Болезни Военный билет Призыв

Мы Земляне. Наш дом – планета Земля (сценарий проведения праздника «День Земли»). Внутренне строение Земли

Земля – третья от Солнца планета, уникальная в нашей Солнечной системе и очень красивая.

Недаром первый землянин-космонавт, наш соотечественник, Юрий Алексеевич Гагарин после своего космического полета вспоминал:
«Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – всё в нежной кисее облаков».

На фотографии – вид на Землю с окололунной орбиты.

«Земля – пока единственный известный мир, способный поддерживать жизнь. Нам больше некуда уйти – по крайней мере, в ближайшем будущем. Земля сейчас наш дом. …наш единственный дом.» – так говорил Карл Саган, американский астроном, видный популяризатор науки.

Земля – пока единственный известный мир, способный поддерживать жизнь. Земля сейчас наш дом. …наш единственный дом.

Будучи пятой по размеру среди всех планет Солнечной системы, Земля в то же время является крупнейшей по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы.

Сопоставление размеров планет земной группы:
Меркурий, Венера, Земля, Марс (слева направо)

Научные данные указывают на то, что Земля образовалась из солнечной туманности около 4,54 миллиарда лет назад. Весь процесс формирования планеты занял примерно 10-20 миллионов лет.

Несколько позднее сформировалась Луна, примерно 4,53 млрд лет назад, хотя её происхождение до сих пор точно не установлено. Основная гипотеза гласит, что она образовалась путём аккреции из вещества, оставшегося после касательного столкновения Земли с объектом, по размерам близким Марсу и массой 10-12% от земной (иногда этот объект называют «Тейя»).

Жизнь предположительно появилась на Земле примерно 3,9 млрд лет назад, то есть в течение первого миллиарда после её возникновения.

Большую часть поверхности планеты, приблизительно 70,8%, занимает Мировой океан, остальную часть занимают континенты и острова. На материках расположены реки, озёра, подземные воды и льды, вместе с Мировым океаном они составляют гидросферу.

Жидкая вода, необходимая для всех известных жизненных форм, не существует на поверхности какой-либо из известных планет и планетоидов Солнечной системы, кроме Земли. Полюсы Земли покрыты ледяным панцирем, который включает в себя морской лёд Арктики и антарктический ледяной щит.

Недра Земли делятся на слои по химическим и физическим свойствам, но в отличие от других планет земной группы, Земля имеет ярко выраженное внешнее и внутреннее ядро. Наружный слой Земли представляет собой твёрдую оболочку, состоящую главным образом из силикатов.

Внутренние области Земли достаточно активны и состоят из толстого, очень вязкого слоя, называемого мантией, которая покрывает жидкое внешнее ядро, являющееся источником магнитного поля Земли, и внутреннее твёрдое ядро, предположительно, состоящее из железа и никеля.

Форма Земли (геоид) близка к сплюснутому эллипсоиду. Расхождение геоида с аппроксимирующим его эллипсоидом достигает 100 метров.

Средний диаметр планеты составляет примерно 12742 км, а окружность – 40000 км.

Вращение Земли создаёт экваториальную выпуклость, поэтому экваториальный диаметр на 43 км больше, чем полярный.

Высочайшей точкой поверхности Земли является гора Эверест (8848 м над уровнем моря), а глубочайшей – Марианская впадина (10994 м под уровнем моря).

Из-за выпуклости экватора самыми удалёнными точками поверхности от центра Земли являются вершина вулкана Чимборасо в Эквадоре и гора Уаскаран в Перу.

Вулкан Чимборасо в Эквадоре, одна из наиболее удалённых от центра Земли точек на поверхности

Земля, как и другие планеты земной группы, имеет слоистое внутреннее строение.

Она состоит из твёрдых силикатных оболочек (коры, крайне вязкой мантии), и металлического ядра. Внешняя часть ядра жидкая (значительно менее вязкая, чем мантия), а внутренняя – твёрдая.

Внутреннее строение Земли (схематично)

Слои, глубина в км

Температура в центре ядра Земли достигает 6000°С.

Земля взаимодействует (притягивается гравитационными силами) с другими объектами в космосе, включая Солнце и Луну.

Период обращения Земли вокруг Солнца примерно 365,26 солнечных суток – сидерический год.

Ось вращения Земли наклонена на 23,44° относительно перпендикуляра к её орбитальной плоскости, это вызывает сезонные изменения на поверхности планеты с периодом в один тропический год – 365,24 солнечных суток.

Сутки сейчас составляют примерно 24 часа.

Луна начала своё обращение на орбите вокруг Земли примерно 4,53 миллиарда лет назад. Гравитационное воздействие Луны на Землю является причиной возникновения океанских приливов. Также Луна стабилизирует наклон земной оси и постепенно замедляет вращение Земли.

Некоторые теории полагают, что падения астероидов приводили к существенным изменениям в окружающей среде и поверхности Земли, вызывая, в частности, массовые вымирания различных видов живых существ.

Физические характеристики Земли и её орбитального движения позволили жизни сохраниться на протяжении последних 3,5 млрд лет.

По различным оценкам, Земля будет сохранять условия для существования живых организмов ещё в течение 0,5 – 2,3 млрд лет.

Планета является домом для миллионов видов живых существ, включая человека. Территория Земли разделена на 195 взаимодействующих между собой независимых государств.

По материалам Википедии

Дата: 14.11.2016
Тема:
Учитель: Божко В.А.

Цели и задачи : Расширение и углубление экологических знаний полученных во время внеурочной деятельности.

Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Ведущий: Мы сегодня собрались поговорить о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной.
Догадались? Наш разговор пойдёт о нашей колыбели, о нашем общем доме – планета Земля.

Следующий год 2017г. объявлен годом экологии. Значит, что будущее планеты в наших руках и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами – дети матушки природы и должны с уважением относится к ней, жить по её законам.

Вед: Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все выскрести до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Наши здоровье и жизнь зависят от состояния окружающей среды: от чистоты воздуха, которым мы дышим, воды, которую мы пьем, пищи, которую потребляем.

Вед. Предлагаю вам викторину «Наш дом – планета Земля»

Перед вами станции:
1. «Устами младенца»
2. «На зелёной тропе»
3. «Братья наши меньшие»
4. «Кулинарный»
5. «Экологическая ситуация».
6. «Шуточная»

1 станция. “Устами младенца”.

Задачи команд: попытаться понять, что имели в виду маленькие дети, и назвать правильный ответ. Побеждает та команда, которая больше и верно назовет отходы. (Поочередно).

Детские высказывания:

    Его используют как удобрение.

    В небольших количествах он очень полезен.

    Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

    При попадании в водоём он разрушается, рыба и другие водные животные
    начинают задыхаться.

    Его необходимо компостировать.

(Навоз.)

    У меня очень много игрушек сделанных из неё.

    Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.

    Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

    Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

    Ее нельзя выбрасывать, т.к. она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса)

    Ее изобрели китайцы.

    У нас ее получают из дерева.

    Она легко горит.

    Из нее получается очень много мусора.

    На ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага)

    Его делают из песка.

    Чаще всего оно прозрачное.

    Когда падает, оно разбивается.

    Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

    Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло)

    Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

    Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

    От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится ещё больше.

    Его издают разные приборы, машины.

    Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение, действует, как наркотик.

(Шум)

    Этого почти не видно.

    Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и
    заводы.

    От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.

    Это могут собрать на свои листья зелёные растения.

    В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

(Газовые отходы)

2. «На зелёной тропе»

1) Хоть чином и не хан,

На голове - султан

И с золотом кубышки

Запрятаны под мышки. (Кукуруза)

2) Выросла травка - к пище приправка,

Ее пожитки - душистые нитки. (Укроп)

3) По нему стучат, плюнув через левое плечо. (дерево)

4) С каким «божьим» цветком часто сравнивают стариков? (одуванчик)

5) Сушеный виноград (изюм)

6) Медовое дерево (липа)

3. «Братья наши меньшие»

    Какое животное можно назвать вампиром? (Летучую мышь).

    Назовите самого быстрого зверя на планете? (Пантера).

