Болезни Военный билет Призыв

Не более дюжины не распустившаяся сирень. Работа над ошибками: Учебное пособие для студентов специальности "Филология"

А. (зоо)магазин, литературно(художественный)
б. (пол)лимона, северо(западный)
в. выпукло(вогнутый), (полу)остров

А. Полька
б. Француженка
в. Финка

А. Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать
б. (ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой
в. ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными

А. Пара туфель
б. Несколько полотенец
в. Около пятиста километров

А. (не)вежда, (не)подумал
б. (не)более дюжины, ещё (не)распустившаяся сирень
в. совершенно (не)интересный фильм, (не)исследованные пути

А. Не менее одной
б. Не менее двух
в. Не менее трёх

А. сОзыв
б. красивЕе
в. клялАсь

А. Здесь есть сравнительный оборот
б. Здесь есть фразеологизм
в. Здесь есть ошибка

Если хотите, отвечайте в комментариях. Правильные ответы дам завтра

Рецензии

1) В каком ряду оба слова пишутся через дефис?

Пол-лимона (вторая часть начинается с буквы Л), северо-западный (образовано от существительного северо-запад, обозначающего промежуточные стороны света)

2) Из трёх слов только одно имеет единственное значение, а каждое из остальных употребляется по крайней мере в двух разных смыслах. Какое слово имеет единственное значение?

Француженка. Все три слова обозначают женщин определенной национальности, но вместе с тем полька – быстрый танец, тип стрижки; финка – нож с толстым коротким лезвием, круглая плоская шапка с меховым околышем

3) В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

ЧТОБЫ изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗАТО результаты наблюдений оказались весьма интересными. (Оба слова – союзы, их следует отличать от местоимений ЧТО и ТО с предлогами и частицами)

4) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

Около пятиста километров. (Правильно: пятисот, ошибка в склонении числительного)

5) «Катастрофа» - таково название статьи о крушении поезда, которую молодой журналист принёс редактору на правку. Тот, не изменив в статье ни слова, сделал так, что полиция начала расследование происшествия. Что именно сделал редактор?

Добавил знак вопроса. Если умело пользоваться знаками препинания, то они могут иногда сказать больше, чем слова. Добавив в заголовок знак вопроса, опытный журналист выразил сомнение в случайности происшествия, результатом чего и стало расследование истинных причин случившегося

6) В каком ряду оба слова с НЕ пишутся слитно?

Совершенно неинтересный фильм (прилагательное с зависимым словом совершенно), неисследованные (причастие без зависимых слов) пути
7) «Природную грамотность» мечтают иметь все! Говорят, что «предчувствие» знаков препинания – не такое уж сложное дело. Сколько, например, запятых непременно надо ещё добавить в предложение, которое начинается так: «Когда мальчики, увидев…»?

Не менее двух. Видя начало этого предложения, грамотный человек скажет, что открыл придаточное, а в нём - деепричастный оборот. Значит, надо будет закрыть то и другое, а затем начать главное. «Когда мальчики, увидев свет, побежали в класс, произошло нечто странное»

8) В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

КлялАсь - правильный ответ

9) Союз КАК называют самым капризным из всех. Вероятность запятой перед ним – 50 на 50. Как объяснить отсутствие запятой в предложении: «Дождь льёт как из ведра?»

Фразеологизмы (устойчивые сочетания) включаются в предложение без знаков препинания, хотя их можно перепутать с деепричастным или сравнительным оборотами. Например, выражение «льёт как из ведра» стало устойчивым, потому пишется без запятых.

462. фасованные продукты 463. продукты расфасованны 464. званный обед 465. званный на обед 466. масленница 467. пудреница 468. гостиница 469. Войско сосредоточено в лесу. 470. Он смотрит сосредоточенно. 471. Море взволнованно. 472. Его лицо взволнованно. 473. Облака рассеяны по небу. 474. Студенты сегодня невнимательны и рассеянны. 475. Он говорит путано. 476. корчёванный лес 477. кованый 478. жёваный 479. скованый 480. кованный вручную 481. Он держится скованно. 482. Его движения скованы. 483. Эти мечи скованы известным мастером. 484. ремесленик 485. испечённый 486. печённый в духовке 487. крашенный желтой краской 488. домотканный коврик 489. гладкоокрашенный 490. некрашеный забор 491. нераскрашенная картинка 492. свежемороженный 493. недюжинные способности 494. неезженая дорога 495. глаженый-переглаженный костюм 496. дома не построены 497. Она умна и воспитанна. 498. Она хорошо воспитана. 499. Они сильны и уверенны. 500. Они уверенны в победе. 501. Он одет изысканно. 502. балованный 503. брошеный сад 504. сброшенный плащ 505. купленный дом 506. мочёный в рассоле 507. смышлённый мальчик 13. 1 или 2 спряжение? 508. они борятся 509. они строят 510. они клеят 511. самоклеющиеся обои 512. сеящий рожь 513. Овцы блеют. 514. Они мелют зерно. 515. Они настелют паркет 516. стелющийся туман 517. он зиждится 518. они зиждутся 519. чующий добычу пес 520. Его мучит совесть. 521. Его мучат сомнения. 522. В августе звезды сыплются с неба. 523. курлычащие журавли 524. колышущиеся занавески 525. пышущая жаром печь 526. Они во всем покаются. 527. Кот громко мяукает... 528. Они выздоровят. Задание 4. Сверьте свои ответы с ключом в разделе 5 (КЛЮЧИ). Слова и словосочетания, в которых Вы допустили ошибки, выпишите и запомните. Раздел 2. ПРАВИЛА ОРФОГРАФИЯ Правило 1. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ Безударные гласные в корнях слов бывают трёх типов: - проверяемые ударением (в однокоренных словах): РОСКОШНЫЙ - РОСКОШЬ - непроверяемые (в словарных словах): КАРАВАЙ, ВИНЕГРЕТ КАЛАЧ, БАДМИНТОН, - чередующиеся (по правилам): ПЛОВЕЦ - ПОПЛАВОК БЛЕСТЕТЬ - БЛИСТАТЬ Всего 22 корня с чередующимися гласными О - А, Е - И, их надо запомнить: - гар – гор- загар - загорать - твар – твор- (без ударения - О) тварь - творить - клан – клон- кланяться, поклон - преклоняться ______________________________________________________________ - зор – зар- (без ударения - А) зори, зарево – озарять; ______________________________________________________________ - кас – косН- касаться – коснуться - лаГ – лоЖ - предлагать - предложить _______________________________________________________________ - мак – мок – моЧ- макать, обмакнуть (что? во что?) перо в чернила кисть в краску вымокнуть под дождем, промокать чернила, намочить платок __________________________________________________________________ - раСТ – раЩ – рос- растение, выращенный – заросли (искл.: Ростов, Ростислав, ростовщик; отрасль) __________________________________________________________________ - скаК – скоЧ- скакать – вскочить (искл.: скачок, скачу) __________________________________________________________________ - плав – плов – плыв- плавать, поплавок - пловец, пловчиха, пловцы – плывуны; __________________________________________________________________ - равн - равнина, равнение, сравнение, уравнение, уравновешенный, поравняться с прохожим, подравняться в строю; – ровн- уровень, поровну, подровнять грядки, сровнять с землей __________________________________________________________________ - бир – бер собирАть – соберу - дир – дер задирАть – задеру 1 - мир – мер замирАть – замереть (умирАть, вымирАть, обмирАть) - пир – пер отпирАть – отпереть - тир – тер стирАть – стереть - блист – блест блистАть – блестеть - жиг – жег выжигАть – выжег - стил – стел расстилАть – расстелить - чит – чет вычитАть – вычет (искл. сочетАть, сочетАние) __________________________________________________________________ - им – а(я), ин – а(я) понимать – понять, заклинать - заклясть __________________________________________________________________ 1 корень мир-мер в словах примирять (противников) и т. п. и примерять (платье) и т. п. проверяется ударением: мир и мера. Если корень слова начинается с И, то после русских приставок на согласный (кроме меж- и сверх-) И меняется на Ы в соответствии с произношением: ИГРАТЬ – СЫГРАТЬ ИСТОРИЯ – ПРЕДЫСТОРИЯ ИСКУСНЫЙ – БЕЗЫСКУСНЫЙ Но: межинститутский, сверхинициативный; дезинформация Правило 2. ПРАВОПИСАНИЕ О ИЛИ Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ПОД УДАРЕНИЕМ В корне слова может быть и О и Ё: ШОВ, ШЁЛК. О: ШОК, ЧОХ, ЖОМ, ЧОПОРНЫЙ – ЧОПОРНОСТЬ КРЫЖОВНИК – КРЫЖОВНИКОВЫЙ (в однокоренных словах нет безударной позиции после шипящих) ОБЖОРА, ИЗЖОГА, БОРЖОМИ, МАЖОР Ё: ДЕШЁВЫЙ – ДЕШЕВЛЕ (в однокоренных словах под ударением - Е) КОШЁЛКА – КОШЕЛЬ ЖЁЛТЫЙ – ЖеЛТЕТЬ (после шипящей – безударная гласная) ЖЁЛУДЬ - ЖеЛУДЁВЫЙ БЕЧЁВКА – БЕЧеВА ЧЁТКИЙ, ЧЕЧЁТКА (запомнить) В суффиксах и в окончаниях - только О, если слово образовано не от глагола: ПЛАЩОМ (сравните: без ударения - ТОВАРИЩЕМ) ПЛЕЧОМ СВЕЧОЙ БОЧОК БОЧОНОК, ЗАЙЧОНОК ДЕВЧОНКА, РЕЧОНКА НОЖОВКА ЕЖОВЫЙ, КАМЫШОВЫЙ, ГРОШОВЫЙ, АЛЫЧОВЫЙ, ПАРЧОВЫЙ СВЕЖО, ГОРЯЧО, ОБЩО СМЕШОН КНЯЖОН ТРЕЩОТКА, ЧАЩОБА, ТРУЩОБА (запомнить) В суффиксах и окончаниях только Ё, если это глагол или слово, образованное от глагола ПЕЧЁТ, ТЕЧЁТ, БЕРЕЖЁТ ПЕЧЁНЫЙ, ТУШЁНЫЙ, БЕРЕЖЁНЫЙ, ИСПЕЧЁННЫЙ, СООРУЖЁННЫЙ, ВООРУЖЁННЫЙ НОЧЁВКА ТУШЁНКА, СГУЩЁНКА ДИРИЖЁР, СТАЖЁР, РЕТУШЁР, ТРЕНАЖЁР, УХАЖЁР СРАВНИТЕ: ОЖОГ РУКИ - ОЖЁГ РУКУ ПОДЖОГ САРАЯ - ПОДЖЁГ ХВОРОСТ Правило 3. СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ НЕ ПИШЕТСЯ СЛИТНО 1. с существительными: НЕПОГОДА, НЕПРАВДА 2. с наречиями: НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО, НЕПРАВИЛЬНО 3. с прилагательными: НЕВЕСЁЛАЯ музыка, НЕЯРКОЕ солнце НЕИЗВЕСТНЫЕ науке факты НЕПРОСТАЯ (= СЛОЖНАЯ) во многих отношениях задача (утверждается отрицательный признак, а не отрицается положительный) 4. с причастиями: НЕРАСПУСТИВШАЯСЯ СИРЕНЬ НЕОПУБЛИКОВАННАЯ СТАТЬЯ и т. д. НЕ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО 1. с глаголами: «НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ...» (С.Есенин) 2. с деепричастиями: НЕ СПЕША, НЕ ШУТЯ 3. при наличии противопоставления: НЕ ГЛУБОКАЯ, А МЕЛКАЯ РЕКА НЕ ПРАВДА, А ЛОЖЬ Но: неглубокая, но холодная река (сопоставление) 4. при отрицании: КАРТИНА НЕ СТАРАЯ НЕ СКОРО НАЧНЁТСЯ ВЕСНА (отрицается положительный признак, а не утверждается отрицательный) 5. при наличии у причастий пояснительных слов: ЕЩЕ НЕ РАСПУСТИВШАЯСЯ СИРЕНЬ НЕ ОПУБЛИКОВАННАЯ В СРОК, кроме наречия почти и наречия очень со всеми его синонимами и близкими по значению словами: абсолютно, совершенно, весьма, крайне, в высшей степени, предельно, чрезвычайно: СОВЕРШЕННО НЕПОДГОТОВЛЕННЫЙ УЧЕНИК Но: СОВЕРШЕННО НЕ ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ПО ФИЗИКЕ УЧЕНИК 6. при наличии у прилагательных в качестве пояснительных слов отрицательных местоимений и наречий или сочетаний далеко не, вовсе не, отнюдь не: НИКОМУ НЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ДАЛЕКО НЕ ПРОСТАЯ ЗАДАЧА 7. с краткими причастиями и с некоторыми прилагательными: СОЧИНЕНИЕ НЕ ПРОВЕРЕНО (сравните: непроверенное сочинение) НЕ РАД, НЕ ГОТОВ, НЕ ДОЛЖЕН и др. (сравните: невелик, невесел) 8. с прилагательными и наречиями в сравнительной степени: НЕ БОЛЬШЕ, НЕ БОЛЕЕ НЕ МЕНЬШЕ, НЕ МЕНЕЕ 9. с наречиями, не соотносительными с прилагательными: НЕ НАДО, НЕ ЖАЛЬ, НЕ ВРЕМЯ, НЕ ИНАЧЕ, НЕ СЕГОДНЯ Правило 4. ПРАВОПИСАНИЕ -Н- или –НН- В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ В словах, образованных НЕ ОТ ГЛАГОЛА, (прилагательных и существительных) пишется -Н- 1. в суффиксах: -АН- песок – ПЕСЧАНЫЙ, ПЕСЧАНИК -ЯН- нефть – НЕФТЯНОЙ, НЕФТЯНИК -ИН- тополь – ТОПОЛИНЫЙ, гость - ГОСТИНАЯ 2. в прилагательных с основой на -н без суффикса: ЗЕЛЁНЫЙ, ЮНЫЙ, РУМЯНЫЙ, ПРЯНЫЙ, РДЯНЫЙ, РЬЯНЫЙ СВИНОЙ, КАБАНИЙ, ФАЗАНИЙ и др. -НН- 1. в суффиксах: -ОНН- ТРАДИЦИя – ТРАДИЦИОННЫЙ -ЕНН- РЕМЕСЛо – РЕМЕСЛЕННЫЙ Кроме ветреный 2. если суффикс –н- или –ник- следует за основой слова, которая также оканчивается на –н: БАКЛАЖАННЫЙ, МАЛИННИК, НЕДЮЖИННЫЙ, ХОЛСТИННЫЙ и др. В словах, образованных ОТ ГЛАГОЛА, (прилагательных, причастиях, существительных) возможны сочетания: -АН- и –АНН- -ЯН- и –ЯНН- -ЕН- и –ЕНН– Одно -Н- пишется в словах, образованных от глаголов несовершенного вида, не имеющих зависимых слов: ЗВАНЫЙ ОБЕД (ЗВАТЬ - что делать? ать - ан) ВАЛЯНЫЙ САПОГ (ВАЛЯТЬ - что делать? ять - ян) КРАШЕНЫЙ ЗАБОР (КРАСИТЬ - что делать? ить- ен) НЕЗВАНЫЙ-НЕПРОШЕНЫЙ (НЕ ЗВАТЬ, НЕ ПРОСИТЬ) МУЧЕНИК, ТРУЖЕНИК (МУЧИТЬСЯ, ТРУДИТЬСЯ) -НН-пишется в словах, образованных 1. от глаголов несовершенного вида, имеющих пояснительные слова: КРАШЕННЫЙ ЖЁЛТОЙ КРАСКОЙ ЗВАННЫЙ НА ОБЕД ВАЛЯННЫЙ ДЕДОМ 2. от глаголов совершенного вида: ОКРАШЕННЫЙ (красить - окрасить) СОЗВАННЫЙ (созывать - созвать) СВАЛЯННЫЙ (валять - свалять) БРОШЕННЫЙ (бросать - бросить) КУПЛЕННЫЙ (покупать - купить) кроме названый брат, посажёный отец, прощёное воскресенье, приданое невесты ЗАПОМНИТЕ! 1. –НН- пишется во всех полных прилагательных и причастиях с суффиксами –ОВА- и –ЁВА-: ЭРУДИРОВАННЫЙ БАЛОВАННЫЙ ИЗБАЛОВАННЫЙ КОРЧЁВАННЫЙ Кроме кованый, жёваный Но: закованный, кованный мастером 2. ГЛАЖЕНЫЙ-ПЕРЕГЛАЖЕНЫЙ и т.п. 3. Прилагательные и причастия, образованные от глаголов несовершенного вида, в которых пишется –НН-: МЕДЛЕННЫЙ НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ ЖЕЛАННЫЙ НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ СВЯЩЕННЫЙ ВИДЕННЫЙ, ЧИТАННЫЙ НЕЧАЯННЫЙ ДЕЛАННЫЙ ЧВАННЫЙ НЕОЖИДАННЫЙ 4. Приставка удваивает –Н- во всех словах, кроме СМЫШЛЕНЫЙ Правило 5. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ. Предложения с отрицанием: 1. НЕ: Кай складывал из льдинок слова, но слово «вечность» НЕ давалось ему. (Г.Х.Андерсен) 2. НЕ НИ: Глаза Снежной королевы сияли, как звёзды, но в них НЕ было НИ тепла, НИ мира. (Г.Х.Андерсен) 3. НИ НИ: Принцесса была такой красивой, что НИ в сказке сказать НИ пером описать. (и не... и не) 4. НИ: В полдень на старом пляже НИ души! (= нет ни души) 5. БЫ НЕ: Мы хотели найти место, куда БЫ НЕ ступала нога человека. Предложения с общим утвердительным смыслом:

(Ответы в конце теста)

1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

а) пре...почтение, о...бросить, на...строчный

б) бе...болезненно, бе...фокусный, в...бодрить

в) пр...сечь, непр...хотливо, пр...суждение

г) дез...нтеграция, мед...нститут, по...скать

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений города.

3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

а) брос...шь, увид...нный

б) усво...шь, независ...мый

в) встрет...шь, измер...нный

г) постав...шь, промасл...нный

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей: н(1) видит добрых он, куда н(2) обернётся, а первый сам н(3) с кем н(4) уживётся.

5. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

а) Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

б) (ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.

в) Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЁТ не поступили.

г) ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.

6. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква О?

а) ш...рох, ш...пот

б) ж...нглер, трущ...ба

в) ж...рдочка, ш...колад

г) бесш...вный, расч...ска

7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ь?

а) ералаш..., наотмаш...

б) сжеч..., стриж...

в) стрич..., гореч...

г) замуж..., печ...

8. В каком ряду оба слова пишутся через дефис?

а) выпукло(вогнутый), (полу)остров

б) (теле)передача, ярко(красный)

в) (пол)лимона, северо(западный)

г) (зоо)магазин, литературно(художественный)

9. В каком ряду оба слова с НЕ пишутся слитно?

а) (не)вежда, (не)подумал

б) (не)более дюжины, ещё (не)распустившаяся сирень

в) совершенно (не)интересный фильм, (не)исследованные пути

10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» обосновал преимущество живописи перед поэзией () и многие современники разделяли его точку зрения.

а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

в) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

12. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

а) ХХ век называют ядерным и космическим и компьютерным.

б) Весь лес состоял из огромных дубов ольхи и ясеней.

в) В правильно организованном тексте тематические предложения обычно связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически и являются его логическим стержнем.

13. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.

а) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

в) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

14. В каком предложении с прямой речью пропущено тире?

а) «Ну, что ж? Убит» – решил сосед.

б) «Это невозможно», сказал он решительно.

в) Девушка спросила «Как вы себя чувствуете?»

г) «Как быть? Татьяна не дитя – старушка молвила кряхтя. – Ведь Оленька ее моложе».

15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) пара туфель

б) несколько полотенец

в) опытные доктора

г) около пятиста километров

16. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Получив начальное домашнее образование в Москве,

а) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

б) двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петербурге.

в) этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус в Петербурге.

г) дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.

17. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

а) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.

б) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

г) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.

18. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

б) нАверх

в) клялАсь

г) отрОчество

19. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

б) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

в) Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

г) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

20. В каком предложении нарушено правило словоупотребления (слова использованы в несвойственных им значениях, нарушена сочетаемость слов, есть многословие)?

а) Он начал с малого, но со временем достиг больших успехов.

б) Не слышно ни криков, ни свиста крыльев.

в) Граждане! Не разоряйте гнезда!

г) Это очень способные стихи.

21. В каком предложении есть ошибка в склонении числительного?

а) тысяча девятьсот первый год

б) около восьмисот изделий

в) трое девушек

г) обе претендентки

1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.
Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЁТ не поступили.
ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.
2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква О?

Ш...рох, ш...пот
ж...нглер, трущ...ба
ж...рдочка, ш...колад
3. В каком ряду оба слова с НЕ пишутся слитно?

(не)вежда, (не)подумал
(не)более дюжины, ещё (не)распустившаяся сирень
совершенно (не)интересный фильм, (не)исследованные пути
4. Буква – Ы – пишется

Марц...пан
меж...нститутский
ц...ган
5. – Ь – пишется

Помощ...ник
невтерпёж...
еш...те
6. Выделите слово, в котором на месте пропуска пишется Я:

Се...щий
ненавид...щий
они бор...тся
7. В каком слове пишется буква А

Импр...визация
кр...потливый
п...рфюмерия
8. Определите, в каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н:

Моше...ик
перче...ый
стекля...ый
9. Выделите слово, в котором отмеченный начальный элемент пишется СЛИТНО:

(в)связи с ремонтом
(по)дешевле
(бюджетно)финансовый
(экс)президент
10. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

Было совершенно непонятно как всё это произошло.
Со временем он прославился как наилучший психоаналитик.
Лужин неуклюжим движением плеча сшибал дом, как великий кусок декорации, испускающий вздох пыли.
11. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

Тут на лице моём выразилось, очевидно, полное отчаяние.
Я помнится шёл по мягкому ковру солдатского сукна.
Они вступили в коридор, узкий и длинный.
12. Выберите предложение, в котором на месте пропуска требуется поставить ДВОЕТОЧИЕ.

Назвался груздем _ полезай в кузов!
В ноябре обещали разные виды осадков _ дождь, снег с дождём и, наконец, снег.
Мне сообщили, что _ во-первых, на совещании будут обсуждаться сроки сдачи объекта, а во-вторых, поставки нового оборудования.
13. Найдите предложение, в котором на месте пропуска запятая НЕ СТАВИТСЯ.

Улица_ ведущая в город, была свободна.
Льющийся через узкие окна_ свет разбудил путника.
Гордость за подругу_ превращающуюся в большевика, смягчила тяжелое положение Павла.
14. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
И закипела работа по этому мосту, как по коре.
Нижняя часть окна была, как будто подёрнута ровным морозом.
15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Пара туфель
несколько полотенец
около пятиста километров
16. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: “Тщательно подготовившись к выступлению,”

Речь оратора тем не менее должна напоминать импровизацию
в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор
оратор произнёс убедительную речь
17. Речевая ошибка допущена в словосочетании

Запасливый человек
воспитательская система
достойный высокой награды
18. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.
Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.
Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.
19. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.
Учитель пошел в направлении шума и увидел разгоряченных спором учеников.
Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной думы.
20. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

Я надеюсь, что большинство меня поддержит.
Я надеюсь на то, что большинство меня поддержит.
Многие думают, что в лесных пожарах виноваты туристы.
Многие думают то, что в лесных пожарах виноваты туристы.

1. Биссектриса

2. Получение гидроксидов
Уравнение реакции: CuSO4 + NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4
Эффекты: выпал темно-синий осадок

3. «Отцы и дети» написал И.С.Тургенев

4. Планетарная модель атома, или модель Резерфорда - историческая модель строения атома, которую предложил Эрнест Резерфорд в результате эксперимента с рассеиванием альфа-частиц. По этой модели атом состоит из небольшого положительно заряженного ядра, в котором сосредоточена почти вся масса атома, вокруг которого движутся электроны, - подобно тому, как планеты движутся вокруг Солнца.

5. Снять противогаз!

