Болезни Военный билет Призыв

Монастырь ксенофонт. Ксенофонт, монастырь, святая гора, афон Икона Преображения Господня

Осн. в одиннадцатом веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в св. Георгия Победоносца. Игумен: архим. Алексий. Тел. (30-377) 23249. Факс (30-377) 23631.

Ксенофонт

Ксенофонтов монастырь стоит на пологой возвышенности у моря между Дохиаровым и Свято-Пантелеймоновым монастырями и отмечает праздник Святого Георгия (23 апреля).

Согласно традиции, этот монастырь основан в Х веке Преподобным Ксенофонтом, от которого и получил свое название. Этот святой упоминается в житии основателя Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора. Легенды отождествляют этого преподобного святого с сенатором Ксенофонтом, который жил в начале VI века, и гласят, что он построил церквушку Святого Димитрия. В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы императора Никифора III Вотаниата. В одном из актов прота (1083) сообщается, что в монастырь прибыл великий друнгарий (флотоводец) Никифора Стефан, который стал здесь монахом и настоятелем, приияв имя Симеон, и позаботился о реконструкции и расширении монастыря, опираясь на собственные средства и помощь императора. Известно также, что в это время и позднее Ксенофонтову монастырю был передан ряд подворий на территории Афона и за ее пределами. Таким образом, можно предполагать, что монастырь в целом процветал вплоть до взятия Константинополя турками и окончательного порабощения ими Византии: в Третьем Уставе Святой Горы он занимает восьмое место в иерархии монастырей.

Ксенофонт

Последующая история Ксенофонтова монастыря не отличается особо от истории других монастырей. Здесь также имели место разрушения в результате пиратских и иного рода набегов и последующие восстановления и реконструкции при поддержке главным образом византийских императоров, а с XVI века правителей придунайских княжеств и других лиц: все они оказывали монастырю всевозможные благодеяния и подносили разного рода дары.

Ксенофонтов монастырь – первый из монастырей, который после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному образу в соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV (1784). Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и первый настоятель монастыря Паисий из Митилены, который также реконструировал и расширил монастырь. В этих действиях значительную помощь оказали ему деятельный ризничий Константин и архимандрит Захарий, совершивший ради этого поездку по разным странам и собравший значительную денежную сумму. В начале XIX века (1817) в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы. Однако вскоре монастырь был восстановлен и расширен, на сей раз за счет бывшего митрополита Самаковского Филофея, который покинул свою епископию и остаток жизни провел монахом Ксенофонтова монастыря. Его дело продолжил настоятель монастыря Никифор из Кимы на Эвбее.

Талантон. Ксенофонт

Новый собор был построен в 1809-1819 годах на средства вышеупомянутого Филофея и находится в северной части монастырской территории. Это величественный и очень просторный (самый крупный из греческих соборов на Афоне) собор с мраморным иконостасом, который выделяется своей планировкой и полихромией использованных материалов.

То же можно сказать и о современной иконостасу Святой Трапезе. Фресок в соборе нет, если не считать нескольких более поздних в професис и в литийном притворе, однако здесь находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия. Кроме того, в правом клиросе находится ряд икон Моления и двенадцати апостолов, которые, по всей вероятности, находились ранее в иконостасе какой-то часовни и датируются концом XVI века. Кроме нового собора, сохранился также старый, который находится в нескольких метрах от входа в монастырь. Нартекс его соединен с западной стороной келий и трапезной. Его замечательные фрески созданы критским живописцем Антонием (1544). После них были созданы фрески лнтийного притвора (1564). а под конец и наружного нартекса (1637). В правой части алтаря находится небольшая часовня Святого Димитрия, которая считается самой ранней постройкой монастыря. Резной деревянный иконостас храма датируется XVII веком и отличается богатством и изяществом своего декора из растительных мотивов И арочными рамками икон. О раннем времени создания этого иконостаса свидетельствуют, кроме прочих элементов, также схематичность изображений и почти рельефно-плоскостная техника его исполнения.

Собор и фиал монастыря

Кроме двух соборов монастырь располагает также 19 часовнями как на своей территории, так и за ее пределами в различных экзартимах. На территории монастыря находятся следующие 11 часовен, четыре из которых расписаны фресками, а прочие нет: Святой Евфимии, Святых Бессребреников, Успения Богородицы и Святого Иоанна Богослова, Святого Лазаря и Святого Димитрия в старом соборе, а также Святого Стефана, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святых Апостолов, Святого Нектария и Святой Троицы в разныx частях монастыря. Кроме того, монастырю принадлежит келья Святого Андрея в Карее, являющаяся его представительством.

Как было сказано выше, к наружному нартексу старого собора примыкает монастырская трапезная с фресками опять-таки XVI века (1575), которые сохранились с рядом позднейших дорисовок.

Наконец, упомянем фиал водосвятия рядом с новым собором (1908), звонницу (1814) и две башни – Святых Апостолов и Святого Стефана.

Из старинных регалий монастыря особого внимания заслуживают две упомянутые выше мозаичные иконы в соборе, небольшая стеатитовая иконка очень редкая в своем роде (с изображением Преображения), часть Животворящего Древа, драгоценные ковчеги с частями мощей многих святых, священные ризы, церковная утварь и некоторые другие предметы.

Очень хорошо организованная монастырская библиотека располагается в безопасном помещении на юго-западной стороне и содержит около 600 рукописей, 8 из которых пергаментные. Кроме того, здесь хранятся 2 литургических (пергаментных) свитка, турецкие печати и разного рода документы, а также более 7000 печатных книг.

Ксенофонт

Ксенофонтову монастырю принадлежит Благовещенский скит , который находится на расстоянии около 1 часа ходьбы восточнее, на зеленом склоне горы с великолепным видом на Сингитский залив. Это греческий, идиоритмический скит, основанный в 1760 году иеромонахом Сильвестром и монахами Евфраимом и Агапием. Скит состоит из основанной в то же время церкви (kyriakon) и 22 калив, большинство из которых в настоящее время, к сожалению, пусты: в целом здесь проживает всего 7-8 монахов. Библиотека скита содержит только печатные книги, среди которых выделяется несколько палеотипов.

Ксенофонтов монастырь занимает шестнадцатое место в иерархии 20 монастырей и является общежительным. В целом монастырь насчитывает около 60 монахов, проживающих на его территории и за ее пределами.

Предание.

Ксенофонт

Во времена иконоборческих гонений слуги нечестивого царя, уничтожая иконы, нашли образ св. вмч. Георгия и бросили его в огонь. Краска на иконе закипела от жара, но невредимым вышел из огня светлый лик. Видя явленное чудо, иконоборцы ужаснулись, но не вразумились: один из них, обозленный, ударил святой образ кинжалом - и икона, как живая, закровоточила! Кощунники в страхе бежали. С наступлением темноты один благочестивый христианин отнес святой образ на берег моря и предал его волнам, положившись на волю Божию. Святой Георгий направил свой образ на Афон, где волны бережно вынесли его на сушу близ нынешнего монастыря Ксенофонт, где тогда находилась маленькая обитель св. вмч. Димитрия Солунского. Монахи встретили икону с благоговением и радостью, поставили ее у себя в храме, а затем устроили и храм в честь св. вмч. Георгия. Позднее, когда монастырь расширился, он принял имя святого Георгия Победоносца.

На ровном месте у моря находится монастырь Ксенофонт. Согласно преданию, его в 520 году основал преподобный Ксенофонт Ксилоглиптико. Исторические же данные свидетельствуют о том, что монастырь был основан опять-таки Святым Ксенофонтом, но в 10 веке. Царь Василеос Вулгароктонос присоединил к нему монастырь Иеромнимонос (Ворвору). Адмирал (Друнгуриос) Симеон, который со своими тремя последователями: Евсевием, Кандидом и Иларионом монашествовал в монастыре, отреставрировал его на свои средства с участием Никифора Вотаниати.

В 1808 году здесь монашествовал Филофей Лесбийский, бывший епископ Самаковии, а также архимандриты Пейсиос и Захариос, которые на свои пожертвования построили Соборный храм монастыря и посвятили его Святому Георгию. Строительство шло 10 лет. В 1817 году монастырь сгорел и был снова восстановлен его игуменом Филофеем. В 1885 году уже пираты и латинские сторонники объединения снова разорили монастырь. Настенная роспись Соборного храма принадлежит кисти Антония, художника критской школы (1544 год). Новый Соборный храм имеет мраморный иконостас, широкий и величественный.

