Болезни Военный билет Призыв

Наречие. В каком ряду все выделенные слова являются наречиями

Тест

Наречие (обобщение)

1. Укажите наречие с буквой –а на конце:
А) запрост.. одолеть,
Б) накрепк.. прибить,
В) изредк.. смотреть,
Г) уйти влев..,
Д) насух.. вытереть.

2. Укажите наречие, которое пишется через дефис:
А) разделить (по)ровну,
Б) запеть (по)тихоньку,
В) оказаться не (по)вкусу,
Г) называть (по)именно,
Д) оставить (по)прежнему.

3. Укажите наречия образа действия:
А) быстро, верхом, вдруг,
Б) вчера, утром, днем,
В) вверх, вниз, всюду,
Г) нарочно, назло, незачем,
Д) слишком, надвое, очень.

4. Определите вариант, в котором слово нужно писать слитно:
А) (за)границу,
Б) (до)смерти,
В) (в)последствии,
Г) (на)днях,
Д) (по)двое.

5. Определите, в каком варианте слово пишется раздельно:
А) (видимо)невидимо,
Б) (волей)неволей,
В) (в)насмешку,
Г) точь(в)точь,
Д) мало(по)малу.

6. Определите, в каком варианте не пишется Ь:
А) открыть настеж..,
Б) уйти проч..,
В) выйти замуж..,
Г) сплош.. усыпано,
Д) мчаться вскач…

7. Укажите непроизводные наречия:
А) очень, теперь, еле,
Б) зачем, совсем, вовсю,
В) издавна, подолгу, по-русски,
Г) без устали, сбоку, капельку,
Д) дважды, натрое, впервые.

8. Укажите вариант с одной –н-:
А) прийти одновреме..о,
Б) таинстве..о шептать,
В) возражать пута..о,
Г) открове..о признаться,
Д) медле..о гаснуть.

9. Укажите вариант с двумя –нн-:
А) женщина раздраже..а,
Б) поступать ветре..о,
В) смотреть растеря..о,
Г) беше..о сопротивляться,
Д) море взволнова..о.

10. Какие наречия пишутся через дефис?
А) (по)пусту, (в)общем,
Б) (по)домашнему, (во)вторых,
В) бок(о)бок, (на)двоих,
Г) (в)перед, (с)горяча,
Д) (до)ныне, (после)завтра.

11. Укажите вид сказуемого в предложении Я был настороже:
А) простое глагольное,
Б) составное глагольное,
В) простое именное,
Г) составное именное.

12. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено наречием:
А) Маша казалась расстроенной.
Б) Дуня уже замужем.
В) Скоро Варя будет совсем взрослой.
Г) Его боязливый характер всем известен.
Д) На завтрак я съел яйцо всмятку.

13. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено наречием:
А) У сильного всегда бессильный виноват.
Б) Наше завтра будет прекрасно.
В) В лагере кое-кто проснулся.
Г) Двое отправились в деревню за едой.
Д) Пусть сильнее грянет буря.

14. Укажите, какой частью речи выражено дополнение в предложении Завтра не будет похоже на сегодня:
А) существительным,
Б) прилагательным,
В) наречием,
Г) местоимением,
Д) числительным.

15. Какое словосочетание соответствует грамматическому значению «действие и его признак»?
А) иллюстрированный журнал,
Б) иллюстрации в журнале,
В) журнал с иллюстрациями,
Г) иллюстрировать журнал,
Д) интересно иллюстрировать.

16. Укажите словосочетание с наречием:
А) зимнее утро,
Б) наступило утро,
В) рано утром,
Г) дождаться утра,
Д) по утренней дороге.

17. От каких прилагательных нельзя образовать наречия, имеющие степени сравнения:
А) плохой, хороший,
Б) городской, звериный,
В) сильный, свирепый,
Г) красивый, наивный,
Д) зеленый, длинный.

18. Укажите наречие с буквой –о на конце:
А) сначал.. скажи,
Б) раскалить докрасн..,
В) издавн... повелось,
Г) начист.. вымыть,
Д) слев.. от нас.

19. Выберите вариант с приставкой НЕ- в наречиях:
А) н..чуть не тревожиться,
Б) н..откуда не получать писем,
В) н..где разместить,
Г) н..мало не беспокоиться,
Д) н..сколько не волноваться.

20. В каком варианте наречие с НЕ пишется раздельно?
А) отнюдь (не)весело,
Б) поступить крайне (не)осторожно,
В) расположились (не)далеко,
Г) (не)стерпимо больно,
Д) (не)зачем так кричать.
Ответы

1 В
2 Д
3 А
4 В
5 В
6 В
7 А
8 В
9 В
10 Б
11 Г
12 Б
13 Б
14 В
15 Д
16 В
17 Б
18 Г
19 В
20 А

I вариант

1. Укажите неверное утверждение.

А) Наречие обозначает признак действия или признак другого признака.

Б) В предложении наречие обычно является обстоятельством.

В) Неизменяемость – главный морфологический признак наречия.

Г) Чаще всего наречие относится к существительному.

А) в пустую комнату, в пустой комнате

Б) по весеннему лесу, в весенний день

В) разговаривать впустую , теплый по-весеннему

Г) медленный полет, по медленному поезду

Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе этот по-летнему теплый день.

А) говорила, теплый, бабушка

Б) представлял, этот, себе

В) певуче, день, я

Г) певуче, ясно, по-летнему

4. На какие вопросы отвечают наречия меры и степени?

А) где? куда? откуда?

Б) сколько? в какой степени? насколько?

В) как? каким образом?

Г) почему? отчего? по какой причине?

А) вовремя, навстречу, издалека

Б) втрое, поодиночке, назло

В) сгоряча, сослепу, напоказ

Г) вниз, слева, невдалеке

6. Найдите наречие в сравнительной степени.

А) бежал быстрее всех

Б) прыгнул выше всех

В) крикнул громче всех

Г) проснулся раньше

А) Можно посидеть еще крошечку .

Б) Птичка склевала последнюю крошечку .

В) Тепло в доме нужно беречь.

Г) Всем было тепло .

Д) Зло необходимо искоренить.

Е) Он зло посмотрел на меня.

А) Праздник стал веселее.

Б) После каникул он смотрит веселее.

В) Наш дом выше соседнего.

Г) Прыгнуть выше головы.

II. Запишите ответ словами.

Медленно, вразвалочку, пешком, сгоряча, весело, назло, удивительно, нараспашку, вмиг, туманно, по-летнему, наедине, впустую, сдуру, сослепу

2. Разберите наречия по составу, укажите их способ словообразования .

Медленно, сгоряча, вмиг

хорошо, поразительно, понятно

А) состояние человека;

Контрольная работа по теме «Наречие»

II вариант

I. Запишите правильный вариант ответа

1. Укажите верное утверждение.

А) В предложении наречие обычно является сказуемым.

В) Наречие обозначает признак предмета по действию.

Г) Наречие относится к существительному.

2. В каком ряду все выделенные слова являются наречиями?

А) по осенней дороге, в осеннем лесу

В) беззаботный вид, жить без забот

Г) прыгнуть от радости, шел вприпрыжку

3. Найдите наречия в предложении:

Я докрепка запомнил и усвоил те уроки, которые часто и сурово преподносила нам жизнь.

А) запомнил, преподносила, я

Б) уроки, которые, мне

В) те, жизнь, усвоил

Г) докрепка, часто, сурово

4. На какие вопросы отвечают наречия образа и способа действия?

А) где? куда? откуда?

Б) зачем? для чего? с какой целью?

В) как? каким образом?

Г) когда? как долго?

5. В каком ряду все наречия являются наречиями причины и цели?

А) вбок, вправо, вниз

Б) потому, напоказ, поневоле

В) исподтишка, исподлобья, тихо

6. Найдите наречие в превосходной степени.

А) учился лучше всех

Б) посмотрел выше

В) спел громче

Г) взглянул строго

7. Определите, в каких примерах употреблено наречие.

А) В доме уютно .

Б) Мы уютно расположились на диване.

В) В начале пути рюкзак казался легким.

Г) Вначале я ничего не понял.

Д) Повернулся набок.

Е) На бок ремня он повесил фляжку.

8. В каких предложениях употреблено наречие в сравнительной степени?

А) Спортсмен прыгнул выше планки.

Б) Это дерево выше.

В) Это строение ниже предыдущего.

Г) Тучи опускаются все ниже.

II. Запишите ответ словами.

1. Определите разряды наречий (наречия выписать в тетрадь).

Хорошо, по-весеннему, чуть-чуть, немного, многовато, затем, на смех, нарочно, удивительно, поразительно, быстро, понятно, навыпуск, затемно.

2. Разберите наречия по составу, укажите их способ словообразования.

Немного, быстро, затемно

3. Образовать все возможные степени сравнения от наречий

медленно, весело, удивительно

4. Приведите пример слов категории состояния, которые бы обозначали:

А) состояние человека;

Б) состояние окружающей среды.

III. Выписать из текста словосочетания НАРЕЧИЕ + ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО, задать вопрос, наречие подчеркнуть как член предложения.

Песня начиналась неожиданно, как будто она рождалась где-то на небесах. Певуче разливалась мелодия, на душе становилось легко и хорошо, а глазам – горячо от подступающих слез. То свежо веяло степным воздухом, то зловеще сгущались тучи, то легкие облака двигались в такт песне, и это заставляло петь еще и еще. Волей-неволей песня вливалась в душу, глаза распахивались по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно в детстве. Мелодия поднималась вверх, ввысь, уносилась вдаль, и не было ей ни конца, ни начала.

В произношении наречие совпадает с краткими формами прилагательных и причастий. Различить значение и правописание этих слов можно, выяснив их роль в предложении . Рассуждать следует по схеме:

1) если слово в предложении являетсяобстоятельством образа действия, относится кглаголу , то это наречие , в котором пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано;

2) если слово в предложении является сказуемым , то это:

а) краткое причастие (заменяется глаголом , всегда пишется одно Н);

б) краткое прил. (заменяется прил. в полной форме. В нем пишется столько Н, сколько в полном).

Например:

1. Он слушал сосредоточенно .

Слушал как? - обстоятельство образа действия, относится к глаголу, можно заменить другим наречием (внимательно ). Следовательно, это наречие, в котором пишется столько н, сколько в слове сосредоточенн ый.

2. Лица у всех были сосредоточенны.

Сосредоточенны - сказуемое, его можно заменить полным прилагательным сосредоточенные , следовательно, это краткое прилагательное, в нем пишется столько н, сколько в полном.

3. Войска были сосредоточены на равнине.

Сосредоточены - можно заменить глаголом сосредоточили , следовательно, это краткое причастие, в котором пишется одна буква Н.

90. Вставьте пропущенные буквы.

1. Оратор говорил убеждё...о.

2. Большинство было убежде...о в его правоте.

3. Слушали удивлё...о.

4. Собрание удивле...о.

5. Говорили обоснова...о.

6. Заявление было обоснова...о.

7. Провели собрание организова...о.

8. Мероприятие организова...о школой.

9. Поведение её было стра...о.

10. Звуки падающих капель стра...о сливались со звуком часов.



11. Все были увере...ы, что с работой справятся.

12. Сейчас он делал это увере…о.

13. Мальчик рассея...о смотрел по сторонам.

14. Войско противника рассея...о.

15. Сегодня она рассея...а и невнимательна.

91. Спишите, обозначьте орфограммы.

Море взволнова…о. Охотник взволнова…о рассказывал о встрече с медведем. Дитя испуга…о неожиданным выстрелом. Ребёнок испуга…о вскрикнул. Всё в этом деле взвеше…о и обдума…о. Докладчик отвечал на вопросы не спеша, обдума…о. Выступление было организова…о драматическим кружком. Выступление прошло очень организова…о. Мой товарищ – всесторо…е развитой человек. У разброса…ых вагонов, где време…о жили рабочие, копаются в песке дети. Я очень ветре…о, быть может, поступила.

Мягкий знак на конце наречий

После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак: прочь, невмочь, точь-в-точь.

Исключения: уж, замуж, невтерпеж

92. Вставьте, где необходимо, мягкий знак.

1. Я открываю настеж(?) окно.

2. Деревья были сплош(?) в траве.

3. Я лежал навзнич(?) в траве.

4. От сильного зноя становилось невтерпёж(?).

5. Лошади пронеслись вскач(?).

6. Все побежали проч(?).

7. Он говорил точ(?)-в-точ(?) так же.

8. Дочери её вышли замуж(?).

9. Вот уж(?) песнь заводит песенник лихой.

10. Лиш(?) он один остался в доме.

11. Луч(?) солнца выглянул из-за туч(?).

12. Кругом тиш(?), только слышно, как шумит камыш(?).

13. Хорош(?) лес зимой.

14. Мороз жгуч(?), воздух свеж(?).

15. Глядиш(?) и не знаеш(?), кто перед тобой.

16. Увелич(?) число.

17. Матушка-рож(?) кормит всех сплош(?).

Синтаксическая роль наречий

Наречие сочетается с другими знаменательными частями речи по способу примыкания.

В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами, определениями, именной частью составного именного сказуемого.

Издалека доносилась песня.

По утрам он любил яйца всмятку и кофе по-ирландски.

Пальто тебе впору (сост. именное сказуемое).

Тест. Вариант 1

Укажите неверное утверждение.

а) наречие обозначает признак действия

б) неизменяемость - главный морфологический признак наречия

в) чаще всего наречие относится к существительному

В каком ряду все выделенные слова являются наречиями?

а) в пустую комнату, в пустой комнате, разговаривать впустую

б) по весеннему лесу, в весенний день, солнечно по-весеннему

в) разговаривать впустую, теплый по-весеннему, шел медленно

3. Укажите наречия в предложении:

Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе этот по-летнему теплый день.

а) говорила, теплый, бабушка

б) представлял, этот, себе

в) певуче, ясно, по-летнему

4. На какие вопросы отвечают наречия места?

а) где? куда? откуда?

б) сколько? каков?

в) что сделав? что делая?

В каком ряду все наречия являются наречиями причины и цели?

а) вовремя, навстречу, издалека

б) втрое, поодиночке, назло

в) сгоряча, сослепу, напоказ

В каком ряду все наречия являются наречиями места?

а) быстро, медленно, слишком

б) радостно, впереди, налево

в) внизу, издали, впереди

Найдите наречие в форме простой сравнительной степени.

а) бежал быстрее всех

б) прыгнул выше всех

в) проснуться раньше

Найдите наречие в форме составной сравнительной степени.

а) нарисовал лучше всех

б) нарисовал лучше

в) приехал издалека

а) (на)память, (на)зло, (с)размаху

б) (без) оглядки, (без)устали, (до)востребования

в) (в)развалку, (на)выпуск, (с)лева

В каком ряду все наречия пишутся с НЕ слитно?

б) (не)плохо танцевать, (не)весело, а грустно

в) (не)лепо двигаться, говорить (не)искренне

а) налев..

б) горяч..

в) дочист..

В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -А?

а) засветл.., направ.., дочист..

б) досух.., справ.., издавн..

в) справ.., надолг.., влев..

В каком ряду во всех наречиях после шипящих пишется О?

а) неуклюж.., трескуч.., свеж..

б) блестящ.., колюч.., ужасающ..

в) горяч.., свеж.., хорош..

а) (во)все, (по)немецки, (из)далека

б) когда(нибудь), (по)другому, (в)десятых

в) (по)минутно, (ни)чего, (по)пусту

В каком ряду во всех наречиях пишется НЕ?

а) н..где не отдыхал, н..где прилечь

б) н..куда пойти, н..куда не пошел

в) н..где остановиться, н..куда поставить

В каком ряду все слова являются отрицательными наречиями?

а) никак, нимало, куда

б) негде, некогда, ниоткуда

в) ни у кого, нимало, откуда

В каком ряду (или рядах) во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

а) береч.., настеж.., брош..

б) чувствует.., хорош.., молодЁж..

в) наотмаш.., проч.., вскач..

В каком ряду все наречия пишутся раздельно?

а) (на)лету, (на)миг, (до)отвала

б) (в)тупик, (на)тощак, (не)чаянно

в) (на)радостях, (под)мышкой, (до)суха

В каком ряду все наречия пишутся с НЕ раздельно?

а) (не)уклюже, (не)по-дружески

б) (не)тепло, а холодно, говорил (не)громко

в) ничуть (не)весело, (не)глубоко, а мелко

В каких наречиях пишется Н?

а) говорил тума..о

б) лаять беше..о

в) смотреть удивле..о

Ответы:

  1. б 11. в
  2. в 12. б
  3. в 13. в
  4. а 14. б
  5. в 15. в
  6. в 16. б
  7. в 17. а, в
  8. а 18. а
  9. б 19. в
  10. в 20. а, в

«5» - 17-20 баллов

«4» – 14-16 баллов

«3» - 9-13 баллов

«2» – 0-8 баллов

Вариант 2

В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -О?

а) страшн.., напевн.., свеж..

б) сгоряч.., дочист.., доверчив..

в) чист.., докрасн.., отличн..

В каком ряду во всех наречиях на месте пропуска пишется Е?

а) певуч.., горяч.., ещ..

б) испытующ.., убаюкивающ.., зловещ..

в) свеж.., угрожающ.., умоляющ..

В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) крест(на)крест, (на)последок, (в)смятку

б) (без)оглядки, (по)временам, куда(то)

в) (по)турецки, (по)прежнему, (кое)где

В каком ряду все наречия пишутся с НИ?

а) н..куда не поехал, н...откуда не взял

б) н..когда написать, н..где не получил

в) н..где взять, н..куда пойти

В каком ряду употреблены только отрицательные наречия?

а) ни к кому, не от чего, ничем

б) никуда, некуда, нигде

в) ниоткуда, никого, ни от кого

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

а) навзнич.., сплош.., настеж..

б) невтерпеж.., стереч.., горяч..

в) кирпич.., роскош.., нет рощ...

