Болезни Военный билет Призыв

Очерки интеллектуальной истории Кембриджа: Русские ученые в университете. Краткий исторический очерк развития механики

Имя сэра Исаака Ньютона - английского учёного XVII-XVIII вв., наверное, помнит любой, хотя бы по школьному курсу физики. Однако к числу его заслуг можно отнести не только научные достижения, но и то, что он первым начал систематически применять новый на тот момент метод исследования, положивший начало настоящей революции в естествознании.

Исаак Ньютон - основатель современной физики

Журнал: Тайны вселенной №7(117), 2017 год

Легенда Кембриджа

Будущий основатель физики в её современном понимании родился в деревеньке Вулсторп, в семье мелкого фермера Исаака Ньютона 25 декабря 1642 года. С самых ранних лет Исаак (названный в честь отца) проявлял интерес и способности к постижению наук. В 1661 году одарённый юноша оканчивает школу и поступает вТринити-колледж при Кембриджском университете. Спустя несколько лет Ньютон получает степень магистра и становится полноправным членом колледжа. В 1687 году в свет выходит главный труд учёного «Математические начала натуральной философии», в котором излагались основные принципы механики и закон всемирного тяготения. Это произведение во многом стало отправной точкой для нового метода научного познания, который взяли на вооружение последующие поколения исследователей. Авторитет Ньютона в научном мире и английском обществе в целом стал настолько высоким, что в 1696 году ему была предложена должность хранителя Монетного двора. Проведённая в эти годы Ньютоном финансовая реформа серьёзно улучшила состояние британской экономики. Кроме того, Ньютон дважды избирался в парламент от Кембриджского университета, где также старался принести максимальную пользу учёному сообществу. В конце концов корона пожаловала достойному просвещённому мужу дворянство. Умер сэр Исаак Ньютон в своём доме в Кенсингтоне 20 марта 1725 года в возрасте 82 лет.

Покорённые вершины

Довольно сложно подробно и полно рассказать обо всех открытиях и достижениях Исаака Ньютона в различных областях науки. Он занимался математикой, физикой, алхимией, философией. К примеру, Ньютон создал телескоп новой конструкции, сильно упростивший жизнь астрономам, разработал теорию света, а также сформулировал начала математического анализа. Но особенной вехой в исследовательской деятельности учёного стала классическая механика, при создании которой использовался новый научный метод, порывавший с прежней традицией.
В работе всей своей жизни - «Математические начала натуральной философии» - Исаак Ньютон старался показать, что можно максимально просто и с опорой на проверяемые факты и строгие вычисления объяснить все явления во Вселенной. Позднее систему, описанную в «Началах», назвали ньютоновской механикой. Она подробно описывала свойства тел, их взаимодействие, а также законы движения в пространстве.
Взять, например, гипотезу о силе тяготения, заставлявшей планеты двигаться относительно Солнца и друг друга по определённой траектории. Предположение о существовании этой силы выдвигали учёные ещё в эпоху Древней Греции. Однако наука того времени не смогла найти доказательств, объяснявших, почему планеты движутся именно так, а не иначе. С помощью наблюдений и математических уравнений Ньютону удалось вывести формулу, позволявшую вычислить и точно измерить взаимодействие, благодаря которому планеты и Солнце взаимно притягиваются друг к другу. Так, для определения силы тяготения нужно лишь знать массу двух тел и расстояние между ними, а также некоторую постоянную величину, вычисленную Ньютоном с помощью самолично разработанных методик. Британский учёный определил, что чем больше масса объекта, тем сильнее он воздействует на другие объекты, но с увеличением расстояния сила взаимодействия ослабевает.

Новый научный подход

Помимо закона всемирного тяготения Исаак Ньютон вывел и обосновал множество других положений и принципов своей механики. Само её появление стало возможным благодаря новому научному методу, введённому ещё Галилеем и улучшенному и доработанному Ньютоном. Прежде, занимаясь исследованиями, мыслители сначала придумывали стройную и логически верную гипотезу, а затем пробовали объяснить с её помощью наблюдаемое явление. Если гипотеза не выдерживала проверки, они начинали рассуждать о влиянии неизвестных сил, вводили все новые и новые термины, не объясняя толком их значения и происхождения и уходя все дальше от истины. Подход же Ньютона был экономным, опирался на эксперимент и точное измерение величин. Каждый объект, считал учёный, определяется с помощью чётких характеристик: массы, скорости, расстояния и т.д. Эти характеристики можно измерить с большой точностью, проверить результат в эксперименте и строго доказать выдвинутую гипотезу, не прибегая к необоснованным догадкам. Научный метод Ньютона привёл к потрясающим результатам: с его помощью возникла механика, ставшая базой современной физики, а также был открыт путь для развития всего естествознания в целом. Вклад Исаака Ньютона в будущее науки сложно переоценить, и он поистине заслуживает благодарности потомков.

Методическая разработка по физике.

Кравченко Иван Иванович
учитель физики и информатики;
с. Зайцево

Слайд 2

Навигация

Данная презентация является началом серии об ученых, внесших наибольший вклад в развитие физики. Презентация состоит из нескольких ключевых слайдов, на которых перечислены древние философы и основоположники физики. Имя или фамилия сопровождается изображением. При этом и имя и изображение являются ссылками на вспомогательные слайды, на которых о данных личностях рассказывается более подробно. На этих слайдах некоторые слова выделены цветом, это означает, что данное слово является ссылкой на внешний источник, расположенный в сети Интернет. В ходе работы пользователь выбирает с помощью мыши имя ученого или его изображение, либо ссылку на следующую страницу.

Чтобы вернуться на основную страницу со вспомогательной, нужно нажать ссылку «обратно на ……». Для перехода на следующую основную страницу необходимо выбрать ссылку «на следующую страницу», Для завершения работы необходимо выбрать ссылку «Завершить презентацию», расположенную на последней основной странице. Надеюсь, что данная презентация окажет Вам помощь в подготовке к занятиям.

Слайд 3

Древние философы

  • Аристотель
  • Левкипп
  • Демокрит
  • Птолемей
  • Слайд 4

    Аристотель

    Аристо́тель - древнегреческийфилософ. Дата рождения: 384 год до н. э Ученик Платона. С 343 до н. э. - воспитатель Александра Македонского. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Первый мыслительм, создавший всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.

    Слайд 5

    Левкипп

    Левкипп - древнегреческий философ. Один из основоположников атомистики, учитель Демокрита.

    Точное место рождения неизвестно. О жизни Левкиппа известно очень мало, и не сохранилось никаких работ, которые можно было бы с уверенностью назвать произведениями Левкиппа. Не исключено, что Левкипп ограничивался лишь устным изложением своего учения. Невозможно определить, в каких областях Левкипп и Демокрит были несогласны друг с другом. Левкипп внёс вклад в развитие идей Демокрита.

    Слайд 6

    Демокрит Абдерский

    Древнегреческий философ. Дата рождения: 460 год до н. э. предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии. Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» - неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм.

    Слайд 7

    Клавдий Птолемей

    Кла́вдийПтолеме́й - древнегреческий астроном, астролог, математик, оптик, теоретик музыки и географ. В период с 127 по 151 год жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. В своём основном труде «Megalesyntaxis» - «Великое построение», Птолемей изложил собрание астрономических знаний древней Греции и Вавилона. Он сформулировал (если не передал сформулированную Гиппархом) сложную геоцентрическую модель мира с эпициклами, которая была принята в западном и арабском мире до создания гелиоцентрической системыНиколая Коперника. Книга также содержала каталог звёздного неба. Список из 48 созвездий не покрывал полностью небесной сферы: там были только те звёзды, которые Птолемей мог видеть, находясь в Александрии.

    Слайд 8

    Основатели физики как науки

    • Галилей
    • Коперник
    • Ньютон
    • Ломоносов
  • Слайд 9

    Николай Коперник

    Дата рождения 19 февраля 1473 - польский астроном, математик, экономист. Наиболее известен как авторгелиоцентрической системы мира. Главное и почти единственное сочинение Коперника, плод более чем 40-летней его работы, - «О вращении небесных сфер». В 1616 году, при папе Павле V, католическая церковь официально запретила придерживаться и защищать теорию Коперника как гелиоцентрическую систему мира, поскольку такое истолкование противоречит Писанию. Коперник одним из первых высказал мысль о всемирном тяготении

    Слайд 10

    Галилео Галилей

    Дата рождения 15 февраля 1564,- итальянский физик, механик, астроном, философ и математик. Он первым использовал телескоп и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей - снователь экспериментальной физики. Своими экспериментами он заложил фундамент классической механики. Активный сторонник гелиоцентрической системы мира. В своём рассмотрении Галилей приравнивает звёзды к Солнцу, указывает на колоссальное расстояние до них, говорит о бесконечности Вселенной.

    Слайд 11

    Исаак Ньютон

    Дата рождения 25 декабря 1642 года - английский физик,математик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисление, теорию цвета и многие другие математические и физические теории.

    Слайд 12

    Михаил Васильевич Ломоносов

    • дал физической химии определение, близкое к современному;
    • его молекулярно-кинетическая теория тепла предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в том числе одно из начал термодинамики;
    • Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт.
    • Открыл наличие атмосферы у Венера.
    • Действительный член Академии наук и художеств, профессор химии.
  • Вариант 8

    (1)Единственной мерой, которую в середине XIX века лондонцы приняли против пыли, уже тогда изрядно им досаждавшей, было запрещение

    пользоваться каменным углём для отопления. (2) пыли в городе оставалось немало и помимо той, что была от угля. (3)Именно в то время молодой физик Джордж Габриэль Стокс, заложивший позже основы газоочистки, впервые задумался над тем, что в скором будущем мельчайшая пылинка вырастет для человека в проблему угрожающих размеров.

    1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

    1) В XIX веке лондонцы боролись с надоевшей пылью, запрещая топить печи и камины каменным углём, однако до конца справиться с проблемой им не удалось.

    2) В XIX веке пыли на улицах Лондона было много, и это было связано с тем, что дома лондонцев отапливались каменным углём.

    3) Английский физик XIX века Дж. Г. Стокс понял, какую серьёзную угрозу представляет пыль для человечества, когда занимался вопросом очистки лондонского воздуха от пыли, досаждавшей горожанам.

    4) Наличие пыли в Лондоне не особенно беспокоило горожан, над этой проблемой впервые задумался физик Дж. Г. Стокс, заложивший позже основы газоочистки.

    5) О том, что пыль в недалёком будущем может превратиться в масштабную проблему для человека, впервые задумался английский физик Дж. Г. Стокс, когда в XIX веке занимался проблемой очистки воздуха в Лондоне, где количество пыли было немалым.

    2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

    Из-за этого

    Кроме того,

    3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МЕРА. Определите, в каком значении это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    МЕРА , -ы, ж.

    1) Единица измерения. М. веса.

    2) Предел, в котором осуществляется, проявляется что-н. Знать меру .

    3) Средство для осуществления чего-н., мероприятие. Меры предосторожности.

    4) Русская народная единица ёмкости измерения сыпучих продуктов, а также сосуд для измерения их. М. овса.

    4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    прожИвший

    сливОвый

    донЕльзя

    5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

    Учёный был ЗАЧИНАТЕЛЕМ физики твёрдого тела и физики низких температур в Кембридже.

    Перед нами был некогда ДОБРОТНЫЙ офицерский дом с парком и фонтанами, с видом на Неву.

    Нет, у неё не совсем зелёные глаза, у неё такие… зеленовато-карие, БОЛОТИСТОГО цвета.

    Юрка выгреб всю имеющуюся в его карманах скудную НАЛИЧНОСТЬ, но этого было мало для совершения желанной сделки.

    Приз ЗРИТЕЛЬСКИХ симпатий достался самой молодой участнице творческого конкурса.

    6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    столы для КУХОНЬ

    в ТЫСЯЧА ВОСЬМИСОТОМ году

    много МАКАРОН

    БОЛЕЕ КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж

    7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    Б) неправильное построение предложения с причастным оборотом

    В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

    Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    1) Разбуженный Алёша грохотом грома потом долго не мог заснуть.

    4) Не успев закончить один рассказ, Василий тут же принялся за другой.

    5) Тот, кто пришёл на репетицию вовремя, успели выбрать костюмы по своему вкусу.

    6) Благодаря грамотной политике руководства, предприятие сумело выстоять в кризисный период.

    7) Вопреки настойчивых уговоров родственников, Дмитрий принял решение о переезде в Саратов.

    8) В отличие от других современников, В.С. Миролюбов признавал писательский талант Лазаревского и охотно печатал его произведения в своих изданиях.

    9) В кинотеатре «Октябре» состоялся премьерный показ фильма и встреча с режиссёром картины.

    8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    ст..лизовать

    проск..чить

    отв..рить (овощи)

    прим..чание

    л..гический

    9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

    о..делка, (немного) по..красить (забор)

    и..пытал, не..дешний

    пр..крыл, пр..строил

    пр..образ, р..ссыпал

    от..скать, спорт..гра

    10.

    застр..вать

    перекле..вать

    заш..вать

    обидч..вый

    11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    услыш..нный

    бор..шься

    натерп..шься

    замет..вший

    неча..нный

    12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    Стоял уже далеко (НЕ)ЖАРКИЙ, но солнечный сентябрьский день, мы с егерем отправились на болота понаблюдать за птицами.

    В (НЕ)ЗАШТОРЕННЫЕ даже тюлем окна лился холодный лунный свет.

    Когда Елизавета, муза писателя, уехала от него, черпать вдохновение ему стало (НЕ)ОТКУДА.

    Ценя в людях искренность и (НЕ)ПРИЕМЛЯ более всего фальшь, этот дворянин предпочитал дружить с крестьянами, нежели с людьми своего

    сословия.

    Ольга, узнав о приезде Саши, выбежала с (НЕ)ПОКРЫТОЙ ничем головой на заснеженный двор.

    13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    (ПО)ТОМУ спокойствию, что царило (ПО)ВСЮДУ, нам казалось, что дождя больше не будет.

    Парус обыкновенно подворачивали внизу и приспускали только (ВО)ВРЕМЯ сильной бури, ЧТО(БЫ) уменьшить площадь парусности.

    (В)ТЕЧЕНИЕ дня мы (В)ВОЛЮ налюбовались утками и потому возвращались домой в бодром расположении духа.

    Сложив сумку (В)ДВОЕ, Арсений быстро запрыгнул в лодку, она от его веса наклонилась (В)БОК, но скоро выправилась.

    (ПО)НАЧАЛУ Егорке было очень страшно, но он сумел собрать волю в кулак, ТАК(ЧТО) никто не заметил его короткого смятения.

    14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

    Анна Ахматова позволяла себе иронизировать по поводу своих знаменитейших стихов, и это ничуть не противоречило её царстве(1)ости, не нарушало её внутре(2)ей поэтической гармонии, а только обогащало её образ, сообщало ему то «четвёртое измерение», по которому Мандельштам отличал подли(3)ую поэзию от рифмова(4)ых строк.

    15. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1) Книга Н. Заболоцкого «Столбцы» стала заметной вехой не только в творчестве самого поэта но и в поэзии того времени в целом.

    2) Персонажи в произведении бывают главными или второстепенными сквозными или эпизодическими а по своим характерам делятся на положительных и отрицательных.

    3) Лесные тропинки прыгали по твёрдым корням дубов и лип и моя некованая лошадь начала спотыкаться.

    4) Ни один экзамен по литературе ни одно сочинение не должны обходиться без использования специального языка литературоведения его терминов и понятий.

    5) Сад у тётки славился соловьями да цветами да яблоками.

    16. Расставьте все знаки препинания:

    Петровская реформа решила национальные задачи (1) создав государственность (2) обеспечившую России (3) двухсотлетнее существование в ряду главных европейских держав (4) и построив одну из самых ярких культур в истории человеческой цивилизации.

    17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Каким-то загадочным образом творчество Чехова (1) по словам К. Чуковского (2) было для современников писателя моральной проповедью, и этой проповеди они подчинялись так охотно и радостно, как не подчинялись бы (3) пожалуй (4) самым громким нравоучительным лозунгам.

    18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Большой художественный талант Шолохова (1) увядание (2) которого (3) оказалось неизбежным под воздействием советских идеологических догм (4) в полной мере сумел проявиться в романе «Тихий Дон».

    19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Когда он говорил о медицине (1) это производило какое-то новое и особенное впечатление (2) и после таких разговоров мне казалось (3) что (4) если бы он захотел (5) то мог бы стать настоящим учёным.

    20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

    Они казались спокойны и смелы; однако ж при моем приближении обе потупили опущенные головы и закрылись своими изодранными чадрами.

    Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

    1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и раньше садился в ванну, и многие до него делали то же самое. (3)Но до этого исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он удивился – он задумался. (6)А когда он задумался – он открыл великую тайну природы.

    (7)Может быть, всё это происходило и не так. (8)Но факт остаётся фактом: закон Архимеда существует, и те, кто получает «двойки» за незнание его, могут это подтвердить.

    (9)Мне кажется, что все открытия происходят оттого, что люди неравнодушны. (10)Что они умеют удивляться.

    (11)Скажем, сидел себе Ньютон в саду. (12)Смотрит – упало яблоко. (13)Ну, упало и упало. (14)Подыми и съешь. (15)Никого не удивляло это никогда. (16)А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?» (17)Удивился, задумался и открыл закон всемирного тяготения.

    (18)Конечно, всё это гораздо сложнее. (19)Всё это требовало огромного труда, огромных знаний. (20)Я рассказываю об этом так несложно потому, что это, наверно, тебе известно. (21)И потом я хочу сказать, что, если ты не умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.

    (22)Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. (23)Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. (24)Они не умели бы выращивать хлеб, летать в космос. (25)И, кроме того, они не умели бы создавать музыку, сочинять стихи, рисовать картины.

    (26)Вот идёт в лесу человек. (27)Слышит: поют птицы. (28)Ну, поют и поют, эка невидаль! (29)А иной удивится: очень необыкновенно и сладко поют. (30)И задумается...

    (31)А другой человек удивится краскам и цветам природы. (32)И начнёт сам пробовать сочетать эти краски. (33)Получается картина.

    (34)Третий, слушая человеческую речь, вникая в разговоры людей, вдруг удивится, как увлекательно и точно или, наоборот, нудно и неверно люди излагают свои мысли. (35)И сам начинает думать над словами, пробовать их в разных сочетаниях, строить из них предложения, примерять к действительности, искать самые точные и нужные слова.

    (36)Конечно, есть люди, которых ничто не удивляет. (37)Они смотрят на мир как-то однобоко: чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? (38)У них явные расхождения с Ньютоном. (39)Они бы это яблоко просто сжевали без всякого всемирного тяготения. (40)Они берут волшебный ковёр-самолёт и прибивают его на стенку, чтоб не летал. (41)Они цветами корову накормят, птицу и перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимания на то, о чём болтают.

    (42)Очень скучные люди. (43)Прямо жалко их и даже как-то стыдно за них.

    (44)А ты попробуй удивиться. (45)Всё в этом мире непросто. (46)Всё находится во взаимосвязи. (47)Поэтому существуют прекрасные вещи и прекрасные сказки. (48)Поэтому существуют мечты и реальность.

    (49)Поэтому существуют дружба и борьба. (50)И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи.

    (51)И поэтому люди бывают счастливы.

    (52)Жизнь удивительна. (53)И люди тоже удивительны. (54)И каждый, если бы захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.

    (по Л.И. Лиходееву*)

    * Леонид Израилевич Лиходеев (1921–1994) – русский писатель, автор очерков, фельетонов, романа-эпопеи «Семейный календарь, или Жизнь от конца до начала».

    21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Закон Архимеда появился благодаря тому, что Архимед, принимая ванну, почувствовал, что в воде он становится легче.

    2) Суть закона Архимеда заключается в том, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость.

    3) Каждый, кто способен увидеть краски природы, её цвета, становится художником.

    4) Люди, которых ничто не удивляет, не знают закона Ньютона.

    5) Человек должен думать над словами, учиться выбирать самые точные и правильные слова, чтобы обогащать свою речь.

    22. Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

    Цифры укажите в порядке возрастания.

    1) В предложениях 1–6 ведущий тип речи – описание.

    2) В предложениях 7–10 представлено рассуждение.

    3) В предложениях 11–17 представлено описание.

    4) Предложение 16 противопоставлено по смыслу содержанию предложения 15.

    5) Предложение 33 указывает на причину того, о чём говорится в предложениях 31–32.

    23. Из предложения 24–25 выпишите синонимы (синонимическую пару).

    24. Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-ими) с помощью союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

    25. «Л.И. Лиходеев в представленном тексте ведёт непринуждённый разговор с читателем о таком важном человеческом качестве, как умение удивляться. Авторская речь в данном фрагменте подвижная,

    естественная, она меняет форму и краски, оттого возникает ощущение присутствия автора, ощущение живой устной беседы. Этот эмоциональный фон на протяжении всего текста поддерживается целым набором средств художественной выразительности. В синтаксисе это, например, (А)_________ (предложения 10, 32), а также такой приём, как (Б)______ (предложения 45–46, 47–49). А на лексическом уровне – (В)________ ("эка невидаль", "болтают") и такой троп, как (Г)_______ (великую тайну природы, волшебный ковёр-самолёт, прекрасные сказки)».

    Список терминов:

    1) эпитеты

    2) антонимы

    3) неполные предложения

    4) разговорная лексика

    5) ряды однородных членов предложения

    6) восклицательные предложения

    7) лексический повтор

    8) метонимия

    9) анафора

    26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

    Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

    Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

    Объём сочинения – не менее 150 слов.

    1. Ответ: 35|53.

    2. Ответ: однако

    3. Ответ: 3

    4. Ответ: сливовый

    5. .Ответ: болотного

    6. Ответ: красивейший|более красивый|наиболее красивый

    7. Ответ: 71539

    8. Ответ: проскочить

    9. Ответ: прикрылпристроил

    10. Ответ: застревать

    11. Ответ: борешься

    12. Ответ: неоткуда

    13. Ответ: вдвоевбок|вбоквдвое

    14. Ответ: 1234

    15. Ответ: 13|31

    16. Ответ: 124

    17. Ответ: 1234

    18. Ответ: 14

    19. Ответ:1235

    20. Ответ: опущенные

    21. Ответ: 12

    22. Ответ: 24|42

    23. Ответ: создавать сочинять

    24. Ответ: 3

    25. Ответ: 3941.

    Примерный круг проблем

    1. Проблема неравнодушного отно-

    шения к жизни, умения человека

    удивляться. (Какую роль играет неравнодушное

    отношение к жизни, умение удив-

    ляться в науке и творчестве? Какое

    место оно занимает в общем

    прогрессе человечества? Как взаи-

    мосвязаны умение удивляться и

    способность сделать открытие?)

    1. Все открытия – от научных до

    творческих – происходят от нерав-

    нодушия человека, от его умения

    удивляться. Если человек не умеет

    удивляться, он ничего не сможет

    создать в жизни. Удивление важно

    в любой сфере человеческой жизни

    2. Проблема взаимосвязи способ-

    ности удивляться и полноты жизни

    человека. (Какое место занимает умение

    удивляться в жизни конкретного

    человека? Можно ли ощутить

    полноту жизни без способности

    удивляться?)

    2. Без умения удивляться жизнь

    скучна, мир воспринимается одно-

    боко, без полноты красок; человек

    без этого умения обрекает свою

    жизнь на скучное, безрадостное,

    бесполезное существование, где нет

    мечты, лишает себя прекрасного,

    возможности развития

    3. Проблема равнодушного отноше-

    ния к жизни, неумения человека

    удивляться. (К чему ведёт

    равнодушие человека, неумение и

    нежелание удивляться?)

    3. Равнодушные люди, которые не

    умеют удивляться, не могут ощутить

    полноту жизни; их жалко, за них

    * Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в

    Леонид Израилевич Лиходеев-один из замечательнейших мастеров художественного слова. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к человеку и его жизни.
    В данном тексте автор ставит важную проблему: роль удивления в жизни человека. В небольшом по объему, но ёмком по тексте, автор рассуждает о том, как любопытство и удивление влияют на людей и общество, о том, что если бы люди не умели удивляться, то "они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли". Также автор призывает читателя к развитию в себе этих чувств. "А ты попробуй удивиться"...
    Позиция автора однозначна и и выражена в тексте довольно чётко. Леонид Израилевич считает, что люди равнодушные, не умеющие удивляться миру вокруг, обречены прожить скучную, лишённую красок жизнь. И наоборот, люди любопытные, обращающие внимание на привычные, казалось бы, вещи, делают удивительные открытия. Как для себя, так и для человечества.
    Я полностью разделяю мнение автора. Действительно, очень важно всю жизнь сохранять в себе детскую любознательность, расширять свои границы, учиться новому. Это препятствует не только эмоциональному выгоранию человека, но и предотвращает такие страшные заболевания, как болезни Альцгеймера. Иногда большее значение имеют даже не новые знания, а новый взгляд на старые вещи.
    Свою позицию я готова подтвердить аргументом из художественной литературы. Например, эта проблема освещается в произведении Рэя Брэдбери "Вино из одуванчиков". Главный герой Дуглас, двенадцатилетний мальчик, во время поездки с отцом и братом в лес с удивлением обнаруживает, что он...живой. Он внезапно начинает остро ощущать каждую часть своего тела, все, что происходит вокруг, и он ошарашен своим открытием. На фразу брата о том, что все люди знают, что они живые, Дуглас отвечает:"Хорошо бы так. Хорошо бы все знали". Действительно, хорошо бы все это знали...
    Другим ярким примером я считаю замечательную строчку из известной песни "Главное, ребята, сердцем не стареть". И правда, молодость многому нас учит, нужно продолжать жить так же, как в детстве, с широко открытыми глазами и настолько же открытой душой.
    Прочитанный текст помог мне утвердиться в мнении, что опасно останавливаться в познании мира, погружать в рутину, "оседать". Нужно всегда видеть новое, а главное искать его.

    Где мой любимый ученый? Он на много опередил время! Знал то, что не знал даже ЭйнШтейн! Добавьте Тесла!

    Нико́ла Те́сла (серб. Никола Тесла; 10 июля 1856, Смиляны, Австро-Венгрия, ныне в Хорватии - 7 января 1943, Нью-Йорк, США) - американский физик, инженер, изобретатель в области электротехники и радиотехники.

    Широко известен благодаря своему научно-революционному вкладу в изучение свойств электричества и магнетизма в конце XIX - начале XX веков. Патенты и теоретические работы Теслы сформировали базис для современных устройств, работающих на переменном токе, многофазовых систем и электродвигателя, позволивших совершить второй этап промышленной революции.

    Современники-биографы считали Теслу «человеком, который изобрёл XX век» и «„святым заступником“ современного электричества». После демонстрации радио и победы в «Войнах токов» Тесла получил повсеместное признание как выдающийся инженер-электрик Америки. Ранние работы Теслы проложили путь современной электротехнике, его открытия раннего периода имели инновационное значение. В США по известности Тесла мог конкурировать с любым изобретателем или учёным в истории или популярной культуре.

    Переменный ток

    С 1889 года Тесла приступил к исследованиям токов высокой частоты и высоких напряжений. Изобрёл первые образцы электромеханических генераторов ВЧ (в том числе индукторного типа) и высокочастотный трансформатор (трансформатор Теслы, 1891), создав тем самым предпосылки для развития новой отрасли электротехники - техники ВЧ.

    В ходе исследований токов высокой частоты Тесла уделял внимание и вопросам безопасности. Экспериментируя на своём теле, он изучал влияние переменных токов различной частоты и силы на человеческий организм. Многие правила, впервые разработанные Теслой вошли в современные основы техники безопасности при работе с ВЧ токами. Он обнаружил, что при частоте тока свыше 700 периодов в секунду болевое воздействие на нервные окончания прекращает восприниматься. Электротехнические аппараты, разработанные Теслой для медицинских исследований, получили широкое распространение в мире.

    Эксперименты с высокочастотными токами большого напряжения (до 2 млн вольт) привели изобретателя к открытию способа очистки загрязнённых поверхностей. Аналогичное воздействие токов на кожу показало, что таким образом возможно удалять мелкую сыпь, очищать поры и убивать микробы. Данный метод используется в современной электротерапии.

    Теория полей

    В 1888 году Тесла (независимо от Г. Феррариса и несколько ранее его) дал строгое научное описание сути явления вращающегося магнитного поля. В том же году Тесла получил свои основные патенты на изобретение многофазных электрических машин (в том числе асинхронного электродвигателя) и системы передачи электроэнергии посредством многофазного переменного тока. С использованием двухфазной системы, которую он считал наиболее экономичной, в США был пущен ряд промышленных электроустановок, в том числе Ниагарская ГЭС (1895), крупнейшая в те годы.

    Тесла одним из первых запатентовал способ надежного получения токов, которые могут быть использованы в радиосвязи. Патент U.S. Patent 447920 (англ.), выданный в США 10 марта 1891 года описывал «Метод управления дуговыми лампами» («Method of Operating Arc-Lamps»), в котором генератор переменного тока производил высокочастотные (по меркам того времени) колебания тока порядка 10 000 Гц. Запатентованной инновацией стал метод подавления звука, производимого дуговой лампой под воздействием переменного или пульсирующего тока, для чего Тесла придумал использовать частоты, находящиеся за рамками восприятия человеческого слуха. По современной классификации генератор переменного тока работал в интервале очень низких радиочастот.

    Тесла демонстрирует принципы радиосвязи, 1891 г.

    В 1891 г. на публичной лекции описал и продемонстрировал принципы радиосвязи. В 1893 году вплотную занялся вопросами беспроволочной связи и изобрел мачтовую антенну.

    Резонанс

    Катушки Тесла до сих пор используются кое-где именно для получения искусственных молний. В 1998 году инженер из Стенфорда Грег Лей продемонстрировал публике эффект «молнии по заказу», стоя в металлической клетке под гигантским контуром Тесла и управляя молниями с помощью металлической «волшебной палочки». Недавно он развернул кампанию по сбору средств на строительство еще двух «башен Тесла» где-то на юго-западе США. Проект обойдется в 6 миллионов долларов. Однако укротитель молний надеется вернуть расходы, продав установку Федеральному управлению авиации. С помощью нее авиаторы смогут изучать, что происходит с самолетами, попавшими в грозу.

    Беспроводная передача энергии

    Физика (греч. от physis - природа) - наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира .

    Физика - одна из основных областей естествознания - наука о свойствах и строении мира, о формах ее движения и изменения, об общих закономерностях явлений природы .

    Основоположниками физики являются такие великие ученые как: Галио Галилей - итальянский физик, астроном, философ, математик, Блез Паскаль - французский математик, физик, религиозный философ, Исаак Ньютон - английский математик, астроном, физик. Ньютона принято считать основоположником физики.

    От ранних цивилизаций, возникших на берегах Тигра, Евфрата и Нила, не осталось никаких свидетельств в области физических знаний, на тот момент не было системы физических знаний, а существовали только определенные описания и факты, не подтвержденные теоретическими обобщениями и выводами. Древние называли физикой любое исследование окружающего мира и явлений природы. Такое понимание физики сохранялось до конца 17 века.

    Аристотель в IV веке до нашей эры впервые употребил слово «фюзис», что означает природа. Он также употребил слова «материя» и «форма».

    Так, с какого же периода истории возникла физика, которую еще нельзя было назвать наукой?

    На наш взгляд наблюдение над природой началось в глубокой древности, когда у человека появилась необходимость прокормить себя и своих близких, но человек еще не перешел к земледелию и к скотоводству, а пользовался плодами леса и охотой на диких животных.

    Попробуем представить абстрактную картину. Случайно в буреломе, где хаотично повалены деревья, одно из них оказалось на другом так, что корневая система, «выдранного» дерева лежала на земле, ствол его, опираясь на другое дерево, свободно свисал. Древний человек случайно вступил на ствол довольно далеко от точки опоры, своим весом приподнял всю корневую систему дерева весом, гораздо большим, чем вес самого человека.

    Человек ничего не понял, но заметил эту особенность, которую и стал применять при необходимости. Так, появился рычаг. Произошло это задолго до исследований Архимеда (287 год до нашей эры). Человек, как мы полагаем, заметил и несколько рассчитал соотношение плеч рычага и действующих на него сил.

    Архимед же привел в систему весь накопленный опыт. Согласно преданию Архимед произнес известную всем фразу: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю»!

    Конечно, он имел в виду применение рычага.

    Вклад Архимеда в математику и физику, безусловно, велик. Архимед является основоположником теоретической механики и гидростатики. Он разработал методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел.

    В основополагающих трудах по статике и гидростатике (закон Архимеда) Архимед дал образцы применения математики в естествознании и технике. Ему принадлежит множество технических изобретений: архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины.

    В физике Архимед ввел понятие «центр тяжести». Он установил научные принципы статики и гидростатики, дал образцы применения математических методов в физических исследованиях. Основные положения статики сформулированы в сочинении «О равновесии плоских фигур». Архимед делает вывод о законе рычага. Знаменитый закон гидростатики, вошедший в науку с именем Архимеда (Архимеда закон), сформулирован в трактате «О плавающих телах» .

    Появление паруса, как мы считаем, также произошло случайно. Древние люди вновь при помощи наблюдений приобрели опыт. Как мы думаем, человек заметил, что если встать и плыть на бревне с помощью примитивного весла, и при этом дует попутный ветер, то бревно начинает двигаться довольно быстро. Возможно, человек заметил, что плывущий по воде ствол дерева с торчащими ветвями движется быстрее, чем без веток. Позднее человек сознательно соорудил из веток с листьями или из звериной шкуры подобие паруса. Так, появился первый примитивный парус.

    Много столетий спустя, в результате накопленного человечеством опыта, появились парусные корабли, которые уже были способны плыть и против ветра. И среди них барк, самый современный парусник. В основе этого явления лежит сложение действующих сил.

    Другим величайшим изобретением древности является колесо. Мы полагаем, что это, скорее всего коллективное изобретение, так как один человек не мог придумать колесо, затем посадить его на ось, закрепить на ней платформу и получить, таким образом, телегу. Как мы считаем, древние люди заметили, что если взять толстое бревно, то его легче перемещать по земле, если под бревно подкладывать круглые обрубки дерева. В результате размышлений человека, даже не группы людей, а целых поколений, получилось колесо.

    Изобретение колеса дало колоссальный толчок в развитии современной цивилизации.

    Здесь хотелось бы упомянуть о цивилизации древних инков. Инки - это индейское племя, которое проживало на землях таких современных стран, как Перу, Эквадор, Боливия и другие. Древние инки не знали и не применяли колесо из-за рельефа земель, которые они занимали. Перу - страна горная, и инками не был замечен тот факт, что пресловутое бревно, можно перемещать качками.

    Так, мы полагаем, что физика зародилась на основе сбора наблюдений, опыта, информации. Когда же такой информации накопилось достаточно много, величайшие ученые древности систематизировали накопленные знания, создав фундаментальную теорию механики.

    Наше небольшое размышление о том, когда зародилась физика, хотелось бы закончить стихотворением:

    Читай, внимай и понимай,

    Почаще думай, мысли, познавай,

    Ты в жанры разные «влетай»

    И книги полностью «глотай»,

    Но ничего не упускай!

    Учти, что всяк разумный человек

    Читает книги разных лет.

    Он в них живет, поет и пляшет,

    Он знания все там берет

    И все дословно узнает,

    Внимает, мыслит, познает,

    Вернувшись в мир,

    Он всем расскажет,

    Что дарят чудны пейзажи,

    Картин из тех чудеснейших долин,

    Где жизнь он мысленно прожил

    И мир с других сторон открыл.

    За что всю жизнь благодарил

    Литературный дивный свет,

    Пролитый с древних лет на мир .

    Литература:

    1. Большой энциклопедический словарь, гл. ред. Прохоров А. М. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 1456 с.

    2. Житомирский С. В. Ученый из Сиракуз: Архимед. Историческая повесть. - М.: Молодая гвардия, 1982. - 191 с.

    3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и выражений/Российская АН. институт русского языка.; Российский фонд культуры. - М.: Азъ Ltd., 1992. - 960 с.

    4. Царева М. В. Стихотворение, «Великий чтива книг», 2015.