В библиотеке монастыря хранится 300 рукописей, 8 из которых – пергаментные кодексы 12-14 века, 2 пергаментных свитка общей длиной 16,161 метра и 3.500 печатных изданий. Среди святынь монастыря икона Преображения Господня, сделанная из восковой массы, размерами 0,18x0,15 (резная ее часть составляет 0,13x0,95 м); 2 мозаичные иконы 10-11 веков Святого Георгия и Святого Димитрия, размерами 1,20х 0,52 м и чудотворные иконы Святого Георгия и Богородицы, называемой также "Путеводительница". Она находится в Соборном храме, на колонне в левой части. В монастыре хранятся также: Тщесное древо, правая рука Святой Марины, часть мощей Святого Георгия, правая рука Святого Кирика, часть лика Святого Стефана, лик Святого Трифона, нижние челюсти Святых Апостолов Варнавы и Филиппа и др. Монастырь владеет кельей в Кариесе (представительство) и одним Скитом (Евангелистов) с 27 Каливами.

Греческий Скит монастыря Ксенофонта. Северо-восточнее монастыря Ксенофонт, на расстоянии 1 часа ходьбы от него расположен греческий Скит монастыря. Он был основан в 1766 году иеромонахом Сильвестром и старцами Ефраимом и Агапием. Храм Скита посвящен Покрову Богородицы и построен в 1766 году основателями Скита. В 1901 году отцы Скита смогли снести сгнивший неф, благодаря дару в 100 турецких лир от очень богатого русского монаха Иоанникия, который монашествовал в Ските Сергия. Он обещал подарить Скиту еще 400 лир, однако потребовал взамен этого, чтобы его имя было записано в храме вместе с именами его основателей. Из-за этого отцы Скита отказались от его даров и построили храм на вклады пожертвователей, работая лично на строительстве. Иконы храма Скита – Святых Георгия и Димитрия, написаны в 1757 году Константином и Афанасием из города Коритса.

В библиотеке монастыря насчитывается 360 рукописей и еще столько же печатных изданий. В Ските хранятся мощи многих святых: Святого Амвросия, Епископа Медиоланского, Святой Марины, Святого Модеста, Киприану, Козмы и Святых отцов Сина и Райфо, кровь Святого Димитрия и др.

Смотри также:

Святая Гора – единственная в мире монашеская республика, автономная область, в политическом отношении принадлежащая Греческой Республике, а в церковном – Вселенской Константинопольской Патриархии. Нез

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь расположен в юго-западной части Святой Горы, между портом Дафнии и монастырем Ксенофонта. Построенный неподалеку от берега живописной бухты, он имеет пои

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки. Наиболее известными, сохранившимися и по сей день

В лесной долине на северо-восточной стороне Святого Афона, в 45 метрах от моря на высоте 50 метров расположился Святой монастырь Хиландар. Основан он был сербскими царями Рацко и Стефаном I Немани (ег

На вершине одной из гор Афона, на высоте 160 метров, южнее ущелья, в 1 часе ходьбы от моря находится Святой монастырь Зограф. До Кариеса от монастыря 3,5 часа ходьбы. Монастырь был основан в 10 веке т

Монастырь Ксенофонт (греч. «Ιερά Μονή Ξενοφώντος»), 16-й в диптихе афонских монастырей, посвящен Георгию Победоносцу . Располагается на западной стороне Святой Горы Афон.

Ксенофонт был основан в Х веке, греческим вельможей Ксенофонтом. От имени которого и получил своё название. Этот святой упоминается в житии основателя Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора.

Ксенофонтов монастырь – первый из монастырей, который после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному образу. В соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV (1784). Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и первый настоятель монастыря Паисий из Митилены, который также реконструировал и расширил монастырь.

Главный соборный храм монастыря Великомученика Георгия Победоносца был построен в 1809-1819 гг на средства бывшего митрополита Самаковии Филофея в северной части монастырской территории. Это величественный и очень просторный собор (один из крупнейших греческих соборов на Афоне) с мраморным иконостасом, который выделяется своей планировкой и разнообразием использованных материалов. В иконостасе находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия. Кроме того, в правом клиросе находится ряд икон Моления и Двенадцати Апостолов, которые датируются концом XVI века.

Кроме действующего собора, сохранился также прежний, который находится в нескольких метрах от входа в монастырь. Он знаменит фресками критского живописца Антония (1544 год). В правой части алтаря находится небольшая часовня Святого Димитрия, которая считается самой ранней постройкой монастыря. Резной деревянный иконостас храма датируется XVII веком и отличается богатством и изяществом своего декора из растительных мотивов и арочными рамками икон.

Ксенофонтову монастырю принадлежит Благовещенский скит, который находится на расстоянии около 1 часа ходьбы восточнее. Так же принадлежат две келии Св. Трифона и Св. Нектария, расположенны в своей географической области, и клия св. Андрея представительство в Кариес.

В Ксенофонте находится почитаемая всеми верующими чудотворная икона Богородицы Одигитрия (Путеводительница - греч. «Οδηγήτρια»). Икона находится в Соборном храме, в киоте слева от иконостаса. Первоначально эта икона находилась в Ватопедском монастыре, а в 1730 году икона сама чудесным образом перенеслась в собор монастыря Ксенофонт. Монахи Ватопедского монастыря пришли за иконой, чтобы ее вернуть. Однако, на следующий день икона снова вернулась в монастырь Ксенофонт. После этого чуда монахи Ватопедского монастыря оставили икону в монастыре Ксенофонт.

Святыни : Паломники могут приклониться к Деснице великомученика Георгия Победоносца, мощам Пророка и Крестителя Господня Иоанна, свв. апп. Андрея, Варнавы и Филиппа, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, вмч. Пантелеимона, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, свтт. Григория Паламы, Иоанна Милостивого и Фотия, патр. Константинопольского, сщмч. Харалампия, сщмчч. Евфимия, Акакия и Игнатия Богоносцев, мчч. Феодора Тирона и Трифона, вмц. Марины, мцц. Агафии и Параскевы, свв. Модеста и Иакова Персиянина.

Престольный праздник монастыря: 23 апреля/6 мая, в день св. Георгия Победоносца (переносится на Вторник Светлой Седмицы, если праздник приходится на Великую Неделю Поста).
Другие праздники: Первое воскресенье октября - Икона Богородицы Одигитрии
16/11 (3/11) Перенесение мощей Великомученика Георгия,
7/4 (25/3) Благовещение,
Вторник Светлой Седмицы - литания (крестный ход) с чудотворной иконой.

Паломничество на Афон - Ксенофонтов монастырь
Чтобы посетить монастырь Ксенофонт Святой Горы, паломнику необходимо получить разрешение, визу на въезд на Афон – так называемый диамонитирион , который нужно предварительно заказывать заранее с помощью нашего сервиса.
«ГЕНИКО» диамонитирион (общее разрешение) - дает право оставаться на ночлег в любом монастыре Святой Горы (при наличии свободных мест). Можем оказать содействие в организации размещения в монастыре и забронировать места для ночлега .
После получения диамонитириона который выдается в конторе (Графио Проскинитон, греч. «ΓΡΑΦΕΙΟ ΠΡΟΣΚΥΝΗΤΩΝ»), расположенной в городе Урануполис, паломник следует в офис перевозок, где покупает билет на паром. Отплытие парома из Уранополя в монастыри западной части Афона до Дафни осуществляется ежедневно в 9:45.

Паломники могут добраться до Монастыря Ксенофонта а)паромом из Урануполис, или из Дафни, или из м. Дохиар, или из м. Св.Пантелеимона б)пешком от м. Дохиар 30 мин. ходьбы, или от м. Св.Пантелеимона 1 час ходьбы.