6. Гидра зеленая

10. При параллельном подключении емкостей (конденсаторов) эквивалентная емкость равна сумме параллельно подключенных емкостей:

12. При вращении прямоугольного треугольника около катета образуется конус

13. Куликовская битва 1380 г, сражение русских войск под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича Донского с монголо-татарами, возглавляемыми правителем Золотой Орды темником Мамаем на Куликовом поле в 1380 г.

14. Отрицательные местоимения (никто, нисколько, некого и др.) служат для отрицания наличия чего-либо, кого-либо

15. Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Написал С.Есенин

16. Углекислый газ не поддерживает горение - горящая лучинка, опущенная в пробирку с углекислым газом, гаснет

17. Да, следует поставить запятую перед словом «отвечая».

18. Шиповник - растение семейства розоцветных

19. «Лунную сонату» написал Бетховен

20. Меркурий, Венера,Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

Ну, что вы себе поставили, какую оценку?

Проверь себя

(зоо)магазин, литературно(художественный)
(пол)лимона, северо(западный)
выпукло(вогнутый), (полу)остров

Полька
Француженка
Финка

Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать
(ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой
ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными

Пара туфель
Несколько полотенец
Около пятиста километров

Добавил подзаголовок
Добавил многоточие
Добавил знак вопроса

(не)вежда, (не)подумал
(не)более дюжины, ещё (не)распустившаяся сирень
совершенно (не)интересный фильм, (не)исследованные пути

Не менее одной
Не менее двух
Не менее трёх

сОзыв
красивЕе
клялАсь

Ответы на викторину

1) В каком ряду оба слова пишутся через дефис?

Пол-лимона (вторая часть начинается с буквы Л), северо-западный (образовано от существительного северо-запад, обозначающего промежуточные стороны света)

2) Из трёх слов только одно имеет единственное значение, а каждое из остальных употребляется по крайней мере в двух разных смыслах. Какое слово имеет единственное значение?

Француженка. Все три слова обозначают женщин определенной национальности, но вместе с тем полька – быстрый танец, тип стрижки; финка – нож с толстым коротким лезвием, круглая плоская шапка с меховым околышем

3) В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

ЧТОБЫ изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗАТО результаты наблюдений оказались весьма интересными. (Оба слова – союзы, их следует отличать от местоимений ЧТО и ТО с предлогами и частицами)

4) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

Около пятиста километров. (Правильно: пятисот, ошибка в склонении числительного)

5) «Катастрофа» — таково название статьи о крушении поезда, которую молодой журналист принёс редактору на правку. Тот, не изменив в статье ни слова, сделал так, что полиция начала расследование происшествия. Что именно сделал редактор?

Добавил знак вопроса. Если умело пользоваться знаками препинания, то они могут иногда сказать больше, чем слова. Добавив в заголовок знак вопроса, опытный журналист выразил сомнение в случайности происшествия, результатом чего и стало расследование истинных причин случившегося

6) В каком ряду оба слова с НЕ пишутся слитно?

Вы ответили НЕПРАВИЛЬНО…Совершенно неинтересный фильм (прилагательное с зависимым словом совершенно), неисследованные (причастие без зависимых слов) пути

7) «Природную грамотность» мечтают иметь все! Говорят, что «предчувствие» знаков препинания – не такое уж сложное дело. Сколько, например, запятых непременно надо ещё добавить в предложение, которое начинается так: «Когда мальчики, увидев…»?

Не менее двух. Видя начало этого предложения, грамотный человек скажет, что открыл придаточное, а в нём — деепричастный оборот. Значит, надо будет закрыть то и другое, а затем начать главное. «Когда мальчики, увидев свет, побежали в класс, произошло нечто странное»

8) В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

клялАсь — правильный ответ

9) Союз КАК называют самым капризным из всех. Вероятность запятой перед ним – 50 на 50. Как объяснить отсутствие запятой в предложении: «Дождь льёт как из ведра?»

Фразеологизмы (устойчивые сочетания) включаются в предложение без знаков препинания, хотя их можно перепутать с деепричастным или сравнительным оборотами. Например, выражение «льёт как из ведра» стало устойчивым, потому пишется без запятых.