________. Севастополь мужественно защищали не только моряки и солдаты, но и жители. Лишь 8 сентября _______ года русские солдаты и матросы оставили город.

(9 баллов)

15. В начале ХХ века большую известность в Европе получили «Русские сезоны», это были…:

а) выставки картин русского авангарда; б) показы первых русских кинокартин;

в) выступления русских философов с лекциями; г) спектакли русского балета.

16. Кому из деятелей белого движения принадлежат данные ниже характеристики?

а) ; б) ; в) ; г) .

Это был необычайно способный, знающий и талантливый офицер, обладал редкой памятью, владел прекрасно тремя европейскими языками, знал хорошо лоции всех морей, историю почти всех европейских флотов и морских сражений.

Адмирал

Он – политически безличная фигура. Он ­ простая игрушка в руках держав Антанты. У него, с его голой идеей военной диктатуры и скрытой мыслью восстановления монархии, нет никакой политики, кроме той, которая диктуется ему противоречивыми влияниями и этих держав, и окружающих групп военщины и торгово-промышленных кругов.

Зам. пред. Иркутской ГубЧК К. Попов

17. Звание Героя Советского Союза впервые было присвоено:

а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) ; ж) .

18. Соотнесите высказывания с личностями, которым они принадлежали:

1) «Я не ожидал от вас справедливости. Я вас заранее прощаю».

2) «Самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи».

3) «Может, самое главное, что я сделал, как раз в том, что они смогли меня снять простым голосованием».

4) «Мир, прогресс, права человека – эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими».

19. Бывшая союзная республика, не вошедшая в состав СНГ:

а) Украина; б) Киргизия; в) Туркмения; г) Грузия; д) Молдавия; е) Армения.

EN-US">II группа заданий

1. Рассмотрите репродукцию картины и ответьте на следующие вопросы:

а) какая историческая личность изображена на картине? (1 балл)

б) чье изображение виднеется на знамени? (1 балл)

в) какой город изображен на заднем плане? (2 балла)

г) по какому признаку вы это определили? (2 балла)

д) по вашему мнению, когда или приблизительно в какое время написал эту картину? (3 балла)

е) насколько актуальным было обращение художника к образу данной исторической личности? (3 балла)

2. Осенью 1612 года Второе ополчение освободило Москву от польских интервентов. Необходимо было выбрать царя. Ответьте на следующие вопросы:

а) представители каких социальных групп населения России участвовали на Земском соборе, на котором был избран на русский трон Михаил Романов? (7 баллов)

б) почему собор выбрал сына Филарета, бывшего тушинского Патриарха? (4 балла)

3. Укажите разницу между стрельцом и солдатом «иноземного строя» (6 баллов)

4. Говорят, что Петр I создал второй университет, а – третий. Ответьте на вопросы:

а) как назывался первый университет и когда он появился? (2 балла)

б) назовите второй и третий университеты, когда они были основаны? (4 балла)

5. О ком (или о чем) эти цифры:

1678 г. – 90,5%, 1719 г. – 84%, 1857 г. – 82 %, 1897 г. – 80%?

6. Сгруппируйте перечисленные ниже события по схеме: причина – следствие:

а) приход фашистов к власти в Германии;

б) назначение военным Советником Испанского революционного правительства;

г) борьба СССР за создание системы коллективной безопасности;

д) вступление немецких войск в Судетскую область Чехословакии;

е) вторжение японских войск в Маньчжурию;

ж) фашистский мятеж в Испании;

з) бои у озера Хасан.

(8 баллов)

Ответы

9 класс

I группа заданий

3. 1)-б); 2)-д); 3)-а); 4)-е); 5)-в); 6)-г).

5. 1)-в); 2)-ж); 3)-а); 4)-з); 5)-б); 6)-г); 7)-д); 8)-е).

11. а), б), д).

II группа заданий

1. а) Александр Невский; б) Иисус Христос; в) Новгород Великий; г) гл. признак – Софийский собор; д) в 1942 г. (за ответ «в годы Великой Отечественной войны» присуждается столько же баллов); е) общий мотив борьбы с немецкими агрессорами , защиты Отечества.

Ответы

10-11 классы

I группа заданий

3. 1)-б); 2)-д); 3)-а); 4)-е); 5)-в); 6)-г); 7)-ж).

4. а), д), ж).

5. 1)-в); 2)-ж); 3)-а); 4)-з); 5)-б); 6)-г); 7)-д); 8)-е); 9)-л); 10)-и); 11)-м); 12)-к).

7. 1)-в); 2)-д); 3)-е); 4)-б); 5)-а); 6)-г).

г); 2)-д); 3)-б); 4)-в); 5)-е); 6)-ж); 7)-а).

11. а), б), д).

е); 2)-г); 3)-а); 4)-в); 5)-б); 6)-д).

; Альма; Сардинского; ; ; ; ; ; 1856.

в); 2)-г; 3)-а); 4)-б).

II группа заданий

1. а) Александр Невский; б) Иисус Христос; в) Новгород Великий; г) гл. признак – Софийский собор; д) в 1942 г. (за ответ «в годы Великой Отечественной войны» присуждается столько же баллов); е) общий мотив борьбы с немецкими агрессорами, защиты Отечества.

2. а) бояре, дворяне, деятели Церкви, посадские люди, казаки, черносошные и дворцовые крестьяне; б) был достаточно близок казакам как сын бывшего тушинца; его отец находился в польском плену, имел ореол мученика; являлся дальним родственником Ивана Грозного (внучатым племянником его первой жены); был выгоден боярам как молодой и неопытный правитель.

3. В отличие от стрельца, солдат «иноземного строя» 1находился на полном государственном довольствии, 2не имел права подрабатывать ремеслом, 3проходил регулярную строевую подготовку, 4вместо бердыша вооружен саблей (или палашом); 5конные солдаты имели металлические доспехи; 6все командиры солдат назначаются сверху (низшие командиры стрельцов выбирались).

4. а) Славяно-греко-латинская академия, основана в 1687 г.; б) второй университет – университет при Академии наук, основан в 1724 г., третий – Московский университет, основан в 1755 г.

5. Доля крестьянского населения в России.

6. а – г; ж – б; в – д; е – з (за каждую правильную пару – 2 балла).