  • Почтовый адрес, индекс – 63087 Дафни Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 2377023249
  • Факс - (+30) 2377023631
  • Телефонный центр - (+30) 2377023632
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 2377023933
  • Представительство монастыря в Салониках -
  • Факс –
  • Престольный праздник – Святой Великомученик и Победоносец Георгий
  • Дата основания – 988 год
  • Иерархическое место – 16/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона – Великая Лавра, Дохиар, Ксенофонд, Есфигмен.
  • Общежительный строй монастыря с – 1784 года, Благословение Патриарха Гавриила Δ′
  • Игумен – Священно Архимандрит Алексей (1976)
  • Количество монахов – 35 монастырских, 12 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – Скит Благовещения Пресвятой Богородицы, 3 Келий, 4 Кафисм

История и современность

Византийский период

Согласно преданию был основан в VIII веке, но реальная история говорит о более поздней датировке. В указе от 1010 года встречается фраза: «подписано рукой Ксенофонта монастыря Святого Георгия». Очевидно, что это и был основатель монастыря, построенного чуть ранее, возможно, в конце X века. Святой Ксенофонт подписал также указ прота Иоанна в 991 году. Его брата Феодора вылечил в свое время от опухоли Афанасий, о чем упоминается в житие последнего.

В период с 1030 по 1035 годы монастырь упоминается во множестве указов Святой Горы, подписанных его представителями Антонием и Феодулосом, двоюродным братом ктитора. Позднее игуменом становится Герасим, впоследствии удостоенный высокого чина прота. Во время правления Василия II монастырь завладел обширными территориями и за пределами Афона.

Наибольший вклад в развитие монастыря внес адмирал Стефан, пришедший в обитель с тремя своими родственниками и взявший имя Симеон (1078-1081). Как писал он сам, благодаря его стараниям была построена башня, возведено несколько других зданий, были переданы в дар иконы и книги. Все эти благодеяния были совершены на его личные пожертвования и пожертвования императора. Число монахов увеличилось до 55. Хозяйство монастыря насчитывало 150 голов крупного рогатого скота и 2000 овец.

Однако, такое интенсивное занятие животноводством явно нарушало законы Святой Горы, и очень скоро Афониты, резко выразившие свое недовольство, изгнали четверых новоприбывших. Император Алексий I Комнин повелел разрешить адмиралу и его родственникам вернуться на Святую Гору, раз уж он так хлопотал о ее благоденствии, но, тем не менее, подтвердил запрет на разведение животных.

Латинские пираты в XII веке, а также каталонцы в 1307 году, нанесли значительный ущерб Ксенофонту, но уже к 1394 году монастырь не только был восстановлен, но и укрепил свои позиции, став восьмым по счету в афонской иерархии обителей.

Турецкое владычество

В XVI веке в почти опустевший монастырь пришли монахи из Симонопетры, вынужденные покинуть свой монастырь, разрушенный пожаром. В начале XVII века Ксенофонту оказывали значительную помощь правители Валахии, выплачивавшие ему ежегодную субсидию в размере 9000 акче, но в следующем столетии монастырь практически опустел и насчитывал всего 4 монаха, а его долги были несоизмеримы с его экономическим положением. С переходом на киновиальный образ жизни в 1784 году намечаются некоторые улучшения, но основной вклад в восстановление монастыря внесли Паисий Кавсокаливит, ставший его игуменом и митрополит Самоковский Филофей, обосновавшийся в Ксенофонте и отстроивший его после пожара 1817 года. Перепись 1808 года относит к Ксенофонту 80 монахов, из которых 53 жили в его стенах.

Наши дни

Монастырь Ксенофонт находится в часе ходьбы на северо-запад от монастыря Святого Пантелеймона. Как и другие монастыри Афона, лучше всего рассмотреть его можно со стороны моря. Несмотря на дату, указанную на памятной табличке, в башне монастыря, 1668 год, очевидно, что сам монастырь был построен гораздо раньше.

Войдя на территорию монастыря, спутник попадает во двор, где слева расположился главный храм, посвященный Святому Георгию, являющийся одним из самых маленьких на Святой Горе. Сам храм был расписан фресками критской школы в 1545 году, а нартекс в 1563 году; экзонартекс, пристроенный в западной стороне, был украшен фресками в 1637 году. Часовня Святого Дмитрия является самым древним сооружением монастыря, здесь же расположилась часовня Святого Лазаря. Следует обратить особое внимание на иконостас этой церкви, характерного стиля XVII века.

