Болезни Военный билет Призыв

Мир в начале 20 века по истории. Мир в первой половине ХХ века

История 20 века была насыщена событиями самого разного характера - были в ней и великие открытия, и великие катастрофы. Государства создавались и разрушались, а революции и гражданские войны вынуждали людей оставлять родные места, чтобы отправиться в чужие края, но спасти при этом жизнь. В искусстве двадцатый век тоже оставил неизгладимый след, полностью его обновив и создав совершенно новые направления и школы. Были великие достижения и в науке.

Всемирная история 20 века

XX век начался для Европы с событий весьма печальных - случилась русско-японская война, а в России в 1905 году случилась первая, хоть и окончившаяся провалом, революция. Это была первая в истории 20 века война, в ходе которой применялось такое оружие, как миноносцы, броненосцы и тяжелая дальнобойная артиллерия.

Эту войну Российская империя проиграла и понесла колоссальные человеческие, финансовые и территориальные потери. Однако на вступление в мирные переговоры русское правительство решилось только когда из казны на войну было потрачено более двух миллиардов рублей золотом - сумма и сегодня фантастическая, а в те времена просто немыслимая.

В контексте всеобщей истории эта война была всего лишь очередным столкновением колониальных держав в борьбе за территорию ослабевшего соседа, а роль жертвы выпала слабеющей Китайской империи.

Русская революция и ее последствия

Одни из наиболее значимых событий 20 века, безусловно, была Февральская и Октябрьская революция. Падение монархии в России вызвало целую череду неожиданных и невероятно мощных событий. За ликвидацией империи последовало поражение России в Первой мировой войне, отделение от нее таких стран, как Польша, Финляндия, Украина и стран Кавказа.

Для Европы революция и последовавшая за ней Гражданская война тоже не прошли бесследно. Прекратили свое существование также Османская империя, ликвидированная в 1922 году, Германская империя в 1918. Австро-Венгерская империя просуществовала до 1918 года и распалась на несколько независимых государств.

Однако и внутри России спокойствие после революции наступило не сразу. Гражданская война продолжалась до 1922 года и закончилась созданием СССР, распад которого в 1991 году станет еще одним важным событием.

Первая мировая война

Эта война стала первой так называемой окопной войной, в которой огромное количество времени уходило не столько на продвижение войск вперед и захват городов, сколько на бессмысленное ожидание в окопах.

Кроме того, в массовом порядке применялась артиллерия, впервые было применено химическое оружие и придуманы противогазы. Другой важной особенностью стало использование боевой авиации, формирование которой происходило фактически во время боевых действий, хотя школы авиаторов были созданы за несколько лет до ее начала. Вместе с авиацией создавались и силы, которые должны были с ней бороться. Так появились войска противовоздушной обороны.

Развитие информационных и коммуникационных технологий также нашло свое отражение на поле боя. Информация стала передаваться из штаба на фронт в десятки раз быстрее благодаря строительству телеграфных линий.

Но не только на развитии материальной культуры и технологиях сказалась эта ужасная война. Нашлось ей место и в искусстве. Двадцатый век для культуры стал тем переломным моментом, когда многие старые формы были отвергнуты, а им на смену пришли новые.

Искусство и литература

Культура накануне Первой мировой войны переживала небывалый подъем, который вылился в создание самых разных течений как в литературе, так и в живописи, скульптуре и кино.

Пожалуй, самым ярким и одним из наиболее хорошо известных художественных направлений в искусстве был футуризм. Под этим названием принято объединят ряд течений в литературе, живописи, скульптуре и кинематографе, которые возводят свою генеалогию к известному манифесту футуризма, написанному итальянским поэтом Маринетти.

Наибольшее распространение, наряду с Италией, футуризм получил в России, где появились такие литературны сообщества футуристов, как "Гилея" и ОБЭРИУ, крупнейшими представителями которых Были Хлебников, Маяковский, Хармс, Северянин и Заболоцкий.

Что касается изобразительного искусства, то живописный футуризм имел в своем фундаменте фовизм, заимствуя при этом многое также и у популярного тогда кубизма, который появился на свет во Франции в начале века. В 20 веке история искусства и политики связаны неразрывно, ведь многие авангардные писатели, живописцы и кинематографисты составляли собственные планы переустройства общества будущего.

Вторая мировая война

История 20 века не может быть полной без рассказа о самом катастрофичном событии - Второй мировой войне, которая началась года и продлилась до 2 сентября 1945. Все ужасы, сопутствовавшие войне, оставили неизгладимый след в памяти человечества.

Россия в 20 веке, как и другие страны Европы, пережила множество ужасных событий, но ни одно из них не может сравниться по своим последствиям с Великой Отечественной войны, которая была частью Второй мировой. По самым разным данным, количество жертв войны в СССР достигало двадцати миллионов человек. К этому числу относят как военных, так и гражданских жителей страны, а также многочисленных жертв блокады Ленинграда.

Холодная война с былыми союзниками

В боевые действия на фронтах Мировой войны были втянуты шестьдесят два суверенных государства из семидесяти трех существовавших на тот момент. Боевые действия велись в Африке, Европе, на Ближнем Востоке и в Азии, на Кавказе и в Атлантическом океане, а также за Полярным кругом.

Вторая мировая война и холодная война последовали одна за другой. Вчерашние союзники стали сначала соперниками, а позже и врагами. Кризисы и конфликты следовали один за другим на протяжении нескольких десятилетий, пока Советский Союз не прекратил своего существования, тем самым положив конец конкуренции двух систем - капиталистической и социалистической.

Культурная революция в Китае

Если рассказывать историю двадцатого века в терминах государственной истории, то она может звучать как длинный список войн, революций и нескончаемого насилия, применяемого зачастую по отношению к совершенно случайным людям.

К середине шестидесятых годов, когда мир еще не до конца успел осмыслить последствия Октябрьской революции и гражданской войны в России, на другом конце континента развернулась очередная революция, вошедшая в историю под названием Великой пролетарской культурной революции.

Причиной Культурной революции в КНР принято считать внутрипартийный раскол и опасения Мао потерять доминирующее положение внутри партийной иерархии. В результате было принято решение начать активную борьбу с теми представителями партии, которые были сторонниками мелкой собственности и частной инициативы. Все они были обвинены в контрреволюционной пропаганде и либо расстреляны, либо отправлены в тюрьмы. Так начался массовый террор, длившийся более десяти лет, и культ личности Мао Цзэдуна.

Космическая гонка

Освоение космоса было одним из наиболее популярных направлений в двадцатом веке. Хотя сегодня для людей уже стало привычным международное сотрудничество в сфере высоких технологий и освоения космического пространства, в то время космос был ареной напряженного противостояния и жесточайшей конкуренции.

Первым рубежом, за который бились две сверхдержавы, была околоземная орбита. И США, и СССР имели к началу пятидесятых годов образцы ракетной техники, которые послужили прототипами для ракет-носителей более позднего времени.

Несмотря на всю скорость, с которой работали американские ученые, первыми груз на орбиту вывели советские ракетчики, и 4 октября 1957 года на орбите Земли оказался первый созданный человеком спутник, который совершил вокруг планеты 1440 витков, а затем сгорел в плотных слоях атмосферы.

Также советские инженеры первыми запустили на орбиту первое живое существо - собаку, а позже и человека. В апреле 1961 года с космодрома Байконур стартовала ракета, в грузовом отсеке которой находился космический корабль Восток-1, в котором был Юрий Гагарин. Мероприятие по выводу первого человека в космос было рискованным.

В условиях гонки освоение космоса могло стоить космонавту жизни, так как спеша опередить американцев, русские инженеры приняли ряд довольно рискованных с технической точки зрения решений. Однако и взлет и посадка оказались успешными. Так СССР выиграл очередной этап соревнования, получившего название Космическая гонка.

Полеты к Луне

Проиграв первые несколько этапов в освоении космоса, американские политики и ученые приняли решение поставить перед собой более амбициозную и трудную задачу, на которую Советскому Союзу могло попросту не хватить ресурсов и технических наработок.

Следующим рубежом, который нужно было взять, стал полет к Луне - естественному спутнику Земли. Проект, получивший название "Аполлон", был инициирован в 1961 году и ставил своей целью осуществление пилотируемой экспедиции на Луну и высадку на ее поверхность человека.

Какой бы амбициозной эта задача ни казалась к моменту начала проекта, но она была решена в 1969 году с высадкой Нила Армстронга и Базза Олдрина. В общей сложности в рамках программы были совершены шесть пилотируемых полетов к земному спутнику.

Поражение социалистического лагеря

Холодная война, как известно, закончилась поражением социалистических стран не только в гонке вооружений, но и в экономическом соревновании. Среди большинства ведущих экономистов существует консенсус о том, что основными причинами распада СССР и всего соцлагеря были экономические.

Несмотря на то что на территории некоторых стран распространен ресентимент относительно событий конца восьмидесятых, начала девяностых годов, для большинства стран Восточной и Центральной Европы освобождение от Советского доминирования оказалось крайне благоприятным.

В списке самых важных событий 20 века неизменно содержится строчка с упоминанием падения Берлинской стены, служившей физическим символом разделения мира на два враждебных лагеря. Датой крушения этого символа тоталитаризма считается 9 ноября 1989 года.

Технический прогресс в XX веке

Двадцатый век был богат изобретениями, никогда прежде технический прогресс не шел с такой скоростью. Сотни очень значимых изобретений и открытий были сделаны за сто лет, но некоторые из них достойны особого упоминания в силу их чрезвычайной важности для развития человеческой цивилизации.

К изобретениям, без которых немыслима современная жизнь, безусловно, относится самолет. Несмотря на то что люди мечтают о полете на протяжении многих тысячелетий, осуществить первый в истории человечества полет удалось лишь в 1903 году. Это фантастическое по своим последствиям достижение принадлежит братьям Уилбуру и Орвилу Райтам.

Другим важным изобретением, имеющим отношение к авиации, стал ранцевый парашют, сконструированный петербургским инженером Глебом Котельниковым. Именно Котельников получил патент на свое изобретение в 1912. Также в 1910 году был сконструирован первый гидросамолет.

Но, пожалуй, самым страшным изобретением двадцатого века была ядерная бомба, однократное использование которой повергло человечество в ужас, не прошедший и по сей день.

Медицина в XX веке

Одним из главных изобретений 20 века считается также технология искусственного производства пенициллина, благодаря которой человечество получило возможность избавиться от множества инфекционных заболеваний. Ученым, открывшим бактерицидные свойства грибка, был Александр Флеминг.

Все достижения медицины в двадцатом веке неразрывно были связаны с развитием таких областей знания, как физика и химия. Ведь без достижений фундаментальной физики, химии или биологии невозможно было бы изобретение рентгеновского аппарата, химиотерапии, лучевой и витаминной терапии.

В XXl веке медицина еще более плотно связана с высокотехнологичными отраслями науки и промышленности, что открывает поистине завораживающие перспективы в борьбе с такими болезнями, как рак, ВИЧ и многими другими трудноизлечимыми заболеваниями. Стоит отметить, что открытие спирали ДНК и ее последующая расшифровка также позволяют надеяться на возможность излечивания наследуемых заболеваний.

После СССР

Россия в 20 веке пережила много катастроф, среди которых были войны, в том числе и гражданские, распад страны и революции. В конце века случилась очередное крайне важное событие - Советский Союз прекратил свое существование, а на его месте образовались суверенные государства, некоторые из которых погрузились в гражданскую войну или в войну с соседями, а некоторые, как страны Балтии, довольно быстро вступили в Европейский союз и начали строительство эффективного демократического государства.

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Андреева О.В., Калашников В.В., Пученков А.С., Умова Е.В.

МИРОВАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ КУЛЬТУРА ХХ века

Санкт-Петербург

Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

УДК 316.722(07)

ББК Ч 11я7

Андреева О.В., Калашников В. В., Пученков А.С., Умова Е.В.

Культура ХХ века: Учеб. Пособие / Под редакцией В.В. Калашникова СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2009. 72 с.

ISBN5-7629-????-?

Разработано в соответствии с программой курса «Культурология». Содержит материалы по истории мировой культуры ХХ века. Раскрыты основные проблемы и особенности развития мировой культуры. Главное внимание уделено анализу тенденций развития художественной культуры стран Западной Европы и США (литература, театр, кино, изобразительное искусство, архитектура). Предназначено для студентов всех факультетов СПбГЭТУ.

УДК УДК 316.722(07)

Рецензенты: кафедра культурологи и русского языка СЗАГС: доктор историчечских наук, проф. П.Н.Базанов (СПбГУКИ)

Утверждено

редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия.

ISBN5-7629-????-?СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008

1 . Мир в хх веке

ХХ век – век глобальной истории. В ХХ веке мировая культура во всех ее формах и проявлениях развивалась в условиях высокой степени взаимного проникновения и взаимного влияния локальных культур, что вело к формированию общемирового культурного пространства.

Этот процесс был обусловлен общим процессом глобализации - превращения мировой истории из суммы историй отдельных регионов и отдельных цивилизаций в общую историю земной цивилизации. Глобализация охватила и политическую, и экономическую и культурную сферы. Важнейшую роль в культурном сближении разных стран и народов сыграли современные средства массовой информации и коммуникации, которые бурно развивались на протяжении ХХ века.

Процесс глобализации нарастал постепенно и имеет глубокие корни. Важными этапами на этом пути стали Великие географические открытия XV--XVI веков, которые связали Европу с Америкой и Восточной Азией. В XVIII-XIX веках ведущие державы создали обширные колониальные империи, что также способствовало интенсивному культурному обмену.

Высокую степень взаимозависимости разных стран мира в ХХ веке отразили две мировые войны (1914-1918 гг. и 1939-1945 гг.), в которых приняли участие более семи десятков стран со всех континентов. Одним из важных итогов второй мировой войны было создание первой всемирной политической организации – Организации Объединенных Наций (ООН). Целью ООН является поддержание мира на земле и развитие сотрудничества между государствами во всех сферах, включая сферу культуры и образования.

Процесс глобализации сопровождался как положительными, так и отрицательными моментами.

Положительным явился рост возможностей совместного решения наиболее крупных проблем, возникших перед человечеством, - так называемых глобальных проблем современности . К их числу относятся опасность возникновения ядерной войны, резкий демографический рост населения, сопровождаемый растущим разрывом в уровне жизни населения в странах так называемых Севера и Юга, экологическая проблема (загрязнение окружающей среды), политический терроризм и др.

Отрицательные моменты состоят в том, что процесс глобализации в ряде своих аспектов отвечает интересам лишь небольшой группы наиболее развитых стран и создает проблемы для стран с меньшим уровнем развития. Такие результаты глобализации ведут к обострению глобальных проблем современности и делают наш взаимозависимый мир хрупким и уязвимым.

Демографический взрыв. Одним из глобальных вызовов, с которым столкнулось человечество в ХХ веке, является резкий рост численности населения нашей планеты. Для того чтобы оценить масштабы этого роста следует посмотреть на динамику роста населения Земли в исторической ретроспективе. Хотя точная статистика за ранние периоды человеческой истории отсутствует, можно с определенной степенью достоверности говорить о том, что в первобытную эпоху охоты и собирательства население планеты не превышало 10 млн. чел.

Переход к земледелию и скотоводству, который начался около 10 тыс. лет назад, привел к существенному, но относительно плавному росту. К началу новой эры, т.е. примерно за 8 тыс. лет, население Земли выросло до 200 млн. На протяжении первого тысячелетия численность население планеты увеличивалась быстрее и приблизилась к 500 млн. За первую половину второго тысячелетия 500-миллионный рубеж не был превзойден.

Во второй половине второго тысячелетия темпы роста населения резко выросли. С XVII века начался демографический подъем в Западной Европе. Фаза ускорения совпала с началом промышленного переворота и бурного развития науки. На этом фоне были достигнуты успехи в развитии сельского хозяйства, которые позволили увеличить объемы производства продуктов питания. Успехи в области гигиены и медицины остановили волну опустошительных эпидемий. Это привело к снижению уровня смертности населения при сохранении высоких показателей рождаемости. Различие в динамике двух показателей и давало рост население. В XIX в. демографический бум постепенно захватил и страны Восточной Европы, а затем и остальной мир. Если в 1750 г. численность населения планеты составляла 750 млн., то через сто лет, в 1850 г. оно почти удвоилось, достигнув 1200 млн., а к концу 19 века выросло до 1600 млн. чел.

В ХХ веке темпы роста населения еще более возросли, и численность людей на планете составила (млн. чел.): 1900 год - 1.600; 1930 год - 2.000; 1950 год - 2.500; 1960 год - 3.000; 1977 год - 4.000; 1989 год - 5.000; 1999 год - 6.000. Иными словами, с 1960 г. в среднем за каждые 15 лет население Земли росло на миллиард!

Особенность демографической ситуации состоит в том, что во второй половине в ХХ в. рост коренного населения в развитых странах мира существенно замедлился и даже прекратился, а в развивающихся странах он продолжал оставаться высоким. К концу ХХ в. вполне определилась тенденция, согласно которой в XXI в. рост населения будет идти за счет развивающихся стран мира, а население ряда развитых стран будет сокращаться. Демографический взрыв создает серьезные проблемы, как для отдельных стран, так и для планеты в целом, обостряя другие глобальные проблемы современности: экологические, межэтнические, межконфессиональные.

Проблемы экологии. Быстрый рост населения планеты сопровождался ростом потребления ресурсов планеты, что усиливает антропогенную нагрузку (нагрузку на окружающую среду, вызванную деятельностью человека) на природу. Эта нагрузка грозит нарушить созданное природой экологическое равновесие. Ряд ученых говорят о том, что планета Земля уже вступила в глобальный экологический кризис.

О характере и масштабах антропогенной нагрузки в конце ХХ века позволяют судить следующие факты:

За последние 30 лет человечество израсходовало столько же минерального сырья, сколько за весь остальной период своего существования;

Половина всей потери покрытых лесом площадей в мире приходится на последние 20 лет; ежегодно на планете теряется около 24 млрд. т. плодородного слоя почвы; c 1970 г. по 1990 г. уничтожено 200 млн. га лесов и 180 млн. т пахотного слоя;

В атмосферу выбрасывается ежегодно 5.8 млрд. т. углерода, т.е. более 1 т. на душу населения, причем каждая тонна углерода при попадании в атмосферу образует 3.7 т. углекислого газа, что крайне опасно для здоровья человечества.

Таким образом, рост уровня потребления в купе с ростом численности населения создали острейшую экологическую проблему. Решать эту проблему можно только совместными усилиями всех народов планеты.

Для этого необходимо суметь согласовать интересы разных народов, что сделать в современном мире далеко не просто.

Север и Юг: углубление разрыва. В ХХ веке явно проявился и стал важным фактором в международных отношениях резкий разрыв в уровнях развития и благосостояния разных народов планеты. Тот или иной разрыв всегда имел место в мировой истории. В ХХ веке он, во-первых, резко усилился, а во-вторых, стал особенно заметным в результате развития средств массовой информации и коммуникации, которые позволили людям во всех уголках мира наблюдать, как живут другие люди.

В ХХ веке сформировалась группа развитых стран, которая по уровню жизни резко оторвалась от других стран. Эту группу стран принято условно обозначать «Север», хотя в нее входят не только страны Западной Европы, и Северной Америки, но и Япония, Австралия и Новая Зеландия. Бедные страны принято обозначать термином «Юг», который также носит условный характер.

Разрыв между Севером и Югом стал складываться в эпоху Нового времени, когда Западная Европа по уровню развития ушла в отрыв от ведущих стран Азии. Если к началу XV века существенного разрыва между Западной Европой и другими районами цивилизованного мира не было (например, Китай, Индия, Египет, Персия, Турция), то в начале XIX века Западная Европа уже обгоняла ведущие страны Азии и Африки примерно в 2 раза, а в середине XX века - почти 10 раз.

В начале ХХI века на 20% населения планеты, проживающего в богатых странах «Севера», приходится 86% общемирового валового продукта (стоимость всех произведенных за год товаров и услуг), а на 20% населения, живущих в бедных странах, - всего 1% .

Из 6 млрд. человек, составляющих население планеты, 4,8 млрд. живут именно в бедных и развивающихся странах, где у 3 млрд. человек доходы составляют менее 2 долл. в день, а 1,3 млрд. человек живут на 1 долл. в день. По данным ООН, сегодня в мире 841 млн. жителей планеты не получают необходимого минимума пропитания, т.е. голодают или живут впроголодь.

Причин неравенства в уровне благосостояния разных стран много. Важнейшим обстоятельством явилось то, что Европа первой оказалась втянутой в индустриальную революцию, которая фактически оказалась перманентной научно-технической революцией. Захватив лидерство в экономическом и военном развитии, Западная Европа в эпоху Нового времени во все возрастающей степени ставила на службу своим интересам экономические ресурсы всего остального мира. В XX в. этой практике активно следовали США и Япония.

В конце ХХ века в мире сложилось практически единое мировое хозяйство - глобальная экономика, в которой большинство стран активно торгуют друг с другом, обмениваясь товарами и услугами. В 1990-е годы, когда глобальный характер экономики стал очевидным фактом, стало ясно и то, что основные выгоды от глобализации получают экономически развитые страны. В 1990-е гг. один житель США потреблял столько энергии, сколько 12 китайцев, или 33 индийца, или 147 бангладешцев. Со времени рождения и до возмужания на одного ребенка, проживающего в США, расходуется в 40 раз больше природных ресурсов, нежели на одного ребенка в развивающихся странах. В развитых странах проживает примерно 1 миллиард человек, и эти страны получили название стран "золотого миллиарда". Они наращивают свой отрыв от остального мира. В последние десятилетия ряд стран Азии, прежде всего самые крупные – Китай и Индия, развиваются высокими темпами. В силу огромных людских ресурсов эти страны играют вся большую роль в мировой экономике. Однако уровень жизни населения в них остается все еще весьма низким по сравнению с уровнем жизни в странах Севера.

Противоречия между Севером и Югом чреваты целой серией конфликтов. Экономическое неравенство и несправедливое распределение выгод от глобализации экономики порождают и обостряют этнические и религиозные различия. По мнению ряда ученых, проблема "столкновения цивилизаций" является самой опасной из всех геополитических проблем, и именно она чревата опасностью глобального военного конфликта.

Концепция устойчивого развития: баланс интересов. Мировое научное сообщество уже давно обеспокоено проблемами демографического роста, нерационального использования невосполняемых и восполняемых природных ресурсов и нарушения устойчивости биосферы. В рамках Римского клуба, созданного группой ученых в 1968 г., было выполнено много работ по анализу и прогнозу развития социально-экономических и экологических процессов. Основные выводы, к которым пришли авторы наиболее авторитетных работ, состояли в следующем: при сохранении нынешних тенденций роста численности населения, объемов производства и потребления, человечество исчерпает возможности дальнейшего развития в течение ста лет; ограниченность ресурсов планеты такова, что существующие западные стандарты потребления не могут быть распространены на все население планеты. Попытка развивающихся стран "дотянуться" до уровня жизни развитого Запада лишь ускорит катастрофу.

Первая попытка проанализировать новые глобальные проблемы на межгосударственном уровне была предпринята в 1972 г., когда в Стокгольме состоялась Конференция ООН по окружающей среде. Конференция приняла декларацию о защите природной среды и ряд конкретных экологических программ. В 1974 г. прошли сразу три крупных международных мероприятия: специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам эксплуатации сырьевых ресурсов, Всемирная конференция по народонаселению в Бухаресте и Всемирная конференция по продовольствию, созванные также под эгидой ООН. Важную роль в мобилизации мирового сообщества сыграла Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию, которая была создана под председательством Г.Х. Брундтланда, министра по окружающей среде Норвегии. В докладе комиссии, опубликованном в 1988 г. под названием "Наше общее будущее", содержался призыв к народам и правительствам принять новую концепцию "устойчивого", т.е. гармоничного, самоподдерживающегося развития, направленного на сохранение окружающей среды и природных ресурсов с тем, чтобы гарантировать будущие поколения от экологической и экономической катастроф.

Комиссия наметила пути решения достижения устойчивого развития: - ограничение роста численности населения; - ограничение темпов экстенсивного экономического роста и объемов потребления природных ресурсов; - более рациональное использование ресурсов путем применения ресурсосберегающих технологий; - более справедливое и рациональное распределение ресурсов и производимой продукции среди народов планеты.

Призыв комиссии ООН получил официальную поддержку большинства стран мира и нашел свое отражение в документах Генеральной Ассамблеи ООН. Однако реальные меры по воплощению указанных рекомендаций принимались медленно и в недостаточных объемах. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по проблемам окружающей среды и развитию, которая фактически признала углубление общецивилизационного кризиса и призвала народы планеты в короткие сроки кардинально изменить приоритеты общественного развития. Конференция приняла документ под названием "Повестка дня на XXI век", в котором обязала правительства стран-членов ООН осуществить меры по реализации концепции "устойчивого развития".

В 1993 г. состоялась Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития, которая приняла документ "Повестка дня для развития". Этот документ сформулировал политику развития "на справедливых началах", направленную на перераспределение, обеспечение социальной защиты и интеграции всех людей и всех наций-членов мирового сообщества.

Однако серьезных успехов в реализации концепции устойчивого развития в конце ХХ века не было. Напротив уровень разрыва между бедными и богатыми в мире постоянно нарастал.

Понимая, что такой рост неравенства чреват глобальной нестабильностью, ООН в сентябре 2000 г. на "Саммите Тысячелетия" приняла новую весьма амбициозную Программу Развития. В этой программе ставились цели сокращения числа самых бедных людей ("крайняя бедность") в мире в 2 раза от уровня 1990 г. к 2015 г., а также улучшения системы образования и здравоохранения в развивающихся странах.

В первое десятилетие XXI века выполнение этой программы идет с большими трудностями, явно отставая от намеченного графика.

Столь же сложно идут создание и реализация разных программ, направленных на снижение вредных выбросов в атмосферу. Однако альтернативы у человечества нет. Глобальные проблемы должны найти свои решения, и они возможны только путем баланса интересов всех народов.

Глобальные процессы, происходящие в экономической и политической сферах, накладывали свой отпечаток на весь ход развития художественной культуры ХХ века. Искусство возникло и на протяжении мировой истории всегда являлось способом художественного отражения и осмысления человеком окружающего мира. И эта функция искусство очень важна. Отражая мир, искусство, в свою очередь становится своего рода ключом к пониманию всей культурной среды, созданной человеком в тот или иной период времени.

В ХХ веке человек создал много новых форм и способов этого отражения и осмысления. Новации охватили всю сферу художественной культуры, включающую в себя архитектуру, литературу, театр, музыку, кино, изобразительное искусство и другие виды художественного творчества.

Наиболее динамично новые художественные процессы развивались в западноевропейском культурном пространстве, а точнее в рамках западной цивилизации в целом, поскольку в условиях ХХ века все большее воздействие на западноевропейскую культуру оказывали культурные процесса, проходившие в США, самой мощной и богатой стране западного мира. Культура западного мира в ХХ веке оказала сильное влияние на развитие мировой культуру. Именно поэтому культуре Западной Европы и США уделяется главное внимание в данном пособии.

Если посмотреть на карту мира начала XX в. и попытаться сравнить её с современной картой, нетрудно убедиться, что этот век не зря называют переломным. Очертания материков и океанов, пустынь и гор остались как будто прежними (хотя географы скажут, что они тоже меняются). Зато совсем иной стала политическая карта. На ней вместо одних стран появились другие. Изменились не только границы многих государств, но и их политическое устройство: монархии превратились в республики, колонии - в независимые государства и т. д.

Мир империй

Как же выглядел мир на карте в начале XX в.? Часть Европы и Америки занимали национальные государства, которые мы привыкли видеть на современной карте. Некоторые из них возникли несколько веков назад, иные - значительно позже (например, единые государства в Италии и Германии сложились во второй половине XIX в.). В то же время на обширных пространствах располагались империи.

В начале XX в. империй существовало немало и были они разные. Одну группу составляли государства, которые на протяжении столетий присоединяли к себе путём завоевания, союзов, колонизации территории, населённые разными по этнической принадлежности, религии, традициям народами. Такими многонациональными империями являлись Россия, Австро-Венгрия, Османская держава.

Другую группу можно назвать традиционными империями. Такими, например, были Великая Небесная империя в Китае, находившаяся с XVII в. под властью династии Цин, Японская империя. Стремясь сохранить свою целостность и традиционное устройство, эти государства до середины XIX в. придерживались политики самоизоляции, «закрытых дверей» для иностранцев. Но со второй половины XIX в. европейцы стали проникать в эти страны не только со своими товарами и капиталами, но и с общественными идеями, образом жизни, модой и т. д.

Ещё одна разновидность империй сложилась на протяжении Нового времени. Это были колониальные империи европейских стран, «открывавших» и подчинявших своему владычеству обширные территории Африки, Америки, Азии.

Крупнейшими колониальными державами были сначала Португалия, Испания, Голландия, а в XIX в. - Великобритания, Франция и др. Территории колониальных владений этих стран во много раз превосходили их собственную. Так, о владениях британской короны с полным основанием говорили, что «в них никогда не заходит солнце».

Последними крупными объектами колониальных захватов стали Центральная Африка и Юго-Восточная Азия. В Африке в 80-90-е годы XIX в. шла жёсткая борьба за территории между Великобританией, Францией, Германией, Италией. Если до этого колонии европейских стран занимали 10,8% территории Африки, то к 1900 г. - уже 90,4%. К концу XIX в. колониальный раздел мира между ведущими европейскими державами был практически завершён.

Жизнь народов и отдельных людей в империях определялась не только исторически сложившимися условиями и традициями, но в немалой степени и местом в имперской пирамиде. На её вершине - в метрополиях сосредоточивались высшая власть и богатства империи.

Метрополия (от греческих слов «мать» и «город») - обозначение государства по отношению к основанным или завоёванным им колониям.

Олицетворением этой власти во многих европейских столицах (Лондоне, Париже, Амстердаме, Вене, Берлине) были не только королевские дворцы, но и деловые центры с банками, конторами крупных промышленных компаний, биржи, размещавшиеся в монументальных многоэтажных домах. Определённая доля накапливавшихся здесь капиталов выделялась и тем, кто составлял часть машины управления империями, - чиновникам, военным и техническим специалистам и др. У подножия имперских пирамид находились миллионы крестьян, городских и сельских рабочих. Оплата их труда была крайне низкой. Так, в Англии в начале XX в. доход рабочего был почти в 10 раз меньше, чем у высшего чиновника государственного аппарата. Особенно тяжело приходилось подавляющему большинству населения колоний, которое испытывало двойной гнёт - со стороны собственных правителей и колониальных властей.

Научный и технический прогресс. Успехи и проблемы индустриализации

Конец XIX - начало XX в. - это время важнейших открытий в науке, которые расширили представления о природе и человеке, изменили сложившуюся до этого научную картину мира. Особенно значительными были открытия в физике, современники назвали их переворотом, революцией в науке. Вспомним важнейшие из них. В конце XIX в. немецкий физик Г. Герц открыл электромагнитные волны, В. К. Рентген - икс-лучи, проникающие в материальные предметы (на основе этого был создан аппарат, позволявший видеть внутреннее строение предметов и получивший название рентгеновского). Голландец Г. А. Лоренц разработал электронную теорию строения вещества. В 1896-1898 гг. французские учёные А. Беккерель, М. Склодовская-Кюри и П. Кюри положили начало изучению радиоактивности. Эти исследования опровергли утвердившиеся в XVIII в. каноны механистической физики, традиционные представления об энергии, о неделимости атома.

В начале XX в. английский физик Э. Резерфорд обосновал новую модель строения атома и теорию радиоактивности. Немецкий физик М. Планк и датчанин Н. Бор развили квантовую теорию, которая объясняла природу передачи энергии в излучениях. Немецкий физик А. Эйнштейн разработал теорию относительности. В ней, в отличие от закона всемирного тяготения И. Ньютона, механизмы взаимного притяжения материальных объектов связывались с изменением свойств пространства и времени. Эти открытия означали настоящий переворот в физике. Считавшийся неделимым атом «распался». Это вызывало неоднозначную оценку в научном мире. Одни считали, что открытия свидетельствовали о несостоятельности материалистической картины мира, другие увидели в них новые возможности научного познания природы и человека.


Мария Склодовская-Кюри (1867-1934). Полька по происхождению, высшее образование получила в Варшаве. Затем переехала в Париж, где вместе с мужем Пьером Кюри занялась исследованием радиоактивности. В 1903 г. и 1911 г. удостоена Нобелевских премий в области физики и химии. Умерла от болезни крови, вызванной радиоактивным излучением.

Значительные успехи были достигнуты в конце XIX - начале XX в. и в других отраслях науки. В биологии на основе дарвиновской теории эволюции получили дальнейшее развитие науки о строении и развитии клеток (цитология) и тканей (гистология). В особое научное направление выделилось изучение проблем наследственности - генетика, в которой наибольшую известность в этот период приобрели работы немецкого биолога А. Вейсмана и американского учёного Т. Моргана. Всемирное признание получили исследования И. П. Павлова в области физиологии человека, особенно его теория условных рефлексов. В конце XIX в. большие успехи были достигнуты в бактериологии. Одним из её центров стал основанный в 1888 г. в Париже Пастеровский институт (средства на его учреждение собирались по международной подписке). Бактериологи разработали препараты для предотвращения заболеваний и лечения сибирской язвы, холеры, туберкулёза, дифтерита и других неизлечимых прежде болезней.

Открытия в разных сферах естествознания ознаменовали новый этап научного прогресса. Особенно важным оказалось то, что они очень быстро находили практическое применение, воплощались в технические изобретения и устройства. Так, радиоволны были открыты в конце 80-х годов XIX в., а уже в 1895 г. русский учёный А. С. Попов продемонстрировал свой первый радиоприёмник, а итальянец Г. Маркони запатентовал в Англии «способ передачи электрических импульсов без проводов». В следующем году было создано акционерное общество по внедрению и эксплуатации изобретения Маркони. Он получил значительные средства для дальнейшей работы и в начале XX в. смог осуществить радиопередачу через Атлантический океан. Вслед за А. С. Поповым немецкий инженер X. Хюльсмайер наметил подходы к радиолокации.


В технике особое внимание уделялось изобретению и совершенствованию технических устройств, в частности двигателей внутреннего сгорания. Широко известны имена Г. Даймлера, К. Бенца, Р. Дизеля, увековеченные в названиях созданной ими техники, применение которой вывело производство автомобилей и самолётов на качественно новый уровень. В первые десятилетия XX в. появились дизельные тепловозы и теплоходы. Разработки учёных-химиков позволили начать производство искусственных материалов: пластмасс, каучука, шёлка и др.

Широкое внедрение научных и технических достижений способствовало индустриализации всё большего числа европейских стран. Так, в Италии стало развиваться автомобилестроение. К 1914 г. в стране действовали 44 автомобилестроительные компании, крупнейшей из которых была фирма «Фиат». В Германии, Нидерландах и ряде других стран получила развитие электротехническая промышленность. В Бельгии наряду с традиционной угледобычей и металлургией было развёрнуто производство железнодорожных экспрессов и вагонов.

Своего рода «кровеносными сосудами» индустриализации стали сотни тысяч километров строившихся железных дорог, новые пароходные линии, мосты и тоннели.

В 1900-1913 гг. длина железных дорог в мире увеличилась с 710 тыс. км до 1014 тыс. км, мировая добыча угля выросла с 700 млн т до 1,2 млрд т, добыча нефти - с 20 млн до 52 млн т. В США к началу XX в. действовали четыре железнодорожные линии, связывавшие восточные штаты с тихоокеанским побережьем. В России в 1904 г. завершилось строительство Транссибирской магистрали длиной 7 тыс. км. В конце XIX - начале XX в. сооружены крупнейшие тоннели в Альпах (например, знаменитый Симплонский тоннель протянулся на 20 км), что позволило значительно сократить путь от западноевропейских столиц до Стамбула. В 1914 г. было закончено строительство Панамского канала (длиной свыше 81 км), соединившего Тихий и Атлантический океаны.

Если XIX столетие считалось веком угля и стали, то XX в. с полным основанием назван веком электричества. В начале этого столетия электроэнергия стала широко использоваться в промышленности и на транспорте. В крупных городах на смену конке пришли трамваи, переводились на электрическую энергию линии метро (например, в Лондоне).

В промышленности одновременно с применением более совершенных машин и технологий разрабатывались новые принципы организации производства. Американский предприниматель Ф. Тейлор предложил разделить заводской производственный процесс на отдельные стадии и операции. Специализация рабочего только на одной операции позволяла существенно повысить производительность труда. Эти идеи были подхвачены и развиты на автомобильных предприятиях Г. Форда в США. Здесь производство основывалось на стандартизации и автоматизации работ. Важнейшим технологическим новшеством стало применение «сборочного пути», как называл его сам Форд, или конвейера (впервые это произошло в 1913 г.). Идея «доставлять работу к рабочим», организация труда по методу Тейлора позволяли значительно экономить силы работников, каждый из которых должен был чётко, почти автоматически выполнять закреплённую за ним операцию. Так, сборка автомобильного двигателя, которая раньше выполнялась одним рабочим, была разбита на 48 отдельных движений. К рабочему месту подвозили все необходимые детали и материалы. В результате производительность труда работников увеличилась в 3-4 раза.


Введение конвейера имело, однако, не только положительные стороны. Сам Г. Форд отмечал: «...результатом следования этим основным правилам является сокращение требований, предъявляемых к мыслительной способности рабочего, и сокращение его движений до минимального предела. По возможности ему приходится выполнять одно и то же одним и тем же движением».

А вот что думали сами рабочие (из рассказа рабочего автомобильного завода Ш Г. Форда в Дедженхэме):

«Это самая нудная работа в мире. Это одно и то же дело снова и снова. В нём нет никакого изменения, оно изнашивает вас. Оно вызывает у вас ужасную усталость. Оно замедляет ваши мысли. Здесь не нужно думать... Вы просто делаете это и делаете. Вы выносите это ради денег. Вот за что нам платят - за то, чтобы мы выносили нудность этого... Форд видит в вас скорее механизм, чем человека. Они стоят над вами всё время. Они ждут от вас работы в каждую минуту дня».

Быстрое индустриальное развитие стран Европы и Северной Америки сказывалось не только на условиях труда людей, но и на среде их обитания. Вокруг промышленных городов уже не оставалось лесов, загрязнялись реки. Воздух в крупных городах, особенно в фабричных районах, был отравлен дымом заводских труб и машин. В Лондоне с конца XIX в. стали систематически проверять состав воздуха, выявляя в нём содержание углекислого газа и других вредных веществ. В выходные дни горожане устремлялись за город «подышать свежим воздухом». Становилось всё очевиднее, что технический прогресс имеет и отрицательные последствия.

Изменения в условиях и образе жизни людей

Научные и технические достижения всё заметнее отражались на повседневной жизни сотен тысяч людей - их занятиях, бытовых условиях, образовании, досуге и т. д.

Нараставшая индустриализация повлекла за собой значительный приток населения в города. Это стало всеобщим явлением, хотя доля городских жителей в общей численности населения в отдельных странах Европы и мира существенно различалась. Например, в 1901 г. она составляла в Англии 78 %, Швеции - 21,5 %, а в России в 1897 г. - 13 %. Массовый характер приобрела миграция (перемещение) населения из одних стран в другие в поисках средств к существованию. Это стало возможным в немалой степени благодаря развитию железнодорожного и морского транспорта. Основной поток эмигрантов устремился из стран Восточной и Южной Европы в Новый Свет - США и Латинскую Америку. Так, в США в 1900-1915 гг. приехали 14,5 млн человек. Эмигранты из Великобритании и других европейских стран направлялись также в британские владения - Австралию, Канаду и др.

В любом месте первому поколению переселенцев приходилось преодолевать большие трудности. Им доставалась самая тяжёлая работа, худшее жильё. Путеводной звездой этих людей была надежда «пробиться», обеспечить лучшую жизнь себе и своим детям. Именно из таких стремлений в США, куда прибывало особенно много переселенцев, родилось понятие «американская мечта», а в мире появился образ «страны неограниченных возможностей». На самом деле осуществить свою мечту многим на протяжении всей жизни так и не удавалось.

Труд людей, работавших в промышленности и на транспорте, по мере появления более совершенных, производительных машин становился не столь тяжёлым, как раньше. Расширилось применение механизмов в сельском хозяйстве. Объём ручного труда стал сокращаться. Но одновременно работник оказывался всё более привязанным к машине, она нередко задавала темп его работе. В конце XIX - начале XX в. на промышленных предприятиях западноевропейских стран преобладал 10-часовой рабочий день с укороченной рабочей субботой. В первые десятилетия XX в. одним из основных требований трудящихся стало установление 8-часового рабочего дня.

XX век внёс заметные изменения в облик городов, условия жизни их обитателей. В столицах и крупных городах обычным видом транспорта становились автомобили, метро, трамваи. Керосиновые и газовые лампы в домах и на улицах заменялись электрическими. В богатых домах и учреждениях появились лифты, телефоны. Улучшалось городское водоснабжение. Применение антисептических средств и вакцин помогало в борьбе против эпидемий, которые некогда были бичом больших городов. Рос поток так называемых колониальных товаров. Чай, кофе и другие продукты, ранее доступные немногим, теперь входили в повседневный рацион.

В городах расширялись возможности проведения досуга. Изобретённый в 1895 г. кинематограф привлекал всё большее число зрителей. В первое десятилетие XX в. появились фильмы в жанрах фантастики, вестерна (так называли фильмы о приключениях на Диком Западе). «Великий немой» вызывал интерес не только движущимися картинками, но и тем, о чём он рассказывал. Для мужчин центром притяжения служили разного рода спортивные состязания, среди которых всё большую популярность приобретали футбольные матчи.

Быстрое индустриальное развитие предъявляло повышенные требования к системе образования. В промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве нужны были специалисты, способные управлять новой техникой. К началу XX в. в большинстве европейских стран на смену всеобщему начальному образованию пришло неполное среднее образование (шестилетнее, а в некоторых странах - восьмилетнее). Оно было обязательным. В Австро-Венгрии, например, предусматривались штрафы для родителей, чьи дети не посещали школу без уважительных причин. Особенно быстро развивались профессиональные учебные заведения - технические и коммерческие училища, сельскохозяйственные школы, в которых ученики, окончившие неполную среднюю школу, могли приобрести ту или иную профессию. Правда, возможность дальнейшего получения высшего образования в этом случае чаще всего не предусматривалась, такие училища называли тупиковыми. Всё же они играли большую роль в подготовке специалистов среднего звена для различных сфер хозяйства. Большое внимание стало уделяться подготовке учителей. В отдельных странах помимо прежних двухлетних учительских курсов появились педагогические училища с четырёхгодичным сроком обучения.

Динамичное промышленное развитие, рост прибылей от эксплуатации колоний способствовали тому, что увеличилось число технических специалистов, служащих, а также представителей так называемых свободных профессий - юристов, врачей и других специалистов, которым доставалась некоторая доля от доходов крупного предпринимательства. Вместе с мелкими собственниками, торговцами, ремесленниками они составляли нижний слой среднего класса. В рабочей среде в особую группу выделялись высококвалифицированные работники, которых называли рабочей аристократией. Однако и при росте среднего класса в развитых индустриальных странах сохранялся огромный разрыв между верхушкой общества и его низами.


Материальные блага распределялись среди людей крайне неравномерно. Одни ездили в дорогих автомобилях на увеселительные прогулки, а другие экономили каждый цент (пенс, сантим и т. д.), считали роскошью поездку в «подземке» (так называли метро).

Одной из острых проблем того времени была гражданская и профессиональная дискриминация (ограничение в правах) женщин. Традиционно уделом работающей женщины признавался изнурительный труд прислуги, в лучшем случае - продавщицы. В XX в. труд женщин стал всё в большем объёме использоваться в промышленности, но им поручалась малоквалифицированная работа, да ещё за оплату вдвое меньшую, чем у мужчин. Правда, для женщин расширялись возможности работать в сфере обслуживания, в конторах, в образовании и здравоохранении. Однако, по мере того как профессии стали «феминизироваться» (т. е. осваиваться женщинами), снижалась оплата труда. Всё это вело к подъёму возникшего ещё в XIX в. феминистского движения, участницы которого выступали за равноправие женщин с мужчинами во всех сферах жизни.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Начиная с XIX и почти до середины XX века. происходят изменения, которые можно характеризовать как утверждение индустриального общества.

Оно характеризуется следующими чертами:

- господство электроэнергетики в промышленности;

- изобретение новых видов топлива;

- новые виды транспорта (железные дороги, пароходы, автомобилестроение, позднее - авиация);

- урбанизация населения;

- образование военно-промышленного комплекса и проч.

Эти и другие достижения предоставляли возможность создания новых отраслей промышленности, а это, в свою очередь, требовало больших материальных затрат. Поэтому начинают образовываться объединенные промышленные и финансовые общества. Кроме того, в условиях индустриального общества усиливается конкуренция, что также подталкивало предпринимателей к объединению. Все это привело к такому новому явлению, как монополизация. Первыми монополиями стали американский "Стандарт ойл" Д. Рокфеллера, начиная с 1872 г. контролирует нефтедобычу и нефтепереработку и другие.

В этих условиях государства пытались контролировать экономическую ситуацию, принимая законы, которые не позволяли монополиям ставить под угрозу конкуренцию. Так образовывался государственно-монополистический капитализм.

Студенты также должны помнить, что именно в этот период начинают создаваться международные (или транснациональные) корпорации.

Однако мировой процесс развития происходил неравномерно. Некоторые страны: США, Германия, Япония вырвались вперед, а такие страны старого света, как Англия и Франция, начали отставать.

Особенно быстро развивались США.

Причинами такого развития были:

- довольно большие сырьевые ресурсы;

- модернизация промышленности;

- приток квалифицированных эмигрантов;

- протекционизм в политике правительства относительно торговли. Быстрые темпы развития Германии определялись:

- усилением роли военно-промышленного комплекса, который давал огромные заказы промышленности;

- модернизацией технического оборудования;

- объединением страны.

Япония во второй половине XIX века. в результате войны между северной и южной частями страны (1867-1869 гг) начала активную модернизацию экономики. Новый император, назван Мэйдзи (образованный), окончательно перешел на путь индустриализации - "революция Мэйдзи". Характерными признаками тогдашней японской экономики были:

- создание новых современных отраслей промышленности;

- модернизация армии и флота;

- подготовка квалифицированных специалистов;

- политика патернализма.

Одними из первых монополий в Японии были компании Мицуи и Мицубиси.

Что касается английской экономики, что она начала отставать от передовых стран.

Причины:

- поскольку с конца XIX века. закончилась система свободной торговли, английская экономика, ориентированная во многом на экспорт,и начала страдать;

- ориентация экономики на кредитование вместо инвестиций в промышленность.

Франция во многом повторила английскую ситуацию. Ученые характеризуют французский капитализм конца XIX-нач. XX ст. как ростовщический, что также не способствовало активному развитию.

Россия, после поражения в Крымской войне (1853-1856 гг.), оказалась в предреволюционной ситуации. Поэтому в 1861 году царь Александр II подписал закон об отмене крепостного права. Позже были проведены другие буржуазные реформы. Это открыло путь к развитию капитализма. Россия, хоть и очень медленно, начала превращаться из аграрной страны в аграрно-индустриальную.

Итак, наиболее развитые страны мира развивались неравномерно. Это не могло не подтолкнуть к борьбе за территориальный передел мира.

Более половины стран мира находились в той или иной форме колониальной зависимости. Крупнейшими колониальными державами были Англия, Франция, Голландия. Однако возникали новые колониальные империи: Германия, США, Япония, Бельгия, Россия. Между всеми ними увеличивалась конкуренция. Все это стимулировало гонку вооружений или милитаризацию экономик этих стран. Наиболее активно этот процесс происходил в Германии, США, Японии.

В идеологической сфере новые тенденции мирового развития проявились, с одной стороны:

- в апологетиці захватнических интересов соответствующих стран (например, А. Бисмарк требовал Германии "место под солнцем");

- идеи сверх важности американских ценностей;

с другой - появляется новый термин "империализм" (власть). В трудах исследователей (Дж. Гобсон,. Ульянов (Ленин), А. Шумпетер) акцентируется внимание на расширении влияния монополий, на увеличении угрозы войны.

Студентам важно знать, что подобные ситуации порождают:

- во-первых, захватнические планы определенных кругов;

- во-вторых, способствуют распространению реакционно-националистических взглядов.

Действительно, каждая страна имела свой интерес в вопросе перераспределения территорий. Да, Франция всегда хотела возвращения Эльзаса и Лотарингии; Австро-Венгрия стремилась расширить территории за счет Балкан и украинского населения на Востоке; Россия также мечтала отобрать земли, заселенные украинцами, в Австрии и восстановить контроль над Черноморскими проливами. Германия вообще хотела расширить свои границы, а также отобрать некоторые колонии и др.

Все это привело к образованию военных блоков: в 1882 г. Тройственного союза, и в 1904-1907 гг. Антанты.

Таким образом, мир готовился к войне.

Начало XX века. сказался серией локальных войн, которые предшествовали великой войне: Англо-бурская война 1899-1902 гг., Балканские войны 1912, 19113 гг. На Востоке произошли буржуазно-демократические революции (Россия 1905-1907 гг., 1906. - в Персии, в 1908 г.- в Турции, в 1911 г. - в Китае, которые, во-первых, были направлены против пережитков феодализма в этих странах и, во-вторых, стимулировали национально-освободительное движение в Европе и в Азии.

В начале ХХ века мир вступил в новую для себя стадию - эпоху индустриальной цивилизации. Появление новой техники, средств связи, развлечений, сокращение расстояний между государствами и континентами посредством создания и внедрения новых средств передвижения и т. д. позволили человеку по-новому взглянуть на окружающий его мир. В начале века у многих людей складывалось впечатление, что человек достиг своей наивысшей точки прогресса, что он является хозяином на планете. Характеристике положения в начале ХХ века посвящён данный урок.

Тема: Первая мировая война и её последствия

Урок: Мир в начале ХХ века

К началу ХХ века самые развитые по экономическому потенциалу державы стали вступать в эпоху индустриальной цивилизации , отказываясь от традиционной - аграрной. Это было связано со всё более набиравшей обороты промышленностью, которой требовались новые рынки сбыта, увеличение материально-ресурсной базы и проч. Капитализм вступил в свою наивысшую стадию - империализм. Индустриальная цивилизация позволила людям создать машинное производство, что облегчало труд рабочего и увеличивало производство товара в разы, привела к созданию новых, более быстрых средств передвижения - аэропланов, автомобилей, новых быстроходных кораблей.

Увеличивающей ежедневно свой потенциал промышленности постоянно требовались свободные руки, люди, которые могли бы встать за станок и работать на производстве (см. Рис. 1).

Вместе с тем, в обществе стал наблюдаться демографический рост , что привело к появлению большой безработицы, экономические кризисы стали платой за интенсивность развития.

Наличие толп безработных, готовых в любой момент занять место выбывшего по различным причинам рабочего, позволил крупной буржуазии пренебрегать своей рабочей силой. Страховки, социальные выплаты, улучшение условий труда и т. д. были мечтой рабочего человека - пролетария. Из-за тяжёлых условий труда и несоблюдения основных норм и правил по отношению к человеку в начале ХХ века стали набирать силу профессиональные союзы (профсоюзы ) - организации, защищающие права рабочих. В такой среде популярными становились идеи социал-демократии . Социализм виделся многим несбыточной мечтой, но, видя тяжелую ежедневную работу, всё больше и больше людей стали сочувствовать идеям социализма и справедливости.

Но важно помнить, что индустриальное общество, со всеми его минусами и плюсами, было распространено только в странах Западной Европы и Северной Америки. Подавляющее число остальных стран или только переходили к индустриальному обществу, или были полностью аграрными, где сельское хозяйство составляло ведущую роль в экономике государства.

Начало ХХ века характеризует собой т. н. технологический рывок . Появление радио, телеграфа, телефона, электричества, самолёта и проч. позволило человеку пересмотреть своё отношение к миру (см. Рис. 2). Он стал намного ближе. Инженеры крупных западных компаний разрабатывали новые типы пассажирских кораблей, более быстроходных и мощных. По дну Атлантического океана был проложен телеграфный кабель, который соединил США и Европу. Прокладывались новые морские пути. Создавались транснациональные компании.

Как казалось многим, вершиной научно-технического прогресса был построенный английской компанией роскошный лайнер - «Титаник » (см. Рис. 3). Он казался непотопляемым, но затонул в первом же рейсе, напоровшись на айсберг.

Мир человека ХХ века был интересен и вместе с тем опасен. Индустриальное общество только стало в открытую заявлять о себе. ХХ век начинается…

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Прочитайте § 1 учебника Шубина А.В., стр. 6-12, и дайте ответы на вопросы 1-4 на с. 15.
  2. Кратко охарактеризуйте общество начала ХХ века.
  3. Почему именно на рубеже веков стали происходить изменения жизни и быта людей? Почему этого не произошло раньше?
  1. Энциклопедия вещей ().
  2. Вокруг света ().
  3. История ().