Болезни Военный билет Призыв

На сколько частей можно разделить элегию море. Главной темой элегии

Элегия - стихотворение, которое исходит из глубоких чувств, охватывающих поэта. Это обычно искреннее произведение и очень личное. Его сентиментальные раздумья печальны, если, скорее, не полны глубокой скорби. Стихотворение «Море» (элегия В. А. Жуковского) вполне отвечает этим требованиям.

Маша Протасова

Василий Андреевич Жуковский был незаконнорожденным ребенком, что впоследствии не позволило вступить в брак с возлюбленной. Ее мать была настолько против мезальянса, что предпочла бы смерть дочери ее союзу с этим человеком. Вот так Маша выглядела в глазах Василия Андреевича - юной, нежной и прекрасной.

Она была и умна, и чувствительна, и глубоко религиозна. Она была настолько поэтична, что в поэзию обращалось все вокруг нее. Мог ли Жуковский не полюбить? Конечно, нет. Мог ли он не страдать, зная, что счастье недостижимо? Конечно, нет. Он дважды сватался к Машеньке, но оба раза получил категорический отказ. Друг советовал жениться на Маше увозом. Но покорность матери и религиозность не позволяли девушке согласиться на такой брак. Они оба глубоко любили друг друга и страдали, но девушка уехала вслед за сестрой в Дерпт. Сейчас это город Тарту. С Василием Андреевичем Машенька поклялась хранить дружбу всю жизнь, которая оказалась короткой. А Василий Андреевич так глубоко и сильно любил свою прекрасную музу, своего прекрасного ангела-хранителя, что никогда не женился.

Свое горькое счастье он пронес через всю жизнь. Девушка в Дерпте вышла замуж за недостойного человека, только казавшегося в обществе приличным, продолжая любить Василия Андреевича. Муж, будучи очень ревнивым, не позволял Машеньке встреч с Жуковским. Они оба покорились судьбе. Их разделяло и В 1822 г. была написана элегия «Море». История создания стихотворения, по сути, драматична.

Элегия

Начнем анализ элегии «Море» как образа конкретных человеческих чувств. Условно 28 строф стихотворения можно разделить на семь неравных частей, в которых будет присутствовать и сам лирический герой, и та, о которой он постоянно думает. Размышления о любви, переданные метафорически, через образ водной стихии, составляют тему элегии. В первом четверостишии поэт передает метафорой о смятенной любви и тревожной думе свое собственное состояние, пользуясь образом моря. Во втором шестистишии также через образ стихии воды лирический герой, вопрошая море, разговаривает с любимой.

Он спрашивает, каково ей в неволе. Ласково и нежно просит открыться ему. В третьем шестистишии, одухотворяя море, поэт вспоминает дни счастья с возлюбленной, когда и утром, и вечером все ею было светозарно освещено, все было обласкано и приносило радость. В следующем четверостишии он метафорически говорит, как ведет себя человек, когда отнята у него мечта. Как он терзается и борется изо всех сил.

Так продолжается анализ стихотворения «Море». Элегия в своем предпоследнем шестистишии говорит об обманчивом покое, который наступает после борьбы с невзгодами. Это тоже метафора. Кажется, что все тревоги уходят, но вид этот обманчив. Две заключительные строфы говорят о внутреннем смятении, спрятанном глубоко, но заставляющем дрожать. Любовь с ее сомнениями, и страхом, и надеждой - тема элегии «Море» Жуковского.

Природа как прообраз Марии

Спокойное бушующее, успокаивающееся, бурное в своих глубинах, целиком и полностью связано у Жуковского с образом Марии, такой близкой ему и такой далекой. Тема и идея элегии «Море» Жуковского тесно переплетены между собой. Очарованный водной стихией, он навсегда предан чарам Марии, Машеньки. Спрашивая море, он просит молодую девушку доверить ему свою глубокую тайну. Спрашивает ее, метафорически превращая себя в небо, тянет ли ее к нему, далекому, светлому.

Поэт успокаивает возлюбленную тем, что мысли его высоки и чисты, но пусть она обласкает его и радостно заблещет. Он верит, что если что-то помешает им встретиться, то Маша будет бурно, как стихия воды, протестовать и метаться. Но вот преграды исчезают, как с моря уходят тучи и мгла, но Маша еще долго взволнована. Она не может прийти в себя, и ее спокойный вид обманчив. Она по-прежнему боится и, любуясь небом, то есть поэтом, дрожит за него, за их любовь. Таков глубинный анализ элегии «Море», если знать обстоятельства любви поэта.

Часть первая

Стихотворение представляется написанным на одном дыхании, так быстро, так проникновенно, что его даже не потребовалось делить на строфы. Стихотворение «Море» - элегия в полном смысле слова, поскольку оно печальное и очень личное. Все, что хотелось, но нельзя было выразить иначе, поэт метафорами написал в «Море». Элегия драматична, если ее рассматривать как одушевленный поэтом мир природы. То, как начал Жуковский относиться к природе, стало провозвестником романтизма в русской поэзии. Полностью её одушевит великий Ф. Тютчев. Он найдет в ней и свободу, и любовь, и язык. Но начинает это «Море». Элегия рассказывает о наблюдении поэта за очарованием лазурного спокойного моря, которое готово вести диалог с далеким светлым небом. Поэт вопрошает его, хочется ли морю сблизиться с небом, таким же огромным, но, в отличие от земли, крепко держащим в своих объятиях, легким и воздушным, не тяготящим.

Часть вторая

Светлое небо наполняет море лазурью, заставляет гореть светом. Золотые облака ласкают море. Элегия рассказывает, как радостно в море отражаются ночные звезды. Если небо - душа человека, то море - его тайный, никому неведомый и невидимый мир. Душа поднимается к небесам, чтобы познать блаженство. Но ее вторая часть - водная - при видимой безмятежности и покое всегда волнуется.

Часть третья

Волнение моря может перейти в бурю. И тогда - все, берегись. Не отнять штормовым тучам у моря ясного неба. Оно будет яростно бороться, превратится в седое и свинцовое, но отстоит свой мир и покой, покончит со мглой.

Часть четвертая

Произведение «Море» - элегия двуликая. Поэт после бури и шторма анализирует увиденное. Он видит, как рассеиваются тучи и мгла, небо снова блистает лазурью, но море надолго запомнило непогоду, внутри него все клокочет и бурлит.

Еще долго вздымаются волны. Даже на первый взгляд успокоившееся, во внутреннем смятенье море боится потерять небо с его сладостным блеском.

Заключение

Стихотворение написано в 1822 г., но напечатано много позже, семь лет спустя, когда Марии Протасовой уже не было в живых.

Она умерла в родах. Острая боль прошла, и уже личное скрылось под волнами моря. Элегия, написанная амфибрахием, передает качание волн. В нем нет привычной для стихотворения рифмы. Это который придает произведению величие и торжественность. Они же подчеркивают, что человек при любых обстоятельствах должен оставаться человеком. Когда его не станет, то все так же будут сиять небеса и биться волны моря о берег.

«Море» В. Жуковского написано в духе романтизма. Стихотворение показывает, насколько тонко поэт ощущал могущественную стихию. В школе его изучают 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Море» по плану. Он станет отличным помощником в подготовке к урокам и ЭГЕ.

Краткий анализ

История создания – было написано в 1822 г, когда В. Жуковский уже сформировался как поэт и был известен в литературных кругах.

Тема стихотворения – красота и характер моря.

Композиция – Произведение условно делится на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. Формально стихотворение не делится на строфы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий, строки не рифмуются.

Метафоры «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».

Эпитеты «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далекое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «темные тучи».

История создания

Анализируемое стихотворение В. Жуковский написал в 1822 г. Зрелый период творчества поэта ознаменовался переходом от сентиментализма до романтизма. Это направление было очень популярно в русской литературе начала ХІХ века. Его признаки видим и в «Море», которое исследователи считают программным произведением поэта.

История создания стихотворения связана и с личными переживаниями автора. На момент появления морского литературного пейзажа он был влюблен в Марию Протасову, но создать семью с ней не мог. Мать Марии приходилась поэту двоюродной сестрой.

Тема

В произведении автор развивает тему красоты и могущества морской стихии. Главные герои строк - лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, В. Жуковский в одном произведении создает статичный и динамичный пейзажи.

Под образом лирического героя скрывается зрелый мужчина, который умеет понимать природу, а с морскими просторами разговаривает, как со старым другом. Пребывание наедине с морем приносит ему наслаждение: «стою очарован над бездной твоей».

В первой части стихотворения море безмолвствует. Глаз лирического героя радует морская лазурь. Мужчина уверен, что море живое, а еще он знает: водные просторы таят в себе тревожную думу. Лирический герой просит море открыть его тайны, спрятанные, глубоко в лоне. Он догадывается, что морская стихия тянется к небу. Она сливается со «светозарной лазурью» неба, наполняется его светом.

Союз моря и неба разрушается черными тучами. Они пытаются отнять высь, но водная стихия не отдает ее без боя. Море бьется, воет, бурлит волнами и разрывает мглу. Вскоре оно одерживает победу, но еще долго тревожится, разгоряченное сражением. Для воспроизведения бушующего моря автор нанизывает глаголы. Они придают пейзажу динамизма.

В последних стихах лирический герой рассказывает, как море неподвижно любуется небом, а внутри беспокоится за него. Видимо, эта «черта характера» моря и нравится герою.

Можно предположить, что посредством метафорических образов В. Жуковский рассказал о своих отношениях с М. Протасовой. Море - воплощение самого автора, а небо символизирует его возлюбленную.

Композиция

В 9 классе важно умение анализировать смысловую и формальную организацию произведений. По смыслу «Море» можно поделить на две части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. На строфы стихотворение не делится. Благодаря особенностям композиции строки напоминают волны в бескрайнем море.

Жанр

Сам В. Жуковский определил стихотворение как элегию. Действительно, оно написано в этом жанре, ведь произведение созерцательного характера, а в его строках проявляются грустные нотки. Стихотворный размер - трехстопный амфибрахий. Строки не объединены рифмами, их созвучие основано на ритме.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов В. Жуковский использовал художественные средства. Главную роль в тексте играют метафоры : «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него» . Эпитеты придают морским картинам выразительности: «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далекое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «темные тучи» .

Литературное

Направление, жанр

Размер

Материалы к С3

Василий Андреевич Жуковский «Море»

Романтизм

элегия

амфибрахий

Главной темой элегии «Море» является изображение двух миров - моря и неба. Так автор воплощает в своём произведении идею романтического двоемирия. Как известно , мир для романтиков делится на две части: «здесь» и «там». «Там» и «здесь» - это антитеза (противопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Презираемое «здесь» - это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» - некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности.

«Светлана»

Романтизм

Баллада(лиро-эпическое произведение)

Основные темы баллады «Светлана» - тема воз­мездия и тема счастья . В центре произведения - гада­ние в крещенскую ночь и страшный сон, разрешив­шийся благополучно.

Созданная по мотивам произведения Бюргера, «Светлана», безусловно, может считаться оригинальным творением Жуковского. В «Светлане» используется традиционный для романтической поэзии сюжет. К одинокой невесте после долгой разлуки возвращается жених. Он приглашает деву в дальний путь и она пускается в странное путешествие. Тёмная ночь, свет луны, пустынное кладбище, зловещи слова жениха - всё предвещает какой-то страшный конец. В финале выясняется, что жених - это оживший, чтобы забрать с собой в могилу невесту, мертвец, и дева погибает вместе с ним. Используя романтический сюжет, автор создаёт национальное творение, близкое к фольклору. Безнадёжная мистика превращается в страшный сон, и на первое место выходит жизнеутверждающее начало.

Тест по творчеству В.А. Жуковского

В1. К какому жанру относится стихотворение В. А. Жуковского «Море»?

В2. Какие стихотворные размеры использует В. А. Жуковский в стихотворении «Море»?

В3. На чем построена композиция стихотворения В. А. Жуковского «Море»?

В4. Как называется в литературоведении стилистический прием, заключающийся в повторении однородных согласных звуков в стихотворной строке:
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

В5. Как называется художественный прием, который использует В.А. Жуковский, изображая море «живым», «дышащим», наполненным «тревожной думой», рассказывая о безудержной стихии , которая «бьется», «воет», «рвет и терзает враждебную мглу»?

В6. Противопоставление каких двух миров является главной темой стихотворения В. А. Жуковского «Море»?

В7. Как называется творческий метод и литературное направление, которые нашли воплощение в балладе В.А. Жуковского «Светлана»?

В8. Вольным переводом какого произведения являются баллады В. А. Жуковского «Людмила» и «Светлана»?

В9. К какому празднику приурочены события баллады В. А. Жуковского «Светлана»?

В10. К какому виду гадания прибегает Светлана?

В11. Какие два цвета преобладают в балладе?

B1

элегия

B2

четырёхстопныйамфибрахийибелыйстих

B3

изображениеморскойстихии

B4

аллитерация

B5

олицетворение

B6

мореинебо

B7

романтизм

B8

ЛенораГАБюргера

B9

святки

B10

узеркала

B11

чёрныйибелый

Море

Безмолвное море, лазурное море,

Ласкаешь его облака золотые

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье ,

(В.А. Жуковский)

В8. К какому роду литературы относится произведение?

В9. Укажите номер(-а) строки (строк) (порядковое числительное в именительном падеже), в которой(-ых) поэт использует градацию.

В10. Какой тип мироощущения свойственен лирическому герою В.А.Жуковского?

В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первых четырёх строках данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

1) олицетворение

2) инверсия

3) эпитет

4) сравнение

5) синекдоха

В12. Море и небо - многозначные образы, связующие собой разные пласты художественного мира элегии. Они являются знаком устремлённости души к высшим началам, формируют систему соответствий (море - душа человека; небо - «Мировая душа») и т.д. Как принято называть такие образы?

С3.

С4.

В8. Лирика

В9. Девятнадцатая, двадцатая

В10. Романтический

В11.312

В12. Символы

С3. Как решена в данном стихотворении проблема романтического «двоемирия»?

Размышляя над поставленным в задании вопросом, отметьте, что для В.А.Жуковского ключевой элегический мотив произведения связан с системой «двоемирия». Покажите, что этот мотив наиболее устойчиво реализуется в системе субъективного пейзажа, поэтому в стихотворении создаётся романтическая антитеза «здесь» и «там». Объясните, что с понятием «здесь» у В.А.Жуковского связаны представления о покое, блаженстве, счастье. Поэтому отношение между земным и небесным приобретает в стихотворении форму последовательного дуализма (двоемирия). Наделяя природу тайнами, раскрывая через картину природы беспредельную глубину человеческой души, поэт передаёт неудовлетворённость существующим и страстное стремление к идеалу, без которого невозможна человеческая жизнь.

Подводя итоги вашим размышлениям, сделайте вывод о том, что романтическая антитеза «здесь» и «там» позволяет автору стихотворения укрупнить масштаб изображаемого и показать внутренний мир человека во всём величии и красоте.

С4. Кто из русских поэтов создал образ моря и в чём эти произведения сопоставимы с приведённом здесь стихотворением?

Отвечая на этот вопрос, укажите, что образ моря - один из традиционных образов русской лирики. Покажите, что эстетический и смысловой потенциал этого образа использовали А.С.Пушкин («К морю»), М.Ю.Лермонтов («Парус»), Ф.И.Тютчев («Море и утёс») и многие другие отечественные поэты.

Пушкин высоко оценил элегию своего литературного наставника, и она стала реминисцентным источником его собственного стихотворения. Как и у В.А.Жуковского, море у А.С.Пушкина - живое существо , его мысли и чувства понятны лирическому герою.

Отметьте, что художественные наработки автора знаменитой элегии и М.Ю.Лермонтов. В своём стихотворении «Парус» он применяет двухуровневый принцип структурирования художественного пространства (море-небо) и повторяет образный ряд (море - «струя светлей лазури»).

Завершите ваши наблюдения кратким выводом о непреходящей эстетической ценности созданного в элегии В.А.Жуковского образа моря и закономерности художественного развития этого образа поэтами - современниками.

Море

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье ,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

(В.А. Жуковский)

В7. Назовите жанр произведения В.А.Жуковского «Море».

В8. Каким приёмом, состоящим в придании неживому объекту свойств живого, пользуется автор для создания образа моря?

В9. Изображение моря даётся при помощи выразительных, эмоционально окрашенных определений (например, «безмолвное» море, «испуганны» волны, «тревожная» дума). Как называются такие определения?

В10. Картине спокойного моря в ясную погоду автор противопоставляет изображение взволнованного, бушующего моря. Как называется в литературоведении приём контрастного сопоставления образов?

В11. Как называется повтор одинаковых синтаксических элементов в начале смежных конструкций (например, «ты чисто в присутствии чистом его: / Ты льёшься его светозарной лазурью»)?

В12. Назовите стихотворный размер, которым написано произведение В.А.Жуковского «Море».

С3.

С4.

В7. Элегия

В8. Олицетворение

В9. Эпитет

В10. Антитеза

В11. Анафора

В12. Амфибрахий

С3. Какими поэтическими средствами в стихотворении Жуковского создаётся заглавный образ?

Море у Жуковского - это живое существо со своей загадочной судьбой. Лирический герой вслушивается в дыхание моря, пытаясь угадать его «тревожные думы». Однако море остаётся безучастным к герою. В элегии Жуковского важна антитеза неба и моря. Отражая солнечные лучи, звёзды неба, море становится его двойником на земле. Небо магически притягивает к себе из «земной неволи» стремящееся на волю море. Поэт описывает море в импрессионистической манере: это миг почти неуловимого колебания, дрожи, мерцания, и поэтому так важны для него глаголы, передающие тревожное движение моря: «бьёшься», «вздымаешь», «дрожишь». Жуковский использует не насыщенные, яркие цвета, а экзотические, индивидуально осмысленные тона: в стихотворении мы видим «лазурное море», «светозарную лазурь» неба, «золотые облака». Равномерному биению волн соответствует и использованный поэтом размер - четырёхстопный амфибрахий.

С4. В каких произведениях русских поэтов 19 века представлен образ моря и в чём сходство и различие приёмов, при помощи которых этот образ создан?

Море - свободное, непредсказуемое, таинственное - в максимальной степени соответствует представлениям художника о гордой и независимой душе романтического героя. Русские поэты-романтики неоднократно обращались в своих стихах к образу моря, и среди наиболее ярких и художественно значимых произведений следует назвать «К морю» А.С.Пушкина и «Парус» Лермонтова. Важнейшим приёмом создания образа моря становится олицетворение. И у Жуковского, и у Пушкина лирический герой обращается к морю на ты - но элегия первого так и остаётся монологом (море безмолвствует), а у Пушкина в стихотворении разворачивается диалог, доверительный (в буквальном смысле слова: герой доверяет морю «заветный умысел» побега) разговор друзей: «Как друга рокот заунывный , / Как зов его в прощальный час, / Твой грустный шум, твой шум призывный / Услышал я в последний раз». По силе духовных устремлений лирический герой Пушкина равен «свободной стихии» - герой же Жуковского остаётся лишь внимательным наблюдателем. В стихотворении Лермонтова на первый план выдвигается парус - символ мятежной, ищущей свободы души. Он готов соперничать со стихией моря: его воля к свободе и жажда подлинной жизни безграничны. Море в этом стихотворении уступает главенствующее место парусу: именно на него переносятся те неукротимость, мощь, порыв, которыми наделено море у Пушкина и Жуковского; «мятежным» у Лермонтова становится парус, а штормящее море становится активным фоном, на котором развёртывается поэтический сюжет

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой

Легкою рукою;

Упадет с дверей запор;

Сядет он за свой прибор

Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом

Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем

Чуть лиет сиянье...

Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи...

С треском пыхнул огонек,

Крикнул жалобно сверчок,

Вестник полуночи.

Подпершися локотком,

Чуть Светлана дышит...

Вот... легохонько замком

Кто-то стукнул, слышит;

Робко в зеркало глядит:

За ее плечами

Кто-то, чудилось, блестит

Яркими глазами...

Занялся от страха дух...

Вдруг в ее влетает слух

Тихий, легкий шепот:

«Я с тобой, моя краса;

Укротились небеса;

Твой услышан ропот!»

Оглянулась... милый к ней

Простирает руки.

«Радость, свет моих очей,

Нет для нас разлуки.

Едем! Поп уж в церкви ждет

С дьяконом, дьячками;

Хор венчальну песнь поет;

Храм блестит свечами».

Был в ответ умильный взор;

Идут на широкий двор,

В ворота тесовы;

У ворот их санки ждут;

С нетерпенья кони рвут

Повода шелковы.

Сели... кони с места враз;

Пышут дым ноздрями;

От копыт их поднялась

Вьюга над санями.

Скачут... пусто все вокруг;

Степь в очах Светланы;

На луне туманный круг;

Чуть блестят поляны.

Сердце вещее дрожит;

Робко дева говорит:

«Что ты смолкнул, милый?»

Ни полслова ей в ответ:

Он глядит на лунный свет,

Бледен и унылый.

(В.А. Жуковский)

В1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

В2. К какому направлению русской литературы первой половины 19 века относится творчество Жуковского?

В3 . Как называются образные определения, использованные Жуковским: «белой пеленою», «в чистом стекле», «лёгкою рукою», «яркими глазами», «туманный круг»?

В4. Как называется композиционный элемент, изображения природы в литературном произведении:

На луне туманный круг;

Чуть блестят поляны.

В5. Определите стихотворный размер, которым написано произведение.

С1. С помощью каких изобразительных средств в представленном фрагменте создаётся образ героини и какой именно она предстаёт?

С2. Как в данном произведении Жуковского воплощается тема судьбы и в каких последующих произведениях русской литературы эта тема будет ведущей?

С какой целью В.А. Жуковский вносит русские фольклорные мотивы в традиционный балладный сюжет? (по балладе «Светлана»)

Василия Андреевича Жуковского недаром называют «литератур­ным Колумбом Руси», открывшим ей «Америку романтизма». Он пе­реводил баллады западноевропейских романтиков Гете, Шиллера Вальтера Скотта, но при этом отмечал: «Переводчик в прозе есть раб переводчик в стихах - соперник». Главную задачу поэт видел в том, чтобы создать русскую балладу. Именно поэтому могла возникнуть необходимость вернуться к уже использованному ранее литературно­му материалу, как это случилось с балладой «Светлана». Известно, что ей предшествовал вольный перевод баллады немецкого поэта Г.-А. Бюргера «Ленора», который вышел в 1808 году под названием «Людмила». Трагическая концовка баллады (гибель Людмилы) отчет­ливо выражает идею обреченности человека, бессильного в борьбе с роком.

Замысел показать героиню баллады «с русскою душой» был реа­лизован в «Светлане», написанной в 1808-1812 годах. Здесь поэт гораздо дальше отходит от немецкого оригинала, внося в произведе­ние национально-русский колорит. Действие разворачивается в «кре­щенский вечерок», издавна считавшийся на Руси временем чудес. Баллада полна примет русского быта, традиций и верований: гадание на башмачке, «подблюдные» песни, гадание со свечой и зеркалом. При этом поэт сохраняет традиционную атрибутику баллады: дейст­вие происходит в полночь, фантастический путь с мертвым женихом сопровождается тревожными предзнаменованиями («Черный вран, свистя крылом, / Вьется над санями»), атмосфера мрачной таинствен­ности («Тускло светится луна / В сумраке тумана...») усиливается упоминанием о смерти (по дороге в Божьем храме Светлана видит «на средине черный гроб»). Все это подготавливает фантасти­ческую сцену в избушке: «...под белым полотном / Мертвый шевелится».

Создавая психологически достоверный образ русской девушки, Жуковский подчеркивает, что в ней народные представления сочета­ются с религиозными. Светлана не ропщет на судьбу , сохраняет глу­бокую веру в Божью милость, молитва укрепляет ее в трудную мину­ту, а образ «белоснежного голубка» символизирует высшие силы, охраняющие верующего человека. Вот почему «страшная» баллада оборачивается сказкой, где торжествует свет и добро, а ужасная встреча с мертвым женихом оказывается сном. А потом, как в сказке, происходит настоящее чудо: жених Светланы возвращается целым и невредимым, и все заканчивается веселой свадьбой.

Вероятно, такая концовка связана и с тем, что «Светлана» посвя­щена племяннице Жуковского Александре Протасовой (Воейковой) и была преподнесена ей в качестве свадебного подарка. Может быть, еще и потому поэт вновь обратился к знакомому сюжету, что хотел вложить в балладу напутствие выходящей замуж девушке: «Лучший друг нам в жизни сей - / Вера в Провиденье».

Но главное то, что в балладе «Светлана» Жуковский действитель­но сумел выполнить задачу - воплотить национально-русский харак­тер. Впоследствии он стал основой для создания таких образов под­линно русских героинь, как Татьяна Ларина, Наташа Ростова и многих других.

Лесной царь

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик.

"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"

"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

Он в темной короне, с густой бородой".

"О нет, то белеет туман над водой".

"Дитя, оглянися; младенец, ко мне;

Веселого много в моей стороне;

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои".

"Родимый, лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит".

"О нет, мой младенец, ослышался ты:

То ветер, проснувшись, колыхнул листы".

"Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять".

"Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из темных ветвей".

"О нет, все спокойно в ночной глубине:

То ветлы седые стоят в стороне".

"Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой".

"Родимый, лесной царь нас хочет догнать;

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок подгоняет, ездок доскакал...

В руках его мертвый младенец лежал.

(В.А. Жуковский)

В1 . Как называется литературное направление, возникшее в России в начале XIX века, к которому традиционно относят поэтическое творчество В.А. Жуковского?

В2. Определите жанр произведения В.А. Жуковского «Лесной царь».

В3 . Известно, что многие произведения В.А. Жуковского являются переводами зарубежных авторов. Кому принадлежит оригинал этого произведения?

В4 . Какая русская поэтесса посвятила балладе В.А. Жуковского статью «Два «Лесных царя» », сделав вывод о том, что «лучше перевести … чем это сделал Жуковский, - нельзя»?

В5 . Как называется тип речевого общения, использованный поэтом в данном произведении?

В6. Укажите название средства художественной изобразительности, которое в стихотворении «Лесной царь» позволяет В.А. Жуковскому создать у читателя эмоциональное восприятие предметов: «тёмная корона», «цветы бирюзовы.

С1. Почему в поэзии В.А. Жуковского часто звучит тема «потустороннего» мира?

С2. Какие русские поэты обращались к подобной тематике?

В1. Романтизм

В2. Баллада

В3. Гёте

В4. Цветаева

В5. Диалог

В6. Эпитет

История создания. Стихотворение написано в 1822 году в период творческой зрелости Жуковского. Оно относится к программным произведениям и является одним из поэтических манифестов поэта. Известно, что это стихотворение Жуковского особо выделял Пушкин, написавший двумя годами позднее свою элегию с тем же названием.

Жанр. В подзаголовке стихотворения автор обозначил его жанр - элегия. Это излюбленный жанр поэта. Обращение к жанру элегии ознаменовало переход Жуковского к романтизму. Элегия - жанр лирической поэзии, передающий настроения грусти, скорби, разочарования и печали. Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить глубоко личные, интимные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы. Именно таким стихотворением и является элегия «Море».

Тематика и проблематика. Стихотворение Жуковского представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души», как точно определил такие стихи по-эта-романтика знаменитый ученый-филолог А.Н, Веселовский, Действительно, это не только морской пейзаж, хотя, читая стихотворение, живо представляешь себе море: оно то тихое, спокойное, «лазурное море», то страшная бушующая стихия, которая погружена во мглу. Но дня романтика мир природы - это еще и тайна, которую он пытается разгадать. Вот почему так важно то, что в стихотворении постоянно идет перекличка мира природного и человеческого - состояния лирического героя. Но важно при этом не только то, что Жуковский создает психологический пейзаж, то есть выражает чувства и мысли человека через описание природы. Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником, может быть - с другом, а может - с каким-то таинственным незнакомцем. У позта-романтика не вызывает сомнения то, что море может быть наделено душой, как и человек. Ведь в соответствии с романтическими представлениями именно в природе растворяется Божество, через общение с природой можно говорить с Богом, проникнуть в тайну бытия, соприкоснуться с Мировой душой.

Жуковский уверен, что душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Оно так же тянется ко всему светлому - к небу, Богу. Но в отличие от многих других романтиков, рисующих эту «свободную стихию», Жуковский видит и то, что море томится, что его что-то тяготит, оно бунтует против этого. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода тоже относительна. Вот почему традиционные романтические проблемы свободы и неволи, бури и покоя у Жуковского получают очень необычную трактовку.

Идея и композиция. Стихотворение «Море» построено в соответствии с заложенной в нем идеей. Это не столько описание природных явлений, сколько особый лирический сюжет. В нем наблюдается движение, развитие состояния лирического героя, следящего за изменениями, которые происходят с морем. Но еще важнее то. что за этим стоит динамика внутреннего состояния самого моря, его души. Этот внутренний сюжет можно разделить на три части; «Безмолвное море» -

1-я часть; «Буря» - 2-я часть; «Обманчивый покой» - 3-я часть. В соответствии с ними проследим за развитием художественной мысли стихотворения.

В 1-й части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Но «чистота» и ясность присуща морской душе «в присутствии чистом» «далекого светлого неба»:

Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь.
Ласкаешь его облака золотые "
И радостно блещешь звездами его.

Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ - выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь:

Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..

2-я часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму, начинает рваться, биться, око исполнено тревоги и испуга:

Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

Жуковский с удивительным мастерством рисует картину бури. Кажется, что слышишь рокот набегающих волн. И все же это не просто картина разбушевавшейся стихии. Перед нами раскрывается глубоко спрятанная тайна души моря. Оказывается, как и все земное, море находится в неволе, которую оно не в силах преодолеть: «иль тянет тебя из земныя неволи». Это очень важная для Жуковского мысль.

Для поэта-романтика, верящего в «очарованное Там», то есть иной мир, в котором все прекрасно, совершенно и гармонично, земля всегда представлялась миром страданий, скорби и печали, где нет места совершенству. «Ах! Не с нами обитает / Гений чистой красоты», - писал он в одном из своих стихотворений, рисующих Гения, лишь на миг посетившего землю и вновь умчавшегося в свой прекрасный, но недоступный для земного человека мир.

Оказывается, что и море, подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там - в небе - все вечно и прекрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано.

Эта мысль становится понятной лишь в 3-й части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности:

И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье.
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Так раскрывается для лирического героя тайна моря. Теперь понятно, почему в его «бездне покойной» скрывается смятенье. Но остается смятение поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания.

Художественное своеобразие. Стихотворение насыщено средствами поэтической выразительности, помогающими сделать картину морской стихии не только зримой, но и слышимой, осязаемой и тем самым облегчить для читателя путь к постижению авторской мысли. Особую роль при этом играют эпитеты. Если в 1-й части они призваны подчеркнуть чистоту моря и свет, пронизывающий всю картину («светлое небо», «ты чисто в присутствии чистом его», «облака золотые»), то во 2-й части создают грозный, тревожный тон («враждебная мгла», «темные тучи»). Очень важны для выражения художественной идеи стихотворения эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного: «лазурь», «свет», «светозарный». Особый ритм создают анафора на «ты» («ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь.,.»), синтаксический параллелизм, а рад вопросительных предложений передает напряженный эмоциональный строй стихотворения. Следует также отметить важную роль рефрена: «безмолвное море, лазурное море», - который не только задает ритм стихотворения, но и утверждает важную поэтическую мысль. И, как и везде, Жуковский мастерски использует мелодические возможности речи, «Море» написано четырехстопным амфибрахием, белым стихом, который помогает передать ритм набегающих волн. Особенно эффектна картина бури, для воссоздания которой поэт использует прием аллитерации, то есть повторения одних и тех же согласных звуков в нескольких словах. Здесь это аллитерация на шипящие, к тому же поддерживаемая ритмикой строки, имитирующей движение волн: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, / Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу». В целом можно сказать, что поэтическое мастерство Жуковского в этом стихотворении достигает небывалых высот, о чем удивительно точно сказал Пушкин: «...его стихов пленительная сладость».

Значение произведения. Художественное новаторство Жуковского в стихотворении «Море» не осталось незамеченным в русской поэзии. Вслед за ним романтическую картину морской стихии рисовали многие великие русские поэты, например Пушкин в стихотворении 1824 года «Море»,. Лермонтов в своем знаменитом «Парусе», Тютчев в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное..,». Но в каждом из них образ моря - не только романтический символ, но и то, что помогает автору выразить свои мысли, чувства и настроения.

Элегия В. Жуковского «Море». Анализ.
«Море» — одна из прекрасных элегий, написанных Жуковским в минуты раздумья. Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее.

В обращении к морю в начале стихотворения поэт использует много ярких эпитетов, но лишь один из них характеризует море как прекрасное явление природы — «лазурное». Это устаревшее и высокое слово обозначает светло-синий цвет. Все остальные изобразительные средства придают морю сходство с живым, думающим, чувствующим существом: «безмолвное» («ты живо», («ты дышишь», «смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты». Как ни прекрасно море само по себе, не только им занято воображение поэта. Море представляется ему живым, мыслящим существом, потому что его волнует и тревожит что-то в собственной душе.

«Стою очарован над бездной твоей» — лирический герой как будто смотрит на море сверху, с какой-нибудь высокой отвесной скалы. Море необъятно и бездонно, оно манит к себе, притягивает своей «глубокою тайной». Движение моря и различные его состояния передают многочисленные глаголы — метафоры и олицетворения: «дышишь», «движет»; «ласкает», «горишь», «блещешь», «бьешься», «ноешь», « подъемлешь», «рвешь», « терзаешь», «вздымаешь»,«скрываешь», «дрожишь». Жуковский наделяет море огромной силой, способностью бороться и нежностью, способностью любить.

По мере разгадки тайны моря раскрываются взгляды поэта-романтика: море находится в земной неволе, как и все живое. Земная жизнь полна борьбы, утрат, разочарований. Только там, на небе, все прекрасно и неизменно. Даже тучи, казалось бы, принадлежащие небу, у Жуковского существуют сами по себе. Они лишь собираются, чтобы «отнять» небо, а само оно – «далекое», «светлое», «ясное»,«чистое». Оно прекрасно и беззащитно. Контраст «темных туч» и «ясного» неба подчеркивает это. Борьба моря с темными, враждебными силами символизирует борьбу человека со злом. Последняя картина — море после бури – показывает психологическое мастерство Жуковского-романтика. Наступившее спокойствие лишь кажущееся, внешнее:

Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне спокойной скрываешь смятенье.
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Невольно вспоминается лермонтовский Парус:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!