Болезни Военный билет Призыв

Обозначения и символика. Энциклопедия символов. Геометрические символы

Как известно, математика любит точность и краткость - недаром одна-единственная формула может в словесной форме занимать абзац, а порой и целую страницу текста. Таким образом, графические элементы, используемые во всем мире в науке, призваны увеличить скорость написания и компактность представления данных. Кроме того, стандартизованные графические изображения может распознать носитель любого языка, имеющий базовые знания в соответствующей сфере.

История математических знаков и символов насчитывает много столетий - некоторые из них были придуманы случайным образом и предназначались для обозначения иных явлений; другие же стали продуктом деятельности ученых, целенаправленно формирующих искусственный язык и руководствующихся исключительно практическими соображениями.

Плюс и минус

История происхождения символов, обозначающих простейшие арифметические операции, доподлинно неизвестна. Однако существует достаточно вероятная гипотеза происхождения знака «плюс», имеющего вид перекрещенных горизонтальной и вертикальной черт. В соответствии с ней символ сложения берет начало в латинском союзе et, который переводится на русский язык как «и». Постепенно, с целью ускорения процесса записи, слово было сокращено до вертикально ориентированного креста, напоминающего букву t. Самый ранний достоверный пример подобного сокращения датируется XIV веком.

Общепринятый знак «минус» появился, по всей видимости, позже. В XIV и даже XV веке в научной литературе использовался целый ряд символов, обозначающих операцию вычитания, и лишь к XVI веку «плюс» и «минус» в их современном виде стали встречаться в математических трудах вместе.

Умножение и деление

Как ни странно, математические знаки и символы для этих двух арифметических действий не полностью стандартизованы и сегодня. Популярным обозначением умножения является предложенный математиком Отредом в XVII веке диагональный крестик, который можно увидеть, например, на калькуляторах. На уроках математики в школе ту же операцию обычно представляют в виде точки - данный способ предложил в том же веке Лейбниц. Ещё один способ представления - звёздочка, которая наиболее часто используется при компьютерном представлении различных расчётов. Использовать её предложил всё в том же XVII веке Иоганн Ран.

Для операции деления предусмотрены знак наклонной черты (предложен Отредом) и горизонтальная линия с точками сверху и снизу (символ ввел Иоганн Ран). Первый вариант обозначения является более популярным, однако второй также достаточно распространен.

Математические знаки и символы и их значения порой изменяются во времени. Однако все три способа графического представления умножения, а также оба способа для деления являются в той или иной степени состоятельными и актуальными на сегодняшний день.

Равенство, тождество, эквивалентность

Как и в случае многих других математических знаков и символов, обозначение равенства изначально было словесным. Достаточно продолжительное время общепринятым обозначением служило сокращение ae от латинского aequalis («равны»). Однако в XVI веке математик из Уэльса по имени Роберт Рекорд предложил в качестве символа две горизонтальные прямые, расположенные друг под другом. Как утверждал ученый, нельзя придумать ничего более равного между собой, чем два параллельных отрезка.

Несмотря на то что аналогичный знак использовался для обозначения параллельности прямых, новый символ равенства постепенно получил распространение. К слову, такие знаки как «больше» и «меньше», изображающие развернутые в разные стороны галочки, появились лишь в XVII-XVIII веке. Сегодня же они кажутся интуитивно понятными любому школьнику.

Несколько более сложные знаки эквивалентности (две волнистые линии) и тождества (три горизонтальные параллельные прямые) вошли в обиход лишь во второй половине XIX века.

Знак неизвестного - «Икс»

История возникновения математических знаков и символов знает и весьма интересные случаи переосмысления графики по мере развития науки. Знак обозначения неизвестного, именуемый сегодня «иксом», берет своё начало на Ближнем Востоке на заре прошлого тысячелетия.

Ещё в X веке в арабском мире, славящемся в тот исторический период своими учеными, понятие неизвестного обозначалось словом, буквально переводящимся как «нечто» и начинающимся со звука «Ш». С целью экономии материалов и времени слово в трактатах стало сокращаться до первой буквы.

Спустя многие десятилетия письменные труды арабских ученых оказались в городах Пиренейского полуострова, на территории современной Испании. Научные трактаты стали переводиться на национальный язык, но возникла трудность - в испанском отсутствует фонема «Ш». Заимствованные арабские слова, начинающиеся с неё, записывались по особому правилу и предварялись буквой X. Научным языком того времени была латынь, в которой соответствующий знак имеет название «Икс».

Таким образом, знак, на первый взгляд являющийся лишь случайно выбранным символом, имеет глубокую историю и изначально является сокращением арабского слова «нечто».

Обозначение других неизвестных

В отличие от «Икса», знакомые нам со школьной скамьи Y и Z, а также a, b, c имеют гораздо более прозаичную историю происхождения.

В XVII веке была издана книга Декарта под названием «Геометрия». В этой книге автор предлагал стандартизировать символы в уравнениях: в соответствии с его идеей, последние три буквы латинского алфавита (начиная от «Икса») стали обозначать неизвестные, а три первые - известные значения.

Тригонометрические термины

По-настоящему необычна история такого слова, как «синус».

Первоначально соответствующие тригонометрические функции получили название в Индии. Слово, соответствующее понятию синуса, буквально означало «тетива». В эпоху расцвета арабской науки индийские трактаты были переведены, а понятие, аналога которому не оказалось в арабском языке, транскрибировано. По стечению обстоятельств, то, что получилось на письме, напоминало реально существующее слово «впадина», семантика которого не имела никакого отношения к исходному термину. В результате, когда в 12 веке арабские тексты были переведены на латынь, возникло слово «синус», означающее «впадина» и закрепившееся в качестве нового математического понятия.

