Болезни Военный билет Призыв

Мэйдзи эра реформ в японии. Революция Мэйдзи. Как Япония совершила прыжок из феодализма в империализм

Контрольная работа по

Новейшей истории

стран Востока

Тема 23: «Реформы эпохи Мэйдзи в Японии»

1. Вступление. _____________________________________________3 – 5

2. Общественно-политическая ситуация накануне переворота,

его предпосылки __________________________________________5 – 8

Политический курс

Императора Мейдзи _______________________________________8 – 10

4. Административные и социально-правовые реформы Мейдзи

1870-1880 гг. _____________________________________________10 – 13

5. Реформы государственного управления _____________________13 – 14

6. Образование политических партий _________________________15 – 17

7. Заключение. ____________________________________________17 – 19

8. Литература: ____________________________________________ 19

1. Вступление.

Эпоха Мэйдзи (яп. 明治時代 мэйдзи дзидай ) - период в истории Японии с 23 октября 1868 по 30 июля 1912, когда императором был Муцухито. Император Муцухито (睦仁 ) взял имя Мэйдзи, которое означает «просвещённое правительство» (mei = свет, знание; ji = правительство). И действительно, этот период ознаменовался отказом Японии от самоизоляции и становлением её как мировой державы.

В 1866 -1869 лидерам княжеств Сацума и Тёсю удалось свергнуть власть Сёгуната Токугава и восстановить императорское правление. В результате этих событий, известных как Реставрация Мэйдзи, была разрушена феодальная структура, и Япония встала на капиталистический путь развития.

В конце XIX века возникли дзайбацу, специфические банковские и индустриальные объединения, составившие основу экономической мощи страны.

Правительство Мэйдзи проводило экспансионистскую политику:

    Японо – Китайская война 1894 – 1895

    Аннексия Тайваня (1895)

    Русско – Японская война (1904 – 1905)

    Аннексия Кореи (1905)

В 1867-68 годах эра Токугава закончилась с Реставрацией Мэйдзи. Император Мэйдзи покинул Киото и переселился в новую столицу - в Токио, его власть была восстановлена. Политическая сила переместилась из сёгуната Токугава в руки небольшой группировки знатных самураев. Hовая Япония решительно начала в экономическом и военном смыслах догонять Запад. Крутые реформы прошли по всей стране. Hовое правительство мечтало сделать Японию демократической страной со всеобщим равенством. Границы между социальными классами, введёнными сёгунатом Токугава были стёрты. Правда самураи были недовольны этой реформой, потому что они теряли все свои привилегии. Реформы так же включали введение прав человека, например, свободу религии в 1873 году. Ради стабилизации нового правительства все прежние феодалы-даймё должны были вернуть все свои земли императору. Это было сделано уже к 1870 году, и затем последовал передел страны на префектуры. Система образования реформировалась сначала по французскому, а затем по германскому типу. Среди этих реформ было и введение обязательного обучения. Примерно после 20-30 лет такой интенсивной западизации правительство прислушалось к консерваторам и националистам: принципы конфуцианства и синтоизма, включая и культ императора, были внедрены в программы образовательных учереждений. Рост в военном направлении в эру европейского национализма имел высокий приоритет для Японии. Как и другие азиатские государства, Японию вынуждали подписывать невыгодные соглашения силой. Была введена всеобщая воинская повинность, новая армия была построена по типу прусской, и флот был выстроен по типу британского флота. Для более быстрого преобразования Японии из сельскохозяйственной страны в индустриальную многие японские студенты были отправлены на Запад изучать науки и языки. Также в Японию приглашались иностранные преподаватели. Много денег было вложено в развитие транспорта и средств связи. Правительство поддерживало развитие бизнеса и промышленности, особенно больших компаний-дзайбацу. До Второй Мировой войны лёгкая промышленность росла быстрее, чем тяжёлая. Условия труда на фабриках были плохими, и вскоре появились либеральные и социалистические движения, давящие на правящую группировку Гэнро. Япония получила свою первую Конституцию в 1889 г. Появился парламент, но Император сохранил свою независимость: он стоял во главе армии, флота, исполнительной и законодательной власти.У Гэнро всё ещё были силы и возможности, и Император Мэйдзи соглашался с большинством их действий. Политические партии пока не имели достаточного влияния в первую очередь из-за конфликтов между их членами. Кофликт между Китаем и Японией в отношении Кореи привёл к японо-китайской войне в 1894-95 годах. Японцы победили и захватили Тайвань, но под влиянием Запада были вынуждены вернуть другие территории Китаю. Эти действия подтолкнули японскую армию и флот ускорить перевооружение. Hовый конфликт интересов в Китае и Манчжурии, на этот раз с Россией, привёл к русско-японской войне в 1904-05 годах. Япония так же выиграла эту войну, завоевав при этом некоторые территории и международное уважение. Позднее Япония усилила своё влияние на Корею и присоединила её в 1910 году. В Японии эти военные успехи привели к небывалому повышению национализма, а за Японией в повышении национальной гордости последовали другие азиатские страны. В 1912 году император Мэйдзи умер, и эра правящей группировки Гэнро закончилась.

2. Общественно-политическая ситуация накануне переворота, его предпосылки

С 1600 по 1867 гг. длилась эпоха Эдо, именуемая так по названию города, где с 1603 была установлена постоянная резиденция сэйитайсёогунов до вступления на престол в 1868 г. Императора Мейдзи.

Общественный строй эпохи Эдо можно считать состоящим из следующих слоев населения: кугэ (придворная знать), букэ (воины), чоонин (горожане) и фермеры. Придворная знать занимала самое высокое общественное положение, но мало имела и политического значения и экономического влияния. Воины же, напротив, владели весьма реальной силой и пользовались огромным влиянием в делах политических и в вопросах экономических. Опираясь на Бакуфу, свой центральный орган, двести семьдесят дайме, или феодальных вельмож, с их семьями разделили между собой всю страну на ленные поместья, или феоды, и управляли ими с помощью вассалов, или подчиненных. Под управлением этого военного класса находились горожане, занимавшиеся торговлей и ремеслами, и фермеры, возделывавшие землю. Таким образом, в Японии была введена и организована феодальная система.

В японском обществе к первой половине XIX в. обозначились новые явления, связанные с развитием городов и купечества как нового социального слоя. Чрезмерные сословные ограничения, налоговые тяготы вызывали рост общественного недовольства. Почти постоянными стали крестьянские волнения в княжествах, которые собирали под своими знаменами и многочисленных деклассированных самураев. Между княжествами Юга и Севера обозначились различия, связанные с разными уровнями социальной и экономической модернизации. Это было взаимообусловлено с оформлением оппозиции южных кланов и примыкавшим к ним князей режима сегуната. Частичной попыткой преодолеть кризис стали реформы периода Тэмпо (1830-1843 гг.): снижение поднятых монополиями цен (роспуск в декабре 1841 г. монопольных торговых корпораций и гильдий, отмена процентов на долги самураев у торговцев рисом), передача земель, не обрабатываемых крестьянами во время восстаний, владельцам поместий; также были проведены налоговые, административные реформы, реформы по улучшению нравов (запрещение праздничных шествий, роскошного украшения домов, курения табака и т.п.),

В нарастании социально-политического кризиса в Японии середины XIX века совершенно особую роль сыграл внешний фактор: отношения с европейскими державами и США и правительственная политика по поводу этих связей. С 1639 г. всем европейцам, за исключением голландцев, запрещено посещать Японию. В единственный порт в стране -- Нагасаки -- два раза в год разрешен заход голландских, а также китайских и корейских кораблей. Исключение для голландцев было сделано за помощь в подавлении восстания крестьян, обремененными слишком высокими налогами, на полуострове Симабара. Кроме того, изданы законы, запрещавшие японским подданным путешествовать за границу, а португальцам - оставаться в Японии. Были обрезаны все нити, связывающие Японию с западным миром, кроме единственной уцелевшей - голландской. Однако и любая деятельность голландцев находилась под пристальным вниманием. Режим Токугавы в последние годы своего существования прославился запретом всех исследований, проводимых голландцами, исключая область медицины. В 1839 г. Сёгун Токугава Иэёси издает указ о жестких мерах в отношении ученых, изучающих западные цивилизацию и науки и выступающих против продолжения изоляции страны от иностранного влияния. Были запрещены исповедование христианства, деятельность миссионеров.

Нарастание колониальной экспансии США, других западных держав на Дальнем востоке привело в 184-1858 гг. к принудительному «открытию» Японии для морской торговли и коммерческой деятельности иностранцев: 26 января (7 февраля) 1855 г. подписан трактат о торговле между Россией и Японией; в 1858 г. заключены торговые договоры с пятью странами: США (29 июня), Нидерландами, Великобританией (26 августа), Францией (9 октября), по которым для торговли открывались 4 порта: Канагава (ныне Иокогама), Нагасаки (о. Кюсю), Ниигата и Хёго (ныне Кобе), для иностранцев утверждались принципы свободной торговли, право экстерриториальности и консульской юрисдикции, Япония получала низкие таможенные пошлины.

Именно в это время политическое мнение нации резко разделилось на два лагеря: тех, кто приветствовал открытие портов, и тех, кто защищал политику изоляции. Случилось так, что монархические стремления слились с чувством ксенофобии, и более восторженные и смелые приверженцы этого направления политической мысли заявляли об этом Ии Наосукэ (старшина бакуфу, высшее должностное лицо, рангом ниже сёогуна) в такой неистовой форме, что он их арестовывал и преследовал, пока, в конце концов, не был убит ими. Этот трагический случай был сигналом к быстрому и серьезному упадку престижа сёогуната; и хотя Императорский Двор дал Бакуфу указ о преобразовании, однако оно было слишком слабо, чтобы восстановить былую мощь. Тогда монархисты открыто и смело стали требовать свержения сёогуната. Вся страна была охвачена волнением.

Кроме того, необходимо учитывать идеологический фактор, определенный многовековой историей японской нации: перспектива для Бакуфу была безотрадной из-за неизменного роста тенденций или школ, внедрявших почтение к Императорскому Дому. Почитание Императорской Фамилии составляет высшую сущность японского воззрения на отношения подданных к государю. «…По мере того, как исследование японской истории, начиная от ее первоисточника, быстро продвигалось вперед, люди уясняли себе, к какой давности она восходит и насколько незыблемы прерогативы Императорского Дома. Сознавая свое истинное отношение к Императору и свой священный долг перед ним, они убеждались в том, что управление военным классом было незаконно в Японии...». История Японии. Накамура Кооя. (в составе книги «История Японии») - М., .2002.

На фоне раскола поддерживающих сегунат сил, активизации реформаторов, стремления реставрации правления императоров, в том числе среди низших сословий, повысилось политическое значение императорского двора, в частности придворной аристократии и чиновников.

3. Военно-политический переворот 1867 г.

Политический курс Императора Мейдзи

В августе 1863 г. крупнейшие кланы Сацума, Тесю и Тоса ввели в столицу киото войска, совершив государственный переворот. Однако возникли проблемы реализации императорской власти, поскольку реальное управление было в руках бакуфу. Аристократические противоречия, усиление соглашательских настроений привели к Гражданской войне (1863 - 1867 г.). К июлю 1866 г. была сформирована коалиция княжеств Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн против правительства сёгуната Токугава при финансовой поддержке Мицуи и других финансовых домов. В конце 1866 г. скончался император Комэй, власть номинально перешла в номову монарху Муцохито, взявшему, по японской традиции, новое имя Мейдзи («просвещенное правление»). В антисегунской коалиции возобладали интересы придворных кугэ и самурайского чиновничества, требовавших полной политической реформы и возврата к исторически-мифологической монархии. Опираясь на военные отряды оппозиционных кланов мятежники-реформаторы потребовали у сегуна возвратить власть императору, аннулировав полномочия совета регентов и другие основополагающие для прежних порядков институты. 14 октября 1967 года сегун Кэйки объявил о сложении с себя полномочий сегуна. Политический переворот был дополнен дворцовым: совещание кугэ и чиновничества 8-9 декабря выработало принципы нового государственного порядка. Эти принципы были легализованы в императорском манифесте от 09 декабря 1867 года, согласно которому:

1. утверждалось возвращение сегуном власти;

2. упразднялись посты регентов, главного советника и институт бакуфу;

3. провозглашался новый политический курс: «Основываясь на принципах, установленных императором Дзимму при образовании нашей страны, - весь народ, гражданские и военные, высшие и низшие, будет участвовать в общественном обсуждении, все должны одинаково делить радости и горести жизни».

Однако реальная власть сегуна в Северной и Центральной Японии не была поколеблена. Опираясь на собственную армию, сегун развязал еще одну гражданскую войну, которая к маю 1686 года охватила три четверти страны. Война окончилась полной победой императорских сил и полной ликвидацией института сегуната. С его падением была разрушена и вся многостолетняя государственно-административная и военная системы страны.

6 апреля 1868 года императором Мэйдзи обнародована «Клятвенная хартия пяти общественных принципов», определившая главные направления внешней и внутренней политики страны второй половины XIX века:

«1. Мы будем созывать совещания и управлять народом, считаясь с общественным мнением.

2. Люди высших и низших классов, без различия, будут единодушны во всех предприятиях.

3. Обращение с гражданскими и военными чинами будет таково, что они смогут выполнять свои обязанности, не испытывая неудоволь-ствия.

4. Отжившие методы и обычаи будут уничтожены, и нация пойдет по великому пути неба и земли.

5. Познания будут заимствоваться у всех наций мира, и Империя достигнет высшей степени расцвета».

В результате переворота Мэйдзи в Японии запоздало установилась абсолютная монархия и открылись перспективы для скорого завершения централизации страны. Однако особенности времени предопределили рост влияния антифеодальных социальных сил и реформаторского чиновничества. Это сделало эру Мейдзи периодом быстрой политической модернизации государственного строя и формирования нового правового уклада.

4. Административные и социально-правовые реформы Мейдзи 1870-1880 гг.

Падение сословия режима Токугава повлекло за собой ряд реформ, целью которых было создать благоприятные политические и экономические условия для развития Японии по западноевропейскому образцу.

Первым серьёзным ударом по феодальному строю и привилегиям самурайства было то, что императорское правительство заставило дайме отказаться от их феодальных прав в управлении кланами. В 1869 г. произошло так называемое добровольное возвращение страны и народа императору - хансэки-хокан. Дайме сначала были оставлены во главе их прежних владений в качестве наследственных губернаторов (тихандзи), но после полного уничтожения деления Японии на княжества князей вовсе отстранили от дел управления. Вместо княжеств было введено новое административно-территориальное деление из 72 кэн (префектур) и 3 фу (столичных округов). Осуществление верховной власти в префектурах стало входить уже в компетенцию правительственных чиновников. В 1878 г в городских и сельских округах было учреждено всесословное самоуправление в виде объединенных собраний, участие в которых определялось высоким имущественным цензом.

В 1872 г. было отменено сложное и строгое сословное деление, принятое в токугавской Японии. Всё население страны (не считая императорской фамилии - кодзоку) стало делиться на три сословия: кадзоку, образовавшееся из представителей придворной (кугэ) и военной знати; сидзоку - бывшего военно-служилого дворянства (букэ) и хэймин - простого народа (крестьян, горожан и т.д.). Все сословия были формально уравнены в правах. Крестьяне и горожане получали право иметь фамилию.

Кроме трёх основных сословий, получили права и японские парии, которые стали именоваться синхэймин, т.е. новый хэймин (или буракумин - жители специальных поселений - бураку). Им также разрешалось иметь фамилию, они стали формально равноправными членами общества.

Параллельно сословно-правовым преобразованиям правительство провело аграрную реформу. Были отменены запреты на продажу и куплю земель, существовавшие с 1643 года; проведено межевание земель, в ходе которого владельцам стали выдавать особые удостоверения (тикэн) о правах на землю. Благодаря этому значительная масса помещиков, ранее пользовавшихся землей на вассальных от дайме правах, приобрели реальное право собственности; это же коснулось и мелких самостоятельных крестьян-арендаторов. Вместо традиционных рисовых пайков вводились денежные пенсии самураям в 1876 г., что лишило их значительной части доходов. Был установлен единый поземельный налог, составивший 3% от стоимости земли.

В 1872 г последовала реформа в армии. Вооружённые силы Японии создавались на основе принципа всеобщей воинской повинности с использованием опыта организации ударных отрядов из народа, так называемых нохэй и кихэйтай, воевавших на стороне антисёгунской коалиции. Несмотря на то, что все офицерские посты закреплялись за дворянством, бывшие самураи восприняли создание всесословной армии как прямое ущемление своего привилегированного положения.

По существу создание в Японии регулярной армии, в состав которой входили крестьяне и горожане, и привело к формальному прекращению существования самурайства как особого воинского сословия. Недовольство самурайства, подстрекаемого его реакционной частью, нарастало вследствие неустроенности значительного числа представителей бывшего сословия воинов, капитализации пенсий (замены пожизненных выплат единовременными государственными компенсациями, половина которых приходилась на процентные бумаги, выпущенные правительством), отмены права на ношение мечей и т.д. С 1876 г. оружие разрешалось носить только лицам, служащим в армии, флоте, а также полицейским.

В первые же годы после ликвидации в Японии сёгуната правительство занялось созданием боеспособной армии, организованной по европейскому образцу. Командные должности в императорской армии были закреплены исключительно за самураями, в особенности за представителями кланов Тёсю (в армии) и Сацума (во флоте). Этот привилегированный слой самураев (около 40 тыс.), укрепившись в государственном аппарате (главным образом в армии), оказался тесно связанным с японской монархией в противоположность самурайской оппозиции - тем самураям, которые не смогли приспособиться к новым условиям и оставили прежнее привилегированное положение на стороне антиправительственных группировок.

Многие самураи шли служить также в полицию, причём эту службу они ничуть не считали зазорной. Население, знавшее, что полиция состоит в подавляющем большинстве из самураев, продолжало по традиции относиться к полицейским почти так же, как в дореформенной Японии к правящему сословию воинов. Таким образом, в эпоху Мэйдзи японская полиция являлась как бы "сословной организацией".

Вместе с самураями-офицерами во вновь созданные вооружённые силы были привнесены многие черты, присущие некогда воинам феодальных самурайских дружин. В основном это было наследие идейного характера.

Идеологическая обработка солдат новой армии была основана на морально-этическом кодексе самурайства - бусидо, несколько изменённом в соответствии с духом времени. Если раньше для самурая, по бусидо, прежде всего существовали только интересы даймё и клана, то отныне мораль воина стала "японским национальным духом", который воспитывал любовь к императору и Японии. Солдаты императорской армии эпохи Мэйдзи должны были в соответствии с указом императора от 1884 г. развивать в себе прежде всего "уважение к верности и исполнению долга", а также испытывать полное презрение к смерти. После издания указа было отдано специальное распоряжение, предписывающее читать пункты этого рескрипта вслух перед войсками каждое воскресенье с тем, чтобы солдаты могли его выучить наизусть и руководствоваться им повседневно.

Толчком для ускоренной капитализации экономики стала финансово-денежная реформа. После унификации денежных знаков в 1869 году и упрощения налогов была введена единая общегосударственная монета - иена с десятичным подразделением. До того в стране легально обращалось 1694 вида денежных знаков. В 1872 году был организован государственный банк, а в 1876 г. - первый частный банк купеческого дома Мицуи. Благодаря установленному законами особому государственному протекционизму и почти регулярным бюджетным дотациям финансово-промышленным домам эти дома стали превращаться в крупнейшие корпорации не только экономического, но и политического значения.

5. Реформы государственного управления

Номинально государственная власть полностью принадлежала императору. Его статус и восстановленные права были зафиксированы в особом Законе об императорском доме (1869 г.) Законом устанавливался строгий порядок престолонаследия в роде монарха (от отца к старшему счну), определялись обязательность процедуры коронации, новые условия совершеннолетия (18 лет). Собственность императорской фамилии провозглашалась наследственной и неотчуждаемой. Для управления делами императорского дома учреждался императорский Семейный совет. Государственные полномочия монарха в законе отражены не были. Во многом потому, что после реставрации реальная полнота власти перешла к аристократическому правительству, что было закреплено несколькими политическими (конституционными соглашениями). Новое центральное императорское правительство было учреждено в ходе самой реставрации по китайскому образцу VII в. Правительство - сансеку возглавлял премьер (сосай). Организационно сансеку было объединением сановников еще двух уровней: 10 государственных министров (гаджи) и 20 государственных советников (сенио).

17 мая 1868 г. правительство было реорганизовано по специальному декрету о государственном переустройстве - Сейтасе. Сансеку упразднялось и главенствующим властным органом стал Государственный совет (дадзекан). Он считался высшим законодательным, правительственным и судебным учреждением империи. Состав его определялся императором из высших сановников и кугэ, верхушки самурайского чиновничества. Позднее в совете были созданы департаменты: по делам синтоисткой религии (В 1870 г. вышел указ императора Мэйдзи о провозглашении синтоизма великой религией и основой национального единства), финансов, военный, иностранный и юстиции. В 1871 году Государственный совет был еще раз реорганизован, поделен на три ведомства (центральную, правую и левую палату): основная власть сосредоточилась в центральной палате.

В социально-политическом отношении реставрация знаменовалась безусловным господством дворянства (самурайского сословия). К 1871 г. правительственный аппарат всех уровней состоял на 89% из самураев. Позднее стала быстро расти численность чиновников.

6. Образование политических партий

Важнейшей особенностью процесса образования политических движений в Японии стало то, что партии формировались здесь до установления подлинно конституционного строя. Поэтому и сами партии имели особый характер проправительственных группировок главным образом чиновничества, самурайства, и промышленников, различавшихся второстепенными чертами программ и идеологии. Первая в Японии политическая организация - «Общество по цели в жизни» (Риссися) - была создана в 1875 г. политически либерально направленное. Следом возникло еще одно общество - Айкокуся. Оно выдвинуло лозунг политического переустройства власти на основе разделения властей европейского типа. К концу 1870-х гг. либеральное движение обрело отчасти антиправительственный характер и поэтому не смогло завоевать широкой поддержки.

К 1881 г. в Японии возникла первая политическая партия Риккен Дзюито (конституционно-либеральная), возникшая из образованного ранее общества «Лига борьбы за свободу и народные права». В свою очредь реформаторские правительственные круги инициировали образование чисто государственнической партии - Риккен тейсэто (Конституционно-императорская партия). В нее вошли главным образом чиновники разных уровней, поддерживающие тогдашнего правительственного лидера Ито Хиробуми.

Организационная система партий была неразвита и замещалась традиционными отношениям подчиненности, основываясь на клановой и политической иерархии. Определяющее слово оставалось за лидером - организатором партии. Партийная демократия, собственные цели партии, в том числе в политической борьбе, вообще рассматривались правящими кругами вещами подчиненными, отступающими перед «единством заботы о государственных интересах). В таких идейно-политических условиях возможность легального возникновения подлинно оппозиционных правительству партий исключалась.

В апреле 1888 г. был создан Тайный совет (Сумицуин) -- высший консультативный орган при императоре Мэйдзи., 11 февраля 1889 г, в день Кигэнсэцу (национальный праздник в память основания Империи), была «Императорская конституция Великой Японии». В ноябре следующего года (1890) был открыт так долго ожидаемый Императорский парламент и, таким образом, конституционная форма правления получила реальное осуществление.

Правление Мейдзи характеризуется большим количеством реформ не только административно-правого, государственного и политического характера, в этот период было проведено и множество социальных реформ.

В 1872 г. принят указ об образовании и введении в Японии первой современной системы школьного обучения. Новая система образования включила в себя период обязательного посещения начальной школы, за которой следовали школа второй ступени, высшая школа, дающая или университетское или академическое образование, а также учительские институты, технические, коммерческие и другие профессиональные школы и женские учебные заведения. В октябре 1890 г. издан «Манифест о воспитании и образовании. Одновременно в Японии создаются научно-образовательные учреждения: военная академия в г.Токио (1873), Мэйрокуся (Общество шестого года периода Мэйдзи) -- первая в Японии научная организация для изучения идей Запада, Европы и либерализма (1874), Токийская метеорологическая обсерватория (1875). В 1880 г. издан указ об общественных собраниях и организациях.

В 1870-71 гг. образована телеграфная связь между городами Токио и Йокогама, организованы почтовое обслуживание и выпуск первых почтовых марок, в сентябре 1872 г. открыта железнодорожная линия между городами Токио и Иокогама.

1871 г. - Введен в действие закон о посемейной записи, регистрации фамилии, имени, места и даты рождения, о регистрации актов гражданского состояния и преступлений, приняты «Закон о судебном разбирательстве по обвинению в клевете» и «Закон о печати». 1872 г. - проведена первая в стране перепись населения (33 110 825 человек).

Были приняты законы о гражданском равенстве, запрещались цеховые организации в городах, что делало относительно свободными занятия ремеслом и предпринимательством.

Реформы коснулись, безусловно, и внешней политики страны, прежде, всего они, заключались в отказе от изоляционной политики.

В 1871 г. Ивакура Томоми в ранге полномочного посла отправляется из Японии в США и страны Европы на 18 месяцев для изучения их общественных систем.

В 1868 г. Императорский Двор в вопросах иностранной политики решил придерживаться дружественных отношений со всеми странами мира. Однако Чоосэн (Корея) и Китай (тогда под властью Маньчжурских Императоров Цин), действуя вразрез политике Японии, проявили по отношению к ней такое недружелюбие, что принудили ее принять соответствующие меры. Вследствие этого, в 1874 Япония послала войска на Тайван (Формоза) с целью подчинить себе этот остров, занятый туземцами, или «сэйбан». В 1882 и 1884 годах, когда в Кэй-зёо (Сеул), столице Чоосэн, вспыхнули беспорядки, туда были двинуты японские войска, чтобы заставить чоосэнское правительство принести извинения. В 1885 г. подписана первая японо-китайская конвенция в г. Тяньцзине (Китай). А в1894 г. Япония объявила войну Китаю, закончившуюся победой первой.

7. Заключение.

Основная предпосылка для реформ эпохи Мейдзи - возникшая в связи с "открытием страны" реальная угроза неконтролируемого влияния Запада. Из-за постоянной тяги к сохранению традиционной организации общества время для планомерных - "мягких" - преобразований было упущено. Соответственно требовались кардинальные изменения практически во всех сферах - экономической, социальной и политической.

Целью реформ Мейдзи, если взглянуть с внешней стороны, во многом было стремление как можно быстрее догнать Запад, "модернизация". Реально же потребность в этом была вызвана необходимостью скорейшего усиления страны с целью сохранения независимости Японии. Таким образом, опять же возникает типично японский вопрос о "традициях", стремлении "не потерять лицо". Декларированной политической целью было восстановление непосредственного правления императора вместо установления, скажем, республиканской, президентской формы правления. Конституция 1889 г. оказалась достаточно формальной при чрезмерном значении императора.

Специфику проведения реформ в Японии можно проследить при рассмотрении форм их реализации:

1. Итоговое оформление всех преобразований выглядело как "реформы сверху". Например, партии никогда не выполняли "функций протеста". Они создавались по воле власти и как инструмент, обращенный против оппозиции, в отличие от "западного варианта", где партия возникает, обычно, как форма протеста против властей. В целом же любые "реформы сверху" в итоге получали почти молчаливое одобрение "низов.

2. Практически во всех случаях реформы проводились с опорой на традиционные реалии. Прежде всего, это присущие японскому социуму черты группового поведения; рост роли синто в обществе, как идеологии; принцип единства синто и государства - сайсэй-итти; в итоге при сочетании с принципом свободы вероисповедания появление "государственного синто" даже не как религии, а как культа национальной морали и патриотизма.

Реформы Мейдзи проводились ради сохранения основ социума, во имя поддержания традиций и в целом "модернизация жизни" состояла, прежде всего, в активнейшем формировании (как по необходимости, так и из искреннего стремления) нового общества ради сохранения базовой сущности его устоев.

«…Это был призыв к эволюции ради опять же возврата к "золотому веку", но на качественно новом уровне… Восприятие "западного" - это, конечно, инновация, но и с оборотной стороной. Лучше пожертвовать малым и найти возможность компромисса, не уступив при этом в главном: сохранив национальные традиции, специфику - своего рода средство для усиления влияния страны в новом, изменившемся мире.» Филлипов А.В. Специфика проведения реформ в Японии: цели, предпосылки и формы. - XX научная конференция по историографии и источниковедению стран Азии и Африки 6-7 апреля 1999 г. Санкт-Петербург.

8. Литература:

1. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И. Батыра. М.: Юристъ,
2. История государства и права зарубежных стран. Под общ. ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М. 1996 г. ч. II. М. 1998
3. Конституция Японской империи (11 февраля 1889 г.). 1926 // Дурденевский В.Н., Лудшувейт Е.Ф. Конституции Востока: Египет. Турция. Персия. Афганистан. Индия. Китай. Монголия. Япония. Л.: Госиздат.
4. Конституция Японии. 2001 // Конституции зарубежных государств: США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Канада / Сост. В.В. Маклаков. М.: Бек.
5. Медушевский А.Н. 1994. Конституционная монархия в Европе, Японии и России // «Общественные науки и современность», № 6.
6. Медушевский А.Н. 2005. Теория конституционных циклов. М., Смарт
7. Научное издание. Япония: экономика, политика, история. / Под ред. Б.Е. Косолапов. М.: Наука, 1989
8. Норман Г. Возникновение современного государства в Японии. - М.: Наука, 1961

Основные тенденции развития. Незавершенность революции 1868 г. осложнила формирование буржуазной культуры. В открытую после двухсотлетнего затворни­чества страну ворвались иноземные веяния. Складывавшаяся в недрах феодальной формации самобытная культура городски сословий наряду с влиянием угасающей культуры феодального класса подверглась сильному воздействию развитой буржуазной культуры Европы и Америки.

Вскоре после событий 1868 г. новое правительство стало про­водить в жизнь политику широкого заимствования европейской и американской культуры, науки и техники, что привело к ожив­анию экономики, развитию промышленности, транспорта и связи, в то же время начался выпуск периодических изданий (в годы, предшествующие революции, в Нагасаки была открыта типогра­фия, использующая опыт европейской техники наборного шрифта). Широкую известность получили газеты: официозная «Токио нити-нити», либеральная «Ёмиури»; на рубеже XIX и XX столетий появилась рабочая и социалистическая печать. В 1903 г. в Токио социалистами Котоку Сюсуй и Сакаи Тосихико стала издаваться газета «Хэймин симбун».

Наря­ду с техническими науками развивались и гуманитарные. Истори­ческая наука испытывала, с одной стороны, влияние передовой западной науки, с другой - покровительство нового правительства, заинтересованного в «историческом обосновании» «законности» как императорской власти, так и притязаний Японии на Корею и другие приграничные к ней территории. Доказательствами этого должны были служить ссылки на разнообразные древние источни­ки. В 1869 г. правительством был создан специальный отдел, собирающий хроники, летописи, исторические документы, в 1898 г. началась публикация исторических материалов. Первыми были издания двух серий источников: «Материалы по истории Японии» и «Собрание древних исторических японских документов». Значи­тельными успехами отмечено в это время развитие археологии. Общественный интерес к древности страны, к ее доисторической культуре позволил открыть в 1884 г. Антропологическое общество, в 1895 г. - Археологическое общество. Однако общее развитие истории и как части ее - археологической науки тормозилось необходимостью признания уникальности древнего периода - особого, божественного происхождения императора, исключитель­ной миссии японского народа, достоверности мифов, входящих в первые письменные памятники «Кодзики» и «Нихонги» (VIII в.) как начала действительной истории нации. Научная критика подоб­ной трактовки истории не допускалась, ученые, пытающиеся рекон­струировать подлинную историю своего народа, подвергались репрессиям.

Добиваясь отмены неравноправных договоров, японское прави­тельство пыталось создать у иностранцев впечатление активного принятия всего западного, вводило в стране европейские обычаи и порядки. В 1872 г. вместо лунного календаря был введен об­щеевропейский. В этом же году было введено европейское платье а качестве парадной одежды, а несколько лет спустя оно стало повседневной одеждой для чиновников. Вошли в моду женское европейское платье и европейская прическа. В клубе Рокумэйкан - столичном центре «вестернизации» - устраивались на западный манер пышные балы для представителей высших слоев.

Однако правительственная политика «вестернизации» (а факти­чески - европеизации), предполагавшая в основном половинчатые реформы - заимствование научных, прежде всего технических достижений для модернизации армии и флота, вызывала недоволь­ство прогрессивно настроенного дворянства и буржуазии. Вопрос о благотворительности или губительности Запада был предметом многолетней дискуссии в прессе. Активные приверженцы Запада (министр просвещения Мори Аринори) готовы были отказаться от всего национального, включая и язык, в то же время те, кто разделял противоположные взгляды, отвергали все идущее из-за границы. Группировка, поддерживающая правительственные реформы, выдвигала необходимость компромисса - «японский дух, ев­ропейское знание». В западные страны, прежде всего в Германию, Англию, Францию и Италию, для прохождения обучения были направлены молодые японцы. Они изучали здесь естественные и гуманитарные науки, искусство, политику, экономику, активно при­общались к богатой европейской культуре. Жадно впитывая знания, почти все они работали в нескольких областях науки, пробовали себя в разных видах искусства.

На формирование и развитие буржуазной культуры послемэйдзийского периода оказало значительное влияние противоборство двух тенденций - европеизации и стремления сохранить нацио­нальную самобытность. Оппозиция правительственному насажде­нию всего западного, отказу от национальных традиций имела и положительную сторону - возрастание интереса к национально­му наследию. Но при этом чрезмерная утрированность этого интереса неизбежно вела к национализму, шовинизму. Однако ни одна из этих тенденций не могла стать главной в общественной жизни страны.

К середине 90-х годов обсуждение проблем политики европеи­зации начинает терять политическую остроту в общественной жизни страны. Это было связано со снижением общих либераль­ных настроений, с переходом оппозиции к полной поддержке экспансионистского внешнеполитического курса и реакционной внутренней политики правительства. В то же время неокрепшие организации рабочего класса не могли возглавить борьбу за демократическое, прогрессивное общественное развитие. Все это нашло отражение в сравнительно слабом развитии демократичес­кого течения в японской культуре этого времени.

Литература. В конце XIX в. в японской литературе складывается направление так называемого политического романа. Подобный жанр давал возможность прогрессивным журналистам и политическим деятелям популяризировать передовые идеи, оказывать влияние на молодежь.

Произошло серьезное изменение в характере переводной ли­тературы. Впервые в 1888 г. появился подлинный художественный (а не просто переложение текста) перевод части «Записок охот­ника» (рассказ «Свидание») И. С. Тургенева. Перевод был сделан Фтабэтэй Хасэгава. Он положил начало публикации в Японии произведений русских писателей: Пушкина, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Л. Толстого, Чехова, Гоголя, Горького, завоевавших огромный интерес и признательность японских читателей.

Знакомство с западной литературой, с ее разнообразными направлениями оказывало большое влияние на молодую японскую интеллигенцию, стремившуюся всесторонне приобщиться к евро­пейской культуре. Началось широкое литературное обновление, создание новых направлений и жанров. Романтический подъем и идеалы прогрессивной японской интеллигенции в послереволюци­онные годы отразились в возникновении романтического направ­ления в японской литературе 90-х годов. Ярким его представите­лем был Исикава Такубоку (1886-1912), выпустивший несколько поэтических сборников в духе этого направления. Однако с 1907-1908 гг. начинается его переход на позиции реалистической поэзии. Его обширное литературное наследие включало повести рассказы, критические статьи. Главным же достижением Исикава является реконструкция им традиционной формы «танка». Поэт ввел в структуру короткого стиха не свойственные ему социальную проблематику и лексику, новые художественные образы. Глубоко демократическая по духу поэзия Исикава вдохнула новую жизнь в традиционную поэтическую форму.

Обновление в поэзии было связано также с именем Китамура Тококу (1868-1894) - блестящего публициста, издававшего первый в Японии антивоенный журнал «Мир» (1892). Китамура Тококу пытался развить новые поэтические формы. Приверженностью романтизму на раннем этапе своей деятельности известен крупнейший писатель Японии Симадзаки Тосон (1872-1943). В 90-х годах он выступал как лирический поэт, создатель новой формы свободного стиха. Однако с начала XX в. он становится одним из наиболее ярких представителей реалистического романа. Наиболее известные его произведения поднимают острые социальные проблемы: роман «Нарушенный завет» посвящен судьбе японских париев - эта; «Весна» рассказывает о крушении иллюзий молодого поколения; «Семья» дает картину гибели семьи в условиях капитализма.

Еще с конца XIX в. в японской литературе все более четко начинают проявляться тенденции реалистического изображения общественной жизни. Этому способствовало влияние европейской литературы и русского критического реализма. В первые десяти­летия XX в. в японской литературе складывается два направления: натуралистическое и реалистическое, граница между которыми в определенной степени условна. Отличительной чертой первого являются не столько элементы натурализма (хотя они есть), сколько принцип строгого следования жизненной правде, стрем­ление показать явление во всей его суровой неприкрашенности. Японские литературоведы считают представителями натурали­стического направления крупных японских писателей: Куникида Доппо (1881 -1908) - «Судьба», «Экстренный выпуск», и Таяма Катай (1871 -1930) - «Жизнь», «Родство». В действительности произведения этих писателей (особенно Куникида Доппо), от­ражающие конфликт личности с общественной средой, по своей остросоциальной тематике ближе ко второму направлению - реалистическому роману.

Основоположником реалистического романа считается Фтабэ­тэй Хасэгава - первый переводчик Тургенева и пропагандист идей Белинского. Он был инициатором движения за создание нового, более демократического литературного языка, доступного широким массам. Его романы критикуют пришедшую после революции к власти элиту и устанавливаемые ею социальные порядки.

Впервые в японской литературе в поле зрения писателя оказался «маленький человек» - мелкий чиновник, городской обыватель (роман «Плывущее облако»). Произведения Фтабэтэй Хасэгава отражают серьезное влияние русской литературы. Его пассивные, страдающие и беспомощные герои открывают новую тему в япон­ской литературе - тему беспощадной критики общественного строя через показ сломанных им судеб. В отличие от русской литературы, создавшей образы активных борцов, Фтабэтэй и его последователи не идут дальше простого неприятия, отрицания окружающего мира - они далеки от идей революционного переустройства общества.

Крупнейший писатель этого времени - Токутоми Рока (1868-1927) создал произведения, на которых воспитывалось не одно поколение его соотечественников. Он первый перевел на японский язык произведения Льва Толстого. Благодаря ему в японец литературе были подняты не только масштабные социальные проблемы, но и впервые выявлена тема глубинного исследованя внутреннего мира человека. Литературоведческие исследования творчества Льва Толстого, разнообразные эссе, рассказы, романы - «Черное течение», показывающий отрицательное отношение к политическому и социальному устройству общества, «Лучше не жить», дающий критику семейных устоев, - все, что писал Токутоми Рока, отмечено глубинным проникновением в сущность изображаемых им явлений.

Особое место в японской литературе занимает Нацумэ Сосэки (1867-1916), писатель-гуманист, написавший всего за одиннадцать творческих лет шестнадцать романов, множество повестей и рассказов, эссе, составивших в истории японской литературы целую эпоху. Произведения Сосэки показывают Японию XX в., сложный пореформенный период, когда разнообразные слои насе­ления, в том числе и интеллигенция, освобождались от идилли­ческих представлений о прогрессивной роли капитализма и якобы закономерных для него благотворных социальных переменах Исследованию интеллигенции, а также семьи и положения в ней и в обществе женщины посвящены романы «Затем», «Врата», «Путешественник». Острую сатиру на современное писателю об­щество представляет роман «Ваш покорный слуга кот».

В нач. XX в. появились новые литературные течения - «неоромантизм», акцентирующий внимание на эмоциональности как факторе раскрытия действительности (Нагаи Кафу), «неореализм» (восприятие мир через систему интеллектуальных и психологических ценности (Акутагава Рюноскэ).

Театр. Политика европеизации сыграла значительную роль в судьбах японского народа. С падением сёгуната изменилось привилегиро­ванное положение театра Ноо. Оказавшись без поддержки бакуфу, театр пришел в упадок. Распалась труппа, актеры занима­лись деятельностью, не имевшей отношения к игре на сцене, чтобы как-то прокормиться. Распродавался театральный реквизит, музыкальные инструменты, терялось мастерство, имеющее вековые традиции. Та же ситуация была характерна и для театра Кабуки, хотя, созданный городским сословием, он по тематике и меньшей условности должен был больше удовлетворять потребностям буржуазной Японии. Политика заимствования в театральной культуре привела к созданию зданий для представлений, обору­дованных по европейскому образцу, рассчитанных для размеще­ния зрителей в зале на стульях, а не на плоских подушках - дзабутонах, как было раньше.

В 1875 г. был открыт театр европейского типа «Симпудза», в репертуаре которого шли исторические и бытовые драмы - сэвамоно, созданные талантливым драматургом этого времени Каватаси Макуами. В отличие от прежних «мещанских» драм они не были подробным слепком современности, а пытались от­разить возникновение целого узла противоречий в обществе - закономерного последствия вступления страны на капиталисти­ческий путь развития, взаимодействия двух противоположных по духу культур - Востока и Запада. Даже Кабуки в этот период для завоевания зрителя ставит пьесы злободневной современной тематики.

Однако европейская организация представления потребовала соответственных ей европейской драматургии, исполнительской техники и реквизита. Формирование и деятельность театра, использующего европейскую драматургию, связано с именем Цубоути Сёё (1859-1935). Сначала он делал вольные переводы пьес Шекспира для постановок в стиле дзёрури, впоследствии сделал первоклассные переводы всех пьес Шекспира, а также попытался создать теоретическую программу преобразования театра в соот­ветствии с требованиями времени.

Наиболее известными коллективами, работавшими в это время были Симпа, ставившая современные пьесы и представления в стиле подражания Кабуки, а также «Свободный театр», строивший свой репертуар исключительно на современной западной драматургии.

Искусство и архитектура. В первые годы после революции 1868 г. изобразительное искусство переживало характерный для всей национальной культуры период активного интереса ко всему западному. Произведения японской живописи и прикладных ремесел, работы национальнх ювелир­ов не пользовались у покупателей спросом.

Однако в 80-х годах обстановка изменяется - на фоне общего подъема экономики появляется интерес к национальному художест­венному наследию. Возникло движение за обновление японского национального искусства. В 1888 г. было учреждено Токийское художественное училище, где обучали и готовили художников для работы в традициях национальной школы, специализирующихся в живописи, резьбе по лаку, в художественных работах по металлу. Постепенно восстанавливается внимание к традиционным видам национального искусства: к танцам театра Ноо, старинной дворцо­вой музыке, возрождаются чайная церемония, бонсай (выращива­ние в специальных условиях карликовых деревьев) и др.

В 90-х годах возникает тенденция развития японского классичес­кого искусства с привлечением методов западных школ. Инициатива в этом движении принадлежала известным художникам - Ёкояма Тайкан, Хасимото Масакуни и др. В Токийском художественном училище открывается отделение западной живописи, были пригла­шены художники из Италии, Англии и других стран Европы.

Несколько иным путем стало развиваться прикладное искусство. Непосредственно связанное с бытом, оно испытало наиболее интен­сивное западное влияние, особенно в первые десятилетия после революции, появляются новые художественные ремесла с западной техникой, методами эстетического оформления.

Однако традиционное прикладное искусство Японии получило в эти годы неожиданный стимул к развитию в виде все возрастающе­го внимания на Западе к художественной культуре страны. Изделия киотоских мастеров, изготовляющих парчу «нисики», керамика и фарфор, лак и эмали, декоративные работы по металлу, использую­щие только традиционные технические приемы, получили широкую известность и распространение на Западе.

В последние десятилетия XIX в., в период форсированного развития капитализма, произошли значительные изменения в япон­ском городе - в формировании его физической структуры и архи­тектурного облика.

В отличие от средневековья централизация политической власти привела к централизации системы городов и превращению их в узловые пункты развития национальной экономики. Из 46 столиц прежних провинций 34 стали префектуральными центрами.

Замковая территория и окружающий ее район теперь стали местом размещения префектуральных и городских официальных учреждений, институтов, колледжей, «штабов» делового мира. Остальная часть городской застройки примерно до начала 30-х годов XX в. сохраняла нетронутыми национальное жилое строительство деревянные двухэтажные дома) и запутанную сеть улиц.

Большая часть призамковых городов даже в годы так называемого промышленного переворота (80-е годы XIX в.), когда начинается активная ломка структуры традиционного города, еще долго сохраняет неизменной центральную часть застройки - промышленные предприятия лишь в 90-х годах перемещаются из окраинных районов города в его срединную часть. Развитие промышленности и растущая концентрация рабочего класса вызвали необходимость создания сооружений нетрадиционного типа - фабрично-заводских зданий, резиденций фирм и т. д. Их проектировали иностранцы. Многоэтажное строительство, использующее каменную и кирпичную кладку, не учитывало природно-климатических условий Японии

В 1872 г., после пожара, уничтожившего большую часть центра столицы, была начата перестройка Гиндзы - ведущего торгового района города. Однако перестройки центра города не произошло Получивший название «Кирпичная Гиндза» центр представлял собой две шеренги пяти-шестиэтажных кирпичных домов по сторо­нам главной улицы района. За ними по-прежнему простирались кварталы деревянных двухэтажных строений феодального города.

В Японии в эти годы строили известные западные зодчие - француз Буанвиль, англичане Кондор и Уотерс, американец Бридженс, представители немецкой школы. Облик города, и прежде всего столицы, приобретал черты эклектизма, причудливой смеси стилей. Отсутствие единого плана градостроительных преобразова­ний привело к тому, что капиталистический город Японии склады­вался по типу введения в старую феодальную застройку объектов промышленного, гражданского (буржуазные особняки) и общест­венного строительства. К крупным сооружениям этих лет отно­сятся здания императорского Токийского университета (Уотерс, 1882), здания парламента и министерства юстиции (1887). На­чинают строить и японские архитекторы, получившие образова­ние в Европе, - Тацуно Кинго, Катаяма Токума, Сонэ Тацудзо и др. Значительными работами Тацуно Кинго являются здания Япон­ского банка и Токийского вокзала.

После землетрясения 1901 г. японскими и западными архитек­торами начинается разработка принципов антисейсмичного стро­ительства, предлагающего использование железобетонных конст­рукций со стальным каркасом. К сооружениям такого типа относит­ся «Империал-отел», построенный в центре столицы американским архитектором Ф. Райтом. Здание выдержало сильнейшее землетря­сение 1923 г. и даже сохранило работающими системы водоснабже­ния и электрического освещения. Японские архитекторы начинают в эти годы использовать новую европейскую технику и нетрадиционные материалы в сооружениях национального характера - театраах, музеях, буддийских и синтоистских храмах.

Сложный, зачастую противоречивый и многоплановый npoцесс становления широких контактов многовековой самобытной культуры Японии с передовой буржуазной культурой западных стран оказал благотворное влияние на ее дальнейшее развитие.

200-летний период правления сёгуната Токугава закончился реставрацией Мэйдзи (1868–1889 гг.) и восстановлением императорской власти.

В 1869 году, после окончательного свержения власти сёгуната Токугава, императорская особа была провозглашена священной и неприкосновенной, обладающей правами главы государства и правительства, а также верховного главнокомандующего. Основной призыв той эпохи звучал как «Богатая страна - сильная армия».

Эпоха Мэйдзи - уникальный исторический период кардинальных реформ и перемен, когда за очень короткий промежуток времени закрытая феодальная страна вышла из самоизоляции и стала крупной мировой державой. Япония усилиями императора превратилась в «просвещенное государство» - Мэйдзи (этот девиз записывается двумя иероглифами - «свет» и «правление»).

Япония переняла многие достижения и опыт Запада и встала на путь такой широкомасштабной модернизации, какой современная история еще не знала. В результате стране удалось за несколько десятилетий перешагнуть от Средневековья к современности, изменить политическую, экономическую структуры, внести преобразования в промышленную, военную, культурную и социальную сферы и коренным образом перестроить традиционное японское общество.

В 1869 году Император Муцухито перенес столицу в Эдо, переименовав его в Токио («восточная столица»).

Япония начала активную борьбу за свое положение на китайских и корейских землях. После побед в Японо-китайской (1894–1895 гг.) и Русско-японской войнах (1904–1905 гг.) Страну восходящего солнца стали причислять к великим державам. Япония приступила к индустриализации. Военные победы способствовали проникновению экономических и культурных ресурсов в страну. Начался длительный период вывоза национальных богатств Кореи в Японию, а также активное развитие торговых отношений с Китаем.

Именно эпоха Мэйдзи стала периодом взаимопроникновения японской и западной культур. Многое изменилось, появились новые мотивы, новые техники. Художники из других стран обратили внимание на японскую культуру и привнесли элементы японского стиля в живопись, скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Особенно ярко японские мотивы проявились в новом стиле - ар-нуво (в России получившем название «модерн»).

Процесс ассимиляции западного влияния включал возникновение новых форм, сочетающих возвращение к собственным традициям и использование новых западных веяний. В частности, были предприняты успешные попытки работы с новыми техниками живописи, давно известными в Европе. Японские художники освоили живопись маслом. Японская живопись эпохи Мэйдзи испытала влияние таких европейских школ, как реализм, импрессионизм, постимпрессионизм. В 1887 году в Токио была учреждена новая школа изящных искусств национального направления, а в 1907 году возник первый официальный «Салон искусств».

Скульптура как жанр искусства не пользовалась большой популярностью в конце 19 - начале 20 вв., но, несмотря на это, в этой области также проводились эксперименты. Небольшие бронзовые скульптуры той эпохи демонстрируют свойственное японцам чувство линии и цвета, что проявляется в использовании мягкой зеленой или теплой коричневой патины. Развивалась также резьба по дереву.

Существенно новым направлением стала новая гравюра, получившая название «авторская печать» сосаку-ханга, появившаяся в первое десятилетие ХХ в. Ханга - это любая гравюра, в дословном переводе - «печать с доски» (сосаку - авторская, ханга -гравюра).

Художники, находящиеся под сильным влиянием западной живописи, осознали важность собственного художественного наследия, и нашли в гравюре новые возможности для выражения своих творческих идеалов. Традиционная гравюра была продукцией массовой печати, в создании которой наблюдалось чёткое разделение труда художников, резчиков и печатников для оптимизации и удешевления производства. Гравюры сосаку-ханга расценивалась художниками как авторские произведения искусства, в которых все этапы работы - от творческого замысла до печати - производились одним мастером гравюры. При работе с сосаку-ханга применялись многие современные западные техники гравюры, в то же время сохранялись самые высокие достижения традиционной японской ксилографии. В том числе, были продолжены эксперименты с деревянными печатными досками, которые позволяют создать уникальные эффекты фактуры поверхности печатного листа. В авторской гравюре появились новые темы и сюжеты.

В самом начале своего творческого пути художники сталкивались со значительными препятствиями, связанными с издавна устоявшимися нормами разделения искусства на жанры (гравюра до конца XIX века относилась к «низким жанрам» и не входила в состав «Изящных искусств», бидзюцу), но в дальнейшем этот стиль работы приобрел большую популярность.

В нашей стране довольно смутное представление о Японии как современной, так и древней. В основном оно основано на различных штампах и клише.

Сегодняшняя Страна Восходящего Солнца вовсе не похожа на государство, которое пережило свою революцию. Причем особенную, в ходе которой монарх не утратил власть, а, наоборот, вновь обрёл её.

На протяжении почти 700 лет японской истории император являлся обожествляемой, но фактически номинальной фигурой. Реальным правителем страны являлся сёгун, что в переводе означает «полководец», «командующий».

Сёгуном становился представитель наиболее влиятельного японского клана. Титул сэйи-тайсёгун был наследственно-родовым, хотя формально и жаловался всегда императором. Чёткого порядка наследования титула не существовало: обычно сёгун назначал преемника из числа своих сыновей, если же их не было, то усыновлял одного из представителей других ветвей рода.

Начиная с 1603 года Японией на протяжении 250 лет правил клан Токугава . Для императора и его приближённых был создан специальный кодекс, предписывавший монарху посвящать своё время изучению науки и искусств.

Императоры почти никогда не покидали территорию дворца Госё в Киото, за исключением случаев, когда император оставлял власть или, в случае пожара, скрывался в убежище храма. Считалось, что главной обязанностью императоров является исполнение ритуалов, направленных на защиту страны от стихийных бедствий.

Токугава Ёсинобу, Осака, 1867 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Императорская революция

Вечный, казалось бы, порядок вещей, был поставлен под сомнение в середине XIX века. Япония, как и соседний Китай, жившая в сознательной изоляции, столкнулась с намерением европейцев силой оружия принудить её к заключению торговых договоров.

Отсталая в экономическом, социальном и военном плане Япония не могла сопротивляться внешней экспансии. Правительство сёгуна заключало договоры, которые грозили поставить Японию в положение полуколонии.

Среди японской элиты стало зреть недовольство подобным положением вещей. Выходом из ситуации виделось возвращение реальной власти императору.

Токугава Ёсинобу, последний сёгун из клана Токугава, а также последний сёгун в истории Японии, занявший свой пост в 1866 году, видел выход из кризиса в государственных реформах на европейский манер. Однако времени на их осуществление у сёгуна уже не было. Под давлением политических противников 9 ноября 1867 года Токугава Ёсинобу официально заявляет о возвращении власти императору, которым на тот момент являлся едва справивший своё пятнадцатилетие Муцухито . Под этим именем император известен лишь за рубежом: по традиции после смерти в Японии монарха именуют так же, как и эпоху его правления. Эпоха Муцухито получила название «Мэйдзи», что означает «эпоха реформ».

Гражданская война по-японски

Токугава Ёсинобу рассчитывал, что формальное упразднение сёгуната позволит ему одновременно сохранить свой клан у власти. Однако политические соперники оказались сильнее. Новое правительство было сформировано противниками сёгуната. От имени императора оно приняло указ о ликвидации сёгуната и реставрации прямого императорского правления. Новое правительство лишило экс-сёгуна всех титулов и большинства землевладений. В ответ Ёсинобу перебрался из Киото в Осакский замок, где начал подготовку к свержению оппозиции и возвращению власти.

Войска сёгуната Токугава (1864). Фото: Commons.wikimedia.org

Как часто бывает в истории, за революционной сменой власти последовала гражданская война, в японской истории известная под названием «война Босин».

Вооружённый конфликт, который начался в январе 1868 года, завершился в мае 1869 полным разгромом сторонников сёгуната.

Надо сказать, что война Босин была довольно умеренной по количеству жертв. В конфликте, в который с обеих сторон было вовлечено около 120 000 человек, погибло около 4000 человек.

Для последнего сёгуна это поражение обернулось лишь домашним арестом, из-под которого он был освобождён через сравнительно короткий промежуток времени. Токугаве Ёсинобу был возвращен ряд привилегий, а в 1902 году ему был пожалован титул герцога, его включили в состав новой японской аристократии кадзоку и дали место в Палате пэров имперского парламента Японии. Впрочем, утративший власть сёгун отошёл от политики, посвящая жизнь фотографии, охоте и игре го.

Молодой император Мэйдзи с иностранными представителями в период окончания войны. Фото: Commons.wikimedia.org

«Клятва Пяти пунктов»

Ещё до победы в войне Босин император Муцухито провозгласил программу своего правления в виде так называемой «Клятвы Пяти пунктов»:

1. Мы будем созывать совещания и управлять народом, считаясь с общественным мнением.

2. Люди высших и низших классов, без различия, будут единодушны во всех предприятиях.

3. Обращение с гражданскими и военными чинами будет таково, что они смогут выполнять свои обязанности, не испытывая неудовольствия.

4. Отжившие методы и обычаи будут уничтожены, и нация пойдет по великому Пути Неба и Земли.

5. Познания будут заимствоваться у всех наций мира, и Империя достигнет высшей степени расцвета.

Революционным было и поведение Муцухито. Он покинул императорский дворец, чтобы лично возглавить войска, воюющие со сторонниками сёгуната. Муцухито стал первым императором за многие столетия, которого японцы могли наблюдать вблизи: он совершал поездки по стране с целью ознакомления с положением дел на местах.

Шестнадцатилетний император, двигающийся из Киото в Токио (1868 год). Фото: Commons.wikimedia.org

В сентябре 1868 года Муцухито переименовал город Эдо в Токио. Формальная коронация императора состоялась 15 октября 1868 года. Тогда же монарх и провозгласил начало эры «Мэйдзи».

Перед Японией стояла чрезвычайно трудная задача: в кратчайшие сроки перестроить государство, чтобы оно могло быть конкурентоспособным.

Новый порядок

Управление государством взял на себя госсовет, составленный из министров. К 1885 году структура правительства максимально приблизилась к европейской, был введён пост премьер-министра. Император принимал участие в заседаниях кабинета министров, однако сам выступал крайне редко.

Была упразднена система, по которой управление на местах было сосредоточено в руках даймё, владетельных князей. Одни даймё передали владения императору добровольно, у других земли были изъяты.

В 1871 году указом императора автономные области были отменены, а страна поделилась на 72 префектуры. Даймё получили высокое денежное вознаграждение, от них потребовалось переехать в новую столицу, Токио. Многие из них оставили политические посты.

В 1868 году было провозглашено уничтожение цехов и гильдий и предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию. Всё японское население получило право беспрепятственного передвижения по стране. Было введено формальное равенство всех сословий перед законом и установлено право частной собственности на землю, установлен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати.

Молодой император Мэйдзи в военной форме (1873 год). Фото: Commons.wikimedia.org

В стране был создан парламент, однако реальной властью он не обладал: в начале этого периода Япония оставалась абсолютной, а не конституционной монархией.

Армия Японии ускоренными темпами начала перестраиваться по европейским канонам. Это происходило ещё в период «войны Босин», а после её окончания процесс приобрёл ещё более масштабный характер.

После ликвидации княжеств их войска, состоявшие из самураев, были переподчинены военному министерству. В 1873 году правительство ввело в стране всеобщую воинскую повинность. Отныне все мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, были обязаны проходить службу в армии, независимо от своего социального происхождения.

Одновременно с военной реформой были созданы отдельные от армии подразделения полиции.

Первую железную дорогу в Японии император испытал на себе

В 1876 году правительство Японии приняло решение начать практику начисления пенсий дворянам. На государственное обеспечение этого сословия уходило до трети государственного бюджета. Оставшиеся без средств дворяне вынуждены были перейти на государственную службу либо заниматься предпринимательством.

Были проведены масштабные земельная и налоговая реформы. В 1872 году был отменён запрет на продажу земли и признано существование частной собственности. Вместо ранее существовавшего натурального оброка государство стало получать денежный налог от землевладельцев в размере 3% от стоимости земельного участка.

В 1871 году было создано Министерство культуры, центральное учреждение, отвечавшее за образовательную политику. В 1872 году оно издало постановление о системе государственного образования по французскому образцу. Впрочем, вскоре власти пришли к выводу, что создание системы образования по образцу Франции слишком сложно, и в 1879 году был издан указ «Об образовании», по которому обязательное государственное образование ограничивалось лишь начальной школой немецкого образца. Впервые появились государственные учебные заведения, где мальчики и девочки учились вместе.

Школа Кайти — старейшая начальная школа в Японии. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1877 году был основан Токийский университет, в префектурах активно создавались педагогические институты и высшие учебные заведения для женщин.

С помощью европейцев и американцев стал осуществляться масштабный проект индустриализации страны. В 1872 году под управлением европейских инженеров была открыта первая железная дорога, соединившая Токио с Иокогамой. Паровозы доставили из Европы, а здание вокзала было спроектировано в США. Первым пассажиром стал сам император.

В 1877 и 1881 годах в стране состоялись промышленные выставки для знакомства с перспективными мировыми технологиями в промышленности и в сельском хозяйстве. В 1877 году Александр Белл провёл телефонную линию между Токио и Иокогамой.

На смену традиционной для Японии деревянной застройке приходили добротные каменные дома.

Конституция империи

Как грибы после дождя основывались промышленные предприятия. В ещё недавно закрытой Японии появилась мода на европейскую одежду и европейский стиль жизни. Правда, многие полагали, что это наносит ущерб традиционным ценностям, и такие опасения не были лишены основания.

В 1872 году Япония перешла на григорианский календарь, в столице стали выходить газеты и журналы. В Токио принимали иностранные делегации, и для встреч гостей с императором был разработан специальный церемониал, который, подчёркивая значимость фигуры монарха, должен был одновременно не задевать достоинство иностранцев.

Император Японии принимает французскую военную делегацию в Императорском дворце Киото. Фото: Commons.wikimedia.org

На международной арене Япония стремилась к пересмотру кабальных торговых соглашений, к равноправному партнёрству.

В 1889 году была представлена Конституция Японской империи. Помимо определения основ правового статуса императора и органов исполнительной власти, она устанавливала перечень основополагающих прав и свобод японских подданных, вводила в систему государственных органов обладавший законодательной властью парламент, нижняя палата которого избиралась населением, а также учреждала независимый суд. Конституция в вступила в силу в 1890 году.

Император Мэйдзи в 1890 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Великий перелом

Эра Мэйдзи стала переломной для Японии. Страна за пару десятилетий из отсталого феодального государства превратилась в передовую капиталистическую державу, которая стала бросать вызовы соседям. Не все оказались к этому готовы: для России горьким откровением стало поражение в русско-японской войне 1904-1905 годов.

Амбиции японской элиты стали расти как на дрожжах. Обратной стороной прогресса эпохи Мэйдзи стали планы масштабной колониальной экспансии и рост японского милитаризма. Эти процессы достигнут своего пика в период Второй мировой войны.

Это, впрочем, уже не относится к истории Муцухито, 122-го императора Японии, который покинул этот мир еще до начала Первой мировой: 30 июля 1912 года.

Газета «Нью-Йорк Таймс», описывая церемонию прощания с императором, писала так: «Контраст между тем, что шло впереди похоронной повозки, и тем, что шло позади неё, был действительно поразительным. Перед ней шла старая Япония, за ней — новая Япония».

Эпоха Мэйдзи

Современная организация на самом деле абсолютно противоположна жесткой централизации образования, которая существовала в Японии до войны. Концепция системы, от которой официально отказались в 1947 году, лежала в основе сложившейся административной системы эпохи Мэйдзи, с нее начался подъем современной Японии. Еще и сегодня своим выбором социального и культурного развития Япония фактически обязана мощному импульсу, который был дан той эпохой. Авторитет учителя и уважение к нему - непреходящая традиция на Дальнем Востоке, распространившаяся оттуда по всему миру. Как прежде алчущие знания умы ходили по дорогам Древней Японии в поисках мудреца, который привел бы их к просветлению, молодые люди новой империи отправлялись через моря на далекий Запад. Они порывали с изоляцией, которая фактически или юридически была уделом любого японского подданного на протяжении четырех веков. В хартии о пяти статьях (1868) говорилось о необходимости «отыскивать знания по всему миру, для того чтобы усиливать основы императорского правления». Речь шла о том, чтобы поддержать политику, робко вводимую сёгунатом и некоторыми хань под давлением обстоятельств, которые должны были привести к Реконструкции. С 1862 года Ёномото Такэаки (1836–1908), будущий адмирал, был направлен правительством Эдо послом в Голландию, в 1863 году Хосю отправил Инуэ Каору (1835–1915) в Англию. Через два года в Англию был отправлен правителем Сацумы Мори Аринори (1847–1889). От нескольких месяцев до нескольких лет почти все основатели нового японского государства - десять молодых энергичных человек из двенадцати, сыгравших важную роль в этом процессе, - изучали опыт политического и экономического развития в Европе и США. Все они были в тот момент молоды, в расцвете сил.

Но еще более интенсивно шел другой процесс: в Японию были приглашены на высокое жалованье иностранные специалисты. Их задачей была интеллектуальная и техническая подготовка японских специалистов на месте, необходимая для того, чтобы Япония достигла экономического уровня великих держав. Этот процесс, также начавшийся еще до Реконструкции, не мог продолжаться слишком долго: содержание высокооплачиваемых иностранных специалистов вскоре составило подавляющую часть бюджетных расходов, например в 1879 году три пятых бюджета министерства промышленности. Иностранцам необходимо было обеспечить привычный для них уровень жизни, который по сравнению с традиционным скромным существованием японцев быстро показался разорительным. Как только становилось возможным, их заменяли бывшими учениками, так что к концу века лишь немногие иностранные специалисты оставались на своих должностях. Некоторым из них, хотя они и недолго пребывали в Японии, японский народ признателен до сих пор: это философ Эрнест Фенеллоса из Бостона, который напомнил японцам о забытых ими достоинствах культуры и искусства предков; это известный профессор Е.-С. Морс из Гарварда, заложивший основы японской научной археологии и антропологии, открывший знаменитые раковинные кучи в Омори, что послужило для определения первой несомненной вехи в доисторическом прошлом Японии.

В этой ставке на выход страны на международный уровень у реформаторов имелась редкая возможность, считая, по крайней мере теоретически, свое прошлое tabula rasa, на самом деле действовать на земле, оплодотворенной тысячелетней культурной традицией. Поэтому вскоре Япония оказалась в авангарде мирового развития, сформировав устойчивую политическую и экономическую систему, которая могла нуждаться в поправках, не испытывая при этом потрясений. Эта система могла существовать долго.

С 1885 по 1897 год было официально введено обязательное начальное обучение, учреждены университеты, педагогические институты. Новая система образования создавалась под большим влиянием французской системы, принципы которой были выражены в 1872 году в открытии современной школы, доступной для всех, независимо от социальной принадлежности. Введение сначала обязательного трехлетнего образования, в 1900 году - четырехлетнего и, наконец, в 1908-м - шестилетнего сделало Японию одной из немногих стран мира, где население было полностью обучено грамоте: к началу XX века лиц, получивших школьное обучение, было девяносто процентов, а учащихся среди детей школьного возраста - девяносто пять процентов. Тогда же, благодаря частным школам и миссиям, развивается женское образование. Япония, таким образом, могла гордиться тем, что оказалась среди тех стран мира, где население было грамотным.

Появилось множество технических школ, предназначенных для подготовки кадров, требуемых развивающейся промышленностью; крупные университеты, которых тогда насчитывалось восемь, и сегодня имеют статус, установленный во времена их основания. Университеты готовят крупных государственных чиновников и академических ученых, занимающихся чистой наукой. Образовательная пирамида с выраженной иерархической структурой, конечно, имеет свои недостатки, особенно заметные в регионах. Против установления жестких правил негибкой системы, за организацию образования по западному образцу мужественно выступал Фукудзава Юкути, ему приходилось также сопротивляться «реакции» со стороны конфуцианских ученых и синтоизма, и эта борьба могла бы привести к либерализму. В 1879 году после возвращения из Вашингтона Фукудзава и Мори Аринори составили план децентрализации образования и предложили его. Этот план никогда не был осуществлен, но его наличие тем не менее еще раз доказывает, что современная система образования сложилась прежде всего в опоре на исторический опыт и неисчезающий интерес к национальным традициям, а не в результате заимствования. Кроме того, либерализация даже во времена господства централизации была известна частным университетам, например Кэйо-гидзуку, основанному Фукудзава Юкути (1834–1901), или Васэда, основанному Окума Сигэнобу (1838–1922), и христианским школам, таким как Досиса. Учрежденные в более «технических» целях, чем императорские университеты, для которых они были скорее дополнением, чем конкурентами, частные университеты стали специализироваться: именно в Васэда Окума доказывал своим кредиторам необходимость частного образования наряду с государственным: «Хотя государство прилагает много усилий для всеобщего образования, крайне сомнительно, чтобы оказалось полезным успешно завершать высшее образование в государственных учреждениях. Государство наделено властью решать таким образом, но бывают моменты, когда цели государства в действительности оказываются выражением целей правительства, стоящего у власти, и они не отражают на самом деле цели народа. Бывают моменты, когда цели государства оказываются ошибочными. Если само государство - создание совокупности множества отдельных личностей, то трудно представить, что оно не может совершить случайную ошибку. Поэтому мне кажется, что необходимы все виды школ - правительственные, общественные и частные. И так как они вступают в соперничество в своем поиске истины, то они осветят правду и, может быть, создадут новые теории. Я убежден, что университет Васэда разовьет в более или менее большой степени свои характерные особенности благодаря связям с императорским университетом и другими учреждениями и что, соревнуясь в обучении и исследовании, он благотворно повлияет на образование в целом» (Окума кё хатидзюгонэн си).

Этот либеральный голос, если он и не угас сразу же, становился все более и более сдержанным, по мере того как в политических процессах усиливался вес государства. До конца Второй мировой войны знаменитый императорский рескрипт от 30 октября 1890 года, который читался каждый день в школах всей страны, властно утверждал основы национального образования: «Наши императорские предки создавали нашу империю на широком и прочном фундаменте беспримерной доблести; наших подданных всегда объединяла верность и сыновнее благочестие, красоту которых они демонстрировали из поколения в поколение. Именно в этом состоит слава непоколебимости нашей империи, и именно в этом источник нашего воспитания. Вы, наши подданные, будьте любящими сыновьями по отношению к вашим родителям, любящими родственниками по отношению к вашим братьям и сестрам; пусть между мужем и женой царит гармония, а между друзьями - чистосердечие; придерживайтесь в своем поведении скромности и умеренности; распространяйте на всех вашу благосклонность; продолжайте изучение наук и развивайте искусства и таким образом развивайте и ваши умственные способности и совершенствуйте вашу нравственную силу; а помимо этого, делайте все для того, чтобы общественное благо прогрессировало, благоприятствуйте общественным интересам; почитайте конституцию и соблюдайте законы; если когда-нибудь возникнет опасность для государства, отважно вставайте на его защиту; и так оберегайте и поддерживайте благополучие нашего императорского трона, столь же древнего, как небо и земля. Тогда вы будете не только нашими добрыми и верными подданными, но и прославите наилучшиё традиции наших предков. <…>

Дорога, указанная здесь, несомненно, завещана нашими императорскими предками: ею должны следовать и их потомки, и их подданные, эта дорога - истина на все времена. Наш обет заключается в том, чтобы его соединять с вами, о наши подданные, со всем глубоким почтением в наших сердцах, для того чтобы мы все достигли, таким образом, той же добродетели» (Ёсида К., Кайго Т. Образование в Японии).

Таким образом, наряду с модернизацией государственных механизмов, эффективность которой очевидна, сохранялась, как это раскрывают терминология и мысль императорского рескрипта, духовная цель, унаследованная от традиции, которая не умирала. Конечно, она вписывалась в историю уже измененной: самый старый университет, Токийский, созданный в 1877 году, но существующий с 1869-го, фактически объединял бывшую конфуцианскую школу Эдо, медицинскую школу при сёгунате и школу по изучению иностранных книг (Бансо-сирабэ-со). Старые кадры, ведавшие образованием, за исключением главных сёгунских школ, которые откровенно сохраняли феодальные черты, обновлялись, но это свидетельствовало скорее о централизации и подчинении личности императора, чем о революции. Однако и централизация и подчинение личности императора были необходимы из-за ставшего помехой «разграничения» полномочий, долгое время превозносившегося Токугава. Но вчера, как и сегодня, речь шла о том, чтобы пересматривать наследие прошлого, а не о том, чтобы его отбрасывать.

Из книги Хризантема и меч автора Бенедикт Рут

IV Реформы Мэйдзи Боевой призыв сонно-дзёи - «восстановить власть Императора и изгнать варваров» - возвестил о вступлении Японии в современную эпоху. В этом лозунге отразилось стремление оградить Японию от разлагающего влияния внешнего мира и реставрировать золотую

Из книги Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху автора Дэвис Эрик

Мифинформационная эпоха Сбор информации характерен для цивилизации в той же мере, что и сбор пищи для кочевых культур, а позже для городских общин - излишки урожая и стратифицированные социальные иерархии. С того момента, как первый писец взял тростинку и нацарапал

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Язык в революционное время автора Харшав Бенджамин

Из книги Цивилизация классического Китая автора Елисеефф Вадим

Эпоха «Весна и осени» и эпоха Борющихся Царств Изучать шаг за шагом развитие китайских княжеств в эти эпохи достаточно тяжело. Это исследование является еще более трудным для нас, мало знакомых с китайскими патронимами и топонимами. Согласно Сыма Цяню, государство Ци,

Из книги Японская цивилизация автора Елисеефф Вадим

Мэйдзи Огромную силу Японии, несмотря на то что в те годы она не могла выдержать сравнения с заграницей, придавала вера в свою способность к возрождению. Если сыновья самураев могли вынужденно признавать свою слабость, то они никогда заранее не признавали себя

Из книги Герцоги республики в эпоху переводов: Гуманитарные науки и революция понятий автора Хапаева Дина Рафаиловна

Эпоха Эдо Скульптура, утратив свое духовное содержание с начала буддийского возрождения в эпоху Камакура в XIII веке, лишилась и актуальности, в особенности после того, как в эпоху Токугава триумфально утвердилось влияние конфуцианства. Произведения, созданные после XIII

Из книги История Древней Греции в 11 городах автора Картледж Пол

I. ЭПОХА ПЕРЕВОДОВ Мы живем в эпоху переводов. Окиньте мысленным взором полки вашего любимого книжного магазина Петербурга или Будапешта, Парижа или Нью-Йорка, представьте себе вашу собственную библиотеку, вспомните последний разговор с коллегой или последний текст,

Из книги Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому» автора Вишленкова Елена Анатольевна

Эпоха классики 499–494 гг. до н.э. – Ионийское восстание: мятеж против персов ионийских греков и других греческих и негреческих общин и народностей490 г. до н.э. – сражение при Марафоне: афиняне и платейцы наносят поражение персидским завоевателям480–479 гг. до н.э. – второе

Из книги Искусство Востока. Курс лекций автора Зубко Галина Васильевна

Эпоха эллинизма 301 г. до н.э. – битва при Ипсе, гибель Антигона Одноглазого – основателя династии Антигонидов в Македонии300 г. до н.э. – основание Зеноном школы стоиков283 г. до н.э. – смерть Птолемея I, основателя династии Птолемеев в Египте, Мусейона и библиотеки при нем в

Из книги И смех, и слезы, и любовь… Евреи и Петербург: триста лет общей истории автора Синдаловский Наум Александрович

Византийская эпоха 324 г. – основание (8 ноября) Константинополя (второе основание Византия) императором Константином330 г. – освящение (11 мая) Константинополя395 г. – император Феодосий I приказывает прекратить почитание любых нехристианских культов и проведение

Из книги Икона и Топор автора Биллингтон Джеймс Х

Зрелищная эпоха В качестве хронотопа для общения с читателем я выбрала дофилософский и дофотографический период в истории самоосмысления империи, то есть вторую половину XVIII – первую треть XIX в. Его специфичность состоит в том, что тогда антропологическая мысль России

Из книги автора

Эпоха Южная Сун На юге страны, в городе Линьане (Ханьчжоу), куда бежала большая часть интеллигенции, возрождается художественная деятельность. Император Гао Цзун организует здесь Академию живописи.Вторая половина XII – начало XIII века – время необычайного по

Из книги автора

Эпоха перемен В 1989 году, в разгар Перестройки, народным депутатом СССР от Ленинграда был избран Анатолий Александрович Собчак. На первом съезде он вошел в состав Верховного Совета СССР. В апреле 1990 он избирается депутатом Ленсовета, а 23 мая того же года – председателем

Из книги автора

2. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА После 1917 г. долгое время было не вполне ясно, насколько глубоко ломка культурной традиции входила в основу нового социального строя. Всевозможные идеи полного разрыва с культурой прошлого - будь то через богостроительский восторг Пролеткульта, будь