Болезни Военный билет Призыв

Оформление разрешения на строительство (кроме оопт и окн). Оопт - это особо охраняемые природные территории. виды оопт и их назначение Что такое оопт


Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки суши или водной поверхности, которые в силу своего природоохранного и иного значения полностью или частично изъяты из хозяйственного пользования и для которых установлен режим особой охраны.

Закон о ООПТ был принят Государственной Думой 15 февраля 1995 г. Согласно ему, ООПТ предназначены для поддержания экологического баланса, сохранения генетического разнообразия природных ресурсов, наиболее полного отражения биогеоценотического разнообразия биомов страны, изучения эволюции экосистем и влияния на них антропогенных факторов, а также для решения различных хозяйственных и социальных задач.

По этому закону «Об особо охраняемых природных территориях» различают следующие основные категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады.

Коротко охарактеризовав каждую категорию территорий, дам полное описание первой.

И так, национальные парки – это относительно большие природные территории и акватории, где обеспечивается выполнение трёх основных целей: экологической (поддержание экологического баланса и сохранение природных экосистем), рекреационной (регулируемый туризм и отдых людей) и научный (разработка и внедрение методов сохранения природного комплекса в условиях массового допуска посетителей). Самые известные национальные парки: это «Лосиный остров» (район Санкт-Петербурга), «Сочинский», «Приэльбрусье», «Валдайский», «Русский Север».

Природные парки – территории, отличающиеся особой экологической и эстетической ценностью, с относительно мягким охранным режимом и используемые преимущественно для организованного отдыха населения. Самые известные – «Русский лес» в Подмосковье; «Тургояк» в Челябинской области, на берегу озера Тургояк. Именно на это озеро мы с друзьями ездили отдыхать прошлым летом, и посещали природный парк. Там развит палаточный туризм, велотуризм, экскурсии на остров «Святой Елены». Кругом сосновый лес, чистый воздух. Очень понравилось.

Следующая категория – государственные природные заказники – это территории, созданные на определённый срок (в ряде случаев постоянно) для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Сохраняют и восстанавливают плотность популяций одного или нескольких видов животных или растений, а также природные ландшафты, водные объекты и др. Пример: заказник «Венский лес» в Тихвинском районе Ленинградской области.

Памятники природы – уникальные, невоспроизводимые природные объекты, имеющие научную, экологическую, культурную и эстетическую ценность (пещеры, небольшие урочища, вековые деревья, скалы, водопады и т.д.). Примером служат: водопад «Кивач» на р. Суне (Карелия); скала «Братья» (Горный Алтай); темнокорая берёза (в Лебяжьевском районе); Скальные останцы (Северный Урал).

Дендрологические парки и ботанические сады – это природоохранные учреждения, в задачу которых входит создание коллекции деревьев и кустарников с целью сохранения биоразнообразия и обогащения растительного мира, а также в научных, учебных и культурно-просветительных целях.

И, наконец, Государственные природные заповедники – участки территории, которые полностью изъяты из обычного хозяйственного использования с целью сохранения в естественном состоянии природного комплекса.

В основу природно-заповедного дела положены следующие основные принципы:

Создание в заповедниках условий, необходимых для сохранения и развития всех видов животных и растений;

Поддержание экологического равновесия ландшафтов путём охраны природных экосистем;

Возможность изучать эволюцию природных экосистем, как в региональном, так и в более широком биогеографическом плане; решать многие аутэкологические и синэкологические вопросы (т.е. отдельных особей и сообществ организмов);

Включение в сферу деятельности заповедников социально-экономических вопросов, связанных с удовлетворением рекреационных, краеведческих и иных нужд населения.

Основы заповедного дела в России были заложены такими учёными, как И. П. Бородин, Г. А. Кожевников, А. П. Семёнов-Тянь-Шанский, Д. К. Соловьёв.

Заповедники стали базой сохранения, воспроизводства и ликвидации угрозы исчезновения многих редких видов растений и таких животных, как бобр, кулан, зубр, пятнистый олень, тигр, леопард, соболь, обыкновенная гага, фламинго и др.

В заповедниках проводятся зоологические и ботанические исследования; для оперативного анализа воздуха, воды, почв создаются мини-лаборатории, функционируют метеостанции и метеопосты.

В 2006 г. В России насчитывалось около 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,7 млн. га, что составляет менее 2% всей территории России.

Для сглаживания влияния прилегающих территорий, особенно в зонах с хорошо развитой инфраструктурой, вокруг заповедников создают охранные зоны, где хозяйственная деятельность ограничена.

