Болезни Военный билет Призыв

Михаил Лермонтов — Три пальмы: Стих. Лермонтов михаил - три пальмы

«Стихотворения Гумилева» - Тема урока: «Тайны поэзии Н.Гумилева». Цель урока: определить особенности поэтического творчества Н.Гумилева. В.Брюсов. КАРАКАЛЛА (Caracalla) (186-217) римский император с 211, из династии Северов. Прочитайте стихотворения Гумилева «Я конквистадор в панцире железном», «Сонет», «Старый конквистадор».

«Стихотворение в прозе» - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №3» И.С. Тургенев. Определение особенностей жанра стихотворения в прозе. И.С.Тургенев. Литература – 1) вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова; 2) совокупность художественных произведений: проза, поэзия, драма.

«Стихотворение о природе» - «Посмотри, какая мгла…». Алексей Константинович Толстой 1817 - 1875. Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Творчество привлекло внимание композиторов (Чайковского, Рахманинова). Элегия -. Поэт пушкинской плеяды. Многие песни стали народными. Народное сонмище, вече, сходка. Яков Петрович Полонский 1819- 1898.

«Стихотворения» - Какую связь можно проследить между стихотворениями? Спит ковыль. Долго петь и звенеть пурге… Какие метафоры создают настроение стихотворения? В три звезды березняк над прудом… Каким вы увидели лирического героя? Дайте мне на родине любимой, Все любя спокойно умереть! Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде…

«Стихотворение Фета» - В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве. Пурпур, янтарь, заря. Найдите в тексте указанные средства, которые создают необыкновенную мелодичность стихотворения. Рассмотрите иллюстрацию, созданную другом А. Фета Я. Полонским. Фонетические средства. Ночные тени, тени без конца.

«Стихотворения Некрасова» - 1846 год. Новаторство Н. А. Некрасова. И.Е.Репин. А. В. Дружинин. Некрасов утверждает гражданскую роль поэта. И Музе я сказал: «Гляди! Почти 20 лет Некрасов будет руководить журналом. Я у двери гроба…» (1877). Петербург в жизни Н.А.Некрасова. Карабиха – имение Н.А.Некрасова, купленное в конце 1861 года.

Тема: М.Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком...», «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня»

Цель: 1) познавательно-развивающая: знакомство с лирикой М. Ю. Лермонтова; темы, идеи стихов; 2) вос­питательная: развитие эстетического взгляда на приро­ду, чувства сопереживания с настроениями поэта.

Ход урока

  1. Организационный этап. Постановка учебных за­дач урока.
  2. Беседа о поэте М.Ю. Лермонтове. Имя М. Ю. Лермон­това вошло в русскую литературу вместе с его стихотворе­нием «На смерть поэта», в котором он выразил всю боль, печаль и ненависть к тем, кто был виновен в смерти А. С. Пушкина. Пушкин погиб, но не умолк голос великой поэзии - с этого можно начать первый урок по творчеству М. Ю. Лермонтова. Для рассказа учитель может исполь­зовать отрывок из статьи о Лермонтове Н. С. Шер:

«В 1837 г. 29 января в третьем часу дня по Петер­бургу разнеслась весть о смерти Пушкина. День был пас­мурный, рано наступили сумерки. К дому на Мойке, где жил Пушкин, шли сотни людей «всех возрастов, женщи­ны, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях». У подъезда была огромная толпа. За окнами первого этажа, завешанными густыми занавесями, стоял гроб с телом поэта. С чувством глубоко­го горя входили люди в маленькую, скромную квартиру Пушкина. Многие плакали - все понимали, что случи­лось непоправимое несчастье: погиб великий поэт, гор­дость и слава России.

А на другой день по городу из рук в руки передавали стихи:

Погиб поэт! - невольник чести -Пал, оклеветанный молвой...

Под стихами была подпись: Лермонтов - новое, не­знакомое имя. Все повторяли его с гордостью, с надеж­дой, верой - в России появился новый гениальный поэт».

Затем учащиеся знакомятся со статьей учебника о М. Ю. Лермонтове.

  1. Работа по учебнику. Чтение. Беседа. Беседу по статье можно организовать по вопросам:

Где родился М. Ю. Лермонтов? Кто заботился о нем? Где провел он детство? Каким по характеру был маленький Лермонтов? Как он учился? Какими талантами обладал? Когда начал писать стихи? Кто был его любимым поэтом?

Учитель добавит, что не все так безоблачно было в боль­шом доме в Тарханах. Подрастая, Лермонтов все чаще чувст­вовал себя одиноким. Отец редко навещал сына. Бабушка не любила зятя. Мальчик не знал, что произошло между отцом и бабушкой, но ни у кого ни о чем не спрашивал, а молча и тяжело переживал свое горе». Очень тосковал он по матери.

Он не помнил ее совсем, но «была песня, - писал он по­зднее, - от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал ее, она бы произвела преж­нее действие. Ее певала мне покойная мать». Вот почему каждое его стихотворение проникнуто светлой печалью, тоской и одиночеством.

  1. Работа над содержанием и художественными особен­ностями стихотворений «Утес», «На севере диком». При работе над этими стихотворениями важно, чтобы учащи­еся поняли чувства поэта, его думы и мечты, душевное состояние героев его произведений, сумели определить тему и главную мысль стихотворений. Анализ языковых особенностей заключается в нахождении средств художе­ственного изображения, которые использует поэт, созда­вая образы своих героев и общее настроение (метафоры, эпитеты, сравнения).

Работу над анализом стихотворения «Утес» лучше все­го начать с вопроса о том, какое впечатление произвело стихотворение.

Какое вызвало настроение? Почему? Можно предло­жить учащимся рассказать, какую картину они представ­ляли себе, слушая стихотворение. О чем же это стихотво­рение? Назовите его тему. (Об одиноком утесе, которого навестила тучка, но утром рано покинула. Ему очень грустно, и он плачет.)

А какой вам представляется тучка? (Веселая, краси­вая, легкая, она может летать, навещать кого захочет.) Почему тучка «золотая»? (Красивая. Наверно, освещена лучами солнца.) Как называется это средство художе­ственного изображения? (Эпитет.)

Найдите, какие еще средства использует поэт, рисуя тучку (метафоры - «весело играя», «умчалась»).

Так учащиеся докажут, что тучка действительно ве­селая, легкая.

Утес олицетворяет совсем другой характер. Важно об­ратить внимание детей на то, что вторая строфа стихотво­рения начинается с союза но. Почему? Тучка украсила оди­ночество утеса, но он снова остался один, «задумался глу­боко». О чем же думает старый утес? Почему плачет? (Он думает о том, что совсем один, ему тоскливо, и он поэтому плачет.) Найдите в тексте слова, которые наделяют утес чертами живого существа. Как называется это средство художественного изображения? (Олицетворение: «задумался глубоко», «тихонько плачет».) Какова же главная мысль стихотворения? О чем хотел сказать читателю поэт? (Ни­кто не должен быть одиноким. Одному очень трудно.)

Стихотворение «На севере диком...» тоже проникну­то настроением грусти, печали, тоски, и здесь звучит тема одиночества. Работу по содержанию и анализ языковых особенностей можно организовать по той же схеме, что и стихотворение «Утес».

О чем это стихотворение? Определите его тему. (Со­сна растет на севере, пальма - в пустыне. Обе они одино­ки, им грустно, тоскливо.)

Какой вы представляете сосну? Какое сравнение использовал поэт, говоря о сосне? (Одета «как ризой».) Она очень красива, но несчастлива, потому что одинока. Какая природа окружает сосну? Какие эпитеты подчер­кивают ее одиночество? (Север «дикий», вершина «голая».)

Что же видит она во сне? Сосна дремлет, видит сны. Поэт говорит о ней как о человеке (олицетворение). Пальма тоже красива («прекрасная»), но и она несчастлива. По­чему грустна пальма? Какая природа ее окружает? (Пу­стыня, утес горючий.)

Как вы думаете, могут ли когда-нибудь встретиться сосна и пальма? Конечно, этого не может произойти. Учи­тель может объяснить, что под образами героев подразу­меваются несложившиеся человеческие судьбы.

«Три пальмы». Восточная поэма М. Ю. Лермонтова посвящена красоте аравийской земли, на которой растут прекрасные пальмы. В стихотворении поэта переданы чувства горести за дела человека, уничтожившего эту величавую красоту пальм, которые дарили путникам отдых в тени своих крон и спасали от голода. Как неразумен и как жесток человек, срубивший эти прекрасные деревья («по корням упругим топор застучал», «одежды их сорвали», «изрублены тела», «жгли огнем»)! Прием олицетворения, использованный поэтом, заставляет читателя почувствовать всю боль страданий срубленных деревьев. А прием конт­раста усиливает трагедию, которая произошла в пустыне с тремя пальмами. Обратимся к началу стихотворения: гордо высятся пальмы, журчит ручей, хранимый ими, неспеша величественно приближается на отдых караван верблюдов, пальмы приветствуют нежданных гостей, угощая их студеною водою. Конец стихотворения - резкий контраст -все пусто и дико кругом, не шепчутся листья с гремучим ключом, песок раскаленный, коршун терзает добычу. Вот что может сделать человек! Поэт протестует против такого варварского отношения к природе. Человек, ты должен быть созидателем мира, а не его разрушителем - вот основная идея произведения.

«Казачья колыбельная песня». Это самое лиричное произведение М. Ю. Лермонтова, в котором отразилась боль матери, воспитавшей сына и пославшей его на «бранное житье». Эта материнская любовь передана очень ярко и точно в емких и красочных эпитетах, олицетворении при­роды: «младенец мой прекрасный, тихо смотрит месяц ясный, дитя мое родное, горьких слез, бой опасный». Вся полнота материнской любви отразилась в строчках песни поэта, она стала любимой народом и до сих пор жива как песня, под которую мать укачивает своего любимого ребенка, заботится о его дальнейшей судьбе.

  1. Подведение итогов урока. Какова тема и идея стихотворений «Утес», «Ночевала тучка...»? Что их объ­единяет? В чем разница? Какую же мысль хотел пере­дать читателю поэт? Сосна и пальма обречены на одино­чество, они никогда не смогут встретиться, и это очень печально. Никто не в силах им помочь.
  2. Задание на дом:

1) ответить на вопросы учебника 1, 2, 4;

2) выучить наизусть любое из стихотворений.

Стихотворение зрелого периода «Три пальмы» было написано М. Лермонтовым в 1838 году. Впервые оно было опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

В стихотворении, являющемся по жанру балладой , поэт использовал ряд пушкинских образов из «Подражания Корану», такой же стихотворный размер и строфику. Однако в смысловом отношении лермонтовская баллада полемична по отношению к пушкинскому стихотворению. Автор наполняет ее философским содержанием, поставив во главу угла вопрос о смысле человеческой жизни .

Философский смысл стихотворения имеет явный религиозный оттенок, а вся поэтическая притча насыщена библейской символикой . Число пальм символизирует три составляющих человеческой души: разум, чувства и волю. Родник выступает как символ духа, связывающего человека с источником жизни – Богом. Оазис символизирует собой рай; неслучайно поэт помещает действие баллады в «степи аравийской земли» : именно там, по преданиям, находился Эдемский сад. Эпитет «гордые» по отношению к пальмам символизирует человеческую гордыню и присутствие первородного греха. «Смуглые ручки» и «черные очи» арабов, хаос и беспорядок («нестройные звуки» , «с криком и свистом» , «взрывая песок» ) указывают на нечистую силу. Полный разрыв человеческой души с Богом и завладение ею нечистой силой выражает строка: «Кувшины звуча налилися водою» . Душа человека гибнет от «топора» мавров, а караван следует за следующей жертвой на запад, направление, противоположное месту пребывания Бога. Раскрывая смысл жизни человека, Лермонтов призывает внимательнее относиться к своей душе. Гордыня и отказ от смирения, принятия предопределенного Богом могут привести к трагическим последствиям – разрушению как души, так и тела.

В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы : люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.

Стихотворение имеет кольцевую композицию , основанную на приеме антитезы жизни и смерти в первой и последней строфах. Первая строфа ярко рисует идиллическую картину волшебного оазиса среди безбрежной пустыни. В последней строфе оазис превращается в «седой и холодный» пепел, ручей заносит раскаленный песок, и пустыня вновь становится безжизненной, суля путникам неминуемую гибель. С помощью такой организации стихотворения Лермонтов подчеркивает всю трагедию человека в катастрофической ситуации.

Повествовательное по характеру произведение имеет четкую сюжетную линию . Главными героями стихотворения являются «три гордые пальмы» . Не желающие жить «без пользы» и недовольные своей судьбой, они начинают роптать на Создателя: «Не прав твой, о небо, святой приговор!» . Бог услышал их недовольство, и чудесным образом возле пальм появился богатый караван. Его обитатели утолили жажду «студеной водой» из ручья, отдохнули в благодатной тени приветливых пальм, а вечером без сожаления срубили деревья: «По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!» . Гордые пальмы были наказаны за то, что не довольствовались своим уделом, а посмели «на Бога роптать» .

Баллада состоит из 10 строф-шестистиший, написанных четырехстопным амфибрахием , трехсложной стопой с ударением на втором слоге. Стихотворение отличают острая конфликтность сюжета, четкая композиция, ритмичность организации стиха, лирическая насыщенность и яркая образность. Лермонтов необычайно широко использует разнообразные выразительные средства : эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой ), метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь ), сравнения (люди – «малые дети» , караван «шел, колыхаясь, как в море челнок» ), олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей ). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью. При описании рубки пальм использована аллитерация звука «р».

В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов сумел объединить яркую передачу красоты восточной природы во всех ее красках и важнейшие философские вопросы, волнующие не одно поколение.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова