Болезни Военный билет Призыв

Найти предложения с обращением. Распространенные предложения с обращением: примеры. Использование обращений в художественной литературе

§ 70. Звуки речи, входящие в состав более сложных единиц языка (морфем, слов и др.), при образовании разных грамматических форм или других однокоренных слов могут видоизменяться, заменяться один другим (ср., например, корневые гласные в русских словах: старый старик старина , новый новеть новизна , белый белить беловатый ; конечные согласные корня в таких словах: друг – о друге [ʌdnig"b] – дружок друзья , нога ноге ножка ноженька ; конечные согласные суффикса у существительных: колхозник колхозница , школьник ; согласные в составе префикса у глаголов: открыть [ʌtkrat"] – отбить [ʌdb"ft"] и др. Такое явление называется чередованием звуков, или альтернацией (от лат. alternatio – "чередование, смена"). Чередование обычно определяется как взаимозамена звуков в рамках определенной морфемы.

Сравним подобные определения данного понятия, предлагаемые авторами разных работ: "ЧЕРЕДОВАНИЕ, альтернация, – взаимозамена звуков в пределах одной и той же морфемы в разных словах или словоформах", "взаимозамена звуков в пределах морфемы в разных случаях ее употребления (в составе разных слов или словоформ)", "замена одних звуков другими в одной и той же части слова", происходящая "при образовании и изменении слов".

При таком понимании чередования звуков (или фонем) иногда делается существенное, на наш взгляд, уточнение: чередующиеся звуки "должны занимать одно и то же место (выделено нами. – В. Н.) в составе одной и той же морфемы". Эта мысль подчеркивается и в некоторых дефинициях рассматриваемого понятия; чередование звуков определяется как "смена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления", или: "факт различия звуков, занимающих одно и то же место в звуковой оболочке одной и той же морфемы в разных случаях ее употребления".

Некоторые лингвисты признают чередованием лишь такие взаимозамены звуков в пределах морфемы, которые носят регулярный характер, например: "Под звуковыми чередованиями мы понимаем такую смену звукового состава морфемы, которая имеет регулярный характер и связана с чередованием определенных морфологических позиций". Думается, что такое категорическое утверждение не соответствует действительности. Вряд ли можно признать регулярными взаимозамены согласных в русских словоформах друг друзья, стерегу стеречь, замены нулем звука гласного а в словоформе зайца (ср. заяц), гласного и в словоформе одного (ср. один) и др. Тем не менее подобные явления следует признать именно чередованием звуков. Очевидно, правильнее было бы говорить о разных степенях регулярности чередования звуков, как поступают некоторые лингвисты, в частности, В. А. Виноградов.

Как уже отмечалось, для обозначения рассматриваемого здесь явления, наряду с термином "чередование", употребляется латинский по происхождению термин "альтернация", который удобен тем, что допускает образование производных терминологических наименований, таких, как "альтернант", "альтернационный ряд (звуков, фонем)". Альтернантами называются звуковые единицы ("звуковые величины"), участвующие в чередовании, т.е. звуки, фонемы, иногда – сочетания фонем, заменяющие друг друга при чередовании. Под альтернационным рядом понимается совокупность альтернантов, участвующих в процессе чередования, т.е. сменяющих друг друга в составе определенной морфемы, например, согласные г – г" к – ж – ш в корне следующих слов и словоформ: ног-а, ног-и, ног, нож-ной, нож-ка; м м" мл" в корне: корм корм-ить кормллю.

§ 71. Из приведенных выше (см. § 70) примеров чередования звуков в современном русском языке видно, что в одних случаях взаимозамена звуков связана с определенными фонетическими условиями (ср., например, чередование корневых гласных в словах старый старик старина и др.; чередование согласных корня в словоформах друг друга – о друге, согласных в префиксе глаголов открыть отбить и др.), в других же случаях взаимозамена звуков никак не связана с фонетическими условиями их употребления в современном языке (чередования согласных в словах друг дружок, нога ножка, школьник школьница и др.). На этом основании чередования звуков делятся на два основных типа – чередования фонетические и нефонетические, или фонетически обусловленные и фонетически необусловленные. Первые (чередования фонетические) иногда называются еще позиционными, аллофонемными, живыми. Последние (чередования нефонетические) чаще всего называются историческими, реже – традиционными, непозиционными, фонемными, морфологическими, грамматическими, мертвыми и т.д.

Фонетическими называются такие чередования звуков, которые обусловлены фонетически, зависят от фонетических условий, от фонетического положения, или позиции, в слове (отсюда название "позиционные чередования"). При этом чередуются звуки, относящиеся к одной и той же фонеме, т.е. разные фоны, или аллофоны, аллофонемы данной фонемы (отсюда название "аллофонемные чередования"). Иначе говоря, при фонетическом чередовании "альтернантами являются звуки, взаимно исключающие друг друга в различных фонетических позициях, т.е. принадлежащие одной фонеме". По определению А. А. Реформатского, фонетическими называются такие чередования, при которых "изменение звучания обусловлено позицией и чередуются варианты или вариации одной и той же фонемы, без изменения состава фонем в морфемах".

Фонетические чередования звуков являются результатом изменения фонем, о которых подробно говорилось выше (см. § 67–69). В зависимости от типа позиционных изменений фонем в речевом потоке (изменения собственно позиционные или комбинаторные) среди фонетических чередований звуков различаются собственно позиционные и комбинаторные чередования. По словам М. И. Матусе- вич, фонетические, или живые (по терминологии автора), чередования звуков "зависят от того или иного соседства согласных (комбинаторные чередования ) или же от позиции в слове (позиционные чередования )".

Фонетические чередования широко представлены в современном русском языке, где гласные обычно чередуются с гласными же, согласные с согласными (типичные примеры фонетических чередований гласных и согласных в русском языке приводились в § 68–70).

Очевидно, можно говорить о фонетическом чередовании разных звуков (гласных и согласных) с отсутствием звука, или нулем звука. В лингвистической литературе обращается внимание, в частности, на чередование согласных с нулем звука в русском языке. Речь идет о выпадении согласных звуков при стечении согласных в составе слова, например, при произношении русских слов бездна, чувство, завистливый, счастливый, поздно и многих других. Подобное чередование распространяется также на гласные звуки.

Отличительной особенностью фонетического чередования звуков является то, что оно, как правило, не отражается на письме. Исключения, по крайней мере в русском языке, относительно редки, например: избить испачкать, разрезать – распилить, сватать – свадьба.

Нефонетическими называются такие чередования звуков, которые в современном языке не обусловлены фонетически, не зависят от фонетических условий употребления, от фонетической позиции (отсюда название "непозиционные чередования"). При нефонетических чередованиях в пределах морфемы взаимозаменяются не отдельные варианты, фоны, или аллофоны, той или иной фонемы (как при фонетических чередованиях), а разные фонемы или сочетания фонем (отсюда наименование "фонемные чередования"). По определению А. А. Реформатского, нефонетическими считаются чередования, при которых "изменение звучания не зависит от позиций, а чередуются разные фонемы, благодаря чему морфемы получают разный фонемный состав в своих различных вариантах".

При нефонетических чередованиях взаимозамене могут подвергаться самые разнообразные фонетические, точнее – фонемные, единицы ("величины"), например:

  • – гласный и гласный (ср. русские глух-ой – глох-нуть, сух-ой – сох-нуть – за-сых-ать, за-стел-ить – за-стил-ать, за-конч-ить за-канч-ивать, рас-смотр-еть рас-сматр-ивать ; немецкие sprech-en (говорить) – sprich-t (говорит) – sprach (говорил) – ge-sproch-en (сказанный), Sohn (сын) – Sohn-e (сыновья); литовские grqz-inti (вернуть, возвратить) – griz-ti (вернуться, возвратиться));
  • – гласный и согласный (ср. русские би-ть бью , пи-ть – пью , ши-ть – шью );
  • – гласный и сочетание гласного с последующим согласным (ср. русские пе-ть – пою , кры-ть крою , при-ня-ть – при-ним-ать, нача-ть – начин-ать, при-жа-ть – при-жим-ать );
  • – гласный и отсутствие гласного, или ноль звука (так называемое ложное чередование) (ср. русские сон – сн-а, день – дн-я, надо-рвать – над-резать, ото-двииуть от-толкнуть, круж-ок – круж-к-а, лов-ец – лов-ц-а, лис-ий – лисья );
  • – согласный и согласный (ср. русские друг – друзья друж-ба, рук-а руч-ка, сух-ой суш-ить, медведь – медвеж-ий, вес-ти – вед-у, плес-ти – плет-у, свет-ить – свеч-а – о-свещ-ать, корень – кореш-ок, напиль-ник – напиль-нич-ек; литовские ves-ti (вести) – ved-u (веду), ant-is (утка) – anc-iukas (утенок), gaid-ys (петух) – gaidz-iai (терять) – Ver-lus-t (потеря); французские dire |d"i:r] (говорить) – disons (говорим);
  • – согласный и сочетание двух согласных (ср. русские лов-ить – ловл-ю, куп-ить – купл-ю, граф-ить – графл-ю.

В языках, в которых фонологически различаются краткие и долгие звуки, т.е. краткие и долгие звуки одного и того же качества выступают как разные фонемы, они тоже могут чередоваться друг с другом (ср., например, латинские sede-o (сижу) – sdde-s (сидишь), vide-о (видеть); литовские bu-ti (быть) – bu-vo (был), siH-ti (шить) – siu-vo (лить) – li-jo (лил)). Такие чередования, т.е. чередования звуков (фонем), различающихся только по долготе – краткости, называются количественными, или квантитативными (в противоположность рассмотренным выше качественным чередованиям, при которых чередующиеся звуки различаются качественно – по признакам места, способа образования и др.).

В тех языках, в звуковой системе которых имеются дифтонги, последние могут чередоваться друг с другом (ср., например: немецкие Braut (невеста) – Braut-e (невесты – множественное число), Maus (мышь) – Mous-chen (мышка); литовские diev-as (бог) – deiv-έ (снег) – snaig-έ (снежинка), laiz-yti (лизать) – liez-uvis (язык)).

Дифтонги могут чередоваться также с монофтонгическими гласными и другими фонетическими единицами (ср. английское tol-d (сказал) – tell (сказать); литовские braid-yti braid"-i:t"ij (бродить) – bris-ti (любовь) – myl-eti (любить), rau-ti (вырывать) – rov-έ (вырывал).

Как видно из приведенных примеров, нефонетические чередования звуков (в отличие от фонетических чередований) обычно отражаются на письме.

Нефонетические чередования в прошлом, в разные периоды развития языков, были в основном фонетическими, фонетически обусловленными (отсюда их название – "исторические чередования"). Впоследствии в связи с прекращением действия соответствующих фонетических законов они перестали быть фонетически обусловленными и сохранились в современных языках по традиции (отсюда название "традиционные чередования"). Так, например, в древнерусском языке заднеязычные согласные г [g], к [k], х могли употребляться только перед гласными непереднего ряда; в положении перед гласными переднего ряда они регулярно изменялись в соответствующие шипящие ж [z], ч [с], ш [s]. В современном русском языке в аналогичных фонетических условиях могут употребляться и те, и другие согласные звуки, т.е. возможны нефонетические чередования согласных ч ж, к ч, х ш, например, словах (словоформах) типа бежать – бегать, пекарь печурка, пахарь – пашут. Чередование гласных о, э [е] с нулем звука связано с изменением бывших редуцированных гласных ь, ь в зависимости от их фонетической позиции: в сильной позиции они регулярно изменялись в соответствующие гласные полного образования, а в слабой позиции утрачивались. Отсюда в современном русском языке чередования: сон (из сынъ, где корневой редуцированный гласный был в сильной позиции), – сна (из съна, где этот гласный был в слабой позиции), день (из дьнь) дня (из дьня). Аналогичным образом возникло чередование гласного и [i] с нулем звука на месте соответствующего напряженного редуцированного, употреблявшегося в положении перед согласным j (ср.: лисий лисья).

В нефонетических чередованиях, происходящих в современном состоянии разных языков, прослеживаются известные закономерности, которые, однако, проявляются весьма непоследовательно. Так, например, в современном русском языке широко распространено чередование гласных э [е] и о после мягких согласных. Употребление того или другого гласного, как правило, зависит от места словесного ударения и твердости – мягкости последующего согласного: под ударением перед твердым согласным обычно употребляется гласный о, в остальных случаях – э [е] (ср., например: сёла, посёлок, но село (отсутствует ударение), сельский (следует мягкий согласный); лёд, гололёд, подлёдный, но гололедица (следует мягкий согласный), ледовый (отсутствует ударение), ледяной (отсутствует ударение и следует мягкий согласный)). Непоследовательность сформулированной выше закономерности состоит, прежде всего, в том, что данное чередование не распространяется на гласные, возникшие из звука ѣ (ср.: лес, хлеб, телега и др.), за крайне редкими исключениями (гнёзда – из гн ѣзда, сёдла – из с ѣдла), оно не происходит в словах иноязычного происхождения (ср.: антенна, газета, прогресс и др.) и в некоторых других случаях. С другой стороны, подобное чередование возможно и при отсутствии указанных выше фонетических условий, например, в положении перед мягким согласным (ср.: беретик, березняк и на берёзе).

В некоторых славянских языках при определенных фонетических условиях наблюдается чередование гласных э [е] и а (ср., например, болгарское хляб (хлеб) – хлеба (родительный падеж), польское las (родительный падеж) – w liesie (предложный падеж), siano (сено), siana (родительный падеж) – na sienie (предложный падеж). В болгарском языке чередование этих звуков обусловлено характером слога (в открытом слоге обычно употребляется звук э [е], в закрытом – а), в польском – твердостью или мягкостью последующего согласного (перед твердым согласным употребляется а, перед мягким – е). Подобное чередование характерно лишь для гласных, восходящих к древнему ѣ.

В польском языке чередование допускают носовые гласные: ц [оn] и q [еn]. Обычно (как правило) q [оn] употребляется в закрытых слогах, q [еп] – в открытых: dqb (дуб) – dqby [бепЬы] (дубы), zqb (зуб) – zqby (зубы), rqka (рука) – rqk (рук). Однако бывает и наоборот, например, в словах: piqc" [р"еnс"] (пять) – piqtek (мыли, стирали), Bruder (брат) – Binder (братья), Vogel (птица) – Vogel (птицы); английские goose (гусь) – geese (гуси), foot (нога) – feet (ноги); литовские braidau (брожу) – braidziau (бродил), statau (ставлю, строю) – staciau (ставил, строил), jus (вы) – jus (вас – винительный падеж множественного числа).

Итак, среди грамматических (морфологических) чередований различаются чередования звуков (фонем) как единственное средство выражения грамматических значений и как средство дополнительное, вспомогательное, сопровождающее другие, морфемные грамматические средства.

В реальной речи звуки произносятся по-разному, это зависит от индивидуальных особенностей говорящего, его социальной и территориальной принадлежности, позиционных условий произнесения звука. Изменения звука, вызванные какими-либо соседними звуками, называются комбинаторными. Сближение артикуляции двух звуков называется аккомодацией , например, в романских языках, а также в праславянском языке заднеязычные согласные, оказавшись перед гласным переднего ряда, превращались либо в шипящие, либо в среднеязычные аффрикаты, либо в щелевые: проникать, проницательный, дрогнуть – дрожать и под. Уподобление звуков друг другу называется ассимиляцией , например, сжать [жжат’] , лат. affere из ab-fere. В ряде случаев наблюдается обратный процесс – диссимиляция – расподобление звуков со сходной артикуляцией: рус. что [што]. Ассимиляция встречается как у гласных звуков, так и у согласных; диссимиляция встречается гораздо реже.

Чередования звуков довольно таки регулярно наблюдаются в языке, например, в русском языке все гласные звуки (кроме У) в безударной позиции способны чередоваться друг с другом, звонкие согласные чередуются с глухими, твердые с мягкими. Однако, несмотря на это, люди все-таки отождествляют звуковые комплексы в слова и морфемы. Приведем следующие примеры: в словах стол и на столе корневой гласный и конечный согласный произносятся по-разному, также различные гласные произносятся в следующих словах: пять, без пяти, пятизначный ; а в словах зуб – зубы, снег – снега по-разному произносятся конечный согласный. Для того чтобы понимать звучащую речь, необходимо отождествлять значимые единицы языка по значению и по звучанию. В указанных словах звуки позиционно чередуются, то есть меняются, но их взаимная мена закономерна и зависит от фонетической позиции , то есть конкретных условий произнесения.

Звуки, которые позиционно чередуются, существуют в языке как тождество, ряд позиционно чередующихся звуков называется аллофонами , а единица языка, представленная рядом аллофонов – фонемой . Фонема противопоставлена звуку как единица языка единице речи, именно благодаря фонемам мы различаем и отождествляем слова и морфемы, фонема является функциональной единицей языка, так как различает слова. Основной принцип выделения и анализа фонем формулируется так: если в данном языке различия между двумя данными звуками позволяет различать разные слова или разные грамматические формы, эти звуки относятся к разным фонемам. Так, фонема < a > в русском языке представлена следующими аллофонами [а, Λ, ъ, и, ь], сравните в следующих словах: вал, на валу, валовой, пять, без пяти, пятитонка [в`ал, нъвΛ`лу, вълΛв`ой, п’ат’, б’ьсп’и`т’и, п’ьт’и`тонкъ], фонема <д> - следующим рядом аллофонов [д, д’, т], например: лед, ледяной, на льду [л’от, л’ьд’и`ной, нΛ`л’ду]. Фонема в безударной позиции в русском языке совпадает с фонемой , а фонема <д> в позиции конца слова совпадает с фонемой <т>. Такое явление называется нейтрализацией. Нейтрализация – это неразличение нескольких фонем в определенной фонетической позиции.

Следовательно, все фонетические позиции можно разделить на те, в которых происходит нейтрализация (слабые позиции ), и те, в которых не происходит нейтрализация (сильные позиции ). Так, для большинства гласных в русском языке сильной является позиция под ударением, а слабой – без ударения; у согласных также отмечаются свои позиции: у звонких согласных слабой является позиция на конце слова и перед глухим согласным, сильной – позиция перед гласным.

Фонема всегда называется по той разновидности, которая выступает в сильной позиции. Если ряд позиционно чередующихся звуков является общим для нескольких фонем, а сильная позиция в данном случае отсутствует, то такая единица называется гиперфонемой . Например, для безударных гласных в слове карандаш отсутствуют сильные позиции, то же следует сказать и о начальной и конечной согласной в слове вдруг , сравните фонетическую и фонематическую транскрипцию этих слов: [кърΛндаш, вдрук] , <к а/о р а/о н д а ш, в/ф д р у г/к>. (Фонетическая транскрипция осуществляется в квадратных скобках, а фонологическая транскрипция в ромбовидных скобках).

Позиция - это место положения звука в слове. Это условие для произнесения того или иного звука.

В русской речи в разных позициях один звук заменяется другим.

Закономерная мена звуков в пределах одной и той же морфемы, вызванная позиционными условиями, называется позиционным чередованием : [м /рос ], [м /роз ы].

Мы будем рассматривать позиционные чередования согласных звуков по основным 2 признакам: звонкости-глухости, твердости-мягкости.

1. Мена согласных по признаку звонкости-глухости.

Звонкий согласный меняется на глухой в следующих случаях :

а) в абсолютном конце слова: друг[к], дуб[п];

б) перед глухими согласными: низ кий [с]

Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким: просьба [про/з"бъ], с горы [зг /ры].

2. Мена согласных по признаку твердости-мягкости.

Эта мена в первую очередь происходит по признаку мягкости.

Мена твердого звука на мягкий наблюдается прежде всего внутри слов и обычно встречается в положении зубной согласной перед мягким зубным:

сделать [з"д"э/лът"], гость [го/с"т"], кузня [ку/з"н"ь]

Звук [л] не подлежит этой закономерности: полнеть [п /лн"эт"]

3. Мена свистящих звуков [з][с] перед шипящим на шипящий сжать [ ат "], сшить [ ыт "].

Уподобление одного звука другому в отношении условий его образования называется ассимиляцией .

4. Для системы согласных звуков русского языка характерно и явление упрощения групп согласных.

Такое явление наблюдается в сочетаниях стн, здн, лнц, рдц, нтск, стл, вств: местный [ м"э/сны ], позно, солнце, сердце, гигантский, завистливый, чувство, то непроизносимые согласные.

Они зависят от следующих факторов:

1. от места ударения слов;

2. От положения согласного по отношению к ударному слогу;

3. От твердости-мягкости соседних согласных.

1. Позиционная мена гласных звуков под ударением.

Твердый согласный перед гласными никак на него не влияет: гласный произносится, так же как и после паузы (начало слова).

Сравним: сон - он; шум - ум.

Твердый согласный после гласного тоже не влияет: дар - да.

Таким образом, у гласных фонем <а, о, э, у> под ударением в начале слова и после твердых согласных сильная позиция. Твердые согласные не влияют на реализацию этих фонем. Исключение составляет <и>.

Сильная позиция:

а) после паузы (начало слова);

б) после мягких согласных: ил - пил.

А после твердых согласных <и> реализуется в <ы>: игра - [сы]грать.

Мягкие согласные наоборот, влияют на реализацию фонем <а, о, э, у>.

В сходстве с мягкими согласными каждая из этих фонем реализуется более закрытым и более передним гласным звуком. Язык приподнимается к верху. В этом случае артикуляция (от лат. articulatio - членораздельно выговаривать, работа органов речи, направленная на производство звуков) меняется.


Например :

[спат"] - артикуляция в конце звучания [а] сдвинута вперед и вверх;

[сп"ат] - артикуляция в начале звучания. Мягкий согласный сильнее всего воздействует на начальную часть гласного;

[с"п" а/ "и ] - спящий. Так воздействуют мягкие согласные на [ . а. ] охватываемый весь процесс артикуляции.

[п /са/ткъ] - [с"а/ду]

[па/са/д"им] - [с" а/д"ьм]

[а]:[а], [ "а], [а"], [ "а"]

Параллельный тип фонемного ряда, его члены - вариации. Члены этого ряда никогда не могут совпасть с членами другого фонемного ряда.

Такой процесс называется аккомодацией (от лат. accomdatio - приспособление). Т.е. - это приспособление органов речи для произнесения гласного звука в соседстве с мягким согласным. Так гласные [а, о, у, э] после мягких согласных становятся более передними, а на слух выше .

В транскрипции явление аккомодации обозначаем У [и] - аккомодацию можно не обозначать, так как он всегда в верхнем подъеме.

2. Позиционная мена гласных звуков в безударном положении.

В безударном положении гласные подвергаются редукции (от лат. reductio - приводить обратно, возвращать; сокращать, уменьшать). Редукция - это ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (сокращение звука по силе и длительности).

Редукция касается в основном гласных звуков в безударном положении.

Позиция под ударением всегда сильная и гласные звуки не подвергаются изменениям.

В слабых позициях гласные верхнего подъема [и][ы][у] подвергаются только количественной редукции , т.е. несколько сокращается время их произнесения, но качеством не меняется: сравним дым - дымок - дымовой [ды/мок].

Гласные [а][о][э] подвергаются не только количественной, но и качественной редукции.

Основные позиционные изменения безударных гласных могут быть представлены в таблице:

В абсолютном начале слова позиция гласного звука приравнивается к позиции I предударного слога.

травы трава травяной

[тра/вы] [тр /ва] [тръ/в"и э /но]

<а>: [а] - - [ъ]

воды вода водяной

[во/ды] [в да/] [въ/д"и/но]

<о>: [о] - - [ъ]

Это перекрещивающиеся типы фонемного ряда, так как некоторые их звуки совпадают. Члены этих рядов являются вариантами.

шесть шестой на шесть

[шэс"т "] [шы э /сто ] [на/шъс"т"]

<э>: [э] [ы э ] [ъ]

мел мелок меловый

[мэл] [м"и э /лок] [м"ь/л /во ]

<э>: [э] [и э ] [ь]

Исторические чередования звуков.

Кроме позиционного чередования в русском языке наблюдаются чередования исторические (непозиционные, морфологические).

Главное отличие от позиционных чередований состоит в том, что они не обусловлены позицией в слове: но га - нож ной

но сит - вына шивает

позиция гласного одинакова: под ударением

Исторические чередования возникли в процессе развития языка.

1. Сон - сна О// в XI - XII веках падение редуцирования

день - дня Э// сънъ - съна дьнь - дьна?

2. о//а просит - выпрашивает

бер//бир беру - выбираю

стер//стир стерет - стираю

3. б//бл (любить - люблю)

в//вл (ловить - ловлю)

ф//фл (графить - графлю)

4. г//ж нога - ножка

к//ч рука - ручка

5. ст//д вести - веду

ст//т мести - мету

6. д//ж ходить - хожу

Позиционно чередуются только звуки О, А, Э , т.е. те, которые подвергаются качественной редукции. Позиционные чередования гласных вызваны сменой позиций звуков – с сильной на слабую или наоборот (сильная позиция для гласных – положение под ударением):

Дом – дома – домовой

[дом] [дΛма] [дъмΛвой]

[о] II [Λ] II [ъ]

Подпись подписывал подписал

[о] II [Λ] II [ъ]

Дубовый липовый

Ряд ряды рядовой

[а] II [и э ] II [ь]

Бег бегом беговой

[а] II [и э ] II [ь]

Приведенные примеры позиционных чередований отражают результаты качественной редукции.

Аккомодация тоже может быть причиной позиционных чередований (для звука и): игла – с иглой

[игла] [сыглой]

Позиционные чередования отражаются в транскрипции, на письме нет!!! Мена звуков, мены букв нет!

Позиционные чередования согласных звуков

Позиционно чередуются только те согласные звуки, которые имеют пары по твердости/мягкости, звонкости/глухости. Мена звуков вызвана сменой позиции с сильной на слабую или на оборот (в рамках данных оппозиций).

Позиционные чередования согласных по зв./глух.:

Робкий – робок пирогом - пирог

[ропк, ий] II [робък] [п, ирΛ гом] II [п, ирок]

[п] II [б] [г] II [к]

Сказал – сказка сломал - сбил

[сказъл] II [скаскъ] [слΛмал] II [зб, ил]

[з] II [с] [з] II [с]

Позиционные чередования согласных по тв./мякг.:

Роза – розе конь - конский

[розъ] II [роз, ь] [кон, ] II [конск, ий]

[з] II [з, ] [н] II [н, ]

Можно одновременно наблюдать чередования по зв./глух., тв./мягк.:

Рубка – рубит – лесорубы- прорубь

[рупкъ] [руб, ит] [л, ьсΛрубы] [проруп, ]

[п] II [б, ] II [б] II [п, ]

Сломать – сшить – понятие позиционных чередований неприменимо, т.к. звуки не яв-ся парными.

Исторические чередования звуков

Историческим чередованием называется закономерная мена звуков в пределах одной морфемы, не обусловленная действием живого фонетического закона (изменением фонетической позиции):

Носит – вынашивать – в корне отчетливо различаются разные звуки о и а, оба находятся в сильной позиции, под ударением; с и ш не яв-ся парой зв/глух, находятся в сильной позиции. Это исторические чередования. Они наблюдаются без транскрипции, есть мена звуков и мена букв.

Исторические чередования гласных звуков и гласных с сочетанием звуков

е//ё//о//а – несу-нёс-носит-вынашивать

е,о // Ø – д5нь –дня, сон-сна

а, я // Øн // ин – начать – начну- начинать

а, я // Øм // им – сжать – сожму- сжимать

а, я // йм // им – занять – займу- занимать

е//и//о//а// Ø – умер- умирать-мор-вымаривать- умрет

е/\а – лезть –лазать

ы//у//о – дышать-дух-вздох

ы// Ø – порываться – порваться

и// Øй//ей – пить-пью-пей

ы// ой – выть – вой

ы// ы(в) // о(в)//а(в)– плыть- плыву -пловец-плавать

ю,у //ов // ев кую-ковать клюв-клевать

Исторические чередования согласных звуков

к // ч// ц (ц //ч) – лик – лицо-личина

г //ж // з - друг – друзья – дружно

х // ш - ухо – уши

з //ж; с//ш – вожу-воз, носит – ношу

х // с – тряхнуть – тряска

т //ч //щ – свет – свеча – освещение

д // ж// жд – ход – хожу- хождение

ск//щ – плекс плещет

ст // щ – свист – свищет

д,т // с – веду – вести, мету – мести

б//бл – любит – люблю

п//пл – лепит – леплю

в//вл – ловит – ловля

ф//фл – графить – графлю

м//мл – корм- кормление

Лекция № 3. СЛОГ. СЛОГОДЕЛЕНИЕ. УДАРЕНИЕ

СЛОГ. СЛОГОДЕЛЕНИЕ

Минимальной звуковой единицей речевого потока является слог, он создается одним дыхательным толчком.

Слог – это минимальная звуковая единица, которую можно вычленить дикционно при произнесении слова. Он яв-ся структурным компонентом фонетического слова.

Слог, как и любую фонетическую единицу, можно рассматривать с разных точек зрения. Слог можно рассматривать с точки зрения работы органов речи - артикуляции. Слог можно рассматривать с акустической точки зрения. Слог –это такая фонет.единица, которая не связана со значением, не имеет значения (как и звук). Отсюда трудности в слогоделении. Вопрос о слоге – один из сложнейших в фонетике. Он носит дискуссионный характер.

Традиционно считается, что мельчайшей единицей фонетического членения речи является звук. С артикуляционной точки зрения минимальные единицы речевого потока – слоги, а не звуки. Мы не произносим отдельные звуки, а произносим слоги.Звуки выделяются не при непосредственном произношении а в ходе лингвистического анализа. Наше бытовое представление о делении слов на слоги не совпадает с научным: о-кно.

Существует большое количество теорий слога. Эти многочисленные теории можно объединить в три группы:

1 группа теорий связывает слогоделение с работой речевого аппарата – с артикуляцией. Эти теории называют артикуляционными. Разновидности внутри этой группы:

А) выдыхательная теория связывает деление слов на слоги с работой органов дыхания. Согласно этой теории, слог – это отрезок речи, произносимый одним выдыхательным толчком. В слове столько слогов, сколько делается выдыхов при произнесении слова. Опыты показывают, что выдыхательная теория охватывает отнюдь не все случаи слогоделения. Иногда количество выдыхов не соответствует количеству слогов.

Б) теория мускульного напряжения связывает деление слов на слоги с учетом того, как изменяется напряженность речевого аппарата при произнесении отрезков речи, называемых слогами. При произнесении одних звуков мускульное напряжение ослабляется, при произнесении других – усиливается. Когда произносится гласный звук, особенно ударный, все части речевого аппарата напряжены равномерно. Поэтому говорят о разлитом напряжении. Когда произносится согласный звук, напряжение концентрируется в той его части, где имеется препятствие для воздушной струи. По теории мускульного напряжения, слог – это такой отрезок, в котором идет нарастание, а затем падение мускульного напряжения. Это приводит к тому, что слово делится на слоги. Лев Влад.Щерба, кроме мускульного напряжения, уделял большое внимание ударению как средству выделения ударного слога. Ударный слог характеризуется большей напряженностью речевого аппарата.

2-я группа теорий – акустические. Эти теории связывают слогоделение с восприятием речевого потока. Иначе они называются теориями сонорности.

Сонорность – это звучность звуков. Исследователи давно установили, что разные звуки обладают разной степенью звучности. Одним из первых теорию сонорности развивал датский ученый Отто Есперсен. Он построил шкалу относительной звучности звуков. Его шкала 10-ти ступенчатая (10 групп звуков по степени звучности).

В совр. русской лингвистике теорию сонорности развивал Рубен Иванович Аванесов. Он установил 3-х ступенчатую шкалу звучности (интерпретаторы берут 4-хступенчатую). Теория сонорности учитывает не абсолютную звучность звуков, а только относительную. Самыми звучными яв-ся гласные звуки. Их оценили 4-мя единицами звучность. Следующие по звучности сонорные согласные звуки – 3 единицы. Звучность шумных согласных – 1 единица (интерпретаторы этой теории делят шумные на звонкие – 2 ед. и глухие -1 ед). Но удобнее пользоваться 3-хступенчатой шкалой (4-3-1).

Теория сонорности исходит из закона открытости слога. Действие этого закона обеспечивается принципом восходящей звучности, сформулированным Р.И.Аванесовым.

Аванесов утверждал, что начало непервого слога строится по принципу восходящей звучности, т.е. в начале непервого слга звучность нарастает, слог начинается с менее звучного звука и продолжается более звучным.

По теории сонорности слогораздел в слове происходит перед звуком наименьшей звучности.

Если в слове мы имеем сочетание звуков С +Г+С+Г, то не возникает трудностей при слогоделении, т.к. согласный звук менее звучный, чем гласный, поэтому граница слога проходит перед согласным:

Бо – ти – нок бе - ре – за

14 14 341 14 34 14

Падение звучности

Труднее, если в слове есть сочетание нескольких согласных между гласными (интервокальные сочетания). Необходим анализ звуков по степени звучности.

ГССГ ГСССГ ГССССГ

Рассмотрим примеры:

А) … глас. + шумн.согл. + шумн.сгл. + глас…

по-кра- ска се – стра

б) …глас. + сонор.согл. + сонор.согл. + глас. …

ко – рма ва – нна

в) …глас. + шум.согл. + сонорн. согл. + глас. …

о- кно ко- шмар

г) …глас. + сонорн.согл. + шумн.согл. + глас. ….

шкур – ка ком- пас

Если в слове несколько падений звучности, то граница проходит там, где падение звучности больше.

Особого внимания требует согласный звук j, он самый звучный из согласных – 3,5 ед. При сочетании с другими согласными, он будет относиться к предыдущему слогу, т.е. слогораздел будет проходить после него перед любым другим согласным звуком:

…глас. + j + шумн.согл. + глас. …

….глас. + j + сонор.согл. + глас. …

По теории сонорности в 2-х случаях внутри слова могут быть закрытые слоги:

1. после j перед любым другим согласным: вой-ско, мой-ва, лей-ка, лай-ка

2. после сонорного согласного перед следующим шумным согласным: пол-ка, борь-ба, бом-ба

Если рядом два сонорных согласных, то они отходят оба к след.слогу: ко-рма, па-льма, га-мма

Т.О., внутри интервокальных сочетаний сгласных граница слога проходит в том случае, если первый согласный звучнее последующего: кор-ка

Внутри интервокальных сочетаний согласных не проходит граница слога, если согласные равны по звучности, или второй звучнее первого: ма-ска, бу-ква, те-мно, бу-гры.

З группа теорий – экспериментальные

Это теории, которые опираются на эксперименты, проведенные с помощью точных приборов. Достоинство этих теорий в том, что они объединяют два подхода к слогу – артикуляционный и акустический. Исследуется работа органов речи, акустические характеристики звуков.

Сторонники эксп.теорий доказали, что слог – минимальная произносимая единица, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Один из авторов – Лия Васильевна Бондарко.

Эксп.теории изучают степень слитности звуков в слогах. Установлено, что сочетание согл. + глас. более тесное, чем гл. + согл. Если внутри слова есть интервокальные сочетания согл., то слогораздел происходит иначе, чем по теории сонорности. По экс.теории все слоги в слове открытые, за исключением тех, которые закрыты j (в этом теория сонорности и эксп.теория сходятся) .

По теории сонорности по экспер.теории

чай-ка чай-ка

пол-ка по-лка

по-шла по-шла

се-стра се-стра

ва-нна ва-нна

есть мнения, что вообще все слоги в слове открытые, т.е. ни один согласный не может закрывать слог.

ТИПЫ СЛОГОВ

Слоги могут быть: открытые и закрытые (по наличию согласного звука справа) – ка-ран-даш; бе-се-дка; со-ло-ма; пор-вал; Бай-кал

Логии могут быть прикрытые и неприкрытые (по наличию согласного слева) – ар-буз, о-кно, вой-на, ёл-ка (первый слог прикрыт j).

Противопоставления гласных по наличию или отсутствию ла­биализации, по ряду и подъёму языка характерны только для их употребления под ударением и без учёта влияния на них соседних согласных. Но в речи звуки произносятся неизолированно.

На про­изношение гласных оказывают влияние согласные, а также место ударения в слове. В безударных слогах гласные отличаются от удар­ных, т.е. реально в речи гласных функционирует значительно больше, чем было представлено в таблице 2. Изменения гласных в зависимости от фонетических позиций (от места ударения в слове и от твёрдости или мягкости соседних согласных) называются фоне­тическими (или позиционными) чередованиями.

Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от места ударения в слове

В фонетике различают сильные и слабые позиции гласных зву­ков. В сильной позиции гласные находятся под ударением, звучат отчетливо и не подвергаются изменениям. Безударные гласные на­ходятся в слабой позиции, произносятся менее отчетливо, неясно. Такое ослабление произношения гласных называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Редукции под­вергаются все гласные безударных слогов, но степень редукции и её характер неодинаковы для разных гласных. Наибольшим изме­нениям подвергаются гласные в зависимости от места ударения в слове. Безударные гласные произносятся с меньшей силой. Изме­нения безударных гласных по сравнению с ударными оцениваются на основании формулы А.А. Потебни, который предложил оценку силы ударных и безударных слогов: 3 - сила ударного слога, 2 - сила первого предударного слога (он слабее), 1 - сила остальных безудар­ных слогов (они ещё слабее). На основании этой формулы различа­ются две степени изменения безударных гласных по сравнению с ударными: первая степень редукции (I слабая позиция) - для глас­ных в первом предударном слоге и абсолютном начале слова, вторая степень редукции (II слабая позиция) - для гласных во втором, третьем и т.д. предударном и во всех заударных слогах. Меньшим изменениям подвержены гласные звуки в I слабой позиции, боль­шим - во II слабой позиции. Безударные гласные произносятся ко­роче ударных. В связи с сокращением времени на произнесение без­ударного гласного происходит значительное отклонение в положе­нии артикуляционных органов от того, что наблюдается при произ­несении ударных. Безударные гласные артикулируются менее энер­гично, чем ударные. Язык принимает положение, близкое к ней­тральному, т.е. такое, какое он занимает во время речевой паузы. Так, при произнесении гласного [а] в первом предударном слоге из- за меньшей длительности артикуляции язык не успевает дойти до крайнего нижнего положения, и гласный становится не нижнего подъёма, как ударный [а], а средне-нижнего - [Л]. Во втором преду­дарном слоге ударный гласный [а] заменяется звуком среднего подъ­ёма [ъ], при образовании которого язык занимает в полости рта среднее положение по вертикали.

По степени редукции и её характеру гласные среднего подъёма [э], [о] и гласный нижнего подъёма [а] противопоставляются глас­ным верхнего подъёма [и], [ы], [у].

Гласные верхнего подъёма [и], [ы], [у] в слабых позициях звучат так же, но несколько короче и не так ясно, как под ударе­нием, хотя и не утрачивают своего основного качества.

Такое из­менение гласных верхнего подъёма [и], [ы], [у] называется количе­ственной редукцией.

Гласные среднего и нижнего подъёма не только ослабляются, но качественно изменяются: они утрачивают свое основное качество. Такое изменение гласных среднего и нижнего подъема в слабых по­зициях называется качественной редукцией.

Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от соседних твердых или мягких согласных

Приспособление произношения одного звука к произношению другого называется аккомодацией. Различают три вида аккомода­ции: прогрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливает­ся к артикуляции предшествующего согласного: лямка - [л"амкъ]), регрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливается к ар­тикуляции последующего согласного: брать - [брат"] и прогрес­сивно-регрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливает­ся к артикуляции и предшествующего, и последующего мягкого со­гласного: сядь - ). В русском языке более сильной является прогрессивная аккомодация. Это объясняется тем, что в русском языке наибольшее влияние на гласные оказывает предшествующий согласный, так как влияние согласного на гласный в пределах одно­го слога значительно сильнее, чем влияние согласного другого сло­га.

При переходе от артикуляции согласного к артикуляции глас­ного органы речи не успевают быстро изменить свое положение. Мягкие согласные могут вызывать сдвиг артикуляции гласного вверх. Например, в слове мясо - [м"асъ] после мягкого согласного нужно произнести звук [а]. При произношении мягкого согласного [м"] средняя часть спинки языка высоко поднята. А для произно­шения гласного звука [а] язык нужно быстро опустить, так как это гласный нижнего подъёма. Сразу язык не успевает опуститься и немного задерживается в верхнем положении, которое харак­терно для гласного [и]. Поэтому звук [а] в этом слове первой своей
фазе имеет незначительный призвук, похожий на |и], становится более закрытым.

Гласный [и] после твёрдых согласных испытывает прогрессив­ную акккомодацию, становясь более задним звуком. Это происхо­дит потому, что на него оказывает влияние артикуляция предшест­вующего твердого согласного. При произношении твёрдых со­гласных язык занимает более заднее положение, чем при произ­ношении гласного переднего ряда [и]. Под влиянием артикуляции твёрдого согласного соседний гласный переднего ряда [и] отодви­гается назад и вместо него произносится гласный среднего ряда [ы]: играть - [играт"] и сыграть - [сыграт"].

В положении между двумя мягкими согласными все гласные становятся более закрытыми, но гласные нижнего и среднего подъёма меняются в результате аккомодации сильнее, чем гласные верхнего подъёма.

Результатом аккомодации являются позиционные чередования гласных двух видов.

Ударные гласные произносятся отчетливо и никогда не совпа­дают по звучанию с другими гласными. Возможны только незна­чительные изменения, которые зависят от твёрдости или мягкости соседних согласных звуков. Например, гласные переднего ряда под ударением между мягкими согласными или в начале слова перед мягким согласным становятся более закрытыми, узкими, напря­женными: тени - [т"э"н"и]. пили - [п"и"л"и], иль - [и"л]. Учитывая сказанное, у гласных переднего ряда под ударением можно отме­тить следующие позиционные чередования: [э]//[э"], [и]/[и"].

Но эти чередования происходят в пределах одной фонемы и не выполняют в русском языке различительную функцию.

Гласные непереднего ряда под ударением также представлены разными оттенками в пределах одной фонемы. После мягких со­гласных перед твёрдыми произносятся звуки, продвинутые вперед в экскурсии, а после твёрдых перед мягкими - продвинутые вперед в рекурсии. Эти оттенки звуков обозначаются точкой сверху с той стороны знака, где находится соседний мягкий согласный: мял - [м°ал], моль - [мо°л°], её л - [в°ол], юг - .

Между мягкими согласными гласные непереднего ряда пред­ставлены оттенками, продвинутыми вперед на всем протяжении артикуляции. Это отмечается двумя точками над знаком: люки - [л "y o κ ’и], дяди - [д, a o ∂ "ιtj, Лёни - [л ’о°н "и].

Таким образом, у гласных непереднего ряда под ударением в за­висимости от соседства твёрдых или мягких согласных можно от­метить следующие позиционные чередования: [a]∖∖a а а; о о о о; у