Болезни Военный билет Призыв

Мозг человека левое полушарие и его функции. Слева, но не «левый». Правый и левый процессоры

Головной мозг – главный орган ЦНС, который состоит из огромного количества нервных клеток и их отростков, взаимосвязанных между собой. Этим органом практически полностью занята полость мозгового отдела черепа. Он обеспечивает защиту мозга от внешних повреждений. По мере развития и взросления человека мозг постепенно принимает форму черепной коробки.

За счет деятельности головного мозга человек видит, слышит, ходит, работает, испытывает эмоции, способен общаться с другими людьми, анализировать, мыслить.

Структура

У взрослых мужчин и женщин общая масса органа составляет около 1,3-1,5 кг. Мужской и женский мозг по весу различаются мало (у женщин он немного легче), в то время как у новорожденных вес органа составляет не более 350-400 г, а у 12-летнего ребенка – ~800-1000 г. Расположен мозг в черепной коробке и закрыт тремя оболочками. Он имеет специфическое строение. Наиболее существенными частями органа являются: продолговатый и задний (который включает мост и мозжечок, расположенный сзади моста) передний, промежуточный, средний мозг.

Правое и левое полушарие мозга ответственны за регулирование высшей нервной деятельности, т.к. в них расположены отделы, которые отвечают за письмо, речь, слух, зрение. Благодаря мозжечку обеспечивается равновесие, а ствол содержит в себе развитые центры, управляющие дыхательной и сердечно-сосудистой системами.

У мужчин головной мозг полностью перестает увеличиваться в размерах примерно к 25-ти годам, в то время как у женщин этот процесс завершается уже к 15-ти годам.

Между двумя половинами органа идет продольная щель, основу которой составляет мозолистое тело, соединяющее полушария, обеспечивающее координацию их работы между собой. Еще со школьных времен из анатомии мы знаем, что половины отвечают за работу противоположных сторон тела. Например, правая половина отвечает за функционирование левой стороны туловища.

Функции левого полушария

Полушария мозга взаимосвязаны с остальными частями центральной нервной системы, поэтому функционируют совместно с подкорковыми структурами.

Если одна из гемисфер будет повреждена, то частично ее функции может взять другая. Это свидетельствует о сопряженном обеспечении работы движений, высшей нервной деятельности, чувствительности, органов чувств.

В коре имеется сразу несколько зон, которые отвечают за выполнение конкретных функций. Эти зоны работают только сообща. К примеру, если человек хочет о чем-то сказать, то он думает, анализирует, просчитывает, а потом только говорит. В процессе общения люди выражают эмоции: печалятся, радуются, тревожатся, смеются и т. д., жестикулируют, задействовав для этого лицевые мышцы и руки. Подобная работа обеспечивается общим функционированием:

  • нескольких зон коры;
  • подкорковыми ядрами;
  • спинальными и черепными нервами.

На данный момент головной мозг человека изучен мировой наукой менее чем на 50%, но процесс беспрерывно продолжается.

Лобная доля левого полушария

Если говорить о том, за что отвечает левое полушарие, то сначала следует рассказать о лобной доли, за счет которой обеспечивается способность говорить и мышление человека. Это одна из важнейших частей головного мозга. Благодаря ей появляются и проявляются эмоции, контролируются поведение и мыслительные процессы.

Речедвигательная зона

Позволяет обеспечить нормальное функционирование лицевых мышц, что необходимо для произнесения сложных фраз и слов. Выражаясь по-другому, благодаря речедвигательной зоне у человека в целом формируется речь. Если тот правша, то в левой гемисфере речедвигательная зона занимает куда больше места, чем в правой, а если левша – всё ровно наоборот.

Если зона будет разрушена или сильно повреждена, то автоматически утрачивается способность говорить. При этом человек сможет петь и кричать без слов. Также при повреждении теряется способность чтения про себя, формулирования своих мыслей. На функции понимания речи других людей такие повреждения никак не сказываются.

Есть распространённый миф о том, что человек использует только 5-10% возможностей своего мозга. Это не так, потому что клетки, которые не задействуются, попросту отмирают.

Моторная зона

Левое и правое полушарие содержат моторную зону коры, необходимую для обеспечения активности поперечнополосатой мускулатуры. В левой гемисфере контролируется активность правой стороны туловища, координация точности движений, ориентация на местности. В эту зону внутренние органы отправляют свои импульсы.

Если моторная зона коры будет повреждена, то наблюдаются следующие проблемы:

  • нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов;
  • парез конечностей;
  • атаксия.

Теменная доля

Здесь располагается зона чувствительности мышц, суставов, кожных покровов. В левое полушарие поступают импульсы от рецепторов правой стороны тела.

Если эта зона будет повреждена, то, в большинстве случаев, у человека наблюдаются нарушения чувствительности на некоторых участках тела, он утратит способность определять вещи на ощупь. Также происходит утрата осязания, восприимчивости температуры окружающей среды, не чувствуются болевые ощущения в правой части тела.

Височная доля

Её основные функции – вестибулярная чувствительность и слух. Если зона повредится, то правое ухо слышать перестанет, утратиться способность левого уха нормально слышать. Человек будет двигаться менее точно, при ходьбе начнет шататься. Неподалеку от височной доли располагается слуховой центр речи, за счет которого мы можем понять обращенную речь и слышать собственную.

Затылочная доля

На основании головного мозга происходит перекрещивание зрительных и слуховых волокон. Поэтому в зрительную зону левой гемисферы поступают импульсы от сетчатки правого и левого глаза. При этом если область будет повреждена, то полной слепоты у человека не возникнет – нарушения наблюдаются только в левом глазу.

Затылочная часть головы также необходима для обеспечения нормальной работы зрительного речевого центра – с его помощью мы распознаем написанные слова и буквы, читаем.

Специализации полушарий

Левое и правое полушарие мозга отвечают за определенные функции.

Главная специализация левой гемисферы – логическое мышление, поэтому раньше было активно распространено мнение, что именно левая сторона является доминирующей. Но доминирование левой гемисферы наблюдается только при осуществлении определенных функций:

  • Языковые способности, обеспечение контроля речи, возможности читать и писать, память (запоминание фактов, имен, дат и т.п., их написание), изучение иностранных языков.
  • Понимание слов (левое полушарие может понимать смысл сказанного только буквально).
  • Аналитическое мышление (распознание чисел и математических символов, логика, анализ фактов).
  • Последовательная обработка информации (левая гемисфера выполняет обработку получаемой информации поэтапно). Левой стороной рассматриваются все имеющиеся детали – она не видит картину в целом, в отличие от правой стороны, поэтому не способна собрать воедино полученную информацию.
  • Математические способности (левая сторона распознает символы, числа, для решения математических задач используется логический и аналитический подход, которые также обеспечиваются этой гемисферой).
  • Контроль правой стороны туловища (если приподнять правую ногу, то это будет указывать на то, что соответствующая команда поступила с левого полушария).

Полушария человеческого головного мозга находятся во взаимодействии друг с другом, поэтому при мыслительной деятельности центральная нервная система задействует их вместе. Происходит синхронизация функционирования двух полушарий. Активирует их и соединяет полученные результаты центральная нервная система. Но всё равно принято четко разделять их психические функции.

Распространено мнение, что чем больше мозг, тем человек умнее и гениальнее, но это заблуждение. У Альберта Эйнштейна был сравнительно небольшой мозг, который весил около 1,2 кг. Размеры органа никак не влияют на качество мыслительной деятельности.

Существует точное разделение определенных функций. Правое полушарие отвечает в большей степени за интуицию, поэтому доминировать оно не может. К его основным функциям также можно отнести:

  • Обработка невербальной информации (символы, образы).
  • Пространственная ориентация. Гемисфера позволяет человеку ориентироваться в пространстве, правильно воспринимать своё месторасположение. За счет работы этой стороны мозга человек способен грамотно находить путь в нужное место, принимая во внимание различные факторы, создавать мозаичные изображения-головоломки.
  • Метафоры. Благодаря работе полушария люди могут правильно воспринимать метафоры, отгадывать загадки, распознавать результаты деятельности воображения другого человека. Если левое полушарие позволяет нам буквально понять и проанализировать смысл того, что было написано, то правая гемисфера применяет творческий подход. Например, если мы услышим такую метафору: «Простой, как валенок», то за счет работы полушария мы поймем то, что до нас хотели донести.

  • Мистика. Религия, мистические явления, суеверия и многое другое из этих областей – за всё это отвечает правое полушарие нашего мозга.
  • Музыкальность. Творчество относят также к сфере деятельности правого полушария. Таланты в сфере музыки, способность восприятия музыкальных произведений и многое другое, связанное с музыкой и другим творчеством, обеспечивается работой этой стороны мозга. Интересно отметить, что за получение музыкального образования будет отвечать не правая, а левая гемисфера.
  • Воображение. Благодаря правой стороне мозга мы можем мечтать, воображать, фантазировать. Полушарие полностью контролирует эти процессы, позволяет нам придумывать всевозможные истории, развивает мысли, связанные с придумыванием новых решений и путей, давать прогнозы, соединять воспоминания в единое целое и т.п. К примеру, именно правая сторона задает вопросы, наподобие «А что, если?» и многие другие, связанные с творческим мыслительным процессом.
  • Эмоции. Если говорить о том, за что отвечает наше правое полушарие, то к списку также можно отнести эмоции, которые, по сути, продуктом деятельности данной гемисферы не являются. Одновременно с этим, они связаны с правой стороной намного больше, чем с левой, что уже давно смогли доказать ученые.

Строение головного мозга человека довольно сложное, но каждый школьник знает, что есть правое и левое полушария. Специализация полушарий головного мозга является наиболее интересным объектом совместного изучения медиков и психологов и открытий в этой области сделано уже немало.

Наука определяет психику человека как свойство высокоорганизованной материи, выражающееся в форме субъективного отражения объективной реальности.

Высокоорганизованная материя – это головной мозг человека , который обрабатывает приходящую от органов чувств информацию, управляет эмоциями, чувствами и поведением, организовывает все психические процессы и состояния.

Хотя анатомия и физиология мозга достаточно сложна, общеизвестным фактом является разделение коры головного мозга на два полушария.

В зависимости от того какую функцию выполняет головной мозг в данный, конкретный момент, одно из полушарий становится более активным. То полушарие, которое чаще задействуется в работе мозга, считается доминирующим.

Долгое время только левое полушарие определялось как доминирующее у всех людей. В настоящее время признано, что доминирующим может быть и правое полушарие, а также оба эти отдела мозга могут быть развиты в равной степени.

Сферы влияния полушарий мозга

Основными функциями левого полушария являются логическое мышление и речь. Левое полушарие ориентировано на работу с цифрами и буквами.

