Болезни Военный билет Призыв

Методика формирования представлений о массе и емкости. Единицы их измерения. Средства измерения массы и объема

Как изучают окружающий мир

Какие способы изучения окружающего мира используют эти ученики?

Способы изучения окружающего мира: определение природных объектов, наблюдение, опыт, моделирование, измерение.

Практическая работа "Наблюдение"

Цель работы: освоить этапы проведения наблюдения
Проведите наблюдение за поведением аквариумных рыбок (или других животных) во время кормления. Продумайте этапы работы и сделайте записи.

1. Цель наблюдения: узнать, какой корм рыбы любят больше: сухой или живой.

2. План проведения наблюдения: бросить в аквариум одновременно сухой и живой корм, понаблюдать за рыбками, какой корм они съедят первым.

3. Результаты наблюдения: Мы увидели, что рыбы сначала съели живой корм. Они проявили к нему большой интерес.

4. Выводы: Рыбы любят живой корм больше, чем сухой.

Практическая работа "Опыт"

Цель работы : освоить этапы проведения опыта.
Проведите опыт с магнитом. Продумайте этапы работы и сделайте записи.

1. Цель опыта: узнать, какие предметы на кухне сделаны из железа.

2. План проведения опыта: приложить магнит к предметам, пронаблюдать, прилипнет ли он к ним.

3. Результаты опыта: магнит прилип к нескольким предметам.

4. Выводы: при помощи магнита мы узнали, что на кухне есть железные предметы: кастрюли, холодильник, батарея, ложки, ножи, вилки, раковина.

Какой прибор (инструмент) потребуется для каждого случая? Укажи стрелками.

Практическая работа "Измерение массы".
Цель работы: научиться проводить измерение массы с использованием весов.
1. С помощью рисунка изучите устройство весов.


2. Рассмотрите набор гирек для весов. Запишите массу каждой гирьки.
10 грамм, 20 грамм, 50 грамм, 100 грамм, 200 грамм

Весы - это прибор для определения массы тел.

Линейка и рулетка - это инструменты для измерения длины

С помощью рисунка изучите устройство линейки и рулетки. Сравните их. Подумайте, в каких случаях следует применять линейку, а в каких - рулетку.
Линейку используют для измерения прямолинейных поверхностей и, обычно, измеряемые предметы не очень большие. В отличие от линейки, рулеткой за один приём можно измерить значительно большую длину, и поверхность не обязательно должна быть прямой. Рулетка изготовлена из гибких материалов, а линейка из негнущихся.

Впервые с терминами "масса" и "емкость" учащиеся начальных классов встречаются в возрасте 7 лет. Здесь они получают самые первые представления об измерении этих величин, а также практикуются в правиль­ном использовании этих слов.

Первые представления о том, что предметы имеют массу, дети получают еще в дошкольном периоде в детском саду и вообще в жизненной практике. Они определяют, какой предмет тяжелее (подержав каждый в руке, или руках), но так как чувственный опыт их не велик, дети часто отдают предпочтение в массе предмету больших размеров, хотя фактическая масса его меньше, то есть путают размеры и массу, могут путать форму и массу.

Чтобы помочь детям выделить массу среди других свойств следует предла­гать им для сравнения предметы, имеющие одинаковую форму, но разные массы, одинаковую форму и размеры, но равные массы и т.д. Сюда следует включать и цвет, и материал, из которых сделаны предметы, и добиваться, чтобы дети различали размеры, форму, массу.

Первая единица массы, с которой знакомятся учащиеся, - кило­грамм. Это одна из основных единиц в Международной системе единиц, ко­торая кратко обозначается "СИ" (с 1 января 1980 г. действует только эта сис­тема). С этой единицей массы учащиеся знакомятся в ходе упражнений по оп­ределению массы.

Но прежде, чем ввести первую единицу измерения массы, следует с детьми организовать работу по уточнению их представлений об этой величине. С этой целью целесообразно предложить им задания для сравнения предметов по массе.

Например. Предложить учащимся: взять в одну руку книгу (учебник математики), а в другую – тетрадь и показать руками, что легче (тетрадь); высказать мнение о книге (тяжелее, чем тетрадь). Затем предложить им взять в одну руку учебник математики, а в другую – учебник русского языка и рассказать о них (одинаковые; могут быть и другие мнения). Теперь предложить подумать, как можно проверить, кто прав? (На весах). Выяснить у детей, какие они видели весы и где? (С чашками, со стрелкой, электронные в магазине). Предложить высказать свои предположения о том, как нам проверить то, что мы утверждали.

В результате разговора учитель подводит детей к пониманию того, что надо положить на обе чашки весов по книге. Если книги одинаковые по массе, то весы будут в равновесии, если нет, то чашка с более тяжелой книгой опустится вниз.

Здесь же учитель должен ввести термин «масса», так как дети в жизни с ним практически не встречаются.

Затем целесообразно приготовить и показать два предмета абсолютно одинаковые внешне. Например, два кубика, один из которых склеен из бумаги, а другой деревянный и оклеен бумагой. Предложить детям высказать свое мнение об их массе. Оно вероятнее всего будет неверным. Уточнить его надо опять с помощью весов. В результате такой работы учитель подводит детей к пониманию того, что предметы по массе можно иногда сравнивать на глаз, через ощущения, но точнее с помощью весов.


В ходе дальнейшей беседы учитель выясняет с детьми, что масса предметов измеряется также с помощью весов. И проводится работа по знакомству с первой единицей массы – килограммом.

На урок, где происходит знакомство с килограммом, целесообразно при­нести чашечные весы и несколько предметов, масса каждого из которых равна килограмму (пачка сахара, соли) и другие предметы, масса которых либо меньше, либо больше килограмма.

Предметы взвешиваются, выясняется, что масса некоторых из них равна 1 кг. Учитель говорит о том, что это единица измерения массы, показывает образец записи.

Эту работу следует организовать так, чтобы в ней принимали участие как можно больше детей (один кладет предмет, другой ставит гири, третий следит за рав­новесием и т.д.). Остальные дети привлекаются пояснению, почему весы вы­шли из равновесия, что надо сделать, чтобы привести их в равновесие.

Здесь же необходимо познакомить детей, как правильно пользоваться ве­сами. Вначале устанавливается предмет (груз), а затем подбираются гири. За­тем выполняются упражнения в измерении массы предметов в 2 кг, 3 кг. При этом используются гири массой в 1 кг и массой в 2 кг. Попутно дети упражняются в записи полученных именованных чисел.

Детям целесообразно сообщить массу часто встречающихся в быту предметов: буханка хлеба, литр молока, воды, ведро картофеля и др.

Для закрепления и расширения знаний об основной единице измерения массы - килограмме работа по определению массы предметов с помощью ве­сов продолжается на уроках в дальнейшем. Однако следует отме­тить, что в этой работе необходимо использовать различное дидактическое оснащение (рисунки, модели весов и гирь).

В дальнейшем учащиеся знакомятся с новой единицей массы - граммом. Этот термин учащимся известен.

Задача учителя - сформировать наглядное, конкретное представление о массе в 1 грамм. С этой целью детям дают подержать гирьку в один грамм или предметы такой массы. Затем выполня­ются упражнения в определении массы предметов с точностью до грамма.

После ознакомления с граммом возможности проведения различных уп­ражнений в определении массы значительно расширяются. Здесь используются знакомые детям чашечные весы, происходит более детальное знакомство с циферблатными и пружинными весами. При работе с весами учащимся сле­дует показать, как правильно должны быть установлены циферблатные весы (стрелка на нуле), как смотреть на шкалу, научить определять цену делений, читать показания шкалы.

С этой целью следует изготовить демонстрационную модель шкалы на 500 г с делениями. К шкале прикрепить подвижную стрелку. На этой модели учащиеся смогут упражняться в чтении чисел по шкале и установке стрелок в различных положениях.

Наряду с работой, проводимой в классе целесообразно организовать экс­курсию в школьный буфет, либо в ближайший к школе магазин. Учащихся нужно познакомить и с различными правилами определения массы товара в таре (сюда относятся жидкие и сыпучие вещества и др.). Правила такие:

1) определяется масса тары, с помощью которой будет определяться масса товара, а затем она вычитается из общей массы;

2) на другую чашку весов ставится точно такая же порожняя тара;

3) порожняя тара уравновешивается любым грузом, положенным на другую чашку весов;

3) На последнем году обучения в начальных классах учащиеся знакомятся с новыми единицами измерения массы - тонной и центнером. Здесь же обобщаются знания учащихся о мерах массы, устанавливаются соотношения между всеми единицами измерения массы, известными ученикам, составляется таблица мер массы.

Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области

Формирование понятия о массе. Обучение измерению массы

План ознакомления

  1. Сформировать представления о массе, как о емкости тел, сосудов.
  2. Познакомить с единицами массы и сформировать конкретные представления о таких единицах массы как килограмм, грамм, центнер, тонна.
  3. Сформировать учения преобразовывать величины в единицы массы.
  4. Сформировать умения сложения (вычитания) массы, выраженные в единицах одного или двух наименований, а также умножать массу на число.

Первое представление о том, что предметы имеют массу, дети получают еще до школы: «Не бери, это для тебя тяжело», «Возьми, он легкий». Взяв в руки предмет, дети на основе мускульных ощущений устанавливают, какой предмет тяжелее, какой легче. Но чувственный опыт дошкольников достаточно велик, чтобы сравнивать массу двух предметов. Так, предметы, которые имеют большой объем или занимают больше места в пространстве, всегда кажутся им большими по массе.
Для предупреждения неверных представлений возникает необходимость поиска эффективных способов измерения массы. Этапы формирования представлений об измерении массы тела аналогичны тем, которые используются при измерении длины и площади. Сравнение массы предметов по ощущению (тяжелее, легче на руке), выяснение отношения «тяжелее», «легче» с помощью инструмента - чашечных весов, а затем отвешивания и развешивание груза с помощью весов и гирь (разновесов), когда уже выбрана единица измерения массы.
Знакомство с основной единицей измерения массы - килограммом - происходит в процессе выполнения практических заданий
На сравнение массы предметов на основе мускульных ощущений, в результате чего учащиеся приходят к выводу о необходимости взвешивания предметов и измерения их массы в соответствующих единицах.
1) На столе учителя 2 одинаковые по форме и цвету коробки: одна пустая, а другая с песком. Учитель проводит беседу:
- Сравните коробки
Никаких внешних признаков различия учащиеся обнаружить не могут и делают вывод: коробки одинаковые.
- Различия между коробками есть.
Учащиеся заинтересованы. Взяв коробку, учащиеся обнаруживают, что одна коробка тяжелее другой.
- Вы сказали, что одна коробка тяжелее другой, а что вы можете сказать о другой коробке по отношению к первой? (вторая коробка легче первой)
Учитель делает заключение: «если одна коробка тяжелее другой, то говорят так: масса одной коробки больше чем масса другой, а масса другой коробки меньше, чем масса первой».
2) На столе - 2 книги, которые по массе незначительно отличаются друг от друга. Учитель вызывает к доске двух учеников и предлагает взять книги в руки и определить, какая из них тяжелее, а какая - легче.
Мнения учеников расходятся. Тогда пытаются ответить на этот вопрос другие ученики. Снова мнения расходятся.

  • Как же узнать, какая книга тяжелее. А какая легче? (можно их взвесить на весах и узнать)
  • Правильно, не всегда можно определить какой предмет легче, а какой тяжелее, если она незначительно отличается по массе. Для этой цели лучше воспользоваться весами.

Учитель ставит на стол чашечные весы и обращает внимание учеников на стрелки весов: они расположены строго друг против друга.

  • Подумайте, что произойдет со стрелкой той чашки, на которую положили книгу? (Он опустится )

Ученики кладут на одну чашку весов одну книгу (чашка весов опускается), затем кладут на другую чашку весов другую книгу и наблюдают, что происходит со стрелками весов. Наконец, чашки весов приходят в состояние покоя, и ученики выясняю, какая книга тяжелее, а какая легче.

  1. На столе 3 предмета: гиря массой в 1 кг, зеленый пакет с солью массой 990 г. и синий пакет с солью массой в 1010 г. Учитель предлагает определить, масса какого пакета легче (тяжелее). Мнения учеников расходятся.
  • Подумайте, как решить эту задачу с помощью весов, используя гирю массой 1 кг.

Выполняя практические действия, учащиеся устанавливают, что масса зеленого пакета меньше, чем масса гири в 1 кг, масса гири 1 кг меньше, чем масса синего пакета. Они делают вывод, что масса зеленого пакета меньше, чем масса синего пакета.
Эта практическая работа приводит учащихся к осознанию свойства транзитивности величин. Естественно, учитель не сообщает о свойстве транзитивности, но учащиеся при практических действиях используют его в неявном виде.
Для развития логического мышления и закрепления только что выявленного свойства масс учитель предлагает следующие задачи:
Задача 1. Известно, что предмет А тяжелее предмета В, предмет В тяжелее предмета С. что можно сказать о массе предметов А и С, не взвешивая их? Какой из этих предметов самый тяжелый?
Учащиеся, рассуждая, устанавливают, что предмет А тяжелее предмета С, значит, самый тяжелый предмет А, а самый легкий предмет С.
Задача 2 . Известно, что предмет А легче предмета В, а предмет С имеет такую же массу, как и предмет В. Не производя взвешивания. Какой вывод можно сделать о массе предметов А и С? какой из них тяжелее?
Учащиеся устанавливают, что если предмет А легче чем предмет В, а предмет В одинаков по массе с предметом С, то предмет А легче, чем С, значит, предмет С тяжелее, чем предмет А.
На левую чашку весов учитель кладет брусок массой в 2 кг (масса не сообщается), а на правую - гирю массой в 1 кг. Учащиеся наблюдают за весами и устанавливают, что масса бруска больше, чем масса гири в 1 кг.
Тогда учитель предлагает на правую чашку весов поставить еще одну гирю массой 1 кг. Чашки уравновешиваются.

  • Что можно сказать о массе бруска? (Его масса 2 кг)

Учитель замечает, что вместо двух гирь массой в 1 кг можно воспользоваться гирей массой в 2 кг (ставит гирю массой в 2 кг на правую чашку весов, а гири массой по 1 кг снимает).
Эти практические действия помогают учащимся осознать, что массу (величины) можно складывать: 1 кг + 1 кг = 2 кг.
Далее учитель сообщает, что в практической жизни используют гири массой в 5 кг, 10 кг (выставляет гири на стол). Учащиеся пытаются их поднять. Учитель предостерегает: «Не трогайте! Они тяжелые». Он сам сначала поднимает одну гирю, затем другую.
Д ля расширения представлений о килограмме и для совершенствования вычислительных навыков учитель использует наглядные модели весов и разновесов, сделанные из картона и картинки с изображением различных предметов, предлагая следующие задания:

  1. На одной чаше весов - 2 буханки хлеба, а на другой 2 гири массой в 1 кг каждая. Если чашки весов находятся в равновесии, то чему равна масса двух буханок хлеба?
  2. На одной чашке весов - помидоры, на другой - 2 гири в 1 кг и 2 кг. определите массу помидоров, если чашки весов находятся в равновесии?
  3. На одной чашке весов - картофель и гиря массой в 2 кг, на другой - гиря массой в 5 кг. Чашки находятся в равновесии. Какова масса картофеля?

При выполнении этих упражнений рассматриваются ситуации, часто встречающиеся в жизни и поэтому вызывающие интерес. Кроме того, они способствуют формированию умения определять массу тела и получать образное представление о массе в 1 кг, 2 кг и 5 кг.
На следующем этапе урока с целью воспитания познавательного интереса к математике учитель делает краткое сообщение:
«Какой народ и когда изобрел весы, мы не знаем. Видимо, это было сделано многими народами независимо друг от друга. До наших дней дошло много изображений весов. Одними из первых весов, относящихся ко второму тысячелетию до новой эры, были рычажные весы на Руси, например, пользовались весами двух видов: безменом и чашечными, которые в те времена назывались скалвой. Эти весы были более точными, и немецкие купцы, торговавшие с Новгородом, взвешивали все товары только на скалве. (Учитель вывешивает плакат, на котором изображены различные виды весов - от древнейших до современных).
Древнейшими единицами массы на Руси были гривки, фунт и пуд. У других народов были свои единицы массы.
Более 200 лет назад ученые Франции предложили изготовить куб, сторона которого равнялась 10 см (учитель показывает), наполнили его дистиллированной водой и взвесили при температуре 4 с. массу этой воды стали считать равной 1 кг. Затем из платины изготовили цилиндрической формы гирю массой в 1 кг, которая стала эталоном - образцом. Позднее из металла изготовили гири массой в 1 кг, 2 кг, 5 кг, 10 кг и др.
Продолжая урок, учитель выясняет, массу каких предметов и продуктов можно измерить гирей в 1 кг, 2 кг, 5 кг, 10 кг. Учащиеся устанавливают (на основе жизненного опыта), что если брать небольшое количество продуктов, то их можно измерить гирей массой в 1 кг, 2 кг.
А лук, картофель, например, заготавливая на зиму, удобнее взвешивать гирей в 10 кг.
Учитель делает вывод: масса измеряется в килограммах; 1 кг - это единица измерения массы (записывает на доске и дети в тетрадях).
Практическая работа по определению массы предметов и продуктов: пачки сахара, пакета картофеля, портфеля с ученическими принадлежностями. В процессе практической деятельности дети учатся уравновешивать чашки весов. Далее, совершенствуя вычислительные навыки, учитель показывает плакат с изображениями весов. В прорезь на левую чашку весов вставляет карточки с записями 3 кг, 5 кг, 8 кг, 5 кг и спрашивает: «Какие гири надо поставить на правую чашку весов, чтобы чашки уравновесить?» (1 кг и 2 кг; 2 кг, 2 кг и 1 кг; 5 кг; 1 кг и 2 кг). Для закрепления материала учащиеся выполняют следующие задания:

  1. Масса пакета 2 кг, а масса портфеля 5 кг. Сравните массы пакета и портфеля, запишите результат сравнения (масса пакета меньше, чем масса портфеля: 2 кг и 5 кг).
  2. Масса сумки с продуктами 2 кг, масса пакета с мукой 2 кг. Сравните их массы (их массы равны: 2 кг=2 кг).

При изучении темы «Меры массы» необходимо комплексное использование различных средств наглядности, которая создает условия для сознательного знаний учащихся, в результате такого использования средств наглядности учащиеся не просто заучивают названия меры измерений, а получают о них знания в результате непосредственных практических действий.
В 3 классе учащиеся знакомятся с новой единицей массы - граммом. Здесь задача заключается в том, чтобы сформировать наглядное представление о грамме. С этой целью даем учащимся поддержать гирьки в 1 г., 2 г., 3 г., 5 г. Затем учащиеся приступают к упражнениям во взвешивании с точностью до грамма.
Все работы выполняются так же, как и при знакомстве с килограммами.
В 4 классе учащиеся знакомятся с новыми единицами измерения массы - центнером и тонной. Устанавливаем их соотношения с килограммом, составляем и заучиваем таблицу мер массы. Чтобы дать конкретные представления о центнере и тонне, говорим, что масса двух мешков картофеля составляет 1 ц., а масса всех учащихся класса примерно равна 1 т. Для этой цели используем рисунки (например, масса автомобиля «москвич» без пассажиров - 2 т.).
Комплексное использование различных средств наглядности в изучении мер массы в начальной школе создает условия для сознательного усвоения знаний учащимися.
В результате такого использования средств наглядности учащиеся не просто заучивают названия меры измерений, а получают о них знания в результате непосредственных действий.
Методические рекомендации
1. Основной метод - беседа и практические действия детей, упражнения, которые выполняют с помощью весов.
2. Уточнить у детей имеющиеся знания о данной величине.
3. Сравнить предметы по данному свойству (массе) на основе ощущений, визуально с помощью различных мерок. Подвести к выводу о необходимости стандартной мерки.
4. Познакомить детей с единицами масс и измерительным прибором.
5. При изучении мер массы широко использовать наглядные средства: весы, предметы с одинаковой массой и разной.
6. Целесообразно применять на уроках дополнительный материал из истории, дидактический материал.

Источники:

  1. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: Просвещение, 1985 г.
  2. Ефимов В.Ф. Величины и их измерение. // Н.Ш. - 1990 г. № 6
  3. Тихоненко А.В. Формирование представлений о массе тел и емкости. //Н.Ш. - 1997 г. № 9

Антропометрия - это основной метод антропологического исследования, заключающийся в измерении человеческого тела и его частей в целях установления половых, расовых, возрастных и иных особенностей физического строения, которые позволяют дать количественные характеристики их изменчивости.

Жизнь - непрерывный процесс развития, включающий этапы созревания, зрелого возраста и старения. Развитие и рост - это две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны одного процесса. Развитие характеризуется качественными изменениями, дифференцировкой органов и тканей и их функциональным совершенствованием. А рост представляет собой количественные изменения, которые связаны с увеличением размера клеток, массы тканей и органов и всего организма в целом.

Физическое развитие - один из главнейших показателей здоровья человека и возрастных норм совершенствования. Практическое умение правильно его оценивать способствует воспитанию здорового поколения. В данной статье речь пойдет про алгоритм измерения роста и веса.

Факторы, которые влияют на антропометрические показатели

В организме человека непрерывно протекают процессы обмена энергии и метаболизма, они и определяют его особенности развития. Масса, рост, последовательность в увеличении разных частей тела, пропорции - все это запрограммировано наследственными механизмами. Последовательность развития может быть нарушена под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов. К первым относятся социальные условия, малоподвижный образ жизни, неблагоприятное внутриутробное развитие, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха, вредные привычки, экология.

Внутренние факторы включают наследственность и наличие различных заболеваний.

Зная алгоритм действия измерения роста и веса, можно наглядно оценить

Условия для проведения исследования

Антропометрия требует использования тщательно отрегулированных и проверенных приборов: ростомера, весов, динамометра, и т. п. Измерения рекомендуется осуществлять в первой половине дня натощак или же спустя два-три часа после приема пищи. Одежда на обследуемом должна быть легкой - трикотажной. Если измерения планируется провести во второй половине дня, перед этим следует на десять-пятнадцать минут принять горизонтальное положение.

Чтобы последующая оценка была эффективна, необходимо соблюдать алгоритм измерения роста пациента. Следует помнить, что анализ антропометрических показателей является важнейшим элементом исследования того, насколько физическое развитие соответствует возрастным нормативам. Обнаруженные отклонения могут быть признаком определенного заболевания или фактором риска.

Измерение роста стоя

Поскольку к вечеру человек становится ниже на один-два сантиметра, что обусловлено естественной усталостью, уплощением свода стопы и межпозвоночных хрящевых дисков, снижением мышечного тонуса, желательно в первой половине дня проводить измерение роста. Алгоритм включает три этапа: подготовка к процедуре, выполнение измерения и окончание процедуры. Расскажем о каждом из них.

Подготовка

  1. В соответствии с инструкцией подготовить ростомер к работе.
  2. Представиться пациенту, рассказать ему о ходе предстоящей процедуры и получить его согласие.
  3. Гигиеническим способом обработать руки и осушить их.
  4. На площадку ростомера положить салфетку (под ноги пациента).
  5. Попросить обследуемого снять головной убор и обувь.
  6. Планку ростомера поднять выше предполагаемого роста обследуемого.

Выполнение измерения

  1. Пациент должен встать на площадку ростомера так, чтобы затылок, межлопаточная область, ягодицы и пятки касались вертикальной стойки.
  2. Голову обследуемого следует установить так, чтобы и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  3. Планку ростомера необходимо опустить на голову пациента, не придавливая.
  4. Попросить обследуемого сойти с площадки, в случае необходимости помочь ему это сделать.
  5. По нижнему краю планки на шкале определить рост.

Окончание процедуры


Измерение роста сидя

Роста пациента в положении сидя несколько отличается от вышеописанного.

  1. Необходимо попросить обследуемого присесть на откидное сиденье ростомера, предварительно застеленное клеенкой.
  2. Пациент должен сидеть так, чтобы касаться тремя точками - лопатками, затылком и ягодицами - вертикальной планки со шкалой.
  3. Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  4. Измерительную планку нужно опустить на темя пациента, прижать ее к шкале и попросить обследуемого встать.
  5. По левой стороне шкалы необходимо снять показания, затем следует опустить планку.
  6. Аналогично вышеописанному зафиксировать результаты и проинформировать о них пациента.

Измерение роста беременной: алгоритм

Для начала необходимо объяснить беременной женщине цели и ход выполнения процедуры. Алгоритм измерения роста таков:

  • Встать сбоку от ростомера и его планку поднять выше уровня предполагаемого роста обследуемой.
  • Беременную попросить встать на площадку ростомера так, чтобы ягодицы, пятки и лопатки касались стойки прибора, а голова была в таком положении, чтобы наружный угол глаза и козелок уха находились на одной горизонтальной линии.
  • Планку ростомера следует опустить на темя беременной женщины и по шкале определить количество сантиметров от нижнего уровня планки.
  • Полученные данные нужно занести в индивидуальную карточку пациентки.
  • Ростомер следует обработать ветошью, которая смочена в растворе (0,5%) гипохлорита кальция.
  • Тщательно вымыть руки.

Измерение массы тела

Для проведения антропометрических исследований недостаточно знать только алгоритм измерения роста, необходимо также уметь определять вес человека. Измерение массы тела осуществляется на напольных весах. Пациент должен стоять на площадке неподвижно, чтобы погрешность при взвешивании не была более +/-50 граммов. В отличие от роста вес является нестабильным показателем и способен изменяться под влиянием множества факторов. Так, суточное колебание массы тела может достигать одного-двух килограммов.

Зная, как проводится измерение роста, веса будет запомнить крайне легко. Процедура тоже состоит из трех этапов.

Подготовка к измерению веса

  1. Сначала в соответствии с инструкцией следует проверить точность и исправность медицинских весов.
  2. Необходимо установить равновесие прибора, если используются механические конструкции - закрыть затвор.
  3. На площадку весов нужно постелить салфетку для однократного применения.
  4. Человек, проводящий процедуру, должен объяснить пациенту последовательность предстоящих действий.

Выполнение процедуры

  1. Обследуемому нужно предложить раздеться до нательного белья, а также разуться. Попросить его осторожно встать на площадку весов посередине.
  2. В момент вставания на панель измерения весов обследуемого необходимо придерживать за руку, в процессе измерения важно следить за его равновесием.
  3. Если используется механическая конструкция, нужно открыть затвор весов.
  4. Следуя инструкции по применению прибора, необходимо определить массу тела обследуемого.

Окончание процедуры

  1. Пациенту следует сообщить результаты измерения веса и помочь ему сойти с измерительной панели, при необходимости придержать за руку.
  2. С площадки весов нужно убрать салфетку и отправить ее в емкость, предназначенную для отходов.
  3. Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.
  4. Результаты необходимо записать в соответствующую документацию.

Алгоритм измерения роста у детей разного возраста

Самым стабильным показателем физического развития у детей выступает рост. Он отражает процесс развития организма ребенка. Как правило, существенные нарушения роста сопровождаются патологиями других систем и органов. Так, в случае замедления роста скелета зачастую в меньшей или большей степени замедляются дифференцировка и рост головного мозга, миокарда, скелетных мышц.

Как производится измерение роста новорожденного? Алгоритм требует наличия ростомера в виде доски шириной 40 и длиной 80 сантиметров. С левой стороны прибора должна иметься сантиметровая шкала с неподвижной поперечной планкой у начала и подвижной, легко передвигающейся по шкале поперечной планкой в конце.

Техника измерения роста грудничка

  1. Малыша необходимо уложить на спину таким образом, чтобы его голова касалась неподвижной поперечной планки ростомера. Она должна располагаться так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы были в одной горизонтальной плоскости.
  2. Мама ребенка или помощник измеряющего должны плотно зафиксировать голову младенца.
  3. Ноги новорожденного следует выпрямить путем легкого надавливания на коленки ладонью одной руки, а второй рукой нужно плотно к пяткам подвести подвижную планку ростомера, при этом стопы следует согнуть к голеням до прямого угла. Расстояние от неподвижной до подвижной планки и будет составлять рост ребенка. Нужно отмечать длину с точностью до миллиметра.

Как измерить рост у детей старшего возраста

Алгоритм измерения роста ребенка до года был представлен выше, а какая техника выполнения процедуры подойдет ребятишкам постарше? В этом случае требуется ростомер в виде деревянного бруска шириной восемь-десять сантиметров, длиной около двух метров и толщиной пять-семь сантиметров. Передняя вертикальная поверхность бруска должна содержать две шкалы деления в сантиметрах: слева - для измерения роста сидя, справа - стоя. Также должна иметься подвижная двадцатисантиметровая планка. К вертикальному бруску на уровне сорока сантиметров от деревянной площадки прикрепляется скамейка, чтобы измерить рост сидя.

Алгоритм измерения роста у детей от года и старше аналогичен тому, что используется для взрослых.

Масса тела ребенка

В сравнении с ростом вес малыша является более лабильным показателем, который отражает степень развития мышечной и костной систем, подкожной жировой клетчатки, внутренних органов, и зависит не только от конституциональных особенностей, но и от факторов внешней среды, таких как психические и физические нагрузки, питание и т. д.

Обычно алгоритм (как и алгоритм измерения роста) не вызывает сложностей. Деток до трех лет с массой до двадцати килограммов взвешивают на чашечных весах, состоящих из коромысла и лотка с нижней (в кг) и верхней (в г) шкалами делений. Ребятишек в возрасте от трех лет взвешивают на рычажных весах.

Страница 1

В соответствии с этими данными мы наметили следующую работу: необходимо при изучении новой темы больше внимание уделять практическому выполнению заданий, использовать разнообразные развивающие задания, которые соответствуют возрасту и интересам детей.

Следующий этап работы - это собственно эксперимент, направленный на изучение длины и единицы ее измерения.

Мы использовали следующее.

Упражнение № 1

Сравните массу арбуза и дыни;

Как вы узнали, что масса арбуза меньше массы дыни.

Сравните массу мешка с мукой и мешка с рисом; массу тыквы и кабачка.

Посмотрите внимательно на это задание, как можно сравнивать предметы по массе?

Как называются свойства, которые можно сравнивать?

Как вы думаете, что такое масса?

(Это величина).

Измерение массы.

Мне сказали, что масса – это величина, ее можно сравнить.

А что еще можно сделать с величиной?

(Измерить).

Крокодил Гена пошел взвешиваться.

Посмотрите, кто уравновесил Гену?

(4 белочки, 1 лев, 3 Чебурашки).

Какие единицы измерения (мерки) использованы для взвешивания?

(Белочки, Лев, Чебурашки)

Чему равна масса Гены в белочках, львах, чебурашках?

Как измерить массу предмета?

(Уравновесить предмет одной или несколькими мерками).

Массу можно измерить, и результат измерения выразить числом.

Упражнении №2

Учащимся предлагается найти сходства и отличия у двух одинаковых кубов.

Но один куб внутри пустой, а другой заполнен песком. При сравнении дети быстро находят общие признаки (обе фигуры одинаковы по форме, цвету и размеру).

Найти отличия дети затрудняются. Один ученик вызывается к столу учителя и берет кубики в руки, выясняя при этом, что один кубик тяжёлый, а другой лёгкий. Это значит говорит учитель, что предметы различны по массе.

Вопросы, которые целесообразно задавать в данной ситуации:

в чём сходство предметов? различие предметов?

какой из кубиков тяжелее?

можно ли это определить не взяв их в руки?

для чего нужно измерять массу?

Упражнение № 3

Ученикам предлагается узнать массу двух мешочков с песком: красного и синего, причём масса синего мешочка незначительно больше массы красного. Несколько учеников пытаются определить масса какого мешочка больше. Их мнения расходятся, тогда учитель говорит, что для того, чтобы определять массу предметов люди придумали измерительный прибор. Он называется весы. После этого, ученикам предлагаются весы (на этом этапе целесообразнее предложить детям весы без делений). Они взвешивают мешочки и выясняют, что масса одного из них больше и делают вывод, что для измерения массы предметов используют весы.

Вопросы, которые целесообразно задавать детям в данной ситуации:

масса какого мешочка больше: синего или красного?

почему вы затрудняетесь ответить на этот вопрос?

для чего люди придумали взвешивать предметы?

с какой целью мы используем весы?

Упражнение №3

На столе учителя три предмета; гиря в I кг и два пакета, массой очень незначительно отличающейся от гири, например, 990 г, учитель предлагает детям, не пользуясь весами, ответить на вопросы: « Масса какого предмета самая маленькая? Самая большая?» Как правило, мнения учащихся расходятся, и они приходят к выводу, что для ответа на эти вопросы необходимо использовать весы. В данном случае неважно как будет решаться данная задача, самостоятельно или с помощью учителя. Важно, чтобы дети поняли, что в качестве меры можно использовать любой из предметов и здесь, как и при измерении длины, нужно договориться. Так вводится единица измерения массы - один килограмм.

В ходе знакомства с величиной «масса» мы применили следующую проблемную ситуацию.

Вначале поставили вопрос:

Зависит ли результат измерения от мерки?

Исходя из жизненного опыта, анализируя картинки и результаты практической работы, дети пришли к выводу о том, что чем меньше мерка, тем больше их требуется, чтобы уравновесить данный предмет. Значит, сравнивать массы предметов можно лишь тогда, когда они выражены в одинаковых мерках.

Предлагаем фрагмент урока по теме "Масса тел и ее измерение. Килограмм".

Цели: показать, что предметы можно сравнивать по массе; дать представление о массе в 1 кг; познакомить с процессом взвешивания на чашечных весах; воспитывать познавательный интерес к предмету, используя материал из истории математики.

Оборудование: две коробки (одинаковые по внешнему виду); два пакета: зеленый - массой в 990 г, синий - массой в 1010 г; гири в 1 кг, 2 кг, 5 кг, 10 кг; брусок массой в 2 кг; плакат с изображением различных весов; чашечные весы.

Нюансы образования:

Виды чтения
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение просмотровое, поисковое, ознакомительное, изучающее. Поскольку просмотровое и поисковое по...

Содержание опытно-практической работы
После того, как мы выяснили условия организации практической работы, нами был разработан план работы над проектом на уроках технологии с использованием информационных и коммуникационных технологий. Н...