Болезни Военный билет Призыв

Можно ли увеличить диапазон голоса. Развитие диапазона голоса

Развитие диапазона голоса

К. С. Станиславский

Известно, что понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. Значит, надо добиваться того, чтобы диапазон расширился. Но при этом необходимо со­хранять качество голоса в каждом из участков звукового диапазона, то есть во всех регистрах - среднем, грудном, головном. Регистр - это часть звукоряда, ряд соседних зву­ков, объединенных прежде всего тембровым единством.

Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех трех регистрах (естественное, свободное звучание голоса на всем диапазоне, доступном данному человеку), надо «срав­нять» регистры, заставить их работать совокупно. Это зна­чит, что при звучании голоса в грудном регистре работает верхний резонатор, а при звучании в головном - нижний.

Высокие и низкие тона голоса нужны прежде всего для ясного несения мысли. Ведь знаки препинания, которые по­могают точно передавать, «рисовать» мысли, имеют каждый свое интонационное выражение. Зритель должен слышать в голосе артиста вопрос, восклицание, многоточие, запятые, которые не обрывают, а развивают мысль, заставляют ждать конца ее; ясные, определенные точки, завершающие мысль.

Только при этом условии речь становится понятной и воз­действует на зрителя. Вот почему с первых же дней занятий над голосом надо развивать его диапазон.

Упражнение 85

«Сплетник»

Используйте междометия: «но, ну, ни».

Товарищ хочет открыть ваш секрет другому.

«Но-но-но-но-но!» - говорите вы («не смей этого де­лать- предупреждаю»). Голос звучит спокойно в среднем регистре.

Товарищ, однако, уже нагибается к уху соседа...

«Ну-ну-ну-ну!» - останавливаете вы его («приказы­ваю - прекрати!»). Фраза звучит несколько выше. Не бой­тесь этого естественного повышения. Только сохраняйте сво­боду фонационных путей. Проверьте свободу звучания голо­са в головном регистре.

Товарищ послушался - остановился.

«Ни-ни-ни-ни-ни! - сказали вы ему (строгое предупреж­дение - «не делай таких вещей никогда»).Тон голоса по­низился. Голос звучит в грудном регистре.

Упражнение 86

«Чудо-лесенка»

Чтобы не забыть об «опоре» при работе над диапазоном голоса, полезно, повышая строку стихотворения, говорить текст четко по слогам, подбрасывая их вверх - в головной резонатор, как бы слегка «подлаивая». Так можно ощущать опору звука на каждом произносимом слоге:


(низкий тон) - Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,

(выше) - вы-со-ту-я-на-бй-ра-ю:

(выше) - шаг-на-го-ры,

(еще выше) - шаг-на-ту-чи...

(еще) - А-подъ-ём-всё-вы-ше-кру-че...
(еще) - Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие. Едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет?! Еще раз попробуйте. Еще больше сдерживайте голос в его стремлении вверх!

Постепенность повышения, понижения голоса - важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она гово­рит о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом. Это достигается большим трудом. Поэтому следует уделять максимум внимания подобным упражнениям.

Упражнение 87

«М а л я р»

«Красьте» забор. Движения руки сопровождайте сло­вами:

И вверх, и вниз, и вверх, и вниз...

Сначала маленькие мазки.(надо приноровиться) только кистью руки. За кистью руки - так же коротко звучат слова:


Движения становятся увереннее, шире (от локтя), и сло­ва крупнее, а голосподнимается все выше вместе с движением руки (уже от плеча) и опускается ниже.

Упрежнение 88

«Авиамодель»

Кисть руки - это сконструированная вами «авиамо­дель». Вы искусно управляете ею: «Модель» набирает высо­ту, опускается, снова взмывает в поднебесье, делает «мерт­вую петлю», мягко опускается на землю...,

Сопровождайте движение руки («модели») тянущимся звуком ааааа... Голосом «рисуйте» путь следования «моде­ли», которая легко маневрирует в воздухе. Действуйте, на­правляя все внимание на движение руки.

«Модель» вырисовывает в воздухе всевозможные фигу­ры, а голос ваш повторяет их рисунок.

Упражнение 89

«Этажи»

Шагайте (мысленно) по этажам, отсчитывая пройден­ные:

Звук при этом направляйте не вперед, а вверх - в голо­ву. Слова «кладутся» все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр.

Затем спускайтесь вниз:

Стройте «из кубиков» дом. Присядьте вдвоем на корточ­ки. Первый из вас кладет «кубик» на пол и говорит - под­вал; второй кладет свой «кубик» и говорит - первый этаж; первый поднимает и укладывает еще «кубик», произнося - и второй этаж; второй, поднимаясь с корточек и кладя свой «кубик», говорит - и третий этаж... И т. д.

Хорошо слушайте друг друга и непременно повышайте в сравнении с товарищем тон своего голоса. Движение тела, которое выпрямляется, и рук, которые поднимаются с каж­дым словом все выше и выше, естественно вызывают и по­степенное повышение голоса. Построив «дом», разрушьте его, сбрысывая «кубики» один за другим и опуская голос рслед за движением рук, которые идут вниз с каждым сбро­шенным «кубиком». Счет идет теперь в обратном порядке:



После того как выдержка и постепенность в повышении голоса стали доступны, можно упражняться в повышении, и понижении голоса большими интервалами.

«Чтоб увеличить интервал, смелее - вверх и вниз - в подвал», - приказывайте себе и действуйте.

Помогайте рукой. Смелее подъем - шире движение руки, Трудно сразу опустить голос в «подвал»? Вновь помо- гите рукой. Опуская руку, расслабьте область глотки. Повы­шая голос, ничего не меняйте в речевом аппарате. Та же свобода, никаких излишних стараний. Голос поднимает и «кладет» выше, на следующий «этаж» - воздушный столб.



Упражнение

90 «Трап»

Диапазон свой разовью

В прыжках на трап и на траву.

Три разных трапа предо мной.

Я звуку помогу рукой,

«Подлаивать» не забывать,

И все три трапа можно «взять».

Вот п е р в ы й трап. Он не высок.

Все тело делает прыжок:


Теперь уже без лишних слов

Подряд три трапа «взять» готов:

Стихотворные строки, которые предшествуют «прыжкам», играют роль «установки», то есть как бы мобилизуют весь организм и голосовой аппарат к «взятию» определенной вы­соты. В дальнейшем можно делать упражнение, не прибегая к тексту мнемонических стихов, данных специально для запо­минания цели упражнения и советов: каким образом следует выполнять упражнение. Прибегайте к помощи руки, которая активно «прыгает» на воображаемый перед вами стоящий трап. За рукою, которая легко «вспрыгивает» на видимую внутренним взором высоту, свободно повышается и тон го­лоса. Ощущение толчка и приземления на трапе и на земле способствует аналогичному характеру звучания: «опёрто-сти» звука, «подлаиванию», что уберегает голос от срыва на верхних тонах звучания, позволяет тренировать активно звучащие верхние ноты - развивать свой «потолок».

Упражнение 91

«Прыгун»

Вообразите, что просматриваете киноленту, которая за­фиксировала (замедленные кадры) ваш прыжок в высоту через планку. Видя (на своем «внутреннем» экране - в во­ображении) «линию прыжка», рисуйте его голосом.

Вот примерное графическое изображение линии звуча­ния такого текста:

Сопровождайте слова движением руки, рисующей пры­жок. Рука свободная, движется плавно, мягко, как в со­стоянии невесомости. Так же свободно, легко поднимаясь и опускаясь, звучит голос. Мысленно проделывайте движения прыжка.

Упражнение 92

«Прыжок в воду»

В воображении (мысленно) проделайте движения пры­гуна в воду. «Видя» эти движения, сопровождайте их тек­стом:


Не забывайте «лай». «Подлаивайте» каждое слово, когда идете на повышение и понижение. «Лак» сохранит опору звука, свободу фонационных путей, качество звучания при переходах из регистра в регистр.

Упражнение 93

«Колокола»

Для того чтобы звук был качественно однородным во всех регистрах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр. Это достигается слаженной работой всех резонаторов.

Для сглаживания переходов из регистра в регистр про­делайте такое упражнение:

В грудном регистре

Что за гром?

А в среднем гул

На целый дом:

Бим-бом! Бим-бом!

Вот в головном

Чистейший звон:

Динь-дон! Динь-дон!

И все звенит,

Гудит им в тон:

(Быстрое переключение с грудного в головной регистр.)

Все шутливо, весело. Послушайте себя, что делается в вашем «доме» (в резонаторах). Действительно, во всех ре­гистрах голос звучит легко, собранно, звучно! Значит, резо­наторы работают совокупно.

Еще одно упражнение на сравнивание регистров.

Упражнение 94

Головной регистр (голос звучит высоко).
И средний регистр (голос звучит на «центре»).
И грудной регистр я стремлюсь развить (звучит ни­же «центра»),
(грудной регистр) Чтоб здесь говорить (показываете рукой на Диаф­рагму),
(средний) И тут говорить (показываете на грудь),

(верхний) И там говорить (рука выше головы),

(грудной) И здесь говорить! (на диафрагме).

Забавно? Наивно? Хорошо. Верьте в результат таких упражнений. Они придают свободу, непринужденность, а это одно из главных условий верного звучания. В этом упраж­нении идет сглаживание регистров, совместная работа резо­наторов на всем диапазоне. Не пугайтесь верхнего регист­ра - слова «там». Легко «бросайте» его вверх, помня о «лае», о том, что не сжимать, а, наоборот, раздвигать нужно в стороны «мехи» (ребра). Если «зажались», помогайте ру­ками. При слове «там» пусть руки отойдут в стороны.

Упражнение 95

«Аквалангист»


Экономно пользуйтесь диапазоном. «Погружайтесь» по небольшим интервалам. Понижение контролируйте рукой. На низких тонах не снимайте голос с «опоры». Сохраняйте высокую позицию звука, не «сажайте» его на горло. Опять на помощь - руки! Свободные, они медленно, легко (под во­дой) плавают, не задевая за «дно». Так же звучит голос, не задевая за связки, не застревая в напряженных мышцах глотки.

Упражнение 96

«Самолет»

(центр) Белокрылый мощный «Ту»

Набирает высоту,
(выше) Он летит все выше, выше...

(выше) Превратились в точки крыши...

(еще выше) Вот уже он выше туч...

(еще) А теперь - меж облаками...

(еще) Вдруг ударил солнца луч!

Голубой простор над нами,
(еще и еще выше) Выше, выше мчится «Ту»,
(выше) Покоряя высоту...

Повышая каждую строчку и даже слова «выше», доходи­те до своего «потолка».

Еще одно упражнение на постепенное, расчетливое по­нижение голоса:

Упражнение 97

«Парашютист»

Представьте мысленно, что вы летите высоко в самолете и готовитесь совершить парашютный прыжок. Начинайте говорить в верхнем регистре вашего диапазона, постепенно понижая голос, помня, что

И в резонаторе грудном,

И непременно в головном.

Высоко, высоко над землею лечу.

Совершить с парашютом прыжок я хочу.

Вот шагнул - и...

стремительно

Ветер бьет мне в лицо.

Я рванул за кольцо!..

Надо мною спасительный купол навис.

Опускаюсь я медленно ниже

А земля подо мною все ближе

и ближе...

Продолжаю снижаться...

Совсем уже низко...

Опустился еще...

Как земля моя близко!

С голубыми озерами,

ширью полей...

Крепко стою я на ней.

Проверьте, на «опоре» ли говорите последнюю фразу, полетит ли она в зал? Запомните: чем ниже звучит голос, тем выше (в головной резонатор) надо посылать звук, что­бы работать на смешанном регистре.

Упражнение 98

«Спор»

Тренируйте постепенность повышения и понижения голо­са, зная свою как самую высокую «рабочую» ноту («пото­лок»), так и самую низкую («дно»).

Первый: Чем шире наш диапазон,

Тем больше выразит нам он.

Второй: Давай поспорим.

Проверим «потолок» и «дно».
Первый: Широк ли твой диапазон?
Второй: Широк ли? В две октавы он!
Первый: Мой шире!
Второй: Мой!

Первый: Мой шире!
Второй: Мой!.. - И так далее.

Начинайте спор спокойно, без раздражения. Каждый уверен в превосходстве своего голоса. Поэтому спорите, про­износя слова монотонно, упрямо, без эмоций (на «стоне»). Второй ни в чем не уступает первому («Повышаешь голос, а я выше! Ты еще повысил. И я не уступлю!»).

Наконец, один из вас, почувствовав, что выше идти не может, в речевой - утвердительной интонации (переходит от «стона» на «лай») говорит:

Мой шире! Вот твой «потолок» (головной регистр).

Пойдем-ка вниз с тобой, дружок.

Первый: Твой шире! Вот мое и «дно».

Второй: И я закончу заодно (грудной регистр).

Не забывайте о сонорном согласном м в слове «мой». Помните о «стоне». Произносите слова «мой шире», как од­но слово: слитно, немного напевно. Вы уверены, - поэтому интонация почти одна и та же: спокойная, монотонная. Только голос идет вверх по диапазону. В утвердительно-ре­чевой интонации перед «потолком» и «дном» не забывайте о «лае». Он позволяет проверить «рабочие» высокие и низ­кие тона голоса.

Соревнуясь, уступайте друг другу: если видите, что то­варищ не может идти выше, идите с ним вниз.

Речь не должна топтаться на месте. Она движется, раз­вивается, стремится к главному. Однако следует пользовать­ся с расчетом диапазоном голоса. Как нельзя сразу отдавать «всего, что есть внутри», так точно нельзя сразу взбираться на самые высокие тона голоса. Поэтому - постепенность, скупость, расчет! На примере монолога Яго К. С. Стани­славский показывает, как экономно пользоваться голосом, паузами, темпо-ритмом речи, силой голоса, делится приемом голосовой «оттяжки». Суть приема состоит в следующем. Нужно добиться того, чтобы каждый последующий такт был сильнее предыдущего.

«Однако если каждый такт, - говорит Станиславский,- поднимать на терцию, то для сорока слов фразы потребует­ся диапазон в три октавы! Его нет!» Чтобы достигнуть той же цели при обычном диапазоне голоса, Станиславский ре­комендует делать голосовую «оттяжку» вниз.

«Пять нот - вверх, две - оттяжка!

Итого: только терция! . А впечатление, как от квинты!

Потом опять четыре ноты вверх и две - оттяжка вниз!

Итого: только две ноты повышения. А впечатление - четырех!


И так все время.

При такой экономии диапазона хватит на все сорок слов!» 71


Упражнение 99

«Девятый вал»

Вообразите волнующееся море. Рисуйте яркую картину несущихся на берег волн... И думайте о расчетливом исполь­зовании диапазона, о голосовых «оттяжках». Возможно это?

«Да... одной половиной своей души артист весь уходит в сверхзадачу, в сквозное действие, в подтекст, в видения, в линии элементов самочувствия, а другой - артист живет психотехникой...» 72

Начинайте говорить в грудном регистре, но не очень «за­нижайте» голос, иначе (если его «посадите на горло») он не будет способен повышаться:

Чтоб зритель не видал предела

Диапазона, я умело

Прием «оттяжки» применю,

Когда по «лесенке» пойду;

И вымыслом воображенья

Я оправдаю повышенья.

Вообразите: море... шквал...

Как подступал девятый вал.


Идет волна, еще волна...

Вот третья им во след спешит,

За нею, силою полна, Волна четвертая бежит. Вот пятая о скалы бьет И отступает далеко... Стремителен шестой полет: Она, взмывая высоко, Разбилась в брызги!

И опять Пошла на берег наступать Волна седьмая!

Вслед - восьмая!

И я слегка звук опускаю,

Волною новою пленен.

Мне грозный рокот моря слышен.


(очень легкое повышение на слове «еще»)

(чтобы звук слегка понизился, взять разгон вверх, на каждом слове к «седьмой-» волне) (еще выше)


Звучит он выше, (началось повышение)

выше...
Встает огромною волной (легкое понижение перед броском

Девятый вал... (самая высокая тональность)

мысль) -

На протяжении всего стихотворения сохраняйте единую линию звучания. Подобно тому как на море движение волн непрерывно, так и в речи - непрерывная выразительная линия звучания. Восклицательные знаки, точки, паузы - ничто не останавливает действия. Дыхание берется естест­венно, легко, незаметно, не обрывая звучания (значит, «до­бор» частый).

Упражнение 100

«Утро»

Почувствуйте необходимость владения диапазоном го­лоса при передаче своеобразной картины наступающего ут­ра в стихотворении А. Прокофьева:

Грудной регистр …А ночь тянулась тусклая.

И, стряхивая злость,

Вода на море хрустнула,

И тотчас началось:

Сильней других одна,

Страх наводя окалиной,

Приподнялась волна,

Надвинулась, нахлынула,

Уже белым-бела,

Головной регистр Под небо шапку кинула

И новую взяла!

Самый высокий тон И снова в небо прянула,

Где, вскинув алый флаг,

Всходило солнце рдяное.

Средний регистр День начинался так...

Оправдывайте видениями необходимость повышения и понижения голоса. Не делайте это формально.

Умение пользоваться диапазоном голоса с расчетом (с постепенным, по небольшим интервалам, повышением или понижением тона голоса) должно быть подкреплено и умением владеть силовым диапазоном голоса. И тогда даже при небольшом голосе с помощью контраста р1апо и гойе (тихо и громко) в речи можно будет «удесятерять иллюзию силы своих природных данных» (К. С. Станиславский).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2. Что вы знаете о регистрах?

3. Какое главное условие необходимо соблюдать при развитии диа­пазона голоса?

4. Какие приемы тренинга помогают эффективнее развивать диапа­зон голоса?

5. Как проверить свой «потолок» и «дно»?

7. Что привносит в речь навык постепенного, расчетливого пониже­ния и повышения тона голоса?

8. Найдите примеры (стихотворения, монологи, диалоги, отрывки из прозы), особенно требующие владения диапазоном голоса.

Иметь широкий диапазон рабочего голоса мечтает каждый вокалист. Но не все могут профессиональными методами добиться красивого звучания голоса на любом участке диапазона и пытаются расширить его самостоятельно в ущерб здоровью. Чтобы правильно это сделать, вокалисту нужно соблюдать определённые правила.

Возможности голоса и возраст исполнителя

Диапазон голоса изменяется в течение жизни. Даже у талантливых детей он намного уже, чем у взрослого вокалиста со средними способностями, поэтому расширять его до 7–9 лет бесполезно. Дело в том, что у маленьких детей голосовые связки ещё только формируются. Получить красивое звучание в этом возрасте и пытаться расширять диапазон искусственно – пустая трата сил и времени, потому что детский голос очень хрупкий и ему легко навредить неправильно подобранными упражнениями. В процессе распевания его диапазон сам расширяется, без дополнительных усилий. Начинать активные упражнения для его расширения лучше всего после окончания младшего подросткового возраста.

После 10–12 лет формирование голоса достигает активной фазы. В это время грудная клетка расширяется, голос постепенно начинает приобретать своё взрослое звучание. Наступает первый этап переходного возраста, у некоторых детей () – мутационный или предмутационный период. В это время диапазон голоса начинает расширяться в различные стороны. У высоких голосов могут стать более яркими и выразительными фальцетные ноты, у низких диапазон может нижний участок диапазона окажется ниже на кварту или квинту. В переходный период (с 10 до 13 или 14 лет) также не стоит искусственно расширять диапазон голоса, потому что можно навредить его природному формированию и вызвать травму.

Когда закончится, можно начинать постепенно расширять диапазон. В это время возможности голоса позволяют сформировать широкий диапазон и научиться петь в разной тесситуре. Даже узкий диапазон в пределах 2 октав можно значительно расширить, если научиться петь правильно и верно попадать во все резонаторы. Несколько несложных упражнений помогут вам расширить возможности голоса и научиться легко брать крайние ноты рабочего диапазона.

Что нужно знать вокалисту о диапазоне голоса

– примарная зона (высота речевого звука, на которой удобно говорить);

– рабочий диапазон;

– нерабочий диапазон, включающий низкие и высокие ноты, которые вокалист берёт на распевках, но не использует во время пения произведений.

У каждого голоса есть своя примарная зона . Это середина диапазона, высота, на которой исполнителю удобно говорить и петь. С неё и нужно начинать различные распевания, чтобы расширить диапазон голоса. У сопрано она начинается с ми и фа первой октавы, у меццо – с си малой и до большой. Именно с примарной зоны можно начинать распевание вверх и вниз, чтобы расширить диапазон голоса.

Рабочий диапазон – это участок голоса, на котором удобно петь вокальные произведения. Он значительно шире примарной зоны, и его можно постепенно изменить. Для этого нужно не только петь правильно, используя все необходимые резонаторы, но и регулярно делать специальные упражнения. С возрастом, при регулярных занятиях вокалом, он будет постепенно расширяться. Именно широкий рабочий диапазон больше всего ценится у вокалистов.

Общий нерабочий диапазон – это полный охват голосом нескольких октав. Обычно он достигается во время пения распевок и вокализов. Этот диапазон включает в себя рабочие и нерабочие ноты. Обычно крайние ноты этого большого диапазона в произведениях поют очень редко. Но чем шире будет нерабочий диапазон, тем более сложные произведения с большой тесситурой станут вам доступны.

Рабочий диапазон обычно недостаточно широкий у неопытных вокалистов. Он расширяется по мере пения при условии, если оно правильное. Связочное, горловое пение не поможет вам расширить рабочий диапазон вашего голоса, зато приведёт к профессиональным заболеваниям вокалистов. Поэтому расширить диапазон можно только при условии, если вы поёте правильно .

Упражнения: Как расширить диапазон вашего голоса

Для этого перед пением нужно делать несколько простых упражнений.

