Болезни Военный билет Призыв

Многоликие гунны. Свадьба и похороны. Религия из глубины веков

Гунны. Возможно, никакое другое племя варваров не внушало такого страха народам запада, как они. Гунны появились буквально из ниоткуда и, проделав путь через венгерские равнины, они вошли в Галлию, подобравшись вплотную к северным границам Рима. Другая их ветвь примерно в то же время пересекла Кавказ и разорила Армению. И, в конце концов, именно гуннские вожди во главе с вождем Аттилой стали той самой каплей, которая подтолкнула Римскую империю к гибели, тем самым навсегда вписав свое племя в историю.

Гунны были кочевниками из степей Центральной Азии, но точное их происхождение до сих пор остаётся загадкой. Часто говорят, что они были теми самыми знаменитыми хунну, которые обитали к западу от Китая и сильно досаждали последнему своими постоянными набегами, вынуждая строить многочисленные защитные сооружения, которые в будущем слились в единую стену. Но эта версия сегодня вызывает массу споров. Её приверженцы уверены, что разделение на гуннов и хунну - это результат исторической путаницы, которая возникла из-за значительных различий между китайской ветвью и той, которая ушла на запад. Но ни одна из гипотез происхождения гуннов сегодня не является полностью доказанной, а их сторонники не имеют убедительных материальных доказательств своей правоты. Впрочем, даже если это правда, то, скорее всего, хунну были лишь одним из народов, который позже вольётся в так называемую гуннскую конфедерацию.

В римских источниках о них впервые упоминает историк Тацит в 91 году нашей эры, рассказывая о диком воинственном народе, живущем в регионе вокруг Каспийского моря. Другими историками того времени гунны изображались как дикое племя грязных и необразованных дикарей, которые ничем не отличаются от скота, который они пасут. Впрочем, это мнение очень быстро изменилось. К примеру, уже Аммиан Марцеллин и Приск (позднеантичные историки) изображали их в гораздо лучшем свете. Приск вообще одно время был частым гостем у Аттилы и долгое время проживал в гуннских посёлках, описывая образ жизни этих людей.

Становление гуннской государственности

Если тайна происхождения гуннов до сих пор остаётся нераскрытой, то об основании первого гуннского государства известно гораздо больше. Своё государство этот народ создал на землях внутренней Монголии, юга Сибири, Алтая и Забайкалья примерно в III веке до н. э. Его основателем, а заодно и первым «официальным» правителем гуннов был царь Туман. Впрочем, по-настоящему объединить дикие племена в некое подобие конфедерации с верховным вождём во главе удалось его сыну Модэ, во время правления которого они полностью ассимилировались и превратились в один этнос. Примечательно, что последний не унаследовал власть от отца, а зарезал теряющего силы старца и занял его место.

Из всех видов деятельности гунны предпочитали войну и скотоводство. Причём война была в приоритете | Depositphotos — © denistopal

Из всех видов деятельности гунны предпочитали войну и скотоводство. Причём война была в приоритете. Гуннам не была известна письменность, поэтому не осталось ни одного их художественного или литературного произведения той поры. Зато в военном деле гунны были очень сведущи. Несмотря на низкий уровень культуры, они были способны не только успешно перенимать различные военные технологии, захваченные у врагов, но совершенствовать их.

В изначальном месте образования гуннского государства свободных земель для потомков царя оставалось все меньше, поэтому вскоре конфедерация распалась, а составляющие её народы разделились. Одна часть практически осталась на месте, перебравшись лишь немного ближе к границам Китая, а вторая держала путь в неизвестные западные земли. И, в конечном итоге, именно им удалось добиться небывалого могущества и увековечить себя в летописях.

Исход гуннов на запад

Путь с востока на запад длился два столетия. Ряды гуннов постоянно пополнялись за счёт ассимиляции других кочевых племён, которые встречались у них на пути. Позднее гунны и вовсе осели в Восточной Европе, соблазнившись её обширными плодородными землями и отсутствием конкурентов, которые могли бы представлять какую-либо серьёзную опасность. Но в IV веке этому относительному затишью пришёл конец, когда Европу охватило Великое переселение народов.

Вторжение гуннов в Западную Европу началось после того, как воинственные соседи римлян готы, оставив попытки продвинуться на запад, отправились покорять причерноморские регионы. Ведь Римская империя, хоть уже и не была такой могущественной, как раньше, но всё ещё успешно теснила европейских варваров от своих границ и не давала им продвигаться дальше на запад. Готы быстро добрались до Северного Причерноморья и Кавказа. Тут-то на их пути и встретились гунны и два народа столкнулись лбами.

Нужно отметить, что культура гуннов и готов была очень родственной. Сходство оказалось столь выраженным, что готы поначалу приняли гуннов почти за родственников, только более диких, воинственных и примитивных. Их хронисты даже выдвинули предположение, что гунны произошли от трёх готских колдуний, которые были изгнаны из племени в восточные пустыни и сошлись там со злыми духами.

По словам готского историка Иордана, это племя было «малорослым, отвратительным и сухопарым», а причислить его к роду людскому можно было лишь благодаря тому, что его представители обладали подобием человеческой речи. Но как бы там ни было, а новый соперник оказался готам не по зубам. И уже в 375 готское воинство готского вождя Германариха было полностью разгромлено предводителем гуннов Баламбером. Поэтому, не встречая больше серьёзного сопротивления, уже к концу IV века н.э. гунны уже прочно обосновались на околицах Римской империи.


Границы государства гуннов в период пика могущества

Вторжение гуннов в Римскую империю

На то время Римская империя была уже фактически поделена на Западную и Восточную части, каждой из которых управлял свой император. И отношения между ними, мягко говоря, были не очень дружественными. Предводители гуннов быстро сориентировались в ситуации и проявив завидную дальновидность, обернули её в свою пользу.

Началось всё с того, что с V века отношения между Константинополем и Римом накалились до предела, и первый даже начал угрожать Вечному городу войной. Полководец Западного Рима Аэций, который тогда уже был едва ли не лучшим другом вождя гуннов Руа, не нашёл лучшего решения, как привлечь это племя для защиты своей страны. Увидев такую грозную силу, император Восточной Римской империи свернул свою кампанию и спешно ретировался. С гуннами же было решено заключить договор о дружбе и ненападении. Подкрепили этот союз, обменявшись заложниками. Сам предводитель гуннов отправил в Рим своих племянников, одним из которых был юный Аттила.

Рекомендуем

И хотя римская знать считала это своей победой, на самом деле она недооценила хитрость владыки гуннов, за что в скором времени сильно поплатилась. Правители Рима были уверены, что смогут воспитать отпрысков вождя варваров так, чтобы они всей душой полюбили Рим и стали для него верным союзником в борьбе с восточным соседом. К юным варварам приставили лучших учителей для того чтобы цивилизовать их и обеспечить самую роскошную жизнь в надежде навсегда привязать к Риму.

Лучшим из учеников стал Аттила. Римские обычаи были ему противны, но к наукам он проявил самый живой интерес. Будучи умным и внимательным учеником, Атилла быстро подметил все особенности ведения войны имперским войском и усвоил слабости римлян. Когда настало время возвращаться домой, он уже понимал, как можно сломить непобедимый Рим.

Восхождение императора гуннов

После смерти вождя Руа (434 год) во главе гуннов стали братья Аттила и Блед. Аттила в то время был уже зрелым опытным полководцем и государственным мужем, поэтому, получив власть, он активно приступил к расширению государства, обратив своё внимание на восток.

Аттила. Фрагмент фрески Делакруа, ок. 1840 г.

Границы Восточной империи тогда представляли собой лёгкую добычу, и гунны начали полномасштабное наступление. Летом 441 года Аттила и Блед пересекли пограничные регионы и разграбили провинции Иллирии, которые на то время являлись очень богатыми римскими торговыми центрами. В 445 году после смерти брата Аттила становится полновластным правителем уже почти сформировавшейся гуннской империи (поговаривают, что Блед отправился на тот свет не без помощи своего родственника, хотя официальных обвинений последнему выдвинуть, конечно, никто не посмел). Он продолжает вторжение на восток, грабя и уничтожая римские города, и останавливается буквально в 20 милях от Константинополя.

Закончился поход Аттилы тем, что в 447 году римлянам пришлось заключить унизительный мир с гуннами, согласно которому им пришлось платить вождю огромную дань золотом. Нужно отметить, что Аттила здесь проявил удивительное миролюбие, поскольку ему ничто не мешало двинуться дальше и полностью стереть Константинополь с лица земли. И даже неудавшееся покушение, заказанное Феодосием, не изменило настроения Аттилы. Ему было достаточно денежной компенсации и унижения императора.

К 451 н. э., империя Аттилы простиралась от регионов современной России вниз через Венгрию и через Германию во Францию. Он получил регулярную дань от Рима и при этом не забывал совершать набеги на римские территории, продолжая грабить и уничтожать провинциальные города.

Падение империи Атиллы

Если в период борьбы с Восточной Римской империей Аттила сохранял хотя бы видимость хороших отношений с Западом, то после фактической капитуляции Константинополя вождь гуннов решил подчинить Запад так же, как и Восток и для этого планировал сперва уничтожить раздираемую войной с германскими племенами Галлию, а затем уже и покорить оставшиеся территории Западной Римской империи. Но осуществить эти плану ему так и не удалось.

Почувствовав себя достаточно могущественным (и, скорее всего, получив сведения о поражении сил римлян в Африке в войне с вандалами) Аттила начал наступление. Сперва он пробовал вести переговоры с Римом и в обмен на свою лояльность потребовал руку принцессы Гонории и половину империи в качестве приданого. Неудивительно, что сторонам так и не удалось договориться, и в 451 году в Галлии произошло знаменитое сражение на Каталаунских полях, прозванное позже «битвой народов». Гунны наступали вместе со своими союзниками гепидами и другими германскими племенами, а на стороне римлян сражались вестготы, которые уже сами немало пострадали от гуннов. В этом сражении Аттиле противостоял его бывший друг и наставник Флавий Аэций. Жесточайшая битва так и не закончилась победой ни одной из сторон. Два полководца потеряли в бою почти всех воинов и остались при своих - Аэцию удалось отразить нашествие гуннского царя, но набеги на западные провинции продолжались вплоть до смерти последнего в 453 году.

Конец же величайшего из гуннских вождей был совершенно бесславным. Согласно сведениям позднеантичного историка Приска (а его сведения можно считать достоверными, поскольку умный и образованный хронист и дипломат быстро нашёл общий язык с Аттилой и долгое время жил у него при дворе), взяв себе новую молодую жену, Атилла «отпраздновал первую брачную ночь со слишком большим количеством вина». Отдыхая после любовных утех и чрезмерных возлияний, он заснул, лёжа на спине, и в это время у него случился «прилив лишней крови к голове». Будь Атилла в сознании, он отделался бы одним носовым кровотечением, но в этом случае кровь излилась в горло и убила его.

После смерти Аттилы править империей стали его сыновья. Но не обладая грозным нравом своего отца и даже толикой его ума, они быстро потеряли контроль над государством, которое постепенно начало распадаться. Впрочем, ослабленная кровопролитной войной Западная Римская империя тоже не смогла оправиться от удара и уже спустя несколько лет великий Рим пал и был разграблен вандалами.

Иллюстрация: depositphotos — © denistopal

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Последние оказались вогнутыми или даже разорванными в некоторых местах.

Некоторые германцы были допущены в границы Римской империи мирно на условии, что они помогут охранять имперские границы от иных «варварских» племён, надвигавшихся с востока или севера. В других случаях германцы силой проложили себе дорогу в римские провинции. Как те, кто пришел в качестве союзника императора, так и те, кто пришел как его враг, одинаково провозгласили контроль над оккупированными ими провинциями. Некоторое время каждое германское племя казалось находящимся в постоянном движении, надвигаясь далее и далее на юг и запад.

Следуя по стопам германцев, гунны расположились в Паннонии на среднем Дунае. Кампании Аттилы ударили как по Риму, так и по германцам. В этом водовороте большинство западных провинций Римской империи было постепенно поглощено различными германскими племенами, и в конце концов герул Одоакр захватил и сам Рим .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ ДНК гуннов спорный вопрос. Ген гуннов живет среди тюрков, монголов и славян

    ✪ Времена и воины. Гунны.

    ✪ Великое переселение народов. Рассказывает историк Валдис Клишанс

    ✪ Ученые впервые обнаружили 12 аномальных газовых пузырей на острове Белый

    ✪ Пермские археологи исследуют захоронения времен вторжения гуннов

    Субтитры

Влияние на историю народов

Международное значение гуннского вторжения отчасти определялось далеко идущими изменениями в положении анто-славянских племён. Уничтожив могущество остготов, гунны предотвратили возможность германизации анто-славян в Южной Руси. Кроме того, остатки иранских племён в Южной Руси также были ослаблены. Значительная часть аланов двинулась на запад, следуя исходу готов. В результате роль иранского элемента в жизни ас или антских племён уменьшилась, в то время как славянское влияние возросло.

Эпоха гуннского вторжения является, таким образом, в определённом смысле периодом освобождения восточных славян не только от готского , но также и от иранского контроля. Гунны привлекали славянские подразделения в свою армию и использовали их как вспомогательные во время своих кампаний .

Имя в форме «Гунны» введено в научный оборот в 1926 году историком К. А. Иностранцевым , чтобы отличать европейских хунну от азиатских . В сочинениях Приска Панийского , византийского дипломата, историка и писателя V века, участвовавшего в посольстве Византии к вождю гуннов Аттиле в его ставке, гунны упомянуты под именем «Унны» . Предположительно текстами Приска пользовался Иордан .

Происхождение

Господствующая гипотеза связывает гуннов с хунну (сюнну) - народом, который обитал на севере Китая , в излучине реки Хуанхэ . Он упоминается в китайских источниках с III века до н. э. , и это был первый народ, создавший в Центральной Азии обширную кочевую империю. В 48 году н. э. хунну разделились на две ветви, северную и южную. Потерпев поражение от сянби и Китая, объединение северных хунну распалось и его остатки мигрировали в западном направлении. Помимо созвучия имён на генетическую связь между гуннами и хунну Центральной Азии указывает ряд категорий материальной культуры , в особенности в сфере военного дела, характерной чертой которого было использование сложносоставного лука .

Палеогенетика

Исследование ДНК скелета элитного гунна из Музея естественной истории (г. Будапешт, Венгрия), датированного средней третью V века, показало, что он имел Y-хромосомную гаплогруппу L . Другие исследования показали - Q-M242, N, C-M130, и R1a1. Захоронения в Китае показали - Q-M3 и митохондриальную гаплогруппу D4j12

История

В европейских источниках первые упоминания о гуннах датируются II веком н. э. и относятся к региону в восточной области Прикаспия . Однако среди исследователей нет уверенности, касаются ли данные известия собственно гуннов, либо являются простым созвучием.

В 70-х годах IV века гунны покорили аланов на Северном Кавказе , а затем разгромили остготское государство Германариха .

Аттила перешёл от тактики кавалерии к осаде городов и к 447 году взял 60 городов и укреплённых пунктов на Балканах , территории современной Греции и в других провинциях Римской империи. В 451 году в битве на Каталаунских полях в Галлии продвижение гуннов на запад было остановлено объединённой армией римлян под началом полководца Аэция и Тулузского королевства вестготов . В 452 году гунны вторглись в Италию, разграбив Аквилею, Милан и ряд других городов, но затем отступили назад.

После смерти Аттилы в 453 году возникшими внутри империи распрями воспользовались покорённые гепиды , возглавившие восстание германских племён против гуннов. В 454 году в битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и вытеснены в Причерноморье. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году были тщетными .

Гунны быстро растворились в среде других народов, которые продолжали непрерывно прибывать с востока. Однако их имя ещё долго использовалось средневековыми авторами в качестве общего наименования всех кочевников Причерноморья, безотносительно к реальным связям таковых с бывшим гуннским союзом. Следующей волной Великого переселения народов стало появление племён огуров в 460-х гг. и савиров в начале VI века.

С начала VI века и до 1-й пол. VIII века на территории Прикаспийского Дагестана существовало политическое объединение, называемое в закавказских источниках «царством гуннов» («хонов»). Большая часть исследователей полагает, что под этим именем скрывается одно из племён савиров . По другой точке зрения, это союз местного кавказского происхождения . Его столицей был город Варачан , но большая часть населения сохраняла кочевой быт. Во 2-й пол. VII века его правитель носил тюркский титул эльтебер и признавал себя вассалом хазар , хотя на деле обладал большой долей самостоятельности, совершая походы в Закавказье . В 682 году глава гуннов Алп Илитвер принял посольство из Кавказской Албании во главе с епископом Исраэлем и вместе со знатью перешёл в христианство . О судьбе кавказских гуннов после начала VIII века ясных сведений нет.

Образ жизни и военное дело

Гунны внушали цивилизованному миру наибольший из всех варваров страх. Германцы были знакомы с земледелием, тогда как гунны являлись кочевниками. В этих всадниках с непривычной монголоидностью римляне видели не столько людей, сколько порождения демонов .

Приск отмечал, что скифский закон разрешает многожёнство. По-видимому, основу социальной организации составляла большая патриархальная семья. Социальный строй гуннов Европы охарактеризован Энгельсом как военная демократия. Аммиан писал: «Если случится рассуждать о серьёзных делах, они все сообща советуются ».

Гунны применяли дальнобойный лук . Лук гуннов был коротким так как стрельба велась с лошади. Лук имел обратный изгиб, благодаря чему при меньшем размере достигалась большая убойная сила лука. Лук делался составным, а для большей прочности и упругости его укрепляли накладками из костей или рогов животных. Стрелы употреблялись как с костяными, так и с железными или бронзовыми наконечниками. Иногда к стрелам прикреплялись костяные шарики, с просверленными в них отверстиями, издававшие в полёте устрашающий свист. Лук вкладывался в особый футляр и прикреплялся к поясу слева, а стрелы находились в колчане за спиной воина справа. «Гуннский лук», или «скифский лук» (scytycus arcus ) - по свидетельствам римлян, самое современное и эффективное оружие античности, - считался очень ценным трофеем у римлян. Флавий Аэций , римский полководец, проживший 20 лет заложником среди гуннов, поставил скифский лук на вооружение в римской армии.

Религия

Подробное описание верований кавказских гуннов VII века сохранилось в сочинении Мовсеса Каланкатваци . Для них было характерно обожествление солнца, луны, огня, воды; почитание «богов дорог». Священным деревьям и почитаемым богам жертвовали лошадей, кровь которых проливалась вокруг дерева, а голову и шкуру жертвенного животного вешали на сучья. Во время религиозных церемоний и похорон проходили состязания в борьбе и сражения на мечах, скачки на конях, игры и пляски. Существовал обычай нанесения себе ран и увечий в знак скорби по умершему.

См. также

Примечания

  1. Тенишев Э. Р. Гуннов язык // Языки мира: Тюркские языки. - М., 1997. - С. 52-53
  2. Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. СПб: 2005. 346 с.
  3. Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. Л.: ЛГУ. 1951. 256 с.
  4. Гунны в БСЭ
  5. Гавритухин И. О. Гунны // БРЭ. Т. 8. М., 2007. - С. 160.
  6. База данных JPL НАСА по малым телам Солнечной системы (1452) (англ.)
  7. Г. В. Вернадский. Древняя Русь. Глава IV. Гунно-Антский период (370-558 гг.), 1943 г.
  8. Иностранцев К. А. Хунну и Гунны, (разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух народов). - Л. : Издания Ленинградского ин-та живых восточных языков им. А. С. Енукидзе, 1926. - 152+4 с.
  9. Сказания Приска Панийского (пер. С. Дестуниса) . // Ученые записки второго отделения императорской академии наук, Книга VIII. Вып. 1. СПб. 1861
  10. Иордан. О происхождении и деяниях гетов . / Вступ. статья, пер., коммент. Е. Ч. Скржинской - СПб. : Алетейя, 1997, - с. 67.
  11. Юй Тайшан . Исследование проблем истории и этнической идентичности гуннов в китайской историографии. // Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории.
  12. Засецкая И. П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV-V в.). СПб., 1994.С. 151-156; её же. Гунны на Западе// История татар с древнейших времен: В 7 т, Т. I: Народы степной Евразии в древности. Казань, 2002. С. 148-152
  13. Никоноров В. П., Худяков Ю. С. «Свистящие стрелы» Маодуня и «Марсов меч» Атгилы: Военное дело азиатских хунну и европейских гуннов, - СПб /Петербургское Востоковедение, 2004; М/. Филоматис, 2004.- 320 с. (Серия «Militaria Antiqua», VI). ISBN 5-85803-278-6 («Петербургское Востоковедение»)
  14. «Sir H. H. Howorth, History of the Mongols (1876-1880); 6th Congress of Orientalists, Leiden, 1883 (Actes, part iv. pp. 177-195); de Guignes, Histoire generale des Huns, des Turcs, des Mongoles, et des autres Tartares occidentaux (1756-1758)»
  15. Peter Heather, «The Huns and the End of Roman Empire in Western Europe», The English Historical Review , Vol. 110, No. 435, February 1995, p. 5.
  16. «Europe: The Origins of the Huns» , on The History Files, based on conversations with Kemal Cemal, Turkey, 2002
  17. Кызласов И. Л. Археологический взгляд на алтайскую проблему // Тунгусо-маньчжурская проблема сегодня (Первые Шавкуновские чтения). - Владивосток, 2008. - С. 71-86.
  18. Казахстанский ДНК-проект
  19. http://dienekes.blogspot.ru/2013/09/ashg-2013-abstracts.html
  20. Томпсон Э. А . Гунны. Грозные воины степей. - М., 2008. - С. 77.
  21. Гунны в Энциклопедическом словаре
  22. Артамонов М. И. История хазар. М., 2001. -С.256; Гмыря Л. Б. «Царство гуннов» (савир) в Дагестане (IV-VII вв.) М., 1980. - С. 8-12.
  23. Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-Х вв. Л., 1979. - С.152. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании: IV в. до н. э. - VII в. н. э. М.-Л., 1959. - С.193.
  24. Гуревич А. Я. , Харитонович Д. Э. История Средних веков: Учебник для средней школы. - М.: Интерпракс, 1994. - 336 с. - ISBN 5-85235-204-7 . (2-е изд. 1995)
  25. Г. С. Дестунисъ. Сказанія Приска Панийскаго. Учёныя записки второго отд. Императорской Академии Наук кн. VII , вып. I СПб 1861 отр. 11 стр. 76
  26. Боковенко Н. А., Засецкая И. П. Происхождение котлов «гуннского типа» Восточной Европы в свете проблемы хунно-гуннских связей // Петербургский Археологический Вестник. СПб. Вып. 3. 1993
  27. Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов // Л.: ЛГУ. 1951. 256 с. https://archive.is/20130407011054/kronk.narod.ru/library/bernshtam-an-1951-11.htm
  28. Гумилёв Л. Н.  Гунны // Советская историческая энциклопедия
  29. Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. - С. 259-264.
  30. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. / Отв. ред. Р. Ф. Итс. - Л.: Наука, 1991. - 320 с.

Источники

  • Аммиан Марцеллин . Римская история / Пер. Ю. А. Кулаковского , А. И. Сонни. - СПб.: Алетейя, 1996. - 576 с. - Серия «Античная библиотека. Античная история». - ISBN 5-89329-008-9
  • Дестунис Г. С. Сказания Приска Панийского. // Учёные записки 2-го отд. Императорской Академии Наук. - Кн. VII, вып. I. - СПб., 1861.

Европейцы видели в гуннах беспощадные порождения демонов, описывая их жестокими, алчными и безобразными. Этот народ громил Римскую Империю, уничтожил государство остготов.

Именно из-за них началось Великое переселение народов. Имя «гунны» надолго стало нарицательным для обозначения всех кочевников Причерноморья. Как писал Г. Вернадский, в армии гуннов воевали и представители других народов, в том числе славяне.

Гунны – восточные славяне

В XIX в. русский историк И. Забелин выдвинул необычную гипотезу: по его мнению, гунны были славянским народом. Он заявлял: «Унны как восточная или прибалтийская славянская ветвь». Забелин развивал эту точку зрения, приводя в пример сходные обычаи (такие, как похоронный обряд и последующий поминальный пир – «страву»), особенности строительства жилищ.
Отдельно он говорил об именах вождей гуннов, которые якобы звучали как славянские. Забелин называл в их числе Валамира, Волда, Руга. Также он писал, что имена эти испорчены неправильным написанием, поскольку языком гуннов древние историки не владели.
Точку зрения Забелина поддержал историк Д. Иловайский. Он также считал гуннов восточной ветвью славянских племен, еще не успевшей перейти от кочевого образа жизни к оседлому, но подчеркивал, что предпосылки к этому были. Нередко упоминаемое «безобразие гуннов» Иловайский объяснял обычаем намеренного уродования детей и преувеличением римских историков.
Оба исследователя ссылаются на труды византийских и римских историков. Так, цитируемый ими Прокопий Кесарийский, самый крупный историк ранневизантийского времени, писал, что анты и склавины соблюдают гуннские обычаи.
Иловайский замечал: «Византийские историки иногда причисляют к гуннам готское племя гепидов или употребляют название гуннов и славян безразлично». Средневековый богослов и историк Беда Достопочтенный назвал гуннами западных славян, их же имел в виду датский летописец Саксон Грамматик, писавший о войне гуннов с датчанами.
Одним из аргументов Иловайского было загадочное исчезновение племени гуннов: «Если не признать в гуннах славян, то как же объяснить исчезновение гуннов, куда они в конце концов девались?»

Опровержение гипотезы

Однако эта гипотеза вызвала недоверие других историков уже с момента возникновения. Например, историк М. Любавский в «Лекциях по древней русской истории до конца XVI века» писал, что при всей красочности такой точки зрения нельзя выпускать из виду свидетельства китайских источников о народе хунну, жившем в Центральной Азии.
Внешность гуннов, например, по свидетельству Иорнанда, готского историка, напоминала монгольскую или урало-алтайскую: низкий рост, смуглая кожа, узкие глаза, коренастое телосложение.

Сближение гуннов и славян в текстах античных авторов, скорее, объясняется тем, что славяне были для них такими же дикими племенами, склонными к набегам.
Упомянутый Прокопий Кесарийский, живший в эпоху гуннов, говоря о сходстве обрядности, имел в виду именно то, что при всей близости обычаев гунны и славяне составляли разные народы. Более поздние авторы уже гуннов не застали, и поэтому их рассуждения об идентичности славян и гуннов представляют собой позднейшие сближения.

Славяне и гунны

Однако тот же Любавский при этом отмечает, что племена гуннов при движении на запад увлекали за собой другие народности. В их число входили сарматские, германские и некоторые славянские племена.
Современная исследовательница Мария Гимбутас, автор популярной «курганной гипотезы» о прародине индоевропейцев, придерживалась похожей позиции. В книге «Славяне» она писала, что гуннское нашествие «подготовило почву для широкого распространения славян». Гуннам нужны были степи для пастбищ лошадей, поэтому они не заселялись на покоренных территориях. Славянам же требовалась пахотная земля: их становилось все больше, поэтому они переселялись целыми родами. Как замечала Гимбутас, «испытав тысячелетний гнет со стороны скифов, сарматов и готов, славяне были оттеснены на небольшую территорию. Когда ограничений больше не стало, они начали бурно развиваться».
Наличие в лексиконе гуннов славянских слов, а в обрядовости - близких черт, Гимбутас объясняла тем, что «некоторые славяне участвовали в кампаниях гуннов как союзники или в составе вспомогательных войск».
Возможно, именно то, что славяне и гунны пришли в Европу практически одновременно, заставило многих авторов искать родство в этих народах.