    Какие птицы могут бегать со скоростью автомобиля? (Страус).

    Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел).

    Какое животное обычно изображают с фонтанчиком на спине? (Кит)

    Любимая его поза – «стоять столбиком». При этом зверёк похож на гордо подтянутого командира. (Суслик)

4. «Кулинарный»

Дайте название каши из круп:

    Рис (рисовая)

    Горох (гороховая)

    Гречка(гречневая)

    Пшено(пшённая)

    Пшеница (пшеничная)

5. “Экологическая ситуация”.

Каждой команде даётся экологическая ситуация, нужно эту ситуацию описать и предложить пути её решения. Время 1 мин.

1. В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 млн. тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза. ( Нефтяные загрязнения весьма токсичны. Портятся вкусовые качества воды, а рыба приобретает неприятный и неустранимый привкус. При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 мг на литр рыба гибнет, при концентрации 1,2 мг на литр – не выдерживает планктон и бентос. Ядовитая нефтяная пленка препятствует испарению воды с поверхности Мирового океана, нарушает его нормальный газообмен (за счет океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги).

Нефть склеивает перья морских птиц. Если нефть свежая, то она действует как яд. Нефтяная пленка не дает проникнуть в глубь моря кислороду. Задыхаются водоросли, рачки. Рыбе становится нечем питаться – она погибает от голода. Необходим контроль за транспортировкой, разгрузкой нефти.

Необходимо соблюдение нормативных организационных и хозяйственно-производственных мер при эксплуатации объектов, связанных с перевозкой нефтепродуктов. Если произошла утечка, надо принимать срочные меры по устранению последствий: очищение поверхности океана с помощью специальных реагентов, ограничение распространения нефтяных пятен, спасение животных.)

2. Человек - часть живой природы. Здоровье человека определяется не только состоянием окружающей среды, но и образом жизни, питанием. В магазинах города довольно широкий выбор молочных продуктов. В то же время частные лица в неустановленных местах реализуют молоко в полиэтиленовых бутылках, используемых вторично. (При употреблении молока, купленного у частных лиц, можно получить пищевые отравления, поскольку полиэтиленовые емкости не подлежат термической обработке. Микробы, находящиеся в необработанных бутылках, могут вызвать острые кишечные заболевания. Если реализуется молоко от больного животного, есть риск заболеть ящуром, бруцеллезом и другими болезнями. Лица, торгующие молоком в полиэтиленовой таре, часто не имеют справок о состоянии здоровья животных и качестве реализуемой продукции. Кроме того, бутылки могут быть подобраны в мусорных контейнерах.

Молоко и молочные продукты лучше всего покупать в магазинах, так как продукция в этом случае сертифицирована, указаны сроки реализации. Если молоко приобретается у частников, необходимо требовать у них ветеринарную справку о состоянии здоровья животного и качестве продукции, обращать внимание на чистоту посуды – стеклянной тары – и внешний вид продавцов, кипятить молоко.)

3. Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.( Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медуз и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают все подряд.

Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни.

Меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта, ввести квоты на рыбный промысел.)

4. Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.( Бурное развитие сине-зеленых водорослей («цветение водоемов») сопровождается интенсивным потреблением растворенного в воде кислорода, недостаток которого в дальнейшем вызывает их гибель. Отмирая и оседая на дно, водоросли разлагаются, на что также тратится кислород. Все это влечет за собой массовую гибель представителей флоры и фауны. Водоросли выделяют большое количество веществ, угнетающих зоопланктон и микрофлору, а в некоторых случаях отравляющих рыбу, птицу, домашний скот и человека.

Необходимо нормировать внесение минеральных удобрений на поля, следить за соблюдением правил хранения минеральных удобрений на складах, фермах. В случае загрязнения водоемов удобрениями не допускать домашний скот на водоем. Вести борьбу за восстановление водных ресурсов, проводить мероприятия по очистке сточных вод, так как они также стимулируют размножение сине-зеленых водорослей.)

5. На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».( Ядохимикаты, уничтожающие комаров, попали на растения, которыми, в свою очередь, питались тараканы (насекомые). Насекомые питались растениями, но не погибали от яда. В то же время он накапливался в их телах.

Этих тараканов ловили ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.)

6. “Шуточная”

1. Какая ветка не растет на дереве? (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ)
2. Что общего у всадника и петуха? (ШПОРЫ)
3. Петух снёс яйцо, кому достанется оно? (Петухи не несутся)
4.
Может ли страус назвать себя птицей? (нет, не умеет говорить)
5. Сколько нужно взять букв «А», чтобы получить птицу? (40)
6. Каким гребнем не расчёсывают голову? (петушиным)

Итог викторины. Награждение.

Учитель географии : Планета наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы-то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети?

(Звучит музыка, затем ведущие рассказывают о загрязнении воздушного бассейна Земли, воды, почвы, лесов.)

Учащийся 1: Воздух. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра — над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся — над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше.

Учащийся 2: Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.

В результате деятельности человека в реках Европы — Сене, Дунае, Рейне, Волге — нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.

Учащийся 3: Почва. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже. Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть: в результате — миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказывается в воде.

Учащийся 4: Леса . Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес — родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

Подведение итогов конкурса стенгазет, рисунков, листовок. (Вручение победителям грамот)

Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека — единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, — пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Все тесно связано вокруг

2 часть – игровая.

Учитель географии: В сказках, бывало, старый камень вещал богатырям: «Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – сам погибнешь, а прямо – успех тебя ждет на протяжении всего пути». Знания помогут вам найти правильный путь.

На брейн-ринг приглашаются две команды «Меридиан» и «Параллель». (В каждой команде по одному представителю от 5-11 классов.)

1 ведущая:

На соревновании присутствует жюри в составе…….

2 ведущая: условия игры:

1. Пять раундов, между которыми будут литературные паузы.

2. Каждое задание оценивается в пять баллов.

Если болельщики помогают, то команде также зачисляются баллы.

Приветствие команд (Объяснение названий своих команд)

1 раунд:

Вопросы команде «Меридиан»

    Какое море самое теплое на земном шаре?

    Берега каких частей света оно омывает?

Вопросы команде «Параллель»

    В каком море ловят рыбу жители трех частей света? Назовите эти части света.

    К бассейну какого океана оно относится?

Вопросы команде «Меридиан»

    Какая река самая длинная? Где она протекает?

Вопросы команде «Параллель»

    Какая река самая полноводная? Где она протекает?

Вопросы команде «Меридиан»

    Можно ли спрятать самую высокую горную вершину на Земле в самой глубокой впадине? Почему? Что это за вершина и впадина?

Вопросы команде «Параллель»

    Какие формы рельефа преобладают в Европе?

Вопросы команде «Меридиан»

    О какой географической территории рассказывается в песне Красной Шапочки?

Вопросы команде «Параллель»

    О какой линии рассказывается в песне из кинофильма «Кавказская пленница»?

Подведение итогов первого раунда — литературная пауза (чтение стихотворения Тютчева Ф.)

Второй раунд. Знаете ли вы географические приборы?

Командам предлагается по прибору. Необходимо рассказать о них. (Барометр-анероид, нивелир).

Третий раунд:

Вопросы команды-соперницы (по два вопроса).

Четвертый раунд: Загадки

Пятый раунд: Кто быстрее ответит?

    Где на Земле выпадает больше всего осадков?

    Какое животное, завезенное в Австралию из Европы, стало ее национальным бедствием?

    Древние греки называли ее – Борисфен, турки – Узу, славяне — Славутич. Как ее называют сегодня?

    почему озеро Эйр в Австралии изображено на карте пунктирной линией?

    На каком материке расположены две части сета? Какие именно

    В какие ворота нельзя забить гол?

    Какой пролив должен был переплыть Д.Артаньян, чтобы привезти подвески для королевы Франции?

    На каком материке нет ни одной реки?

    Какой океан омывает пять материков?

    Существует ли на Земле точка, которая имеет лишь одну координату?

Подведение итогов брейн-ринга.

Учитель географии: Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека — единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, — пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Все тесно связано вокруг.

Примеры мы не станем множить.

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды не потревожить.

(Звучит мелодия «Одинокий пастух»».)

Учитель географии: Эта неделя в нашей школе экологическая. Ребята совершили много полезных дел. Чем меньше мусора будет на планете: в вашем дворе, на вашей улице, в вашем городе, в вашем селе тем зеленее станут деревья, тем чище воздух. За каждое доброе дело, сделанное во имя природы, вы получите зеленый листочек. В зале развешаны листы (у каждого класса свой) с нарисованными деревьями без листьев. Так вот, чье дерево окажется самым зеленым, тот наглядно покажет свою сплоченность, дружбу и единство в защите природы.

Учащийся: Рыбы, птицы, звери в душу людям смотрят.
Как будто просят нас: люди, не убивайте зря!
Ведь море без рыб — не море,
Ведь небо без птиц не небо,
Земля без зверей не земля,
А нам без земли нельзя.

Сценарий внеклассного мероприятия среди учащихся 8-х классов. Цель данного мероприятия: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование экологической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия

среди учащихся 8-х классов.

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование экологической культуры.

Эпиграф: «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить».

Ф. Жолио – Кюри

План

  1. Значение природы для человека.
  2. Какова экологическая обстановка в нашем городе?
  3. Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?

Замечание. В брифинге принимают участие:

  • эколог,
  • представитель комитета по охране природы,
  • медицинский работник,
  • экономист.

В их роли выступают учащиеся 8 «А» класса, подготовившие свои выступления заранее по рекомендованной классным руководителем литературе.

По вопросу «Экологическая обстановка в нашем поселке» в ходе выступления демонстрируется видеозапись.

Звучит музыка И. Штрауса «Сказки венского леса».

Ведущий.

Здравствуйте!

Мы сегодня собрались в этом зале поговорить о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной.

Вы, наверное, догадались, что наш разговор пойдет о нашей колыбели, о нашем общем доме - планете Земля.

1 ученица.

Как яблоко на блюде
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить всё богатство
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.

Ведущий. В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. И сегодня мы с вами должны продемонстрировать не только знания по биологии, но и знания проблем экологии, понимание необходимости заботы обо всех наших соседях по планете.

2 ученица.

Моя планета - человеческий дом
Ну, как ей жить под дымным колпаком.
Где сточная канава - океан.
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: “Больше не могу!”
Вот она летит, маленькая, какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Всё ещё живет! Всё еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь.
Всех людей зовёт, просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!

Ведущий. Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» – сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах», искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо – сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.

Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли.

Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

Это чудо – Природа. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека . «Наш дом- планета Земля» – тема брифинга.

В брифинге принимают участие: эколог …, представитель Комитета по охране природы …, медицинский работник …, экономист...

Аэродромы,

Пирсы

И перроны,

леса без птиц

И земли без воды …

Все меньше – окружающей природы.

Все больше – окружающей среды.

Всего четыре поэтические строки Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для нас сегодняшних и для последующих поколений?

Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

С информацией выступает эколог …

Эколог. Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.

Указ Петра I от 1718 г. предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».

Тысячелетиями вторжение человека в природу расширялось.

Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить…

К сожалению, не все понимали важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди, созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, города…

Еще несколько десятилетий назад академик В.И. Вернадский, создатель науки биогеохимия, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть только один – полное ее уничтожение.

Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды дни, а без воздуха минуты.

За последние 25 – 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2 – 3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к потеплению, к частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.

50 городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы, в том числе и наш город.

Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.

Леса – «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.

Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействие так называе-мых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.

В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.

Ведущий. Приведенные экологом факты тревожны. Они могут показаться вам далекими.

Какова же экологическая обстановка в нашем поселке?

Слово предоставляется представителю Комитета охраны природы …

Представитель комитета по охране природы …

Замечание. Выступление сопровождается демонстрацией видеофрагментов, характеризующих экологическую ситуацию в городе, и заканчивается стихотворением В. Глебова «И только ахает Природа…».

И только ахает Природа …

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве – там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья и мазут.

Весь берег стал похож на свалку –

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается Природа:

Зачем все это, Человек?!

Иду таежною долиной…

И снова – горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах – черные болячки –

Беда, куда ни погляди…

И разъяснил мне егерь мрачно:

А что? Кислотные дожди…

… Лес плакал точно в непогоду

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

Что натворил ты, Человек?!

Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой –

Шибали запахи волной.

Не море – сточная канава

Плескала тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы –

Ее созданье – Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг.

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься…

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,

И только ахает Природа:

Да сын ли ты мне, Человек?

Ведущий. Экологическая ситуация в нашем поселке тоже не радует и заставляет задуматься каждого.

Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?

С информацией выступает медицинский работник …

Медицинский работник. Загрязнение воздуха на 43 – 45 % повинно в ухудшении здоровья населения.

На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. В Амурской, курганской, Кемеровской, Новгородской областях и Мордовской республике установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов беременности, увеличении мертво рождаемости и врожденных аномалий.

Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций.

Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.

На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17 – 24 %.

Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.

Ведущий. Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновению с лица Земли исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения …).

Что необходимо сделать для сохранения природы?

Слово экономисту …

Экономист. Прежде всего необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны больницы с современным оборудованием… На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережливому отношению к природным ресурсам и сообществам.

Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить и оберегать ее от разрушительных последствий.

Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник?

Таблица

«Будьте активными защитниками природной среды»

Ведущий. Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами ее мыслящие частицы. Это налагает огромную ответственность за сохранность природы на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле.

В одном из стихотворений М. Дудин пишет:

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, –

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите…

Звучит песня «Березы» в исполнении Н. Расторгуева.

Литература

  1. Экология. – Курган: ГИПП «Зауралье», 1997 – (Учебники и учебные пособия высш. учебн. заведений).
  2. Ноосфера: духовный мир человека. /Сост. А.В. Коротнян. – Л.: Лениздат, 1986.
  3. Берегите эти земли, эти воды…Книга – интервью. – М.: Знание, 1988 – (Нар. ун-т. Естественнонаучный фак.)
  4. З.П. Белых. Новые грани алмазного края. Фотоальбом. – М.: Союзрекламкультура, 1993.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Специализированная школа-интернат «Дарын» г.Кентау

Классный час на тему:

«Наш Дом – Земля»

Подготовила и провела Бертаева Г.М.

Тема: «Наш Дом - Земля».

Смарт цель: Обратить внимание учащихся на хрупкость экосистемы Земли, и побудить их быть внимательнее к ней. Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой Родине, развивать чувство гражданственности и патриотизма.

Форма проведения: открытое внеклассное мероприятие.

Оформление: презентации, компьютер, проектор.

Подготовительная работа: Подготовка материала, индивидуальные задания для учащихся.

Ход урока.

1.Организационный момент. Проверить готовность учащихся к уроку.

2.Изложение темы, применяемая методика

    Показ презентации «Наш Дом – Земля!». В это время – вступительные слова ведущих.

    Показ презентации должен закончиться. Исполняется песня «Земля в иллюминаторе».

    Показ презентации «Земля моя, Планета голубая!». Во время показа презентации ведущий читает стихотворение «Земля моя, планета голубая!»

  1. Происхождение земли. Физические свойства земли. Строение земли. Образование и состав земной коры.

3.Подведение итога классного час: Предложение от классного руководителя

Вступительное слово классного руководителя. Добрый день, уважаемые ребята и гости нашего мероприятия. Постарайтесь сейчас не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, пусть ваше сердце почувствует доброту и радость сегодняшнего дня.

Наука экология изучает наш дом - планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме. В природе все взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода - нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения - нечего будет есть животным и человеку.

Показ презентации «Наш Дом – Земля!». В это время – вступительное слово ведущим.

Ведущий 1. Добрый день! Сегодня мы поговорим о нашей планете Земля – это наши Воды, Земли и Воздух. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.

Ведущий 2. « Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!»

Е. Евтушенко.

Ведущий 1. Планета Земля, единственная в Солнечной системе звезда с благоприятной средой для жизни. 22 апреля – Международный День Земли. Этот памятный день зародился в 1970 году, ровно 40 лет назад.

Именно 22 апреля в США известный политик и активист – сенатор Гайлорд Нельсон из штата Висконсия организовал беспрецедентную акцию, создав группу из студентов под руководством Денниса Хайеса (студента Гарварда), которые призвали мир к защите окружающей среды и сохранении благоприятного климата. Поскольку это было время активных студенческих движений, инициатива привлекла к себе много внимания.

Ведущий 2. «Сейчас от каждого из нас зависит счастье всей планеты.

Когда мы любим, мы спасаем всех и светом озаряем небо.

Нам надо очень всем стараться, плохое мы отбросим прочь.

Пусть доброта, как майский ветер, тебе сопутствует мой друг.

Родными станем друг для друга и больше нет у нас врагов.

Свободным, светлым, добрым духом мы наполняемся с тобой!

Мы братья все и все мы сёстры, уйдут обиды из тебя,

И ссоры сразу позабудешь – впусти скорей любовь в себя!»

Ведущий 1. Изначально День Земли празднуется во многих странах в день весеннего равноденствия, чтобы отметить момент, когда начинается весна (в Северном полушарии) или осень (в Южном). ООН празднует День Земли обычно 20-21 марта.

Ведущий 2. 26 февраля 1971 года У Тан, Генеральный секретарь ООН, подписал специальную прокламацию, посвященную этому событию. Каждый год 20-21 марта в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке звонит колокол мира.

Показ презентации должен закончиться.

Исполняется песня «Земля в иллюминаторе» (в исполнении Ю.Антонова, в записи).

Ведущий 2: Природу берегите, она – родная Мать,

Ненужными делами Её не надо засорять.

Не нужно строить здания, на чудища похожие,

В них - нету счастья, радости, а значит нет хорошего.

Любите Землю – Матушку любовью бескорыстною!

Она стерпела ужасы, но больше ей не выдержать.

И в недрах её вечных копаться перестаньте!

Она устала мучиться, вы отдых ей представьте.

Засадим Землю – Матушку цветущими садами,

Чтобы цветы весенние всех счастьем наполняли!

Увидят люди разные плоды своих творений,

И станет наша Матушка планетой вдохновенья!

Ведущий 1 : Какая же она, наша Земля? Подсчитано, что планете Земля примерно 4 с половиной миллиарда лет. Если вы захотите обойти вокруг Земли, шагая по экватору, то предстоит проделать путь длиной почти в 40010 километров.

Ведущий 2 : Расстояние от поверхности до центра равно 6378 километров. Причем, действительно твердые породы (литосфера) формируют слой всего около 70 километров, а, продвигаясь далее вклубь, мы наблюдаем полужидкие и жидкие состояния.

Ведущий 1 : Долина Смерти в Калифорнии и место в Ливии, называемое Эль Азизия, удерживают рекорды самых горячих мест на Земле. Рекорд Эль Азизии - 57.8 градусов по Цельсию (13 сентября 1922 года), рекорд Долины Смерти - 55.8 градусов по Цельсию (10 июля 1913 года).

Ведущий 2 : А самым холодным местом на Земле признана Антарктика - 21 июля 1983 года на исследовательской станции «Восток» в Антарктикевсе было зарегистрировано -89 градусов по Цельсию.

Ведущий 1 : Наша Земля невероятно богата минералами - ученые классифицировали уже около 4000 видов минералов, примерно 200 из них имеют практическое значение. Ежегодно открываются 50-100 видов минералов

Ведущий 2 : У Земли один естественный спутник - видимая невооруженным глазом Луна.

Показ презентации «Земля моя, Планета голубая!». Во время показа презентации ведущий читает стихотворение одноименное стихотворение.

Ведущий 2 :

Ты даришь жизнь или приносишь смерть,

А человечество живет не понимая,

Что это все рождает твоя твердь.

Беречь тебя, лишь ныне начинаем.

Вести потерям в Красной книге счет,

И, как всегда, при этом забываем,

С сердец своих убрать намерзший лед.

Нам всем с обледеневшими сердцами

Во век родную Землю не понять:

Так кто она, что носит нас веками,

Где нам ответ на это разыскать?

Она, возможно, существо живое,

Спешащее в космическую даль?

И бьется сердце в глубине земное,

Познавшее и радость и печаль?

Или корабль плывущий по вселенной,

Который запустил когда-то Бог?

Корабль космический с командою отменной:

Всего живого, что создать он смог.

А что же в будущем ждет каждого из нас?

Еду и топливо пока дает Земля.

Какой у нас есть жизненный запас,

Известно ли команде корабля?

Земля моя, планета голубая!

Тебя мы начинаем лишь ценить.

Простишь ли человечество, не знаю,

Поможешь ли лед сердца растопить?...

Происхождение земли

Земля представляет собой одну из девяти планет Солнечной си­стемы, входящей в состав Млечного Пути, или Галактики. Впервые гипотезы о происхождении Земли были высказаны немецким филосо­фом И. Кантом (1724-1804 гг.) и французским математиком П. Лап­ласом (1749 - 1827 гг.). Согласно их гипотезе, вся солнечная система образовалась из огромной раскаленной непрерывно вращающейся газовой туманности. Постепенно остывая, туманность уплотнялась, ее вращение ускорялось, и наконец наступил момент, когда под влия­нием увеличивающейся центробежной силы от туманности отделился ряд газовых колец.

Физические свойства земли

По своей форме Земля представляет собой шар, сплющенный у полюсов. Длина экваториальной оси этого шара составляет 12 756 км, вертикальной - 12 714 км, длина окружности Земли по экватору равна 40 тыс. км. Наличие на поверхности Земли больших неровностей в виде высоких гор и глубоких океанических впадин дало основа­ние ученым нашим, Землю геоидом, под которым подразумевается истинная форма Земли. Основными физическими свойствами ее являются плотность, давление и тепловое состояние.

Ведущий 2 :

Уничтожает свою Землю человек

По плану и без плана, методично, точно

И каратает свой недолгий век

В желаньях глупых жизнь свою прожив заочно

Не думая о детях, внуках

И своих перерожденьях тоже

Костьми ложится, напрягаясь весь

На кладбище себе готовя ложе

Остановись, одумайся, очнись

Ему господь твердит, с восходом солнца

Напейся поутру водою родниковой

Бездонна знаний глубина у моего колодца

Всё создал для тебя я

Господь нам мудрый говорит

За каждую минуту жизни

Поклонись ему душа твоя тебе твердит

Травинкой будь и будь ты океаном

Врасти во всё живое и переродись

Ведь цель твоя прекрасна человече

Иди же к ней ведь это – Жизнь

Ведущий 1: И закончить мы хотим стихотворением «Земля – жемчужина Вселенной ».

Ведущий 2: Лесов и рек немало, их много на Земле,

Они любовь и счастье подарят друг тебе.

Они очистят воздух и жажду утолят,

И в жаркий летний полдень от зноя защитят.

Леса ты береги и не руби так зря.

И знай, что вся Земля – родная мать твоя.

Прекрасней не найти нигде гармонии такой.

Одна лишь во Вселенной – и нет другой такой!

Рефлексия Заключительное слово классного руководителя.

Сейчас каждый ученик примет решения в проблеме планете Земля.

Что нужно сделать:

    Прописать пациенту планете Земля средство, которое поможет в решение этой проблемы, иначе говоря, что лично я могу сделать? (Приложение 2 )

    Сочинить девиз, который услышат все и он заставит помнить, что от нас многое зависит. (Приложение 3 )

Таким образом, я считаю, что окружающий нас мир и наш организм, это единое целое, и все выбросы и загрязнения, поступающие в атмосферу это урон нашему здоровью.

Если же мы будем стараться, как можно больше положительного делать для окружающей среды этим мы продлеваем свою жизнь и оздоровляем свой организм.

И нельзя не согласиться со словами, что все в этом мире взаимосвязано, ничто не исчезает и ничто не появляется ниоткуда.

Наш окружающий мир – это наш организм, оберегая окружающую среду – мы оберегаем свое здоровье.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека.