Болезни Военный билет Призыв

Н м му ра вьев. Значение муравьевы (декабристы) в краткой биографической энциклопедии. Муравьевы (декабристы)

А втор проекта Конституции и один из главных идеологов движения декабристов, Никита Муравьев родился в семье поэта, одного из крупнейших деятелей русского просвещения, Михаила Никитича Муравьева. Матерью будущего декабриста была представительница древнего дворянского рода Екатерина Федоровна (в девичестве Колокольцева).

Юноша получил блестящее домашнее образование, знал шесть языков, среди которых - французский, немецкий, английский и, что немаловажно, русский, которым он владел в совершенстве. Знание родного языка не было обязательным в среде русского дворянства начала XIX века.

Муравьев окончил физико-математическое отделение Московского университета, а после получил чин коллежского регистратора в департаменте Министерства юстиции. Спокойную жизнь петербургского чиновника он променял на сражения и тяготы военных походов: в начале войны с Наполеоном сбежал из дома в действующую армию, где получил чин прапорщика.

Молодой офицер прошел всю военную кампанию 1813–1814 годов, был участником сражений при Дрездене и Лейпциге, а позже был прикомандирован к Арсению Закревскому, занимавшему пост дежурного генерала главного штаба русских войск в Вене и сражался против войск Наполеона, вернувшегося с острова Эльба.

В 1815 году, будучи в Париже в свите офицеров Генерального штаба, Никита Муравьев познакомился с главным теоретиком французских либералов - писателем Бенжаменом Констаном, и французским священником, деятелем Великой французской революции Анри Грегуаром. Проникшись их идеями и увидев ряд социальных изменений за границей, молодой офицер вернулся на родину.

1816 год стал годом основания тайного общества Союз спасения, в создании которого Муравьев принял самое деятельное участие. Союз спасения возник после запрещения деятельности преддекабристских организаций - «Священной артели» и «Семеновской артели». О том, что обсуждалось на собраниях тайных обществ, можно судить по сохранившимся запискам Ивана Якушкина.

«В беседах наших обыкновенно разговор был о положении России. Тут разбирались главные язвы нашего отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, которых служба в течение 25 лет почти была каторга, повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще. To, что называлось высшим образованным обществом, большею частию состояло тогда из староверцев, для которых коснуться которого-нибудь из вопросов, нас занимавших, показалось бы ужасным преступлением. O помещиках, живущих в своих имениях, и говорить уже нечего».

Из воспоминаний декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина

Декабристы пытались создать сплоченную и сильную организацию, способную привести страну к республиканской форме правления. Союз спасения был расформирован, и большая часть его членов вошла в Военное общество, позже был основан Союз благоденствия, а затем, в 1821 году, Муравьев инициирует создание Северного общества, члены которого и подняли знаменитое декабрьское восстание.

В том же 1821-м Никита Муравьев восстанавливается на службе в Генеральном штабе, а зимой, находясь в Минске, разрабатывает первый проект Конституции. Положения первой редакции документа были раскритикованы будущими декабристами. Из недостатков - высокий имущественный ценз и безземельное освобождение крестьян. Однако этот проект предполагал уничтожение крепостного права, рекрутчины и военных поселений. В последующих редакциях Конституции ее автор учел ряд ошибок. второй вариант проекта включал в себя уже 134 статьи против 93 статей в первом.

14 декабря 1825 года Никиты Муравьева не было в Петербурге , однако по доносу Аркадия Майбороды он был арестован в собственном имении в селе Тагино и доставлен в столицу. 26 декабря Никита Муравьев был заключен в Петропавловскую крепость , а почти через год, 10 декабря 1826-го, отправлен в Сибирь.

Первые годы наказания он отбывал в Читинском остроге, а с сентября 1830 года был переведен в Петровский завод, где читал курс лекций. Декабрист Михаил Лунин считал Муравьева человеком, стоящим целого университета. После сокращения срока каторги Никита Муравьев отбыл на поселение в село Урик Иркутского округа , где занимался сельским хозяйством. Уже будучи в Сибири, он продолжал писать политические сочинения и мемуары, но после ареста Лунина уничтожил бумаги. Умер знаменитый декабрист 28 апреля 1848 года. Спустя много лет после смерти Никиты Муравьева воспоминания о нем оставила его дочь, Софья Никитична (в замужестве Бибикова). Сегодня биографы располагают лишь некоторыми отрывками этого текста.

«Помню, как он на меня рассердился за то, что я не встала, чтобы отвечать на поклон хозяину нашему, 70-летнему крестьянину Дм. Водохлебову. Я была девочкою 8 лет и сидя ему поклонилась вполуоборот. Сословные предрассудки не существовали для него. Он сажал с собою за стол крестьянина (или, вернее, посельщика Анкудинова) к великому негодованию своего камердинера и в то время единственного нашего служителя Семена, должна признаться, избалованного отцом, которого если можно было в чем упрекнуть, так это в мягкости характера, доходящей иногда до слабости».

Софья Бибикова. «Воспоминания о моем отце Никите Михайловиче Муравьеве»

Муравьевы (декабристы) Муравьевы - декабристы: 1) Александр Михайлович (1802 - 1853). Будучи корнетом кавалергардского полка, принадлежал к Северному обществу; следственной комиссией отнесен был к четвертому разряду участников 14 декабря и верховным уголовным судом принужден к ссылке в каторжные работы на 15 лет; затем этот срок был сокращен до восьми лет. В 1834 году окончился срок его пребывания на каторге, но он не пожелал уйти оттуда ранее своего брата Никиты, и только в 1836 году, вместе с последним, поселен был в селении Урике, близ Иркутска. Позже жил в Тобольске, служа в канцелярии губернского правления. Имея значительные денежные средства., он открыл в Тобольске женское училище. Записки его см. у Шимана: "Ermordung Pauls und Thronbesteigung Nicolaus I". - 2) Никита Михайлович М. (1796 - 1844), брат предыдущего. Был женат на графине Чернышевой, последовавшей за ним в Сибирь. Был капитаном гвардейского генерального штаба; следственной комиссией отнесен к первому разряду участников 14 декабря и верховным уголовным судом присужден был к смертной казни, замененной ссылкою в каторжные работы. Уже с 1816 года Никита М. принимал участие в масонских ложах; затем он основал тайное политическое общество - Союз спасения или Союз истинных и верных сынов отечества, в который вошли масоны разных лож, и для которого Пестель написал в 1817 году устав. В 1818 году Союз спасения превратился в Союз благоденствия. В 1821 году, когда образовались общества Северное и Южное, во главе первого стал Никита М. Отнесясь сначала с сочувствием к республиканскому строю, М. явился затем наиболее видным представителем монархически-конституционных стремлений Северного общества. По конституции М., сохранившейся в разных редакциях, Россия должна была получить федеративное устройство. Император есть "верховный чиновник российского правительства"; законодательная власть принадлежит "верховной думе" и "Палате народных представителей". Все граждане равны перед законом. Чины и сословия уничтожаются. Разные редакции конституции М. см. у Довнар-Запольского "Мемуары декабристов", и у В.Е. Якушкина "Государственная власть и проекты государственной реформы в России"; подробный разбор у В.И. Семевского "Политические и общественные идеи декабристов". - 3) Александр Николаевич М. (1792 - 1864) - родной брат Николая Николаевича М.-Карского, Михаила Николаевича М.-Виленского и духовного писателя Андрея Николаевича М. ; основатель, вместе с Никитой Михайловичем М. тайного политического общества Союз спасения и один из редакторов устава Союза благоденствия. Служил в генеральном штабе, вышел полковником в отставку; в 1826 году, отнесенный к четвертому разряду декабристов, сослан в Верхнеудинск, в следующем году занял должность иркутского городничего; затем последовательно был председателем тобольского губернского правления, архангельским и нижегородским губернатором (в последней должности он способствовал тому, что нижегородское дворянство одно из первых отозвалось на Высочайший рескрипт 20 ноября 1857 года), наконец, первоприсутствующим в одном из московских департаментов Сената. - 4) Артамон Захарьевич М. (1794 - 1846); участвовал в кампаниях 1812 - 14 годов, командовал ахтырским гусарским полком; принадлежал к Южному обществу; отнесен был следственной комиссией к первому разряду участников тайных обществ. В донесении этой комиссии говорится, что Артамон М. выражал горячее желание отправиться в Таганрог для умерщвления императора Александра и с трудом был удержан товарищами, по словам которых, впрочем, он был "яростным более на словах, нежели в самом деле". Д-р Н.А. Белоголовый в отрывках "Из воспоминаний сибиряка", напечатанных в "Русских Ведомостях" 1896 года, пишет, что "это был необыкновенно веселый и добродушный человек; смеющиеся глазки его так и прыгали, а раскатистый, заразительный хохот постоянно наполнял его небольшой домик" в деревне Малой Разводной, близ Иркутска, где он жил после освобождения из каторги. В Сибири его "все любили за беззаветную и деятельную доброту: он не только платонически сочувствовал всякой чужой беде, а делал все возможное, чтобы помочь: в деревушке он скоро сделался общим благодетелем; претендуя на знание медицины, он разыскивал сам больных мужиков и лечил их, помогая им не только лекарствами, но и пищею, деньгами, - всем, чем только мог". - 5) Ипполит Иванович М.-Апостол (1805 - 1826), прапорщик свиты по квартирмейстерской части; принадлежа к Южному обществу, был участником в восстании шести рот черниговского полка, освободивших арестованного брата его Сергея и двинувшихся в Белую Церковь. Когда они, 3 января 1826 года, были разбиты отрядом гусар с конной артиллерией, и Сергей М. упал раненым, то Ипполит, полагая, что он убит, не захотел пережить брата и застрелился. - 6) Сергей Иванович М.-Апостол (1796 - 1826), брат предыдущего. Воспитывался в Париже вместе с братом Матвеем, затем окончил курс в Санкт-Петербургском институте инженеров путей сообщения; участвовал в кампаниях 1813 - 14 годов; в 1816 году был переведен в Семеновский полк, по расформировании которого перешел во второй батальон черниговского полка. С этого времени Сергей М. становится одним из главарей Южного общества и приобретает необыкновенную популярность среди солдат, которой, между прочим, объясняется бунт черниговского полка, приведший Сергея М. 13 июля 1826 года на виселицу. Его биограф Балас пишет в "Русской Старине" 1873 года: "необыкновенная кротость Сергея Ивановича, соединенная с любезностью, живостью и остроумием, была в нем, по выражению современников, блистательна и приманчива. Возвышенный и светлый ум, глубокая религиозность, прекрасные душевные качества приобретали ему чувства любви и преданности. Приветливость и остроумие делали его душою общества". - 7) Матвей Иванович М.-Апостол (1783 - 1886). Учился в корпусе путей сообщения, но курса, вследствие начавшейся Отечественной войны, не окончил. Служил в семеновском полку; в 1821 году вышел в отставку с чином подполковника. С 1816 года был деятельным членом Союза благоденствия; имел сношения с Северным и Южным обществами. Арестованный в числе декабристов, он был приговорен к смертной казни, замененной сначала каторгою, потом ссылкой на поселение; с 1836 года жил в Ялуторовске. Впоследствии ему были возвращены права состояния. За три года до смерти продиктовал А.П. Беляеву свои "Воспоминания", касающиеся его пребывания в Сибири (см. "Русская Старина", 1886 год, № 8). - Литературу см. в статье "Декабристы", т. XV, 772 - 3.

Биографический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Муравьевы (декабристы)" в других словарях:

    1) Александр Михайлович (1802 1853); будучи корнетом кавалергардского полка, принадлежал к северному обществу; следственной комиссией отнесен был к четвертому разряду участников 14 декабря и верховным уголовным судом присужден к ссылке на… … Большая биографическая энциклопедия

    1) Александр Михайлович (1802 53); будучи корнетом кавалергардского полка, принадлежал к северному обществу; следственной комиссией отнесен был к четвертому разряду участников 14 декабря и верховным уголовным судом присужден к ссылке на каторжные … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Рус. революционеры, поднявшие в декабре 1825 восстание против самодержавия и крепостничества (назв. получили по месяцу восстания). Д. были дворянскими революционерами, их клас. ограниченность наложила печать на движение, к рое по лозунгам было… … Советская историческая энциклопедия

Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях Мудрова Анна Юрьевна

Муравьев Никита Михайлович

Муравьев Никита Михайлович

1795–1843

Один из главных идеологов движения декабристов, руководитель Северного общества, автор конституционного проекта.

Никита родился в семье писателя Михаила Муравьева. Михаил Никитич был из старинного дворянского рода, один из образованнейших людей своего времени, стал деятелем культуры, попечителем Московского университета и товарищем министра народного просвещения. Как одному из образованнейших людей своего времени, ему поручили преподавать курс истории царским сыновьям - Александру (будущему императору), Константину и Николаю. Родственниками Муравьевым приходились такие люди, как Михаил Лунин, поэт Батюшков, Иван Матвеевич Муравьев-Апостол, дипломат и литератор, отец трех будущих декабристов - Сергея, Матвея и Ипполита. Матерью Никиты была баронесса Екатерина Федоровна Колокольцова, дочь одного из богатейших дворян России, чьи имения с тысячами крепостных были разбросаны по всей стране. Отца девочки отличало не только богатство, но и успешная государственная служба, он получил чин тайного советника, стал сенатором и бароном. Девочка с детства отличалась не только красотой, но и сильным характером, что было редкостью для барышень того времени. Двадцати трех лет она вышла замуж за капитана гвардейского Генерального штаба Михаила Муравьева, наградив его миллионным состоянием. В семье царила атмосфера счастья и любви.

Когда отец умер в 1807 году, Никите было одиннадцать лет, Александру пять лет. Все заботы о воспитании детей всецело взяла на себя вдова, которая не доверяла это ответственное дело нянькам и гувернерам. Оставив светскую жизнь, она посвятила себя сыновьям. Хотя по-прежнему ее дом посещали, у нее гостили подолгу Карамзин, Жуковский, Пушкин. Дети получили прекрасное образование, но немаловажно, что они выросли патриотами. Позднее Никита поступил на физико-математическое отделение Московского университета.

В начале войны 1812 года Никита убежал из дома в действующую армию. Официально он был зачислен в армию в июле 1813 года. Прошёл всю кампанию 1813–1814 года.

По возвращении в Россию, Муравьёв вместе с будущими декабристами слушал курс политэкономии профессора К. Германа и самостоятельно изучал литературу по экономике, праву, истории.

В 1816 году Никита Муравьев принял активное участие в создании Союза спасения, а в 1818 году стал одним из основателей Союза благоденствия.

В январе 1820 года на Петербургском совещании Союза высказался за установление республиканского правления путём военного восстания.

После формального роспуска Союза благоденствия в 1821 году Муравьёв инициирует создание новой тайной организации - Северного общества, его влияние в 1821–1823 годах в обществе было чрезвычайно велико. Никита Муравьев неотступно размышляет о путях преобразования России. Зимой 1821–1822 годов он создает вариант Конституции. Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы. Но она являлась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки западноевропейского и американского политического опыта и применения его к русской действительности.

Проект Конституции Северного общества предусматривал образование Российской федерации в составе 14 государств и 2 областей. Преобразовать страну следовало в конституционную монархию, при которой практически любые назначения подлежали утверждению со стороны парламента.

Конституция Никиты Муравьева была ограниченно-монархической. По его Конституции император есть только «верховный чиновник российского правительства», он является представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император получал большое жалованье - «8 млн. рублей в год» - и, если ему угодно, мог за свой счет содержать придворный штат. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана.

Законодательная, исполнительная и судебная власти в Конституции Никиты Муравьева были разделены. Верховным органом законодательной власти должно было стать Народное вече, члены которого избирались. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась палатой народных представителей.

Всякий законопроект должен был три раза читаться в каждой палате. Если законопроект принимался обеими палатами, он шел на представление императору и лишь после его подписи получал силу закона. Император мог вернуть неугодный ему законопроект в палаты со своими замечаниями, тогда законопроект обсуждался вторично; в случае вторичного принятия законопроекта обеими палатами проект получал уже силу закона и без согласия императора.

Никита Муравьев в своей Конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно выводил положение: «Земли помещиков остаются за ними». По его проекту крестьяне освобождались без земли. Лишь в последнем варианте своей Конституции он под давлением критики товарищей сформулировал положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения.

Крестьянин-общинник не считался, согласно проекту Никиты Муравьева, «владельцем» - собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограничено.

Конституция Никиты Муравьева характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. При этом землевладелец сначала ценился Никитой Муравьевым вдвое «дороже» капиталиста. Позже Никита Муравьев отказался от двойного ценза и ввел один общий ценз для избирателей - 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах. Лица, избираемые на общественные должности, должны были обладать еще более высоким имущественным цензом, который был тем значительнее, чем выше была должность, он доходил в некоторых случаях до 60 тыс. рублей серебром. Лишь при выборах низшего представителя местного управления - волостного старшины - отсутствовало требование имущественного ценза.

Никита Муравьев был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства. Через двадцать лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный лишался избирательных прав. Так как образование можно было получать только за плату, введение ценза грамотности было еще одним предпочтением материально состоятельных избирателей несостоятельным.

Конституция Никиты Муравьева вводила еще ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права.

Женщины по Конституции Никиты Муравьева были лишены избирательного права.

Отменялся сословный суд и вводился общий суд присяжных заседателей для всех граждан. Судьи должны были быть выборными.

Будущая Россия представлялась Никите Муравьеву федеральным государством. Столицей федерации должен был стать Нижний Новгород.

Конституция Никиты Муравьева, будь она введена, пробила бы огромную брешь в твердынях феодально-абсолютистского строя и серьезно расшатала бы его основы. Никита Муравьев хорошо сознавал, какое бешеное сопротивление старых сил может встретить введение его конституционного проекта. Он считал, что в борьбе за него придется воспользоваться силою оружия.

В декабре 1825 года Муравьёва не было в Петербурге: взяв отпуск по семейным обстоятельствам, он уехал с женой в ее орловское имение Тагино. Имя Муравьёва, как одного из руководителей тайного общества, было названо в доносе Майбороды. Его арестовали в селе Тагино 20 декабря 1825 года и доставили в Петербург на главную гауптвахту 25 декабря, а 26 декабря перевели в Петропавловскую крепость.

Никита Муравьев был осуждён по I разряду. 10 июля 1826 года приговорён к каторжным работам сроком на 20 лет, 22 августа 1826 года срок каторги сокращён до 15 лет. В Сибирь его отправили 10 декабря 1826 года.

Муравьев отбывал наказание с 28 января 1827 года в Читинском остроге, с сентября 1830 года - в Петровском Заводе. В Петровском Заводе он читал курс лекций по истории России и военной истории, был активным участником Малой артели. Малая артель - кооператив, созданный декабристами в 1834 году в Петровском Заводе. Создан как касса взаимопомощи для оказания помощи декабристам, отправляющимся с каторги на поселение. Малая артель просуществовала более 50 лет, из них около 30 лет артель работала в Москве. На пенсии из средств Малой артели жили дети и вдовы декабристов.

В ноябре 1832 года срок Муравьева был сокращён до 10 лет.

В 1823 году женой Никиты Михайловича Муравьёва стала Александра Григорьевна Чернышева, одна из красивейших, образованных и богатых девушек страны. Когда мужа арестовали, она ждала третьего ребёнка. Она получила разрешение следовать за мужем 26 октября 1826 года и, оставив у свекрови троих малолетних детей, одна из первых жен декабристов последовала за мужем. В феврале 1827 года Александрина прибыла в Читинский острог. Огромную материальную помощь в Сибири оказывала им мать Муравьева, получившая крупное наследство после отца - барона Колокольцова; посылал деньги Александре Григорьевне и отец её, граф Чернышёв. Вскоре в Сибирь пришла страшная весть: умер маленький сын Муравьевых. Умерли в Петровском Заводе две их маленькие дочки. В конце октября 1832 года Муравьева сильно простудилась и, проболев около трех недель, 22 ноября 1832 года скончалась в Петровском Заводе. Ей было 27 лет. Это была первая смерть в кругу декабристов, и к тому же смерть чудесного по своим душевным качествам человека, для многих это было большим личным горем.

В 1836 году Муравьев из Петровского Завода отбыл на поселение в село Урик Иркутской губернии. На поселении вместе с братом занимался сельским хозяйством.

Умер Никита Муравьев в сорокасемилетнем возрасте в 1843 году.

Из книги Герои, злодеи, конформисты отечественной НАУКИ автора Шноль Симон Эльевич

Глава 10 Братья Александр Михайлович (1849-1933) и Иннокентий Михайлович (1860-1901) Сибиряковы В очерке о М. С. Цвете следовало бы подчеркнуть роль И. М. Сибирякова в создании Биологической лаборатории (института) П. Ф. Лесгафта. Возможно, что без этого открытие хроматографии не было

Из книги Россия и Япония: стравить! автора Кремлев Сергей

Глава 1 Ерофей Павлович, граф Муравьев и Небесная империя Итак, мы начинаем...Впереди у автора с читателем многое: рассказ об истории самоизоляции, г затем - о драматическом развитии Японии, о не менее драматическом одряхлении к началу XX века старинной Китайской империи...

Из книги Красные маршалы автора Гуль Роман Борисович

5. Муравьев и Тухачевский В 1848 году в огне европейских революций русский беглец, бунтарь Михаил Бакунин прилагал немалые силы, чтоб зажечь мировой пожар с «богемским началом», Богемию считал бикфордовым шнуром взрыва, после которого, по плану Бакунина, должна была

Из книги Московские слова, словечки и крылатые выражения автора Муравьев Владимир Брониславович

В. Б. Муравьев Московские слова, словечки и крылатые выражения ПРЕДИСЛОВИЕ В Москве всегда и во всех сословиях ценилось выразительное слово, яркий эпитет, точное определение, певучая строка, складное присловье и замысловатый рассказ. Эта любовь москвичей к слову, умелое

Из книги Несостоявшиеся столицы Руси: Новгород. Тверь. Смоленск. Москва автора Клёнов Николай Викторович

3. Михаил Ярославич, Дмитрий Михайлович, Александр Михайлович: Шаг в вечность К 1312 г. Тверь вполне успешно нащупала те основные принципы внешней и внутренней политики, что обеспечили в XIV–XV вв. возникновение «Русского национального государства».И именно с начала 10-х гг.

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

§ 5. М. Н. МУРАВЬЕВ Хотя в поляках Михаил Николаевич Муравьев и оставил тяжелое воспоминание, какое оставляет в памяти каждого восставшего народа его усмиритель, однако, это был один из выдающихся деятелей эпохи. Он выгодно отличался от сановников и николаевской эпохи, и

Из книги Конфессия, империя, нация. Религия и проблема разнообразия в истории постсоветского пространства автора Семенов Александр

М. Н. Муравьев и «латинизанты»: «…Чешуя спала с наших глаз…» Мероприятия 1860-х годов по обращению католиков в Северо-Западном крае с самого начала мало соответствовали наметившейся тогда же в законодательстве тенденции к индивидуализации обращений. Мысль о

Из книги Царское золото автора Курносов Валерий Викторович

Муравьев метил в наполеоны Командующий пребывал в эйфории. После скудной пайки на нарах на голову ставленника Троцкого хлынул золотой водопад. Буквально на следующий день после приезда подполковника в хранилище местного отделения Народного банка из Орла прибыл

Из книги Великие русские полководцы и флотоводцы. Истории о верности, о подвигах, о славе... автора Ермаков Александр И

Николай Николаевич Муравьёв (Карсский) (1794–1866) Николай Муравьёв родился 14 июля 1794 года в Санкт-Петербурге. Его родители: генерал-майор Николай Николаевич (1768–1840) и Анна Михайловна урождённая Мордвинова (1769–1809); его братья и сестра: Александр (1792–1863, декабрист,

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Муравьев Павел Игнатьевич Родился 21 декабря 1917 г. (официально 20.12.1917) в деревне Сныткино Брянской губернии, в семье советского партийного работника. Окончил 3 курса зооветеринарного техникума в г. Сычевка Смоленской обл., Ржевский аэроклуб. В 1938 г. Муравьев призван в

Из книги Польша против Российской империи: история противостояния автора Малишевский Николай Николаевич

«МУРАВЬЕВ-ВЕШАТЕЛЬ» В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ Институт русской литературы в Санкт-Петербурге, рукописный отдел, ф. 265, оп. 2, д. 1711 л. 1-2.Чумаков А. «Заметка по поводу прозвища Муравьев-вешатель»«В 1867 г. на водах в Германии познакомился я с г. С. служившим, если не ошибаюсь,

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза гвардии подполковник Муравьев П. И. Групповой воздушный бой Як-9 с Ме-110В период Орловской операции, особенно перед занятием нашими войсками города Орла, немецкая авиация была брошена с целью остановить наши подвижные наземные войска, прорывавшиеся

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Декабрист А. Н. Муравьев и коренное население Обского Севера Сибирской ссылке декабристов посвящены десятки статей и монографий отечественных историков. Тем не менее до сих пор остается немало «белых пятен» в изучении отдельных аспектов этой обширной темы. Одним из

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Муравьёв Николай Николаевич 1849 год, весна. Генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв (1809–1881) со своей женой Екатериной Николаевной преодолевает верхом 1100 вёрст по лесам между Якутском и Охотском и оттуда на корабле «Иртыш» капитан-лейтенанта

Из книги Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века автора Андреев Андрей Юрьевич

3. М. Н. Муравьев и его роль в создании университетского Устава 1804 г Михаил Никитич Муравьев - одна из самых замечательных фигур начала александровского царствования. Учитель великих князей Александра и Константина по русской словесности и нравственной философии,

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Ка-пи-тан (1825 год).

Из ро-да Му-равь-ё-вых. Сын М. Ни-ки-ти-ча Му-равь-ё-ва, двою-род-ный брат М.С. Лу-ни-на. По-лу-чил до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние, за-тем окон-чил от-де-ле-ние фи-зических и ма-те-ма-тических на-ук Московского университета (1812 год), слу-шал лек-ции по по-ли-тической эко-но-мии и пра-ву про-фес-со-ров пе-да-го-гического института в Санкт-Пе-тер-бур-ге (1816-1818 годы). Слу-жил в квар-тир-мей-стер-ской час-ти (1813-1814 годы; от-ли-чил-ся в Дрез-ден-ском и Лейп-циг-ском сра-же-ни-ях 1813 год) и в гвардейском Ген-шта-бе (1814-1820 годы и вновь в 1821-1825 годах; в 1816-1819 годах член «Об-ще-ст-ва во-ен-ных на-ук», соз-дан-но-го при шта-бе для из-да-ния «Во-ен-но-го жур-на-ла»).

По-се-щал со-б-ра-ния Свя-щен-ной ар-те-ли (1815-1817 годы). Ма-сон (по-свя-щён в 1817 году), член ло-жи «Трёх доб-ро-де-те-лей» и литературного круж-ка «Ар-за-мас» (1817-1818 годы). Один из ос-но-ва-те-лей пер-вой де-каб-ри-ст-ской ор-га-ни-за-ции - Сою-за спа-се-ния (су-щест-во-вал в 1816-1818 годах) и ру-ко-во-ди-те-лей тай-ных Во-енных обществ («Об-ще-ст-во бла-го-мыс-ля-щих», 1817-1818 годы) и Сою-за бла-го-ден-ст-вия (член Ко-рен-но-го со-ве-та Сою-за, 1818-1821 годы).

В 1821 году со-ста-вил про-ект уч-ре-ж-де-ния но-во-го тай-но-го об-ще-ст-ва (не сохранился), за-очно из-бран членом Ди-рек-то-рии Юж-но-го общества (в его дея-тель-но-сти не уча-ст-во-вал). Ини-циа-тор со-зда-ния Се-вер-но-го общества, его фак-тический гла-ва и идео-лог (1821-1823 годы), один из трёх чле-нов Вер-хов-ной ду-мы об-ще-ст-ва (1823-1825 годы). В 1824 году вёл пе-ре-гово-ры с П.И. Пес-те-лем об объ-е-ди-не-нии Се-вер-но-го и Юж-но-го об-ществ (не со-стоя-лось из-за раз-ных взгля-дов Муравьева и Пес-те-ля на ха-рак-тер бу-ду-щих пре-об-ра-зо-ва-ний в Рос-сии и так-ти-ку по-ли-тической дея-тель-но-сти).

Сто-рон-ник кон-сти-туционной мо-нар-хии (обос-но-вы-вал не-об-хо-ди-мость её ус-та-нов-ле-ния в Рос-сии в сочинении «Лю-бопыт-ный раз-го-вор», 1820-1822 годы), вме-сте с тем счи-тал воз-мож-ным ус-та-нов-ле-ние рес-пуб-ли-ки в слу-чае не-со-гла-сия императора Алек-санд-ра I при-нять кон-сти-ту-цию, до-пус-кал воз-мож-ность ца-ре-убий-ст-ва в хо-де государственного пе-ре-во-ро-та.

Ав-тор так называемой Кон-сти-ту-ции Муравьева - важ-ней-ше-го па-мят-ни-ка де-каб-ри-ст-ской по-ли-тической мыс-ли (1-й ва-ри-ант - 1821-1822 годов, 2-й - 1823-1824 годов, 3-й - 1825 год; по-след-няя пуб-ли-ка-ция сох-ра-нив-ших-ся ва-ри-ан-тов в 1985 году). В ней пред-ла-гал со-хра-нить ис-пол-нительную власть за им-пе-ра-то-ром и пе-ре-дать за-ко-но-дательную власть двух-па-лат-но-му пред-ста-вительному ор-га-ну («На-род-но-му ве-чу»), вве-сти вы-со-кий иму-щественный ценз для уча-стия в вы-бо-рах и за-ня-тия государственных долж-но-стей (сни-жен во 2-м, а за-тем в 3-м ва-ри-ан-тах); ус-та-но-вить в Рос-сии фе-де-ра-тив-ное уст-рой-ст-во, а так-же про-воз-гла-сить ра-вен-ст-во всех гра-ж-дан (кро-ме жен-щин) пе-ред за-ко-ном, гражданские пра-ва и сво-бо-ды; унич-то-жить со-сло-вия, рек-рут-скую по-вин-ность, во-енные по-се-ле-ния, кре-по-ст-ное пра-во с со-хра-не-ни-ем соб-ст-вен-но-сти на зем-лю за по-ме-щи-ком (в 3-м ва-ри-ан-те ого-во-рил ус-ло-вия на-де-ле-ния кре-сть-ян зем-лёй - по 2 десятка на двор).

От-сут-ст-во-вал в Санкт-Пе-тер-бур-ге во вре-мя вос-ста-ния де-каб-ри-стов 14.12.1825 года на Се-нат-ской площади 20.12.1825 аре-сто-ван в селе Та-ги-но Ор-лов-ско-го уезда Ор-лов-ской губернии (ны-не Гла-зу-нов-ско-го района Ор-лов-ской области), за-клю-чён в Пе-тро-пав-лов-скую кре-пость. Вер-хов-ным уго-лов-ным су-дом при-го-во-рён к смерт-ной каз-ни, ко-то-рая за-ме-не-на императором Ни-ко-ла-ем I на 20-лет-нюю ка-тор-гу (впо-след-ст-вии срок со-кра-щён до 10 лет) с по-сле-дую-щим веч-ным по-се-ле-ни-ем в Си-би-ри.

На-ка-за-ние от-бы-вал в Чи-тин-ском се-ле-нии (ны-не город Чи-та; 1827-1830 годы), в городе Пет-ровск-За-бай-каль-ский; 1830-1836 годы, се-ле-нии Ури-ков-ское (с 1836 года). Вслед за Муравьевым в Си-бирь (од-ной из пер-вых сре-ди жён де-каб-ри-стов) вы-еха-ла его суп-ру-га - Алек-сан-д-ра Гри-горь-ев-на, уро-ж-дён-ная графиня Чер-ны-шё-ва [по уточ-нён-ным дан-ным, 02.06.1800-22.11.1832 годы].

Муравьев - ав-тор ря-да со-чи-не-ний по ис-то-рии дви-же-ния де-каб-ри-стов: «Ис-то-ри-че-ское обо-зре-ние хо-да Об-ще-ст-ва» (1826 год; на-пи-са-но по тре-бо-ва-нию сле-до-ва-те-лей; впер-вые опубликовано в книге: «Вос-ста-ние де-каб-ри-стов», том 1, 1925 год), «Раз-бор До-несе-ния тай-ной след-ст-вен-ной ко-мис-сии в 1826 году» (1838-1839; совместно с М.С. Лу-ниным; впер-вые опубликовано А.И. Гер-це-ном в «По-ляр-ной звез-де», книга 5, 1859 год), «О тай-ном об-ще-ст-ве» (конец 1830-х - начале 1840-х годов; опубликовано в книге: «Вос-по-ми-на-ния и рас-ска-зы дея-те-лей тай-ных об-ществ 1820-х годах», книга 1, 1931 год).

Муравьеву так-же при-над-ле-жат ис-то-ри-ко-пуб-ли-ци-стические ста-тьи - «Рас-су-ж-де-ние о жиз-не-опи-са-ни-ях Су-во-ро-ва» (журнал «Сын оте-че-ст-ва», 1816 год, части 27, 29, 34), «Опыт во-ен-но-го обо-зре-ния по-хо-да 1799-го года» («Во-ен-ный жур-нал», 1817 год, № 6), «Мыс-ли об "Ис-то-рии го-су-дар-ст-ва Рос-сий-ско-го" Н.М. Ка-рам-зи-на» (1818 год, впер-вые опубликовано в «Ли-те-ра-тур-ном на-след-ст-ве», том 59, 1954 год), за-пис-ки по ис-то-рическим и эко-но-мическим воп-ро-сам (не опубликовано; ны-не в Государственном ар-хи-ве РФ) и прочее. Пе-ре-ра-бо-тал текст «Рас-су-ж-де-ния о не-пре-мен-ных го-су-дар-ст-вен-ных за-ко-нах» Д.И. Фон-ви-зи-на («Ли-те-ра-тур-ное на-след-ст-во», том 60, книга 1, 1956 год).

Зна-чи-тель-но по-пол-нил унас-ле-до-ван-ную от от-ца библиотеку, ко-то-рая в 1844 году пе-ре-да-на Е.Ф. Му-равь-ё-вой, ма-те-рью Муравьева, в дар Моск.овскому университету (ны-не в На-учной библиотеке МГУ имени М.В. Ло-мо-но-со-ва ; свыше 3,6 тысяч книг по фи-ло-со-фии, ис-то-рии, пра-ву, ма-те-ма-ти-ке, гео-гра-фии и другое, главным образом на иностранных язы-ках).

Сочинения:

Из-бран-ные со-ци-аль-но-по-ли-ти-че-ские и фи-ло-соф-ские про-из-ве-де-ния де-каб-ри-стов. М., 1951. Т. 1. С. 295-343;

Со-чи-не-ния и пись-ма. Ир-кутск, 2001. Т. 1: Пись-ма 1813-1826 гг.

Ис-торические источники:

Де-ло Н. М. Му-равь-е-ва // Вос-ста-ние де-каб-ри-стов. М.; Л., 1925. Т. 1

Никита Михайлович Муравьев был членом Союза спасения и автором проекта российской конституции. Он отличался кристальной честностью, храбростью и был любимцем членов тайного общества.

Михаил Никитич Муравьев, отец Никиты и Александра, вошел в историю России как человек эпохи Просвещения, энциклопедически образованный, владел несколькими языками, большой знаток литературы, истории, философии, писатель и поэт. Просвещенный дом Муравьева был средоточием всего возвышенного и лучшего в обществе и литературе. Здесь сходились признанные классики - Державин, Дмитриев, Карамзин, Оленин, Львов, Гнедич. Гостеприимный дом Муравьевых, всегда открытый для друзей и родственников.

Н. М. Муравьев.
Портрет работы П. Ф. Соколова. 1824

Никита Михайлович Муравьев родился 30 июля 1795 года. Образование получил дома и в Московском университете. Участник заграничных походов русской армии 1813-1814. Вернувшись в Москву, в 1816 был одним из основат елей "Союза спасения", в 1818-1821-х он один из руководителей "Союза благоденствия". Был идеологом и главным руководителем Северного общества декабристов. В 1821-1825-х составил проект будущего государственного устройства России, так называемую Конституцию Муравьева , которую предполагалось представить Народному Собору.

Муравьев предлагал установление конституционной монархии, равенство граждан перед законом, ликвидацию сословий, свободу слова, печати, вероисповеданий, отмену крепостного права и наделение крестьян двумя десятинами земли на двор при сохранении помещичьей собственности на землю, высокий имущественный ценз для занятия гос. должностей. Этим документом Муравьев положил начало традиции русского либерализма. Лунин писал о Никите Муравьёве:

"Этот человек один стоил целой академии" .



Пушкин и Муравьев

Муравьев Никита Михайлович интересовался историей Отечества и в своих «Мыслях об Истории государства Российского» Карамзина критиковал историографа с позиций передовых идей, проповедуемых ранними декабристами и молодым Пушкиным. Пушкин был знаком с будущим декабристом еще в лицейские годы и позднее (до высылки на юг) встречался с ним в литературном обществе «Арзамас», членами которого они состояли, и у общих знакомых — братьев Тургеневых, Карамзиных и в салоне матери Никиты Михайловича Екатерины Фёдоровны Муравьевой. Встречи с Муравьевым на «сходках» членов Союза благоденс твия нашли отражение в сохранившихся строфах сожженной десятой главы «Евгения Онегина»:

Витийством резким знамениты,
Сбирались члены сей семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи...
Читал свои Ноэли Пушкин,
Меланхолический Якушкин,
Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал...

Характеристика Муравьева, по лная тревожных раздумий, совпадает с оценкой «молодого якобинца» в стихах близко знавшего его К. Н. Батюшкова:

Твой дух встревожен, беспокоен,

Он рвется лавры пожинать...

В «Автобиографических записках» Пушкина критик «Истории...» Карамзина назван «молодым человеком, умным и пылким».

Художник: Орест Кипренский . 1813

hrono.ru ›Библиотека хроноса ›lib_n/nechk13.php

В феврале 1823 года Никита Михайлович женится на Александре Григорьевне Чернышевой из очень знатного и богатого графского рода. Через три месяца после свадьбы, 22 апреля 1823 Муравьев получает очередной чин штабс-капитана и тогда же начинает исполнять обязанности дивизионного квартирмейстера 2-й гвардейской пехотной дивизии, то есть начальника штаба при великом князе Николае Павловиче. Создается впечатление, что правитель тайного общества начинает остывать к его делам. Подтверждал это и С. Трубецкой: «Никита Муравьев, казалось мне, разделял со мною одинаковую неохоту, он только что женился тогда». Это не совсем так: у Муравьева изменились представления о стратегии и тактике борьбы.

Юный корнет Александр Муравьёв

Младший брат Саша так вспоминал много лет спустя: «На собраниях, периодически происходивших, давался отчет успехам общества, обсуждались необходимые мероприятия, принятие новых членов, делались сообщения о новых злоупотреблениях, совершенных правительством. Часто Никита Муравьев с лицом благородным и выразительным, задумчивой и мягкой улыбкой, в необычайно привлекательной беседе обсуждал свой проект конституции, разъясняя конституцию Соединенных Штатов Америки».

"Мало любить хорошее, иногда надо это и выразить. Если это не принесет никакой пользы сейчас, - это останется залогом для будущего" , - так, в письме из Сибири к матери, обозначил свое credo один из представителей декабристского "муравейника", Никита Михайлович Муравьев. Сорокалетний, ставший седым к моменту написания этих строк, он слишком хорошо знал цену тому, о чем говорил, пожертвовав не только своей благополучной судьбой, но и жизнью жены и детей. Когда-то, в 1826-м году, его самый близкий единомышленник и кузен, Мишель Лунин написал Никите Михайловичу: "Все, что было до Сибири, - детская игра и бирюльки; наше истинное назначение - Сибирь; здесь мы должны показать, чего стоим". Показ затянулся на долгие десятилетия, сломав и исковеркав сотни жизней, и между тем, обозначил новые мифы и идеалы. Сухой чиновничий формуляр, выраженный как: "Я, нижеподписавшаяся, имея непреклонное желание разделить участь мужа моего, государственного преступника…" лишь для высшего света породил образ жертвенности, а для вдумчивых современников и последующих историков - образец женщины, "явившей душевную силу" и подтвердившей ее делами.

Она всегда говорила и делала лишь то, во что верила всем сердцем...

Александра (Александрина) Григорьевна родилась в 1804 году в одной из богатейших семей России. Ее отец, действительный тайный советник граф Григорий Иванович Чернышев, весьма открыто придерживался либеральных взглядов, однако был на хорошем счету при дворе. У Александры было пять сестер и один брат, тоже в будущем декабрист, Захар Григорьевич. Дети четы Чернышевых, пользуясь услугами пригашенных учителей, получили хорошее домашнее образование. Сам Григорий Иванович, состоя в чине при дворе, посвящал все свое свободное время придворному императорскому театру, и, по словам современников, был одним из "самых любезных людей в свете, умный, остроумный, приветливый". Мать Александрины, кавалерственная дама Елизавета Петровна Квашнина-Самарина имела репутацию "женщины с сильным характером, граничившим даже со строгостию в деле семейного управления". В семье любили и всячески поддерживали свободомыслие, считали не просто приемлемым, но и важным иметь собственное мнение о творчестве и Пушкина, и "опальных" Рылеева и Грибоедова. Так, за чтением литературы, участием в домашних спектаклях и прочими занятиями, проходило детство веселой и несколько своенравной Сашеньки. В запасниках Государственного Исторического музея в Москве, хранится портрет двенадцатилетней Александрины, сделанный ее учителем рисования А. Маньяни.

Четырьмя годами позже, сама Александра запишет в своем дневнике: "Я говорила, говорю и пишу, что нет большего несчастия, чем иметь голову горячую и сумасбродную и ум набекрень". Подобная горячность Александры Григорьевны, с годами, перерастет в гиперответсвенность за жизни всех, кто будет ее окружать, принеся ей самой немало угрызений и сомнений.

В февра ле 1823 года, Александра, сочетается браком с Никитой Михайловичем Муравьевым. Ей 19, ему - 27, история не сохранила прямых источников, свидетельствующих о периоде знакомства и ухаживания, но, по мнению "света", это был брак по большому, пылкому и взаимному чувству. Так, с заверениями в вечной любви и пред анности, с обожанием и почитанием, Александра входит в одну из самых влиятельных семей России. Главы старинного дворянского рода Муравьевых - Михаила Никитича Муравьева, давно уже нет (умер в 1807 году). Но, к имени его до сих пор в семье, да и в обществе, относятся с высочайшим пиететом: ярчайший представител ь Екатерининского "круга", попечитель Московского университета, член Российской Академии наук, товарищ Министра Народного Просвещения, и учитель императора Александра I. Идеалы и веру в созидательную силу просвещения, переняли и продолжили его сыновья - Никита и Александр. Будучи прекрасно образованными, и владея уникальными для того времени знаниями по истории и экономике, военному делу, а главное - политологии, они зачитывались Руссо, Монтескье и Вальтером… В юности, выпускник Московского университета, офицер и участник "Отечественной войны", Никита, вступил в масонскую ложу, назначение которой, очень быстро переросло в нечто большее, чем то подразумевали привычные европейцам идеалы. К 1816 году, являясь уже членом "Союза спасения", именно он, вместе с кузеном Михаилом Луниным, впервые выскажет мысль о "цареубийстве".

Далее, многое, что скажет, да и сделает Никита Муравьев, постепенно перетекая из республиканского русла в приверженцы "конституционной монархии". За годы, предшествующие "восстанию", он существенно поменяет свою позицию и отведет себе роль "идеолога", создаст труд всей своей жизни, которым по праву сможет гордиться - вторую Российскую "Конституцию". После женитьбы, нрав Никиты Михайловича, очевидно, существенно смягчится, а с появлением двоих детей, появится и иное отношение к ценности человеческой жизни, и накануне "декабрьских событий", руководитель "Северного общества", отказавшись от мысли о физическом устранении государя, напишет: "Люди, обагренные кровью, будут посрамлены в общем мнении…"

Вот такого человека и полюбила Александра Григорьевна Чернышева, причем полюбила, с точки зрения последующих поколений, в буквальном смысле "слепо", ибо абсолютно ничего "не ведала" о второй, "тайной" жизни обожаемого ею Никиты. Первые годы брака охарактеризованы ею как "жизнь в раю". "Счастливейшая из женщин" окружена особым вниманием и заботой. Никиту Михайловича волнует и беспокоит все, что может хоть на малость омрачить настроение молодой жены, или же внести неустроенность в быт семьи. Состоя на официальной службе, а также ведая делами тайного "общества", находясь в постоянных разъездах, он пишет Александрин письма, рассказывает о том, как тоскует по присутствию его "маленькой бабасеньки", просит делиться новостями: "Как мы теперь разлучены, зайчик. 800 верст между нами, и дети одни без нас! Ты хотя бы находишься среди своих, а я в полном одиночестве… Я радуюсь мысли, что каждое мгновение приближает меня к моменту, когда мы соединимся. Я постоянно прерываюсь, так как открывается дверь, молча входят крестьяне или крестьянки, приносят пироги, яблоки, ситники, арбузы, а потом начинают поздравлять меня с приездом, рассказывать о своих делах и просить моего вмешательства. Прощай, Бабасинька, Сашазайчик, я обнимаю тебя от всей души и целую лоб, глаза, кончик носа, рот, подбородок, плечи, пальцы, руки, ноги и всю тебя целиком. Я постараюсь вернуться так скоро, как только смогу... Обнимаю тебя от сердца и души так, как люблю тебя".

Осенью 1825 года Никита Михайлович получил долгосрочный отпуск, и, исполнив свои обязанности владельца имений, попутно встретившись с единомышленниками в Нижнем - Новгороде, к зиме прибыл на отдых в орловское имение Чернышевых. В Тагино, к этому времени, кроме родителей Александрины, ее самой, ожидавшей третьего ребенка, находились сестры и брат Захар, семья готовилась весело и шумно встретить Рождество. Мирное течение жизни было нарушено 17 декабря в день ареста сына Чернышевых. Захара Григорьевича отправили в Петербург на гауптвахту, а Никита Муравьев остался объясняться с женой, и уничтожать все, что могло подтвердить его вину, или же дать дополнительный повод следствию. Что конкретно происходило в момент ареста Никиты в доме - историки и авторы "легенд" расходятся во мнении. 20 декабря в 9 часов вечера прибыли жандармские офицеры с предписанием господину Муравьеву немедленно отправляться к московскому генерал-губернатору для дачи объяснений. Известно, что Александра Григорьевна якобы была удивлена происходящим, считая, что брат и муж, ни в чем не виноваты, Елизавета Петровна Чернышева слегла, разбитая параличом, сам Никита Михайлович, прямо при прибывших за ним офицерах, стоя на коленях, каялся и просил прощения. В Москву же, хоть и под конвоем, Никита Муравьев отправился вполне подготовленным и утепленным. Кроме того, он, с видом знатока, оценил условия самой дороги, о чем и написал 23 декабря в своем письме Александрине: "Дорога достаточно хорошая… Я думаю, что ты сейчас будешь более спокойна возле наших детей, столько месяцев лишенных своей матери, поэтому я втягиваю тебя в эту поездку. Я думаю, что это самое разумное дело для тебя. Я целую тебя мысленно тысячу и тысячу раз!.. После Тулы поперек дороги есть пустые ямы, и нужно их проезжать аккуратно и с предосторожностями. Я думаю, что тебе следует отправиться в поездку без сопровождающих, чтобы испытать, действительно ли ты мужественна".

Итак, Александра Григорьевна должна и обязана быть мужественной и пройти испытание… Видимо, в дни, предшествующие аресту, между супругами Муравьевыми состоялся откровенный разговор, определивший их будущее. 30 декабря 1825 года Александра Григорьевна, минуя Москву, потому что к тому времени Никиту уже перевезли в "Анненский" бастион Петропавловки, прибывает в Петербург. И сразу же подает на имя государя прошение о смягчении наказания для арестованных мужа и брата, не забыв упомянуть, что она согласна повсюду следовать за любимым, как бы ни было мучительным наказание, ожидавшее его. "Разделяя участь", она начинает действовать по всем фронтам. Перво-наперво, старается наладить сообщение с тюрьмой, узнает, сколько нужно платить денег за передачу записок, продуктов и вещей. Затем, получая от Никиты письма, начинает прятать, либо уничтожать его записи, оставшиеся в Петербургском доме. Удивительно, но Александра Григорьевна умудряется даже добывать сведения о даче показаний "заговорщиками", ведь они разделены и содержатся в разных камерах. Параллельно с нею, действуют родственники, вхожие к государю, и могущие повлиять на его мнение - отец Александры Григорьевны, и свекровь Екатерина Федоровна, у которой в итоге, арестованы оба сына.

За две первых недели следствия Александра наладит быт и поспособствует разумному времяпрепровождению своего супруга в тюремной камере. Если император Николай I разрешит выдать "заговорщику" Муравьеву писчую бумагу, то Александра Григорьевна, используя деньги семьи, "щедро распорядится" поставлять: книги, шахматы, одеколон, носовые платки и прочую одежду, апельсины, лимоны, спаржу, и даже вино. Все это, как ни странно, известно именно благодаря переписке между супругами. Еще в начале января, Никита Михайлович Муравьев, подаст прошение на имя императора о разрешении передавать письма жене и матери, и о возможности получения ответа от них. И вот уже с высочайшего дозволения, появляется знаменитое "покаянное письмо", в котором Муравьев словно бы отводит от Александры видимость соучастия и тень вины: " Увы! Да, мой ангел, я виновен - я один из вождей этого только что раскрытого общества. Я виновен перед тобой, так часто просившей меня не иметь от тебя никаких секретов…Данный мною обет молчания, а прежде всего ложный стыд скрыли от моих глаз всю жестокость и беспечность того, что я сделал, связав твою судьбу с судьбой преступника. Я являюсь причиной твоего несчастия и несчастия всей твоей семьи. Мне кажется, что я слышу, как все твои близкие проклинают меня. Мой ангел, припав к твоим ногам, умоляю тебя о прощении. На всем свете у меня остались только маминька и ты. Молись за меня, твоя душа чиста, твоя молитва заслужит для меня благосклонность небес. Мысль о том, что я способствовал отчаянию стольких семейств, делает мои угрызения особенно жгучими. Боюсь, как бы это несчастие не оказало рокового воздействия на здоровье маминьки".

С этого момента, фактически в каждом письме, Муравьев, начнет давать эмоциональную оценку тому движению, в котором принимал участие, называя его "вавилонской башней". Кроме того, он постоянно будет просить "молиться" за него (писать ходатайства?) и подчеркивать, что жена, дети и мать отныне являются единственной целью его существования. С трудом верится, что подобные письма предварительно не попадали в руки служащих Бенкендорфа, уж слишком много в них двойственных фраз. "Мой добрый друг, соверши небольшое насилие над собой и займись немного хозяйством - я знаю, что тебе это очень тяжело, но что делать. Я вижу, что не потерял добрую привычку журить и поучать тебя. Ты, в ерно, о тгадала, сказав, что я получаю удовольствие, командуя кем-либо. В конце концов, обо мне можно сказать, ЧТО НУЖНО СЛЕДОВАТЬ МОИМ СЛОВАМ, А НЕ ПОСТУПКАМ". Все письма от жены и матери, полученные в "Петропавловке", Никита Муравьев увезет с собою в ссылку, и они, как "личные вещи арестанта", пройдя через чужие руки, будут читаны и губернатором Иркутска Цейдлером, и комендантом Читинского и Петровского острога Лепарским. Вместе с письмами Муравьев бережно сохранит акварельный портрет, который по его просьбе, Александрина заказала художнику П.Ф. Соколову, и еще в январе 1826 года передала в "равелин".

В письмах этого периода, часто встречаются просьбы к Александрин, ожидавшей рождения третьего ребенка, "не плакать и беречь свое здоровье", сама же она весьма открыто характеризует свое текущее состояние: "…Если б я имела возможность хоть изредка видеть тебя, ничто на свете меня бы не сломило, никакое физическое несчастье; я согласилась бы стать глухой, парализованной, лишь бы не расставаться с тобою, и все равно была бы счастлива!.." "Проезжала сегодня мимо крепости, милый друг, так близко к тебе! Глаз не могла отвести от этих стен, будто умею видеть сквозь камень. Всю ночь, наверно, готова была бы стоять перед крепостными воротами. О, как же я завидую тем, кто имеет право туда входить!". Как только станет теплее, Александра, на пару со свекровью Екатериной Федоровной, будет часами плавать вдоль стен крепости на нанятой прогулочной лодке, и махать платочком в надежде, что движения эти заметит "ее Разин".

В мае 1826 года следствие подойдет к концу. Никита Михайлович Муравьев проходит по делу как государственный преступник I разряда: "умысел цареубийства, учреждение и управление сообществом, составление планов и конституции", что для него означает единственное - смертная казнь отсечением головы. Матушка Екатерина Федоровна Муравьева продолжает слать императору письма одного и того же содержания: "Услышьте голос рыдания и мольбы несчастной матери, которая припадает к Вашим стопам и обливается слезами. Проявите божественное милосердие, простите заблуждение ума и сердца, вспомните об отце, который был учителем Государя". В июле 1826 года для Муравьева и еще 43 человек "коих вина уменьшается разными обстоятельствами", приговор будет заменен на "вечную каторгу" (затем на 20 лет, и, наконец, в августе 1826 на 15). Младший брат Муравьева, Александр Михайлович будет осужден на 12 лет, а Захар Григорьевич Чернышев на 2 года каторжных работ.

С этого момента, Александра Григорьевна, с помощью свекрови, начинает активно готовиться к новой жизни. В решении следовать за мужем ее поддержали все родные. В эти дни, Александра Григорьевна принимает самое важное для себя решение - оставить маленьких детей (Лизу, Кати и Михаила) на попечение свекрови. Понятно, что в кратчайшие сроки предстоит научиться вести домашнее хозяйство своими руками: готовить, стирать, делать уборку… Важно еще и решить, каким образом наладить общение между Россией и Сибирью, ведь царским указом запрещен перевоз денег, а они естественно будут очень нужны. Свекровь Екатерина Федоровна до того деятельна в этих вопросах, и так старается сплотить всех, кто готов разделить участь ссыльных, что активно снабжает всех, кто имеет надобность, деньгами… и ведомством Бенкендорфа за ее домом устанавливается отдельная слежка, но применить какие-то меры к старшей Муравьевой так и не решаются. Позже Полина Анненкова в своих воспоминаниях заметит, что государь старался отправить братьев Муравьевых первой же партией, дабы умерить пыл их матери. Однако даже с отъездом сыновей в Сибирь, Екатерина Федоровна в своих поступках нисколько не изменится.

12 октября 1826 Александре Григорьевне Муравьевой, предварительно подписавшей все обозначенные пункты условий, вручили разрешение отбыть в Сибирь к месту ссылки мужа. В феврале 1927 года, преодолев почти 6000 верст за 20 дней, она прибывает в Читу.

По приезду, узнает, что ей дозволено иметь одно в три дня свидание с мужем (по часу, и не более). Быстро ориентируясь в обстановке, Александра вначале снимает дом, затем, на деньги, приготовленные для нее свекровью, строит свой собственный, прямо напротив Читинского острога. Дом этот даст начало целой улице, названной в народе "Дамской". Естественно налаживая быт, Александра Григорьевна занимается самым привычным для нее занятием: сбором сведений о состоянии здоровья заключенных, их эмоциональном самочувствии, нуждах, и утешением всех, кому нужна ее поддержка. Начало этой миссии было положено еще в январе 1827 года, когда через знакомых она получила знаменитое послание Александра Сергеевича Пушкина для передачи его в Сибирь. Посланий было два: письмо лицейскому другу Ивану Пущину и небольшое стихотворение, которое нынче знает каждый россиянин. Позднее, Пущин запишет в своем дневнике: "В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А. Г. Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестною рукой написано было: "Мой первый друг, мой друг бесценный…". Увы, я не мог даже пожать руку той женщине, которая так радостно спешила утешить меня воспоминанием друга; но она поняла мое чувство без всякого внешнего проявления, нужного, может быть, другим людям и при других обстоятельствах: а Пушкину, верно, тогда не раз икнулось… Наскоро, через частокол Александра Григорьевна проговорила мне, что получила этот листок от одного своего знакомого перед самым отъездом из Петербурга, хранила его до свидания со мной и рада, что могла, наконец, исполнить порученное поэтом". Бытует легенда, что стихотворения поэта, Александрина провезла, пряча в своей прическе. Пущиным же, будет дана такая характеристика Муравьевой и ее поступкам: "Ей все было легко, и видеть ее была истинная отрада... В ней было какое-то поэтически возвышенное настроение, хотя во взаимоотношениях она была необыкновенно простодушна и естественна. Это и составляло ее главную прелесть. Непринужденная веселость не покидала ее в самые тяжелые минуты нашего исключительного существования. Она всегда умела успокоить и утешить - придавала бодрость другим. Для мужа она была неусыпным хранителем и даже нянькою". Во множестве воспоминаний встречается подобное наблюдение за поведением Александры Григорьевны - на людях, не зависимо от собственных горестных переживаний и самочувствия, она старалась быть веселой и ласковой, улыбкой скрасить хмурость будней и утешить добрым словом.

Уже имея опыт переписки под надзором, в Чите, Александра Григорьевна так же начинает отправлять письма не только своим родным, но и близким тех узников, у кого нет связи с Россией. Кратко, емко, но в тоже время "устрашающе", сообщает об условиях содержания и самочувствии каторжан. Она берет на себя смелость указывать родственникам осужденных о том, что и как писать, дабы не вводить своих близких в еще большее отчаяние - словом, проявляет во всем повышенное внимание и участие. Письма эти, конечно же, читаются, ведь всех дам обязали передавать их только через коменданта острога и только открытыми. Информация об условиях и настроениях в Чите (а позднее, и в Петровском) через Бенкендорфа доходит до Николая I. Поначалу Александре Григорьевне советуют "умерить пыл" и вспомнить о том, что она сама сделала свой выбор... затем, власти начинает тревожить возможный общественный резонанс, письма, так или иначе, окольными путями и тайной "почтой" доставляются в Москву и Петербург, читаются в "свете". В это же время, государь отдает распоряжение содержать узников в строгости, но беречь. Сама Александра Григорьевна пишет вот что: "Я вижусь со своим мужем каждые три дня. 15 лет подобного существования - это печальное будущее. Чем заняты наши дамы, почему задерживаются они с приездом? Я спрашиваю об этом не ради себя: я уже привыкла к подобному одиночеству. Всего лишь 3 месяца я здесь, а кажется что - 10 лет. Никогда время не казалось мне таким долгим…". Но, видимо, она не так хорошо демонстрировала отсутствие уныния, если декабрист А.Е. Розен оставил следующее наблюдение: "Муравьева разрывала жизнь свою сожигающими чувствами любви к мужу, заключенному в остроге, и к отсутствующим детям. Мужу своему она показывала себя довольною, спокойною, даже радостною, чтобы не опечалить его, а наедине предавалась чувствам матери самой нежной". И действительно, в письмах к Елизавете Петровне Чернышевой и к свекрови Екатерине Федоровне, Александра пишет: "Еще год, и Лизонька станет забавной, но, увы не для меня. Даже на ножках мне Бог не дал ее увидеть…"

Из чего состоял ее быт? В те дни, когда не было свиданий, она как все, по заведенному ритуалу, часами ходила вдоль частокола в надежде перекинуться словом хоть с кем-нибудь. Сама вела хозяйство, носила воду, колола дрова и топила печь, готовила обеды и передавала их в тюрьму. Позднее, она начала снабжать продуктами не только Никиту, но и тех, кому это было необходимо. Бытует история о том, что в отсутствие Александры, пришли к ней домой острожные солдаты и попросили сала, девушка, помогавшая в хозяйстве, отказала. Вернувшись домой и узнав об отказе, Александра Григорьевна распорядилась выдать не только сало, но и все, что было из съестного. Людская молва также приписывает Александрин помощь местному населению - она, в благодарность за оказанную услугу шила рубашки, вышивала на них узоры, могла постирать чужое белье. "Довести до сведения Александры Григорьевны о каком-нибудь нуждающемся, было всякий раз оказать ей услугу и можно было остаться уверенным, что нуждающийся будет ею успокоен", запишет декабрист И. Д. Якушкин. Много позже, когда семье декабриста Розена вышел срок каторги и разрешено было отбыть на поселение, то "Всех более беспокоилась А. Г. Муравьева: она прислала складной стул дорожный, предложила тысячу вещей, уговаривала при плавании чрез Байкал взять корову, дабы младенец во всякое Время мог иметь парное молоко"


.

К концу 1827 года, петербургское начальство, до этого "разбросавшее" ссыльных по разным местам (Николай I, со словами "Отправить сюда!" просто тыкал пальцем в карту), сводит всех в Читинском остроге. К этому же времени, в Чите собираются Фонвизина, Давыдова, Нарышкина, переезжают из "Благодатского" Трубецкая и Волконская. Дом Александры Григорьевны на этот период пришелся кстати, ведь он был уже более-менее обустроен и стал приютом, и "перевалочным пунктом". Всех она встречала, рассказывала новости и "правила жизни", помогала устроиться в городе, "дамская улица" разрасталась… Полина Анненкова в своих дневниках вспоминала: "Мы переехали маленькую речку и въехали в улицу, в конце которой и стоял этот острог. Недалеко от острога был дом с балконом, а на балконе стояла дама. Заметя повозку мою, она стала подавать знаки, чтобы я остановилась, и стала настаивать, чтобы я зашла к ней, говоря, что квартира, которую для меня приготовили, еще далеко, и что там может быть холодно. Я приняла приглашение и таким образом познакомилась с Александрой Григорьевной Муравьевой… В Читу я спешила приехать к 5 марта (1828 г.) - день рождения Ивана Александровича - и мечтала, что тотчас же по приезде увижу его. На последней станции я даже принарядилась, но Муравьева разочаровала меня, объяснив, что не так легко видеть заключенных, как я думала. Потом она расплакалась и сказала мне, что я, должно быть, очень добрая, потому что привезла с собою собачку, а она оставила свою… Все правила, которым мы должны были подчиняться тогда, я узнала от Александры Григорьевны Муравьевой и от Елизаветы Петровны Нарышкиной, которая тогда жила с Муравьевой".

В этот период, ссыльными, на общем собрании решено было заняться самообучением. А.О. Корнилович начинает читает курс лекций по "русской истории", Ф. Вольф - по "физике, химии и анатомии", а сам Никита Муравьев по "стратегии и тактике военного дела". Решено также осваивать новые ремесла, дабы иметь возможность прокормить себя и близких. Стало понятно, что понадобится много литературы. Руками Александры Григорьевны в том числе, было выписано для чтения каторжанами более 20 печатных изданий, через нее же, из Москвы была переправлена и вся Муравьевская домашняя библиотека. Постепенно добавились справочники, руководства, и даже чертежные документы, а также много географических атласов и карт. Для Николая Бестужева Александра Григорьевна выпишет мольберт, бумагу, кисти и краски, и Бестужев станет своеобразным летописцем жизни в Чите и в Петровском. Тогда же Александрин, в своих письмах заметит о проснувшейся в ней любви к занятиям живописью: "что удивительно, это что я, которая никогда не была особой любительницей рисования, в Чите вошла во вкус, много рисую с натуры - собак, коров, - собираю дань со всего хозяйского двора…"

Для ссыльного Фердинанда Вольфа, владеющего медицинскими знаниями, она закажет набор медицинских инструментов - самый "современный" из тех, что можно было найти. Ей же принадлежит идея выписать из России семена лечебных растений и разбить аптекарский огород, а затем, организовать и саму аптеку. Поначалу в Чите, а затем и в "Петровском заводе" она всячески будет поддерживать деятельность Вольфа, и тот, в последующем, примет на себя обязанности доктора всего поселения. Вспоминая, декабрист Розен запишет: "Старик наш, комендант (Лепарский - К.П.), лечился только у Вольфа, также много заводских чиновников и рабочих; приезжали также страждущие недугами из окрестных и дальних мест". Ф. Вольф сполна отплатит Александре Григорьевне за доброту и участие. В 1829 году у четы Муравьевых появится дочь Софья (родители, а вслед за ними и все окружение, будут называть ее Нонушкой), в этот же год в каземате заболеет Никита. Бездетным женам каторжан к тому времени разрешено жить в "номерах тюрьмы" с мужьями, а вот Александра Григорьевна, имея новорожденную дочь, разрывается между домом и острогом. И тогда Вольф, уже имевший рычаги давления и свои докторские подходы к Лепарскому, пойдет к господину коменданту, будет пугать его эпидемией и просить перевести Никиту Муравьева из тюрьмы в дом к жене на ее попечение.

Показная веселость и активное участие в жизни тюремной артели в этот период, для Александры Григорьевны уже всего лишь ширма, скрывающая от всех настоящие переживания и потрясения. Умирает ее мать, Елизавета Петровна, отправившая в ссылку сына, дочь и зятя. Одна из сестер Чернышевых, стремившаяся в Сибирь "помогать", так и не найдет способа выехать из России - она не получит "дозволения", попытается устроиться горничной в услужение, но и это не даст результатов. В Москве, умирают двое из троих оставленных у старшей Муравьевой детей. Рожденная в ссылке Нонушка, слаба здоровьем и требует постоянного внимания, а найти толковую няньку оказывается не так-то просто. В этот же период Александра Григорьевна заводит переписку с кузиной Верой Алексеевной Муравьевой (ее муж, Артамон Муравьев, доводился Никите Михайловичу двоюродным братом). Вера, оставшаяся по настоянию мужа в России, прибывала в постоянном отчаянии, временами думая о том, чтобы все бросить и отправиться в Сибирь. И Александра Григорьевна пишет ей: "… проникнетесь той истиной, что в Вашем положении, Вы не можете одновременно исполнить два священных долга. Исполните тот, который подскажет Ваше сердце… Если именно дети требуют Ваших забот и Вашего присутствия, оставайтесь и не пишите больше мужу о своей надежде приехать к нему, когда сыновья перестанут нуждаться в Вас… через несколько лет, Вам будет намного труднее, чем сейчас, расстаться со своими детьми, особенно в их положении. То, что я говорю, вероятно жестоко… Не обижайтесь на меня, милая Верочка за мое письмо, я никогда в жизни не умела ни говорить, ни писать ничего, кроме того, во что верила всем сердцем…". В этой переписке наконец-то можно встретить объяснения поступкам и решениям самой Александрин: "Я уехала потому, что мне было на кого оставить детей моих. У меня нет состояния… так что никакие дела не требовали моего присутствия в России. Но если бы будущее моих детей зависело от меня… я бы осталась, и ничто не заставило бы меня двинуться. Меня мало заботило бы мнение, которое могло бы сложиться у других о моем поведении. Господь воздаст Вам, ибо Вы несете крест много тяжелее нашего", и чуть позже "…Я как черт, который проповедует Евангелие, потому что у меня самой нет ни малейшей надежды. Прощайте, я очень устала".

С 1830 года, когда всех начнут переводить в "Петровский завод", Александра Григорьевна, как и все, будет забрасывать коменданта Лепарского, а затем и государя, просьбами улучшить условия в тюрьме и прорубить окна. Она напишет об обстановке в Петровском остроге отцу: "Во-первых, тюрьма выстроена на болоте, во-вторых, здание не успело просохнуть, в-третьих, хотя печь и топят два раза в день, но она не дает тепла, в-четвертых, здесь темно: искусственный свет необходим днем и ночью; за отсутствием окон нельзя проветривать комнаты… я целый день бегаю из острога домой и из дома в острог, будучи на седьмом месяце беременности… Одна маленькая комната, сырая и темная и такая холодная, что мы все мерзнем в теплых сапогах, и ватных капотах и колпаках… я сообщаю это тебе потому, что я не могу выносить, что тебя под старость этак обманывают", и припишет хлесткое: "Извести меня, дорогой батюшка, получишь ли ты это письмо от 1 октября, чтобы я знала, разрешено ли мне сообщать правду". И старик Чернышев, вплоть до своей кончины (в 1831 году) будет хлопотать перед государем за "детей". Незадолго до смерти, он посоветует ссыльному сыну Захару жениться, лишь бы это "была женщина любящая и добрая", и добавит удивительные по содержанию строчки: "А такую женщину можно встретить во всех классах общества, даже среди диких народов. И если тебе посчастливиться ее найти, кто бы она ни была, я обещаю тебе любить ее как дочь…и если небо осудит тебя на смерть в Сибири, по крайней мере ты будешь хоть какое-то время счастлив. А мы все примем твою жену с распростертыми объятиями, будь она хоть китаянка".

Когда государь распорядится прорубить окна, и недовольно пробормотав нечто про "несчастных жертв необдуманной любви"", так и не разрешит поселить детей в тюрьме, у Александры не останется выбора. Она так и будет ходить каждый день из дома в острог и обратно, часто оставляя Нонушку предоставленной самой себе, и, в конце концов, не выдержит подобного испытания. В Петровском родятся еще две дочери, но обе умрут в младенчестве. Последняя беременность окончательно обессилит Муравьеву и она "сгорит" буквально за месяц. Многие полагали, что у нее был нервный срыв, Вольф же придерживался версии простуды, о чем и доложил по инстанциям. На дворе был ноябрь, Александрин приходилось бегать по льду, наспех одетой. Ее будут выхаживать сам Никита, Вольф, Волконская, будут навещать Трубецкая и Якушкин… но, по воспоминаниям того периода, Александра Григорьевна очевидно сама уже не имела сил бороться за жизнь, и все шептала в бреду "как же там хорошо". Вечером 22 ноября 1832 года, она составила последние письма родным, завещала похоронить себя в Тагино, рядом с родителями, и не желая будить дочь, "простилась" поцеловав ее любимую тряпичную куклу. Ее отпевал плачущий местный священник, а в это время, всегда внешне спокойная и сдержанная на проявление эмоций Волконская, рыдала стоя в сенях и шептала: "Она умерла на своем посту". "В эту печальную ночь никто из нас не сомкнул глаз, мы бродили из угла в угол, как отуманенные", - запишет позже декабрист Н.И. Лорер.

Надеясь на снисхождение государя, Николай Бестужев, по просьбе Никиты Муравьева, сделает не только деревянный, но и цинковый гроб. "Не политические" каторжане, нанятые Лепарским для рытья могилы, откажутся брать плату и произнесут знаменитое: "Это была мать наша, она нас кормила, одевала, а теперь мы осиротели..." Смерть Александры Григорьевны, по существу первая смерть среди ссыльных, произведет удручающее впечатление… отныне, любая болезнь в поселении будет восприниматься со страхом и ожиданием худшего. Николай I, извещенный о судьбе Муравьевой, наконец-то распорядится разрешить ссыльным выходить из острога и ежедневно посещать жен дома. Но он же, неоправданно жестоко запретит перезахоронение Муравьевой и велит теперь уже вдовцу Никите Муравьеву, вернуться обратно в тюрьму. Опять поможет Вольф и уговорит Лепарского на страх и риск разрешить Никите Михайловичу жить дома и воспитывать дочь. Спустя какое-то время, когда из Петербурга придет очередной отказ перенести прах Александры в Тагино, Никита Михайлович и Н. Бестужев спроектируют и построят часовню с неугасимой лампадой над могилой. Ее свет, по выражению одного из декабристов, как путеводная звезда еще долго будет светить путникам, подъезжающим к Петровскому. По свидетельству Горбачевского, к могиле Александры Григорьевны, приходили и простые люди, чтобы поклониться памяти "первомученицы".


Брата Александры Григорьевны Захара Чернышева, отправят рядовым на Кавказ. Никита Михайлович Муравьев проживет без жены 11 лет и будет похоронен в с. Урик - месте своего последнего поселения. Его брат, Александр Михайлович, после перевода в Тобольск, на личные средства организует "Мариинское училище", которое считается первым женским учебным заведением Сибири.

Нонушку отправят к бабушке, затем, ей будет дозволено под фамилией "Никитина", учиться в "Екатерининском институте". И когда согласно традиции того времени, к прибывшей с визитом императрице необходимо будет обратиться не иначе как maman, Софья произнесет фразу, которая как и "Конституция" ее отца, войдет в историю: "Моя мама умерла. Она похоронена в Сибири. Ее звали Александра Григорьевна Муравьева".

Закрутится колесо российской истории. Безжалостно и бесстрастно начнет сметать на своем пути человеческие судьбы. Кто-то "как трехсотая, с передачею, под Крестами будет стоять", кто-то, наравне с мужчинами пойдет "по этапу". Еще миллионы, получат на руки сухое уведомление: "10 лет без права переписки" и, так и не дождутся своих любимых. Тысячи - отрекутся. В годы "второй отечественной" с Петровского некрополя декабристов снимут все, что можно будет переплавить, и отправят на оборонные заводы. Историю некоторых захоронений не возможно будет восстановить. Останется, когда-то спроектированная Бестужевым и построенная Н. Муравьевым часовенка над могилой Александры Григорьевны. Неугасимая лампада исчезнет. Но недаром ведь, каждый вторник, в православных храмах звучит: В память вечную будет праведник…



Использованная музыка певца, композитора Максима Березовского, причастный стих «В память вечную будет праведник».

«Мой добрый друг, мой ангел, когда я писала тебе в первый раз, твоя мать не передала еще мне твое письмо, оно было для меня ударом грома! Ты преступник! Ты виновный! Это не умещается в моей бедной голове.… Ты просишь у меня прощения. Не говори со мной так, ты разрываешь мне сердце. Мне нечего тебе прощать. В течение почти трех лет, что я замужем, я не жила в этом мире, - я была в раю. Счастье не может быть вечным... Не предавайся отчаянию, это слабость, недостойная тебя. Не бойся за меня, я все вынесла. Ты упрекаешь себя за то, что сделал меня кем-то вроде соучастницы такого преступника, как ты… Я - самая счастливая из женщин. Письмо, которое ты мне написал, показывает все величие твоей души. Ты грешишь, полагая, что все мои тебя проклинают. Ты знаешь безграничную привязанность к тебе. Если бы ты видел печаль бедной парализованной мамы! Последнее слово, которое я от нее услыхала, было твое имя. Ты говоришь, что у тебя никого в мире нет, кроме матери и меня. А двое и даже скоро трое твоих детей - зачем их забывать. Нужно себя беречь для них больше, чем для меня. Ты способен учить их, твоя жизнь будет им большим примером, это им будет полезно и помешает впасть в твои ошибки. Не теряй мужества, может быть, ты еще сможешь быть полезен своему Государю и исправишь прошлое. Что касается меня, мой добрый друг, единственное, о чем я тебя умоляю именем любви, которую ты всегда проявлял ко мне, береги свое здоровье…».

(Из письма Александры Муравьевой мужу в ответ на его «покаянное» письмо)