Болезни Военный билет Призыв

Николай лошаков побег летчика из плена. Лошаков, николай кузьмич. Из плена - в сталинский лагерь

Летчик бежал из плена на самолете...
17 декабря 2008 годва Почетному шахтеру, бывшему жителю Воркуты Николаю Кузьмичу Лошакову исполнилось бы 85 лет. В 1943 году он совершил фантастический подвиг: попав в плен, под носом у немцев сумел угнать самолет и перелетел за линию фронта.
За всю историю Великой Отечественной подобное удалось только семерым пленным. Лошаков был первым из них. Но вместо Звезды Героя получил клеймо изменника Родины и «путевку» в ГУЛАГ. Вышло так, что из фашистского лагеря он перелетел прямо в сталинский...

Фото на стене

В 1959 году журналист М. Рошал познакомился в Воркуте с передовым начальником участка шахты № 40 Николаем Лошаковым. Это был невысокий русоголовый человек с голубыми глазами. На первый взгляд, в нем не было ничего особенного.
Побывавший в гостях у передовика журналист весьма удивился, увидев в квартире шахтера пианино (редкость по тем временам), а на стенах – множество картин. В разговоре выяснилось, что их автор – Лошаков – с детства увлекался живописью, учителя пророчили ему блестящее будущее. Но жизнь распорядилась иначе...
«А это кто?» – спросил журналист, заметив на стене фотографию молодого человека в летном шлеме.
С этого фото, собственно, и начался рассказ об удивительной судьбе Николая Кузьмича.

А вместо сердца – пламенный мотор

Уроженец Краснодарского края Николай Лошаков, как и вся предвоенная молодежь, увлекался летным делом. Накануне войны он учился в аэроклубе, получил «корочки» пилота, а в 1942 г. окончил Краснодарскую военно-авиационную школу, стал летчиком-истребителем.
С ноября 1942 года Н. Лошаков воевал под Ленинградом, сначала в 286-м истребительном авиаполку, а затем в 14-м гвардейском истребительном полку. К 27 мая 1943 года младший лейтенант успел сделать 120 боевых вылетов, уничтожив несколько немецких самолетов, был награжден орденом боевого Красного Знамени и медалью.
121-й вылет оказался последним. В яростной схватке с немецкими самолетами истребитель Лошакова был подбит. Раненный в руку и ногу летчик в последний момент выбросился из самолета. К несчастью, ветер отнес парашют к вражеским окопам. Будучи без сознания, Лошаков попал к немцам.
Очнулся Николай на операционном столе, где пленные русские врачи извлекали из его тела пули. Спросил «Где я?». В ответ услышал: «В плену, как и мы».

Дерзкий побег

В бараке, куда поместили Николая, было несколько летчиков. Они сговорились бежать, но побег не удался. Их выдал предатель. Последовала жестокая расправа. Лошакова, как молодого, пощадили, пытались завербовать. Несмотря на ранение, его гоняли на работы по ремонту дорог около учебного аэродрома.
Николай каждый день видел, как поднимались немецкие связные самолеты «Шторх-1». Он искал в бараке сообщника, но теперь уже был осторожнее. В напарники выбрал военнопленного Ивана Денисюка, заправлявшего немецкие самолеты. Дал ему задание срисовать приборную доску. Готовились тщательно. Денисюк сумел припрятать немецкую форму.
Бежать решили 11 августа 1943 года. Первая попытка не удалась, вторая оказалась удачной. Когда самолет коменданта приземлился, летчики пошли обедать. Этим и воспользовались беглецы. Переодевшись в немецкую форму, они подбежали к самолету, мгновенно в него забрались. Николаю понадобилось несколько минут, чтобы разобраться с управлением и взлететь.
Самолет летел очень низко, аэродромная обслуга не сразу сообразила, кто в нем находится. До нашей территории было 300 смертельных километров. Спохватившись, немцы передали сигнал тревоги по радио, по самолету открыли огонь. Был момент, когда прожектор поймал самолет, но Лошаков сделал ложный маневр, и зенитчики посчитали, что уже сбили машину.
Самолет получил 9 пробоин, Лошаков снова был ранен, но сумел посадить «Шторх-1» на нашей территории, прямо на колхозное поле. Увидев людей в немецкой форме, колхозники окружили самолет, а оттуда послышалось: «Мы русские, бежали из плена!»

Первый герой

Узнав об этой истории, М. Рошал написал большой очерк, который в январе 1959 г. был опубликован в «Красном знамени». Тот же очерк затем перепечатала газета «Известия». Вскоре центральные газеты и журналы наперебой стали публиковать статьи о герое. Лошаков получал тысячи писем со всей страны, к нему приезжали люди. О нем сняли фильм. В 1961 году Николая Кузьмича вызвали в Москву... Все ждали, что ему присвоят звание «Герой Советского Союза». Но этого не случилось...
За годы войны из немецкого плена бежали семь советских летчиков: Михаил Девятаев, Аркадий Ковязин, Арам Карапетян, Николай Лошаков, Петр Марченко, Владимир Москалец, Пантелеймон Чкаусели.
В 1957 году Девятаеву было присвоено звание «Герой Советского Союза», и он прожил свою жизнь в лучах славы. Возможно, кто-то посчитал, что одного героя достаточно?
Но дело в том, что именно Николай Лошаков стал первым, кто совершил этот подвиг. Девятаев уже был седьмым. Кроме того, Николай был самым молодым, ему еще не было и 20 лет, когда он совершил свой геройский поступок.
Николай Кузьмич Лошаков проработал в Воркуте до 1983 года, затем выехал в Краснодар на свою родину. Там собирался жить, начал строить свой дом, но не закончил. Умер Николай Кузьмич на 60-м году жизни 14 февраля 1984 года, похоронен в Краснодаре.

«Пропавшие» годы

17 декабря 1998 года Николаю Кузьмичу исполнилось бы 75 лет. Мы, его друзья, – Анатолий Попов, Альберт Бернштейн и я – решили отметить эту дату в Национальной библиотеке Республики Коми. На вечере, посвященном Лошакову, мы рассказали о подвиге Н. Лошакова. Было решено ходатайствовать о присвоении ему посмертно звания «Герой Советского Союза». Но всю правду об этом удивительном человеке мы узнали не сразу.
Когда М. Рошал в 1959 году писал о Лошакове, его рассказ заканчивался августом 1943-го, а затем, с перерывом в 16 лет, говорилось о нем как о знатном шахтере, передовике производства. Что же было в течение этих 16 не упомянутых в статье лет? Об этом думали и мы, организаторы вечера памяти Лошакова.
Анатолий Попов сумел найти в архиве «Дело Н.К. Лошакова». Вот тогда и выяснилась вся правда об этих 16 годах, «выпавших» из биографии героя.

И снова – лагерь

Беглецы приземлились на нашей территории 11 августа 1943 года. А уже 12 августа оба были арестованы и увезены в Москву. Там 4 декабря 1943 года их судила особая «тройка». Лошаков получил три года лагерей, а Денисюк – 20 лет каторжных работ.
Удивляет малый срок, который дали Лошакову. И дело тут, конечно, не в том, что сам летчик не признавал за собой вины. Главное, что один из судей (неслыханное дело в те времена!) потребовал признать Лошакова невиновным. Денисюку же дали такой срок за то, что он работал у немцев заправщиком самолетов. В итоге Лошакова отправили в Воркуту, Денисюка – в Сибирь.
Уже через год Лошакова освободили из-под стражи. Но клеймо «изменника Родины» с него не сняли. Ему разрешили работать подсобным рабочим на аэродроме, хотя к самолетам не допускали.
В 1944 году Н. Лошаков женился. Позже, говоря о жене, он восхищался ее мужеством. Ведь в те годы клеймо «изменника Родины» автоматически переходило и к жене. И действительно, сразу после замужества женщину уволили с работы... В 1945 году у Лошаковых родился сын. Чтобы прокормить семью, отец отправился в шахту – работал навалоотбойщиком. Потом окончил горный техникум. Много лет трудился начальником участка, последние годы был председателем Воркутинского территориального совета ВОИР.
Н.К. Лошаков имел награды «Почетный шахтер», «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР». Он 16 раз писал ходатайства о помиловании, но получал отказы. В декабре 1958 года Лошаков послал документы в Генеральную прокуратуру, и они по счастливой случайности попали к тому самому судье из «тройки», который требовал признать его невиновным. Только после этого Николай Кузьмич был реабилитирован.
А Ивана Денисюка реабилитировали еще позже, в 62-м.

Встречи в Берлине

В 1969 году молодежная антивоенная организация пригласила Николая Лошакова в ГДР. Прием был исключительно теплым. В Берлине Николая Кузьмича ждали два сюрприза. Первый – когда его привели в небольшой ресторанчик, хозяином которого оказался бывший солдат. Этот солдат – Отто Блатт – охранял Лошакова, когда он работал в плену на ремонте дороги. За то, что Блатт не предотвратил побег Лошакова, его судили и приговорили к смертной казни. Чудом солдат остался жив, хотя и попал в тюрьму. На свободу он вышел, когда американцы разбомбили тюрьму.
Второй сюрприз – в ресторан пришел бывший летчик Густав Хойлер, чей самолет Лошаков угнал. Его не расстреляли, лишь отстранили от полетов. На него подвиг Лошакова тоже повлиял: при первом же удобном случае Хойлер перелетел на сторону русских и сдался в плен.
Вот так встретились бывшие враги, ставшие после этого друзьями...
P.S. Начиная с 1998 г., Правительство Республики Коми и администрация Краснодарского края направляли наградные документы в Москву на присвоение Николаю Кузьмичу Лошакову посмертно звания «Герой России», так как звания «Герой Советского Союза» уже нет. Было получено несколько отказов, без объяснения причин.
Пока не удалось добиться справедливости в отношении Н.К. Лошакова. Но жизнь – вещь непредсказуемая, все может измениться. Может, мы еще увидим или услышим такое сообщение: «Награда нашла своего героя». Мы все на это надеемся...

Одним из первых бежал из фашистского плена летчик - истребитель Николай Кузьмич Лошаков в 1943 году. 27 мая 1943 года его самолёт ЯК - 3 был сбит в ходе ожесточенного воздушного боя, Лошаков выпрыгнул из него с парашютом, но потерял сознание и был захвачен врагом. После долгих и унизительных допросов и истязаний Лошакова отправили работать на запасной аэродром в Псковскую область. Пребывая в заточении, он стал задумываться о побеге и посвятил в свои планы одного из заключенных - Ивана Денисюка, который работал заправщиком. 11 августа 1943 года смельчаки переоделись в немецкую военную форму, забрались в кабину самолёта “Шторх” и вылетели на восток. Фашисты подняли вдогонку истребители, но беглецы были уже далеко. Миновав линию фронта Лошаков посадил свой самолёт в поле у деревни Бритвино Новогородской области. О подвиге Лошакова страна узнала только в 1961 году, когда на экраны вышел фильм Григорий Чухрая “Чистое небо”, где летчика, совершившего подобный подвиг, сыграл известный актер Евгений Урбанский. Уроженец республики Чувашия Александр Иванович Костров в 1943 году повторил девятаевский подвиг, улетев из лагеря для военнопленных на самолете “Арадо - 96”. Только в 1955 году Александра Ивановича Кострова реабилитировали и представили к званию Героя Советского Союза. Вскоре указ был отозван и Костров получил Орден Красного Знамени. Герой оказался забытым, и долгое время проработал до своей смерти на Чебоксарском заводе, обычным слесарем. Майор советской армии Сергей Вандышев, в 1945 году совершил дерзкий побег на самолете из немецкого концлагеря на острове Рюген, но только в 1994 году Первый президент России присвоил ему звание Героя России. Справедливость восторжествовала только за год 10 месяцев до смерти летчика. Один из командующих советской авиацией в годы Великой Отечественной войны приводит в своих мемуарах случай побега из лагеря, совершенном летчиком Аркадием Михайловичем Ковязиным в 1944 году. В 1941 году его самолет был сбит и летчик вместе со своим товарищем - штурманом попал в фашистский плен. Ковязин был отправлен работать на местный аэродром, где познакомился и сдружился с одним из заключенных - Владимиром Крупским. Крупский пользовался доверием коменданта лагеря и сумел устроить Ковязина кочегаром в ангар, где стояли самолёты. В один из ясных дней 1944 года, когда технический персонал ушёл обедать, друзья забрались в заправленный самолет. После нескольких попыток летчик сумел запустить мотор, и взлететь. После своего героического побега Ковязин попал в советский лагерь, где ему удалось пройти все трудности и выстоять. Через многие годы Аркадий Михайлович Ковязин был удостоен ордена Ленина. Побег группы Москальца, Чкуасели, Карапетяна. 3 июня 1944 года военные летчики Владимир Москалец, Пантелеймон Чкуасели и Арам Карапетян угнали сразу три самолёта с Лидского аэродрома в Белоруссии. Друзья получили доступ к машинам, потому что поступили на службу в немецкие ВВС и сразу решили, что при первой возможности они совершат побег. Побег был подготовлен и проведен при помощи специального отряда НКВД, действовавшего в тылу врага. В городе Лида (Белоруссия) Карапетян познакомился со своим земляком, который работал у немцев водителем. Именно он помог “выйти” лётчикам на отряд, который организовал побег. Вскоре фашисты решили перебазироваться на новый аэродром, и Карапетян передал через связную просьбу быстрее решать вопрос о побеге. Было решено лететь 3 июля, причем в любую погоду. Взлетели прямо со стоянки поперек взлетной полосы и вскоре сели в намеченном месте. Беглецы вошли в состав партизанского отряда “Неуловимые” и воевали в нем до его расформирования. В 2005 году стали известны данные еще об одном летчике - Владимире Ивановиче Муратове, бежавшем из неволи. Он попал в плен в мае 1944 года. В числе других военнопленных был отправлен обслуживать военный аэродром в Румынии. Там он сдружился с техником, который обслуживал военные самолеты. Тот подготовил истребитель к взлету и отвлек охрану. Муратов удачно приземлился в расположении советских войск, прошел проверку в особом отделе и вернулся в свою часть, где провоевал до Дня Победы. В 2007 году в один из музеев города Саранск пришло письмо из города Челябинск. В нем автор утверждал, что его дядя Алексей Инкин в 1944 году повторил подвиг Михаила Девятаева, за что получил от начальства отпуск в родное село, но к сожалению, исследователям “девятаевского” подвига не удалось найти подтверждение этому в военных архивах. Именно учителя должны формировать гражданскую позицию подрастающего поколения, приобщать к нравственным, духовным ценностям. На фото ЛошаковН.К., Костров А.И., Муратов В.И.

Николай Кузьмич Лошаков
Курсант Краснодарской авиашколы лётчиков-истребителей, июнь 1941 г.
Дата рождения
Место рождения

СССР, с. Малинино Тимашевского района Краснодарского края

Дата смерти
Место смерти

Краснодар

Принадлежность

СССР СССР

Род войск
Годы службы
Звание гвардии
Часть

286-й истребительный авиаполк
14-й гвардейский иап

Сражения/войны

Великая Отечественная война

Награды и премии


Лошаков, Николай Кузьмич (17 декабря 1923 - 14 февраля 1984) - советский лётчик-истребитель. Был сбит в воздушном бою и попав в плен, подобно М. Девятаеву, сумел бежать на немецком самолёте.

Биография

Родился 17 декабря 1923 года в селе Малинино Тимашевского района Краснодарского края в семье крестьянина-середняка.

Военный лётчик

30 апреля 1941 года окончил аэроклуб в звании пилота. С 5 мая 1941 года продолжил обучение в Краснодарской Военно-авиационной школе пилотов (КВАШП). Окончил учёбу 30 мая 1942 года в звании сержанта, по специальности «лётчик-истребитель». С июня по сентябрь 1942 года в запасном авиаполку в г. Кадникове.

На фронте

С 18 ноября 1942 года - в составе 286-го истребительного авиаполка 13-й Воздушной армии (обороняет Ленинград).

Затем младший лейтенант, лётчик 14-го гвардейского истребительного полка (13-й воздушной армии), совершил 121 боевой вылет, сбил 2 вражеских самолёта лично и 1 - в составе группы.

Плен

27 мая 1943 года на самолёте Як-1Б был сбит в воздушном бою, выпрыгнул с парашютом и попал в плен.

После многочисленных допросов в плену, Николай Лошаков даёт согласие на службу в немецкой авиации (так же возможно, что идёт речь о так называемой «Авиации РОА»).

Побег на самолёте

11 августа 1943 года, вместе с другим советским военнопленным, сержантом бронетанковых войск Иваном Александровичем Денисюком, совершил побег из немецкого плена на самолёте «Шторх».

4 декабря 1943 года Лошаков был «осуждён ОСО НКВД за измену во время пребывания в плену на 3 года с 12 августа 1943 года по 12 августа 1946 года » в январе 1944 года помещён в «Воркутлаг».

12 августа 1945 года освобождается из лагеря со снятием судимости. (Причём его напарник по побегу Иван Денисюк был осуждён на 20 лет, а освобождён был только в 1951 году).

Затем Николай Лошаков работает авиамотористом в авиаотряде комбината «Воркутауголь», но уже через пару месяцев становится начальником центрального аэропорта авиаотряда.

Реабилитация

Полностью реабилитирован в апреле 1959 года.

После окончания горного техникума - начальник участка на шахте № 40, позже работал по профсоюзной линии. С 1970 по 1983 годы работал председателем Воркутинского территориального совета ВОИР.

Имеет звание «Почётный шахтёр СССР» и «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР».

Незадолго до смерти вернулся на родину, в г. Краснодар.

См. также
  • Девятаев, Михаил Петрович - лётчик истребитель. В 1945 г. бежал из плена на немецком самолёте.
Литература
  • Романов Р. Взлёт / рис. Лямина Н.. - Л. : Детская литература, 1985. - 110 с.
  • Молодёжь Севера : газета. - 2002. - № 1 от 4 января.
  • Чистое небо Николая Лошакова. О судьбе летчика, бежавшего из немецкого лагеря и попавшего в советский // Молодёжь Севера : газета. - 2002. - № 2 от 10 января.
  • Партбилет № 08572332 // Герои наших дней. - М .: Правда, 1961. - С. 558-563.
  • Книга Памяти Республики Коми т. 8 стр. 1006
  • Документальный фильм «Продолжение подвига», (Сценарист и режиссёр Ю. Соломоник) 1961 г, Ленинградская студия документальных фильмов.

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

(1923-12-17 )

Лошаков, Николай Кузьмич (17 декабря 1923 - 14 февраля 1984) - советский лётчик-истребитель. Был сбит в воздушном бою и попав в плен, подобно М. Девятаеву , сумел бежать на немецком самолёте.

Биография

Родился 17 декабря 1923 года в селе Малинино Тимашевского района Краснодарского края в семье крестьянина-середняка.

Военный лётчик

30 апреля 1941 года окончил аэроклуб в звании пилота. С 5 мая 1941 года продолжил обучение в Краснодарской Военно-авиационной школе пилотов (КВАШП) . Окончил учёбу 30 мая 1942 года в звании сержанта, по специальности «лётчик-истребитель». С июня по сентябрь 1942 года в запасном авиаполку в г. Кадникове .

На фронте

С 18 ноября 1942 года - в составе 286-го истребительного авиаполка 13-й Воздушной армии (обороняет Ленинград).

Затем младший лейтенант, лётчик 14-го гвардейского истребительного полка (13-й воздушной армии), совершил 121 боевой вылет, сбил 2 вражеских самолёта лично и 1 - в составе группы.

Плен

Побег на самолёте

11 августа 1943 года вместе с другим советским военнопленным, сержантом бронетанковых войск Иваном Александровичем Денисюком, совершил побег из немецкого плена на самолёте «Шторх ».

4 декабря 1943 года Лошаков был «осуждён ОСО НКВД за измену во время пребывания в плену на 3 года с 12 августа 1943 года по 12 августа 1946 года », в январе 1944 года помещён в «Воркутлаг ».

12 августа 1945 года освобождается из лагеря со снятием судимости (причём его напарник по побегу Иван Денисюк был осуждён на 20 лет, а освобождён был только в 1951 году).

Затем Николай Лошаков работает авиамотористом в авиаотряде комбината «Воркутауголь», но уже через пару месяцев становится начальником центрального аэропорта авиаотряда.

Реабилитация

Полностью реабилитирован в апреле 1959 года.

После окончания горного техникума - начальник участка на шахте № 40, позже работал по профсоюзной линии. С 1970 по 1983 годы работал председателем Воркутинского территориального совета ВОИР .

Имеет звание «Почётный шахтёр СССР» и «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР».

Незадолго до смерти вернулся на родину, в г. Краснодар . // Молодёжь Севера: газета. - 2002. - № 2 от 10 января .

  • Партбилет № 08572332 // Герои наших дней. - М. : Правда, 1961. - С. 558-563.
  • Книга Памяти Республики Коми т. 8 стр. 1006
  • Документальный фильм «Продолжение подвига», (Сценарист и режиссёр Ю. Соломоник) 1961 г, Ленинградская студия документальных фильмов.

  • Курсант Краснодарской авиашколы лётчиков-истребителей, июнь 1941 г. Место рождения СССР , с. Малинино Тимашевского района Краснодарского края Место смерти Краснодар Принадлежность СССР Род войск ВВС Годы службы - Звание гвардии младший лейтенант Часть 286 ИАП, 14-й ГвИАП Сражения/войны Великая Отечественная война Награды
    border|40px|Медаль «За оборону Ленинграда»

    На фронте

    С 18 ноября 1942 года - в составе 286-го истребительного авиаполка 13-й воздушной армии, (обороняет Ленинград).

    Затем младший лейтенант, лётчик 14-го гвардейского истребительного полка (13-й воздушной армии), совершил 121 боевой вылет, сбил 2 вражеских самолёта лично и 1 - в составе группы.

    Плен

    Побег на самолёте

    11 августа 1943 года, вместе с другим советским военнопленным, сержантом бронетанковых войск Иваном Александровичем Денисюком, совершил побег из немецкого плена на самолёте «Шторх ».

    4 декабря 1943 года Лошаков был «осуждён ОСО НКВД за измену во время пребывания в плену на 3 года с 12 августа 1943 года по 12 августа 1946 года » в январе 1944 года помещён в «Воркутлаг».

    12 августа 1945 года освобождается из лагеря со снятием судимости. (Причём его напарник по побегу Иван Денисюк был осуждён на 20 лет, а освобождён был только в 1951 году).

    Затем Николай Лошаков работает авиамотористом в авиаотряде комбината «Воркутауголь», но уже через пару месяцев становится начальником центрального аэропорта авиаотряда.

    Реабилитация

    Полностью реабилитирован в апреле 1959 года.

    После окончания горного техникума - начальник участка на шахте № 40, позже работал по профсоюзной линии. С 1970 по 1983 годы работал председателем Воркутинского территориального совета ВОИР.

    Имеет звание «Почётный шахтёр СССР» и «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР».