Болезни Военный билет Призыв

Николай 2 вступил. Вступление на престол Николая II -, Russia. Учреждение Государственной думы

Последний российский император любил портвейн, разоружал планету, воспитывал пасынка и чуть не перенес столицу в Ялту [фото, видео]

Фото: РИА Новости

Изменить размер текста: A A

Николай II вступил на престол 2 ноября 1894 года. Что мы все помним об этом царе? В основном в голове застряли школьные штампы: Николай кровавый, слабый, был под сильным влиянием жены, виноват в Ходынке , учредил Думу, разогнал Думу, расстрелян под Екатеринбургом ... Ах да, еще провел первую перепись населения России , записав себя "хозяин земли русской". Да еще Распутин сбоку маячит со своей сомнительной ролью в истории. В общем, образ получается такой, что любой школьник уверен: Николай II - чуть ли не самый позорный российский царь за все эпохи. И это при том, что от Николая и его семьи осталось больше всего документов, фотографий, писем и дневников. Сохранилась даже запись его голоса, довольно низкого. Его жизнь досконально изучена, и при этом - почти неизвестна широкой публике за пределами штампов из учебника. Знаете ли вы, например, что:

1) Николай принял престол в Крыму . Там, в Ливадии, царском имении близ Ялты , умер его отец Александр III. Растерянный, буквально плачущий от свалившейся на него ответственности молодой человек - вот как будущий царь тогда выглядел. Мать, императрица Мария Федоровна, не хотела присягать этому своему сыну! Младшего, Михаила - вот кого видела она на троне.


2) И раз уж речь зашла о Крыме - именно в Ялту он мечтал перенести столицу из нелюбимого Петербурга . Море, флот, торговля, близость европейских границ... Но не решился, разумеется.


3) Николай II едва не передал престол старшей дочери Ольге. В 1900 году он заболел тифом (опять-таки в Ялте, ну прямо судьбоносный город для семьи последнего русского императора). Царь умирал. Со времен Павла I закон предписывал: престол наследуется только по мужской линии. Однако в обход этого порядка зашла речь об Ольге, которой тогда было 5 лет. Царь, впрочем, выкарабкался, выздоровел. Но мысль устроить переворот в пользу Ольги, а затем выдать ее замуж за подходящего кандидата, который и станет управлять страной вместо непопулярного Николая - эта мысль долго еще будоражила царских родственников и толкала их на интриги.

4) Редко говорят о том, что Николай II стал первым глобальным миротворцем. В 1898 году с его подачи была опубликована нота о всеобщем ограничении вооружения и разработана программа международной мирной конференции. Она прошла в мае следующего года в Гааге . Участвовали 20 европейских государств, 4 азиатских, 2 американских. В головах тогдашней передовой интеллигенции России этот поступок царя попросту не укладывался. Как так, ведь он милитарист и империалист?! Да, идея о прообразе ООН , о конференциях по разоружению зародилась именно в голове Николая. Причем задолго до мировой войны.


5) Именно Николай достроил сибирскую железную дорогу. Она до сих пор главная артерия, связывающая страну, однако почему-то ее не принято ставить в заслугу этому царю. Между тем сибирскую железную дорогу он причислял к главным своим задачам. Николай вообще предчувствовал многие вызовы, которые России пришлось затем разгребать в XX веке. Говорил, например, о том, что население Китая астрономически растет, и это повод укреплять и развивать сибирские города. (И это в то время, когда Китай называли спящим).

О реформах Николая (денежная, судебная, винная монополия, закон о рабочем дне) также упоминают нечасто. Считается, что раз реформы были начаты в предыдущие царствования - то и заслуги Николая II вроде как особой нет. Царь "всего лишь" тянул эту лямку и жаловался, что "работает как каторжный". "Всего лишь" подвел страну к тому пику , 1913 году, по которому потом еще долго будут сверять экономику. Всего лишь утвердил в полномочиях двух знаменитейших реформаторов - Витте и Столыпина . Итак, 1913 год: крепчайший золотой рубль, доходы от экспорта вологодского масла выше, чем от экспорта золота, Россия - мировой флагман в торговле зерном.


6) Николай был как две капли воды похож на двоюродного брата, будущего английского короля Георга V. Их матери - сестры. "Ники" и "Джорджи" путали даже родственники.


"Ники" и "Джорджи". Похожи так, что их путали даже родственники

7) Воспитывал приемных сына и дочь. Точнее, детей своего дяди Павла Александровича - Дмитрия и Марию. Их мать умерла родами, отец довольно скоро вступил в новый брак (неравный), и двух маленьких великих князей в итоге растил лично Николай, те звали его «папа», императрицу - «мама». Дмитрия любил как собственного сына. (Это тот самый великий князь Дмитрий Павлович, который потом вместе с Феликсом Юсуповым убьет Распутина, за что будет сослан, уцелеет во время революции, сбежит в Европу и даже успеет там закрутить роман с Коко Шанель).



10) Не выносил женского пения. Сбегал, когда супруга, Александра Федоровна, или какая-то из дочерей или фрейлин садилась за рояль и заводила романсы. Придворные вспоминают, что в такие минуты царь жаловался: «Ну, завыли...»

11) Очень много читал, особенно современников, выписывал массу журналов. Больше всего любил Аверченко .

В августе 1894 г. Император Александр III опасно заболел. Уже некоторое время он страдал воспалением почек - нефритом, пренебрегая своим здоровьем, но теперь в его здоровье наступило резкое ухудшение. Несмотря на могучее телосложение, на все принятые меры лечения и благостный климат Крыма, куда перевезли больного, 7/20 октября, в Ливадии, Император Александр III, окруженный своей семьей, в присутствии св. о. Иоанна Кронштадтского безвременно и неожиданно скончался, горячо оплакиваемый всем русским народом .

На престол вступил наследник Цесаревич Николай Александрович. За несколько дней до этого, в Ливадию прибыла невеста наследника цесаревича принцесса Алиса. На следующий день после кончины Императора Александра III, 8/21 октября, она была присоединена к святому Православию таинством миропомазания и наречена Александрой Феодоровной. Бракосочетание высоконареченных жениха и невесты было решено не откладывать до окончания установленного траура, и оно было совершено 14/27 ноября.

Существует широко распространенное мнение, что Император Николай II вступил на престол неподготовленным к царскому служению. Это мнение глубоко ошибочно, даже если он сам его высказал Великому Князю Александру Михайловичу в первые минуты принятия на себя царского бремени, будучи подавленным неожиданной кончиной своего отца. Вполне понятно, что эти слова могли у него вырваться, но они только лишний раз свидетельствуют о том, что наследник цесаревич был крайне требователен к самому себе, глубоко сознавал лежавшую на нем ответственность, обладал сильно развитым чувством долга и ясно понимал трудность стоявших пред ним задач. В действительности, он вступил на престол в расцвете сил, в возрасте 26 лет, и его мудрый отец дал своему преемнику прекрасное воспитание и образование. Он совершил 9-месячное заграничное, почти кругосветное, путешествие, вернувшись в С. Петербург через Сибирь, а затем в течение нескольких лет Александр III постепенно привлекал его к участию в руководстве государственными делами. Он состоял Председателем комитета по сооружению Великого Сибирского пути, возглавлял Комитет по борьбе с голодом 1891-1892г., заседал в Государственном Совете и в Комитете Министров, но эта сторона его деятельности не привлекала до того времени особого внимания. Отличная подготовка Наследника к самостоятельному правлению подтвердилась сразу же после его вступления на престол .

В сердце Императора Николая II глубоко врезались заветы его Державного отца, сказанные ему за два дня до кончины. Вот лишь краткие выдержки из их последней беседы.

"Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес его я и как несли наши предки. Я передаю Тебе царство, Богом мне врученное. Я принял его тринадцать лет тому назад от истекшего кровью Отца... Твой дед с высоты престола провел много важных реформ, направленных на благо русского народа. В награду за все это Он получил от русских революционеров бомбу и смерть... В тот трагический день встал предо мною вопрос: какой дорогой идти? По той ли, на которую меня толкало так называемое "передовое общество", зараженное либеральными идеями Запада, или по той, которую подсказывало мне мое собственное убеждение, мой высший священный долг Государя и моя совесть. Я избрал мой путь. Либералы окрестили его реакционным. Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внутренний и внешний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, нормально крепнуть, богатеть и благоденствовать. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконной русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц. Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя притом, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных пред Престолом Всевышнего. Вера в Бога и в святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни. Будь тверд и мужественен, не проявляй никогда слабости. Выслушивай всех, в этом нет ничего позорного, но слушайся только самого себя и своей совести. В политике внешней - держись независимой позиции. Помни, - у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней - прежде всего, покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годины бед. Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства" .

Молодой Император решил свято хранить эти заветы своего отца, и в первые же месяцы ему пришлось выдержать первое испытание твердости своего характера. Среди русской либеральной интеллигенции восшествие на престол нового Государя породило надежды на перемены в сторону осуществления ее стремлений. На некоторых земских и дворянских собраниях звучали речи, смолкшие в царствование Императора Александра III. Были приняты всеподданнейшие адреса, в осторожных выражениях снова выдвигавшие требования народного представительства. Император Николай II был, таким образом, поставлен в необходимость публично исповедовать свое политическое мировоззрение, что было с его стороны только актом политической честности .

Надо иметь мужество, чтобы говорить "нет" в ответ на верноподданнейшие адреса. Однако, в своей речи 17 января 1895 г. к земским депутациям, Государь громким и решительным голосом сказал: "Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтами об участии представителей земства в делах внутреннего управления; пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный Родитель" .

Решительное содержание этой речи мало соответствовало общим представлениям о молодом Государе. Поэтому начали утверждать, что она ему кем-то продиктована. В действительности, Император Николай II, отлично выражая свои мысли и прекрасно владея пером, написал эту речь собственноручно, так же, как он всегда самостоятельно писал свои личные заявления, и положил ее текст в свою фуражку.

14/27 мая 1896 г. в Успенском соборе в Москве, в необыкновенно торжественной обстановке издревле установившейся традиции, состоялась коронация Их Величеств. Для Государя и Государыни, глубоко проникшихся идеей Божественного начала верховной власти православного самодержавного монарха и одинаково ясно понимавших великое значение вторичного восприятия таинства священного миропомазания в знак того, что как нет выше, так нет и труднее на земле Царской власти, нет бремени тяжелее Царского служения, этот день был днем великих душевных переживаний. С этой минуты, исключительно и высоко торжественной для Государя, он почувствовал себя подлинным Помазанником Божьим; чин коронования, такой чудный и непонятный для большинства русской интеллигенции, был для Него полон глубокого смысла. С детства обрученный России, он в этот день как бы повенчался с ней .

По роковому стечению обстоятельств, последующие дни коронационного празднества были неожиданно омрачены известной катастрофой на Ходынском поле. Здесь на обширном пространстве собралась толпа свыше полумиллиона человек, ожидавшая обещанной раздачи коронационных подарков и гостинцев. Вследствие неожиданного количества собравшихся людей, полиция не сумела справиться с толпой, и в момент начала раздачи подарков произошла невероятная давка. Через 10-15 минут порядок был восстановлен, но было уже поздно. Погибших на месте оказалось 1282 человека, раненых несколько сот .

Можно легко себе представить, какое ужасающее впечатление произвела на только что коронованную молодую Императорскую чету эта страшная катастрофа, случившаяся после столь знаменательной для них коронации. Нет надобности говорить о том, что Их Величества всей душой и всем сердцем участвовали в этом народном бедствии. На следующее утро они присутствовали на панихиде о погибших, а затем несколько раз посещали раненых в больницах. Семьям погибших или пострадавших были выданы крупные пособия, похороны приняты на государственный счет и т.д. Словом, и в материальном, и в моральном отношении Их Величества сделали все от них зависящее для оказания помощи семьям и родственникам пострадавших.

Но на их долю, помимо тяжелых переживаний, выпало первое тяжелое нравственное испытание. По случайному совпадению, в день несчастья был назначен блестящий прием во французском посольстве, к которому наши союзники французы давно готовились, затратив на эти торжества огромные средства и много усилий. По представлению министра иностранных дел, Государь с тяжелым сердцем решил не отменять своего посещения, чтобы не вызвать политических кривотолков. Долг Царского служения он ставил превыше всего .

В назначенный час Государь прибыл во французское посольство, а затем отбыл, поручив послу передать свою благодарность французскому народу за его дружественные чувства к России. Государь казался совершенно спокойным; только мертвенная бледность лица, - единственный признак, указывающий на его внутреннее волнение, - выдавала его душевное состояние. Это было первое публичное проявление необыкновенной выдержки и самообладания Государя. Его мужественный жест был по достоинству оценен в иностранной печати, особенно французской. Что же касается русской либеральной общественности и левой прессы, то они пытались, в целях пропаганды, использовать этот случай, чтобы представить Государя, как человека бессердечного, безжалостного и жестокого .

Николай был глубоко обеспокоен, став преемником своего отца. Он осознавал свои недостатки и одновременно ясно понимал, что даже ближайшее окружение сильно сомневается в его способностях. В первые годы своего правления он по неопытности продолжал политику отца и оставил на постах его главных советников и министров - это и многое другое хорошо показывает, то к управлению государством он не был готов.

На рубеже XIX и XX вв. верховная власть в России по-прежнему принадлежала "монарху самодержавному и неограниченному". Осенью 1894 г. императором стал Николай II. Старший сын Александра III Николай родился в 1868 г. и получил домашнее образование. Курс Академии Генштаба ему преподавал будущий военный министр А. Ф. Редигер, историю - В. О. Ключевский, но самое значительное влияние на мировоззрение наследника оказал его учитель К. П. Победоносцев, бывший профессор Московского университета, обер-прокурор Синода. Он убедил Николая в том, что неограниченная монархия есть единственно возможный тип политического устройства России.

По отзывам современников, Николай не обладал яркими природными дарованиями, был человеком неглупым, но неглубоким, отличался безволием, хитростью и упрямством. Несмотря на то, что занятие государственными делами всегда тяготило Николая II, он не допускал мысли об отказе от неограниченной власти.

Искренней привязанностью последнего российского императора была его семья.В 1894 г. Николай женился на Александре Федоровне (Алисе, принцессе Гессенской и Рейнской). Отличный семьянин, Николай II уделял много времени и внимания детям - после четырех дочерей у него в 1904 г. родился долгожданный наследник. Самодержавную власть Николай II считал делом чисто семейным и был искренне убежден, что должен передать ее своему сыну во всей полноте.

Уже в январе 1895 г., выступая перед депутатами от дворянства, земств и городов, молодой император, оговорившись, назвал "бессмысленными мечтаниями" надежды на либерализацию режима.

Полное равнодушие Николая II ко всему, что выходило за рамки придворной жизни и семейных отношений, ярко проявилось в связи с ходынской трагедией. В день его коронации в Москве 18 мая 1896 г. на Ходынском поле в давке погибло около полутора тысяч человек. Николай II не только не отменил празднества и не объявил траур, но даже принял участие в придворных увеселительных мероприятиях в тот же вечер, а по окончании торжеств выразил благодарность за их "образцовую подготовку и проведение" генерал-губернатору Москвы, своему дяде великому князю Сергею Александровичу. Следует отметить, что для Николая ll было весьма характерно назначать на ответственные посты своих родственников - великих князей Романовых независимо от их личных качеств и способностей. В результате в годы кризиса и войн на ключевых должностях находились люди неподконтрольные.

Огромный вред авторитету самодержавия наносила деятельность при царском дворе многочисленных юродивых и блаженных. Но наиболее разрушительным оказалось влияние "святого старца" Григория Распутина (Г. Е. Новых), ставшего символом разложения российского самодержавия в последние годы царствования Николая II. Впервые появившийся при дворе в 1905 г., этот крестьянин постепенно стал пользоваться неограниченным доверием царской четы. Обладая определенными навыками гипноза, Распутин мог способствовать улучшению самочувствия больного гемофилией наследника царевича Алексея. Уверовав в целительную силу молитв "божьего человека", императрица неизменно защищала Распутина, рассказы о скандальном поведении которого стали распространяться по всей стране. "Старец" стал одним из "центров толы" в правящих кругах и оказывал прямое влияние на принятие важнейших государственных решений.

120 лет назад, 2 ноября 1894 г., вступил на престол последний российский император Николай II Александрович. Николай Александрович Романов, 26-летний сын императора Александра III, унаследовал трон после скоропостижной кончины отца. В этот же день присягу императору принесли чиновники, придворные и войска.

Николай Александрович сам по себе был хорошим человеком и семьянином. В более спокойные времена он бы правил на радость себе и людям, Россия продолжала постепенно укрепляться. Но ему сильно не повезло. Во-первых, отец скоропостижно скончался, и Николай совершено неожиданно получил престол раньше времени. Во-вторых, империя Романовых была в глубоком кризисе, и её нужно было коренным образом реформировать, причём это нужно было делать быстро, но без надлома (Сталину пришлось всё делать крайне быстро, чтобы спасти цивилизацию и народ). В-третьих, именно во время правления Николая II «мировое сообщество» («цивилизованный Запад») приговорило Россию к разделу. Весь мир подошёл к новой эпохе и старые империи, включая Россию, должны были уйти в прошлое. Хозяева англосаксонского проекта готовили планету к большому переделу. Германия и Россия должны были истощить друг друга в жестокой борьбе, а их ресурсы послужить фундаментом Нового мирового порядка.

В общем, Николаю II не повезло. Он не обладал железной волей отца Александра III и прадеда Николая I, чтобы противостоять изощрённому и коварному врагу, а также способностями и беспощадностью Петра I, чтобы коренным образом перестроить Россию. Для того чтобы она устояла в мировой войне и смогла победить, выйти обновлённой. А без коренной трансформации, старая, Романская Россия выжить не могла. Слишком глубокие противоречия лежали в её основе. За три столетия своего существования запас прочности «Белой империи» был исчерпан.

Обычно Петра I обвиняют в том, что он исказил исторический путь России, «прорубил окно в Европу» и вестернизировал страну. Однако это лишь верхушка айсберга. Пётр лишь завершил длительный процесс, который начали его предшественники. Не поднимая тему восшествия Романовых на престол (это отдельная обширная и сложная тема), очевидно, что с первых Романовых Россию постепенно стали перестраивать на западный лад. Для начала Романовы добились полной свободы от общества, постепенно сведя роль Земских соборов и других народных институтов к нулю. Затем Романовы и властолюбивые церковные иерархи нанесли страшный удар по основе русского общества – русской вере, которая несла в цивилизационные ценности «Китеж-града» (Царствия Божьего на Земле). Была пресечена духовная традиция, линия Сергия Радонежского и его учеников, нестяжателей, архимандрита Диониса и старцев Соловецкого монастыря. Ведь именно русская вера была источником энергии народа, его силы, способной совершить любое чудо.

Никон и другие «реформаторы», внедрявшие новогреческие обряды, произвели полную подмену смысла веры. Живую веру заменили на пустую, формальную религию. Аввакума и других «староверов» жесточайшим образом подавили. Святая Русь, которую никониане свели к обрядам, тотальному огосударствлению церкви, бюрократическому чинопочитанию и полицейскому надзору за прихожанами (священники были обязаны «стучать» на подозрительных прихожан), по сути, ушла в подполье. Наиболее здоровая часть русского общества – старообрядцы, стали гонимыми за то, что стойко сохраняли свои идеалы. Именно они впоследствии своим упорным трудом и терпением создадут русский национальный капитал. А до этого они два века отступали в наиболее глухие уголки России, сохраняя свой уклад.

Никон и Романовы пресекли этот живительный источник, русскую веру. Достаточно вспомнить, как войска с 1666 по 1674 гг. осаждали Соловецкий монастырь, последний оплот русского духа. Взяв его благодаря предательству, войска зверским образом умертвили иноков, которые героически сражались за свою обитель. Их топили в прорубях, сдирали кожу и подвешивали на мясных крюках. В итоге раскол привел к образованию огромной пропасти между народом и властью. Полностью этот раскол оформился при Петре, когда в России были образованы два народа – собственно русский народ, и немецко и франкоязычная «элита». При этом лучшая часть народа (до четверти населения) ушла в «раскол», образовав свою, «параллельную» Россию. Староверы сохранили русскую веру, духовную и телесную трезвость, честность и стойкость.

Пётр Первый довершил дело, отменив патриаршество и сделав церковь департаментом государства. Постепенно большая часть населения утратила веру, а духовенство утратило авторитет. Веру сохранили только отдельные старцы, вроде Серафима Саровского. Официальное «православие» выродилось, стало формальностью. Поэтому нет ничего удивительного, что народ в целом проявил равнодушие к убийству церковников, разрушению храмов и монастырей в годы Гражданской войны. Надо отметить, что нынешнее «казенное православие» нисколько не лучше того, что было в Российской империи, болезнь не изжита. Красивыми храмами-новоделами и пустой обрядовостью духовность не возродить. Так, по своей духовности и добронравию советское общество периода 1940-1950-х гг. стоит на порядок выше, чем российское общество образца 2000-х годов.

Попытка Романовых перекодировать русскую цивилизацию, превратить её в Европу полностью провалилась и завершилась национальной катастрофой 1917 года. Но на это потребовалось более 300 лет. Пётр I не был первым западником, но именно он сделал вестернизацию необратимой. Культурная революция Петра оформила поворот к Европе. Самодержец буквально железным кулаком вбивал западную культуру в Россию, жесточайшими расправами, вроде казни стрельцов, когда царь лично рубил им головы и заставлял это делать своих приближенных, подавляя любое сопротивление. Нет ничего веселого в бритье бород, переодевании в иностранную одежду, отправке молодежи, которая легче всего поддаётся внушению, перекодировке, за границу, участия женщин в совместных гулянках, всё это элементы культурной революции, замены своих ценностей на чужие. Новая столица – Санкт-Петербург стала западным городом, местом проживания новой «элиты». Не зря город нёс и несёт в себе множество западной, в том числе скрытой, масонской символики.

Глубинный смысл политики Петра лучше всего выразил один из его ближайших соратников Пётр Салтыков: «Русские во всем сходны с западными народами, но они от них отстали. Сейчас нужно вывести их на правильную дорогу». Эти слова стали путеводной звездой всех «реформаторов» и «перестройщиков», которые пытались переделать Россию и русский народ на западный манер. Такой взгляд у Петра сложился под влияние иностранных наставников, и одновременно собутыльников.

В итоге Пётр создал могущественную Российскую империю со всеми её взлетами и падениями, и он же предопределил её гибель. Трагедия его сына Алексея – это своего рода знак, говорящий о будущем Романовской России. Пётр смог модернизировать Россию на западный лад, сделать её могучей военной, морской и экономической державой, но дух народа, его культурный код был искажен, что в будущем и предопределило гибель Российской империи.

Русский народ был разделён на две части – на господ и закрепощённое население. Высокой, западной культурой обладали господа, они могли получать отличное образование, путешествовать, припеваючи жить, а население низводилось до уровня почти рабов, которые должны были воевать за империю, нести все издержки, платить налоги. При этом «элита» постепенно деградировала. К сожалению, таких русских по духу людей, как Ломоносов, Суворов, Ушаков, Нахимов, Корнилов не хватало на всю Россию, они не могли закрыть собой все «амбразуры». В целом «элита», лишившись железного царя-реформатора, который не жалел никого, в том числе и себя, разлагалась, пропитываясь западными ценностями. «Элитарии» даже государя Павла убили, когда он попытался восстановить дисциплину и порядок в аристократии. В итоге именно «элита» и совершила Февральскую революцию 1917 года, устав терпеть такие «пережитки» как самодержавие. Прозападная «элита» хотела окончательно влиться в Европу, сделать Россию похожей на Англию или Францию.

При Александре III (и даже чуть раньше) Российская империя получила шанс на трансформацию, восстановлению на основе русского пути. Восточная (Крымская) война и Берлинский конгресс 1878 года, лишивший нас плодов победы над Османской империей, показали, что у России нет друзей и союзников в Европе. Именно при Александре Александровиче стала стремительно «русеть» внешняя и внутренняя политика России. В русской культуре стали проявляться традиционные мотивы. Она неожиданно занялась поисками глубинных основ Святой Руси, нравственных истоков русской жизни. Толстой, Лесков, Тютчев, Достоевский, Леонтьев, Фет, Саврасов, Левитан, Нестеров, Мусоргский, Даль, Данилевский и многие другие приоткрыли глубины русского бытия. Крупные деятели русской культуры прекрасно знали и ценили европейскую культуру, но пришло осознание, что она чужая, что русская культура и цивилизация самобытны и самодостаточны. В результате перед русским народом и государством открылись возможности для коренных преобразований на основе русского пути.

Однако русофил Александр III пал раньше времени, а Николай II не смог переломить ситуацию и спасти империю, создать новую, русскую по духу элиту, ликвидировать безграмотность, провести индустриализацию и перестройку сельского хозяйства. При этом продолжая внешнеполитический курс Александра Миротворца, не ввязываясь во внешние конфликты, сосредоточивший на внутреннем обустройстве Российской империи.

Особенно опасно для тогдашней России было воевать. Её нельзя было воевать в любом случае. Об этом предупреждали наиболее дальновидные люди, вроде Дурново, Столыпина и Распутина (двух последних масонские структуры физически устранили). Уже русско-японская война 1904-1905 гг. показала всю гнилость империи и шаткость внутренней ситуации, где назрели тяжелейшие политические, социально-экономические и национальные противоречия. Война вскрыла проблему отсутствия стратегического планирования на десятилетия вперёд. Россия имела десятки лет мира на Дальнем Востоке, но не использовала их для серьёзного освоения региона. Война показала слабость генералитета «мирного времени», среди генералов не было суворовых и скобелевых, готовых к решительным и стремительным действиям, способных использовать уникальный боевой потенциал русского солдата и офицера. Что российская дипломатия не способна полюбовно решить спорные вопросы с Токио, разграничив сферы влияния в Китае и Корее, сделав японцев друзьями и союзниками на Тихом океане. Что чиновники и буржуазия поражены коррупцией и обворовывают армию (это было в Крымскую войну и будет в Первую мировую войну). И за этот развал и воровство никто не ответил.

Война вскрыла глубокий раскол в русском обществе. Простой народ вообще не знал, за что страна воюет, а либеральная интеллигенция откровенно желала своей стране поражение. Армию вообще предали. Даже после серии поражений и тяжелых потерь русская армия не была разгромлена и усилилась, а японская армия была на грани военной катастрофы. К лету 1905 года Япония была истощена, Россия смогла сосредоточить в Маньчжурии мощную армию, готовую наконец перейти в решительное наступление. Можно было разгромить японцев, вернуть Порт-Артур, вообще вышвырнуть врага из Китая и Кореи. Япония была на грани финансового краха, её военные и демографические ресурсы были истощены, японцам пришлось бы просить мира. Однако в удобный момент в России спровоцировали революцию, США настойчиво предлагали посредничество в переговорах, а русские политики, вроде Витте активно поддержали мирную инициативу. Россия признала поражение на пороге своей победы.

В целом война с Японией была предупреждением, что России нельзя воевать. За любым противником России будут стоять Англия и США, желающие чужими руками уничтожить Русь и прибрать к своим рукам её ресурсы. Именно они умело стравили русских и японцев, а затем русских и немцев.

При этом внешние враги России десятилетиями работали над созданием разнородной «пятой колонны» внутри России. Это были разного рода социалисты, анархисты, националисты, сепаратисты, либерал-демократы, масоны и прочая нечисть. Причем самыми опасными были не большевики, бывшие на обочине политической жизни, а высокопоставленные либералы, члены масонских лож – великие князья, генералы, банкиры, промышленники, думские деятели, крупные издатели и журналисты, адвокаты и т. д. А довольно мощная репрессивная машина Российской империи была поражена либерализмом, мягкостью и странным бездействием. Она занималась всем чем угодно, кроме своих непосредственных обязанностей. Революция 1905-1907 гг. стала проверкой устойчивости империи, её иммунитета.

Героическую попытку удержать империю от краха предпринял Столыпин. Но его политика частично потерпела крах, не встретив поддержки со стороны властных кругов и народа, частично была рассчитана на долгий мирный период развития, которого у страны не было. Кроме того, его убили, так как Столыпин упорно стоял за мир любой ценой. Первая Мировая война стала смертным приговором империи. Все лучшие силы и ресурсы были брошены на фронт. Кадровая армия, которая могла дать жесткий отпор революционерам, полегла в боях. Практически во всех сферах жизни произошла дестабилизация, стал нарастать хаос. «Пятая колонна» получила возможность подготовить и совершить государственный переворот в феврале 1917 года. Николай II был обречен, государя и его семью сделали ритуальными жертвами, которые символизировали гибель России и русского народа.

Правда, враги русского народа просчитались. Россия и русский народ смогли вылезти и из этой ямы, хоть и ценой миллионов жертв. Надо отметить, что нынешняя ситуация в Российской Федерации имеет очевидное сходство с поздней Российской империей. Глава государства Владимир Путин (или его преемник) должен провести «русификацию» России, «национализацию элиты», новую индустриализацию, вернуть самостоятельность финансам страны, не дать вовлечь страну в большую войну в её начальный период (в ней придётся участвовать, так или иначе), завершить перевооружение вооруженных сил и т. д. Иначе Россию ждёт очередная смута.

В конце XIX века Россия получила уникальный шанс для нового развития в лице русского царя Николая Александровича Романова, вступившего на престол в 1894 году.

Николай II – поистине уникальный человек и правитель. Это тонкий интеллигент, цельная духовная личность. Это выдающийся пример нравственной гармонии, пример простой, высокой и нераздельной любви к Богу и России. У него можно было всё отнять, подвергать любым испытаниям, но его нельзя было принудить изменить Богу и предать любовь к Отчизне.

Появление подобного человека на русском престоле было полной неожиданностью для современников, которые не успели оценить его по достоинству, не смогли его понять.

Личность последнего царя снова появляется в фокусе общественного интереса. Знание его земного пути нужно и важно для тех, кто хочет осознать русскую историю как историю судьбы своего народа, кто хочет осмыслить то, «как было», потому что без этого невозможно понять, «почему так стало».

«Борьба за царя», восстановление правды о нём – это борьба за Россию, за русскую культуру, так как культура (и русская в особенности) в своих высших взлётах – это отражение связи человека и Бога. И ярчайший пример глубины, преданности и значимости подобной связи навсегда запечатлел Николай II.

Детство и юность

Николай Александрович Романов родился 6 мая 1868 года в день, когда православная церковь отмечает память святого Иова Многострадального . Этому совпадению он придавал большое значение, испытывая всю жизнь «глубокую уверенность», что «обречён на страшные испытания».

Николай был старшим сыном из пятерых детей в семье императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, наследником Российского престола.

Воспитание и образование цесаревича Николая проходило под личным руководством его отца, на традиционной религиозной основе и в спартанских условиях. Отец приучал сына спать на простых солдатских койках с жёсткими подушками, утром обливаться холодной водой, на завтрак есть простую кашу.

Учебные занятия велись по тщательно разработанной программе в течение тринадцати лет. Первые восемь лет были посвящены предметам гимназического курса, с заменой классических языков элементарными основами минералогии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии. Особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, французского, английского и немецкого языков, которыми Николай овладел в совершенстве.

Следующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля. Преподавание этих наук велось выдающимися русскими учёными с мировыми именами.

Все преподаватели отмечали усидчивость и аккуратность своего высокородного ученика. Он обладал цепкой памятью и острой наблюдательностью. Раз прочитанное или услышанное запоминал навсегда. То же касалось и людей, их имён и должностей.

По окончании теоретической подготовки, для того чтобы будущий император на практике познакомился с войсковым бытом и порядком строевой службы, отец направил его на военные сборы. Сначала два года Николай служил в рядах Преображенского полка, затем два летних сбора проходил службу в рядах кавалерийского гусарского полка и в артиллерии.

Николай был прирождённым офицером. Он соблюдал традиции офицерской среды и свято чтил воинские уставы и того же требовал от других. Ко всем своим обязанностям цесаревич Николай относился серьёзно и добросовестно, что создало ему большую популярность в среде офицеров-однополчан и рядовых солдат.

Ни один из своих титулов Николай Александрович не ценил более чина полковника, к которому представил его отец по окончании военной службы. Он так и сохранил это звание, будучи уже главнокомандующим армии.

Александр III вводил сына с юности в курс дела управления страной, приглашая участвовать в делах Государственного Совета и Комитета министров.

В программу образования будущего царя входили многочисленные путешествия по различным областям России, которые Николай совершал вместе с отцом.

В октябре 1890 года в возрасте 22 лет цесаревич Николай впервые отправился в длительное самостоятельное путешествие. Добираясь до Владивостока сухопутным и морским путями, он побывал в Австрии, Греции, Египте, Индии, Сиаме, Китае, Японии. Путешествие, длившееся девять месяцев, завершило тринадцатилетний образовательный курс будущего Российского императора. Это давало наследнику возможность установить личные дипломатические связи с правящими династиями, как на Западе, так и на Востоке, а также укрепить контакты между Россией и другими странами.

Вернувшись в столицу после поездки через всю Сибирь, цесаревич был назначен председателем Комитета по сооружению Сибирского железнодорожного пути, в задачи которого входило также и общее развитие Сибири, в том числе дальневосточных владений. Естественно, что вопросы эти привлекали его особенное внимание и были ему знакомы не понаслышке. У будущего царя уже сформировалось понимание о важности развития этого края.

В конце 1892 года наследник стал председателем особого Комитета по доставлению помощи населению губерний, пострадавших от неурожая; комитет этот собрал пожертвований свыше 13 миллионов рублей, из которых сам Николай Александрович пожертвовал на помощь голодающим пять миллионов золотых рублей из своего наследства.

Вступление на престол

На престол Николай II взошёл раньше, чем ожидалось, в результате преждевременной смерти отца.

Государя мало знали в России ко времени Его восшествия на престол. Конечно, все знали, что ему 26 лет, что по своему росту и сложению он скорее в свою мать, императрицу Марию Фёдоровну; что он имеет чин полковника русской армии; что он совершил необычное по тому времени путешествие вокруг Азии и подвергся в Японии покушению азиатского фанатика. Знали также, что он помолвлен с принцессой Алисой Гессенской, внучкой Королевы Виктории, что его невеста прибыла в Ливадию перед самой кончиной Императора Александра III. Но облик нового Монарха оставался обществу неясным.

Общение с молодым царём оказалось для многих неожиданным откровением. Николай II сумел достаточно быстро оправиться от первоначальной растерянности и стал проводить самостоятельную политику, чем вызвал недовольство части своего окружения, рассчитывавшей влиять на молодого правителя.

Основой государственной политики Николая II стало продолжение стремления его отца «придать России больше внутреннего единства путём утверждения русских элементов страны».

Царствование Николая II явилось продолжением того, что утверждал ещё в 1765 году фельдмаршал Миних: «Русское государство имеет то преимущество перед все­ми остальными, что оно управляется самим Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует».

Коронация. Ходынская трагедия

По законам Российской империи, царь становился правителем сразу же, как только умирал его предшественник. Это было земное установление. Но существовал ещё и сакральный закон. Он вступал в действие после акта миропомазания, когда правитель молился Всевышнему у алтаря, прося Бога ниспослать ему премудрость в управлении царством. Высшее благословение царь получал именно тогда. А потому коронация являлась великим национальным событием, происходившим через год-два после восшествия на престол, и к нему всегда долго готовились.

С этой минуты, исключительной и высокоторжественной для государя, он почувствовал себя подлинным помазанником Божиим; чин коронования был для него полон глубокого смысла. Царь записал в дневнике: «Всё, что произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь». С детства «обручённый» с Россией, он в этот день «повенчался» с ней.

На четвёртый день после коронации по традиции должны были состояться празднества для народа: на Ходынском поле у городских московских стен установили огромные столы. Горожане и крестьяне были приглашены на пышную праздничную трапезу как гости императора, после чего обычно весь день танцевали и пели на лугу. Царь с семьёй должны были прибыть в полдень для участия в празднике. Ранним утром, ещё до рассвета, на Ходынке собралось более полумиллиона человек. Кто-то пустил слух, что будут раздавать подарки и на всех не хватит. Люди бросились вперёд, начали теснить друг друга. Создалась дикая паника, тысячи получили увечья, многих задавили насмерть. Полиция была бессильна перед таким скоплением людей.

Николай Александрович и его супруга Александра Фёдоровна глубоко переживали по поводу случившегося. Их первым побуждением было отменить бал в честь коронации, который должен был состояться у французского посланника, и все остальные празднества. Но царь – заложник этикета и протокола. Императору сказали, что отмена празднеств была бы с дипломатической точки зрения оскорблением, и что бал в честь коронации нужен для упрочения отношений государств. Николай Александрович неохотно согласился, но и сам он, и Александра Фёдоровна, и вся царская семья провели целый день в московских больницах, навещая раненых, многие из которых переживали, со слезами на глазах просили царя простить их, «неразумных», испортивших «такой праздник».

Николай Александрович простых людей не винил. Он распорядился выдать по 1000 рублей (весьма значительная сумма по тем временам) каждой семье погибшего на Ходынском поле, назначил персональные пенсии семьям погибших и покалеченных, для осиротевших детей учредил особый приют, а все расходы на похороны принял на свой счёт.

Было проведено тщательное расследование событий, и виновные в трагедии понесли наказание.

Личность императора

Многочисленные свидетельства современников Николая II, дневниковые записи и обширная переписка царя свидетельствуют о человеке, обладавшем сильным духом, замечательными душевными качествами и определёнными чертами характера, которые необходимы правителю.

Николай II обладал исключительным самообладанием, внутренне был до чрезвычайности упорен и непоколебим. О степени его самообладания можно су­дить хотя бы по тому, что никогда его не видели ни бурно гневным, ни оживлённо радостным, ни даже в состоянии повышенной возбуждённости.

Однажды министр иностранных дел С.Д. Сазонов высказал своё удивление по поводу спокойной реакции государя в отношении малопривлекательного в нравственном отношении человека, отсутствия всякого личного раздражения к нему. На что император ему ответил: «Эту струну личного раздражения мне удалось уже давно заставить в себе совершенно замолкнуть. Раздражительностью ничему не поможешь, да к тому же от меня резкое слово звучало бы обиднее, чем от кого-нибудь другого».

Немецкий дипломат граф Рекс считал царя человеком духовно одарённым, благородного образа мыслей, осмотрительным и тактичным. «Его манеры, – писал дипломат, – настолько скромны и он так мало проявляет внешней решимости, что легко прийти к выводу об отсутствии у него сильной воли; но люди, его окружающие, заверяют, что у него весьма определённая воля, которую он умеет проводить в жизнь самым спокойным образом».

В своих воспоминаниях бывший президент Французской Республики Эмиль Лубэ писал о Николае II следующее: «О русском Императоре говорят, что он доступен разным влияниям. Это глубоко неверно. Русский Император сам проводит свои идеи. Он защищает их с постоянством и большой силой. У него есть зрело продуманные и тщательно выработанные планы. Над осуществлением их он трудится беспрестанно».

Упорную и неутомимую волю в осуществлении своих планов отмечало большинство знавших царя людей. До тех пор, пока план не был осуществлён, царь постоянно возвращался к нему, добиваясь своего. Историк С.С. Ольденбург писал по этому поводу, что у «государя, поверх железной руки, была бархатная перчатка. Воля его была подобна не громовому удару. Она проявлялась не взрывами и не бурными столкновениями; она скорее напоминала неуклонный бег ручья с горной высоты к равнине океана. Он огибает препятствия, отклоняется в сторону, но, в конце концов, с неизменным постоянством близится к своей цели».

Среди качеств царя, необходимых для государственной деятельности, была огромная трудоспособность. В случае необходимости он мог работать с утра до поздней ночи, изучая многочисленные документы и материалы, поступавшие на его имя.В этом нелёгком занятии он полагал исполнение сво­его долга и не отступал от него. «Я никогда не позволю себе идти спать, – говорил государь, – по­ка совсем не расчищу моего письменного стола».

Обладая живым умом и широким кругозором, царь быстро схватывал существо рассматриваемых вопросов. Исключительная память помогала ему не только запоминать события и основные идеи документов, но также помнить в лицо большую часть людей, с которыми ему приходилось встречаться, а таких людей были тысячи.

Будучи сам прекрасным образцом мягкости и отзывчивости к нуждам других, царь и детей своих воспитывал в том же духе. «Чем выше положение человека в обществе, – говорил он, – тем больше он должен помогать другим, никогда не напоминая им о своём положении».

Многие историки и государственные деятели отмечали необыкновенное личное обаяние Николая II. Он не любил торжеств, громких речей, этикет ему был в тягость. Ему было не по душе всё показное, искусственное, всякая широковещательная реклама. В тесном кругу, в разговоре с глазу на глаз, он умел обворожить собеседников, будь то высшие сановники или рабочие посещаемой им мастерской. Его большие серые лучистые глаза дополняли речь, глядели прямо в душу. Эти природные данные ещё более подчёркивались прекрасным воспитанием.

Государю были присущи глубочайшая ответственность и чувство долга перед Россией и народом. Уже в первые годы правления Николай II удостоверился в отсутствии этих качеств у многих людей, которые, принимая важные посты, давали присягу, обещая «до последней капли крови» служить «Его Императорскому Величеству». Когда же случались проблемы или затруднения, они подавали в отставку.

Государь и государыня воспринимали жизнь со смирением и являли редчайшее для того времени молитвенное усердие. Они принимали живое участие в развитии русской святости.

Николай II сыграл огромную роль в церковной жизни России, гораздо большую, чем его царственные предшественники. Глубокая вера царя, его постоянные паломничества к православным святыням сближали его с коренным русским народом. В царствование Николая II было прославлено больше святых, чем за весь XIX век. Наиболее известным случаем является канонизация преподобного Серафима Саровского. Были построены тысячи новых церквей. Число монастырей увеличилось с 774 в начале царствования до 1005 в 1912 году.

«Вера в Бога и в свой долг Царского служения, – писал историк С. С. Ольденбург, – были основой всех взглядов императора Николая II. Он считал, что ответственность за судьбы России лежит на нём, что он отвечает за них перед Престолом Всевышнего».

О себе император как-то сказал: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная и судьба моей семьи – в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей».

На благо народа

Личность любого государственного деятеля раскрывается в его замыслах и делах.

Во время правления Николая II Россия начала превращаться в аграрно-индустриальную державу. В экономической, социальной, культурной – во всех областях жизни – происходили динамичные изменения. Мы же остановимся на рассмотрении двух направлений деятельности государя.

Идея всеобщего мира.
Николаю II принадлежит идея всеобщего и полного разоружения. Только один этот исторический почин даёт ему право на бессмертие.

К лету 1898 года по поручению царя было подготовлено Обращение ко всем странам мира. В нём, в частности, говорилось: «Положить предел непрерывным вооружениям и изыскать средства, предупредить угрожающие всему миру несчастия – таков высший долг для всех государств».

Россия выступила с предложением созвать всеобщую мирную конференцию. Для организации конференции была проведена огромная работа. Однако политическое мышление большинства государственных деятелей стран, участвовавших в мирной конференции, было связано с доктриной неизбежности войн и военного противостояния. Главные предложения Николая II приняты не были, хотя по отдельным вопросам был достигнут определённый прогресс – запрещено использование наиболее варварских методов войны и учреждён постоянный суд для мирного разрешения споров путём посредничества и третейского разбирательства. Последнее учреждение стало прообразом Лиги Наций и Организации Объединенных Наций.

Борьба с пьянством.
С юности государь проникся убеждением, что пьянство – это порок, разъединяющий русских людей, и что долг царской власти вступить в борьбу с этим пороком. В конце XIX века царь начал проводить реформы, направленные на искоренение пьянства.

С этою целью начали создаваться так называемые «попечительства о народной трезвости». Целью таких обществ являлись «борьба с пьянством, а также распространение христианской нравственности и благочестия среди воинских чинов».

В состав попечительств были привлечены представители духовенства, административной и судебной власти, общественных учреждений и частные лица. Попечительствам выдавались от казны денежные пособия для осуществления их задач.

Особое внимание государь уделял трезвости в армии.

В конце 1908 года в армии водку объявили вне закона. В приказе по военному ведомству водка заменялась на лёгкое виноградное вино.

В 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, вступил в действие новый приказ, называвшийся «Меры против потребления спиртных напитков в армии». В вооруженных силах страны устанавливался строжайший сухой закон.

Ни в одной стране до ни до, ни после 1914 года ещё не принималась такая радикальная мера борьбы с алкоголизмом. Это был грандиозный, неслыханный опыт.

В январе 1915 года Государственная Дума без возражений утвердила на текущий год бюджет, не предусматривавший доход от продажи спиртных напитков.

Ноша монарха

Начиная с 1904 года, у Николая II редко выдавался день, когда было чему радоваться.

В феврале началась война между Россией и Японией за контроль над Маньчжурией и Кореей. Русскую армию преследовали тяжёлые потери.

Поначалу война объединила все партии, весь народ. Но как только стали поступать сообщения с фронта о неудачах, ситуация начала меняться. Все, чуть не поголовно, начали выражать недовольство, требовали изменений.

Царь не раз думал о введении конституции и пришёл к такому заключению: «При малой культурности народа, при наших окраинах, еврейском вопросе и т.д. одно самодержавие может спасти Россию. Причём мужик конституцию не поймёт, а поймёт только одно, что царю связали руки».

9 января 1905 года произошли кровавые события в Петербурге, получившие название «кровавого воскресенья». И хотя царю не было своевременно сообщено о событиях, он не пожелал перекладывать ответственность на других. Он поручил министрам собрать делегацию из рабочих разных заводов и 19 января принял её в Царском Селе, выразив в речи своё отношение к происшедшему. «Вы дали себя вовлечь в заблуждение и обман изменниками и врагами нашей страны, – сказал государь. – Стачки и мятежные сборища только возбуждают толпу к таким беспорядкам, которые всегда заставляли и будут заставлять власти прибегать к военной силе, а это неизбежно вызывает и неповинные жертвы. Знаю, что нелегка жизнь рабочего. Многое надо улучшить и упорядочить... Но мятежною толпою заявлять мне о своих нуждах – преступно». Государь в то же время распорядился отпустить 50000 рублей на пособия семьям пострадавших 9 января.

Летом случилось ещё одно событие, которое потрясло императора. Взбунтовалась команда броненосца «Князь Потёмкин-Таврический». Матросы перебили офицеров и удерживали судно, угрожая беспорядками в городе.

Общественные деятели уже открыто призывали к конституции, и вскоре делегация от либеральных кругов вручила царю свои требования. К этому времени монарх уже был готов к введению представительного органа на основе выборов. Он обратился к делегации с такими словами: «Я скорбел и скорблю о тех бедствиях, которые принесла России война, и которые необходимо ещё предвидеть, и о всех наших внутренних неурядицах. Отбросьте сомнения: моя воля – воля царская – созывать выборных от народа – непреклонна. Пусть установится, как было встарь, единение между царём и всею Русью, общение между мною и земскими людьми, которое ляжет в основу порядка, отвечающего самобытным русским началам. Я надеюсь, вы будете содействовать мне в этой работе». Манифест 17 октября 1905 года явился выражением царского решения.

В марте 1906 года прошли выборы в Первую Государственную Думу. В новой редакции «Основных законов Российской Империи» уже не было положения о том, что прерогативы самодержца неограниченны. Теперь никакой выработанный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного Совета. «Я отлично понимаю, что создаю себе не помощника, а врага, – сказал царь председателю Совета министров С.Ю. Витте, – но утешаю себя мыслью, что мне удастся воспитать государственную силу, которая окажется полезной для того, чтобы в будущем обеспечить России путь спокойного развития, без резкого нарушения тех устоев, на которых она жила столько времени». Надеждам этим не суждено было сбыться.

Отречение

Когда в 1914 году Австро-Венгрия объявила войну Сербии, то Россия вступилась за маленький славянский народ. Так началась Первая Мировая война.

Начало войны принесло русским успехи на фронте, и страну охватил ликующий патриотический подъём.

Но вскоре наступление наших войск остановилось, а потери стали увеличиваться. В общественных верхах – как в Ставке, так и в столице – началось очередное брожение. Неудачами на фронте воспользовались революционеры, развернувшие свою пропаганду на фронте и в тылу. Немцы быстро продвигались к центру России; в этих условиях, желая поднять дух войск, Государь взял на себя верховное командование и переехал в Ставку, располагавшуюся в Могилёве. С ним на фронт выехал и царевич Алексей. Нужно было приложить неимоверные усилия, чтобы укрепить армию и улучшить положение на фронте. В 1916 году «погибшая» русская армия ответила мощной канонадой и крупнейшим наступлением.

Успехи России отметил военный министр Англии Уинстон Черчилль. Он писал: «Мало эпизодов Великой войны более поразительных, нежели воскрешение, перевооружение и возобновлённое гигантское усилие России в 1916 году. К лету 1916 года Россия, которая 18 месяцев перед тем была почти безоружной, которая в течение 1915 года пережила непрерывный ряд страшных поражений, действительно сумела, собственными усилиями и путём использования средств союзников, выставить в поле – организовать, вооружить, снабдить – 60 армейских корпусов вместо 35, с которыми она начала войну».
Генерал Н.А. Лохвицкий говорил по этому поводу: «Девять лет понадобилось Петру Великому, чтобы нарвских побеждённых обратить в полтавских победителей. Последний Верховный Главнокомандующий Императорской Армии – Император Николай II сделал ту же работу за полтора года. Но работа его была оценена и врагами, и между Государём и его Армией и победой «стала революция».

«Самым трудным и самым забытым подвигом Императора Николая II, – отмечал С.С. Ольденбург, – было то, что он, при невероятно тяжёлых условиях, довёл Россию до порога победы: его противники не дали ей переступить через этот порог».

События, непосредственно связанные с отречением Николая II, начались с 14 февраля 1917 года, когда недовольные скудостью жизни военного времени толпы вышли на улицы Петрограда с лозунгами «Долой войну!», «Да здравствует республика!». Народ требовал хлеба, который преступным умыслом не подвозили в город и намеренно не продавали в лавках. Начались грабежи магазинов, погромы хлебных лавок, избивали и убивали городовых. Полиция своими силами не смогла пресечь беспорядки. Начался народный бунт.

Императора Николая Александровича и до того нельзя было упрекнуть в нерешительности, а в те мятежные дни жесткость его приказов на подавление предательского бунта в столице была поистине диктаторской. Он отдаёт приказы о направлении в Петроград для подавления бунта снятые с фронта войска, подписывает Указ о приостановке работы Государственной Думы и Государственного Совета. По замыслу Николая II власть сосредотачивается в его руках и руках его правительства с опорой на верную царю армию.

Но события развивались вопреки воле царя. Его приказы не выполнялись. Генералы не довели войска до Петербурга, распропагандированные бунтовщиками солдаты питерских запасных полков отказались подчиняться офицерам. Дума воспротивилась указу Государя и организовала Временное правительство. Заговор поддерживали генералы из Ставки и высшее командование фронтов, которые обратились к главнокомандующему «с настойчивыми советами ради блага России и победы над врагом отречься от Престола». Императорский поезд насильственно отправили вместо Могилёва на псковскую станцию с символическим названием Дно. Фактически с 28 февраля император был блокирован заговорщиками в своём поезде.

1 марта 1917 года Государь остался один, практически пленённый в поезде, преданный и покинутый подданными, разлучённый с семьёй, ждавшей и молившейся за него в Царском Селе. «Кругом измена, трусость и обман», – записал Николай Александрович в своём дневнике.

Не оказалось рядом людей, верных присяге и царю. Все выступили изменниками – от рядовых солдат питерских запасных полков до главнокомандующих фронтами, до ближайшей родни – великих князей. Никто не захотел понести с ним бремя власти, чтобы удержать Россию на краю разверзшейся пропасти.

Все уверяли царя, что только его отречение от престола спасёт Россию. И Государь, перед лицом измены, пожертвовал собою, вняв этим голосам. После ночной горячей молитвы перед иконой он отрёкся от престола. Случилось это 2 марта. «Нет той жертвы, которую я не принёс бы во имя действительного блага и для спасения России. Посему я готов отречься от престола», – такую телеграмму он дал председателю Думы.

Вот в таких условиях возник документ, который подложно был назван «Манифестом отречения Николая Второго» и в мартовских газетах 1917 года он был опубликован с этим фальшивым названием. На самом деле это была телеграмма государя в Ставку, начальнику штаба Алексееву, причём подписанная императором карандашом.

Телеграмма Государя в Ставку была последним его призывом к армии. Лишь немногие из командиров восприняли её как призыв к помощи Государю и готовы были спешить ему на выручку.

Император Николай II навсегда сохранил в душе самое главное – веру в Божий промысел и преданность Отечеству. «Я имею твёрдую и полную уверенность, – говорил он, – что судьба России, точно так же, как судьба моя и моей семьи, находятся в руках Бога, который поставил меня на моё место. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей, полагая, что никогда я не имел другой мысли, как только служить стране, управление которой Он мне вверил».

Это не царь отрёкся от престола. Это Россия отреклась от царя.

Прощание с войсками

Генерал Н.М. Тихменёв оставил проникновенное описание прощания Николая II с чинами Ставки, солдатами и офицерами конвоя, происходившего в здании штаба накануне отъезда царя из Могилёва.

«Ровно в 11 часов в дверях показался Государь… На (его) груди висел лишь один Георгиевский крест, ярко белевший на тёмном фоне черкески. Левую руку с зажатой в ней папахой он держал на эфесе шпаги. Правая была опущена и сильно, заметно дрожала…

Государь… начал говорить речь… Он говорил громким и ясным голосом, очень образно, однако сильно волнуясь, делая паузы между частями предложения. Правая рука всё время сильно дрожала. «Сегодня я вижу вас в последний раз, – начал Государь, – такова воля Божия и следствия моего решения».

Государь закончил… Никогда не наблюдал я такой глубокой, полной, мёртвой тишины в помещении, где было собрано несколько сот человек. Поклонившись нам, он повернулся и пошёл к тому месту, где стоял Алексеев. Оттуда он начал обход присутствующих. Подавая руку старшим генералам и кланяясь прочим, говоря кое-кому несколько слов, он приближался к моему месту. Когда он был в расстоянии нескольких шагов от меня, то напряжение залы, всё время сгущавшееся, наконец разрешилось.

Сзади Государя кто-то судорожно всхлипнул. Достаточно было этого начала, чтобы всхлипывания, удержать которые присутствующие были, очевидно, уже не в силах, раздались сразу во многих местах. Многие просто плакали и утирались… Тем не менее, он продолжал обход… Подойдя к офицерам своего конвоя, он никому не подал руки, может быть, потому что он виделся с ними утром отдельно. Зато он поздоровался со всеми офицерами Георгиевского батальона, только вернувшимися из экспедиции в Петроград. Судорожные всхлипывания и вскрики не прекращались. Офицеры Георгиевского батальона – люди, по большей части, несколько раз раненые – не выдерживали: двое из них упали в обморок. На другом конце залы рухнул кто-то из конвойцев…»

Когда же поверженный царь покидал здание Ставки, направляясь к автомобилю, то многие сотни конвойных и солдат пали на колени, рыдая во весь голос. Солдаты прощались со своим царём.

Это был тот зримый момент единения, который в светском обществе всегда служил темой саркастических насмешек. Его подлинность не признавалась никем из «героев Февраля». Не верили в эту мистическую общность и многие должностные лица. Увидев такое патетическое зрелище, генерал М.В. Алексеев замер как заворожённый…

В тот последний день в Ставке слёзы не раз бывали на лице царя. Вечером он записал в дневнике: «Сердце у меня чуть не разорвалось!»

Последний путь

После отречения произошло обратное тому, о чём говорили оппозиционеры: началось разложение народа, поддавшегося низшим страстям; с неудержимой быстротой Россия понеслась к гибели. Никакой немедленной внешней пользы от отречения не произошло. Царь был тем мистическим началом, которое удерживало силы зла; теперь же ничто не препятствовало вступлению их в мир.

С подписанием отречения начались новые испытания царской семьи. Царь со своими близкими оказался под стражей в Царском Селе. Им приходилось теперь терпеть унижения и издевательства со стороны охранников и прочих «новых» людей, их окружавших. 31 июля они были выселены из своего дворца и отправлены в Сибирь.

6 августа на пароходе «Русь» царская семья прибыла в Тобольск. «На душе так невыразимо больно за дорогую Родину, что объяснить нельзя», – эти слова государыни Александры Фёдоровны из частного письма выражают душевное состояние всей семьи. Но члены её держались бодро: их укрепляла вера в Божий промысел.

Весной 1918 года царскую семью разлучили. Из Москвы приехал от большевиков комиссар, который объявил государю, что его увозят. Александра Фёдоровна решила сопровождать мужа; нравственные муки её возросли до предела, так как ей пришлось расстаться при этом с больным царевичем. С родителями поехала и царевна Мария. Для всей семьи расставание было душевной пыткой.

Царская чета была задержана большевиками в Екатеринбурге. В начале мая сюда привезлиостальных членов семьи вместе с несколькими преданными слугами. Издевательства над ними стали ещё изощрённее; но даже из озверевших охранников кое-кто внутренне склонился перед их христианской кротостью и смирением.

Жить мученикам оставалось два с половиной месяца. Близилось время свершения предсказания монаха Авеля , о котором царь узнал ещё в 1901 году.

Комиссия Временного правительства, созданная для обнаружения доказательств «антинародной деятельности царя», ничего порочащего царя не обнаружила. Главный следователь В.М. Руднев закончил свой доклад словами: «Император чист, как кристалл».

Мог ли царь уехать из России и тем спасти свою семью, как это сделали многие из его высокопоставленных подданных?

На этот вопрос ответил сам Николай II. На предложение полковника А.А. Мордвинова поскорей уехать за границу государь сказал: «Нет, ни за что. Я не хотел бы уехать из России, я её слишком люблю. За границей мне было бы слишком тяжело». Спустя несколько месяцев, претерпевая в ссылке унижения и издевательства охранников, он был по-прежнему уверен в том, что «в такое тяжёлое время ни один русский не должен покидать Россию».

Когда императору стало известно, что по условиям Брест-Литовского договора немцы требуют, чтобы царская семья была передана им целой и невредимой, то он, по словам П. Жильяра, счёл это оскорблением, а не помощью. А Александра Фёдоровна вполголоса добавила: «После того, что они сделали с государем, я предпочитаю умереть в России, нежели быть спасённою немцами!»

Казалось бы, государыня могла желать только одного: вырваться из заточенья и подальше уехать из России, однако в её письмах к Анне Вырубовой она высказывает совсем иные мысли: «Боже, как я свою Родину люблю со всеми её недостатками! Ближе и дороже она мне, чем многое другое, и ежедневно славлю Творца, что нас оставили здесь и не отослали дальше». «Как я счастлива, что мы не заграницей, а с ней [Родиной] всё переживаем. Как хочется с любимым больным человеком всё разделить, вместе пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной».

Дети тоже не мыслили своей жизни без России, и разделяли со своим народом и радости, и несчастья. Они знали не только светлую сторону жизни в царских покоях, им пришлось увидеть кровь, слёзы, страдания, смерть, несправедливость и людское бездушие.

В военное время Александра Фёдоровна писала мужу: «Наши девочки прошли через тяжёлые курсы для своих лет, и их души очень развились… Они делили все наши душевные волнения, и это научило их смотреть на людей открытыми глазами, так что это очень им поможет позднее в жизни. Мы одно, а это, увы, так редко в теперешнее время».

Они всегда были одним целым, даже когда приходилось расставаться в связи с государственными делами и военными действиями. Могла ли Александра Фёдоровна расстаться с мужем и Родиной, которых беззаветно любила, и уехать с детьми за границу? Мог ли государь покинуть свою страну? Он оставался капитаном, который не покинул тонущий корабль. Он оставался Государем, отцом своего народа и не покинул свою большую семью. И его близкие оставались с ним до конца.

«Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России, я буду этой жертвой, – да свершится воля Божия!» – говорил государь в те дни, когда мучительно размышлял о возможности отречения ради блага своего народа. И он пожертвовал всем – самым дорогим, что у него было: своей семьёй и своей жизнью.

Николай II и царская семья испили горькую чашу земной судьбы до дна. Они испытали мыслимые и немыслимые несчастья и разочарования на земле, и даже самые лютые враги не смогли бы ничего уже добавить. Мера испытаний, пережитых ими, по обычным человеческим меркам труднопредставима.

Вы должны вытеснить всю тьму из России силой своих сердец, силой своего примера

Я ЕСМЬ Вознесенный Владыка Николай. Вы знаете меня. Я ЕСМЬ русский царь Николай Второй Романов, ныне Вознесенный Владыка Николай.

Я очень взволнован нашей сегодняшней встречей и возможностью обратиться к вам, ко всем, кто живет в России и на территории тех стран, которые когда-то именовались Россией.

Я говорю, и слезы наполняют мои глаза. Как много хочется сказать. Но хочется сказать самое важное, то, что вам необходимо знать в этот исторический момент. То, что вам не видно, но то, что реально происходит на тонком плане над Россией.

Множество Небесных сил сейчас сосредоточили свои созидательные усилия над территорией этой страны. Огромная мощь собрана на Небесах над Россией.

И мы готовы к действиям. Все готово, последние приготовления завершены. Божественная возможность, замысел Небес для России готов к осаждению на физический план.

О, это совершенно грандиозный замысел! И все, что нам сейчас нужно, это ваша помощь по осаждению этого замысла на физический план. Вы знаете, чтобы произошло осаждение Божественного замысла на физический план, мы должны иметь определенное количество преданных нам индивидуумов, находящихся в воплощении и целиком и полностью преданных Воле Бога.

Мы понимаем, как трудно вам приходится выдерживать столь остервенелый натиск со стороны тех сил, которые предчувствуют свой конец и поэтому действуют в открытую, нисколько не заботясь о том, чтобы прикрыть свои безбожные действия малейшим покровом идеологии или любой другой маскировкой своего бесстыдства.

Так ведет себя смертельно раненый зверь, который предчувствует свою близкую кончину и в бешеной злобе от своего бессилия готов крушить и сметать все на своем пути.

Те силы, которые сейчас находятся у власти в России, подобны этому смертельно раненому зверю, и, кажется, ничто не может их остановить и образумить.

Однако есть план Бога для этой страны, и этот план будет осуществлен. Отсрочка в несколько десятков лет или даже на целое столетие представляет собой ничтожный исторический срок. Вы знаете, что я и многие члены моей семьи были воплощены для этой высокой миссии в конце 19 и начале 20 века.

Но зверь в то время был еще силен. И он находил поддержку у народа России, пользуясь невежеством людей, населяющих эту страну. Невежество является тем недостатком, через который действуют самые злобные силы на этой планете. Невежественный человек становится слепым орудием в руках сил тьмы.

Как больно было мне осознавать в период моего отречения от престола и последующего постыдного ареста и содержания под стражей свое бессилие. Я люблю Россию. Я люблю Россию всем своим сердцем, всем своим существом. И я готов был пожертвовать собой, принести в жертву себя и свою семью, чтобы только дать возможность людям этой страны получить свой шанс на светлое будущее.

Вы знаете, что я знал свою судьбу, я знал о той мученической смерти, которая предстояла мне и моим детям. И было много путей сохранить свою жизнь и бежать за границу. Я отверг их все.

Я осознанно принял на себя этот крест, это распятие на кресте. Тяжелее всего было преодолеть сопротивление той части меня, которая пыталась спасти детей любой ценой. Но я принес в жертву своих детей. Точно так же, как Авраам готов был принести в жертву своего сына. Я до последнего момента надеялся, что Господь отведет руку судьбы, если не от меня, то от моих детей. Но нет. Случилось страшное.

Святые невинные были преданы мученической смерти. И этот момент послужил сигналом для самых злющих сил тьмы вылезти из углов и устремиться к власти.

Вся тьма всплыла наружу. Все, что раньше пыталось соблюсти приличие и пряталось по углам, повылазило наружу. Это была вакханалия нечисти. И эта вакханалия продолжается до сих пор. И если раньше они накидывали на себя идеологическую маскировку, прикрываясь заботой о нуждах народа, то сейчас они не утруждают себя никаким оправданием своего беззакония.

Печально смотреть на все, что происходит в России. Но вы знаете, что когда болезнь загнана внутрь, она незаметно подтачивает организм, пока он совершенно не обессилеет и не умрет.

В России же произошло то, что все злые силы, вся нечисть, вся болезнь вышли наружу. И уже более века Россию трясет в лихорадке. Но я верю в могущество этой страны, я верю в народ этой страны, и я знаю, что рано или поздно болезнь будет побеждена.

Прежде чем Бог даст новую возможность для этой страны, страна должна пройти катарсис, очищение. После очищения должно последовать покаяние, и только тогда будет открыт светлый путь для народов России.

Я мог сопротивляться. Я мог сберечь свою семью, и все мы могли остаться жить. Но какой смысл в моей жизни без России? Я выбрал путь отказа от борьбы. Отказа от насилия. Я выбрал путь Христа и позволил распять себя и всю мою семью.

Я стал Вознесенным Владыкой, я добился своего вознесения. Но мои дети, мои дочери до сих пор находятся в воплощении. Две из них стали посланниками Великого Белого Братства. Одна – на территории Америки, другая – на территории России.

И если бы повторилась моя жизнь снова, я вновь выбрал бы распятие для себя и для своей семьи.

Вы знаете, что Иисус своей мученической смертью взял на себя карму человечества. Он пострадал за грехи людей. Все святые во все времена брали на себя грехи человечества, часть планетарной кармы, чтобы облегчить ношу и чтобы человечество могло распрямиться и посмотреть на Небеса.

Теперь настал ваш черед. На вас, тех, кто находится сейчас в воплощении, лежит ответственность за будущее России, за будущее всей планеты. Потому что Россия по замыслу Бога должна указать путь всем другим странам.

Я описываю вам ситуацию, в которой вы находитесь, так, как она видна мне с моего вознесенного состояния сознания.

И я вижу, что немного осталось ждать. Но именно сейчас, как никогда прежде, от вас потребуются все ваши усилия.

Все перемешалось в России. Зерна перемешаны с сорной травой. Как будто специально все превратилось в мешанину. Громадный зверь все перемешал на своем пути и продолжает крушить.

Однако теперь все стало явленным, и вы имеете возможность судить по плодам.

Вы теперь видите, кто есть кто.

Но, прошу вас, оставьте борьбу. Следуйте тем путем, который указал Иисус, тем путем, который выбрал я в своем последнем воплощении. Ваша задача отказаться от насилия.

Вы должны вытеснить всю тьму из России силой своих сердец, силой своего примера.

Каждый из вас должен превратиться в гигантский генератор Добра и Света. И там, где находитесь вы, не будет больше места для тьмы.

Пусть они бегут из России. Пусть они забирают награбленное и уходят. Бог никогда не оставит Россию до тех пор, пока в воплощении находится хотя бы один святой.

А сейчас в воплощении находится беспрецедентное количество святых.

Помните, что даже если вы терпите видимое поражение на физическом плане, вы одерживаете гигантские победы на тонком плане.

Вы бессмертны. И, жертвуя своим физическим телом, вы лишь утверждаете Жизнь. Вы утверждаете принципы Добра и Света на этой планете.

Приумножайте Свет! Вершите Добро!

Вас будут преследовать. Вас будут унижать нищетой.

Я умоляю вас выдержать все это. Как вы выдерживали на протяжении всей тяжелой истории этой страны.

Немного осталось, возлюбленные. Потерпите.

Время изменилось, и то, что не видно вашим глазам, вижу я со своего вознесенного состояния.

И я говорю вам, Россия – великая страна. И ее могущество сосредоточено сейчас на тонком плане.

И вы знаете, что план Бога, замысел Бога будет осуществлен, несмотря на любое сопротивление сил тьмы.

Сколько бы раненый зверь ни бесновался, конец предрешен.

Недолго осталось ждать. Потерпите, возлюбленные.

Я окажу вам помощь. Я окажу вам всю помощь, которую мне позволено будет оказать вам. Обращайтесь ко мне за помощью в ваших молитвах.

И пусть ваши сердца наполнятся радостью от предчувствия скорой великой победы!

Я ЕСМЬ Владыка Николай
пребываю с каждым светоносцем России.