I – Значение и разряды наречий.
1. Наречие – это:
А) Особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
В) Часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество, но не называет их.
С) Часть речи, которая обозначает признак предмета.
D) Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия, признак признака.
Е) Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию.
Правильный ответ: D.
2. Укажите слово, не являющееся наречием.
А) Ниоткуда.
В) Никуда.
С) Ничей.
D) Никогда.
Е) Нигде.
Правильный ответ: С.
3. Укажите предложение с наречием.
А) Родина для меня дороже всего на свете.
В) Человеческое слово острее стрелы.
С) Здоровье дороже золота.
D) И работа спорится лучше, когда мы вместе.
Е) Сестра моложе брата на пять лет.
Правильный ответ: D.
4. Укажите предложение с наречием.
А) Отец старше матери на два года.
В) Дождливое лето хуже осени.
С) После работы отдых приятнее.
D) Здоровье дороже золота.
Е) Ты мог выполнить эту работу лучше.
Правильный ответ: Е.
5. Укажите часть речи, не являющаяся наречием.
А) Навзнич..
В) Сплош..
С) Настеж..
D) Вскач..
Е) Дрож..
Правильный ответ: Е.
6. Укажите часть речи, не являющуюся наречием.
А) Невмоч..
В) Вскач..
С) Бреш..
D) Настеж..
Е) Наотмаш..
Правильный ответ: С.
7. Укажите предложение с наречием.
А) Пятый день несло непроглядной вьюгой.
В) Перед сумерками, короткими по-осеннему, с бугра съехали двое конных.
С) Меруерт смотрела на него, не понимая, нахмурив брови.
D) Он начал говорить, пересилив волнение.
Е) Мой сосед-художник пригласил меня на свою выставку.
Правильный ответ: В.
8. Укажите наречие, имеющее значение цели.
А) Широко.
В) Неистово.
С) Твёрдо.
D) Яростно.
Е) Назло.
Правильный ответ: Е.
9. Укажите наречие:
А) Кое-как.
В) Куда-то.
С) Кто-нибудь.
D) Что-то.
Е) Какой-либо.
Правильный ответ: В.
10. Укажите предложение, в котором есть наречие образа действия.
А) Нигде не видно ни огонька.
В) Никогда не говори неправду.
С) Разошлись все затемно.
D) Справа послышался шорох.
Е) Оратор говорил взволнованно.
Правильный ответ: Е.
11. Укажите словосочетание с наречием места.
А) Поступать по совести.
В) На миг остановиться.
С) Отвечать твёрдо.
D) Остановить на скаку.
Е) Находиться вблизи.
Правильный ответ: Е.
12. В данных словосочетаниях укажите наречие аремени.
А) Слишком разочароваться.
В) Слегка исправить.
С) Дважды потерять.
D) Иногда вспоминать.
Е) Очень переживать.
Правильный ответ: D.
13. Укажите наречие:
А) Никто.
В) Никому.
С) Ни с кем.
D) Нигде.
Е) Никакой.
Правильный ответ: D.
14. Укажите словосочетание с наречием цели.
А) Нечаянно сломать.
В) Обидно пошутить.
С) Смотреть холодно.
D) Накалить докрасна.
Е) Сделать назло.
Правильный ответ: Е.
15. Укажите предложение с наречием.
А) Небо украшено узорами звёзд.
В) Слушали докладчика заинтересованно.
С) Общество заинтересовано в строительстве железной дороги в этом районе.
D) Население предупреждено о возможности наводнения.
Е) Время стоянки было сокращено.
Правильный ответ: В.
16. Укажите ряд наречий глагольного происхождения.
А) Зимой, вниз, дотла.
В) Светло, нарочно.
С) Медленно, героически, по-лисьи.
D) Дважды, навстречу, наедине.
Е) Нехотя, умеючи, волнующе. Правильный ответ: Е.
17. Укажите предложение с наречием причины.
А) Он выглядел моложе своей жены.
В) Сделано это было нарочно.
С) После происшедшего поневоле пришлось изменить маршрут.
D) Всё медленнее проходило солнце свой дневной путь, теплее становился воздух.
Е) Гвоздь забить несложно.
Правильный ответ: С.
18. Укажите наречие цели.
А) Зачем, зачем ты это сделал.
В) Не очень-то рыболовы нас обрадовали.
С) Кое-кто попадается на удочку, перепутав змею с ужом сгоряча или сослепу.
D) Три дня ехали очень медленно.
Е) Говорите тише, шёпотом.
Правильный ответ: А.
19.Укажите предложение, в котором наречие примыкает к глаголу.
А) Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли!
В) Он (луч) падал на недавно крашенные стены, увешанные картинками.
С) В распахнутое настежь оконце врывается росистая свежесть ранних цветов черешен.
D) Низенький домишко, сгорбившись, уходит в землю.
Е) Первый луч солнца через неплотно притворённые ставни золотил изразцовую печь.
Правильный ответ: А.
20. Укажите наречие, распространяющее причастие.
А) На старом, почти развалившемся бочонке сидит огромная зелёная лягушка.
В) Она, зорко следя за солнечными зайчиками, прыгает на серо-зелёные дощатые ступеньки купальни.
С) Закрытые шлюзы небольшой мельницы подняли воды речонки, образовав довольно неширокий затон.
D) По деревянным ступенькам, прогнившим от времени, спускаешься к речке.
Е) В зеленоватой прозрачной воде неторопливо проходят стайки серебряной рыбёшки.
Правильный ответ: А.
21. Наречие распространяет деепричастие в предложении:
А) Навстречу ей несётся звонкое щебетанье дроздов.
В) О чём она только так настойчиво трещит!
С) Постепенно, нарастая, разноголосый птичий гомон наполняет сад.
D) Невольно задевая ветку орешника, садится на верхушку сине-зелёный молоденькой ели болтливая сорока.
Е) Буйно цветёт сирень, как бы торопясь своей бело-лиловой роскошью прикрыть убогий сарай.
Правильный ответ: D.
22. Укажите вариант, в котором части сложного предложения связаны с помощью наречия.
А) Скоро он привык к своему новому положению, а вот к болезни привыкнуть не мог.
В) До войны он никогда не оставался надолго наедине с природой, и вначале она как-то смущала его.
С) Птицы, изгнанные войной из родных краёв, залетели в этот сад, здесь они объединились с другими птицами в одну стаю.
D) Птицы перестали как-то бояться его: он красиво присвистывал и кормил их крошками.
Е) Изредка появлялись и такие птицы, в которых он признавал инвалидов.
Правильный ответ: С.
23. Укажите наречие в форме сравнительной степени.
А) Мороз всё крепче.
В) День стал длиннее.
С) Этот путь короче.
D) Это озеро глубже.
Е) Живётся труднее.
Правильный ответ: Е.
24. Укажите, в каком примере употреблено наречие.
А) Раздался тихий шорох.
В) Озеро велико.
С) Мал золотник да дорог.
D) Говорите спокойно.
Е) Уйти в конец переулка.
Правильный ответ: D.
25. Укажите словосочетание с наречием времени.
А) Проснуться днём.
В) Повторить дважды.
С) Разбить вдребезги.
D) Стоять позади.
Е) Наткнуться сослепу.
Правильный ответ: А.
26. Укажите словосочетание с наречием места.
А) Переписать набело.
В) Делать хорошо.
С) Поднялись справа и слева.
D) Вернулся вчера.
Е) Думать медленно.
Правильный ответ: С.
27. Укажите словосочетание с наречием причины.
А) Встать рано.
В) Находиться вблизи.
С) Заболеть зимой.
D) Не заметить сгоряча.
Е) Говорить по-русски.
Правильный ответ: D.
28. Укажите словосочетание с наречием цели.
А) Сделать нарочно.
В) Появиться вдруг.
С) Приходи сейчас.
D) Уйти накануне.
Е) Слушать внимательно.
Правильный ответ: А.
29. Укажите словосочетание с наречием меры и степени.
А) Совершенно развалиться.
В) Предупредить по-дружески.
С) Слышится вдали.
D) Наблюдать издали.
Е) Прийти поневоле.
Правильный ответ: А.
30. Укажите пример с наречием в форме превосходной степени.
А) Уж реже солнышко блистало.
В) При Лидии Макаров говорил громче, увереннее.
С) Поклонитесь от меня Алёне Дмитриевне,
Закажите ей меньше печалиться.
D) Собаки залаяли громче и дружнее.
Е) Всех выше нос и плечи поднимал вошедший с нею генерал.
Правильный ответ: Е.
31. Укажите отрицательные наречия.
А) Прочь, вправо, сюда.
В) Нарочно, сослепу, вкратце.
С) Нигде, никуда, никогда.
D) Поневоле, недаром, затем.
Е) Поневоле, весною, смолоду.
Правильный ответ: С.
32. Укажите предложение, в котором наречие обозначает образ действия.
А) Сегодня целый день играет в траве последний мотылёк.
В) Утром пошла в библиотеку.
С) Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел.
D) Смотрит весело лес из-под чёрных кудрей.
Е) Я останусь здесь.
Правильный ответ: D.
33. Укажите предложение с наречием степени.
А) Южное небо совершенно чисто.
В) Студёные капли дождя пустились бегущим вдогонку.
С) Ах ты, мерзкое стекло, это врешь ты мне назло.
D) Он твёрдо стоял на узкой доске.
Е) Ещё вчера я слышала зту историю.
Правильный ответ: А.
34. Укажите предложение, в котором наречие обозначает место.
А) Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд.
В) Поутру вчера дождь в стёкла окон стучал.
С) Белый снег кругом.
D) И светло, морозно, вкусно заскрипел капустный лист.
Е) Всё слышит хорошо, но очень скупа на слова.
Правильный ответ: С.
35. Укажите предложение с наречием цели.
А) Он ловко спрыгнул с лестницы.
В) Какой-то жук больно ударил меня в лицо.
С) Посиди чуть-чуть в кабинете.
D) Ах ты, мерзкое стекло, это врёшь ты мне назло.
Е) По телефону день-деньской нельзя к нам дозвониться.
Правильный ответ: D.
36. Укажите предложение с наречием причины.
А) Ягнёнок сдуру, надевши волчью шкуру, пошёл по стаду в ней гулять.
В) Скоро стало жарко.
С) Иногда деревья расступались, открывая полянки.
D) Все цветы на лугу пахнут по-разному.
Е) Хорошо бродить по осеннему лесу.
Правильный ответ: А.
37. Укажите значение наречий.
Издали, здесь, впереди, всюду.
А) Места.
В) Причины.
С) Образа действия.
D) Цели.
Е) Времени.
Правильный ответ: А.
38. Укажите наречия со значением времени.
А) Вечером, недавно, раньше.
В) Кое-как, бережно, еле-еле.
С) Ползком, врукопашную, почти.
D) Трепетно, весело, чересчур.
Е) На ощупь, насухо, очень.
Правильный ответ: А.
39. Укажите наречие меры и степени.
А) Спросонья, впереди.
В) Слегка, едва, чересчур.
С) Дружно, утром, всегда.
D) Нарочно, назад, сгоряча.
Е) Рано, оттуда, назло.
Правильный ответ: В.
40. Укажите наречие, которое употреблено в форме превосходной степени.
А) Зачирикал воробей веселей на крыше.
В) Немало я дум передумал с друзьями в далёком краю.
С) Горы вдали белы.
D) Отчего нам этот край дороже?
Е) И всё же орешник всех раньше цветёт.
Правильный ответ: Е.
41. Определите словосочетание по схеме «деепричастие+наречие».
А) как-то особенно.
В) восходя выше.
С) по-новому красивый.
D) люблю особенно
Е) взгляд исподлобья
Правильный ответ: В.
42. Определите наречие образа действия.
А) говорить громко
В) приеду поздно
С) находиться внизу
D) уронил нарочно
Е) встал рано
Правильный ответ: А.
43. Подчёркнутое наречие обозначает:
А гром вдали гремит раскатом.
А) меру
В) цель
С) время
D) место
Е) причину
Правильный ответ: D.
44. Определите наречие, которое обозначает признак другого признака.
А) Живите дружно
В) Рубашка навыпуск.
С) Море глухо роптало.
D) Весьма спорный вопрос.
Е) Кофе по-турецки.
Правильный ответ: D.
45. Определите вариант с наречием, которое обозначает признак действия.
А) Движение вперёд.
В) Прогулка пешком.
С) Слишком мало.
D) Волны бились о берег бешено и гневно.
Е) Очень высокое дерево.
Правильный ответ: D.
46. Слитно пишутся наречия.
А) (Во)первых, (по)весеннему, (в)потьмах.
В) (Во)вторых, (по)людски, (по)двое.
С) (В)пятых, (по)медвежьи, (по)старинке.
D) (В)десятых, (по)ребячьи, (по)старинке.
Е) (В)тридорога, в(расплох), (по)малу.
Правильный ответ: Е.
47. Укажите слитное написание наречий.
А) (В)первые, (по)напрасну, (в)трое.
В) (По)немецки, (по)пустому, (по)совести.
С) (В)попыхах, (в)десятых, (в)бегах.
D) По(двое), (в)пятеро, (по)настоящему.
Е) (По)напрасну, (по)домашнему, (по)трое.
Правильный ответ: А.
48. Укажите раздельное написание наречий.
А) (В)тридорога, в(расплох), (в)первые.
В) (Во)первых, (во)вторых, (в)третьих.
С) (По)малу, (по)напрасну, (по)долгу.
D) (В)попыхах, (в)потьмах, (в)троём.
Е) (В)потёмках, (по)двое, (по)совести.
Правильный ответ: Е.
49. Укажите раздельное написание наречий.
А) (По)очерёдно, (по)пусту, (по)весеннему.
В) (По)ребячьи, (по)щёгольски, (по)хорошему.
С) (По)нарошку, (по)одиночке, (по)полудни.
D)(По)старинке, по(трое), (в)одиночку.
Е) (По)нашему, (по)немецки, (по)пустому.
Правильный ответ: D.
50. Укажите, какой частью речи является выделенное слово в словосочетании:
Преодолеть впервые.
А) Именем прилагательным.
В) Наречием.
С) Местоимением.
D) Именем существительным.
Е) Именем числительным.
Правильный ответ: В.
51. Укажите наречия образа действия.
А) Быстро, верхом, вдруг.
В) Слишком, надвое, очень.
С) Нарочно, назло, незачем.
D) Вчера, утром, днём.
Е) Вверх, вниз, всюду.
Правильный ответ: А.
52. Наречия – это:
А) Неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия.
В) Слова, которые указывают на предмет, лицо, признак.
С) Форма глагола, способная изменяться.
D) Изменяемая часть речи.
Е) Неизменяемая форма глагола, которая в предложении обозначает добавочное действие.
Правильный ответ: А.
53. Наречие – это:
А) Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
В) Самостоятельная чась речи, которая обозначает действие предмета.
С) Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия.
D) Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает предмет.
Е) Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
Правильный ответ: С.
54. Укажите словосочетание с наречиями.
А) По твоему заданию, по вашему району.
В) По моему упражнению, по нашему городу.
С) По своему усмотрению, по моей просьбе.
D) Плавать по-моему, сделать по-твоему.
Е) По своему компасу, по иному пути.


86. Раскройте скобки , обозначьте орфограммы.
(По) моему, (по) медвежьи, (по) многу, (по) напрасну, (по) нарошку, (по) наслышке, (по) настоящему, (по) началу, (по) нашему, (по) неволе, (по) немногу, (по) низу, (по) нынешнему, (по) осеннему, (по) очередно, (по) полудни, (по) прежнему , (по) пустому, (по) пусту, (по) ребячьи, (по) свойски, (по) середине, (по) справедливому, (по) старинному, (по) старому, (по) скольку, (по) человечески.

(В) восьмером, (в) двое, (в) девятеро, (в) девятых, (в) десятых, (во) вторых, (во) первых, (в) одиночку, (в) первые, (в) пятеро, (в) пятых, (в) седьмых, (в) третьих, (в) трое, (в) троём,

(в) четверо, (в) четвером, (в) четвёртых, (в) шестеро, (в) шестером, (в) шестых, (на) трое,

в) проснуться раньше


8. Найдите наречие в форме составной сравнительной степени.

а) нарисовал лучше всех

б) нарисовал лучше

в) приехал издалека


9. В каком ряду все наречия пишутся раздельно?

а) (на)память, (на)зло, (с)размаху

б) (без) оглядки, (без)устали, (до)востребования

в) (в)развалку, (на)выпуск, (с)лева


10. В каком ряду все наречия пишутся с НЕ слитно?

б) (не)плохо танцевать, (не)весело, а грустно

в) (не)лепо двигаться, говорить (не)искренне


11. В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -А?

а) налев..

б) горяч..

в) дочист..


12. В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -А?

а) засветл.., направ.., дочист..

б) досух.., справ.., издавн..

в) справ.., надолг.., влев..


13. В каком ряду во всех наречиях после шипящих пишется О?

а) неуклюж.., трескуч.., свеж..

б) блестящ.., колюч.., ужасающ..

в) горяч.., свеж.., хорош..


14. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) (во)все, (по)немецки, (из)далека

б) когда(нибудь), (по)другому, (в)десятых

в) (по)минутно, (ни)чего, (по)пусту


15. В каком ряду во всех наречиях пишется НЕ?

а) н..где не отдыхал , н..где прилечь

б) н..куда пойти, н..куда не пошел

в) н..где остановиться, н..куда поставить


16. В каком ряду все слова являются отрицательными наречиями?

а) никак, нимало, куда

б) негде, некогда, ниоткуда

в) ни у кого, нимало, откуда


17. В каком ряду (или рядах) во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

а) береч.., настеж.., брош..

б) чувствует.., хорош.., молодЁж..

в) наотмаш.., проч.., вскач..


18. В каком ряду все наречия пишутся раздельно?

а) (на)лету, (на)миг, (до)отвала

б) (в)тупик, (на)тощак, (не)чаянно

в) (на)радостях, (под)мышкой, (до)суха


19. В каком ряду все наречия пишутся с НЕ раздельно?

а) (не)уклюже, (не)по-дружески

б) (не)тепло, а холодно, говорил (не)громко

в) ничуть (не)весело, (не)глубоко, а мелко


20. В каких наречиях пишется Н?

а) говорил тума..о

б) лаять беше..о

в) смотреть удивле..о


Ответы:

  1. б 11. в

  2. в 12. б

  3. в 13. в

  4. а 14. б

  5. в 15. в

  6. в 16. б

  7. в 17. а, в

  8. а 18. а

  9. б 19. в

  10. в 20. а, в

«5» - 17-20 баллов

«4» – 14-16 баллов

«3» - 9-13 баллов

«2» – 0-8 баллов
Вариант 2

1. В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -О?

а) страшн.., напевн.., свеж..

б) сгоряч.., дочист.., доверчив..

в) чист.., докрасн.., отличн..

2. В каком ряду во всех наречиях на месте пропуска пишется Е?

а) певуч.., горяч.., ещ..

б) испытующ.., убаюкивающ.., зловещ..

в) свеж.., угрожающ.., умоляющ..


3. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) крест(на)крест, (на)последок, (в)смятку

б) (без)оглядки, (по)временам, куда(то)

в) (по)турецки, (по)прежнему, (кое)где


4. В каком ряду все наречия пишутся с НИ?

а) н..куда не поехал, н...откуда не взял

б) н..когда написать , н..где не получил

в) н..где взять, н..куда пойти


5. В каком ряду употреблены только отрицательные наречия?

а) ни к кому, не от чего, ничем

б) никуда, некуда, нигде

в) ниоткуда, никого, ни от кого


6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

а) навзнич.., сплош.., настеж..

б) невтерпеж.., стереч.., горяч..

в) кирпич.., роскош.., нет рощ...


7. Укажите предложение, в котором нет наречий.

а) Весеннее солнце грело нежарко, и каждый листик и травка насквозь светились под веселым лучом.

б) Прорвался печальный луч , бледный и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным.

в) Туман исчезает, уступая неодолимой силе солнечных лучей.


8. Укажите предложение, в котором есть наречие в форме сравнительной степени.

а) Но однажды поутру прискакала кенгуру, увидала усача, закричала сгоряча.

б) Быть может, уж недолго мне в изгнанье мирном оставаться, вздыхать о милой старине.

в) Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет , колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут.


9. В каком словосочетании наречие с НЕ пишется раздельно?

а) объяснял (не)понятно

б) выглядел ничуть (не)красиво

в) написал (не)брежно


10. В каком предложении выделенное слово является наречием?

а) (С)начала урока и до конца его ученики должны быть внимательны.

б) (С)начала подумай, потом говори.

в) (С)начала занятия прошло десять минут.

11. Составьте словосочетания или предложения со следующими словами: Не ясно-неясно. Не хорошо-нехорошо.

12. Укажите, в каких предложениях НЕ с наречиями пишется слитно.


  1. Жадно и (не)торопливо девушка посмотрела на ясное небо.

  2. Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.

  3. День выдался (не)по-зимнему теплый.

  4. На свете чудеса рассеяны повсюду, да (не)везде их всякий примечал.

  5. Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.

  6. Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.

  7. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.

  8. Природа (не)слышно живет вокруг нас.

  9. Высокие стебельки травы стояли (не)подвижно, как очарованные.
13. Укажите предложения, в которых не пишется мягкий знак.
1. Я открываю настеж(?) окно.

2. Деревья были сплош(?) в траве.

3. Я лежал навзнич(?) в траве.

4. От сильного зноя становилось невтерпёж(?).

5. Лошади пронеслись вскач(?).

6. Все побежали проч(?).

7. Он говорил точ(?)-в-точ(?) так же.

8. Дочери её вышли замуж(?).

9. Вот уж(?) песнь заводит песенник лихой.

10. Лиш(?) он один остался в доме.

11. Луч(?) солнца выглянул из-за туч(?).

12. Кругом тиш(?), только слышно, как шумит камыш(?).

13. Хорош(?) лес зимой.

14. Мороз жгуч(?), воздух свеж(?).

15. Глядиш(?) и не знаеш(?), кто перед тобой.

16. Увелич(?) число.

17. Матушка-рож(?) кормит всех сплош(?).
14. Укажите наречия в которых пишется Н.


  1. Испуга_о 10. искаже_о

  2. отчая_о 11. рассерже_о

  3. организова_ о 12. обдума_о

  4. попар_о 13. надума_о

  5. озор_о 14. несомне_о

  6. звуч_о 15. бесшум_о

  7. зауче_о 16. собра_о

  8. притвор_о 17. растеря_о

  9. тума_о 18. огорче_о

Ответы:


  1. а 8. в

  2. б 9. б

  3. в 10. б

  4. а 11. 1, 5, 6, 8, 9

  5. б 12. 4, 8, 9, 11, 13, 14

  6. а 13. 4, 8,9, 11, 12

  7. в 14. 4, 5, 6, 8, 15

«5» - 12-14 баллов, «4» – 9-11 баллов, «3» - 7-8 баллов, «2» – 0-6 баллов

Как часть речи категория состояния оформилась сравнительно недавно. Впервые о ней упомянул Л.В. Щерба в статье «О частях речи в русском языке» (1928). Ряд учёных вслед за Виноградовым определяли категорию состояния как особую часть речи. Однако в академической «Русской грамматике» 1980 года она в качестве самостоятельной части речи не рассматривалась.

В совр. русском языке категория состояния признаётся не всеми лингвистами как самостоятельная часть речи. Кроме того, те учёные, которые признают существование этой части речи , по-разному определяют её состав и грамматические свойства.

обидно, горько, стыдно


состояние природы –

Было душно, жарко, шумно.


отношение к действию –

хорошо, прелестно, здорово


Отвечают на вопросы: как? каково?

Имеют следующие признаки:

являются сказуемым в предложении без подлежащего (часто в сочетании с глаголами быть, стать, оказаться и др.): Одному всегда плохо. Больному было душно.

не изменяются

Слова категории состояния на -о, образованные от качественных прилагательных, могут образовывать формы степеней сравнения: Тоскливее, печальнее становилось на душе.

Морфемные признаки: большинство слов категории состояния имеет суффикс -о.

Многие слова категории состояния являются бывшими сущ.: грех, стыд и другие (Неохота уходить ). Кроме слов на -о , в категории состояния есть такие модальные слова, как нельзя, жаль и т. п.


93. 1. Прочитайте текст. Подумайте, какие чувства переданы в отрывке из рассказа А.П. Чехова.
Я отпер дверь и вошел в свою комнату. В моем скромном жилище было темно. В печи плакал ветер и, словно просясь в тепло, постукивал в дверцу отдушника.

Было темно… Я зажег спичку. Неистовый порыв ветра пробежал по кровле дома. Тихий плач обратился в злобный рев. Где-то внизу застучала наполовину сорванная ставня, а дверца моего отдушника жалобно провизжала о помощи…

Было темно… В оконной вентиляции тоскливо жужжал ветер. В печи монотонно насвистывал свою однообразную песню сверчок. Я поспешил зажечь спичку. Но свет не избавил меня от мрачного настроения, а напротив. Страшный, невыразимый ужас овладел мною вновь. Я вскрикнул, пошатнулся и, не чувствуя себя , выбежал вон. (А.П. Чехов)
2. Что помогает передать чувство страха, «невыразимого ужаса»? Какие изобразительно- выразительные средства использует автор? С какой целью?

3. Какое предложение трижды повторяется в тексте? Как вы думаете, почему? Что дает этот троекратный повтор для понимания замысла автора? Какие части речи входят в состав этого предложения? Докажите.

Слова категории состояния омонимичны наречиям и кратким прилагательным.