Крепостная стена, которая когда-то окружала монастырь, ранее была четырёхугольной и смыкалась несколько метров севернее первого главного храма. Позднее, вследствие того, что потребовалось расширение территории, этот участок стены был снесен. Так образовался более просторный двор, большая часть стены которого осталась без зданий. Именно в этом дворе был построен новый главный храм, заложенный Филофеем в 1817 году и завершившийся в 1837 году. Это самый величественный и самый просторный храм на Святой Горе Афон, с которым может соперничать только храм скита Святого Андрея и скита Пророка Ильи. Несмотря на то, что храм не был украшен фресками, здесь находится великолепный мраморный иконостас и бесценные переносные иконы. Кроме известных икон Богородицы и мозаичной иконы Святого Георгия и Святого Дмитрия, здесь также хранятся иконы 12 Апостолов, датируемые XVI веком.

К монастырю относятся 14 часовен. В огромной прямоугольной башне расположилась колокольня. Здание купели - относительно новое сооружение, несмотря на то, что сама купель датируется гораздо более ранней эпохой. Трапезная монастыря представляет собой продолжение экзонартекса старого главного храма. Она украшена фресками 1637 года, которые были скрыты новыми изображениями. Новая трапезная была построена в новом участке крепостной стены.

К монастырю относится только одна келья Карьеса, Святого Андрея, где находится представительство обители. Скит Благовещения расположился восточнее монастыря на расстоянии часа ходьбы от него. Добраться сюда можно через монастырь Святого Пантелеймона, так как это кратчайший путь. Храм скита был построен в 1766 году.

Путеводитель по монастырю

Главный вход в обитель был изначально включён в архитектурный план монастыря. Он представляет собой монументальное сооружение с фреской святого Георгия и проходом, ведущим в старый двор. В центре двора находится источник, украшенный колокольней. За источником расположился колодец. Напротив – юго-восточное крыло, 3 этажное здание, так называемая Хорда Отцов. Недавно отреставрированное здание было построено в XI веке. В северной его части находится старый главный храм обители.

Крытый проход ведёт мимо старого главного храма в новый двор монастыря. Фрески прохода, на стороне севернее от старого двора, изображают житие святого Герасима и его ручного льва. Корень Иессеев изображается в глубине справа. На стенах, противоположных входу, изображаются сцены Апокалипсиса.

Новый двор, также как и старый, располагается на нескольких уровнях, и выложен камнем. Форма двора напоминает разносторонний многоугольник. В центре довольно просторной своеобразной площади возвышается новый главный храм монастыря. Рядом с ним располагается купель, ее монументальное украшение было сооружено в 1908 году и является одним из новейших на всей Святой Горе. Особый интерес представляет украшенный изображениями купол.

Сторожевые башни монастыря, к сожалению, не сохранились до наших дней. Сохранилась лишь четырехугольная 5 этажная башня колокольни, напротив нового главного храма, на северо-западе, на верхнем этаже которой расположилась колокольня, постройка 1864 года. Остальные башни были разрушены ещё до 1744 года, и их утрата не была связана с расширением территории монастыря.

Оба главных храма монастыря посвящены святому Георгию. Старый главный храм является самым маленьким на всей Святой Горе Афон. Экзонартекс пристроен к восточной стороне трапезной. Великолепные фрески 1637 года были созданы при финансовой поддержке воеводы Угровлахии Иоанна Матфея и его жены Елены, которые изображаются рядом с входом. На вратах входа изображается также святой Георгий, а на противоположной стене - сцены из Апокалипсиса. Интересно, что многие характеризуют эти сцены, как пророческие, узнавая в этих изображениях современные события, как, например, следы ядерного взрыва в виде гриба.

Фрески нартекса, созданные в 1564 году, являются работой иконописца Феофана, тезки иконописца монастыря . Справа от нартекса находится встроенная часовня Святого Лазаря. Купол нартекса украшен изображением Христа Вседержителя, обращенного, что является уникальным случаем, на северо-запад, а не на восток.

На вратах западной стены существует памятная надпись, информирующая, что храм был расписан на средства правителя Константина Ворника и его брата Радула. Фрески 1544 года относятся к и являются работой руки художника Антония, который создал также икону Богородицы с надписью: "Деисус раба твоего Антония".

Резной деревянный иконостас - это великолепный пример искусства XVII века, богато украшенный растительным узором. В южный неф встроена часовня Святого Дмитрия - это самая старая постройка в монастыре, относящаяся к XIII веку. Здесь сохранились фрагменты фресок, датируемые также XIII-XIV веками. Иконостас XI столетия сохранил части изначального византийского иконостаса.

Новый главный храм был заложен при Филофее, в 1817 году, строительство было окончено 20 лет спустя при игумене Никифоре. Это самый большой главный храм греческого монастыря на Святой Горе Афон, вмещающий до 2000 человек. В экзонартексе привычные фрески заменило стекло. Основной храм и нартекс были расписаны относительно недавно отцом Лукой и другими братьями монастыря. Здесь изображаются основатели Алексей и Никифор, митрополит Филофей и игумен Паисий.

Врата храма являются настоящим произведением искусства, украшенным перламутром; также стоит обратить внимание на скульптурное мраморное украшение входа.

Иконостас 1840 года был сооружён из серого мрамора. На восточных колоннах находится икона святого Георгия - справа и Богородицы Одигитрии. Икона святого Георгия - это та самая чудотворная икона, которая чудесным образом прибыла к берегу монастыря по морю. Обратная сторона образа, по-видимому, пострадала в огне, от рук иконоборцев. По преданию, именно тогда верный христианин спас икону тем, что бросил ее в море. На лице святого, под подбородком, существует рана, нанесенная ножом иконоборца, согласно преданию, из этой раны струилась кровь.

Икона Богородицы Одигитрии находилась в монастыре и чудесным образом перенеслась в монастырь Ксенофонт, несмотря на то, что монахи попытались вернуть икону в ее монастырь, она снова вернулась в Ксенофонт (1730).

Своей особой гармонией архитектурных пропорций впечатляет конха двухэтажный часовни, где располагается храм Введения во храм Богородицы, на втором этаже, а также храм Святого Иоанна Богослова на первом этаже. Оба храма расписаны фресками. На территории монастыря существуют и другие часовни, среди которых: Святой Евфимии, Святых Бессребреников, Успения Богородицы, Святого Стефана, Святых Апостолов, Святого Нектария и Святой Троицы.

Кладбищенский храм Святой Троицы, построенный в 1817 году, находится в юго-западной стороне монастыря. По своему архитектурному типу храм относится к крестово-купольным храмам. Внутреннее убранство храма довольно скромное, лишь с несколькими деталями украшения в стиле барокко. Храм был расписан относительно недавно.

Трапезная монастыря расположилась на втором этаже юго-западного крыла. По своей форме трапезная напоминает почти идеальный прямоугольник. В западной стороне, со стороны моря, существует конха, украшенная фресками 1475 года, представляющими собой наиболее ранние фрески трапезной на Святой Горе Афон.

В новой ризнице обители хранятся: часть честного креста, одеяния вышитые золотом, посуда, икона Преображения Господня XIII века. Стоит обратить внимание на икону Иоанна Предтечи, датируемую семнадцатым столетием, украшенную изображениями сцен Благовещения XVI века, а также на пергамент Славянского Евангелия, подарок воеводы Иоанна Александра 1574 года.

Особая гордость монастыря - это мозаичные иконы святого Дмитрия - справа и святого Георгия. Впечатляют размеры икон (1.20 х 0,55 м.). Изображение датируется X-XI столетием и является работой одного художника. Святые изображаются в полный рост, но не в военном облачении, а в одеяниях придворного военачальника, что является иконографической особенностью эпохи.

Библиотека монастыря считается очень богатой, так как содержит 10.000 печатных книг, 400 рукописных кодексов, среди которых 3 написаны на пергаменте, а также три свитка. Важной реликвией монастыря считается рукописное Евангелие, подаренное императором Алексеем I Комниным в 1083 году игумену Симеону.

Частицы Мощей

Частица Честного и Животворящего Креста Господня, Святых Апостолов Андрея Первозванного, Варнавы и Филиппа, Святых Иерархов Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Иоанна Милостивого, Модеста, Трифона, Якова Перса, Игнатия Богоносца, Святой Игнатий Агалиану Епископ Мифимнис, Святого Харлампия, Фотия Патриарха Константинопольского, Великомучеников Георгия, Димитрия, Меркурия, Святых Мины Египетского, Марины и Параскевы (Пятница), Новомученников Греческих (святые которые приняли мученическую смерть после падения Константинополя 1453 год) Димитрия Пелопонеского и Феодора Византийского, Священномучеников Иверских (монастыря Ивирон Афон) Евфимия, Игнатия и Акакия.

Монастырь Ксенофонт

На ровном месте у моря находится монастырь Ксенофонт. Согласно преданию, его в 520 году основал преподобный Ксенофонт Ксилоглиптико. Исторические же данные свидетельствуют о том, что монастырь был основан опять-таки Святым Ксенофонтом, но в 10 веке. Царь Василеос Вулгароктонос присоединил к нему монастырь Иеромнимонос (Ворвору). Адмирал (Друнгуриос) Симеон, который со своими тремя последователями: Евсевием, Кандид ом и Иларионом монашествовал в монастыре, отреставрировал его на свои средства с участием Никифора Вотаниати. В 1808 году здесь монашествовал Филофей Лесбийский, бывший епископ Самаковии, а также архимандриты Пейсиос и Захариос, которые на свои пожертвования построили Соборный храм монастыря и посвятили его Святому Георгию. Строительство шло 10 лет. В 1817 году монастырь сгорел и был снова восстановлен его игуменом Филофеем. В 1885 году уже пираты и латинские сторонники объединения снова разорили монастырь. Настенная роспись Соборного храма принадлежит кисти Антония, художника критской школы (1544 год). Новый Соборный храм имеет мраморный иконостас, широкий и величественный.

В библиотеке монастыря хранится 300 рукописей, 8 из которых -пергаментные кодексы 12-14 века, 2 пергаментных свитка общей длиной 16,161 метра и 3.500 печатных изданий. Среди святынь монастыря икона Преображения Господня, сделанная из восковой массы, размерами 0,18x0,15 (резная ее часть составляет 0,13x0,95 м); 2 мозаичные иконы 10-11 веков Святого Георгия и Святого Димитрия, размерами 1,20х 0,52 м и чудотворные иконы Святого Георгия и Богородицы, называемой также "Путеводительница". Она находится в Соборном храме, на колонне в левой части. В монастыре хранятся также: Тщесное древо, правая рука Святой Марины, часть мощей Святого Георгия, правая рука Святого Кирика, часть лика Святого Стефана, лик Святого Трифона, нижние челюсти Святых Апостолов Варнавы и Филиппа и др. Монастырь владеет кельей в Кариесе (представительство) и одним Скитом (Евангелистов) с 27 Каливами.

Греческий Скит монастыря Ксенофонта .

Северо-восточнее монастыря Ксенофонт, на расстоянии 1 часа ходьбы от него расположен греческий Скит монастыря. Он был основан в 1766 году иеромонахом Сильвестром и старцами Ефраимом и Агапием. Храм Скита посвящен Покрову Богородицы и построен в 1766 году основателями Скита. В 1901 году отцы Скита смогли снести сгнивший неф, благодаря дару в 100 турецких лир от очень богатого русского монаха Иоанникия, который монашествовал в Ските Сергия. Он обещал подарить Скиту еще 400 лир, однако потребовал взамен этого, чтобы его имя было записано в храме вместе с именами его основателей. Из-за этого отцы Скита отказались от его даров и построили храм на вклады благотворителей, работая лично на строительстве. Иконы храма Скита - Святых Георгия и Димитрия, написаны в 1757 году Константином и Афанасием из города Коритса.

В библиотеке монастыря насчитывается 360 рукописей и еще столько же печатных изданий. В Ските хранятся мощи многих святых: Святого Амвросия, Епископа Медиоланского, Святой Марины, Святого Модеста, Киприану, Козмы и Святых отцов Сина и Райфо, кровь Святого Димитрия и др.