Болезни Военный билет Призыв

Нейролингвистическое программирование статья. Сферы применения НЛП. Правила и принципы НЛП

Григорий работает продавцом в отделе электротоваров. К нему в отдел пришла пожилая женщина. И начала внимательно разглядывать витрину с электрическими чайниками.

Он внимательно наблюдал за действиями покупательницы. Она обошла всю витрину, осмотрела несколько чайников. В тот момент, когда она задержалась около одного образца, он не спеша подошел к ней. И спросил: «Нравится ли ей эта модель?»

Женщина вскинула на него глаза. Держа в руках чайник, ответила: «Чайник не нравится, корпус у него из слишком тонкой пластмассы». Григорий участливо взглянул на нее и сказал: «Как я понимаю, Вы хотите приобрести чайник, корпус которого прослужит долго?»

«Да!» — утвердительно ответила она.

Григорий слегка взял покупательницу под локоток и, направляя движение, подвел к другим моделям. Сказал: «Обратите внимание на эти чайники с металлическим корпусом. Точно такой же чайник у меня дома, уже четыре года. Работает отлично».

Он заметил некую настороженность во взгляде и ее локоть, лежащий в его руке, напрягся. Григорий понял, что эта модель дороговата для клиентки.

Он спокойно убрал руку, отошел немного вперед и громко, чтобы его голос был хорошо слышан, проговорил: «Могу предложить Вам вот эту модель ».

Покупательница, услышав голос продавца, подошла к новому образцу. И Григорий, не теряя времени, произнес: «Правда корпус у него пластиковый, но цена ниже, и главное, производитель дает гарантию не 1 год, а 3 года. В течение трех лет товар подлежит замене бесплатно».

Подождав еще несколько минут спросил: «Какой чайник будите покупать — с металлическим корпусом или тот, который смотрели последним».

Результат: женщина купила чайник с трех летней гарантией в пластиковом корпусе и была очень довольна!

Для изменения мнения покупателя в свою пользу, продавец применил технику НЛП.

Что такое НЛП? Нейролингвистическое программирование (НЛП) – это модель коммуникативного взаимодействия людей на основе моделирования их переживаний.

Частица «нейро» связана с обработкой информации, которая поступает в мозг от органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).

Термин «Лингвистическое» определяет связь с языковыми системами (вербальными и невербальными), их использованием для осознания представлений о мире и общения.

«Программирование» — обработка информации. Психологическое программное обеспечение в результате перезагрузки (удаление, установка, обновление) меняет мышление и действия.

НЛП – молодая наука. Появилась во второй половине ХХ века благодаря ученым психологам Ричарду Бендлеру и Джону Глиндеру. Наблюдая за способами мышления, восприятия, мотивации действий, они определили общие черты в процессах мышления и восприятия. Разработали модель, основанную на взаимосвязи восприятия информации и поведения. Они доказали, что степень восприятия информации способна изменить поведение человека.

Типовая модель легла в основу создания эффективных, позитивных форм по контролю мыслей, их изменению и корректировке. Вновь образованные мысли-формы создают новые убеждения и заставляют совершать необходимые действия по продвижению к поставленным целям.


Суть методики убеждения

При выборе действия человеку помогаю взгляды и убеждения. Например: важным убеждением является повышение собственной квалификации. Поэтому человек читает специальные статьи и монографии, ходит в библиотеку, посещает семинары. Убеждение о необходимости общения с детьми, заставляет родителей уделять им больше времени.

Смена убеждений меняет и поведенческие основы личности. Милый и безобидный в детстве, человек меняя убеждения в сторону радикализма, может убить другого человека. Свято веря в то, что его действия приносят пользу.

Таким образом, для того чтобы изменить поведение человека, необходимо изменить его убеждения.

Изменение убеждений — тонкий процесс. Нельзя просто взять и убедить кого-либо отказаться от одного действия в пользу совершения другого. Заставить с позиции силы можно. С позиции разума – нет.

При смене убеждений мозг проводит коррекцию реакции на привычную ситуацию, и поведение меняется. Изменению убеждений способствуют следующие факторы:

  • взаимодействия людей друг с другом;
  • процесса общения;
  • время (возрастные периоды);
  • приобретенный жизненный опыт;
  • миропонимание.

Например, в детстве все верят, что Дед Мороз существует. В юности, что эта любовь всей жизни. Сегодня эти убеждения кажутся смешными. Этот процесс неизбежен. В процессе жизни убеждения подвергаются ревизии. Люди имеют убеждения во всех сферах жизни, какие-то они хотели бы изменить. Изменение убеждений с помощью НЛП один из способов самостоятельного познания себя и изменения к лучшему.

Области применения НЛП

Методика НЛП используется в разных направлениях профессиональной деятельности:

  • образовательной;
  • рекламной;
  • психотерапевтической;
  • психологической;
  • в сфере продаж;
  • в деятельности спецслужб.

Знать техники НЛП должны: психиатры, психологи, менеджеры, педагоги, специалисты PR-отделов, маркетологи и сотрудники специальных служб.

Техники НЛП широко применяются в психотерапии при решении следующих проблем:

  • различные фобии;
  • перенесенные психотравмы;
  • конфликтные ситуации;
  • психосоматический синдром.

Преимущества и недостатки методики

Десять способов нейролингвистического программирования – фокусы языка

Убеждения — это правила человеческой жизни. Они определяют поведение человека, его жизненную позицию, запреты и дозволения. Вместе с полезными необходимыми правилами существуют бессмысленные, мешающие развитию продвижению личности. Избавиться или изменить их поможет речевой метод – фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП происходит достаточно стремительно и продуктивно. Сфера применения фокусов языка широка:

  • переговоры;
  • терапия;
  • «устранение» ненужного клиента;
  • «разлом» ограничивающего убеждения;
  • закрепление расширяющегося убеждения.

Рассмотрим 10 способов изменения убеждений.

  1. Намерение. Метод переключения внимания. В фокусе внимания оказывается не убеждение, а задача или намерение.
  1. Переопределение. Включение слова, содержащего другой подтекст в убеждение.
  1. Последствия. Внимание сосредотачивается на последствиях убеждений.
  1. Аналогия. Ищется аналогия, придающая иной смысл.
  1. Изменение размера Фрейма. Изменяем смысл убеждений или доводим их до абсурда.
  1. Другой результат. В фокусе внимания находится другие результаты или критерии.
  1. Модель мира. Переоценка убеждений через соотношение с другой моделью мира.
  1. Стратегия реальности. Основой переоценки убеждений становятся события, приведших к их появлению или внутренние представления.
  1. Противоположный пример. Сомнению в убеждениях подвергается обобщение.
  1. Применение к себе. Человек сообщает правила (убеждения), адресованные другим людям, нужно применить их к автору.

Внедрение новых убеждений будет эффективным, если есть полная уверенность, что они принесут человеку пользу.


Нужно ли НЛП в обыденной жизни

Для кого-то НЛП инструмент, с помощью которого можно: перестать ругаться с подружкой, продвинуться по карьерной лестнице, улучшить отношение с близкими людьми. В данном случае речь идет о развитии способностей.

Изменение жизненных принципов, составляет фундамент методики НЛП. Работа с убеждениями, ценностями человека в рамках техники предполагает формирование высоко интегрированной личности. Человек становится эффективным. Формы воплощения, формы поведения, принципы и убеждения у него носят созидательный характер, расширяющие и развивающие опыт.

НЛП способствует лучшему пониманию других людей, комфортному донесению информации до оппонентов. Научает слышать, видеть и чувствовать собеседника, говорить с ним на его языке. Помогает защититься от агрессоров и манипуляторов, заставляющих делать, то чего не хотим.

Меняя убеждения, НЛП способствует ускорению развития человека и формирует способность сортировки восприятия, что позволяет научиться точности принятия решений.

Таким образом, применяя техники НЛП, возможно:

  • нормализовать отношения в коллективе;
  • развить уверенность в себе;
  • повысить самооценку;
  • активировать мотивацию;
  • сконцентрировать ресурсы организма;
  • научиться понимать поведение людей;
  • изменять мысли и поведение других.

Заниматься или нет нейролингвистическим программированием? Ответ на этот вопрос лежит внутри самого человека, он завязан с его ценностями и убеждениями.

Если человека не устраивает его сегодняшнего образ. Если он готов к изменениям, то НЛП — один из проверенных работающих инструментов.

