Болезни Военный билет Призыв

Модальные указательные частицы. Частицы: примеры, функции, основные значения, правописание

Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"

Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.

Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.

По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).

Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.

Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.

В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.

Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...

Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:

БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);

ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).

Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).

Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.

И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.

Разряды частиц

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса

Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли

Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций

Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто

Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть!

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события

Вот, вот и, вон, это

Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания

Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет

Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет.

УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов

Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и

Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой.

УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова

Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем

Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов

Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы

Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших.

СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения

Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь

Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ

Будто, будто бы, словно

Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море.

УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ

Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо

Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо.

СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Якобы, мол, дескать, -де

Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет!

Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.

2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.

3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.

4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.

5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.

6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.

7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.

1. Понятие о частице.

2. Классификация частиц по значению.

3. Разряды частиц по местоположению.

4. Разряды частиц по структуре и производности.

1. Понятие о частице

В отечественном языкознании частицы понимались и классифицировались по-разному. При этом можно выделить два подхода: более широкий и узкий подход. Традиционным является более широкий подход, при котором к частицам относили все служебные слова (М. В. Ломоносов, А. А. Барсов, А. Х. Востоков, Ф. И. Буслаев и др.). Только в самом конце XIX века представителем Харьковской лингвистической школы А. В. Добиашем частицы были выделены в отдельную группу слов. Начал формироваться более узкий подход к частицам (т. е. частицы рассматриваются в собственном смысле слова).

Частицы – это служебные слова, которые сообщают разнообразные смысловые, модальные и эмоционально-экспрессивные значения словам, частям предложения и всему высказыванию, а также участвуют в образовании форм слова (аналитических форм степеней сравнения прилагательных, наречий и слов категории состояния, а также форм сослагательного и повелительного наклонения глаголов).

Но каждый раз Вы склонитесь без сил

И скажете: «Я вспоминать не смею,

Ведь мир иной меня обворожил

Простой и грубой прелестью своею».

Н. Гумилев

Одни ученые отмечают, что частицы лишены лексического значения, хотя по звуковому составу в некоторых случаях могут совпадать со знаменательными частями речи. Например, Он еще не вернулся (еще – наречие), ср. когда он еще вернется (еще – частица). Утро было теплое (было – глагол), ср. Он пошел было , да вернулся (было – частица). Н. М. Шанский и А. Н. Тихонов считают, что частицы обладают лексическим значением: при помощи их в высказывании что-то уточняется, выделяется, отрицается, выражается сомнение в чем-то, восхищение, удивление по поводу сообщаемого и т.д.

В отличие от предлогов и союзов, частицы не выражают грамматических отношений. Как и другие служебные слова, они не изменяются и не являются членами предложения, хотя В. В. Бабайцева считает, что частицы могут входить в состав членов предложения (эта точка зрения отражена и в новом школьном учебнике под редакцией В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой).

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи…

Утвердительная частица да и отрицательная нет могут выступать как самостоятельные нечленимые предложения: Ты придешь сегодня на праздник? – Да (Нет ). Частицу нет следует отличать от отрицательного слова нет , используемого в качестве сказуемого в односоставных безличных предложениях в сочетании с формой родительного падежа:

Нет (чего?) повести печальнее на свете,



Чем повесть о Ромео и Джульетте…

2. Классификация частиц по значению

Общепринятой классификации частиц в современной лингвистической литературе нет. В. В. Виноградов выделял 8 разрядов частиц по значению:

1) усилительно-ограничительные, или выделительные: лишь, только ;

2) присоединительные: тоже, также ;

3) определительные: именно, как раз, подлинно ;

4) указательные: вот, вон, это ;

5) неопределенные: -то, -либо, -нибудь, кое -;

6) количественные: почти, ровно, точно ;

7) отрицательные: не, ни ;

8) модально-глагольные: бы, -ка, хоть бы, лишь бы .

Н. М. Шанский и А. Н. Тихонов выделяют 4 группы частиц по значению:

1) смысловые (выражают различные смысловые оттенки значения), которые подразделяются на следующие подгруппы:

а) указательные (указывают на предметы и явления внешнего мира): вот, вон, это, оно : Вот парадный подъезд. Кто это пришел? Оно , конечно, говорить легко.