  1. Найдите примарные ноты на фортепиано и начните петь простую распевку в диапазоне квинты вверх. Пение должно быть лёгким и свободным, без голосовых зажимов. Голос должен литься легко и естественно, а дыхание нужно брать после каждого звена распевания. Обратите внимание, как стал звучать голос на каждом участке верхнего диапазона. После каких нот изменилось его окраска и тембр? Это и есть ваши переходные ноты. Достигнув самых верхних нот, постепенно начинайте опускаться вниз. Отметьте, когда голос полностью перешёл на грудное звучание и насколько широк этот диапазон. Можете ли вы свободно в этой тесситуре напеть мелодию? Если да, то это и есть самый низкий участок вашего рабочего диапазона.
  2. После этого упражнения выберите распевку в диапазоне октавы и пойте её вверх на гласных звуках. Например, на слоги «да», «ю», «лю» и многие другие. Эта распевка значительно расширит ваш диапазон в верхних нотах, и вы сможете постепенно петь произведения с широким диапазоном. Многие преподаватели вокала имеют большой арсенал упражнений, которые помогут вам расширить диапазон голоса любого типа, от контральто до высокого лирико-колоратурного сопрано.
  3. Выберите для пения произведение с широким диапазоном и большими скачками. Пусть даже это будет просто фрагмент сложной песни, но зато он поможет вам расширить свой рабочий диапазон. Таким произведением может стать песня «No Me Ames» из репертуара Дженнифер Лопес или «Аве Мария» Каччини. Начинать её нужно в удобной для вас тесситуре, близкой к примарному звучанию голоса. Эти произведения можно использовать для того, чтобы почувствовать, как расширить диапазон голоса на практике.
  4. Вот ещё одна рекомендация, как расширить диапазон голоса. Нужно постараться петь в одной манере делая скачки на сексту вверх и вниз. Поначалу делать это будет трудно, но потом вы сможете управлять своим голосом на любом участке. Диапазон его значительно расширится, и вы сможете петь красиво и ярко любые сложные произведения.
    Успехов!

Диапазон голоса – один из тех показателей, который позволяет сразу оценить мастерство вокалиста. Это область, обозначенная нижней и верхней границей, в которой вокалисту удобно петь. Конечно, в природе существуют самородки, у которых с рождения потрясающий и удивительный тембр голоса. Но что же делать остальным? Все просто: нужно узнать, как повысить диапазон голоса!

К слову, многие музыканты не могут дать ответ на этот вопрос, а, между тем, это возможно. Больше того, с возрастом – не только в период пубертата, но и в другие периоды – он меняется сам вследствие физических изменений в организме.

Для определения диапазона голоса нужно понять, с какой октавы начинается ваш голос и какими он заканчивается. Иными словами, брать ту или иную ноту нужно максимально комфортно, без надрыва и лишнего напряжения дыхания. Такая нехитрая процедура позволит понять, с чего начинать правильную постановку своего голоса.

Расширить диапазон голоса в сторону низких нот помогут упражнения

  • Научитесь вдыхать и выдыхать через нос, по оценкам специалистов именно эта техника априори позволяет понизить голос.
  • Жужжите! Необходимо опустить голову в положении стоя или сидя, достать подбородком до груди и начать жужжать по нарастающей.
  • Попробуйте «поработать» колоколом: на самых низких возможных нотах, набрав воздуха в легкие, начните медленно и растяжно на выдохе произносить "боммм".

Развить диапазон в сторону высоких нот можно так

  • Аналогично низкому колоколу можно имитировать звучание высоких колокольчиков, на самой высокой возможной ноте пропевая: «Бом-бим-бом».
  • Есть упражнение для расширения диапазона голоса, которое можно назвать «лестница»: любое из четверостиший необходимо произносить по одной строчке, причем каждая следующая должна быть выше предыдущей.
  • Подобное упражнение для развития диапазона голоса, но с возвратом к исходной высоте звуков, также позволяет увеличить диапазон голоса. К примеру, выбираете стих из двух четверостиший, в конце первого достигаете максимальной высоты и начинаете движение вниз.

Педагоги школы сайт с удовольствием поделятся своими секретами, расскажут, как развить диапазон голоса всем желающим. Пойте лучше, пойте больше, пойте увереннее, ведь для этого уже сегодня есть все предпосылки!

Стоимость первого пробного урока по увеличению диапазона голоса - бесплатно , который длится 30 минут. Далее приобретаются абонементы. Звоните, спрашивайте и записывайтесь.

Пение благотворно влияет на организм человека. Когда мы поем сердцебиение замедляется, снижается артериальное давление и эмоциональное состояние стабилизируется. Правильно распоряжаясь знаниями в области акустики, анатомии, постановки голоса можно научиться определять индивидуальные вокальные данные, подбирать произведения, в которых голос зазвучит полно и естественно. Первое понятие, с которым предстоит столкнуться – вокальный диапазон.

Это интервал от самого низкого до наиболее высокого звука, воспроизводимого человеком. Определить диапазон возможно с помощью музыкальных инструментов с большим количеством октав (фортепьяно, гитара).

Измеряется диапазон количеством октав, которые способен взять голос. Одна октава составляет 8 ступеней, например, от «ре» до следующего «ре». Для профессионального пения достаточно 2 октав.

Понятие «тесситура» помогает подбирать произведения для конкретного исполнителя, а также определять вокальные данные. Тесситура – это соотношение высоты звуков в музыкальном произведении с диапазоном голоса исполнителя. Для певца с высоким голосом – композиция с высокими нотами.

Певческие голоса

Классификация певческих голосов определяется полом исполнителя, диапазоном, тембром и тесситурой. Тембром называется индивидуальная окраска звучания, обусловленная обертонами. Обертон (нем. «верхний тон») – это части звука, высшей, в сравнении с основным тоном, частоты.

  • Сопрано – высокий женский голос, которому свойственны звонкость, подвижность, яркость. Драматическое сопрано – плотный и ровный голос, самый низкий из сопрано; Также выделяют лирико-драматическое, лирическое, лирико-колоратурное и колоратурное сопрано, отличительное высоким голосом, подобным звучанию скрипки;
  • Меццо-сопрано – глубокие, насыщенные ноты. Разновидности: лирическое и драматическое меццо-сопрано;
  • Контральто – низкий женский голос с бархатистым звучанием.

Мужские вокальные диапазоны:

  • Тенор – голос хора и оперы, самый высокий, близкий к женскому звучанию. Подразделения: альтино, лирический, меццо-характерный, драматический тенор;
  • Баритон – средний по высоте голос включает: лирический баритон, лирико-драматический, драматический и бас-баритон (мощный, близкий к басу голос);
  • Бас – низкий певческий мужской голос. Бывает высоким, центральным и низким.

Частотный диапазон:

  • Бас – 80–350 Гц;
  • Баритон – 100–400 Гц;
  • Тенор – 130–500 Гц;
  • Контральто – 170–780 Гц;
  • Меццо-сопрано – 200–900 Гц;
  • Сопрано – 250–1000 Гц;
  • Колоратурное сопрано – 260–1300 Гц.

Как расширить диапазон голоса

В диапазоне голоса выделяется три зоны: примарная зона – ноты в центре диапазона певческого голоса; зона рабочего диапазона, в которой исполнитель берет ноты без усилий; зона нерабочего диапазона, включающая замыкающие ноты вокальных возможностей. Расширять диапазон следует постепенно, отходя от примарных звуков вверх, затем вниз.

Основные упражнения и правила для развития вокала:

  • Следите за собой. Держите ровную осанку, откажитесь от вредных привычек, соблюдайте правила гигиены полости рта. Перед занятиями не употребляйте молочных продуктов, замените их водой комнатной температуры;
  • Тренируйте дикцию. Читайте вслух, с выражением, повторяйте скороговорки;
  • Распевайтесь перед занятиями;
  • Правильно дышите, когда поете;
  • Не напрягайте гортань.

Помимо домашней практики, консультируйтесь с врачом-фониатром, посещайте занятия педагогов по вокалу, так вы сохраните здоровье и быстрее добьетесь успеха.

  • Джорджия Браун – обладательница самого широкого вокального диапазона среди женщин – 8 октав, этот показатель внесен в книгу рекордов Гиннеса. Второй рекорд – наивысшая нота, взятая человеком.
  • Тим Стормс – рекорды Гиннеса: самый широкий среди мужчин вокальный диапазон – десять октав. Самая низкая нота, когда-либо взятая человеком.
  • В книгу рекордов попала наша соотечественница Долгополова Татьяна Владимировна, вокальный диапазон которой: 5 октав + 1 тон. Также Татьяна обладает самым низким для сопрано голосом в мире.
  • Говоря о ярких музыкальных исполнителях российской эстрады, представляется невозможным оставить без внимания харизматичного певца Григория Викторовича Лепса. Григорий Лепс награжден премиями «Золотого граммофона» и «Песня года», а также званием Заслуженного артиста РФ (2011). Григорий Лепс поет баритоном, вокальный диапазон составляет 3 октавы.
  • Эрик Адамс, выступающий в группе «Manowar», также поет баритоном. Голосовой диапазон – четыре октавы. Голос Адамса богат и многогранен, стоит послушать исполненную им арию «Nessun dorma», рассчитанную для тенора.

Певческие голоса, как музыкальные инструменты должны откликаться на заданную ноту. Путь постановки вокала, создания яркого индивидуального стиля занимает годы. Расширять вокальный диапазон следует в возрасте от 18 лет, когда организм сформировался.

Успехи в вокальной карьере зависят от здоровья артиста, следите за питанием, упражняйтесь, займитесь гимнастикой для дыхания и регулярно практикуйтесь в пении. Не теряйте стремления к развитию и упорства, помните, голосовой диапазон не определяет подачи выступления, имея полторы – две октавы можно завораживать публику чистотой и наполненностью голоса.

Многие начинающие вокалисты часто задаются вопросом «Как расширить диапазон голоса, что для этого нужно делать, сколько времени потребуется, чтобы увидеть первые результаты, как повысить диапазон голоса, как увеличить диапазон?» — вот основные вопросы, интересующие нас. Что же, давайте рассмотрим эти вопросы поподробнее.

Каждого человека природа наградила своим неповторимым тембром голоса и диапазоном. Конечно же, люди не поющие не задаются вопросом, какой у них диапазон. Но иногда очень активно пользуются этими возможностями голоса, ведь во время обычной речи человек много интонирует – все мы знаем, что общение, это не только слова, которые мы говорим, но и то как мы говорим эти слова. И всё же вернёмся к пению. Диапазон профессионального певца находится за пределами двух, а иногда и трёх октав. Для успешной работы над расширением диапазона мы должны учесть некоторые факты и индивидуальные особенности:

    Возраст певца. Нужно понимать, что мужской голос формируется к 22-24 годам, женский в свою очередь в 18-21 год. Но помимо этого голос певца или певицы постоянно развивается в период до 45 лет, приобретает новые краски, новые тембральные характеристики. Здесь, как и в любом другом деле, нет предела совершенству при регулярной и качественной работе. Иногда бывает так, что уже опытный состоявшийся певец вдруг находит для себя новые ощущения, новые возможности своего голоса. Таким образом для работы над расширением диапазона, надо учитывать возраст и состояние здоровья вокалиста, чтобы понимать, насколько можно и нужно нагружать его, чтобы не принести вред.

    Вокальная подготовка. Нужно хорошо понимать, на каком уровне подготовке находится вокалист: это начинающий певец или уже опытный исполнитель. От этого зависит характер занятий и последовательность упражнений .

После того, как мы выяснили эти аспекты, можно приступать к занятиям . Работа с голосом – это одна из самых тончайших видов занятий музыкой, ведь голос – это живой инструмент, который может зависеть даже от настроения вокалиста. Поэтому, для занятий вокалом нам понадобится хорошее настроение и вера в себя.

Итак, приступим:

  • Дыхание. Правильное дыхание во время пения – залог успеха. Существует ряд специальных упражнений на дыхание, которые лежат в основе искусства овладения голосом. Поэтому перед началом занятий обязательно нужно делать эти упражнения. Голос должен встать на опору, и тогда, когда эти ощущения запомнятся нашим телом, голосу станет легко и комфортно.
  • Распевка . Конечно же распевка! Чтобы связки и весь голосовой аппарат в целом были в рабочем состоянии, необходимо разогреться. Существует огромное множество упражнений для распевки, которые подбираются педагогом для каждого вокалиста индивидуально.
  • Правильное пение. Чтобы добиться хороших результатов, начинающим вокалистам нужно правильно поставить голос, ведь от этого зависит не только количество октав в диапазоне, но и вообще качество пения, а также состояние голосового аппарата. Ни для кого не секрет, что от неправильного пения, можно просто сорвать голос и сильно повредить связки. И здесь необходимо сказать, что прежде чем пытаться расширить диапазон, нужно научиться петь в удобном для начинающего голоса регистре.
    Итак, подведя итог, что можно сказать о том, как расширить голосовой диапазон? В первую очередь, не надо торопить события. Во время занятий вокалом необходимо терпение. Во время пения нужно чувствовать лёгкость и свободу, не следует думать, что от насилия над связками они накачаются, и как результат – ваш диапазон расширится. Нет. Это вообще может привести к прямо противоположным результатам, например, повреждению связок. Чем выше нота – тем меньше воздушная струя, именно этому учат нас дыхательные упражнения, так что не рвите связки, а подходите к вопросу с умом. Чтобы увеличить диапазон, нужно для начала научиться петь в центре диапазона, а когда голос встанет на опору высокие и низкие ноты свободно и легко станут получаться как будто бы сами по себе, и только вы будете знать, сколько времени вы потратили на самые обычные упражнения для достижения таких замечательных результатов.