ТЕ САМЫЕ ГУННЫ И ФЕМИНОИНВЕРСИЯ РАС

Непосредственно «те самые гунны», сотрясавшие Европу в раннем Средневековье, появились на ее восточных окраинах в 375 году н.э., столкнувшись с готами в Крыму, и растворились затем на просторах Евразии сразу после смерти Аттилы в 453 г. То есть, история отвела им всего 78 лет, но след, оставленный этим народом в истории человечества, слишком глубок, чтобы мы могли обойти его в попытках восстановить древнюю дохристианскую историю славян-русов. Тем более, что основной транзит гуннов, как, собственно, и большинства прочих азиатских завоевателей, проходил по Северному Причерноморью, то есть, через зону обитания наших предков, славян антов (или роксолан) - потомков скифов и сарматов. На Земле не так давно существовало еще одно подобное мощное имперское образование, сумевшее примерно за такой же недолгий срок своей истории, за 74 года, в той же степени повлиять на преобразование фактически всего мира - это... Советский Союз.
Подавляющее большинство историков поддерживает следующую, основную и официальную, версию происхождения гуннов и их появления в Европе. То же самое записано во всех учебниках по истории раннего Средневековья. Предков гуннов принято отождествлять с кочевыми племенами, обитавшими в степях и предгорьях вдоль северных границ Китая в конце 1 тысячелетия до н.э. Китайцы называли их «сюнну» или «хунну» - здесь почти никто из ученого сообщества и лингвистов не сомневается в правильности перевода древних иероглифов, которые, вообще-то, передают не звуки, а слоги, смысл. Но не будем им противоречить по слабому знанию автором древнекитайских наречий.
И, вроде как, именно для защиты от набегов воинственных хунну была построена Великая Китайская Стена. На рубеже тысячелетий Поднебесной удалось отбить натиск кочевников, в чем им сильно способствовали начавшиеся у хунну разложение родового строя и появление племенной аристократии. При этом часть хунну осталась на месте, а часть в поисках лучшей доли поплелась потихоньку на заход солнца. Путешествие это длилось лет 200-300, племя постепенно, год за годом, меняя кочевья и пастбища, смещалось в сторону Европы, а именно, поначалу, к Уралу и Волге. Здесь они повстречались с племенами финно-угорской языковой группы, принадлежащих, как мы теперь знаем, по мужской Y-хромосоме к гаплогруппе N-N1-Nc1.
К какому роду-племени относились сами гунны (по пути из Китая глухая «х» в их названии трансформируется, как утверждают, в звонкое «г») достоверно неизвестно. Есть только, опять же, гипотезы - о них позже. Но пока для себя сделаем отметочку: раз гунны смешались, ассимилировались, как это утверждается практически во всех учебниках и монографиях по раннему Средневековью, с уграми, то следы этого этнического «коктейля» должны бы отмечаться повсеместно по южной Европе, чего мы, судя по гаплокарте для финно-угорской гаплогруппы N1c, не отмечаем - см. рис. 1.
В 4-м веке н.э. гунны где-то на просторах Заволжья и Предкавказья покоряют алан (о них в следующей главе) и уже с их помощью наваливаются на готов. Далее весь этот разноплеменный конгломерат идет «воевать Рим». Начинается Великое переселение народов, а точнее - Великое гуннское нашествие. Но есть и иные, не менее убедительные и обоснованные версии в «гуннологии». Так, по С. Лесному гунны не имеют, кроме созвучия в названии, отношения к китайским хунну (и он далеко не одинок в этом мнении), а обитали всегда на территории между Волгой, Аралом, Южным Уралом, появившись здесь в незапамятные времена с Ближнего Востока и Передней Азии. По утверждению упоминавшегося в предыдущей главе историка готов Иордана - это 550 год н.э. - «гунны поселились на дальнем берегу Меотийского озера». Такая локализация говорит об изначальной немногочисленности племени. Впрочем, всякая гипотеза о происхождении гуннов имеет право на существование, так как ничего достоверного о нашествии гуннов на Европу на сегодня нет
Так, историк 2-го века н.э. Птолемей сообщал, что некие «хуну» обитают между «бастарнами» (Карпаты) и «роксоланами» (Дон). А вот «наши» ли это гунны, или опять наблюдается некое созвучие в названии племен - неизвестно. Но отметим, по крайней мере, что на Дону уже в то время обитали некие роксоланы (это, разумеется, греческое название славянского племени, скорей всего, они же назывались анты), а вот где-то рядом с ними соседствуют неизвестного роду-племени «хуну». Ссылаясь на Прокопия Кесарийского (6 век н.э.), С.Лесной выводит происхождение гуннов от киммерийцев. А мы помним, что последние были ариями и предшественниками еще скифов на Русской равнине и в северном Причерноморье. Получается гунны - тоже потомки ариев? Вроде бы, абсурд, так как все ученое сообщество считает гуннов, если не монголоидами, то, по крайней мере, прототюрками. Но не будем торопиться.
В работе Трусов приводит свои, не менее убедительные доводы со ссылками на современные данные по исследованиям ДНК предполагаемых останков гуннов (С. Лесной этими данными не мог располагать). По Трусову гунны изначально относились к европеоидной расе и принадлежали по первопредку к гаплогруппе R (индоевропейцы, арии). Будущее племя гуннов примерно 4000-3000 лет до н.э. мигрирует откуда-то из центра Евразии в сторону нынешнего северного Китая и там со временем становится известным китайцам как хунну. При этом по мере тысячелетнего продвижения на восток они смешиваются с местным монголоидным населением, перенимают местный (прототюркский) язык. По Трусову гунны, которые дошли до Европы в 4-5 веках уже н.э. относились к гаплогруппе R1b (западноевропейской) по крови и генетике, по мужской Y-хромосоме. Но вот внешность их за века, за сотню поколений вполне могла стать монголоидной. Тем более что, как указывает автор, гунны дополнительно перемешались с финно-угорским населением Урала. В своих предположениях о трансформации со временем расовых признаков Трусов опирается на интересный, достоверный и научно доказанный факт. Если мужчина передает из поколения в поколение свою эксклюзивную генетическую метку (маркер в Y-хромосоме) неизменной, то по женской линии, где нет этой усеченной от X-хромосомы молекулы - а именно её мужской модификации - передаются и доминируют гены, ответственные за внешний облик потомка: тип лица, цвет волос и глаз, форма носа и т.д.
Считается, например , что «европеоидность» носителям мужской части представителей гаплогруппы R1a (арии) придают женские так называемые митохондриальные ДНК (мтДНК), обозначаемые в популяционной генетике латинской H. А вот при изучении останков скифо-ариев в Минусинской котловине (Алтай) - то есть также в одном из предполагаемых мест происхождения гуннов - в образцах от останков женщин европеоидных мтДНК типа Н почти нет, присутствуют «восточные», «азиатские» метки типа A, C, D, G. Вывод таков: антропологию в значительной степени определяют именно женщины. Вот она, доселе неизвестная, дополнительная роль женщины в создании нового человека: переформирование внешнего облика потомства именно по своему образу и подобию. За несколько десятков поколений изначальная раса пришельцев (завоевателей) переформатируется женской половиной аборигенов в свое подобие. Так, например, «заблудившиеся» тысячи лет назад на территории нынешнего Камеруна - а это Центральная Африка, между прочим - представители западноевропейской гаплогруппы R1b, именно благодаря бракам с аборигенками, за сотню поколений полностью сменили свою внешность на африканскую. И теперь в северном Камеруне основное население составляют африканцы-негроиды, относящиеся по первопредку к европейскому роду R - см. рис. 2. Кстати, интересно было бы узнать ДНК-метку президента Обамы - его отец родом из Камеруна.
По той же причине современные башкиры до 90% относятся к той же западноевропейской гаплогруппе R1b, а у киргизов, например, до 70% - это индоарии из гаплогруппы R1a . И это при полностью характерной восточной внешности. Получается, во время «блужданий» по Евразии тысячи лет назад протоарийских и протоевропейских племен часть их оседала в определенных местах, и со временем они становились неотличимы (через женщин-аборигенок) от своих новых сородичей внешне и, тем более, по языку, который перенимается буквально за два - три поколения. Так что вполне, изначально европеоидные гунны могли со временем приобрести европеоидные черты. В главе, посвященной монголо-татарам мы попытаемся определить, не проявился ли этот эффект, этот фокус природы и в отношении Чингисхана и его воинства. Еще такой интересный факт. Современные финны в подавляющем большинстве своем безусловно относятся к финно-угорской гаплогруппе N1, как и коми, ханты, манси и другие народы Севера. Но финны отчего-то практически неотличимы от европейцев, а вот прочие представители этой группы имеют характерную, практически монголоидную внешность. А ведь ещё несколько столетий назад в постоянных войнах со шведами, русские отличали по внешности финнов, или же, как тогда их называли «чухонцев» от прочих обитателей северных стран и противоположного вражеского лагеря. Здесь также сработал механизм адаптации внешности через постоянные браки пришлых из Сибири в Скандинавию угров с местными женщинами - европейками гаплогруппы I1.
Закрадывается крамольная мысль. А в этой связи, не произошло ли подобной инверсии и в отношении европейских родов R1b и R1a? Как указывалось в предыдущих главах, большинство ученого сообщества склоняется к версии восточно-, даже южно-сибирской прародине указанных родов, откуда они 10-15 тысяч лет назад начали свои путешествия по Евразии и даже, как оказалось, по Африке. Нигде и никем не высказывалось предположение: а не относились ли изначально эти племена к расе монголоидов? Да-да! Все-таки, как ни крути, центральная Азия, Сибирь - это была и есть так сказать, «вотчина», колыбель монголоидной расы и как, действительно, на заре человечества могли среди них «затесаться» племена европеоидов? - Нелогично. А вот если допустить, что были они именно монголоидами, а оседая на территории восточной, центральной и западной Европы, смешивались с местным европеоидным населением (через постоянные браки с аборигенками) - потомками кроманьонцев - и за сотни поколений, как мы видим, вполне могли изменить облик на современный европеоидный. Так, по крайней мере, поступили финны: получив европейскую прописку, вдобавок поимели и туземную внешность, так сказать, «замаскировались под своих».
Но вернемся к гуннам. Помимо приведенных выше версий происхождения гуннов, имеются опять-таки не менее убедительные и обоснованные доводы в пользу происхождения гуннов... от славян . Но не будем на них останавливаться - абсолютно достоверных данных, все же нет. Как видим, обилие прямо противоположных мнений уважаемых авторов не позволяет сделать однозначный вывод о реальном этническом происхождении гуннов. Нет также однозначных описаний современников внешнего вида этих азиатов. У одних они имели привычное для греков и римлян того времени обличье , у других (Марцеллин) - это было нечто невообразимо ужасное, свирепое, звериное. Не зря же гунны навели в свое время такой «шорох» на Европу, их вождем Аттилой до сих пор детей пугают. Образ самого Аттилы, вроде бы, представлен в профиль на монетах того времени - (рис.3), но... Во-первых, нет полной уверенности, что это он, а во-вторых, отмечаем несоответствие словесного описания Аттилы византийским посланником к его двору монетному профилю. По описаниию этого свидетеля [ 9 ] Аттила - жуткий урод, а на монете некий благопристойный господин вполне себе европеоидного вида с крючковатым носов с горбинкой, довольно большими глазами и с бородой. Вот борода - метка хорошая, так как у монголоидов с бородами проблема - не растет. Одни загадки.
Нет также однозначной определенности в анализах ДНК останков предполагаемых гуннов: невозможно со 100% уверенностью угадать, кто именно обнаружен в том или ином захоронении - гунн, гот, славянин, или, может, германец? Дело в том, что по сложившейся «доброй традиции» победители гнали перед собой побежденных, зависимые и союзные племена. Так впоследствии поступали и Чингисхан с Батыем и поэтому установить «кто есть кто» вряд ли когда представится возможным. Например, возвращаясь к главе о готах: не так давно были исследованы на ДНК останки предполагаемого потомка легендарного короля вестготов Вамбы (7 век - Испания). Так вот, потомок этого Вамбы, а значит, и сам король, относились к гаплогруппе Q, а это - племена восточной Сибири и... индейцы Америки, перебравшиеся в свое время из Сибири на Аляску. Вот вам и готы, вот вам и немцы! Конечно, неизвестно, что это за потомок и кто там мог влезть в будуары за несколько поколений, но факт невероятный и красноречивый: в средневековой Испании среди, казалось бы, готов затесались каким-то образом сибиряки-монголоиды. Вот так-то!
По Марцеллину гунны жили, ели, пили и спали верхом на конях, жилищ никаких не имея. Тем не менее, уже упомянутый византийский посол описывает дворец Аттилы - хотя бы и деревянный - именно как дворец, а не «домик кума Тыквы». У Марцеллина читаем, что образ гунны имели не только свирепый и ужасный, но, по его словам, «с младенчества приучали они мальчиков терпеть боль, разрезая им железом щеки, от того у тех не было бород». Наверняка так пытался просвещенный европеец, дотоле не встречавший живых монголов и китайцев, обосновать отсутствие у них растительности на лице. Что ж, не имея возможности достоверно опираться на данные по ДНК, отметим для себя хотя бы следующее: раз у гуннов-мужчин не было бород, то это обстоятельство вполне позволяет отнести их к монголоидной расе, а, значит, к уже упоминавшейся гаплогруппе Q. Хотя не будем забывать о возможной смене расового типа благодаря «женской инверсии».
Другие авторы [ 11]описывают гуннов как рослых, светловолосых, белокожих... Напомним, что этнические гунны - и это наверняка - составляли ядро армии, которая по некоторым оценкам современников достигала количества в 500 тысяч воинов (что очень сомнительно), а вокруг этого ядра кружились многочисленные «электронные оболочки» из покоренных, или просто вовлеченных в общий грабительский поход на вечнобогатый Рим европейских «варварских» племен. (готы, германцы, славяне, аланы...). Здесь, кстати, если все же допустить, что «этнические гунны» относились к гаплогруппе Q (восточная Сибирь), то и вышеупомянутый король вестготов Вамба (это прозвище) мог быть их потомком, так как гунны и готы довольно продолжительное время были союзниками и вполне можно допустить здесь наличие перекрестных династических браков.
Вообще, едва ли изначально гуннское этнообразование представляло собой какую-то серьезную угрозу для тогдашней Европы. Судите сами: катализатором всех последующих событий послужило локальное столкновение двух особо ничем не примечательных племен гуннов и готов, да еще на далеких европейских окраинах - в Крыму. Но так совпали звезды, что после удачного для гуннов вторжения в Крым готы понимают «кто в доме хозяин» и далее вполне разделяют экспансионистские устремления своих новых «руководителей». При этом часть готов бежит на Дунай, ближе к Риму, другая часть, уже вместе с гуннами - на Рим! Определенное содействие успешному и беспрепятственному продвижению гуннов на запад оказали и обитавшие в северном Причерноморье славяне-русы из племени антов. Дело в том, что по данным различных источников постоянные войны русов с готами не всегда были для первых успешными и, мало того, по результатам как раз одного из русо-готских конфликтов (накануне появления гуннов) русы потерпели жестокое поражение от готов. В результате чего теми был убит не только вождь (князь) славян Бож (или Бус) с сыновьями, но и еще 70 старейшин племени. Отсюда: славяне наверняка приветствовали появление гуннов по системе «враг моего врага - мой друг» и, мало того, охотно вливались в их армию на правах союзника. Отсюда же и неоднократные показания очевидцев ло наличии в армии гуннов рослых светловолосых воинов.
В этом ключе любопытно ещё и следующее. Достоверно известно всего только... три (!) именно гуннских слова - то есть опять, и у этого народа ни письменности, ни грамотности не предполагалось априори [ 14 ]. Вот эти слова: медос (хмельной напиток сами угадайте из чего), страва (поминальная тризна) и комос (пиво из проса). Вот тебе и гуннский язык! Уж не состоим ли мы в родстве с этими гуннами - знать бы достоверно генетическую метку? Но этого нет и поэтому приходится гадать.
В работе есть нечто совсем уж полуанекдотическое насчет гуннов. В свое время при раскопках предположительно гуннского кургана (это в северном Китае) в числе прочих артефактов обнаружены остатки полуистлевшей ткани с искусно вышитым на ней портретом человека, опять же, предположительно, именно гунна. Так вот, человек этот похож как две капли воды на... молодого тов. Сталина. Усы, зачес волос со лба, скуластость, рысьи глаза - только трубки не хватает - см. рис.4. Вот такие чудеса заготовили нам товарищи гунны.
Считается, что после распада империи Аттилы какая-то часть гуннов застряла в Паннонии и дала начало формированию будущего венгерского этноса. Основанием для такого предположения является, в том числе, и характерное «уплотнение» показателей гаплогруппы Q именно на территории современной Венгрии - до 10% населения относится к этой группе, больше таких показателей в Европе нет - см. рис.4. Если только верно предположение о гуннах как носителях именно этой восточносибирской монголоидной гаплогруппы. Другая часть гуннов откатилась на восток и участвовала в формировании племен авар, булгар, хазар. Современные болгары также считают себя потомками тех самых гуннов, но вот по генетике это как-то не увязывается: носителей гаплогруппы Q в Болгарии всего только 0,5% - то есть, тут говорить просто не о чем.
А вот многочисленные свидетельства современников о наличии в армии гуннов южных славян-русов говорят нам о формировании в первые века н.э. на территории северного Причерноморья серьезных догосударственных образований наших предков. А это, напомню, середина 4 - середина 5 века нашей эры. Где-то немногим позже уже был построен (вернее, впервые упомянут) Киев.

Гунны - народ, внезапно явившийся из глубин Азии, прокатившийся волной по Европе и оставивший о себе множество легенд. Самым известным гуннским вождём стал Аттила, великий конунг Атли скандинавских саг.
Из Азии в разные времена мигрировало много различных народов, но именно гунны оставили столь яркий след в истории, словно растворившись после загадочной гибели своего самого великого вождя.

Вопросом культуры и происхождения гуннов занимались такие видные учёные, как И.П.Засецкая, Б.В.Лунин, В.А.Кореняко, С.С.Миняев, П.Н.Савицкий, О. Менхен-Хелфен, Т. Хайяши, Т.Барфилд, Н.Н. Крадин, П.Б.Коновалов, Л.Н.Гумилёв.
Что говорят их исследования?

Происхождение из глубин Сибири

В монгольских степях обитал пра-тюркский народ хуннов, теснимый со всех сторон врагами. Власть у хуннов наследовалась по такому же принципу, как впоследствии у русских князей: от брата к брату, и лишь потом к сыновьям. В третьем столетии до нашей эры шаньюем (правителем) стал Тумань. Он мечтал избавиться от своего старшего сына Модэ, чтобы передать престол младшему сыну от любимой наложницы. Для реализации этого плана Тумань отправил Модэ заложником к согдам и напал на них в расчёте, что те убьют его сына и избавят от дальнейших хлопот. Но Модэ оперативно оценил ситуацию, убил свою охрану, украл коня и бежал к своим. Под давлением общественного мнения Тумань выделил старшему сыну 10000 воинов, которых Модэ принялся обучать по новой схеме. Для начала он ввёл в обиход необычные стрелы с прорезью, которые свистели при полёте. Если воины слышали свист стрелы своего принца, они обязаны были немедленно стрелять в ту же цель. И вот Модэ устроил проверку: выстрелил в своего великолепного аргамака. Тем, кто опустил луки, он отрубил головы. Затем он выстрелил в свою молодую жену. Уклонившиеся также были казнены. Следующей целью стал аргамак его отца Туманя, и выстрелили все до единого. После чего Модэ убил самого Туманя, его наложницу, сводного брата, и сам стал шаньюем.
Модэ правил державой хуннов 40 лет и возвысил её над всеми окружающими народами.

Несколько поколений спустя ситуация в степи переменилась. Хунны были разбиты и раздроблены. Часть их бежала на запад и примкнула к зауральским уграм. Двести лет два народа жили бок о бок, а затем последовала волна их совместной экспансии. Именно этот смешанный народ стал впоследствии известен под названием «гунны».

Гунны – возможные родственники германских народов

Гунны и норманны - два этноса, которые пользовались почти аналогичной рунической письменностью. Речь идёт о тех самых рунах, которые, как говорит Старшая Эдда, бог Один принёс из Азии. Азиатские руны на несколько столетий древнее: они найдены на могилах тюркских богатырей, например, Кюль-Тегина. Возможно, эти древние родственные связи послужили причиной того, что на территории Европы союзниками гуннов стал ряд германских народов. Конунг Атли – один из излюбленных романтических персонажей скандинавских саг, например, «Песни о Хлёде», где конунг показан в некотором роде подкаблучником. Действительно, Аттила был в кругу семьи весьма мягким человеком, любящим своих детей и многочисленных жён.

Религия из глубины веков

Религией этого кочевого народа было тенгрианство – поклонение Вечному Голубому Небу. Местом обитания верховного божества считалась гора Хан-Тенгри в Тянь-Шане, также существовало много капищ с идолами, литыми из серебра. В качестве защитного символа гунны носили амулеты из драгоценных металлов с изображением драконов. Среди правящей верхушки гуннов имелся верховный шаман, который испрашивал у божества советы для принятия важных решений. Священными считались стихии: огонь, вода, земля.
Имелся также культ священных деревьев, им в жертву приносились лошади, шкуры которых снимались и распяливались между ветвями, а кровь разливалась вокруг.
Призывая помощь бога войны, хунны применяли очень древний обычай «туом»: расстрел знатного пленника «тысячью стрел». Логично предположить, что и гунны совершали такой же обряд.

Армия, не умеющая штурмовать крепости

Гунны подчинили такие мощные державы той эпохи, как империя остготов и аланский каганат. Решить загадку успехов «варварского народа» пытались ещё современники: римский центурион Аммиан Марцеллин, византийский философ Евнапий, готские хронисты Иордан и Приск Панийский. Все они относились к гуннам враждебно и постарались очернить их перед потомками, красочно описывая их некрасивую внешность и варварские обычаи. Однако как могли варвары справиться с сильнейшими государствами той эпохи?

Авторы объясняли успехи гуннов их специфической воинской тактикой: «Аланов, хоть и равных им в бою… подчинили себе, обессилив частыми стычками». Такую тактику использовали массагеты в войне против Александра Македонского: партизанская война лёгкой конницы против тяжёлой пехоты действительно была успешной. Однако основную воинскую силу аланов составляла не пехота, а мощная, прекрасно обученная тяжёлая конница. Они применяли проверенную сарматскую тактику ближнего боя. У аланов были крепости, которые гунны брать не умели, и оставили непобеждёнными у себя в тылу, хотя инфраструктура каганата была ими разрушена. Многие аланы бежали на запад и поселились на Луаре.

Как гунны победили крымских готов: вброд через море

После подчинения Аланского каганата гунны под предводительством Баламбера вышли на прямое столкновение с остготами короля Германариха. Готы занимали Крым и Северное Причерноморье. Взять полуостров со стороны поймы Дона гунны не могли: они не были способны сражаться в болотистой местности, которую к тому же оборонял воинственный народ герулов. Никаких средств для переправки армии по морю у гуннов не было. Таким образом, готы на территории Крымского полуострова ощущали себя в безопасности. Это их и погубило.

Древние славяне – анты, были насильственно подчинены готам и относились к этой ситуации безо всякого энтузиазма. Как только на политическом горизонте возникли гунны, анты примкнули к ним. Готский летописец Иордан называет антов «вероломными» и считает основной причиной падения готской державы. Возможно, именно анты снабдили гуннов информацией, которая позволила последним захватить Крымский полуостров вброд со стороны Керченского пролива.

Согласно сообщению Иордана, в 371 году гуннские всадники во время охоты на Таманском полуострове преследовали олениху и загнали её на самый мыс. Олениха вошла в море и, осторожно ступая и нащупывая дно, перешла на землю Крыма, указав тем самым брод: по этому пути гуннская армия прошла в тыл своим противникам и захватила Крымский полуостров. Король Германарих, которому на тот момент было более 110 лет, в отчаянии пронзил себя мечом.

Гунны не уничтожили и не изгнали готов, а лишь подчинили своей власти. Преемником Германариха стал Винитарий. У него осталась достаточно мощная армия и структура власти. Он попытался лишить гуннов их важнейшего союзника и атаковал антов, взял в плен и распял короля Божа с сыновьями и 70 старейшинами. Гунны, в свою очередь, напали на Винитария и убили его в бою на реке Эрак (Днепр). Часть уцелевших остготов переместилась во владения римлян, остальные подчинились гуннскому вождю.

Гунны – народ с высоким уровнем дипломатической культуры

Если рассматривать гуннов как полудиких варваров, как это делали Иордан и Аммиан Марцеллин, понять секрет их успехов невозможно. Главная причина – талант их вождей, а также уровень дипломатии, который не уступал ведущим европейским государствам.

Гунны отлично знали всю «кухню» отношений окрестных народов, умели получать необходимую информацию и мастерски действовали не только в бою, но и путём переговоров. Империя короля Германариха держалась исключительно на подчинении грубой силе. Вождь гуннов Баламбер привлёк на свою сторону все народы, обиженные и угнетённые готами, а их было немало.
Другие гуннские вожди придерживались аналогичной схемы и не стремились воевать там, где имелся шанс договориться по-хорошему. Ругила в 430 году налаживал дипломатические контакты с Римской империей и даже помогал войсками для подавления восстания багаудов в Галлии. Рим к этому моменту уже находился в состоянии распада, но многие его граждане примкнули к гуннам, предпочитая их упорядоченную власть произволу собственных чиновников.
В 447 году Аттила со своей армией дошёл до стен Константинополя. Взять мощные укрепления у него шансов не было, но он сумел заключить с императором Феодосием унизительный для того мир с выплатой дани и передачей гуннам части территории.

Причина нового похода на запад: ищите женщину!

Спустя 3 года византийский император Маркиан расторг мирный договор с гуннами, но Аттила счёл более заманчивым поход в Галлию: туда ушла часть аланов, которых Аттила желал победить, кроме того, имелась ещё одна причина.

Принцесса Юста Грата Гонория была сестрой императора Западной Римской империи Валентиниана III, её муж мог бы претендовать на императорскую власть. Чтобы избежать возможной конкуренции, Валентиниан собирался выдать сестру замуж за престарелого и благонадёжного сенатора Геркулана, чего ей совершенно не хотелось. Гонория отправила Аттиле своё кольцо и призыв о вступлении в брак. И в результате гуннская орда прошла весь север Италии, разграбила долину реки По, попутно разгромила королевство бургундов, и добралась до Орлеана, но взять его гунны не смогли. Валентиниан не допустил брака Аттилы с Гонорией, сама принцесса избежала пыток, а может быть и казни, только благодаря заступничеству матери.
Причиной ухода гуннов из Италии востоковед Отто Менхен-Хелфен считает начавшуюся эпидемию чумы.

Смерть вождя и распад державы

Покинув Италию, Аттила решил взять в жёны красавицу Ильдико (Хильду), дочь короля Бургундии, но умер в брачную ночь от носового кровотечения. Иордан повествует, что вождь гуннов умер от невоздержанности и пьянства. Но в произведениях германской мифологии «Старшая Эдда» и других конунг Атли убит своей женой Гудрун, которая отомстила за смерть своих братьев.

В следующем, 454 году держава гуннов прекратила своё существование. Наиболее выдающиеся сыновья Аттилы – Эллак и Денгизих, вскоре погибли в боях. Но гунны и их знаменитый вождь стали частью истории и мифологии многих народов.

Что европейские народы позаимствовали у гуннов

В римской армии военачальник Фабий Аэций ввёл гуннские составные короткие луки с обратным изгибом, хорошо приспособленные для стрельбы с коня.
Предки гуннов – хунны, являются изобретателями стремян: именно от них эта часть сбруи распространилась у остальных народов.
Имена гуннских вождей вошли в моду в Европе и стали привычными: Балтазар, Донат, и конечно Аттила: имя это особо популярно в Венгрии.