А вот математические знаки и символы для тангенса и котангенса до сих пор не стандартизованы - в одних странах их принято писать как tg, а в других - как tan.

Некоторые другие знаки

Как видно из примеров, описанных выше, возникновение математических знаков и символов в значительной мере пришлось на XVI-XVII века. На этот же период пришлось возникновение привычных сегодня форм записи таких понятий, как процент, квадратный корень, степень.

Процент, т. е. сотая доля, долгое время обозначался как cto (сокращение от лат. cento). Считается, что общепринятый на сегодняшний день знак появился в результате опечатки около четырехсот лет назад. Получившееся изображение было воспринято как удачный способ сокращения и прижилось.

Знак корня изначально представлял собой стилизованную букву R (сокращение от латинского слова radix - «корень»). Верхняя черта, под которую сегодня записывается выражение, выполняла функцию скобок и являлась отдельным символом, обособленным от корня. Круглые скобки были придуманы позже - в повсеместное обращение они вошли благодаря деятельности Лейбница (1646-1716). Благодаря его же трудам был введен в науку и символ интеграла, выглядящий как вытянутая буква S - сокращение от слова «сумма».

Наконец, знак операции возведения в степень был придуман Декартом и доработан Ньютоном во второй половине XVII века.

Более поздние обозначения

Учитывая, что знакомые нам графические изображения «плюса» и «минуса» были введены в обращение всего несколько столетий назад, не кажется удивительным, что математические знаки и символы, обозначающие сложные явления, стали использоваться лишь в позапрошлом веке.

Так, факториал, имеющий вид восклицательного знака после числа или переменной, появился лишь в начале XIX века. Приблизительно тогда же появились заглавная «П» для обозначения произведения и символ предела.

Несколько странно, что знаки для числа Пи и алгебраической суммы появились лишь в XVIII веке - позже, чем, например, символ интеграла, хотя интуитивно кажется, что они являются более употребительными. Графическое изображение отношения длины окружности к диаметру происходит от первой буквы греческих слов, означающих «окружность» и «периметр». А знак «сигма» для алгебраической суммы был предложен Эйлером в последней четверти XVIII столетия.

Названия символов на разных языках

Как известно, языком науки в Европе на протяжении многих веков была латынь. Физические, медицинские и многие другие термины часто заимствовались в виде транскрипций, значительно реже - в виде кальки. Таким образом, многие математические знаки и символы на английском называются почти так же, как на русском, французском или немецком. Чем сложнее суть явления, тем выше вероятность, что в разных языках оно будет иметь одинаковое название.

Компьютерная запись математических знаков

Простейшие математические знаки и символы в "Ворде" обозначаются обычной комбинацией клавиш Shift+цифра от 0 до 9 в русской или английской раскладке. Отдельные клавиши отведены под некоторые широкоупотребительные знаки: плюс, минус, равенство, наклонная черта.

Если же требуется использовать графические изображения интеграла, алгебраической суммы или произведения, числа Пи и т. д., требуется открыть в «Ворде» вкладку «Вставка» и найти одну из двух кнопок: «Формула» или «Символ». В первом случае откроется конструктор, позволяющий выстроить целую формулу в рамках одного поля, а во втором - таблица символов, где можно найти любые математические знаки.

Как запомнить математические символы

В отличие от химии и физики, где количество символов для запоминания может превосходить сотню единиц, математика оперирует относительно небольшим числом знаков. Простейшие из них мы усваиваем ещё в глубоком детстве, учась складывать и вычитать, и только в университете на определенных специальностях знакомимся с немногочисленными сложными математическими знаками и символами. Картинки для детей помогают за считанные недели достичь мгновенного узнавания графического изображения требуемой операции, гораздо больше времени может понадобиться для овладения навыком самого осуществления этих операций и понимания их сущности.

Таким образом, процесс запоминания знаков происходит автоматически и не требует особых усилий.

В заключение

Ценность математических знаков и символов заключается в том, что их без труда понимают люди, говорящие на разных языках и являющиеся носителями различных культур. По этой причине крайне полезно понимать и уметь воспроизводить графические изображения различных явлений и операций.

Высокий уровень стандартизации этих знаков обуславливает их использование в самых различных сферах: в области финансов, информационных технологий, инженерном деле и др. Для каждого, кто хочет заниматься делом, связанным с числами и расчетами, знание математических знаков и символов и их значений становится жизненной необходимостью.

Желая показать связь чисел с Пространством как живой субстанцией, Платон говорил: "Бог все время геометризирует". Смысл этого геометризирования в его соотношении с числами хорошо показала Блаватская. Излагая гностическую систему Валентина, она писала о геометрической символике следующее:

Мнения о геометрической символике

"Сперва (точка) монада, битос (Бездна), неведомый и непостижимый Отец. Затем (треугольник), битос и первая изошедшая пара или дуада, ноус (ум) и его сизигии алетейя (истина) Затем (квадрат), двойная дуада, тетрактис, или квартенарий, двое мужского, логос (слово) и антронос (человек), и двое женского пола, их сизигии, зое (жизнь) и экклесия (церковь или собрание), всего семь. Треугольник - это потенциальность Духа; квадрат - это потенциальность материи; прямая вертикальная линия - могущество материи. После этого идет пентаграмма пентада, таинственный символ манускриптов, или сынов Мудрости, которые вместе со своими сизигиями составляют число 10, или декаду; самая последняя из всех - гексальфа, или переплетенные треугольники гексады, которые вместе со своими сизигиями составляют число 12, или додекаду. Таковы составляющие плеромы, или полноты. Идеи в Божественном Разуме, в целом 28, поскольку битос или Отец, не входит в их число, ибо он есть Корень всего. Два маленьких круга внутри плеромы представляют собой сизигий Христа-Пневма (Христа и Святого Духа); они суть последующая эманация, и, как таковые, в одном аспекте олицетворяют нисхождение духа для просвещения и развития материи, которая по своей сущности происходит из того же источника; А в другом аспекте - нисхождение или воплощение кумаров или Высших Эго человечества.

Круг плеромы поддерживается и ограничивается окружностью, которая эманировала из битоса (точки) и которую называют Гор (предел), Ставр (опора, столб или крест) и Метэх (разделитель); он изолирует плерому (или полноту) от гистермы (Неполноты), больший круг от меньшего круга, непроявленное от проявленного. Внутри круга гистермы находится квадрат примордиальной (изначальной) материи, или Хаоса, созданного благодаря Софии, называемого энтромой (или недоношенной). Над ним располагается треугольник, примордиальный Дух, называемый совокупным плодом плеромы, или Иисусом, ибо для всех, кто ниже плеромы, она кажется неким единством. Обратите внимание, что треугольник и квадрат гистермы являются отражением треугольника и квадрата плеромы. И, наконец, поверхность листа бумаги, включающая в себя все и всепроникающая, есть сиге (безмолвие)."

Сходные идеи высказывал еще Диоген Лаэртский, пытавшийся воспроизвести представления пифагорейцев:

"Монада (Проявленное) есть начало всего. От Монады и неопределенной Диады (Хаоса) произошли Числа; от Чисел - Точки; от Точек - Линии; от Линий - поверхности; от Поверхностей - твердые тела; от них - твердые тела, имеющие четыре элемента - Огонь, Воду, Воздух и Землю, из всех них, притворенных (взаимодействием) и совершенно измененных, и состоит Мир".

Графическим выражением принципа единичности является точка или вертикальная прямая линия. Однако этот внешне бедный символ внутренне чрезвычайно богат неисчерпаемыми возможностями, ибо содержит себе в себе все числа и все возможные выражающие их геометрические фигуры.

Наиболее простым графическим выражением двойственности является символ, основанный на удвоении единицы (вертикальной линии) и состоящей из двух параллельных линий.

Значения геометрической символики

Треугольник представляет собой геометрическое выражение триады и числа три. Он имеет три уровня или аспекта рассмотрения. В высшем смысле он выражает идею Троицы. В своем нормальном положении, с основанием внизу, он, по представления Керлота, "символизирует огонь и стремление всех вещей к высшему единству - тягу к бегству от протяженности (обозначаемой основанием) к непротяженности (вершина), либо к Истоку или Точке, из которой исходит сияние". Интересную символическую картину треугольника описал Николай Кузанский, утверждая, что "в усеченном виде (без вершины) он служит алхимическим символом воздуха; в перевернутом виде (вершиной вниз) символизирует воду; а в перевернутом виде и с усеченной верхушкой он символизирует землю".

Геометрическая символика. Квадрат является наиболее четким геометрическим выражением принципа четверичности. Керлот отмечает, что "психологическая его форма вызывает ощущение прочности и стабильности, и это служит объяснением его использования в распространенных символах организации и конструирования... Как бы то ни было, несомненно, что в противоположность динамике нечетных чисел и их соответствующих геометрических форм (таких, как три, пять, треугольник или пятиугольник), чётные числа и формы (например, четыре, шесть, восемь, квадрат, шестиугольник, восьмиугольник) характеризуется свойствами стабильности, прочности и определенности".

Пентаграмма или пятиконечная звезда представляет собой геометрическое выражение идеи пятеричности. В своем высшем смысле она символизирует собой совершенного человека, в низшем аспекте - чёрного мага или колдуна. Она вносит в символ четверичности мощный оттенок динамичности, движения, активности. Агни Йога указывает на мощную защитную функцию пентаграммы, образующей особое духовно-энергетическое поле вокруг человека её представляющего. Это поле способно отражать оккультно-магические удары и предохранять от различных оккультно-магических воздействий.

Графическим выражением принципа шестеричности является шестиконечная звезда, образованная наложением двух треугольников. Два полных треугольника, находящихся друг по отношению к другу в состоянии оппозиции (один в нормальном, другой в перевернутом виде) при наложении друг на друга образуют шестиконечную звезду ("печать Соломона"), символизирующую человеческую душу с её фундаментальным свойством свободы воли и выбора путей.

Графическим выражением принципа семеричности выступает соединение треугольника и квадрата, при котором либо квадрат вмещает в себя треугольник, либо наоборот вписывается в него. Эта семеричность нередко применяется в различных архитектурных проектах, поскольку она обладает качеством мандалы, сравнимым с понятием "квадратура круга".

Геометрическая символика чисел. Геометрическим выражением принципа восьмеричности является восьмиугольник или восьмиконечная звезда. Керлот пишет об этом символе следующее:

"Украшения, архитектурные здания и различные диспозиции, основанные на восьмиугольнике (при планировке на грунте или на возвышении, как в случае возведения строения и сооружений - таких как баптистерии, фонтаны), символизируют духовное возрождение, поскольку фигуры с восьмью сторонами связаны с идеей посредника между кругом и квадратом. Поэтому не удивительно, что большинство баптистерий имеют определенную форму октагона. Однако иногда в баптистериях двенадцать углов для купелей (сумма аспектов полумногогранника), поскольку это символизирует всю сумму целиком".

Графическим выражением принципа девятеричности является окружность.

Геометрия мироздания

Чтобы глубже разобраться в том, насколько число в его геометрическом, пространственном выражении оказывает влияние на природу планеты и мироздания вообще, полезно познакомиться с книгой двух исследователей числовой символики Р. Фардуя и Ю. Швайдана "Прелесть тайны". Они обращаются к работе американского ученого Д. Винтера, который глубоко проник в "сакральную геометрию мироздания":

"Он является проповедником идеала формы, унитарного "золотого сечения", которое подобно "золотой цепи" соединяет ген и Вселенную. Принимая концепцию икосаздрически-додекаэдрической структуры Земли, Винтер развивает её дальше. Он обращает внимание на то, что угол, описываемый осью Земли в ходе её прецессии на 26000 лет, составляет 32 градуса. Это в точности равно тому углу, под которым нужно наклонить куб, чтобы, вращая его затем вокруг оси (с пятью остановками), получить додекаэдр. По мнению этого исследователя, энергетический каркас Земли представляет собой додекаэдр, вставленный в икосаэдр, который, в свою очередь, вставлен во второй додекаэдр. Геометрические отношения между указанными многогранниками представляют собой золотое сечение, которому подчинены многие природные объекты и процессы. В частности, при такой структуре энергетического каркаса достигаются идеальные условия для сохранения внутренней энергии Земли, поскольку гармоники её колебаний не интерферируют друг с другом.

Додекаэдрическая структура, по мнению Д.Винтера, присуща не только энергетическому каркасу Земли, но и строению живого вещества. Так, в процессе деления яйцеклетки сначала образуется тетраэдр из четырёх клеток, затем октаэдр, куб, и, наконец, додекаэдрически-икосаэдрическая конструкция гаструлы. И наконец, самое, пожалуй, главное - структура ДНК - генетического кода жизни - представляет собой четырехмерную развертку (по оси времени) вращающегося додекаэдра! Таким образом, оказывается, что вся Вселенная от метагалактики и до живой клетки - построена по одному принципу - бесконечно вписываемых друг в друга додекаэдра и икосаэдра, находящихся между собой в пропорции золотого сечения. Эта пропорция проявляется и в других явлениях природы. В частности, Д.Винтер установил экспериментально, что частотный шаг гармоник колебаний сердца человека представляет собой корень квадратный из золотой пропорции. Сами эти колебания оказываются когерентными Шумановским резонансным колебаниям Земли, а те, в свою очередь, - колебаниям (биениям) Солнца. Итак, непрерывный и взаимосвязанный ряд: Солнце - Земля - человек - генетический код..."

Крайне интересный аспект, касающийся представлений пифагорейцев и Платона о мистической сущности брака и деторождения рассматривает Плутарх. Он видит в прямоугольном треугольнике со сторонами 3, 4, и 5 треугольник жизни:

"В "Государстве" Платон представляет брак в геометрической форме. В самом деле, в прямоугольном треугольнике число три представляет одну из сторон прямого угла; число четыре - основание; число пять - гипотенузу, её квадрат равен сумме квадратов сторон, содержащих прямой угол. Таким образом, следует представлять себе сторону прямого угла как фигуранта самца, основание треугольника как фигуранта самки и гипотенузу как продукт обоих. По той же причине, должно рассматривать Озириса как первоначало, Изиду как сущность, которая получает воздействие, и Гора как следствие, которое происходит от соединения одного и второго. В самом деле, число три - это первое нечётное число и совершенно, четыре - это квадрат двойки, первого чётного числа, и пятерка, составленная из двойки и тройки, содержит в себе вместе и её отца, и её мать. Кроме того, пятерка, возведенная в квадрат, дает число, равное числу букв египетского алфавита и числу лет жизни быка Аписа".

Любопытно отметить, что священность данного пифагорейского треугольника подтверждается современными математическими научными изысканиями. Исследователь древнеегипетской символики И. П. Шмелёв пишет:

"...Священный треугольник 3:4:5 был получен не эмпирически, а извлечен аналитически на базе канонического квадрата. И в обоих случаях (как степенной инвариант числа 5, ибо 5=корень из 5^2) выполняет функцию гармонического параметра. Поэтому оба треугольника гармонически инвариантны. Вот почему Гор, формально отождествляемый с числом 5, есть символ гармонии. Миф об Изиде (тройка, т.е. структура), Озирисе (четвёрка, т.е. ритм) и их сыне Горе (пятерка, т.е. гармоническая связность) начинает приобретать научный статус с позиции числовых функций".

Числа как образ мира. Мифопоэтические основы чисел. Классификационная функция чисел. Философия чисел [китайская, пифагорейская традиции]. Семантика чисел. Семантическая специфика чисел 1 и 2 . 2 как «первичная монада» (В.Н. Топоров ). 3 как суперлатив. 3 как символ динамической целостности и 4 как символ статической целостности. Парадигматика и синтагматика чисел в мифопоэтической традиции. Космогонические функции чисел. Тенденции к гомогенности числового ряда. Число и слово. Семантизация чисел в искусстве. «Числовые» тексты [кумулятивные и формульные сказки, заклинания, молитвы, заговоры, загадки и т. п.]. Десакрализация и демифологизация чисел.

Идеализация и унификация реальных объектов. Набор геометрических элементов и идентичных им символов [линии, фигуры, тела]. Функции геометрических символов: классификационная, описание структуры космоса [пространственно-временны е, этические, объектные, ритуальные аспекты и др.].

Наиболее характерные для мифопоэтической традиции геометрические символы, их сочетания, семантика.

Круг , гетерогенность его происхождения и значения. Круг как модель идеального тела [шара]. Идея единства, бесконечности. Териоморфные образы круга [земля; рыба, дракон, заглатывающие собственный хвост]. Круг и идея цикличности [цикличность времени и пространства, круглые календари, солнечная символика]. Круг и мировое древо, пуп земли. Круг как эмблема власти. Круг как символ социальных структур [брачные союзы, территориальные деления и др.]. Круг и круглые формы как выражение женского начала. Сочетание круга с другими символическими фигурами [квадрат, крест, тетива]. Функциональное разнообразие круга. Круг в эмблематике и геральдике.

Квадрат , его традиционная мифопоэтическая семантика [порядок, мудрость, земля, равенство и др.]. Квадрат и горизонтальная структура мирового древа. Классификационные системы двоичных противопоставлений [основные параметры космоса]. Квадрат как модель храмовых сооружений. Противопоставление квадрата кругу. Квадрат как выражение мужского начала. Роль квадрата в ритуальной практике. Функциональное разнообразие квадрата. Квадрат в эмблематике и геральдике. Квадрат и крест.

Крест - символ высших сакральных ценностей. Крест как идея центра. Мотивы обретения, испытания и воздвижения креста. Антропоморфоцентричность креста и крестообразность человека. Крест как моделирование духовности. Крест как вариант мирового древа. Гетерогенность образа креста. История возникновения креста. Этимология названия и семантика креста [образ страдания, умирания и воскресения; выбор между жизнью и смертью, счастьем и несчастьем]. Обрядовые функции креста. Крест в мифологическом пространстве [крестный путь, крест и перекрёсток]. Соотношение креста с другими мифологическими образами, обладающими сходными функциями [египетская, еврейская, греческая традиции]. Крест и другие знаковые фигуры [круг, шар, якорь, сердце, луч, покрывало, голубь и др.]. Символика креста. Разновидности креста [греческий, мальтийский, тевтонский, андреевский, двойной и др.]. Крест в геральдике, сфрагистике, эмблематике. Крест и меч . Амбивалентная семантика меча. Меч как символ справедливости, единения. Отождествление меча и молнии.

Свастика - один из наиболее архаичных символов. Свастика в традиционной символике Китая, Древнего Египта, раннего христианства [«гаммированный крест»]. Свастика как эмблема «арийского начала».

Символика многоугольников : треугольника, пентагона, гексагона. Китайские триграммы и гексаграммы.

Синтаксический и трансформационный аспекты функционирования геометрических символов в мифологических и религиозных системах [порождение новых смыслов и обратимость в другие знаки и символы]. Воздействие геометрических символов на определённые структуры психики. Использование геометрических символов для создания эмблем, товарных знаков и т. п.

Геометричевкие символы, класс мифопоэтических знаков, по форме идентичных геометрическим элементам и широко использующихся в сфере мифологической и религиозной, а равно и более поздней символики и эмблематики (ср. особенно геральдику). К геометрическим символам как знакам, семантика которых определяется при их использовании в рамках мифологических и религиозных систем, относятся геометрические фигуры, линии (прямые, кривые, ломаные и некоторые их комбинации), а также тела (шар, куб, конус, пирамида, параллелепипед и т. п.), которые в двухмерном пространстве реализуются как фигуры. Относительная простота геометрических символов обеспечивала стабильность и точность моделирования мифопоэтических объектов с помощью геометрических символов. Геометрический «код», связанный с установкой на идеализацию и унификацию реальных объектов, служил удобным средством для классификационных целей, в частности для создания универсальных схем, подчеркивающих единство разных сфер бытия (ср. противопоставление - ). геометрические символы описывали структуру в его вертикальном и горизонтальном аспектах (в отличие от бесструктурного , никогда не описывающегося с помощью геометрических символов), в пространственном и временном планах, а также всё более и более «оплотняющиеся» образы космоса: , страна, город, поселение, дворец, храм, гробница; социальное устройство коллектива (в частности, его структуру с точки зрения брачно-родственных отношений); этическое «пространство» (ср. геометрическим символам., обозначающее такие понятия, как вера, любовь, надежда, стойкость, преданность, справедливость, истина, порядок, закон и т. д.) геометрические символы лежали в основе структуры ритуального и формы сакрализованных предметов. Из геометрических линий в мифологической, религиозной и поэтической символике наиболее употребительны прямая (иногда конкретизированная как стрела), ломаная (прежде всего в виде зигзага), различные виды «правильных» кривых, в частности спирали, волюты, соотносимые с громом, молнией, землей, змеей и т. п. Особое распространение получил меандр (первоначально название в Малой Азии, согласно мифу, пересохшей при приближении к земле солнечной колесницы и известной своей извилистостью, вошедшей в пословицу, ср. Strab.
XII 577 след.; Liv. XXXVIII, 13; Ovid. Met. VIII, 162 и др.), который представляет собой непрерывную линию, изломанную под прямым углом, и символизирует отсутствие и конца, вечность. В Древнем Китае меандр соотносился с реинкарнацией и громом, в Древней Греции сравнивался с лабиринтом легендарного (позднее меандр стал одной из типовых форм орнамента).
Из геометрических символов и их сочетаний кроме круга, квадрата, особого внимания заслуживают разные виды многоугольников (как правило, «регулярных»): треугольник, символизирующий в различных мифопоэтических контекстах плодоносящую силу земли, брак, обеспеченность; пламя, главу , пирамиду, троицу, число 3, физическую стабильность; - - , жизнь - смерть - новую жизнь (возрождение), тело - ум - душу, отца - мать - , три космические зоны ( - земля - нижний мир); двойной треугольник - , север, и Сета, юг (у древних египтян); три соединенных треугольника - символ абсолютного, пифагорейский символ здоровья, масонская эмблема; треугольник с вершиной вниз и треугольник с вершиной вверх - символизирующие соответственно: женский принцип, воду, подземного царства, (египетский иероглиф) и мужской принцип, небесные силы; треугольник, объемлющий свастику - символ космической ; треугольник в квадрате - божественное и человеческое, небесное и земное, духовное и телесное; треугольник внутри круга - троичность в едином; два пересекающихся треугольника - божественность, соединение огня и воды, победа духа над материей.
Пентагон, правильный пятиугольник в виде звезды символизирует вечность, совершенство, вселенную; Пентагон - амулет здоровья, знак на дверях для , чтобы отгонять ; магическое средство в заговорах и некоторых ритуалах; эмблема Тота, Меркурия, кельтского Гавайна и др.; тотем американских индейцев; символ пяти ран Иисуса Христа, использовавшийся греками как знак креста; знак благополучия, удачи у евреев, легендарный ключ ; знак высокого положения в обществе у японцев и т. п.
Гексагон, правильный шестиугольник - символ изобилия, красоты, гармонии, свободы, брака, любви, милости, удовольствия, мира, взаимности, симметрии (таков же и символизм 6), образ человека (две руки, две ноги, голова и туловище), пифагорейский образ жизни и благой ; наличие углов, во-первых, и форма близкая к кругу, во-вторых, позволяет соотносить гексагон с идеей энергии и мира-покоя одновременно, а также с ; в Древнем Китае с гексагоном связывалась идея семиричной центрированной (6+1) целостности.
Особого упоминания заслуживает символика таких геометрических конструкций, как китайских триграмм (см. ), каждая из которых означала ряд восходящих от конкретного к абстрактному понятий. Первоначально было создано 8 триграмм (см. рис.: здесь будет изображение): Не менее важное символическое значение имели гексаграммы, которые можно рассматривать как сочетание двух триграмм. Согласно древнекитайской «Книге перемен» (Ицзин), мировой процесс реализуется в виде 64 ситуаций, определяемых разным соотношением сил света и тьмы, напряжения и податливости и обозначаемых гексаграммами, которые описывают действительность во всей ее полноте. Взаимное отношение триграмм определяло специфику гексаграммы. При этом символическое истолкование получали как обе составляющие триграммы, взятые целиком (напр., нижняя триграмма внутренняя жизнь, наступающее, создаваемое, верхняя триграмма внешний мир, отступающее, разрушающееся), так и каждая из трёх пар составляющих гексаграмму черт (верхняя - небо, средняя человек, нижняя - земля). Наконец, в гадательной практике учитывалась и символика отдельных позиций гексаграммы в отнесении к обществу, человеческому телу и телу животного. Эти относящиеся к гексаграммам идеи становятся ведущими и в других попытках синтетического моделирования структуры мира (ср. роман швейцарского писателя Г. Хессе «Игра в бисер»).
В связи с геометрическими символами в мифологических и религиозных системах необходимо отметить ещё два аспекта - синтаксический (сочетание геометрических символов в мифопоэтических текстах, создающее не только новые формальные конструкции, но и порождающее новые смыслы) и трансформационный [установление отношений обратимости геометрических символов в другие знаки и символы, например в числа (или буквы алфавита)], позволяющий установить семантические инварианты и способы их выражения. Ср. макро -
и микрокосмическую соотнесенность букв в некоторых традициях (опыты ранневизантийских неоплатоников и гностиков). Различные геометрические символы во многих случаях становятся элементом художественной формы (стандартизованные блоки в архитектуре, орнаменте и т. п.). геометрические символы образуют значительный слой мифопоэтических знаков и символов, которые, влияя на соответствующие структуры психики, могут моделировать и новые ситуации. В частности, на этом их свойстве основано использование геометрических символов для психофизического воздействия на подсознание, их употребление для создания эмблем, товарных знаков и т. п.







































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

(Курс «МХК» – для учащихся 10 – 11 классов )

Форма урока: урок-лекция

Цель: выявить особенности структурного анализа осуществляемого на основе знаковых систем тесно связанного с семиотикой (наука о знаковых системах ) и семантикой (наука о смыслах )

Задачи:

  1. Постижение учащимися в процессе анализа художественного произведения единства формы и смысла
  2. С точки зрения ценностных ориентаций, научить пониманию единства всей мировой художественной культуры
  3. Выработать более терпимое и толерантного отношения к формам и ценностям чужих культур.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше.

Зрительный ряд: слайд-шоу «Геометрические символы» (см. Слайдовое приложение)

Ход урока

Коды могут быть самыми разными: зооморфными, растительными, цветовыми, пищевыми, химическими, числовыми, геометрическими. В любом культурном «тексте» – литературном, изобразительном, орнаментальном – они несут свое сообщение, которое может быть параллельно прямому тексту. Цепочка может включать любое число кодов в зависимости от культурной традиции.

