Болезни Военный билет Призыв

Надоело картавить? Учимся правильно выговаривать «р. Система ежедневных упражнений против картавости. Самым разумным и действенным методом является лечение у специалиста — логопеда

Шепелявость, картавость, монотонность речи или «каша во рту» сведут на нет все навыки построения фраз и интонирования. Никакие образные сравнения или тонкие шутки, которыми украшают устную речь хорошие ораторы, не будут восприняты слушателями, если не будут произнесены членораздельно и ясно, с правильной артикуляцией и четким звучанием всех звуков в словах. В этой статье мы обсудим, как перестать картавить, на каком этапе надо бороться с этой проблемой и что делать, если картавость сохранилась и во взрослой жизни.

Картавость — что это?

Умение четко формулировать и выражать мысли и чувства вслух, а не только на бумаге, умение рассказать о своих размышлениях, обобщить их результаты и сделать выводы не даются человеку при рождении, этому можно и нужно научиться. Преподавателям, юристам, научным сотрудникам очень важно красиво и связно говорить. Умение убеждать устным словом необходимо врачам, артистам, адвокатам и всем руководителям.

Картавость – «народный» термин, которым обычно обозначают сложность с произношением звуков «Р» и «Рь». В медицине существует другое название – ротацизм. Существует несколько видов ротацизма, но чаще обсуждают два вида:

  • Велярное , когда слышно горловое произнесение звука «Р». В этом случае вибрация осуществляется небной занавеской около корня языка.
  • Увулярное , когда «Р» произносится грубо с надрывом, появляется рычащий звук. Вибрация в этом случае осуществляется маленьким язычком.

Помимо этого, выделяют грассирование – мягкое произношение как-бы по-французски без участия языка за счет горловой вибрации.

Положение речевого аппарата при правильном произношение звука «Р»

Артикуляция при произношении «Р» напоминает артикуляцию шипящих звуков. Отличается она большим напряжением кончика языка и его вибрацией в точно направленной мощной воздушной струе.

При произнесении звука «Р» губы или полураскрыты, или находятся в положении для произнесения звука, который следует в слове за «Р». Зубы разомкнуты. Передний край языка должен принять форму ложечки, быть поднят к основанию (корням) верхних зубов и вибрировать под давлением выдоха. Боковые края языка в этот момент прижаты к верхним коренным зубам, а его задняя часть (корень языка) опущена и отодвинута назад к мягкому небу, которое поднято и закрывает собой носовой проход. Голосовые связки сомкнуты и активно вибрируют, что можно почувствовать, положив ладонь на гортань.

Артикуляция при произнесении мягкого «Рь», который чаще встречается в русском языке, отличается от артикуляции твердого «Р» некоторым подъемом к небу и продвижением вперед средней части спинки языка.

Варианты нарушений при картавости

  • Полное отсутствие звука «Р».
  • Горловое «Р» происходит за счет неправильной вибрации кончика язычка.
  • «Р» звучит как «РЛЬ». Это боковое произношение.
  • «Р» произносится в нос, гнусаво, слышно «НГ», из-за речевого выдоха через нос, в то время, когда корень языка плотно прижат к мягкому небу.
  • Одноударное «Р» без раскатистого звучания, когда происходит только один удар кончиком языка об альвеолы – одноударный ротацизм.
  • Одно- и двустороннее щечное «Р» с примесью постороннего шума за счет вибрации щеки – боковой ротацизм. Это происходит, когда между верхними зубами и боковыми краями язычка образуется щель, через которую выходит струя воздуха на выдохе.
  • Замена «Р» на другие звуки в произносимых словах (параротоцизм) – «Д», «Л», «Г», «Ы», «Й» или смягченное произношение сочетания звуков, например вместо «РО» – «РЁ» или вместо «РА» – «РЯ».

Основные причины картавости

Медики не считают картавость болезнью в прямом значении этого слова, тем не менее, определение причин картавости и способов ее устранения – прерогатива врачей, в том числе логопедов. Устранить картавость, которая может мешать коммуникации, быть причиной различных комплексов, стать в будущем препятствием при выборе специальности (вряд ли можно стать картавым диктором на радио или телевидении) правильнее всего в дошкольном детстве. Речевой аппарат ребенка обычно полностью формируется к семи годам. Но, даже будучи взрослым человеком, надо выяснить, как перестать картавить, чтобы победить этот недостаток (не хочется называть его словом дефект).

Причины картавости бывают как медицинские, так и психологические:

  1. Наследственный фактор.
  2. Недостаточно развитое речевое дыхание у детей, ребенку трудно сделать глубокий вдох во время произношения слов.
  3. Укороченная подъязыковая уздечка, которая ограничивает движение кончика язычка и передней части спинки языка. Это ограничение искажает произносимые звуки и приводит к появлению картавости.
  4. Слабость мышц языка или даже их частичный парез, что сопровождается неумением выполнять определенные движения.
  5. Снижение обычного слуха. Недостаточность слухового восприятия с детства. Проблемы с фонематическим слухом.
  6. Копирование ребенком речи взрослого человека, который картавит.
  7. Воспитание и обучение ребенка в двуязычной семье, когда может происходить нарушение структуры язычка. Путаница в голове малыша в способах произношения разных звуков на разных языках провоцирует картавость.

В раннем детстве неправильное произношение разных звуков естественно и физиологически обосновано. Оно определяется развитием и формированием организма ребенка. Очень часто малыши пропускают или меняют звуки, переставляют местами слоги, опускают начало слова, делают неправильное ударение. Но с возрастом эти ошибки постепенно пропадают самостоятельно или с обыденной помощью родителей, речь становиться звучной и осмысленной. Если ребенок старше трех лет продолжает говорить не отчетливо, картавит, какие-то звуки произносит неверно, на это надо обратить пристальное внимание и встретиться с логопедом. Недостатки речи у малыша, в том числе и картавость, вызывает в будущем множество проблем – замкнутость, робость, боязнь внимания к себе, стеснение при чтении стихов или участие в детских спектаклях в детском саду. Неуверенность в своем произношении может спровоцировать очень тихую речь, что в дальнейшем мешает и учебе, и работе.

Очевидно, что нечеткая речь и неправильные звуки требуют вмешательства специалистов. Необходимо проверить слух ребенка, его восприятие звуков и интонаций. Также проконсультироваться у логопеда, который выявит конкретную причину картавости и ее вид, для чего протестирует особенности артикуляционного аппарата с точки зрения образа жизни, состояния и возраста. Затем будет выбран способ постановки «Р» и подходящий комплекс упражнений и занятий, чтобы избавиться от картавости.

Если главная причина проблемы кроется в короткой уздечки, ее пытаются растянуть специальной гимнастикой для языка, например, надо дотянуться язычком до середины подбородка или, откинув слегка голову назад, тянуться язычком к носу. В тех случаях, когда не получается растянуть уздечку, ее подрезают. Эту операцию выполняет стоматолог под местным наркозом, чаще всего амбулаторно.

Способы, как избавиться от картавости

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Массаж всего языка и механическая (принудительная) вибрация передней его части.
  • Тактильный контроль.
  • Продолжительные и систематические занятия в период автоматизации звука «Р».

На первоначальном этапе исправления картавости необходимо добиться правильного произношения самостоятельного, изолированного «Р». Для этого на слух определяют и сопоставляют произношение собственного «Р» и его заменителя, затем сравнивают эти звуки и на основе результатов анализа формируют артикуляционные навыки для постановки звучания «Р». Для каждого вида дефектов существуют свои задания и упражнения.

Постановка звука в зависимости от исходных данных осуществляется:

  • От опорных звуков.
  • По подражанию.
  • С механической помощью.
  • Артикуляционными .

Упражнения для правильного произношения звука «Р»

Для разработки подъема языка вверх и умения им хорошо двигать при картавости делают упражнение «Чьи зубы чище?». Губы должны быть раскрыты, как для широкой улыбки, верхние и нижние зубы видны. Нижняя челюсть не двигается. Кончик язычка, не загибаясь, находится у корней верхних зубов. Им надо проводить по внутренней поверхности зубов справа налево и назад, как бы «чистить» зубы.

Для улучшения подвижности языка при картавости выполняют упражнение «Маляр». Надо открыть рот и улыбнуться. Зафиксировать нижнюю челюсть и губы в неподвижном состоянии, после чего, делая кончиком язычка движения вперед-назад, погладить им небо. Надо следить, чтобы кончик не высовывался изо рта, но обязательно доходил до внутренней поверхности верхних зубов.

Для получения длительной, мощной и непрерывной воздушной струи при картавости, которая идет посередине языка предлагают упражнение «Кто дальше загонит мяч». Надо улыбнуться, следя за тем, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу и, делая вид, что произносишь «Ф» (но ни в коем случае не «Х», за этим надо строго следить) как бы сдуваешь мячик из ватки (ватный шарик) как можно дальше от себя.

Для выработки положения языка, напоминающее «чашечку» и разработки движений широкой передней части вверх при картавости делают упражнение «Вкусное ». Надо чуть приоткрыть рот и движением сверху вниз облизать передним краем язычка верхнюю губу, но не делать движение из стороны в сторону. При этом надо контролировать, чтобы нижняя челюсть не двигалась, можно помочь сохранить неподвижность руками. Язык должен быть широко распластан и касаться боковыми краями углов рта.

Это далеко не все самые простые упражнения, которые показаны при всех видах картавости. После их освоения или одновременно с ними выполняют специальные упражнения для решения конкретных проблем. Результатом должен стать правильно произнесенный изолированный «Рррррррр»….

☞ Видео упражнения

Автоматизация звука

Чтобы перестать картавить, недостаточно просто научиться произносить «Р», его надо вставить в слова. Это может получиться не сразу.

  1. При картавости вначале надо освоить простые открытые слоги согласный звук + гласный звук, а именно «РА», «РО», «РУ». Их произносят подряд и в разбивку, чередуя между собой. Привыкание к этим слогам можно превратить в игру с ребенком. Затем надо произносить слова, когда заученные слоги будут сначала в начале слова – РАМА, а затем в конце –ПЕРО, ГОРА и др.
  2. Следующий этап – произнесение закрытых слогов сначала самостоятельно «АР», «ОР», «УР» и т.д., а потом в словах САХАР, ВЕТЕР, ПОМИДОР.
  3. Вслед за этим начинают строить фразы и заучивать скороговорки. Аналогичным образом учатся произносить мягкий «Рь».

Картавость у взрослых

Иногда грассирование или картавость считают пикантным недостатком, который вместе со смущением и легким румянцем даже украшает человека, делает его милым и трогательным. Однако с возрастом может появиться ощущение, что именно дефект речи, не исправленный в детстве, является препятствием в карьере и личной жизни. Невнятно и нечетко говорящий преподаватель или продавец в бутике, а также будущий родитель, который свою картавость может передать по наследству, выглядят непривлекательно и для руководителей, и для потенциальных спутников жизни. Осознание этого подталкивает взрослого человека понять, как перестать картавить, чтобы полностью реализовать себя в жизни и избежать появления комплекса неполноценности.

Главная ошибка большинства взрослых с картавостью, которая может заметно отодвинуть появление положительной динамики, самостоятельные занятия без предварительной консультации логопеда-дефектолога. Не зная причин и вида дефекта речи можно выбрать неверный путь и усеченный комплекс упражнений для правильной постановки звука, чтобы перестать от картавости. Кроме того, важно соблюдать методику и последовательность действий, которые четко может расписать только специалист. Логопед научит пользоваться зеркалом и диктофоном для контроля над правильностью выполнения упражнений и проинструктирует родных, какую помощь они могут оказать.

☞ Видео урок

В жизни человека всегда много проблем и трудностей. Важно уметь выделить приоритеты, мобилизовать себя на решение задач, среди которых проблема, как перестать картавить не самая сложная, не требующая большого количества материальных средств, нужно иметь желание, терпение и настойчивость. Впрочем, эти качества всегда нужны человеку.

Вам мешает жить картавость?

Скороговорки на Р

  • У тропинки, у тропы за ночь выросли грибы.
  • Топор стучит - дрова колю, пила звенит - дрова пилю. Чем больше слов - тем больше дров.
  • Хитрую сороку поймать - морока, а сорок сорок - сорок морок.
  • Хорош пирожок - внутри творожок.
  • Испугался грома Рома, заревел он громче грома, от такого рёва гром притаился за бугром.
  • На лугу под горкой лежал сырок с красивой красной коркой. Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
  • Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.
  • Гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят.
  • Егор шёл через двор. Нёс Егор с собой топор. Егор шёл чинить забор.
  • Пуст бредень в пруду, с бреднем из пруда не выбрести.
  • На грядке у пряхи растут гречка и просо.
  • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий краб.
  • В огороде старика редька рыросла крепка.
  • На воротах сорока, на заборе ворона, на дороге воробей.
  • В карете корнет в лорнете играл на кларнете.
  • Рака в руку не бери - рака другу подари.
  • Ох, как сыро, сыро, сыро от росы, росы, росы.
  • Во мраке раки шуршат в драке.
  • За тараканом с барабаном, за комодом с топором.
  • Гром по горам прокатился, комар с дуба свалился.
  • Гордец горбушкой поперхнулся.
  • Летят три пичужки через три пустых избушки.
  • Прорубь рубили - рыбку ловили.
  • Солил Терентий грибочки - сразу тридцать три бочки. Съел Терентий грибочки - сразу тридцать три бочки.
  • Свинья тупорыла весь двор перерыла, срыла полрыла, до норы не дорыла.
  • Карасик красит кораллы краской.
  • Тройка тронулась от околицы с колокольцами.
  • Топоры стучали до поры, до поры стучали топоры.
  • У боярина бобра нет богатства, нет добра. Два бобрёнка у бобра лучше всякого добра.
  • Перепел перепёлку и перепелят в перелеске спрятал от ребят.
  • На дворе дрова топорами рубят.
  • Через рвы, через горбочки шли мы в рощу по грибочки.
  • Собирала Маргаритка маргаритки на горе, растеряла Маргаритка маргаритки на дворе.
  • Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп. И спит Прокоп - кипит укроп.
  • Три вороны на воротах, три сороки на заборе.
  • До города - дорога в гору, от города - с горы.
  • У Егора огород, там есть редька и горох. Рядом огород Федоры - там на грядке помидоры.
  • Проросли ростки повыросли, да ростом ростки не выросли. Проросли ростки повыросли, ростом ростки равхвастались.
  • У Тамары-тараторки тридцать три скороговорки.
  • У барана рога кручены-перекручены, верчены-переверчены.
  • У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика торчат.
  • В реке большая драка - поссорились два рака.
  • Дорожка торная, местами косогорная.
  • Крута гора, в горе дыра, в дыре кротовая нора.
  • На реке Роман поймал руками рака.
  • Сорока с вороной спорила, тараторила, тараторила, ворону переспорила.
  • В хлеву у Фроси хрипло хрукает Хавронья.
  • На горе Арарат растёт крупный виноград.
  • Уточка вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
  • На Ерёму напала дрёма, от дрёмы задремал Ерёма.
  • Две горлинки в горенке курлыкали: курлы-курлы-курлы.
  • Рыбы в проруби - пруд пруди.
  • Разминали кони ноги - неслись аллюром по дороге.
  • Воротилась Варвара из города и привезла новостей с три короба.
  • Кирюша-Кирилл огород долго мерил. Мерил, мерил, перестал, лег под деревом - устал.
  • С природой не спорят, погоды не просят.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, варыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она им рыла.
  • Варя варит, Жора жарит, Петя песенки поёт.
  • По осинке росинки засверкали утром перламутром.
  • На рынке Кирилл кружку-крынку купил.
  • Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером.
  • В озере - карп, а в море краб.
  • Возле леса на пригорке стоят тридцать три Егорки. Из-за леса, из-за горки едут к ним ещё Егорки.
  • У Андрея и Арины растут георгины.
  • Жили-были раки, раки-забияки. Жили раки шумно, затевали драки.
  • Под гармошечку трёхрядку Прошка бросился в присядку.
  • Летела гагара над амбаром, а в амбаре сидела другая гагара.
  • Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.
  • На брёвнышке пёрышко, под пёрышком брёвнышко.
  • Посоли и поперчи, да попробуй не пересолить да не переперчить.
  • Ворон рвал во вру ревено, рвал проворно целый день.
  • Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.
  • Кричал Архип, Архип охрип, не надо Архипу кричать до хрипу.
  • Громко порох грохнул, Прохор в страхе охнул.
  • Привез Пров Егору во двор дров гору.
  • Дал Макару Роман карамель, а Макар Роману - карандаш.
  • Рак в реке рюкзак отрыл.
  • Бурундук грызёт фундук, фундук грызёт бурундук.
  • Вороны друг другу дарили подарки - вороны дары подбирали на свалке.
  • После росы росли розы.
  • Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
  • Мышь в углу прогрызла норку, тащит в норку хлеба корку, но не лезет корка в норку: велика для норки корка.
  • Откуда на просеке посо? Просыпали просо здесь просто. Про просо просянки прознали. Без спроса всё просо склевали.
  • Крот агроном разрыхлял грядку граблями.
  • Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот. И никто не разберет, где ворота, а где рот.
  • Усядемся на пригорде да расскажем скороговорки.
  • Кашевар кашу варил, переваривал, доваривал, да не доварил.
  • Зубр к зебре брёл с веткой вербы.
  • Топоры остры до поры, до поры остры топоры.
  • Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
  • В аквариуме у Харитона четыре рака и три тритона.
  • Роет землю серый крот, разоряет огород.
  • Под горой бугор, на бугре Егор, у Егора кол, на колу колокол.
  • Ходит грач с грачихой черной в огороде на гряде.

Дефекты речи приносят неприятности в детстве, подростковом и взрослом возрасте. Пациенты с проблемой спрашивают у логопедов: как перестать картавить букву «р», что делать, если ты картавишь? Врач решает проблему с помощью специальных упражнений или оперативным вмешательством. Взрослые мужчина и женщина, подросток и ребенок могут побороть настойчивостью и старательностью. А как это сделать, расскажет логопед.

Картавить - что это такое?

Картавость – это нарушение нормальной артикуляции речевого аппарата при произношении звука «р». Он произносится при недуге нечетко, мягко или приближенно по звучанию к другим звукам. Что значит картавить? Это означает иметь дефект речи, который не приводит к психологическому дискомфорту и замкнутости. Почему люди картавят? Причины бывают разные. Их определяет специалист после диагностики дефекта речи.

Причины, почему люди картавят

У пациентов возникает вопрос: почему некоторые люди картавят? Причина дефекта речи бывает:

  1. Атония или паралич языка.
  2. Травмы ротовой полости.
  3. Врожденные или приобретенные анатомические дефекты речевого аппарата.
  4. Нарушения прикуса, зубного ряда, формирования челюсти.
  5. Национальные языковые особенности.
  6. Заболевания слухового аппарата, снижение остроты слуха.
  7. Генетическая предрасположенность.

Врач определяет причину и вид картавости, подбирает методы корректировки речи.

Как перестать картавить взрослому человеку

Отучиться картавить взрослому чуловеку самостоятельно – реальная задача. Восстановить произношение можно с помощью специальных упражнений в домашних условиях. Уже через несколько недель ежедневных занятий взрослые начинают меньше . Через 2-3 месяца картавость сойдет на нет, прибавится уверенность и раскованность.

Упражнения для взрослых :

  1. Медленное проговаривание. Медленно и четко проговаривайте слоги «тэ-лэ-дэ». Старайтесь завести кончик языка за десны верхнего зубного ряда. Ежедневная тренировка усилит мышцы речевого аппарата, выговаривать звук будет легче;
  2. Ускорение. Те же слоги проговаривайте по очереди с максимальной скоростью, но сохранив четкость произношения. Упражнение подготовит речевой аппарат к произношению;
  3. Тренировка на простых словах, где есть буква Р. В интернете посмотрите тренировочный список слов. Его может подсказать логопед на консультации;
  4. Скороговорка. Логопедическая фраза с сочетанием звуков «р» помогает наладить речь, говорить красиво. Помогают фразы: ворона ворона враз вразумит; проворонила ворона вороненка; во мраке раки шуршат в драке; у пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.

3 раза в день делайте комплекс самостоятельно. Выполнять нужно старательно. Тогда проблема отступит, а недостаток речи перестанет беспокоить.

Как перестать картавить ребенку

Ребенок картавит часто в семьях, где несколько языков или у родителей проблемы с произношением. У взрослых возникает вопрос: как не картавить ребенку? Решить задачу могут логопед, ЛОР, стоматолог. Логопед подготавливает речевой аппарат, ЛОР убирает проблемы со средним и внутренним ухом, стоматолог корректирует верхний или нижний зубной ряд, удаляет зуб при необходимости. Со специалистами картавость у ребенка быстро отступает, речь стает четче.

Победить картавость, извлекать твердый звук малыши могут регулярными занятиями.

Упражнения для детей :

  1. «Сластена» . Языком ребенок облизывает верхнюю и нижнюю губу по часовой и против часовой стрелки по 3 раза в каждую сторону поочередно;
  2. «Желобок» . Ребенок максимально высовывает язычок с ротовой полости. При этом он в положении узкого желобка, нижняя губа – расслаблена. Дальше медленно втягивает узкий язык в рот. Сделать 5 повторов;
  3. «Облизываемся» . Ребенок облизывает медленно верхнюю губу. Движение делает малыш плавно. Сделать по 5 упражнений в одну и в другую сторону;
  4. «Непослушный язычок» . Высунуть язык, открыть рот максимально широко. По очереди достать кончиком языка подбородка и носика. Занятие пройдет результативней, если считать касания;
  5. «Крутая горочка» . Кончик языка упереть в нижние зубы, выгнут его дугой. Задержаться в положении на 5 секунд. Через неделю увеличьте продолжительность до 10 секунд.

При регулярных занятиях дети достигают быстрых результатов, произносить звук малышам становится легче.

Постановка буквы Р

Как не картавить «р»? Для этого необходимо знать механизм образования звука. Он выглядит так: губы расслаблены, язык поднимается к основанию верхних передних зубов и стает на дыбы (аркой). При правильной артикуляции ощущается вибрация. Ее можно самостоятельно проверить: приложить палец в место, где нижняя челюсть переходит в шею. Если вибрация отсутствует, то обращаются к специалисту за помощью.

Как перестать картавить в 13-14-15-16 лет

Дефект речи осложняет жизнь подростку. К неуверенности в себе и своей внешности добавляются проблемы произношения. Картавящие девушка, парень закрываются в себе, избегают публичных выступлений. Разучиться картавить и научиться говорить правильно, четко можно, если придерживаться определенных правил:

  • Раз в 1,5 года посещать стоматолога. Рот и язык – главная проблема картавости. Специалист откорректирует прикус, восстановит правильный зубной ряд, проведет укорочение уздечки языка при необходимости;
  • Ежедневно 3 раза в день проводить специальную гимнастику для речевого аппарата. Упражнения можно взять те же, что и для детей. Их делают подросток и взрослый, малыш. В них главное – не возраст человека, а регулярность и правильность исполнения;
  • В подростковом возрасте быстро перестать картавить букву «р» поможет давняя техника. В рот набрать промытых камешков или орехов и говорить с ними во рту. Читают так прозу, стихи или громко, четко разговаривают;
  • Любые упражнения проводятся перед едой или через час после принятия пищи. Тогда мышцы, язык и небо качественно тренируются, а деффект – отступает.

Почему евреи картавят?

Евреи в Израиле пользуется официальным языком ивритом. Иврит имеет фонетические отличия от русского языка. Евреи произносят звуки более гортанно и протяжно. Этому способствуют особенности развития речевого аппарата и циркуляции воздуха. Поэтому другим народам, где звук «р» более твердый, фонетическое различие выглядит картавостью. Подробно узнать о причинах явления можно посмотрев следующее видео:

Почему французы картавят?

Русские считают, что французы не выговаривают букву «р», картавят. Это утверждение неправильное. Звук есть, но он артикулируется по-другому. Россия и Франция по-разному используют и воспроизводят звук «р». Традиционно у нас более твердо, а во Франции произношение мягкое, гортанно-носовое. Это фонетическое отличие формировалось веками. Разница выражается в позиции языка, напряжении мышц неба, циркуляции воздуха носовыми ходами и гортанью.

Рос в реке ершонок,
Рос, рос, стал ершом,
А не вырос.

Рака буква Р нашла,
Раку ракушку дала.
Как пришел к реке рыбак.
Вполз в ракушку бедный рак.

У пруда в траве во мраке
Шуршат раки в шумной драке

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!

Рапортовал, да не дорапортовал,
а стал дорапортовывать, зарапортовался.

Жили-были раки, раки-забияки.
Жили раки шумно, затевали драки

У Вероники ведро брусники,
А у Сережки ведро морошки.

Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.

Роет крот у ворот свой подземный переход.

Шустрая норка юркнула в норку.

На горе Арарат растёт крупный виноград.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Загорелся светофор, мы проехали во двор.

Дpозд пpост - упорный хвост, проворный нос.

На дворе растет трава,
на траве стоят дрова.
Не руби дрова на траве двора.

Дар Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш.

Дворник дверь
Два дня держал -
Деревянный дом
Дрожал.
Ветер дёргал
Эту дверь.
Дворник думал
Это зверь.

Идут бобры в сыры боры.
Бобры добры, бобры бодры

Проворонила ворона воронёнка.

Макароны ел Макар
В рот ему влетел комар.

Вёз корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Барабашка шебуршит.

Рыла свинья белорыла, тупорыла;
Пол двора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

За деревней с утра тарахтят трактора

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.

Краб забрался на трап
И заснул крепко краб.
А кальмар не дремал,
Краба в лапы поймал.

Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

Карл клал лук на ларь.
Клара крала лук с ларя.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Круглов и Круглова крутили, крутили
Круглыми кружками круглые гири.

Краб крабу сделал грабли,
Подарил грабли крабу:
Грабь граблями гравий, краб.

Бородатый барабашка барабанит в барабан.

На дворе дрова,
за двором дрова,
под двором дрова,
над двором дрова,
дрова вдоль двора,
дрова вширь двора,
не вместит двор дров.
Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

Орел на горе, перо на орле,
Гора под орлом, орел под пером.

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

Четыре чёрненьких, чумазеньких, чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж
Чрезвычайно чисто.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Шел Егор через двор,
Нес топор чинить забор.

Я бродил один у горки,
собирал скороговорки.

Бравый корнет взошёл на корвет,
Корнет с корвета шлет всем привет.

В поле полет Фрося просо,
сорняки выносит Фрося.

Все бобры добры для своих бобрят.

Кромсал короед кору карельской берёзы.

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!

Гроза гремит, гремит гроза,
гроза гремит пока грозна.

Крута гора, в горе - дыра,
в дыре кротовая нора.

Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!

Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.

Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Выскочила мышка из-под рундучка,
И опять под рундучок.

Осип орёт, Архип не отстает -
Кто кого переорет.
Осип-осип, Архип - охрип

Краб крабу сделал грабли,Подарил грабли крабу:Грабь граблями гравий, краб.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба
говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

Во мраке раки шумят в драке.

Дар Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш.

Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка,
Я купаю в луже брюшко.
Для чего ходить под душ,
Раз на свете столько луж.

Пётр Синявский

Вышел Лев из-за горы
И, подумав, молвил:
-РРРЫ!

Подлетели какаду:
-Что имели вы в виду?
Рразорву и ррастерзаю?
Рразнесу и рраскидаю?
Рраспугаю всех подряд?

Лев сказал:
-Я просто РРРРРАД!

Г.Кружков

У реки
Росла
Рябина.
А река
Текла,
Рябила.
Посредине -
Глубина,
Там гуляла
РЫ-БИ-НА.
Эта рыба -
Рыбий царь,
Называется
Пескарь.

Г.Сапгир

Дворник дверь
Два дня держал -
Деревянный дом
Дрожал.
Ветер дёргал
Эту дверь.
Дворник думал
Это зверь.

Сорок сорок
Для своих сорочаи
Сорок сорочек,
Не ссорясь строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок-
Сразу поссорились
сорок сорок.

Ю.Кушак

Не боится Рома
Ни грозы, ни грома.

Пётр Синявский

Кра! -
Кричит ворона. -
Кража!
Караул!
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано!
Брошь украл он
Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую
Коробку!
- Стой, ворона,
Не кричи!
Не кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь
Без обмана.
У тебя ведь
Нет кармана.
- Как! -
Подпрыгнула ворона
И моргнула
Удивленно. -
Что ж вы раньше
Не сказали!
Кар-р-раул!
Кар-р-рман
Укр-р-рали!

В.Орлов

Карасёнку раз карась
подарил раскраску.
И сказал Карась:
"Раскрась, Карасёнок, сказку!"
На раскраске Карасёнка -
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят
перекрасил в карасят!

М.Яснов

Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку - вот напасть-
Осы вздумали напасть!
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.

Я.Козловский из книги "О словах разнообразных, одинаковых, но разных"

Клара-краля кралась к Ларе.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

Простую и скромную тень отбрасывает тростник.

Под крышей коробки квартирного дома в укромной каморке укрылись хоромы.

Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.

На дорогах Арагона стерегут драконы дона.

Дpозд пpост - упорный хвост, проворный нос.

На дворе дрова,
за двором дрова,
под двором дрова,
над двором дрова,
дрова вдоль двора,
дрова вширь двора,
не вместит двор дров.
Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

Дpозд, дpозд,
Пpост, пpост,
Ковaный нос,
Железный хвост.

Город Нерль на Нерли-реке.

Грабли-грести, метла-мести, весла-везти, полозья ползти.

Герои греки поворотили реки, перевернули горы, у Пифагора горе.

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

Смотри как просто устроена рама:
прямые углы и квадратные грани.

Проворонила ворона воронёнка.

Дыбра - это животное в дебрях тундры, вроде бобра и выдры, враг кобры и пудры. Бодро тыбрит ядра кедра и дробит добро в недрах.

За горою холм с кулями,
Выйду на холм куль поправлю.

На дворе растет трава,
на траве стоят дрова.
Не руби дрова на траве двора.

В стране, распластанной по сторонам света, версты верстая, распространяется ветер.

В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.

Интервьюер интервента интервьюировал.

Адмирал дев обмерял, обривал и обмирал

Курил турка трубку,
клевала курка крупку:
не кури, турка, трубки,
не клюй, курка, крупки!

Забыл Панкрат Кондратьев домкрат,
А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

Инцидент с интендантом,
прецедент с претендентом,
интрига с интриганом.

В словарях рылись варвары, вырывали слова корнем.

Баркас примчался в порт Мадрас,
Матрос принёс на борт матрас,
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался.

Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке.

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл - на валторне,
На арфе - Алла,
А на рояле Лара играла.

Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
"В кармане Макара корова пропала!"

Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе,
Растеpялa Мapгapита мapгapитки нa тpaве.

Из-под Костромщины шли четверы мужичины;
говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

Будьте бережны к изображению.
Поражено оно.
Порушено временем.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

У Аграфены и Арины
Растут георгины.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки
перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех
скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
И все со сметаной и с творогом.

Рододендроны из дендрария.

Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.

Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом из-рыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Карп Поликарпыч и Поликарп Карпыч
подкармливают карпов.

Орел на горе, перо на орле,
Гора под орлом, орел под пером.

Пришел Прокоп
кипит укроп,
ушел Прокоп
кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
и без Прокопа кипит укроп.