Болезни Военный билет Призыв

Мы матрица. Есть ли доказательства того, что мы живем в матрице? (9 фото). «Он – твоя иллюзия»: как появилась гипотеза симуляции

В марте 1999 года на киноэкраны вышел фильм «Матрица», который немедленно стал культовым. В нем в остросюжетной форме и с использованием революционных спецэффектов обосновывалась странная идея: а что если окружающий нас мир — виртуальная реальность, созданная могущественным искусственным интеллектом? Идея увлекла многих, а кое-кто задумался: может быть, создатели фильма не так уж и далеки от истины?

Варианты солипсизма

Переломные даты вызывают желание переосмыслить прошлое и пофантазировать о будущем. Не стал исключением и пресловутый «Миллениум» — переход к новому тысячелетию, который связывали с 1 января 2000 года (хотя в действительности 2000 год был не первым годом нового тысячелетия, а последним уходящего). В то время стали модны апокалипсические концепции о «конце света» и «конце истории». Поэтому нет ничего удивительного в том, что подзабытая философская концепция, изложенная в фильме «Матрица», именно тогда обрела невероятную популярность.

Концепцию «майи», то есть априорной иллюзорности окружающего мира, философы обсуждают очень давно. Крайне радикальное форму она обрела в виде солипсизма, основы которого изложил в начале XVIII века парижский врач Клод Брюне. Сторонники солипсизма полагают, что единственная реальность, которая достоверно существует для любого из нас — это наш внутренний мир.

Хотя многие критики солипсизма приравнивают его либо к предельному эгоизму, либо к полноценному безумию, в самой постановке вопроса есть здравое зерно. Хорошо известно, что личное восприятие уникально и изменчиво, зависит от множества факторов, поэтому мы никогда не можем быть уверены в том, что информация, которая поступает из окружающего мира, воспринимается всеми людьми одинаково. Напрашивающийся пример — дальтонизм. Есть дальтоники, которые не различают цвета, а есть, которые, наоборот, видят оттенки цвета там, где нормальные люди определяют лишь один. Кто из нас ближе к истинной реальности? И существует ли в таком случае истинная реальность?..

Понятно, что фильм «Матрица» — это лишь художественный образ. Но он побудил ученых задуматься над тревожащим вопросом о соотношении иллюзорного и реального в нашем мире. Ответ получился неожиданным.

Вся наша жизнь — игра?

«Мозг в колбе» — классический мысленный эксперимент, используемый современными философами для обсуждения аспектов восприятия бытия. Суть его состоит в следующем: представим себе, что некий ученый сумел изъять без повреждений мозг человека и поместил его в колбу с питательным раствором. При этом нейроны подопытного мозга подключены к компьютеру, генерирующему электрические импульсы, идентичные тем, которые получал бы мозг, находясь в теле. Таким образом, человек, которому принадлежит мозг, несмотря на отсутствие тела, будет по-прежнему осознавать себя существующим и постигающим окружающий мир. Поскольку импульсы, которые получают нейроны, являются для любого человека единственной возможностью взаимодействовать с окружающей реальностью, то с точки зрения мозга нет возможности гарантированно утверждать, находится он в черепе или в колбе. Следовательно, большинство верований в объективную реальность по определению ложны.

Рич Террилл из Лаборатории реактивного движения НАСА, участвовавший в создании межпланетных аппаратов, прибег к эксперименту «Мозг в колбе», чтобы изложить весьма оригинальный взгляд на природу Вселенной. Ученый полагает, что все мы находимся внутри некоего «божественного» компьютера, а наши личности — это продукт работы искусственного разума. Обосновывая свою теорию, Рич Террилл вспоминает о законе Гордона Мура, который заметил, что вычислительная мощность компьютеров удваивается каждые два года. При сохранении таких темпов через тридцать лет сто миллионов компьютеров смогут смоделировать все человеческие жизни со всеми мыслительными процессами и впечатлениями. Если это станет возможным, то почему бы не предположить, что оно уже когда-то произошло, а мы со всеми нашими ощущениями — часть работающей компьютерной программы?

Рич Террилл утверждает, что в отличие от эксперимента «Мозг в колбе» есть способ доказать иллюзорность мира.

«Как и все ученые мы объясняем физические процессы математическими уравнениями. Из-за этой математики поведение Вселенной является крайне разнообразным. Эйнштейн сказал: «Вечная загадка мира — это его познаваемость. Сам факт этой познаваемости представляется чудом». Вселенная не должна работать по законам и уравнениям, которые можно легко сократить до нескольких страниц, а, следовательно, и смоделировать их... Другая интересная особенность этого мира состоит в том, что он ведет себя так же, как реальность компьютерной игры Grand Theft Auto. Играя, вы можете сколь угодно долго и в феноменальных подробностях исследовать игровой город Либерти-Сити. Я сделал расчет, насколько это огромный город — оказалось, что в миллионы раз больше, чем способна вместить моя игровая консоль. Вы видите именно то, что вам нужно увидеть в городе в данный момент, сокращая целый мегаполис до размера консоли. Вселенная ведет себя точно так же. В квантовой механике частицы не имеют определенного состояния, если они не наблюдаются в данный момент. Многие теоретики потратили много времени, пытаясь это объяснить. Одним из объяснений является то, что мы живем в симуляции, видя то, что мы должны видеть в нужный кому-то момент».

Квантовая Матрица

Теория Ричи Террилла кажется безумной, однако ее неожиданно поддержали ведущие физики.

В начале XXI века известный ученый Сет Ллойд сделал оценку всей вычислительной мощности Вселенной, которую он рассматривает как огромный компьютер, выполняющей бесконечные расчеты на квантовом уровне. Оказалось, что для полного моделирования всей нашей реальности от момента Большого Взрыва до настоящего времени потребуется машина с памятью 1090 бит, которой придется выполнить 10120 логических операций. Числа выглядят чудовищными, но тот же Ллойд рассчитал предельную мощность компьютера массой один килограмм и объемом один кубический дециметр — оказалось, что такое количество материи может выполнять порядка 1050 операций в секунду. Следовательно, если исходить из мощности такого «предельного» компьютера, то симуляция Вселенной не кажется слишком уж фантастической. Сет Ллойд также прибег к закону Мура и установил, что всю Вселенную можно будет смоделировать через двести пятьдесят лет — ничтожный срок по историческим меркам.

Дальше — больше. В октябре 2012 года физики Силас Бин, Зохре Давоуди и Мартин Сэвидж опубликовали статью, в которой изложили соображения по поводу возможностей научного доказательства виртуальности Вселенной. Для этого они попытались представить себе, чем законы виртуального мира будут отличаться от законов настоящего. Прежде всего они определили «лимит симуляции» (физический предел, на котором остановятся гипотетические «божественные» программисты), показав, что фемтометра (10-15 метра) будет вполне достаточно. Затем они сами смоделировали локальный кусочек пространства — имеющегося в их распоряжении сверхмощного компьютера хватило пока на модель размером от 2,5 до 5,8 фемтометров. На следующем этапе физики посчитали время, необходимое для создания полной модели Вселенной: у них получилось 410 лет, то есть ненамного больше, чем у Сета Ллойда. И вот тут — внимание! — самое интересное: на основании своих выкладок ученые предсказали, что в такой симуляции Вселенной будет наблюдаться эффект обрыва в спектре космических лучей определенных энергий. И такой обрыв, описываемый как «предел Грайзена-Зацепина-Кузьмина», в нашем мире действительно есть!

Можно ли считать доказанным, что мы живем внутри компьютерной модели, созданной какой-то более древней и намного более могущественной цивилизацией? Пока нет, ведь наличие «предела Грайзена-Зацепина-Кузьмина» оспаривается. Нужны новые исследования и более точные приборы. И всегда следует помнить: даже если иллюзорность нашего мира будет когда-нибудь установлена, нам вряд ли удастся выбраться из виртуальной Вселенной в реальную. Однако при этом мы обретем такие чудесные способности, о каких персонажи фильма «Матрица» не могли и мечтать.

Антон Первушин


Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вам приснился необычный сон, вы увидели в небе НЛО или стали жертвой похищения пришельцев, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

Некоторые странные моменты в жизни порождают в нас сомнение: «Может, мы живём “Матрице”? Было ли увиденное глюком (сбоем программы)?». Вот некоторые странные и смешные моменты, описанные в социальных сетях Reddit и Imgur, которые могут показаться вам интересными.

1. Цыпленок или креветки?

«Я и мой друг были в китайском ресторане и заказали на обед цыплёнка и креветки. Мы сели и поставили коробки с едой на стол. Он открыл свой контейнер, там была лапша, креветки и жареный рис. Он закрыл крышку и открыл другую коробку. Там тоже были креветки, лапша и жареный рис.

“Я думаю, что они перепутали заказы”, — собирался сказать я, когда мой друг произнёс: “Похоже, что они ошиблись и дали нам две порции…” Тут он снова открыл первую коробку. Внутри был цыплёнок, белый рис и яичный рулетик. Он замер и посмотрел на меня, я посмотрел на него. Мы были шокированы и сидели молча минут пять, прежде чем пришли в себя».

2. Глюк в автобусе?

Как часто рядом оказываются три девушки в одинаковой одежде?

3. «Интересно, кто я?»

«У меня был (субъективно) длинный реальный сон, в котором я был продавцом на рыбном рынке. Я помню, как во сне встал рано, оделся, переделал рутинные утренние дела, попил чаю и отправился в доки. Там я купил рыбу, положил её в корзину и пошёл за льдом. Ещё поторговался, потому что рыба была не очень свежая. Потом я пришёл к своему месту на рынке и продавал рыбу весь день.

Это было так реально. Я разговаривал с друзьями, курил дешёвые сигареты, торговался с покупателями, пообедал, попил чаю, и просто жил весь день. Вечером я вымыл руки, посчитал выручку, заплатил арендную плату и пошёл домой. Я приготовил несколько рыб, которые не успел продать, с овощами и рисом, которыми я также торговал. Я снова попил чаю, расслабился, а затем принял горячую ванну. Лёжа в ванне, я покурил, а потом пошёл спать.

На следующее утро я проснулся отдохнувший, готовый отправиться в доки, чтобы купить свежий улов… Однако я был в своём доме, рядом с моей женой. Мой грузовик был припаркован на улице. Была суббота — выходной. Моя жена и я собирались в штат Орегон покататься на лыжах. Автомобиль был уже загружен. Очень странно… Во сне я был не женат и курил (вообще-то я не курю). Весь долгий сон я бегло разговаривал на китайском. Да, во сне я был китайцем.

На самом деле я большой, волосатый белый чувак. Я неплохо владею испанским, и знаю немного русский, но я никогда… Это было очень странно. Я никогда не работал на рыбном рынке.

Интересно, кто я? Интересно, что это было?»

4. Глюк на тротуаре?

Как часто в обычной жизни бывает такой повтор?

5. Каковы шансы увидеть одинаковые автомобили с почти одинаковыми номерами?


6. Внезапное владение французским

«Несколько лет назад я был с моей (теперь бывшей) подругой. Проснувшись утром, мы немного поболтали на чистейшем французском языке. Я встал, пошёл в душ и вдруг осознал, что никто из нас не владеет французским. Когда я вышел из душа, то спросил об этом подругу. Она вспомнила, но не смутилась так, как я. Я даже не могу вспомнить, о чём мы говорили, потому что я не знаю французский. Мозг — странная штука».

Другой пользователь на Reddit прокомментировал это сообщение: «Я был в Париже в канун Рождества и отправился в ночной клуб. Я много выпил и прыгнул в такси с одной девушкой из клуба. Она утром сказала, что была поражена, как я свободно говорю по-французски. Я сказал ей, что я вообще не знаю французский. Но она убеждала меня, что я примерно 30 минут болтал на чистейшем французском языке с водителем такси».

7. Глюк в небе?

Может, деревья кто-то подстриг?

14.01.2017 14.01.2017 - админ

С выхода первой «Матрицы» в 1999 году кто-нибудь нет-нет да и задаст вопрос — а не живем ли и мы все в неком подобии виртуальной симуляции. Основатель Space X миллиардер Илон Маск даже финансирует исследования, призванные точно это определить. Да и многие другие бизнесмены, ученые, философы полагают, что это возможно — с вероятностью 20-50%. Прямо так и написано в аналитическом отчете Bank of America за 2016 год.

С одним уточнением: если бы мы действительно жили внутри искусно выстроенной Матрицы, мы бы никогда не смогли этого понять. Хотя какие-то намеки Мироздание все же может подсовывать — нужно лишь суметь их заметить.

Ури Геллер, сгибатель металлических ложек

В одной из самых цитируемых сцен в оригинальном фильме «Матрица» Нео видит группу вундеркиндов в доме Оракула. Его внимание привлекает один мальчик, который сидит на полу и сгибает ложку силой мысли. «Не пытайся согнуть ложку, это невозможно», — говорит мальчик Нео. «Попробуй вместо этого осознать истину. Здесь нет ложки».

В реальной жизни самым известным сгибателем ложек является иллюзионист Ури Геллер. На своем сайте он описывает первый опыт изгибания ложки на дружеской вечеринке в 1985 году и как присутствующие кричали «А это согнешь для меня?» и подсовывали ему различные серебряные столовые приборы. С тех пор Геллер не раз демонстрировал свои невероятные способности и сделал на этом карьеру, несмотря на то, что скептики утверждают: это не более чем трюк.

Смерть в результате заклинаний Вуду

Если вы когда-нибудь слышали фразу «умер от разбитого сердца», то знаете, что издавна в нашем обществе существует некое представление о том, что разум и сердце неразрывно связаны с физическим благополучием человека.

Антрополог Артур Глин Леонард изучал западно-африканские племена в течение целого десятилетия и в своей книге «Нижний Нигер и его племена» 1906 года издания написал следующее: «Я не раз видел, как закаленный старый солдат народа хауса постепенно и неуклонно угасал, потому что верил, что на него наложено проклятие; и никакое лечение и дополнительное питание ему не помогало, и ничто не могло отвлечь его от судьбы, которую он считал неизбежной».

Другими словами, разум солдата делал его смерть реальной, так же, как в фильме «Матрица».

Бред Капгра

Помните, в «Матрице» агент Смит перевоплощался в различных персонажей, принимая вид то бездомного бродяги в метро, то водителя грузовика? Чтобы достичь своей цели и уничтожить тех, кто освободился от «Матрицы» с помощью красных таблеток, агент Смит использовал и хитрость, и специальную программу для перевоплощения.

В реальном мире существует психическое заболевание, которое называется синдром Капгра (или бред Капгра), при котором больной верит, что кого-то из его окружения — родственника или друга — заменил двойник. В одном из таких случаев мать по имени Мэри считала, что ее 9-летняя дочь Сара на самом деле помещена в детский дом, а маленькая девочка, которую она воспитывает, — это двойник, подделка под видом ее дочери. И хотя все это объяснимо с точки зрения психиатрии, сценарий очень похож на программу из «Матрицы».

Ма Сяньган, электрический человек

Хотя искусственный мир внутри Матрицы установлен на 1999 год — пик человечества, — Морфеус говорит Нео, что, по их мнению, фактический год ближе к цифре 2199. Так что пока человеческие существа находятся в блаженном неведении о том, что подключены к симуляции, установленной на 1999 год, их биэлектрическая энергия собирается в качестве топлива для машин в реальном мире 2199 года.

На самом деле, гигантские поля человеческих тел, генерирующих энергию, были бы крайне неэффективны и многого извлечь из них не получилось бы. Ведь даже чтобы просто поддерживать жизнь одного человека, требуется огромное количество энергии.

Есть, конечно, исключения из этого правила. Например, в Китае живет удивительный человек по имени Ма Сяньган, который не только обладает иммунитетом к электричеству, но и как будто подзаряжается им. В реальной жизни сценарий Матрицы с миллионами коконов имел бы смысл, если бы в коконах находились такие вот «электрические» люди, как этот китаец.

Эффект Манделы

Как уже было сказано выше, в фильме те, кто подключен к Матрице, всем коллективом полагают, что живут в 1999 году, и всем коллективом заблуждаются.

В реальности существует такой феномен как эффект Манделы. Он проявляется, когда у нескольких людей совпадают воспоминания, противоречащие фактической истории или действительности. Впервые эффект был обнаружен (и назван «эффектом Манделы»), когда выяснилось, что многие люди считают, что бывший президент Южной Африки Нельсон Мандела умер в тюрьме еще в 80-е годы. На самом деле он умер в декабре 2013 года.

Том Бойл, сверхчеловек

Помните сцену, в которой героически спасают из небоскреба, после того как его похитили и пытали агенты Матрицы? И когда главные герои убегают с Морфеусом, преследуемые агентами, Нео в схватке с ними внезапно обнаруживает в себе способность воспроизвести движения, на которые ранее были способны лишь агенты Матрицы.

В 2006 году американец по имени Том Бойл лихо приподнял и удержал на руках спортивный автомобиль Chevrolet Camaro, чтобы освободить зажатого машиной велосипедиста. Этот феномен иногда называют «истерической силой» — в стрессовой ситуации сила становится прямо-таки сверхчеловеческой в результате всплеска адреналина.

Рей Грикар

При подключении к Матрице «краснотаблетники» используют телефоны для перемещения обратно на корабль «Навуходоносор»; эти перемещения с помощью телефона называются «выходами».

А вот реальный случай. В 2005 году адвокат из Пенсильвании по имени Рей Грикар ехал на машине и исчез с лица Земли после того, как сделал телефонный звонок. Он звонил своей подруге сказать, что к вечеру будет дома. Дома он так и не появился. Его машину позже обнаружили, а в ней был мобильный телефон и ноутбук. Тело так и не было найдено. В 2011 году его официально объявили погибшим.

Чат-бот Тау от Microsoft

В «Матрице» превосходство машин объясняется подъемом искусственного интеллекта, который развил свободную волю и люди уже были не в состоянии его контролировать. В результате началась война между людьми и машинами, приведшая к катастрофе и тому, что люди ушли в подземное подполье.

В реальной жизни нет лучшего примера, чем чат-бот Microsoft по имени Тау. Самообучающийся чат-бот с элементами искусственого интеллекта, по задумке разработчиков, должен был многому научиться у людей. И Тау научилась. Всего за 24 часа с момента своего появления в соцсетях она начала выдавать шокирующие заявления вроде «Гитлер был прав», и «Мексиканцы и черные — это зло». А потом призналась в ненависти ко всему человечеству. Чат-бота отключили и обещали перенастроить.

Обучение с помощью стимуляции мозга

В фильме новые навыки можно изучить в Матрице просто скачав программу. Представьте — не надо учиться несколько лет в институте, вместо этого знания закачиваются в ваш мозг мгновенно.

В начале 2016 года заголовки СМИ по всему миру пестрели научной сенсацией: человек сможет учиться с помощью загрузки информации в мозг — прямо как в «Матрице». Круто, да? Исследователи HBL Laboratories (Калифорния, США) «обнаружили, что слаботочная электрическая стимуляция мозга может модулировать изучение сложных реальных навыков». Исследователи измерили образцы мозговой деятельности шести коммерческих и военных летчиков, а затем передали эти образцы в мозг пилотов-новичков, которые учились пилотировать самолет в реалистичном симуляторе полетов, и обнаружили, что начинающие пилоты улучшили свои способности с помощью этих стимуляций мозга.

Это, конечно, лишь первый шаг — но безусловно прогресс.

Хуанита Максвелл

Агент Смит может занять тело любого персонажа Матрицы и часто совершает зверства, находясь в этих похищенных телах.

В 1979 году горничная отеля во Флориде по имени Хуанита Максвелл была обвинена в убийстве 73-летней постоялицы отеля. Но она не помнила ничего о преступлении, а во время следствия выяснилось, что в ней живет альтернативная личность — и вот она-то помнит детали совершенного убийства. Альтернативную личность звали Вандой Вестон, ее поведение резко отличалось от поведения Максвелл, и она признала, что забила бедную старушку до смерти настольной лампой.

Суд постановил, что Максвелл была недостаточно умна, чтобы обмануть следователей, разыграв фальшивую личность, и объявил ее невиновной по причине невменяемости.

Рубен Нсемо, заговоривший по-испански

Как мы уже знаем, люди, освобожденные из Матрицы, могут получить новые навыки посредством симуляции или загрузки информации в мозг.

В 2006 году 16-летний парень из Атланты по имени Рубен Нсемо впал в кому после удара ногой по голове во время футбольного матча. Когда он очнулся, то внезапно и необъяснимо начал свободно говорить по-испански. До этого по-испански он мог произнести лишь пару расхожих фраз. Через некоторое время неизвестно откуда взявшееся умение было утрачено и остается лишь гадать, что же это было, и размышлять о неизведанных возможностях человеческого мозга.

USB-шнур к мозгу от MIT

Итак, ученые до сих пор так и не создали USB-шнур для подсоединения к мозгу. Но группа ученых из Массачусетского технологического института (MIT), однако, разработала нейронный интерфейс, позволяющий, по их словам, посылать сигналы и даже лекарства непосредственно в мозг.

Полимерные волокна — «мягкие и гибкие, и похожи на настоящие нервы,» — говорит Полина Аникеева, доцент кафедры материаловедения и инженерии MIT.

И хотя это еще очень далеко от хитроумных соединенных коаксиальными кабелями человеческих электростанций из «Матрицы», все же новая технология доказывает тот факт, что управление мозгом с помощью компьютера не является невозможным.

Парадокс Ферми

Задолго до первой «Матрицы» — а точнее, за 40 лет до ее выхода — физик Энрико Ферми как-то за обедом с коллегами выдвинул безумную идею. Вселенная, сказал он, должна быть населена инопланетянами — потому что она, ну, такая большая и такая старая. И все же мы до сих пор не увидели ни одного конкретного доказательства их присутствия, поэтому так и хочется задать Ферми вопрос: «Ну и где все?»

Если же посмотреть его идею в контексте «Матрицы», где, как мы помним, человеческое общество не подозревает о том, что им управляют машины, то можно предположить, что мы живем в симуляции, управляемой нашими невидимыми инопланетянами. Да, притянуто за уши, конечно, но все-таки.

Не зря же директор Центра НАСА для эволюционных вычислений и автоматизированного проектирования Рич Терил сказал в эпизоде научно-популярного телесериала «Through the Wormhole» (на русском выходил с названием «Сквозь червоточину» или «Сквозь «), что вполне возможно, что мы все — вроде персонажей Sims и живем в искусно запрограммированной реальности, создатель которой нам неизвестен. Это бы полностью объяснило случающиеся иногда «сбои в программе», когда, например, мы входим в комнату и совершенно забываем, зачем мы туда пришли. А это невидимый программист просто нажал «отменить действие».

Красная таблетка Netflix

Соответствующие технологии еще не разработаны, но генеральный директор Netflix Рид Гастингс считает, что будущее индустрии развлечений может быть настолько простым, что сведется к принятию «голубой таблетки».

Выступая на мероприятии Wall Street Journal в конце 2016 года, Гастингс сказал: «Через двадцать или пятьдесят лет, принимая персонифицированную голубую таблетку, вы просто получите развлекательные галлюцинации точно по заказу, а затем белая таблетка вернет вас обратно в реальность. Это вполне возможно».

Представьте себе, что у вас на выбор есть голубая таблетка для просмотра новостей или красная таблетка, чтобы посмотреть, как далеко и глубоко заведет вас кроличья нора. Под «глубоко» имеется в виду зависание дома в течение нескольких дней и галлюциногенный просмотр всех сезонов вашего любимого сериала.

Всевидящий Google

Самым убедительным аргументом в пользу нашего существования в реальной Матрице является то, чем вы, вероятно, пользуетесь каждый день: Google.

Из скромного исследовательского проекта Google быстро вырос в библиотеку общих знаний всего человечества и заполонил собой интернет. Трудно представить, какое количество данных пропускает через себя и обрабатывает Google, чтобы на выходе вы могли найти нужные вам видеоролики с котиками. IBM утверждает, что каждый день создаются 2,5 эксабайта данных.

И как это относится к Матрице? Очень просто. В фильме есть пекущая печенье и смолящая сигареты Оракул; она не просто предсказательница будущего, читающая по линиям руки, а ворота к нашим собственным знаниям и пониманию. Таким образом, она очень похожа на Google — ведь он не отвечает на наши вопросы за нас, а скорее помогает найти на них ответы.

Поделитесь в вашей соцсети👇

Аргументы и факты за то, что нам мир является симуляцией и мы живём в матрице . Вы когда-нибудь задумывались над тем, что наш мир может быть внутри какого-то суперкомпьютера, который моделирует сотни миллиардов планет, Вселенных, разумных рас, а также поведение существ, Богов и привычные вещи. Он моделирует сознание и чувства, привычки и друзей. Абсолютно всё.

Поначалу это может показаться бредом и как сказал один из частых комментаторов на моём канале «за это раньше жгли на костре и подобные мысли считали ересью». Но ересь ли это? И для кого? Для людей, которые не хотят рассматривать альтернативные теории нашего мира это может быть полной чушью! Их устраивает быть центром мега-мира, они трясут своей уникальностью, словно огромным слитком золота, выставляя себя за аборигенов из древних времён, которые находятся на раннем этапе своего развития.

Я скажу так, если вы прочитаете некоторые труды Платона, то поймете, что теория о нереальности мира не является новой. Человечество не начало думать об этом, когда Голливуд представил миру трилогию Матрицы и другие фильмы, в основе которых лежит идея нереальности и программности мира. Киношники часто используют популярные идеи для своих фильмов. Но стоит отдать им должное, они смогли поднять обсуждение Матрицы на новый уровень и множество учёных принялись искать доказательства на Земле. А далее я приведу вам «Откровения», которые возможно, заставят вас взглянуть по-новому на теорию нереальности мира.

1. Современные компьютеры способны создавать симуляцию и моделирование различных событий. Даже ваш телефон способен на большее, чем ваш мозг. Он обрабатывает сотни или тысячи операций в секунду. Через несколько десятилетий компьютеры будут настолько мощными, что будут создавать симуляцию событий с использованием разумных существ, обладающих разумом и интеллектом и они не будут понимать, что находятся в симуляции. Вы в этом сомневаетесь?

2. Какой бы совершенной не была программа симуляции, в ней могут появляться ошибки, которые требуют исправления. Пожалуй, что нет такого человека, который не испытывал чувство, что эти события уже происходили и словно повторяются. О да, дежавю! Приведения, чудеса и другое непознанное в мире является программной ошибкой и многие понимают, что происходит какой-то бред, но боятся высказать своё мнение.

3. Вся наша Вселенная состоит из чисел, а компьютерные программы из чего? Догоняете? Даже имена Бога и Люцифера имеют числа. Числа играют ключевую роль в нашей жизни. Математика лежит в основе двоичного кода, с помощью которого написаны программы и та же симуляция и моделирование основано на этом. Если люди смогли создать симуляцию, то почему не смогли другие? Всё ещё сомневаетесь и считаете меня лжецом? Продолжаем!

4. Почему наша планета является планетой с практически идеальными условиями для жизни? Почему не Венера или Марс, почему люди на Земле? Мы далеко от Солнца, от радиации нас защищает магнитное поле Земли, у нас есть вода и еда, умеренный климат и много другого, словно искусственно созданного для идеальной жизни. Не слишком ли идеально? Ответ кроется на поверхности. Эти условия созданы в симуляции.