Одним из наиболее древних и одновременно наиболее простых, а в силу этого универсальных, является код геометрических символов и тесно связанная с ним числовая символика.

ТОЧКА – Начнем с самого простого и одновременно самого сложного – с ТОЧКИ. В древности точка символизировала космогонический процесс (творение мира), его Начало, Центр и Первопричину. Место, откуда все происходит и куда все возвращается.

Сакральной точкой является алтарь в храме – это место таинства. В древнеегипетском храме – это обелиск, знаменующий рождение первого луча, а позднее – золотая ладья, в которой происходит чудо «омоложения» Солнца/Ра.

Разница в толковании путей постижения божественной сущности в восточном и западном христианстве привела к созданию кардинально различных типов храма. Восточная церковь придерживается идеи озарения в молчаливом и пассивном созерцании, и в результате была выработана модель центрического, купольного храма, с пространством, как бы нисходящим сверху вниз, осеняющим верующих божественным светом. Западная церковь трактовала этот процесс именно, как процесс, как Путь, продвижение от тьмы к свету, от незнания к знанию истинной веры, и, соответственно, было найдено решение в виде вытянутой по горизонтали базиликальной конструкции.

В мифологии символ «точка/зерно/семя» нашел воплощение в культе плодородия, умирающего и воскрешающего бога растительности.

Развертывание точки на плоскости и в пространстве может принимать разные конфигурации. Простейший вариант – прямая ЛИНИЯ – может превратиться в луч солнца, в стрелу, копье (вспомните «Слово о полку Игореве» - русские воины «рассыпались стрелами по полю», «ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами», «идти дождю стрелами»). Волнистые и ломаные линии – древнейшие символы влажной, плодоносящей земли и воды. Волнообразность движения объединяла в сознании древних воду, огонь и змея. В результате молния (огненный змей) тоже изображался в виде ломаной линии, зигзага или меандра.

Простейшие типы меандра соотносились в древнегреческой традиции с водой, а более сложные – с лабиринтом царя Миноса, местом обитания Минотавра. (Меандр – лабиринт без конца и начала, без определенной структуры – сходен с хаосом ).

Проследите цепочку символов: точка àлиния àволнистая линия / вода à меандр.

____________________________________________

(после обсуждения) Точка (оппозиция хаосу ), линия (развертывание точки в пространстве ), волнистая линия / вода (вода сходная с хаосом в силу отсутствия структуры и определенной формы ), меандр / лабиринт (символ хаоса ); проследив цепочку, мы можем получить представление о логике мифологического мышления, по которой благодаря поэтапной замене снимается первоначальное противопоставление и любое понятие может перейти в свою противоположность.

КРУГ – обладает удивительным свойством совмещать в себе противоположности с одной стороны, он конечен (ограниченность той части плоскости, которую окружность отрезает от пространства), с другой – он бесконечен, так как круговое движение, образующее его, потенциально бесконечно, у него нет начала и конца.

Круг символизирует единство женского и мужского начала: сам круг связан с женским началом, а его центр – с мужским; темная часть круга – это «инь », женское начало , а светлая – «янь », мужское начало . Круг, поделенный на две части, соединяет свет и тьму, жизнь и смерть, день и ночь, лето и зиму, их бесконечную смену в природном цикле.

Круг является символом единства, целостности и законченности, бесконечности и вечности, высшего божественного совершенства.

Во многих культурах Космос представляется в виде шара и его предметных образов (яйцо, черепаха, диск ).(Пьеро дела Франческа . Мадонна со святыми (Алтарь Монтефельтро). Ок. 1472-1474. Глядя на этот алтарный образ, невозможно не испытать благовейного чувства. Строгая соразмерность всех частей, совершенство геометрических форм и чистота цвета, сочетаясь, создают подлинный шедевр религиозной живописи. Символическое яйцо . Со сводчатого потолка свисает белоснежное яйцо, ярко сияющее в лучах света. Оно кажется висящим прямо над Мадонной, и его форма перекликается с овалом ее головы. Мастер, поместив яйцо между небом и землей, создал зримый образ двойственной природы Христа. )

Многие, города, в том числе Москва имеют радиально-кольцевую структуру, а наиболее древние жилища (вигвам, иглу ) повторяют круг людей, сидящих вокруг костра.

В структуре ритуальных сооружений круг чаще всего использовался для обозначения идеальной небесной сферы: в буддийской традиции семь небес изображались в виде дисков, нанизанных на Мировую ось, купол – повсеместно означает небо, круглое отверстие в перекрытии – око неба.

В изобразительном искусстве форма рондо встречается редко, она используется только в периоды классики. Полукружие арки над многими композициями эпохи Возрождения, внутри картины достраивается до полного круга и символизирует небесную сферу.

КВАДРАТ. С эпохой неолита связано возникновение более определенного по своим параметрам символа пространства и времени – КВАДРАТА . В конфигурации квадрата значимы уже не только центр и периферия, но его стороны и углы. Квадрат – это, прежде всего символ земли: от конкретного поля квадратной или прямоугольной формы до образа мироздания с центром, обозначенным Мировым деревом, и ориентацией по четырем сторонам света, где растут «малые» мировые деревья, живут ветра, стихии, божества времен года.

В модели мира, очерченной в виде квадрата, уже есть более детализированные ориентиры: верх и низ – в вертикальной проекции, правый и левый – в горизонтальной. Квадрат ассоциировался с понятиями равенства, простоты, единообразия и порядка, то есть с идеальной, устойчивой, статистической структурой, которая является наиболее подходящим основанием для любого сакрального сооружения – храма, пирамиды, пагоды. К тому же любая постройка своим фундаментом упирается в землю, она как бы часть земли и ее корней, и, соответственно, в квадратном или прямоугольном плане это символически закрепляется.

Алтари земли всегда имели квадратную форму в отличие от алтарей неба, которые были круглыми.

Квадрат ассоциировал мужское начало, правоту, мудрость, истину, справедливость.

Примером слияния идеально рассчитанной, как математическая формула, композиции картины и ее символики является «Крещение Христа» Пьеро Делла Франческа. Композиция состоит из круга (небо) и квадрата (земля), которое равно наполовину перекрываю друг друга и тем самым символизируют вхождение Духа Божья в земную плоть Иисуса во время крещения, единство божественного и человеческого начал в Сыне Божьем, но с преобладанием земного начала до воскресения – фигура Христа занимает половину круга и весь квадрат. Святой Дух в виде голубя находится в центре круга, как средоточие небесных сфер.

ТРЕУГОЛЬНИК. Конкретным воплощением этого символа являются образы Мировой горы и пирамиды – своеобразных лестниц в небо.

Треугольник состоит из горизонтали основания, противоположной ему вершины и соединяющих их сторон. Вертикаль высоты обозначает творческое начало, силу и энергию, жизнь, торжество духовного начала, вертикально стоящего человека, то горизонталь олицетворяет пассивность и косность материи. Стороны треугольника соединяют горизонталь основания с высотой и тем самым как бы снимают их противоположность, жизненная сила и энергия преодолевают пассивность, творческое начало вздымает, взламывает косность, дух соединяется с материей, земля с небом.

Наиболее значимым для изобразительного искусства является треугольник в квадрате, означающий божественное в человеческом, духовное в материальном, небесное в земном. Этой формой-символом виртуозно владел Леонардо да Винчи, примером чего является композиции «Мадонна в скалах» (треугольник фигур хранит божественное дитя ), «Джоконда» (устойчивый равнобедренный треугольник полуфигуры как символ внутренней духовной гармонии ), «Тайная вечеря» (равносторонний треугольник фигуры Христа с распростертыми навстречу людям руками на фоне светящегося прямоугольника окна – символ его божественности и грядущего преображения ).

КРЕСТ – один из самых наиболее сложных и многозначных символов. Сама его конфигурация (соединение вертикали и горизонтали, верха и низа ) указывает на его двойственность, двойную функцию, вызывающую противоположные чувства, и объясняет соединение в нем таких противоположных смыслов, как жизнь, плодородие, процветание, прибавление (вспомните знак «плюс» в математике ), но одновременно и мучение, смерть, инструмент пыток, страстей, а также воскресение через смерть на кресте.

В фольклоре крест обозначает переход из одного пространства в другое – место, особенно опасное в связи с потерей четкой ориентации. Перекресток дорог предлагает выбор: направо – жизнь, налево – смерть, но невозможно определить, где право и где лево в системе совершенно одинаковых ориентиров обманчивой Судьбы.

В вертикальной проекции крест схематически совпадает и с Мировым деревом, и с фигурой человека с раскинутыми в стороны руками, позе моления (как вариант – «Оранта»).

Мировое дерево осуществляет связь всех трех уровней мира, восхождение к миру горнему.

В язычестве практиковалось приношение жертвы на Мировом дереве – до сих пор люди завязывают ленточки белого и красного цвета на особо почитаемых деревьях. «Жертвой» мог быть даже Бог. Ради обретения высшей мудрости Один, глава скандинавского пантеона, сам себя принес в жертву и провисел пронзенный копьем на Мировом дереве Игдрасиль девять дней. Страдание было одним из путей приобщения к божеству.

Позднее, в христианстве, эта мифологема была переосмыслена: Мировое дерево превратилось в инструмент позорной казни, священное жертвоприношение – в позорную смерть, в жертву приносится Сын Божий, а в силу принципа единства троичности – сам Бог, жертва принесена не Богу, а во искупление грехов человечества. Таким образом, крестная жертва Христа становится поворотным пунктом во взаимоотношениях Бога и человека, а крест – своеобразным маркером этого исторического события.

Распятие в христианской традиции заменило собой космическое Мировое дерево. Оно соединило Бога и человека во Христе, святость неба и тьму преисподней (крест своим подножием упирается в гору Голгофу с пещерой, символизирующей ад ), грехопадение и его искупление (После воскрешения Христос спустился в ад и вывел из него Адама и Еву, так как он своей жертвой искупил их первородный грех и тем самым открыл дорогу человечеству к духовному спасению ), жизнь и смерть в воскресении, прошлое и будущее (сошествие Христа в ад – прообраз второго пришествия Христа, конца мира и Страшного суда). Распятие соединило абсолют Вечности и изменчивость времени исторического.

Крест присутствует в пространственной структуре любого христианского храма, как по вертикали, так и по горизонтали. Своеобразная «философия» креста содержится в ряде раннехристианских мозаик.

Крест обладал магией защиты, поэтому широко применялся в резьбе, в шитье, использовался в качестве амулета.

____________________________

Задание на выбор:

а) охарактеризуйте основные символы геометрического кода
б) проанализируйте выбранное вами произведение живописи с точки зрения символики геометрического кода