б) определительно-уточняющие (выделяют, уточняют отдельные знаменательные слова в составе предложения): точно, именно, ровно, как раз, подлинно, почти, приблизительно : Все это просто мелочи.

в) выделительно-ограничительные (с их помощью происходит логическое выделение слов или словосочетаний): только, лишь, хотя, всего, исключительно : Это только начало. Ты хотя бы позвони.

г) к ним примыкают усилительные частицы, выступающие в функции выделения: даже, даже и, и, ведь, прямо : Даже и не думай. Ты прямо командир.

2) модальные (выражают отношение к достоверности фактов):

а) утвердительные: да, так, точно, ну да, ага, а как же : Ты рад? – Да. А как же. Ага.

б) отрицательные: не, ни, нет, вовсе не, отнюдь не : На небе ни облачка. Ты поедешь в лагерь? – Нет.

в) вопросительные: ли, разве, неужели, как, что : Неужели экзамены позади? Разве так можно поступать?

г) сравнительные: как будто, будто, точно, словно, вроде: Будто ты не знала? Она вроде повзрослела.

д) употребляющиеся для передачи чужой речи, указывающие на нее: де, дескать, мол, якобы : Брат, мол , не догадывался. Якобы ты это сделал.

е) выражающие отношение к достоверности – недостоверности высказывания: вряд ли, едва ли, пожалуй: Едва ли ты мне поверишь.

ж) побудительные: да, ну, а ну, ну-ка: Ну-ка прекратите разговоры.

3) эмоционально-экспрессивные (усиливают выразительность, эмоциональность высказывания): что за, ну и, где : Ну что за шейка! Что за глазки! Ну и молодежь пошла. Где тебе тягаться со мною, со мною с самим Балдою?

4) формообразующие (используются для образования ирреальных наклонений глагола): Пусть сильнее грянет буря! Сюда же относят используемые для образования форм степеней сравнения – более/менее, самый : Байкал – самое глубокое озеро на Земле. Вслед за В. В. Виноградовым, здесь же рассматриваются частицы, образующие неопределенные местоимения: кто-то , что-либо , чей-нибудь , кое- что.

3. Разряды частиц по местоположению

Выделяют 3 разряда частиц по местоположению:

1) препозитивные: вот, вон, неужели, что за, давай ;

2) постпозитивные: же, -ка ;

3) со свободным местоположением: ведь, бы.

4. Разряды частиц по структуре и производности

По структуре частицы делятся на простые (ни, же, вот, бы, да ) и составные (что за, вовсе не, как будто ).

Производность частиц определяется наличием омонима среди других частей речи. Частицы могут быть омонимичны:

1) именам прилагательным: подлинно, определенно ;

2) местоимениям: что, то, это, все ;

3) числительным: один (одна, одно, одни );

4) наречиям: уже, еще, около ;

5) глаголам: было, бывало, пусть, пускай ;

6) союзам: хоть, будто .

Основной прием, позволяющий отграничить частицы от других частей речи, – подбор синонима, который бы четко позволял определить, какая часть речи перед нами.

У тебя одни шалости на уме (одни = только, лишь ).

Дайте хоть ручку и ср.: Хоть и некогда, я приду (хоть = несмотря на то, что; хоть – союз).

Данный материал будет посвящен служебной части речи - частице. Будут рассмотрены разряды, приведены примеры, показаны отличия от омонимичных слов.

Знакомимся: частица!

Разберем с вами, что же такое частица. Вы только что могли заметить: в предыдущем предложении ею является слово «же». Итак, частица является служебной частью речи, вносящей в предложения новые смысловые эмоционально окрашенные оттенки, и служит для образования новых форм слова. Приводим сразу пример.

Он пришел. Простое, можно сказать, безликое предложение. Добавим в это предложение различные частицы.

Он лишь пришел.

Он только пришел.

Разве он пришел?

Он едва лишь пришел.

Обратите внимание, насколько изменился смысл и появился эмоциональный окрас в предложениях, стоило всего лишь добавить маленькие элементы. Кстати, «всего лишь» - тоже частица.

Стоит заметить, что русский язык настолько богат такими компонентами речи, что даже нет определенных требований к их заучиванию. Необходимо научиться находить, видеть в тексте, а также уметь отличать их от других слов в предложениях. Об этом мы расскажем в нашей статье.

Основные разряды частиц

Из всего многообразия данных элементов можно выделить четыре разряда.

  1. Формообразующие частицы (давайте, пускай, пусть) предназначены для образования формы слова, могут образовывать степени сравнения прилагательных и наречий.
  2. Отрицательные (нет, далеко не, вовсе не, отнюдь не).
  3. Частицы, которые могут характеризовать признак (это может быть состояние или действие), протекающий во времени, по результативности или по полноте осуществления, или наоборот - бесплодности, неполноте.
  4. Модальные частицы, которые могут быть вопросительными разве), указательными (вот, вон), уточняющими (именно, как раз, точь-в-точь), выделительными и ограничительными (только, лишь), восклицательными (что за, как), усилительными (даже, ни, же, ведь, уж, всё-таки, всё), смягчающими требования, выказывающими сомнения (вряд ли, едва ли) и, наконец, побудительными (пусть, давайте, пускай).

Примеры

Рассмотрим модальную частицу в качестве примера в предложениях:

  • Разве мы не поедем сегодня на рыбалку?
  • Вот он, настоящий чемпион!
  • Как раз это был тот самый момент, который нельзя было упустить.
  • Что за музыка!
  • Всё-таки пришлось делать работу заново.
  • Пусть всегда светит солнце!

Модальные частицы служат для передачи дополнительного значения смысла в тексте или в речи говорящего, усиливают эмоциональную сторону и акцентируют внимание.

Модальные формообразующие частицы

С помощью формообразующих элементов появляется возможность создать новые формы слов. К данной категории модальных формообразующих частиц можно отнести: пусть, бы, да, давай (-те), менее, самый, пускай, более.

Приведем для наглядности примеры.

Слово «бы» можно употребить для образования условного наклонения глагола. Я сделал бы больше, если бы встал раньше.

Повелительную форму наклонения образуют модальные частицы пусть, пускай, давай, да. Приведем такие примеры:

  • Пусть придет весна.
  • Скажи ему, пускай поторопится.
  • «Да будет свет!» - сказал электрик.
  • Давай отправимся в путешествие в другую страну.

Для образования сравнительной степени наречий и прилагательных служат формообразующие элементы более, менее. Например:

  • Более быстрый подъём на этаж лифтом.
  • Менее успешное предприятие.

Формообразующий элемент сам (обращаем внимание на число и род) может служить для образования у прилагательного превосходной формы, например: самый яркий.

Все эти перечисленные формообразующие элементы находятся в составе глагольной формы. При разборе предложения на члены рекомендуют подчеркивать их как один член предложения, даже если они не находятся рядом. Необходимо привести примеры предложения с модальными частицами.

  • Я бы не опоздал, если бы не задержался на работе.
  • Пускай они придут завтра.
  • Сегодня обстоятельства слаживаются менее удачно.
  • Сейчас я загадаю более сложную загадку.
  • В своей жизни она решила самую трудную задачу.

Стоит отметить, что такие формообразующие элементы можно разделить на условное и повелительное наклонение. К условному наклонению относят модальные частицы бы, б.

К повелительномуотносят такие частицы, как: пусть, пускай, да, давайте, давай.

Отличие от омонимичных слов. Примеры

Давай вспомним, что же такое омонимы. Итак, омонимами называют слова, одинаковые по написанию и звучанию, но различные по смыслу.

Важно не путать, уметь видеть и различать омонимичные слова. Примеры:

  • Давай ему по полтаблетки лекарства каждые полчаса. В данном контексте слово давай является не формообразующим элементом, а формой глагола давать.
  • А сейчас пускай лодочку вниз по течению. Здесь также слово пускай не может быть частицей, оно является формой глагола пускать.
  • Неужели это ты? - Я самый. В этом варианте слово самый является местоимением и с прилагательным никакой связи не имеет.
  • Она говорила очень тихо, как бы извиняясь. В этом предложении слово как бы составляет неделимую конструкцию, которую можно заменить синонимами словно или будто.

По структуре частицы делятся на простые и составные.

Простые частицы состоят из одного слова, при этом они могут быть первообразными, т. е. несоотносительными с другими частями речи, и производными, образованными не морфологическим путем из наречий, глагольных форм, союзов, предлогов и междометий: бы, бишь, де, дескать, же, мол, ка, не, ни, таки, уж, чай, а, буквально, было, будто, ведь, вовсе, вон, вот, вроде, даже, давай, дай, и, именно, как. единственно, положительно, просто. пусть, пускай, так, только, точно, хоть, это.

Составные частицы состоят из нескольких, чаще всего двух слов: а то не (Решишься сказать? – А то не решусь), вряд ли (Вряд ли когда-нибудь еще увидимся), все же (Все же она уехала), далеко не (далеко не простая ситуация), еще бы не (Еще бы не простила), и так (Я и так устал), и то (Консультант принимает по четвергам, и то не каждую неделю), как раз (Купил как раз то, что нужно), куда как (Куда как весело!), хоть бы (Хоть бы не опоздать!) и др.

При употреблении частицы могут образовать цепочки, так что не всегда просто отличить составную частицу от сочетания частиц.

Синкретизм как специфическое свойство частиц

В. В. Виноградов, рассуждая на тему о грамматической омонимии, писал о том, что в рамках одного и того же слова не допускается совмещение знаменательной и служебной части речи (существительного и союза, существительного и предлога, прилагательного и модального слова, деепричастия и предлога, наречия и частицы). Так как пополнение служебных слов за счет форм самостоятельных частей речи является живым процессом, в современном русском языке имеется немало так называемых функциональных омонимов, т. е. единиц, совпадающих в качестве фонетического слова и относящихся к разным частям речи. Такие омонимы есть в модальных словах: верно – прилагательное (Решение верно), верно - модальное слово (Она, верно, не знает, как поступить), в предлогах (путем – Т. п. существительного путь, путем – предлог, втечение – в + В. п., в течение – предлог, по причине – по + Д. п., по причине - предлог), в союзах (когда – наречие,когда – союз,что – местоименное существительное, что – изъяснительный союз, как – наречие, как – союз) и в частицах: просто – наречие (Она держится со всеми просто), просто – частица (Это просто были деревенские ребятишки), вон – наречие (вывести вон), вон – частица (вон Большая Медведица), куда - наречие (Куда идешь?), куда – частица (Говорят, он стихи пишет. – Куда ему!).

Но кроме этого, частицы обнаруживают совмещение в одной лексеме функциональных значений разных служебных частей речи. Такое совмещение отмечено в отдельных предлогах и союзах, но та регулярность диффузной функции, которая обнаруживается у частиц, в целом несвойственна союзам и тем более предлогам.

Когда служебное слово используется как предлог (люди вроде тебя) и как частица (вроде готов), как союз (маленький, а догадливый), междометие(А! – выражение удивления) и частица (Ты меня слышишь, а?), как частица, указывающая на отдаленный предмет (Вон озеро) и как междометие (Вон отсюда!) и т. п., можно говорить о синкретизме его значения.

Частицам, кроме собственной, свойственна прежде всего союзная функция. Многие частицы в словарях даются с пометами частица и союз. Таковы, например, частицы а, будто, ведь, вот и, все, все-таки, даже, же, и, и то, как будто, лишь, ну и, пусть, пускай, словно, так и, только, точно, хотя, хоть, чтоб. Примеры: В прежние времена, когда был жив отец, к нам на именины приходило всякий раз по тридцать-сорок офицеров, было шумно, а сегодня только (частица) полтора человека и тихо, как в пустыне... (Чехов); В квартире все спали, только (союз с ограничительно-сопоставительным значением) в комнате Елизаветы Алексеевны горел свет (Вересаев); Я за неё отдам жизнь, только (союз с противительным значением) мне с нею скучно (Лермонтов); Да вы рассудите только хорошенько: ведь (эмоционально-усилительная частица) вы разоряетесь. Платите за него подать, как за живого... (Гоголь);

Сочтемся славою: ведь (союз со значением обоснования) мы свои же люди... (Маяковский); Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь (второй компонент двухместного союза) ты б у нас была царь-птица (Крылов); Всю дорогу Дуня плакала, хотя (уступительный союз),казалось, ехала по своей охоте (Пушкин); Я глядел на него жадно, стараясь уловить хотя (усилительная частица) одну тень беспокойства (Пушкин).

Кроме союзов, частицы функционально близки модальным словам. В. В. Виноградов неоднократно обращал внимание на «зыбкость и подвижность» границ между этими частями речи. «<...> Так как модальные оттенки, - писал он, - свойственны едва ли не преобладающему большинству частиц, то взаимодействие частиц и модальных слов в современном языке, несомненно, протекает очень активно». Указанная близость может проявляться, с одной стороны, в общности выражаемого значения. Например, такие частицы, какедва ли, вряд ли, вроде, посредством которых передается предположение, неуверенность говорящего в чем-либо, не противопоставлены модальным словам, выражающим недостоверность (может быть, возможно, верно, наверно и др.). С другой стороны, одна и та же лексема может употребляться и как частица, и в позиции вводного слова. Так, слово ведь в некоторых контекстах воспринимается как свернутое предложение, т. е. как модальное слово: Не говорите этого, я, ведь (= признаюсь), вас в тот вечер видела. Частица вон в значении вводного слова «употребляется для выделения лица, предмета в ряду подобных; соответствует по значению словам: например, к примеру. – Наши из молодых, да ранние. Мой вон техникой увлекается.

Среди следует выделять частицы. Примеры их в русском языке достаточно многочисленны. Трудность состоит в том, что они могут выполнять несколько функций, также частицы нередко переходят в Разберем, каким образом представлены эти частицы в русском языке, примеры помогут в этом.

Понятие

Что же такое частица? Это особая служебная часть речи, которая призвана передавать дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки как всему предложению в целом, так и конкретному слову. Также они обладают еще одной важной функцией: участвуют в образовании форм слов.

Разберем два предложения, в которых употреблены частицы. Примеры следующие:

  • Только она может мне помочь выполнить эту тяжелую работу.
  • Пусть поскорее заканчивают с этим заданием и переходят к следующему.

Если в первом предложении частица только усиливает местоимение она , придает слову значение выделения, исключительности, то во втором частица пусть выполняет совсем другую функцию - участвует в образовании повелительного наклонения: пусть заканчивают, пусть переходят.

Синтаксическая роль

Так же как и другие служебные слова (предлоги и союзы), частицы не несут синтаксической нагрузки, выделять их как член предложения ошибочно. Единственное исключение - их формообразующая роль. В таком случае частица указывается с тем членом предложения, к которому примыкает.

  • Не с тобой ли мы вчера встретились в автобусе? (Дополнение не с тобой включает в себя частицу не. )
  • Пускай ярче сверкают огни. (Сказуемое в повелительном наклонении пускай сверкают включает частицу пускай .)

Сравним с предложениями, где есть не Примеры:

  • Разве ты сегодня должен дежурить по классу? (Вопросительная частица разве не несет синтаксической нагрузки.)
  • Как же красиво море на рассвете! (Восклицательная частица как же не является членом предложения.)

Основные функции

Разберемся, в образовании каких форм используется эта часть речи (частица). Примеры помогут в этом.

  1. Повелительное наклонение глагола. Это частицы: пусть (пускай), давай, да . (Давай поскорее приступай к своим обязанностям. Да начнется торжество!)
  2. Условное наклонение глагола. Здесь используется частица бы (б) . (Если бы только вернуть все назад. Пришла б ты ко мне, управились бы намного быстрее.)
  3. Для того чтобы образовать степень сравнения имени прилагательного или наречия, также используются частицы. Примеры: более высокий, менее глубокий, самый красивый; более интересно, менее широко.
  4. Ряд лингвистов выделяет некоторые (примеры их приведем в этом пункте) как участвующие в образовании неопределенных местоимений: то, либо, нибудь, кое (кое-кто, где-нибудь, кто-либо, какой-то). Однако классическая наука все же выделяет их в качестве суффиксов и приставки (кое-).

Передаваемые значения

Гораздо более разнообразны Примеры помогут доказать, что с помощью этих служебных слов можно передать различные эмоциональные и смысловые оттенки.

Выделяют несколько групп таких частиц:

  1. Вопросительные. Неужели, разве, ли (ль ) указывают на вопрос. (Неужели так сложно выполнить простое поручение? Разве я говорила, что приеду после обеда? Ты ли стоял за тем деревом?)
  2. Восклицательные. Как, что за говорят о восхищении или негодовании. (Как замечательно прийти домой после рабочего дня! Что за прекрасное утро! Что за непослушный ребенок! Как можно так ужасно приготовить суп!)
  3. Указательные. Вот, вон используются, когда необходимо привлечь внимание слушающего к какому-либо конкретному предмету. (Вот этот дом. Ему более тысячи лет. Вон, посмотрите, клин журавлей.)
  4. Усилительные: даже, ведь, все-таки, же, то . Их используют для того, чтобы эмоционально усилить конкретное слово. (Даже маленький ребенок знает, что нужно мыть руки после улицы. Ведь я предупреждал, что здесь можно ошибиться. Все-таки ты непоправимый романтик. Аня же пошла в лес через чащобу. Мне-то ли не знать, как тяжело учиться и работать!)
  5. Уточняющие: точно, именно, как раз - используются для обозначения конкретных предметов и явлений. (Это было точно то платье, которое еще вчера висело на витрине. Именно это я и пытаюсь до вас донести. Как раз Павел и должен это знать.)
  6. Передающие сомнение: вряд ли, едва ли . (Вряд ли найдется человек, способный нам помочь. Едва ли он справится с таким сложным тестом.)
  7. Отрицательные частицы: не, ни . Примеры их использования более подробно разберем ниже. Здесь только скажем, что отрицание они передают по-разному.

Отрицание с помощью не и ни

Больше всего трудностей вызывают именно отрицательные частицы. Сложность заключается в том, что они употребляются в различных речевых ситуациях. Так, частица не используется, когда необходимо передать отрицания предложения в целом. (Не говори со мной в таком тоне! Я не могу не пойти на эту встречу. )

Другое дело - частица ни . Она призвана усилить уже существующее отрицание. Другими словами, она всегда употребляется совместно с не , придавая ей дополнительное значение. Кстати, вместо частицы не может быть равноправное слово нет. (На небе нет ни облачка, ни тучки. Я не пойду ни в магазин, ни в гости - хочу остаться дома.) Слово нет , которое является сказуемым, может опускаться, его легко можно восстановить из контекста. (В доме ни души. Ср.: В доме нет ни души.)

Частица ни может принимать и усилительное значение. (Куда ни гляну - везде радуются первому солнцу.) В таких случаях служебное слово используется в придаточных предложениях вместе с например, кто, что, откуда, где.

Правописание не и ни

Когда же писать не , а когда ни ? Ответ прост: попробуйте «выкинуть» спорную частицу из предложения. Если смысл не изменится - нужно употребить ни , в противном случае - не. (Какую бы книгу я ни читала, везде встречаю героев, похожих на своих близких.) Если убрать предложения останется тем же, грамматически оно не пострадает.

(Кто не готовился к экзаменам, сдал их очень плохо.) Если убрать частицу, смысл предложения изменится на противоположный. Необходимо употребить не .

Также следует помнить, что в восклицательных предложениях вместе с частицей только всегда пишется не. (Где он только не искал пропажу - все бесполезно!)