Болезни Военный билет Призыв

Олег вещий рылеев. Исследовательская работа "Сюжет и образ Вещего Олега в русской литературе ХIХ – ХХ веков"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кременчугская средняя школа»

Урок литературы в 7 классе

Составила учитель русского языка и литературы Костив Людмила Васильевна

Тема: Образ князя Олега в думе К. Рылеева «Олег вещий» и в балладе А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Цели:

1. Учить сопоставлять образы литературных героев, работать с поэтическим текстом, делая обобщения; повторить и закрепить литературные термины.

2. Развивать умение сравнивать, логически мыслить, развивать речь.

3.Воспитывать уважение к истории, любовь к родине.

Оборудование: портреты поэтов, рисунки учащихся, тексты с думой К. Рылеева, записи на доске.

Ход урока

1.Слово учителя (о связи эпох, культур, причины обращения к прошлому, эпоха 20-ых годов 19 века)

История всегда притягивала литераторов, именно она является важным источником их вдохновения. Из неё они черпают идеалы, нравственные устои и моральные принципы, которые впоследствии находят отражение в их произведениях. Особенно интересны для них были легендарно-известные личности, которые вершили державные дела и определяли будущее России. Многие исторические личности нашли место в творчестве писателей разных времён, например, князь Игорь, Олег, Борис Годунов, Иоанн Грозный, Пётр׀ и др.

Воплощая их, в исторические персонажи, писатели преследовали цель показать народу и господствующей власти положительные и отрицательные стороны людей, истинно владеющие не только своей, но и страны судьбой. Особое внимание привлекали личности, жившие в переломные моменты времени, сами оказавшие влияние на эпоху, которая их породила, раскрыла человеческие качества. Стихотворцы пытались их изобразить в соприкосновении с важнейшими событиями времени, культуры, национального самосознания. Одним из этих персонажей является Вещий Олег, которому и посвящена наша работа на уроке. К нему обращаются писатели разных времён: А.С. Пушкин, К.Ф.Рылеев, М.Ю.Лермонтов, В.В.Высоцкий.

Обращение А.С.Пушкина и К.Ф.Рылеева к этому историческому лицу вызваны разными причинами. Для А.С.Пушкина-романтика было важно показать самобытные черты древнерусского человека, его мироведение, а К.Ф.Рылеев воплощает в образе Олега идеи предназначения воина и воинской славы не в древнерусском, а в декабристском понимании.

Обращаюсь к эпиграфам.

«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

(А.С.Пушкин)

«…цель моя…распространить между простым народом

нашим… хотя некоторые познания о знаменитых деяниях

предков, заставить его гордиться славным своим

происхождением и ещё более любить родину свою».

(К.Ф. Рылеев)

2. Сообщения учащихся

1) Историческая справка о времени написания произведений.

2) О К.Ф. Рылееве и декабристах.

3) О думах К.Ф. Рылеева.

4) Летописный источник. Сведения о князе Олеге.

3. Беседа (сопоставительный анализ и обобщение сведений)

В каком жанре написаны произведения А.С.Пушкина, К.Ф. Рылеева?

Сравнивая только жанры, что можно сказать о произведениях?

(общее - исторический сюжет)

Дайте определение жанров.

Каков был период, когда написаны произведения?

Почему обратились к такой теме?

Выводы:

Рылеев и Пушкин обратились к теме древней истории в одно и то же время - образования и деятельности тайных обществ.

Людей в 20-ые годы 19 века волновали вопросы, по какому пути идти.

4. Работа с текстом.

1) чтение наизусть баллады (3 уч-ся)

Как начинаются дума и баллада?

Каким представляется Олег Рылееву, Пушкину?

Докажите текстом, что он в думе торжествующий, а в балладе - угрюмый.

(ребята работают с текстом, называя слова и словосочетания)

5. Работа с рисунками учащихся.

К какому произведению было легче нарисовать рисунок? Почему?

(в думе - действие, в балладе - внутреннее состояние героя)

Ребята объясняют, почему нарисовали те или иные рисунки.

В основе баллады лежит конфликт. В чём он?

Прочитайте диалог в лицах.

Хотя Пушкин изобразил волхва, что он имел ввиду?

(Волхвы не боятся могучих владык…)

(поэзия не зависит от земных царей, свобода творчества)

К кому больше подходит слово «вещий»?

У кого другое мнение?

Выводы: Дума и баллада начинаются одинаково. В думе князь Олег - торжествующий, а в балладе - грустный, угрюмый. В балладе есть конфликт.

6. Язык произведения.

Что характерно для обоих произведений? Почему так много устаревших слов?

Приведите примеры устаревших слов и их лексическое значение.

(по записям в тетрадях, что выписали дома)

На какие темы можно объединить эти слова?

2) человек и его деятельность

3) остальные слова

Какие самые многочисленные? (военная тема)

Подберите синонимы:

Бранное поле или поле брани - поле битвы.

Броня - одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.

Вдохновение - творческий подъём, прилив творческих сил.

Вещий - пророческий, предвидящий будущее.

Волхвы - название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.

Жрец - служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.

Летописи - памятники исторической прозы Древней Руси.

Отроки - здесь молодые слуги князя.

Перун - бог грома и молний у древних славян.

Попона - покрывало для лошади.

Праща - древнее ручное боевое оружие для метания камней.

Секира - боевой топорик с длинной рукоятью.

Сеча - сражение.

Тризна - похоронный обряд у древних славян.

Хозары (или хазары) - народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Выводы: И в думе и в балладе использованы устаревшие слова, самая большая группа слов на военную тему.

7. Обобщение материала

Что же объединяет эти два произведения? Давайте ещё раз обратимся к эпиграфам.

(любовь к родине, историческому прошлому, уважение к истории)

8. Итоги урока. Выставление оценок.

9. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Образ князя Олега в русской литературе и истории»

I. Олег Вещий

Рурик, основатель Российского государства, умирая (в 879 г.), оставил малолетнего сына, Игоря, под опекою своего родственника, Олега. Опекун мало-помалу сделался самовластным владетелем. Время его правления примечательно походом к Константинополю в 907 году. Летописцы сказывают, что Олег, приплыв к стенам византийской столицы, велел вытащить ладьи на берег, поставил их на колеса и, развернув паруса, подступил к городу. Изумлённые греки заплатили ему дань. Олег умер в 912 году. Его прозвали Вещим (мудрым).

Наскучив мирной тишиною,
Собрал полки Олег
И с ними полетел грозою
На цареградский брег.

Покрылся быстрый Днепр ладьями,
В брегах крутых взревел
И под отважными рулями,
Напенясь, закипел.

Дружина храбрая героев
10 На славные дела,
Сгорая пылкой жаждой боев,
С веселием текла.

В пути ей не были преграды
Кремнистых гор скалы,
Днепра подводные громады,
Ни ярых вод валы.

Седый Олег, шумящей птицей,
В Евксин {1} через Лиман —
И пред Леоновой {2} столицей
20 Раскинул грозный стан!

Мгновенно войсками покрылась
Окрестная страна,
И кровь повсюду заструилась, —
Везде кипит война!

Горят деревни, селы пышут,
Прах вьется средь долин;
В сердцах убийством хладным дышат
Варяг и славянин.

Потомки Брута и Камилла {3}
30 Сокрылися в стенах;
Уже их нега развратила,
Нет мужества в сердцах.

Их император самовластный
В чертогах трепетал
И в астрологии, несчастный!
Спасения искал.

Меж тем, замыслив приступ смелый,
Ладьи свои Олег,
Развив на каждой парус белый,
40 Вдруг выдвинул на брег.

«Идем, друзья!» — рек князь России
Геройским племенам —
И шел по суше к Византии,
Как в море но волнам.

Боязни, трепету покорный,
Спасти желая трон,
Послов и дань — за мир позорный
К Олегу шлет Леон.

Объятый праведным презреньем,
50 Берет князь русский дань,
Дарит Леона примиреньем —
И прекращает брань.

Но в трепет гордой Византии
И в память всем векам
Прибил свой щит с гербом России
К царьградским воротам {4}.

Успехом подвигов довольный
И славой в тех краях,
Олег помчался в град престольный
60 На быстрых парусах.

Народ, узрев с крутого брега
Возврат своих полков,
Прославил подвиги Олега
И восхвалил богов.

Весь Киев в пышном пированье
Восторг свой изъявлял
И князю Вещего прозванье
Единогласно дал.

1821 или 1822

НЛ, 1822, Ќ 11. Историческая основа думы — летописный рассказ о нападении Олега на Константинополь в 907 г. в изложении Карамзина (И, т. I, гл. 5). В предисловии к Д. Рылеев отметил, что «решился поместить» «Олега Вещего» «в числе дум, чтобы показать состав исторических песен Немцевича, одного из лучших поэтов Польши». В сборнике Немцевича нет стихотворения об Олеге. Думу Рылеева, сближает со «спевами» Немцевича главным образом стремление воспеть, поэтизировать ратные, подвиги предков; Чтоб усилить сходство «Олега Вещего» с произведениями Немцевича, Рылеев в этой — и только в этой — думе нумерует строфы. У Немцевича строфы всех «спевов» нумерованы.
1 Еексин (Понт Евксинский) — древнегреческое» название Черного моря.
2 Леон — византийский император Лев VI (886-912).
3 Потомки Брута и Камилла — византийцы, потомки римлян.
4 Ст. 55-56 вызвали критические замечания Пушкина (См. П, т. ХШ, стр.
54, 175-176).

Год написания: 1821-1822

I. Олег Вещий

Рурик, основатель Российского государства, умирая (в 879 г.), оставил малолетнего сына, Игоря, под опекою своего родственника, Олега. Опекун мало-помалу сделался самовластным владетелем. Время его правления примечательно походом к Константинополю в 907 году. Летописцы сказывают, что Олег, приплыв к стенам византийской столицы, велел вытащить ладьи на берег, поставил их на колеса и, развернув паруса, подступил к городу. Изумлённые греки заплатили ему дань. Олег умер в 912 году. Его прозвали Вещим (мудрым).

Наскучив мирной тишиною,
Собрал полки Олег
И с ними полетел грозою
На цареградский брег.

Покрылся быстрый Днепр ладьями,
В брегах крутых взревел
И под отважными рулями,
Напенясь, закипел.

Дружина храбрая героев
10 На славные дела,
Сгорая пылкой жаждой боев,
С веселием текла.

В пути ей не были преграды
Кремнистых гор скалы,
Днепра подводные громады,
Ни ярых вод валы.

Седый Олег, шумящей птицей,
В Евксин {1} через Лиман -
И пред Леоновой {2} столицей
20 Раскинул грозный стан!

Мгновенно войсками покрылась
Окрестная страна,
И кровь повсюду заструилась, -
Везде кипит война!

Горят деревни, селы пышут,
Прах вьется средь долин;
В сердцах убийством хладным дышат
Варяг и славянин.

Потомки Брута и Камилла {3}
30 Сокрылися в стенах;
Уже их нега развратила,
Нет мужества в сердцах.

Их император самовластный
В чертогах трепетал
И в астрологии, несчастный!
Спасения искал.

Меж тем, замыслив приступ смелый,
Ладьи свои Олег,
Развив на каждой парус белый,
40 Вдруг выдвинул на брег.

"Идем, друзья!" - рек князь России
Геройским племенам -
И шел по суше к Византии,
Как в море но волнам.

Боязни, трепету покорный,
Спасти желая трон,
Послов и дань - за мир позорный
К Олегу шлет Леон.

Объятый праведным презреньем,
50 Берет князь русский дань,
Дарит Леона примиреньем -
И прекращает брань.

Но в трепет гордой Византии
И в память всем векам
Прибил свой щит с гербом России
К царьградским воротам {4}.

Успехом подвигов довольный
И славой в тех краях,
Олег помчался в град престольный
60 На быстрых парусах.

Народ, узрев с крутого брега
Возврат своих полков,
Прославил подвиги Олега
И восхвалил богов.

Весь Киев в пышном пированье
Восторг свой изъявлял
И князю Вещего прозванье
Единогласно дал. 1

1821 или 1822

1 НЛ, 1822, Ќ 11. Историческая основа думы - летописный рассказ о нападении Олега на Константинополь в 907 г. в изложении Карамзина (И, т. I, гл. 5). В предисловии к Д. Рылеев отметил, что "решился поместить" "Олега Вещего" "в числе дум, чтобы показать состав исторических песен Немцевича, одного из лучших поэтов Польши". В сборнике Немцевича нет стихотворения об Олеге. Думу Рылеева, сближает со "спевами" Немцевича главным образом стремление воспеть, поэтизировать ратные, подвиги предков; Чтоб усилить сходство "Олега Вещего" с произведениями Немцевича, Рылеев в этой - и только в этой - думе нумерует строфы. У Немцевича строфы всех "спевов" нумерованы.
1 Еексин (Понт Евксинский) - древнегреческое" название Черного моря.
2 Леон - византийский император Лев VI (886-912).
3 Потомки Брута и Камилла - византийцы, потомки римлян.
4 Ст. 55-56 вызвали критические замечания Пушкина (См. П, т. ХШ, стр.
54, 175-176).

у стихотворения ДУМА I. ОЛЕГ ВЕЩИЙ аудио записей пока нет...

Сопоставительный анализ «Песни о вещем Олеге» Пушкина и думы Рылеева «Олег Вещий» (см. тексты – отд. лист )

«Песнь о вещем Олеге» находится под явным влиянием жанра баллады. Это – область творчества В.А. Жуковского и П.А. Катенина. Катенин в 1815 г. опубликовал баллады «Наташа», «Убийца», «Леший», в 1816 г. – «Ольга» (вольный перевод баллады Г.А. Бюргера «Ленора»). Баллады Катенина отличались внимательным отношением к национальному колориту, были точны в деталях, описании ритуалов и т.п. Такой подход не остался незамеченным среди русских литераторов – современников Катенина.

У Пушкина можно наблюдать конкретизацию героя: исторически, социально, национально. Историзм, например, проявляется в отношении к коню как к высшей ценности, кроме того, можно отметить выбор исторически точных эпитетов – «цареградская броня» (за одним словом бездна информации), а также принцип историзма подтверждают ссылки на «Повести временных лет»: Пушкин использует прямые цитаты. Точку зрения в произведении Пушкин организует как бы от летописца и таким образом снимается субъективная оценка.

У думы «Олег Вещий» Рылеева – романтическое основание. Олег, «Наскучив мирной тишиною, / Собрал полки…», т.е. предпосылки похода прежде всего эмоциональные (Олег – романтический герой). Характеры описаны необъективно. В думе можно найти исторические неточности, анахронизм: герб России со св. вмч. Георгием Победоносцем появился лишь в XVII веке. Все это говорит о том, что дума Рылеева преследует агитационные цели – воспитание сограждан.

Пушкин отделяет себя от летописца, но он отстраняется от своей точки зрения и пытается смотреть на происходящее глазами современника тех событий.

Рылеев, наоборот, стремиться приблизить взгляды того времени к современным, поэтому вводит современную деталь – герб. Олег у Рылеева – это переодетый декабрист.

Декабристы рассматривали историю как неизменяемую сущность, статику. поэтому между человеком X века и человеком XIX века устанавливается тождество.

Пушкин же утверждает историческое отличие, рассматривает историю в развитии, поэтому и воспроизводит мировоззрение древнего человека.

Так, например, он писал А.А. Бестужеву в конце января 1825 г. из Михайловского о коне: «Ты не расчухал, это является очень важным поэтическим мотивом», «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». Конь был весьма значим для древнего человека, и Пушкин сохранил исторический колорит в своей балладе, об этом говорит то, как Олег обращается к коню, как он с ним прощается – это целый ритуал. В этом же ракурсе представлена и оценка коня волхвом: в его глазах это бесстрашный, почти сказочный конь, это не просто боевой друг, а нечто большее: настоящий ангел-хранитель князя.

После сцены прощания в балладе Пушкина показано, что с конем уходят все княжеские атрибуты. Конь, таким образом, трактуется как тотемное животное, сакральное. Это языческие верования. Летописец эти факты опускает по идеологическим соображениям, а еще и потому, что языческие подробности были живучи (двоеверие). Пушкин эти факты восстанавливает, т.е. можно говорить о том, что историзм Пушкина высочайшего уровня.

Важно найти ответы на вопросы: 1) О чем свидетельствует желание князя расплатиться с кудесником именно конем? 2) Что для древнего человека могло означать известие, что он примет смерть от тотемного животного – первопредка? 3) Как понять дальнейшие действия князя: удалить коня и неожиданно о нем вспомнить? 4) Что означает смерть коня – тотемного первопредка? Как это трактует Олег? 5) Череп коня – сакральный предмет, оберег. Что же означает атеизм Олега? («Мне смертию кость угрожала…»)

Пушкин не просто воссоздает эпоху и мировоззрение древнего человека, но и мотивирует эпохой все поступки своего персонажа.

1) Закат язычества

2) Отступник наказывается за то, что не оправдывает веры. Проклятие ложиться не только на него самого, но и на весь его род. Прощание с конем – попытка замолить, задобрить рок, вступить в договорные отношения с высшими силами.

3) Забыл о сакральном, вспомнил – жив князь, жива дружина, значит, можно сделать вывод о том, что удалось задобрить высшие силы.

4) Олег обвиняет кудесника, ему жалко коня, а главное, оказалось, что нет никакого конфликта человека со своим тотемным животным.

5) Та внутренняя борьба, которая шла у Олега всегда – между верой и ересью. Олегу давался шанс вернуться к вере, но он предпочел стать вероотступником. Его последний выбор определил исход.