Болезни Военный билет Призыв

Неизвестный Китай. Записки первого русского китаеведа. Отец Иакинф Бичурин — основоположник китаеведения

Самые знаменитые путешественники России Лубченкова Татьяна Юрьевна

НИКИТА ЯКОВЛЕВИЧ БИЧУРИН (ОТЕЦ ИАКИНФ)

Отец Иакинф (Бичурин) родился 29 августа 1777 года в селе Бичурине Чебоксарского уезда Казанской губернии.

В 1785 году, в возрасте восьми лет, Никита поступил в Казанскую семинарию, где кроме богословских предметов изучал латинский, греческий и французский языки.

В этой семинарии, являвшейся важным центром подготовки православных деятелей для обширного района (от Волги до «Азиатского» Востока), Никита пробыл около 15 лет, находясь все это время, впрочем, как и сыновья других священнослужителей, на содержании отца.

В семье последнего, кроме Никиты, было еще трое детей: две дочери, Татьяна и Матрена, и сын Илья. Семью нередко посещала нужда, и Яков был вынужден занимать деньги у своих сослуживцев и зажиточных чувашских крестьян. Деньги шли на материальную поддержку Никиты в семинарии, подготовку приданого для подрастающих дочерей и на уход за престарелым отцом.

В 1794 году Никита Бичурин в течение нескольких месяцев возглавлял вместо отца приход села Бичурино, пока Яков лечил свою руку: когда он однажды спал в шалаше в своем приусадебном саду, неизвестные люди отрубили ему четыре пальца на левой руке. Но это не улучшило материального положения семьи Бичуриных.

В то время, когда Никита заканчивал Казанскую семинарию, положение его родных еще больше осложнилось. Умерли его мать и дед, а отец Яков с горя совсем забросил хозяйство. В 1801 году Никита под именем иеромонаха Иосафа удалился в Чебоксарский Троицкий монастырь.

Но, несмотря на существенные трудности, Никита Бичурин был чрезвычайно целеустремленным человеком, обладал хорошими способностями и, как лучший ученик семинарии, пользовался покровительством Амвросия Подобедова, в течение четырех лет руководившего Казанской епархией.

Никита Яковлевич за годы учебы в Казани блестяще выучил греческий и латинский языки, а также французский и немецкий. Он хорошо выучился рисовать и впоследствии сопровождал свои историко-этнографические исследования хорошим иллюстративным материалом.

И наконец, в Казани у Бичурина появился интерес к жизни и культуре других народов, что, видимо, определило его дальнейшую деятельность.

В 1799 году Никита Яковлевич закончил семинарию (в то время уже академию) и стал там же преподавать грамматику. В 1800 году он был пострижен в монахи под именем Иакинф, а затем сделался учителем высшего красноречия.

В 1802 году Бичурин стал архимандритом и чуть позже ректором Иркутской семинарии. Однако биографы Бичурина долго не могли понять, почему молодой, талантливый учитель вдруг стал монахом, хотя ему и удалось сделать хорошую духовную карьеру.

Отец Иакинф (Бичурин) известен нам прежде всего своими духовными миссиями в Китай. Об этих миссиях он впервые услышал, еще учась в духовной семинарии, ибо в их состав включались представители казанского духовенства и студенчества. Официально эти духовные миссии возникли еще в 1716 году для удовлетворения религиозных нужд сибирских казаков-албазинцев, живущих в Пекине с конца XVII века.

Московское правительство заключило договор с Китаем, согласно которому состав духовной миссии в Пекине менялся через каждые семь лет. По различным причинам сроки пребывания членов миссии в Пекине увеличивались, а из России не всегда поступало жалованье, что значительно ухудшало материальную жизнь монахов: некоторые миссионеры просто умирали от голода.

Подбор кандидатур для каждой миссии являлся для Синода и Коллегии иностранных дел непростой задачей.

Никита Яковлевич Бичурин стал начальником 9-й по счету духовной миссии в Китай.

Научно-познавательный материал по истории и этнографии народов Зарубежной Азии, накопленный в период первого столетия существования русской духовной миссии в Пекине, был очень скудным. Поэтому крайне важен тот факт, что отец Иакинф с первых дней пути по своей личной инициативе вел подробный дневник, который явился результатом общения с жителями Китая и Монголии, их бытом, хозяйством, обычаями и т.п. Записи в дневнике датируются сентябрем 1807-го по январь 1808 годов, то есть тем временем, когда миссия шла из Кяхты к Пекину. Бичурин не решился отдать сей материал для публикаций, лишь сравнительно небольшая его часть была использована в первом оригинальном труде «Записки о Монголии», который увидел свет в Петербурге в 1828 году.

Иакинф Бичурин знал, что успешность деятельности церковной миссии и осуществление его (Бичурина) личных научных интересов зависят от того, как удастся установить контакты с местным населением. Бичурин, наблюдая за жизнью албазинцев пришел к выводу, что почти вековая миссионерская деятельность принесла мало пользы. К моменту прибытия 9-й миссии среди албазинцев православными являлись лишь 35 мужчин, и то большинство из них не носило христианских имен и не знало русского языка. «Соблюдение» ими православия приходилось поддерживать материальными вознаграждениями и фиктивными должностями в миссии. Миссия Бичурина могла материально подкупать албазинцев лишь в первое время, но потом деньги кончались, а православных в Пекине осталось всего 22 человека.

Пока миссия располагала достаточным количеством денег, склонность ее участников к жизни в миру, а отца Иакинфа к ученой деятельности, явно не обнаруживалась. Но вскоре деньги из Петербурга приходить перестали по причине начавшейся Отечественной войны 1812 года. О существовании миссионеров в Пекине вспомнили лишь после Венского конгресса. И Бичурину пришлось решать следующую проблему: обращать ли в христианство албазинцев или спасать от голодной смерти себя и своих подчиненных? Иакинф выбрал второе и начал распродавать церковные дома и земли и закладывать церковные вещи, за что впоследствии Синод обвинил его в вероотступничестве. Однако, несмотря на эти радикальные меры, члены миссии продолжали бедствовать и голодать. Постепенно прекращались службы в Успенской и Сретенской церквах, одежда монахов была настолько изношена, что им пришлось надеть китайские костюмы. Среди миссионеров не было врача, и многие умерли от различных болезней или сошли с ума. Так что Иакинф Бичурин как миссионер до конца жизни подвергался гонениям, но зато приобрел известность как ученый.

Монах-миссионер Н.Я. Бичурин являлся первым русским ученым, начавшим глобальное изучение истории народов Центральной и Средней Азии, взяв за основу источники на восточных языках. В частности, Бичурин единственный из всех миссионеров выучил китайский язык, не располагая ни словарями, ни соответствующей литературой. Иакинфу пришлось обращаться за помощью к миссионерам римско-католической церкви, которые достали ему плохонький китайский словарь Базиля де Глемона с латинским переводом. Учить по такому пособию китайский язык было решительно нельзя, и Бичурин воспользовался древним способом: общением с местным населением в повседневной жизни.

Одновременно Бичурин начал изучать труды и письменные источники по истории, географии, этнографии, медицине и другим областям знаний народов Китая, Маньчжурии, Монголии, Туркестана и др. Стремясь побольше узнать о научной деятельности западных востоковедов, Никита Яковлевич тщательно изучил их произведения, хранившиеся в библиотеке португальской католической миссии в Пекине.

31 июля 1821 года церковная миссия Бичурина возвратилась из Пекина в Кяхту, а затем двинулась в Россию.

Естественно, в Петербурге Бичурина ждали доносы, написанные на него иркутским губернатором Трескиным и архимандритом Каменским. С 1822 года Синод и Министерство духовных дел начали готовить против монаха обвинение. Бичурин сидел под стражей в келье Александро-Невской лавры и поддержать его было некому: прежний покровитель Амвросий Подобедов уже умер, и его место теперь занял любимец Аракчеева Серафим. Церковный суд приговорил Н.Я. Бичурина к тюремному заключению в монастыре на острове Валаам. Первоначально местом заключения избрали Соловецкий монастырь, но поправку внес Александр I.

Находясь в тюрьме, Иакинф продолжал работать: он закончил перевод двух классических произведений китайской науки - историко-географических сочинений «Тунцзянь ганму» и «Дайцин и тунчжи», - начатых еще в Пекине.

В заключении Бичурин находился до 1826 года. Все это время видные чиновники Азиатского департамента Е.Ф. Тимковский и П.Л. Шиллинг, друзья Бичурина, добивались его освобождения. Наконец сдался министр иностранных дел, граф Нессельроде, который, учитывая отсутствие в министерстве ученых специалиста по Китаю и Центральной Азии, представил Николаю I ходатайство о причислении отца Иакинфа к Азиатскому департаменту. Специальным указом император перевел Иакинфа в Александро-Невскую лавру, чтобы тот в связи с блестящим знанием китайского и маньчжурского языков «мог быть полезен в Государственной коллегии иностранных дел». Тимковский и Шиллинг добились также, чтобы монах Иакинф получал ежегодно жалованье в 1200 рублей и 300 рублей на книги и пособия. Таким образом друзьям удалось не только вызволить Бичурина из тюрьмы, но и устроить его на достойную работу с хорошим жалованьем.

Начался самый блестящий период жизни Бичурина - время его неутомимой научной и общественной деятельности.

Наивысший творческий подъем Н.Я. Бичурина приходится к 1827–1837 годам, когда он почти полностью выполнил свои планы научных исследований в области востоковедения. Научные труды Бичурина получили высокую оценку не только в России, но и за границей. Весьма знаменательным оказался для отца Иакинфа 1828 год, когда Российская академия наук избрала его членом-корреспондентом по разряду литературы и древностей Востока. Это назначение являлось высоким признанием научной ценности трудов Бичурина в области востоковедения и позволяло продолжать публикацию результатов исследований. С Академией наук Никита Яковлевич Бичурин сотрудничал до конца жизни.

В 1830 году Бичурин покинул Петербург и уехал в новую экспедицию в азиатскую часть России. Будучи там, он обратился к К.В. Нессельроде, чтобы тот разрешил ему «предстать» перед Синодом и сложить с себя монашеское звание, ибо оно мешает ему исполнять служебные обязанности. Нессельроде, уважая ученые заслуги отца Иакинфа, 29 мая 1831 года обратился с этим вопросом к обер-прокурору Синода князю Мещерскому. Однако противники Бичурина не захотели так просто сдаться и не сняли с него монашеского сана, хотя это было возможно. Поэтому Никите Яковлевичу пришлось до самой смерти оставаться отцом Иакинфом, а синодальное начальство, следовательно, не было лишено права следить за его деятельностью и при случае ехидно высказываться на сей счет.

Активная деятельность Н.Я. Бичурина в составе Забайкальской экспедиции П.Л. Шиллинга существенно обогатила востоковедческую науку новыми приобретениями: например, библиотеки пополнились уникальным собранием тибетских, монгольских и китайских книг.

Деятельность Никиты Яковлевича не ограничивалась историко-этнографическими и статистическими исследованиями. По приезде в Кяхту он начал добиваться там создания школы китайского языка для детей кяхтинских купцов. В России же у него была идея создания учебного заведения для переводчиков китайского языка, столь необходимых для укрепления русско-китайских торговых отношений.

11 января 1834 года таможенное начальство Кяхты, заинтересованное в успешном функционировании училища, направило в Азиатский департамент ходатайство о назначении Бичурина учителем китайского языка, хотя бы на некоторое время. Департамент дал согласие, и в феврале 1835 года Бичурин уехал в Кяхту.

Никита Яковлевич много внимания уделял учебно-методологическим вопросам преподавания китайского языка. Специально для Кяхтинского училища он написал учебник «Китайская грамматика». Большую помощь в педагогической деятельности отцу Иакинфу оказывал его помощник К.Г. Крымский, бывший студент десятой духовной миссии в Пекине.

Никита Яковлевич Бичурин является автором довольно большого количества книг о Китае и соседних странах. Наиболее фундаментальным его трудом по этой теме является «Статистическое описание Китайской империи». Книга состоит из двух частей: в первой излагаются политические, исторические и географические сведения о Китае, во второй - такие же сведения о Маньчжурии, Монголии, Туркестане. За этот труд о. Иакинф в 1843 году получил (уже в третий раз) Демидовскую премию.

В последние годы жизни о. Иакинф тяжело болел. Он раздал все свои ранее написанные труды по библиотекам, а собранные коллекции - по музеям. В его личной библиотеке остались лишь рукописи и книги, необходимые для непосредственной работы, ибо вплоть до самой смерти он продолжал писать.

Судьба Н.Я. Бичурина сложилась так, что умирал он без родных и друзей, в маленькой келье Александро-Невской лавры, в окружении монахов, которые совершенно о нем не заботились.

Никита Яковлевич Бичурин умер в возрасте 76 лет 11 мая 1853 года. Родным и близким о. Иакинфа не только не сообщили о его смерти и не дали им впоследствии даже взглянуть на его келью, но и его самого похоронили скромно, поставив на могиле обычный крест без надписи.

Из книги Против кого дружите? автора Стеблов Евгений

Никита «Кого трахать будете?»Одна из самых больших, а может быть, и самая большая дружба в моей жизни связывала меня с Никитой Михалковым. Мы и теперь дружны. Судьбы наши переплетены. Да, теперь мы скорее дружны памятью о том, что было меж нами. Дружны ностальгией. В повести

Из книги Низкие истины автора Кончаловский Андрей Сергеевич

НИКИТА Ребенок - маленькое животное, хищник, потребитель. Все время чего-то требует и ничего не дает - могу судить об этом по своим детям: им все время нужно что-то - еда, внимание, тепло, обновки, игрушки. Наверное, это и есть проявление инстинкта жизни - великая сила!То,

Из книги Марина Цветаева автора Швейцер Виктория

Сергей Яковлевич И, наконец, – чтоб было всем известно! - Что ты любим!любим!любим! – любим! - Расписывалась – радугой небесной. Занавес опустился. Всё, что произойдет с Эфроном дальше, будет совершаться в страшной темноте кулис НКВД/КГБ и лишь частично выйдет на свет

Из книги Фатьянов автора Дашкевич Татьяна

Никита 1. «Умоляю, роди сына…» Говорят, когда рождается сын, Бог дает матери третью руку.Отец Фатьянов мечтал о наследнике, как любой мужчина, и жену в роддом на этот раз он отправил загодя, помня опыт билльярдной.Он часто приходил справляться о ее самочувствии, ожидая

Из книги Эй, там, на летающей соске! автора Романушко Мария Сергеевна

НАШ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ Уже трудно это представить, но когда-то мы были не знакомы. С нашим дорогим Александром Яковлевичем.Мы познакомились семь лет назад.А произошло это так:В один прекрасный день я получила письмо от читателя. Это был действительно прекрасный день.

Из книги Трубачи трубят тревогу автора Дубинский Илья Владимирович

Отец Дорофей и «отец» Иаков В то трудное время велась повседневная борьба не только с теми, кто пролезал к нам из враждебного лагеря. И среди нас были такие, которых приходилось крепко осаживать. В Кальнике еще, в первый же день знакомства с частью, я пошел искать комиссара

Из книги Правда смертного часа. Посмертная судьба. автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

АРКАДИЙ И НИКИТА (Разговор с Л. Абрамовой)- Аркадий Владимирович Высоцкий… Я знаю, что в школе он увлекался астрономией, даже проводил экскурсии в Московском планетарии.- Да, Аркадий закончил математическую школу, он увлекался астрономией. Но чем старше он становился,

Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия Николаевна

Отец Димитрий и отец Василий Священники, служившие у нас в Гребневе, как будто своим долгом считали посещать наш дом. А менялись они часто. Отец Владимир вел список как настоятелей и «вторых» священников, так и дьяконов. За сорок лет было только два раза, когда священники

Из книги Демидовы: Столетие побед автора Юркин Игорь Николаевич

Священники отец Иван Зайцев, отец Аркадий Когда арестовали отца Димитрия Дудко, священников в Гребневе все равно продолжали менять довольно часто. Настоятелем шесть лет был отец Иван Зайцев, который усердно занимался реставрацией погоревшего зимнего храма. Его

Из книги Круг общения автора Агамов-Тупицын Виктор

Как жил Никита Жил по-прежнему в разъездах. Сведшую его в могилу болезнь он привез, по Афремову, тоже с дороги («Возвратясь больным с своих уральских заводах… скончался…»).Как было не ездить? Производство находилось в двух взаимоудаленных местах. Оно было прочно

Из книги Гумилев без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги С. Михалков. Самый главный великан автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Отец Степан Яковлевич Гумилев Орест Николаевич Высотский:Степан Яковлевич в 1850 году поступил в Рязанскую духовную семинарию и «по окончании полного курса среднего отделения вследствие его прошения для продолжения ученья в светском учебном заведении, при согласии

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

Никита Михалков Отец (киноповесть) От составителяПеред вами почти полное воспроизведение текста фильма «Отец». Убирать бытовое косноязычие прямой речи и диалогов – значит лишить этот текст живого дыхания, искренности и волнения. И мы не стали заниматься этим

Из книги Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти автора Бакин Виктор В.

Из книги 101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда автора Белов Николай Владимирович

Никита «От отца мне достались жизнь, гены, внешнее сходство…» Безусловно, пример отца сыграл роль в выборе профессии младшего сына – Никиты. Уже в десятом классе он сказал, что будет актером. Но с первого раза в театральный вуз не поступил. Год работал на военном заводе –

Из книги автора

Никита Кожемяка Так же как Илья Муромец и его товарищи по заставе, Никита Кожемяка является героем былин киевского цикла. Но относится он уже к другой категории защитников земли русской, не просто богатырей-пограничников, основным занятием которых была защита рубежей

с. 1
Слайды №1, №2

Тема урока

«Учёный, труженик…монах»
Слайды №3, №4

Цели урока:

О! Коль щедроту беспримерну

Твоя нам проливает длань,

Не можем оным мы сразмерну

Принесть благодаренье дань

Прими желанье хоть сердец.

Живи, наш Пастырь и Отец.

Чтоб мы Тобою жить могли,

Цвети, чтоб мы Тобой цвели.


Несмотря на некоторые художественные погрешности, ода «Сон» свидетельствует о том, что ее автор наделен природным талантом, владеет формой стихотворной речи, обладает богатым творческим воображением и умением непосредственно образно выражать чувства, переживания. Эту же тему поднимает Бичурин в стихотворении «Песнь», которое также воспевает деяния, мудрость, щедрость души архиепископа Амвросия. Мажорная тональность стиха перемещена с чувством тревоги печали по поводу ухода Учителя, который переводится в Петербург;

Удаляется Пастырь

Защита наша

И всяческое покровительство.


И третье стихотворение под названием «Ода» на чувашском языке по случаю именины архиепископа Амвросия выражает всеобщую радость подопечных, чувство любви и благодарности, пожелания добра, долголетия.

6 ученик о научной и общественной деятельности Н.Бичурина.

С поступлением на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел начался самый блестящий период в жизни Никиты Бичурина- время его неутомимой научной и общественной деятельности, которая, по словам известного востоковеда Н.И.Веселовского, изумляла не только русский, но даже иностранный ученый мир. Бичурин начинает издавать книгу за книгой. В 1828 году в его переводе с китайского выходят книги «Описание Тибета в нынешнем его состоянии», оригинальное сочинение «Записки о Монголии». Вклад его в науку был так велик, что Академия наук избрала его своим членом - корреспондентом, ему четырехкратно присуждалась академическая премия.

7 ученик о переводческой деятельности Н.Бичурина.

В годы пребывания Н.Бичурина в Казанской духовной академии закладывались основы организации литературно – переводческого дела на языках нерусских народов Поволжья, развернувшегося в широких масштабах уже во второй половине ХIХ века. Лингвистическая же подготовка, полученная Н.Бичуриным в Казани, станет ценным подспорьем в его будущих научных исследованиях.

Переводческая деятельность Н.Я.Бичурина имела строго продуманный и целенаправленный научный характер. Если многолетняя работа над «Четверокнижием» существенно обогатила его словарный запас китайскими научными трудами и понятиями, то переводы китайских исторических и статистико-географических сочинений являлись подготовкой к созданию своих оригинальных научных сочинений. Переводы «Дайцин и тунчжи» и «Тунцзян ганму» вместе с переводом «Истории династии Мина» составляющие в общей сложности 20 рукописных томов, по образному определению видного советского ученого востоковеда Л.М.Гумилева, служили для Н.Я. Бичурина своеобразным колодцем, из которого он черпал «Статистическое описание Китайской империи» (2 части,1842).сведения для своих работ. Над улучшением переводов китайских историко – географических сочинений работал в заключении в Валаамском монастыре.
8 ученик о дружбе с деятелями русской культуры

В творческой биографии Н.Я.Бичурина важное место занимает его общение с ведущими деятелями русской литературы и науки. После возвращения из Валаама в Петербург он оказался в самом центре умственной и художественной жизни эпохи и испытал глубокое воздействие замечательной дружины ученых и писателей. В судьбе ученого - монаха очень много значило дружеское общение с такими замечательными личностями , как А.С.Пушкин, В.А Жуковский, В.Ф.Одоевский, И, А.Крылов, М.П.Погодин, А.А.Краевский, Н.А, Полевой, П. А. Плетнев, Н.И.Надеждин. По образному выражению Д.И.Белкина, авторитетный ученый Н.Я.Бичурин выступил «посредником между китайской культурой и русской словесностью».

Самая яркая страница в творческой биографии Бичурина - знакомство и дружба с великим русским поэтом А.С.Пушкиным. Профессиональные и личные контакты ученого и поэта - двух выдающихся представителей русской культуры первой половины 19 столетия - привлекло внимание ряда советских исследователей- пушкинистов. Н.Я.Бичурин с искренней симпатией относился к А.С.Пушкину и, в знак почитания его гения, дарил ему свои книги. Поэт и ученый часто встречались, вместе бывали в литературных салонах столицы, где, как правило, становились центральными фигурами в острых спорах по волнующим проблемам общественной жизни эпохи.

Учитель показывает слайды №7- №13 и комментирует.

Н.Я.Бичурин был живописцем. По мнению П.В.Денисова, «некоторые дореволюционные авторы» указывали, что в годы учебы в семинарии Никита Бичурин брал уроки живописи и научился рисовать . Умение рисовать Н.Бичурин никогда не использовал в религиозно – культовых целях в угоду православной церкви, а целиком и полностью поставил на обогащение своих историко-этнографических исследований наглядно – иллюстративным материалом.

Учитель о литературно- творческой деятельности Иакинфа Бичурина

(дополнительный материал).

В числе лиц, принимавших живейшее участие в судьбе ученого – монаха Иакинфа во время как следствия и нахождении его в монастырском заключении, так и в последующие годы, выделяется примечательная личность барона Павла Львовича Шиллинга фон - Канштадта. Знакомство двух замечательных личностей - барона Шиллинга и отца Иакинфа – вскоре переросло в глубокую дружбу и тесное научное сотрудничество

Что для себя законом положил –

Быть с просвещеньем наравне и с веком:

Он Пушкину труды свои дарил.

Я вижу, как, кляня мишурность света,

Внимает слову мудрому поэт,

Как расширяются зрачки поэта,

Иной над Азией предвидя свет…

Друг декабристов, он был понят ими:

Его портрет Бестужев написал.

В Париже повторялось это имя,

И все же он… монахом пребывал.

Не раз просил он снять свой сан монаший

Его в расцвете сбереженных сил.

Но неизменен был отказ монарший, -

Пожизненно его он заточил.

Убит был Пушкин. Отгремела лира,

Оставив звон на самом дне души.

Он жизнелюб, отторгнутый от мира,

Творил, как Пимен, подвиг свой в тиши.

Давили стены лавры, как вериги.

На Волгу бы, в лесной родимый край!...

Остались только книги, книги, книги

И мудрый, неразгаданный Китай.

Тест по творчеству Н.Я.Бичурина


  1. Где родился Н.Я. Бичурин?

    1. В д. Бичурино

    2. В д. Акулево

    3. В с. Комсомольское

  2. Сколько детей было в семье Бичуриных? И как их звали?

    1. Трое: Никита, Иван и Степан

    2. Четверо: Никита, Мария, Яков и Илья.

    3. Пятеро: Никита, Татьяна, Матрена, Мартиниан и Илья.

  3. Кем работал отец Н.Я.Бичурина?

    1. Священником

    2. Дьяконом

    3. Монахом

  4. Почему Н.Я. Бичурин стал монахом?

    1. Они с двоюродным братом Александром Карсунским полюбили одну и ту же девушку - Татьяну Саблукову. Чтобы не ссориться и сохранить дружбу, они решили сделать ей предложение вместе: «Тот, который будет выбран, женится, а другой пойдет в монахи». Выбор пал на брата.

    2. К этому побудили жизненные обстоятельства

    3. Из-за своих религиозных убеждений.

  5. В каком году он совершил первую поездку в Китай?

    1. 1789

    2. 1807

    3. 1821

  6. Сколько человек вошел в состав миссии ?

  7. Почему девятая русская православная миссия в Пекине, возглавляемая Н.Я. Бичуриным, вошла в историю, как самая неудачная с религиозной точки зрения?

    1. Из-за привлечения в лоно церкви недостаточного количества населения

    2. Из-за нерадивости и бедственного экономического положения церковных служителей

    3. Из-за отсутствия в Китае православных церквей

  8. Какую книгу с дарственной надписью подарил Бичурин А.С.Пушкину?

    1. « Земледелие в Китае»

    2. «Описание Тибета в нынешнем его состоянии»

    3. «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена»
9. Кто из известных декабристов написал портрет Н.Я.Бичурина?

1) Н.Г.Чернышевский

2) К.Ф.Рылеев

3) Н.А.Бестужев

10. Сколько раз Бичурин был удостоен Демидовской премии Академии наук?


2) 3

3) 4
Слайд №16


Литература

  • Денисов П.В. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина: Монография.- Чебоксары, Чувашкнигиздат, 1997.

  • Пушкин В.Н. Чувашская литература, ч. I. – Чебоксары, Чувашкнигиздат, 1997.

  • Артемьев Ю.М. Учебник для 10-11 классов русскоязычных школ, Чувашкнигиздат, 2003.

  • Из материалов Международной научно-практической конференции. «Научное и духовно-миссионерская деятельность Н.Я Бичурина: история и современное значение» - Чебоксары 18-20 октября 2007 г.

  • http://www.tibet.ru/persons/bichurin.shtml

с. 1

Дата рождения: 29 августа 1777 года
Место рождения: Казанская губерния, Россия
Дата смерти: 11 мая 1853 года
Место смерти: Санкт-Петербург, Россия

Никита Яковлевич Бичурин – русский китаевед.

Никита Бичурин (Иакинф) был рожден 29 августа 1777 года в селе Акулево Казанской губернии. Его отец был дьяконом.
В 1779 году отец получает сан священника и с семьей переезжает в село Бичурино.

В 1785 году по приказу казанского архиепископа о зачислении детей духовенства в духовную семинарию. Никита поступил в Казанскую семинарию, а затем обучался в училище нотного пения в Свияжске.

В Казанской семинарии Никита обучался 14 лет, там же он получил свою фамилию – по названию села, где он жил. Он считался одним из лучших учеников, и даже был отмечен архиепископом и посещал Александро-Невскую академию.

В 1799 году закончил обучение, отказался от служения в качестве священника и был назначен учителем латинского и русского языков.

29 мая 1800 года он попросился в монахи, и уже через месяц был принят в пострижение под именем Иакинф. Его назначили соборным иеромонахом Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, и за хорошую успеваемость уже через года он стал управлять целым Казанским монастырем.

Еще через год его назначили настоятелем монастыря в Иркутске и параллельно сэтим ректором духовной семинарии.
В 1803 году разгорелся скандал – выяснилось, что Иакинф тайно сожительствует с дворовой девкой, выдавая ее за послушника. Девушку выгнали, а Иакинфа отстранили от обязанностей. В 1806 году его отправили в ссылку в Тобольск.

Находясь в ссылке, он увлекся Китаем, и его отправили в Пекин вместе с Русской духовной миссией. В 1807 году наказание с него было снято, и он выдвинулся в Иркутск. Там он получил деньги и инструкции. Уже в сентябре миссия двинулась в Китай.

С первых дней поездки и до конца Иакинф вел дневник. К сожалению.его оригинал был утерян, и только небольшая часть была опубликована.

В январе 1808 году миссия въехала в Китай.

В Китае Иакинф изучает китайский и выпускает все необходимые документы на нем. Все остальные члены миссии не были готовы к ней- вели себя не так, как полагается и постоянно позорили себя. Также все не было гладко с финансами –пришлось продавать имущество церкви и выживать.

За время нахождения в Китае Иакинф выучил китайский и маньчжурский.

В 1810 году начал создавать китайско-русский словарь, и через 10 лет был закончен. В 1816 году из-за множества работы опереводам попросил Синод оставить его в Китае еще на 10 лет, но получил отказ. В итоге он пробыл в Китае до 1821 года.

А в 1819 году издал первую публикацию о восстании одной из пекинских сект.

В 1822 году прибыл в Санкт-Петербург, и там был вновь предан суду за неподобающее поведение в Китае.

В 1825 году была опубликована статья Иакинфа в журнале Северный архив. Его ценность заметил министр иностранных дел Нессельроде и ходатайствовал перед Николаем I об возвращении Иакинфа из ссылки. Царь удовлетворил просьбу, и 1 ноября 1826 года ссылка Иакинфа закончилась.

Иакинф был восстановлен монахом Александро-Невской лавры, но зарплату получал от Министерства иностранных дел.

Монахом он был формально, а сам вел светский образ жизни – увлекался литературой, посещал различные кружки.
В период с 1827 по 1834 годы выпустил 10 монограмм, дал характеристику Китая.

29 апреля 1826 года вышла его первая книга «Описание Тибета», а в 1829 году она была переведена на французский. В 1828 выпустил двухтомную книгу «Записки о Монголии» с картой.

В декабре 1828 года Иакинф стал членом-корреспондентом Академии наук по разряду литературы и древностей Востока.
В мае 1829 года знакомится с Гумбольдтом, который рекомендует его французским синологам, и Иакинф в 1831 году получает членство в Парижском Азиатском обществе.

В 1830-1832 годы совершил еще 2 путешествия в Забайкалье, во время которых хотел выйти из монашества, но ему не позволили.

После возвращения в Петербург в 1833 году знакомится с британским путешественником Борроу и помогает тому перевести Библию на маньчжурский язык. В 1835 году его назначают учителем китайского языка в Сибири, где он пробыл 2 года. Затем год он поправлял здоровье, и лишь в 1838 году вернулся в Петербург.

Там он вновь выпускает свои заметки и книги.

В 1839 году получил Демидовскую премию за грамматику китайского языка.

Его последним крупным трудом стало Собрание сведений о народах, обитавших в Азии в древние времена, которую закончил писать в 1847 году.

Достижения Никиты Бичурина:

Первый русский ученый, систематизировавший народы Азии и Востока
Создал китайско-русский словарь и перевел множество китайских трудов (17 томов переводов было в самом масштабном его переводе)
Им написано множество книг и заметок о Китае

Даты из биографии Никиты Бичурина:

29 августа 1777 года – родился в Казанской губернии
1785-1799 годы – обучение в Казанской духовной семинарии
1800 год – постриг в монахи
1808-1821 годы – миссия в Китае
1823-1826 годы – ссылка в Соловецком монастыре
11 мая 1853 года - скончался

Интересные факты Никиты Бичурина:

Его накопленная за время нахождения в Китае библиотека весила 6.5 тонн
Был знаком с Пушкиным, Одоевским, Крыловым, а также декабристами
Любил театр и оперу
С прохладой относился к монашеской жизни
Его имя упоминается в 4 художественных книгах
В Чебоксарах ему установлено 2 памятника, а также имеются 2 музея

(в монашестве – Иакинф) (29 августа 1777, с. Бичурино Казанской губернии – 11 мая. 1853, г. Санкт-Петербург) - выдающийся русский ученый, востоковед, путешественник, писатель.

Н.Я. Бичурин (Иакинф): энциклопедическая справка

Родился в семье дьякона. В 1786 (или 1787) поступил в Казанскую духовную семинарию, в 1799 окончил Казанскую духовную академию. В 1800–1802 был учителем грамматики в той же академии. В 1802 принял монашество и в сане архимандрита был назначен настоятелем и первым ректором . В 1803 обличен в нарушении монастырского устава и отрешен от должности настоятеля. В духовной семинарии требовал дисциплины, что вызывало жалобы и доносы. По указу Св. Синода от 29 января 1806 лишен сана архимандрита, отрешен от должности ректора с запрещением священнослужения и отправлен преподавателем риторики в Тобольскую духовную семинарию, где работал более года. В мае 1807 назначен начальником пекинской духовной миссии и в июле 1807 выехал из в Пекин.

После возвращения на родину в 1821 был обвинен в расстройстве миссии, нерадивости к миссионерским обязанностям, вторично лишен сана архимандрита в 1823 и простым монахом сослан пожизненно в Валаамов монастырь. В 1826 возвращен в Петербург в Александро-Невскую лавру с обязательством обслуживать переводами Азиатский департамент МИДа. В 1828 за исследования по истории Монголии и Китая избран членом-корреспондентом АН. В 1830 в составе экспедиции был командирован в Забайкалье.

С марта по май 1830 находился в – перед отъездом в Кяхту для научных занятий, где пробыл 18 месяцев и начал преподавание китайского языка. В феврале 1835 вновь был откомандирован в Кяхту на должность преподавателя китайского языка в училище, которое было официально открыто. Специально для Кяхтинского училища написал «Китайскую грамматику» и учебное пособие по китайскому языку. Вернулся в Петербург в 1837.

Автор многочисленных научных трудов и переводов по истории Китая, Монголии, других азиатских народов. По эрудиции, объему изученных им вопросов и масштабу использованных для исследования и переводов китайских источников далеко опередил западноевропейских современников. Сочувственно относился к простому народу Китая. Бичурин общался с Пушкиным, Одоевским, Крыловым, поддерживал знакомство, начатое в 1830, с братьями Бестужевыми, Торсоном и другими декабристами. Награжден тремя Демидовскими премиями, член Азиатского общества в Париже.

Умер в Александро-Невской лавре. В Научной библиотеке Иркутского университета хранятся книги с его автографами.

Сочинения

    Байкал // Северные цветы на 1832 год. - СПб., 1832.

    Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.; Л., 1950–1953. Т. 1–3.

    Записки о Монголии. - СПб., 1828 Т. 1–2.

    Статистическое описание Китайской империи. - СПб., 1842. - Ч. 1–2.

    Земледелие в Китае. - СПб., 1844.

    Китай в гражданском и нравственном состоянии. - СПб., 1848. Ч. 1-4.

    Историческое обозрение ойоратов и калмыков с XV столетия до настоящего времени. - СПб, 1834.

Основные переводы

    Описание Тибета в нынешнем его состоянии. - СПб., 1828. - Ч. 1–2.

    Описание Чжангарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии. - СПб, 1833 Ч. 1–2.

Литература

  1. Тихонов Д. И . Русский китаевед первой половины XIX в. Иакинф Бичурин // Учен. зап. ЛГУ. Сер. востоковедческих наук. - 1954. - № 179. - Вып. 4.
  2. Бартольд В. История изучения Востока в Европе и России. 2-изд. - Л., 1925.
  3. Симоновская Л. В. Бичурин как историк Китая // Докл. и сообщения ист. ф-та МГУ. - 1948. - Вып. 7.
  4. Погодин М. П. Биография Иакинфа // Беседы в Об-ве любителей росс. словесности при Моск. ун-те. - 1871. - Вып. 3.
  5. Щукин Н. С. Иакинф Бичурин // Журн. Мин-ва народного просвещения, 1857. Сент.
  6. Моллер Н. С. Иакинф Бичурин в далеких воспоминаниях его внучки // Русская старина. - 1888. - Кн. 8-9.

Архимандрит Иакинф (в миру Никита Яковлевич Бичурин; 29 августа (9 сентября)1777 с. Акулево, Чебоксарский уезд, Казанская губерния — 11 (23) мая 1853, Санкт-Петербург) — архимандрит Православной российской церкви; дипломат, востоковед и путешественник, знаток китайского языка, один из основоположников российской синологии. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (17 декабря 1828 года).

Оставил значительное число сочинений о Китае и сопредельных странах. Ввёл в мировой научный оборот значительное число китайских исторических источников, в том числе «Описания Дайцинской империи».

Молодость

Родился 29 августа 1777 года в семье дьячка Якова Даниловича Бичурина (1749—1812) в селе Акулево (чуваш. Шемпер). По национальности - вероятно на половину или на четверть - чуваш, мать - русская, его дед Данил Семенов предполагается, что был из чувашей. Начальное образование получил в училище нотного пения в Свияжске. С 1785—1799 обучался в Казанской семинарии, где получил фамилию Бичурин, и закончил её с отличием. Окончив Казанскую духовную академию в 1799 году, был оставлен преподавателем в академии. Преподавал грамматику, риторику. Находясь на преподавательской работе, принял монашеский сан и год исполнял должность настоятеля Казанского Иоанновского монастыря. Был толмачом, осуществлял переводы с русского на чувашский.
В 1802 году был назначен архимандритом Вознесенского монастыря в Иркутске и ректором духовной семинарии, но у него возникли конфликты с семинаристами, также его обвиняли в нарушении устава.

Служба в Китае

В 1807 году определён начальником духовной миссии в Пекине, где и оставался до 1822 года. В совершенстве овладел китайским языком и составил словарь, который лично переписал четыре раза.
В Пекине Бичурин начал переводить на русский язык китайские источники: «Сышу» (Четверокнижие) — свод учений Конфуция и конфуцианцев, географическое сочинение в трех томах, сводную историю Китая в 17 томах, китайскую хронологию, «Описание Тибета», «Описание Чжунгарии», «Описание Пекина», сочинения по религии, философии, юриспруденции, медицине, экономике, сельскому хозяйству, торговле и другие. Бичурин составил многотомный китайско-русский словарь, перевел на русский язык маньчжуро-китайский словарь в 4-х томах.
Во время борьбы с Наполеоном, русскому правительству было не до Китая, в результате чего миссия испытывала недостаток средств и была полностью опустошена. За это начальник миссии был лишён сана архимандрита и сослан в Валаамский монастырь. В мае 1821 года выехал из Пекина.

Возвращение в Россию

В 1826 году ему удалось переселиться в Санкт-Петербург, где он получил при министерстве иностранных дел должность переводчика с китайского языка, этому способствовал китаевед Е. Ф. Тимковский и, возможно, Шиллинг фон Канштадт, работавший в Министерстве иностранных дел. В 1828 году Бичурин был избран членом-корреспондентом Российской академии наук по разряду литературы и древностей Востока. В 1828 году работал в Петербургской публичной библиотеке; избран почетным библиотекарем. К концу 1829 года подготовил первую библиографическую работу — «Реестр китайских и маньчжурских книг, находящихся в императорской Публичной библиотеке». В 1830 совершил экспедицию в Забайкалье, откуда привёз тибетские и монгольские книги, принадлежности буддийскую храмовую утварь и другое.
В Кяхте открыл первую в России школу китайского языка. Преподавал в школе, создал первый учебник китайского языка («Китайская грамматика»).
С 1831 года член Азиатского общества в Париже. Неоднократный лауреат Демидовской премии.

В Санкт-Петербурге отец Иакинф получает светское признание, среди его знакомых — А. С. Пушкин, А. А. Краевский, В. Ф. Одоевский, К. М. Шегрен, И.А. Крылов, И. И. Панаев, А. В. Никитенко и много других литераторов публиковавшихся в журнале«Московский телеграф».

В Забайкалье встречался с декабристами: братьями Бестужевыми, И. И. Пущиным и другими.

В 1848 г. приступил к созданию своего последнего труда «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена». Труд в трёх томах с приложением карт был опубликован в 1851 г. К тому времени сильно пошатнулось здоровье синолога, хотя он и выжил в холерной эпидемии. Скончался в Александро-Невской лавре в 1853 г.

Дань памяти в литературе

В художественной литературе жизнь Иакинфа нашла отражение в романе-дилогии В. Кривцова «Отец Иакинф». Автор, будучи востоковедом, обработал массу источников и проследовал по машруту следования миссии, в которой Иакинф отправился в Китай.