Болезни Военный билет Призыв

Наседкин василий федорович. Василий федорович наседкин

Обиженный Василий Наседкин

Натянутые отношения сложились у Галины Бениславской с Василием Федоровичем Наседкиным, которому также хотелось быть лучшим и единственным другом Есенина.

У Есенина и Наседкина много общего: ровесники, оба родились в крестьянских семьях, окончив сельскую школу, учились в учительской семинарии (один - в Спас-Клепиках, другой - в Стерлитамаке), почти в одно время оказались в Москве. После окончания Стерлитамакской учительской семинарии В. Ф. Наседкин в 1913 году поехал в Москву и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Оттуда он перешел в Народный университет имени Шанявского, где познакомился с Сергеем Есениным. В статье «О себе» С. Есенин писал: «… я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 11/2 года, и снова уехал в деревню. В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко».

В 1915 году Наседкин ушел добровольцем в армию, откуда его направили учиться в юнкерское училище. В 1917 году руководит восстанием юнкеров в Москве, перешедших на сторону большевиков, и вместе с красногвардейцами участвует в захвате телеграфа, почты и взятии Кремля. Член реввоенсовета, комиссар полка, участник боев в Туркестане в годы Гражданской войны - таков послужной путь Василия Наседкина.

Во время пребывания в Туркестане С. Есенин встретился с В. Наседкиным на квартире поэта А. Ширяевца, подарил ему книгу «Исповедь хулигана» (1921) с автографом: «т. Наседкину. В знак приязни. С. Есенин. 1921. 25 мая. Ташкент».

В 1922 году В. Наседкин становится профессиональным литератором, поступил учиться в Высший художественно-литературный институт.п. Лазовский вспоминал: «На семинарских занятиях в классе поэзии у нас выделялись Василий Наседкин и Иван Приблудный». С. Есенин ценил поэтическое дарование друга. В некрологе «В. Я. Брюсов» писал, что в Брюсовском литературном институте «вырастали и растут такие поэты, как Наседкин, Иван Приблудный, Акульшин и др.».

В 1924 г. дружеские связи Наседкина с Есениным укрепились. Екатерина Есенина вспоминала: «Меня не удивило новое лицо за обедом, но удивило другое: этот поэт, товарищ Сергея по университету Шанявского и ровесник его, явно стеснялся Есенина, когда читал ему свои стихи… Встреча с Наседкиным очень обрадовала Есенина…»

Вместе с В. Наседкиным С. Есенин обсуждал план издания альманаха «Поляне». В Госиздате Есенин рекомендовал его на должность заведующего редакцией и секретаря альманаха, так как был уверен в его дружеской поддержке. 19 апреля 1925 г. из Баку С. Есенин пишет сестре: «Ради черта или Бога, пришлите мне денег, я с А. Г. (Воронским) договорился. Передай это Наседкину, если он еще друг». Из Баку Есенин разъяснял Г. Бениславской, что в сборнике одно из его стихотворений должно быть помещено двустишиями. «Привет Васе Наседкину, - писал Есенин. - Он знает, что такое двустишие».

Василию Наседкину приглянулась 18-летняя сестра Есенина Екатерина. Но его ухаживания были встречены девушкой неодобрительно. Катя еще не была готова к серьезным любовным отношениям. Ей нравилось флиртовать с бесшабашным и красивым Иваном Приблудным. «Катя уверяла меня и всех, - писала Г. Бениславская, - что он (В. Наседкин) ей противен, что она ни за что не пойдет за него. А Сергей Александрович из боязни, что увлечение Приблудным пойдет дальше, настаивал на браке с Наседкиным, грозя «ссадить» ее с своей шеи, доказывал, что потом она очень полюбит Наседкина и т. д.»

Катя, измученная назиданиями и угрозами брата, жаловалась Бениславской, говорила, что находится в отчаянии. Они попытались вместе повлиять на Наседкина. После очередной размолвки Василий написал Екатерине записку: «Конечно, я Сергея люблю больше чем кого другого, но если я расстанусь с тобой навсегда, то доказательств своей дружбы приводить не буду».

Бениславская встала на защиту Екатерины, говорила Есенину, что прошли те времена, когда можно было выдавать замуж против желания, что и ему, хотя и брату, не позволено распоряжаться сестрой как имуществом. Сергей ее доводы не считал серьезными и настаивал на своем решении. Тогда Галина не выдержала и сказала Василию: «Брось свои домогательства, все равно Катя твоей женой не будет. Да и не желала бы тебе такую жену. Горя с ней будет много, ее трудно будет приручить».

Такой недружелюбный совет запал в душу Наседкину. Он стал внушать себе, что именно Бениславская является основным препятствием его личного счастья. Неудивительно, что он всячески стал способствовать уходу Есенина от Бениславской в дом в Померанцевом переулке к Софье Толстой, куда вскоре перебралась и Екатерина.

Катя после женитьбы Есенина на Толстой вышла из-под опеки Бениславской и больше не стала перечить брату. Когда пришел Наседкин за ключами от есенинских чемоданов, то стал рассказывать Бениславской, что он уже обручен с Екатериной и они скоро уедут куда-то. 19 декабря 1925 года В. Наседкин с явного одобрения С. Есенина женился на Екатерине.

Последняя встреча двух поэтов произошла за неделю до гибели «певца рязанских раздолий». В. Наседкин вспоминал: «Последний раз у Есенина… я был 20 декабря. Пришли с Екатериной после пяти вечера. Накануне мы посетили ЗАГС, о чем Екатерина уведомила брата в тот же день. Есенин встретил меня теплей обычного: свадьбу отпразднуем в Ленинграде, у меня на квартире… Через две недели мы должны были встретиться в Ленинграде. Но встретились раньше, на одной ленинградской улице - Есенин лежал в гробу на катафалке…».

После смерти Есенина В. Наседкин стал собирать материалы, относящиеся к творчеству поэта. Съездил в Рязанскую область к отцу Гриши Панфилова, который передал ему все имеющиеся у него материалы покойного сына, в том числе три дневниковые тетради Гриши. В журнале «Красная нива» Василий опубликовал информацию «Село Есенино». В издательстве «Никитинские субботники» в 1927 году выпустил книгу «Последний год Есенина (Из воспоминаний)».

Из книги Воспоминания автора

Обиженный хозяин Из сыпнотифозного барака О. М. перевез меня не в гостиницу, а в «свою» комнату. Он успел снять нам временное помещение - застекленную терраску в разваливающемся особняке лучшего повара в городе. Дом сохранили в частном владении за заслуги хозяина,

Из книги Мои скитания автора Гиляровский Владимир Алексеевич

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА Наш эшелон. Пешком через Кавказ. Шулера во Млетах. В Турции. Встреча в отряде. Костя Попов. Капитан Карганов. Хаджи-Мурат. Пластунская команда. Охотничий курган. Отбитый десант. Англичанин в шлюпке. Последнее сражение. Конец войны. Охота на

Из книги С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 2. автора Есенин Сергей Александрович

В. Ф. НАСЕДКИН ПОСЛЕДНИЙ ГОД ЕСЕНИНА Конец февраля.Захожу в Брюсовский к Г. А. Бениславской. В комнате передвигают что-то. Здесь же сестры Есенина - Катя и Шура. На угловом столике последний портрет Есенина (с П. И. Чагиным) и свежая, развернутая телеграмма.- Завтра приедет

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

В. Ф. НАСЕДКИН ПОСЛЕДНИЙ ГОД ЕСЕНИНА Василий Федорович Наседкин (1895–1940) - поэт. Познакомился с Есениным в пору их общей учебы в университете Шанявского в Москве. «В университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко», - вспоминал

Из книги «Несвятые святые» и другие рассказы автора Тихон (Шевкунов)

КАЛИНОВ ВАСИЛИЙ КАЛИНОВ ВАСИЛИЙ (футболист московского «Спартака», чемпион СССР 1969 года; пропал без вести в марте 1996 года).Рассказывает А. Савкин: «В начале марта 96-го ко мне домой пришел Василий. С женой он к тому времени не жил, перебивался случайными заработками, то

Из книги Дочь Сталина. Последнее интервью автора Аллилуева Светлана Иосифовна

КАЧАЛОВ ВАСИЛИЙ КАЧАЛОВ ВАСИЛИЙ (актер МХАТа: Чацкий в «Горе от ума», Гаев в «Вишневом саде», Захар Бардин во «Врагах», Борис Годунов в «Борисе Годунове» и др.; скончался 30 сентября 1948 года на 74-м году жизни).У Качалова был рак легкого. Он догадывался об этом, хотя родные

Из книги Дочь Сталина автора Самсонова Варвара

МЕРКУРЬЕВ ВАСИЛИЙ МЕРКУРЬЕВ ВАСИЛИЙ (актер театра, кино: «Возвращение Максима» (1937), «Член правительства» (1940), «Танкер „Дербент“ (1941), „Небесный тихоход“, „Сыновья“ (оба – 1946), „Золушка“, „Глинка“ (оба – 1947), „Повесть о настоящем человеке“ (1948), „Звезда“ (1949, 1953),

Из книги Мяч, оставшийся в небе. Автобиографическая проза. Стихи автора Матвеева Новелла Николаевна

Василий и Василий Васильевич В начале девяностых годов появлялся время от времени в Донском монастыре один прихожанин. Назовем его Василий. Был он такой крепко сбитый толстячок, успешный кооператор, человек, без сомнения, верующий. Но была у него одна особенность.

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

Василий Из интервью Светланы Аллилуевой:«Грузины всегда очень многого хотят от сыновей. Они хотят, чтобы они повторили их путь, пошли дальше, чтобы ими можно было гордиться. Но, к сожалению, мои братья не проявили себя так, как хотелось бы отцу. Вася с детства часто вызывал

Из книги Тюремные люди автора Ходорковский Михаил

Василий Владимир Аллилуев в «Хронике одной семьи» рассказывает о Василии и Светлане с родственной теплотой и снисходительностью. Это подкупает, потому что потомков кланов Аллилуевых, Сванидзе, Джугашвили едва ли можно назвать дружными.От родителей им достался нелегкий

Из книги Мой муж - Осип Мандельштам автора Мандельштам Надежда Яковлевна

Рисунки для чайного сервиза, или Обиженный пастушок Мы вроде вчера сговорились Плясать до утра с Амариллис На нашем Овечьем лугу? ????????Так что же нейдёт Амариллис????????Плясать, как вчера сговорились? ????????Я долее ждать не могу. Я был бы, конечно, скотиной, Когда бы с

Из книги Моя настоящая жизнь автора Табаков Олег Павлович

Бандаков Василий Анастасьевич, отец Василий (1807–1890) Протоиерей, настоятель Архангело-Михайловской церкви в Таганроге, духовный наставник семейства Чеховых. В книгу В. А. Бандакова «Простые и краткие поучения» включено «Поучение по случаю всенощного бдения, совершенного

Из книги Самые красивые пары советского кино автора Раззаков Федор

Обиженный В тюрьме их еще зовут «неформалами», «опущенными» и кучей других, менее пристойно звучащих наименований. Они – тюремная «каста неприкасаемых», с кем нельзя сидеть за одним столом, есть из одной посуды, пользоваться одними вещами и т. д. Их слово не имеет веса при

Из книги автора

Обиженный хозяин Из сыпнотифозного барака О. М. перевез меня не в гостиницу, а в «свою» комнату. Он успел снять нам временное помещение – застекленную терраску в разваливающемся особняке лучшего повара в городе. Дом сохранили в частном владении за заслуги хозяина,

Из книги автора

Дед Василий Наличие великого мастера - Василия Осиповича Топоркова - определяло уровень нашего освоения профессии. Народный артист СССР, профессор, один из самых значительных советских театральных педагогов того времени наряду с Кедровым и Кнебель, автор двух

Из книги автора

Василий Шукшин и Лидия Федосеева Василий и Лидия, или Любовь под калиной красной В первый раз Шукшин влюбился в 15 лет. Его избранницей стала его землячка из деревни Сростки Алтайского края 14?летняя Маша Шумская. Он тогда учился в автотранспортном техникуме в Бийске,

«Родимый край, моя страна….»

Родился Василий Федорович Наседкин 30 декабря 1894 года, по новому стилю – 13 января 1895 года, в деревне Веровка Уфимской губернии, в крестьянской семье. Согласно административному делению, с 1935 года – это Федоровский район Республики Башкортостан.

Веровка располагалась на берегу речки Сухайля, на живописной холмистой местности предгорий Южного Урала, в окружении обширных массивов полей.

Это места былых сражений войск Е.И. Пугачева в казаческо-крестьянской войне 1773-1775 г.г., и ряд деревень в окрестностях с. Федоровка и возник вскоре после пу-гачевского восстания – их основали крестьяне из пугачевских войск и переселенцы-черемисы.

Деревня Веровка была основана русскими переселенцами из центральных районов России в конце 19 века (есть версия, что Наседкины переехали на Южный Урал из Рязанской области).

В 60-ые годы 20 века д. Веровка и соседние с ней деревни Пугачевск, Французовка, Шарлыкский хутор были ликвидированы в связи с укрупнением Пугачевского совхоза. Так исчезли с лица земли эти маленькие, родные чьим-то сердцам уголки жизни…. Теперь на месте д. Веровка пустынно, к этому месту примыкают хлебные поля и пастбища….

О родное, любимое поле!
В далях снова твой древний лик
И расплесканный по раздолью
Лебединый зовущий крик.

Годы детства и отрочества, проведенные Наседкиным на берегу реки Сухай-ля среди прекрасной природы Южного Урала, явились духовной основой и вдохновением для его будущей поэзии.

Василий был младшим ребенком и единственным сыном в семье (кроме него было ещё четыре сестры). Мальчик рвался учиться, а отец не хотел отпускать будущего помощника. Василий тайком бегал в приходскую школу Шарлыкского хутора, с завистью смотрел на своих счастливых сверстников. Видя это, сельский учитель пришел к отцу Васи-лия: «Раз не отпускаешь в школу, пусть приходит заниматься ко мне домой – он очень спо-собный». Отец, в конце концов, согласился – так Василий Наседкин попал в школу.

Пахнет ветер, как свежие срубы.
Где-то слышится радостный лай.
За дома, за фабричные трубы
Я смотрю, вспоминая свой край.

Там, за сизым крутым небосклоном,
Под ногой чуть заметно пыля,
Оглашаемы свистом и звоном,
Без конца пробегают поля.

След счастливый от первой телеги
Снова метит дорожную сеть,
И овраг, опустившийся, пегий,
Продолжает шуметь и шуметь.

Под высоким и синим навесом
Там и с ношей пройду налегке.
Вижу – утки мелькнули над лесом
И спустились, должно быть, к реке.

Я смотрю – и уж будто не снится,
А как раньше: на плечи ремень,
Насыпаю севалку пшеницей
И шагаю вдоль пашни весь день.

Василий Наседкин

«Дорогой неотмеченной, разбитой ….»

В 1909 году 14-летний В. Наседкин поступает в Стерлитамакскую учитель-скую семинарию. Тяжело даются годы обучения молодому человеку – оставшись без под-держки отца (да и чем он мог помочь!) – он вынужден был сам себе зарабатывать на жизнь.

Окончив семинарию в 1913 году, В. Наседкин едет в Москву и поступает на физико-математический факультет Московского университета. Через некоторое время, неудовлетворенный учебой и стесненный жизненными обстоятельствами, Василий Наседкин поступает в «вольный» народный университет имени Шанявского.
Народный университет им. А.Л. Шанявского

Как начинающий поэт Наседкин уже известен студентам. К этому времени относится его знакомство с некоторыми «деревенскими» поэтами. Среди них – молодой Сергей Есенин - студент историко-филологического отделения.
Ровесники, выходцы из крестьянских семей, один из Рязани, другой – из Башкирии - без средств на существование отправившиеся в столицу ловить поэтическую «жар-птицу», Есенин и Наседкин подружились. В свободное время они вместе бродят по старинным ули-цам Москвы, смотрят с галерки «Вишневый сад» Чехова, читают друг другу свои стихи, вспоминают и скучают по родным местам…
Одновременно с посещением лекций Василий Наседкин вступает в ряды ВКП (б), и по совету товарищей по партии, досрочно прекратив обучение в университете, добровольно уходит на фронт.

С 1915 года В.Наседкин – участник Первой мировой войны. Впоследствии фронтовые впечатления о встречах с немцами Наседкин образно выразил в эпическом рас-сказе «На верном пути» (Рассказ из немецкой жизни).

Из действующей армии В. Наседкина направляют в Алексеевское юнкер-ское училище. Здесь он ведет пропагандистскую большевистскую работу.

В период революции 1917 года В.Наседкин руководит восстанием юнкеров, которые перешли на сторону революции. Совместно с красногвардейцами Телеграфно-прожекторского полка он участвует в захвате телеграфа, почты, телефонной станции, во взятии Московского Кремля. В.Ф. Наседкин являлся членом революционного полкового ко-
митета, членом Реввоенсовета, затем комиссаром полка.

В 1920 году В. Наседкин был послан в Туркестан на борьбу с басмачеством. Здесь на границе он пробыл до 1923 года. Для ознакомления с Туркестаном в Ташкент при-езжал и Сергей Есенин. Он выступал в Ташкентском Союзе поэтов и возможно встречался с Василием Наседкиным.

В период воинской службы в Туркестане В.Наседкин в местной печати публиковал свои стихи. В 1921 – 1922 г.г. он создал замечательный лирический цикл из 15 стихотворений «Согдиана. Стихи о Туркестане. Среди них – стихотворения о Бухаре, Самарканде, восхищение их архитектурой и природой этой загадочной и манящей страны…. Но и там, на Востоке Василий Наседкин постоянно вспоминает «ручей над камнем у ворот» и «шорох нив», и «облако седое», и «след счастливый от первой телеги» и «радостный лай собаки» - все что было связано с его родным краем, к которому он был привязан всей душой.

К восточным мотивам В. Наседкин обращался и позже – в стихотворении «Самарканд. Мараканда» (1927) и др. Воспоминаниями о Востоке навеян и рассказ «Сеид Рафик», в котором Наседкиным - прозаиком даны живописные описания природы пустыни и быта мусульман.

Осенью 1923 года Василий Наседкин возвращается в Москву, демобилизу-ется из армии и решает посвятить жизнь литературной работе. С этой целью он поступает в Брюсовский литературно-художественный институт. Здесь В. Наседкин учился более года и считался одним из лучших, способнейших учеников. Это отмечал сам Брюсов, внимательно следивший за творческим ростом поэта. Одновременно с учебой В. Наседкин работает не-штатным редактором в журнале «Город и деревня», пишет, печатается в журналах, посещает литературные вечера, общается с другими писателями и поэтами. К этому времени относится и его вторая встреча с Сергеем Есениным, ставшая знаковой в личной жизни и творческом становлении и утверждении Наседкина как одного из значительных «новокрестьянских поэтов» - создавших к тому времени круг друзей и единомышленников Сергея Есенина.

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых Лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»

Сергей Есенин

Сергей Есенин и «новокрестьянские поэты»

Революция, Первая Мировая война, гражданская война и последовавшие за ними социальные преобразования привнесли в литературу России начала 20 века новые формы, темы, интонации. Свое место в пестроте многочисленных групп и литературных течений этого бурного времени заняли и «новокрестьянские поэты», явившие городскому сознанию мир деревенской Руси с верованиями и поэзией её прошлого, драмами настоящего, с её иллюзиями и надеждами.

С.Есенин и Н.Клюев Н.Клюев, С.Есенин, Вс. Иванов

Новокрестьянская школа сложилась ещё в 1912-1914 годах и объединила таких поэтов как Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков, Петр Орешин. Вскоре к ним присоединились Александр Ширяевец и Павел Радимов, а чуть позже – в 20-ые годы Василий Наседкин, Иван Приблудный, Павел Васильев. Все были талантливы, все были объединены любовью к русской старине, к устной поэзии, к народным песенным и былинным образам.

Творческие судьбы данного устремления укладываются во временные рам-ки 1900-1930 годов. Организационно «новокрестьянские поэты» не представляли единой творческой группы. Ими не было написано ни одного литературного манифеста, ни одной декларации, они не создали ни одного группового журнала. Однако некоторые общие черты их философских воззрений и эстетических пристрастий позволяют говорить о них как об определенной литературной общности.

Некоторые из них начали печататься раньше Есенина, но все равно мы называем их поэтами есенинской плеяды потому что, Сергей Есенин, как великий поэт, выразил в своем творчестве наиболее ярко и талантливо все главные идеи и страсти времени, которыми жили «новокрестьянские поэты» - вышедшие из старой русской деревни.

Распад этой самой деревни с её особым миром, начавшийся вскоре по-сле отмены
крепостного права и особенно усилившийся в революционные годы 20 века глубоко волно-вал и Сергея Есенина, и его соратников. Стремление сохранить вековые устои деревни, лю-бовь к русской старине, к устной поэзии, к народным песенным и былинным образам стано-вится общим лейтмотивом творчества «новокрестьян». Их не отпускает «народная» Россия, её традиции, язык, культура. В серой «избяной» России поэты прозревают ослепительно прекрасную «золотую Русь». Их лучшие стихи, обращенные к России, русской природе и русской избе – символу крепости и благополучия, одухотворены высокой и неподдельной любовью к Родине. Разумеется, с реальной мужицкой Россией эта опоэтизированная «страна сказка» имела мало общего. Вместе с тем, в поэзии «новокрестьян» звучали и бунтарские нотки, и гордые своим крестьянским происхождением, они искренне верили в будущее сво-его народа. Может быть поэтому они восторженно, но с явным крестьянским уклоном при-няли Октябрьскую революцию и верили, что в революционных преобразованиях заключено живое будущее столь близкой им крестьянской жизни. «Новокрестьянские» поэты ожидали от революции в первую очередь освобождения крестьян от тяжелой, изнурительной жизни и превращения России в великую крестьянскую республику богатого хлеба и достатка. Конеч-но, такой взгляд на революцию и её последствия был, мягко говоря, наивен и утопичен. На смену вечному, земному, такому дорогому «новокрестьянам» шло стальное, железное – как символ будущей мощи советской страны.

Мотивов, тем и настроений, которые стали общими для поэтов есенин-ского круга, и объединяло их в единое литературное течение, было много. Одна из тем, с которой «новокрестьяне» были «на ты», где они чувствовали себя полными хозяевами положения – тема крестьянского труда, глубинных связей его с бытом, с народным творчеством, с трудовой нравственностью. Труд – как творческий акт, освященный тысячелетней традицией, созидающий одновременно с материальными и духовные ценности, связывающий человека, землю и космос в единое целое – основа народной эстетики в творчестве «новокрестьянских» поэтов.
Каждый труд благослови, удача,
Рыбаку, чтоб с рыбой невода
Пахарю, чтоб плуг его и кляча
Доставали хлеба на года. (С. Есенин)

Огромное значение поэты «крестьянской купницы» придавали народным поэтическим символам. И, конечно же, общим и для Есенина, и для всех поэтов крестьян-ской дружины был образ Земли – Родины, плывущей со всеми своими березами, избами, полями к новой справедливой жизни.

Тему Востока, всегда важную в русской поэзии, и понимаемую не как географическое, а социально-философское понятие, «новокрестьянские поэты» тоже не обошли вниманием. Впервые Азия – «голубая страна, окрашенная солью, песком и известкой» появилась у Есенина – как земля прекрасная, далекая, недоступная… а дальше уже были всем памятные «Персидские мотивы», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ», «Ты сказала, что Саади…»

Вслед за Есениным мотивы родства с Азией оказались подхваченными и другими поэтами. Среди них и Василий Наседкин с циклом «Согдиана. Стихи о Туркестане», исполненным восхищения природой и архитектурой Востока.
Самарканд, Мараканда…. Над ним
Голубеют, как время, шатра –
Гур –эмир, Шах – Зиндэ и Ханым,
А вдали у Гиссарской горы
Чуть звенит караван Бухары.
Как на родине в этом краю
Каждый камушек я узнаю…

Судьбы поэтов есенинского круга сложились не просто и не безоблачно. Кроме общности происхождения и многих единых идейно-эстетических принципов, их объ-единяла верность реалистическим традициям русской культуры и безграничное чувство ро-дины и национального самосознания, и это весьма осложняло им жизнь – и личную, и лите-ратурную.

Поэзию Есенина и его друзей тогдашняя вульгарно-социологическая кри-тика объявляла то кулацкой, то консервативной, то религиозной, и сумела – таки на довольно долгое время вытеснить из литературной жизни. Запрет на издания произведений, и последующие репрессии и гонения «новокрестьянских поэтов» (почти все они были арестованы и погибли в лагерях, а остальные доживали в нищете и забвении) явились актом политического и гражданского возмездия за своеобразное, мощное, но во многом отличное от общепринятых форм и норм творчество. Опыт, стилевые открытия «новокрестьян», и их имена долгие годы не изучались и, конечно же, ещё не полностью восприняты читателями (за исключением С. Есенина). Однако темы трагической крестьянской судьбы, деревенского мира в той или иной мере повторились в произведениях русских писателей – «деревенщиков». И лишь в начале 90-ых прошлого века – после долгого забвения творчество «новокрестьянских» поэтов было возвращено в литературу.

Время вспомнить все, что сделала для русской поэзии плеяда соратни-ков Есенина, неизбежно должно было прийти, и оно – пришло …

Поэты «крестьянской купницы» были не просто литературными едино-мышленниками – они были ещё и друзьями в жизни, несмотря на все споры и разлады, воз-никавшие время от времени между ними. И в центре всех этих личных товарищеских отно-шений стоял, конечно же, Сергей Есенин, объединявший сотоварищей и своей поэзией, и неиссякаемой волей к дружбе. Такова уж была его натура, что открывалась она на каждое дружеское чувство щедро и широко. Он был поистине снедаем жаждой дружеского общения. И потому в его поэзии остались имена и образы чуть ли не всех его друзей, с которыми свела судьба – «они словно бы живут» в есенинских стихах и письмах как в магнитном поле, которое излучает душа Есенина. Благодаря ему между поэтами «крестьянской купницы» возникла атмосфера схожая с той, которая была в лицейском братстве и в товариществе художников - передвижников. Они посвящали друг другу стихи, дарили книги с душевными дарственными надписями, заботились друг о друге в различных житейских неурядицах. Сергей Есенин, чувствуя на себе ответственность за судьбу каждого из них, одному помогал делом, другому ночлегом или деньгами, третьего ободрял письмом и советом, четвертого тем, что помогал ему напечатать стихи или издать книгу.

Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.

По голубой долине,
Меж телок и коров,
Идет в златой ряднине
Твой Алексей Кольцов.

За ним, с снегов и ветра,
Из монастырских врат,
Идет, одетый светом,
Его середний брат.

От Вытегры до Шуи
Он избродил весь край
И выбрал кличку – Клюев,
Смиренный Миколай.

А там, за взгорьем смолым,
Иду, тропу тая,
Кудрявый и веселый,
Такой разбойный я.

За мной незримым роем
Идет кольцо других,
И далеко по селам
Звенит их бойкий стих.

Уж повела крылами
Ее немая крепь!
И иными именами
Встает иная степь.

(Сергей Есенин)

Я не слыхал роднее клича
С детских лет, когда вдали
По заре степной, курлыча,
Пролетали журавли.

Помню, верил: в криках стаи
Есть понятные слова.
И следил, пока густая
Их не скроет синева.

Ныне стаи реже, глуше,
Или жизнь пошла ровней,
Но по смерть готов я слушать
Эти песни журавлей.

Вот вчера, в час вешней лени,
Вдруг на небе, как штрихи,
И от них такое пенье...
Будто вновь Сергей Есенин
Мне читал свои стихи.
В. Ф. Наседкин

«… вновь Сергей Есенин»

Особые и особенные отношения связывали Сергея Есенина с Василием Наседкиным. Знакомые ещё с Шанявского университета, второй раз Есенин и Наседкин встретились в 1924 году. Вот как описывает эту встречу сам В. Наседкин: «Как-то в конце лета я встретился в «Красной Нови» с одним из своих знакомых, и по давней привычке
Василий Наседкин и Сергей Есенин. 1925 год. запели народные песни.

Во время пения в редакцию вошел Есенин. Пели с полчаса, выбирая наиболее интересные и многим совсем неизвестные старинные песни. Имея слушателем такого любителя песен, как Есенин, мы старались вовсю. Есенин слушал с большим вниманием. Последняя песня «День тоскую, ночь горюю» ему понравилась больше первых, а слова:
В небе чисто, в небе ясно
В небе звездочки горят
Ты гори, мое колечко,
Мое золотое….»
вызвали улыбку восхищения».

В этот же вечер Наседкин был приглашен к Есенину домой, где он прочел свои «Гнедые стихи». Старый университетский товарищ, Наседкин скоро становится своим человеком в семье Есениных. И теперь вечерами Есенин и Наседкин пели вместе, и время от времени Сергей просил друга исполнить полюбившуюся ему песню оренбургских казаков «День тоскую, ночь горюю…»

Есенина и Наседкина сближали и возраст, и некоторая общность поэтиче-ских судеб, а главное – думы о будущем родной деревни. Мучимого душевными разногла-сиями Есенина тянуло к Наседкину, который тоже с грустью простился со старой деревней, и сразу, без всяких колебаний и оговорок принял новую, и не только принял, но и утверждал её в течение семи лет с винтовкой в руках. Объединяли их и общие темы творчества – любовь к родной земле и восторженное преклонение перед родной природой. Только один воспевал великолепную красоту рязанских лесов, а другой – степные раздолья Южного Урала.

Василий Наседкин одним из первых, не в пример многочисленным, часто мнимым, друзьям поэта понял истинное значение поэзии Есенина. В книге «Последний год Есенина» он писал: «С той поры, как я приобрел тонкую тетрадочную книжку стихов «Исповедь хулигана», я полюбил Есенина как величайшего лирика наших дней. Новая встреча с ним после годичной разлуки мне показалась счастьем. Но почти этого же я испугался. Мне тогда часто думалось, что рядом с Есениным все поэты «крестьянствующего» толка, значит, и я, не имели никакого права на литературное существование»

Можно понять сомнения Наседкина. Ведь если в 1915 году Наседкин и Есенин расстались падающими надежду крестьянскими поэтами, то теперь перед ним был великий поэт. И попав под ослепляющее светило есенинского таланта, Наседкин сам того не сознавая, на какое-то время оказался в его околдовывающем плену. И некоторое время его стихи светились благородным, но все-таки есенинским отраженным светом, и по есенински говорили с небом, с ветром башкирские степи. Но как пишет поэт Н. Рыленков, хорошо знавший Наседкина «даже в пору наиболее сильного воздействия на него поэзии Есенина, Наседкин воспринимал в ней далеко не все, а только то, что ему было близко, (и, прежде всего те её мотивы, которые порождены осмыслением жизни пореволюционной деревни)».

Много искренних чувств, эмоций подарила дружба с Наседкиным и С.Есенину: встречи и разговоры с ним давали Есенину возможность лучше и острее чувст-вовать прошедшие годы революции и все события тех лет, взаимодополняли и обогащали друзей. В этой связи интересна история создания цикла стихов Есенина, объединенных под условным названием «Письма на родину».

Вот как об этом пишет Е.А. Есенина-Наседкина: «Поэт Наседкин, това-рищ Сергея по университету Шанявского … читал ему свои стихи. Сергей сидел, опустив низко голову, чтобы не смущать товарища, и хвалил стихи Наседкина, особенно стихотво-рение «Гнедые стихи»…
Написал мне отец недавно:
«Повидаться бы надо, сынок.
А у нас родился очень славный
В мясоед белоногий телок.
А Чубарка объягнилась двойней,
Вот и шерстка тебе на чулки.

Есенин почти три года не бывал в своей деревни. «Я последний поэт деревни» - было его прощальное стихотворение. Но, черт возьми, деревня-то жива! Встреча с Наседкиным очень обрадовала Есенина, и одна из первых работ его после встречи называлась «Письмо к матери»: «Ты жива еще моя старушка». Форма письма в стихотворении навеяна Наседки-ным».

Таким образом, именно Наседкину – нашему земляку мы в какой-то степе-ни обязаны тем, что был написан целый цикл стихов великого поэта.

Вместе с Сергеем Есениным и Всеволодом Ивановым Василий Наседкин в это время мечтает о создании нового альманаха, который они собираются назвать «Поляне». Общие поэтические вечера в семье Есениных, общение с кругом близких по духу крестьянских поэтов, сама атмосфера поэтического окружения способствовали ещё большему сближению Есенина и Наседкина.

В. Наседкин, А. Сахаров, сестры Екатерина и Александра Есенины, С. Есенин,
С. Толстая. 1925 г.

Кроме искренней дружбы, близких литературных пристрастий, общих друзей и творче-ских планов Наседкина и Есенина связывали ещё и родственные отношения. В декабре 1925 года Василий Наседкин и сестра Есенина Екатерина зарегистрировали брак. Есенин был очень доволен этим сообщением: он уважал давно влюбленного в красавицу-сестру Василия Федоровича и сам советовал сестре выйти за него замуж. Всеми вместе было принято решение, что и Наседкин поедет в Ленинград и будет жить вместе с ними.
Смерть Есенина стала тяжелой утратой для Наседкина. Он всегда верил, что поэзия Есенина будет жить долго, и много для этого сделал. Он тщательно собирает материалы к биографии Есенина: письма, ранние стихи, документы об образовании, воспоминания друзей и родственников поэта. В 1927 году эти материалы были изданы в виде литературного повествования «Последний год Есенина» и стали ценным источником к биографии Есенина.
И в своем поэтическом творчестве Наседкин не раз после смерти Есенина обращался к нему, посещал его родные края.

Я не слыхал роднее клича
С детских лет, когда вдали
По заре степной, курлыча,
Пролетали журавли.
Помню, верил: в криках стаи
Есть понятные слова.
И следил, пока густая
Их не скроет синева.

Ныне стаи реже, глуше,
Или жизнь пошла ровней,
Но по смерть готов я слушать
Эти песни журавлей.
Вот вчера, в час вешней лени,
Вдруг на небе, как штрихи,
И от них такое пенье...
Будто вновь Сергей Есенин
Мне читал свои стихи.

Белеет рожь. Синеют перелески.
Такой простор, такая благодать!
И веют ветра палевые всплески,
И ни о чем не хочется гадать.

Белеет рожь. Шуршит. Заколыхалась.
Она во мне, как радужный покой.
Как будто чья младенческая шалость
Меня коснулась пухлою рукой.

Я улыбаюсь этой ласке нежной,
Как дети улыбаются во сне.
Вон облако в одежде белоснежной
Кому-то машет, может быть, и мне.

Да, я на все еще смотрю любуясь.
Еще чужда раздумий горьких муть.
И мало жаль, что пляшущую юность
Уже не повторить и не вернуть.

Ведь если б можно повторить любое,
Она б была, пожалуй, преглупа,
Пускай о ней напомнит голубое
Да звонкая покосная тропа.

Поля бегут, волнуясь и гуторя
Невнятные слова. Бегут поля.
Вдали стоят, врастая в небо-море,
Веселые, родные тополя.

Василий Наседкин

«Я на все … смотрю любуясь»

