Болезни Военный билет Призыв

Образ русской женщины на руси. Образ русской женщины в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Не дело между бабами счастливого искать.

Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.

Значительная часть творчества Н.А. Некрасова посвящена теме русского народа. Поэт считал своим гражданским и человеческим долгом поднимать проблему угнетенного положения крестьянства, освещать тяжелые, печальные стороны жизни русского человека.

Большое место среди произведений Некрасова занимают те, что описывают тяжелую долю русской женщины, русской крестьянки. Поэт считал, что именно женщина несет самый тяжелый крест, потому что на ее хрупкие плечи ложится практически непосильная задача – сохранить любовь, вырастить детей в условиях суровой русской действительности.

Важное место тема женской судьбы занимает и в главном произведении Некрасова – поэме «Кому на Руси жить хорошо». Произведение «населено» довольно большим количеством женских образов, позволяющих автору раскрыть его идейный замысел. Так, в начале поэмы Некрасов дает обобщенный образ русской крестьянки. Мы видим женщин, принарядившихся на «сельскую ярмонку»: «На бабах платья красные, У девок косы с лентами, Лебедками плывут!» Есть среди них модницы-затейницы, а есть и завистницы, пророчащие голод, причиной которого то, что «бабы начали Рядиться в ситцы красные…»

Более детально женские судьбы прорисованы в главе «Пьяная ночь». Здесь мы сталкиваемся с судьбой простой женщины, которая работает в городе у богатых людей: «Ты день у них кухаркою. А ночь у них сударкою…» Встречаем Дарьюшку, исхудавшую от непосильной работы; женщину, изголодавшуюся по любви; баб, у которых дома хуже, чем в аду: «А младший зять все нож берет, Того гляди убьет, убьет!»

И, наконец, кульминацией «женской темы» в поэме становится часть «Крестьянка», главной героиней которой является Матрена Тимофеевна Корчагина. Это русская крестьянка, чья судьба – иллюстрация тяжелой женской доли, но и несгибаемого русского характера, «сокровищницы» русской души.

В «Крестьянке» описана практически вся жизнь Корчагиной, с юности до зрелости. По мысли автора, судьба Матрены Тимофеевны – это обобщенная судьба русской крестьянки вообще.

Итак, наше знакомство с героиней начинается с той молвы, которая идет о ней по окрестным деревням. В народе Матрену Тимофеевну - «губернаторшу» - считают счастливой, и странники отправляются в путь, чтобы взглянуть на это «чудо».

Перед ними предстает красивая русская женщина лет «тридцати осьми»:

…волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Корчагина поддается на уговоры странников и откровенно рассказывает историю своей жизни. Мы узнаем, что детство героиня считает самой счастливой порой своей жизни. И немудрено – «У нас была хорошая, Непьющая семья», в которой все любили и заботились друг о друге. Однако вскоре пришло время выходить замуж. Хотя и здесь героине повезло – муж - «чужанин» любил Матрену. Но, выйдя замуж, героиня попала «в подневолье с волюшки» - в большую семью, где ей, младшей снохе, приходилось угождать всем и не рассчитывать даже на ласковое слово.

Лишь с дедушкой Савелием Матрена могла поговорить обо всем, поплакаться, попросить совета. Но и дед, невольно, причинил ей страшную боль – не «досмотрел» за маленьким сыном Матрены, «скормил свиньям Демидушку». А после этого судьи, расследуя дело, обвинили Корчагину в намеренном убийстве и не дали похоронить младенца без вскрытия.

Некрасов подчеркивает беспомощность и бесправие героини, ей остается лишь последовать совету Савелия:

Терпи, многокручинная!

Терпи, многострадальная!

Нам правду не найти.

Эти слова стали рефреном всей жизни героини, которой пришлось пережить и страшный голод, и болезни, и обиды от власть имущих. Лишь однажды она все-таки «нашла правду» - «вымолила» мужа у губернаторши Елены Александровны, спасла Филиппа от несправедливой солдатчины. Возможно, поэтому, а может быть, потому, что не сломалась, не потеряла волю к жизни, - и прозвали Матрену счастливой.

Однако она сама, не ропща на судьбу, счастливой себя не считает. Матрена думает, что среди женщин не может быть счастливых, потому что им на роду написано беспокоиться, страдать за близких, брать на себя чужую работу и прочее:

А женщин вы не трогайте,-

Вот бог! ни с чем проходите

До гробовой доски!

Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов обобщенно показал судьбу русской женщины, русской крестьянки. По мнению автора, ее доля – самая тяжелая. Женщине приходится страдать от бесправного положения в семье и в обществе, переживать за судьбы детей и близких, непосильно работать. Однако и в таких условиях русская крестьянка умеет сохранить внешнюю и внутреннюю красоту, свою душу – любовь к людям, доброту, желание жить, рожать детей, наслаждаться гармоничным трудом.

Некрасов в своей поэме рисует образ женщины Матрены Тимофеевны. На примере жизни Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек, раскрывает черты характера, опи- еывает их судьбы. Образ Матрены Тимофеевны собирательный.
Матрена Тимофеевна предстает перед нами красивой и трудолюбивой женщиной. Некрасов описывает ее так:
Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький...
Люди считали, что Матрена Тимофеевна счастлива, и называли ее «губернаторшей». Но это не так. На самом же деле Матрена Тимофеевна была счастлива, даже очень, но до замужества, среди своих родных и близких.
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы.
... И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.
Время подошло, и Матрена Тимофеевна вышла замуж за Филиппа Корчагина, питерщика, «по мастерству печник». С этого момента и начинаются у Матрены Тимофеевны беды одна за другой.
Жила Матрена Тимофеевна в семье своего мужа. Это была большая и недружная семья. После первой встречи с эти людьми жизнь Матрены Тимофеевны сильно изменилась. Свекровь унижала, кричала, не давала спокойно жить не только одной Матрене Тимофеевне, но и сестре Филиппа Корчагина. Так как Матрена Тимофеевна не привыкла, чтобы с ней так обращались, она пробовала протестовать против такого отношения к ней. На что муж ей посоветовал молчать. Матрена Тимофеевна почувствовала себя совсем одинокой. А после ссоры он ушел от нее. Вскоре Матрена Тимофеевна родила сына, и жизнь ее преобразилась, «весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской», «что ни велят - работаю, как ни бранят - молчу».
И казалось, что в жизни этой женщины будет радость и счастье. Но случилась самая страшная и непоправимая беда: у Матрены Тимофеевны погиб сынишка. Несмотря на это, у нее остаются душевные силы, воля к жизни.
Образ Матрены Тимофеевны из народной поэзии. Народный фольклор, песни, причитания рассказали о жизни крестьянки.
Матрену Тимофеевну Корчагину можно назвать, в какой-то степени, символом новой жизни, человеком нового этапа русской жизни, потому что, если в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зрела душевная гроза, значит, возможно и близко революционное переустройство жизни.

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» пол­нее и ярче, чем в других произведениях, выступает основ­ной герой творчества великого поэта - народ. Здесь Не­красов рисует различные типы крестьян, всесторонне по­казывает их жизнь - и в горе, и в «счастии».

Одним из самых ярких в поэме является образ Мат­рены Тимофеевны, типичной русской крестьянки, об­раз, воплотивший в себе черты всех женщин матушки- Руси с их тяжелой, а порой и трагичной судьбой, но сумевших сохранить природный ум, доброту, любовь к ближним.

Образы крестьянских женщин, выведенные Некрасо­вым в произведениях, написанных до поэмы «Кому на Руси жить хорошо», несравнимы с образом Матрены Тимофеевны. Если раньше поэт изображал крестьянку как терпеливую, забитую («ты вся - воплощенный испуг, ты вся - вековая истома»), покорную («до гроба рабу покоряться»), то теперь он стремится показать за­рождение в русской женщине гнева, протеста против бесчеловечных условий, желания избавиться от смирения и покорности.

Во всем своем величии предстает перед нами Матрена Тимофеевна: она «сурова и смугла», «осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми». Некрасов с сер­дечной теплотой и любовью описывает красоту Матрены Тимофеевны: «...волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие...»

Крестьянка рассказывает странникам глубоко волную­щую повесть своей жизни. Семья у нее «была хорошая», непьющая, все ее любили, холили и баловали. Девушка росла веселой и работящей, она любила природу, не знала беды и горя.

Но после замужества Матрены судьба отвернулась от нее. Тяжел был Матренин путь: новая семья ее невзлю­била, каждый норовил ее обидеть, завалить работой, да и муж не баловал. Но вот родила она сына, Демушку, который согнал «весь гнев с души» матери. Успокоилась Матрена: «Что ни велят - работаю, как ни бранят - молчу».

Но беда не ходит одна. Погиб любимый Демушка, умерли родители и дед Савелий - человек, духовно близкий Мат­рене, мужа чуть не забрали в армию.

Не осталась Матрена солдаткой, гордость проснулась в ней, гнев и обида на такую несправедливость. Своими силами добилась крестьянка возвращения мужа Филиппа, не покорилась судьбе.

После рассказа о перенесенных ею в жизни тягчайших испытаниях, Матрена Тимофеевна признается странникам: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу...»

Матрена Тимофеевна - достойная внучка деда Саве­лия, по мужеству и жизнестойкости она ни в чем ему не уступает. Она не терпит, а действует, ищет и находит вы­ход из самых сложных ситуаций. Характер этой женщи­ны - новый тип в изображении крестьянства. И хотя не все пороки еще истреблены, здесь уже проступают новые, ранее не свойственные народу черты характера. Появляет­ся тип крестьянина-бунтовщика, борца и патриота.

Я считаю, что образ Матрены. Тимофеевны углубляет понимание жизни простых людей, показывает их развитие, изначальное бесстрашие и смелость в сочетании с добро­той, лаской, самоотверженностью.

Образ Матрены Тимофеевны - это во многом новый тип русской крестьянки.

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов посвящает символичным поискам счастливого человека на Руси. Семеро главных героев, странствуя, узнают о жизни разных слоев населения России: духовенства, помещиков, крестьян. Но особой темой некрасовского произведения является судьба русской крестьянки.

Некрасов показывает жизнь русской женщины во всей полноте - с детства до того момента, когда она встречается с искателями счастья. Так, крестьянка Матрена Тимофеевна рассказывает все без утайки о своей жизни.

Начинается этот долгий рассказ с описания беззаботного детства. Матрена родилась и росла в хорошей семье. Родители ее понимали и жалели, братья будили песней и помогали в работе, чтобы любимая сестренка могла поспать подольше:

Спи, милая касатушка,

Спи, силу запасай!

Следующая глава не случайно названа «Песни», так как именно песни играют особую роль в описании жизни русской женщины. Песни, которые здесь поются, -народные, люди вкладывают в них свои мысли и чувства. Поэтому именно в них наглядно отражена вся трагичность жизни крестьянок.

Матрена Тимофеевна была наделена сдержанной красотой, чувством собственного достоинства, пользовалась всеобщим уважением. Однако, несмотря на это, жизнь ее была типична для большинства крестьянок. И Некрасов показывает, насколько ужасна была эта доля.

Матрена вышла замуж и стала жить в доме мужа, где на ее плечи легла вся тяжесть крестьянского труда: уборка в доме, прислуживание сестре и родителям мужа, работа в поле, воспитание детей. Когда пришла пора и родился ее первенец, он стал помехой для работы. Тогда свекровь потребовала, чтобы Матрена оставила сына со старым дедом Савелием. А дед задремал да и проглядел, как свинья загрызла маленького Демушку. Это случилось не по злому умыслу, поэтому Матрена и простила деда, и они вместе горевали на могиле мальчика.

Но бедной крестьянке пришлось смириться не только с гибелью сына, чья смерть была ужасна и мучительна! Ей также пришлось присутствовать на вскрытии ребенка: несчастная мать умоляла не терзать тельце Демушки, но не имела права на свое мнение, и ее лишь привязали. Чтобы не мешала.

Однако и на этом испытания Матрены не закончились, ей пришлось преодолеть еще несколько довольно трудных моментов, которые ясно дают нам понять, что жизнь ее была далеко не счастливая

Однажды второй сын Матрены пожалел голодную волчицу и бросил ей уже загрызенную овцу. За это староста решил наказать маленького Федотушку, но его мать, не унизившись до просьбы о прощении, вынесла всю боль публичного наказания, которому должен был подвергнуться ее сын. И лишь на следующий день она выплакала свое r ope над речкой.

Когда же пришел «трудный год». Матрена пережила не только голод и физические страдания, но и весть о том, что ее мужа забирают на военную службу. Ей, естественно, не хотелось становиться «солдаткой», и на этот раз Матрена решила бороться за свое счастье: она обратилась за помощью к жене губернатора, и та помогла бедной крестьянке и вскоре даже стала крестной матерью ребенка Матрены Тимофеевны. После этого случая Матрену и стали называть счастливой.

Но разве же это счастье - сносить все тяготы и унижения, находить в себе силы на то, чтобы обратиться за помощью?

Для Некрасова русская женщина - символ жизни и национального самосознания. Его муза - «родная сестра» крестьянки поэтому в поэме «Кому на Руси жить хорошо» судьба русской женщины развернута в целую повесть. Образ Матрены Тимофеевны занимает достойное место среди портретов русских женщин, изображенных поэтом.



ЖЕНСКИЙ
ОБРАЗ В ПОЭМЕ НА. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ
ЖИТЬ ХОРОШО”



Тот сердца
в груди не носил, Кто слез над тобою не лил.



Н.А.
Некрасов



Н.А.
Некрасов справедливо считается первым
певцом русской крестьянки, изобразившим
трагизм ее положения и воспевавшим борьбу
за ее освобождение. Громко и ясно говорил он
о том, что решение “женского вопроса”
должно связываться “не с частными
реформами, не с сознательностью сильных
мира сего, а с преобразованием во всем
экономическом и общественном устройстве!”.
И не случайно “певцом печальной женской
доли, высоких подвигов и жен, и дочерей”
именовали русские женщины своего поэта в
многочисленных письмах, посылавшихся ему в
период тяжелой болезни.


В поэме “Кому
на Руси жить хорошо” женская тема
представлена обзором жизни Матрены
Тимофеевны - простой русской крестьянки,
которую семь странников просят рассказать
о себе. Ее жизнь - типичная жизнь
крестьянки той поры. Сначала похоронила
радость детских лет, потом быстро
промелькнуло девичество, затем замужество,
а далее - горькая участь невестки, рабыни в
мужниной семье. Некрасов показывает
читателю, как жила Матрена Тимофеевна в
семье мужа, показывает отношение его родных
к молодой жене:


А роденька-то


Как
набросится!


Деверек ее
-


Расточихою,


А золовушка
-


Щеголихою,


Свекор-батюшка
-


Тот
медведицей,


А
свекровушка -


Людоедицей.


Кто неряхою,


Кто
непряхою...


Трудности
семейной жизни, выпавшей на долю Матрены,
определялись не только тем, что
родственники мужа были сварливы, но и более
существенными обстоятельствами: “семья
была большущая”, в женщине постоянно жил
страх голода, пожара, немилости
управляющего.


Что год,
то дети: некогда


Ни думать,
ни печалиться.


Дай Бог с
работой справиться


Да лоб
перекрестить, -


так
рассказывает о своей жизни Матрена
Тимофеевна. Действительно, трудно
приходилось крестьянке. Кроме адской
работы на нее обрушились другие бедствия:
ужасная смерть первенца сына, голодный год,
гроза, дважды пожар, сибирская язва. Но все
это не сломило русскую женщину, она
продолжала мужественно переносить все
горести и лишения, растила детей.


Любовь к
детям стала для крестьянки основным
жизненным стимулом: “За них горой стояла я...”
И далее вспоминается случай, когда
материнская любовь проявилась в действии:


Я вырвала
Федотушку.


Да с ног
Силантья-старосту


И сбила
невзначай.


Это была
первая форма несогласия с намерением
старосты высечь подростка. Нарастание
сомнения в ее душе и даже элементов
безверия Некрасов показывает в финальных
сценах главы, где героиня в тот трудный
период своей жизни тоскует о своих умерших
родителях.


Я
потупленную голову,


Сердце
гневное ношу!.. -


говорит
многострадальная крестьянка. И все же мы
понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну
лишь собственная душевная сила. Да,
беспросветным казалось будущее женщины на
Руси. С каждым годом все трудней было жить и
содержать семью. И не случайно рассказ
Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о
потерянных ключах от женского счастья:


Ключи от
счастья женского,


От нашей
вольной волюшки


Заброшены,
потеряны


У Бога
самого!


Едва ли предвидели женщины времен
Некрасова, что кончатся наконец все муки и
страдания и появится возможность шагать в
ногу с мужчинами. Установленное
равноправие и свобода женщин создают еще
более яркий контраст между женским образом
Некрасова и образом женщины наших лет.

Задачи и тесты по теме "ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В ПОЭМЕ НА. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО”"

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Склонение имён прилагательных женского рода - Имя прилагательное как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1