Болезни Военный билет Призыв

Морфологический разбор например. Морфологический разбор местоимения. Морфологический разбор особых форм глагола

Самой большой проблемой для учащихся является морфологический анализ (разбор) слова. Это можно объяснить тем, что части речи изучаются на протяжении нескольких лет, и их признаки вылетают из головы. Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы - планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

Учащимся не нужно обращаться к разным учебникам, чтобы вспомнить многие правила. Эта памятка пригодится не только в 5-7 классах, но и при подготовке к экзаменам, итоговом повторении.

Ганус Антонина Валентиновна, 30.03.2018

3498 289

Содержимое разработки

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО .

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО? ” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ .

Н. ф. – … (И. п., ед. ч. )

II. Постоянные признаки:

    собственное или нарицательное,

    одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. ) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ),

    род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса ), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы )),

    склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. –); разносклоняемое (на –мя, путь);

несклоняемые (неизменяются по падежам и числам) ,

Непостоянные признаки:

    в … числе (ед., мн. ),

    в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П ).

И. Кто? Что? В. Кого? Что? Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем? Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО .

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р .)

II. Постоянные признаки:

Качественное (может быть в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

Непостоянные признаки:

    в степени сравнения (для качественных);

    в полной (какой? ) или краткой (каков? ) форме,

    в … падеже (для полной формы),

    в …числе (ед., мн.),

    в … роде (для единственного числа).

III. Синтаксическая роль

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА .

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ? ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА .

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать ? что сделать ?)

II. Постоянные признаки:

    вид (совершенный (что с делать?) или несовершенный (что делать?)),

    спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),

    возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),

    переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога )/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога ).

Непостоянные признаки: (!!! У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова)

    в … наклонении (изъявительное : что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы ? что сделал бы ?),

    в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),

    в … числе (ед., мн.),

    в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО .

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО? ” (или “КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ).

Н .Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

II. Постоянные признаки:

    разряд по структуре (простое/сложное/составное),

    разряд по значению (количественное + подразряд (целое/дробное/собирательное)/ порядковое ),

    особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил .

5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл .

40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы .

тысяча скл., как сущ.1 скл.

миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл .

сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.

сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

Непостоянные признаки :

  • число (если есть),

    род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ .

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

II. Постоянные признаки:

    разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест.-прил., мест. -числ .)

    разряд по значению с доказательством:

личное , т.к. указ. на лицо;

возвратное , т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;

притяжательное , т.к. указ. на принадлежность;

вопросительное , т.к. указ. на вопрос;

относительное , т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;

неопределенные , т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,

отрицательные , т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;

определительные , т.к. указ. на обобщенный признак предмета.

    лицо (для личных).

Непостоянные признаки:

  • число (если есть),

    род (если есть).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ .

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

II. Постоянные признаки:

    Неизменяемая часть речи.

    Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?), места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?), причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

)

Непостоянные признаки:

III. Синтаксическая роль.

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ .

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

II. Постоянные признаки:

    Неизменяемая часть речи.

    Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?), места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?), причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. )

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ .

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

Н.ф. – … (И., ед., м.).

II. Постоянные признаки:

    действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).

    вид (совершенный – что с делавший? несовершенный – что делавший?).

    возвратность (возвратное – есть -ся , невозвратное – нет -ся ).

    время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).

Непостоянные признаки:

    полная (какой?) или краткая форма (каков?) (только для страдательных).

    падеж (только для причастий в полной форме).

    число (ед., мн).

    род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ .

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

II. Постоянные признаки:

    Неизменяемая часть речи.

    Вид (совершенный – что с делав?/несовершенный – что делая?).

    Возвратность (возвр. – есть -ся , невозвр. – нет -ся ).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор СОЮЗА .

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

II. Признаки:

    Простой (из одного слова: и, а, но… потому что… ).

    Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако… ) + группа по значению (соединительные: и ; противительные: но ; разделительные: или ). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно… ) + группа по значению (изъяснительные : что, временные : когда, условные : если, причинные : потому что, целевые : чтобы, следственные : так что; уступительные : несмотря на то что, хотя; сравнительные : как будто)

    Неизменяемая часть речи.

11. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА .

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

II. Признаки:

    Простой (из одного слова: из, в ) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).

    Производный (перешел из другой части речи: вокруг ) / непроизводный (из, к, об …).

    Неизменяемая часть речи.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ .

I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).

II. Признаки:

    Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы… /смысловые: неужели, вот, именно… ).

    Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

13. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ .

I. Часть речи – межд, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию.

II. Признаки:

III. Не является членом предложения.

14. Морфологический разбор ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА .

I. Часть речи – зв/п.слово, т.к. передаёт звуки живой или неживой природы.

II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.

III. Не является членом предложения.

Хорошо ли мы помним то, чему нас учили в школе? Ну вот, например, можете ли вы сказать, как делать морфологический разбор слова и зачем вообще это нужно? Особенно актуальным этот вопрос становится тогда, когда родители пытаются помочь своему ребенку в подготовке к сдаче ЕГЭ. И как ни странно, зачастую их ставит в тупик не физика с химией или математика, а наш родной и любимый русский язык.

Что такое морфологический разбор слова

Морфология – это раздел языкознания, изучающий слово, как часть речи. Морфологический разбор слова, это его полная характеристика именно с точки зрения грамматики русского языка. Делая морфологический разбор слова, нужно уметь определить, какой часть речи оно является, какие у него имеются постоянные признаки, а какие признаки этого слова являются изменяемыми. Нужно также понимать, в какой форме данное слово употреблено в предложении, и какую роль оно здесь играет.

Зачем нужен морфологический разбор слова

Те ошибки, которые обычно делаются в письменной речи, являются не случайными. Многие слова имеют «ошибкоопасные» части, которые при изучении в школе русского языка указываются специальными орфограммами, призванными обратить внимание именно на наиболее вероятные ошибки. Морфологический разбор слова придуман вовсе не для того, чтобы усложнять жизнь ученикам и их родителям. А для того чтобы было легче понять, как именно следует писать данное слово. Например, определяя к какой части речи оно относится, мы можем быстро вспомнить, как именно следует проверять правильное написание, в случае возникших сомнений. Так, прилагательное проверяется путем постановки к нему вопроса, существительное – по падежам и склонениям, окончания глагола в безударной форме – в соответствии со спряжением. Если же это глагол прошедшего времени, то его написание проверяется по роду, к которому его нужно отнести.

Правописание суффиксов и окончаний слова полностью зависит от того, к какой части речи относится данное слово. Вот поэтому в школе уделяют довольно много времени изучению этого момента, а кроме того, морфологический разбор слова обязательно входит в программу экзаменов ГИА в 9 классе, в программу ЕГЭ и в программу вступительного экзамена по русскому языку в высших учебных заведениях.

Давайте вспомним, как делать морфологический разбор слова

Итак, чтобы сделать морфологический разбор существительного, нужно указать:

  • часть речи, общее зна­че­ние, на­чаль­ная форма (Им.п., ед.ч.);
  • по­сто­ян­ные при­зна­ки: имя соб­ствен­ное или на­ри­ца­тель­ное, оду­шев­лен­ное или неоду­шев­лен­ное, род, скло­не­ние;
  • непо­сто­ян­ные при­зна­ки: падеж, число;
  • син­так­си­че­ская роль.

Давайте посмотрим, как это выглядит на примере. Допустим, у нас есть предложение: «Я надела шляпу». Попробуем сделать морфологический разбор слова «шляпу».

  • Шляпу – сущ, н.ф.: шляпа.
  • Пост. пр.: на­ри­цат, неодуш., ж.р., 1 скл.;
  • Непост. пр.: В.п., ед.ч.;
  • Синт. роль: до­пол­не­ние.

Как видите, все очень просто.

Это было у нас имя существительное. А теперь попробуем для примера взять прилагательное. Оно разбирается по такой же схеме, однако есть и некоторые отличия. Чтобы сделать морфологический разбор прилагательного, нужно будет указать:

  • часть речи, общее зна­че­ние, на­чаль­ная форма (Им.п., ед.ч., муж или жен.р.)
  • по­сто­ян­ные при­зна­ки: ка­че­ствен­ное, при­тя­жа­тель­ное, от­но­си­тель­ное.
  • непо­сто­ян­ные при­зна­ки: для ка­че­ствен­ных – сте­пень срав­не­ния, пол­ная или крат­кая форма; для всех – падеж, число, род (в ед.ч.).
  • син­так­си­че­ская роль в предложении.

Возьмем предложение: «Впереди мелькнула голубая гладь реки». Что мы можем сказать о прилагательном «голубая»?

  • Голубая – при­лаг., н.ф.: голубая.
  • Пост. пр.: ка­честв.;
  • Непост. пр.: по­ло­жит. сте­пень сравн., пол­ная форма, Им.п, ед.ч.;
  • Синт. роль: опре­де­ле­ние.

Ладно, с существительными и прилагательными мы разобрались. А что делать, если нужен морфологический разбор глагола? В принципе, все то же самое. Ну – почти:

часть речи. Общее зна­че­ние. На­чаль­ная форма (ин­фи­ни­тив);

по­сто­ян­ные при­зна­ки: вид, пе­ре­ход­ность, воз­врат­ность, спря­же­ние;

непо­сто­ян­ные при­зна­ки:на­кло­не­ние гла­го­ла, время, лицо, число, род (если есть).

син­так­си­че­ская роль.

«Слушатели оживились, начали хлопать в ладоши». Разберем глагол «оживились».

Оживились – глаг., н.ф. – оживиться;

Пост. пр.: сов.в., непе­ре­ход., воз­вратн.,ІІспряж.;

непост. пр.: изъ­явит. на­кло­не­ние гла­го­ла, прош.вр., мн.ч.;

синт. роль: ска­зу­е­мое.

Как сделать морфологический разбор числительного и местоимения

Ну вот, мы немного разобрались с основными членами предложения. Но ведь здесь есть и другие части речи, которые тоже являются полноценными словами и играют в предложении весьма важную роль. Поэтому мы сейчас посмотрим, как нужно делать морфологический разбор числительного и местоимения.

При морфологическом разборе числительного необходимо указать:

  • часть речи. Общее зна­че­ние. На­чаль­ная форма (Им.п.)
  • по­сто­ян­ные при­зна­ки: про­стое/со­став­ное; ко­ли­че­ствен­ное/по­ряд­ко­вое/со­би­ра­тель­ное;
  • непо­сто­ян­ные при­зна­ки: падеж, род (если есть), число (если есть).
  • син­так­си­че­скую роль.

Возьмем для примера предложение: «Мы выбирали из десяти претендентов».

  • Десяти – чис­ли­тель­ное, н.ф.: десять;
  • Пост. пр.: про­стое, колич.;
  • Непост. пр.: Р.п.;
  • Синт. роль: определение.

Если все понятно, то переходим к морфологическому разбору местоимения. Здесь нужно будет указать:

  • часть речи. Общее зна­че­ние. На­чаль­ная форма (Им.п., ед.ч.)
  • по­сто­ян­ные при­зна­ки: раз­ряд, лицо (для лич­ных ме­сто­име­ний)
  • непо­сто­ян­ные при­зна­ки: падеж, род, число (если есть), лицо (для лич­ных ме­сто­име­ний).
  • син­так­си­че­ская роль.

Используем в качестве примера предложение: «В этой книге рассказывается о древнем китайском городе».

  • Этой – ме­сто­име­ние, н.ф.: эта.
  • Пост.пр.: указательное;
  • Непост. пр.: П.п., ед.ч., ж.р.;
  • Синт. роль: опре­де­ле­ние.

Очень надеемся, что этот небольшой тренинг поможет вам на предстоящих экзаменах.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Представляет собой полную грамматическую характеристику данного слова. При этом слова рассматриваются в контексте предложения, восстанавливается и анализируется их изначальная структура. Чтобы проделать правильный морфологический разбор частей речи, необходимо уметь определять начальную форму слов, знать их постоянные и изменяемые и понимать слов в предложении.

Схемы разбора слов в предложении существенно отличаются друг от друга, поскольку они зависят от признаков этой части речи и формы, в которой стоит слово в данном предложении. Сам план морфологического разбора может варьироваться в зависимости от возраста учащихся. Поэтому ниже мы приведем планы разбора отдельных частей речи для учеников 4-5 класса.

Морфологический разбор существительного:

1. Определить найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Определить начальную форму (поставить слово в единственное число именительного падежа).

3. Указать признаки: собственное существительное или нарицательное, одушевленное - неодушевленное.

4. Определить род (женский - мужской - средний), склонение, падеж, число (единственное - множественное).

5. Указать, каким членом предложения является данное существительное.

Образец разбора слова «лисята» в предложении «Лисята побежали за бабочкой» .

Устный разбор: Лисята - это имя существительное. Оно обозначает живое существо (кто?) - лисята. Начальная форма - лисенок. Является нарицательным, одушевленным, мужского рода, 2-е склонение. В данном случае слово употребили в именительном падеже, во множественном числе. Слово «лисята» в предложении является подлежащим.

Письменный разбор:

Лисята - сущ.

(Кто?) - лисята;

Н. ф. (начальная форма) - лисенок;

Нариц., одуш., муж. род;

2-е склон.;

в имен. пад., во множ. числе;

играют (кто?) - лисята - подлежащее.

Морфологический разбор прилагательного

2. Поставить в начальную форму (в единственное число именительного падежа мужского рода.

3. Определить род прилагательного, его падеж и число.

4. Указать, каким членом предложения является данное прилагательное.

Образец разбора слова «трудолюбивая» в предложении «Трудолюбивая белочка запасает орешки на зиму».

Устный разбор: Трудолюбивая (белочка) - прилагательное. Белочка (какая?) - трудолюбивая. Обозначает признак предмета. Начальная форма - трудолюбивый. Слово употребили в женском роде, единственном числе, именительном падеже. В данном предложении слово «трудолюбивая» является определением.

Письменный разбор:

Трудолюбивая (белочка) - прилаг.;

Н.ф. - трудолюбивый;

Женск. род, единств. число, именит. падеж;

Какая? - трудолюбивая - определение.

Морфологический разбор числительного:

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить числительное в начальную форму - в именительный падеж.

3. Выявить признаки: простое - составное числительное, количественное - порядковое, в каком падеже стоит.

4. Каким членом предложения является данное числительное.

Образец разбора слова «пять» в предложении «Пять галчат есть хотят».

Устный разбор: «Пять» - числительное. Слово обозначает количество галчат (сколько?) - пять. Начальная форма - пять. Простое, количественное. Слово употребили в именительном падеже. В данном предложении слово «пять» входит в состав подлежащего.

Письменный разбор:

Пять - числит.: галчат (сколько?) - пять;

Н.ф. - пять;

Простое, количеств., в именит. падеже;

(Кто?) - пять галчат - часть подлежащего.

Морфологический разбор местоимения:

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить в начальную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа).

3. Определить признаки: лицо, затем (если есть) - род и число, определить падеж.

4. Каким членом предложения является данное местоимение.

Образец разбора слова «мне» в предложении «Не хватило мне целого лета».

Устный разбор: «Мне» - местоимение. Указывает на предмет (кому?) - мне. Начальная форма - «я». Местоимение личное, 1-е лицо. Слово употребили в дательном падеже единственного числа. В данном предложении слово «мне» является дополнением.

Письменный разбор:

Мне - местоим.:

(Кому?) - мне;

Н.ф. - я;

Личное;

Дательн. падеж, единств. число;

Кому? - мне - дополнение.

Морфологический разбор глагола

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить в неопределенную (начальную) форму.

3. Определить признаки: спряжение, число, если есть - время, лицо, род;

4. Каким членом предложения является данный глагол.

Образец разбора слова «вспыхнул» в предложении «Вспыхнул первый луч зари».

Устный разбор: «Вспыхнул» - глагол. Обозначает действие (что сделал?) - вспыхнул.

Начальная форма - вспыхнуть, 1-е спряжение. Слово употребили в единственном числе, в в 3-м лице. В данном предложении слово «вспыхнул» является сказуемым.

Письменный разбор:

Вспыхнул - глагол;

(что сделал?) - вспыхнул;

Н.ф. - вспыхнуть;

1 спряж., единств. число, 3-е лицо.

Что сделал? - вспыхнул - сказуемое.

Морфологический разбор наречия:

1. Часть речи, общее значение.

2. Неизменяемое слово.

3. Член предложения.

Образец разбора слова «быстро» в предложении «По небу быстро пробегали темные тучи».

Устный разбор: «Быстро» - наречие. Обозначает признак действия: пробегали (как?) - быстро. Неизменяемое слово. В предложении является обстоятельством.

Письменный разбор:

Быстро - наречие;

Пробегали (как?) быстро;

признак действия, неизм.;

Как? - быстро - обстоятельство.

Морфологический разбор самостоятельных частей речи

Имя существительное

План разбора
I. Часть речи. Общее грамматическое значение.

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.
Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

Образец разбора

Тихо льется тихий Дон."

Устный разбор:

Дон-существительное,обозначает предмет,отвечает на вопрос что? Начальная форма-Дон;собственое,неодушевленное;муж.р.;2-е скл.употреблено в форме им.п.ед.ч.(мн.ч. не имеет) в предложении выполняет роль подлежащего.

Имя прилагательное

План разбора
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки: а) качественное, относительное или притяжательное.
Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед.ч.).
III. Синтаксическая роль в предложении.

Образец разбора

Коля рисовал хлеба, которые были убраны в большие 3 копны.

Устный разбор

Большие – имя прилагательное.
Во-первых, обозначает признак предмет: (какие?) хлеба. Начальная форма: большой.
Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: качественное. Непостоянные признаки: полное, вин.п., мн.ч.

Письменный разбор:

Большие – имя прилагательное.
I. (Какие?) хлеба. Н.ф. – большой.
II. Пост.п.: качеств.; непост.п.: полн., вин.п., мн.ч.
III. Хлеба (какие?) большие.

Имя числительное

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж).
2. Постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое, разряд (для количественных).
Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Школьный участок занимает десять 3 гектаров.

Устный разбор

Десять - имя числительное.
Во-первых, обозначает количество: гектаров (сколько?) десять. Начальная форма - десять.
Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: простое, количественное, обозначает целое число. Непостоянные признаки: употреблено в винительном падеже.
В-третьих, в предложении входит в состав дополнения: занимает (что?) десять гектаров.

Письменный разбор

Десять - числит.
I. Гектаров (сколько?) десять. Н. ф. - десять.
II. Пост.п: прост., колич., целое. Непост.п: в вин. пад.
III. Занимает (что?) десять гектаров.

Местоимение

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма.
2. Постоянные признаки: разряд по значению; лицо (для личных).
Непостоянные признаки: падеж; род (если есть); число (если есть).
III. Синтаксическая функция.

Образец разбора

Мой 3 оптимизм родился из занятий наукою, и мне 3 желательно было бы внушить его каждому 3 ... (Д. Менделеев)

Устный разбор

Мой - местоимение.
Во-первых, оно указывает на признак: оптимизм (чей?) мой. Начальная форма - мой.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: притяжательное; непостоянные признаки: стоит в именительном падеже, в единственном числе, в мужскому роде.
В-третьих, в предложении является определением.

Мне - местоимение.
Во-первых, указывает на предмет: желательно было бы (кому?) мне. Начальная форма - я.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак - личное; непостоянные: употреблено в дательном падеже, единственном числе.

Каждому - местоимение.
В-первых, оно указывает на предмет: внушить (кому?) каждому. Начальная форма - каждый.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: является определительным; непостоянные признаки: стоит в дательном падеже, единственном числе, мужском роде.
В-третьих, в предложении является дополнением.

Письменный разбор

Мой (оптимизм) - мест.
1. (Чей?) мой. Н. ф. - мой.
2. Пост.: притяжательное. Непост.: в и. п., ед. ч., м. р.
3. Оптимизм (чей?) мой.

Мне - мест.
1. (Кому?) мне. Н. ф. - я.
2. Пост.: личное. Непост.: в д. п., ед. ч.
3. Желательно было бы (кому?) мне.

Каждому - мест.
1. (Какому?) каждому. Н. ф. - каждый.
2. Пост.: определительное. Непост.: в д. п., ед. ч., м. р.
3. Внушить (кому?) каждому.

Глагол

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределённая форма).
2. Постоянные признаки: вид; возвратность; переходность/непереходность; спряжение.
Непостоянные признаки: наклонение; время (если есть); лицо (если есть); число; род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Будущее принадлежит 3 людям честного труда (М. Горький).

Устный разбор

Принадлежит - глагол.
Во-первых, обозначает действие: (что делает?) принадлежит. Начальная форма - принадлежать.
Во-вторых, имеет постоянные признаки: несовершенного вида, непереходный, II спряжения. Употреблён в изъявительном наклонении, в единственном числе, в настоящем времени, в 3-м лице - это непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является сказуемым.

Письменный разбор

Принадлежит - глагол.
I. (Что делает?) принадлежит. Н. ф. - принадлежать.
II. Пост.п.: несов. вида, неперех., II спр. Непост.п.: в изъявит. накл., в ед. ч., в 3-м л.
III. Будущее (что делает?) принадлежит.

Наречие

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Неизменяемое слово.
2. Степень сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Ветер порывисто 3 дул.

Устный разбор

Порывисто - наречие.
Во-первых, оно обозначает признак действия: дул (как?) порывисто.
Во-вторых, является неизменяемым словом.
В-третьих, в предложении является обстоятельством образа действия.

Письменный разбор

Порывисто - наречие;
I. Дул (как?) порывисто.
II. Неизм.
III. (Как?) порывисто.

Морфологический разбор особых форм глагола

Причастие

План разбора


II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
2. Постоянные признаки: залог (действительное или страдательное), возвратность, время, вид.
3. Непостоянные признаки: полная или краткая форма, падеж (если есть), число, род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Первая комната была оклеена 3 по брёвнам старыми газетами (К. Симонов).

Устный разбор

Оклеена (комната) - это причастие.
Во-первых, оно обозначает признак предмета по действию (комната, которую оклеили), образовано от глагола оклеить . Начальная форма - оклеенный.
Во-вторых, имеет постоянные признаки: страдательное, прошедшего времени, совершенного вида. Здесь согласуется со словом комната и употреблено в краткой форме, в единственном числе, в женском роде - это непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является именной частью составного сказуемого.

Письменный разбор

Оклеена - причастие.
I. Комната (какова?) оклеена - причастие, особая форма глагола оклеить.
II. Н.ф. - оклеенный. Пост.п: страдат., прош. вр., сов. в. Непост.п: в крат. ф., ед. ч., ж. р.
III. Комната (какова?) оклеена.

Деепричастие

План разбора

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределённая форма глагола).
2. Вид.
3. Неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь 3 заметить хоть лёгкий след раскаяния (М. Лермонтов).

Устный разбор

Стараясь - деепричастие.
Во-первых, оно обозначает добавочное действие (смотрел и старался заметить). Начальная форма - стараться.
Во-вторых, имеет следующие морфологические признаки: несовершенный вид, неизменяемость.
В-третьих, в предложении является обстоятельством цели: смотрел (с какой целью?) стараясь заметить раскаяние.

Письменный разбор

I. (Что делая?) стараясь - деепричастие.
II. Н. ф. - стараться. Пост.п: несов. в., неизм.
III. Смотрел (с какой целью?) стараясь заметить раскаяние.

Морфологический разбор служебных частей речи

Предлог

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологический признак: неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

По 3 небу метались встревоженные галки.

Устный разбор

По - предлог.
Во-первых, служит для связи главного слова метались с зависимым существительным небу в дательном падеже.
Во-вторых, имеет морфологический признак - неизменяемое слово.
В-третьих, членом предложениях не является.

Письменный разбор

По - предлог.
I. Метались |по| небу (д.п.).
II. Морф.п.: неизм.

Союз

План разбора

I. Часть речи.
II. Морфологические признаки:
Постоянные: сочинительный или подчинительный; простой или составной; неизменяемое слово.
III. Синтаксическая функция.

Образец разбора

Я слыхал о тамошних метелях и 3 знал, что целые обозы бывали ими занесены (А. Пушкин).

Устный разбор

И - союз.
Во-первых, соединяет однородные сказуемые слыхал и знал .
Во-вторых, имеет морфологические признаки: сочинительный, простой, неизменяемое слово.
В-третьих, членом предложения не является.

Письменный разбор

И - союз.
I. ═══ и ═══ .
II. Морф. п.: соч., прост., неизм.
III. Не является членом предложения.

Частица

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) разряд;
2) неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

А тут бы 3 влево лишь принять (И. Крылов).

Устный разбор

Бы - частица, так как:
во-первых, участвует в образовании условного наклонения;
во-вторых, является формообразующей, это неизменяемое слово;
в-третьих, не является членом предложения.

Письменный разбор

Бы - частица.
I. Образует услов. накл.
II. Морф.п.: формообраз., неизм.
III. Не является членом предложения.

Междометие

План разбора

I. Часть речи.
II. Морфологические признаки:
1) тип по образованию;
2) значение;
3) неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора
Эй 3 , добрые люди, кто из вас дома?

Устный разбор

Эй - междометие, так как,
во-первых, выражает побуждение,
во-вторых, является непроизводным и неизменяемым словом,
в-третьих, в предложении не является членом предложения.

Письменный разбор

I. Эй - междометие.
II. Морф.п.: непроизв., выражает побуждение, неизм.
III. Не является членом предложения.

Ссылки

Литература

1. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 1999. - 191 с.: ил. - ISBN 5-09-008918-3 .