Болезни Военный билет Призыв

Мотивация поведения

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Лев Толстой).

Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.

Понятия мотивация

Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:

  • почему и из-за чего человек действует;
  • на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
  • почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
  • какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
  • почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.

Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой.

Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:

  • вектор направленности действий;
  • собранность, целеустремленность, последовательность, действий;
  • активность и напористость;
  • устойчивость избранных целей.

Потребность, мотив, цель

Термин мотив – один из ключевых понятий психологии, понимаемый учеными по-разному в рамках различных теорий. Мотив (moveo) – условно идеальный предмет, не обязательно материальной природы, на достижение которого ориентирована деятельность личности. Мотив воспринимается индивидом как своеобразные, специфичные переживания, которые можно охарактеризовать как позитивные ощущения от предвкушения достижения предмета потребностей, либо негативные эмоции, возникшие на фоне неудовлетворения, либо неполного удовлетворения от имеющегося в настоящем положения. Для выделения и осознания конкретного мотива человеку необходимо осуществить внутреннюю целенаправленную работу.

Наиболее простое определение мотива представлено А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По выводу ведущих ученых: мотивом выступает мысленно очерченная, «опредмеченная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность является неосознанным желанием особы избавиться от имеющегося дискомфорта (читать про ). Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий (читать про ). Например: голод – естественная потребность, желание принять пищу – мотив, а аппетитный шницель – цель.

Виды мотивации

В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.

Экстринсивная и интринсивная

Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.

Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.

Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.

Положительная и отрицательная

Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.

Устойчивая и неустойчивая

Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.

Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.

Дополнительная классификация

Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.

Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.

К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.

Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.

Мотивы: движущая сила поведения людей

Психологи, социологи, философы на протяжении столетий предпринимают попытки для определения и классификации мотивов – стимулов, потенцирующих определенную деятельность личности. Ученые выделяют следующие виды мотивации.

Мотив 1. Самоутверждение

Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания. Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой.

Мотив 2. Идентификация

Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты). Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим на кумира часто присутствует в ювенальном периоде, под влиянием которой подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает . Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации подростка.

Мотив 3. Власть

Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности.Стремление господствовать в социуме – отличное явление от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.

Мотив 4. Процессуально-содержательный

Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия.

Мотив 5. Саморазвитие

Мотивация саморазвития основана на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей,усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. Саморазвитие дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть самим собой и предполагает наличие смелости «бытия».

Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерятьдостигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно держаться и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личностной истории – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят особе больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не требует насилия над собой.

Мотив 6. Достижения

Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Высокая эффективность такой мотивации основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. Этот мотив – движущий фактор для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.

Мотив 7. Просоциальный

Просоциальная – общественно значимая мотивация, основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед общественной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем.

Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:

  • нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
  • лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
  • принятие, признание и защита ценностей коллектива;
  • искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.

Мотив 8. Аффилиация

Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива : высокая ценность общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.

Факторы, определяющие уровень мотивации

Невзирая на вид стимула, движущего деятельность человека, – имеющегося у него мотива, уровень мотивации не всегда одинаков и постоянен у человека. Многое зависит от вида выполняемой деятельности, сложившихся обстоятельств и ожиданий человека. Например, в профессиональной среде психологов некоторые специалисты выбирают для изучения сложнейшие задачи, другие же ограничиваются «скромными» проблемами в науке, планируя достичь в выбранной области значимых достижений. Факторами, определяющими уровень мотивации, являются критерии:

  • значимость для личности перспективного факта достижения успеха;
  • вера и надежда на выдающееся достижение;
  • субъективная оценка человеком существующей вероятности получения высоких результатов;
  • субъективное понимание личностью стандартов, эталонов успеха.

Способы мотивации

На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:

  • Социальная – мотивация персонала;
  • Мотивация для обучения;

Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.

Мотивация персонала

Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:

  • система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
  • система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
  • особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.

Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:

  • экономические методы (материальная мотивация);
  • организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
  • социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).

Мотивация учащихся

Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов. Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:

  • создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
  • эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
  • сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
  • имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
  • позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
  • придание фактам элементов новизны;
  • актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
  • использование позитивной и негативной мотивации;
  • социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).

Самомотивация

Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:

  • аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
  • – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
  • биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
  • развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
  • визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.

Мотивация поведения________________________2

Формирование личности______________________7

Мотивация и личность_______________________12

Заключение

Список литературы

Мотивация поведения

На человека всегда действует много различных сил, которые побуждают его делать или не делать что-либо. Иногда это внешние силы, например требование окружающих.Наряду с этим есть и внутренние силы, побуждающие человека к определённому поведению. В психологии это называется мотивами, а их система - мотивацией. Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности , потребности, мотивы,цели, намерения, стремления и др.),и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это- поиск ответов на вопросы типа "почему?","зачем?","для какой цели?","ради чего?","какой смысл?".Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Один из универсальных типов мотивации направлен на достижение успеха : деятельность выполняется с целью достигнуть чего-то положительного, получить вознаграждение. Например:

· Готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на * отлично*.

· Тренируюсь, чтобы победить в состязании, получить*золото*.

· Слежу за сковородкой, чтобы ужин получился вкусный и романтичный.

Если же мы, приступая к какому-либо делу, ориентируемся на достижение успеха, то задействуется механизм,который будет работать в нашу пользу. Мы самопрограммируемся и получаем положительные эмоции, которые активизируют нас, позволяют найти силы на то, чтобы работать более продуктивно. И при этом возрастают шансы, что желаемый нами успех действительно воплотиться в жизнь.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называю т особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлёкшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определённой цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как интерес.

Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определённые внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиции с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимодействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.

Мотив-это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщённом виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определённых условиях, которых им недостаёт для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму(личности),активизируя и стимулируя его. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть ещё материальные, духовные и социальные(представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом).

Основные характеристики человеческих потребностей -сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идёт о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувства уверенности в себе,своей ценности,силы,способностей и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Препятствия к удовлетворению этих потребностей ведут к появлению чувства неполноценности, слабости и беспомощности.Эти чувства,в свою очередь,дают начало подавленности (фрустрации) или иным компенсаторным,или невротическим склонностям. Состояние расстройства,подавленности,возникающие в тех случаях, когда человек на пути к достижения цели сталкивается с препятствиями,барьерами,которые являются реально неопределимыми или воспринимаются как таковыми, называется фрустрацией. Фрустрация может привести к различным изменениям поведения и самосознания личности.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие- цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно- побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Мотивационную сферу человека с точки зрения её развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Широта-это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов- диспозиции (мотивы),потребностей и целей, представленных на каждом уровне. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость -подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения также являются разнообразные книги, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Иерархизированность -это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции(мотивы, цели)сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определённого уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают своё решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Формирование личности

Личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.В структуру личности включаем способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация-это соответственно, переживания и побуждения к деятельности. Социальные установки-убеждения и отношения людей.

поступков подход к толкованию содержания психологических явлений позволяет построить еще одну объяснительную модель мотивации сложного, синтезированного образования психического мира человека. Исходным в ее построении и есть понимание поступка как специфического способа действия личности, в котором становится действительной, реальной индивидуальная сущность данной личности. Поступок бы выкристаллизовывает неповторимый смысл"Я"человека и делай во его доступным непосредственному наблюдению. Это форма деяния, когда стереотипность, следование устойчивом становятся невозможными, когда содержание действия предстает в неповторимом, индивидуализированного способе учи ния человеком того или иного акта проявления своего отношения к миру или отдельных его элементов. Поступок бы отражает собственно личностное в человеке. Вчинюванню как процесса совершения акта самовиявле ния личности предшествует постижения ней содержания ситуации как такового, что делает необходимым акт самовыражения"Я"Этот акт является результатом развития ситуации действия: все элементы-ситуации выстраиваются в"иерархиз. Ован модель потенцирование"поступка, когда внешние и внутренние, прямые и косвенные, имеющиеся и скрытые условия данной ситуации обуславливают такую??активность"Я"человека, направленная на овладение ситуацией, на утверждение своего образа действия в ней, на обеспечение ожидаемых последствий деяния в данной ситуациитуації.

Если характеризовать ситуацию вчинювання с точки зрения"энер-гомисткости"ее элементов, то необходимо подчеркнуть, что сам поступок потенцируется не собственно содержанием ситуативных влияний, но и их эффективные истю, насыщенностью"эмоциональной энергией", силой индивидуальных значений этих воздействий для личности и т.д.. Таким образом, встает вопрос о побудительную функцию ситуации, приобретает статус"ситуации поступка"только при условии освоения ее"поступков содержания"со стороны самой личности. Следовательно, необходимо раскрыть собственное мотивирующую характеристику ситуации, действия в которой побуждает личность к акту самовыражения индив идуальнои сущности"Я", к поступкамку.

В каждой отдельной ситуации деяния человек предстает как индивид, способный к самостоятельному, предметного, целенаправленного совершение соответствующих по содержанию и способам реализации действий. Как отдельный индивид человек наделена способностью непосредственно и косвенно воспринимать"информационный контекст"ситуации и реагировать на него, исходя из"ценностного контекста"ситуации, которая формируется в процессе постижения инд ивидом содержания данной ситуации. От первоначального момента восприятия ситуации индивидом до момента действия и ответы на воспринят содержание происходит развертывание (как правило, во внутреннем плане псы хологичних явлений"Я")"мотивационного контекста"ситуации, а именно - мотивирование индивидом"действенного контекста"ситуации и инициирование собственно поступков диій.

Мотивировка выступает как более или менее длительный процесс активации побудительных сил поведения и действия личности. Происходит актуализация - переход в актуальное состояние - тех или иных потребностей, влечений, желаний ь, хотений, ожиданий личности и т.д., которые соответствуют содержанию данной ситуации и индивидуальной оценке. ЕЕ со стороны данной личности (ведь каждый человек по-своему реагирует на каждую из ситуаций поведения, д ияння, жизни). Формируется своего рода"активное состояние", или"состояние активации"человека, который на следующем этапе развития ситуации повлечет тот или иной"действенный контекст"данной ситуации, вызывает определенные ди й личности. Указанный"состояние активации"и является сложным комплексом побуждений деяния личности в этой ситуации, то есть соответствующей мотивацией деянияхння.

Таким образом, мотивация выступает как синтезированное образования, основой которого являются природные для человеческого существования побуждения (биологического, социального, морального, духовного характера и т.д.). Необходимо различать процессуальные особенности мотивировки поведения или действия личности *, иногда мотивацией называют сам процесс мотивирования, когда происходит актуализация тех или иных побуждений, их содержательная интеграция иерархизации и формирование мотива деяния. Однако более распространена традиция обозначать понятием"мотивация"сам продукт, результат мотивировки поведения или действия - сложный комплекс мотивов, обра ся результате овладения индивидом учинковою ситуацией. Мотивация может быть осознанной и неосознанной. Иногда мотивировка действий индивида может осуществляться через синтез неосознанных влечений или хотений и осознанных мотивов. В результате образуются так называемые вторичные мотивы, которые выступают осознанными побуждениями выше, чем первичные, порядке и обнаруживают новый,"приобретенный", присвоенный содержание мотивации индивида. Мотив - это осознанное индивидом побуждение его действий и поведения, постигнута через сопоставление предмета потребности (или поезда, стремление, желание), эмоционального или аффективного содержания переживания ния этой потребности и ожидаемого результата ее удовлетворения. Основу формирования первичных мотивов составляет, как правило, та или иная потребность индивида, вторичные же мотивы могут иметь в своей основе первичн и мотивы и формироваться через синтез их с другими побуждениями действия конкретного индивидндивіда.

Поступок как специфическая форма действия и поведения человека всегда сопровождается"борьбой мотивов", следовательно, процесс мотивирования поступка имеет такие существенные признаки: 1) при мотивации поступка индивид актуальным изуе"противоположности"побуждений своих действий в ситуации, и имеет возможность прогнозировать развитие этих противоположностей - к обострению и взрыва противоречий или сглаживания, гармонизации элементов возм ивих противоречий, 2) актуализация противоположностей побудительных импульсов может осуществляться индивидом сознательно, подсознательно, неосознанно т.д., соответственно в каждом из этих случаев процесс актуализации и последовательность развертывания поступков ситуации и действия будет специфические признаки, 3) соответственно осуществляться и процесс принятия решения индивидом и выбор"ведущего мотива"(или комплекса мотиве в), которые обусловят содержание и характер его действий на следующем этапе развертывания поступки.

Борьба мотивов обнаруживает ориентации индивида в выборе тех или иных побудительных импульсов, уровень его готовности к осуществлению целенаправленных и утверждающих его собственное"Я"действий, склонность к тому или иного типа мотивирования поступка. Так, можно говорить о импульсивное или умеренное мотивировки, эмоциональное (аффективное), рационализированное или интуитивное мотивировки поступков активности индивида. Резуль папы противостояния мотивов и осознание индивидуального значения этого противостояния оказываются в принятии решения индивидом относительно всех элементов ситуации поступка (внешних и внутренних, действительных и возможных непосредственных и опосредованных т.д.). Именно момент принятия решения и его содержательный выражение (характер и цель следующего действия) становятся собственно динамическим импульсом дальнейшего развития ситу ции поступковнку.

В процессе онтогенеза существенно меняются характер и последовательность мотивирования поступков индивида. На начальных этапах оно осуществляется по принципу"уторування путей", т.е. каждая поступков ситуа ация требует последовательного и постепенного развертывания каждой отдельной ситуации, а"энергоемкость"ситуации определяется прежде признаками"неизвестного"и"неосвоенного"относительно элементов данной ситуации. На поздних этапах онтогенеза на первый план выходит именно"содержание"учинковои ситуации, а способ реагирования на него избирается индивидом уже с учетом индивидуального опыта мотивирования и приня ття решенииня.

Итак, в онтогенезе происходит формирование опыта развертывания"мотивационного контекста"ситуации поступка. Процесс мотивирования поступков, построение мотивов и образования конкретной мотивации деяния и п поведения приобретают свойственных конкретному индивиду признаков содержательного, структурного, процессуального, аффективного т.п. характера. Через закрепление одних признаков, отвержение других, при условии активного, творческие ого привнесения новых элементов в процесс осуществления индивидом мотивированного действия, происходит процесс формирования индивидуального опыта создания мотивации (в узком плане) и осуществления вчинковог в действие (в широком плане) индивида. Содержание данного опыта всегда конкретен, присущий отдельному индивиду, а потому имеет существенные признаки неповторимого"Я"человекини.

Опыт мотивирования становится основой для формирования более сложных личностных образований - опыта создания ценностей, значений, смыслов своего поведения, действия, жизнь. О психологическом содержание данных явлений идти иметься ниже. Теперь существенным является рассмотрение основных типов мотивации действия человека в соответствии с основных форм деятельности, которые насыщают каждый акт учинювання конкретным содержанием. Существуют различные подходы к классификации форм деятельности человека, у нас будет подан содержательный анализ мотивацииії:

1) феноменологического создания идеи (или подвижничества);

2) теоретического воспроизведения мира в знании;

3) специализированного умения;

4) художественного воспроизведения мира;

5) исследовательской деятельности

В целом представлена??объяснительная модель мотивации может быть отнесена к"процессуальных моделей", которые направлены на выявление причин, целей и механизмов поведения и действия человека. Процессуальные поясн нювальни модели мотивации ориентированы на объяснение закономерностей сочетание различных составляющих ситуации мотивирования, приводит к принятию решения и совершения действия, соответствующей ситуации. К этому тип у моделей относят"поведенческой модель"ДжМак-Грота,"расширенную модель мотивации"ХХекхаузена, теорию мотивации. КЛевина и др.. В отличие от процессуальных моделей,"модели содержания"мотивации нацелены для решения вопроса о типе потребностей, которые мотивируют действия индивида в той или иной ситуации, или вопрос о том, на основе каких целей он действует, отдавая предпочтение одним и отвергая другие. Сочетание указанных моделей возможно в контексте синтезирующего,"динамического подхода"к построению теорий мотивации, в которых поведение и действия индивида должны рассматриваться как сложный, распространенный во времени его индивидуальной истории, процесс приобретения индивидуально-неповторимого опыта мотивирования разноплановой активности в мире: познавательной, преобразующей, нравственной, духовной тощї тощо.

В психологии, педагогике, криминологии в структуре поступка выделяют следующие элементы: причину, цель, условия, побуждения, борьбу мотивов, принятие решения, действия, последствия и другие. В этическом анализе, думается, необходимо и достаточно принять во внимание лишь три структурных элемента и их взаимосвязь: мотив, результат, а также условия, при которых мотив переходит в результат. Мотив всегда субъективен, результат - объективен, условия же могут быть и субъективными, и объективными. В целом поступок есть единство объективного и субъективного в поведении. Ближайшие результаты поступка большей частью наблюдаемы, лежат на поверхности.
Сложнее с выявлением истинного мотива. Психологически он может представляться в виде комплекса побуждений, сложно переплетенных между собою. Часто сам деятель затрудняется определить мотив своего поступка: "Сам не знаю, почему это сделал". Возникает необходимость отыскания первичного или доминирующего мотива. Часто мотив поступка смешивают с близкими, но иными понятиями: причиной, побуждением, стимулом, намерением (умыслом). Побуждение - любая причина (внутренняя, внешняя) поступка. Оно всегда предшествует по времени действию и его результату. Внешнее побуждение (принуждение, уговоры, ссылка на авторитет, обещание награды и т.п.) обычно называют стимулом. Поэтому выражение "материальные стимулы" корректно, но "моральные стимулы" некорректно, так как моральные побуждения - всегда внутренние.
Намерения (умыслы) - хотя и внутренний элемент сознания, но не мотив поступка. Намерение - образ того действия, которое собираются совершить. Намерение нередко не совпадает с мотивом. Так, кто-то намерен взять слово на собрании, мотивы при этом могут быть разными: желание доказать истину, свести счеты с противником, а может быть - просто покрасоваться перед публикой, прослыть златоустом, записным оратором. Намерение предшествует поступку, мотив же может выдвигаться и после, скажем для оправдания уже совершенного поступка, его обоснования. Например, кто-то полез в драку по присущей ему агрессивности характера, на суде же "мотивирует" свое неприглядное поведение апелляцией к более высокому морально-правовому принципу "права на самооборону", на "защиту своей чести и достоинства".
Еще Гегель убедительно доказывал, что мотив всегда внутреннее, субъективное побуждение, и притом осознанное побуждение1. Этим мотив коренным образом отличается от всех других побуждений: внешних причин и обстоятельств, инстинктивных психических реакций.
Процесс осознания и выбора мотива, а также его обоснования для себя или перед другими принято называть мотивацией. Анализ мотивации может привести к осознанию главного, доминирующего побуждения - исходного или первичного. Многие психологи и этики считают (очевидно, правильно), что в основе всех мотивов у людей лежат их осознанные потребности и интересы.
В структуре поступка важное значение имеют условия его совершения, как внешние объективные ("социальный фон", на котором совершается поступок), так и внутренние субъективные (черты характера, состояние психики, тип мировоззрения и т.п.). В зависимости от конкретных обстоятельств могут существенно меняться характер ожидания от человека той или иной "линии поведения", а также мера ответственности за нее.

Как часто приходится слышать от женщин, что настоящих мужчин больше нет. И женщины искренне думают и говорят" "хочу быть сильной и оставаться слабой", противореча даже в мечтах и целях.

Мужики в этих вопросах более сдержанны, но, скорее всего им просто в голову не приходит рассуждать на эти темы. Как бы там ни было, но в целом недовольны друг другом все. И те, кто имеет желание разделить радости и трудности жизни с любимым человеком, сталкиваются с серьёзной проблемой поиска подходящей кандидатуры. И я уверен, что этому есть весьма объективные причины.

Почему врут мужчины?

1. Многие мужчины хотят хорошо выглядеть в глазах незнакомой женщины, поэтому начинают мгновенно скрывать свои недостатки, тем самым добиваясь женского расположения. Чего в процессе общения с девушками они и добиваются. Более того, у каждого мужчины есть свой собственный внутренний мир, чаще всего женщину они туда ни каким образом не впускают. В большинстве случаев это и порождает ложь.

2. Прошлая ложь более свойственна женщинам, но мужчины наоборот предпочитают скрывать свои "былые заслуги", но если женщина его поймает, доверие к нему попадет напрочь.

3. На вопрос со стороны жены "Где ты был?" мужчина 100% ответит, что был на работе. Ответив, таким образом, на вопрос жены он автоматически освобождается от всех домашних проблем.

История женщины

Почему он со мной? Наверное, ты не раз задавала себе этот вопрос. Что такого есть у меня, чего нет у тебя? Ты вроде не уродина и глаза красивые, но он не с тобой. Прости, если тебя обижаю, но он мой и еще я считаю глупым делить мужчину, если бы он и правда выбирал, я бы без оглядки от него ушла, а так им интересуются, мне это приятно.

Почему он со мной? Потому что, именно я всегда была рядом, когда ему было плохо, именно я выводила его из депрессий, именно я поддерживала в трудных ситуациях, а не сбегала как крыса с корабля. Это мы с ним собирали деньги на машину, а потом на ее ремонт, это я часами мерзла на разных СТО в ожидании, а потом ремонт квартиры, покупка мебели.

Почему мужчина, который очень нравится не смотрит мне в глаза при разговоре? Ведь так хочется прочесть в его взгляде всю правду о чувствах или их отсутствии, наконец!

Таким вопросом задается женщина не один раз. Есть интуиция, шестое чувство, что нравлюсь этому мужчине. Но жизненный опыт говорит, что девушки часто склонны выдавать желаемое за действительное. А значит, хочется конкретного подтверждения своему ощущению. Никому не хочется обмануться в собственных надеждах!

  • Блог пользователя - lanochka

Ответ любимого пупсика своей глупышке малышке.

  • Блог пользователя - Сергей Левин

Примитивные мужики и мы, очаровательные Божества.

Влечение мужчины к женщине, и наоборот.

Среди женщин существует глубокая убеждённость, что у мужиков мозг находится в штанах. Объяснений и «доказательств» этому, с точки зрения женщины, миллион, и обсуждать тут нечего. И так всё очевидно. А мы Божества, тонкие, всё понимающие, высшие в этом мире, управляющие этими тупыми мужиками.

Боже упаси оспаривать это утверждение. Ведь, что хочет женщина, то хочет Бог. Но, бесконечно опасаясь кары Божьей, как камикадзе, рискну, как представитель мужского сословия, вякнуть пару слов в мужское оправдание.