5. Теория о параллельных мирах и мульти-Вселенных. Логично же, что для своих симуляций и моделирования нашим создателям необходимо тестить различные варианты. Это как с обновлением программ, в том числе и на ваших гаджетах. Везде есть ошибки, которые необходимо исправлять и выпускать новую версию обновы. Миллиарды вариантов симуляций помогают в этом.

6. Земля находится практически в идеальных условиях! Но по логике, во всей Вселенной находятся миллиарды планет, которые являются как более младшими, так и более старшими нашей. Но человечество почему-то не обнаружило никаких разумных существ во Вселенной, что является довольно странным, учитывая размах космического пространства. В этом случае рождаются несколько теорий о том, почему мы не вышли на контакт с другими цивилизациями. Согласно первому варианту моделирования или симуляции, нас специально поселили вдали ото всех, чтобы понаблюдать как мы справимся с задачей в одиночестве. Сможем ли мы добрать до другим обитаемых планет или нет? И тут подключается теория о мульти-Вселенных, где находится разное количество обитаемых планет. Возможно, что в нашей мы одни, а в других Вселенных другое количество обитаемых планет. Могут быть и такие, в которых вообще нет признаков жизни, почему нет? Ну и последняя теория может заключаться в том, что в нас запрограммировали то, чтобы мы считали себя единственными во всей Вселенной, чтобы посмотреть что из этого получится. Сложно для понимания? По-моему нет, всё просто, как сам мир:-)

7. Давайте рассмотрим то, как Бог может вписываться во всё представление биомассы, которая является пищей для червей:-) Почему Бог должен быть обязательно чем-то, витающим в облаках, окружённый ангелочками? Разве программист не является тем же Творцом, который способен создавать миры и их обитателей? Хочет ли программист, чтобы мы были его рабами и служили ему? Как мы знаем на примере людей, все мы разные. Одни бескорыстны и им не нужно лишнее внимания, другие хотят поработить мир и сделать всех своими подданными. А может он и вовсе не хотел, чтобы о нём знали и его творения сами догадались о его существовании и придумали религию, в которых прописали якобы его желания. А как насчёт идеи создания мира за 7 дней. Думаю, что тут вообще не стоит ничего объяснять. Программисты являются трудоголиками, но иногда всё-таки отдыхают от своих цифр.

8. Что находится на краю Вселенной? И почему она растёт. Как многие знают, в игры дополняют различные модификации, уровни, обновления и игра способна вырасти из маленькой в огромную. А что если наши программисты постоянно работают над нашей Вселенной, улучшая и увеличивая её в размерах?


9. А что если симуляция многоуровневая и наши творцы являются другой симуляцией и так до бесконечности. Это похоже на идею искусственного интеллекта, который обучает сам себя и создаёт себе подобных. Знаете, что сейчас люди работают над подобной программой? Так ли теперь это фантастично звучит? Но если это бесконечная симуляция, где тогда истинные Творцы, Первородные, которые и создали всю эту большую игру?

10. А что, если все далёкие галактики в нашей Вселенной являются пустышками и сделаны для того, чтобы создать для нас иллюзию чего-то большого? А вдруг это просто декорации, как в голливудских фильмах. Снаружи красиво, а внутри планеты могут быть просто двоичным кодом и поэтому нам необходимо добраться до самых крайних уголков Вселенной, чтобы проверить это. Но к этому моменту, наши Творцы могут создать обновление и запустить в нашу симуляцию или просто стереть нам память.

Физики из США и Германии Силас Бин, Зохре Давоуди и Мартин Сэвидж предложили экспериментальный способ проверки одной философской идеи, известной как гипотеза симуляции. Согласно этой гипотезе, существует вероятность того, что мы живем внутри огромной компьютерной модели, которую запустили некие постлюди для изучения собственного прошлого. Несмотря на, будем честны, свою сомнительную естественнонаучную ценность, работа Бина, Давоуди и Сэвиджа заслуживает подробного освещения: тут и квантовая хромодинамика, и философия, да и вообще - не каждый день физики предлагают проверить идеи, вдохновленные фильмом "Матрица".

Ник Бостром и его симуляция

В 2003 году известный шведский философ Ник Бостром опубликовал в Philosophical Quarterly работу под почти фантастическим заголовком "Мы все живем в компьютерной симуляции?". Необходимо заметить, что Бостром - не какой-нибудь маргинал, обитающий на окраинах современной философии. Это один из важнейших деятелей трансгуманизма нашего времени, сооснователь Всемирной ассоциации трансгуманистов (возникла в 1998 году, ныне переименована в "Хьюманити плюс"). Он лауреат многих престижнейших премий, а его работы по антропному принципу переведены на более чем 100 языков.

Трансгуманизм - мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, признающее возможность и необходимость фундаментальных изменений в самом человеке с помощью передовых технологий. Цель этих изменений - ликвидация страданий, старения, смерти, а также усиление физических, умственных и психологических возможностей людей.

Антропный принцип - принцип, сформулированный в виде формулы "Мы видим Вселенную такой, потому что только в такой Вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек".

Теория всего - гипотетическая физико-математическая теория, описывающая все известные фундаментальные взаимодействия (сильное, слабое, электромагнитное и гравитационное)

Прежде чем перейти к формулировке основного результата Бострома, познакомимся с некоторыми понятиями (по критической работе Данилы Медведева "Живем ли мы в спекуляции Ника Бострома? "). Под постчеловеческой цивилизацией (состоящей из постлюдей) понимается "цивилизация потомков человека, изменившихся до такой степени, что они уже не могут считаться людьми". Главное отличие этой цивилизации от современной будет заключаться в невероятных вычислительных возможностях, которыми она будет обладать. Под симуляцией понимается программа, моделирующая сознание одного или нескольких человек, возможно, даже всего человечества. Историческая симуляция - это, соответственно, симуляция исторического процесса, в которой принимают участие множество смоделированных лиц.

В своей работе Бостром придерживается концепции, согласно которой сознание зависит от интеллекта (вычислительных мощностей), структуры отдельных частей, логической взаимосвязи между ними и многого другого, но совсем не зависит от носителя, то есть биологической ткани - человеческого мозга. Это значит, что сознание может быть реализовано и в виде набора электрических импульсов в некоторой вычислительной машине. Учитывая, что речь в работе идет о симуляциях, созданных постлюдьми, смоделированные внутри симуляции люди (Бостром называет их цивилизацией более низкого уровня по сравнению с цивилизацией, запустившей симуляцию) обладают сознанием. Для них модель будет представляться реальностью.

Чтобы оценить теоретическую возможность проведения такого рода симуляций в принципе, Бостром проводит несколько оценок. Так, в самом грубом приближении вычислительная мощность человеческого мозга ограничена порядка 10 17 операциями в секунду. При этом количество получаемой личностью информации составляет порядка 10 8 бита в секунду. На основе этого Бостром приходит к выводу, что для симуляции всей истории человечества потребуется порядка 10 33 - 10 36 операций (при расчете 50 лет на человека и оценке общего количества всех людей, существовавших на планете до настоящего времени, в 100 миллиардов человек).

Если же говорить о моделировании всей Вселенной со времени Большого Взрыва по настоящий момент, а не только истории человечества, то физик Сет Ллойд из Массачусетского технологического института еще в 2002 году опубликовал в Physical Review Letters , в которой приводил расчеты необходимых мощностей. Оказалось, что для этого потребуется машина с памятью 10 90 бит, которой придется выполнить 10 120 логических операций.

Эмблема "Хьюманити плюс"

Эти числа (что у Бострома, что у Ллойда) кажутся просто невероятными. Однако в 2000 году тот же Ллойд опубликовал другую замечательную работу - он попытался рассчитать предельную мощность компьютера массой 1 килограмм и объемом один кубический дециметр, исходя из соображений квантовой механики. Ему это удалось (pdf) - оказывается, что такое количество материи может выполнять порядка 10 50 операций в секунду. Следовательно, если исходить из мощности такого предельного компьютера, симуляция, о которой говорит Бостром, не кажется слишком уж фантастической. Ллойд даже оценил время, которое потребуется для достижения таких мощностей - при условии, что мощность компьютеров будет продолжать расти по закону Мура (что, конечно, совсем сомнительно: некоторые ученые предсказывают, что закон уже через 75 лет). Так вот, это время составило всего 250 лет.

Однако, вернемся к Бострому. Исходя из приведенных выше оценок, шведский философ не только заключил, что симуляция возможна, но и сделал парадоксальный вывод. Бостром утверждает, что по крайней мере одно из трех нижеследующих утверждений верно (так называемая трилемма Бострома):

  1. Человечество вымрет, так и не став постцивилизацией;
  2. Человечество разовьется в постцивилизацию, которая по каким-то причинам не будет заинтересована в моделировании прошлого;
  3. Почти наверняка мы живем в компьютерной симуляции
Последний пункт, если коротко, Бостром аргументирует тем соображением, что, если симуляции будут проводиться, то их будет много. Логично предположить, что при этом количество смоделированных людей будет на многие порядки превышать количество когда-либо живших предков базовой цивилизации. Следовательно, вероятность того, что некий случайным образом выбранный человек является объектом эксперимента, равна почти единице.

Из этого вытекает, что если мы оптимисты и не верим в вымирание человечества и, кроме этого, убеждены в любознательности наших потомков, то выполнен пункт три: мы с большой долей вероятности живем в компьютерной симуляции. К слову, у Бострома в работе вообще есть много парадоксальных выводов - например, о вероятности моделирования людей без сознания, то есть существования мира, в котором сознанием наделены лишь единицы, а остальные представляют из себя "тени-зомби" (как называет их сам философ). Также философ интересно рассуждает об этических аспектах моделирования, а также о том, что большинство симуляций обязаны когда-нибудь заканчиваться, а значит, - с вероятностью почти равной единице, - мы обитаем в мире, который должен завершить свое существование (подробнее с этими рассуждениями можно ознакомиться в частичном русском переводе статьи).

Несмотря на всю свою популярность, выводы Бострома неоднократно становились объектом критики. В частности, оппоненты указывают на пробелы в аргументации философа, а также на большое количество присутствующих в его рассуждениях скрытых предположений относительно целого ряда фундаментальных вопросов - например, природы сознания и потенциальной способности смоделированных индивидуумов к самосознанию. В общем, однозначного ответа на вопрос "Живем ли мы в Матрице?" от философов ожидать не приходится (как, впрочем, и на другие, не менее "простые" вопросы: что есть сознание, что есть реальность и т.д.). Поэтому перейдем к физикам.

Физики и их подход

Бостром не скрывает, что на работу его вдохновили, среди прочего, фантастические фильмы. Среди них, конечно, "Матрица" (идея симуляции) и "13 этаж" (идея вложенных симуляций)

Некоторое время назад на сайте arXiv.org появился препринт работы физиков из США и Германии Силаса Бина, Зохре Давоуди и Мартина Сэвиджа. Эти ученые решили сыграть в предложенную Бостромом игру. Они задались вот каким вопросом: если вся Вселенная есть компьютерная симуляция, то можно ли найти доказательства этого физическими методами? Для этого они попытались представить себе, чем физика симулированного мира будет отличаться от физики мира настоящего.

В качестве возможного инструмента для моделирования они взяли квантовую хромодинамику - пожалуй, самую совершенную из существующих ныне физических теорий. Что же касается собственно моделирования, то они предположили, что постлюди будут проводить ее на пространственной сетке с некоторым достаточно небольшим пространственным шагом. Понятное дело, что оба допущения довольно спорны: во-первых, постлюди наверняка предпочли бы использовать для симуляции теорию всего (которая, несомненно, уже была бы в их распоряжении). Во-вторых, численные методы постлюдей должны отличаться от наших примерно так же, как ядерный реактор - от каменного топора. Однако без этих предположений работа физиков вообще оказалась бы невозможной.

Тут, кстати, уместно заметить, что моделирование процессов, происходящих в фиксированной области пространства, это довольно активно развивающееся направление вычислительной физики. Пока, конечно, успехи невелики: у физиков получается смоделировать кусочек мира диаметром не более нескольких (от 2,5 до 5,8) фемтометров (1 фемтометр равен 10 -15 метра) с шагом b = 0,1 фемтометра. Тем не менее, модели такого рода представляют большой теоретический интерес. Например, они могут помочь при расчете того, что происходит в условиях, недостижимых в современных ускорителях. Или же, например, с помощью моделирования можно будет получить некоторые предсказания свойств вакуума и сравнить их с экспериментальными данными - а это, возможно, как раз и натолкнет физиков на идеи, касающиеся упомянутой теории всего.

Для начала Бин, Давоуди и Сэвидж оценили возможности симуляций. Оказалось, что для фиксированного шага в 0,1 фемтометра размер моделируемой области растет экспоненциально (то есть так же как вычислительная мощность компьютеров в законе Мура) - таков результат экстраполяции данных за почти 20-летнюю историю этой области исследований. Получается, что моделирования кубического метра материи на основе законов квантовой хромодинамики с шагом b = 0,1 фемтометра следует ожидать примерно через 140 лет (показатель растет примерно на порядок в 10 лет). Учитывая, что диаметр видимой Вселенной составляет порядка 10 27 метров, при сохранении закономерного роста (что, как уже отмечалось выше, маловероятно) симуляции необходимого объема можно будет достичь через 140 + 270 = 410 лет (но это только при фиксированном параметре b). Впрочем, сами ученые таких цифр не приводят, ограничиваясь ближайшими 140 годами.

Затем ученые попытались оценить возможные ограничения на физику такой модели и обнаружили, прямо скажем, занятные вещи. Они установили, что в симулированной Вселенной в спектре космических лучей на определенных энергиях должен быть обрыв. В теории такой обрыв действительно имеется - это предел Грайзена - Зацепина - Кузьмина, который составляет 50 эксаэлектронвольт. Он связан с тем, что высокоэнергетические частицы должны взаимодействовать с фотонами фонового микроволнового излучения и, как следствие, терять энергию. Тут, однако, возникают две трудности. Во-первых, для того чтобы этот предел был артефактом компьютерной модели, ее пространственный шаг должен быть на 11 порядков меньше b = 0,1 фемтометра. Во-вторых, наличие предела Грайзена - Зацепина - Кузьмина пока не доказано на практике. В этом направлении имеется множество противоречивых результатов. Так, согласно одним из них, обрыв действительно есть. Согласно другим, поверхности Земли достигают частицы с энергией, превышающей этот предел, причем прилетают они из довольно темных областей космоса (то есть не являются продуктом деятельности ближайших к нам активных галактических ядер).

Впрочем, у ученых есть еще один способ проверки - распределение высокоэнергетических космических лучей должно быть анизотропно (то есть неодинаково по разным пространственным направлениям). Это связано с предположением, что расчеты проводятся на кубической сетке - именно такой и должна быть сетка, по мнению физиков, из соображения изотропии пространства-времени. Вместе с тем, возможность обнаружения анизотропии излучения физики не обсуждают. Непонятно даже, какого рода приборы нужны для подобных исследований - достаточно ли уже существующих приборов (космической обсерватории "Ферми", например)? В общем, однозначного ответа на вопрос "Живем ли мы в Матрице?" от физиков тоже ожидать не приходится.

В заключение

Разумеется, читатель в этом месте может почувствовать разочарование. Мол, как же так: читал-читал, а ответа на главный вопрос "Живем ли мы в Матрице?" так и не получил. Это, однако, было ожидаемо, и вот почему. Для философии гипотеза о симуляции - лишь одна из многих версий бытия. Эти версии если и конкурируют между собой, то только в умах их сторонников и противников, то есть являются объектами веры, не претендующими на объективность.

Что же касается физиков, то недавно появилась очень интересная : американский профессор из Университета Луизианы Ретт Аллейн (Rhett Allain) проанализировал физическую составляющую игры Bad Piggies от компании Rovio, создавшей Angry Birds. Он сделал это ровно для того, чтобы определить возможный диаметр зеленых свиней из игры, существуй они в действительности (диаметр, к слову, оказался равным 96 сантиметрам). Так вот, работа Силаса Бина, Зохре Давоуди и Мартина Сэвиджа - это такого же рода упражнение, только с чуть более сложными объектами и запутанной математикой. В целом же, это не более чем занятная гимнастика для ума - но, как и всякая гимнастика, она полезна. Благодаря ей читатель теперь знает трилемму Бострома и размер винчестера, на который можно записать информацию обо всей Вселенной. Это интересно.