Среди заповедников России особое место занимают биосферные, входящие в мировую сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО. В шести из них функционируют станции комплексного фонового мониторинга, которые поставляют данные о химическом загрязнении эталонных заповедных экосистем. В ряде заповедников имеются питомники, в которых сохраняется ценнейший генофонд, изучаются и разводятся редкие виды животных.

Самые крупные заповедники - Таймырский и Усть-Ленский, площадь каждого из них превышает 1,5 млн. га. Уникальны по разнообразию растительного и животного мира Тебердинский, Алтайский, Кроноцкий (Камчатка), Воронежский заповедники, так же Ильменский заповедник.

В Тебердинском заповеднике произрастает более 1100 видов высших растений, в том числе 186 видов эндемики Кавказа. Обитает 137 видов позвоночных животных.

В Алтайском заповеднике растёт 1500 видов сосудистых растений, обитает 73 вида млекопитающих, 310 видов птиц, 10 видов земноводных и пресмыкающихся. В альпийском поясе встречаются снежный барс – ирбис (занесённый в Красную книгу), сибирский горный козёл, архар.

В Кроноцком заповеднике встречаются 30 видов млекопитающих, более 130 видов птиц. Самым ценным обитателем является камчатский соболь.

В Воронежском заповеднике производят восстановление запасов речного бобра. Также охраняются – европейский олень, лось, косуля, куницы и т.д.

Ильменский заповедник на Южном Урале является уникальным. Ильмены – это природный геологический музей. Здесь обнаружено более 250 минералов, от обычных до редчайших. Большое разнообразие животного и растительного мира. Это не всё, что мне удалось привести в пример. Существует кроме этих ещё множество заповедников.



Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995: «Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния».

Таковыми являются все государственные природные заповедники и национальные парки и значительная часть государственных природных заказников . Как установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400, «до принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения».

Всего в России на настоящее время функционируют 204 ООПТ федерального уровня общей площадью около 580 тысяч квадратных километров в 84 из 88 субъектах Федерации (нет ООПТ федерального уровня только в городе Санкт-Петербург , Волгоградской и Тульской областях, Ставропольском крае), что составляет приблизительно 3 % территории РФ.

Эта система природных резерватов уникальна и представляет исключительную ценность с точки зрения поддержания естественного функционирования экосистем и сохранения биоразнообразия, в том числе редких и исчезающих видов, а также экологического мониторинга, научных исследований и экологического просвещения не только в российском, но и в мировом масштабе.

Виды ООПТ и их назначение

  1. государственные природоохранные заповедники (в том числе биосферные)
  2. лечебно-оздоровительные местности и курорты

Заказники

Памятники природы

Памятники природы - это уникальные природные объекты (водопады , пещеры , живописные скалы и т. д.) или мемориальные природные объекты (например, лиственница в усадьбе Ярополец , под которой отдыхал А. С. Пушкин).

Заповедные участки леса выделяются лесниками как эталонные (типичные) или уникальные лесные территории, имеющие значение для сохранения и воспроизводства определенных растительных формаций. Их посещение обычно входит в маршруты экологического туризма .

Национальные парки и заповедники

Национальные парки и заповедники - особые виды ООПТ, которые имеют администрацию, в функцию которой входит организация как природоохранной , так и рекреационной деятельности. Значение рекреационной деятельности в них различно: в заповедниках доминирует природоохранная функция и ограниченно - познавательная рекреационная, в национальных парках обе функции имеют равное значение.

Национальные парки - это природоохранительные учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях. Задачей национальных парков наряду с природоохранной функцией является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях. При этом предусматривается разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим охраны с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей.

Ссылки

  • Федеральный Закон Об особо охраняемых природных территориях»
  • Информационно-справочная система «Особо охраняемые природные территории России»
  • «Особо охраняемые природные территории Российской Федерации», сайт МПР РФ.
  • Особо охраняемые природные территории Челябинской области»
  • Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ООПТ В Ленинградской области

Сноски

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "ООПТ" в других словарях:

    ООПТ - ООТП особо охраняемые природные территории …

    ООПТ - особо охраняемые природные территории (мн.ч.) особо охраняемые природные территории … Словарь сокращений русского языка

    Территория Казахстана обладает уникальным набором ландшафтных комплексов: от пустынь до высокогорий и экосистем внутренних морей. В условиях нарастающих темпов экономического развития страны и усиления использования природных ресурсов актуальным… … Википедия

    В списке особо охраняемых природных территорий Ленинградской области приведены все 40 комплексов, существующих на 2011 год. Из них 1 объект является заповедником, 1 природным парком (включающим 7 резерватов), 24 заказниками и 14 … Википедия

    В списке особо охраняемых природных территорий в черте города Санкт Петербург приведены все 7 существующих на 2011 год и 16 предлагаемых (планируемых) к созданию ООПТ. Из 23 природных территорий 9 объектов являются заказниками (2 существующих) и… … Википедия

    Особо охраняемые природные территории местного значения - ООПТ местного значения участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное … Официальная терминология

    ООТП - ООПТ ООТП особо охраняемые природные территории ООТП отдел оперативной технической поддержки техн … Словарь сокращений и аббревиатур

    Цветовая схема таблиц Ботанические памятники природы Гидрологические памятники природы Геологические памятники природы Государственные природные заказники В Челябинской области насчитывается 5 ООПТ федерального значения общей площадью… … Википедия

    Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия

1. К особо охраняемым природным территориям в городе Москве относятся особо охраняемые природные территории федерального, регионального значения, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий.

2. К природным территориям в городе Москве относятся обладающие природоохранными, природно-рекреационными, средозащитными и иными природными качествами территории, не отнесенные в установленном порядке к особо охраняемым природным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

3. К озелененным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий, относятся:

1) озелененные территории общего пользования, в том числе скверы, бульвары, сады, парки, иные территории;

2) озелененные территории ограниченного использования;

3) озелененные территории специального назначения.

4. В состав особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий могут входить земельные участки, которые зарезервированы в установленном порядке для государственных нужд в целях воссоздания утраченных, восстановления деградированных особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий или в целях создания новых озелененных территорий.

5. В состав особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий могут входить территории объектов культурного наследия, в том числе памятников ландшафтной, садово-парковой, усадебной архитектуры, границы, режимы охраны и использования которых устанавливаются в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия.

6. В границах территорий объектов культурного наследия могут быть выделены участки территории ценных природных объектов, границы и режимы охраны которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

7. В границах озелененных территорий могут быть выделены участки территории ценных природных объектов, границы и режимы охраны которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

Статья 52. Планирование развития и размещения особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий

1. Планирование развития и размещения особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий в городе Москве осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий, настоящим Кодексом.

2. Планирование развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве осуществляется на основе Генерального плана города Москвы путем разработки и утверждения в установленном Законом города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» порядке схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве. Планирование развития и размещения природных и озелененных территорий в городе Москве осуществляется на основе Генерального плана города Москвы и схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве в составе территориальных и отраслевых схем.

3. Проекты документов, указанных в части 1 настоящей статьи, содержащие положения о развитии и размещении особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, об установлении или изменении их категорий, границ, об использовании таких территорий, о резервировании земель для государственных нужд в целях развития таких территорий, о строительстве, реконструкции на таких территориях объектов капитального строительства, подлежат обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, который устанавливает соответствие или несоответствие представленного на согласование проекта требованиям законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

Статья 53. Установление, изменение границ особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий

1. Границы особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий устанавливаются, изменяются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, охраны и использования природных и озелененных территорий, охраны окружающей среды, экологической экспертизы, с учетом документов, указанных в части 2 статьи 52 настоящего Кодекса, а также с учетом проектов планировки территории.

2. Установление, изменение границ особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий осуществляется Правительством Москвы при наличии положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды.

Статья 54. Обеспечение сбалансированности развития особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий и иных видов территорий в городе Москве

1. В целях устойчивого развития города Москвы, защиты права человека на благоприятную среду жизнедеятельности, создания условий для сохранения и развития особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий Генеральным планом города Москвы, схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве, территориальными схемами и отраслевыми схемами, документацией по планировке территории устанавливаются показатели баланса площадей особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, с одной стороны, и площадей иных видов территорий, с другой стороны. Указанные показатели баланса устанавливаются применительно:

1) ко всей территории города Москвы;

2) к территориям административных округов города Москвы, районов города Москвы;

3) к территориям функционально-планировочных образований.

2. Изменение границ особо охраняемых природных территорий, границ природных и озелененных территорий допускается только при условиях соблюдения установленных показателей баланса указанных территорий и иных видов территорий или увеличения доли особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий в балансе территорий, указанных в пунктах 1-3 части 1 настоящей статьи.

Статья 55. Особенности регулирования градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях

1. Регулирование градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях осуществляется в соответствии с категориями, видами, режимами охраны, режимами использования и зонированием указанных территорий, установленными в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

2. В соответствии с законодательством, указанным в части 1 настоящей статьи, на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях устанавливаются режимы регулирования градостроительной деятельности, которые определяют:

1) функциональное назначение территории;

2) требования и ограничения в части благоустройства территории;

3) требования и ограничения в части строительства, реконструкции, использования объектов капитального строительства, в том числе объектов:

а) необходимых для обеспечения охраны и содержания территории;

б) необходимых для обслуживания посетителей;

в) иных объектов, не противоречащих режимам охраны особо охраняемых природных территорий, режимам охраны и использования природной, озелененной территории;

4) иные требования и ограничения градостроительной деятельности.

3. Режимы регулирования градостроительной деятельности могут быть установлены применительно ко всей особо охраняемой природной территории, природной и озелененной территории или частям указанной территории.

4. Части особо охраняемых природных территорий, в пределах которых допускается размещение объектов капитального строительства, должны быть выделены в правилах землепользования и застройки в качестве отдельных территориальных зон, для которых устанавливаются градостроительные регламенты.

5. Применительно к зонам, участкам территории особо охраняемых природных территорий, природных территорий, предназначенным для рекреационного использования, размещения объектов, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, применительно к озелененным территориям общего пользования режимы регулирования градостроительной деятельности устанавливаются в соответствии с законодательством, указанным в части 1 настоящей статьи, и в соответствии с региональными нормативами.

6. Применительно к озелененным территориям ограниченного использования, озелененным территориям специального назначения режимы регулирования градостроительной деятельности устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства в области охраны и использования природных и озелененных территорий, техническими регламентами, требованиями к использованию территорий в зонах с особыми условиями использования территорий, а также в соответствии с региональными нормативами.

7. Режимы регулирования градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях устанавливаются в составе территориальных, отраслевых схем, проектов планировки территории.

Статья 56. Особенности планировки особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий

1. На чертежах в составе проектов планировки особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий должны быть отображены границы зон, участков территории с установленными в соответствии с законодательством режимами охраны, режимами использования этих территорий, режимами регулирования градостроительной деятельности.

2. Проекты планировки особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, проекты планировки иных территорий, содержащие положения об изменении границ, категорий, использования природных и озелененных территорий, подлежат обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, который устанавливает соответствие или несоответствие представленного на согласование проекта требованиям законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, охраны и использования природных и озелененных территорий.

3. Утратила силу.

4. Разработка градостроительного плана земельного участка существующего, планируемого на особо охраняемой природной территории, природной территории, озелененной территории объекта капитального строительства осуществляется только при условии, что применительно ко всей этой территории установлены режимы охраны, режимы использования, режимы регулирования градостроительной деятельности. В градостроительном плане указанного земельного участка должны быть определены ограничения использования земельного участка, объекта капитального строительства, необходимые для соблюдения установленных режимов охраны и использования особо охраняемой природной территории, природной, озелененной территории.

Статья 57. Особенности архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях

1. Разработка проектной документации объектов капитального строительства на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, охраны и использования природных и озелененных территорий, защиты зеленых насаждений. В разделе проект организации строительства в составе проектной документации объектов капитального строительства должны содержаться положения и мероприятия, обеспечивающие при проведении подготовительных работ, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства соблюдение установленного режима охраны особо охраняемой природной территории, природной, озелененной территории. Проведение государственной экспертизы указанной выше проектной документации является обязательным.

2. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на особо охраняемых природных территориях, проводится в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на природных, озелененных территориях является обязательным.

3. При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства:

1) орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, проводит проверку соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, в том числе в части требований охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, а также соответствия указанных работ проектной документации, в том числе положениям проекта организации строительства, указанным в части 1 настоящей статьи;

2) орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, обеспечивает государственный контроль за состоянием особо охраняемых природных территорий, природных, озелененных территорий в целях предотвращения нарушения режимов охраны указанных территорий при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

    • Глава 1. (Статьи 1—10 )
      • Статья 1.
      • Статья 2.
      • Статья 3.
      • Статья 4.
      • Статья 5.
      • Статья 6.
      • Статья 7.
      • Статья 8.
      • Статья 9.
      • Статья 10.
    • Глава 2. (Статьи 11—18 )
      • Статья 11.
      • Статья 12.
      • Статья 13.
      • Статья 14.
      • Статья 15.
      • Статья 16.
      • Статья 17.
      • Статья 18.
    • Глава 3. (Статьи 19—22 )
      • Статья 19.
      • Статья 20.
      • Статья 21.
      • Статья 22.
    • Глава 4. (Статьи 23—27 )
      • Статья 23.
      • Статья 24.
      • Статья 25.
      • Статья 26.
      • Статья 27.
    • Глава 5. (Статьи 28—30 )
      • Статья 28.
      • Статья 29.
      • Статья 30.
    • Глава 6. (Статьи 31—33 )
      • Статья 31.
      • Статья 32.
      • Статья 33.
    • Глава 7. (Статьи 34—37 )
      • Статья 34.
      • Статья 35.
      • Статья 36.
      • Статья 37. Утратила силу
    • Глава 8. (Статьи 38—44 )
      • Статья 38.
      • Статья 39.
      • Статья 40.
      • Статья 41.
      • Статья 42.
      • Статья 43.
      • Статья 44.
    • Глава 9. (Статьи 45—50 )
      • Статья 45.
      • Статья 46.
      • Статья 47.
      • Статья 48.
      • Статья 49.
      • Статья 50.
    • Глава 10. (Статьи 51—57 )
      • Статья 51.
      • Статья 52.
      • Статья 53.
      • Статья 54.
      • Статья 55.
      • Статья 56.
      • Статья 57.
    • Глава 11. (Статьи 58—65 )
      • Статья 58.
      • Статья 59.
      • Статья 60.
      • Статья 61.
      • Статья 62.
      • Статья 63.
      • Статья 64.
      • Статья 65.
    • Глава 12. (Статьи 66—70 )
      • Статья 66.
      • Статья 67.
      • Статья 68.
      • Статья 69.
      • Статья 70.
    • Глава 13. (Статьи 71—74 )
      • Статья 71.
      • Статья 72.
      • Статья 77.
      • Статья 78.

Особо охраняемые природные территории своими руками:
как добиться охранного статуса
для ценных природных участков и объектов

Защищать свое право на благоприятную окружающую среду можно не только обороняясь от разрушительных бизнес-проектов, но и работая «на упреждение» - добиваясь, например, придания охранного статуса для природных объектов или даже целых территорий, которые представляют собой ценные экосистемы и ландшафты и значимы для местных сообществ (например, это могут быть уникальные природные объекты, ставшие «визитной карточкой» той или иной местности и т.д.).
Попробуем разобраться, как инициировать создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ), с чего начать, куда и к кому обращаться и что в итоге должно появиться на выходе.

ЧТО ТАКОЕ ООПТ?

Между обывательскими представлениями об особо охраняемых природных территориях и положениями закона есть существенные расхождения. Например, далеко не всегда популярные природные уголки, обладающие высокими эстетическими качествами или привлекательные с точки зрения рекреации имеют статус особо охраняемых территорий, а с другой стороны - далеко не все ООПТ обладают привлекательными с точки зрения обывателя качествами. Попадать под охрану могут, например, «неэстетичные» болота или степные участки, которые неспециалистам могут показаться не стоящими какой-либо охраны.

Итак, особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значени е , которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» №33 ФЗ от 14.03.1995).

Законом установлено шесть категорий ООПТ:

  • Государственные природные заповедники, в том числе биосферные
  • Национальные парки
  • Природные парки
  • Государственные природные заказники
  • Памятники природы
  • Дендрологические парки и ботанические сады

Заповедники и национальные парки – территории, которые могут быть только федерального значения , а природные парки, напротив, могут быть только регионального значения . Что касается остальных категорий, то они могут быть как федерального, так и регионального значения. Кроме того, закон допускает, что органы местного самоуправления тоже могут создавать в своих муниципалитетах особо охраняемые природные территории (в этом случае они считаются ООПТ местного значения). Но для этого законом субъекта РФ должны быть установлены категории местных ООПТ.
Важно отметить, что региональные власти своим законом вправе устанавливать и иные категории ООПТ. Например, в Московской области есть семь категорий «своих» ООПТ - например, природные микрозаповедники и особо охраняемые водные объекты. То же самое и в Краснодарском крае, где, например, местные власти установили такую категорию, как «природная достопримечательность» - специально для охраны важных для развития туризма природных объектов и участков, обладающих высокими эстетическими качествами.

Система управления ООПТ в общих чертах представлена на схеме и выглядит следующим образом. За охраняемее территории федерального значения отвечает Минприроды России, за территории регионального уровня отвечают соответствующие подразделения администраций регионов (министерства, департаменты, управления). Территориями местного значения управляют администрации муниципальных образований.

Теперь посмотрим на отличия ООПТ разных категорий друг от друга.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов.
На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого- просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Задачи заповедников:

Осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов
- Организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы
- Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
- Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды
- Экологическое просвещение и развитие познавательного туризма

Национальные парки являются природоохранными, эколого- просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Особенностью нацпарков и их главным отличием от заповедников является наличие зонирования территории. В составе национального парка могут выделять следующие зоны (участки с разным режимом охраны):
- заповедная зона (где действует режим, близкий к режиму заповедников)
- особо охраняемая зона (допускаются экскурсии и познавательный туризм)
- рекреационная зона (предназначенная для экологического и познавательного туризма)
- зона охраны объектов культурного наследия
- зона хозяйственного назначения
- зона традиционного экстенсивного природопользования.

В задачи национальных парков входят: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; осуществление государственного экологического мониторинга; восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Природные парки - «младшие братья» национальных. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения (только), в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

Заказники могут быть следующих видов:

Комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
- биологические (ботанические и зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
- палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;
- гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
- геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника определяются положением о нем, утверждаемым соответствующим госорганом.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
К примеру, если заказник создан для охраны какого-то вида животных, то может быть ограничена охота на этот вид, ухудшение условий обитания – рубки леса, нарушение почвенного покрова и т.п.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Памятники природы – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Как правило, это сравнительно небольшие по площади объекты или участки природных территорий (например, отдельно стоящий скальный останец, ущелье, дерево-старожил, уникальный участок леса (например, представленные нетипичными для того или иного региона видами) и так далее. Но памятниками природы также могут быть достаточно большие по площади территории (например, это может быть целый горный хребет или долина реки).
На территориях, на которых образованы памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, обязаны соблюдать режим особой охраны памятников природы. Классический пример: если участок гослефонда, на котором есть памятники природы, берет в аренду лесозаготовительная фирма, то она будет обязана соблюдать все те ограничения (включая запрет на добычу древесины), которые прописаны в паспортах памятников природы.

ООПТ местного значения

Что касается ООПТ местного значения , то органы местного самоуправления могут создавать их только на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. (Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» №33 ФЗ от 14.03.1995).

Какие документы следует изучить, инициируя создание ООПТ?

Вы обнаружили, что в окрестностях вашего района имеется, скажем, какой-нибудь интересный геологический объект, который не имеет защитного статуса и может, например, со временем быть пущен под размещение карьера по добыче инертных материалов.
Первое, на что стоит взглянуть, – это на Схему размещения и развития ООПТ или схему территориального планирования вашего региона (как правило, это карта с нанесенными на нее ООПТ, а также перечень существующих и планируемых к созданию охраняемых территорий). Искать такую схему можно на сайтах региональных управлений архитектуры и градостроительства, органов ответственных за управление ООПТ, либо же можно направить запрос в соответствующий орган власти о предоставлении такой схемы в печатном виде.
Также все они опубликованы на сайте fgis.economy.gov.ru .
Если по результатам изучения схемы обнаруживается, что интересующий вас природный объект (территория) уже значится там, то это уже половина дела: в этом случае остается лишь сподвигнуть местных чиновников начать процесс создания ООПТ: по крайней мере, можно вынудить их обозначить конкретный сроки.

Резервирование земель - способ защитить ценные территории до придания статуса ООПТ.

Более того, можно требовать зарезервировать земельный участок под будущую ООПТ, воспользовавшись нормами земельного законодательства:
- статьей 70.1 Земельного кодекса РФ , которая гласит, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в том числе, при создании особо охраняемых природных территорий;
- статьей 95 Земельного кодекса РФ , согласно которой «в целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, и об ограничении на них хозяйственной деятельности».
При этом, надо помнить, что для создания ООПТ можно резервировать только государственные или муниципальные земли, не предоставленные в собственность или аренду.

Экспертная поддержка и работа с местными властями

В том случае, если территория, где вы хотели бы создать ООПТ, не значится в Схеме, первый шаг, который нужно сделать – инициировать ее включение туда. Дело в том, что Схемы размещения и развития ООПТ (Схемы территориального планирования) периодически обновляются (обычно раз в три-четыре года или чаще) - пополняется перечень уже созданных ООПТ, а также в нее включаются территории, в отношении которых поступили предложения о придании им охранного статуса*.

*Формально, для создания ООПТ предварительное включение ее в Схему территориального планирования необязательно. Однако, в большинстве регионов власти требуют это делать.

В этом случае обращение необходимо направлять в орган власти, уполномоченный инициировать внесение изменений в Схему (например, региональное Минприроды). На этом этапе очень важно заручиться экспертной поддержкой – поискать вузы, профильные НИИ или ученых (в конце концов, можно даже обратиться в местный краеведческий музей), которые готовы написать экспертное заключение о том, что рассматриваемая природная территория обладает уникальными экологическими характеристиками, представляет собой редкий ландшафт или экосистему или же является, например, местом обитания видов, занесенных в Красную книгу.
Очень полезно сослаться как на федеральный закон об ООПТ, так и на соответствующее региональное законодательство, где дается определение особо охраняемых природных территории и перечисляются их признаки и характеристики – можно указать, что рассматриваемая территория соответствует всем или части этих критериев.
Чем полнее и убедительнее будут ваши доводы, тем выше шансы на то, что предложения будут восприняты. Выступая с инициативой о создании ООПТ, желательно сразу определить наиболее подходящую категорию (см. выше), которая максимально соответствует целям сохранения территории.
Впрочем, даже если ваши усилия увенчаются успехом и потенциальная охраняемая территория найдет отражение в Схеме размещения и развития ООПТ (Схеме территориального планирования), вовсе не факт, что в ближайшие годы власти инициируют проектные работы. Здесь уже все зависит от вашей настойчивости, желания и умения вести нужную лоббистскую работу, используя подходящий для конкретного случая набор инструментов – от кабинетных переговоров до широкой публичной кампании с петициями, массовыми акциями, привлечением СМИ и так далее.
Поскольку власти любят пользоваться отговоркой о том, что на создание новых ООПТ в бюджете нет денег, то как вариант – можно попробовать найти частное финансирование на подготовку комплексного экологического обследования (КЭО) территории с целью придания ей статуса ООПТ. Так, например, солидные деньги на подготовку КЭО для создания ООПТ в России тратит Всемирный фонд дикой природы (WWF), есть также ряд российских фондов, финансирующих подобные проекты.
Можно также попробовать поискать поддержку среди местного бизнеса – не исключено, что в вашем регионе есть фирмы, готовые финансировать экологические инициативы для создания своего положительного имиджа.

Общая схема основных этапов создания ООПТ выглядит следующим образом:

  • Подготовка материалов комплексного экологического обследования (МКЭО) территории с целью придания ей статуса ООПТ (включая материалы оценки воздействия создания ООПТ на окружающую среду), подготовка проекта положения (паспорта).
  • Согласование с местной администрацией (муниципалитетом).
  • Проведение общественных обсуждений, организованных органами местного самоуправления.
  • Проведение государственной экологической экспертизы МКЭО.
  • Принятие решения ОМС (для местных ООПТ), направление материалов в Правительство субъекта РФ (для региональных).
  • Согласование с Минприроды России, принятие постановления губернатора.

Один из самых сложных этапов – попытаться убедить местные власти в том, что создаваемая ООПТ не навредит экономическому развитию муниципалитета и региона и попытаться найти с ними разумный компромисс. По возможности, лучше не вступать в открытую конфронтацию, ибо позиция местных властей часто играет решающую роль, когда обсуждается вопрос о создании ООПТ. Кроме того, местные органы власти отвечают и за организацию общественных слушаний по материалам КЭО: местным чиновникам ничего не стоит настроить местное население против создаваемой ООПТ и тем самым сильно усложнить и без того непростой процесс (в ответ на вашу публичную кампанию за создание ООПТ может возникнуть и кампания с противоположенными требованиями).
Опять же могут помочь авторитетные эксперты : можно подготовит и направить на имя муниципального главы развернутое письмо с разъяснениями и экономическими расчетами, если, например, чиновники безосновательно опасаются падения доходов местного бюджета.

Порядок проведения общественных обсуждений

Проведение общественных обсуждений материалов КЭО регламентировано Положением об оценке намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ (приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372). Так, пункт 4.3 . данного Положения гласит, что и информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком.
Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.

Пункт 4.8. Положения устанавливает, что информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).
Заказчик (в данном случае - КЭО) также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации.
Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Пункт 4.10 Положения регламентирует, что представление предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение 30 дней, но не позднее чем за 2 недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).
Принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения.
Важно, однако, понимать, что создание особо охраняемой природной территории – это вовсе не панацея, и добившись желаемого результата нельзя умывать руки с чувством выполненного долга – чтобы ООПТ была реальной, а не «бумажной», нужно заниматься организацией общественного контроля за соблюдением ее режима, необходимо мониторить любые действия местных властей, направленных на изменение границ, режима или зонирования охраняемой территории. Важно также добиться постановки ООПТ на кадастровый учет – это устранит всякие разночтения относительно ее границ и конфигурации.

Автор инструкции - Дмитрий Шевченко, заместитель координатора «Экологической Вахты по Северному Кавказу» (инструкция подготовлена по материалам вебинара «ООПТ руками граждан», проведенного Михаилом Крейндлиным, руководителем программы по ООПТ Гринпис России).

  • Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
  • 4 Вопрос: Виды экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза. Функции, цель, задачи, процедура и порядок проведения государственной экологической экспертизы.
  • Глава I. Общие положения
  • Глава III. Государственная экологическая экспертиза
  • Вопрос 5: Общий порядок разработки и согласования проектов в области нормирования и природоохранного назначения (на примере ндс и сзз).
  • Вопрос 6 (34): Инженерно-геологические изыскания. Требования к содержанию отчета, этапы проведения, экспертиза.
  • Вопрос 14
  • I. Требования к структуре проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых
  • IV. Порядок и сроки рассмотрения и согласования проектной документации
  • Вопрос 16
  • Вопрос 32: Российское законодательство об экологической экспертизе и проектировании объектов.
  • 29.Расчет ущерба и компенсации вреда, нанесенного объектам животного мира. Порядок расчетов, согласование.
  • 30. Гидрометеорологические изыскания. Требования к содержанию отчета, этапы проведения, экспертиза.
  • Вопрос 31. Разработка проекта санитарного разрыва. Требования к содержанию проекта; этапы проектирования, согласование проекта.
  • Вопрос 33.Разработка проекта оценки воздействия на окружающую среду. Требования к содержанию проекта; этапы проектирования, согласование проекта.
  • Вопрос 37: Применение Градостроительного кодекса рф при разработке проектной документации.
  • Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкци объектов капитального строительства
  • Вопрос 47: Разработка паспорта опасного отхода. Расчет класса опасности.
  • Вопрос 22: Гигиеническое нормирование загрязнения почв. Экспертиза проектов землеустройства и использования земельных ресурсов, состав раздела проекта «Охрана земель и почв».
  • Вопрос 7: Разработка проектной и рабочей документации для объектов капитального строительства, для линейных объектов.
  • Раздел 1 "Пояснительная записка" должен содержать в текстовой части:
  • Раздел 2 "Проект полосы отвода" должен содержать:
  • Раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" должен содержать:
  • Раздел 4 "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта" должен содержать:
  • Раздел 5 "Проект организации строительства" должен содержать:
  • Раздел 6 "Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта", включаемый в состав проектной документации при необходимости сноса (демонтажа) линейного объекта.
  • Раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды" должен содержать:
  • Раздел 8 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" должен содержать:
  • Вопрос 8: Виды экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза. Функции, цель, задачи, процедура и порядок проведения общественной экологической экспертизы.
  • Глава I. Общие положения
  • 7 Инженерно-гидрометеорологические изыскания
  • 8 Инженерно-экологические изыскания
  • Вопрос 39: Особо охраняемые природные территории, памятники архитектуры, объекты культурного наследия и их учет при разработке проектов строительства.
  • Вопрос 41 оценка экологического ущерба в проектах хозяйственной деятельности
  • Вопрос 29: Расчет ущерба и компенсации вреда, нанесенного объектам животного мира. Порядок расчетов, согласование.
  • Вопрос 44: Органы государственной экспертизы, порядок ее проведения, сводное заключение гэ.
  • Вопрос 21: дубль 2: Охрана животного мира в проектах строительства. Охрана растительного мира в проектах строительства.
  • Вопрос 32: Российское законодательство об экологической экспертизе и проектировании объектов.
  • Вопрос 37: Применение Градостроительного кодекса рф при разработке проектной документации.
  • Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкци объектов капитального строительства
  • Вопрос 39: Особо охраняемые природные территории, памятники архитектуры, объекты культурного наследия и их учет при разработке проектов строительства.
  • Вопрос 41: Оценка экологического ущерба в проектах хозяйственной деятельности.
  • Вопрос 46 Проект рекультивации. Состав, этапы, согласование.
  • 5. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:
  • Проект рекультивации нарушенных земель подлежит согласованию с Росреестром. (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии)
  • Вопрос 44: Органы государственной экспертизы, порядок ее проведения, сводное заключение гэ.
  • 4. Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения;
  • 5. В разделе "Общие сведения" содержатся:
  • 6. В разделе "Сведения о лесном участке" приводится следующая информация: перечень предоставленных в аренду, в постоянное (бессрочное пользование)
  • 7. Раздел "Создание лесной инфраструктуры" содержит следующие сведения: характеристика существующих и проектируемых объектов лесной
  • 9. Раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" содержит: характеристику территории лесного участка по классам пожарной опасности
  • 10. Раздел "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов" содержит следующие данные:
  • Вопрос 39: Особо охраняемые природные территории, памятники архитектуры, объекты культурного наследия и их учет при разработке проектов строительства.

    ФЗ об объектах культурного наследия

    Статья 34.Зоны охраны объектов культурного наследия

    1. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

    Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

    В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия).

    Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

    Требование об установлении зон охраны объекта культурного наследия к выявленному объекту культурного наследия не предъявляется.

    2. Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Минимальная ширина охранной зоны государственного природного заповедника или национального парка - один километр.

    Согласно (Постановление Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. N 138 "Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон")

    Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

    Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

    Огласно ФЗ об ООПт

    Государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников

      На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

    2. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

    а) разведка и разработка полезных ископаемых;

    б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

    в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

    г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;

    д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов;

    "