Судьба и жизненные обстоятельства навсегда связали Василия Наседкина с именем Есенина. Их человеческие отношения, единые поэтические пристрастия и художественные различия, успехи и неудачи всегда вызывали большой интерес в литературном окружении. Может быть поэтому, литературная критика, да и некоторые «друзья» часто упрекали Наседкина в подражании и говорили, что идет он проторенной дорогой Есенина. Конечно, ранее творчество Наседкина в какой-то мере складывалась под влиянием гения Есенина (а кто его не испытал?!). Наседкин это и сам признавал:
Как и он, любил и я послушать
Теплый говор предвечерних стад…
Но этот период длился совсем недолго, и, освободившись от «сладостного завора-живающего плена», поэзия Наседкина сформировалась в самобытное и самостоятельное творчество. И вопреки бытовавшему мнению, Наседкин не подражал Есенину. Просто они имели много общих объектов поэтизации – родная деревня, лирическое созерцание природы, философское осмысление бытия – и часто утоляли поэтическую жажду из родника народных песен. Было ещё одно общее начало, объединявшее Наседкина и Есенина – оно же и главное – чувство сыновней любви и беспокойство за судьбу родной земли. Единые в своих стремлениях и помыслах, они – каждый в меру своего таланта – искренне и честно творили свой особый художественный мир.
За свою короткую жизнь Василий Наседкин опубликовал три сборника стихотворений и четыре прозаических произведения, создал более 150 стихотворений. Это немало, если учесть, что почти половину (1914-1923) своей сознательной творческой жизни (1914-1938) он посвятил подготовке, осуществлению и защите интересов революции, и конечно не мог в эти годы творить в полную силу. Да и стать по- настоящему большим поэтом, высказать все разнообразие и мощь своего поэтического слова он просто не успел…. Тем дороже каждое его произведение, исполненное самобытности, искренности, тепла…
Самый плодотворный период творчества В.Наседкина 1924 – 1933 годы. В это время он много пишет и активно печатается почти во всех советских журналах и альманахах: «Новый Мир», «Круг», «Красная Новь», «Наши дни», «Рабочий журнал», «Перевал», «Красная Нива», «Прожектор».
В 1927 году в кооперативном издательстве писателей «Никитинские субботники» в Москве был издан первый индивидуальный лирический сборник В. Наседкина «Теплый го-вор. Стихи (1922-1926г.г.)» В рецензии на книгу, друг Наседкина, писатель Валериан Правдухин писал: «Поэт принадлежит к группе молодых крестьянских поэтов, выросших под дождем революции… Его стихи наполнены чувством «сдержанной радости нови».
Сегодня ветер странно мглист,
Такого не видали,
Сегодня ветер, как горнист,
С трубой, гремящей в дали.
********
Иду под ветер, как домой,
В ходьбе слегка разладясь.
Сегодня ветер – праздник мой,
Безмерной силы радость.
Второй лирический сборник В.Наседкина «Ветер с поля. Стихи (1922-1930)» был выпущен в 1931 году. В сборник включено 51 стихотворение поэта, объединенных в по-этические разделы: «Дороги», «Песни дождей и ветра», «Согдиана». Стихи отличались большим лиризмом, яркостью и сочностью языка. В них – тихий разговор спелой ржи и пред-чувствие счастья, размышления о вечности, тоска по близким и родным местам…
Степная речка в камышах,
Поля в пестряденном уборе,
И вновь грустит моя душа
О затерявшемся просторе.
И вновь зеленая мечеть,
Аул и тихие долины.
О, если б век летать и петь
Над ними стаей журавлиной!
Большинство стихотворений сборника – лирический пейзаж. Наседкин полностью владеет чувством природы, способностью чувственно воспринимать тот или иной момент её жизни. Лист опадает за листом.
Смотрю на их цветную стаю,
И словно шороху времен
Тогда, задумавшись, внимаю.
Какой-то древностью полей
Охвачен я, и нет мне крова,
И словно крики журавлей
Звенят из смутного былого.
******
И сердце полно до краев –
Так хорошо у тихой ласки.
О, тишины златой покров
И синь осеняя, как в сказке!
Особое место в сборнике и творчестве В.Наседкина занимают стихи, навеянные воспоминаниями о «малой родине», о детстве, родных людях и местах.
И детства луч, как откровенье,
Вестей о счастье не храня
Вдруг упадет и на меня…
Всю жизнь Василий Наседкин с любовью и нежностью воспевал родной башкирский пейзаж, окрестности родной Веровки, приютившейся на речке Сухайля, степные просторы Южного Урала.
Будут радовать вечно
Солнце, ветер и синь,
Камышовая речка
И лесная медынь.
И бессрочно красивы
Размечтавшийся стог,
Безымянные ивы
И равнинность дорог.
Льются зори, как реки!
С дальним ржаньем кобыл.
Видно, сердце навеки
Я в степи позабыл.
Постепенно, наряду с лирическими мотивами, под объект изображения Наседкина попадают и новые явления советской действительности. Жизнерадостное, бодрое отношение к новому строю, стремление воспеть его – такова позиция Наседкина в третьей («Стихи») по-следней прижизненной книге стихов.
На эту книгу, как и на предыдущие, последовала оголтелая критика, обвиняющая уже признанного поэта, члена Союза писателей, в пренебрежительном взгляде на перемены, ограниченности философии и беспредметности самой поэзии.
Такая отрицательная реакция сказалась на вдохновении поэта. В последующие годы Наседкин мало пишет стихотворений – больше занимается литературным редактированием в журнале «Колхозник», созданном по инициативе М.Горького. Постепенно стараниями «окололитературных» деятелей творчество Наседкина было вырвано из истории русской советской литературы и предано забвению.
Возвращение поэтического имени Василия Наседкина произошло в шестидесятые годы. В 1968 году в издательстве «Советская Россия», а в 1978 – Башкирским книжным издательством был выпущен сборник его стихов «Ветер с поля». И опять (хоть и косвенно) не обошлось без Есенина. Поскольку его творчество, в конце концов, завоевало всенародное признание, то и поэзию его спутников – а значит и Василия Наседкина, время словно бы «окропило живой водой». Сергей Есенин помогал им при жизни, но главную помощь он оказал им в их посмертной судьбе. Недаром в свое время, еще при жизни Есенина, Николай Клюев писал в стихотворении, посвященном своему великому собрату:
… В живых веках
Заколосится наше семя,
И вспомнит нас младое племя
На песнотворческих пирах.
Время вспомнить все, что сделала для русской поэзии плеяда соратников Есенина, при-шло. Радостно и волнительно, что среди них – сын башкирских степей Василий Федорович Наседкин. Талантливый, несправедливо забытый поэт сегодня находит все новых и новых друзей