Содержание статьи

НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (НЛП), направление в теоретической и прежде всего практической психологии, отличающееся от аналогичных психотерапевтических методов – психоанализа , групповой психотерапии , гештальттерапии – ориентацией на эффективность проведения терапевтического вмешательства. Согласно одной из версий, НЛП возникло как теоретическое обобщение характерных особенностей практики известных психотерапевтов, которая представляется неискушенному зрителю как магия. Отсюда название одной из книг Р.Бэндлера и Дж.Гриндера – Структура магии . С точки зрения психологии как науки, теоретическое новшество НЛП заключается в смене фокуса внимания исследователя и, как следствие, психотерапевта: вместо девиаций психического состояния НЛП рекомендует основное внимание обращать на норму, и не просто на норму, которой, строго говоря, не существует, а на образцы успешного поведения человека в кризисных ситуациях. По мысли основателей НЛП, только изучив, как человек умудряется не сходить с ума, можно разработать методики улучшения состояния людей с теми или иными психическими отклонениями. Еще одной важной особенностью НЛП является связь положений НЛП с языком и знаниями об особенностях функционирования языковой системы. К числу отцов-основателей НЛП принято относить прежде всего Ричарда Бэндлера, Джона Гриндера, Лесли Кэмерон-Бэндлер, Дэвида Гордона и Майкла Спаркса.

НЛП как психотерапевтический метод.

НЛП исходит из того, что функционирование мышления человека в определенной степени напоминает работу компьютера, однако не в смысле тривиальной компьютерной метафоры, на которой выросла современная когнитивная психология (ср. проведение аналогии между памятью ЭВМ и памятью человека, процессором ЭВМ и когнитивной системой), а в том смысле, что мышление человека программируемо. Весь вопрос в том, чтобы правильно сформулировать программу и сделать ее доступной сознанию и подсознанию человека. Отсюда понятие моделирования: терапевт (и шире – коммуникатор) пытается выявить наилучший способ, с помощью которого человек выполняет определенную задачу, и пытается сделать его доступным – для этого человека или другого лица. Способ верификации результирующей модели заключается не в рассуждениях о том, правильна ли она, соответствует ли она действительности, а в том, что модель успешно выполняет свои функции. Согласно НЛП, в психике вообще трудно говорить о правильности или о соответствии реальности какого-либо опыта. В лучшем случае можно говорить лишь о том, что некоторый опыт относится к разделяемой реальности, т.е. к совокупности более или менее общезначимых представлений об окружающем мире.

Процесс моделирования проходит несколько этапов. На первом этапе происходит сбор информации о текущем состоянии клиента и желаемом состоянии – фактически о самой сущности воздействия. На последующих этапах суть желаемого состояния последовательно уточняется. На втором этапе устанавливается раппóрт – такое состояние между коммуникатором и клиентом, при котором между ними существует максимальное взаимное доверие. Достижение раппорта – важнейшая задача НЛП. Раппорт достигается на сознательном или бессознательном уровне, когда коммуникатор присоединяется к репрезентативным системам клиента, отражая их в своем вербальном и невербальном поведении. Под репрезентативной системой (РС) в НЛП понимается способ представления и осмысления своего опыта взаимодействия с окружающим миром. Это может быть визуальная РС (опыт представляется как последовательность визуальных образов), аудиальная РС (опыт осмысляется как последовательность звуков разного типа), кинестетическая РС (опыт представляется как тактильные ощущения) и обонятельно-вкусовая РС (опыт воспринимается человеком как последовательность запахов и вкусовых ощущений). Отражая реакции клиента в каждой из этих систем, подстраиваясь под них, коммуникатор может достигнуть с ним раппорта. Отражение может быть вербальным (коммуникатор повторяет те или иные черты вербального поведения клиента) и невербальным. В последнем случае коммуникатор подстраивается под важные элементы невербального поведения, указывающие на ведущую (наиболее важную для субъекта) РС – под темп дыхания, жесты, движение глаз и т.п. Достижение раппорта может быть довольно длительной процедурой, но в некоторых случаях достигается очень быстро – все зависит от мастерства коммуникатора и сложности данного случая.

После достижения раппорта коммуникатор должен установить, что в действительности желает клиент. Иными словами, каким должен быть хорошо сформулированный результат моделирования, который не должен противоречить тем или иным сторонам личности клиента и не может вредить его ближайшему окружению (отсюда понятие экологичности моделирования).

Исследуя репрезентативные системы человека для последующего достижения раппорта, коммуникатор, кроме невербальных аспектов поведения клиента (в частности движения глаз, жестов, дыхания), должен особое внимание обращать на языковое поведение. Для этого в НЛП разработана так называемая мета-модель языка. В основе мета-модели лежит предположение, что язык – как и многие формы социального опыта – выступает как фильтр, который искажает опыт или по крайней мере структурирует его. Мета-модель обращает внимание коммуникатора на те свойства языковой системы, которые чаще всего искажают восприятие. Как будет показано ниже, в содержательном плане мета-модель представляет собой некоторый конспект результатов из грамматической теории, теории речевого воздействия и прагмалингвистики, подстроенных под цели психотерапевтической практики; определенное влияние на формирование НЛП оказали и идеи «общей семантики». Эксплицитное выяснение, выявление вносимых языком искажений составляет значительную часть психотерапевтической процедуры. Иными словами, мета-модель языка – это вовсе не модель языка и не модель отдельных его подсистем, а модель поведения коммуникатора по отношению к естественному языку, используемому в процессе общения с клиентом.

После того, как «хорошо сформулированный результат» установлен, осуществляется выбор методов терапевтического вмешательства и перевод клиента в желаемое состояние с помощью комплекса выбранных техник. Одна из таких техник – якорение. Якорь – это любой стимул, который позволяет человеку перенести свой прежний опыт в настоящее и пережить то же психологическое состояние (как положительно, так и отрицательно окрашенное). Например, какая-то мелодия может вызвать у человека ассоциации, связанные с прошлым опытом, или случайно найденная вещь напомнит о каком-нибудь событии детства и пр. В художественной литературе процедура якорения, как правило, привлекает внимание писателей с установкой на «психологизм». (Ср. характерный пример из Набокова: «Она высморкалась, пошарила в темноте, опять нажала кнопку. Свет ее немного успокоил. Она еще раз посмотрела на рисунок, подумала, решила, что, как он ни дорог ей, хранить его опасно, и, разорвав бумажку на клочки, бросила их сквозь решетку в лифтовый колодец, и это почему-то напомнило ей раннее детство . – В.Набоков. Камера Обскура. )

Почти произвольность якоря и одновременно его эффективность при вызове психического состояния широко используется в НЛП как инструмент воздействия на субъекта. Стимул-якорь может устанавливаться во время терапевтической процедуры вербально (например, произнесением некоторых слов, словесных последовательностей, изменением тона голоса), невербально (пожатием руки, плеча, колена; изменением положения тела коммуникатора и пр.), а также сочетанием вербальных и невербальных элементов. Понятно, что установка якоря возможна только при поддержании устойчивого раппорта, в противном случае связь между якорем и переживанием не возникнет.

Якорение должно основываться на выявлении ресурсов данного индивидуума для решения проблемной ситуации. Осознание ресурса, понимание того, что проблема может быть решена, достигается через расширение модели мира человека. Роль коммуникатора на данном этапе сводится к тому, чтобы выявить в опыте клиента то, что можно рассматривать как ресурс. В НЛП для поиска ресурса используются как техники, предполагающие сознательное участие клиента, так и его погружение в транс и работу с подсознанием. Последнее во многих случаях оказывается существенно более эффективным. Далее, положительный и отрицательный опыт человека якорится. Последовательное – в разных комбинациях – использование якорей и, тем самым, психических состояний позволяет коммуникатору элиминировать нежелательные связи, формировать новые и в результате программировать человека на желаемое им самим поведение, определяемое в НЛП как «хорошо сформулированный результат». Якорение, сами якоря, последовательность их применения фактически аналогичны алгоритмам компьютерной программы, за тем исключением, что, в отличие от компьютерных языков программирования, в НЛП при терапевтической процедуре операторы (якоря) определяются для каждого клиента индивидуально.

Среди методов НЛП имеются техники, которые дают возможность коммуникатору работать не над одной проблемой клиента, а над комплексом сходных проблем, а также над такими сложными ситуациями, когда некоторый тип поведения сам по себе не является психологической проблемой, но становится ею в определенном контексте. Например, боязнь – весьма полезное и нужное чувство, но она превращается в болезненное состояние, в манию, если боязнь ничем не обоснована или распространяется на всех окружающих. Одной из таких техник является рефрейминг. Суть рефрейминга заключается в том, чтобы видоизменить поведение клиента, вызванное некоторым стимулом или комплексом сходных стимулов, ограничив это поведение только теми ситуациями, когда это поведение действительно необходимо.

Вообще следует отметить, что основные книги по НЛП (прежде всего те, которые написаны основателями этого направления) сами представляют собой блестящий пример применения методик воздействия НЛП на читателя. Здесь можно обнаружить и методику якорения, например с помощью интересных (как правило смешных) примеров из практики, а также рассуждения, приводящие к «расширению позитивного опыта» читателя, и рефрейминг в виде соответствующих инструкций – как явных, так и скрытых.

Лингвистический аспект НЛП.

Интерпретацией и использованием знаний о языке в НЛП занимаются непрофессиональные лингвисты (со всеми вытекающими отсюда последствиями). Поэтому описание лингвистической составляющей НЛП в рамках собственно лингвистической парадигмы требует определенной коррекции тех лингвистических категорий, апелляция к которым используется в оригинальных работах представителей этого направления.

Основной лингвистический постулат НЛП можно сформулировать как гипотезу о неадекватности языка как средства отражения действительности и опыта человека. Слова – лишь искусственные ярлыки для опыта, а сам язык представляет собой фильтр, который позволяет когнитивной системе отсекать все лишнее из опыта для того, чтобы система не перегружалась и адекватно функционировала. Однако эта полезная функция приводит к тому, что сознание человека игнорирует важные части его опыта, что приводит к формированию существенно обедненного списка альтернатив при решении проблемных ситуаций. Мета-модель языка позволяет выявить наиболее типичные случаи искажения и исправить их, обогатив позитивный опыт человека.

Второй постулат как бы направлен в противоположную сторону от реальности – он определяет характер связи между языком и психикой. Это постулат об иконичности или изоморфности языка, с одной стороны, и психических и/или мыслительных процессов – с другой. Согласно этому постулату, языковые формы регулярно отражают особенности мышления и психического состояния человека. Обращая внимание на особенности речи клиента, коммуникатор в состоянии выявить его ведущую репрезентативную систему, а также установить области опущения важного опыта. Иными словами, язык и речь рассматриваются как важнейшие источники информации о психическом состоянии человека. Верно и обратное: хотя чрезмерное использование какого-то одного языкового средства вряд ли приведет к болезни, тем не менее комплекс соответствующих языковых выражений позволяет вызывать требуемое психическое состояние. Именно поэтому с помощью языка вообще возможно терапевтическое воздействие.

Важным следствием постулата об иконичности является принцип психологического разграничения поверхностной и глубинной структур высказывания. Интерпретируя это противопоставление в духе трансформационализма (иногда – в смысле порождающей грамматики, а иногда – в смысле порождающей семантики), пропоненты НЛП приписывают поверхностной структуре функцию отражения сознания, а глубинной – подсознания. Глубинная структура содержит актанты тех переменных, которые следует эксплицитно заполнить, чтобы выявить действительную, реальную проблему клиента и создать представление о «хорошо сформулированном результате» моделирования.

Языковые феномены в теории и практике НЛП.

Рассмотрим кратко конкретные языковые структуры, которые используются на разных этапах нейро-лингвистического программирования, в разных техниках НЛП. Фактически эти языковые феномены и формируют мета-модель языка, которая лежит в основе НЛП.

Метафоры.

Метафора – один из излюбленных инструментов НЛП. Известная книга Д.Гордона не случайно называется Терапевтические метафоры . Впрочем, и интерпретируется эта категория в НЛП по-разному. В наиболее близком к лингвистическому пониманию метафора используется в мета-модели языка. Как выше уже было сказано, это не модель языка как таковая, а модель поведения психотерапевта, коммуникатора, когда он собирает информацию о клиенте или устанавливает с ним раппорт. На этом этапе коммуникатор должен определить, какая репрезентативная система, т.е. способ осмысления опыта, наиболее сильно развит у клиента и, следовательно, чаще всего им используется. Если обратиться к инструментарию когнитивной лингвистики, можно сказать, что репрезентативная система – это структуры знаний, фреймы, в терминах которых человек осмысляет свой опыт и структурирует его, придает ему смысл. На поверхностном уровне, на уровне речевого поведения эти фреймы могут быть представлены метафорами, точнее – метафорическими моделями.

Как уже отмечалось, в НЛП выделяется четыре типа репрезентативных систем: 1) визуальная РС, которая позволяет структурировать и осмыслять опыт как последовательность визуальных изображений, «картинок», возникающих в сознании человека; 2) аудиальная РС, в рамках которой опыт структурируется как последовательности звуков различного типа, музыки, шумов и т.п.; 3) кинестетическая РС, которая позволяет осмыслять опыт как смену ощущений тела, и, наконец, обонятельно-вкусовая РС, воссоздающая опыт как последовательность запахов и вкусовых ощущений. Одна из РС является для человека первичной, самой главной. Ее-то и должен выявить коммуникатор на этапе сбора информации о клиенте. В этом случае анализируется как вербальное, так и невербальное поведение клиента. Невербальная составляющая – это исследование ключей доступа, которыми оказываются движения глаз. Для каждого типа РС они совершенно специфичны. При исследовании вербального поведения для выявления РС огромное значение имеет анализ метафор, используемых клиентом. В НЛП эти выражения часто называются «процессуальными словами». Фактически речь идет о метафорических моделях, заложенных в переносных значениях слов и в оригинальной метафорике клиента. Например, визуальная РС устанавливается по таким выражениям, как Я вижу , что он меня не понимает ; Я смутно понимаю, что здесь что-то не то ; Мне кажется , что все против меня ; Эта картина так и стоит передо мной .

Аудиальная РС проявляется в метафорических моделях, источником которых является область звука, а также в развернутых сравнениях с таким же источником. Например, Эта простая, но ясная мысль просто оглушила меня ; Воспоминания того лета остались как хоровод нестройных звуков над поверхностью реки на рассвете [К.Паустовский]. Кинестетическая РС устанавливается по значениям слов, в основе которых лежат метафоры с источником – областью ощущений: Я чувствую , что вы правы/неправы ; Я нащупал в своих воспоминаниях что-то нужное, но не могу это ухватить ; Мама была всегда суха со мной и не замечала, что я для нее делала . Обонятельно-вкусовая РС обнаруживается в высказываниях типа Мое детство всегда вызывает у меня горькие воспоминания ; Я попробую сосредоточиться, но не уверен, что это мне сейчас удастся ; Что-то вы сегодня кислый ; С лица отца не сходила кислая мина . Выявление первичной РС позволяет как установить раппорт с клиентом, подстраиваясь в вербальных реакциях под его первичную РС, так и расширить пространство выбора клиента, переведя осмысление опыта в другие типы РС.

Поверхностная vs. глубинная структура.

Одна из основных идей трансформационной модели языка заключается в том, что одна и та же глубинная структура может на поверхности реализоваться различными поверхностными структурами, при этом глубинное представление – базовая структура в ранних версиях ТПГ – оказывается более бедной, более простой, чем поверхностная. Такое варьирование сторонников НЛП не очень интересует. Фактически для них важна не трансформационная грамматика в духе Н.Хомского, а порождающая семантика, работающая не столько с синтаксисом, сколько с семантикой высказывания. С точки зрения НЛП, на глубинном уровне всегда строится полное, достаточно богатое представление проблемной ситуации, но на поверхностном уровне оно в результате ряда альтернативных выборов, в результате проведения различных трансформаций обедняется. Например, предложение Джон купил автомобиль в глубинной структуре содержит информацию о том, у кого был куплен автомобиль, за какую сумму и когда. Иными словами, на глубинном уровне всегда присутствует модель управления глагола с обязательными и факультативными валентностями, которые более подробно описывают соответствующую ситуацию. Обеднение, редукция поверхностной формы происходит, как правило, неосознанно. В процессе терапевтического воздействия коммуникатор должен восстановить на поверхностном уровне все важные глубинные элементы – пропущенные валентности и прежде всего заполняющие их актанты.

С этой точки зрения, для НЛП значительный интерес представляют некоторые трансформации, которые регулярно «свертывают» более богатое содержание (см. обсуждавшееся выше понятие «аннулирующего» преобразования при вербализации смысла). К ним относится, например, трансформация опущения в диалогах типа Клиент : Ну, я, в общем, не уверен. Терапевт : Не уверен в чем ? Клиент : Что мне стоит говорить об этом . Терапевт : О чем об «этом »? В первой реплике клиента элиминирована вся составляющая, реализующая обязательную валентность глагола, а во второй – синтаксически составляющая есть, но она заменена на анафорическое местоимение, однако анафора не раскрыта. Эти случаи описываются в НЛП как высказывания с отсутствующими референтными индексами. Предполагается, что в глубинной структуре референтные индексы всегда есть и терапевт должен в процессе опроса клиента эксплицировать эти индексы, восстановив опущенные антецеденты и опущенные составляющие. Следует иметь в виду, что референтная структура понимается в НЛП весьма расширительно и включает коммуникативный и когнитивный контексты произнесения высказывания, чувства человека относительно обсуждаемых проблем и представления о том, как другие участники коммуникации воспринимают происходящее.

Номинализация.

Аналогичное явление свертывания содержания наблюдается при номинализации. Как известно, конструкции типа Отказ от соглашения привел к неуспеху переговоров скрывают в глубинной структуре пропозициональные формы типа "некто отказался от соглашения". Номинализации – в терминологии НЛП – обедняют опыт клиента, поскольку не только переводят в имплицитную форму некоторые важные аспекты ситуации, но и представляют некоторые контролируемые процессы в форме неконтролируемых уже совершившихся событий. Так, когда клиент говорит Мои способности не находят никакого признания , то он находится в плену «магии слова», поскольку понимает слово признание как совершившееся событие. В этом случае следует обратить внимание клиента на процессуальный характер ситуации, на ее контролируемость, а также на существование валентностей у глагола признавать или выражения находить признание с помощью вопросов типа У кого вы не находите признание ? или Можете ли вы себе представить ситуацию, что вы нашли признание [у коллег или кого-л. еще ]?

Модальные операторы.

Типичное языковое проявление обеднения своего опыта и, как следствие, сужение пространства выбора – использование конструкций с модальными словами типа Необходимо P , Следует P , Я должен P , Мне нужно делать P . Мета-модель языка в НЛП приписывает этим конструкциям глубинную структуру "Модальный оператор P , иначе Q ". Психотерапевт должен заставить клиента выйти за переделы его ограниченного опыта, сосредоточив внимание на альтернативе Q : Что случится, если вы не будете делать P ?; Что бы произошло, если бы вы отказались от P ? Например, на реплику клиента Нельзя любить двух женщин одновременно психотерапевт может ответить Что вам мешает делать это ? или Что случится, если вы будете любить двух женщин одновременно ?; Почему невозможно одновременно любить двух женщин ? Осмысление альтернативы Q расширит осознанный опыт клиента и будет способствовать решению возникшей проблемы.

Выражения с квантором всеобщности.

Искажение опыта, его неправильная интерпретация может быть связана не только с опущением, элиминацией, но и с необоснованным «достраиванием», «обогащением» представлений о реальности. Типичный источник искажения такого типа – неправомерная генерализация, обобщение. В естественном языке выражения типа Всегда P интерпретируются либо в «ослабленном» кванторном смысле "Обычно P /Чаще всего P /Как правило P ", либо в «сильном» логическом смысле (нечто вроде "для любого момента времени из выбранного временного интервала имеет место P"). Понятно, что высказывания с квантором всеобщности в слабом смысле всегда можно поставить под сомнение с точки зрения собственно логического значения. Это очень важно для психотерапевтической процедуры, поскольку генерализованные высказывания клиента, как правило, относятся к его негативному опыту и представляют собой интерпретацию его эмоций, впечатлений о действительности, а не фактическое знание. Так, высказывание Я никогда не был в Париже вполне верифицируемо, поскольку отражает реальный опыт субъекта («знание по знакомству» – в терминах Рассела). Однако высказывания клиента типа Меня никто не понимает представляет собой результат «наивного, естественного вывода» и отражает катастрофическое восприятие действительности. Для снижения значимости отрицательного опыта клиента и фокусировки внимания на позитивном опыте психотерапевт ставит под сомнение высказывание клиента с точки зрения логического понимания: Вы действительно уверены, что вас никто не понимает ?; Неужели не было случая, когда вас хоть кто-нибудь понял ?

Каузальные связи.

Осознание действительности с необходимостью влечет установление между событиями причинно-следственных отношений. Поскольку сама суть НЛП заключается в переосмыслении опыта, установлении новых связей между явлениями и чувствами/когнитивными состояниями, работа с причинными конструкциями оказывается эффективным инструментом воздействия на адресата. Коммуникативная техника обсуждения причинных связей предполагает, что психотерапевт обращает внимание на отсутствие необходимой связи между событиями, которые ставятся в причинно-следственную зависимость. Например, высказывание клиента Моя жена злит меня своим поведением скрывает каузальную зависимость типа "Моя жена делает что-то для того, чтобы я злился". Здесь необходимо выяснить, на основании чего клиент решил, что его жена сознательно злит его, нельзя ли объяснить поведение жены чем-то еще, всегда ли поведение жены вызывает у клиента чувство злости и т.д. Аналогичная техника используется и для высказываний с более эксплицитными причинными связями типа Я хочу стать другим, но мои родители мне мешают , Мне нужно было уехать из дома, но жена была больна . Во всех этих случаях цель коммуникатора заключается в том, чтобы поставить под сомнение существование необходимой связи между причиной и следствием. Это можно сделать, выявив случаи, когда связи не было (Всегда ли так происходит ?), обратив внимание на то, что ситуация могла возникнуть непреднамеренно (Разве ваша жена специально хотела разозлить вас ?), попытавшись перевернуть причинную связь (Если бы ваша жена не была больна, вы бы обязательно уехали ?).

Скрытая перформативность.

Для НЛП важно, что любое утверждение человека имеет смысл только в рамках его собственной модели мира. Непонимание этого является еще одним источником заблуждений, ограничивающим поле выбора альтернатив при принятии решений в проблемных ситуациях. В этих случаях полезно эксплицировать глубинный перформатив, который, согласно перформативному анализу, представлен в глубинной структуре любого речевого акта. Например, преобразование высказывания Плохо досаждать другим своими собственными проблемами в форму с эксплицитным перформативом Я утверждаю, что плохо досаждать другим своими собственными проблемами сразу уменьшает сферу применимости утверждения, ограничивая ее моделью мира самого говорящего. Фактически это эквивалентно снятию неправомерной генерализации.

Мета-модель языка.

Модель естественного языка в НЛП представляет собой набор инструкций, с помощью которых коммуникатор контролирует процесс общения, а также выявляет те части дискурса, которые указывают на особенности мышления клиента (выявление первичной репрезентативной системы) и ограничивают его позитивный опыт. Рассмотренные выше феномены и образуют части мета-модели, которая вначале используется для сбора информации о клиенте, а затем для вербального воздействия. Заметим, впрочем, что часто эти этапы не противопоставлены по времени и происходят одновременно.

Значимость практики НЛП для теории языка.

Лингвистические постулаты НЛП с определенностью указывают на существование изоморфизма между языковыми/речевыми феноменами – такими, как метафора, следствие, глубинная и поверхностная структура, – и процессами мышления. В теоретическом языкознании неоднократно высказывались гипотезы о существовании такой связи, однако практическое доказательство было невозможно. Опыт успешного использования принципов и дискурсивных стратегий НЛП оказывается в этом смысле чрезвычайно важным. Представляет также значительный интерес гипотеза о психологической значимости практически любого варьирования языковых форм, по крайней мере на лексическом уровне. В частности, неосознаваемое варьирование метафорических моделей представляет собой важнейший источник информации о способах осмысления мира человеком.

Литература:

Макдональд В. Руководство по субмодальностям . Воронеж, 1994
Бэндлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий . Воронеж, 1995
Гордон Д. Терапевтические метафоры . СПб, 1995
Бэндлер Р., Гриндерг Д. Структура магии . СПб, 1996
О"Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование , изд. 2. Челябинск, 1998
Бэйли Р. НЛП-консультирование . М., 2000
Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП . СПб, 2000



Аристотель считал пьянство безумием, а Плутарх говорил о том, что никакое самое крепкое тело не выдержит вреда вина. Алкоголизм – болезнь, которая развивается стремительно и характеризуется особой степенью сложности. Сложность заключается в том, что спиртное вызывает серьёзное привыкание не только на физическом, но и на психологическом уровне.

Началом любого лечения от пристрастия к алкоголю и главным принципом терапии должно стать непоколебимое желание самого больного. Принудительный отказ от спиртного зачастую заканчивается срывами. Лечение обязано быть индивидуальным и системным. Нет универсального способа для всех алкоголиков избавиться от зависимости.

Методы лечения

Одним из методов лечения, довольно распространённым и эффективным, является кодирование. Это система методик, направленных на коренное изменение отношения к алкоголизму на физиологическом и психологическом уровнях.

Кодирование может быть психотерапевтическим, медикаментозным, аппаратным. Главным его преимуществом является скорость и несложность: недолгое нахождение в стационаре (вшивание, инъекции), 1-3 часовый сеанс гипноза или кратковременная процедура лазеротерапии.

Внимание! Самым эффективным методом является медикаментозное кодирование, однако оно не способно избавить от привычки пить, а именно она часто становится источником рецидива. Искоренить её помогает психотерапевтическое воздействие, а именно НЛП.

Нейролингвистическое программирование

Более 40 лет назад в США на стыке двух наук образовалась психолингвистика. На её базе и создалась методика НЛП кодирования, в основе которой лежит воздействие на сознание человека путём изменения отношения к спиртному.

Главным положением этого способа лечения является утверждение о том, что усвоенная или переданная информация – это наша суть. Процесс передачи информации и её содержание порой важнее, чем исходные данные.

В качестве принципов нейролингвистического метода приводятся следующие суждения:

  1. Мир, что окружает нас, дружелюбен.
  2. Всё, что есть в этом мире, мы воспринимаем субъективно.
  3. Не существует плохого или хорошего, белого или чёрного – есть лишь субъективное отношение, как к положительному или отрицательному.
  4. Из всевозможных путей решения человек выберет оптимальный для себя.
  5. Длительная наркологическая или алкогольная зависимость – не норма.
  6. НЛП поможет восстановить оптимальное: вернуться к забытым и утраченным связям и правилам.

Чтобы понять, как происходит кодирование с помощью этой методики, необходимо провести параллель работы головного мозга человека с компьютером. Компьютер работает по заданным программам. У человека сознание – это тот же набор программ. Они могут быть как плохими, угнетающими, так и положительными, помогающими жить.

Привычка пить относится к первой группе. И чтобы избавиться от пристрастия, важно по кубикам разобрать всю составляющую этой программы, а затем собрать заново и по-другому.

Этого и должен добиться специалист по нейролингвистическому программированию. В итоге у человека меняется отношение к миру и собственному поведению.

Плюсы и минусы методики

Несомненными положительными сторонами НЛП являются безопасность, отсутствие тяжелых побочных эффектов и зомбирования, относительная эффективность.

Среди отрицательных моментов следует назвать продолжительность лечения (около полугода – не все пациенты проходят полный курс), высокую стоимость, низкую эффективность (около 0,02%), большое количество псевдо-специалистов в этой области.

Важно! Полностью избавиться от зависимости только при помощи НЛП практически нельзя. Однако эта методика в совокупности с медикаментозным кодированием вполне эффективна.

После того, как пациенту методом вшивания или инъекции ввели препарат, физическая тяга со временем исчезает. Но остаётся привычка, психологическая привязанность. И она настолько сильна, что никакие побочные действия капсул или уколов не будут препятствием для очередного запоя. Человек помнит вкус спиртного, ощущения после его принятия, и в памяти возникнет неверная установка о возвращении к алкоголю.


Откровенное письмо читательницы! Вытащила семью из ямы!
Я была на грани. Мой муж начал пить практически сразу после нашей свадьбы. Сначала по чуть-чуть, в бар заглянуть после работы, в гараж сходить с соседом. Опомнилась я, когда он начал ежедневно возвращаться сильно пьяным, грубил, пропивал зарплату. По-настоящему стало страшно, когда первый раз толкнул. Меня, потом дочь. Наутро извинился. И так по кругу: безденежье, долги, ругань, слезы и... побои. А по утрам извинения.Чего только мы не пробовали, даже кодировали. Не говорю уже о заговорах (есть у нас бабка, которая вроде всех вытаскивала, только не мужа моего). После кодирования полгода не пил, все вроде стало лучше, стали жить как нормальная семья. А в какой-то день - опять, задержался на работе (как он сказал) и притащился вечером на бровях. До сих пор помню свои слезы в тот вечер. Я поняла, что надежды нет. И где-то через два или два с половиной месяца я наткнулась в интернете на алкотоксик. На тот момент я уже совсем опустила руки, дочь вообще уехала от нас, стала жить у подруги. Почитала про препарат, отзывы и описание. И, особо не надеясь, купила - терять нечего вообще. И что думаете?!! Стала добавлять капли мужу с утра в чай, он не замечал. Через три дня пришел вовремя домой. ТРезвый!!! Через неделю стал выглядеть приличнее, самочувствие улучшилось. Ну тут я ему и призналась, что капли подсовываю. На трезвую голову отреагировал адекватно. В итоге пропил курс алкотоксика , и уже полгода к алкоголю ни-ни, на работе повысили, дочь домой вернулась. Я боюсь сглазить, но жизни стала новой! Я каждый вечер мысленно благодарю тот день, когда узнала про это чудо-средство! Всем рекомендую! Спасет семьи и даже жизни! Читать про средство от алкоголизма .

Нейролингвистическое программирование формирует не запрет, а понимание пагубности спиртного и его ненужности в жизни человека. Бывший алкоголик уже по-иному смотрит на вещи и людей, связанных со спиртным. Он учится вновь радоваться жизни, своим близким, тянется к саморазвитию и самосовершенствованию, умеет справляться с тяготами и проблемами.

Отзывы

Отзывы о нейролингвистическом программировании существуют как положительные, так и отрицательные.

Надежда: «Муж многое пробовал, чтобы перестать пить: таблетки, вшивание, уколы. Ничего не помогало. Потом обратились к психотерапевту. На консультацию пришли вдвоём, муж очень нервничал. Затем внезапно «вспыхнул» и сказал, что хочет уйти. Ему ответили, что его не держат, но он остался. Чудо, но уже 4 года муж – абсолютно трезвый человек. А все сеансы он называл психологическим душем».

Денис: «Такой метод лечения эффективен. Сам видел, как меняется человек. Но только если вера в НЛП есть».

Негативные характеристики данного способа основываются зачастую на неверии в психотерапию, непонимании методики, непрофессионализме специалистов и нежелании избавляться от зависимости.

Татьяна: «Поверив в НЛП, мы с сыном обратились за помощью к психотерапевту. И ничего хорошего не получили: выворачивание души наизнанку, полная невозможность высказать собственное мнение, глупые осуждения».

Ирина: «Мой муж лечится эти методом с апреля. Был приём в мае, теперь должен быть в сентябре. Но муж запил. Лечится в лицензированной клинике, а почему же эффекта нет?».

Если принято решение о кодировании с помощью нейролингвистического программирования, во избежание отсутствия положительного эффекта и негативного опыта стоит учесть некоторые нюансы:

  1. Выбирать клинику или специалиста по НЛП следует очень внимательно. И главным критерием должно быть наличие лицензии, сертификатов по психиатрии, наркологии и технике методики. Одного лишь диплома психолога или психотерапевта недостаточно.
    Обратите внимание на реальные отзывы о специалисте, по возможности свяжитесь с его пациентами.
  2. Если перед началом сеанса не проводится никаких подготовительных собеседований с пациентом и его окружением – перед вами мошенник.
  3. Для данного способа лечения необходимы демонстрационные материалы, схемы, показывающие ход лечения и итог будущего результата. Их отсутствие характеризует специалиста с негативной стороны.
  4. «Уникальных» и «авторских» методик нейролингвистического программирования не существует, так же, как и дистанционного лечения с помощью просмотра фильмов.
  5. Все сроки лечения и результаты должны быть известны пациенту. Их утаивание должно насторожить.
  6. Вера в методику и собственные силы, обязательная поддержка близких, лечение до конца – необходимые условия для успешного кодирования.

Выводы

Лечение от алкоголизма в обязательном порядке требует применение психотерапии. НЛП – отличная безопасная методика кодирования от зависимости. Благодаря ей бывший алкоголик в состоянии по-другому взглянуть на мир и поменять отношение к нему, изменить собственные привычки и самостоятельно сделать выбор в пользу трезвости, осознавая опасность алкоголя, а не только отказываясь от него по принуждению.

Среди отрицательных сторон этого программирования – высокая стоимость, нелёгкий выбор профессионала, невысокая эффективность. Как самостоятельная практика, НЛП не принесёт результата, а во вспомогательном плане способна оздоровить человеческую психику, восстановить психологическое здоровье и помочь больному обрести ряд положительных нравственных качеств.

Что такое НЛП (нейролингвистическое программирование)? Это довольно-таки широко трактующийся способ воздействия на людей, включающий в себя моделирование поведения, программирование мышления и контроль над разумом. А еще НЛП - это специфическое направление психологии. Вообще, рассказать об этом можно многое, но сейчас заострить внимание стоит на самых интересных аспектах данной темы.

История и предпосылки возникновения метода

Перед тем как в подробностях рассказать о том, что такое НЛП, стоит обратиться к истории. Само направление было разработано в 60-70-х годах американскими учеными - лингвистом Джоном Гриндером и психологом Ричардом Бендлером.

Специалисты доступно объясняют принцип нейролингвистического программирования. Ученые говорят, что в этом методе воплощена основная идея Альфреда Коржибски - американского исследователя и основателя общей семантики. Звучит она так: все наши модели мира и когнитивные карты (образы знакомого пространственного окружения) - это репрезентации, искаженные из-за особенностей неврологического функционирования, а также из-за ограничений, которые с ним связаны.

Ученые уверяют - после того как информация попадает в рецепторы пяти чувств, она подвергается лингвистическим и нейрологическим трансформациям. Причем до того, как человек (точнее, его мозг, сознание) сам получит к ней доступ. Это говорит лишь об одном - на опыте никто из нас никогда не переживает объективную реальность. В любом случае она изменяется нейрологией и языком.

Основа метода

Без ее непосредственного изучения довольно-таки сложно понять, что такое НЛП. Сам метод подразумевает, в первую очередь, исследование структуры субъективного опыта. То есть того, что пережил только тот или иной конкретный человек.

Нейролингвистических программистов в первую очередь интересует то, как люди пропускают через себя реальность и конструируют ее. Ученые признают, что, возможно, пресловутая объективная реальность (мир, существующий независимо от человека и его сознания) существует. Но никому не дано узнать, что она собой представляет, иначе, чем через восприятие и последовательно формирующиеся о ней убеждения.

Во всех книгах по НЛП сказано, что у субъективного опыта имеется своя структура и организация. То есть, для каждого человека его убеждения, идеи и восприятие собираются, согласно имеющейся между ними взаимосвязи. Они структурированы и организованы. И это проявляется как на микро-, так и на макроуровне.

Ученые утверждают - все поведенческие акты и общение (как вербальное, так и невербальное), отражают то, как человек внутренне структурирует понятия и убеждения, свойственные ему. И опытному наблюдателю подвластно работать с этими процессами.

В этом однозначно есть доля истины. Субъективная природа человеческих переживаний не даст нам обхватить объективный мир никогда. У людей нет доступа к абсолютному познанию реальности. Все что у них есть - набор убеждений о ней, который создается в течение жизни.

Принципы метода

Изучив их хотя бы вкратце, можно примерно понять, что такое НЛП. И один из принципов звучит так - что бы ни делал человек, им движет позитивное намерение, которое зачастую даже не осознается. То есть поведение, демонстрируемое им в тот или иной момент, является лучшим из доступных или самым правильным. Сторонники НЛП считают - поиск новых альтернатив может быть полезным, так как они помогают изменить поведение, не желаемое для других людей.

Еще в данной теме имеет место быть такое понятие, как раппорт. Оно обозначает качественную связь, установленную между двумя людьми. Характеризуется легкостью общения, обоюдным доверием, беспрепятственным течением речи. В сфере психологии и психиатрии уделяется особое внимание раппортам между врачами и пациентами. Так как их наличие влияет на исход психотерапии. Поэтому специалисты НЛП акцентируют внимание на том, что именно составляет раппорт, а также какие факторы позволяют его добиться и поддерживать в дальнейшем.

Третий принцип звучит так: «Нет поражения. Есть лишь обратная связь». В НЛП коммуникация никогда не рассматривается в контексте неудачи и успеха. Только с точки зрения эффективности. Если результаты оказываются неэффективными, то это для исследователей - повод не разочаровываться, а искать обратную связь. Она и определит успешность выполняемых действий. Этот принцип, кстати, заимствован из теории информации английского психиатра Уильяма Росса Эшби.

Четвертый принцип: «Наличие выбора лучше, чем его отсутствие». Вот, что важно усвоить для начинающих - НЛП направлено на распознание «застоев» и на выявление новых вариантов действия в любой ситуации. Сторонники метода говорят - более эффективно повлиять на что-то может индивид, для которого характерна не сила, а гибкость в спектре проявляемых реакций.

Пятый принцип: «Смысл коммуникации - получаемая реакция». Как уже говорилось вначале, НЛП - манипулирование людьми в каком-то смысле. Так вот, главное в коммуникации - не намерение, которое стоит за посылаемым сообщением, а реакция, вызванная им у оппонента. Если начать руководствоваться данным принципом, то можно стать в общении более эффективным. Ведь по визуальной реакции оппонента можно проследить, как до него доходит та или иная информация.

Сознание и тело оказывают взаимовлияние

Это - одно из правил НЛП. И с его истинностью сложно спорить. Когда человек танцует под любимую музыку - его настроение улучшается. Если принимает таблетку снотворного - мозг отключается. Когда человека толкают в спину в час пик в метро, его ЦНС моментально реагирует раздражением на это.

Во всех случаях происходящее с телом влияет на сознание. В обратную сторону принцип тоже работают. Человек готовится к выступлению перед массой - его сердцебиение учащается. Ему делают комплимент - щеки розовеют, возникает улыбка. Сообщают плохую новость - возникает перепад давления, слезы.

При чем тут НЛП? В расшифровке аббревиатуры присутствует термин «программирование», под которым в данном контексте подразумевается закладывание в сознание определенной функции. Так вот, в этом случае человек должен осознать силу своей мысли над телом. Заложить это в своем сознании, запрограммировать себя на данный принцип. И тогда он поймет, насколько велики его возможности.

Конечно, многие скептически относятся к этому принципу. Но сторонники НЛП считают, что люди, живущие в соответствии с ним, могут отдавать своему телу приказы. Заставить себя похудеть или выздороветь без таблеток, повысить настроение.

Скептицизм развеял эффект плацебо. Был эксперимент: исследователи собрали больных людей и, разделив их на две группы, стали лечить. Одним давали лекарственные препараты. Другим - «пустышки», таблетки-плацебо. Но те об этом не знали. Врачи хотели выяснить, что влияет на людей - химические вещества, или же их вера в получаемое лечение. По итогам эксперимента оказалось, что «пустышки» подействовали наравне с медикаментами, и в некоторых случаях даже оказались эффективнее их.

Внутренние ресурсы безграничны

Так звучит следующее правило НЛП. Каждый человек обладает фантастическими ресурсами, но в полной мере их практически не использует. Почему? Из-за природной лени.

Зачем читать и заниматься самообразованием, если можно достать смартфон и быстро загуглить то, что интересует? Зачем пытаться овладеть навыком управления своим телом, давлением и температурой, когда есть аспирин, жаропонижающие?

НЛП - это сфера знаний и методов, в которой огромное внимание уделяется именно скрытому потенциалу. Одной из главных задач является обнаружение в глубине души необходимых ресурсов для достижения тех или иных целей, нахождения талантов, быстрого усвоения навыков и знаний. В общем, всего того, что способно облегчить существование.

И вот правило НЛП на каждый день: нужно приучить себя обращать особое внимание на людей, способности которых восхищают. Это - самый простой способ выявить и развить свои скрытые таланты. Ведь человек замечает в других те качества, которые свойственны ему самому! Только он об этом, порой, не догадывается. Сторонники НЛП уверены: если человек отметил чью-то одаренность или способность, порадовался за ее обладателя - значит, у него имеются такие же склонности. Просто он не позволял их себе проявить раньше.

Но и к недостаткам это тоже относится. Человек обвиняет кого-то в зависти, подлости, злости, подлости? А не свойственны ли они и ему тоже? Вероятно, да. Особенно раздражают те качества, которые люди подсознательно не принимают в самих себе.

Кем быть в этом мире - решение индивидуальное

Наверное, каждый слышал фразы, наподобие: «Все зависит от нас самих» или «Ты - хозяин своей жизни». Вот только, как оно обычно бывает, мало кто вдумывается в такие слова, осознает их смысл. А в НЛП одно из ключевых правил именно так и звучит: «Кем человек будет - победителем или побежденным - зависит лишь от него».