Левое полушарие определяет такие способности человека:


Основными функциями правого полушария являются образное мышление и интуиция. Правое полушарие ориентируется на образы и эмоции.

Правое полушарие определяет такие способности человека:

  • образное восприятие и обработка всей информации сразу, целиком, способность воспринимать совокупность чего-либо как единый образ;
  • обработка невербальных сигналов: понимание невербальной информации, поступающей в виде образов и символов, сигналов тела как извне, так и изнутри человеческого организма;
  • ориентация в пространстве: способность определить свое местонахождение и положение предметов в пространстве;
  • творческие способности: к музыке, рисованию, стихосложению и другие;
  • понимание смысла слов и метафор;
  • воображение: способность представлять, мечтать, фантазировать и понимать результаты работы воображения другого человека;
  • эмоциональное восприятие (хотя за эмоциональную сферу человека отвечает другой отдел мозга, правое полушарие подключает ее к процессу восприятия мира);
  • способность воспринимать и верить в иррациональные явления.

Художник или мыслитель

В зависимости от того, какое полушарие преимущественно доминирует, выделяют два типа личности :

  1. Мыслитель , человек с техническим складом ума – левополушарный тип.
  2. Художник , человек с гуманитарным складом ума – правополушарный тип.

Как определить доминирующее полушарие? Есть несколько методик, самая простая и наиболее популярная – тест «Ведущее полушарие мозга».

Чтобы определить доминирующее полушарие нужно:

  1. Соединить кисти рук в замок, переплетя пальцы. Посмотреть и записать на бумаге большой палец, какой руки оказался сверху.
  2. Сделать небольшое отверстие в листе бумаги (можно карандашом), посмотреть через него двумя глазам на любой предмет. Затем поочередно закрывать то левый, то правый глаз. Обратить внимание предмет смещается, когда закрыт правый или левый глаз. Зафиксировать ответ на листе бумаги.
  3. Скрестить руки на груди так, чтобы ладони оказались на предплечьях. Отметить какая рука оказалась сверху.
  4. Похлопать в ладоши. Записать какая ладонь оказалась сверху.

Если ответов «правая рука» будет больше – правополушарный тип, «левая рука» – левополушарный.

Интересным фактом является то, что правое полушарие мозга контролирует левую половину тела, направляя туда сигналы в виде электрических импульсов, а левое полушарие – правую часть человеческого тела.

Для нормального функционирования у человека должны быть в достаточной степени развиты оба полушария головного мозга. Физические и физиологические его повреждения часто необратимы, приводят к тяжелейшим заболеваниям. Такое явление как деградация тоже может нанести мозгу немалый вред.

Самосовершенствование – основа развития личности и человеческого мозга.

Чтобы достичь баланса в психике, стать более гармонично развитой личностью нужно задействовать в работе оба полушария головного мозга :

  1. Работать над теми сферами, с той частью мозга, которая менее развита. Для этого достаточно лишь увеличить нагрузку на менее развитое полушарие. К примеру, Художнику начать решать логические загадки, Мыслителю – рассматривать картины художников-абстракционистов.
  2. Физические развивать ту часть тела, которая подконтрольна менее развитому полушарию. Например, правше попробовать научиться рисовать левой рукой, чтобы развить правополушарный тип мышления.

Способности мозга безграничны и не изучены до конца, работа над собой позволяет заглянуть в эту, полную потенциала, бесконечность.

Мозг является самой важной и сложной частью центральной нервной системы. С его помощью совершаются все процессы, связанные с мышлением и оценкой информации, полученной из внешней среды. В мозге имеются два полушария – левое и правое, каждое из которых отвечает за определенные процессы. Работа обоих полушарий должна быть гармоничной и координирований, чтобы человек мог адекватно осуществлять все виды жизнедеятельности.

Принципы работы обоих полушарий все еще находятся в стадии изучения, но пока в мире господствует теория межполушарной асимметрии. Суть теории в том, что левое полушарие отвечает за логику, а правое – за творчество. И хотя многие эксперименты доказали, что каждое полушарие в той или иной мере отвечает за оба аспекта мышления, теория все еще продолжает существовать, являясь на данный момент ведущей.

Какие функции левого полушария головного мозга?

Левое полушарие мозга доминирует в таких областях:

  • Координация движений правой части тела;
  • Контроль речи, чтения, письма, распознавание и понимание математической символики, а также запоминание имен, дат;
  • Логический анализ полученных извне фактов;
  • Только буквальное понимание понятий;
  • Этапность в обработке любой полученной информации;
  • Все математические манипуляции;
  • Ориентация во времени и ощущение собственного тела;
  • Понятие о собственном «Я» и выделении его из окружающей среды;
  • Преобладание интровертности в характере;
  • Логическое, символическое и последовательное мышление.

Проверить, какое полушарие больше развито, можно, проанализировав насколько ярко вышеописанные качества реализуются в повседневной жизни. Также помогут с определением доминирующего полушария такие методики:

  • Если при сплетении пальцев рук сверху находится большой палец правой руки, то доминирует левое полушарие и наоборот;
  • При хлопках в ладоши рука, которая находится сверху координируется противоположным полушарием;
  • При скрещивании рук на плечах о доминировании левого полушария свидетельствует правая рука, лежащая сверху.

У новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. Из-за системы образования и общественного уклада у подавляющего большинства детей в итоге начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.