ФОТОКАРТОТЕКА

ОТ РОДНЫХ

До сих пор я писала о кровных родственниках С. А. Есенина. Теперь должна рассказать о моем отце Василии Федоровиче Наседкине.
Его я помню плохо, так как к моменту ареста отца в октябре 1937 года мне было всего четыре года. Помню, как он отводил меня в детский сад Союза писателей, а вечером забирал. Как приносил мне книжки с картинками-сказками, а потом читал мне их. Я его всегда ждала. У нас была взаимная любовь. Когда его арестовали, не было дня, до самого ареста моей мамы в октябре 1938 года, чтобы я о нем не спрашивала...
Родился мой отец 1 января 1895 года (по старому стилю) в деревне Веровка Стерлитамакского уезда Уфимской губернии на Южном Урале (сохранилась метрическая выписка). Родители -- крестьяне. Федор Наседкин, мой дедушка по отцу, -- хороший плотник. Семья была многодетная, но в живых остались только четверо: мой папа и его сестры -- Мария, Антонина, Прасковья. Рядом с русской Веровкой были деревни -- башкирская Юрматы и украинская (названия не помню), но жили украинцы и в Веровке. Дети из этих деревень вместе играли, поэтому знали все три языка (потом моему отцу это очень пригодилось в переводческой работе с подстрочника).
Моя мама как-то сказала, что в свое время Стерлитамак был местом, куда бежали от помещиков крестьяне, и не исключено, что Наседкины тоже были беглые -- и даже из Рязанской губернии, так как до сих пор в Рязанской области Наседкины встречаются часто. Позже одного из них я встретила в Москве, когда училась на курсах по вождению автомобиля. В нашей группе был Наседкин, и я решила узнать, откуда он родом. Оказалось, из Рязанской области, где и сейчас живут его родители, и вообще у них в деревне Наседкиных много. Словом, догадка моей мамы о давних связях рязанских и стерлитамакских однофамильцев подтвердилась...
Дядя моего отца по линии матери был фельдшером -- фигура по тем временам заметная. Однажды, поговорив с племянником, он сказал, что ему надо учиться и он берется ему материально помогать. В 1909 году папа окончил сельское четырехклассное училище, а затем по совету дяди поступил в стерлитамакскую учительскую семинарию, которую окончил в 1913 году. Как писала и говорила моя мама, в каникулы отец работал десятником на железной дороге, куда помог ему устроиться тот же самый дядя.
После окончания семинарии отец учился (немного) в Екатеринбурге, но где -- я не знаю. В том же 13-м он переехал в Москву. Мама пишет, что он сначала поступил на физико-математический факультет Московского университета, но после первого курса по каким-то соображениям перешел в народный университет имени А. Л. Шанявского, где и познакомился с Есениным. Мне также известно, что еще будучи студентом физмата отец стал членом РСДРП (б). И еще известно, что деньги на жизнь в Москве он зарабатывал репетиторством.
Обучение в университете Шанявского было бесплатным, посещение свободное. Думаю, это прежде всего и привлекло моего отца к переходу из одного учебного заведения в другое. К тому же "у Шанявского" преподавали профессора из Московского университета. Поэт В. Я. Брюсов читал лекции о стихосложении. На историко-философском отделении обучался Есенин (1913--1915 гг.) и в то же время Наседкин и другие литераторы. Среди студентов было много еврейской молодежи. У меня сохранилась фотография известной революционерки Марии Бауэр, подаренная тогда моему отцу с автографом: "Другу Наседкину. М. Бауэр".
Одновременно с посещением лекций мой отец встречался с членами РСДРП(б), которыми руководил писатель-революционер В. М. Бахметьев. По его совету В. Ф. Наседкин в 1915 году прервал досрочно обучение и ушел добровольцем на фронт. Был в немецком плену. Чудом остался жив. Бежал. Был контужен. Из действующей армии большевики направили его учиться в Алексеевское юнкерское училище в Москве. Здесь он по заданию большевистской партии вел подпольную пропагандистскую работу среди юнкеров, за что чуть не поплатился жизнью. Вел работу и в частях телеграфно-прожекторного полка Благуше-Лефортовского района Москвы. В октябре 1917-го, в дни контрреволюционного мятежа в Москве, отец сумел склонить часть юнкеров на сторону большевиков. Затем с красногвардейцами телеграфно-прожекторного полка участвовал в захвате почты, телеграфа и во взятии Кремля. Был членом революционного комитета полка, реввоенсовета, комиссаром полка.
В 1920 году В. Ф. Наседкина направили в Туркестан на борьбу с басмачеством. Там, неся службу, он опубликовал в местной печати свой лирический цикл "Согдиана. Стихи о Туркестане". Впечатления о природе Туркестана и быте его жителей преломились также в рассказе Наседкина "Сеид Рафик" (он был издан отдельной брошюрой в 1927 г.). Осенью 1923 года, прервав учебу на физмате Туркестанского университета, мой отец вернулся в Москву и, демобилизовавшись, целиком переключился на профессиональный литературный труд. В том же году его стихи появились в журнале "Красная новь", альманахе "Недра". Это была серьезная заявка на поэтическое имя, и Наседкин поступил в знаменитый тогда Брюсовский литературный институт (Валерий Яковлевич Брюсов внимательно относился к творчеству В. Ф. Наседкина, был его старшим товарищем по поэзии). Одновременно отец работал внештатным редактором журнала "Город и деревня".
В 1924 году при журнале "Красная новь" возникла литературная группа "Перевал" , в которую вошли упомянутый уже В. Бахметьев, В. Наседкин, М. Пришвин, И. Катаев и другие. Вскоре издательство "Красная звезда" выпустило коллективный сборник "перевальцев" "Шлем". Помимо туркестанской "Согдианы" в сборнике был напечатан и поэтический ответ Наседкина своему отцу, который, узнав, что сын стал поэтом и, значит, получает большие деньги, попросил купить ему лошадь-гнедуху. Это очень грустное, трогательное произведение так и называлось "Гнедые стихи".
Моя мама вот как писала о первом своем знакомстве с Василием Наседкиным. В начале 1924 года Сергей Есенин пригласил его к себе домой пообедать. Из прочитанного тогда отцом особенно понравились Есенину "Гнедые стихи". И вскоре после этой встречи он написал "Письмо матери", вошедшее в золотой фонд русской и мировой поэзии.
Тут надо сказать, что при всем различии жизненной и творческой судьбы Есенина и моего отца их роднила восторженно-трепетная любовь к Родине, к ее природе. Только Есенин воспевал "Русь -- малиновое поле", а Наседкин -- степные раздолья Южного Урала:

Да, я люблю степной простор,
Люблю и синь, и ветер,
Как все, что песни и восторг
Родит на этом свет

Мама писала, что Наседкин был самым близким другом ее брата. Убежденный в высокой порядочности Василия Федоровича, Сергей Александрович был рад тому, что его сестра и его друг в 1925 году поженятся. Так мой отец стал для Есенина зятем, а Есенин для отца -- шурином.
После гибели великого русского поэта В. Ф. Наседкин написал честные воспоминания "Последний год Есенина" , выпущенные в свет в 1927 году издательством "Никитинские субботники". Не ошибся С. Есенин и в том, что благословил женитьбу моих родителей. Они пронесли свою любовь до трагической гибели моего отца в 1938 году, да и позже моя мама оставалась верной его памяти.
В 1956 году Василия Федоровича Наседкина реабилитировали "за отсутствием состава преступления". Нам выдали "свидетельство о смерти", в котором сообщалось, что он умер "первого марта 1940 года". Получили мы и "компенсацию" -- 600 рублей (по тем временам это был двухмесячный заработок рядового члена Союза писателей). Мама купила себе телевизор "Нева", я -- наручные часы, а мой брат Андрей, кажется, костюм. У папы был внесен денежный пай за кооперативную дачу во Внукове, куда мы должны были вселиться весной 1938 года. Но в списках Союза писателей такого пайщика в 1956 году уже не оказалось.
Тогда, в годы хрущевской "оттепели", никому из нас, членов семьи, познакомиться с "делом" отца не разрешили. И только несколько лет назад, когда давно уже ушли из жизни моя мама и брат Андрей, я получила доступ к документам НКВД. Я увидела его тюремную фотографию в фас и профиль. Прочла решение "тройки", обвинившей В. Ф. Наседкина по нескольким пунктам статьи 58 (среди них пункт о терроризме). Получила и новое свидетельство о смерти, из которого узнала, что отца расстреляли 15 марта 1938 года, в тот же день, когда "тройка" вынесла ему смертный приговор...
Мой отец был неустанным тружеником. К сказанному выше добавлю: он работал в журнале "Колхозник", главным редактором которого был А. М. Горький, много писал сам, а еще больше редактировал произведения литераторов. Например, мне известно, что он много работал над рукописью А. С. Новикова-Прибоя о гибели российского флота в бесславной войне с Японией 1904--1905 гг. Автор, сам переживший эту трагедию, неважно владел литературным языком, по оценке моей мамы, и отец год, а может, два, потратил на то, чтобы эта рукопись превратилась в знаменитый потом роман "Цусима".
И еще. Отец всю жизнь помогал людям. В предыдущих статьях я уже рассказывала о том, как он постоянно выручал семью младшей сестры Есенина Александры Александровны, моей тети. В ответ была черная неблагодарность. Приехав в 1927 году в Константинове, мой отец в честь рождения сына Андрея посадил между домами Есениных и Пировых тополь. Мама не раз поправляла экскурсоводов, когда они говорили, что дерево посадил Сергей Есенин. Видимо, делали они это с "доброй" подсказки тети Шуры, которая хотела, чтобы даже и следа моего отца в селе не было.
Но ничего у нее не вышло! Память о Наседкине осталась. Ведь когда он приезжал в Константинове, то многим чем-то помогал: кому из стариков дров напилит и наколет, душевно поговорит и что-то посоветует. И все люди помнили моего отца до конца своей жизни. Последним, кто видел Василия Федоровича в Константинове и любил его, была Татьяна Дмитриевна Ежова (Власова), сына и внука которой я когда-то крестила...

А тополю отцовскому уже 74 года...

Глава из книги "В семье родной: Новые материалы о Сергее Есенине" . М.: Советский писатель, 2001.

Современный поэт. Род. в семье крестьянина. Окончил стерлитамакское 4-классное училище. Начал печататься с 1923. С 1923 по 1928 состоял в группе "Перевал", с 1930 член ВОПКП. Н. - по преимуществу лирик. На раннем его творчестве лежит печать мелкобуржуазного индивидуализма, сказывается влияние Есенина. Центральными мотивами книг "Теплый говор" , "Ветер с поля" являются природа, любовь, юность жизни. Природа для Н. - объект интимного созерцания, умиротворенности. Идеализируя и поэтизируя природу, Н. как бы противопоставляет ее картины остроте вопросов классовой борьбы. В книге "Ветер с поля" напр. есть призывы "плыть по течению", Самарканд представлен экзотическим и потому нереальным образом.

Последняя книга Н. "Стихи" , в которой собраны стихи, начиная с 1922 и кончая 1932, подытоживает путь Н. Поэтизация природы, культ тишины и беспечности - таков тон цикла ранних стихов. Но дальше, в цикле стихов о городе, Н. изображает город двигателем жизни всей страны. В этой же книге, под общим заглавием "Новые песни", собраны стихи Н., где объектом изображения взяты новые явления советской действительности-1-е мая, день женщин, жизнь совхоза, революция и капиталистический мир, строительство. Жизнерадостное, бодрое отношение к новой действительности, стремление воспеть новый строй - такова позиция Н. в последней книге его стихов. Мелкобуржуазный индивидуализм преодолевается Наседкиным через освоение новой тематики.

Библиография: I. Теплый говор, Стихи 1922-1926, изд. "Никитинские субботники", М., 1927; Сеид Рафик, Рассказ, изд. ЦК МОПР СССР, М., 1927; На верном пути, Рассказ из немецкой жизни, изд. то же, М., 1927; Ветер с поля, Стихи 1922-1930, изд. "Федерация", М., 1931; Стихи 1922-1933, изд. Московского т-ва писателей, М., 1933.

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I, Гиз, Москва - Ленинград, 1928.

Б. Брайнина.

  • - Китай или Китаин - из рода князей Шуйских, наместник в Торжке, а с 1478 г. в Новгороде, один из лучших администраторов Иоанна III , которому служил и на дипломатическом поприще...

    Биографический словарь

  • - генерал-майор. Некролог Скончавшийся на днях генерал-майор Василий Федорович Аргамаков, принадлежал к числу славных сподвижников покойного М. Д. Скобелева во время последней русско-турецкой войны...
  • - В 1881 получил свидетельство ТС К МВД на право производства работ по гражд. строит. и дорожной части. В 1886 открыл собственное строит...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - отст. генерал, один из доблестных защитников П.-Артура в 1904 г. Род. в 1854 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сын датского консула в Либаве, член академий художеств в Риме и во Флоренции, член курляндского общества литературы и искусств, рисовальщик общества натуралистов в Москве, миниатюрный живописец...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - воевода у Засеки, 1593...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - контр-адмирал; род. в 1786 г., ум. 30 ноября 1846 г. в Кронштадте...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор ОАО "Марбиофарм" ; родился в 1924 г. в с. Погорелово Вешкаймского района Ульяновской области; участник Великой Отечественной войны...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - внук Марфы посадницы, 2 февраля 1478 г. схваченный вместе с последней; вероятно, как малолетний, он был отправлен с нею же в ссылку в Нижний Новгород. Полное Собрание Русских Летописей. - Никоновская Летопись, VI, 104...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - внук Марфы, † 1478...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - посадн. новгород...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - см. в статье Борецкие...

    Биографический словарь

  • - Братищев, Василий Федорович, - русский дипломат. Был резидентом в Дербенте, а с 1756 по 1758 г. представителем русских интересов в Китае...

    Биографический словарь

  • Биографический словарь

  • - удельный князь Ромодановский, см. Ромодановские князья...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский генерал от артиллерии, герой обороны Порт-Артура. Из кубанских казаков. С 1869 служил в артиллерии Кубанского казачьего войска, в 1873 произведён в офицеры...

    Большая Советская энциклопедия

"Наседкин, Василий Федорович" в книгах

МАЛЫШКИН Василий Федорович

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

МАЛЫШКИН Василий Федорович Генерал-майор РККАГенерал-майор ВС КОНРРодился 26 декабря 1896 г. на Марковском руднике под Юзовкой. Русский. Из служащих. С августа 1908 г. по июнь 1916 г. учился в Новочеркасской гимназии. В октябре 1916 г. зачислен рядовым в 252-й запасной пехотный полк.

Обиженный Василий Наседкин

Из книги Неизвестный Есенин. В плену у Бениславской автора Зинин Сергей Иванович

Обиженный Василий Наседкин Натянутые отношения сложились у Галины Бениславской с Василием Федоровичем Наседкиным, которому также хотелось быть лучшим и единственным другом Есенина.У Есенина и Наседкина много общего: ровесники, оба родились в крестьянских семьях,

Малышкин Василий Федорович

автора Коняев Николай Михайлович

Малышкин Василий Федорович

Из книги Генерал из трясины. Судьба и история Андрея Власова. Анатомия предательства автора Коняев Николай Михайлович

Малышкин Василий Федорович Генерал-майор РККА.Генерал-майор ВС КОНР.Родился 26 декабря 1896 года в семье инженера на Марковском руднике в Донбассе. Русский.В Красной армии - с 1918 года.ВВКП(б) - с 1919 года.В 1937 году стал начальником Штаба Сибирского военного округа.Награжден

ЗДУНОВ Василий Федорович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ЗДУНОВ Василий Федорович Василий Федорович Здунов родился в 1924 году в деревне Ивановке Верхнеуральского района Челябинской области в крестьянской семье. Русский. В августе 1942 года призван в Советскую Армию. С апреля 1943 года участвует в боях на Брянском и Белорусском

Василий Федорович Мосальский

автора

Василий Федорович Мосальский

Василий Федорович Мосальский

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Василий Федорович Мосальский В. Ф. Мосальский принадлежал к роду черниговских Рюриковичей. Первые сведения о его службе относятся к 1603 г. Ему было поручено сопровождать царя Бориса вместе с окольничим А. И. Гундоровым. Но князю показалось, что это назначение умаляет его

Белый Василий Федорович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Гарбузов Василий Федорович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГА) автора БСЭ

Малиновский Василий Федорович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Евстратов Василий Федорович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЕВ) автора БСЭ

Фёдоров Василий Федорович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЕ) автора БСЭ

Фёдоров Василий Федорович Фёдоров Василий Федорович (1802–24.3.1855), русский астроном. Окончил Дерптский (ныне Тартуский) университет (1827). С 1837 профессор, а в 1843–1847 ректор Киевского университета. В 1832–37 определил географические координаты ряда пунктов в Западной Сибири.

Зуев Василий Федорович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗУ) автора БСЭ

Тимм Василий Фёдорович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТИ) автора БСЭ

Тимм Василий Фёдорович Тимм Василий Фёдорович (Георг Вильгельм) , русский живописец и график, выходец из Латвии. Учился в петербургской АХ (1835-38) у А. И. Зауервейда. В 1844-48 работал во Франции и Алжире. Занимался

Ошанин Василий Федорович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОШ) автора БСЭ