Каждый - творец своей Вселенной. Правитель собственной Судьбы. Тот, кто может «заказывать» себе богатство или бедность, здоровье или болезни, удачу или крах. Иногда «заказы» делаются бессознательно.

Одни скептически усмехнутся, другие найдут сотни опровержений и аргументов против данного утверждения, остальные задумаются. Но нужно помнить, что речь идет про НЛП - технику манипулирования людьми и собственным сознанием. Порой, некоторые люди так азартно и даже агрессивно начинают устраивать свою жизнь, что фраза «Я могу!» становится ежечасно сопровождающим их девизом. И они добиваются воистину поразительных результатов.

Потому что эти люди верят в собственные силы и в себя, принимают ответственность за свою Судьбу на себя (понимая, что ни творят ее, а не карма, начальство, высшие силы, правительство или обстоятельства), а также занимаются раскрытием внутреннего потенциала. Они проводят над собой капитальную работу каждый день. На НЛП не нужно смотреть, как на псевдонаучную методику. Это - мотивации, установки, изучение своего сознания, постоянный процесс самосовершенствования. Здесь нужна сила.

Прием № 1: создание якоря

Многие люди увлекаются НЛП и манипулированием собственным сознанием. В основном потому, что ни хотят быть… счастливыми. Люди приходят к нейролингвистическому программированию с надеждой, что смогут себя «настроить» на хорошую жизнь. И это возможно.

У подавляющего большинства из нас были/есть моменты, когда мы абсолютно счастливы. Вершина блаженства, так сказать. Жизнь идет как по маслу, все получается, отсутствуют всякие преграды, желания исполняются. Жаль, что так не всегда. Но что мешает запомнить это состояние, и постоянно в него возвращаться мысленно?

Это один из ключевых приемов НЛП. Надо вспомнить свое блаженное состояние, именуемое «ресурсным», представить гамму чувств, испытываемую в тот момент. Когда они станут максимально яркими, нужно поставить «якорь». Это может быть что угодно - щелчок пальцами, легкое оттягивание мочки уха, мягкое сдавливание ладонью плеча. В общем-то, главное, дабы это был жест, доступный для осуществления в любой ситуации.

Упражнение надо повторять. Вспоминать свои чувства и блаженно время и на пике ставить выбранный «якорь». Тут цель простая - сформировать некий условный рефлекс. Когда ее удастся добиться, то человек при помощи своего якоря будет испытывать всю гамму тех эмоций и чувств. И этот навык действительно улучшает психологическое состояние при тоскливых, грустных, неблагоприятных жизненных обстоятельствах.

Кстати, «якорь» можно заменить предметом. Рефлекс добавочно выработается еще и на основе ассоциаций. Но тогда нужно будет носить его с собой постоянно.

Прием № 2: воздействие на других

Многие люди желают при помощи нейролингвистического программирования освоить манипулирование. НЛП-техник, помогающих воздействовать на других, существует множество. Но все они основываются на специфике речи, построении предложений, обращении, отношении к человеку. Итак, вот лишь некоторые приемы НЛП, помогающие воздействовать на людей:

  • Метод трех согласий. В основу положена инерционность психики. Принцип таков: перед тем, как озвучить важный вопрос, на который нужно получить твердое «да» от собеседника, надо задать ему три незначительных, легких, стопроцентно подразумевающих положительный ответ. Несколько раз согласившись, он продолжит это делать инерционно.
  • Иллюзия выбора. Хитрая техника манипулирования НЛП. С одной стороны человек предлагает выбор. С другой - стимулирует ответчика сделать то, что ему нужно. Например: «Вы приобретете весь комплект либо его часть?».
  • Слова-ловушки. Они цепко «ловят» сознание практически каждого человека в сети. Например: «Вы чувствуете уверенность после наших занятий?». И совершенно неважно, что человек этого не заметил. Его сознание в ловушку уже попало, и он задумался, начал искать подтверждение заданному вопросу.
  • Утверждение позитивной действительности, принимаемой на веру. Например: «Ну ты ведь умный человек, ты согласишься с этим». И оппонент уже не заинтересован спорить, так как этим он подставит под сомнение факт о том, что он умен.
  • Вопросы-команды. То, чему мало кто перечит. Например, не «Сделай тише музыку», а «Не затруднит тебя немного приглушить звук?». Первый вариант звучит честнее, но выглядит как приказ. При озвучивании второго создается иллюзия, что человек считается с мнением оппонента, раз спрашивает его в вежливой форме, а не заставляет. Такому нельзя отказать.
  • Оборот «чем… тем…». Связка того, что нужно самому манипулятору. К примеру: «Чем дольше вы находитесь за рулем этой машины, тем больше понимаете, что хотите стать ее владельцем».

И это - лишь некоторые оказываемые воздействие на человека НЛП-приемы. Но им всем может противостоять человек, разбирающийся в этой теме, и знающий, что манипуляторы есть везде. Достаточно лишь задать себе вопрос: «А мне действительно это нужно?». Сознание тут же отреагирует приведением аргументов.

Сфера рекламы

В ней можно найти массу примеров НЛП. Хорошие ролики, лозунги, билборды, вызывают такую реакцию у потребителя: вижу à хочу à покупаю. В их основу могут закладываться ценности - то, что представляет святость для целевой аудитории. Образы пожилых родителей, бабушек и дедушек, семьи, возлюбленных, домашнего комфорта… это все давит на чувственность потребителя.

Субмодальности - тоже одна из основ рекламных приемов НЛП. Акцент делается на кинестическое, аудиальное и визуальное восприятие. Все знают такие ролики. Удачно подобранные ракурсы, эффект отдаления и приближения, динамичное развитие сюжета, будоражащая сознание музыка… используется все, лишь бы потребитель почувствовал себя частью рекламы. Такой контекст легко пробуждает аппетит, призывает к действию, позволяет почувствовать себя обладателем рекламируемой вещи наяву.

Еще эффективной техникой является трюизм. То, что взято из авторитетных источников, можно сказать. То, что не вызовет недоверия. Например: «Одобрено всемирной ассоциацией…», «Медики рекомендуют…», «Сделано в Германии» и т. д.

Постановка целей по SMART

Данный метод тоже имеет прямое отношение к НЛП. Аббревиатура SMART отражает критерии, которым должна соответствовать цель, намеченная человеком к достижению. Итак, это:

  • S - specific (конкретика).
  • M - measurable (измеримость).
  • А - attainable (достижимость).
  • R - relevant (значимость).
  • Т - time-bounded (соотношение с конкретными сроками).

Человек, расписывая цель по SMART, программирует себя самым непосредственным образом. Вот пример, как может выглядеть продуманная установка: «Что я хочу? Собственный бизнес, открыть свое заведение. Что для этого нужно? Заработать стартовый капитал, расписать план, возможно взять кредит на развитие. Какие у меня возможности для этого? Амбиции, перспективная работа и ранние успехи - значит, можно ставить цель выше предела возможностей. Зачем мне свой бизнес? Это - давняя мечта, а желания должны сбываться, плюс ко всему, я буду работать на себя, и иметь перспективу развития сферы в дальнейшем. Сколько у меня времени на подготовку? 2 года».

Это лишь один из примеров. В любом случае соответствие цели данным критериям увеличит вероятность ее реализации. Говоря простым языком, чтобы что-то изменить в жизни, надо иметь четкое представление о том, чего хочется конкретно.

Кстати, не будет лишним почитать некоторые книги по НЛП. В частности те, которые были написаны основателями метода. Рекомендуется к прочтению их труд под названием «Структура магии» в двух томах (1975 и 1976 годы). А еще можно прочитать книгу «Изменения в семье», написанный совместно с американским психологом Вирджинией Сатир.

Также стоящим трудом является «НЛП-практик». Авторы - Боб Боденхамер и Майкл Холл. Данная книга интересна как новичкам в теме НЛП, так и людям с навыками в данной сфере, желающим их улучшить.

В последнее время все чаще и чаще в интернете и не только можно встретить статьи и разные разговоры о таком современном понятии, как нейролингвистическое программирование (НЛП). Все больше и больше людей, даже не до конца понимающие сути данного направления, пытаются объяснять ее другим.

Именно по этой причине в данной статье мы будем разбираться с этим понятием. Рассмотрим подробно НЛП.

Новизна в психологии или объединение старого?

Нейролингвистическое программирование представляет собой направление (школу) в практической психологии. На самом деле, несмотря на то, что у данного метода есть своя история, персоны, язык, методы и традиции, все же это не что иное, как совокупность нескольких технологий, которые объединяясь, позволяют индивиду в разных проблематичных ситуациях действовать более результативно. Эффективность данного метода заключается в умении клиента (пациента) овладеть расширенным набором поведенческих структур. Иными словами, человек может в разных проблемных ситуациях выбрать более подходящую ответную реакцию, что позволяет ему избежать многих проблем.

Над созданием данного сложного метода НЛП работали много ученых, среди них Р. Бендлер, Д. Гриндер, Ф. Пьюселик и другие.

Создатели НЛП считали, что индивид является сложным информационным механизмом, который имеет свой язык и программу.

Для них аффективная сторона, эмоции, чувства и воля человека не имеют собственной природы или закономерности, все это у авторов НЛП считаются лишь ресурсами, которые можно создать с помощью программ.

Отличия от других методов или непривычность НЛП

Нейролингвистическое программирование воздействует как на бессознательное, так и с сознанием человека, так же незаменима работа со структурой субъектного опыта, которая уходит от вопросов, связанных с объективностью происходящего вокруг.

Вообще НЛП очень отличается от других методов в психологии, к примеру, один из его тезисов »Карта не равна территории» ориентируется на исследование того, как человеком воспринимается, интерпретируется и структурируется происходящее вокруг и как на него влияет вся информация, исходящая от окружающего мира.

Еще одним отличием данного метода является его нацеленность на настоящее. По сравнению с психоанализом, который возвращается в прошлое пациента, ища там решение всех нынешних проблем. НЛП изучает настоящее, сегодняшний субъективный опыт человека, способы его восприятия и на этом строит, программирует будущее индивида.
Иными словами филогенез, онтогенез, условия, в которых формировалась личность человека и его психические функции, все это является ненужной информацией для НЛП. Так как изначально нейролингвистическое программирование ориентируется не на объяснение того или иного состояния, а внесение изменений в них.

Цель НЛП – достичь реальных личностных изменений у человека. Им нужно понять не »почему», а »как».

Конечно, сказанное не значит, что специалист, работающий с методом НЛП, не собирает теории, однако в этом случае, теории не берутся за основу, а воспринимаются как рабочие модели и только.

Саму позицию и суть НЛП можно понять в следующей фразе: »То что рассказывается неправда. Суть лишь в том, что это помогает, значит это то, что нужно».

Отрицательные и положительные стороны метода

Не надо забывать, что у медали всегда две стороны. Как и в любом другом подходе нейролингвистическое программирование имеет как положительные, так и отрицательные стороны.


Из положительных сторон можно привести:

  • Практичность метода;
  • Прагматичность.

Самой явной отрицательной стороной данного подхода явлеятся то, что в НЛП клиенту навязывается или внушается картина мира, которая часто из материального меняется на мистический.

Сами НЛП-ейщики за правду принимают только то, что сами они считают правдой и то, что другие могут принять за правду.

Это придает некую особенность следователям этой школы, которые становятся безразличными ко всем разумным доказательствам и доводам. У них бывает твердое убеждение в том, что всякого рода взаимодействия между индивидами , это не что иное, как внушение, которое эффективно для людей. имеющих »рациональный» тип личности.

Такие понятия как правда, логика, обоснование или объективность – пустой звук для следователей НЛП, вместо этих слов и понятий у них есть »эффективность» и »экологичность».

Сам НЛП является технологичной и во время его применения используются пошаговые описания процедур, которые должны привести к личностным изменениям. А каждый шаг, в свою очередь, имеет очевидные признаки, что привлекает большое количество людей.

А во время психотерапевтических работ специалист НЛП пользуется трансовым состоянием психики пациента, когда реализует свою технику. Именно поэтому и у пациента создается ощущение волшебства. Данный метод по большей части привлекает тех, которые хотят получить результат не делая для этого сознательных усилий.

В работе НЛП применяются такие технологические приемы, которые исключительно воздействуют на бессознательность человека. То есть, в основном, это внушение и разные приемы на бессознательное, которые действуют скрытно и у пациента не бывает возможности осуществить сознательный контроль.

То есть, в этой школе игнорируется открытые и разумные взаимодействия между психологом и пациентом. Это конечно можно считать минусом, однако, большинство людей именно это и привлекает, придавая НЛП некий ореол магии.

Важно понимать, что НЛП не является ценностным подходом, это скорее инструментальная технология.

Данная школа не показывает человеку как надо жить, не вникает в решение вопросов, связанных нахождением смысла жизни, либо переустройством в обществе.

Когда кто-то приходит к специалисту НЛП с определенной проблемой, тот переформулирует эту проблему в задачу и начинает помогать клиенту найти решения для этой проблемы. Отсекаются только слишком явные неэкологичные варианты.

Сам специалист не вникается в суть проблемы, не пытается создать связи.

В прочем, в самом нейролингвистическом программировании нет таких понятий как »правильный человек», »правильное поведение» или же »неадаптивное поведение». В НЛП есть только поведение, которое более или менее подходит под контекст в данной ситуации. Во время НЛП специалист дает возможность клиенту фокусировать свое внимание на нежелательное поведение и разных его вариантах.

В этом подходе главное не само поведение, а способность дать конкретному человеку выбрать подходящую поведенческую модель для того или иного контекста. Когда пациенту удается найти такое решение, это и является эффективным, экологичным, надежным и доступным решением для своей проблемы.

Все выше сказанное (то есть ориентация на эффект и безразличия к ценностям, применяемые в обществе) привело к тому, что на сегодняшний день у большинства людей НЛП равняется к манипуляционным технологиям.


Кстати, это не так уж и далеко от истины, так как сторонники НЛП утверждают, что манипулируют абсолютно всем и во всем, а сами НЛП-ейщики учат своих клиентов делать это грамотно и осознанно.

Где применяется НЛП?

Сегодня НЛП применим во всех сферах, где есть взаимоотношения и где возможна манипуляция. Из областей, где применяют НЛП чаще всего можно привести:

  • Психотерапию;
  • Рекламу;
  • Спорт;
  • Личностный рост;
  • Коучинг;
  • Продажа.

Этот список можно продолжать бесконечно.

Иными словами, сам метод нейролингвистического программирования построен на том убеждении, что если в какой-то сфере хотя бы один человек успешный, то все остальные могут »копировать» эту модель поведения и применять ее на себя.

Зачастую, именно это и принимают как основной принцип данного подхода. И исходя из этого утверждают, что НЛП является технологией моделирования успеха. В разных областях он копирует модель успешных деятелей: в психотерапии эффективную работу успешного психотерапевта, в сфере рекламы моделируется работа успешных рекламистов, которые достигли стабильных результатов и т.п.

Сами сторонники НЛП уверены, что успех человека главным образом зависит от его правильных и эффективных поведенческих технологий. Следовательно, если тщательно изучать структуру данного поведения, то и остальные с легкостью могут воссоздать у себя успех чужого.

Конечно, данное утверждение является великолепным, ведь на самом деле каждый хочет быть успешным. И все же сторонники данного подхода забывают о том, что успех является не только технологией, но и еще способностью конкретного человека. А способностями люди одарены в разной степени. К примеру, если кто-то достиг успеха в деятельности певца, то если у другого нет такой способности (в этом примере необходим музыкальный слух), то сколько бы человек ни старался моделировать успех певца, все равно не достигнет результатов.

Мысли вслух или кое-что напоследок

Отношение к данному методу не может быть однозначным. Правда то, что создатели нейролингвистического программирования на самом деле не создавали ничего особо нового. На самом деле они всего лишь грамотно моделировали, качественно описали и эффективно продали через собственную систему обучения все то, что создали другие ученые и исследователи разных времен.

В то же время, на сегодняшний день то, что сделали сторонники НЛП для того, чтобы популяризовать практическую психологию, не сделали никакое психологическое направление с конца 20-ого века.

К тому же, нельзя недооценивать психотерапевтическую эффективность данного направления в излечении разных фобий и иррациональных мыслей. В этом случае результат достигается уже с первого сеанса.

Следовательно, сказать, что это неработающий способ, однозначно нельзя. Но важно помнить, что считать НЛП глубоким психотерапевтическим методом тоже не стоит. Но есть сферы, где применять НЛП не только полезно, но и выгодно.