Экспериментально доказано, что у левшей отмечается доминирование правого полушария. Однако родители, чтобы их ребенок не отличался от других, пытаются переучивать его. Делать подобное крайне нежелательно, так как последствия могут быть неприятными, проявляясь в различных нарушениях работы мозга.

Чем опасно повреждение левого полушария мозга?

При каких-либо повреждениях левого полушария мозга отмечают нарушения, исчезновения или деформации его функции. Возможно появление таких патологических состояний:

  • Нарушение способности обобщать полученные данные;
  • Нарушение умения выстраивать логические цепочки;
  • Различные поражения речевого аппарата (непонимание речи, утрата способности говорить и другие);
  • Поражение письменного анализатора (непонимание написанного при восприятии устной речи или невозможность писать при нормальной речи);
  • Комбинированные поражения речи и письма;
  • Нарушение ориентации во времени;
  • Нарушение способности построить в правильной последовательности задачи, которые требуется выполнить для достижения какой-либо цели;
  • Невозможность делать выводы из имеющихся фактов.

Зачастую восстановить утраченные способности полностью невозможно. В некоторых ситуациях не удается добиться даже минимального улучшения в той или иной сфере поражения. Особое значение в этой ситуации имеют левши, чей центр речи, как и некоторые другие находятся в правом полушарии.

Тот фактор, что центр речи находится в лобных долях левого полушария, был доказан в середине 19 века. После чего практически сразу выяснилось, что преобладание в письме левой руки тесно связано с центром речи в правом полушарии. В 1861 году сформулировали понятие «моторная афазия», которое подразумевает понимание речи, но отсутствие возможности говорить. Данное состояние появилось после разрушения определенных зон в левом полушарии. В 1874 году открыли «сенсорную афазию», которая характеризуется умением говорить, но невозможностью понимать речь. Феноменальность данных нарушений в том, что у левшей данные зоны располагаются чаще всего в правом полушарии.

Упражнения для развития головного мозга

Во время развития детей родители должны отслеживать гармоничность обоих полушарий. В конечном итоге практически у всех, за исключением левшей, будет доминировать левое полушарие. Поэтому упражнения для развития левого полушария не являются актуальными. Кроме того, достаточное развитие логики и последовательности ребенок получит в учебных учреждениях. Однако для левшей будет полезно выполнять некоторые упражнения, предназначенные именно для левого полушария.

Основные упражнения:

  • Ежедневное решение нескольких задач, желательно математического профиля с логической составляющей;
  • Разгадывание кроссвордов (для детей также есть специальные ребусы, загадки и прочее);
  • Выполнять как можно больше движений правой половиной тела (только для левшей).

Гораздо более важными являются упражнения, направленные на улучшение взаимосвязей между правым и левым полушариями мозга. К методикам развития относятся:

  • Очень простое упражнение заключается в одновременном поглаживании себя правой рукой по животу и постукивании себя левой рукой по голове. Сначала следует выполнять его медленно, внимательно отслеживая движения каждой руки, а затем постепенно ускоряться.
  • Следующее упражнение также требует работы руками. Поставив их перед собой, человек должен одной рисовать в воздухе квадрат, а второй, например, звезду. При этом, как только он заметит прогресс, то есть выполнять упражнение станет легче, следует поменять руки.
  • Более сложное упражнение на координацию заключается в удержании одной рукой кончика носа, второй при этом держатся за противоположное ухо. Методика тренировки заключается в том, что руки нужно как можно быстрее менять.
  • В зависимости от того, правша человек или левша, следует пытаться делать привычные дела противоположной рукой, например, чистить зубы или принимать пищу.
  • Занятия танцами, в частности, танго помогает развивать оба полушария одновременно.
  • Также полезное упражнение заключается в одновременном рисовании одного и того же рисунка обеими руками. Причем изображения должны получиться зеркальными.

Для нормальной жизнедеятельности важно гармоничное развитие обоих полушарий мозга, каждое из которых будет активироваться в определенной, подходящей ситуации. Излишнее доминирование левого полушария перекрывает пути к творчеству и креативу. Чрезмерная активность правого – делает человека несобранным, слишком рассеянным.

О том, за что отвечает левое полушарие, знать нужно в первую очередь родителям, ведь их область ответственности - помогать развиваться малышу. Понимая задачи элементов мозга, можно более эффективно воспитывать чадо, совершенствовать его интеллект и способности.

Общая информация

Мозг - один из самых важных человеческих органов наравне с сердцем. Именно он - центр нервной системы. Природа предусмотрела хорошую защиту этого элемента организма - черепную коробку, помогающую предупредить возможные повреждения. Мозг сформирован многочисленными нейронами, связи между которыми обусловлены синапсами. Нейроны могут взаимодействовать между собой, что становится причиной появления импульсов в левом и правом полушариях. Далее нервная система передает импульсы по организму, контролируя активность разных систем.

Уже довольно давно передовые ученые из разных стран мира пытаются понять, как устроен и как работает человеческий мозг, но и по сей день эта сложная система все еще недоступна нам во всей своей красоте и структурированности. Те немногие данные, которые удалось получить о специфических качествах левого и правого полушарий, связи между ними и влиянии на организм в целом, помогают подвести итоги: каждая половинка жизненно важна, но отличается от другой. Одно полушарие не может заменить другое, и у большинства сильнее развита одна половина, именно она и доминирует. Даже удивительно, насколько мала та область внутри человеческого тела, которой подчинен весь наш организм! Эта загадка будет привлекать ученых до тех пор, пока не удастся найти полное объяснение.

И что мы знаем?

Если спросить ученых, за какие способности отвечает левое полушарие, вряд ли удастся получить точный и исчерпывающий ответ, и по сей день многое еще только предстоит изучить, открыть и исследовать. Как говорят специалисты, человек может контролировать свой мозг лишь на относительно небольшой процент. Кроме того, индивидуум располагает увеличенными мощностями для восприятия мира и принятия решений, что обусловлено разделением мозга на две зоны с разными сферами ответственности.

Полушарий два: правое, левое. Разделение обусловлено наличием мозговой коры. В то же время элементы всегда находятся в тесной связи, взаимодействуя скоординированно, чтобы человек мог полноценно жить. Связь, обмен информацией левого и правого полушарий осуществляет так называемое мозолистое тело. А каковы же функции левого полушария? В общем случае говорят, что расположенная слева мозговая половина позволяет последовательно исполнять все сформулированные человеком задачи.

А что справа?

Знать, за что отвечает левое полушарие, полезно и интересно, но не стоит обходить вниманием и правую сторону. Ученым известно, что эта половина дает возможность в один момент времени справляться сразу с несколькими задачами. Принято говорить, что в большей степени правое полушарие развито у того человека, который отличается творческими успехами. А вот при склонностях к математике, другим точным наукам принято считать, что у человека доминирует левая половина головного мозга.

Подобное мнение сложилось не случайно. Справа расположены такие мозговые центры, которые могут обрабатывать данные, поступающие в главный орган нервной системы. Символы, образы - все это направляется для анализа и формирования реакции именно сюда. А вот левое полушарие мозга устроено немного иначе. Рассмотрим его подробнее.

Слева, но не «левый»

Если спросить у доктора, за что отвечает левое полушарие, врач расскажет, что эта половина головного мозга может эффективно обрабатывать данные по законам логики. Мозг разбирается с конкретной поступившей информацией, не учитывая эмоциональную составляющую или возникающие при этом у человека чувства.

Индивидуальность и норма

Левое полушарие эффективно щелкает как орешки задачи по очереди, одну за другой. Это дает возможность последовательно анализировать поступающую информацию и формулировать адекватные выводы. Условно можно сказать, что левое полушарие отвечает за логику, но в то же время следует понимать: у любого здорового человека эта половина главного органа нервной системы функционирует полноценно, тем не менее некоторые люди обладают своеобразной логикой поступков и рассуждений, и она не вписывается в общепринятое понимание. Это не означает, что нарушены мозговые процессы, а всего лишь отображает индивидуальные особенности конкретного человека.

А не пообщаться и нам?

Если бы у человека не функционировала левая половина главного нервного органа, взаимодействие в социуме было бы крайне затруднительным. Ученые выяснили, что ответственно за речь левое полушарие. Причем это не сводится только лишь к способности произносить слова, но включает в себя весь комплекс вербальных функций.

Благодаря адекватной работе головного мозга человек может читать текст, писать. Уровень развития левой половины определяет, насколько успешно будут освоены навыки письма, прочтения, в том числе скорость восприятия информации. Рассматривая, за что отвечает левое полушарие, необходимо помнить и о возможности использования речи. Именно мозг в левой своей части дает человеку возможность выражать мысли и взаимодействовать через слова с миром вокруг него. Развитие социальных навыков - еще одна область ответственности этой части самого основного нашего внутреннего органа (важного наравне с сердцем, конечно же).

Все держим под контролем

Языковые способности - не единственное, что дано нам благодаря нормальному функционированию рассматриваемой половины органа. В некоторой степени можно сравнить мозг с зеркалом: левая половина отвечает за органы, конечности справа, правая - наоборот. Чтобы поднять правую руку, чтобы сделать вперед шаг, начиная с правой ноги, придется активировать половину головного мозга слева.

Вместе с тем левое полушарие мозга дает человеку возможность считать. Фактически эта функция реализована только через эту половину. Если эта часть мозга функционирует неполноценно, человек не сможет производить математические, иные точные вычисления. Если ведется работа над физической, математической задачкой, мозг направляет соответствующие сигналы телу, что позволяет в конечном счете прийти к некоторому ответу. Такой механизм запускается, когда человек в голове пытается подсчитать общую сумму покупок или вычислить свой бюджет. Если в рамках школьной программы ребенок показывает нестандартные успехи в математике, алгебре, говорят, что у него наиболее сильно развита мозговая половина слева.

Совершенству нет предела

Конечно, на фоне озвученной информации у любого разумного человека возникнет вопрос: как развить левое полушарие? Всякому хотелось бы стать умнее, а совершенствование мозга помогло бы повысить свои способности, вместе с тем - качество жизни. Ученые разработали несколько вариантов, применение которых на практике помогает в некоторой степени развить себя. Многие, к примеру, убеждены, что на мозг положительное влияние оказывают физические нагрузки. Здесь нужно вспомнить о принципе зеркала. Улучшение левой половины мозга возможно через развитие правой половины тела. Конечно, перебарщивать не нужно, желательно в равной степени тренировать все тело, но при наблюдении «перекосов» стоит вспомнить об этой закономерности.

Задача левой половины человеческого мозга - обеспечивать возможности логического мышления. Кроме того, функция этой части - счет. Следовательно, загружая себя математическими задачами, можно тем самым улучшить мозговую деятельность. Чем больше вопросов рассматривает человек, тем выше его шансы на усовершенствование себя и своих мыслительных процессов. Не стоит сразу начинать с университетских задач по высшей математике, сначала стоит разобраться с довольно простыми уравнениями, постепенно переходя ко все более и более сложным вопросам. Такой подход зарекомендовал себя довольно давно, он работает и дает хороший положительный результат.

Что еще попробовать?

Как говорят ученые, логическое мышление можно развить, если постоянно разгадывать кроссворды. Это может показаться невероятным, но только на первый взгляд. Фактически человек с головой погружается в процесс, пытаясь догадаться, какое слово закодировано, располагая количеством клеток, куда нужно уместить заданное. При этом успех возможен только при применении аналитических способностей, а именно левая половина нашего мозга реализует их.

Психологи, не раз уже рассматривавшие проблему развития человеческого мозга, предложили еще один эффективный вариант развития мозга. Это специальные тесты, регулярное прохождение которых помогает активизировать свои способности и натренировать мозг. Такие можно найти в свободном доступе на просторах Всемирной паутины или записаться на прием к врачу в своем городе. Доктор подберет самые подходящие варианты для конкретного клиента и даст рекомендации, как еще можно усовершенствовать свой основной мыслительный орган.

Вместе до конца жизни!

Полноценной жизнью может жить только такой человек, у которого обе половины мозга работают в равной степени эффективно. Порознь они эффективными просто не могут быть - так уж устроен этот орган. Если человек активно работает над развитием одного полушария, необходимо принимать меры по усовершенствованию возможностей второго. Между прочим, устройство нашего социума стимулирует такие процессы: люди, одновременно проявляющие и творческие способности, и логические навыки, наиболее высоко ценятся, пользуются популярностью и в качестве объекта общения, и как ценные работники. Желая создать себе стабильное положение, необходимо внимательно отнестись к этому, расширяя свои возможности.

Кстати говоря, в нашем мире есть левши и правши, о которых знают и слышали все, но есть еще и особенные люди - амбидекстры. Это такие индивидуумы, у которых обе половины головного мозга от природы развиты очень сильно, ни одна из них не доминирует над второй. Наиболее очевидный показатель принадлежности к этой категории - умение в равной степени хорошо писать обеими руками. Впрочем, врачи заверяют, что всякий целеустремленный человек может достигнуть внушительных успехов, если приложит усилия для собственного развития.

Некоторые особенности функциональности

Известно, что за счет деятельности левой половины головного мозга человек может не только анализировать и считать, но еще и хорошо запоминать даты, события. Именно благодаря активности этой половины головного мозга мы помним разнообразные факты. То есть информация и обрабатывается, и классифицируется, и хранится далее именно здесь. Последовательность позволяет делать это систематизировано и упорядоченно, благодаря чему все данные не смешиваются в одну невнятную массу моментов, картинок, слов.

Часть мозга справа лучше воспринимает картинки, нежели слова. Человек, у которого эта часть доминирует, может творить, сочинять. Обычно у него хорошая фантазия, есть предрасположенность к искусству, созданию чего-то нового. Генерирование креативных идей - тоже свойство таких индивидуумов. Часть мозга, расположенная справа, хорошо справляется с распознаванием сложных образов. Именно ее область ответственности - человеческие лица, отражающие эмоции мимические движения. Данные, поступающие в головной мозг, перерабатываются как единое целое, без расчленения на последовательность.

А что со мной, доктор?

Чтобы определить, какое из полушарий доминирует, можно пройти несложные тесты. В то же время разные исследования могут показать различные итоги. Люди отмечают, что активность время от времени меняется. Впрочем, чаще это характерно для амбидекстров.

Считается, что головной мозг наиболее активно развивается в первые несколько лет жизни. Чтобы обеспечить своему чаду лучшее будущее, необходимо развивать ребенка, играть с ним и нарабатывать новые навыки обработки информации. В общем случае считается, что в детском возрасте доминирует полушарие справа, поскольку познание мира обусловлено визуальной информацией, а речевые возможности недостаточно развиты.

Человек – универсальное существо. Он, в отличие от животного, может чувствовать, сопереживать, радоваться, огорчаться, мечтать. Ни одно из существ на планете не способно на такие эмоции. Так почему людям дарована возможность испытывать такие необычные чувства? Чем человек отличается от примата? Мозг – вот главная особенность организма. Именно он контролирует эмоции, мечты, действия, однако и тут не всё так просто. Функции левого и правого полушарий контролируют разные действия. За что отвечает левое полушарие мозга? Почему бытует мнение, что люди, у которых развито именно левое полушарие головного мозга, отличаются аналитическим мышлением, развитой логикой?

Правое полушарие головного мозга развито сильнее у представительниц слабого пола. Именно такое мнение бытовало у многих врачей и психотерапевтов. На самом деле всё немного не так. Ведь сколько существует женщин, которые имеют чисто аналитический склад ума, и сколько существуют представителей сильного пола с прекрасно развитой интуицией. Получается, нельзя проводить разделение действий, руководствуясь гендерным признаком. Дальше – больше. Учёные определили, что люди используют всего лишь 3 – 5 % своего мозга, хотя могут развить два полушария мозга. Это значит, что у человечества появится шанс читать мысли на расстоянии, чувствовать настроения других лиц, выполнять сложнейшие вычисления без помощи машин. Есть возможность перейти на совершенно иной уровень жизни, избавиться от присутствия техники, научиться понимать друг друга.

Учёные Средневековья полагали, что мозг человека подобен всполохам огня. Восточные мудрецы той же эпохи сравнивали разум с цветком лотоса. Естественно, это только аллегории. На самом деле мозг напоминает плод грецкого ореха. Но это звучало как-то некрасиво, поэтому до наших дней дошло множество изображений жизненно важного органа в виде необычных вещей. Учёные древности не задумывались о связи между разумом и действиями. Всё сводилось к религии: если так происходит, значит, так велел Бог. Первым, кто попытался детально изучить строение главного органа, найти взаимосвязь между левым и правым полушарием, был Леонардо да Винчи. Гениальный живописец, изобретатель, мистик. Впрочем, перечисление заслуг может занять несколько страниц. Он первый, кто мог детально изобразить мозг, все его части. Второй, не менее гениальный творец эпохи Возрождения, – Микеланджело – создал картину «Сотворение Адама». Долгое время она имела лишь художественную ценность. И лишь в XIX веке люди увидели скрытый код: – изображение творца на облаке точно повторяет разрез мозга. Там же детально изображены его мелкие части, удачно замаскированные под различные детали.

Вскоре обнаружилось много картин, скрывающих тайные коды и знаки. Но, что интересно, человечество смогло рассмотреть их спустя сотни лет. Что же мешало заметить интересные подсказки, почему люди порой не видят очевидного? Ответ кроется в голове. Строение главного органа действительно напоминает орех: извилинки, две доли полушарий, перемычка, соединяющая их. Всё так же и в голове: большие полушария, мозжечок, ствол мозга. Это три основных «отдела, отвечающие за людскую жизнь. Большие части, покрытые оболочкой, соединяются между собой мозолистым телом – своеобразным мостом. Зона коры больших полушарий ответственна за все мысли, действия, совершаемые человеком. Строение больших полушарий головного мозга включает в себя разные области, ответственные за выработку гормонов, рост органов, зрение, слух, – одним словом, без главного органа люди были бы подобны простому камню.

Большие части делятся на лобную, затылочную, височную и теменную доли. Каждая из областей по-своему уникальна и несёт ответственность за следующие действия. Итак, функции больших полушарий головного мозга:

  • лобные участки поддерживают вестибулярный аппарат. Благодаря их правильной работе, люди стоят, ходят, выполняют действия. Фактически это центр управления, мозговой «главпункт». Любые нарушения, повреждения, травмы тотчас ведут к нарушению работы: человек меняется, появляются отклонения в развитии, странности поведения. Правая часть ответственна за мысли, мечтания, эмоции, левая – за речь, дикцию, движения;
  • височные части отвечают за память, это своеобразный «жёсткий диск». Травмы, приходящиеся на виски, могут отправить потерпевшего в длительную амнезию. Левая часть отвечает за конкретику: названия, цифры, имена, даты. Правая часть хранит воспоминая, образы, мечты. Если случается травма, сбой, болезнь именно в этой области, то потерпевший перестаёт понимать речь. Поражение левой области полностью заблокирует распознавание, смысл говора. Травма противоположной височной части нарушит эмоциональное восприятие речи, полутона, подтекст;
  • теменная часть ответственна за все ранки, порезы, ссадины, точнее, за боль, причинённую ими. Правый теменной отдел поможет ориентироваться в пространстве, определяет близость, дальность нахождения вещей. Его противоположный «коллега» отвечает за чтение, память. Дислексия – заболевание, ограничивающее способность учиться. Возникает из-за нарушения в левой теменной доле головы;
  • за что отвечают затылочные части? Благодаря их правильной работе, глаза воспринимают, обрабатывают, передают образы. Развитая левая часть подмечает детали, мелкие части. Правая доля передаёт богатство красок, колорит;
  • задача коры больших полушарий головного мозга сводится к контролю за поведением индивидуума, к способности мыслить, созерцать.

Большие полушария головного мозга могут быть развиты одинаково, однако такое наблюдается редко: в основном доминирует одна из частей. Данное мнение бытовало раньше. Теперь люди изменились: всё больше рождается детей индиго, способности мозга человека развиваются. Возвращаясь к самому началу, можно найти ответ на вопрос, почему люди раньше не замечали скрытых кодов картин и произведений. Чтобы расшифровать гениальные головоломки, следует задействовать обе доли больших полушарий, иметь развитую интуицию и отличное аналитическое мышление.

Распределение обязанностей

За что отвечает левое полушарие мозга и почему оно доминирует над своим собратом? Функции левого полушария головного мозга таковы:

  1. Понимание речи, способность говорить.
  2. Логика.
  3. Запоминание событий, дат, имён, действий.
  4. Действия правой стороны тела.
  5. Способность мыслить по цепочке, выстраивать логические ряды.
  6. Аналитические способности также подвластны левому полушарию.

Именно благодаря этой части человечество совершило технологическую революцию. Все научные открытия сделали люди с доминирующей левой стороной. За что отвечает левое главное полушарие головного мозга и можно ли на него списать неправильные действия, убийства, насилия? Для начала стоит понять, что все действия диктует мозг. Если человек совершает насилие, он отдаёт себе отчёт в действиях, однако вопрос в другом: как он их воспринимает?

Учёные провели ряд исследований с маньяками, убийцами, людьми-изуверами. Результат поразил: большинство подопытных считало, что они совершали правильные деяния, кроме того, они тщательно готовились к будущим преступлениям. То есть их левая доля мозга спланировала все действия, по полочкам разложив порядок преступлений, очерёдность действий. Маньяки скрупулёзно выискивали своих жертв, мозг методически определял нужные детали, выделяя обречённых из толпы. Казалось бы, всё просто: заболевания провоцируют сбои в работе головы – отсюда и преступления. Однако исследования томографии показали, что у многих преступников развиты оба полушария большого мозга, отсутствуют опухоли, травмы. Где же та «кнопка», отвечающая за весь негатив? Ответ пока не найден.

Другой интересный факт: многие одарённые учёные, математики, физики, химики отчаянно невезучи в амурных делах. Романтические свидания под луной, походы в кафе они игнорируют, им гораздо интереснее посидеть над нерешенной задачей или вывести очередной закон. Почему? За романтику, любовь, эмоции отвечает правое полушарие, а люди, конкретно избравшие научную стезю, развивают противоположную часть мозга, постоянно подавляя правую. Как же быть «ботаникам», как развить правое полушарие? Работа полушарий головного мозга в идеале должна быть одинаковой, однако для этого необходимо постараться.

Функции левого и правого полушарий очень разнятся. У эмоциональных людей лучше развито правое полушарие, однако это не означает, что они не могут решать алгебраические примеры. Просто такие люди наделены музыкальным даром, могут сопереживать, развитая интуиция позволяет им избегать непростых ситуаций. Художественный дар, литературные способности – всё это про гуманитариев. Они развивают свои возможности, иногда подавляя функции левого мозга. Повторяется ситуация с «влюблённым ботаном» с точностью до наоборот. Полушария большого мозга могут работать в тандеме. Яркий пример тому – люди индиго, одарённые личности. Тот же Леонардо да Винчи был гениальным живописцем, «технарём», медиком, пророком, предугадавшим изобретение многих технических устройств. Интересно, какое полушарие мозга у него было развито сильнее? Хотя именно благодаря равноценной работе правого и левого полушарий мозга получилась знаменитая «Мона Лиза», в глазах которой учёные прочитали цифровой код. Расшифровать его пытаются лучшие умы, однако пока безрезультатно.

Большинство сталкивалось с маленькой проблемой: невозможностью вспомнить элементарную вещь, название города, имена бывших одноклассников. Пожилые люди часто сетуют на угасание памяти, однако и более молодые люди порой забывают названия улиц, событий, дат. Это может говорить об изменении в структуре мозга, возможно, требуются упражнения для мозга. Кроссворды, викторины, аналитические игры типа «Монополия» прекрасно освежают левую часть. Но, что интересно: чем сильнее угасает левая сторона мозга с аналитической памятью, тем сильнее и ярче становятся воспоминания, прошлые мгновения жизни. Развитие правого полушария мозга начинается с новой силой. Это заметно на примере людей в возрасте: они становятся более эмоциональными, их очень легко обидеть. Эффект дежавю, когда люди видят некоторые моменты не один раз, является своеобразным сигналом из правого полушария головного мозга. Одни учёные считают это сбоем, нарушением, а вот парапсихологи говорят о расширении функций правой доли.

Стать суперчеловеком

Развитие полушарий имеет огромное значение. Люди смогут перейти запретную грань, освоить неизведанные территории, заглянуть в глубины космоса. Сейчас рождается новое поколение, способное выполнить такую задачу. Мышление у них развивается вместе с интуицией. Они способны решать труднейшие задачи, вместе с тем могут быть эмпатами.

А как быть с теми, кто живёт сейчас? Ведь нет предела совершенству, синхронизация полушарий мозга доступна любому. Как развить левое полушарие мозга? Достаточно каждый день проводить умственную гимнастику, тренировать зрительную память. Те же сканворды, числобусы, судоку подойдут для начальных занятий: они хорошо влияют на память, «оживляют» нейроны коры мозга. Наибольший эффект приносит решение математических задач. Два-три упражнения из учебника 6 класса помогут освежить память, знания и положительно скажутся на работе главного органа. Полезно чтение. Именно самостоятельное прочтение книги, по исследованиям учёных, помогает восстанавливаться людям, перенесшим травмы головы.

Развить правое полушарие мозга помогут уроки рисования, прослушивание разнообразных стилей музыки. При этом следует заучить исполнителей, год выпуска композиции, интересные факты о произведении. Тренировку следует проводить ежедневно. Десять минут каждодневных занятий обернутся ошеломляющим эффектом через пару месяцев. Аудиокниги рекомендованы людям, перенесшим стрессы, страдающим депрессиями. Наполненный красками голос диктора будет рисовать воображаемые картины, тем самым стимулируя правую часть головы. Несколько часов в неделю – и воображение будет создавать целые киноленты.

Для развития двух частей головы подойдут совмещённые упражнения: создание кроссворда с личными иллюстрациями, выполнение цветного оригами, вязание. Да, именно последнее занятие положительно сказывается на работе всего тела: развивается моторика рук, идёт подсчёт рисунка, петель, а воображение рисует будущий шедевр. Три в одном, даже четыре, ведь итогом станет прекрасная вещь.

Двумя полушариями мозга могут оперировать не только гении. Развить в себе экстрасенсорные способности может любой. Ежедневные упражнения гарантируют развитие аналитического склада ума, необходимо лишь работать над собой.